На территории России эксплуатируется около 2300 объектов повышенной опасности. Аварии и катастрофы на них в среднем происходят один раз в 10-15 лет с ущербом более 2 млн. долларов, раз в 8 - 12 месяцев с ущербом до 1 млн. долларов и раз в 15 - 45 дней с ущербом до 100 тыс. долларов.
Основными объектами, на которые приходится большая часть ЧС, являются радиационно-, химически-, пожаро- и взрывоопасные объекты.
В РФ эксплуатируется 11 АЭС, на которых функционирует 34 реактора общей мощностью 18213 Мвт. Еще 6 АЭС находятся в стадии строительства. Только в 30-и километровой зоне вокруг действующих АЭС проживает более 1 млн. человек. Вследствие радиационных аварий происшедших в разные годы в Кыштыме на НПО “Маяк” и в Чернобыле в России к настоящему времени суммарная площадь зон радиоактивного загрязнения местности в пределах внешних границ зон жесткого контроля достигает 32 тысяч кв.км.
Другим источником опасности являются предприятия химической промышленности. В Российской Федерации находится более 1900 химически опасных объектов, расположенных в основном в девяти регионах (Московском, С.Петербургском, Нижегородском, Башкирском, Поволжском, Северо_Кавказском, Уральском, Кемеровском и Ангарском) с населением в зонах опасности около 39 млн человек. Наиболее опасная химическая обстановка складывается в Москве, Волгограде, Дзержинске, Иркутске, Самаре, Кемерово, Новосибирске, Омске, Перми, Уфе и Челябинске). Ежегодно в химических отраслях промышленности происходит около 1500 некатегорированных аварий, связанных с утечкой взрывоопасных и вредных продуктов с загораниями, взрывами и выбросами.
По территории 5 областей (Самарской, Саратовской, Томбовской, Воронежской и Белгородской) проходит аммиакопровод Тольятти - Одесса протяженностью 1252 км, который одновременно вмещает 125 тыс тонн сильнодействующего ядовитого вещества – аммиака
Большую потенциальную опасность на территории страны представляют нефте- и газопромыслы, а также трубопроводы: Уренгой-Помары-Ужгород, Уренгой-Покровск-Новомосковск, Саратов-Н.Новгород и др. Общая протяженность газопроводов более 300 тыс. км.
Продолжают оставаться источником опасности железные дороги России, на которых ежегодно при перевозке опасных грузов фиксируется около 1000 аварийных происшествий и инцидентов.
Всего же на территории РФ ежегодно происходит по техногенным причинам более 1300 ЧС, в крупнейших из которых погибает около 1500 человек, а 25 тысяч человек являются пострадавшими в той или иной степени . Материальный ущерб от этих ЧС составляет более 1 млрд. долларов. Эти потери по данным РАН возрастают с каждым годом в среднем на 10%.
В техногенной сфере сохраняется высокий уровень аварийности, а по отдельным видам производств наблюдается ее рост, в том числе на системах жизнеобеспечения, магистральных трубопроводах. Это происходит в связи с ростом масштабов и сложности производства и сопутствующим ему наличием большого количества неблагоприятных факторов:
Другим источником постоянной опасности для большой части населения являются стихийные бедствия, такие как наводнения, ураганы, землетрясения, сели, природные пожары и др. Наиболее распространенными опасными природными явлениями в мире являются : тропические штормы и наводнения (по 32%), землетрясения (12%), засухи – 10% другие природные процессы (14%). Среди континентов мира наиболее подверженными действию опасных природных процессов являются:
На территории России наблюдается более 30 видов опасных природных явлений 1 . Наибольший ущерб на территории России приносят различные наводнения.
Территории подверженные действию селенных потоков - это Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Краснодарский и Ставропольский края, а также Магаданская, Сахалинская и Камчатская области.
Кроме того, негативные, часто катастрофические последствия, несут землетрясения. Подобные бедствия для территории России характерны в таких сейсмоопасных районах как Северный Кавказ, Забайкалье, Приморье, Сахалин, Курилы и Камчатка.
В Российской Федерации продолжает сохраняться тенденция ежегодного роста числа ЧС, обусловленных опасными природными явлениями, стихийными бедствиями, авариями и техногенными катастрофами. Растет ущерб от этих происшествий. Остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения. Наносится вред окружающей природной среде.
Основными причинами сохранения и усугубления значительной природной опасности являются:
Проблема предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера остается весьма актуальной.
Рисунок 1. Прогноз ЧС природного и техногенного характера на территории РФ на 2012 г
М ЧС России отмечает повышенные риски в 2012 году сильных землетрясений магнитудой свыше 7,5 на Сахалине, Курилах и в Камчатском крае, которые могут вызвать цунами высотой до 8 метров, прогнозируют весной 2012 года сложную паводковую обстановку на территории Сибирского и Приволжского федеральных округов из-за низких уровней воды в реках.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки российской федерации
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Кафедра химии и физики
Реферат
По дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»
На тему: «Чрезвычайные ситуации в России за 2011-2015 годы. Уроки и выводы»
Выполнила студентка 1 курса, гр. 414
Кулешова Дарья Дмитриевна
Проверил: Осетров Георгий Васильевич
Москва 2015г.
