Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают транспортную безопасность в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.

4. Субъект транспортной инфраструктуры, перевозчик вправе возлагать на персонал (экипаж) транспортных средств обязанности по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства в объеме, не препятствующем исполнению служебных обязанностей персонала, связанных с обеспечением безопасности перевозки.

5. Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

6. Обеспечение защиты от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, зданий, строений, сооружений, не отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом к объектам транспортной инфраструктуры, и объектов, строительство которых не завершено и которые расположены в границах (на территории) объектов транспортной инфраструктуры, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом категории соответствующего объекта транспортной инфраструктуры. Порядок обеспечения защиты таких объектов от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, определяется планом обеспечения транспортной безопасности соответствующего объекта транспортной инфраструктуры.

7. Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Транспортная безопасность – это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры (для автотранспорта – дороги, мосты, тоннели, эстакады, объекты систем связи, навигации и управления дорожным движением, а также обеспечивающие его функционирование, здания, сооружения и оборудование) и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, т.е. противоправных действий, в т.ч. террористических актов. С августа 2007 г. в России действует закон «О транспортной безопасности» от 09.02.07 №16-ФЗ.

В законе дан ряд важнейших определений и понятий и ниже приводятся некоторые из них:

а) акт незаконного вмешательства противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий;

б) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий;

в) обеспечение транспортной безопасности – реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства;

г) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства;

д) специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности – юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности;

е) уровень безопасности – степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.

Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Основными задачами обеспечения являются:

1. нормативное правовое регулирование;

2. определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;

3. оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

5. разработка и реализация требований и мер по обеспечению транспортной безопасности;

6. подготовка специалистов;

7. осуществление контроля и надзора;

8. информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение.

Основные принципы обеспечения транспортной безопасности:

1. законность;

2. соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;

3. взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности;

4. непрерывность;

5. интеграция в международные системы безопасности;

6. взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Обеспечение транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры (если иное не установлено законодательством РФ).

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется следующим образом:

1. порядок проведения оценки уязвимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

2. результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности;

3. сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств являются информацией ограниченного доступа, а в некоторых случаях – являются сведениями, составляющими государственную тайну.

В целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются правительством Российской Федерации.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики имеют право в установленном порядке получать от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти информацию по вопросам обеспечения транспортной безопасности и вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти и структуры предложения по совершенствованию транспортной безопасности.

Они обязаны:

1. незамедлительно информировать в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах;

2. выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности;

3. оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, а также в ликвидации их последствий, установлении причин и условий их совершения.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контрольные вопросы

1. Что такое «транспортное и автотранспортное право»?

2. В чём значение Устава автомобильного и городского наземного электрического транспорта?

3. Какая документация применяется при перевозках грузов?

4. Что входит в состав рабочего времени водителя?

5. Что такое «транспортная безопасность»?

Глава 2.4. Основы организации, планирования и управления перевозками грузов

Основные понятия об организации перевозок

Перевозка грузов подвижным составом автомобильного транспорта является сложным производственным процессом, состоящим из ряда операций, образующих общий технологический процесс. Процесс доставки груза от отправителей к получателям состоит из трех основных элементов: погрузки груза на подвижной состав в пунктах отправления; перемещения груза подвижным составом от пунктов отправления до пунктов назначения; выгрузки груза с подвижного состава в пунктах назначения. При доставке груза возникает также необходимость выполнения других различных работ, связанных с транспортным процессом (прием груза у грузоотправителя и сдача его грузополучателю, сопровождение и охрана груза во время перевозки, оформление товарно-транспортных документов и т.д.). Весь комплекс связанных с транспортным процессом работ, выполняемых с момен­та приема груза в пункте отправления до момента сдачи груза в пункте назначения, называется транспортно-экспедиционной работой .

В зависимости от места выполнения транспортно-экспедиционные работы могут быть комплексными и местными.

Комплексные охватывают все виды операций с момента получения груза у отправителя до момента сдачи его получателю.

Местные разделяются на операции, выполняемые по месту отправления, в пути следования и по месту прибытия.

Транспортно-экспедиционную работу могут выполнять как сами грузоотправители и грузополучатели, так и автотранспортные предприятия.

Организация перевозок грузов заключается в установлении порядка: подготовки и выполнения перевозок, руководства, учета и контроля, системы документооборота, системы расчетов за перевозки грузов и т. д.

От уровня организации перевозок зависит качество перевозочного процесса (рис. 2.4.1.), т.е. сохранность грузов, своевременность (надежность) и экономичность перевозок, удобство пользования системой перевозок.

Взаимоотношения между автотранспортными организациями и заказчиками (грузоотправителями и грузополучателями) регулируются основными действующими нормативными актами и отражаются в договорах на перевозку груза, заключаемых между автотранспортными организациями и заказчиками.

Грузы должны перевозиться при количественном учете объема перевозимого груза, т.е. работа подвижного состава должна учитываться в тоннах и тонно-километрах. Если нет возможности организовать количественный учет перевозок грузов, то перевозки осуществляются автомобилями с оплатой по повременным тарифам, так называемыми почасовыми автомобилями, работа которых учитывается в автомобиле-часах. Это относится к большинству внутризаводских, внутрискладских и внутрипостроечных перевозок, к внутригородским перевозкам по сборно-развозочным маршрутам, имеющим более четырех заездов за одну ездку, к перевозкам почты, при обслуживании научно-изыскательских геологических работ, при загрузке автомобиля в одном пункте погрузке в нескольких складах (секциях), при выполнении автомобилем в течение одной смены технологических перевозок на территории плодоовощной базы и пе­ревозок продукции грузополучателям и т. д.

Транспортная безопасность и система субъектов ее обеспечения

ЗЫРЯНОВ Сергей Михайлович,

ведущий научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса ИЗиСП, доктор юридических наук

КУЗНЕЦОВ Владимир Иванович,

старший научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса ИЗиСП, кандидат юридических наук

Транспорт является одной из важнейших отраслей российской экономики и необходимым атрибутом нормальной жизни каждого человека. В то же время транспорт относится к числу повышенных источников опасности, угрожающих жизни и здоровью людей, окружающей природной среде, имуществу. Не случайно повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы заявлено в качестве приоритетной цели Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»1.

