В качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Согласно правилам части 3 статьи 133.1 Трудового кодекса РФ:
размер минимальной заработной платы для конкретного субъекта определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения на его территории. Частью 4 статьи 133.1. ТК установлено, что размер МЗП не может быть ниже федерального МРОТ;
минимальную заработную плату устанавливают региональным соглашением трех сторон:
правительства города Москвы;
объединения работодателей (союза промышленников и предпринимателей).
после того как соглашение заключено, всем работодателям, осуществляющим деятельность на территории Москвы, предлагается к нему присоединиться. Это происходит путем официального опубликования текста соглашения в СМИ;
если работодатель, осуществляющий деятельность на территории Москвы, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению о региональном МРОТ не представил в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, считается, что работодатель присоединился к соглашению, а значит, обязан его применять;
Исходя из статьи 133.1 ТК региональный МРОТ обязателен для применения в рамках оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, а также муниципальных учреждений. Федеральные казенные, бюджетные и автономные учреждения не обязаны применять региональный МРОТ.
Срок, с которого установлен размер минимальной заработной платы | Размер минимальной заработной платы (руб., в месяц) |
Нормативный акт, установивший размер минимальной заработной платы |
---|---|---|
с 1 ноября 2018 г. | 18 781 | Постановление Правительства Москвы от 19.09.2018 N 1114-ПП |
с 1 мая 2018 г. | 18 742 | |
с 1 января 2018 г. | 18 742 | " между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 12.09.2017 N 663-ПП |
с 01.10.2017 | 18 742 | " между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 12.09.2017 N 663-ПП |
с 1 июля 2017 г. | 17 642 | " между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 13.06.2017 N 355-ПП |
с 1 октября 2016 г. | 17 561 | "Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 06.09.2016 N 551-ПП |
с 1 января 2016 г. | 17 300 | "Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015 |
с 1 ноября 2015 г. | 17 300 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 18.12.2014 (ред. от 30.10.2015) |
с 1 июня 2015 г. | 16 500 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 18.12.2014 (ред. от 26.05.2015) |
с 1 апреля 2015 г. | 15 000 | |
с 1 января 2015 г. | 14 500 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 18.12.2014 |
с 1 июня 2014 г. | 14 000 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2014 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 11.12.2013 (ред. от 24.04.2014) |
с 1 января 2014 г. | 12 600 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2014 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 11.12.2013 |
с 1 июля 2013 г. | 12 200 | |
с 1 января 2013 г. | 11 700 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2013 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 12.12.2012 |
с 1 июля 2012 г. | 11 700 | |
с 1 января 2012 г. | 11 300 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2012 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 30.11.2011 |
с 1 июля 2011 г. | 11 100 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 02.12.2010 (ред. от 01.07.2011) |
с 1 января 2011 г. | 10 400 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 02.12.2010 |
с 1 мая 2010 г. | 10 100 | |
с 1 января 2010 г. | 9 500 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2010 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 22.12.2009 |
с 1 сентября 2009 г. | 8 700 | |
с 1 мая 2009 г. | 8 500 | "Соглашение на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 24.12.2008 |
с 1 января 2009 г. | 8 300 | "Соглашение на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 24.12.2008 |
с 1 сентября 2008 г. | 7 650 | "Московское трехстороннее соглашение на 2008 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 11.12.2007 (ред. от 02.09.2008) |
с 1 мая 2008 г. | 6 800 | "Московское трехстороннее соглашение на 2008 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 11.12.2007 |
с 1 сентября 2007 г. | 6 100 | |
с 1 мая 2007 г. | 5 400 | "Московское трехстороннее соглашение на 2007 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 12.12.2006 |
с 1 сентября 2006 г. | 4 900 | |
с 1 мая 2006 г. | 4 100 | "Московское трехстороннее соглашение на 2006 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 28.11.2005 |
с 1 октября 2005 г. | 3 600 | |
с 1 мая 2005 г. | 3 000 | "Московское трехстороннее соглашение на 2005 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 29.12.2004 |
с 1 октября 2004 г. | 2 500 | |
с 1 мая 2004 г. | 2 000 | "Московское трехстороннее соглашение на 2004 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 22.12.2003 |
со 2 полугодия 2003 г. |
1 800 | |
с 1 января 2003 г. | 1 500 | "Московское трехстороннее соглашение на 2003 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 15.12.2002 |
с 1 сентября 2002 г. | 1 270 | |
с 1 января 2002 г. | 1 100 | "Московское трехстороннее соглашение на 2002 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 04.12.2001 |
(извлечение)
Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы от лица органов исполнительной власти города Москвы (далее - Правительство), Московская Федерация профсоюзов (далее также - МФП) от лица московских объединений профсоюзов (далее - Профсоюзы), Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) (далее - МКПП(р) от лица московских объединений работодателей (далее - Работодатели) (далее - Стороны) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом города Москвы от 11 ноября 2009 г. N 4 "О социальном партнерстве в городе Москве" заключили Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (далее - Соглашение).
