Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ


Налоговые доходы, в том числе: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы, лицензионные сборы, платежи за пользование ресурсами, имущественные налоги, платежи пошлинного характера, налоги с физических лиц, местные налоги и др.;

Структура расходов федерального бюджета характеризуется направлением денежных средств на финансирование выполнения государством функций: экономической, социальной, оборонной и др.

Бесплатная библиотека — учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

В финансовых органах готовится организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по поквартальному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета.

В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.

За исполнение федерального бюджета отвечает

у ТБУРБДПН ууут Й РПСЧМЕОЙЕН ЛПННЕТЮЕУЛЙИ ВБОЛПЧ, ДМС ЛПФПТЩИ ЙУРПМОЕОЙЕ ВАДЦЕФБ ОЕ ОПУЙМП РТЙПТЙФЕФОПЗП ИБТБЛФЕТБ, нЙОЙУФЕТУФЧП ЖЙОБОУПЧ РПФЕТСМП ЛПОФТПМШ ЪБ ВАДЦЕФОЩНЙ УТЕДУФЧБНЙ. ЮФП ИБТБЛФЕТЙЪПЧБМПУШ ЪБДЕТЦЛБНЙ Ч РЕТЕЮЙУМЕОЙЙ ОБМПЗПЧ Ч ВАДЦЕФ, Б ФБЛЦЕ ОЕУЧПЕЧТЕНЕООЩН ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕН ВАДЦЕФОЩИ ТБУИПДПЧ ЙМЙ ОЕГЕМЕЧЩН ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН УТЕДУФЧ ВАДЦЕФБ. чУЕ ЬФП ПВХУМПЧЙМЙ РЕТЕИПД Л ЛБЪОБЮЕКУЛПК УЙУФЕНЕ ЙУРПМОЕОЙС ВАДЦЕФПЧ, Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ ЖЕДЕТБМШОПЗП ВАДЦЕФБ.

Исполнение федерального бюджета

Этот принцип означает зачисление всех доходов на единый счет бюджета и осуществление всех расходов с этого единого счета.

1. , как и бюджетов других уровней, обеспечивается на основе бюджетной росписи. Она подготавливается главным распорядителем бюджетных средств с разбивкой по получателям средств на основе функциональной и экономической классификаций расходов.

Основы исполнения бюджетов

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2006 г. N 10-П части четвертая, пятая и шестая статьи 215.1 настоящего Кодекса признаны не противоречащими Конституции РФ

Часть четвертая статьи 215.

Основы организации бюджетов бюджетной системы РФ

Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.

Основы российского права

Оперативное исполнение бюджета заключается в принятии мер к поступлению запланированных доходов, в предоставлении финансовых средств на мероприятия, предусмотренные бюджетной росписью, контроле за правильным их использованием.

В исполнении бюджета в какой-то мере участвуют все государственные органы, бюджетные предприятия, учреждения и другие организации. Однако наиболее существенная роль в этой области принадлежит органам налоговой службы, ответственным за собирание денежных средств, финансовым органам и кредитным учреждениям.

Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год в течение 1,5 месяцев после представления отчета в ГД, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий.

Правительство РФ постановлением от 09.12.2017 № 1496 (далее – Постановление № 1496) определило меры по обеспечению исполнения федерального бюджета начиная с 2018 года и планового периода 2019 и 2020 годов.

Обзор постановления

Федеральный бюджет на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов утвержден Федеральным законом от 05.12.2017 № 362-ФЗ . Для его реализации Минфин России подготовил текст Постановления № 1496 . Так, в части доходов федерального бюджета главным администраторам доходов федерального бюджета поручено принимать меры по обеспечению поступления налогов и сборов, а также других обязательных платежей.
Кроме того, главным администраторам доходов федерального бюджета предписано принимать меры:

Помимо этого, Постановление № 1496 содержит перечень поручений участниками бюджетного процесса по исполнению федерального закона о федеральном бюджете.
Положение по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением № 1496 (далее – Положение № 1496), имеет в отличие от постановления Правительства РФ от 30.12.2016 № 1551 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – Постановление № 1551), четкую структуру из шести разделов:

- общие положения;
- требования к срокам и порядку утверждения, распределения, изменения, доведения ЛБО и принятия бюджетных обязательств;
- предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов;
- предоставление из федерального бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, исполнителям работ, услуг бюджетных инвестиций юридическим лицам;
-