На решение этой задачи направлены положения Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон о транспортной безопасности), принятие которого было обусловлено распространением террористических актов2. Сложность и необходимость комплекс-

2 См.: Пояснительная записка к проекту федерального закона № 213407-4 «О транспортной безопасности» // СПС «Консуль-тантПлюс»; интервью Виктора Кирьянова

ного подхода к обеспечению транспортной безопасности, публичность и государственно-властный характер данной деятельности, казалось бы, очевидны. На первый взгляд названный Федеральный закон создает целостную систему обеспечения транспортной безопасности, включающую оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, категорирование, установление уровней безопасности, планирование и реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности, контроль и государственный надзор за деятельностью субъектов транспортной безопасности. Однако при ближайшем рассмотрении обнаруживаются серьезные противоречия между наименованием законодательного акта, характером содержащихся в нем предписаний и кругом их адресатов, которые были отмечены исследователями еще на стадии обсуждения данного Закона3.

Внешне эта противоречивость проявляется в разбалансировке механизмов управления: ответственность за обеспечение транспортной безопасности возложена на владельцев транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, т. е. частных лиц, они же несут основные материальные затраты по обеспечению транспортной безопасности; вопросы обеспечения антитер-рористической безопасности отнесены к ведению органов управления в сфере транспорта; на традиционные субъекты обеспечения безопасности

3 См., например: Гудема Г. Х., Степаненко Ю. В. Понятие и содержание транспортной безопасности // Транспортная безопасность и технологии. 2005. № 1. С. 19.

возложена функция оказания содействия частным лицам.

Основная причина противоречивости кроется, по нашему мнению, в построении юридической конструкции «транспортная безопасность» на основе двух самостоятельных категориальных рядов - «безопасность» и «транспорт». При этом систему субъектов обеспечения транспортной безопасности в соответствии с рассматриваемым Законом определяет категориальный ряд «транспорт». Поэтому функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию были возложены на Минтранс России, а основными субъектами обеспечения транспортной безопасности оказались частные лица. Но правильно ли это?

В содержательном плане понятие «обеспечение транспортной безопасности» Федеральный закон относит скорее к категориальному ряду «безопасность», которому соответствует иная система субъектов. Во главе ее - Совет безопасности РФ, ФСБ России и оперативные штабы. По сути объекты транспорта применительно к категории «транспортная безопасность» являются всего лишь разновидностью множества объектов, с использованием которых могут совершаться террористические акты. Такими объектами являются, например, плотины гидроэлектростанций, хранилища опасных химических или биологических веществ, любые общественные места со значительным скоплением людей. Руководствуясь логикой законодателя, при принятии Закона о транспортной безопасности следовало бы разработать аналогичные законы относительно других объектов терроризма.

Термин «транспортная безопасность» и его легальная дефиниция вызывают непонимание в научном сообществе. Г. Х. Гудема и Ю. В. Степаненко даже предложили воздержаться от использования этого термина в других нормативных правовых актах до его разъяснения непо-

средственно в законе4. К сожалению, такого разъяснения законодателем сделано не было.

Надо признать, что формирование терминологического аппарата в сфере обеспечения безопасности весьма затруднительно. Достаточно вспомнить о неопределенности соотношения понятий «безопасность», «национальная безопасность», «государственная безопасность», «общественная безопасность». Анализ Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности»5, федеральных законов от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 го-да6 свидетельствует об отсутствии системы терминов. Виды безопасности определяются в том числе с использованием перечней угроз безопасности и их источников. При этом угрозы разных видов безопасности нередко совпадают.

Кроме того, категория «безопасность» применительно к видам транспорта встречалась и ранее в сочетаниях «авиационная безопасность»7 и «морская безопасность»8. В настоящее время в законодательных актах, регулирующих отношения, воз-

4 См.: Гудема Г. Х., Степаненко Ю. В. Указ. соч. С. 19.

5 Утратил силу.

7 См. гл. XII Воздушного кодекса РФ.

8 См. постановление Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. № 324 «Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания» (утратило силу).

никающие в сфере транспорта, термин «безопасность» употребляется в разных сочетаниях. Так, в преамбуле Воздушного кодекса РФ указывается на безопасность государства, безопасность полетов воздушных судов, авиационную и воздушную безопасность, а в его ст. 11 упоминается безопасность воздушного движения. В статье 22 Воздушного кодекса РФ говорится о безопасности объектов государственной охраны, безопасности людей на водных объектах, пожарной безопасности (как цели, для достижения которой используется государственная авиация), в ст. 41 - о безопасной эксплуатации гражданского аэродрома или аэропорта, в ст. 52 - об авиационном персонале лиц, работающих в службах авиационной безопасности. При этом дефиниция дана только понятию «авиационная безопасность», которая полностью соответствует дефиниции «транспортная безопасность».

В Кодексе внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ РФ) также используется термин «безопасность» применительно к судоходству (безопасность судоходства) и к плаванию (безопасность плавания судов). Кроме того, говорится о безопасном подходе судов и безопасной стоянке судов (ст. 3), безопасности портовых и судоходных гидротехнических сооружений и внутренних водных путей (п. 4 ст. 4), безопасных условиях труда (п. 4 ст. 28), безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества (п. 3 ст. 31), безопасной эксплуатации судов, санитарной и пожарной безопасности (ст. 34), экологической безопасности (ст. 34, 39, 40), безопасности проведения погрузочно-разгрузочных работ (п. 2 ст. 56), безопасной технической эксплуатации судна (п. 1 ст. 61), безопасности перевозки груза (ст. 69).

В главе VI «Безопасность судоходства» дефиниция данного понятия, к сожалению, отсутствует, но из перечисленных в ч. 1 ст. 34 обязанностей судовладельца можно сделать вывод о том, что безопасность судо-

ходства соответствует безопасности эксплуатации судов.

