Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Вышел бизнес из тумана

26 лет закону об индивидуальной трудовой деятельности

19 ноября 1986 года гражданам Советского Союза разрешают заниматься индивидуальной трудовой деятельностью - после почти трех десятилетий фактического запрета на негосударственную экономическую деятельность. Этот шаг способствовал появлению в стране Советов легального бизнеса - благо теневой, несмотря на все риски, существовал в СССР всегда.

Год 1986 - шестьдесят девятый от Великой Октябрьской социалистической революции, второй от начала “ускорения”, перестройки и от старта антиалкогольной кампании. Это год шока от Чернобыльской аварии, запуска на орбиту станции “Мир”, волнений в Казахстане - и, наконец, год, в который советским гражданам разрешили легально заниматься “индивидуальной трудовой деятельностью”.

Закон, позволивший советскому человеку работать “от себя” и “на себя” приняли под конец года - 19 ноября. Как декларировалось - для “более полного удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, повышения занятости граждан общественно-полезной деятельностью, предоставления им возможности получения дополнительных доходов в соответствии с затратами своего труда”.

Фактически власть признавала: плановая экономика не способна сама обеспечить потребности советских граждан в “товарах повседневного спроса”. Некоторую долю потребностей граждан обеспечивает именно “теневой” сектор - он хоть как-то помогает людям справиться с тотальным дефицитом, - но частная инициатива в СССР по-прежнему наказуема по всей строгости УК.

Разрешают ИТД со всей возможной осторожностью - “частнопредпринимательская деятельность” по-прежнему, если верить букве закона, остается уголовным преступлением. “Индивидуалу” нельзя ни иметь в собственности промышленное оборудование, ни нанимать людей - привлекать к труду можно лишь домочадцев. Зарабатывать слишком много по отношению к вложенным трудозатратам тоже не дают - “нетрудовые доходы” пока остаются вне закона. Налог с такой деятельности при этом достигает 65 процентов.

В действие новый закон вступает к Первомаю 1987 года; при этом уже в феврале того же года издается закон, разрешающий кооперативную производственную деятельность. А уже в конце мая 1987 года новый закон о кооперации в СССР гарантирует:

“Кооперативу могут принадлежать здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, продуктивный и рабочий скот, производственная продукция, товары, денежные средства и иное имущество в соответствии с целями его деятельности”.

Занималась заря перестроечной “бизнес-революции”. Правда, формально бизнес этот продолжал оставаться “социалистическим” - все члены кооператива считались его владельцами, наемных работников, “отчужденных от средств производства”, там быть не могло. По закону, конечно.

БИЗНЕС В ПОДПОЛЬЕ

Дефицит на определенные товары в СССР существовал всегда. Но если начало шестидесятых в стране можно назвать временем определенного товарного изобилия, то в следующее десятилетие нехватка необходимых продуктов и товаров становится константой отечественной жизни.

Примета времени - переполненные “колбасные электрички”, на которых за продуктами и “товарами народного потребления” стекались в Москву жители окрестных облцентров: в столице хоть и очереди, но все-таки полки магазинов не пустуют. В самой же провинции мяса, а кое-где даже масла в свободной государственной продаже уже нет - все по талонам.

Спасает черный рынок. В СССР шестидесятых-восьмидесятых годов он охватывал практически все сферы потребления: то, что нельзя купить на прилавках магазина, можно “достать” - либо за деньги, либо по “взаимозачету”.

“Ты приходишь ко мне, я через завсклада, через директора магазина, через товароведа, через заднее крыльцо достал дефицит! Слушай, ни у кого нет - у меня есть! Ты попробовал - речи лишился! Вкус специфиський! Ты меня уважаешь. Я тебя уважаю. Мы с тобой - уважаемые люди”. (Аркадий Райкин, “Дефицит”.)

Для завмагов в государственной торговле куда выгодней было списать часть товара по причине, говоря фигурально, “усушки и утруски”, после чего этот товар уходил с “черного хода”. Стоит ли говорить, что товара от этой практики на и без того пустых полках государственных магазинов, мягко говоря, не прибывало...

Появившуюся у советского человека после Международного фестиваля молодежи и студентов потребность одеваться “как на Западе” обеспечивает армия фарцовщиков. Фарцовка - поначалу удел одиночных “романтиков своего дела”, правдами и неправдами выменивающих у интуристов “фирму” или пластинки, - вскоре сделалась настоящей системой, в которой крутились весьма крупные по тем временам деньги.

Параллельно этой системе в стране складывается система подпольных производств: где-то организованных “с нуля”, а где-то - на существующих фабриках и заводах. Заведовали этим “цеховики” - зачастую сами руководители госпредприятий, решившие использовать не предусмотренные планом возможности своих производств.

В теневой экономике крутятся миллионы - и, соответственно, есть и свои миллионеры. Впрочем, им в Советском Союзе гораздо проще заработать деньги, чем их потратить.

“...В маленькой задней комнате, привычной с детства, сидел Фима в дешевом костюмчике фабрики Володарского, в скороходовских туфлях, с часами “Победа”, и координировал движение маховика.

Он не изменил своих привычек ни в чем. Мало ел, практически не пил, тихо и вежливо разговаривал, и только для передвижения, абсолютно необходимого в деле, купил старый подержанный “Москвич”.

Милиционер на углу пытался отдавать ему честь. Через неделю льстивого милиционера перевели в Москву. Милиционерам вообще не полагалось знать о существовании Фимы Бляйшица”. (Михаил Веллер, “Легенда о родоначальнике советской фарцовки Фиме Бляйшице”, “Легенды Невского проспекта”.)

Дело в том, что оттепель, казалось бы, вдохнувшая в советское общество глоток свежего воздуха, крайне жестко “закрутила гайки” в экономике. Начало шестидесятых ознаменовалось резким ростом “расстрельных” дел за подобные преступления. Началом этого процесса можно считать печально известное дело валютчиков Яна Рокотова, Владислава Файбишенко и Дмитрия Яковлева, превращенное Хрущевым в показательный процесс.

Специально ради этого дела за нарушение правил валютных операций была введена смертная казнь - при этом в отношении фигурантов дела была применена обратная сила закона.

Примерно с этого же периода расстрел вводится и за “хищения социалистической собственности в особо крупном размере” - что позволяло подвести “под вышку” любого крупного цеховика или спекулянта. К семидесятым годам, впрочем, волна репрессий поутихла - “серый” бизнес нашел общий язык с представителями власти; но со смертью Брежнева репрессии против “теневых бизнесменов” продолжились. Показательным, к примеру, стало “дело Елисеевского гастронома” - в 1984 году его директор Юрий Соколов за “хищения в особо крупных размерах” был расстрелян; на процессе вскрылись как невиданных объемов “серая” система взяток, взаимозачетов и поставок неучтенного товара, так и то, что успешно руководить крупным торговым предприятием, не нарушая при этом советских законов, попросту невозможно.

Но это про “особо крупные размеры”. Шестидесятые годы принесли еще одно новшество - в СССР была фактически (за редким исключением) ликвидирована всякая негосударственная производственная деятельность - тогда как в тридцатые-пятидесятые годы немалая часть повседневной продукции приходилась как раз на кустарей, небольшие артели и кооперативы (см. “А”-справку). Теперь под Уголовным кодексом за частнопредпринимательскую деятельность ходят даже одиночки, строчащие одежду на кухнях. Что там, даже рок-музыканты, распространяющие билеты на собственные концерты, подпадали под эту статью.

Но, тем не менее, серая экономика в стране Советов “сдуваться” не собиралась - надо же было хоть кому-то обувать, одевать и кормить народ. Поэтому легализация сперва индивидуальной, а затем и коллективной негосударственной деятельности была еще и попыткой вывести громадные массы денег из “тени”.

ОПЕРАЦИЯ “КООПЕРАЦИЯ”

Стоит ли говорить, что советский народ на разрешение кооперативов отреагировал активно. Уже летом 1987 года в столице было с полтысячи таких объединений, и цифра эта, понятно, продолжила расти теми же темпами.

Проще всего поставить переносную шашлычную точку - этим промышляют, как правило “южные гости”. Другой путь - пойти в “шмоточники”, организовать “на коленке” маленькое швейное производство, освоить в “мелкопромышленных” масштабах варение джинсов и занять место на столичном Рижском рынке - именно он в конце восьмидесятых годов стал настоящим символом кооперативного движения. Он же, Рижский рынок, стал родиной и другого явления, определившего ход развития раннего русского капитализма - рэкета.

