Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Бизнес по разным причинам становится не нужен своим владельцам. Иногда о нем предпочитают «забыть», надеясь на «ликвидацию» ООО по решению налогового органа об исключении фирмы из ЕГРЮЛ. Когда возможно такое исключение и какие последствия ожидают собственника, рассмотрим далее.

Почему налоговики могут «закрыть» фирму

Всем понятны причины, по которым собственник стремится избавиться от ставшего ненужным бизнеса. Но иногда «закрытие» происходит не по его желанию, а по воле контролирующих органов. Перечислим, когда возможна ликвидация ООО по инициативе налоговой инспекции:

  • организация более чем 12 месяцев не отчитывается в инспекцию по установленным формам, и по ее банковским счетам не проводятся операции. В этом случае организация считается прекратившей свою деятельность;
  • у организации нет средств на проведение добровольного «закрытия», и с собственников средства на эти цели взыскать невозможно;
  • организация в течение 6 месяцев не исправляет в ЕГРЮЛ содержащуюся в нем недостоверную информацию о себе. Происходит это, когда инспекция, не получив от организации ответов на свои вопросы, внесла в реестр запись о наличии недостоверной информации.

Отметим, что последние два основания действуют с сентября 2017 г.

Когда начало принудительной ликвидации ООО налоговой невозможно

Контролеры, даже при наличии на то оснований, не всегда могут начать процедуру исключения фирмы из госреестра юрлиц. Процесс исключения не будет запущен, если:

  • суд постановил начать процедуру банкротства в отношении такой организации. С 28 июня 2017 г. сведения о возбуждении дела по заявлению о банкротстве включаются в ЕГРЮЛ, как и сведения о всех этапах банкротства;
  • у организации есть долги в бюджет, срок исковой давности по которым еще не прошел. В связи с новыми полномочиями налоговиков в отношении взыскания долгов по страховым взносам это справедливо и при наличии у фирмы непросроченных долгов в фонды.

Суды считают, что наличие «бюджетных» долгов не является препятствием для ликвидации ООО по инициативе налоговой, но контролеры полагают, что в этом случае будет нарушен порядок самой процедуры исключения.

Как исключают из госреестра

Когда у контролеров есть причины для исключения организации из реестра юрлиц, ими принимается соответствующее решение. Сообщение о нем публикуется в специализированном СМИ. Здесь же сообщается порядок, в котором заинтересованные лица могут направить свои возражения. Сделать это возможно в течение 3 месяцев.

Если заявления от заинтересованных лиц есть, то процесс «ликвидации» ООО налоговым органом через исключение из реестра прекращается. При таких обстоятельствах «закрытие» может произойти либо в итоге добровольной ликвидации, либо в итоге процедуры банкротства.

Поэтому, если налоговая принимает решение об исключении из ЕГРЮЛ фирмы, имеющей долги в бюджет, она тут же должна подать заявление как кредитор и тем самым прекратить процесс исключения. Т.е. «налоговая ликвидация» ООО в случае с должниками в бюджет невозможна.

Если заявлений не поступило, юрлицо исключается из реестра.

Могут ли взыскать с учредителя долги исключенной фирмы

С 28 июня 2017 г. законодательно закреплена норма, согласно которой исключение фирмы из ЕГРЮЛ, инициированное налоговой, формирует для ее владельца те же последствия, что и при ликвидации. Если фирма признана недействующей и произошло «закрытие» фирмы налоговой службой, а кредиторы сумели доказать, что это случилось по вине владельцев организации, то владельцы будут обязаны погасить неоплаченные долги.

Если инспекция не может найти компанию по адресу, указанному в учредительных документах, она вправе подать в суд иск о ликвидации компании на основании ст. 61 ГК РФ. ФНС России в письме от 25.06.2014 № СА-4-14/12088 проанализировала арбитражную практику и рассказала нижестоящим налоговым органам, в каких случаях надо идти в суд, а когда лучше отказаться от этой идеи. Кроме того, налоговая служба подробно разъяснила, как происходит принудительная ликвидация компании и какие санкции ей грозят, если она не выполнит решение суда. Обратиться к теме принудительной ликвидации мы решили еще и потому, что с 1 сентября 2014 г. вступает в силу новая редакция ст. 61 ГК РФ.

Основания для ликвидации: новый и старый порядок

Ликвидация юридического лица может произойти (п. 2 ст. 61 ГК РФ):

В пункте 2 ст. 61 ГК РФ (в редакции, действующей в настоящее время) названы следующие основания для принудительной ликвидации:

  • грубые нарушения закона, допущенные при создании юридического лица - если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • осуществление деятельности:
    - без надлежащего разрешения (лицензии);
    - либо запрещенной законом;
    - либо с нарушением Конституции РФ,
    - либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;
  • иные случаи, предусмотренные ГК РФ.

