Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Реорганизация - прекращение организации, при котором осуществляется переход прав и обязанностей к другим лицам, то есть правопреемство.

Орган, принявший решение о реорганизации, обязан направить кредиторам письменное уведомление об этом. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства , должником по которому выступает реорганизуемая коммерческая организация, а также возмещения убытков, причиненных досрочным исполнением иди прекращением обязательства . Кроме того, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 60 ГК РФ).

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ». В регистрирующий орган (налоговые органы) представляются:

  1. заявление о регистрации каждого вновь возникшего юридического лица, воздаваемого путем реорганизации, в котором подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления ;
  2. учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
  3. решение о реорганизации юридического лица;
  4. договор о слиянии в предусмотренных федеральными законами случаях;
  5. передаточный акт или разделительный баланс;
  6. документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (лиц) или об отказе в государственной регистрации в срок не более чем пять рабочий дней. При положительном решении данный орган осуществляет соответствующую запись в реестре, оформляет свидетельство о регистрации.

Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т. е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

  1. добровольная ликвидация;
  2. принудительная ликвидация.

Добровольная ликвидацияосуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества - соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления . Статья 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока , на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана и др.

Принудительная ликвидацияпроизводится на основании решения суда в следующих случаях:

  • осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
  • осуществление деятельности, запрещенной законом ;
  • неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС РФ, ФНС РФ, Минфин России, ЦБ РФ.

Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей »).

3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

4. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами ,

на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

5. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

6. Выход из состава участников других юридических лиц.

7. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

8. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

9. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

10. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

11. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;
б) ликвидационного баланса;
в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Юридические лица могут как полностью прекратить предпринимательскую деятельность (в результате ликвидации), так и иметь правопреемников в отношении их имущества и обязательств.

Реорганизация является таким способом прекращения деятельности юридического лица, при котором его и обязанности переходят к другим юридическим лицам в порядке универсального правопреемства.

Реорганизация - преобразование, переустройство организационной структуры и управления предприятием, компанией, при сохранении основных средств, производственного потенциала предприятия (Современный экономический словарь).

Вопрос о правовой природе реорганизации (а следовательно, об основаниях и порядке ее оспаривания) является в юридической науке дискуссионным.

Реорганизация юридического лица может рассматриваться:

  • в качестве сделки;
  • как акт правопреемства и представляет собой сложный , который может включать в себя такой юридический факт, как сделка (например, или слияния).

В отсутствие законодательного закрепления понятия "реорганизация" представляется возможным сформулировать следующее ее определение.

Реорганизация представляет собой совокупность юридически значимых действий учредителей юридических лиц и государственных органов, направленных на осуществление перехода прав и обязанностей юридических лиц к другим юридическим лицам в порядке правопреемства, а также совершаемых уполномоченным государственным органом актов государственной регистрации создания и ликвидации юридических лиц, изменений к их учредительным документам.

Статья 57 ГК РФ устанавливает основания реорганизации юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования):

  • по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;
  • по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (в случаях, установленных законом, в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц).

Таким образом, в зависимости от основания и субъекта, принимающего решение об осуществлении реорганизации, можно выделить две разновидности реорганизации:

  1. добровольную;
  2. принудительную.

Основания принудительной реорганизации указаны в ст. 38 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции" .

Среди нормативно-правовых актов, регулирующих реорганизацию юридических лиц, прежде всего необходимо назвать ГК РФ, ст. ст. 57-60 которого;

  • содержат общие положения о реорганизации;
  • определяют порядок правопреемства при реорганизации юридических лиц;
  • регулируют содержание передаточного акта и разделительного баланса;
  • устанавливают прав кредиторов юридического лица при его реорганизации.

ГК РФ устанавливает следующие пять форм (способов) реорганизации :

  1. слияние;
  2. присоединение;
  3. разделение;
  4. выделение;
  5. преобразование.

При осуществлении реорганизации в формах слияния, присоединения, разделения, преобразования происходит прекращение деятельности юридического лица.

Реорганизация в форме выделения не предполагает прекращения существования юридического лица, из которого произошло выделение.

Порядок осуществления и конкретные формы реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм установлены отдельными законодательными актами, к которым относятся:

  1. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях";
  2. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";
  3. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах";
  4. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
  5. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О государственного и муниципального имущества" и т.д.

Согласно п. 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (ст. 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции").

Ст. 50 НК РФ определяет правовые последствия реорганизации для исполнения обязанностей по уплате налогов, детализирует их применительно к различным формам реорганизации. Так, по общему правилу обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками). В то же время при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов, то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.