Работа, направленная на проведение мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций, имеет важное социальное и экономическое значение. К сожалению, индустриализация современного общества, усложнение технологических процессов производства неизбежно ведут к появлению негативных явлений, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций. Разрушение зданий, сооружений, промышленных объектов, а также гибель людей и потеря материальных ценностей имеют место не только во время войны, но и в мирное время в результате производственных аварий и катастроф.
За последние пять лет в России, да и вообще во всем мире произошло немало чрезвычайных ситуаций: различные войны, катастрофы, бедствия. Это достаточно актуальная тема нашего времени. Данная проблема нуждается в тщательном подходе и решении ее, так как она несет глобальный международный характер. Заданием работы является понять, что такое чрезвычайная ситуация, выяснить ее основные причины, а также рассмотреть и разобрать масштабные чрезвычайные ситуации за последние пять лет и дать оценку их последствий.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.
Природные;
Техногенные;
Экологические;
Биолого-социальные.
Таблица 1. Классификация ЧС по масштабу распространения и тяжести последствий Источник: Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие для органов управления РСЧС / Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. М.: Крук-Престиж, 2002.
Масштаб ЧС |
Кол-во пострадавших, чел. |
Кол-во людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности |
Размер материального ущерба, (мрот) мин. размер оплаты труда |
Границы зон распространения поражающего фактора (ПФ) |
|
Локальные |
Зона ЧС не выходит за пределы территории объекта производства. |
||||
Зона ЧС не выходит за пределы нас. пункта, города, района |
|||||
Территориальные |
В пределах субъекта РФ |
||||
Региональные |
0,5 млн.-5 млн. |
В пределах двух субъектов РФ |
|||
Федеральные |
Более 5 млн. |
Зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов РФ |
|||
Трансграничные |
ПФ ЧС выходят за пределы РФ, либо ЧС за рубежом затрагивает территорию РФ |
На территории Российской Федерации не зарегистрировано техногенных ЧС, связанных с взрывами, авариями на магистральных трубопроводах и внутри промысловых нефтепроводах, на тепловых сетях в холодное время года, авариями с выбросом радиоактивных веществ (РВ), а также природных ЧС, связанных с опасными геологическими явлениями, морскими опасными гидрологическими явлениями и снежными лавинами.
Рис. 1. Структура количественных показателей по видам ЧС за 2011 г.
По характеру и виду источников возникновения техногенных ЧС в 2011 г. преобладали: дорожно-транспортные происшествия (ДТП) с тяжкими последствиями (88); авиационные катастрофы (47); аварии, крушения грузовых и пассажирских поездов (11); аварии грузовых и пассажирских судов (9).
Наибольшее количество техногенных ЧС было зарегистрировано в:
Центральном федеральном округе, включая г. Москву - 32 ЧС;
Приволжском федеральном округе - 28 ЧС;
Северо-Кавказском федеральном округе - 27 ЧС;
Сибирском федеральном округе - 27 ЧС.
Нарушение правил и требований при эксплуатации железнодорожного, морского и авиационного транспорта;
Высокий уровень износа основных и производственных фондов и систем защиты;
Низкий уровень подготовленности и практических навыков обслуживающего персонала;
Недостаточный уровень надзора за состоянием технических средств противоаварийной защиты;
Ухудшение материально-технического обеспечения, снижение качества регламентных работ, повышенный износ и разрушение оборудования;
Нарушение правил и техники пожарной безопасности, неосторожное обращение с огнем и умышленные поджоги;
Высокий уровень выработки ресурса основного технологического оборудования и неудовлетворительное состояние основных фондов в целом;
Нарушение правил дорожного движения, а также правил и требований при эксплуатации всех видов транспорта.
На территории Российской Федерации не зарегистрировано техногенных ЧС, связанных с обнаружением (утратой) неразорвавшихся боеприпасов, взрывчатых веществ, авариями с выбросом (угрозой выброса) опасных биологических веществ (ОБВ), гидродинамическими авариями, а также природных ЧС с повышением уровня грунтовых вод, снежными лавинами и морскими опасными гидрологическими явлениями.
Рис. 2 Структура количественных показателей по видам ЧС за 2012 г.
Количество ЧС техногенного характера в 2012 г. по сравнению с 2011 г. (без учета пожаров на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов, в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения) увеличилось с 185 до 228 (на 23%).
По характеру и виду источников возникновения техногенных ЧС в 2012 г. преобладали: дорожно-транспортные происшествия (ДТП) с тяжкими последствиями (109); авиационные катастрофы (38); аварии, крушения грузовых и пассажирских поездов (14); взрывы в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения (10); аварии на магистральных газопроводах (9); аварии на электроэнергетических системах (9).
3.2 Наиболее крупны е ЧС в 2012 г оду в техно сфере
Авиакатастрофа в 45 км от г. Тюмени (пострадало 12 чел., погиб 33 чел.);
Авиакатастрофа в районе поселка Палана на Камчатке (пострадало 14 чел., погибло 10 чел.);
Авиакатастрофа в аэропорту Внуково, г. Москва (пострадало 4 чел., погибло 4 чел.).