Отметим, что с 1 сентября 2014 г. вступает в силу новая редакция ст. 61 ГК РФ (ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ , далее - Закон № 99-ФЗ). В ней более четко прописаны некоторые основания для ликвидации по решению суда. Кроме того, определено, кто в каких случаях подает иск.

По иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации предоставлено законом, ликвидация осуществляется в случаях:

Признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

Осуществления компанией деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в СРО или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного СРО;

Осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

Систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций.

По иску учредителя (участника) юридического лица ликвидация через суд осуществляется в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, когда осуществление деятельности компании становится невозможным или существенно затрудняется.

Статьей 61 ГК РФ установлено, что суд может возложить обязанности по осуществлению ликвидации на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества компании.

Новая редакция ст. 61 ГК РФ предусматривает, что если у компании не хватает средств на ликвидацию, расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно.

Рассмотрим более подробно причины, по которым к компании может быть применена процедура принудительной ликвидации.

Недостоверный адрес

При регистрации юридического лица в учредительных документах указывается адрес местонахождения компании. Нередко он не совпадает с фактическим. В таком случае налоговая инспекция может подать иск в суд о ликвидации компании (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее - Закон № 129-ФЗ).

О том, как это происходит и при каких обстоятельствах подача иска может действительно привести к ликвидации, рассказала ФНС России в письме от 25.06.2014 № СА-4-14/12088 (далее - Письмо).

Итак, допустим, инспекция по месту учета неоднократно посылала компании различные сообщения, но все они возвращались обратно с пометкой «адресат выбыл», «по такому адресу не числится», «за истечением срока хранения» и т.д. Налоговики в таком случае делают вывод, что адрес, указанный в учредительных документах, недействителен. И «сигнализируют» об этом:

  • в банк, где у компании открыты счета (п. 4 Письма). Банк непредоставление сведений об изменении местонахождения юридического лица может квалифицировать как существенное нарушение договора банковского счета, что, в свою очередь, может служить основанием для расторжения банком данного договора по решению суда (письмо ФНС России от 23.12.2011 № АС-4-2/22130);
  • в регистрирующий орган (п. 1 Письма). В некоторых крупных городах регистрацией занимается какая-либо одна инспекция. К примеру, в Москве - ИФНС № 46. Если функции регистрирующего органа и налогового органа осуществляются одним налоговым органом, то все мероприятия по выявлению нарушения и составлению протокола выполняет этот налоговый орган.

Регистрирующий орган выясняет, нет ли обстоятельств, свидетельствующих о том, что компания предоставила при регистрации заведомо ложные сведения (обычно так бывает с фирмами-однодневками, у которых директор - совершенно постороннее лицо, не подозревающее о том, что он является директором, а адрес значится в списках адресов «массовой регистрации»).

Если доказательств заведомой ложности сведений нет, инспекция рассматривает возможность о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ - за непредоставление или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице или об ИП в орган, осуществляющий госрегистрацию (санкции - административный штраф на должностных лиц в размере 5000 руб.).

Затем регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней (п. 2 Письма):

Вносит сведения о недостоверности адреса в ЕГРЮЛ;

Направляет в адрес юридического лица, а также по адресам его учредителей, лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, уведомление о необходимости сообщить достоверный адрес.

Важно

Если есть доказательства, что компания предоставила заведомо ложные сведения, составляется протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ и материалы направляются в суд для рассмотрения дела по месту совершения правонарушения по факту предоставления заведомо ложных (недостоверных) сведений об адресе места нахождения. Кроме того, материалы могут быть направлены в правоохранительные органы по подследственности для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела в рамках ст. 170.1, 173.1, 173.2, 202, 327 УК РФ (п. 2 Письма, письма ФНС России от 28.01.2014 № СА-4-14/1215@, от 23.04.2014 № СА-4-14/7872@).

Если ответ на уведомление о необходимости сообщить реальный адрес не получен, регистрирующий орган направляет в арбит­ражный суд заявление о ликвидации компании.

ФНС России в Письме обращает внимание нижестоящих налоговых органов, что подавать иск о ликвидации имеет смысл, если выполнены три условия (постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 , далее - Постановление № 61):

  • есть информация о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна - представители компании по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.;
  • в адрес организации направлялось уведомление о необходимости предоставления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе. Причем такое уведомление отправлялось также в адрес учредителей и лиц, уполномоченных действовать от имени компании без доверенности;
  • к компании не может быть применена процедура исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Речь идет о процедуре, предусмотренной ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ. В данной норме говорится о том, что если компания в течение 12 месяцев не сдавала отчетность и не осуществляла операций по банковским счетам, она может быть исключена из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Другими словами, если компания отчетность не сдает и движения по расчетном счету нет, то незачем осуществлять ее ликвидацию через суд. Налоговики могут просто исключить ее из ЕГРЮЛ, прекратив таким образом ее деятельность. Если в суд попадет иск о ликвидации компании, которая может быть исключена из ЕГРЮЛ на основании ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, суды отказывают налоговым органам в удовлетворении требования (постановление ФАС Поволжского округа от 21.01.2014 № А57-21753/2012).