Основными целями настоящего Соглашения являются обеспечение согласования интересов работников, работодателей и органов исполнительной власти города Москвы по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое функционирование и дальнейшее развитие отраслей экономики города Москвы, обеспечение и расширение государственных гарантий в вопросах занятости и социальной защиты населения, оплаты и охраны труда работников на основе принципов социального партнерства.
2.20. Считать критериями массового увольнения показатели численности увольняемых работников организаций, зарегистрированных в городе Москве, с численностью работающих от 15 и более человек за определенный период времени:
2.20.1. Увольнение в течение 30 календарных дней более 25% работников организации от общей численности работающих в организации.
2.20.2. Увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы.
2.20.3. Сокращение численности или штата работников организации в количестве:
50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
2.21. Информировать в случае угрозы массового увольнения работников Профсоюзы, Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы не менее чем за 3 месяца до даты начала проведения соответствующих мероприятий. Совместно разработать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка приема работников на работу, перевод на режим неполного рабочего времени и иные меры, снижающие количество увольняемых работников).
2.22. Предоставлять ежемесячно в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы информацию о потребности в работниках.
2.23. Оказывать содействие в предоставлении работы в режиме гибкого рабочего времени или на условиях неполного рабочего времени одному из родителей, имеющих 3 и более детей, одному из родителей (законному представителю) ребенка-инвалида.
2.24. МКПП(р) проводить консультирование работодателей по вопросу заполнения заявки о потребности в привлечении иностранных работников.
2.25. Предоставлять работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, возможность переобучения новым профессиям, а также время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора.
2.26. Не допускать в течение года одновременного увольнения работников, которые являются членами одной семьи, в случае сокращения численности или штата работников организации.
2.27. Привлекать высококвалифицированных рабочих и специалистов в качестве наставников при трудоустройстве выпускников образовательных организаций профессионального образования.
2.28. МКПП(р) совместно с отраслевыми советами по профессиональным квалификациям проводить работу по профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, реализуемых профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, которые осуществляют подготовку специалистов для экономики города Москвы.
2.29. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малообеспеченным и безработным гражданам по вопросам применения трудового законодательства.
2.29.1. Для создания дополнительных рабочих мест для инвалидов ежемесячно добровольно вносить в бюджет города Москвы взнос за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалидов в размере прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного Правительством Москвы, на день его уплаты.
(п. 2.29.1 введен решением МТК по регулированию социально-трудовых отношений от 12.12.2016 N 77-848-2)
2.30. Осуществлять общественный контроль за расходованием бюджетных средств и средств работодателей на модернизацию действующих и создание новых рабочих мест.
В целях повышения уровня жизни и заработной платы, снижения уровня бедности и социального неравенства в городе Москве Стороны обязуются:
3.1. Установить размер минимальной заработной платы в городе Москве с 1 января 2016 г. - 17300 рублей.