Является процесс исполнения бюджета и составление отчета об исполнении бюджета. Он начинается после утверждения бюджета законодательными органами власти. Эта стадия имеет своей целью выполнение доходных и расходных частей бюджета. Таким образом, исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных бюджетом доходов и в финансировании соответствующих мероприятий.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в России устанавливается казначейское исполнение бюджетов . В отношении федерального бюджета это означает, что исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Именно Федеральному казначейству принадлежит исключительное право на открытие и закрытие счетов федерального бюджета, а также определение их режима. Единый счет Федерального казначейства находится в Банке России.

При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство.

Составной частью исполнения бюджета является кассовое исполнение бюджета , осуществление которого возложено на банковскую систему. При этом действует принцип единства кассы . В соответствии с эти принципом зачисление поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета проводится на единый счет бюджета, с которого осуществляются также и все расходы. Таким образом, кассовое исполнение бюджетов в соответствии с принципом единства кассы означает, что все доходы каждого бюджета концентрируются в одном кассовом учреждении, исполняющем данный бюджет. Из этого же кассового учреждения осуществляется и выдача денежных средств всем организациям, которые финансируются изданного бюджета.

Одновременно с утверждением бюджета на очередной финансовый год устанавливается размер оборотной кассовой наличности на начало следующего бюджетного года. Это своего рода резерв, предназначенный для финансирования временных кассовых разрывов, возникающих в результате того, что поступление доходов в бюджет и осуществление расходов могут не совпадать во времени. В течение года оборотная кассовая наличность должна быть израсходована на финансирование временных кассовых разрывов. Однако она должна быть обязательно восстановлена к началу нового финансового года в утвержденной сумме.

Исполнение бюджета возложено на исполнительные органы власти, которые являются распорядителями бюджетных средств. В свою очередь, все распорядители бюджетных средств подразделяются на главных (главные кассиры) распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета — орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главный распорядитель бюджетных средств может быть уполномочен Правительством РФ представлять сторону государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций. Он определяет также задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг с учетом нормативов финансовых затрат; утверждает сметы расходов и доходов подведомственных бюджетных учреждений; составляет бюджетную роспись; определяет лимиты бюджетных обязательств; осуществляет контроль получателей бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств — орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Он составляет бюджетную роспись по подведомственным получателям бюджетных средств; определяет задания на предоставление услуг; утверждает сметы расходов и доходов; осуществляет контроль за использованием подведомственными получателями бюджетных средств.

Исполнение бюджета может осуществляться как по доходам, так и по расходам.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  • распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
  • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах наличия бюджетных средств на едином счете бюджета и в соответствии со следующими обязательными последовательно осуществляемыми процедурами:

  • составление и утверждение бюджетной росписи;
  • утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
  • утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
  • подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Основным документом, на базе которого осуществляется оперативное исполнение бюджетов, является бюджетная роспись . Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств па основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификацией расходов бюджета. Она составляется в течение 10 дней со дня утверждения бюджета по распорядителям и получателям бюджетных средств, с поквартальной разбивкой. Бюджетная роспись представляет собой оперативный план распределения расходов бюджета по подразделениям бюджетной классификации (разделам, параграфам, главам, статьям), содержит сроки поступления налогов и других платежей.

На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета. Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем указанного органа в установленном порядке и не позднее 17 дней после утверждения бюджета направляется в орган, исполняющий бюджет. Одновременно сводная бюджетная роспись направляется для сведения в соответствующие представительные и контрольные органы.

Сводная роспись федерального бюджета составляется Министерством финансов РФ и утверждается министром финансов РФ.

В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит в форме уведомлений показатели указанной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Получатель бюджетных средств — это бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя смету доходов и расходов по установленной форме. В течение пяти дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств утверждает эту смету.

В процессе исполнения бюджета важное значение принадлежит утверждению лимитов бюджетных обязательств , которые представляют собой объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца. Лимиты бюджетных обязательств доводятся не позднее, чем за пять дней до начала периода их действия. Изменение лимита бюджетных обязательств возможно только в случае изменения бюджетных ассигнований или блокировки расходов.

