УДК 349.2:347.6
Страницы в журнале: 141-144
С.В. ПОЛЕНИНА,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, главный научный сотрудник Института государства и права РАН,
Е.В. СИДОРОВА,
юрист 1-го класса, консультант отдела уголовного законодательства и законодательства о безопасности Департамента конституционного законодательства Минюста России
Рецензия на: Социально-юридическая тетрадь (СюрТе). Актуальные проблемы социальной направленности цивилистики и смежных областей юриспруденции: Сб. науч. тр. / Под ред. Н.Н. Тарусиной. - Ярославль: ЯрГУ, 2011. - 172 с.
Социальное и трудовое право сегодня опять находятся в центре пристального внимания юридической общественности, ввиду принятия федеральных законов, регулирующих и активизирующих общественные отношения в сфере социальной защиты населения. Среди научных работ в русле развития идей о трудовом и социальном праве в Европейском союзе стоит выделить работы Е.А. Ершовой, В.В. Ершова и др.
Социально-юридическая тетрадь, подготовленная под руководством Н.Н. Тарусиной, имеет непосредственное отношение к рассмотрению проблем социального, семейного, трудового, земельного и жилищного права, законодательства и создания в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова новой кафедры, которая занимается социальным и семейным законодательством. В первом тематическом сборнике, посвященном рассматриваемым вопросам, участвовало двенадцать авторов, которые постарались заострить внимание читателей на проблемах социальной направленности цивилистики и смежных областей юриспруденции.
Предваряет сборник содержательная статья А.М. Лушникова, М.В. Лушниковой «Социальное право: многообразие понимания и версия Европейского Союза», в которой проводится аналитический обзор различных трактовок социального права. Авторы выделяют четыре направления обоснования социального права.
Согласно первому направлению социальное право определяется как всеобъемлющая категория права, как «право интеграции».
В соответствии со вторым направлением социальное право представляет собой сферу пересечения частного и публичного права, их взаимодействие порождает социальное право (с. 8). Это соображение отражено в работах по вопросам конвергенции частного и публичного права. При изучении представленной тематики исследования фактор комплексности, на наш взгляд, можно рассмотреть как одно из последствий конвергенции частного и публичного права. В рамках данного направления социальное право рассматривают также в качестве надотраслевого правового образования, стоящего в одном ряду с частным и публичным правом (Ю.А. Тихомиров). Данная концепция интересна и благотворно может сказаться на развитии идеи о комплексных правовых образованиях в подсистеме социального права.
Согласно третьему направлению социальное право противопоставляется индивидуальному праву и созвучно понятию «коллективное право» (с. 10). Так, О.Ф. Гирке помимо традиционного частного, а также публичного права выделяет социальное право, т. е. совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с деятельностью союзов, отделенных от государства. В настоящее время этот подход перекликается с делением нашего общества на государственный, частный секторы и сектор некоммерческих организаций.
В соответствии с четвертым направлением социальное право рассматривается авторами сборника как комплекс издаваемых государством законов, которые защищают население (с. 12). Сторонники данного подхода связывают социальное право с социальной функцией государства, выделяя отрасли, обеспечивающие решение социальных вопросов. С одной стороны, этот подход фактически сводится к формированию комплексной отрасли права (социальное право), объединяющей различные отрасли и институты российского права, которые имеют общее назначение (цель) (С.А. Иванов, И.А. Ледях, М.И. Лепихов). Вместе с тем такая точка зрения получает развитие и в другой концепции социального права, согласно которой социальное право должно выступать некоей надотраслью права (О.А. Парягина, М.В. Филиппова), содержащей отрасли социальной направленности. А.М. Лушников и М.В. Лушникова считают, что следует акцентировать внимание на развитии социального законодательства (а не права), и отмечают его комплексный характер. Социальное право рассматривается ими как суперотрасль, включающая в себя трудовое законодательство и законодательство социального обеспечения.
Рассмотренные в статье различные трактовки социального права, на наш взгляд, вызывают понимание и поддержку, но нуждаются в унификации. В настоящее время процесс формирования единого мнения ученых по данному вопросу еще не завершен.
Важно значение вопросов, исследуемых Н.Н. Тарусиной в статье «Социальная направленность цивилистики и смежных областей юриспруденции: предпосылки, гипотезы и некоторые констатации». Автор обращает внимание на социальный аспект отраслей права и законодательства, в том числе комплексных институтов (с. 22). Этот принципиальный подход к пониманию содержания социального применительно к праву и законодательству свидетельствует, во-первых, об иных признаках деления права на отрасли, во-вторых, о формировании комплексных правовых образований в системе права и системе законодательства.
В другой статье Н.Н. Тарусиной - «Семейное право и семейное законодательство: экспертиза на соответствие занимаемой должности социального служения» - автор занимает крайнюю позицию, считая, что одним из векторов актуализации социальной направленности семейного законодательства является построение барьеров против коммерческой «экспансии гражданского права», его атаки на классические социально ориентированные семейно-правовые технологии (с. 75). Данный вывод представляется спорным, поскольку в настоящее время законодатель уделяет внимание процессу гармонизации публичного и частного права, в том числе в семейно-правовой сфере.
