Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В данном параграфе речь пойдет о правовом режиме зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ). Прежде чем переходить непосредственно к характеристике таких зон, необходимо определить, что же такое зонирование территорий в целом. Законодательно данный термин не определен, но согласно положению п. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ «правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства». В абз. 1 ч. 2 ст. 7 ЗК РФ закреплено, что общие принципы и порядок проведения зонирования территорий устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Очень часто «зонирование территорий» понимается только как «градостроительное зонирование», регулируемое ГрК РФ, что представляется неверным. Кроме градостроительного зонирования, в действующем российском законодательстве упоминается функциональное, экологическое, оценочное зонирование, установление ЗОУИТ и др. Так, по мнению Н.В. Кичигина, в общем виде зонирование заключается в разделении определенной территории в соответствии с установленными критериями на несколько зон и в определении для каждой из зон особого режима (экологических ограничений хозяйственной и иной деятельности, дифференцированных размеров арендной платы и т.д.) 1 .

Как отмечают А.П. Анисимов, Г.Л. Землякова и Н.Н. Мельников, под зонированием обычно понимается градостроительное зонирование, хотя оно - не более чем частный случай общей процедуры зонирования как такового 2 . Э.К.Трутнев рассматривает «зонирование» в качестве общего термина, включающего разные виды. К видам зонирования Э.К. Трутнев относит градостроительное зонирование, зонирование в документах территориального планирования, зонирование земельных участков, а также установление ЗОУИТ 3 . Однако Э.К. Трутнев не включает в определение указанного понятия зонирование особо охраняемых природных территорий (например, зонирование Байкальской природной территории, зонирование особо охраняемых природных территорий).

А.А. Борисов рассматривает зонирование территорий как определение зон в границах территории, являющейся объектом конкретного вида зонирования территорий, и определение правового режима или воздействие на правовой режим таких зон. При этом определение зон представляет собой:

  • 1) установление границ зон;
  • 2) присвоение наименований зонам (например, «жилая зона», «зона атмосферного влияния») и в отдельных случаях присвоение условных обозначений таким зонам (например, «Ж-1», «0-1») 4 .

См.: Боголюбов С.А., Кичигин Н.В. Законодательное регулирование деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению экологической безопасности. М.: Норма, 2007. С. 241.

См.: Анисимов А.П., Землякова Г.Л., Мельников Н.Н. Зонирование как функция управления земельным фондом: вопросы теории//Современное право. 2012. № 8. С. 87-93.

См.: Правовое зонирование города. Введение в проблемы градорегулирования в рыночных условиях / под ред. Э.К. Трутнева. М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. С. 7.

См.: Борисов А.А. Значение зонирования территорий при определении правового режима земель: дис.... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 23.

Е.С. Болтанова отмечает, что общее предназначение зонирования земель заключается в определении условий деятельности, в том числе природопользования (застройки), на соответствующей территории .

Е.А. Савельева определяет зонирование территорий «как юридический механизм обособления территорий с целью установления в их границах (зонах) специального правового режима, который по отношению к иным правовым режимам, действующим на соответствующих территориях, определяет специальные правила регулирования различного рода общественных отношений (земельных, экологических и др.); определение перечня оснований установления специальных правовых режимов и их содержания относится к компетенции законодателя» 2 .

Таким образом, можно сделать вывод, что зонирование в целом представляет собой процесс деления территории на определенные зоны, установления для каждой из них особого правового режима, который влияет не только на правовой режим территорий и всего того, что на такой территории находится.

В научной литературе отсутствует единообразие относительно соотношения зонирования территорий и установления ЗОУИТ. Например, Э.К. Трутнев включает установление ЗОУИТ в состав зонирования 3 . О.М. Козырь отмечает, что зонирование территории как метод установления ограничений по использованию земель применялось в российском законодательстве не только в отношении земель поселений, включая установление различных зон с особыми условиями использования территорий 4 . По мнению Н.Л. Лисиной, территориальное зонирование следует отличать от особых зон-ограничений 5 . А.А. Борисов полагает, что ЗОУИТ и иные виды зонирования территорий имеют общие элементы: пространственные (определение границ зон) и правовые (определение правового режима земель или воздействие на правовой режим земель). Однако каждый вид зонирования территорий осуществляется в отношении территории, не привязанной к конкретным объектам (например, территории муниципального образования, особо охраняемой природной территории), являющейся, в свою очередь, объектом соответствующего вида зонирования территорий (носит комплексный характер). Тогда как ЗОУИТ устанавливаются в отношении территорий, граничащих с конкретными объектами установления таких зон (например, промышленное предприятие, река), и носят локальный характер 1 .

Е.А. Савельева выделяет следующие виды зонирования: экологическое, градостроительное, экономическое и зонирование территорий посредством установления ЗОУИТ . Е.С. Болтанова выделяет два типа зонирования: сплошное и спорадическое, относя ко второму установление зон с замкнутыми границами и ограничительным правовым режимом .

Следовательно, можно утверждать, что установление ЗОУИТ является особым видом зонирования.

К ЗОУИТ можно отнести любые зоны, имеющие особые условия использования территории. Е.А. Галиновская полагает, что особо охраняемая природная территория может быть определена как «территория с особым режимом использования или зона» . Формирование ОЭЗ предусмотрено для обеспечения специального режима предпринимательской деятельности . При проведении мероприятий по борьбе с карантинными объектами, локализации и ликвидации их очагов создаются карантинные фитосанитарные зоны . В целях осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в Российской Федерации разрешено образование игорных зон .

Согласно Федеральному закону от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» на территориях опережающего социальноэкономического развития устанавливается особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Целью установления подобных зон является создание максимально благоприятных условий для осуществления определенных видов деятельности. Более того, исследователи полагают, что для подобных зон принципиальным является установленный правовой режим, а не пространственные границы зоны. Так, по мнению Н.Г. Дорониной, «особый режим» в ОЭЗ на практике приобрел большее значение, чем обособленность ее территории 1 . В.Г. Вишняков делает вывод, что свободная экономическая зона может выполнять свою роль и без территориальных ограничений 2 .