На железнодорожном транспорте произошло 14 ЧС, связанных с авариями, крушениями грузовых и пассажирских поездов (в 2011 г. - 11 ЧС). Число погибших составило 1 чел. (в 2011 г. - 6 чел.); пострадало 4 чел. (в 2011 г. - 3 чел.).
В 2012 г. на воздушном транспорте произошло 38 ЧС техногенного характера, связанных с авиационными катастрофами (в 2011 г. - 47 ЧС), при этом погибло 93 чел. (в 2011 г. - 162 чел.) и пострадало 152 чел. (в 2011 г. - 149 чел.).
В г. Москве 9 января 2012 г. на первом этаже здания ресторана «Иль Питторе» произошел взрыв газового баллона с последующим возгоранием и частичным обрушением конструкций здания на первом и втором этажах. В результате взрыва газового баллона пострадало 43 чел., из них 2 чел. погибло.
В г. Астрахани 27 января 2012 г. произошел взрыв газового баллона, в результате которого в 9- этажном жилом доме обрушился один из шести подъездов здания (погибло 10 чел., пострадало 18 чел., спасено 26 чел.).
3.3 Чрезвычайные ситуации природного характера
Наводнение в Краснодарском крае в 2012 году --стихийное бедствие, вызванное проливными дождями. В течение 6--7 июля 2012 года выпало более чем трёх-пятимесячная норма осадков. Число пострадавших -- более 34 тысяч человек, погиб 171 человек. Российские специалисты присвоили данному наводнению статус выдающегося, зарубежные отнесли его к категории «внезапный паводок».
В 2012 году в России произошло 162 510 пожаров, что на 3,6% меньше, чем в 2011 году. Число погибших составило 11 570 человек, что на 3,7% ниже, чем в 2011 году.
4. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 201 3 г оду
4.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2013 г од
На территории Российской Федерации в 2013 г. произошло 332 чрезвычайные ситуации (ЧС), в том числе локальных - 155, муниципальных - 123, межмуниципальных - 11, региональных - 39, федеральных - 4. В результате ЧС погибло 631 чел., пострадало 208 439 человек.
Наибольшее количество ЧС произошло в Приволжском (121), Южном (51) и Центральном (50) федеральных округах.
На территории Российской Федерации не зарегистрировано техногенных ЧС, связанных с авариями с выбросом (угрозой выброса) опасных биологических веществ, авариями на тепловых сетях в холодное время года, гидродинамическими авариями, внезапным обрушением производственных зданий, сооружений, пород, гидродинамическими авариями, а также природных ЧС с повышением уровня грунтовых вод.
В 2013 году на территории Российской Федерации обнаружено 62 195 взрывоопасных предметов, в том числе 294 авиабомбы.
Рис. 3 Структура количественных показателей по видам ЧС за 2013 г., ед.
На 2013 год МЧС России прогнозировало увеличение биолого-социальных чрезвычайных ситуаций по сравнению с предыдущими годами. Наибольшее количество таких ситуаций, по оценкам экспертов, обусловлено дальнейшим распространением африканской чумы свиней. Данная инфекция не предоставляет никакой опасности для человека, но для животноводства она чрезвычайно опасна, так как не поддается лечению.
Рис. 4 Уровни потенциальных опасностей для жизнедеятельности населения, обусловленные террористическими актами, техногенными, природными и биолого-социальными ЧС в 2013 г.
На территории Российской Федерации в 2014 г. произошли 262 чрезвычайные ситуации, в том числе локальных -- 146, муниципальных -- 76, межмуниципальных -- 10, региональных -- 27, межрегиональных -- 1, федеральных -- 2. В результате ЧС погибло 567 чел., пострадало 129 869 чел., спасено 34 735 чел. Наибольшее количество ЧС произошло в Центральном (58), Южном (52) и Приволжском (44) федеральных округах (ФО).
Таблица 2 Источник: Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2014 году» / -- М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015, 352 с
Количество, ед. |
Прирост (^), % Снижение (v), % |
Материальный ущерб (млн. руб.) |
Прирост (^), % Снижение (v), % |
||||
Техногенные |
|||||||
Крупные теракты |
|||||||
Природные |
|||||||
Биолого-социальные |
|||||||
Рис. 5 Структура количественных показателей по видам ЧС за 2014 г.
Авария в Московском метрополитене . В 08.39 15 июля 2014 г. в результате экстренного срабатывания тормозной системы электропоезда на перегоне между станциями метро «Парк Победы» -- «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена произошел сход с рельс трех головных вагонов подвижного состава. В результате аварии погибло 24 человека, спасено 175 человек. Из метрополитена на аварийном участке эвакуировано 1100 человек.
Аварии грузовых и пассажирских поездов . 20 мая 2014 г. на перегоне «Бекасово -- Наро-Фоминск» Наро-Фоминского района Московской области произошло падение с платформы товарного поезда железнодорожного контейнера с последующим столкновением с вагоном пассажирского поезда, следовавшего рейсом «Москва -- Кишинёв». В результате столкновения поездов погибло 6 чел., спасено 25 человек.