Допускаются кооперативы и в сфере обслуживания. Может быть, читатель помнит фильм Леонида Гайдая, название которого мы вынесли в начало этой главки. Был там весьма гротескный, как сейчас кажется, образ - роскошный кооперативный туалет с картинами, статуями и швейцаром. Режиссер не так уж преувеличивал, как может показаться. В Ростове-на-Дону кооперативный туалет с гордым именем “Прогресс” стал... арт-площадкой. В 1988 году местные авангардисты устроили здесь выставку “Провинциальный авангард” - с прицелом превратить уборную в центр искусств. Впрочем, выставка была тут же закрыта, а грандиозным планам художников и кооператоров так и не удалось сбыться. Но место с тех пор считается одной из достопримечательностей Ростова; такая известность вызвана еще и тем, что артистический сортир расположился на месте некогда знаменитого богемного заведения “Кафе поэтов”, куда захаживал в том числе и Велимир Хлебников.

В Москве, меж тем, появилась еще одна примета новой жизни - на Кропоткинской, 36, открылся первый в стране негосударственный ресторан, быстро ставший достопримечательностью столицы. Его основатель Андрей Федоров, кстати, в то время находился... в розыске по экономической статье. Но ветер уже стал дуть в другую сторону, и ресторатора оставили в покое.

Вскоре без кооперативов советскую жизнь уже сложно было представить.

“На фоне снижающихся темпов развития народного хозяйства впечатляют темпы роста кооперативного сектора экономики страны: в 1987 году 13,9 тыс. кооперативов выполнили работ и услуг на сумму 350 млн руб., в 1988 году 77,5 тыс. кооперативов дали продукции на 6,1 млрд руб., в 1989 году этот объем составил около 41 млрд руб. Причем все это без каких-либо субсидий от государства”, - обращался в 1990 году, подводя итоги трех первых лет кооперативного движения, академик Вячеслав Тихонов к Михаилу Горбачеву.

В 1991 году власть признает очевидное - законодательным актом в стране легализуется полноценное частное предпринимательство. И, как говорится, понесла-а-ась. Впрочем, это уже другая история.

“А”-СПРАВКА

Негосударственнная инициатива в СССР. Не только НЭП

Разрешая сначала индивидуальную трудовую деятельность, а затем и кооперативы, Горбачев, в сущности, не желал изобретать ничего нового - совмещать негосударственную экономическую деятельность с плановой экономикой пробовали в СССР и раньше. И речь здесь даже не о нэпе, хотя именно двадцатые стали эпохой первого расцвета кооперативов и частной инициативы в СССР, временем “советского социалистического капитализма”. После сворачивания нэпа мелкая частная и кооперативная инициатива в СССР продолжали существовать довольно долго: со времен первых пятилеток по пятидесятые годы в СССР негосударственный сектор в экономике страны оставался довольно велик. Речь здесь идет как о “кустарях-одиночках”, так и о довольно крупных производственных кооперативах и артелях.

Как учит нас Большая советская энциклопедия, промысловая кооперация “в годы войны помогала снабжению армии и тыла необходимыми предметами одежды и личного обихода: выпуск продукции увеличился с 534 млн рублей в 1942 до 953 млн рублей в 1945. В годы послевоенных пятилеток значительно возросли основные фонды К. п.: на 1 января 1956 основные производственные фонды К. п. составляли 6850 млн рублей, непроизводственные основные фонды - 1279,1 млн рублей; в системе К. п. насчитывалось свыше 54,7 тыс. предприятий, на которых было занято 1,8 млн человек”.

Негосударственные объединения и обеспечивали страну как товарами народного потребления (здесь “удельный вес” негосударственного сектора в экономике был особенно велик - около 30%), так и сырьем и полезными ископаемыми. Сохранялась - хотя клеймилась буржуазным пережитком - частная медицинская практика. Даром что заработок врача-частника строго контролировался, а цены на производимую кооперативами и артелями продукцию не могли серьезно отличаться от государственных.

К середине пятидесятых годов количество негосударственных производственных объединений переваливает за сотню тысяч (разные источники называют разные цифры). Впрочем, надо помнить, что формально к негосударственному сектору относились и колхозы, связанные с государством системой контрактации. Производственные артели также жестко зависели от органов планирования, хотя перед войной им предоставили относительную свободу.

Удар по артельно-кооперативному движению и кустарям был нанесен, как ни странно, с началом оттепели: в 1956 году Никита Хрущев требует преобразовать артели и кооперативы в государственные предприятия; паевая собственность кооператоров безвозмездно отчуждалась. Частная экономическая деятельность в СССР оказалась практически вне закона - а параллельно с этим в начале шестидесятых было серьезно ужесточено уголовное законодательство в части экономических преступлений.

Закон СССР об индивидуальной трудовой деятельности

Оперативный документ № 2

1. В СССР допускается ИТД. Ею является общественно полезная деятельность граждан по производству товаров и оказанию платных услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с государственными, кооперативными, другими общественными организациями.

Не допускается ИТД с привлечением наемного труда, с целью извлечения нетрудовых доходов или в ущерб другим общественным интересам.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на творческую деятельность граждан в сфере науки, техники, литературы и искусства, а также на выполнение платных работ, носящих разовый характер, и работ, незначительных по объему и оплате труда.

3. ИТ деятельностью разрешается заниматься совершеннолетним гражданам, участвующим в общественном производстве, в свободное от основной работы время, домашним хозяйкам, инвалидам, пенсионерам, студентам и учащимся.

4. ИТД осуществляется гражданами с использованием сырья и иного имущества, принадлежащего им на праве личной собственности либо переданного заказчиком, а также имущества, полученного по договорам имущественного найма с предприятиями, учреждениями и организациями.

5. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения и организации оказывают гражданам, занимающимся ИТД, содействие в приобретении сырья, материалов, инструментов и иного имущества, в сбыте произведенной продукции.

6. Граждане, изъявившие желание заниматься ИТД, обязаны получить разрешение. Решение об отказе в выдаче разрешения может быть обжаловано.

8. Граждане, занимающиеся ИТД, обязаны соблюдать установленный порядок, обеспечивать надлежащее качество товаров и услуг, соблюдать санитарные, противопожарные правила и нормы.

9. Граждане, имеющие патенты на право занятия ИТД, освобождаются от уплаты подоходного налога.

12. В сфере кустарно-ремесленных промыслов допускается изготовление:

1) одежды, обуви, головных уборов, меховых, швейных и галантерейных изделий;

2) пряжи, тканых материалов, вязаных и вышитых изделий;

3) мебели, других столярных изделий;

4) ковров и ковровых изделий;

5) гончарных и керамических изделий;

6) игрушек и сувениров;

7) предметов хозяйственной утвари, садово-огородного инвентаря;

8) рыболовных снастей (кроме снастей, использование которых запрещено);

9) изделий из дерева, бумаги, кости, камыша, лозы, соломы, тростника и иных материалов.

13. В сфере кустарно-ремесленных промыслов запрещается изготовление:

1) изделий из шкурок ценных пушных зверей, добытых охотой и подлежащих обязательной сдаче государству, не имеющих государственного клейма (штампа), а также из шкурок плотоядных пушных зверей, содержание которых гражданам запрещено;

2) химических и парфюмерно-косметических изделий;

3) ядовитых и наркотических веществ, а также лекарственных средств;

4) изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней и янтаря;

5) любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и пиротехнических изделий;

6) множительных и копировальных аппаратов, штампов, штемпелей, печатей, шрифтов.

15. В сфере бытового обслуживания населения допускается:

1) строительство, ремонт и благоустройство жилищ, садовых домиков, гаражей и других построек;

2) благоустройство земельных участков, предоставленных гражданам;

3) пастьба скота;

4) техническое обслуживание и ремонт личных автомобилей и других транспортных средств;

5) ремонт металлоизделий, бытовых машин и приборов, радиотелевизионной аппаратуры;

6) ремонт одежды, обуви, головных уборов, меховых, швейных и галантерейных изделий;

7) ремонт мебели, других столярных изделий, садово-огородного инвентаря;

8) ремонт ковров и ковровых изделий;

9) фотографирование и другие фотоработы по заказам граждан;

10) парикмахерские, а также косметические услуги, не связанные с лечебной или хирургической деятельностью;

11) стенографические, машинописные и переплетные работы;

12) транспортное обслуживание граждан владельцами личных автомобилей;

13) обслуживание одиноких, престарелых, инвалидов и других нетрудоспособных граждан;

14) пансионное обслуживание туристов, экскурсантов и других граждан по договорам с предприятиями, учреждениями и организациями (размещение, бытовое обслуживание и т. п.).

16. В сфере бытового обслуживания населения запрещается:

1) ремонт и переделка изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней и янтаря;

3) ремонт любых видов оружия.

17. Занятие ИТД, связанной с обучением отдельным профессиям и навыкам, разрешается гражданам, имеющим необходимую подготовку.

18. В социально-культурной сфере допускается:

1) обучение кройке и шитью, вязанию;

2) обучение игре на музыкальных инструментах, хореографии;

3) обучение стенографии и машинописи;

4) репетиторство;

5) перевод текстов с иностранных языков;

6) занятие медицинской деятельностью.