Далее Н.Н. Тарусина исследует социальную составляющую семейного законодательства, которая проявляется в институтах семейного права, в частности, в институте брака, родительства и детства, институте попечения детей, институте алиментных обязательств. Предлагается законодательно закрепить понятийную конструкцию «статус ребенка» (с. 64). Кроме того, во второй части статьи автор обращается к гендерному аспекту семейных отношений и предлагает пути их оптимизации. Третья часть статьи посвящена судебной защите прав и интересов детей, родителей, попечителей, супругов, нуждающихся в помощи членов семьи. Автор размышляет о социальном контексте взаимодействия семейного права и гражданского процесса, в частности о социализации и специализации правосудия по семейным делам. Так, Н.Н. Тарусина вполне справедливо, на наш взгляд, сожалеет, что идея о специальных семейных судах вновь «задыхается» под спудом финансовых проблем (с. 72).
В рецензируемый сборник включена статья А.Ю. Поваренкова «Методология исследования социального риска», в которой исследуется особая разновидность риска - социальный риск. Достаточно подробно, с привлечением нового законодательства об обязательном социальном страховании и судебной практики, освещено понятие социального риска, его признаки. Заслуживает внимания идея автора о том, что различным формам социального риска должны соответствовать различные инструменты его компенсации (с. 53).
О.И. Сочнева в статье «О “детском праве” как комплексном нормативно-правовом блоке социального законодательства» справедливо отмечает, что в Российской Федерации продолжается формирование законодательной базы в сфере обеспечения и защиты прав и интересов ребенка. Рядом ученых была предложена концепция детского права как новой подотрасли международного гуманитарного права (с. 77). В своем современном состоянии это комплексная отрасль (подотрасль социального законодательства), которая имеет различную отраслевую принадлежность и ориентирована на решение специфических задач по поводу обеспечения и защиты прав и интересов ребенка. В статье представлено авторское видение вопросов особенностей ряда правомочий детей, в том числе их права жить и воспитываться в семье, права на защиту, на имя, права выражать свое мнение.
А.В. Вошатко в статье «Индивидуальное и семейное начало в системе оснований наследования» предлагает вниманию читателей обзор литературных и законодательных источников и некоторые сопутствующие обобщающие выводы, направленные на выяснение поставленного вопроса. Принципиальным является вывод автора о том, что семейное начало ставится на первое место в наследственном праве, хотя распоряжение наследодателя обладает бесспорным приоритетом по сравнению с порядком наследования по закону (с. 107).
О.Г. Миролюбова написала для сборника две статьи - «О социальном контексте земельного законодательства» и «О социальной направленности жилищного права и законодательства». Автор исследует в основном публичную составляющую земельного права, а также подчеркивает его имущественный характер, что соответствует устоявшимся положениям Конституции РФ, ЗК РФ и ГК РФ по поводу земельных отношений.
Кроме того, О.Г. Миролюбова представляет перечень проблем, касающихся жилищной сферы, которые имеют существенное значение для практики. Надеемся, что О.Г. Миролюбова продолжит исследование этой проблематики и добьется новых творческих успехов.
Ознакомление с научной статьей Е.А. Исаевой «Гендерная составляющая социальной политики Европейского Союза: идеи законодателя и толкование правоприменителя» (с. 125) позволяет составить полное представление о влиянии европейского права и правосудия на достижение гендерного равенства в странах Евросоюза. В статье приведены примеры из европейского законодательства и правоприменительной практики по вопросам защиты прав женщин и лиц с семейными обязанностями. Проводится сопоставление со статусом российских женщин и вообще всех граждан Российской Федерации с семейными обязанностями.
Интересна включенная в сборник публикация Т.Ю. Барышниковой, Ю.А. Кузнецова «О разграничении полномочий публичных образований по финансированию мер социальной поддержки населения: пробелы законодательства и практика их преодоления». В статье рассматриваются вопросы возмещения убытков, возникших в результате отсутствия возмещения затрат коммерческих организаций на предоставление социальных услуг. Продолжая научную дискуссию о содержании понятия «социальное государство», авторы считают вполне оправданным возможность рассматривать его в узком аспекте как наличие определенных благ, предоставляемых человеку системой специальных услуг. Значение этой стороны деятельности государства ученые видят в том, что построение социального государства невозможно без финансового его участия. В таком контексте социальное государство понимается ими как корпоративная модель, которая предполагает механизм ответственности предприятий и организаций за материальное положение и судьбы своих работников (с. 142). Признавая прямое закрепление БК РФ правила о том, что обязанным лицом по оказанию мер социальной поддержки является соответствующее публично-правовое образование, авторы приходят к выводу, что в основу обеспечения мер социальной поддержки бюджетным финансированием могут быть положены специальные нормы ответственности за несвоевременное возмещение затрат организациям, предоставляющим социальные услуги.
Завершая рецензию, хотелось бы отметить, что сборник, подготовленный авторским коллективом кафедры социального и семейного законодательства Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, отличается острой актуальностью исследуемых вопросов. Работа охватывает большое число нерешенных проблем социального, семейного, земельного и жилищного права и законодательства, а также намечает вероятные пути их рационального и последовательного решения в данной сфере, обогащая юридическую науку и практику.