Не случайно ФНС России детально прописала в Письме правила подачи налоговыми органами иска о ликвидации компании по причине предоставления недостоверного адреса. Выиграть такой спор налоговикам совсем не легко.

Как показывает арбитражная практика, суды считают такое нарушение не настолько значительным, чтобы осуществить ликвидацию компании. Так, в деле, рассмотренном ФАС Западно-Сибирского округа, инспекция установила, что фактическое местонахождение общества не совпадает с местом его государственной регистрации, учредитель не имеет отношение к обществу и не осуществляет его руководство. Но суд указал, что в данном случае отсутствуют доказательства грубых нарушений закона при создании общества и его деятельности, по­этому отклонил иск налогового органа о ликвидации компании (постановление от 01.11.2012 № А27-8267/2012). О том, что отсутствие компании по юридическому адресу не является основанием для ее ликвидации, говорится и в постановлении ФАС Центрального округа от 27.03.2014 № А64-2674/2013.

Кроме того, суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем предоставления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе. Суд может также отложить судебное разбирательство (ст. 158 АПК РФ), предложив компании предоставить в регистрирующий орган эти сведения не позднее установленного в определении суда срока. И только если компания проигнорирует все эти предложения, суд решает вопрос о ликвидации (п. 6 Постановления № 61).

Пять признаков недостоверности адреса

В Постановлении № 61 ВАС РФ называет признаки недостовернос­ти сведений об адресе:

1) адрес обозначен как адрес большого количества иных юридичес­ких лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.);

2) адрес в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;

3) адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;

4) адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);

5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не предоставил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридичес­ким лицом по этому адресу будет осуществляться.

Отметим, что, если компания неоднократно проигнорирует все просьбы регистрирующего органа о предоставлении реального адреса, суд может принять решение о ликвидации (постановление ФАС Поволжского округа от 12.05.2012 № А55-10795/2011).

Итак, ликвидация компании по решению суда в случае нарушений, допущенных при ее создании, может случиться, если эти нарушения будут (ст. 61 ГК РФ):

1. Грубыми.

2. Неустранимыми.

Устранить несоответствие юридического и фактического адресов очень легко - надо подать в регистрирующий орган соответствующее заявление о внесении изменений в учредительные документы. Поэтому можно сделать вывод, что попасть под ликвидацию по причине предоставления недостоверного адреса компания может только в крайнем случае - когда, к примеру, ее учредители сами к этому стремятся и сознательно не реагируют на уведомления инспекции.

Деятельность...

…без лицензии

Некоторые виды деятельности подлежат лицензированию либо осуществляются на основании других разрешительных до­кументов. Ситуация, когда компания осуществляет один из таких видов деятельности и при этом не имеет соответствующей лицензии, может стать причиной подачи налоговым органом иска о ликвидации компании. Об этом сказано и в старой, и в новой редакции ст. 61 ГК РФ.

Так, в ситуации, рассмотренной ФАС Восточно-Сибирского округа, компания занималась букмекерством, не имея лицензии, несмотря на то, что действующий в проверяемый период Федеральный закон от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» 1 предусматривал обязательное лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Налоговый орган посчитал, что отсутствие лицензии - это достаточная причина для ликвидации компании по п. 2 ст. 61 ГК РФ.

Суд сослался на позицию КС РФ, изложенную в постановлении от 18.07.2003 № 14-П. В нем говорится, что «неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц».

Кроме того, в названном выше постановлении судьи ФАС Восточного округа привели мнение ВАС РФ: при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридичес­кое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены (п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84).

В рассматриваемом случае компания представляла в инспекцию налоговую отчетность, исправно платила налоги и зарплату работникам, ущерб правам и законным интересам третьих лиц не причинен. Поэтому в иске о ликвидации суд отказал (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.03.2011 № А33-9410/2010).

…без вступления в саморегулируемую организацию

В обновленной ст. 61 ГК РФ (в редакции Закона № 99-ФЗ) прямо предусмотрено, что ликвидация возможна в случае «осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в СРО или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного СРО».

В частности, обязательное членство в СРО предусмотрено в области:

  • оценочной деятельности (ст. 15 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности»);
  • строительства и проектирования при выполнении некоторых видов работ (ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ);
  • аудиторской деятельности (п. 2 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);
  • деятельности арбитражных управляющих (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Членство в СРО - это дорогое «удовольствие». Нужно уплатить немалый вступительный взнос, а потом перечислять периодические взносы. Поэтому некоторые организации пытаются игнорировать законодательные требования об обязательном вступлении в СРО.

Если перечисленные выше виды деятельности будет осуществлять компания, не являющаяся членом «своей» саморегулируемой организации, она может быть ликвидирована по решению суда.

Как будет складываться арбитражная практика после вступления в силу новой редакции ст. 61 ГК РФ - неизвестно.