3.1.1. Размер минимальной заработной платы в городе Москве пересматривается ежеквартально и устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы , утвержденного постановлением Правительства Москвы . В случае снижения величины прожиточного минимума в городе Москве размер минимальной заработной платы сохраняется на прежнем уровне.
Вид нарушения | Нарушение | Должностные лица | ИП | Организации | |
Административное | Установление зарплаты в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством (ч. 6 ст.5.27 КоАП РФ) | - Предупреждение - или административный штраф от 10 до 20 тыс. руб. | Штраф от 1 до 5 тыс. руб. | Штраф от 30 до 50 тыс. руб. | |
Повторное совершение административного правонарушения по предыдущей строке, если ранее привлекались к ответственности за подобное (ч.7 ст.5.27 КоАП РФ) | - Штраф от 20 до 30 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет | Штраф от 10 до 30 тыс. руб. | Штраф от 50 до 100 тыс. руб. | ||
Уголовное | Выплата зарплаты свыше 2 месяцев в размере ниже федерального МРОТ из корыстной или личной заинтересованности (ч.2 ст.145.1 УК РФ) | - Штраф от 100 до 500 тыс. руб., - или штраф в размере заработной платы или иного дохода за период до 3 лет; - или принудительные работы на срок до 3 лет с дисквалификацией на срок до 3 лет, либо без такового; - или лишение свободы на срок до 3 лет с дисквалификацией на срок до 3 лет, либо без такового | Примечание. По УК РФ отвечает руководитель организации, работодатель-физическое лицо, руководитель филиала, представительства или иного обособленного подразделения | ||
Нарушения по предыдущей строке, если они повлекли тяжёлые последствия (ч.3 ст.145.1 УК РФ) | - Штраф от 200 до 500 тыс. руб.; - или штраф в размере заработной платы или иного дохода за период от 1 до 3 лет; - или лишение свободы на срок от 2 до 5 лет с дисквалификацией на срок до 5 лет, либо без такового | ||||
§ Если в рамках проверки выявлено, что уровень дохода сотрудников ниже положенного, необходима доплата до установленного уровня. Иначе высок риск ответственности (см. таблицу выше).
§ При неполной занятости работника минимальный порог МРОТ, до которого необходимо доплатить, определяется пропорционально отработанному времени.
§ Рекомендуем составить приказ в свободной форме, где будет указано основание "несоответствие установленному уровню минимального размера оплаты труда в соответствии с 82-ФЗ или привести реквизиты регионального соглашения".
§ Также необходимо подготовить бухгалтерскую справку-расчет доплаты за уже отработанное время. Чтобы не делать такие доплаты каждый месяц - рассмотрите возможность увеличения оклада, стоимости нормы, или других элементов зарплаты. Не забудьте, что в этом случае надо заключить дополнительное соглашение к трудовым договорам, изменить локальные документы по оплате труда.
§ После доначислений до необходимого уровня МРОТ за прошлые периоды работодатель признает факт задержки выплаты. В этом случае возникает
ü материальная ответственность по статье 236 ТК РФ. Причем независимо о того, есть вина работодателя или нет. Данная статья с 3 октября 2016 года действует в новой редакции. Федеральным законом от 03.07.2016 № 272-ФЗ был изменен порядок расчета минимальной суммы процентов:
Сумма денежной компенсации = Сумма невыплаченной зарплаты х 1/ 150 х Ключевая ставка ЦБ РФ / 100% х Количество дней просрочки
§ Денежная компенсация должна быть выплачена одновременно с задержанной суммой. Локальными документами предприятия или трудовым договором может быть предусмотрена большая сумма компенсации. Кроме того, пункт 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 уточняет, что выплата компенсации не отменяет права сотрудника на индексацию задержанной суммы на коэффициент инфляции.
Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про такое понятие, как минимальный размер оплаты труда.