Однако согласно п. 4 ст. I ГрК РФ к ЗОУИТ, помимо прямо перечисленных охранных и санитарно-защитных зон, зон охраны объектов культурного наследия, водоохранных зон, зон затопления, подтопления, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зон охраняемых объектов, не могут быть отнесены зоны, создающие условия для осуществления определенных видов деятельности. Обобщающим признаком всех ЗОУИТ является цель их создания - защита окружающей среды или отдельных объектов от негативного воздействия. Помимо цели установления, общим признаком, характеризующим ЗОУИТ, являются их месторасположение и конфигурация: они формируются вокруг определенного объекта и являются полосой вокруг него. При этом объект зоны может быть источником негативного воздействия, а также и сам подлежать охране. В целях обеспечения охраны объекта зоны или ограничения его негативного воздействия на другие объекты устанавливаются определенные ограничения в использовании земельного участка в ее границах. Их соблюдение позволяет осуществлять на соседних земельных участках различные виды деятельности. В границах ЗОУИТ у землепользователей возникает необходимость воздерживаться от осуществления определенных видов деятельности, а у эксплуатирующих объекты зоны лиц имеется обязанность поддерживать территорию зоны в определенном состоянии, а также право требовать от землепользователей осуществления соответствующих действий. Важным общим признаком ЗОУИТ является распространение режима зоны на все земли и земельные участки, входящие в нее, вне зависимости от формы собственности на них и их категории, а также вида разрешенного использования.

В настоящее время законодательно установлены следующие виды ЗОУИТ:

  • 1) зоны охраны объектов культурного наследия;
  • 2) буферная экологическая зона Байкальской природной территории;
  • 3) экологическая зона атмосферного влияния Байкальской природной территории;
  • 4) лесопарковые зоны;
  • 5) зеленые зоны;
  • 6) водоохранная зона;
  • 7) охранная зона стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением;
  • 8) охранные зоны геодезических пунктов;
  • 9) охранные зоны земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению;
  • 10) зон затопления, подтопления;
  • 11) охранные зоны ООПТ;
  • 12) округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  • 13) зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения;
  • 14) охранные зоны объектов электросетевого хозяйства;
  • 15) охранные зоны железных дорог;
  • 16) зоны защитных мероприятий объекта по хранению химического оружия или объекта по уничтожению химического оружия;
  • 17) охранная зона районов проведения (1965-1988) ядерных взрывов в мирных целях;
  • 18) зоны радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • 19) зоны охраняемых объектов (объектов, подлежащих государственной охране);
  • 20) запретные зоны при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
  • 21) санитарно-защитные зоны промышленных предприятий;
  • 22) придорожные полосы автомобильных дорог;
  • 23) охранные зоны линий и сооружений связи и линий и сооружений радиофикации;
  • 24) рыбоохранные зоны;
  • 25) охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель морских портов;
  • 26) охранные зоны трубопроводов (транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, нестабильный бензин и конденсат);
  • 27) охранная зона газораспределительной сети;
  • 28) охранные зоны тепловых сетей;
  • 29) зоны воздействия предприятий и (или) объектов, расположенных в ЗАТО;
  • 30) зоны отчуждения объектов космической инфраструктуры;
  • 31) приаэродромная территория.

В ЗК РФ и других нормативных правовых актах не дана общая характеристика режима ЗОУИТ. Каждая из зон обладает специфическим правовым режимом, регулируемым отдельным нормативным актом. Такая практика законодательного закрепления правового режима ЗОУИТ сложилась исторически. Нормативная правовая база, определяющая порядок установления ЗОУИТ и их правовой режим, начала формироваться в нашей стране в 20-х гг. XX в. после смены государственного устройства России в результате Октябрьской революции 1917 г. с принятием СН К Декрета от 20.03.1919 об установлении для каждой лечебной местности округа горно-санитарной охраны 1 . В период до 1961 г. было сформировано еще пять видов ЗОУИТ: округа горно-санитарной охраны курортов, запретные зоны оборонного характера, охранные зоны линий электропередачи, зеленые зоны, охранные зоны геодезических пунктов. Уровень их регулирования определялся государством. Правовой режим указанных зон обладал достаточной полнотой. Комплекс нормативных правовых актов, законодательно закреплявших правовой режим зон и учитывающих особенности их отдельных видов, носил системный характер. Качественно иной период в правовом регулировании установления ЗОУИТ стал формироваться в СССР в начале 60-х гг. XX в. Основной причиной изменения ситуации с их регулированием, по нашему мнению, является увеличение количества объектов охраны в связи с расширением хозяйственной деятельности, усилением природоохранных мероприятий и появлением новых видов опасных объектов. В течение этого периода изменился уровень установления правового режима ЗОУИТ: частично эти функции были переданы на республиканский и ведомственный уровни. При этом полнота и системность регулирования сохранились. В ука-

Собрание Узаконений. 1919. № 19. Ст. 231.

занный период законодательство о ЗОУИТ было уточнено и расширено.

Революционные изменения в России 90-х гг. XX в. не могли не отразится на законодательстве о ЗОУИТ. Порядок их установления не претерпел существенных изменений, однако субъекты, обязанные соблюдать и обеспечивать режим зон, получили право частной собственности на земельные участки. При ограничении прав на землю, в том числе связанных с установлением ЗОУИТ, собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы имеют право на возмещение убытков, причиненных таким ограничением. Современный период правового регулирования зон характеризуется увеличением числа их видов. В течение него были установлены новые виды, в тоже время происходило совершенствование законодательства, регулирующего правовой режим других видов зон.

В настоящее время правовой режим ЗОУИТ определяется положениями о ЗОУИТ, зафиксированных постановлениями Правительства РФ 1 , либо постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ 2 , либо отдельными статьями федеральных законов 3 . Утверждается установление охранной зоны актом Правительства РФ 4 , актом федерального органа исполнительной власти 5 или актом органа исполнительной власти субъекта РФ 6 в зависимости от значимости объекта зоны соответственно. При этом отсутствует единый подход к правовому режиму ЗОУИТ и порядку их установления.

Попытка унификации была предпринята в проекте федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части отмены отдельных категорий земель

См.: Постановление Правительства РФ от 27.08.1999 № 972 «Об утверждении Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением» // СЗ РФ. 1999. № 36. Ст. 4405.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 «О введении в действие санитарных правил и норм “Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02”».