Среди источников правового регулирования реорганизации важное место занимают акты Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" утверждены Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации. Порядок принятия решений о реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий установлен в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия".

Особенности правопреемства при осуществлении реорганизации

Особенности правопреемства при осуществлении реорганизации регулируются ст. 58 ГК РФ. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. В результате присоединения юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. В случае выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Необходимо отметить, что действующее законодательство содержит определенные ограничения для преобразования коммерческих и некоммерческих организаций в иные организационно-правовые формы, а также прямо предписывает случаи, когда возможно изменение вида юридического лица - его преобразование из некоммерческой организации в коммерческую, и наоборот. Так, общее правило ст. 68 ГК РФ о преобразовании хозяйственных товариществ и обществ только в хозяйственные товарищества и общества другого вида или производственные кооперативы конкретизируется в положениях ст. 92 ГК РФ о том, что общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в акционерное общество или производственный кооператив. В соответствии со ст. 34 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. От преобразования как формы реорганизации необходимо отличать изменение вида юридического лица в рамках одной организационно-правовой формы, происходящее, в частности, при преобразовании закрытого акционерного общества в открытое.

В п. 2 ст. 57 ГК РФ предусмотрен механизм реализации принудительной реорганизации . Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

В числе норм, направленных на обеспечение прав кредиторов реорганизуемых юридических лиц, необходимо назвать в первую очередь требование п. 1 ст. 59 ГК РФ, согласно которому передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Гарантиям прав кредиторов юридического лица при его реорганизации посвящена также ст. 60 ГК РФ, в соответствии с которой учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Порядок осуществления прав кредиторов конкретизируется в законах, регламентирующих правовое положение юридических лиц различных организационно-правовых форм.

Порядок реорганизации юридических лиц

Учредители (участники) юридического лица или соответствующий государственный орган принимают решение о реорганизации юридического лица, утверждают передаточный акт или разделительный баланс, изменения к учредительным документам существующих юридических лиц, а также учредительные документы вновь возникших юридических лиц.

Реорганизуемое общество после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью 1 раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о его реорганизации. В случае, если в реорганизации участвуют два и более общества, сообщение о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации обществ обществом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным договором о слиянии или договором о присоединении.

  • государственную регистрацию юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации;
  • государственную регистрацию ликвидации юридических лиц, прекращающих свою деятельность в результате реорганизации;
  • государственную регистрацию изменений к учредительным документам юридических лиц, продолжающих свое существование (при реорганизации в форме выделения).

Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с нормами главы V Закона о регистрации.

Многие даже понятия не имеют, что такое реорганизация юридического лица, для чего она нужна.

Но если вы собираетесь преобразовать свою компанию, то придется изучить нормы законодательства России, в которых рассмотрено данную процедуру, ее этапы.

Реорганизация юридического лица не является легкой процедурой, особенно для тех, кто с этим сталкивается впервые. Ликвидация влечет прекращение деятельности в обязательном порядке, а реорганизация – нет.

Поэтому разберемся, какие особенности ее проведения, когда она возможна и для чего нужна. Существует ли какой-то порядок действий, на который можно опираться всем участникам?

Основные сведения

Как и любая юридическая процедура, реорганизация проводится в соответствии с определенными нормами законодательства Российской Федерации.

Основы такого процесса – это первое, что стоит изучить до того, как на практике применить нормативные положения.

Основные понятия

Юридическое лицо – зарегистрированное согласно законодательству предприятие, у которого в собственности находится обособленное имущество. Юрлица отвечают по своим обязательствам такими имущественными объектами.

Они имеют право от своего имени покупать и реализовывать имущественные и неимущественные права. Могут выступать в роли ответчика и истца в суде.

Реорганизация юрлица – прекращение правовых или иных положений юридического лица, что влечет за собой появление отношения правопреемства.

Результат такой процедуры – создается одно или несколько новых предприятий и прекращение деятельности одного или нескольких фирм.

То есть, это действия юрлица и госструктур, что направлены на реализацию перехода права и обязательства компании к другому лицу-правопреемнику.

Осуществляется реорганизация путем:

  • слияния;
  • присоединения;
  • преобразования;
  • разделения;
  • выделения.

Реорганизация юридического лица не может быть осуществлена в порядке присоединения, если одно из предприятий является АО, а второе ООО.

То есть, все участники процедуры должны иметь одну организационную форму. В противном случае сначала проводится преобразование, а затем присоединение.

Зачем это нужно?