Сегодня вы узнаете:
МРОТ или минимальный размер оплаты труда был впервые принят Организацией Объединенных Наций в 1970 году. В СССР же минимальная граница оплаты труда была принята в 1973 году, ее объем составлял 70 рублей и не изменялся до 1991 года. За последние 17 лет значение минимального вознаграждения за труд в России вырос более чем в 111 раз.
МРОТ – утвержденный на законодательном уровне РФ нижний порог, который используется для контроля заработной платы, установления размера выплат по временной незанятости работника, размера налоговых отчислений, отчислений во внебюджетные фонды, объема пособия по беременности и родам, величины пособий по уходу за ребенком.
Таким образом, знать МРОТ необходимо бухгалтерам, владельцам организаций, и рядовым сотрудникам, чтобы знать свои права.
Кроме того, МРОТ оказывает значительное влияние на экономику страны:
При этом, по мнению специалистов, МРОТ несет в себе и отрицательные стороны:
Новый МРОТ на 2019 год установлен приказом Минтруда России от 24.08.2018г. за №550-н в размере 11 280 рублей. Что примечательно размер МРОТ, начиная с 01 января 2019 года равен минимальной прожиточной величине трудоспособного населения, рассчитанной на основе данных второго квартала предыдущего года. По сравнению с маем 2018 года его увеличение произошло на 117 руб. (напомним, что с 01 мая 2018 года МРОТ был равен 11 163 рублей).
Помимо инфляции, на нижнюю границу заработной платы влияют следующие факторы:
Следует напомнить, что изменение МРОТ, которое произойдет с 1 января 2019 года, не отразится на величине страховых взносов предпринимателей, так как их размер стал фиксированным. Правительство отказалось от действующей ранее формулы расчета страховых взносов с применением МРОТ, что также было сделано в интересах предпринимателей.
Примечательно то, что в МРОТ входит не только сам оклад работника, но и всяческие надбавки: компенсации, премии, вознаграждения.
При этом положенная по закону зарплата выплачивается за определенный период, а не за реальное количество отработанного времени. То есть сотрудник может трудиться в две смены, но его МРОТ за месяц составит действующую величину.
Скачать таблицу МРОТ 2019 по регионам
Все мы понимаем, что зарплата в Москве или Санкт-Петербурге не сравнится с заработной платой в Пскове или Тольятти. Именно этот факт способствовал появлению понятия региональный МРОТ.
Региональный МРОТ субъекты РФ устанавливают самостоятельно и на это им дано соответствующее право. При этом, уровень выплачиваемого оклада в регионе не должен быть ниже размера регионального МРОТ.
Интересен процесс установления региональной нижней границы: ее определяют местные власти после согласования с профессиональными союзами и работодателями. При этом, если бизнесмен не согласен с решением местных властей, он может вести свою деятельность согласно федеральной границе. Для этого он должен направить письмо в Трудовую инспекцию.
Также региональные цифры не действуют для сотрудников, занятых в компаниях, деятельность которых обеспечивается из федерального бюджета.
Региональное значение не влияет на величину пособий и выплат.
Еще раз повторимся, с 01 января 2019 года, страховые взносы предпринимателя «за себя» не зависят от величины МРОТ и имеют фиксированный размер (Закон №337-ФЗ от 27.11.2017г., изменивший нормы ст. 430 НК РФ).
Сумма страховых взносов составляет 36 238 рублей, в том числе:
Теперь разберемся со сроками страховых выплат. Когда и каким образом совершать обязательные выплаты каждый предприниматель решает для себя сам. Сделать взносы он может в любой день в течение года, может внести всю сумму сразу, а может внести ее по частям.
Крайняя дата для оплаты страховых взносов приходится на последний рабочий день каждого года. При этом, если 31 декабря выпадает на выходной, последний день выплат переносится на первый рабочий день следующего года.
Кроме того, бизнесмены, получившие годовой доход свыше 300 тысяч рублей, обязаны заплатить дополнительный взнос в размере 1% на пенсионное страхование от дохода, превышающего 300 тысяч рублей.