Техногенные пожары . 13 февраля 2014 г. на ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» железнодорожный состав из 14 цистерн с нефтепродуктами самопроизвольно «выкатился» к сливо-наливной эстакаде, что привело к столкновению и деформации цистерн, в результате чего произошли разлив и интенсивное горение нефтепродуктов на площади более 12 тыс. м 2 . Ударной волной были разрушены технологические трубопроводы эстакады, из которых под давлением вытекали нефтепродукты. В результате пожара уничтожены две насосные станции, два складских здания, железнодорожная эстакада, разрушены семь цистерн, повреждена теплоизоляция трех резервуаров -- «трехтысячников», сгорело 1500 м 3 вакуумного газойля и др.
Рис. 6 Структура количественных показателей по видам ЧС за 6 месяцев 2015 г.
6.2 Крупные природные ЧС, произошедшие в 2015 году в Российской Федерации
В апреле 2015 года в Сибири сложилась чрезвычайная ситуация в связи с масштабными пожарами. Наиболее сложной обстановка оказалась на территориях Хакасии, Красноярского и Забайкальского краев. В результате ЧС пострадали жилые дома, объекты социальной инфраструктуры, сельского хозяйства, энергетики и связи. Жертвами пожаров стали 34 человека, более 7,5 тыс. жителей пострадали.
В июне в Сочи начался сильный дождь, который шел весь день с небольшими перерывами. В результате обильных осадков ливневые канализации в разных районах города не справились с нагрузкой, и улицы, дворы и дороги оказались подтопленными. Жители были эвакуированы, в некоторых районах объявили режим ЧС.
6.3 Крупные техногенные ЧС, произошедшие в 2015 г оду в Ро с сийской Федерации
В январе в г. Калининград произошло разрушение Берлинского моста. Опора старой конструкции при демонтаже рухнула, придавив рабочих (6 рабочих пострадало, из них 4 погибло)
В феврале в Московской области г. Домодедово произошел взрыв газа, который разрушил несущую конструкцию и появилась угроза обрушения (погибли 2 человека).
В марте на Камчатском крае разбился вертолет Ми-2, погибло 2 человека - командир и техник.
Рис. 7 Субъекты Российской Федерации, в которых значение средней величины индивидуального риска, обусловленного совокупностью факторов, больше 1 % индекса смертности (выделены красным цветом)
1.С развитием техносферы в жизнь человека вторглись техногенные бедствия - чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии и катастрофы на объектах экономики).
2.Анализ опасностей техногенного характера и причин их возникновения свидетельствует о том, что возникают они в процессе хозяйственной деятельности человека, а главная причина их возникновения обусловлена человеческим фактором, т. е. в большинстве своём они являются рукотворными.
3.Анализ опасностей техногенного характера и их причин, проведённый специалистами МЧС России, позволяет сделать вывод, что основные причины аварий и промышленных катастроф обусловлены ростом сложности производства с применением как новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, так и опасных для жизни человека веществ, которые оказывают ощутимое воздействие на окружающую природную среду; снижением надёжности производственного оборудования, транспортных средств, несовершенством и устарелостью производственных технологий; человеческим фактором, выражающимся в нарушениях технологий производства, трудовой дисциплины, в низком уровне профессиональной подготовки.
Ущерб от катастроф носит разнообразный характер. Чтобы его измерить используют различные измерения, среди которых главную роль играют экономические показатели. В последнее время государство уделяет огромное значение в выделение средств на мероприятия по предупреждению и ликвидации возможных и уже реально действующих чрезвычайных ситуаций, а также на ликвидации их последствий. Данное выделение денежных средств и осуществление мероприятий помогает защитить население от возможных катастроф, а также снизить социально-экономический ущерб и повысить уровень безопасности.
Сокращение основных производственных механизмов за счет их полного или частичного разрушения;
Выход сельскохозяйственных, лесных и водных угодий из хозяйственного оборота;
Разрушение объектов социально-культурной сферы;
Сокращение трудовых ресурсов и рабочей силы;
Снижение уровня жизни населения;
Косвенные убытки и ущерб упущенной выгоды в сфере материального производства и услуг;
Расходы государства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
При оценивание экономического ущерба принимаются во внимание только прямые материальные ценности. С принятием федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 года Россия сделала первые шаги к стандартизации понятия экономических последствий от чрезвычайных ситуаций. Одна из основных целей этого закона - снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций.
С развитием цивилизации растет частота экстремальных техногенных и природных явлений, сопровождающихся увеличением человеческих жертв и материального ущерба. Статистика техногенных и природных аварий и катастроф, произошедших в России за последние 5 лет, показывает, что их последствия становятся все более опасными для объектов экономики, населения и окружающей среды. Уже в настоящее время прямые и косвенные ущербы от них составляют 4-5% от валового национального продукта. Подобное положение вещей вынуждает учитывать возможный экономический ущерб при разработке государственной экономической политики, прогнозов социально-экономического развития государства и макроэкономических программ. Его учет руководителями предприятий позволяет разрабатывать более реальные стратегические планы развития.