Реорганизация проводится добровольно или принудительно (при наличии судебного решения).

Причины реорганизации:

Иногда предприятие реорганизуют Для стимуляции конкуренции двух фирм одного направления определенной отрасли экономики. В иных случаях на этом будет настаивать антимонопольный орган
Численность акционеров ЗАО Находится на грани установленного лимита (50 человек), а руководители желают и далее выпускать акции и привлекать новых участников. В таком случае проводится преобразование
Проводятся меры по уменьшению риской в деятельности компании Выделяют фирму из головного предприятия с целью предоставления определенных услуг или деятельности, которая может привести к несостоятельности. Так пострадавшим лицом будет только новое предприятие. Сама же компания будет и далее вести деятельность
Учредители решают разделить предприятие И вести далее деятельность независимо друг от друга
Участники решили объединить свои усилия И открыть одно юридическое лицо

Правовое регулирование

Правила проведения реорганизации описаны в таких законодательных документах:

от 14.11.2002
от 8.02.1998
от 8.05.1996
от 26.12.1995
от 21.12.2001
от 26.07.2006

Порядок реорганизации юридического лица (предприятия)

Такие документы представляют в налоговый орган, а также в регистрационной палате, где вносится запись в ЕГРЮЛ.

Реорганизация рассматривается, как:

  • сделка;
  • акт правопреемства, что характеризуется сложным юридическим составом.

Основанием для реорганизации является (согласно ст. 57 ГК):

В основном реорганизация предполагает прекращение ведения предпринимательской деятельности. Исключение составляют случаи проведения выделения.

При составлении приказа можете опираться на следующий образец:

Пошаговая инструкция

Рассмотрим этапы проведения реорганизации:

  1. Участники ЗАО принимают решение на общем собрании (ст. 48 Закона № 208). Решение будет принято, если «За» проголосует ¾ учредителей. Уведомление о дате проведения собрания рассылается за 30 дней до него. Учредители ООО принимают решение на собрании в соответствии со ст. 33 Закона № 14-ФЗ. Все участники должны отдать свой голос «За». Учредители извещаются не позднее, чем за месяц до собрания, если иное не предусмотрено законодательством ().
  2. Уведомляются регистрационные органы в течение 3 дней с того момента, как принято решение. Представляется в налоговый орган в связи с реорганизацией предприятия письмо, образец которого можно найти в интернете. Такое извещения будет служить основанием для внесения записи о том, что фирма проходит реорганизацию (). Если процедура осуществляется двумя и более предприятиями, уведомление будет направлено той фирмой, которая последней приняла решение о проведении реорганизации ().
  3. Публикуется информация о процедуре в «Вестнике» (дважды) и на портале федерального налогового органа. Кредиторы могут заявлять свои требования. Если должник не сможет исполнить свои обязательства, они будут прекращены. Исключение составляют случаи, описанные в п. 2 ст. 60 ГК.
  4. Уведомляются кредиторы в течение 5 дней после того, как будет представлено уведомление в регистрационный орган. Если такое условие не исполнить, реорганизация будет признана недействительной.
  5. Составляется и утверждается передаточный акт. Дату его утверждения определяют участники в сроки проведения процедуры. Проводят инвентаризацию.
  6. Составляется заключительная отчетность бухгалтерии (за день до внесения записи в ЕГРЮЛ о реорганизации).
  7. Регистрируются полученные права на недвижимость.

Проблемы, возникающие при процедуре

Реорганизация проводится довольно часто, причиной чему является финансово-экономический кризис.

Одни предприятия желают оптимизировать деятельность, другие стремятся уйти от . Но реорганизация должна проводиться в соответствии с законодательством.

Если фирма создана без согласия антимонопольной службы, даже путем слияния или присоединения, она будет ликвидирована или реорганизована путем выделения/разделения на основании решения суда.

В законодательных документах нет указания на то, как распределяются акции новых предприятий между участниками разделенного и выделенного общества.

При принудительной реорганизации восстанавливается конкуренция только в отдельных случаях, когда бизнес делится между участниками.

Если акционеров много, то нужно определить, кто будет принимать решение о распределении акционеров по вновь созданным обществам. Ограничены права участников, и поэтому данная норма не эффективна.

Есть и другие недоработанные нормы законодательства, которые создают спорные ситуации относительно:

  • признания сделок по реорганизации недействительными;
  • признания разделительного баланса недействительным;
  • применения последствий недействительности ничтожных сделок по передаче имущественных объектов в уставной капитал и т. д.

Как осуществляется правопреемство?