…и другими нарушениями

Статья 61 ГК РФ (и в старой, и в новой редакции) предусматривает возможность ликвидации компании при осуществлении деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. В данной норме не конкретизировано, какие именно положения и сколько раз надо нарушить, чтобы попасть под принудительную ликвидацию.

Как отметил ФАС Уральского округа, ликвидация не может применяться только по формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений правовых актов. Неоднократные нарушения закона должны быть столь существенными, чтобы позволить суду принять решение о ликвидации компании в качестве меры, необходимой для защиты прав и интересов других лиц (постановление от 02.06.2009 № Ф09-3580/09-С4 по делу № А60-37775/2008-С11).

К примеру, суды посчитали, что реализация электроэнергии без сертификатов соответствия - это не причина для ликвидации, несмотря на то что при этом нарушаются правила, установленные Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.06.2011 № А61-1943/2010).

К нарушениям законодательства относится и деятельность компании в ситуации, когда стоимость чистых активов организации меньше законодательно установленного минимального размера уставного капитала:

  • ООО должно принять решение о своей ликвидации в случае, если стоимость чистых активов окажется меньше 10 000 руб. (п. 4 ст. 90 ГК РФ, ст. 14 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»);
  • ОАО - если меньше 100 000 руб., ЗАО - если меньше 10 000 руб. (ст. 26 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Как правило, компании в таких случаях ликвидироваться не собираются. А вот налоговики, наоборот, нередко подают в суд иск об их ликвидации на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ. Однако если компания платит налоги, сдает отчетность, продолжает свою деятельность и принимает меры к повышению стоимости чистых активов, суды отказывают налоговикам в иске (постановления ФАС Уральского округа от 18.02.2013 № Ф09-14030/12, Восточно-Сибирского округа от 10.12.2012 № А33-3547/2012).

Итак, если компания является вполне добросовестным налогоплательщиком (платит налоги и взносы, сдает отчетность), честным контрагентом (не имеет затянувшихся конфликтов с кредиторами) и порядочным работодателем (вовремя выплачивает зарплату), то, вероятнее всего, суд не будет принимать решение о ее принудительной ликвидации, даже если она допускает грубые нарушения какого-либо закона. Понятно, что свою благонадежность и желание устранить нарушения надо подтвердить соответствующими документами.

Если суд принял решение о ликвидации

В большинстве случаев суды отклоняют иски налоговиков о принудительной ликвидации, однако в арбитражной практике встречаются и решения в пользу инспекций.

Суд может возложить обязанности по ликвидации компании на ее учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными докумен­тами (п. 2 ст. 61 ГК РФ). При этом учредители выступают в качестве ответчиков (п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84).

В решении суда о ликвидации должны указываться сроки представления ими в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры. Эти сроки суд может продлить (ст. 118 АПК РФ). Однако нередко суды не указывают в решении данные сроки, и компании пользуются этим, чтобы отсрочить ликвидацию. ФНС России в Письме рекомендовала инспекциям отражать в заявлении о ликвидации юридического лица ходатайство об установлении предельного срока представления утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры. Он не должен превышать шести месяцев со дня вступления решения (постановления) суда в законную силу (п. 5.3 Письма).

Если лица, которые должны осуществить ликвидацию, не исполнят решение суда в течение десяти дней с момента истечения указанного в нем предельного срока, регистрирующий орган направит в суд заявления о наложении судебного штрафа по ст. 119 АПК РФ. Причем в каждом случае неисполнения судебного акта после наложения штрафа налоговые органы будут направлять в суд заявления об очередном наложении штрафа на указанных лиц. Другими словами, оштрафовать могут несколько раз (ст. 332 АПК РФ, п. 7 Письма). Компания может попытаться оспорить эти штрафы, но шансов не очень много. В Письме ФНС России привела примеры арбитражных дел, в которых суд оказался на стороне инспекции.

К сведению

В Письме налоговая служба ссылается на постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.10.2012 № А56-27250/2005. История следующая. Суд принял решение о ликвидации компании, обязанности по ликвидации возложены на учредителя, назначен срок ликвидации - март 2006 г. Однако прошло пять лет, а ликвидация так и не состоялась. В 2011 г. инспекция обратилась в суд с заявлением о наложении на компанию за неисполнение указанного решения судебного штрафа по ч. 1 ст. 119 АПК РФ в размере 100 000 руб., на должностное лицо - руководителя и учредителя - в размере 5000 руб. и 2500 руб. соответственно. В результате с руководителя взыскан штраф в размере 2500 руб., в остальной части требований суд отказал. Руководитель пытался оспорить решение, поскольку, по его мнению, прошел срок исковой давности. Но суд возразил, что для исполнения судебных актов, которые в силу ст. 16 АПК РФ являются обязательными на всей территории РФ, срок давности не установлен.