19. В социально-культурной сфере гражданам запрещается:

1) занятие медицинской деятельностью по отдельным специальностям, определяемым в соответствии с законодательством Союза ССР о здравоохранении;

2) проведение занятий по предметам, не входящим в программу учебных заведений СССР;

3) организация зрелищных мероприятий.

23. Лицам, нарушившим порядок занятия ИТД, может быть запрещено заниматься такой деятельностью. Запрещение может быть обжаловано.

Я поблагодарил Секретаря за чтение и продолжил:

– По сути, первый закон запрещает все, второй – все разрешает. Сам тон их сравните: первый – короткий и жесткий, как полицейская дубинка. Шаг влево-вправо – расстрел на месте! Второй же цветет и переливается красочными подробностями того, что и как отныне можно.

– Тогда появились частные парикмахерские, фотоателье, даже кафе, – добавила Прокурор. – И хотя закон разрешил предпринимательство лишь в свободное от основной работы время, по факту для многих бизнес и стал основной работой.

Я слегка поклонился ей:

– Спасибо. Совершенно верно. Однако эти взаимоисключающие постановления вышли с интервалом лишь в полгода! Я и называю это – ломать страну, как проволоку.

Горбачев встрепенулся:

– Нет, ну это несерьезно, я вам скажу! Что ж вы на меня все валите? Майский указ протащила мимо меня та часть аппарата, которая не принимала линию руководства! А я просто недоглядел. Потом исправлять пришлось.

Я укоризненно покачал головой:

– Михаил Сергеевич, вы хотите нас убедить, будто в 86-м году можно было что-то крупное в стране провернуть против воли генсека? Неловко, право… Адвокат, вы ведь сами сообщили нам о рабской покорности аппарата ЦК! В других сферах происходило то же самое.

Подзащитный злобно глянул на своего юриста и был вынужден замолчать.

– Ну а теперь главное: идеология, – вышел я на финишную прямую. – Горбачев и здесь гнул страну в разные стороны. В январе 1987-го на экраны запустили антисталинский фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Так началась десталинизация. Однако чуть раньше, в апреле 1985-го, Горбачев сказал на политбюро: «Когда Хрущев довел критику действий Сталина до невероятных размеров, это принесло только ущерб, после которого мы до сих пор не можем собрать черепки».

– Не «чуть раньше», а за два года! – возмущенно вставил генсек. – Затем я переосмыслил, узнал правду о репрессиях – это нормальный процесс!

Я согласился:

– Допустим. Однако и в ноябре 87-го, одновременно с потоком хулы на Сталина, вы сказали – причем в Кремлевском дворце съездов, официально: «В достижении Победы сыграли свою роль огромная политическая воля, целеустремленность и настойчивость, умение организовать и дисциплинировать людей, проявленные в годы войны И. В. Сталиным». Кстати, после этой фразы зал устроил бурную овацию. Видать, уже наелся перестроечным бардаком и предательством…

– Это домыслы! Причина оваций нам неизвестна, – не замедлил вмешаться Адвокат.

Судья признал:

– Возражение принято.

– Ладно, – согласился я. – Как бы то ни было, вы одновременно Сталина и хаяли, и хвалили, чем вызывали тот самый флаттер, о котором писал Лигачев. Впрочем, клеветнической хулы на Сталина тогда излили несравненно больше, чем справедливых похвал. Вам позарез нужно было изобразить его чудовищем. Потому что десталинизация – лишь первый шаг десоветизации, отказа от социализма вообще.

Горбачев проворчал:

– Это с какой стати?

– С такой. Всем очевидно, что сталинский период – вершина всего «советского проекта», – начал объяснять я. – Тогда был самый впечатляющий рост, самые яркие победы, наивысший энтузиазм. Так что если этот период преступен, то сносу подлежит и весь социализм. И об этом горделиво писал ваш главный идеолог Яковлев. Сейчас зачитаю.

В этот день, 19 ноября 1986 года, был принят Закон СССР об индивидуальной трудовой деятельности, который стал прологом легализации малого бизнеса. В преамбуле закона указывалось, что данный правовой акт принимается «для более полного удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, повышения занятости граждан общественно-полезной деятельностью, предоставления им возможности получения дополнительных доходов в соответствии с затратами своего труда».

Руководство КПСС во главе с М.С. Горбачёвым пыталось пойти по пути китайских товарищей, которые несколькими годами ранее стали отходить от заповедей марксизма и маоизма. Как говорил товарищ Дэн Сяопин, следует «включать левый поворот и поворачивать направо», что означало сохранение коммунистической риторики при плавном переходе к рынку.

Нечто подобное пытался сделать и М. Горбачёв, постепенно реформируя социалистический строй. Вначале проводилось моральное оздоровление страны (путём введения «сухого закона»), потом – увеличение хозяйственной самостоятельности предприятий под контролем государства (госприёмка, хозрасчёт, самофинансирование), и, наконец, политическая либерализация (введение многопартийности, гласности, демократических выборов, свободы слова, печати, собраний).

Закон об индивидуальной трудовой деятельности играл в этом замысле немалую роль. И хотя он разрешал гражданам лишь кустарную деятельность, производство некоторых товаров и услуг без найма рабочей силы, всё же Закон имел непреходящее значение. Во-первых, он отчасти легализовал «теневиков», то есть предпринимателей, работавших по противозаконным схемам. Во-вторых, стал правовой основой для будущего совершенствования законодательной базы малого бизнеса. В-третьих, стал школой и институтом начинающих бизнесменов всех возрастов и профессий, которые хотели попробовать себя в новой сфере. И, наконец, Закон признавал «индивидуалов» (а затем и кооператоров) частью советского общества, идеология которого менялась тогда на глазах.

30 лет Закону «Об индивидуальной трудовой деятельности»

В этот день, 19 ноября 1986 года, Верховный Совет СССР принял Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», который был призван легализовать частное предпринимательство в стране, обеспечить возможность гражданам заниматься коммерческой деятельностью вне стен государственных предприятий, организаций и учреждений. Помимо этой основной задачи, данный закон должен был легализовать и поставить под государственный контроль развивавшийся в недрах теневой экономики частный бизнес.

Отчасти принятие Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» было вынужденной мерой, так как различного рода цеховики, теневые предприниматели, кустари, промысловики и иные категории самозанятых граждан занимали всё более существенные ниши в социалистической хозяйственной системе с присущей ей дефицитом и фиксированными государством ценами.

Предпринимательство в любых его формах (за исключением колхозных кооперативов) считалось незаконным и преследовалось властями. Сомнительными с точки зрения наживы и нежелательными в аспекте социального расслоения считались даже частные портные, шившие одежду на заказ, вольные фотографы, репетиторы, художники, гончары, изготовители сувениров и пищевых продуктов, представители различных видов народных промыслов.

Дело доходило до абсурда. С одной стороны, стране не хватало продуктов питания. Но иметь нескольких коров сельчанам было запрещено. Нельзя было на законных основаниях строить производственные помещения, цехи, покупать землю, станки и оборудование. Плохо была развита сфера услуг – туристических, финансовых, торговых. С другой стороны, в условиях отсутствия адекватного закона развивался теневой сегмент экономики, подпольные предприниматели не платили налогов, их продукция не контролировалась по качеству и безопасности.

Принятый Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» стал вехой в развитии российского малого бизнеса, одной из главных заслуг горбачёвской перестройки. И хотя закон разрешал лишь малую часть бизнесов, в основном в сфере кустарных промыслов и бытового обслуживания населения без образования юрлиц, он проложил путь к будущим, более совершенным правовым актам.

Просуществовал Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности весьма недолго – менее четырёх с половиной лет. Уже с 1 января 1991 г. данный закон утратил свою силу в связи с введением в действие более рыночного Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», который успешно работал до сменившей его части I Гражданского кодекса РФ.

В СССР принят закон «Об индивидуальной трудовой деятельности»

19 ноября 1986 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», призванный поставить под контроль государственных органов «подпольное» предпринимательство. Предпринимательская деятельность граждан ранее относилась к незаконным или нежелательным видам деятельности и подлежала административному или уголовному наказанию. Принятый закон разрешал «индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей».

По новому закону «индивидуальная трудовая деятельность в СССР использовалась для более полного удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, повышения занятости граждан общественно-полезной деятельностью, предоставления им возможности получения дополнительных доходов в соответствии с затратами своего труда». После этого индивидуальная трудовая деятельность была официально разрешена советским гражданам, но лишь в свободное от основной работы время и в строго определённых сферах. При этом категорически запрещалось использование наемного труда. Налог на доходы частных предпринимателей достигал 65%.

Стоит отметить, что этот закон предусматривал оказание поддержки гражданам, занимавшимся индивидуальной трудовой деятельностью. Исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов предписывалось оказывать им содействие в приобретении сырья, материалов, инструментов и прочего имущества, необходимого для работы.

Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» стал одной из важнейших «перестроечных» реформ в сфере экономики. Фактически, он впервые с конца 1920-х гг. легализовал предпринимательскую деятельность в Советском Союзе. С распадом СССР в новообразованных республиках началось создание местного законодательства, регулирующее частное предпринимательство.

