Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление в Российской федерации осуществляется гражданами как путем различных форм прямого волеизъявления, так и через органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления -- это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий.

Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется, прежде всего тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Однако органы местного самоуправления -- это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3) народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это означает, что и государственные органы и органы местного самоуправления -- это органы власти народа, органы, через которые народ осуществляет свою власть.

Вместе с тем органы государственной власти и органы местного самоуправления -- это разные формы осуществления власти народа. Органы, осуществляющие государственную власть, являются структурными единицами государственного аппарата, государственными органами. Поэтому осуществляемая ими власть народа имеет форму государственной власти.

Органы местного самоуправления не являются составной частью государственного механизма управления. Они, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 12), не входят в систему органов государственной власти, поэтому представляют собой самостоятельную форму реализации народом своей власти.

Однако, не являясь органами государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют деятельность, которая носит властный характер, поскольку они выступают одной из форм реализации власти народа. Поэтому принимаемые ими в пределах своих полномочий решения обязательны на территории местного самоуправления для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, граждан, общественных объединений.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 12) местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Однако это не означает, что органы местного самоуправления могут действовать независимо от имеющихся в стране законов и других актов органов государственной власти. Эти акты для них являются обязательными.

Будучи относительно самостоятельными, органы местного самоуправления тесно связаны с государственными органами. Они в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 132) могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. И в этом качестве органы местного самоуправления выступают как государственно-властные органы, деятельность которых по реализации переданных им полномочий подконтрольна государству.

Согласно Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” (ст. 6) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами и законами субъектов Российской федерации. Ими же определяются условия, а также порядок контроля государства за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Вместе с тем согласно данному Закону (ст. 14), осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. Решения органов местного самоуправления могут быть отменены органами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда (ст. 44).

В соответствии с федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 14) к органам местного самоуправления относятся:

представительные органы местного самоуправления;

иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Согласно Закону (ст. 14) наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Они управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления организуют исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации. Они оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.

Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральными законами.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Представительные органы местного самоуправления

Представительными органами местного самоуправления являются думы, муниципальные собрания, муниципальные комитеты и т.п. Они состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего

равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Установленный Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 15) порядок непосредственного избрания представительных органов местного самоуправления населением исключает возможность формирования районных органов местного самоуправления из представителей органов местного самоуправления городских и сельских поселений, как это было предусмотрено Положением об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы" или, скажем, признания представительным органом местного самоуправления в сельском округе собрания старост, как это было установлено, например, в Положении о местном самоуправлении в Московской области на период поэтапной конституционной реформы от 3 февраля 1994 г.

Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

установление местных налогов и сборов;

установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации (ст. 45).

Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований.

Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.

Как уже отмечалось, в отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.

Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 18) гарантирует депутату представительного органа местного самоуправления условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защиту прав, чести и достоинства.

Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления не может быть меньше двух лет, а установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.

Полномочие депутата представительного органа местного самоуправления начинается со дня его избрания и прекращается с момента начала работы представительного органа местного самоуправления нового состава.

Депутаты представительных органов местного самоуправления могут в соответствии с уставом муниципального образования осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

Как уже ранее отмечалось, уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата представительного органа местного самоуправления. Статус депутата представительного органа местного самоуправления и ограничения, связанные с этим статусом, устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Депутаты представительных органов местного самоуправления не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта РФ.

Депутатам представительных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, социальные гарантии, связанные с пребыванием на этой должности, устанавливаются законами субъектов РФ.

Иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования -- выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на Основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного Самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях.