Также существует и ограничение максимальной суммы страховых выплат предпринимателя в ПФР с дохода свыше 300 тыс.руб. Взносы не должны превышать восьмикратный размер отчислений в пенсионный фонд. В 2019 году эта сумма равна 234 832 рублей. Она определилась расчетным путем – (8 * 29 354 * 12), где 29 354 рублей – фиксированный пенсионный взнос в 2019 году.
Что касается выплат пособий, то МРОТ влияет на их объем в следующих случаях:
Минимальное пособие по беременности и родам будет рассчитываться по следующей формуле:
(Количество дней декрета * МРОТ * 24 месяца)/730 дней - расчетных два года. Считаем: (140 * 11280 * 24) : 730 = 51 918,90 рублей. Таким образом, минимальный размер пособия по беременности и родам в 2019 году составит 51 918,90 рублей.
Можно ли установить оклад работника меньше МРОТ? Как ни странно, ответ на этот вопрос положительный.
Такое возможно в следующих случаях:
В том случае, если ни одно из вышеназванных условий не выполнено, но при этом ваши работники получают оплату ниже минимальной, вас будут ждать определенные санкции.
Эти санкции имеют форму штрафов. Сумма штрафов зависит от злостности нарушителя, то есть количества нарушений, а также от размера организации и ее юридического статуса.
Если вы руководитель отдела, производства, небольшой организации или являетесь частным предпринимателем, то за нарушение закона вас оштрафуют на сумму от одной до пяти тысяч рублей. Если вы не усвоили урок с первого раза и повторили нарушение, то величина штрафа будет варьироваться от десяти до двадцати тысяч рублей.
Если же вы являетесь , руководителем крупной компании, то за недоплату сотрудникам вас оштрафуют на сумму от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. Если же вы попадаетесь не в первый раз, то штраф увеличится, и будет лежать в диапазоне от пятидесяти до семидесяти тысяч рублей.
При этом помните, что в МРОТ в России входит не только фиксированная зарплата, но и премии, надбавки и прибавки. Поэтому сама зарплата может быть ниже минимального МРОТ (это не преследуется законом), если суммарный оклад работника в месяц с учетом всех доплат достигает до МРОТ.
С 1 июля 2017 года будет утверждён новый МРОТ, который будет действовать на территории Российской Федерации. В данной статье мы расскажем Вам, как увеличение МРОТ повлияет на жителей нашей страны: изменится ли размер пособий и реальный уровень зарплат.
Новый размер МРОТ с 1 июля 2017 года составит 7 800 рублей
Здесь стоит выделить следующее, когда оклад работающего гражданина составляет меньше установленного МРОТ, он имеет полное право жаловаться и требовать повышения согласно ст. 129 ТК РФ.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ), начисляется по следующим пунктам:
Премиальные за работу.
Выплаты в виде компенсаций, которые стимулируют работников.
Ежемесячная премия.
Общая сумма всех выплат с повышением МРОТ с июля 2017 года.
1. Стаж сотрудника должен составлять около полугода его трудовой деятельности.
2. Когда оплата труда ниже минимального оклада.
МРОТ 2018-2019 прошел несколько этапов увеличения. В течение 2018 года действовали два значения этого показателя. С 01.01.2019 МРОТ в очередной раз повышен. Для чего нужен МРОТ 2018-2019 и какие значения он принимал в течение двух последних лет, расскажем в нашей статье.
Аббревиатура МРОТ, широко используемая с 1990-х годов, расшифровывается как минимальный размер оплаты труда. И сегодня значение данного показателя сложно недооценить, ведь это база, от которой производится начисление минимальных сумм больничных и пособий беременным, а также обязательных страховых платежей самозанятых лиц за периоды до конца 2017 года (с 2018 года эта привязка отменена).
О том, в каких суммах самозанятые лица уплачивают взносы с 2018 года, читайте в статье «Какие страховые взносы платит ИП в 2018-2019 годах?» .
Ранее этот универсальный показатель служил также для расчета некоторых налогов, штрафов и ряда обязательств по гражданско-правовым договорам, в которых было внедрено условие о привязке к МРОТ. Но в настоящее время для этих целей МРОТ не применяется.