Отсутствие легальных дефиниций приводит к тому, что понятия «безопасность судоходства» и «безопасность плавания» смешиваются даже в пределах одной статьи Кодекса. Так, в п. 1 ст. 41 КВВТ РФ говорится, что государственные лоцманские службы и негосударственные организации по лоцманской проводке судов создаются в целях обеспечения безопасности плавания судов по внутренним водным путям и предотвращения транспортных происшествий с судами. В пункте 4 этой же статьи установлено, что в целях обеспечения безопасности судоходства лоцман вправе приостановить лоцманскую проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих обеспечить безопасность судоходства. При этом в соответствии со ст. 3 КВВТ РФ «судоходство - это деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводнотехнических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей». То есть лоцманская деятельность является частью судоходства. Термин «плавание» нормативно не определен. Лишь в Правилах плавания по внутренним водным путям Российской Федера-ции9 установлено, что встречное плавание - это движение двух судов, двигающихся навстречу друг дру-

гу. Отсюда можно сделать вывод, что плавание - это движение. При этом вопрос о том, с какой целью осуществляется лоцманская проводка - для обеспечения безопасности судоходства или плавания, так и остается невыясненным.

В Кодексе торгового мореплавания РФ упоминаются безопасность плавания, торгового мореплавания, судоходства (ст. 61), плавания судна (ст. 53), безопасные условия труда (ст. 60), безопасность судна (ст. 67), морского судоходства (ст. 691), мореплавания (ст. 74), безопасная погрузка (ст. 130), общая безопасность (ст. 284, 286). В соответствии со ст. 86 данного Кодекса лоцманская проводка осуществляется в целях обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами, а также защиты морской среды.

В Федеральном законе от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» встречаются такие конструкции, как «безопасность движения», «экологическая безопасность», «пожарная безопасность», «безопасность перевозок».

В Федеральном законе от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» говорится о безопасности оказываемых услуг (п. 3 ст. 1), безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (ст. 2), безопасном функционировании железнодорожного транспорта (ст. 4), безопасности жизни и здоровья граждан, пожарной безопасности, об экологической безопасности (ст. 6), о безопасности населения (п. 2 ст. 9), безопасности выполнения погрузочно-разгрузочных работ (п. 2 ст. 15).

В главе 4 названного Федерального закона сосредоточены нормы, направленные на обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте. Исходя из ее содержания можно сделать вывод, что законодатель под безопасностью на железно-

дорожном транспорте понимает безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных технических средств, экологическую безопасность, пожарную безопасность, промышленную безопасность, безопасность труда, санитарно-эпидемиологическую безопасность.

Названный Федеральный закон содержит легальную дефиницию понятия «безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта» - это состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

В Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного транспорта» говорится только о безопасности перевозки груза (ст. 10) и безопасности водителя (ст. 31). Но вопросы обеспечения безопасности на автомобильном транспорте регулируются Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в соответствии со ст. 2 которого под безопасностью дорожного движения следует понимать состояние процесса перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

В научных работах приведенные термины толкуются более расширительно. Так, С. В. Проценко, квалифицируя угрозы транспортной безопасности, в одну группу объединяет угрозы, формирующиеся в пределах транспортной отрасли и имеющие преимущественно техни-

ческий, экологический, террористический, информационный характер, а также связанные с человеческим фактором в системе «человек - машина - среда». Он также предлагает классификацию этих угроз в зависимости от источников их возникновения (угорозы технико-технологического, социального и природного характера). К угрозам общего типа автор относит физический износ и моральную «усталость» транспортных средств, путей сообщения, недостаточную подготовку экипажа, персонала транспортных объектов и т. д.10

Б. Н. Дудышкин говорит о необходимости разграничения обеспечения безопасности на транспорте на два блока защиты от угроз: обеспечение безопасности эксплуатации транспорта и обеспечение безопасности от актов незаконного вмешательства в объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства11. Однако объединение технических и технологических вопросов, по нашему мнению, недопустимо. Технические аспекты безопасности связаны с техническим состоянием, техническими характеристиками объектов транспорта (в том числе активной, пассивной, послеаварийной безопасности транспортных средств), закладываемыми еще при их проектировании. Технологические аспекты связаны с поведением людей (водителей, экипажей, диспетчеров и т. д.), соблюдением ими правил движения и эксплуатации транспортных средств. Возражение вызывает также широкое толкование понятия «акты незаконного вмешательства». По мнению Б. Н. Дудышкина, основной смысл этого понятия заключается в защите жизни и здоровья лиц,

10 См.: Проценко С. В. Угрозы транспортной безопасности Российской Федерации // Российская юстиция. 2010. № 8. С. 40-43.

11 См., например: Дудышкин Б. Н. Правовые вопросы обеспечения безопасности на транспорте // Транспортное право. 2008. № 4.

находящихся на объектах транспорта и транспортных средствах, и имущества собственников от угроз противоправного характера: преступных действий, административных правонарушений, а также дисциплинарных проступков работников транспорта (террористические акты, причинение вреда жизни и здоровью людей, разбои, грабежи, хищения, хулиганские действия, взяточничество, злоупотребление служебным положением и др.).

В действительности дисциплинарные проступки, отдельные виды административных правонарушений и даже преступные деяния работников транспорта следует рассматривать как угрозу технологической безопасности, поэтому они не могут относиться к актам незаконного вмешательства. Это скорее внутренние технологические сбои.

Не представляют угрозы транспортной безопасности противоправные посягательства на права клиентов, обслуживаемых транспортными организациями, на жизнь, здоровье, имущество. Однако хищения, разукомплектование, разрушение объектов транспорта в отличие от хищений грузов угрожают именно транспортной безопасности.

Таким образом, без учета смежных вопросов обеспечения общественной безопасности, безопасности труда, экологической, пожарной и других видов безопасности можно выделить безопасность на транспорте как состояние защищенности от угроз, обусловленных: 1) техническим состоянием транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры; 2) нарушениями правил движения и эксплуатации операторами транспортных средств; 3) вмешательством в функционирование объектов транспорта извне.