Закон СССР об индивидуальной трудовой деятельности 19 ноября 1986 года Оперативный документ № 2

Закон СССР об индивидуальной трудовой деятельности

Оперативный документ № 2

1. В СССР допускается ИТД. Ею является общественно полезная деятельность граждан по производству товаров и оказанию платных услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с государственными, кооперативными, другими общественными организациями.

Не допускается ИТД с привлечением наемного труда, с целью извлечения нетрудовых доходов или в ущерб другим общественным интересам.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на творческую деятельность граждан в сфере науки, техники, литературы и искусства, а также на выполнение платных работ, носящих разовый характер, и работ, незначительных по объему и оплате труда.

3. ИТ деятельностью разрешается заниматься совершеннолетним гражданам, участвующим в общественном производстве, в свободное от основной работы время, домашним хозяйкам, инвалидам, пенсионерам, студентам и учащимся.

4. ИТД осуществляется гражданами с использованием сырья и иного имущества, принадлежащего им на праве личной собственности либо переданного заказчиком, а также имущества, полученного по договорам имущественного найма с предприятиями, учреждениями и организациями.

5. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения и организации оказывают гражданам, занимающимся ИТД, содействие в приобретении сырья, материалов, инструментов и иного имущества, в сбыте произведенной продукции.

6. Граждане, изъявившие желание заниматься ИТД, обязаны получить разрешение. Решение об отказе в выдаче разрешения может быть обжаловано.

8. Граждане, занимающиеся ИТД, обязаны соблюдать установленный порядок, обеспечивать надлежащее качество товаров и услуг, соблюдать санитарные, противопожарные правила и нормы.

9. Граждане, имеющие патенты на право занятия ИТД, освобождаются от уплаты подоходного налога.

12. В сфере кустарно-ремесленных промыслов допускается изготовление:

1) одежды, обуви, головных уборов, меховых, швейных и галантерейных изделий;

2) пряжи, тканых материалов, вязаных и вышитых изделий;

3) мебели, других столярных изделий;

4) ковров и ковровых изделий;

5) гончарных и керамических изделий;

6) игрушек и сувениров;

7) предметов хозяйственной утвари, садово-огородного инвентаря;

8) рыболовных снастей (кроме снастей, использование которых запрещено);

9) изделий из дерева, бумаги, кости, камыша, лозы, соломы, тростника и иных материалов.

13. В сфере кустарно-ремесленных промыслов запрещается изготовление:

1) изделий из шкурок ценных пушных зверей, добытых охотой и подлежащих обязательной сдаче государству, не имеющих государственного клейма (штампа), а также из шкурок плотоядных пушных зверей, содержание которых гражданам запрещено;

2) химических и парфюмерно-косметических изделий;

3) ядовитых и наркотических веществ, а также лекарственных средств;

4) изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней и янтаря;

5) любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и пиротехнических изделий;

6) множительных и копировальных аппаратов, штампов, штемпелей, печатей, шрифтов.

15. В сфере бытового обслуживания населения допускается:

1) строительство, ремонт и благоустройство жилищ, садовых домиков, гаражей и других построек;

2) благоустройство земельных участков, предоставленных гражданам;

3) пастьба скота;

4) техническое обслуживание и ремонт личных автомобилей и других транспортных средств;

5) ремонт металлоизделий, бытовых машин и приборов, радиотелевизионной аппаратуры;

6) ремонт одежды, обуви, головных уборов, меховых, швейных и галантерейных изделий;

7) ремонт мебели, других столярных изделий, садово-огородного инвентаря;

8) ремонт ковров и ковровых изделий;

9) фотографирование и другие фотоработы по заказам граждан;

10) парикмахерские, а также косметические услуги, не связанные с лечебной или хирургической деятельностью;

11) стенографические, машинописные и переплетные работы;

12) транспортное обслуживание граждан владельцами личных автомобилей;

13) обслуживание одиноких, престарелых, инвалидов и других нетрудоспособных граждан;

14) пансионное обслуживание туристов, экскурсантов и других граждан по договорам с предприятиями, учреждениями и организациями (размещение, бытовое обслуживание и т. п.).

16. В сфере бытового обслуживания населения запрещается:

1) ремонт и переделка изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней и янтаря;

3) ремонт любых видов оружия.

17. Занятие ИТД, связанной с обучением отдельным профессиям и навыкам, разрешается гражданам, имеющим необходимую подготовку.

18. В социально-культурной сфере допускается:

1) обучение кройке и шитью, вязанию;

2) обучение игре на музыкальных инструментах, хореографии;

3) обучение стенографии и машинописи;

5) перевод текстов с иностранных языков;

6) занятие медицинской деятельностью.

19. В социально-культурной сфере гражданам запрещается:

1) занятие медицинской деятельностью по отдельным специальностям, определяемым в соответствии с законодательством Союза ССР о здравоохранении;

2) проведение занятий по предметам, не входящим в программу учебных заведений СССР;

3) организация зрелищных мероприятий.

23. Лицам, нарушившим порядок занятия ИТД, может быть запрещено заниматься такой деятельностью. Запрещение может быть обжаловано.

Я поблагодарил Секретаря за чтение и продолжил:

– По сути, первый закон запрещает все, второй – все разрешает. Сам тон их сравните: первый – короткий и жесткий, как полицейская дубинка. Шаг влево-вправо – расстрел на месте! Второй же цветет и переливается красочными подробностями того, что и как отныне можно.

– Тогда появились частные парикмахерские, фотоателье, даже кафе, – добавила Прокурор. – И хотя закон разрешил предпринимательство лишь в свободное от основной работы время, по факту для многих бизнес и стал основной работой.

Я слегка поклонился ей:

– Спасибо. Совершенно верно. Однако эти взаимоисключающие постановления вышли с интервалом лишь в полгода! Я и называю это – ломать страну, как проволоку.

– Нет, ну это несерьезно, я вам скажу! Что ж вы на меня все валите? Майский указ протащила мимо меня та часть аппарата, которая не принимала линию руководства! А я просто недоглядел. Потом исправлять пришлось.

Я укоризненно покачал головой:

– Михаил Сергеевич, вы хотите нас убедить, будто в 86-м году можно было что-то крупное в стране провернуть против воли генсека? Неловко, право… Адвокат, вы ведь сами сообщили нам о рабской покорности аппарата ЦК! В других сферах происходило то же самое.

Подзащитный злобно глянул на своего юриста и был вынужден замолчать.

– Ну а теперь главное: идеология, – вышел я на финишную прямую. – Горбачев и здесь гнул страну в разные стороны. В январе 1987-го на экраны запустили антисталинский фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Так началась десталинизация. Однако чуть раньше, в апреле 1985-го, Горбачев сказал на политбюро: «Когда Хрущев довел критику действий Сталина до невероятных размеров, это принесло только ущерб, после которого мы до сих пор не можем собрать черепки».

– Не «чуть раньше», а за два года! – возмущенно вставил генсек. – Затем я переосмыслил, узнал правду о репрессиях – это нормальный процесс!

– Допустим. Однако и в ноябре 87-го, одновременно с потоком хулы на Сталина, вы сказали – причем в Кремлевском дворце съездов, официально: «В достижении Победы сыграли свою роль огромная политическая воля, целеустремленность и настойчивость, умение организовать и дисциплинировать людей, проявленные в годы войны И. В. Сталиным». Кстати, после этой фразы зал устроил бурную овацию. Видать, уже наелся перестроечным бардаком и предательством…

– Это домыслы! Причина оваций нам неизвестна, – не замедлил вмешаться Адвокат.

– Ладно, – согласился я. – Как бы то ни было, вы одновременно Сталина и хаяли, и хвалили, чем вызывали тот самый флаттер, о котором писал Лигачев. Впрочем, клеветнической хулы на Сталина тогда излили несравненно больше, чем справедливых похвал. Вам позарез нужно было изобразить его чудовищем. Потому что десталинизация – лишь первый шаг десоветизации, отказа от социализма вообще.

– Это с какой стати?

– С такой. Всем очевидно, что сталинский период – вершина всего «советского проекта», – начал объяснять я. – Тогда был самый впечатляющий рост, самые яркие победы, наивысший энтузиазм. Так что если этот период преступен, то сносу подлежит и весь социализм. И об этом горделиво писал ваш главный идеолог Яковлев. Сейчас зачитаю.

Принятие закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» в 1986 году. Перестройка в СССР

Возможность осуществлять предпринимательскую деятельность является важнейшей составляющей любого капиталистического государства. Перестройка в СССР позволила большому количество людей реализовывать на практике свои бизнес-амбиции. Поспособствовал здесь и ряд нормативных актов, составленных в конце 80-х годов. Принятие Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» стало переломным этапом в истории российского государства. Население, наконец, получило возможность свободной покупки и продажи. Об этом по-настоящему эпохальном законе будет подробно рассказано в статье.