Библиография
1 См.: Кашкин Ю.С. Развитие идей о трудовом и социальном праве в Европейском Союзе // Право. 2009. № 4. С. 71-82.
2 Ершова Е.А. Трудовое право в России. - М., 2007; Она же. Нормативные правовые акты работодателя, содержащие нормы трудового права // Трудовое право. 2009. № 1. С. 61-72.
3 См.: Высшее юридическое образование и трудовое право в России: актуальные вопросы теории и практики: Интервью В.В. Ершова // Там же. 2010. № 4. С. 73-76.
4 См.: Поленина С.В. Институт брака - международно-правовой, национальный и культурный аспект // Диалог культур и партнерств цивилизаций: становление глобальной культуры: X Международные Лихачевские научные чтения, 13-14 мая 2010 г. - СПб., 2010. С. 409-411; Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. - М., 2011.
5 См.: Gierke O. F. Deutsches Privatrecht. - Leipzig, 1905. S . 26-33; Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву (серия «Классика российской цивилистики»). - М., 2000. С. 104-105, 145-148.
6 См.: Защита прав человека в условиях перехода к рынку (материалы круглого стола) // Государство и право. 1993. № 6. С. 15-46; Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). - М., 2000. С. 9-11.
7 См.: Парягина О.А. Правовые проблемы социальной политики. - Иркутск, 2001. С. 58; Право социального обеспечения / Под ред. М.В. Филипповой. - М., 2006. С. 87.
В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
Основными из них являются:
Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить .
Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:
С экономическими правами тесно связаны социальные права.
Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение ( , пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.
Особую роль имеет право на социальное обеспечение , отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.
Каждый имеет право на охрану здоровья , в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).
Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.
Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.
В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.
Охрана труда – это многогранная деятельность государства и отдельных работодателей, направленная на охрану жизни и здоровья работников в процессе труда и в связи с ним. Кроме того, приведенное определение позволяет рассматривать охрану труда не только как систему мероприятий, но и как систему организационных действий руководителей, позволяющих оперативно решать вопросы охраны труда, которые возникают в процессе производственной деятельности.
Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключается, либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.
Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) – документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.
Производственная деятельность – совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
§2 СТРУКТУРА КУРСА ОХРАНЫ ТРУДА И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ
Создание здоровых и безопасных условий труда требует проведения обширного комплекса различных по характеру мероприятий. В силу этого весь курс «Охрана труда» разделен на четыре самостоятельных раздела, связанных с соответствующими дисциплинами.
§3 КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОХРАНЫ ТРУДА И ВКЛАД РУССКИХ УЧЕНЫХ
Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. Если на заре человечества людям угрожали опасные природные условия, то с течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.
Ученые с древних времен изучают безопасность человека в различных условиях жизни и деятельности.
Аристотель (384-322 до н.э.), Гиппократ (460-377 до н.э.) в своих трактатах рассматривали условия труда.
Парацельс (1493-1541) изучал опасности, связанные с горным делом. Ему принадлежит изречение: «Все есть яд, и вас есть лекарство. Только доза делает вещество ядом или лекарством».
Агрикола (1494-1555) изложил вопросы охраны труда в работе «О горном деле».
Рамаццини (1633-1714) заложил основы профессиональной гигиены, написал книгу «О болезнях ремесленников».
С развитием цивилизации применяли все новые виды энергии: механическая, паровая, электрическая, атомная и опасность при этом возрастала. Например, у атомной энергии на защиту приходится 50 % затрат.
В России первые научные исследования по вопросам охраны труда выполнены М.В. Ломоносовым. В XVIII веке особенно развивались горнодобывающая и металлургическая промышленность, где труд рабочих был наиболее тяжел и опасен.
В 1742 году М.В.Ломоносов написал работу "Первые основания металлургии и рудных дел", где дал рекомендации о креплении грунта и безопасных переходах по лестницам, о рабочей одежде. Описывая металлургическое производство, он изложил правила безопасности и санитарные правила для горных работ, создал теорию естественного вентилирования шахт, основанную на физических свойств воздуха разных температур. Он также совместно с Г.В.Рихманом разработал конструкцию, применяющего и в настоящее время молниеотвода. К сожалению, при очередном испытании молниеотвода, во время грозы, Г.В. Рихман погиб.
После М.В.Ломоносова был упадок русской научной мысли. В те годы развитие техники опиралось на зарубежную науку, не задумывающуюся об условиях труда рабочих.
В 1882 г. профессор В.Л. Кирпичев на съезде Технического общества сделал доклад по технике безопасности на тему: "О мерах предосторожности при обращении с машинами и приводами", которые часто травмировали станочников, так как не имели ограждений опасных зон. Это был итог больших научных исследований того времени в области охраны труда и техники безопасности.
С наступлением XX века наука об охране труда стала бурно развиваться.