Первые два вида безопасности можно было бы назвать технической безопасностью (статика) и безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств, или технологической безопасностью (динамика)

соответственно, последний - транспортной безопасностью.

Сама идея выделения института транспортной безопасности была продиктована необходимостью борьбы с терроризмом на транспорте, поскольку все остальные угрозы безопасности, связанные с незаконными действиями работников транспорта, так или иначе контролируются. По нашему мнению, законодатель не случайно использовал в определении понятия «транспортная безопасность» слово «вмешательство», указывающее на внешнее по отношению к системе транспорта происхождение угроз.

Ограничение перечня угроз транспортной безопасности только актами незаконного вмешательства, нарушающими его нормальное функционирование, направленность этих актов не на конкретных лиц или их права, а на неопределенный круг лиц сближает транспортную безопасность с антитеррористической безопасностью. В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Безусловно, акты вмешательства в деятельность транспорта имеют своей целью не нарушение нормальной работы транспорта, они адресуются власти.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что под обеспечением транспортной безопасности следует понимать противодействие терроризму. Иначе говоря, содержание деятельности по обеспечению транспортной безопасности соответствует категориальному ря-

ду «безопасность». Эта деятельность весьма специфическая, требующая проведения специальных мероприятий, относящихся к оперативно-розыскной деятельности, использования информации закрытого характера. Такую деятельность осуществляют органы государственной власти, наделенные специальными полномочиями, под надзором прокуратуры и суда. Те меры, которые предусмотрены Законом о транспортной безопасности (фактически они сводятся к созданию служб безопасности и установке рамок металлоискателей (большими полномочиями наделить негосударственные службы безопасности не рискнет ни одно государство)), лишь малая часть всего объема антитеррористической деятельности.

Цели, задачи, направления деятельности органов государственной власти по противодействию угрозам, связанным с террористическими актами, определяются Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, а также федеральными законами «О противодействии терроризму», «О безопасности», «О федеральной службе безопасности», Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» и другими нормативными правовыми актами, которые определяют систему субъектов обеспечения безопасности и противодействия терроризму, устанавливают предметы их ведения и полномочия.

Сопоставление названных законодательных и других правовых актов показывает, что Закон о транспортной безопасности не только вводит узкое толкование понятия «транспортная безопасность», но и не соответствует законодательству РФ о безопасности и противодействии терроризму в части установления предметов ведения и полномочий субъектов обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии со ст. 4 Закона о транспортной безопасности систему

субъектов обеспечения транспортной безопасности образуют субъекты транспортной инфраструктуры и уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Кроме того, в ст. 5 этого Закона дополнительно названы специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности12. Согласно ст. 2 данного Закона названные субъекты решают следующие задачи:

нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;

определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;

оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;

разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;

подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности;

осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности;

информационное, материальнотехническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.

Очевидно, что субъекты транспортной инфраструктуры, к числу которых относятся юридические лица - собственники объектов транспорта, перевозчики и другие организации, в соответствии с действующим законодательством правомоч-

12 См. постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 289 «Об утверждении Правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

ны лишь реализовывать отдельные, единичные меры по обеспечению транспортной безопасности13, участвовать в оценке уязвимости объектов транспортной инфраструкту-ры14, осуществлять подготовку специалистов в области обеспечения транспортной безопасности15.

Функция информационного, материально-технического и научно-технического обеспечения транспортной безопасности является комплексной и должна проводиться всеми заинтересованными субъектами.

Названные организации также вправе объявлять (устанавливать) и отменять уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Реализация этого полномочия потребовала обращения к категориальному ряду «безопасность». В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. № 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» решения об установлении того или иного уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств уполномочены принимать руководители федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах РФ16 либо министр внутренних дел РФ, министр транспорта РФ или уполномоченные им должностные лица.

13 См. приказ Минтранса России от 11 февраля 2010 г. № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

14 Эта функция закреплена за специализированными аккредитованными организациями, а не субъектами транспортной инфраструктуры.

15 Речь идет о подготовке работников служб безопасности, создаваемых субъектами транспортной инфраструктуры.

16 См.: Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму».

Итак, в соответствии со ст. 12 Закона о транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры участвуют в обеспечении транспортной безопасности лишь в форме оказания содействия федеральным органам исполнительной власти, что хотя и противоречит ч. 1 ст. 4 данного Закона, но тем не менее представляется вполне логичным, поскольку субъекты транспортной инфраструктуры не имеют необходимых полномочий для нормативного правового регулирования, определения угроз совершения актов незаконного вмешательства, катего-рирования объектов транспортной инфраструктуры, разработки требований по обеспечению транспортной безопасности, осуществления контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности.

Таким образом, в нормативном правовом регулировании вопросов обеспечения транспортной безопасности имеется противоречие, вызванное совместным использованием терминов, принадлежащих двум самостоятельным кате-

гориальным рядам «безопасность» и «транспорт». При распределении предметов ведения и полномочий законодатель руководствовался содержанием категориального ряда «транспорт», вследствие чего основные функции были отнесены к ведению Минтранса России и подведомственных ему служб и агентств, а основными субъектами обеспечения транспортной безопасности оказались владельцы объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Библиографический список

Г удема Г Х., Степаненко Ю. В. Понятие и содержание транспортной безопасности // Транспортная безопасность и технологии. 2005. № 1.

Дудышкин Б. Н. Правовые вопросы обеспечения безопасности на транспорте // Транспортное право. 2008. № 4.

Проценко С. В. Угрозы транспортной безопасности Российской Федерации // Российская юстиция. 2010. № 8.

Юридические концепции ценных бумаг и их влияние на развитие гражданского права

ЧИКУЛАЕВ Роман Владимирович,

доцент кафедры гражданского права и процесса Пермского государственного национального исследовательского университета, кандидат экономических наук

Общие положения и подходы к концепциям в праве. Модернизация законодательства о ценных бумагах и их гражданском обороте объективно должна опираться на соответствующую теоретическую базу. Можно говорить о необходимости концептуального подхода к построению механизма правового регулирования отношений на рынке ценных

бумаг. В связи с этим актуальным представляется проведение анализа развития теоретических положений (концепций) ценных бумаг в цивилистике и их влияния на эволюцию отечественного права и законодательства.

