Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Статья 76. Бюджетный кредит юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями. 1. Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, бюджетным учреждением, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений настоящего Кодекса и иных нормативных актов, только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.

2. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности.
3. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.
4. Оценка имущества, предоставленного в обеспечение получения бюджетного кредита, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Налоговые кредиты могут предоставляться юридическому лицу только в форме бюджетного кредита в порядке, определенном настоящей статьей.
6. Уполномоченные в соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и нормативными актами муниципальных образований государственные органы, органы местного самоуправления и бюджетные учреждения представляют соответственно Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование в договоре о предоставлении бюджетного кредита.
7. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита в любое время действия кредита. Уполномоченные органы проводят также проверку целевого использования бюджетного кредита.
8. Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Осуществление операций и платежей за счет средств бюджетного кредита осуществляется заемщиком самостоятельно в соответствии с целями бюджетного кредита в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и гражданским законодательством Российской Федерации.
9. При утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок их предоставления, лимиты предоставления бюджетных кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов.
10. При неспособности заемщика обеспечить исполнение обязательств по бюджетному кредиту способами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, бюджетный кредит не предоставляется.
11. К отчету об исполнении бюджета прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов.
12. Нарушение установленного порядка предоставления бюджетных кредитов финансовыми органами, а также принятие в обеспечение имущества низкой ликвидности являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и основанием для привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших выдачу бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка.
13. Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.
14. Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.

Определение понятию "бюджетные инвестиции" дает ст. 6 БК РФ: "бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного или муниципального имущества".

БК РФ предусматривает возможность осуществления инвестиций в двух формах:

1. Бюджетные инвестиции в объекты государственной или муниципальной собственности (инвестиции в основные средства ГУП и МУП, государственных (муниципальных) предприятий) - и в этой части действует общий универсальных подход, выработанный в рамках бюджетной реформы о том, что объем бюджетных ассигнований должен соответствовать расходным обязательствам публично-правового образования.

Основанием для включения бюджетных ассигнований для осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности в закон или решение о бюджете должны служить федеральные или иного уровня долгосрочные целевые программы или же иные нормативно-правовые акты (решения (нормативно-правовые акты) высших органов исполнительной власти), то есть должно иметь место принятие публичным субъектом расх обязательств в этой части.

Важной новеллой (обращение Президента к Федеральному собранию) стал переход к осуществлению бюджетных инвестиций из федерального, регионального или местного бюджетов исключительно в те объекты, которые относятся, соответственно, к собственности федерации, субъекта федерации или муниципального образования. Это позволяет повысить эффективность расходования средств при усилении ответственности.

Если же необходима поддержка федерации в строительстве объектов регионального или местного значения, то соответствующие средства должны передаваться в нижестоящие бюджеты в форме субсидий (а не субвенций, ибо субвенции выделяются в нижестоящий бюджет только вместе с передачей полномочий (возложение полномочий и полное финансирование его реализации)). Субсидии передаются в соответствие с долгосрочными целевыми программами.

Если же необходима федеральная поддержка строительства объектов местного значения, субсидии предоставляются через бюджет субъектов федерации (субсидии для целей субсидирования местных бюджетов).

Ст. 79 БК РФ дифференцирует порядок реализации и отражения в федеральном бюджете инвестиционных проектов в зависимости от их сметной стоимости. Так, например, при стоимости более 1,5 млрд. рублей решение по их отбору принимает непосредственно Правительство РФ; если же менее, решение может принимать главный распорядитель средств бюджета.

Это было бюджетные инв в объекты кап строит в форме кап строительства, в результате чего увеличивается стоимость основных средств, то есть государственного имущества.


2. Бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями или предприятиями (ст. 80 БК РФ).

Они влекут возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии ГК РФ.

По действующему ГК РФ это означает возможность приобретать акции (другого природе не известно). Речь идет, прежде всего, об участии государства и МО в АО и приобретении в сумме, эквивалентной вложениям, акций АО.

Такие бюджетные инвестиции устанавливаются в законе о бюджете путем включения в текст закона статьи, указывающей юридическое лицо, объемы и цели выделения бюджетных ассигнований на цели бюджетного инвестирования. В течение трех месяцев должен быть оформлен соответствующий гражданско-правовой договор о приобретении акций. При отсутствии такого договора, бюджетные инвестиции не предоставляются (см. ст. 11 ФЗ "О бюджете РФ на 2011 год").

Основным документом для планирования, утверждения и осуществления бюджетных инвестиций на федеральном уровне должна стать федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП). Порядок ведения ФАИП определяется Правительством РФ (постановление №716 от 13.09.2010); ФАИП должна содержать развернутые данные по каждому объекту на весь срок строительства или реконструкции; общую стоимость проекта с разбивкой по годам. Это должно повысить обоснованность и прозрачность планирования бюджетных инвестиций. В ФАИПе на сегодня подлежат распределению предусмотренные федеральным бюджетом ассигнования на осуществление капитальных вложений, в том числе, и бюджетные инвестиции, которые предоставляются юридическим лицам, не являющими государственными (муниципальными) учреждениями или предприятиями. Не включены в ФАИП только инвестиции за счет средств Инвестиционного фонда РФ или на приобретение такого оборудования для учреждения, которое не включено в смету стройки.