Проведение слияния юрлиц предполагает переход прав и обязанностей к созданному предприятию согласно передаточному акту ().

Присоединение предполагает переход прав и обязательств к новой фирме согласно .

При выделении права и обязательства переходят к каждой выделенной компании согласно разделительному балансу, а при преобразовании – к новому предприятию согласно .

Во всех случаях осуществляется переход прав и обязательств к правопреемникам, а не продажа имущественных объектов реорганизованных юр. лица.

Увольнение работников

Отношения с работниками при процедуре реорганизации рассмотрены в . При проведении процедуры иногда необходимо расторгнуть с работниками.

Но стоит помнить о том, что меняется подведомственность компании. Но при реорганизации не осуществляется расторжение контрактов с сотрудниками фирмы (абзац 5 ст. 75 Трудового кодекса).

Некоторые специалисты говорят, что организации, что присоединяются или сливаются с иным предприятием, могут увольнять персонал, ссылаясь на ( при ликвидации).

В остальных случаях увольнения по данной статье не будет законным. Новое юридическое лицо за 3 месяца до появления прав собственности может расторгнуть трудовые договора с руководством фирмы, замами и главбухом.

Таким лицам при увольнении будет выплачено компенсационную сумму (не меньше 3 средних заработков), о чем говорится в .

На основании реорганизации компания не может расторгнуть договора с сотрудниками. Но за работниками остается право отказаться от работы в реорганизованной фирме.

Тогда договор прекратит свое действие в соответствии с Российской Федерации. Все выплаты будут произведены в день увольнения (). Но на выходное пособие рассчитывать не стоит.

Изучают , в которых могут быть указания о том, кто из работников имеет преимущественные права остаться на рабочих местах при равных успехах в работе и квалификации.

Если сотрудники увольняются при сокращении штата, они должны получить выходное пособие, размер которого составляет средний месячный заработок.

Им также полагаются выплаты в период поиска другой работы (2 оклада максимум с учетом выходных пособий).

В соответствии со , право остаться на работе имеют:

  • семейные граждане, у которых не менее двух иждивенцев;
  • лица, которые являются единственными членами семьи, у которых есть заработок;
  • лица с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, инвалиды ВОВ и боевых действий;
  • сотрудники, что повышают свою квалификацию при наличии направления компании без отрыва от трудовых обязательств.

Нельзя расторгнуть договор с беременной женщиной.

Прекращение работы юридических лиц путем реорганизации

Компания может прекратить вести деятельность, проведя реорганизацию или ликвидацию.

При всех видах реорганизации (кроме выделения), будет прекращено деятельность хотя бы одной организации, но его права и обязательства не будут прекращены.

Они переходят к новому юридическому лицу-правопреемнику. А значит, при реорганизации всегда возникает правопреемство, что отличает ее от , когда правопреемство не появляется.

Зачастую реорганизация является добровольной процедурой. Решение принимается учредителями или иными органами, которые имеют соответствующие полномочия в соответствии с учредительной документацией.

Процесс осуществляется при согласии госструктур. Разделение и выделение проводится только в принудительном порядке.

Решение в таком случае принимается судом или иным компетентным органом. Оно может последовать, если нарушено требования антимонопольных законов.

Если не представлено все необходимые документы, или в них нет положений о правопреемстве, уполномоченный орган откажет проводить регистрацию вновь созданного юридического лица. А значит, реорганизация будет признана несостоявшейся.

Если невозможно определить правопреемников по каким-либо обязательствам, вновь открывшееся предприятие понесет солидарную ответственность перед кредиторами фирмы, что была реорганизована. То есть, защищаются кредиторские интересы.

Что делать работникам субъектов предпринимательской деятельности?

При реорганизации имеет место приватизация имущественных объектов государства и муниципального образования.

Часто основанием для незаконной приватизации является решение, что принято собранием трудового коллектива унитарного предприятия. Но решение сотрудников фирмы не имеют правового значения.

Такое решение может принимать только владелец. Нельзя смешивать нормы гражданского и трудового законодательства. Персонал не имеет также и права оспорить реорганизацию.

Какие права работники имеют?

Если сотрудник не желает работать при других условиях после преобразования фирмы, работодатель предлагает иную должность, которая может быть выполнена с учетом здоровья работника.

Вакансии предлагаются в данной местности. На другой территории вакансия может быть предложена, если об этом сказано в договоре. Если работы нет, то действие трудового договора будет прекращено, о чем говорилось выше.

Если есть причина, что может повлечь массовые увольнения, работодатель утверждает внутренний акт, которым введет неполный рабочий день или неполную неделю. Допустимые сроки – полгода.