Одновременно с подачей заявления в суд о наложении судебного штрафа на лиц, которые должны осуществлять ликвидацию, регистрирующий орган отправит судебному приставу-исполнителю ходатайство о вынесении постановления о взыс­кании исполнительского сбора и установлении нового срока для исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе. Если требования, содержащиеся в исполнительном листе, не будут выполнены, судебный пристав составляет протокол о вынесении административного штрафа по ст. 17.5 КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения. Количество случаев привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ законодательством не ограничено (п. 8 Письма).

Справка

Согласно ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа:

На граждан - в размере от 1000 до 2500 руб.;

На должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб.;

На юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб.

Неисполнение должником содержащихся в исполнительном до­кументе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа:

На граждан - от 2000 до 2500 руб.;

На должностных лиц - от 15 000 до 20 000 руб.;

На юридических лиц - от 50 000 до 70 000 руб.

Таким образом, если суд уже вынес решение о ликвидации, его лучше выполнить. Иначе можно «попасть» на два вида штрафа (судебный и административный), причем налагаться они могут неоднократно.

Принудительная ликвидация ООО представляет собой процедуру, при которой деятельность предприятия заканчивается не в добровольном порядке, но по решению судебного органа. Таким органом может быть ФНС, ФАС, различные муниципальные образования.

Процедура инициируется в том случае, если организация нарушала закон. Это довольно длительный процесс, который не выгоден владельцам компаний. Даже после его прохождения, существующие кредиторы имеют право на предъявление своих претензий. Процедура может стать выгодной только в том случае, если руководство организации желало её закрыть из-за отсутствия перспектив.

Основания для принудительно ликвидации юридического лица

Лицу, заинтересованному в ликвидации, требуется направить соответствующее заявление в арбитражный судебный орган. Перед этим, как правило, предприятию направляются уведомления, что он нарушает закон. Если руководство не прислушивается к пожеланиям, инициируется судебное дело. Обратиться в судебный орган можно и в том случае, если учредители:

  • Указаны лишь в документах, но фактически не ведут никакой деятельности;
  • Находятся в розыске.

После прохождения процесса ликвидации, компания считается несуществующей. Весь процесс должен осуществляться за счёт предприятия, в отношении которого заведено дело. Однако иногда встречаются ситуации, при которых нужных средств у учредителей нет. Тогда упразднение производится за счёт государственных средств.

Чаще всего весь процесс оплачивает ООО.

Принудительная ликвидация предприятия может быть инициирована на следующих основаниях:

  • Грубые нарушения законодательства;
  • Выполнение работы без лицензии, если она требуется в данной сфере;
  • Конкуренция, нарушающая нормы;
  • Отсутствие фактической деятельности. Выявляется по операциям на расчётном счете. Если на нём не зафиксировано никаких изменений в течение 14 месяцев, появляются основания для ликвидации.

Коснёмся нарушений закона, которые приводят к инициации процедуры ликвидации помимо воли владельцев компании. К примеру, если предприятие ухудшает экологию, в процессе его деятельности происходит выброс вредных элементов, заинтересованные лица могут подать в суд.

Законы, регулирующие процедуру

Различные законы регулируют разные действия, которые производятся в рамках судебного процесса:

  • Обращение заинтересованного лица с исковым заявлением – статьи АПК под номерами 125, 126;
  • Рассмотрение инициируемого дела – второй раздел АПК;
  • Осуществление банкротства – ФЗ под номером 127;
  • Заявление в налоговую службу и органы регистрации – приказ ФСН от 25 января 2012 года;
  • Проведение ликвидации – ГК, статьи 61-64.

Каждое действие в рамках процесса должно быть осуществлено на основании закона. Если будут нарушения, владелец ООО имеет право на признание дела недействительным.

Особенности процедуры

Юридически инициироваться ликвидация может следующими структурами:

  • Природоохранительные прокуратуры;
  • Органы региональной исполнительной власти;
  • Учреждения федеральной исполнительной власти.

Все структуры, которые инициируют дело, должны обладать соответствующими полномочиями. Также ликвидацию могут начать и кредиторы ООО, однако это возможно только в рамках осуществления процедуры банкротства. Этот вариант можно провести только в том случае, если непокрытые обязательства компании составили более 100 000 рублей.

Если судебный орган, в результате ведения дела, признал обоснованность требований и принял решение о ликвидации, а учредители с ним не согласны, то его можно обжаловать. Выполняется процедура путём подачи жалоб:

  • Надзорная;
  • Апелляционная;
  • Кассационная.

Принудительная ликвидация юридического лица выполняется при некоторой подготовке. В частности, требуется проанализировать платёжеспособность предприятия, вычислить объём его активов. Затем, как и при стандартном процессе, назначается ликвидационная комиссия. Однако и здесь есть свои особенности. Если при классической ликвидации комиссия организуется в соответствии с пожеланиями учредителями, то при принудительном процессе она собирается по судебному решению. Должен быть выбран ликвидатор. Он отвечает за выполнение следующих действий:

  • Выполнение расчётов с лицами, являющимися кредиторами предприятия;
  • Выплата зарплат и выходных пособий штату, который планируется увольнять. Образец уведомления работников о ликвидации ;
  • Выплата денежных обязательств перед различными внебюджетными фондами;
  • Ликвидатор должен добиться выплат от кредиторов организации.

