Конвенция ООН о правах ребёнка
Конве́нция ООН о права́х ребёнка - международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.
Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объеме прав, определенных для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции (см. статьи 12-17).
Конвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования. Конвенция значительное место уделяет право на доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств.
Неотъемлемую часть образования составляет воспитание . Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст.18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы».
a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций; c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе.
Права человека | |||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Фундаментальные концепции и категории | |||||||||||||||||||||||
Фидуциарный договор · Свободы · Групповые права · Естественные и юридические права · Негативные и позитивные права · Суверенитет · Универсальность · Универсальная юрисдикция | |||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Международное право прав человека | |||||||||||||||||||||||
Декларации | |||||||||||||||||||||||
Каирская декларация прав человека · Декларация прав коренных народов · Всеобщая декларация прав человека Американская декларация прав и обязанностей человека · Парижские принципы |
|||||||||||||||||||||||
Конвенции и пакты | |||||||||||||||||||||||
Конвенция ООН против пыток · Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин · Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации · Конвенция о правах инвалидов · Конвенция о правах ребёнка · Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей · Международная конвенция о пресечении и наказании преступлений апартеида · Международная конвенция о защите всех лиц от насильственных исчезновений (англ.) · Международный пакт о гражданских и политических правах · Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах | |||||||||||||||||||||||
Региональные акты по правам человека | |||||||||||||||||||||||
Африканская хартия прав человека и народов · Европейские: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод · Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания · Европейская социальная хартия Межамериканские: Американская конвенция о правах человека · Межамериканская конвенция по насильственному исчезновению людей · Межамериканская конвенция по предупреждению и наказанию пыток (англ.) · Межамериканская конвенция по предотвращению, наказанию и искоренению насилия в отношении женщин · Межамериканская конвенция по ликвидации всех форм дискриминации в отношении инвалидов |
|||||||||||||||||||||||
Международное гуманитарное право | |||||||||||||||||||||||
Конвенция по предупреждению и наказанию преступления геноцида (англ.) · Конвенция о статусе беженцев (англ.) · Протокол по статусу беженцев (англ.) · Женевские конвенции · Гаагские конвенции · Римский Статут Международного Уголовного Суда (англ.) | |||||||||||||||||||||||
Война и вооружённый конфликт | Гражданское лицо · Комбатант · Свобода от геноцида · Плен | ||||||||||||||||||||||
Понятия, которые могут рассматриваться как права человека | |||||||||||||||||||||||
Гражданские и политические |
Право на смерть (англ.) · Право на личную неприкосновенность · Свобода · Свобода передвижения · Свобода от рабства · Личность · Морфологическая свобода · Право на оружие (англ.) · Равенство перед законом (англ.) · Право на лечение · Свобода от произвольного ареста и задержания · Свобода от пыток и жестокого обращения · Право на справедливое и беспристрастное правосудие · Презумпция невиновности · Политическое убежище · Подданство · Свобода от изгнания · Неприкосновенность частной жизни · Свобода совести · Свобода вероисповедания · Свобода слова (свобода информации) · Свобода собраний · Свобода ассоциаций · Право на протест · Право голоса · Брачный союз · Семейная жизнь · Права меньшинств (англ.) · Право на жизнь | ||||||||||||||||||||||
Экономические, социальные и культурные |
Право на труд (англ.) · Право на вознаграждение · Право на справедливую оплату труда · |
Анастасия Саъдиева
Социальный педагог и Конвенция ООН о правах ребёнка
1. Конвенция ООН о правах ребёнка .
Конвенция (от лат. договор, соглашение) – международный договор, заключаемый, как правило , на уровне правительства в качестве межправительственных соглашений государств; одна из кодификации международного права в ООН .
Конвенция ООН «О правах ребёнка » - принята и открыта для подписания и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990года. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года и сохраняет свой статус в РФ.
Государства – участники Конвенции принимают во внимание указания в Декларации прав ребёнка : «ребёнок ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту , как до, таки после рождения». Ссылаются на положения Декларации о социальных правовых принципах , касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитании и их усыновление на национальном и международном уровнях, Минимальных стандартных правил ООН , касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила » ) и Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооружённых конфликтов. Учитывают важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребёнка .
КРАТКИЙ ОБЗОР СТАТЕЙ, КАСАЮЩИХСЯ ПРАВ РЕБЁНКА .
Статьи 1-4 определяют понятие «ребёнок » (каждое человеческое существо до 18-летнего возраста, утверждают один из основных принципов Конвенции – приоритетность интересов детей перед интересами общества; подчёркивают необходимость недискриминационного подхода и обозначают законодательные и административные гарантии государства по обеспечению упомянутых в Конвенции прав .
Статьи 5 – 11 определяют права детей на жизнь , имя, гражданство; сохранение своей индивидуальности; право знать своих родителей и право на их заботу и неразлучие; право , и ответственность и обязанность родителей (одинаковая для обоих) ; право на воссоединение семьей.
Статьи 12-17 носят особый характер, т. к. в них излагаются права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний , доступ ребёнка к сбору и распределению информации. Права , изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались в международных актах.
Статьи 20-26 определяют перечень прав детей особо депривилегрованных категорий и обязанности по защите и помощи таким детям : сиротам и лишённым родительского попечения, беженцам, неполноценным в умственном и (или) физическом отношении; отмечают также права детей на соответствующий уровень медицинского обеспечения, а нуждающихся детей на социальную помощь .
Статьи 28-31 излагают право ребёнка на образование , в том числе получение бесплатного и обязательно начального, на обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребёнка ; получение образования соответствующего содержания; право меньшинства пользоваться своей этнической, религиозной и языковой культурой; право детей на отдых и досуг.
Статьи 32-36 определяют права ребёнка на защиту со стороны государства, от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации, от незаконного употребления наркотических средств, психотропных веществ; от похищений и торговли детьми.
Статьи 37-40 устанавливают права ребёнка в случае совершения им правонарушения или преступления ; отбытия наказания и социальной реинтеграции , а также право на охрану во время вооружённых конфликтов и войн.
Статьи 41- 45 относятся ко второй части Конвенции и определяют способы информации о её содержании и механизм контроля за её выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию . Указываются об учреждении Международного Комитета по правам ребёнка с весьма широкими полномочиями.
Статьи 46-54 относятся к третьей части Конвенции и определяют процедурно-правовые проблемы , принятия и соблюдения государствами требований Конвенции ООН .
Какую пользу в работе социального педагога оказывает документ Конвенция ООН
«О правах ребёнка » ?
Школьный социальный педагог
В первую очередь – это специалист, который несёт в себе информационную и посредническую функцию. Стоит помнить, что охранно-защитная и попечительская функция чаще всего присутствует в работе СП школы. С помощью Конвенции ООН «О правах ребёнка » социальный педагог может чётко , опираясь на данный документ, донести пава ребёнка как самим детям , так и их родителям через индивидуальные и групповые беседы. В работе с трудными семьями и подростками данный документ помогает не только разъяснять права детей , но и оперировать ими в суде, например при лишении родителей родительских прав .
Социальный педагог , работающий в детских домах, интернатных учреждениях
Конвенция ООН «О правах ребёнка » помогает СП в решении правовых и судебных разбирательствах по отношению своих подопечных в административном и судебном порядке.
Социальный педагог , работающий в Центрах помощи семьи и подросткам
В такие центры чаще всего попадают дети с ущемлённым достоинством. Причины могут быть разные, в том числе и жестокость (физическая, сексуальная, моральная, Конвенция о правах ребёнка является тем документом, по которому СП может гарантировать ребёнку не только защиту , но и помощь в наказании обидчика. Работая с семьёй, у которой могут возникать проблемы национального, этнического и религиозного характера, СП также опирается на соглашения Конвенции , где чётко прописаны права ребёнка в таких ситуациях .
Социальный педагог , работающий в специализированных детских учреждениях
В Конвенции «О правах ребёнка » говорится о детях депривилегированных категориях, в частности с умственными и (или) физическими отклонениями. Данный документ позволяет СП отстаивать права таких детей на международном уровне, в частности на социальную и медицинскую помощь, а также на право получить бесплатное начальное образование.