Понятие концепции прочно закрепилось в науке. Под концепцией обычно подразумевают определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основную точку зрения1. Конечно, объем и глубина концепции, а также фор-

1 Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. М., 1983.

Представленные материалы подготовлены с целью подготовки к аттестации работников подразделений транспортной безопасности автотранспротных предприятий.

Основные положения Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности»

Основные понятия

Статья 1

акт незаконного вмешательства (АНВ) – противоправное действие (бездействие), в том числе теракт, угрожающее безопасной деятельности ТК, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий;

зона транспортной безопасности (ЗТБ) – ОТИ, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, его часть, для которых в соответствии с требованиями по ОТБ устанавливается особый режим прохода (проезда) ФЛ (ТС) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных;

соблюдение транспортной безопасности – выполнение ФЛ, следующими либо находящимися на ОТИ или ТС, требований, установленных Правительством;

аттестация сил ОТБ - установление соответствия знаний, умений, навыков сил ОТБ, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил ОТБ требованиям законодательства о транспортной безопасности в целях принятия СТИ решения о допуске (невозможности допуска) сил ОТБ к выполнению работы, непосредственно связанной с ОТБ, либо об отстранении от выполнения такой работы;

аттестующие организации - ЮЛ, аккредитованные компетентными органами в области ОТБ в порядке, определяемом Правительством по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ, ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, для обработки персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с ОТБ, или осуществляющих такую работу, в целях проверки СТИ сведений, предусмотренных пунктами 1-7 части 1 статьи 10 16-ФЗ, а также для принятия органами аттестации решения об аттестации сил ОТБ;

компетентные органы в области ОТБ - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области ОТБ;

обеспечение транспортной безопасности (ОТБ) – реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере ТК, соответствующих угрозам совершения АНВ;

объект транспортной инфраструктуры (ОТИ) – технологический комплекс, включающий в себя:

а) железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции;

б) метрополитены;

в) тоннели, эстакады, мосты;

г) морские терминалы, акватории морских портов;

д) порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ, ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения;

е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки, сооружения;

ж) аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением ТС;

з) участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование ТК здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством;

органы аттестации - компетентные органы в области ОТБ, их территориальные подразделения, а также организации, находящиеся в ведении компетентных органов в области ОТБ и уполномоченные ими на аттестацию сил ОТБ;

оценка уязвимости (ОУ) ОТИ и ТС - определение степени защищенности ОТИ и ТС от угроз совершения АНВ;

перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);

подразделение транспортной безопасности (ПТБ) - осуществляющие защиту ОТИ и ТС от АНВ (в том числе на основании договора с СТИ) подразделения ведомственной охраны ФОИВ в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица;

силы ОТБ – лица, ответственные за ОТБ в субъекте транспортной инфраструктуры, на ОТИ, ТС, включая персонал СТИ или ПТБ, непосредственно связанный с ОТБ ОТИ или ТС;

грузы повышенной опасности – опасные грузы, отнесенные Правительством РФ к грузам, представляющим повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды;

специализированные организации в области ОТБ - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области ОТБ в порядке, устанавливаемом Правительством, для проведения ОУ ОТИ и ТС;

субъект транспортной инфраструктуры (СТИ) – юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и (или) ТС или использующие их на ином законном основании;

Количество поднадзорных субъектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств представлены на Рис. 1.

Рисунок 1. Количество поднадзорных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств


транспортная безопасность - состояние защищенности ОТИ и ТС от АНВ;

транспортные средства (ТС) - устройства, предназначенные для перевозки ФЛ, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных ТС устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя:

а) ТС автомобильного транспорта , используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов , на осуществление которой требуется специальное разрешение;

б) воздушные суда коммерческой гражданской авиации ;

в) воздушные суда авиации общего назначения , определяемые Правительством по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ, ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

г) суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда ), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от АНВ устанавливаются в соответствии со статьей 12.3 16-ФЗ;

д) суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров , за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности

е) железнодорожный подвижной состав , осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности , допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ, ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

ж) ТС городского наземного электрического транспорта;

транспортный комплекс – объекты и СТИ, ТС;

уровень безопасности – степень защищенности ТК, соответствующая степени угрозы совершения АНВ.

Система транспортной безопасности представлена на Рис. 2.

Рисунок 2. Система транспортной безопасности

Цели и задачи обеспечения транспортной безопасности

Статья 2

1. Целями ОТБ являются устойчивое и безопасное функционирование ТК, защита интересов личности, общества и государства в сфере ТК от АНВ.

2. Основными задачами ОТБ являются :

1) нормативное правовое регулирование в области ОТБ;

2) определение угроз совершения АНВ;

3) ОУ ОТИ и ТС;

5) разработка и реализация требований по ОТБ;

6) разработка и реализация мер по ОТБ;

7) подготовка и аттестация сил ОТБ;

8) осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области ОТБ;

9) информационное, материально-техническое и научно-техническое ОТБ;

10) сертификация технических средств ОТБ.

Принципы обеспечения транспортной безопасности

Статья 3

1) законность;

2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;

3) взаимная ответственность личности, общества и государства в области ОТБ;

4) непрерывность;

5) интеграция в международные системы безопасности;

6) взаимодействие СТИ, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Обеспечение транспортной безопасности

Статья 4

1. ОТБ ОТИ и ТС возлагается на СТИ, перевозчиков, если иное не установлено 16-ФЗ и иными федеральными законами.

2. Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ ) обеспечивают транспортную безопасность в соответствии с компетенцией, установленной 16-ФЗ, другими ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления участвуют в ОТБ в соответствии с компетенцией, установленной 16-ФЗ, другими ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

4. СТИ, перевозчик вправе возлагать на персонал (экипаж) ТС обязанности по ОТБ ТС в объеме, не препятствующем исполнению служебных обязанностей персонала, связанных с обеспечением безопасности перевозки.

5. ОТИ и ТС, ОТБ которых осуществляется исключительно ФОИВ, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства.