История предпринимательства в России

Октябрьская революция 1917 года определяла существование коопераций в сфере монопольного сектора государства. Кооперации в частном капитале тогда были под строгим запретом. Привела подобная политика к существенной деградации в экономическом секторе страны. 14 марта 1921 года политика военного коммунизма была заменена на Новую экономическую политику. Появилось право на создание потребительских кооперативов. Именно эти организации позволили вытащить советскую экономику из глубочайшего кризиса.

В период коллективизации идеалом общественного кооператива в СССР был колхоз. Эта инстанция жестко контролировалась государством. Колхоз представлял собой промысловый тип кооперации. В 1956 году понятие кооперации и вовсе исчезло. Все хозяйства вошли в государственную систему.

Времена перестройки

Перестройка в СССР ознаменовалась множеством самых различных явлений. Благодаря некоторым из них все экономическое устройство страны было, по сути, целиком перекроено. Однако самым ярким событием стало, конечно же, принятие Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» 19 ноября 1986 года. Советские граждане получили возможность реализовывать дополнительную трудовую деятельность в свободное время от основной работы. Ключевой особенностью закона является разрешение именно на свободный труд. Появилась возможность создавать производственные кооперативы, где не допускалось бы использование наемного труда.

Как ни парадоксально, но принятие закона не изменило влияния коммунистической власти на кооперативы. Официальная легализация частного экономического сектора принималась многими государственными деятелями в штыки. Так, в 1988 году был подписан указ о прогрессивном налогообложении всех кооперативных участников. Появилось понятие «сверхдоходов» — денежных сумм, превышающих две средние зарплаты. Такие суммы подлежали изъятию. Чуть позже был принят акт СССР «О кооперации», нормы которого значительно ослабили положение предпринимателей. При этом именно принятие Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» стало поистине историческим и знаменитым событием.

Кому разрешалось заниматься предпринимательством?

Наиболее важные нормы Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» стоит подвергнуть анализу. Для начала нужно выяснить, кто именно обладал возможностью создавать кооперативы и получать деньги в свободное от работы время.

Статья 3 Закона разрешала заниматься индивидуальным трудом всем гражданам, достигшим совершеннолетия. Такие лица должны были участвовать в общественном производстве в свободное от работы время. Безработные граждане не имели права входить в кооперативы. Исключение — студенты, пенсионеры, инвалиды и хозяйки.

Народные депутаты СССР рекомендовали гражданам обучать индивидуальному предпринимательству своих соотечественников. Население должно помнить, что работать разрешается лишь с сырьем для формирования товаров потребления — гласит закон. Государственные комитеты Советского Союза также были обязаны содействовать индивидуальным предпринимателям.

Обязанности индивидуальных предпринимателей по закону

Основной обязанностью советских граждан, решившихся образовать свой кооператив, являлось получение специального разрешения в городском, районном или сельском совете. Продолжительность действия разрешения составляла всего пять лет, после чего документ приходилось продлевать. Граждане, занимавшиеся предпринимательством без государственного разрешения, приравнивались к спекулянтам. За спекуляцию в Союзе устанавливалось уголовное наказание.

В статье 8 определялись функции граждан, занимавшихся индивидуальным трудом. Здесь все довольно просто: нужно соблюдать права покупателей, учитывать интересы заказчиков и т. д. Однако основной обязанностью предпринимателя было изготовление качественного и соответствующего всем нормам продукта.

Культурно-ремесленная сфера

Закон оговаривал несколько общественных сфер, где советские граждане имели бы возможность заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Во второй главе говорилось о культурно-ремесленной среде. Что именно здесь производилось?

Закон отвечал кратко, а потому несколько размыто. Речь шла о кустарно-ремесленных изделиях. Однако статья 12 дополняла предыдущие положения. В ней указывалось, что под такими изделиями подразумевается, по сути, вся домашняя и бытовая утварь. Одежда, обувь, игрушки, мебель, ткани, керамика, садовый инвентарь и многое другое — все это можно было изготовить и продать. Вводил закон и запреты на изготовление отдельных изделий.

Сфера бытового обслуживания

В главе 3 Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» 1986 года говорилось об изготовлении продукции и продвижении услуг в бытовой сфере. Что подразумевалось под платными услугами? Статья 15 Закона указывала на следующее:

  • ремонт и строительство;
  • пастьба;
  • благоустройство территорий и земельных участков;
  • ремонт мебели или бытовой техники;
  • пошив одежды;
  • фотографирование и видеосъемка;
  • парикмахерские услуги, а также любые услуги красоты (за исключением медицинских);
  • транспортное обслуживание;
  • туристические функции и многое другое.

Все то, что раньше было возможно реализовывать только под строгим государственным надзором, в 1986 году стало относительно свободным. У народа появилась реальная возможность заниматься бизнесом. Государству оставалось лишь правильно организовать предпринимательскую деятельность для выведения экономики из состояния стагнации.

Социально-культурная сфера

Последняя общественная сфера, на которую указывал закон, именовалась социально-культурной. В статье 18 Закона закреплялась возможность оказывать платные услуги в сфере образования и искусства. Обучение игре на музыкальных инструментах, репетиторство, переводческая деятельность, медицина — отныне все это могло приобрести платный характер. Появилась возможность организовывать зрелищные мероприятия — концерты и фестивали.

Документ, казалось бы, разрешал многое. И это действительно так: в сравнении с полным запретом на предпринимательство, господствовавшим до 1986 года, принятие Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» стало глотком свежего воздуха для государственной экономики. Однако документ все еще строго ограничивал многие общественные сферы. Достаточно лишь обратить внимание на статью 19, в которой говорилось о запрете занятий, что противоречили бы интересам общества. Как известно, в СССР интересы общества определяло государство.

Принятие Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» (год — 1986-й) по-настоящему выручило государственную экономику. Однако не все хотят это признавать. Какая проблема здесь существует? Почему вопрос о введении предпринимательства до сих пор остается столь острым?

Истоки проблемы кроются в советском дефиците. Если в 60-е прилавки магазинов еще были хоть чем-то наполнены, то в последующие десятилетия острая нехватка товаров проявилась особенно болезненно. Одеть и накормить народ государство не могло. Именно поэтому была предпринята последняя попытка спасения экономического сектора.

Попытка эта, надо сказать, противоречила всем социалистическим устоям и принципам. Однако предпринимательство стало настоящим спасением для советского народа. Распространившиеся по всей стране «черные рынки» обрели легальный характер. Народ, наконец, получил право удовлетворять свои потребности законным способом.

Кооперации

Действие Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» породило множество кооперативов по всему Советскому Союзу. Что представляли собой эти организации? Примеров на самом деле множество. Два или более советских гражданина заключают между собой соглашение, получают от государства пятилетнюю лицензию и открывают, например, шашлычную. Этим нередко промышляли выходцы из южных регионов. Большое количество советских женщин пытались создать собственные швейные производства. Страна из-за этого наполнилась немалым количеством простеньких ателье, организованных «на коленке».

Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» был принят в ноябре 1986 года. Народ отреагировал невероятно быстро. Уже в начале 1987 года государство было наполнено громадным количеством самых разных коопераций.

Недостатки и преимущества закона

Как специалисты, так и обычные граждане до сих пор пытаются выделить достоинства и недостатки рассматриваемого закона. Надо сказать, что занятие это несколько бесполезное. Большинство выделяемых минусов и плюсов имеют крайне субъективный характер, а потому не могут рассматриваться даже из академического интереса. И все же о некоторых преимуществах и недостатках нормативного акта стоит упомянуть.

Неоспоримым минусом принятия закона стал разгул преступности. Вернее, недостатком здесь является не сам бандитизм как явление, а невозможность или нежелание власти бороться с ним. Появились граждане, желающие нажиться на чужом труде. Распространилось «крышевания» — способ облагать данью предпринимателей.

Следующий недостаток закона крайне субъективен. Его любят называть лица, симпатизирующие социалистическому строю. Речь идет о крушении плановой экономики, начало которому официально положил именно рассматриваемый закон.

Достоинств у нормативного акта много, однако выделить стоит лишь одно. Население СССР получило, наконец, возможность почувствовать себя свободными гражданами. Грамотное распоряжение предоставленной свободой помогло бы выстроить близкое к идеалу общество. Получилось ли нечто подобное у советских, а ныне российских граждан? Ответ на этот вопрос у каждого человека свой.