Если сотрудник не согласен на такие условия, осуществляется расторжение трудового договора согласно п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК. При этом должна производиться соответствующая выплата всех компенсаций.

Главное отличие реорганизации от ликвидации – в первом случае продолжают существовать права и обязательства, но они переходят к правопреемникам.

Именно эта особенность делает процедуру часто незаменимой, когда компания не желает прекращать предпринимательскую деятельность.

Но стоит обращать внимание и на недостатки, ведь в начале пути можно столкнуться с рядом проблем. Будьте внимательны – строго придерживайтесь законодательства, начиная реорганизацию.

РФ предусматривает такую процедуру, как реорганизация юридических лиц. В чем заключается ее специфика? Какие есть способы осуществления данной процедуры?

Что представляет собой реорганизация юрлица?

Прежде чем рассматривать предусмотренные законодательством РФ способы реорганизации юридических лиц, изучим то, что означает соответствующий термин. Его трактовка приведена непосредственно в положениях регулирующих источников права, главным из которых является Гражданский Кодекс России. В соответствии с его положениями, под реорганизацией юрлица стоит понимать процесс, в ходе которого юрлицо тем или иным способом передает собственные правомочия другому хозяйствующему субъекту.

При этом следует отличать, в частности, преобразование в виде слияния — когда несколько фирм консолидируют свои права и обязанности, от такого процесса, как реорганизация путем выделения, при котором изначальный хозяйствующий субъект не прекращает вести основную деятельность. Есть и иные разновидности реорганизации — далее в статье мы рассмотрим их подробнее.

Следует отметить, что совершенно другим с точки зрения права является процесс Его результатом является исключение записи о фирме как ведущей активную деятельность из государственного реестра. Однако ликвидация, реорганизация — процессы, которые, так или иначе, могут быть связаны между собой в рамках преобразований структуры управления предприятием, холдингов. Поэтому их рассмотрение может во многих случаях осуществляться в одном и том же контексте.

Выделяют 2 вида реорганизации — добровольная и принудительная. Рассмотрим их особенности подробнее.

Что представляет собой добровольная реорганизация?

Соответствующий вид реорганизации осуществляется в соответствии с принятым руководством фирмы решением. При этом возможны варианты в определении дальнейшего формата ведения бизнеса. Так, например, если предполагается реорганизация путем слияния, то хозяйствующие субъекты, которые участвуют в данном процессе, заключают особое соглашение, в рамках которого фиксируется порядок рассматриваемой процедуры, а также принципы распределения долей в образуемой фирме (или же установления объемов акций, которые передаются во владение тем или иным совладельцам).

Что представляет собой принудительная организация?

Данный вид реорганизации предполагает принятие решения, в соответствии с которым реализуется рассматриваемая процедура, компетентным органом власти или же судом. Поводом для принудительной реорганизации может быть, к примеру, необходимость в организации расчета фирмы с кредиторами за счет реализации имущества, которое подлежит распределению между иными хозяйствующими субъектами.

Классификация реорганизаций

Какие есть способы реорганизации юридических лиц? Законодательство РФ предусматривает классификацию, по которой выделяется 5 соответствующих процедур:

Слияние фирм;

Присоединение одной компании к другой;

Разделение фирмы;

Выделение предприятия;

Преобразование бизнеса.

Слияние представляет собой объединение в одну структуру 2 и более хозяйствующих субъектов. При этом каждая из слившихся фирм прекращает свою деятельность. Как только в Федеральной налоговой службе регистрируется новое юрлицо, то процедура реорганизации путем слияния считается завершенной.

Порядок может предполагать присоединение одной компании или нескольких к другой. При этом каждая из фирм, которая входит в состав другой структуры, прекращает свою деятельность. Кроме того, прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в виде присоединения предполагает передачу компании, в которую вошел соответствующий хозяйствующий субъект, его прав и обязанностей. Рассматриваемая процедура считается завершенной, как только ФНС РФ вносит в государственный реестр сведения о том, что все присоединенные фирмы прекратили свою деятельность.

Порядок реорганизации юридического лица также может предполагать разделение, которое представляет собой процедуру образования на основе фирмы других хозяйствующих субъектов, получающих юридическую самостоятельность.

Следующий вариант преобразования предприятия — выделение. Он предполагает образование на базе фирмы новых юридических лиц, которые становятся независимыми от него хозяйствующими субъектами. Данная процедура считается завершенной, как только ФНС регистрирует все хозяйствующие субъекты, выделившиеся из фирмы.