Таким образом, Конвенция ООН «О правах ребёнка » помогает СП в работе с разными категориями детей и семей. Опираясь на данный документ СП может на международном уровне излагать права детей и оперировать им в суде при отстаивании прав ребёнка .
Конве́нция ООН о права́х ребёнка - международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол, Палестина и все страны-члены ООН, кроме США .
1 / 2
✪ Конвенция о правах ребёнка видеопрез ДИА
✪ Конвенция о правах ребенка
К 20-летию принятия Декларации прав ребёнка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребёнка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребёнка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник А. Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребёнка.
Во время работы над Конвенцией и после её принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека - прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года , 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации её двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.
В 1995 году в пункт 2 статьи 43 Конвенции была внесена поправка , вступившая в силу в 2002 году .
В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребёнка.
В 2000 году приняты и в 2002 году вступили в силу два факультативных протокола к конвенции - об участии детей в вооружённых конфликтах (161 страна-участница на октябрь 2015 года ) и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (171 страна-участница на октябрь 2015 года ).
В декабре 2011 года Генеральная Ассамблея ООН приняла третий факультативный протокол, который был открыт для подписания в 2012 году и вступил в силу в 2014 году, при достижении числа в десять стран-участниц. Протокол предусматривает возможность рассмотрения Комитетом по правам ребёнка жалоб на нарушения Конвенции против стран-участниц протокола . На сентябрь 2016 года в третьем протоколе участвуют 28 стран.
Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объёме прав, определённых для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции [ ] .
Конвенция в статье 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования.
Неотъемлемую часть образования составляет воспитание . Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст. 18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы».
Статья 20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребёнка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».
Статья 21 Конвенции определяет права ребёнка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребёнком, если ребёнок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребёнка является невозможным».
Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является статья 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:
Правовой основой, регламентирующей деятельность учреждений, предприятий социальных служб, является федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», вступивший в действие в декабре 1995 г.
Социальное обслуживание понимается как деятельность социальных служб по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации отдельного человека и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В систему служб, осуществляющих социальное обслуживание, входят: государственные (федеральные, региональные); муниципальные (местные); смешанные (государственно-общественные); частные и службы других форм собственности.
К основным видам социального обслуживания относятся:
Материальная помощь (денежная и продуктово-товарная);
Социальный патронаж в стационарных учреждениях, на дому или в группах дневного пребывания ЦСО;
Предоставление временного приюта;
Консультативная помощь по различным направлениям;
Реабилитационные услуги и т.д.
Экономическая деятельность учреждений социального обслуживания включает: планирование и финансирование, кадровую политику, организацию и оплату труда работни» ков.
Источниками финансирования социальных служб являются:
Нормативные отчисления из бюджета соответствующего уровня;
Поступления из Фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;
Средства из Федерального бюджета на выполнение уставных задач и целевых программ;
Финансирование в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию региональных, областных, городских и районных программ;
Дополнительные средства из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;
Доходы от реализации платных услуг и хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы;
Доходы от приватизации государственной собственности, а также специальных источников: видеосалонов, баров, игровых автоматов и иной досуговой индустрии, от коммерческих магазинов, частной и кооперативной аренды муниципального имущества, платы за землю и другие природные ресурсы и т.п.;
Благотворительные пожертвования и взносы предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступившие от благотворительных акций.
В основе экономической деятельности в сфере социальной работы лежит экономическая политика государства. В условиях рыночных отношений на первый план выступает ее социально ориентированная направленность. Этим в значительной мере обусловлено создание необходимой материальной базы социальной защиты и поддержки населения.
Сущность эконом. политики государства – это выражение и воплощение целей, задач, интересов страны, государства, народа и его правительства, а также придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемых в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намеченные цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. Социальная политика оказывает воздействия на условия жизни людей. Пределы этого воздействия в установлении таких отношений, при которых у индивидов не воспроизводится чувство нуждаемости. Таким образом, необходимо государственное вмешательство на таком уровне потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собственного труда, а удовлетворяется за счет развитого промышленного производства.
Конституция РФ 1993 г. закрепила подразделение законодательства на три категории: законодательство Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения. Создав правовую основу для становления и развития законодательства субъектов РФ, Конституция РФ активизировала нормотворческие процессы на уровне субъектов РФ.