См. ст. 105 Лесного кодекса РФ, ст. 65 Водного кодекса РФ.

См. п. 4 ст. 8 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».

См.: Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».

См. ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

и признании утратившим силу Федерального закона “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”». В разных редакциях данного законопроекта 1 предлагается гл. XV ЗК РФ назвать «Охранные и защитные зоны», установив: общие цели ограничения хозяйственной или иной деятельности на земельных участках, расположенных в границах таких зон; виды зон; что Правительство РФ определяет порядок подготовки и принятия решений об установлении указанных зон; требования к предельным (максимальным и минимальным) размерам указанных зон; перечень ограничений по использованию земельных участков, которые могут быть установлены в границах указанных зон; решение об установлении границ зоны будет принимать уполномоченный орган исполнительной власти РФ, или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, или уполномоченный орган местного самоуправления в зависимости от того, относится объект зоны к объектам федерального, регионального или местного значения соответственно; в определенной степени решается вопрос о субъекте, обязанном возместить убытки, причиненные установлением ЗОУИТ. При общей позитивной оценке предлагаемых изменений следует упомянуть о недостатках указанного законопроекта. Во-первых, перечень видов ЗОУИТ не является исчерпывающим, в этих условиях имеет смысл перечислить характеристики таких зон, а не их виды. Во-вторых, федеральное законодательство требует более детального отражения порядка установления ЗОУИТ. В-третьих, необходимо установить механизм компенсации расходов, связанных с проведением работ по определению и установлению границ ЗОУИТ. В законопроекте они возлагаются на собственника объекта зоны. Однако установление ЗОУИТ происходит не по воле собственника объекта, а в связи с законодательной необходимостью. Таким образом, законопроект в этой части нуждается в дальнейшем совершенствовании.

В связи с тем что общие положения о правовом режиме ЗОУИТ законодательно не установлены, а количество их видов является довольно большим, имеет смысл рассматривать содержание правового режима, объединив их в группы. Как было указано выше, свойства объекта зоны определяют цель ее установления. Иными словами, собственно характеристики объекта ЗОУИТ являются определя-

Редакция по состоянию на 13.10.2011 // http://www.rg.ru/2011/10/13/zemlya-kategorii-site-dok.html; редакция по состоянию на 06.04.2012 // http://asozd2.duma. gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNcw%29?OpenAgent&RN=50654-6&02; редакция по состоянию на 11.08.2013 // http://regulation.gov.ги/рго)ес1/6036.1ит1?рот1=у^_ project&stage=3&stage_id=2461.

ющими для ее правового режима и цели создания. В связи с чем представляется верным разделить все ЗОУИТ на два типа в зависимости от принадлежности объекта зоны к природному или антропогенному. В свою очередь, целью установления ЗОУИТ является либо защита окружающей среды, жизни и здоровья граждан, либо охрана собственно объекта зоны. Однако необходимо отметить, что в ряде видов зон в качестве объекта охраны устанавливается как окружающая среда, так и сам объект. Таким образом, к первой группе первого типа ЗОУИТ относятся: буферная экологическая зона Байкальской природной территории, экологическая зона атмосферного влияния Байкальской природной территории, водоохранная зона, охранные зоны ООПТ, округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, рыбоохранные зоны. Охранные зоны земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, и зоны затопления и подтопления отнесены ко второй группе первого типа.

Первая группа второго типа зон включает: зоны охраны объектов культурного наследия, лесопарковую зону, зеленую зону, охранную зону стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, охранную зону геодезического пункта, охранные зоны объектов электросетевого хозяйства, охранные зоны железных дорог, зоны охраняемых объектов (объектов, подлежащих государственной охране), придорожные полосы автомобильных дорог, охранные зоны линий и сооружений связи и линий и сооружений радиофикации, охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель морских портов, зоны санитарной охраны водопроводов питьевого назначения. Во вторую группу второго типа ЗОУИТ выделены: зоны защитных мероприятий объекта по хранению химического оружия или объекта по уничтожению химического оружия, охранные зоны районов проведения в 1965-1988 гг. ядерных взрывов в мирных целях (МЯВ), зоны радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, санитарно-защитные зоны промышленных предприятий, зоны воздействия предприятий и (или) объектов, расположенных в ЗАТО. Охранные зоны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей, охранные зоны тепловых сетей, при-аэродромная территория, запретные зоны при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, зоны отчуждения объектов космической инфраструктуры составляют третью группу второго типа зон.

Правовые режимы ЗОУИТ первой группы первого типа имеют общие элементы природоохранного характера, так как их объектами являются природные объекты и комплексы. Ограничения в таких зонах направлены на снижение негативного воздействия или предотвращение хозяйственной деятельности, которая может отрицательно влиять на объект зоны. Запрещено осуществление любых действий, которые могут привести к загрязнению объекта зоны: использование сточных вод для удобрения почв, размещение кладбищ и скотомогильников, применение удобрений и ядохимикатов и др. Особенности правовых режимов зон определяются уникальными природными характеристиками объектов охранных зон. Так, в водоохранных зонах допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии их оборудования очистными сооружениями. В зонах санитарной охраны источников водоснабжения не допускаются все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений. Правовой режим зон первой группы первого типа содержит не только элементы правового режима земель, но и особенности использования и охраны других природных ресурсов и защиты окружающей среды. Порядок установления зон определен на федеральном уровне, при этом отдельные виды зон утверждаются актами государственных органов исполнительной власти или актами органов местного самоуправления. Надзор за соблюдением правового режима таких зон осуществляется в основном на государственном уровне.

В результате классификации охранные зоны земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, и зоны подтопления и затопления 1 включены во вторую группу первого типа ЗОУИТ. Объектами зон данного вида являются земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению, и поверхностные водные объекты, воды которых могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь и здоровье граждан. Опасность объекта зоны определяет содержание ее правового режима: ограничения направлены на предотвращение воздействия неблагоприятных факторов на здоровье человека и окружающую среду. Необходимость установления ЗОУИТ данной группы определена на федеральном уровне, при этом решение об установлении зоны утверждается актом

См. ст. 67 1 Водного кодекса РФ и постановление Правительства РФ от 18.04.2014 № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» // Иир://ууу.ргаУо. gov.ru.