ФЗ о МРОТ принимается Госдумой РФ ежегодно. Суть каждого нового закона сводится к внесению изменений в ст. 1 и 2 закона «О МРОТ» от 19.06.2000 № 82-ФЗ. Так, в ст. 1 указывается новый размер минимальной оплаты труда, устанавливаемый по РФ на текущий год (например, для МРОТ 2018 года, действовавшего с 01.05.2018, — 11 163 руб. в месяц), а в ст. 2 определяется начало действия нового МРОТ (к примеру, начало действия МРОТ-2018 — 01.05.2018).
Величина МРОТ, применяемая с 01.01.2019, приравнена к размеру прожиточного минимума трудоспособного населения за 2-й квартал 2018 года. Его значение равно 11 280 руб.
Минимальный размер оплаты труда, установленный Госдумой РФ, называется федеральным. Помимо федерального в субъектах РФ может устанавливаться значение регионального МРОТ.
О динамике значения федерального МРОТ и соотношении его величины с уровнем прожиточного минимума по РФ читайте .
Ст. 133 ТК РФ предусматривает, что зарплата сотрудника, отработавшего полный месяц и выполнившего все свои трудовые обязанности, не может быть ниже МРОТ. Поэтому если работодателя будут проверять на соответствие зарплаты работников утвержденному на текущий год МРОТ, то проверяющий сверит уровень установленной у него зарплаты с тем, какой в регионе действует минимальный размер оплаты труда.
О том, какая из составных частей зарплаты не может устанавливаться меньше, чем МРОТ, читайте в материале «Ст. 135 ТК РФ: вопросы и ответы» .
Федеральный МРОТ в 2018 году менялся дважды:
С 01.01.2019 МРОТ в очередной раз повышен до 11 280 руб.
Величина МРОТ, установленного в регионе, не может быть меньше, чем значение федерального МРОТ. Определяет ее соглашение представителей правительства субъекта РФ, профсоюзов и работодателей. Работодатели региона, не представившие в правительство субъекта РФ веских обоснований причин для неприсоединения к этому соглашению, обязаны применять при установлении зарплаты региональный МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ).
О том, в каких случаях осуществляется доплата до МРОТ, читайте в статье «Доплата до МРОТ внешним и внутренним совместителям» .
В Москве МРОТ также устанавливается путем подписания регионального соглашения между столичным правительством, местными объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей. В настоящее время действует соглашение от 15.12.2015, относящееся к периоду 2016-2018 годов. Оно предусматривает, что величина МРОТ для Москвы пересматривается ежеквартально и доводится до величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако если прожиточный минимум снижается, то величина МРОТ снижению не подлежит, а остается равной действовавшей в предшествующем квартале.
Во всех остальных аспектах минимальный размер оплаты труда в Москве подчиняется общим требованиям законодательства о МРОТ.
МРОТ (Москва) с 01.10.2017 был увеличен до 18 742 руб. в соответствии с ростом величины прожиточного минимума в регионе (постановление Правительства Москвы от 12.09.2017 № 663-ПП).
По итогам 3-го квартала 2017 года прожиточный минимум в Москве оказался ниже, чем за 2-й квартал 2017 года, поэтому величина МРОТ с 01.01.2018 не изменилась и составила 18 742 руб. С 01.11.2018 величина прожиточного минимума в Москве немного подросла и составила 18 781 руб. (постановление Правительства Москвы от 19.09.2018 № 1114-ПП).
Аббревиатура МРОТ расшифровывается как минимальный размер оплаты труда. Устанавливают его как на федеральном, так и на региональном уровнях. Федеральный МРОТ 1-2 раза в год повышается. Региональный может пересматриваться чаще, но в любом случае не может быть меньше федерального МРОТ. Размер этого параметра определяет минимальный уровень зарплаты и минимальную величину платежей по больничным, пособий на детей.