Определяя предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, Конституция РФ не устанавливает для федерального законодателя каких-либо границ и пределов правового регулирования общественных отношений, отнесенных к предметам совместного ведения. Федеральный законодатель, руководствуясь общими конституционными принципами, сам определяет пределы и границы собственной правовой активности на совместном правовом поле.
Неограниченные правовые возможности федеральной законодательной власти по предметам совместного ведения означают фактическое нахождение данных предметов в сфере компетенции Российской Федерации, которая по своему усмотрению делегирует субъектам Российской Федерации осуществление отдельных полномочий1.
Совместное ведение в сфере социального обеспечения и социальной защиты означает, что ряд вопросов должен находиться в ведении субъектов РФ или муниципальных образований. Тому могут служить две основные причины: необходимость учета региональных особенностей и (или) необходимость в консолидации усилий, в том числе финансовых средств, центра и регионов, муниципальных образований. Например, в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов РФ осуществляют правовое регулирование социального обслуживания населения, при этом устанавливают государственные стандарты.
К сфере регионального нормотворчества следует отнести и вопросы, которые федеральным законодательством не урегулированы. К ним относится, например, социальная поддержка многодетных и молодых семей. При этом субъекты РФ и органы местного самоуправления за счет средств своего бюджета вправе повышать уровень социально-обеспечительных гарантий по сравнению с минимальным федеральным уровнем.
Таким образом, разграничение сфер исключительной и совместной компетенции Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных органов должно обеспечить комплексную социальную защиту населения. При этом распределение и перераспределение социальных функций между федеральным, региональным и местным уровнями должны подкрепляться соответствующими источниками финансирования в рамках бюджетной системы РФ. Источниками финансирования тех или иных видов социального обеспечения соответственно выступают государственные бюджеты (федеральный и субъектов РФ). Нарушение принципа сбалансированности социального обеспечения по уровням его регулирования (федеральный, региональный) неизбежно повлечет социальное неравенство.
Согласно ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка и социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, относится к полномочиям и расходным обязательствам субъекта РФ.
На уровне субъектов РФ разрабатываются различные целевые программы в области социального обеспечения, издаются региональные законы и подзаконные нормативные акты
К примерам нормативных актов субъектов в данной сфере отношений можно отнести Закон города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы". Закон регулирует отношения, возникающие в сфере социального обслуживания населения города Москвы в целях удовлетворения потребностей населения в доступном и качественном социальном обслуживании.
В ст. 1 указанного закона содержится обширный понятийный аппарат, даются определения следующих основных понятий:
государственная система социального обслуживания;
клиент социальной службы (клиент);
способность к самообслуживанию;
обстоятельства, объективно препятствующие выполнению членами семьи или близкими родственниками обязанностей по уходу за не способным к самообслуживанию гражданином;
трудная жизненная ситуация;
социально опасное положение;
государственные стандарты социального обслуживания в городе Москве;
стационарное социальное обслуживание;
нестационарное социальное обслуживание;
социальная адаптация;
социальная реабилитация;
работник социальной службы.
Необходимо отметить, что впервые в законодательстве о социальном обслуживании разъяснено понятие обстоятельств, объективно препятствующих выполнению членами семьи или близкими родственниками обязанностей по уходу за неспособным к самообслуживанию гражданином, что имеет несомненное практическое значение при решении вопроса об оказании социальных услуг на бесплатной основе.
Данным законом также определяются виды и содержание социальных услуг, основания и порядок их оказания.
Перечень видов социальных услуг, указанный в ст. 5 Закона, включает в себя: социально-экономические; социально-медицинские; социально-психологические; социально-педагогические; социально-бытовые; культурно-досуговые; оказание социально-правовой помощи; консультирование; социальное сопровождение; социальная реабилитация; иные услуги социального обслуживания.
Московский законодатель расширил перечень социальных услуг по сравнению с гарантированным федеральным перечнем, включив в него новые виды услуг - культурно-досуговые, социальное сопровождение.
Впервые на законодательном уровне установлено, что оказание услуг социального обслуживания (за исключением предоставляемых отделением срочного социального обслуживания) оформляется договором, заключаемым между клиентом (его законным представителем) и государственным учреждением социального обслуживания (ч. 6 ст. 6 Закона).