Следующая разновидность реорганизации — преобразование. Данная процедура предполагает прекращение деятельности одного юрлица и последующее создание на его основе нового хозяйствующего субъекта. Как только ФНС РФ завершает государственную регистрацию новой компании, то рассматриваемая процедура считается завершенной.

Таковы основные способы реорганизации юридических лиц, отражающие распространенную классификацию. То, какие конкретно из них могут быть выбраны, предопределяется спецификой конкретного вида бизнеса, обязательствами компании, приоритетами ее владельцев — перечень факторов, которые могут влиять на их предпочтения, может быть весьма внушительным.

Классификация реорганизаций: права и обязанности хозяйствующих субъектов

Классификация реорганизаций может быть проведена и по иным основаниям. Например — с точки зрения определения объемов тех прав и обязанностей, что переходят от реорганизуемой фирмы к правопреемникам. Так, они могут быть переданы иному хозяйствующему субъекту:

В полном объеме;

Частично — при том, что лишь некоторый объем прав и обязанностей переходит к другим правопреемникам;

Частично при условии распределения изначально полного объема прав и обязанностей, что принадлежали фирме.

В общем случае первый вариант распределения прав и обязанностей характеризует такие процедуры, как реорганизация путем преобразования, слияния, а также присоединения. Второй — при разделении. Третий — при выделении.

Документальное оформление реорганизаций

При осуществлении реорганизаций могут формироваться следующие документы:

Разделительный баланс;

Передаточный акт.

При этом первый документ формируется, если осуществляется разделение или же выделение. Второй — если осуществляется реорганизация в форме присоединения, слияние или же преобразования. Так или иначе, оба указанных документа должны отражать сведения об обязательствах хозяйствующих субъектов, участвующих в процессе преобразования бизнеса.

Основные этапы реорганизации

Рассмотрев виды и способы реорганизации юридических лиц, изучим теперь специфику этапов, в рамках которых соответствующая процедура осуществляется. В общем случае последовательность действий хозяйствующих субъектов, что вовлечен в реорганизацию, будет следующей.

Прежде всего, компетентные лица — например, совет директоров хозяйственного общества, принимают решение о преобразовании бизнеса. Далее осуществляется уведомление Федеральной налоговой службы о том, что будет осуществлена организация. Налоговики при этом должны быть проинформированы о том, что руководство фирмы приняло решение о преобразовании предприятия в течение 3 дней после его принятия.

Следующий шаг — внесение ФНС изменений в Единый государственный реестр юрлиц, отражающих факт начала процедуры преобразования предприятия. После — в отраслевом журнале публикуются сведения о том, что осуществляется реорганизация соответствующего юридического лица.

Реорганизация юрлиц по ГК РФ: нюансы

Существует довольно много нюансов, что характеризуют процедуру, о которой идет речь. Изучим их, опираясь на Гражданский Кодекс. Реорганизация юридического лица — процедура, которая осуществляется, как мы отметили выше, главным образом на основе положений ГК РФ.

Прежде всего, стоит отметить, что ГК РФ допускает реорганизацию: при одновременном сочетании разных ее форм — если это возможно с точки зрения отсутствия несоответствий процедуры действующим нормам права, с участием двух и более юрлиц, которые ведут деятельность в разных правовых формах — опять же, в случае, если данная процедура не нарушает положений действующего законодательства.

Любые ограничения юрлиц в осуществлении реорганизации могут устанавливаться только законом. При этом в регулирующем законодательстве могут определяться положения, в соответствии с которыми будут фиксироваться отдельный порядок реорганизации:

Страховых фирм;

Клиринговых компаний;

Финансовых организаций;

Трейдинговых корпораций;

Инвестфондов;

Негосударственных пенсионных фондов;

Народных предприятий.

Выше мы отметили, что пути решения реорганизации могут быть основаны на правовых актах, издаваемых судами. Следует отметить, что учредители хозяйственного общества обязаны исполнять положения данных актов. Иначе соответствующая процедура будет осуществлена арбитражным управляющим — исходя из норм, установленных в ГК РФ. Данный вариант может быть менее предпочтителен для владельцев бизнеса.

Решение суда о реорганизации является основанием для осуществления ФНС РФ государственной регистрации вновь формируемых юридических лиц. Ее завершение, как мы отметили выше, является главным критерием признания процедуры, о которой идет речь, состоявшейся.

В ряде случаев те или иные способы реорганизации юридических лиц могут быть инициированы по решению компетентных государственных органов.

Один из ключевых нюансов соответствующей процедуры — правопреемство. Изучим его подробнее.