государственного органа исполнительном власти или актом органа местного самоуправления. Соблюдение правового режима охранных зон земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, осуществляется в полном объеме, так как радиоактивное и химическое загрязнение представляет собой наиболее опасный вид загрязнения земель. Вопросы защиты окружающей среды и здоровья населения от такого негативного воздействия находятся под особым контролем государства. Существует ряд организационных проблем при проведении работ по определению границ зон затопления и подтопления, которые могут быть решены в ближайшее время путем законодательного уточнения механизма их определения.

Поскольку объектами ЗОУИТ первой группы второго типа являются антропогенные объекты и комплексы, правовые режимы этих зон характеризуются ограничениями, направленными на защиту объектов зон от повреждения и на обеспечение их безопасного функционирования и надлежащей эксплуатации. В границах зон запрещено осуществление отдельных видов строительства, землеройных и взрывных работ. Особенности объектов зон определяют различия их правовых режимов. При осуществлении отдельных видов деятельности в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства, охранных зонах линий связи и радиофикации, а также в придорожных полосах требуется согласование с организацией, эксплуатирующей данные объекты. В зонах охраны объектов культурного наследия ограничения направлены на сохранение культурноисторического, ландшафтного и визуального восприятия объекта. Порядок установления таких зон определен на федеральном уровне, все виды зон утверждаются актами государственных органов исполнительной власти. Надзор (контроль) за соблюдением правового режима зон осуществляется на государственном и муниципальном уровнях.

Систематизируя результаты изучения правового режима ЗОУИТ второй группы второго типа, необходимо указать, что объектами таких зон являются антропогенные объекты повышенной опасности. Правовые режимы зон характеризуются ограничениями, направленными на снижение или предотвращение негативного воздействия объекта зоны на окружающую среду, жизнь и здоровье населения. В связи с опасностью объектов зон в их границах запрещены практически все виды хозяйственной деятельности, существует необходимость осуществлять мероприятия по благоустройству территории зоны. Особенности правовых режимов охранных зон определяются опасностью объекта зоны, видом и степенью его негативного воздействия. В охранных зонах радиоактивно загрязненных территорий вводятся самые строгие ограничения в землепользовании, вплоть до прекращения любых действий. В санитарно-защитных зонах разрешено размещать только нежилые здания. Во всех видах зон данной группы правовой режим предусматривает социальные гарантии и льготы для граждан, проживающих или осуществляющих трудовую деятельность на территории зоны. Порядок установления зон определен на федеральном уровне, все виды зон утверждаются актами государственных органов исполнительной власти. Правовыми актами субъектов РФ могут быть введены дополнительные требования к содержанию режима санитарно-защитной зоны. Надзор (контроль) за соблюдением правового режима зон осуществляется на государственном и муниципальном уровнях. Базовый, оперативный и периодический мониторинг состояния окружающей среды и ее загрязнения на территории охранных зон осуществляется в особом порядке, обусловленном опасностью объектов зон.

Объектами ЗОУИТ третьей группы второго типа являются антропогенные объекты и комплексы, что характеризует правовые режимы таких зон ограничениями, направленными как на снижение или предотвращение негативного воздействия объектов зон на окружающую среду, так и на защиту объектов зон от повреждения и на обеспечение их безопасного функционирования и надлежащей эксплуатации. Запрещается осуществлять любые действия, которые могут привести к нарушению или прекращению работы объектов зон: организовывать свалки, разжигать костры, проводить работы ударными инструментами, разрушать защитные сооружения. Для осуществления отдельных видов деятельности необходимо получение письменного разрешения или уведомления эксплуатирующей организации. Специфика правовых режимов охранных зон определяется степенью опасности объекта зоны, видом и уровнем его негативного воздействия на окружающую среду и технико-технологическими характеристиками объекта зоны. Например, на приаэродромной территории запрещаются проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома. Порядок установления зон определен на федеральном уровне, все виды зон утверждаются актами государственных органов исполнительной власти. Надзор за соблюдением правового режима зон осуществляется на государственном уровне.

Развитие правового регулирования в области обеспечения правового режима ЗОУИТ целесообразно проводить в направлении:

  • - разработки общего законодательного подхода к установлению ЗОУИТ и их классификатора;
  • - совершенствования ведомственного и прокурорского надзора за соблюдением правового режима ЗОУИТ как организациями, эксплуатирующими объект зоны, так и собственниками, арендаторами земельных участков, землепользователями и землевладельцами в границах ЗОУИТ;
  • - разработки дифференцированного метода расчета размера отдельных видов зон, пересмотра размеров и конфигурации отдельных видов зон, применения внутреннего функционального зонирования для отдельных видов зон;
  • - совершенствования правотворческой деятельности как в части полноты и согласованности правовых норм, определяющих правовой режим ЗОУИТ, так и в части точности их формулировок;
  • - совершенствования порядка ведомственного согласования с различными федеральными органами исполнительной власти в сфере строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов в границах ЗОУИТ (Росводресурсы, Роспотребнадзор и др.);
  • - установления перечня ограничений в осуществлении хозяйственной деятельности в границах ЗОУИТ отдельных видов, в частности, рыбоохранных зон, буферной зоны и зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории;
  • - отражения в кадастровых документах и документах на установление на местности границ ЗОУИТ для уменьшения и исключения нарушений их правового режима.
  • См.: Болтанова Е.С. Указ. соч. С. 213. Савельева Е.А. Правовое регулирование зонирования территорий: авторсф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 9. См.: Правовое зонирование города. Введение в проблемы градорегулирования в рыночных условиях / под ред. Э.К. Трутнева. С. 7. См.: Волков Г.А., Голиченков А.К., Козырь О.М. Постатейный научно-практический комментарий Земельного кодекса Российской Федерации. Подготовлен для СПС «КонсультантПлюс». 2002. См.: Лисина Н.Л. Правовой режим земель поселений: учеб, пособие. М.: Изд-во «Дело», 2004. С. 164.
  • См. ст. 6 Федерального закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений» (СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3008).
  • См.: Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2006. 31 дек.
  • СЗРФ. 2015. № 1 (ч. I). Ст.26. См.: Доронина Н.Г. Особые экономические зоны во внешнеэкономической деятельности // Журнал российского права. 2004. № 6. См.: Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития //Журнал российского права. 2003. № 1.