Социальный ущерб населению и территории в результате воздействия факторов чрезвычайной ситуации; оказывают отрицательное влияние на физическое, материальное и моральное состояние людей, снижают их благополучие и жизнедеятельность. Одним из важных видов социальных последствий чрезвычайных ситуаций является снижение качества жизни, особенно таких её показателей как: состояние здоровья, степень удовлетворения жизненных требований населения, утрата достояния, резкое нарушение привычного уклада жизни, личные невзгоды, физические и моральные страдания.
Социальные последствия чрезвычайных ситуаций оказывают существенное влияние на демографическую ситуацию в стране, выражающуюся в снижении численности населения в районах бедствия за счет вынужденных переселенцев из этих районов, в изменении профессиональной структуры населения, его возрастного состава и т.д. Социальные и другие последствия могут негативно сказываться на реализации социальных и экономических программ, тем самым снижая экономические возможности государства. Анализ последствий крупных аварий и катастроф показывает, что затраты на их ликвидацию, создание приемлемых условий для жизнедеятельности населения могут существенно влиять на социально-экономическое развитие государства и даже подрывать его основы.
1. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие для органов управления РСЧС / Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. М.: Крук-Престиж, 2002.
2. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2014 году» / -- М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.
3. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. Под редакцией Э.А. Арустамова 10-е изд., перераб. И доп. - М.: Изд-во «Дашков и К», 2006 - 476с
4. Деятельность МЧС России-Статистика чрезвычайных ситуаций за 2011-2015 http://www.mchs.gov.ru/activities/stats/CHrezvichajnie_situacii
5. Портал безопасности и анализа - Статистика чрезвычайных ситуаций за 2011-2014 http://i-risk.ru/statistics/
Рис. 8 Количество ЧС за период с 2011 до середины 2015 г.
Рис. 9 Количество пострадавших в ЧС за период с 2011 до середины 2015 г.
Рис. 10 Количество погибших ЧС за период с 2011 до середины 2015 г.
Размещено на Allbest.ru
...Способы коррекции фигуры при помощи одежды. Типы женских фигур и предъявляемые требования. Направления моды на 2010-2011 годы. Определение тенденций для демисезонного женского пальто. Разработка чертежа конструкции, выполняющего корректирующую функцию.
курсовая работа , добавлен 25.08.2011
Разработка эскизов моделей-аналогов. Тренч женский прямого силуэта умеренного объема для повседневной носки, для женщин младшей возрастной группы, из габардина, с втачным покроем рукава. Модные тенденции осень-зима 2014–2015 годы: стиль 80–90-х.
курсовая работа , добавлен 14.01.2014
Патентно-конъюнктурное исследование, направленное на выявление патентной, научно-технической и конъюнктурной ситуации относительно объекта техники "Ветровой двигатель". Патентная ситуация и динамика патентования. Структуры взаимного патентования.
дипломная работа , добавлен 14.05.2009
Создание современной, огнеупорной промышленности в России. Определение огнеупорности с помощью пироскопов, классификация по химико-минеральному составу, по пористости, по способу формования. Описание транспортировки и хранения огнеупорных изделий.
реферат , добавлен 10.04.2019
Особенности макетного способа проектирования воротников. Рассмотрение метода ассоциации при создании новых форм деталей одежды. Анализ краткой истории развития воротников в мире. Характеристика модных тенденций сезона осень-зима 2014-2015 годов.
курсовая работа , добавлен 20.02.2015
Конструктивная специфика судна-танкера, его технические данные. Выбор расчетного отсека и компоновка миделевого сечения, категории и марки судостроительной стали судна. Набор элементов судового корпуса по Правилам Морского Регистра судоходства 2011 года.
курсовая работа , добавлен 16.11.2012
История свадебного платья. Цветовое разнообразие: свадебная мода 2010-2011 гг. Модели современных российских дизайнеров: Артем Скрипник, Валентин Юдашкин, Нелли Агафонова. Композиция, цвет в свадебном платье. Механические и гигиенические свойства тканей.
дипломная работа , добавлен 28.08.2014
История и этапы развития моторостроения за рубежом. Создание газового двигателя, определение его преимуществ и недостатков, сферы применения на современном этапе. События, разработки и достижения, произошедшие за последние десятилетия в этой отрасли.
контрольная работа , добавлен 24.07.2011
Описание технологического процесса сборки изделия. Выбор наиболее эффективного варианта. Определение захода партии деталей в производство, требуемого времени на их обработку и вычисление выхода из операции. Определение суммы рабочего времени по операциям.
контрольная работа , добавлен 09.03.2012
Технічний опис моделі, конструктивні особливості. Структурна таблиця деталей взуття. Припуски на шви. Проектування деталей верху. Коефіцієнти для розрахунку положення базисних ліній. Опис процесу проектування деталей низу в середовищі AutoCAD 2011.