Данное положение соответствует требованиям действующего законодательства, так как не подвергается сомнению тот факт, что цивилизованный экономический оборот услуг строится в условиях договорных отношений его участников на основе взаимного совпадения частных интересов. Действовать на основании договора выгодно как производителю, так и потребителю услуг. В договоре предусматриваются и защищаются субъективные права потребителя на информацию, безопасность, качество услуги. Договор выгоден и производителю услуги, так как в противном случае за некачественное обслуживание наступает внедоговорная (деликтная) ответственность.
Также указанным законом (по сравнению с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации) расширен перечень лиц, имеющих право на получение бесплатного социального обслуживания. К ним отнесены, во-первых, граждане, не способные к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью; не имеющие родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход; они имеют право на получение социальных услуг на бесплатной основе вне зависимости от величины их среднедушевого дохода. Во-вторых, это взрослые недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, а также инвалиды с детства, находящиеся в стационарных учреждениях социального обслуживания на условиях пятидневного пребывания.
Немаловажно, что перечень лиц, имеющих право на бесплатное социальное обслуживание, является открытым. Московский законодатель предоставил возможность работникам социальных служб с учетом индивидуальной нуждаемости оказывать на бесплатной основе социальные услуги и иным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.
Федеральный законодатель закрепил за субъектами Российской Федерации право устанавливать порядок и условия предоставления бесплатного и платного социального обслуживания. Установление государственных стандартов социального обслуживания также относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 установлено, что Территориальный перечень гарантированных услуг социального обслуживания (далее - территориальный перечень гарантированных услуг), порядок и условия предоставления бесплатного социального обслуживания, порядок и условия оплаты услуг социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания определяются Правительством Москвы.
Во исполнение указанных положений Правительством Москвы принят ряд подзаконных нормативных актов. В первую очередь необходимо обратить внимание на постановление Правительства Москвы от 24 марта 2009 г. № 215-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы", которым утверждены:
Положение о приеме граждан в учреждения нестационарного социального обслуживания Департамента социальной защиты населения города Москвы;
Положение о приеме граждан в учреждения стационарного социального обслуживания города Москвы и оплате услуг стационарного социального обслуживания;
Положение о порядке оказания органами и учреждениями социальной защиты населения адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
Территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых населению учреждениями социального обслуживания города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 12 октября 2010 г. № 919-ПП "О предоставлении гражданам платных социальных услуг государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы" утверждены Порядок и условия оплаты гражданами платных социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы.
Необходимо отметить, что социальные услуги, предусмотренные территориальным перечнем гарантированных услуг, гражданам, не указанным в ст. 8 ч. 2 Закона города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы" (т. е. не имеющим право на предоставление социальных услуг на бесплатной основе), предоставляются за плату. Дополнительные услуги, оказываемые всем категориям граждан сверх территориального перечня гарантированных услуг, также предоставляются за плату.
Распоряжением Департамента экономической политики и развития города Москвы от 5 марта 2011 г. № 11-Р утверждены тарифы на платные социальные услуги.
Постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. № 1500-ПП "О государственных стандартах социального обслуживания населения в городе Москве" утверждены:
социальные нормативы обеспеченности и обслуживания граждан в государственных учреждениях социального обслуживания города Москвы";
нормы среднесуточных продуктовых наборов для организации питания в государственных учреждениях социального обслуживания;
нормы обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем граждан, проживающих в государственных учреждениях социального обслуживания;
нормы выдачи специальной одежды для работников государственных учреждений социального обслуживания;
минимальные социальные нормативы по обеспечению нормой земли на одного проживающего в государственных учреждениях стационарного социального обслуживания;
минимальные социальные нормативы по обеспечению нормой площади на одного проживающего в государственных учреждениях стационарного социального обслуживания.
Проведенный анализ социального законодательства позволяет сделать вывод, что на современном этапе сформирована нормативная правовая база социальной защиты населения. Вместе с тем развитие общества, постоянно возрастающие требования к социальной обеспеченности его граждан требуют внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.