Получатели бюджетных средств принимают на себя бюджетные обязательства , а орган, исполняющий бюджет, осуществляет процедуру подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления платежных документов совершает разрешительную надпись.

Орган, исполняющий бюджет, может отказаться подтвердить принятые бюджетные обязательства исключительно в следующих случаях:

  • при несоответствии принятых денежных обязательств требованиям Бюджетного кодекса РФ:
  • при несоответствии принятых денежных обязательств закону (решению) о бюджете, доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств;
  • при несоответствии принятых бюджетных обязательств утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
  • при блокировке расходов.

Блокировка расходов бюджета — это сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъект РФ, муниципальное образование или другой получатель бюджетных средств) на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполнимыми.

Блокировка расходов может осуществляться на любом этапе исполнения бюджета, в том числе при выявлении органом, исполняющим бюджет, или органом государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств.

Главный распорядитель и распорядитель бюджетных средств имеют право перемещать бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5% бюджетных ассигнований, доведенных до получателя бюджетных средств.

В случае ус тановления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств возможно проведение зачета денежных средств (исключительно при условии наличия задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет).

Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Это значит, что бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последующих рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета. В соответствии с решением главного администратора бюджетных средств, не использованные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, могут использоваться и в следующем году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах.

Отчет об исполнении бюджетов осуществляется уполномоченным исполнительным органом и может быть оперативным, ежеквартальным, полугодовым и годовым. Отчет направляется в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда. На основании распоряжения министра финансов все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам.

В отчетах бюджетных организаций в обязательном порядке отражаются: степень выполнения задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг; данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг; данные об использовании государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений. В свою очередь, Министерство финансов РФ совместно с Федеральным агентством но управлению федеральным имуществом РФ готовит сводный отчет о расходах средств федерального бюджета, вложенных в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, и о доходах, полученных от таких вложений. Государственные заказчики готовят сводный отчет об использовании средств федерального бюджета, выделенных им по государственным заказам. Федеральные казенные предприятия готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета до его рассмотрения в Государственной Думе подлежит внешней проверке Счетной палатой РФ. Для этого главные администраторы средств федерального бюджета не позднее 1 апреля текущего финансового года представляют годовую финансовую отчетность в Счетную палату РФ для внешней проверки. Результаты внешней проверки оформляются заключениями по каждому главному администратору в срок до 1 июня текущего финансового года.

Заключение Счетной палаты РФ по отчету Правительства РФ должно обязательно включать:

  • заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета с указанием: а) выявленных сумм нецелевого использования бюджетных средств; б) расходования средств федерального бюджета сверх утвержденных бюджетных ассигнований либо сверх бюджетной росписи; в) руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших указанные решения, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление таких платежей;
  • заключение по каждому выявленному случаю финансирования расходов, не предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете либо бюджетной росписью;
  • анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных кредитов с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ;
  • анализ предоставления обязательств по государственным гарантиям и их исполнения, заключения но выявленным фактам предоставления государственных гарантий с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ, расследование каждого случая исполнения обязательств, обеспеченных государственной гарантией, за счет бюджетных средств;
  • анализ предоставления бюджетных инвестиций, анализ заключенных договоров с точки зрения обеспечения государственных
  • интересов, заключения по выявленным фактам предоставления инвестиций с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ:
  • анализ выполнения плановых заданий по предоставлению государственных услуг и соблюдения нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг. Правительство РФ направляет не позднее 15 июня текущего
  • финансового года в Счетную палату РФ годовой отчет об исполнении федерального бюджета и иные документы, подлежащие представлению в Государственную Думу одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета.

На основании внешней проверки Счетная папата готовит заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета и не позднее 15 сентября текущего финансового года представляет его в Государственную Думу, а также направляет его в Правительство РФ.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета представляется Правительством РФ в Государственную Думу не позднее срока внесения проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета, Правительство РФ представляет:

  • проект федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год;
  • баланс исполнения федерального бюджета;
  • отчет о финансовых результатах деятельности:
  • отчет о движении денежных средств;
  • пояснительную записку;
  • отчеты об использовании ассигнований резервных фондов, о предоставлении и погашении бюджетных кредитов (ссуд), балансовый учет которых осуществляется Министерством финансов РФ, о состоянии государственного внешнего и внутреннего долга РФ на начало и конец отчетного финансового года, об исполнении приложений к федеральному закону о федеральном бюджете за отчетный финансовый год;
  • отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год.