Определяясь с выбором земельного участка под строительство следует знать, что даже став собственником участка нельзя использовать его по своему усмотрению, как вздумается. Действующим законодательством установлены ограничения в использовании земельных участков, которые обязательны для землепользователей. Указанные ограничения можно условно разделить на две группы: градостроительные регламенты и зоны с особыми условиями использования .

Градостроительные регламенты

Градостроительный регламент - устанавливаемый органами местного самоуправления правовой режим земельных участков в пределах границ соответствующей территориальной зоны и определяющий виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Иными славами органы местного самоуправления своими нормативными актами делят территорию города, поселка на территориальные зоны в определенных границах, в пределах которых устанавливаются обязательные для исполнения правила использования земельных участков:

  • земельные участки должны быть определенных размеров,
  • определяется этажность застройки,
  • виды застройки (жилое, производственное, административно-хазяйственное назначение ).

И если планируемый к строительству объект не будет соответствовать данным правилам, то органы местного самоуправления просто откажут в выдаче разрешения на строительство или в предоставлении земельного участка для целей, не соответствующих регламенту.

Градостроительные регламенты устанавливаются в местном нормативном акте - . В настоящее время не во всех городах и поселках утверждены такие правила, но законодатель принуждает это сделать в ближайшее время.

Кстати, по закону, если после установления регламентов находящийся в определенной территориальной зоне объект недвижимости не соответствует такому регламенту (например жилой дом находится в производственной зоне), то собственник такого объекта не имеет право реконструировать такой объект или перестраивать его, если после такой реконструкции или строительства объект не изменит свое назначение на соответствующее регламенту.

Зоны с особыми условиями использования

Зоны с особыми условиями использования территорий - это зоны, определяемые расчетами по правилам, установленным нормативными актами, в пределах которых установлены ограничения в использовании земельных участков, в том числе запрет на строительство определенных объектов или полный запрет на строительство.

Устанавливаются следующие зоны с особыми условиями использования территории:

  1. зоны, выделенные для обеспечения правового режима охраны и эксплуатации объектов культурного наследия Российской Федерации;
  2. санитарно-защитные зоны;
  3. санитарные разрывы от автозаправочных станций;
  4. санитарные разрывы от высоковольтных линий электропередач;
  5. санитарные разрывы от магистральных газопроводов до элементов застройки;
  6. водоохранные зоны;
  7. 1-ый пояс санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
  8. 2-ой пояс санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
  9. 3-ий пояс санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
  10. санитарные разрывы от железной дороги до жилой застройки;
  11. придорожная полоса автомобильной дороги федерального значения;
  12. зоны ограничения застройки от передающих радиотехнических объектов;
  13. зоны нахождения месторождений общераспространённых полезных ископаемых;
  14. зоны ограничений застройки по горно-геологическим условиям, в том числе:
    • зоны запрета на строительство зданий и сооружений;
    • зоны застройки на основании сравнения вариантов технико-экономических расчётов;
    • зоны застройки не выше 3 этажей.
  15. зона затопления паводком 1%-й обеспеченности;
  16. зона подтопления грунтовыми водами;
  17. зона отработанных карьеров строительных материалов.

Рассмотрим для примера некоторые из устанавливаемых зон.

Зоны для объектов культурного наследния

Зоны, выделенные для обеспечения правового режима охраны и эксплуатации объектов культурного наследия Российской Федерации

В пределах данной зоны особый порядок использования: деятельность должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех ценных градоформирующих объектов, в соответствии с проектом зон охраны , разрабатываемом органом охраны объектов культурного наследия, а до разработки такого проекта - при условии получения согласия такого органа охраны.

Поскольку мало где разработаны проекты зоны охраны, во всяких таких случаях строительства на территории расположения культурных объектов, в том числе, в случае сноса или реконструкции архитектурного памятника, предварительно нужно будет получить письменное согласие местного органа охраны памятников культуры.

Санитарно-защитные зоны

Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, отделяются санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

В пределах санитарно-защитной зоны запрещено строительство жилья ,а также запрещены отдельные виды деятельности. Даже если жилой дом будет построен на собственном земельном участке и оформлен в упрощенном порядке, то существует риск, что владелец объекта, образующего санзону, может обратиться в суд с иском о сносе такого дома.

Аналогична ситуация с другими вышеперечисленными зонами. Строительство в пределах установленных зон либо запрещено, либо связано с определенными ограничениями или согласованиями.

Зоны с особыми условиями использования территорий (англ. restricted use areas), охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации .

Признаки зон с особыми условиями использования территорий

1. Установлены в соответствии с федеральным законодательством.

2. Зоны с особыми условиями использования территорий образуются в целях обеспечения:

безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов;

условия охраны памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности .

3. Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у правообладателей земельных участков, как правило, не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

4. Зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются на землях, прилегающих к объектам, в отношении которых установлены такие зоны (объект, в отношение которого установлена зона, в состав зоны не входит).

Учёт зон с особыми условиями использования территорий

Зоны с особыми условиями использования территорий, их границы обозначаются на местности специальными информационными знаками (размер зон либо нормативно определён, либо разрабатывается в проекте). Уничтожение или повреждение специальных знаков влечёт наложение административного штрафа на виновных в этом .

В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий:

1) индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон;

2) описание местоположения границ таких зон;

3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон;

4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений;

Границы зон с особыми условиями использования территорий воспроизводятся на кадастровых картах всех видов . Зоны с особыми условиями использования территорий (или их части) могут быть объектами землеустройства , сведения о таких зонах вносятся в государственный лесной реестр , государственный водный реестр .

Системно и последовательно зоны с особыми условиями использования территорий отображаются в материалах градостроительной деятельности:

на картах, содержащихся в схемах территориального планирования и генеральных планах;

на картах градостроительного зонирования и в составе градостроительных регламентов в правилах землепользования и застройки;

в материалах по обоснованию проекта планировки территории и на чертежах межевания территории .

Перечень зон с особыми условиями использования

Охранные зоны:

объектов электросетевого хозяйства;

объектов системы газоснабжения;

сетей связи и сооружений связи;

магистральных трубопроводов;

стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением;

Водоохранные зоны (включая прибрежные защитные полосы).