Правопреемство при реорганизации юридических лиц

Правопреемство предполагает законный переход прав и обязанности юрлица, в отношении которого осуществляется реорганизация, к другому хозяйствующему субъекту в установленном объеме. Закономерности здесь следующие:

При слиянии юрлиц права каждого из них получает вновь создаваемый хозяйствующий субъект;

При присоединении — компания, в которую входят другие, принимает их права и обязанности;

При разделении фирмы ее права и обязанности переходят к хозяйствующим субъектам, сформированным на ее основе;

При выделении — к каждому из образовавшихся юрлиц переходят права и обязанности реорганизованного;

При преобразовании — объем прав и обязанностей нового юрлица по сравнению с таковым, что характеризовал деятельность прежнего, остается без изменений.

При этом в предусмотренных законом случаях права — в зависимости от формы реорганизации юридического лица, права и обязанности передаются по передаточному акту.

Полезно будет рассмотреть специфику данного документа подробнее.

Что представляет собой передаточный акт?

Назначение передаточного акта — определение перечня прав и обязанностей, передаваемых в рамках такой процедуры, как реорганизация, от одного юридического лица к другому. Рассматриваемый документ включает положения, в соответствии с которыми устанавливается правопреемство фирмы в отношении всех кредиторов и должников, а также то, каким образом может оно может определяться с учетом возможных изменений в правах и обязанностях хозяйствующего субъекта.

Передаточный акт составляется учредителями фирмы или же компетентным государственным органом, которым принято решение о выборе той или иной формы реорганизации юридического лица. Соответствующий документ направляется в ФНС вместе с иными источниками, что передаются налоговикам — в рамках взаимодействия с ними в установленном законом порядке. Если передаточный акт не будет предоставлен ФНС, то внесение ведомством необходимых изменений в государственный реестр не будет осуществлено.

Гарантии прав кредиторов

Следующий важнейший аспект реорганизации — гарантии прав кредиторов хозяйствующего субъекта, который меняет свой статус в установленном порядке. Данные гарантии также устанавливаются в положениях ГК РФ. Прежде всего, соответствующее юридическое лицо обязано, как мы отметили выше, в течение 3 дней после принятия решения о реорганизации уведомить ФНС о том, что статус организации предполагается изменить.

Получив данное уведомление, налоговики вносят в государственный реестр запись о том, что фирма реорганизуется. В свою очередь, данный хозяйствующий субъект обязан публиковать в ведомственных СМИ уведомление об этом. В соответствующем документе и отражается то, в каком порядке кредиторы могут заявлять свои требования.

В случае если они возникли до того, как реорганизуемый хозяйствующий субъект впервые опубликовал уведомление в ведомственном СМИ, то кредитор в судебном порядке имеет право требовать досрочно исполнить обязательства должника или же компенсации возникших убытков. Данные требования могут быть предъявлены управомоченной стороной в течение 30 дней после того, как реорганизуемая фирма опубликует последнее уведомление.

Требования кредиторов, которые выдвинуты в установленный законом срок, должны быть исполнены до того, как будет осуществлена реорганизация — в форме присоединения, слияния, преобразования или иного типа. При этом кредитор не будет иметь права требовать от должника погасить обязательства досрочно в случае, если в течение 30 дней с момента предъявления соответствующих требований он получит обеспечение, величина которой будет признана достаточной. Законом также определяются случаи, при которых права кредитора, так или иначе, реализуются независимо от процедуры реорганизации.

Если требования кредитора не исполнено, его убытки — не возмещены, а достаточное обеспечение не предоставлено ему, то перед ним солидарную ответственность несут те лица, что фактически обладают возможностью управлять действиями реорганизуемых хозяйствующих субъектов.

Основные критерии достаточности обеспечения кредитора — согласие управомоченной стороны его принять, а также наличие на исполнение обязательств реорганизуемого хозяйствующего субъекта.

Реорганизация - это общее название процедуры, предусмотренной для юридических лиц, которые хотят сменить свою организационно-правовую форму, разделить ее и т. д. То есть реорганизация может проходить в 5-ти формах: преобразование, разделение, выделение, слияние и присоединение. И каждая из этих форм имеет свои особенности. Регулируется процесс реорганизации Гражданским кодексом, а также в зависимости от организации ФЗ № 208 об АО, ФЗ № 14 об ООО и другими актами.