В 1901 году великий русский физиолог И.М. Сеченов в книге "Очерк рабочих движений человека" рассмотрел некоторые вопросы по гигиене труда. Изучая взаимодействие человеческого организма с внешней средой, он разработал физиологические критерии для установления длительности рабочего дня не более 8 часов. Передовой санитарный врач А.В. Погожаев организовал "Санитарный музей" и в 1902 г. основал первый в России периодический журнал по гигиене труда "Промышленность и здоровье". Этот журнал издается по настоящее время под названием "Охрана труда и социальное страхование".
В 1913 году химик Н.Д. Зелинский разработал конструкцию первого противогаза, как индивидуального средства защиты органов дыхания и зрения человека от вредных веществ и пыли.
Котельников - создал парашют, как средство спасения в воздухе.
Физиолог академик И.П.Павлов исследовал влияние внешней среды на нервную систему человека, а профессор Ф.Ф.Эрисман продолжил его работу и издал многотомник "Гигиена труда".
"Отец русской авиации" Н.Е.Жуковский разработал аэродинамическую теорию - основу расчетов вентиляторов и вентиляционных систем.
Лауреат Нобелевской премии академии Н.Н. Семенов занимался взрывобезопасностью, профессор А.А. Скочинский - пожарной безопасностью, С.И. Вавилов - люминесцентным освещением, Е.Я.Улицкий - защитой от вибрации, А.Н.Киселев и А.В. Манойлов исследовали влияние электрического тока на организм человека, Е.Я.Юдин разрабатывал средства электробезопасности, профессоров Ш.А.Кумсиев предложил новые методы и средства фиксации животных.
Значительный вклад в дело защиты человека от неблагоприятного воз
действия различных вредных и опасных факторов производства внесли работы ученых Н.Д.Золотницкого, П.А.Долина, Н.А.Стрельчука, В.Ф.Максимова, Б.А.Князевского, Г.М.Никитина и др.
§4ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ТРУДА
Профилактическая текущая и долговременная работа по обеспечению здоровых и безопасных условий труда в высокоразвитых зарубежных странах строится на простой экономической формуле: расходы на выполнение трудоохранных программ всегда меньше, чем выплаты по последствиям несчастных случаев, производственно-обусловленной заболеваемости и аварий. Таким образом, расходы на охрану труда не снижают прибыль, а увеличивают ее. Из этого не следует, что в зарубежных странах нет проблем с травматизмом, профзаболеваниями, авариями и пожарами. Но в подавляющем большинстве на предприятиях эта формула работает и приносит свои плоды.
Подтверждается это простым сравнением. Реализация в течение года номенклатурных мероприятий по охране труда одного сельскохозяйственного рабочего требует средств, практически равных однодневному заработку.
В то же время за этот же трудовой день рабочий производит продукции на сумму в 3-6 раз больше дневного заработка. Так может ли грамотный предприниматель не видеть и не стремиться к исключению любых потерь рабочего времени.
Здесь следует принять в расчет еще три особенности, характерные для зарубежной практики охраны труда:
Общие сведения об опыте организации работы по охране труда в зарубежных странах следующие:
Вместе с тем, эти положения у нас нарушаются гораздо чаще, чем там, где тракторы и сельскохозяйственные машины полностью соответствуют стандартам безопасности и санитарным нормам, хотя и более высоким.
§5. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА
5.1. Правовые основы охраны труда
Конституция Российской Федерации (Принята Всенародным голосованием 12.12.1993).
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
Статья 37
Раздел X. "Охрана труда"
Этот раздел состоит из 4 глав и 22 статей с положениями об охране труда.
Глава 33. Общие положения.
Ст.209. Основные понятия.
Ст.210. Основные направления государственной политики в области охраны труда.
Глава 34. Требования охраны труда
Ст.211. Государственные нормативные требования охраны труда.
Ст.212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда.
Ст.213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников.
Ст.214. Обязанности работника в области охраны труда.
Ст.215. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда.
Глава 35. Организация охраны труда.
Ст.216. Государственное управление охраны труда.
Ст.217. Служба охраны труда в организации.
Ст.218. Комитеты (комиссии) по охране труда.
Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда.
Ст.219. Право работников на труд, отвечающего требованиям безопасности и гигиены.
Ст.220. Гарантии прав работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
Ст.221. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Ст.222. Выдача молока и лечебно-профилактического питания.
Ст.223.Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников.
Ст.224. Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников.
Ст.225. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда.
Ст.226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Ст.227. Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету.
Ст.228. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве.
Ст.229. Порядок расследования несчастных случаев на производстве.
Ст.230. Оформление материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет.
Ст.231. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве.
5.2. Особенности регулирования труда женщин и молодежи
Ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию.
Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы (Ст.253 ТК РФ).
При этом нужно руководствоваться Перечнем тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 г. № 162 (СЗ РФ 2000.№ 10. Ст. 1130) (СЗ - Собрание законодательства).
В сельском хозяйстве не рекомендуется работа женщин - на тяжелых колесных и гусеничных тракторах, на машинах с опрыскивателями и опыливателями, погрузке и разгрузке ядохимикатов и минудобрений. В животноводстве - уход за племенными быками и жеребцами, обучение молодых лошадей, убой и снятие шкур крупных животных и свиней.
Запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).
Запрещаются переноски и передвижение работниками в возрасте до 18 лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы (Ст. 265 ТК РФ).
В сельском хозяйстве труд подростков запрещен: в случае с работой, связанной с ядохимикатами, дезинфекцией, обслуживанием оборудования животноводческих ферм и комплексов, котельных установок; так же запрещена самостоятельная работа на тракторах (стажировка до 18-летнего возраста под наблюдением старших), на автомобилях; запрещены электромонтажные работы, строительные работы на высоте, сварочные и кузнечные работы, внутри емкостей и башен, под землей; заправка горючим и др.
Минимальный возраст приема подростков на работу с 14 лет разрешен с соблюдением следующих условий:
Нормы переноски тяжестей женщинам - 15 кг, вдвоем - на носилках - 30 кг., подъем на высоту до 1 м - 10 кг. Для подростков норма переноски тяжестей мужского пола - 16,4 кг, женского - 10,25 кг. Для мужчин старше 18 лет норма переноски тяжестей -50 кг.
5.3. Нормативная документация по охране труда и система стандартов безопасности труда
1. Федеральные законы
РФ, регламентирующие вопросы охраны труда. Например, ТК РФ, Закон об основах охраны труда и др.
2. Положения: "О расследовании и учете несчастных случаев на производстве", "Об организации работы по охране труда на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса РФ", «Организация обучения безопасности труда».
Согласно ГОСТ 1.0-68, обеспечение охраны здоровья населения и безопасности работающих - главная цель Государственной системы стандар тизации (ГСС)
………….. I уровень
республиканский II и III уровни отраслевой
предприятия IV уровень
Система стандартов безопасности труда (ССБТ) представляет собой комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, направленные на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека.
Шифр подсистемы | Наименование подсистемы |
0 | Организационно-методические стандарты |
1 | Стандарт требований и норм по видам опасности и вредности производственных факторов |
2 | Стандарт требований безопасности к производственному оборудованию |
3 | Стандарт требований безопасности в производственным процессам |
4 | Стандарт требований к средствам защиты работающих |
5 | Стандарт требований к зданиям и сооружениям |
6...9 | Резерв |
5.4. Виды ответственности за нарушение требований охраны труда
За несоблюдение требований ТБ и нормативной документации, которое может привести к травматизму, профессиональным заболеваниям, авариям и пожарам на администрацию, специалистов и работников налагается ответственность.
Дисциплинарная (внутрихозяйственная) в виде:
а) замечание;
б) выговор;
в) увольнение по соответствующим основаниям (Ст. 192 ТК).
Административная
(Ст.41. Нарушение законодательства о труде и законодательства об охране труда в ред. Федерального закона от 18.07.95 №
109-ФЗ). Нарушение должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности законодательства РФ об охране труда - влечет наложение штрафа в размере до 100 МРОТ.
Уголовная . (Ст. 143 УК РФ. Нарушение правил охраны труда).
1. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека -
наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека - наказывается лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
5.5. Система надзора и контроля за охраной труда
За соблюдением требований охраны труда и для привлечения к ответственности их нарушителей установлены следующие виды надзора и контроля:
А. Государственный - осуществляется рядом инспекций в районах, областях, краях и т.д., подчиненных прокуратуре.
I. Специальный
1. Вневедомственный – осуществляется госинспекцией по надзору и контролю по охране труда.
2. Ведомственный - осуществляется управлениями, отделами, главными, старшими, специалистами по охране труда.
Б. Общественный контроль осуществляется:
а) технической инспекцией труда профсоюзов;
б) советом профсоюзов;
в) отраслевым профсоюзом:
5.6. Классификация опасных и вредных производственных факторов
ГОСТ 12.0.003-74 подразделяет опасные и вредные производственные факторы по природе действия на 4 группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.
3. Биологические:
а) машины 24 % (из них транспорт - 9,3; колесные тракторы - 5,8; гусеничные - 4; стационарное оборудование - 4,9];
б) с/х животные 18,4 % (особенно коровы);
в) падение с высоты 5,8 %;
г) на поверхности - 22,8 %;
д) падение предметов сверху - 5 %.
Остальные 24 % распределяются на термические факторы (ожоги); отправляющие и едкие вещества, электротравмы, утопление и др.
Травмы - внезапное повреждение организма опасным производственным фактором делятся на механические: ушибы, переломы, вывихи, растяжение и разрыв связок, ранения и кровотечения, сотрясение мозга, контузии глаз, сдавление грудной клетки.
Термические - ожоги, в т.ч. химические, обморожение, электрические удары и травмы, поражение молнией, острое отравление (наступившее в течение дня), утопление, ядовитые укусы. Травмирование человека с утратой трудоспособности хотя бы на 1 рабочий день называется несчастным случа ем.
Профессиональные заболевания возникают при длительном воздействии вредных производственных факторов и распределены следующим образом:
5.7 Классификация несчастных случаев по виду и степени тяжести
Любой человек должен иметь возможность воспользоваться своими социальными правами, которые ему обязано предоставить .