При упразднении ООО должны быть выполнены следующие обязательные действия:

  • Составление промежуточного ликвидационного баланса, если он не сдан за прежний отчётный период. Оформление и предоставление органам окончательного ликвидационного баланса;
  • Выполнение оценки долей уставного капитала, их распределение между учредителями;
  • Расчёт объёма задолженностей перед кредиторами;
  • Сдача документации в архив, уничтожение штампов и печатей.

Без этих процедур упразднение не может быть выполнено.

Альтернативным способом прекращения деятельности фирмы является . Но эта процедура требует тщательной подготовки и юридической помощи, так как вызывает массу претензий со стороны налоговиков.
Процедура ликвидации ООО . Внимательно изучите все этапы процесса.

Этапы проведения упразднения

Если заинтересованное лицо подало соответствующее исковое заявление в суд, оно имеет право на уведомление о начале процесса ООО. Перед подачей заявления требуется собрать все доказательства того, что организация нарушает закон, и предъявить их вместе с иском. Если судебный орган сочтёт, что собранные доказательства обоснованы, он примет положительное решение по вопросу упразднения.

После этого собирается ликвидационная комиссия. Организуется она в соответствии с судебными решениями. Она осуществляет следующие действия:

  • Оформление бухгалтерского учёта;
  • Выполнение аудита работы предприятия;
  • Приём требований от кредиторов ООО;
  • Составление промежуточного баланса;
  • Закрытие расчётных счетов в банковских учреждениях.

После этого производится принудительная ликвидация юридического лица. Для проведения процедуры потребуется подготовить следующие документы:

  • Решение органов с соответствующими полномочиями;
  • Доказательства нарушения законов со стороны ООО. Это могут быть результаты прокурорских проверок;
  • Промежуточный и окончательный баланс.

Пошлина за упразднение составляет 20% от пошлины, уплаченной при регистрации ООО.

Особенности упразднения предприятия по инициативе налогового органа

Процесс представляет собой исключение организации из ЕГРЮЛ. Проводится при наличии следующих признаков:

  • В течение года органы не получали от фирмы налоговую и бухгалтерскую отчётность;
  • На расчётном счете, в течение 12 месяцев, не выполнялось никаких операций.

Рассмотрим примерный алгоритм процедуры, проводимой налоговым органом:

  1. Оформляется внутренняя бумага о том, что отчётность ООО не высылается, а счета не используются в течение длительного времени;
  2. Выпускается постановление о начале упразднения;
  3. Публикуется новость в «Вестнике государственной регистрации» о том, что ООО планируют ликвидировать. Необходимо это для того, чтобы все кредиторы компании были уведомлены о том, что она закрывается. Они имеют право на подачу своих претензий в течение трёх месяцев. В новости требуется указать сроки и порядок предоставления заявлений с претензиями. Их могут оформить не только кредиторы, но и участники процесса упразднения. В том случае, если в течение трёх месяцев будет подано хотя бы одно заявление, исключение организации ООО из ЕГРЮЛ будет отложено;
  4. Когда все дела с кредиторами уложены, начинается вывод лица из ЕГРЮЛ.

Теория и практика в рассматриваемом деле могут различаться. В частности, по закону, если поступили претензии от кредитора, ликвидация должна быть приостановлена. Однако, на практике, обычно упразднение продолжается.

Последствия процедуры

Упразднение обозначает, что организация больше не имеет прав на коммерческую деятельность или иные типы работы. В его итоге происходит списание задолженностей, которые не были покрыты. Обусловлено это тем, что у компании-должника отсутствует собственность для погашения. Имущество учредителей остаётся неприкосновенным. Реализация собственности участников выполняется только в том случае, если именно из-за намеренных действий произошёл развал предприятия.

Иногда упразднение можно предупредить. Для этого от учредителей требуется:

  • Признание искового заявления и его пунктов;
  • Обеспечение грамотного руководства, которое направлено на восстановление платёжеспособности.

Участники могут организовать деятельность компании таким образом, чтобы она больше не противоречила закону. Можно предупредить инициирование дела путём получения лицензий.

Смотрите видео с дополнительной информацией о процедуре принудительной ликвидации ЮЛ на основе обновленного ГК:

Стоит помнить, что такая процедура является крайней мерой, которая применяется к злостным неплательщикам. Перед её проведением ООО, обычно, уведомляется о перспективе подобных мер. У организации есть время для того, чтобы уладить все проблемы. Если она будет проводить меры, направленные на улучшение ситуации, упразднения можно избежать.

Бывают случаи, когда предпринимателю приходится принимать непростое решение: ликвидировать свою фирму. Иногда это единственный способ, чтобы избежать уголовного преследования и обезопасить себя. Ситуацию, конечно, можно попробовать решить и менее радикальными способами. Даже если фирма изначально предполагалась как «однодневка». Но мы рассмотрим крайний вариант: как происходит (порядок действий).