Это интересно:

  • На таганке нотариус Нотариус на Таганке. тел. 580-60-10 Понедельник-Пятница - с 10 до 19. Выезд к клиенту - ежедневно. Без очередей и обеда.Суббота,Воскресенье-только выезд пер. Маяковского, дом 2, подъезд 3, оф. 43 Добавить этот сайт в избранное можно ЗДЕСЬ Необходимо выйти из […]
  • Самара красноглинский районный суд Красноглинский районный суд г. Самара Суббота и Воскресение Суббота и Воскресение ВРЕМЯ ПРИЁМА ГРАЖДАН Официальные сайты участков мировых судей Красноглинского судебного района г.Самары Судебный участок №18 Судебный участок №19 Судебный участок №20 […]
  • Приложение 3. Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Информация об изменениях: Приложение 3 изменено с 24 марта 2018 г. - Указание Банка России от 25 декабря 2017 г. N 4664-У Приложение 3к Положению Банка Россииот 19 сентября […]
  • В каких числах в России перечисляют детские пособия В РФ государство оказывает социальную помощь разным категориям населения страны. Вместе с тем действующую в настоящее время систему выплаты таких пособий можно назвать достаточно запутанной. Объясняется это просто. Регулируется она […]
  • Возврат госпошлины Актуально на: 19 июня 2017 г. Образец заявления о возврате госпошлины О том, как оплатить государственную пошлину, мы рассказывали в нашей консультации. А как произвести возврат излишне уплаченной госпошлины? Случаи возврата государственной пошлины Полный или частичный […]
  • Процессуальные издержки по уголовным делам Пленум ВС РФ 19 декабря 2013 года принял Постановление № 42 "О практике применения судами законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам" (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 42), в связи с изданием которого утратило силу […]
  • Оплата госпошлины в суд Актуально на: 19 июня 2017 г. Образец платежного поручения О том, как оплатить госпошлину, а также оформить доверенность на ее уплату, мы рассказывали в нашей консультации. В этом материале, покажем на примере, как оплатить госпошлину в суд. Реквизиты госпошлины в […]
  • Самостоятельный расчет стоимости полиса ОСАГО-2017: проверяем страховщиков перед покупкой Перед тем, как нанести визит в офис страховой компании для покупки полиса ОСАГО, автолюбителям будет нелишним прикинуть, в какую сумму обойдется страховка. Портал ГАРАНТ.РУ разобрался в правилах […]