Полнота этих прав определяется социальным статусом в обществе – пенсионеры, несовершеннолетние могут пользоваться различными государственными благами. Но все эти блага даются, чтобы каждый человек независимо от своего статуса смог реализовать себя в обществе и жизни.
Социальные права — это и защита детей государством
Социальные права – это комплекс социальных благ, предоставляемых человеку и гражданину государством. Понятие «социальный» означает связь человека с обществом и затрагивает их взаимоотношения. Социальные права даются человеку в целях реализации его интересов, связанных с жизнью в обществе.
Главным источником прав и их гарантом для гражданина РФ и всего населения страны является Конституция РФ. Документ определяет права и свободы, предоставляемые россиянам, иностранным гражданам, лицам, не имеющим на данный момент гражданства, находящимся или проживающим на территории страны.
Конституция РФ разграничивает понятия гражданских прав и прав человека. Права человека даются ему с рождения и не зависят от его национальности, расы, пола, религии и других особенностей. В документальной форме определения прав человека дополняются словосочетанием «каждый имеет право» и т.п., тем самым подчеркивается равенство прав любого человека, пребывающего в границах Российской Федерации.
Кроме конституционных законов, которыми располагает каждое государство, права человека определяются также соглашением международного уровня – Всемирной Декларацией прав человека, принятой на заседании Генеральной Ассамблеи ООН через несколько лет после завершения Второй Мировой войны. Социальные права человека также регулируются другими документами международного уровня.
Социальные находятся под охраной закона, являясь юридической категорией. Социальные блага данного типа даются только тем людям, которые находятся в устойчивых правовых отношениях с определенным государством, то есть являются его гражданами.
Социальные права относятся ко второму поколению прав и свобод. Всего в истории формирования данной категории выделяют три поколения:
Важным моментом является то, что пользование предоставляемыми правами и свободами одного человека, не должно нарушать или ущемлять каким-либо образом права других людей. Поэтому блага, которые может предоставить государство, не могут быть безграничными, иначе это приведет возникновению множества конфликтов.
С основами социального права ознакомит видеосюжет:
Каждый человек имеет право на социальную защиту
Статьями Конституции РФ устанавливается ряд социальных прав, которыми может воспользоваться любой гражданин нашей страны.
Право на социальное обеспечение предоставляется различным категориям граждан в связи с рядом обстоятельств:
Социальное обеспечение реализуется в материальном выражении (выплата пенсий, пособий по безработице, инвалидности и т.п.) и в предоставлении льгот (бесплатные поездки в городском транспорте, получение жилья вне очереди, бесплатное получение лекарств и медицинских услуг и др.). Порядок начисления пенсий и пособий регламентируется на федеральном и местном уровне.
Право на материнство и детство и их защиту, а также защиту семьи включает такие моменты, как:
Поощрение материнства и укрепления семьи является одной из главных тенденций социальной политики современного государства.
Право на жилище включает в себя следующие моменты:
Жилищная политика российского государства включает поддержку малоимущих семей, других льготников и остальных категорий граждан путем создания и поддержания муниципального и частного жилищных фондов, развития частной собственности, конкуренции в сфере ремонта, строительства и содержания жилищного фонда.
Право на здравоохранение и медицинскую помощь имеет любой человек, обратившийся в лечебное учреждение. Муниципальные и государственные медицинские заведения оказывают требуемую помощь на бесплатной основе. Материальное обеспечение таких заведений обеспечивается на основе бюджетных средств, фонда страховых взносов и из прочих доступных источников финансирования.
С целью обеспечения и предоставления возможности реализации права на здравоохранение государственная политика предусматривает разработку ряда программ, направленных на охрану и укрепление здоровья граждан, развитие систем здравоохранения всех уровней, повышение интереса населения к здоровому образу жизни.
Правом на образование располагает любой человек в нашей стране независимо от своего пола, национальности, вероисповедания, материального благополучия и других обстоятельств. Законы Российской Федерации гарантируют доступность и безвозмездность обучения на всех уровнях, начиная с дошкольного и заканчивая средним профессиональным образованием. В муниципальных и государственных учебных заведениях образование дается в соответствии с федеральными стандартами.
Также бесплатно можно получить высшее профессиональное образование, впервые поступив в государственное или муниципальное учреждение соответствующего уровня на конкурсной основе. Система обучения в России постоянно модернизируется с целью наиболее полной реализации права на образование.
Социальные права в нашей стране регулируются государственной Конституцией и различными международными соглашениями, главным из которых является Всемирная Декларация прав человека. Государство должно не только предоставить социальные блага, но и обеспечить возможность их реализации для всех слоев общества независимо от национальных, расовых, религиозных и других различий индивидов.
Мнение юриста-эксперта:
Система социального обеспечения в нашей стране находится сейчас на стадии переходного периода. Он может еще продолжаться долго, несколько десятилетий. После развала СССР, в России произошли глубинные изменения в обществе, экономике и в сознании людей. Монополия государства на собственность средств производства перестала существовать. Перераспределение результатов производства происходит по иному принципу, который не является справедливым.