Добровольный вид ликвидации: с чего все начинается

Процедура может быть произведена как в добровольном, так и в принудительном порядке. Добровольная ликвидация предприятия порядок действий имеет следующий:

  1. Принятие решения и назначение ликвидатора и комиссии.
  2. Направление письма в налоговую о решении ликвидировать ООО. В ответ на это будет выдано извещение о том, что компания в настоящее время ликвидируется. Об этом вносится запись в ЕГРЮЛ.
  3. Далее сообщается о ликвидации публично. На этой стадии выявляются кредиторы, а также дебиторская задолженность. Эту информацию получают из документов бухучета, а также заключения ревизора и аудитора, актов проверок и иных документов. Комиссия уведомляет кредиторов о и сообщает о сроке, в течение которого могут быть предъявлены требования имущественного характера.
  4. По окончании этого срока проводится заседание комиссии, где утверждается ликвидационный баланс промежуточный. В нем должны предусматриваться сведения об имуществе ликвидируемой организации, перечень требований и информация об их рассмотрении.
  5. Принятое на заседании решение сообщается во внебюджетные фонды. А промежуточный ликвидационный баланс орган регистрации направляет в отделы:
  • взыскания задолженности;
  • камеральных проверок;
  • выездных проверок;
  • юридический для мероприятий контроля.

Добровольный вид ликвидации: продажа имущества

Процедура ликвидации предприятия продолжается в виде осуществления продажи имущества в порядке, который установлен для исполнения судебных решений. Это приходится делать в случае, если материальных средств недостаточно для погашения кредиторских требований.

Ликвидационная комиссия обязана обратить имущество в деньги для того, чтобы рассчитаться с кредиторами. Если после продажи достаточных средств для расчета с кредиторами не набралось, то ликвидация может быть осуществлена в порядке банкротства.

Основными средствами, которыми рассчитываются с кредиторами, являются деньги. Однако такая форма расчета не является обязательной. Если кредитор согласен, то требования могут быть удовлетворены иным имуществом.

Добровольный вид ликвидации: завершающий этап

С того момента, как органом регистрации согласован промежуточный баланс, в план ликвидации предприятия входит обязанность ликвидационной комиссии произвести денежные выплаты кредиторам. Это производится по определенной очередности.

Сначала должны быть удовлетворены требования граждан, перед которыми организация ответственна за причинение вреда здоровью, жизни, за капитализацию платежей и за моральный вред.

Далее производится расчет и выплачивается компенсация при ликвидации предприятия, оплата труда, выплата выходных пособий лиц, с которыми были заключены трудовые договоры, вознаграждения по авторским договорам.

Переход с одной очереди на другую осуществляется лишь после того, как компенсация при ликвидации предприятия предыдущей очереди была полностью погашена. Все требования удовлетворяются за счет тех средств, которые были получены от продажи залоговых предметов, в основном перед другими кредиторами. Исключения составляют лишь обязательства первой и второй очередей кредиторов, так как по ним требования появились еще до того как был заключен договор залога. Если за счет этих средств требования кредиторов не были удовлетворены средствами от залога, то они будут погашаться вместе с кредиторскими требованиями следующей очереди.

После проведения расчетов и комиссия проводит заседание, где утверждается баланс. Далее имущество распределяется между участниками, закрываются счета в банке.

Затем в орган регистрации необходимо подать:

  • заявление, где подтверждается ликвидация предприятия, порядок действий в соответствии с установленными законом нормами, произведенные с кредиторами расчеты и согласование ликвидации с государственными органами в установленном законом порядке;
  • ликвидационный баланс;
  • оплата госпошлины.

После этого выдается свидетельство о и оно исключается из ЕГРЮЛ.

Принудительная ликвидация

Если при создании организации был грубо нарушен закон, и устранить последствия не представляется возможным, может назначиться принудительная ликвидация предприятия. Сроки ее обычно те же, что и при добровольной форме.

Иск в суд может быть подан налоговыми органами. Чаще всего основанием такового являются грубые нарушения законодательства в отношении налогов. Тогда налоговики обращаются в арбитражный суд, ссылаясь на конкретные статьи НК РФ, которые были нарушены.

Частыми причинами подачи исков бывают случаи, когда организации не приводят в соответствие с установленными законом требованиями учредительные документы.

Ликвидация по решению суда

Судом может быть назначена ликвидация предприятия (сроки которой всегда устанавливаются индивидуально), если имело место осуществление деятельности:

  • без необходимого разрешения;
  • запрещенная законом;
  • с грубыми или неоднократными нарушениями законов или других правовых актов;
  • по другим основаниям.

Кроме того, предприятие может быть ликвидировано после признания его банкротом. В этом случае уполномоченные государственные органы и ОМС имеют право предъявить требование о ликвидации, обратясь с иском в суд.