Наименование главы муниципального образования и сроки его полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Так, в Законе Московской области “О местном самоуправлении в Московской области” от 13 июня 1996 г. предусмотрены следующие варианты структуры и полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления: а) если не предусмотрена должность главы муниципального образования, то Советом избирается председатель Совета и назначается глава администрации;

б) если предусмотрена должность главы муниципального образования, избираемого Советом из своего состава, то председатель Совета не избирается, глава администрации не назначается, а полномочия председателя Совета выполняет глава муниципального образования; в) если предусмотрена должность главы муниципального образования, избираемого населением, и согласно уставу муниципального образования глава муниципального образования входит в состав Совета с правом решающего голоса, то председатель Совета не избирается, глава администрации не назначается, а полномочия председателя Совета выполняет глава муниципального образования; г) если предусмотрена должность главы муниципального образования, избираемого населением, а согласно уставу муниципального образования глава муниципального образования не входит в Совет, то Советом избирается председатель Совета, а глава администрации не назначается".

Глава местного самоуправления имеет полномочия главы местной администрации в полном объеме) Если же Устав о местном самоуправлении не предусматривает должность главы местного самоуправления, то граждане избирают главу администрации сроком на 4 года, а представительный орган местного самоуправления избирает своего председателя.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования подотчетен населению непосредственно, а также представительному органу местного самоуправления.

Надо сказать, что до недавнего времени главы местного самоуправления (местной администрации), как правило, назначались вышестоящим главой администрации. Однако в соответствии со статьей 59 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 г. (с учетом изменений, внесенных в Закон 22 апреля 1996 г. главы местных администраций (главы местного самоуправления), назначенные на должность государственными должностными лицами, органами государственной власти, а также в ином порядке, чем это предусмотрено федеральным законом, сохраняют свои полномочия до избрания (назначения) соответствующего органа, должностного лица с учетом положений данного Федерального закона, но не более шестнадцати месяцев со дня вступления в силу Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” от 28 августа 1995 г. (данный Закон вступил в силу 1 сентября 1995 г. -- со дня своего официального опубликования).

В уставе муниципального образования помимо представительных органов и глав муниципальных образований могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления, а также иные должностные лица местного самоуправления как выборные, так и назначаемые.

Наименование такого рода органов местного самоуправления, подотчетность, вопросы организации и деятельности определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Образование этих органов местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами согласно Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 17) не допускается.

Выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Этим правом определяется также наименование выборных должностных лиц и сроки их полномочий. Выборные должностные лица в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления. Наименование назначаемых должностных лиц местного самоуправления, порядок их назначения, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Поволжский институт управления и государственной службы

имени П.А. Столыпина

Факультет Государственного и Муниципального Управления

Специальность: 081100.62 Государственное и муниципальное управление

Кафедра государственного и муниципального управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Основы государственного и муниципального управления»

«Система органов местного самоуправления»

заочной формы обучения Семочкина Д.А.

Саратов 2014

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы органов местного самоуправления

1 Понятие и общие принципы функционирования органов местного самоуправления

2 Система органов местного самоуправления

Глава 2. Система органов местного самоуправления: порядок формирования и полномочия ОМСУ

1 Структура и функции представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления

2 Организационно-правовой статус главы муниципального образования

3 Местная администрация как исполнительно - распорядительный орган власти на муниципальном уровне

4 Иные органы муниципального управления (контрольный орган, избирательная комиссия)

Заключение

Введение

Местное самоуправление является одной из форм прямого и представительного осуществления власти народом.

Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях - городских и сельских поселениях: в селе или нескольких селах, имеющих общую территорию (район), городах или частях крупных городов (городских районах, кварталах). Если государственная власть управляет населением сверху, то в муниципальных образованиях население самостоятельно управляет своими делами, решает вопросы местного характера.

Местное самоуправление позволяет населению самостоятельно решать вопросы местного значения, а также владеть, пользовать и распоряжаться муниципальной собственностью. Граждане осуществляют местное самоуправление через референдумы, выборы и другие формы прямого волеизъявления, с помощью выборных и других органов местного самоуправления.

Актуальность темы курсовой работы, прежде всего, объясняется большой ролью местного самоуправления в политико-правовой и государственной жизни российского общества, в реализации принципов самоуправления в механизме государства, а также становлении и функционировании институтов демократического правового государства.