6. Обеспечение защиты от АНВ, в том числе террористических актов, зданий, строений, сооружений, не отнесенных в соответствии с 16-ФЗ к ОТИ, и объектов, строительство которых не завершено и которые расположены в границах (на территории) ОТИ, осуществляется в соответствии с 16-ФЗ с учетом категории соответствующего ОТИ. Порядок обеспечения защиты таких объектов от АНВ, в том числе террористических актов, определяется планом ОТБ соответствующего ОТИ.

Функции организаций по обеспечению транспортной безопасности представлены на Рис. 3.

Рисунок 3. Функции организаций по обеспечению транспортной безопасности

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства

статья 5

1. Порядок проведения ОУ ОТИ и ТС устанавливается ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

2. ОУ ОТИ проводится специализированными организациями в области ОТБ с учетом требований по ОТБ на основе публичного договора.

2.1. ОУ ТС проводится СТИ либо специализированными организациями в области ОТБ с учетом требований по ОТБ на основе публичного договора.

3. Результаты проведенной ОУ ОТИ и ТС утверждаются компетентными органами в области ОТБ.

4. Сведения о результатах проведенной ОУ ОТИ и ТС являются информацией ограниченного доступа . Сведения о результатах проведенной ОУ ОТИ и ТС, указанных в 16-ФЗ, являются сведениями, составляющими государственную тайну.

Статья 6

1. ОТИ и ТС подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения АНВ и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных 16-ФЗ.

2. Количество категорий и критерии категорирования ОТИ и ТС устанавливаются в порядке, определяемом ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ, ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.

4. Категорированные объекты включаются в реестр ОТИ и ТС, ведение которого осуществляют компетентные органы в области ОТБ в порядке, устанавливаемом ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

5. ОТИ и ТС, не подлежащие категорированию по видам транспорта, определяет ФОИВ, осуществляющий функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

Статья 7

1. В целях принятия мер по ОТБ устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе.

2. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения АНВ в деятельность ТК устанавливаются Правительством РФ.

Требования по обеспечению транспортной безопасности

Статья 8

1. Требования по ОТБ по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 16-ФЗ, для различных категорий ОТИ и ТС, устанавливаются Правительством РФ по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Требования являются обязательными для исполнения СТИ и перевозчиками.

2. Требования по ОТБ ОТИ по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства устанавливаются Правительством РФ по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения застройщиками ОТИ.

3. Требования по ОТБ объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся ОТИ и расположенных на земельных участках, прилегающих к ОТИ и отнесенных в соответствии с земельным законодательством РФ к охранным зонам земель транспорта, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 16-ФЗ, устанавливаются Правительством РФ по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения ЮЛ, ИП и ФЛ, являющимися собственниками либо владеющими указанными объектами (зданиями, строениями, сооружениями) на ином законном основании.

4. Требования по соблюдению транспортной безопасности для ФЛ, следующих либо находящихся на ОТИ или ТС, по видам транспорта устанавливаются Правительством РФ по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения ФЛ, прибывающими на ОТИ или ТС либо находящимися на них.

Планирование и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

Статья 9

1. На основании результатов проведенной ОУ ОТИ и (или) ТС СТИ разрабатывают планы ОТБ ОТИ и (или) ТС и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов ОУ направляют их на утверждение в компетентные органы в области ОТБ. Порядок разработки указанных планов устанавливается ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС определен приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 г. №34 (Рис. 4).

Рисунок 4. Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС


2. Планы ОТБ ОТИ и ТС утверждаются компетентными органами в области ОТБ. Реализация планов ОТБ ОТИ и (или) ТС осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом ОТБ.

3. Сведения, содержащиеся в планах ОТБ ОТИ и ТС, являются информацией ограниченного доступа. Сведения, содержащиеся в планах ОТБ ОТИ и ТС, указанных в части 2 статьи 4 16-ФЗ, являются сведениями, составляющими государственную тайну.

4. Реализация планов ОТБ ОТИ или ТС осуществляется СТИ и (или) перевозчиками, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, СТИ совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти.

Утверждение результатов ОУ и планов ОТБ ОТИ и ТС являются государственными услугами. Структурные схемы предоставления данных государственных услуг представлены на Рис. 5.

Рисунок 5. Структурные схемы предоставления государственной услуги по утверждению результатов ОУ и планов ОТБ ОТИ и ТС

Ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности

Статья 10

1. Работы, непосредственно связанные с ОТБ, не вправе выполнять лица:

1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

2) страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией;

3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством РФ связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;

4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с ФЗ от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции», имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с ОТБ;

5) внесенные в перечень организаций и ФЛ, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с ФЗ от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

6) сообщившие заведомо ложные сведения о себе при приеме на работу, непосредственно связанную с ОТБ;

7) имеющие медицинские противопоказания к выполнению работ, непосредственно связанных с ОТБ, в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке;

8) не прошедшие в порядке, установленном 16-ФЗ, подготовку и аттестацию сил ОТБ;

9) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

1.1. Проверка сведений, указанных в части 1 статьи, в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с ОТБ, или выполняющих такую работу, проводится СТИ в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

1.2. Обработка персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с ОТБ, или выполняющих такую работу, в целях проверки СТИ сведений, указанных в пунктах 1-7 части 1 статьи, осуществляется органами аттестации, аттестующими организациями с учетом особенностей, предусмотренных порядком аттестации сил ОТБ.

Информационное обеспечение в области транспортной безопасности

Статья 11

1. В целях осуществления мер по ОТБ уполномоченным Правительством РФ ФОИВ создается единая государственная информационная система ОТБ, являющаяся собственностью РФ.

2. Информационная система состоит, в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале ТС (Рис. 7) .

3. Автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС формируются на основании информации, предоставленной:

1) СТИ и перевозчиками;

2) федеральными органами исполнительной власти;

3) иностранными государствами и организациями в рамках международного сотрудничества по вопросам ОТБ.

4. Информационные ресурсы единой государственной информационной системы ОТБ являются информацией ограниченного доступа.