На основе приведенных в пп. 1.2 классификаций в Российской Федерации ведется статистика чрезвычайных ситуаций. По статистическим характеристикам проводится оценка общей обстановки на территории Российской Федерации по природным и техногенным угрозам и выявляются тенденции ее возможного развития. Диаграммы, отражающие тренды количества чрезвычайных ситуаций, численности погибшего и пострадавшего населения с 1996 по 2002 г. представлены на рис. 2.1-2.3. Научный анализ статистических данных по чрезвычайным ситуациям с выявлением положительных и отрицательных тенденций в их динамике ежегодно публикуется начиная с 1996 г., в государственном докладе о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Динамический анализ статистических данных о чрезвычайных ситуациях имеет большое значение в оценке общей эффективности деятельности по повышению безопасности жизнедеятельности и выявлению негативных тенденций, которые могут проявляться в ближайшем будущем. Покажем это на примере техногенных чрезвычайных ситуаций.
Анализ динамики количества техногенных аварий и катастроф в Российской Федерации в последнем десятилетии XXвека, начале XXIвека свидетельствуют о скачкообразном ее характере.
Первый скачок (почти в 4 раза) произошел после социально-политических потрясений в августе 1991 г. за счет резкого роста аварийности в промышленности, на железнодорожном транспорте, в ряде других отраслей (1991 г. - 209 ЧС, 1994 г. - 905 ЧС, 1996 - 1031 ЧС, далее см. рис. 2.1).
Происходящие в стране 90-х годов процессы, обусловившие снижение внимания и капиталовложений на обеспечение безопасности производств, обновление их основных производственных фондов и самой культуры труда, вызвали устойчивый рост количества техногенных чрезвычайных ситуаций вплоть до 1997 г.(1997 г. - 1174 ЧС). В этот период наблюдался рост аварий на магистральных трубопроводах (в 1,5 раза), на морских и речных судах (в 1,5 раза), аварий с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ и радиоактивных веществ, аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения (в 2 раза).
В то же время, начиная с 1995 г., наблюдался спад аварийности на потенциально опасных промышленных объектах, на железнодорожном транспорте, крупных автомобильных аварий, в жилищной сфере, гидродинамических аварий. Эти положительные тенденции были напрямую связаны с принятием в стране мер по вопросам техногенной безопасности, предупреждения катастроф, снижения их последствий. Спаду уровня аварийности способствовало принятие федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994) и «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997), постановлений Правительства Российской Федерации, определивших порядок декларирования безопасности, лицензирования опасной промышленной деятельности и объектов, страховой защиты, других законодательных и нормативных актов, а также повышение требовательности к вопросам безопасности со стороны органов, осуществляющих надзор и контроль в области безопасности.
Вместе с тем, несмотря на снижение общего количества чрезвычайных ситуаций техногенного характера, экономика стране продолжает нести от аварий, катастроф, а также от стихийных бедствий большой материальный ущерб, исчисляемый десяткаммиллиардов рублей. Более того, в начале XXI века в связи с оживлением экономики возможен новый определенный всплеск аварий и катастроф различного масштаба.
Анализ состояния промышленной безопасности в стране позволяет в общих чертах назвать некоторые общие принципы неблагополучия в этой области, характерные для отечественной экономики.
Прежде всего, необходимо указать на нерациональное, с точки зрения техногенной безопасности, размещение по территории страны некоторых потенциально опасных объектов производственного назначения, хозяйственной и социальной инфраструктуры. Имеют место просчеты в технической политике проектирования, строительства, модернизации и эксплуатации потенциально опасных объектов, упадок проектно-конструкторского дела и культуры труда, низкое качество прикладных исследований, проектирования, производства и произведенной продукции. Распространены технологическая отсталость производства, низкие темпы внедрения ресурсо-, энергосберегающих и других технически совершенных и безопасных технологий. Повсеместно наблюдается значительный износ средств производства, достигающий в некоторых случаях предаварийного уровня.
Начало XXIвека охарактеризовалось ростом числа природных бедствий. Бичом последних лет стали катастрофические наводнения и опасные метеорологические явления, связанные с сильным ветром и метелями, сильными дождями и снегопадами, дождевыми паводками. Так, 2002 г. был по природным чрезвычайным ситуациям одним из самых неблагополучных. Число пострадавши» составило свыше 300 тысяч человек, 332 человека погибли. Это в десятки раз превосходит показатели прошлых лет. Наблюдаемое увеличение частоты и тяжести последствий стихийных бедствий связывают с общими тенденциями изменения климата на нашей планете, обусловленных глобальным потеплением.
Тенденция к увеличению риска стихийных бедствий вызвана кроме причин природного характера, также и социально-экономическими причинами:
медленным решением вопросов предупреждения и ликвидации источников чрезвычайных ситуаций;
освоением территорий, считавшихся ранее малопригодными для проживания;
снижением расходов на предупреждение чрезвычайных ситуаций на местном уровне;
развитием специфического комплекса опасных техноприродных процессов, продуцируемых человеческой деятельностью (подтопление территорий, переработка берегов водохранилищ, оползни и др.);
стратегическими просчетами на региональных уровнях в политике обеспечения безопасности населения и объектов экономики, направленной на ликвидацию последствий стихийных бедствий, а не на их профилактику;
нарушением системы метеонаблюдения и всестороннего гидрометеорологического контроля.