Рыбоохранные зоны и рыбохозяйственные заповедные зоны.

Округа и зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях.

Округа и зоны санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

в т. ч. санитарно-защитные зоны и зоны наблюдений радиационных объектов.

Зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Перечень зон с особыми условиями использования территорий, указанный выше в определении, не является исчерпывающим, в отдельных законах и подзаконных актах имеются специальные указания на отнесение к зонам с особыми условиями использования следующих зон:

лесопарковые зоны, зелёные зоны;

приаэродромная территория.

Примечания

  1. Зоны с особыми условиями использования земель - в редакции "Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
  2. "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 20.03.2011), ч. 4 ст. 1
  3. ст. 56 "Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 20.03.2011); ст.52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды"
  4. КоАП 7.2
  5. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О государственном кадастре недвижимости"
  6. Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 19.10.2009 N 416 «Об установлении перечня видов и состава сведений кадастровых карт»
  7. Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О землеустройстве"
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 N 318 "О государственном лесном реестре" (вместе с "Положением о ведении государственного лесного реестра")
  9. Постановление от 28 апреля 2007 г. № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра»
  10. "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 20.03.2011)
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»
  12. Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О газоснабжении в Российской Федерации"; Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей"
  13. Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О связи»; Постановление Правительства РФ от 09.06.1995 N 578 "Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации"
  14. "Правила охраны магистральных трубопроводов" (утв. Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9) (с изм. от 23.11.1994)
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.1996 № 1170 "Об утверждении Положения об охранных зонах и охране геодезических пунктов на территории Российской Федерации"
  16. Федеральный закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 N 972 (ред. от 01.02.2005) "Об утверждении Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением"
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611 (ред. от 15.06.2009) "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог"
  19. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2004 N 112 "Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов"
  20. Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об особо охраняемых природных территориях"
  21. "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 28.12.2010)
  22. Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
  23. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
  24. Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"
  25. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 09.09.2010) "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"
  26. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.05.2007 N 30 "Об утверждении Санитарных правил СП 2.6.1.2216-07 "Санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения радиационных объектов. Условия эксплуатации и обоснование границ"
  27. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 30.11.2010, с изм. от 13.12.2010) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
  28. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.2006 N 384 (ред. от 15.06.2009) "Об утверждении Правил определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон"
  29. Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1007 «Об утверждении положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зелёных зон» (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2011 N 50)
  30. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 г. N 71 «Об утверждении положения об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации»
  31. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации"

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Официальная терминология
  • Зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны,… …

    Постановление 77-ПП: Среднесрочная программа комплексного развития территорий города Москвы, находящихся в зоне действия электроподстанций и воздушных линий электропередачи на 2009-2011 гг. - Терминология Постановление 77 ПП: Среднесрочная программа комплексного развития территорий города Москвы, находящихся в зоне действия электроподстанций и воздушных линий электропередачи на 2009 2011 гг.: 19. Виды документации по планировке… …

    - – зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Территориальные зоны выделяются с учётом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов… … Википедия

    Земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко культурное,эстетическое, рекреационное,оздоровительное и иное ценное значение, изъятые постановлениями федеральных органов государственной власти,органов государственной власти… … Энциклопедия юриста

    Охранные зоны - 1) (для целей Федерального закона Об особо охраняемых природных территориях) участки земли и водные пространства, прилегающие к особо охраняемым природным территориям, с регулируемым режимом хозяйственной деятельности в целях защиты особо… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    Водоохранные зоны - 1) (для целей Водного кодекса Российской Федерации) территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    Коммунально-складские зоны - 7.10. Коммунально складские зоны предназначены для размещения групп предприятий и отдельных объектов, обеспечивающих потребности городского хозяйства и населения в складах, коммунальных и бытовых услугах, а также связанных с ними обслуживающих и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Приказ 492: Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов - Терминология Приказ 492: Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов: градостроительная деятельность деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Зоны с особыми условиями использования территории обозначаются специальными знаками информационного типа. За их повреждение, несанкционированный перенос, уничтожение предусматривается административная ответственность. Все виды зон с особыми условиями использования территории должны быть зарегистрированы и воспроизведены на всех картах.

Классификация

Зоны с особыми условиями использования территорий включают охранные участки:

  1. Объектов электросетевого комплекса.
  2. Магистральных трубопроводов.
  3. Объектов газоснабжения.
  4. Геодезических пунктов.
  5. Сетей и сооружений связи.
  6. Морских портов.
  7. Железных дорог.
  8. Стационарных пунктов, предназначенных для наблюдения за состоянием природы, уровнем ее загрязнения.
  1. Водо- и рыбоохранные местности, заповедники.
  2. Округа и охраны лечебных природных ресурсов, курортов, оздоровительных местностей, водных объектов, предназначенных для хозяйственно-бытового, питьевого снабжения.
  3. Защитные участки сооружений, предприятий и иных объектов.
  4. Охранные территории культурно-исторических комплексов.

Дополнительно

В соответствии с законами и нормативными актами в перечень зон с особыми условиями использования территории входят также:

  1. Лесопарковые участки.
  2. Прибрежные полосы водных (внутренних) путей РФ.
  3. Приаэродромные участки.

Специфика выделения

Зонами с особыми условиями использования территорий являются местности, пределы которых определены правилами и внутри которых действуют специальные регламенты. Выделение таких участков осуществляется с учетом различных факторов. В частности, установление зон с особыми условиями использования территорий производится в соответствии с:

  1. Возможностью сочетания в пределах одной местности разных видов планируемого и существующего режимов эксплуатации участков.
  2. Размещением функциональных зон и показателей их предполагаемого развития. Последние определяются в соответствии с действующим генпланом.

Цели

Рассматриваемые участки выделяются в соответствии с нормами федеральных законов. Землеустройство зон с особыми условиями использования территорий осуществляется для:

  1. Безопасности граждан.
  2. Создания условий для эксплуатации промышленных, энергетических, радиационных и ядерных опасных, транспортных объектов, пунктов хранения вредных веществ и материалов.
  3. Охраны природных, историко-культурных памятников, археологических комплексов.
  4. Устойчивого функционирования природных экосистем.
  5. Защиты ландшафтов от загрязнения.