Рисунок 7. Автоматизированная централизованная база персональных данных о пассажирах и персонале ТС


5. При оформлении проездных документов (билетов) и формировании персонала (экипажей) ТС передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС подлежат следующие данные :

1) фамилия, имя, отчество;

2) дата рождения;

3) вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет);

4) пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный);

5) дата поездки;

7) гражданство.

5.1. При бронировании проездных документов (билетов) в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС подлежат передаче данные, предусмотренные пунктами 1-5 части 5 статьи.

5.2. При формировании списков пассажиров при осуществлении перевозки пассажиров по заказу в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС подлежат передаче данные, предусмотренные частью 5 статьи.

5.3. Для персонала ТС (экипажа) в дополнение к сведениям, предусмотренным частью 5 статьи, обязательной передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС подлежит информация о занимаемой должности в экипаже ТС.

5.4. Информация о персонале (экипаже) ТС, указанная в части 5.3 статьи, передается в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС по завершении формирования экипажей ТС, но не позднее чем за 24 часа до момента отправления ТС.

5.5. В случае изменения (дополнения) состава экипажа ТС сведения о включенных в состав экипажа ТС лицах передаются в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС незамедлительно, но не позднее момента отправления ТС.

6. Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС, а также предоставления содержащихся в них данных устанавливается уполномоченным Правительством РФ ФОИВ.

6.1. Передача сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС осуществляется на русском языке и (или) языке, на котором составлен документ, удостоверяющий личность и предъявляемый при оформлении, бронировании проездного документа (билета), формировании списка пассажиров, формировании персонала (экипажа) ТС. Особенности передачи сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС с использованием русского языка и (или) языка, на котором составлен такой документ, устанавливаются порядком формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС, а также предоставления содержащихся в них данных.

6.2. Уполномоченным ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, могут быть установлены дополнительные сведения, передаваемые в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) ТС, применительно к отдельным видам транспорта.

Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности

Статья 11.1

1. Федеральный госконтроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными ФОИВ (органы госконтроля (надзора) ) согласно их компетенции в соответствии с законодательством в порядке, установленном Правительством.

2. К отношениям, связанным с осуществлением федерального госконтроля (надзора) в области транспортной безопасности, организацией и проведением проверок ЮЛ, ИП, применяются положения ФЗ от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 3-6 статьи.

3. Основанием для проведения плановой проверки является истечение одного года со дня:

1) госрегистрации СТИ, перевозчика, застройщика ОТИ;

2) окончания проведения последней плановой проверки.

4. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения СТИ, перевозчиком, застройщиком ОТИ выданного органом госконтроля (надзора) предписания об устранении выявленного нарушения требований по ОТБ;

2) поступление в органы госконтроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе ИП, ЮЛ, информации от органов госвласти (должностных лиц органов госконтроля (надзора), органов местного самоуправления, из СМИ о фактах возникновения угрозы совершения АНВ в деятельность ТК или нарушений СТИ, перевозчиками, застройщиками ОТИ требований по ОТБ;

3) совершение АНВ в деятельность ТК, повлекшего за собой причинение вреда жизни, здоровью людей, вреда безопасности государства, государственному или муниципальному имуществу, имуществу ФЛ и ЮЛ;

4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа госконтроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента или Правительства либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

5. Внеплановая выездная проверка деятельности СТИ, перевозчика, застройщика ОТИ может быть проведена органом госконтроля (надзора) по основанию, указанному в пункте 2 части 4 статьи, после согласования с органом прокуратуры, а по основанию, указанному в пункте 3 части 4 статьи, незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 ФЗ от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля», без согласования с органом прокуратуры.

6. Предварительное уведомление СТИ, перевозчика, застройщика ОТИ о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 2 или 3 части 4 статьи, не допускается.

7. При проведении проверок СТИ, перевозчиков, застройщиков ОТИ, в том числе плановых и внеплановых выездных проверок, допускается использование тест-предметов (предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в ЗТБ или ее часть) и тест-объектов (лиц, имитирующих нарушителей требований по ОТБ).

8. Проверки СТИ, перевозчиков, застройщиков ОТИ с использованием тест-предметов и тест-объектов проводятся органами госконтроля (надзора) во взаимодействии с уполномоченными представителями органов ФСБ и (или) органов внутренних дел РФ или уполномоченных подразделений указанных органов в порядке, установленном ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Права и обязанности субъекта транспортной инфраструктуры и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности

Статья 12

1. СТИ и перевозчики имеют право :

1) в установленном порядке получать от уполномоченных ФОИВ информацию по вопросам ОТБ;

2) вносить в ФОИВ, осуществляющий функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющий функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, предложения по ОТБ.

2. СТИ и перевозчики обязаны :

1) незамедлительно информировать в порядке, установленном ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС;

2) выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных ФОИВ об устранении нарушений требований по ОТБ;

3) оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении АНВ, установлении причин и условий, способствующих их совершению.

4) предоставлять в компетентные органы в области ОТБ полную и достоверную информацию для проведения категорирования.

3. СТИ и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области ОТБ в соответствии с законодательством.

Подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности, аккредитация подразделений транспортной безопасности

Статья 12.1

1. Подготовка сил ОТБ осуществляется в порядке, устанавливаемом ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ, ФОИВ, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

2. Силы ОТБ подлежат обязательной аттестации , проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил ОТБ компетентные органы в области ОТБ имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством.

3. В целях принятия решения об аттестации сил ОТБ органы аттестации, аттестующие организации осуществляют проверку соответствия знаний, умений, навыков сил ОТБ, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физподготовки отдельных категорий сил ОТБ требованиям законодательства о транспортной безопасности.

Порядок аттестации приведен на Рис. 8.

Рисунок 8. Порядок аттестации


4. Перечень отдельных категорий сил ОТБ устанавливается порядком аттестации сил ОТБ.

5. Требования к знаниям, умениям, навыкам сил ОТБ, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физподготовки отдельных категорий сил ОТБ устанавливаются ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

6. ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по представлению компетентных органов в области ОТБ могут устанавливаться в части, не противоречащей 16-ФЗ, особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил ОТБ, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физподготовки отдельных категорий сил ОТБ применительно к отдельным видам транспорта.