Анализируя подобным образом статистические данные о чрезвычайных ситуациях и сопоставляя их с выявленными причинами, соответствующими органами государственной власти вырабатываются и осуществляются меры правового, организационного, технического, экономического и научного характера, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, повышение возможностей по их ликвидации, сокращение потерь, совершенствование жизнеобеспечения населения. Эти меры осуществляются на основе вырабатываемой государственной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности путем координации деятельности функциональной и территориальной подсистем РСЧС на всех уровнях.
Статистические данные о чрезвычайных ситуациях
Классификация и критерии оценки чрезвычайных ситуаций
Все ЧС удобно подразделять по характеру их происхождения и по масштабам последствий, причиняемых ими.
ЧС по характеру источника их происхождения подразделяют на:
– ЧС природного характера;
– ЧС техногенного характера;
– ЧС биолого-социального характера;
– ЧС военного характера
По масштабам охвата территории и др. последствий ЧС можно классифицировать как:
– локальная (зона ЧС не выходит за пределы территории объекта экономики (организации);
– муниципальная (зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или одной из частей территории города);
– межмуниципальная (зона ЧС затрагивает территории двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию);
– региональная (зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта РФ);
– межрегиональная (зона ЧС затрагивает территории двух и более субъектов РФ);
– федеральная (зона ЧС не выходит за пределы территории РФ).
– Трансграничная (зона ЧС выходит за пределы РФ или затрагивает территорию РФ от внешней ЧС)
Подобная классификация ЧС установлена Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 ᴦ. №304 (см. табл. 1).
К ликвидации ЧС могут привлекаться силы и средства МЧС России, других министерств и ведомств по обращению за помощью комиссий по ЧС и в соответствии с законодательством РФ
Таблица 1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Наименование ЧС | Критерии оценки ЧС | Силы и средства для ликвидации ЧС | ||
масштаб ЧС, (зона ЧС затрагивает территорию) | либо | |||
количество постра-давших человек, (Ч) | размер материального ущерба составляет млн. рублей, (М) | |||
1. Локаль-ная | объекта | не более 10 | не более 0,1 | организация (объекта) по указанию руководителя работ |
2. Местная | одного поселения или внутри городской территории города | не более 50 | не более 5,0 | Органов местного самоуправления |
3. Межму-ниципаль-ная | двух и более поселений или внутри городских территорий | не более 50 | не более 5,0 | Органов исполнительной власти субъекта РФ |
4. Региональ-ная | одного субъекта РФ | 50<Ч<500, | 5<М<500 | Органов исполнительной власти субъектов РФ, регион. центра и под его руководством |
5.Межреги-ональная | двух и более субъектов РФ | 50<Ч<500 | 5<М<500 | Органов исполнительной власти субъектов РФ региональных центров |
6.Феде-ральная(трансграничная) | (выходит за пределы РФ, либо затрагивает территорию РФ при ЧС за рубежом) | Более 500 | Более 500 | По решению Правительства РФ |
Транспортные происшествия на ж/д транспорте классифицируются как:
Крушения поездов (столкновения и сходы пассажирских и грузовых поездов в результате которых погиб один и более человек или получили телесные повреждения пять и более человек; ЧС, при которой пострадало 10 и более человек либо нарушены условия жизнедеятельности 100 и более человек);
Аварии (столкновения и сходы грузовых поездов или сходы ж/д подвижного состава, при которых погиб человек или получили телесные повреждения пять или более человек; ЧС, при которой пострадали менее 10 человек или нарушены условия жизнедеятельности менее 100 человек);
Происшествия (связанные с движением по ж/д путям и столкновениями поездов с автотракторной техникой, в результате которых погиб человек или получили повреждения пять или более человек; ЧС, при которой пострадало 10 и более человек, либо нарушены условия жизнедеятельности 100 и более человек);
Происшествия на ж/д переездах (различные столкновения, при которых погиб или получил повреждения человек или тяжкие телесные повреждения пять и более человек; возникла ЧС, при которой пострадало 10 и более человек, либо нарушены условия жизнедеятельности 100 и более человек);
Происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов (классифицируются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.96 ᴦ. №1094).
Основание. Приказ Минтранса России от 25.12.2006 ᴦ. №163
Особенности ЧС при ведении военных действий. Их можно свести к следующим:
1. ЧС, возникшие от прямого воздействия современных средств поражения (ССП).
2. ЧС, которые могут возникнуть опосредованно от разрушения зданий и сооружений, и особо от разрушения опасных объектов (ᴛ.ᴇ. от вторичных факторов поражения. Ущерб от них может намного превышать первичные потери).
3. ЧС, связанные с нарушением среды обитания человека, которые могут привести к его гибели или нанести существенный вред здоровью.
Эти и другие ЧС в отличие от техногенных и природных:
Планируются, подготавливаются и реализуются человеком, его разумом и в связи с этим имеют изощренный характер (к примеру, тер. акты);
Они могут появиться в самый неподходящий момент, т.к. реализуются по плану человека;
Развитие средств и способов поражения всегда опережает средства и способы защиты. Возникает "дуэльная" ситуация и нужен ум, опыт, чтобы выйти победителем с этой ситуации.