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
ЗАКОН
ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Индивидуальная трудовая деятельность в СССР используется для более полного удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, повышения занятости граждан общественно полезной деятельностью, предоставления им возможности получения дополнительных доходов в соответствии с затратами своего труда.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Индивидуальная трудовая деятельность
В соответствии с Конституцией СССР и настоящим Законом в СССР допускаются индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества.
Индивидуальной трудовой деятельностью является общественно полезная деятельность граждан по производству товаров и оказанию платных услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с государственными, кооперативными, другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, а также с внутриколхозными трудовыми отношениями.
Государство поощряет вступление граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в договорные отношения с государственными, кооперативными, другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями и объединение этих граждан в установленном законодательством порядке в кооперативы, добровольные общества, товарищества.
Не допускается индивидуальная трудовая деятельность с привлечением наемного труда, с целью извлечения нетрудовых доходов или в ущерб другим общественным интересам.
Статья 2. Законодательство об индивидуальной трудовой деятельности
Отношения, связанные с осуществлением гражданами индивидуальной трудовой деятельности, регулируются настоящим Законом и другими актами законодательства Союза ССР и союзных республик.
Действие настоящего Закона не распространяется на творческую деятельность граждан в сфере науки, техники, литературы и искусства, а также на выполнение платных работ, носящих разовый характер, и работ, незначительных по объему и оплате труда.
Статья 3. Категории граждан, которым разрешается индивидуальная трудовая деятельность
Индивидуальной трудовой деятельностью разрешается заниматься совершеннолетним гражданам, участвующим в общественном производстве, в свободное от основной работы время, домашним хозяйкам, инвалидам, пенсионерам, студентам и учащимся.
С учетом общественных потребностей в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик, такой деятельностью могут заниматься также и другие граждане, не занятые в общественном производстве.
Индивидуальная трудовая деятельность может осуществляться гражданами с участием проживающих совместно с ними членов семьи (супруга, родителей и других достигших 16-летнего возраста родственников и иждивенцев).
Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов могут разрешать с учетом общественных потребностей гражданам, владеющим высоким мастерством изготовления редких художественных изделий, обучать других граждан, имеющих к этому склонности и призвание. Положение о таком обучении утверждается Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам по согласованию с ВЦСПС.
Статья 4. Имущество, используемое для занятия индивидуальной трудовой деятельностью
Индивидуальная трудовая деятельность осуществляется гражданами с использованием сырья, материалов, инструментов и иного имущества, принадлежащего им на праве личной собственности либо переданного заказчиком, а также имущества, полученного по договорам имущественного найма с предприятиями, учреждениями и организациями или с гражданами.
Лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, приобретают необходимые им сырье, материалы, инструменты и иное имущество в государственной, кооперативной розничной торговой сети и на рынках, а также используют необходимые им для этой деятельности природные ресурсы с соблюдением установленных правил.
В случаях и порядке, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик, эти лица могут приобретать излишние и неиспользуемые материалы и иное имущество у предприятий, учреждений и организаций.
Статья 5. Оказание содействия гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью
Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения и организации в целях более полного удовлетворения потребностей населения данной местности в соответствующих товарах и услугах оказывают гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, содействие в приобретении сырья, материалов, инструментов и иного имущества, необходимого для занятия этой деятельностью, в сбыте произведенной продукции, могут предоставлять им в установленном порядке нежилые помещения и иное имущество в аренду, а также необходимую информацию. В первую очередь такое содействие оказывается гражданам, заключившим договоры с предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданам с пониженной трудоспособностью либо осуществляющим индивидуальную трудовую деятельность в отдаленных или труднодоступных районах.
Государственный комитет СССР по материально-техническому снабжению и его территориальные органы, Советы Министров союзных республик обеспечивают необходимыми материально-техническими ресурсами граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
Для приобретения необходимого сырья, материалов, инструментов и иного имущества, а также получения его в аренду или напрокат гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, может предоставляться кредит в установленном порядке.
Отдельным категориям граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, - ветеранам войны и труда, инвалидам, лицам, страдающим хроническими заболеваниями, и другим - законодательством Союза ССР и союзных республик могут быть предоставлены льготы в связи с осуществлением этой деятельности (преимущественное право на аренду нежилых помещений, приобретение на льготных условиях необходимого имущества и т.п.).
Статья 6. Разрешение на занятие индивидуальной трудовой деятельностью
Граждане, изъявившие желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, обязаны получить разрешение исполнительного комитета районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов по месту своего постоянного жительства. Срок действия разрешения определяется исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов, но не должен превышать пяти лет.
Решение об отказе в выдаче разрешения на занятие индивидуальной трудовой деятельностью может быть обжаловано в исполнительный комитет вышестоящего Совета народных депутатов, Совет Министров автономной республики, Совет Министров союзной республики, не имеющей областного деления.
Исполнительными комитетами краевых и областных Советов народных депутатов, Советами Министров автономных республик, Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления, могут быть определены виды индивидуальной трудовой деятельности, получение разрешения на занятие которыми не требуется. Решение об этом доводится до сведения населения.
Статья 7. Регистрационное удостоверение, патент
До начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью граждане должны получить регистрационное удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Виды деятельности, на которые граждане могут приобретать патенты, и размеры ежегодной платы за патент устанавливаются Советами Министров союзных республик.
За выдачу регистрационного удостоверения и патента взимается в установленном порядке государственная пошлина.
Статья 8. Обязанности граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью
Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, обязаны соблюдать установленный порядок осуществления этой деятельности, права и законные интересы покупателей, заказчиков и иных лиц, обеспечивать надлежащее качество производимых товаров и оказываемых услуг, соблюдать санитарные, противопожарные правила и нормы, а также другие правила, относящиеся к данному виду деятельности.
Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, доходы от которой в соответствии с действующим законодательством подлежат налогообложению, обязаны учитывать все получаемые от этой деятельности доходы и расходы и представлять в финансовый отдел исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов по месту своего постоянного жительства декларацию о получаемых доходах.
Статья 9. Налогообложение доходов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью
Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Союза ССР, уплачивают налоги с доходов, получаемых от этой деятельности. Размеры налогов устанавливаются в зависимости от суммы получаемых доходов и с учетом общественных интересов.
Граждане, имеющие патенты на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью, освобождаются от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.
Статья 10. Плата за патент
Плата за патент определяется исходя из среднегодового дохода лиц, занимающихся аналогичной деятельностью в государственных, кооперативных, других общественных предприятиях, учреждениях, организациях, или лиц, выполняющих аналогичную работу в порядке индивидуальной трудовой деятельности без патентов, и соответствующих ставок подоходного налога с населения. Суммы указанной платы зачисляются в доход государственного бюджета СССР в порядке, установленном для зачисления подоходного налога с населения.
II. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ
КУСТАРНО-РЕМЕСЛЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
Статья 11. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности в сфере кустарно-ремесленных промыслов
Индивидуальной трудовой деятельностью в сфере кустарно - ремесленных промыслов признается изготовление изделий для реализации.
Реализация изделий кустарно-ремесленных промыслов может производиться в соответствии с установленным порядком как по месту изготовления изделий, так и в других городах и районах с соблюдением норм гражданского законодательства.
Статья 12. Виды деятельности, допускаемые в сфере кустарно - ремесленных промыслов
В сфере кустарно-ремесленных промыслов допускается изготовление:
1) одежды, обуви, головных уборов, меховых, швейных и галантерейных изделий;
2) пряжи, тканых материалов, вязаных и вышитых изделий;
3) мебели, других столярных изделий;
4) ковров и ковровых изделий;
5) гончарных и керамических изделий;
6) игрушек и сувениров;
7) предметов хозяйственной утвари, садово-огородного инвентаря;
8) рыболовных снастей (кроме снастей, использование которых запрещено);
9) изделий из дерева, бумаги, кости, камыша, лозы, соломы, тростника и иных материалов.
Допускаются и другие виды кустарно-ремесленных промыслов, если занятие ими не запрещено законодательством Союза ССР и союзных республик.
Статья 13. Виды деятельности в сфере кустарно-ремесленных промыслов, занятие которыми запрещается
В сфере кустарно-ремесленных промыслов запрещается изготовление:
1) изделий из шкурок ценных пушных зверей, добытых охотой и подлежащих обязательной сдаче государству, не имеющих государственного клейма (штампа), а также из шкурок плотоядных пушных зверей, содержание которых гражданам запрещено;
2) химических и парфюмерно-косметических изделий;
3) ядовитых и наркотических веществ, а также лекарственных средств;
4) изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней и янтаря либо изделий с применением таких материалов;
5) любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и пиротехнических изделий;
6) множительных и копировальных аппаратов, штампов, штемпелей, печатей, шрифтов.
Законодательством Союза ССР и союзных республик может быть запрещено занятие и другими видами кустарно-ремесленных промыслов, если это противоречит интересам общества.
III. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ
БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 14. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности в сфере бытового обслуживания населения
Индивидуальной трудовой деятельностью в сфере бытового обслуживания признается оказание платных бытовых услуг населению.
Оказание платных бытовых услуг осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства.
Статья 15. Виды услуг, допускаемые в сфере бытового обслуживания населения
В сфере бытового обслуживания населения допускается:
1) строительство, ремонт, оборудование и благоустройство жилищ, садовых домиков, гаражей и других построек;
2) оказание услуг по благоустройству земельных участков, предоставленных гражданам;
3) пастьба скота;
4) техническое обслуживание и ремонт личных автомобилей и других транспортных средств;
5) ремонт металлоизделий, бытовых машин и приборов, радиотелевизионной аппаратуры;
6) ремонт одежды, обуви, головных уборов, меховых, швейных и галантерейных изделий;
7) ремонт мебели, других столярных изделий, садово-огородного инвентаря;
8) ремонт ковров и ковровых изделий;
9) фотографирование и другие фотоработы по заказам граждан;
10) парикмахерские, а также косметические услуги, не связанные с лечебной или хирургической деятельностью;
11) стенографические, машинописные и переплетные работы;
12) транспортное обслуживание граждан владельцами личных автомобилей и других транспортных средств;
13) обслуживание одиноких престарелых, инвалидов и других нетрудоспособных граждан;
14) пансионное обслуживание туристов, экскурсантов и других граждан по договорам с предприятиями, учреждениями и организациями (размещение, бытовое обслуживание и т.п.).
Допускаются и другие виды услуг в сфере бытового обслуживания населения, если оказание их не запрещено законодательством Союза ССР и союзных республик.
Статья 16. Виды услуг в сфере бытового обслуживания населения, оказание которых запрещается
В сфере бытового обслуживания населения запрещается:
1) ремонт и переделка изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней и янтаря либо изделий с применением таких материалов;
2) содержание игорных заведений, аттракционов, бань, организация азартных игр, принятие ставок на спортивных и иных состязаниях;
3) ремонт любых видов оружия.
Законодательством Союза ССР и союзных республик может быть запрещено оказание других видов услуг в сфере бытового обслуживания населения, если это противоречит интересам общества.
IV. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
Статья 17. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности в социально-культурной сфере
Индивидуальной трудовой деятельностью в социально-культурной сфере признается оказание платных социально-культурных услуг.
Занятие индивидуальной трудовой деятельностью, связанной с обучением отдельным профессиям и навыкам, а также требующей медицинских, педагогических и других специальных знаний, разрешается гражданам, имеющим необходимую подготовку, а в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик, и соответствующее образование.
Индивидуальная трудовая деятельность по оказанию платных социально-культурных услуг осуществляется в соответствии с нормами гражданского и других отраслей законодательства.
Статья 18. Виды услуг, допускаемые в социально-культурной сфере
В социально-культурной сфере допускается:
1) обучение кройке и шитью, вязанию;
2) обучение игре на музыкальных инструментах, хореографии;
3) обучение стенографии и машинописи;
4) проведение занятий в порядке репетиторства;
5) перевод текстов с иностранных языков, а также с языков народов СССР;
6) занятие медицинской деятельностью.
Допускаются и другие виды социально-культурных услуг, если оказание их не запрещено законодательством Союза ССР и союзных республик.
Статья 19. Виды индивидуальной трудовой деятельности в социально-культурной сфере, занятие которыми запрещается
В социально-культурной сфере гражданам запрещается:
1) занятие медицинской деятельностью по отдельным специальностям, определяемым в соответствии с законодательством Союза ССР о здравоохранении;
2) проведение занятий по предметам и курсам, не входящим в учебные планы общеобразовательных школ, профессионально - технических, средних специальных и высших учебных заведений СССР;
3) организация зрелищных мероприятий.
Законодательством Союза ССР и союзных республик может быть запрещено занятие и другими видами индивидуальной трудовой деятельности в социально-культурной сфере, если это противоречит интересам общества.
V. ДРУГИЕ ВИДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 20. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности в сфере народных художественных промыслов
Индивидуальная трудовая деятельность в сфере народных художественных промыслов, то есть создание изделий традиционного народного, а также декоративно-прикладного искусства для реализации, осуществляется с разрешения соответствующего художественного совета и с соблюдением требований статьи 7 настоящего Закона.
Государство поощряет развитие народных художественных промыслов.
Статья 21. Осуществление отдельных видов индивидуальной трудовой деятельности, не предусмотренных настоящим Законом
Отношения, связанные с осуществлением отдельных видов индивидуальной трудовой деятельности, не предусмотренных настоящим Законом (добыча пушнины, мехового сырья, мяса диких животных, сбор дикорастущей продукции и др.), регулируются законодательством Союза ССР и союзных республик.
VI. КОНТРОЛЬ ЗА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 22. Контроль за соблюдением гражданами порядка занятия индивидуальной трудовой деятельностью
Контроль за индивидуальной трудовой деятельностью граждан осуществляется исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов.
Финансовые органы и органы внутренних дел обязаны выявлять граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью с нарушением установленного порядка или занимающихся запрещенными видами индивидуальной трудовой деятельности.
Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства об индивидуальной трудовой деятельности
Нарушение порядка занятия индивидуальной трудовой деятельностью или занятие индивидуальной трудовой деятельностью, относительно которой имеется специальное запрещение, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Союза ССР и союзных республик.
Лицам, нарушившим порядок занятия индивидуальной трудовой деятельностью, может быть запрещено заниматься такой деятельностью. Решение об этом принимается исполнительным комитетом Совета народных депутатов, выдавшим разрешение. При этом изымается регистрационное удостоверение или патент. Запрещение заниматься индивидуальной трудовой деятельностью может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 6 настоящего Закона.
Все доходы, полученные гражданами от занятия запрещенной индивидуальной трудовой деятельностью, а также от занятия индивидуальной трудовой деятельностью без надлежащего разрешения, подлежат взысканию в доход государства в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Начинающий предприниматель или уже опытный и длительное время работающий бизнесмен всегда испытывает правовой информационный голод. Если он не является по специальности юристом, и не имеет правовой практики, то ему достаточно трудно разобраться во всем многообразии законодательных актов которые регулируют положение индивидуальных предпринимателей и вопросы предпринимательской деятельности.

Федеральный закон об индивидуальных предпринимателях, о принятии которого говорили одно время, так и не был принят и единого нормативного акта объединяющего в себе все нормы направленные на регулирование деятельности предпринимателей в настоящее время в России не существует.

В предлагаемой статье постараемся восполнить данный пробел и объединить все, что говорит закон об , его статусе и деятельности, которую он ведет.

Общие правила, регулирующие деятельность индивидуальных предпринимателей

Так или иначе, все нормативные акты, которые, издаются в Российской Федерации, должны соответствовать Конституции РФ. Одновременно, если какой-то вопрос законом или иным документом не урегулирован, то всегда можно обратиться к Основному закону страны и найти там ответ. Чем, в частности, и пользуются некоторые предприниматели, обжалуя различные нормативные и индивидуальные предписания, как не соответствующие Конституции РФ, в судебных инстанция, в том числе и Конституционном суде РФ.