При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета, доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства, а также заключение Председателя Счетной палаты РФ. Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Председатель Верховного Суда РФ могут, по собственной инициативе или по предложению Председателя Государственной Думы, представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

  • об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;
  • об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

В большинстве стран, в том числе и в России, исполнение бюджета носит непредсказуемый характер. Это обусловлено нестабильностью макроэкономической ситуации и невозможностью точно предсказать объем ВВП, уровень инфляции, количество собираемых налогов и т.п. Поэтому постоянно требуется привязывать исполнение бюджета к меняющимся условиям. Такая привязка осуществляется за счет механизма корректировки расходов бюджетов, который применяется для того, чтобы фактические расходы находились в соответствии с фактическими доходами в целях поддержания макроэкономической стабильности.

Если в процессе исполнения бюджета фактически запланированные расходы не совпадают с доходами, то применяется процедура сокращения расходов бюджета (секвестирована) . Секвестр — это пропорциональное сокращение расходов бюджета, за исключением защищенных статей (заработная плата, стипендии, медицинские услуги и т.п.), проводимое в случае превышения предельного размера дефицита бюджета. Несмотря на то, что сокращение расходов происходит по всем основным категориям, секвестироваиис приводит к значительному изменению расходной части. Это связано с тем, что существуют защищенные статьи, расходы по которым не могут быть сокращены ни при каких условиях.

Секвестирование — хотя и необходимое, но весьма болезненное средство, которое имеет целый ряд негативных последствий. Прежде всего оно порождает неуверенность в завтрашнем дне и создает ситуацию постоянного финансового стресса. В результате сокращаются долгосрочные инвестиции, растут неплатежи и цены, за счет которых поставщики стремятся компенсировать дополнительные издержки, которые могут возникнуть в результате сокращения расходов бюджета в будущем. Бюджетной организации постоянно приходится пересматривать бюджетный план, сокращать платежи, которые связаны прежде всего с закупками необходимого оборудования. Все это создает неуверенность в завтрашнем дне, подрывает доверие к правительству.

Кто и как принимает решение о сокращении утвержденных расходов бюджета, зависит от объема снижения доходов. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений доходов из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному финансированию расходов бюджета не более чем на 5%, то руководитель финансового органа (для федерального бюджета — это министр финансов РФ) вправе самостоятельно принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета и ввести указанный режим. При этом в решении о введении режима сокращения расходов бюджета должны быть указаны дата, с которой вводится указанный режим, и размеры сокращения расходов бюджета.

Если сокращение доходов бюджетов происходит от 5 до 10%, то такое решение принимает соответственно Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. В их решении должны быть также указаны дата, с которой вводится этот режим, и размеры сокращения расходов бюджета. При этом сокращение расходов бюджета осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов бюджета и всех получателей бюджетных средств, а также по всем объектам, включенным в адресную инвестиционную программу.

Если в процессе исполнения бюджета происходит сокращение доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета и, соответственно, снижение расходов бюджета более чем на 10%, орган исполнительной власти представляет органу законодательной власти изменения и дополнения в Закон о бюджете.

Это в полной мере относится и к федеральному бюджету. Если сокращение расходов федерального бюджета происходит более чем на 10%, то Государственная Дума обязана во внеочередном порядке в течение 25 дней принять новый Закон о бюджете в трех чтениях.

Первое чтение проекта Федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон о федеральном бюджете должно состояться не позднее 5 дней со дня его внесения. При этом заслушивается доклад Правительства РФ и Счетной палаты РФ о состоянии поступлений доходов и средств от заимствований в федеральный бюджет. Государственная Дума принимает доклад за основу и утверждает новые основные характеристики федерального бюджета.

Второе чтение должно состояться не позднее чем через 15 дней со дня принятия проекта закона в первом чтении. При рассмотрении во втором чтении утверждаются объемы ассигнований по разделам и подразделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов РФ.