Признаки зоны с особыми условиями использования территории

Как правило, наделы, входящие в их состав, не изымаются у правообладателей. Однако в их пределах могут вводиться специальные режимы, запрещающие либо ограничивающие те или иные типы деятельности, несовместимые с целями выделения таких местностей. Границы зон с особыми условиями использования территорий определяются по действующему законодательству. Они подлежат описанию и внесению в госкадастр недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территории создаются на местности, прилегающей к объектам, в отношении которых они образованы. При этом последние не входят в состав таких участков. Создание зоны с особыми условиями использования территории предполагает определенные правовые требования и ограничения по эксплуатации объектов недвижимого/движимого имущества.

В отношении таких участков могут предусматриваться правила посещения, пребывания и проч. В этих требованиях и ограничениях выражается защитный или охранный режим. Площадь рассматриваемых участков обычно не совпадает с размерами объектов, для охраны которых или защиты от которых они создаются. Границы зон с особыми условиями использования территорий существенно шире. В случае их совпадения об этом должно прямо указываться в нормативном акте, на основании которого формируется участок. Объект охраны либо источник воздействия должен иметь свою отдельную границу. Их площадь не входит в состав рассматриваемых участков, кроме случая их совпадения.

Определение

Принимая во внимание приведенные выше критерии, можно установить, что зоной с особыми условиями пользования территорией выступает местность, определяемая в соответствии с законодательством, имеющая свои пределы, описанные согласно предусмотренному в нормах порядку. Она предназначается для охраны объекта или защиты от негативного воздействия на человека и природу, накладывает юридические требования к эксплуатации и ограничения, определяет правила посещения, нахождения, режим пребывания и проч. При этом зона, как правило, не совпадает с границами охраняемого объекта или опасного источника.

Нюансы

Для отнесения местности в состав зоны с особыми условиями использования территории Росреестр оценивает наличие всех признаков, указанных выше. Исключение составляет обязательность описания и внесения в госкадастр. Это делается после отнесения местности в рассматриваемую категорию.

Исключения

Зоны с особыми условиями использования территории следует отличать от прочих участков с ограничениями. Создание первых, как отмечалось выше, осуществляется для охраны какого-либо объекта или обеспечения защиты от источника опасности. Образование иных участков с ограничениями может не преследовать таких целей. К примеру, в состав зон с особым режимом не включаются особо охраняемые местности, защитные леса и иные аналогичные площади, где предмет/объект охраны составляет с ними единое целое. На особо охраняемых участках охране подлежат различные природные комплексы. Это может быть непосредственно земля, недра, водные объекты, животный или растительный мир. При осуществляется не каждого из них отдельно, а в совокупности. Она и составляет особо охраняемую местность, которая, в свою очередь, выступает единым объектом по отношению к зоне с особым режимом эксплуатации.

Аналогичным образом рассматриваются и защитные леса. По сути, они представляют собой комплекс кустарников и деревьев. Объект охраны при этом - не конкретное насаждение, а вся площадь, занятая лесом. Не выступают как зоны с особым режимом эксплуатации территории памятники культуры и истории. Они являются объектом охраны. А зоны с особым режимом устанавливаются на местности, сопряженной с ними.

Госкадастр

Законодательством предусматривается обязательный учет зон с особыми условиями использования территории. В госкадастр вносятся следующие данные:

  1. Индивидуальное обозначение. Это может быть номер, тип, вид, индекс и проч.
  2. Описание расположения границ.
  3. Названия органов государственной или муниципальной власти, по решению которых была создана местность.
  4. Реквизиты соответствующих постановлений, а также актов об изменении границ, источники официального их издания.
  5. Содержание ограничений по эксплуатации недвижимых объектов, расположенных в пределах местности.

Материалы градостроительной деятельности

Сведения о зонах с особым режимом отображаются:

  1. На картах, входящих в состав схем планирования и генпланов.
  2. В материалах по обоснованию проектов и на чертежах межевания.
  3. На картах зонирования, входящих в состав правил застройки и землепользования.

Порядок внесения сведений в кадастр

В ФЗ №221, кроме положений, регламентирующих процедуру учета недвижимых объектов, есть нормы, предусматривающие правила отражения сведений о зонах с особым режимом использования. По ст. 1, ч. 1 указанного нормативного акта государственный кадастр представляет собой систематизированный свод данных о зарегистрированном недвижимом имуществе. В него также вносится информация о границах России, регионов, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон и местностей с особым режимом эксплуатации. Согласно ст. 46 (ч. 1) ФЗ №221, государственные, территориальные уполномоченные структуры власти обязаны предоставить информацию о зарегистрированных участках до даты вступления нормативного акта в действие. Состав сведений и правила направления материалов в орган по кадастровому учету определяются исполнительным госорганом, утвержденным правительством. В законе также предусматривается срок, в который указанная информация и документы должны быть представлены. Он составляет не более 10 дней с даты принятия решения об установлении, изменении, отмены создания зоны с особым режимом.

Функциональные участки

Для таких зон документацией по территориальному планированию определяются границы и назначение. В не предусматривается обязанность создавать функциональные участки в соответствии с фактической эксплуатацией. Это обуславливается тем, что планирование ориентировано не на закрепление существующего положения, а на развитие местности в будущем. В качестве ключевой цели зонирования выступает выделение в пределах городского поселения относительно однородных по техногенной нагрузке и природным особенностям участков. Все инфраструктурные объекты подразделяются на три крупные группы:

  1. Промышленные зоны. К ним относят местности, в пределах которых располагаются предприятия.
  2. Селитебные зоны. В пределах этих участков распространена жилая застройка.
  3. Рекреационные зоны. На этих участках находятся зеленые массивы. Они могут предназначаться для рекреации после проведения комплекса мероприятий по благоустройству. В составе этих участков присутствуют городские сады, лесопарки, леса, скверы и проч.