7. К аттестации сил ОТБ не допускаются лица, имеющие ограничения на выполнение работ, непосредственно связанных с ОТБ, установленные пунктами 1-7 части 1 статьи 10 16-ФЗ.

8. Функции, предусмотренные частью 3 статьи, осуществляются органами аттестации, аттестующими организациями на основании публичного договора, заключенного с СТИ, ПТБ, иной организацией, ИП, выполняющими работы (оказывающими услуги) в целях исполнения СТИ требований по ОТБ, или с аттестуемым лицом.

9. Аккредитация ЮЛ в качестве ПТБ осуществляется ФОИВ, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в области ОТБ, в установленной сфере деятельности. Порядок аккредитации ЮЛ в качестве ПТБ и требования к ним устанавливаются ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

10. Порядок формирования и ведения реестра органов аттестации, порядок формирования и ведения реестра аттестующих организаций, порядок формирования и ведения реестра аккредитованных ПТБ, порядок формирования и ведения реестра выданных свидетельств об аттестации сил ОТБ, а также предоставления содержащихся в нем данных устанавливаются Правительством по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности

Статья 12.2

1. В случаях, предусмотренных требованиями по ОТБ, установленными в соответствии со статьей 8 16-ФЗ, проводятся досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях ОТБ.

2. Организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях ОТБ возлагается на СТИ и (или) перевозчиков .

3. В ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях ОТБ осуществляются мероприятия по обследованию ФЛ, ТС, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у ФЛ, направленные на обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра установлены запрет или ограничение на перемещение в ЗТБ или ее часть, а также на выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в ЗТБ или ее часть.

4. В ходе досмотра в случаях, предусмотренных требованиями по ОТБ, проводятся наблюдение и (или) собеседование в целях ОТБ, направленные на выявление ФЛ, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ. По результатам наблюдения и (или) собеседования в целях ОТБ принимается решение о проведении дополнительного досмотра .

5. В ходе дополнительного досмотра в целях ОТБ осуществляются мероприятия по обследованию ФЛ, ТС, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у ФЛ, в целях распознавания и идентификации предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, а также по обследованию материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения АНВ.

6. При получении СТИ или перевозчиком информации об угрозе совершения АНВ в целях выявления ФЛ, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ, либо материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения АНВ, проводится повторный досмотр в целях ОТБ.

7. При проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях ОТБ используются рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств , предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в ЗТБ или ее часть.

8. Технические средства ОТБ (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на ОТИ и ТС в целях ОТБ ) подлежат обязательной сертификации. Требования к функциональным свойствам технических средств ОТБ и порядок их сертификации определяются Правительством.

9. Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях ОТБ проводятся уполномоченными лицами из числа работников ПТБ .

10. В случае идентификации в ходе досмотра в целях ОТБ оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения либо в случае выявления лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в ЗТБ или ее часть, силы транспортной безопасности в соответствии с планом ОТБ ОТИ или ТС незамедлительно информируют об этом уполномоченные подразделения ФОИВ, осуществляющего функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ для принятия мер реагирования в соответствии с их компетенцией. Полиция на ОТИ и ТС, в том числе в ЗТБ, осуществляет свою деятельность в соответствии с ФЗ от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции».

11. Лица, отказавшиеся от досмотра, в ЗТБ не допускаются .

12. Отказ пассажира от досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях ОТБ является основанием для расторжения договора перевозки в одностороннем порядке.

13. Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях ОТБ устанавливаются ФОИВ, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

14. Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях ОТБ включают в себя в том числе перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в ЗТБ или ее часть, а также порядок проведения наблюдения и (или) собеседования в целях ОТБ.

Особенности защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства

Статья 12.3

1. ПТБ для защиты ОТИ и ТС первой и второй категорий от АНВ, а также в случаях, установленных законодательством РФ, имеют право на приобретение, хранение и ношение спецсредств и служебного огнестрельного оружия.

2. Работники ПТБ обязаны ежегодно проходить профилактические медосмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а также периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок прохождения указанного профилактического медосмотра и форма заключения, выдаваемого по его результатам, устанавливаются ФОИВ, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Порядок прохождения периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и спецсредств, устанавливается ФОИВ, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

3. Работники ПТБ после прохождения профподготовки и медосмотра при исполнении должностных обязанностей имеют право на применение физической силы, спецсредств и служебного огнестрельного оружия в порядке, предусмотренном ФЗ от 14 апреля 1999 года №77-ФЗ «О ведомственной охране».

4. Работники ПТБ при исполнении должностных обязанностей имеют право на использование спецсредств и служебного огнестрельного оружия.

5. Спецсредства, виды, типы и модели служебного огнестрельного оружия, патроны к нему, а также нормы обеспечения ими работников ПТБ определяются Правительством по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

6. Правила приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств определяются Правительством по представлению ФОИВ, осуществляющего функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с ФОИВ в области обеспечения безопасности РФ и ФОИВ, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

7. Работники ПТБ, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием служебного огнестрельного оружия, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

8. Превышение полномочий при применении физической силы, спецсредств или служебного огнестрельного оружия влечет ответственность в соответствии с законодательством.

9. Категории работников ПТБ, которые выполняют возложенные на них обязанности по защите ОТИ и ТС от АНВ и имеют право на приобретение, хранение и ношение спецсредств и служебного огнестрельного оружия, определяются планами ОТБ по согласованию с уполномоченными территориальными подразделениями ФОИВ, осуществляющего функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

  • Порядок получения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками информации по вопросам обеспечения транспортной безопасности (Приказ Минтранса РФ от 6 сентября 2010 г. №194)
  • Порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (Приказ Минтранса России от 16 февраля 2011 г. №56 (в ред. Приказа Минтранса РФ от 20.02.2012 №43)
  • * * *

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Транспортная безопасность. Материалы для подготовки к аттестации (В. И. Ушаков) предоставлен нашим книжным партнёром -



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