Третье чтение проекта Федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон о федеральном бюджете должно состояться не позднее чем через 5 дней со дня его принятия во втором чтении. В третьем чтении указанный законопроект выносится на голосование в целом. Если указанный законопроект не принимается в указанный срок, то Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета вплоть до его принятия.

Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период рассматривается Советом Федерации в течение 14 дней после его представления Государственной Думой. В случае отклонения Советом Федерации указанного закона осуществляются согласительные процедуры в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

2. Аналитическая часть, вариант 3

Список используемой литературы

1. Исполнение федерального бюджета в РФ

Исполнение бюджета - это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица-плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

Исполнение бюджета основано на следующих принципах: единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета; обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения органом представительной власти. В финансовых органах готовится организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по поквартальному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета. В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.

Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств, и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.

Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств и по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Она разрабатывается на основании балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей. Утвержденная роспись доходов и расходов бюджета документ, регламентирующий взыскание платежей в бюджет и открытие кредитов для финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете. Кассовое исполнение бюджета, т.е. операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджета и платежам за счет бюджетных средств, осуществляется либо органом Федерального казначейства, либо уполномоченным банком, в котором открыт счет бюджета.

Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов.

1) Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств. На основании бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения Финансовый орган и главные распорядители бюджетных ассигнований на период действия утвержденного бюджета доводят объемы ассигнований из бюджета вышестоящими распорядителями бюджетных средств до нижестоящих распорядителей и получателей через Федеральное казначейство посредством представления утвержденного распределения средств федерального бюджета либо через уполномоченные банки (для местных бюджетов).

2) Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями.

Бюджетное обязательство - это оформленное бюджетополучателями право предъявления требования к бюджету. На основании доведенных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств они имеют право принятия обязательств на осуществление расходов. Лимиты бюджетных обязательств формируются финансовым органом и доводятся до всех получателей бюджетных средств. На основании уведомлений о выделенном лимите бюджетных обязательств получатель средств бюджета обладает правом осуществления закупок, начисления установленных денежных выплат, принятия иных обязательств бюджета. Принятие обязательств при осуществлении закупок оформляется соответствующими договорами с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.

3) Подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств. Расходование бюджетных средств не может быть произведено без завершения исполнения бюджетных обязательств. Бюджетополучатель обязан представлять в финансовый орган документы, подтверждающие реализацию бюджетных обязательств.

4) Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам. Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств бюджетных счетов в целях исполнения платежных обязательств бюджетов в пользу юридических и физических лиц. Основанием для расходования бюджетных средств является платежный документ, оформленный в порядке, установленном финансовым органом. При этом объем расходуемых бюджетных средств не может превышать исполненных подтвержденных бюджетных обязательств. Сумма денежных средств, списанных с бюджетного счета в целях исполнения платежного обязательства, представляет собой кассовый бюджетных расход.

В Российской Федерации с 1992 г. введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство.

Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства: организация исполнения федерального бюджета; контроль за его исполнением; управление бюджетными доходами и расходами; регулирование межбюджетных отношений; финансовое исполнение внебюджетных фондов; управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов Российской Федерации; осуществление учета и отчетности по движению средств федерального бюджета.

При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются на Федеральное казначейство.

Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе: отражения Федеральным казначейством всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов; централизации в Федеральном казначействе всех поступлений в федеральный бюджет и платежей из федерального бюджета; совершения Федеральным казначейством всех кассовых операций с использованием единого счета и управления этим счетом.

Кассовое исполнение федерального бюджета Российской федерации возлагается на Федеральное казначейство.

Федеральному казначейству принадлежит право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, а также определения их режима. Единый счет федерального бюджета - он же единый счет Федерального казначейства находится в Центральном банке Российской Федерации.

Таким образом, исполнение федерального бюджета по доходам включает: перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет Федерального казначейства; распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с Бюджетной классификацией.

Исполнение расходов федерального бюджета предусматривает осуществление процедур санкционирования и финансирования этих расходов.

Санкционирование расходов федерального бюджета включает в себя: утверждение и доведение бюджетных ассигнований из федерального бюджета; утверждение и доведение лимитов обязательств федерального бюджета; принятие обязательств федерального бюджета; подтверждение платежных обязательств федерального, бюджета.