Постановление Правительства №590: правила проведения проверки проекта на предмет эффективности использования бюджетных средств, направленных на капитальные вложения (проверка соответствия инвестиционного проекта неким качественным (наличие четко сформулированной цели; комплексность инвестирования; отсутствие замещающей продукции; отстувие необходимости строительства в целях замещения функций государственных органов) и количественным критериям и минимальному значению общей интегральной оценке эффективности проекта).

В составе расходов федерального бюджета законом о бюджете предусмотрено создание Инвестиционного фонда РФ (ст. 179.2 БК РФ). Инвестиционный фонд - это часть средств федерального бюджета, которая подлежит использованию в целях реализации проектов, основанных на принципах государственно-частного партнерства (в том числе в рамках концессионных соглашений). Порядок формирования и использования фонда определяет Правительство РФ.

Фонд - это обособление определенной части расходов федерального бюджета, а не самостоятельный фонд. Впервые фонд был создан в 2006 году. Сейчас в РФ это один из главных механизмов ГЧП, который должен за счет федерального государственного участия сделать привлекательными для частных инвесторов общегосударственные проекты, которые находятся на грани окупаемости.

Речь идет о проектах не только общегосударственного характера, но и о проектах регионального и межрегионального характера.

Ассигнования из Инвестиционного фонда РФ осуществляются в следующих формах:

· бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, включая финансирование разработки проектной документации; финансирование на проведение конкурсов на заключение концессионных соглашений; финансирование работ по подготовке территории строительства, включая выкуп земельных участков;

· субсидии на соответствующие цели субъектам РФ;

· инвестиции в уставных капиталы АО, в том числе путем участия государства в их учреждении;

· к слову, это и субсидии государственной компании "Российские Автодороги".

Изначально из этого фонда получали поддержку только проекты федерального значения; доля частных инвесторов должна быть не менее 25%; стоимость проекта не менее 5 млрд. рублей с периодом реализации не более 5 лет. На сегодняшний день средства фонда используются для поддержки региональных и межрегиональных проектов, если доля частных инвесторов составит более 50% при стоимости проекта в 500 млн. рублей (развитие коммунальной, транспортной инфраструктуры). Примеры: Орловский тоннель под Невой, западный скоростной диаметр.

Функции по предоставлению такой поддержки за счет средств фонда выполняет МинРегионРазвития. Проекты отбираются в рамках публичной процедуры, установленной актами Правительства (постановление №134 от 01.03.2008).

В расходной части бюджетов, за исключением государственных внебюджетных фондов предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и местных администраций. При этом запрещается создание резервных фондов законодательных представительных органов и депутатов (это нарушает принцип разделения властей).

Резервные фонды органов исполнительной власти формируются для осуществления непредвиденных расходов, в том числе мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий и т. д. Средства расходуются по решению соответствующего органа или администрации (предусмотрен еще и резервный фонд Президента).

Установление новых расходных обязательств или увелечение объемов расходных обязательств должно сопровождаться указанием на источник их финансирования и порядок их исполнения. Ассигнования могут выделяться только с начала финансового года или после внесения изменений в закон о бюджете.

Статья 80. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями
[Бюджетный кодекс РФ] [Глава 10] [Статья 80]

1. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета принимаются соответственно в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов местной администрации муниципального образования в определяемом ими порядке.

2. Бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи (за исключением бюджетных инвестиций, указанных в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи), утверждаются законом (решением) о бюджете в качестве отдельного приложения к данному закону (решению) с указанием юридического лица, объема и цели предоставляемых бюджетных инвестиций.

3. Договор между Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченными ими федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а также местной администрацией муниципального образования и юридическим лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, об участии соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций оформляется в течение трех месяцев после дня вступления в силу закона (решения) о бюджете.

Требования к договорам, заключенным в связи с предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для непредоставления бюджетных инвестиций.

1. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Бюджетные инвестиции юридическим лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.
3. Проекты договоров, указанные в пункте 2 настоящей статьи, оформляются в течение двух месяцев после вступления в силу закона о бюджете.
Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для блокировки предусмотренных на соответствующие бюджетные инвестиции расходов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
4. Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.

Постановление Правительства РФ от 24.10.2013 N 941 (ред. от 30.12.2018) "Об утверждении Правил принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета"

ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ

ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМИ

ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ,

В ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА


Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 24.10.2013 N 941 (ред. от 30.12.2018) "Об утверждении Правил принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета"


31. Положения пункта 30 настоящего постановления не распространяются на договоры (соглашения) о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества. Указанные договоры (соглашения) заключаются в соответствии с подпунктом "д" пункта 10(1) порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (в отношении объектов, включенных в федеральные целевые программы), и пунктом 20 Правил принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 г. N 941 "Об утверждении Правил принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета" (в отношении объектов, не включенных в федеральные целевые программы).




Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