Критерии оценки ЧС . Последствия ЧС можно оценивать в общем случае следующими критериями: масштабом (размерами площади или радиуса); числом погибших и раненных людей; индивидуальным или общественным потрясением; отдаленными физическими, психическими, генетическими и иными последствиями; экологическими последствиями; материальным ущербом; степенью разрушений и повреждений зданий и сооружений или загрязнения (заражения, обводнения и т.д.); продолжительностью воздействия отрицательных факторов и др. критериями.
Причины возникновения ЧС . Причинами возникновения ЧС могут стать: а) СБ (объективный фактор); б) ТАК; в) военные конфликты. Техногенные аварии (катастрофы) и военные конфликты являются субъективными факторами, ᴛ.ᴇ. производными от человеческой деятельности. Οʜᴎ могут объединять большую группу причин их возникновения. Это:
– просчеты при проектировании (в политике);
– недостаточный уровень современных знаний (пример, не учет геопатогенных зон при строительстве объектов);
– отступления от проектов и некачественное строительство;
– непродуманное размещение производства (пример, размещение АЭС в сейсмоопасной зоне);
– нарушение технологических процессов при производстве (ремонтных работах и т.п.). Примеры: авария на ж.д. станции Ховрино (спуск с горки цистерны с АХОВ с чрезмерной скоростью). И взрыв в Арзамасе(перевозка тротила совместно с капсюлями-детонаторами в одном поезде без прикрытия).
– Недисциплинированность.
Характеристики крупных ЧС в России в 1993-2002 гᴦ. представлены в табл.3.2, 3.3 и 3.4 .
Таблица 3.2. ЧС в России в 1993-2002 гᴦ.
Год | Количество ЧС | Всего | Кол-во пострадавших, тыс. чел | Кол-во погибших, чел | ||
техногенных | природных | биолого-социальных и др. | ||||
нет данных | более 25 | |||||
нет данных | около 7 | |||||
более 18 | ||||||
более 51 | ||||||
более 57 | ||||||
более 18 | ||||||
около 83 | ||||||
более 112 | ||||||
более 218 | ||||||
более 311 | ||||||
За 10 лет | более 900 | |||||
% | 70,6 | 21,6 | 7,8 | более 98,1 | менее 1,9 |
Таблица 3.3. Распределение техногенных ЧС в России в 1993-2002 гᴦ.
Таблица 3.4. Распределение природных ЧС в России в 1993-2002 гᴦ.
Анализ данных ЧС за десятилетие позволяет сделать некоторые выводы. Ежегодное число ЧС в среднем составило порядка 1200, при этом большая часть приходилась на техногенные ЧС (70,6%). Соотношение техногенных ЧС к природным составляло 3,3: 1, а количество пострадавших к погибшим составляло 51:1. Среди техногенных ЧС до 49 % составляли пожары и взрывы, а аварии и катастрофы на автодорогах составляли 17,4 %. В ЧС природного характера наибольшее число было наводнений и затоплений (34% от всех ЧС), а второе место занимали ураганы, бури, смерчи (19%).
Сравнительная характеристика ЧС за 2008-2009 гᴦ. приведена в табл. 3.5.
Таблица 3.5. Характеристики ЧС в России в 2008-2009 гᴦ.
Количество техногенных ЧС в 2009 ᴦ. по сравнению с 2008ᴦ. уменьшилось на 86,52 % (с 1966 в 2008 ᴦ. до 265 в 2009ᴦ.), число погибших от них людей снизилось на 83,66%, а пострадавших – на 19,6%. Количество природных ЧС в 2009ᴦ. По сравнению с 2008 ᴦ. Уменьшилось на 8,55 % (с 152 в 2008ᴦ. до 139 в 2009ᴦ.),а биолого-социальных ЧС снизилось с 36 в 2008ᴦ. до 21 в 2009ᴦ.
В заключении данного раздела крайне важного уяснить, что характер последствий СБ (ТАК) будет зависеть от их интенсивности, вида аварий, масштаба, особенностей объекта͵ города, района или региона, обстоятельств (день, ночь, зима, лето и т.д.), обстановки, в которых они произошли. В ряде случаев СБ влекут за собой аварии, которые могут сопровождаться взрывами, пожарами, утечкой (выбросом) АХОВ и РВ, ᴛ.ᴇ. появлением вторичных и третичных поражающих факторов (эффектом «домино»).
Ликвидация последствий ЧС потребует высокого профессионализма, привлечения огромных сил и средств (людей и техники), больших материальных, физических и нервных затрат. Всей своей деятельностью мы должны стремиться уменьшить возможный ущерб и потери от последствий ЧС. Для этого крайне важно научиться предупреждать возникновение ЧС, прогнозировать их последствия и заблаговременно проводить подготовительные мероприятия. Короче для защиты населения и природной среды от всех видов поражающего воздействия в мирное и военное время должна быть создана надёжная система гражданской защиты и система гражданской обороны. ГО является важным элементом системы обеспечения национальной безопасности страны, составной частью оборонной функции государства. Она выполняет оборонную, социальную и экономическую функции. Как решать защитные мероприятия и другие проблемные вопросы будут рассмотрены в последующих разделах учебника.