Другие категории

Законодательство предусматривает также выделение территориальных зон. Но оно осуществляется в соответствии со сложившейся планировкой на местности. В составе территориальных зон присутствуют:

  1. Жилые массивы. В их пределах допускается различная максимальная этажность сооружений.
  2. Общественно-деловые зоны разного типа. Это могут быть участки коммерческих, деловых, коммунально-бытовых объектов, учреждений культуры, здравоохранения и проч.
  3. Производственные территории, зоны транспортной и инженерной инфраструктур.
  4. Сельскохозяйственные угодья, в том числе садоводства, дачи и проч.
  5. Рекреационные территории. В их составе находятся сады и парки, леса, водоемы, спортивные объекты.
  6. Территории особо охраняемых зон. Эти участки имеют важное историко-культурное, научное, экологическое, рекреационное, эстетическое, оздоровительное и прочее значение.
  7. Зоны специального использования. В их составе присутствуют кладбища, объекты для размещения промышленных и бытовых отходов, прочие объекты, расположение которых может обеспечиваться исключительно путем выделения отдельных участков.
  8. Прочие территориальные зоны. Они выделяются в соответствии с функциональными участками и спецификой эксплуатации наделов, а также объектов капстроительства.

К зонам, устанавливаемым в соответствии с законодательством, также относят и другие территории. В их состав входят, в частности, пригород и участки, предназначенные для размещения объектов капстроительства.

Заключение

Выше были рассмотрены основные признаки зон с особым режимом использования. При описании критериев следует обратить внимание на различие между двумя правовыми категориями. Речь, в частности, ведется об объектах охраны и непосредственно самой зоне с особым режимом. К первым относят источники негативного влияния на человека и природу. Зона с особым режимом использования располагается вдоль такого объекта либо вокруг него. При этом опасный источник и участок, сопряженный с ним, существуют не как одно целое, а отдельно друг от друга.

Нормативными актами устанавливается обязанность уполномоченных муниципальных и госорганов предоставлять сведения обо всех зонах с особым режимом использования. Это правило распространяется и на местности, выделенные в рассматриваемую категорию до вступления в силу ФЗ №221. Процедура постановки на учет таких зон предполагает внесение соответствующих сведений о них в госкадастр. Кроме этого, информация отражается в планировочной, схемах и чертежах, в картах. В составе зон с особым режимом могут находиться участки, принадлежащие гражданам на правах собственности. В этом случае в указываются соответствующие ограничения.

Что такое «зоны с особыми условиями использования территорий?»

Из градостроительного кодекса РФ следует, что зоны с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ) - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. В зависимости от вида объектов, их функционального назначения и влияния на окружающую среду, устанавливаются различные виды зон.

Установление "особых зон" предназначено для охраны объектов, нуждающихся в охране, или для защиты от объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и человека. Исходя из вышесказанного, зоны имеют определенный охранный или защитный режимы. В зависимости от характера зоны, накладываются определенные правовые требования к использованию и ограничения в использовании объектов движимого и недвижимого имущества попадающего в зону, а также могут определяться условия нахождения, правила посещения, режим пребывания и т.п. в данных зонах.

Границы зон с особым режимом использования земель устанавливаются по проектам строительства соответствующих субъектов, а при их отсутствии - по утвержденным нормативам РФ с учетом местоположения режимообразующих объектов, их назначения, параметров, конструкции и степени влияния на окружающую среду. Как правило, границы ЗОУИТ шире и не совпадают с границами объекта, требующего охраны, или объекта, от воздействия которого необходима защита, вследствие чего, на земельные участки, которые частично или полностью входят в границы таких зон, может быть введен особый правовой режим использования.

Правовой режим таких зон регламентируется не только градостроительным и земельным законодательством, но и законодательством в областях электроэнергетики (охранные зоны объектов электросетевого хозяйства и охранные зоны объектов по производству электрической энергии), промышленной безопасности (охранные зоны магистральных трубопроводов и охранные зоны газораспределительных сетей); законодательством о железнодорожном транспорте (охранные зоны железных дорог) и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (санитарно-защитные зоны), природоресурсным законодательством (водоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, рыбоохранные зоны и рыбохозяйственные заповедные зоны, лесопарковые зоны и зеленые зоны и т. д.) и другими отраслями российского законодательства.

Как узнать, входит ли участок в зону с особыми условиями использования территории?

Зоны с особыми условиями использования территорий являются источником введения ограничений использования земельных участков. Данные ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления и сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Такие ограничения полностью или частично распространяются на все земельные участки, входящие в границы зон с особым условием использования.

Основное предназначение зон с особыми условиями использования территорий - это охрана режимного или ценного объекта или защита от объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и человека. Если вблизи Вашего земельного участка расположен такой объект, то это может указывать на то, что Ваш земельный участок входит в зону с особыми условиями использования территорий.

Узнать о том, входит ли земельный участок в границу какой-либо зоны с особыми условиями использования территорий, можно заказав выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), а также обратившись к общедоступному сервису «Публичная кадастровая карта Росреестра».

Не стоит думать, что земельный участок (его часть), который вошел в зону с особым условием использования территорий, невозможно использовать по целевому назначению. Нахождение земельного участка в зоне накладывает на его правообладателя обязательства по соблюдению особого режима использования, но не лишает его прав на использование и оборот такого участка.

Как узнать об ограничениях на свой земельный участок?

Cуществует возможность при помощи электронных сервисов узнать об ограничениях использования земельного участка. Теперь любой пользователь интернета может узнать, не выходя из дома, не расположен ли какой-то определенный земельный участок в водоохранной зоне, санитарно-защитной или зоне охраны объектов культурного наследия.

В настоящее время на официальном сайте ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» доступен электронный сервис «Узнать об ограничениях на земельный участок» (kadastr.ru/site/electron/zouit.htm), с помощью которого можно узнать о наличии ограничений, наложенных на земельный участок в связи с установлением территориальных зон и зон с особыми условиями использования территории.

Для того, чтобы воспользоваться услугами данного сервиса необходимо на главной странице сайта Кадастровой палаты из перечня электронных сервисов выбрать вкладку «Узнать об ограничениях на земельный участок», указать кадастровый номер земельного участка или учетный номер зоны и нажать «Найти».

В случае, если земельный участок входит в зону с особыми условиями использования территории, то пользователь получит ответ, в котором будет указана вся информация об этой зоне, а также соответствующий ряд ограничений.

Отметим, что сведения электронного сервиса предназначены исключительно для некоммерческого использования и несут справочный характер.

Информация предоставлена редакции Профкадастр.рф пресс-службой Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калужской области.

Спасибо за предоставленную информацию!



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