Обратите внимание, что с 1 сентября 2014 года согласно ФЗ № 99 от 05.05.2014г. для организаций внесен ряд существенных изменений в процедуру реорганизации (ст. 68 ГК РФ):

  • реорганизация юр. лица возможна с одновременным сочетанием различных ее форм;
  • реорганизация возможна с участием двух и более юр. лиц (в разных организационных формах, если законом разрешена подобная реорганизация);
  • ООО и АО, а также хозяйственные товарищества не могут быть реорганизованы в некоммерческие организации и в унитарные коммерческие организации.

Формы реорганизации юридических лиц и их особенности

Преобразование. Преобразование - когда Общество может изменить свою организационно-правовую форму. Так АО может стать ООО или производственным кооперативом (ст. 20 ФЗ № 208). же, в свою очередь, может преобразоваться в иное хозяйственное общество, товарищество или производственный кооператив (ст. 56 ФЗ № 14).

Выделение. Выделение Общества - когда из одной организации создается одно или несколько компаний с передачей им частично прав и обязанностей реорганизуемого Общества. При этом само реорганизуемое Общество не прекращает свою деятельность (ст. 19 ФЗ № 208, ст. 55 ФЗ № 14).

Разделение. Разделение Общества - когда из одного общества создается несколько новых компаний с полной передачей им прав и обязанностей. При этом деятельность реорганизуемого Общества прекращается (ст. 18 ФЗ № 208, ст. 54 ФЗ № 14).

Присоединение. Присоединение Общества - когда все права и обязанности одной или нескольких компаний передаются другой организации. При этом деятельность присоединяемых Обществ в прежнем виде прекращается (ст. 17 ФЗ № 208, ст. 53 ФЗ № 14).

Слияние. Слияние Общества - когда создается новое Общество, которому передаются все права и обязанности двух или более организаций. При этом деятельность сливающихся обществ прекращается (ст. 52 ФЗ № 14, ст. 16 ФЗ № 208).

Особенности реорганизации

Реорганизация ООО и АО различается, однако есть и общие моменты, давайте сосредоточимся на них. Так решение о реорганизации принимают участники или учредители Общества, или же орган , уполномоченный на это учредительными документами (ст. 57 ГК РФ). В некоторых случаях также реорганизация предприятия (в форме разделения или выделения) может проходить только с согласия уполномоченного госоргана (ст. 57 ГК РФ).

Юрлицо может считаться реорганизованным, если произошла госрегистрация новых организаций (исключение - реорганизация в форме присоединения). Так при присоединении, реорганизация считается состоявшейся, когда в госреестр внесена запись о прекращении деятельности присоединенного юр. лица (ст. 57 ГК РФ).

Порядок реорганизации

После того, как в ООО или АО было принято решение о реорганизации, в течении трех рабочих дней Общество должно сообщить в рег. орган о начале процедуры реорганизации в письменной форме, с уточнением формы реорганизации, а также приложив решение о нем. Рег. орган, в свою очередь, в течении также 3-х рабочих дней вносит информацию в ЕГРЮЛ о том, что компания находится в процессе реорганизации (ст. 13.1 ФЗ № 129 от 08.08.2001г.).

После внесения записи в гос. реестр организация должна сообщить о реорганизации в издание, публикующее подобную информацию («Вестник государственной регистрации»), дважды с периодичностью раз в месяц (ст. 13.1 ФЗ № 129).

Помимо этого Обществу нужно проинформировать и своих кредиторов. Делается это в письменном виде, в течение 5-ти рабочих дней после направления уведомления в регорган (ст. 13.1 ФЗ № 129).

  • заявление по Форме № Р12001;
  • учредительные документы (в 2-х экземплярах);
  • передаточный акт или разделительный баланс;
  • квитанция об уплате госпошлины и др. (ст. 14 ФЗ № 129).

Сроки реорганизации

После того, как организация подаст пакет документов на реорганизацию, госорган по месту нахождения компании занимается их регистрацией. Срок регистрации реорганизации компании рег. органом (для Москвы - МИФНС № 46) - 7 рабочих дней.

Всего же реорганизация организации может длиться от 2-х до 3-х и более месяцев. Сроки устанавливаются в решении Общества о реорганизации. При этом, если решение о реорганизации было принято госорганом и Общество не уложилось в установленные сроки, то по суду может быть утвержден управляющий компанией, осуществляющий реорганизацию (ст. 57 ГК РФ).

Как видите, процесс реорганизации юридического лица - это довольно сложная процедура, которая требует как большой работы внутри компании, так и взаимодействия с госорганами и иными организациями, и службами. Также это небыстрый процесс, который требует жесткого соблюдения всех процедур и правил. Поэтому будьте внимательны, проводя реорганизацию предприятия или сразу нескольких.

См. также:



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