В ходе исполнения бюджета возможны изменения плановой величины расходов. Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого бюджетополучателя может быть осуществлено введением режима сокращения расходов бюджета главным распорядителем бюджетных средств в пределах его полномочий.

Одна из основных причин изменения бюджетных ассигнований - невыполнение плана по доходам. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 5%, то руководитель финансового органа вправе самостоятельно принять решение и ввести режим сокращения расходов. При этом в решении о введении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокращения.

Если же в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10%, то орган исполнительной власти вправе принять решение и ввести режим сокращения расходов. При этом в решении о введении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокращения. В этом случае сокращение расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов и бюджетополучателей, а также объектов, включенных в адресную инвестиционную программу.

Аудит исполнения бюджета. При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в исполнительном органе субъекта Российской Федерации или местного самоуправления может назначаться внутренний аудит отчета об исполнении бюджета, осуществляемый органами Министерства финансов Российской Федерации согласно заключенным соглашениям между исполнительным органом субъекта Российской Федерации или местного самоуправления и Министерства финансов Российской Федерации.

В установленном порядке финансовые органы представляют квартальные и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительные органы власти. Годовой отчет об исполнении бюджета представляется в контрольно-счетный орган представительного органа власти. Квартальные отчеты об исполнении бюджета подлежат утверждению исполнительным высшим органам власти. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом власти.

Рассмотрим понятие, принципы и этапы исполнения бюджета .

Понятие исполнения бюджета

Исполнение бюджета представляет собой один из важнейших этапов бюджетного процесса мобилизации и экономного использования бюджетных средств, в процессе которого участвуют органы исполнительной власти, налоговые и финансовые органы, кредитные учреждения, налогоплательщики и получатели бюджетных средств.

В основу исполнения бюджета положены принципы :

Единства бюджетного счета (кассы), предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех расходов с единого бюджетного счета;

Обеспечение расходов в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

Исполнение бюджета начинается с момента принятия органом законодательной или представительной власти закона о бюджете . Финансовые органы на основе закона о бюджете готовят организационный план , в котором расписываются все задачи подразделений финансовых органов по обеспечению выполнения бюджета.

Кроме того, в финансовых органах на основе данных бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов , которая утверждается исполнительным органом власти.

Бюджетная роспись представляет собой документ, в котором детально отражаются показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с бюджетной классификацией по срокам финансового года в плане распорядителей и получателей бюджетных средств.

Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Роспись составляется на основе балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей.

Кассовое исполнение бюджета или операции по бюджетным счетам по зачислению доходов в бюджет и по платежам из средств бюджета осуществляется органом федерального казначейства или уполномоченным банком, в котором открыт счет на получение средств из бюджета.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

Распределение средств по разделам, подразделам и статьям в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

Учет доходов бюджета и составление отчетов о доходности соответствующего бюджета.

Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Минфином России и утверждается министром в течение 15 дней со дня принятия федерального закона о федеральном бюджете. Утвержденная сводная роспись передается на исполнение Федерального казначейства РФ и направляется для сведения в Федеральное Собрание РФ и Счетную палату РФ.

Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов.

Исполнение бюджета имеет ряд этапов .

1. Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств .

Согласно бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения финансовый орган и главные распорядители доводят объемы бюджетных ассигнований до нижестоящих распорядителей и бюджетополучателей бюджетных средств через Федеральное казначейство (для местных бюджетов через уполномоченные банки).

2. Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями , которое представляет собой оформленное бюджетное обязательство на получение из бюджета денежных средств. На основании бюджетного обязательства бюджетополучатели приобретают право на осуществление расходов бюджетных средств в пределах установленных лимитов. По бюджетному обязательству бюджетополучатели на основании заключенных договоров осуществляют расчеты с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.

3. Подтверждение и проверка исполнения бюджетных обязательств .

Расходование бюджетных средств не может быть произведено без завершения исполнения бюджетных обязательств. Бюджетополучатели обязаны предоставить в финансовые органы документы, подтверждающие реальные бюджетные обязательства.

4. Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам .

Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств с бюджетных счетов бюджетополучателей в пользу лиц, предоставивших услуги бюджетополучателям.

Основанием для расходования средств является платежный документ и подотчетная бюджетная сумма денежных средств, списанных с бюджетных счетов бюджетополучателей. Платежный документ представляет собой кассовый бюджетный расход.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