По материалам Счетной палаты РФ, 71 % населения владеют 3 % собственности, а 5 % — обладают 72,5 % собственности. Поэтому реализация социальной политики государства напрямую зависит от его экономических возможностей. Разразившийся очередной экономический кризис, позволяет списать на его последствия непродуманного курса в социальной сфере. Нет четкой государственной концепции. Вместо этого государство беспорядочно реализует различные социальные проекты в зависимости от настроений в обществе и своих возможностей.
Еще свежи в памяти пенсионеров и льготников последствия так называемой «монетизации» льгот. Обязанностью государства является защита социальных благ человека и всяческая поддержка тех граждан, которым это не под силу сделать самостоятельно.
Основные показатели социального развития подчеркивают нерешенность проблем человека. Итог этому — противоречие между социальной сущностью государства и его конституционными обязанностями. Законотворческая деятельность государства сводится к принятию законов, которые не в состоянии выстроить стройную систему социальных гарантий каждому гражданину России.
Обширный круг общественных отношений в социальной сфере нормами социального права регулируется. Предметом социального права является:
Правовое регулирование занятости; охраны труда и здоровья населения; социальное обеспечение;
Социальное страхование и пенсионное обеспечение;
Правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий граждан (военнослужащих, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, имеющих детей, женщин и детей, беженцев, вынужденных переселенцев, должностных лиц разных категорий и других лиц), проживающих на территории России и нуждающихся в социальной защите;
Правовое регулирование формирования и деятельности органов социальной защиты.
Социальное право, как отрасль российского права, связано с другими отраслями права Российской Федерации: конституционным или государственным правом, трудовым правом, гражданским правом, административным правом, финансовым правом и уголовным правом.
Основные правовые принципы социального права закреплены в Конституции Российской Федерации, ряде норм гражданского права, предусматривающих за щиту права несовершеннолетних, возможность взыскания убытка при причинении вреда здоровью граждан, используются и при социальной защите несовершенно летних граждан, а также граждан, получивших увечье.
Например, при социальной защите женщин и несовершеннолетних используются нормы трудового права, регулирующие труд женщин и несовершенно летних.
Нормы социального права, предусматривающие порядок выплаты и установления размеров пособий, выплачиваемых гражданам, имеющим детей, тесно связаны с нормами финансового права.
Социальное право выполняет следующие основные функции:
Экономическая;
Политическую;
Социальную;
Воспитательную.
Выделение этих функций необходимо для понимания специфики и социально го назначения социального права.
Экономическая функция социального права заключается в воздействии права на создание средств жизнеобеспечения людей, процессы распределения, потребления, нормы охраны труда и оплаты труда.
Политическая функция социального права заключается в том, что в его нормах зафиксированы основные положения социальной политики государства. А данное обстоятельство как раз и способствует реализации этой политики.
Организационная функция социального права - это создание системы служб социальной защиты, организация защиты от безработицы, организация социально го обеспечения, социального страхования, обеспечение безопасных условий жизни и благосостояния населения, повышение культуры труда, быта и отдыха.
Воспитательная функция социального права заключается в повышении куль туры взаимоотношений в процессе труда и в быту, в уважении к интересам других лиц, особенно к интересам социально неустроенных лиц, в воспитании доброты к людям, в утверждении принципов сострадания, милосердия, человеколюбия в обществе.
Особое значение в условиях перехода к рыночным отношениям имеет успешное функционирование системы социальной защиты. Правовое регулирование организации социальной защиты состоит в том, что в ряде нормативных актов о социальной защите предусматривается система управления такой защитой.
Структура этой системы следующая:
а) управляющая подсистема (исполнительные органы государственной власти РФ, администрация городов, районов, органы местного самоуправления, государственные органы социальной защиты в центре и на местах, благотворительные организации, граждане, занимающиеся благотворительной деятельностью);
б) управляемая подсистема (учреждения социальной защиты и лица, которые подлежат социальной защите в соответствии с социальным законодательством РФ);
г) социальный контроль за исполнением нормативных актов о социальной защите и ответственность за их нарушение.
Общепризнанно, что социальный контроль один из регуляторов общественных отношений, которые обеспечивают устойчивость социальной системы и управление входящими в её структуру субъектами. Ответственность означает соблюдение прав и исполнение своих обязанностей субъектами, входящими в структуру системы. В силу этих причин социальный контроль и ответственность необходимые элементы структуры системы организации социальной политики.
Общественные отношения в сфере правовой защиты, урегулированные норма ми социального права, являются социальными правоотношениями. Участники, субъекты этих правоотношений обладают взаимными обязанностями и правами.
Участники социальных правоотношений ограничены в выборе вариантов поведения рамками правовой нормы, регулирующими этот вид правоотношений. При отклонении поведения хотя бы одного из участников от предписания правовой нормы к правонарушителю применяются соответствующие санкции. Под объектом социального правоотношения понимается то, на что направлено повеление его участников. Объекты социальных правоотношений могут быть самыми разными Например, это оказание материальной или медицинской помощи, оказание правовых услуг, предоставление духовных благ, обслуживание на дому и в учреждениях социальной защиты, выполнение определённых работ для обеспечения нормальных условий жизни лицам, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации, ставших жертвой чрезвычайных происшествий и т.п. Конечным результатом взаимодействия субъектов социального правоотношения как раз и будет осуществление конкретного вида социальной помощи, предусмотренного данным правоотношением.