В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:

1.изучить теоретико - методологические основы органов местного самоуправления:

-понятие и общие принципы функционирования органов местного самоуправления;

-систему органов местного самоуправления;

2.рассмотреть систему органов местного самоуправления: порядок формирования и полномочия ОМСУ:

-структуру и функции представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления;

-организационно-правовой статус главы муниципального образования;

-местную администрацию как исполнительно - распорядительный орган власти на муниципальном уровне;

-иные органы муниципального управления (контрольный орган, избирательная комиссия).

Предмет исследования - органы местного самоуправления.

Объектом курсовой работы являются отношения, возникающие в процессе функционирования органов местного самоуправления.

Оптимизация организации деятельности органов местного самоуправления выступает одним из главных направлений развития и функционирования современной государственности, одним из важных условий обеспечения стабильного состояния общества в целом. Этому способствует привлечение граждан для решения проблем местной жизни, максимальное удовлетворение потребностей населения, строгое следование законодательным положениям в процессе соблюдения и поддержания баланса местных и государственных интересов.

Глава 1. Теоретико-методологические основы органов местного самоуправления

1Понятие и общие принципы функционирования органов местного самоуправления

местное самоуправление власть исполнительный

Принципы функционирования органов местного самоуправления представляют собой обусловленные природой местного самоуправления первоначальные идеи, которые являются основой организации и деятельности населения, а также формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление муниципальными делами.

Принципы закреплены в Европейской хартии местного самоуправления, Конституции РФ, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и других законодательных актах, что придает принципам нормативно-правовой характер общеобязательных требований.

Классификация принципов осуществляется по источнику, в связи с чем, принципы делятся на конституционные (общие) и иные.

К общим принципам местного самоуправления относятся:

-самостоятельность решения населением вопросов местного значения (статьи 12 и 130 Конституции РФ) - этот принцип подразумевает самостоятельность в осуществлении гражданами местного самоуправления, реализуемая путем референдума, выборов или других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления, также местное самоуправление в рамках своих полномочий самостоятельно, а население определяет организационную форму, структуру и наименование органов местного самоуправления и т. д.;

-организационная обособленность местного самоуправления: его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций (статья 12 Конституции РФ) - это значит, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются, являясь властью публичной;

-обеспечение деятельности местного самоуправления необходимыми материально-правовыми ресурсами (статья 132 Конституции РФ) - самостоятельное распоряжение муниципальной собственностью, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение бюджета, признание и равная защита муниципальной собственности наряду с другими формами собственности, гарантирование минимальных бюджетов на уровне не ниже минимальной бюджетной обеспеченности, установленной уполномоченным органам уровня субъекта Федерации и т. д.;

-многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления (статья 131 Конституции РФ) (организационные формы осуществления местного самоуправления будут рассматриваться в отдельной теме лекции);

-гарантия права местного самоуправления на судебную защиту (статья 133 Конституции РФ) - граждане, которые проживают на территории муниципального образования, органы и должностные лица местного самоуправления могут предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений;

-ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением - ответственность наступает не только за принимаемые решения, но и за действия, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом, ответственность перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия определяются уставами муниципальных образований;

-соблюдение прав и свобод человека и гражданина - местное самоуправление как деятельность в интересах населения, осуществление деятельности местного самоуправления исходя из гарантированных Конституцией РФ основных прав и свобод человека и гражданина (избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, обращаться лично, обжаловать в суде решения и действия органов местного самоуправления, получать образование, медицинскую помощь и т.д.);

-законность в организации и деятельности местного самоуправления - прокурорский надзор за исполнением федеральных законов, законов субъектов Федерации и уставов муниципальных образований органами и должностными лицами местного самоуправления, за соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина, обжалование в судебном порядке решений и действий органов и должностных лиц местного самоуправления, ущемляющих права юридических и физических лиц, многообразие форм общественного контроля населения за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления; отчетов депутатов представительных органов, глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления;