Вне зависимости от того, по каким причинам производится ликвидация предприятия, процедура будет продолжаться в соответствии с законом о несостоятельности, если в процессе выяснится, что компания не может удовлетворить требования кредиторов.

Банкротство

В данном случае собственник принимает соответствующее решение, формируется комиссия по ликвидации, которая направляет заявление в налоговую. Инспекцией выдается свидетельство, где подтверждается начало ликвидации. Там составляется реестр кредиторов, где видно, что рассчитаться по требованиям не представляется возможным. На основании этого можно подавать в арбитражный суд заявление о банкротстве, приложив необходимые документы о бедственном положении предприятия.
В печати размещается публикация, и кредиторы могут в течение месяца предъявить претензии к ней.

В это же время суд назначает конкурсного управляющего, на которого лягут обязанности по ликвидации. Когда в виде банкротства закончена ликвидация предприятия, порядок действий обязует управляющего направить в налоговую определение о завершении производства. А налоговая инспекция выдает свидетельство об исключении фирмы из Единого государственного реестра.

Альтернативные варианты

Или, например, ликвидация может быть далеко не единственным способом решения проблем. Существует несколько иных, более бескровных вариантов.

  1. Смена директора и учредителя.
  2. Реорганизация.

Рассмотрим вкратце, в чем заключаются эти способы.

и директора

Это самый простой и легкий путь. Его плюс заключается в том, что после переизбрания обязанность отчетности переходит к новому руководителю. Изменения в органе регистрации будут сделаны в течение 10-14 дней.

Реорганизация

Этот альтернативный вариант будет длиться дольше, в течение 2-3 месяцев. Реорганизация возможна в виде слияния или присоединения.

Иногда считают работники: ликвидация предприятия и реорганизация — это одно и то же. Однако такое суждение неверно. Ведь при реорганизации обязанности и права этой компании просто переходят ко вновь созданному юридическому лицу, в котором учредителями являются участники тех предприятий, которые реорганизуются. Но в этом случае рекомендуется все равно сначала провести смену директора, а потом уже приступать к процедуре реорганизации.

Законодательством установлена как возможность добровольной ликвидации, так и условия, при которых возможна принудительная ликвидация юридического лица. Заканчивается процедура ликвидации прекращением деятельности юридического лица с внесением данных об этом в ЕГРЮЛ.

Причины ликвидации

В отличие от добровольной принудительная ликвидация юридического лица осуществляется только в судебном порядке. Основания для принудительной ликвидации указаны в п. 3 ст. 61 ГК РФ , в частности:

  • нарушения закона при регистрации организации, если это носит неустранимый характер;
  • организация ведет деятельность без лицензии или допуска к работе;
  • организация ведет деятельность, запрещенную законодательством, или неоднократно нарушала закон;
  • а также в случаях, установленных законодательством.

Ликвидация по иску налогового органа

То есть налоговый орган делает запрос, проводит проверку нахождения организации по указанному в ЕГРЮЛ адресу и, не получив подтверждение, что организация находится по указанному адресу, направляет требование юридическому лицу о предоставлении достоверных данных. В том случае, если организация такие данные не предоставит в течение 30 дней, то в ЕГРЮЛ могут быть внесены сведения, что данные организации недостоверны, а налоговый орган вправе обратиться с иском о принудительной ликвидации ООО в связи с тем, что при регистрации было допущено грубое нарушение закона. При этом расходы по ликвидации будет нести учредитель (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.12.2016 N Ф05-19852/2016 по делу N А41-89559/15).

Налоговый орган может подать иск и по другому основанию, например, если чистые активы общества меньше минимального размера два и более года подряд и общество не приняло решение о добровольной ликвидации. Но в судебной практике это, как правило, не считается безусловным основанием для ликвидации, так как учредители могут исправить ситуацию и принять меры по оздоровлению общества (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.08.2015 N Ф05-8810/2015 по делу N А41-74235/14).

Принудительная ликвидация по иску участника ООО

Необходимо выделить основание, указанное в подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ , когда инициатором ликвидации в судебном порядке выступает учредитель, аргументируя иск тем, что организация не может продолжать деятельность или это связано с существенными сложностями.

Учитывая, что учредителям предоставлена возможность принять решение о ликвидации, эта процедура проще и дешевле. Судебные споры о ликвидации между учредителями возникают, как правило, при наличии корпоративного конфликта, когда невозможна ликвидация добровольная и принудительная ликвидация юридического лица инициируется одним из участников.

В п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 приводятся разъяснения, согласно которым такая ликвидация возможна в случае затяжного корпоративного конфликта, когда фактически невозможна деятельность организации в связи с тем, что участники не могут принять решение, уклоняются от участия в управлении организацией и иным образом затрудняют принятие решений.

При этом участник, который обращается в суд, чтобы произвести ликвидацию ООО в судебном порядке, должен доказать, что действия других учредителей влекут негативные последствия для организации.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