Финансовые ресурсы любой страны накапливаются и перемещаются между государством, предприятиями (фирмами) и населением (домашними хозяйствами) Финансы социального сектора как важнейшей сферы жизнедеятельности общества накапливаются и распределяются между государством, фирмами и населением, но их роли, финансовые обязательства и ответственность значительно отличаются в зависимости от принятой модели хозяйствования и достигнутых стандартов потребления социальных благ и услуг в каждой стране.
В современной российской экономике разделение финансовых обязательств обеспечения социальной политики между государством, фирмами и населением принимает специфические формы. Они распределяются между государством и домашними хозяйствами. Подавляющее большинство фирм от этого практически
устраняются. Субъектом социальной политики являются также работодатели. В большинстве случаев их роль пассивна, поскольку они обязаны следовать тем об щим социальным правилам, которые устанавливаются государственными (цен тральными и местными) властными структурами.
Так, в сфере социальной политики работодатели должны обеспечивать обязательные условия социальной поддержки наёмных работников (минимальный уровень заработанной платы; обязательное страхование по установленным нормативам - пенсионное, социальное, медицинское, по безработице, социальные выплаты и компенсации. Относимые на фонд оплаты труда и т.д.). Вместе с тем, располагая значительными финансовыми ресурсами, многие работодатели могут создавать на своих предприятиях и в организациях рабочие места, привлекательные для наёмных работников своей высокой заработанной платой, различными социальными благами (бесплатным питанием, возможностью получения долгосрочных беспроцентных кредитов и т.п.).
Государственные властные структуры, создавая ту или иную экономическую среду, формируют экономические интересы работодателей, развивающих наиболее выгодные для них производства. В том случае, когда решения органов законодательной и исполнительной власти ошибочны или неточны, экономические интересы работодателей вступают в противоречие с интересами общества в целом и становятся факторами роста социальной напряжённости.
Социальная инфраструктура и социальные фонды предприятий, носившие в советское время масштабный характер, стали неприемлемыми в рыночных условиях в силу очень больших издержек. Поэтому последовал массовый «сброс» социальной инфраструктуры, ведомственного жилья на местные бюджеты, сразу же ставшие в России повсеместно дефицитными. Бремя социальных расходов в весьма значительной степени переместилось и на государство, его бюджетную систему, что и привело её к глубокому кризису, к полной неспособности обеспечить советский уровень потребления социальных услуг. Возникло неуправляемое движение в сторону коммерциализации основных социальных услуг, то есть стихийное перекладывание финансовой нагрузки на доходы населения, как правило, без учёта растущее дифференциации его доходов, социальной значимости равного доступа к основным социальным услугам.
Развитие процессов бюджетного федерализма, перераспределения властных полномочий между Центром и регионами, приводит к тому, что всё более позитивную роль играют бюджеты субъектов РФ. В силу сложившихся обстоятельств они в настоящее время финансируют всё, что относится к жизнеобеспечению на селения в регионе. Региональные бюджеты имеют гораздо большую социальную направленность, чем федеральный бюджет. Они финансируют более 70% расходов на народное хозяйство, в среднем около 80% расходов на социально-культурные мероприятия.
Местные бюджеты нацелены на недопущение резкого снижения жизненного Уровня населения. В настоящее время это бюджеты выживания. В первую очередь, Для слабо защищённых слоев населения. Местные бюджеты повсеместно дотационны, не располагают возможностями свободы финансового манёвра и создания предпосылок для социально-экономического развития города, района.
Профсоюзные и иные общественные организации, включая политические партии и общественные движения, играют в процессе выработки и проведения социальной политики своего рода «идеологическую» роль. Они не располагают сколько-нибудь значительными по сравнению со средствами государственного бюджета, внебюджетных социальных фондов и работодателей финансовыми ресурсами регулярного характера. Вместе с тем эти структуры являются представителями определённых слоев населения и оговаривают, документально фиксируя соответствующими соглашениями с органами государственной власти и работодателями минимальный уровень социальной защищённости занятых в общественном производстве (профсоюзы) или других категорий граждан (общественно-политические движения и партии различных направлений).
Существует группа так называемых пассивных субъектов социальной поли тики, выполняющих при её проведении инфраструктурные функции. Это - банковские и кредитные учреждения, страховые общества, организации здравоохранения, культуры и т.п., отвечающие за доведение финансовых, материально-технических, духовных и иных ценностей до объекта социальной политики - человека.
Несмотря на существующие трудности и противоречия идет процесс формирования гражданского общества, его основных структур. В стране происходит развитие негосударственных благотворительных, страховых фондов, неправительственных некоммерческих организаций, которые все активнее включаются в решение сложных социальных проблем. Уровень активности субъектов различного уровня зависит от многих условий порядка, в том числе мер экономического, финансового и законодательного.