-гласность деятельности местного самоуправления - обязательность опубликования законов и любых нормативных актов, обеспечение возможности контроля населения за деятельностью органов власти и управления всех уровней, возможность гражданам влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы, обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления обеспечить каждому возможность получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления давать ответ по существу обращений граждан в течение месяца;

-коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления - обязательное наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований. Коллегиальный порядок деятельности выборного органа;

-использование местных обычаев и традиций в организации и деятельности местного самоуправления - обращение к местным обычаям и традициям, учет местных особенностей народностей, проживающих на территории муниципального образования, при выборе моделей местного самоуправления, установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований и так далее.

Таким образом, основой функционирования и организации деятельности граждан, а также создаваемых ими органов по самостоятельному управлению местными делами являются общие начала или принципы, которые обязательны для всех органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов муниципальных образований. Вопрос местного самоуправления всегда находился в центре политической, гражданской, экономической жизни общества.

2Система органов местного самоуправления

Существует много общего между органами местного самоуправления и государственной власти. Так, например, орган местного самоуправления является публично-правовым лицом, который наделен компетенцией в определенной области, а также властными полномочиями, имеющий определенную организационно-правовую структуру и осуществляющий деятельность на территории, где она является подзаконной. Одновременно с этим органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, не могут выступать от имени государства и выражают интересы местного населения. Также отличием является то, что полномочия органов местного самоуправления являются не государственно-властными, а юридически-властными.

Закон о местном самоуправлении, принятый в 1995 году, предусматривал обязательное наличие в муниципальных образованиях лишь выборных органов местного самоуправления. На самом деле в большом количестве муниципальных образований существовала трехзвенная схема органов местного самоуправления, которая включала в себя выборный (представительный) орган местного самоуправления, исполнительный орган местного самоуправления и главу муниципального образования. Также уставами муниципальных образований были предусмотрены различные варианты соотношения полномочий всех этих органов.

Также необходимо принять во внимание то, что Закон о местном самоуправлении 1995 года не предусматривал обязанности использования принципа разделения властей на местном уровне, поэтому во многих муниципальных образованиях допускалось их смешение.

Закон о местном самоуправлении 2003 года наиболее ответственно и жестко подходит к определению структуры органов местного самоуправления и закрепляет несколько допустимых моделей муниципальной власти, а соблюдение принципа разделения властей в ряде случаев становится обязательным.

Статья 34 Закона о местном самоуправлении 2003 года содержит положения, в соответствии с которыми, в структуру органов местного самоуправления входят представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительным орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, которые предусмотрены уставом муниципального образования и обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Обязательным является наличие в системе органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации. Устав муниципального образования, имеющий статус сельского поселения, может предусматривать формирование исполнительно-распорядительного органа, который возглавляет глава муниципального образования, исполняющий полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Органы местного самоуправления не относятся к системе органов государственной власти. Однако в соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о местном самоуправлении 2003 года органы государственной власти и их должностные лица участвуют в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления лишь в порядке и случаях, которые установлены частями 5 и 11статей 37 и 74.1 Закона. На самом деле Закон также содержит положения, в соответствии с которыми участие органов государственной власти и их должностных лиц в освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления возможно в случаях, предусмотренных статьями 73 и 74.

Расходы на содержание органов местного самоуправления финансируются за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Органам местного самоуправления могут быть присущи права юридических лиц. Органы местного самоуправления, наделяемые Законом о местном самоуправлении правами юридического лица, - муниципальные казенные учреждения, которые образуются для осуществления управленческих функций, и подлежащие государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица - основания для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц.