Право на занятие предпринимательской деятельностью гарантировано каждому гражданину статье 34 Конституции РФ. Она позволяет каждому использовать свои способности и имеющееся у него имущество для занятия предпринимательской деятельностью. Прямое использование данной статьи позволяет находить аргументы при оспаривании нормативных актов и распоряжений государственных органов, которые либо напрямую, либо косвенно препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности. При этом не столь важно касается это одного конкретного гражданина или неопределенного круга лиц, чьи права и законные интересы нарушены.

Расшифровка понятия предпринимательской деятельности содержится в Гражданском кодексе РФ. Данный нормативный акт, по мнению многих экспертов правоведов, является вторым по значимости законом в нашей стране. Предпринимательская деятельность, согласно статье 2 Кодекса, характеризуется следующими признаками:

  • данная деятельность осуществляется самостоятельно, на основе автономной воли субъекта,
  • она осуществляется на свой риск, и вся за результаты деятельности лежит на лице её осуществляющем,
  • направленность деятельности – получение прибыли, причем систематическое,
  • источники такой прибыли – использование имущества, продажа производимых или перепродаваемых товаров, оказание (выполнение) услуг (работ),
  • осуществляется при обязательной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

На предпринимательскую деятельность физических лиц распространяются те же нормы Гражданского кодекса РФ, что и на деятельность коммерческих организаций – юридических лиц.

Одновременно Гражданским кодексом РФ, установлено прямое условие, выполнение которого необходимо для возможности занятия гражданином предпринимательской деятельностью. Статьей 23 Кодекса установлено, что физическое лицо вправе заниматься предпринимательством только с момента его государственной регистрации. При этом если гражданин не осуществил предписываемой законом регистрации, но, тем не менее, такой деятельностью занимается, то к нему также будут применяться эти нормы.

Регистрация граждан в качестве предпринимателей осуществляется в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Закон устанавливает, что для сбора информации обо всех гражданах ведущих предпринимательскую деятельность ведется Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Подробнее о том, что сейчас получают ИП вместо свидетельства о регистрации, можно почитать по ссылке:

Государственным органом уполномоченным регистрировать индивидуальных предпринимателей является Федеральная налоговая служба РФ. Именно в территориальный орган налоговой инспекции по месту своего постоянного жительство и требуется обращаться гражданину, если он желает зарегистрироваться в качестве предпринимателя.

Налоговые вопросы деятельности ИП

Функции регистрации ИП и ведения реестра предпринимателей не случайно переданы налоговой службе. Регистрация физических лиц в качестве предпринимателей имеет своей ключевой целью, помимо всего прочего, полный, правильный и своевременный сбор налогов и сборов. В отличие от других аспектов предпринимательской деятельности, практически все вопросы налогообложения предпринимателей собраны в одном нормативном акте – Налоговом кодексе РФ. Исключением здесь являются ставки и другие параметры региональных и местных налогов.

Для выбора системы налогообложения, наиболее приемлемой для ведения предпринимательской деятельности, гражданину необходимо обратится ко второй части Налогового Кодекса РФ. Именно здесь, зная, чем будущий предприниматель будет заниматься, можно определиться с налоговым режимом. Общий режим налогообложения, упрощенная система и основные параметры ЕНВД прописаны именно во второй главе кодекса. За информацией о региональных и местных сборах следует обращаться к законам субъектов РФ и постановлениям органов местного самоуправления.

Обратите внимание: Заявление на переход на упрощенную систему налогообложения можно подать одновременно с заявлением на регистрацию гражданина в качестве предпринимателя. А для этого, соответственно, необходимо пользуясь Налоговым Кодексом РФ определиться с используемой системой налогообложения.

Лицензирование деятельности ИП

Другим нормативным актом, с которым стоит ознакомиться, гражданину перед началом своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Обратите внимание: Некоторые требования для лиц желающих заняться лицензируемыми видами деятельности являются трудновыполнимыми. Предпринимателю стоит заранее ознакомиться с тем, какие требования предъявляются законом и оценить свои возможности.

В законе установлен перечень видов деятельности, для осуществления которых предпринимателям, как и юридическим лицам, одной только государственной регистрации будет мало. Для того что бы заниматься такой деятельностью требуется разрешение (лицензия) специально уполномоченного на это органа.

В законе указываются, куда следует обращаться, в случае если предприниматель желает осуществлять лицензируемые виды деятельности и в каком порядке. Так же определены условия оформления и переоформления лицензий и сроки, в течение которых лицензии действуют.

Проверки индивидуальных предпринимателей

Немаловажным моментом деятельности предпринимателя являются ситуации, когда государственные и муниципальные контрольные и надзорные органы проявляют интерес к его деятельности. Законный интерес контрольных и надзорных органов в отношении ИП проявляется в проведении контрольных мероприятия - проверок. Дабы в процессе их проведения не возникало злоупотреблений со стороны контролеров, был принят закон о при осуществлении контроля. Закон содержит основные правила проведения проверок, и с его основными положениями предпринимателю надо быть знакомым.

Так в частности, законом установлено, что проверки бывают двух видов: плановые и внеочередные. Как видно из названия первых, их проведение заранее планируется. О чем информированный предприниматель не может не знать.

Плановые проверки должны проходить не чаще чем один раз в три календарных года. Законом установлено, что до начала года в котором контролирующий орган планирует провести проверку в отношении того или иного предпринимателя он должен включить данные о нем (о планируемой проверке) в годовой план проверочных мероприятий. Подготовленный таким образом план направляется контрольным органом в органы прокуратуры. И уже соответственно, после проверки этого плана работниками прокуратуры, план проверочных мероприятий становится частью общего (сводного) плана проверок на год.

Практическое значение, этот момент, для предпринимателей имеет следующее. До начала нового года, все сводные планы проверок, на предстоящий год, должны быть размещены в сети Интернет. Индивидуальный предприниматель может получить информацию о том, планируется ли проведение в отношении него плановой проверки, и когда это произойдет, как на сайте того субъекта федерации в котором он ведет деятельность, так и на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Поиск на сайте Генпрокуратуры осуществляется по ОГРН, его фамилии, имени и отчеству, или по названию организации.

Внеплановые проверки согласовываются с органами прокуратуры, как правило, в индивидуальном порядке. Узнает о них предприниматель, обычно, незадолго перед началом проверки.

Требуется ли закон об индивидуальных предпринимателях в современных условиях?

Анализ законодательной базы, существующей на 2019 год, и основные концепции развития гражданского законодательства позволяют сделать вывод, что индивидуальные предприниматели, действующие без образования юридического лица, в своих правах и обязанностях практически приравнены к юридическим лицам. Основные различия между этими двумя субъектами экономической деятельности кроются в их гражданском статусе. В частности, возможности лица, в качестве учредителя ведущего предпринимательскую деятельность с образованием юридического лица, не отвечать по его долгам в случае отрицательных результатов таковой. Кроме этого, стоит учитывать, что, как правило, бизнес индивидуальных предпринимателей относится к малому или среднему, что так же определяет особенности его регулирования.

Но, так как, в целом индивидуальные предприниматели приравнены к другим субъектам хозяйственной деятельности, то, по мнению большинства экспертов, отдельного закона об ИП, в принципе, не требуется.

Мнение эксперта

Мария Богданова

Стаж более 6 лет. Специализация: договорное право, трудовое право, право социального обеспечения, право интеллектуальной собственности, гражданский процесс, защита прав несовершеннолетних, юридическая психология

Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ продлил мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года. В этих целях в Федеральный закон от 26.12.2008№ 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” внесена новая статья 26.2.

Предусматривается, что с 2019 года плановые проверки не будут проводить в отношении юридических лиц и ИП, которые включены в Единый реестр субъектов малого предпринимательства. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС.

Нельзя не упомянуть и ещё об одном новшестве законодателей с начала 2019 года - введении специального режима, подразумевающего уплату налога на профессиональный доход (НПД) как предпринимателями, так и гражданами, чья самостоятельная работа не нуждается в оформлении ИП (репетиторами, нянями). Для этого был принят закон «О проведении эксперимента…» от 27.11.2018 № 422-ФЗ (далее - закон № 422-ФЗ).

Новую систему налогообложения пока будут применять только несколько субъектов РФ:

  • Татарстан;
  • Калужская область;
  • Московская область;
  • Москва.

Если такой эксперимент завершится удачно, то новый закон для ИП и граждан, таковыми не являющихся, будет распространён на всю территорию РФ. Срок эксперимента установлен до 2028 года. Цель введения нового налога - учёт самозанятого населения, вывод его из теневого бизнеса. Для ИП, ставших плательщиками НПД, его ставка будет составлять 6%.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