Если же отсутствует устав муниципального образования, то основаниями для государственной регистрации являются:

.протокол заседания представительного органа муниципального образования, который содержит решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица - для представительного органа муниципального образования;

.основанием для иных органов местного самоуправления является решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

Органы местной администрации могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц на основании решения представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Глава 2. Система органов местного самоуправления: порядок формирования и полномочия ОМСУ

1 Структура и функции представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления

Представительными органами являются выборные органы, которые обладают правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, которые действуют на территории муниципального образования. В состав представительного органа входят депутаты, а их численность определяет устав территориальной единицы. В соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» число депутатов зависит от численности населения муниципального образования.

В структуру местного представительного органа входят руководящие органы, территориальные органы, функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии), аппарат.

Руководящие органы состоят из председателя и его заместителей. Их избирают из состава депутатов представительного органа местного самоуправления. Также существует вариант, который предусмотрен Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в случае которого глава муниципального образования, избранный населением, осуществляет организацию деятельности представительной власти. От устава муниципального образования зависит выбор одного их вариантов.

Объем полномочий и содержание руководителя представительного органа зависит от того, кто возглавляет думу (совет). Полномочия председателя, избранного из числа депутатов, будут иметь две направленности - по руководству думой и представительские.

Являясь главой представительного органа, председатель представляет его в отношениях с органами государственной власти, населением, органами местного самоуправления других муниципальных образований. Однако основной деятельностью председателя является организация работы представительного органа, где он руководит подготовкой заседаний думы и созывает их, проводит координацию деятельности депутатов и постоянных комиссий, а также дает им поручения. Помимо этого в компетенцию председателя входит назначение и освобождение от должности сотрудников аппарата думы, наличие права их приема и увольнения. К его ведению относится распоряжение денежными средствами представительного органа в пределах утвержденной в бюджете муниципального образования сметы расходов думы.

Кандидатов на должность председателя выдвигают депутаты, их группы, постоянные комиссии (в случае, если председателя выбирают из состава депутатов). Однако возможно и самовыдвижение. Основанием для досрочного прекращения полномочий председателя могут стать отзыв избирателями (как депутата), добровольное сложение своих обязанностей (на основании личного заявления), отзыв депутатами, либо иные случаи, которые присущи выборным должностным лицам местного самоуправления.

В другом случае, если председатель, руководящий работой думы, является одновременно и главой муниципального образования, то его полномочия завершаются раньше срока в связи с отзывом избирателями с должности руководителя муниципального образования. Однако существуют и другие основания, которые предусмотрены законодательством о местном самоуправлении.

Полномочия главы муниципального образования - председателя думы в сравнении с обычным руководителем представительного органа - не могут быть ограничены только лишь представительскими полномочиями и обязанностями по руководству думой. Выступая высшим должностным лицом муниципального образования его глава, который при этом является и председателем думы, проводит контроль за органами и должностными лицами местного самоуправления. В данном случае он является ответственным за определение приоритетов развития территории, реализацию международных, межрегиональных и региональных связей муниципального образования.

В структуру представительных органов входят функционально-структурные звенья - постоянные и временные депутатские комиссии. Количество членов каждой комиссии обоих видов определяет представительный орган. Данные комиссии несут ответственность перед думой и подотчетны ей.

Как правило, комиссия решает следующие вопросы:

-контроль за исполнением решений представительных органов;

-проведение депутатских слушаний;

-подготовка заключений по правовым актам думы;

-разработка проектов решений представительного органа.

Основными функциями комиссий являются контрольные и организационно-подготовительные.

Заседания - форма работы постоянных и временных комиссий, периодичность проведения которых определяют регламенты представительных органов.

Депутатские группы представляют территориальные органы думы, объединяя депутатов на добровольной основе для совместной работы по осуществлению своих полномочий в избирательных округах. Например, такие группы были весьма распространены вместе с производственными депутатскими группами в советское время.

Также заседания являются организационно-правовыми формами местных представительных органов. Необходимость же в них объясняется коллективным стилем работы представительной власти.

На заседаниях формируются руководящие органы, осуществляется решение вопросов местного значения, которые находятся в исключительном ведении представительных органов, а также происходит реализация контрольных функций. Вместе с этим на заседаниях осуществляется правотворческая функция представительной власти. Все вышеперечисленное определяет ведущее положение заседаний в числе организационно-правовых форм ее деятельности.

Существуют очередные и внеочередные, открытые и закрытые заседания.

Очередные заседания созываются руководителем думы и проводятся в установленные сроки. Внеочередные - по мере необходимости, по причине возникших обстоятельств. Для них регламенты дум предусматривают особый порядок инициирования.

На открытом заседании обычно присутствуют все заинтересованные участники, представители общественности, средства массовой информации. Организация закрытых заседаний проводится в особых случаях, к примеру, при обсуждении вопроса о досрочном прекращении полномочий какого-либо депутата. Вид заседания зависит от представительного органа.

В исключительном ведении представительного органа находятся следующие вопросы:

-о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений;

-об утверждении местного бюджета, отчета о его исполнении;

-об установлении, изменении и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

-о принятии планов и программ развития муниципального образования, утверждении отчетов об их исполнении;

-об определении порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом и другие.

В Уставе муниципального образования могут содержаться иные вопросы, решение которых зависит только от представительного органа власти. При этом вопросы, которые находятся в исключительном ведении, не могут решаться другими органами местного самоуправления.

Таким образом, представительный орган местного самоуправления - обязательный и весьма важный элемент в системе органов местного самоуправления, который взаимодействуя с другими органами, выполняет широкий круг полномочий, а также реализует принципы, заложенные в законодательстве. В соответствии с положениями федерального законодательства представительный орган наделен полномочиями по решению перечня вопросов, которые не могут быть переданы исполнительным органам власти.

2 Организационно-правовой статус главы муниципального образования

Главой муниципального образования является высшее должностное лицо самоуправляющейся единицы, которое наделено уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» помимо статуса высшего должностного лица, наделяет главу муниципального образования положением единоличных органов местного самоуправления. Он обладает организационно-распорядительными (в случае, если глава руководит думой) и исполнительно-распорядительными (в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию) полномочиями по решению вопросов местного значения или организации деятельности представительного органа.

Определение «глава муниципального образования» содержится в Законе «О Счетной палате Российской Федерации», обозначая выборное должностное лицо, которое возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления. Однако здесь должность главы муниципального образования не стала обязательной, и ее учреждение связывалось только с уставом самоуправленческой территории. Так как, с одной стороны, необходимость в данной должности определялась в самом муниципальном образовании, где решался вопрос о целесообразности ее введения, а с другой, статус высшего должностного лица, который возглавляет всю деятельность по практической реализации местного самоуправления, придавал главе определенный вес в хозяйственных делах и влияние в политической сфере.

Однако другая ситуация проявляется в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Глава муниципального образования стал относиться к разряду обязательных органов местного самоуправления. Однако единственный способ приобретения им своих полномочий - избрание. Выборный порядок формирования высшего звена муниципальной власти соответствует природе местного самоуправления, его теоретической концепции и международно-правовым стандартам в самоуправленческой сфере.

Существует два способа выбора главы муниципального образования: представительным органом из своего состава или населением при тайном голосовании на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Выбор одного из способов зависит от населения, определяющего структуру местного самоуправления в соответствии со статьей 130 Конституции РФ. В большей мере решение вопроса зависит от хозяйственных и политических функционеров, депутатов местного представительного органа. Подтверждением законности полномочий главы является избрание на муниципальных выборах, а это дает ему право находиться на равных условиях с выборным представительным органом, в отличие от главы, избранного из состава представительного органа.

Глава муниципального образования может быть членом представительного органа с правом решающего голоса и быть его председателем. В ином случае глава, который был избран населением, может руководить местной администрацией. И первый, и второй варианты подразумевают выполнение разного рода обязанностей, где один глава склоняется к представительной власти, а другой максимально приближен к исполнительной власти местного самоуправления с полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным хозяйством.

Критериями, необходимыми для выбора главы муниципального образования являются:

-наличие пассивного избирательного права;

-наличие российского гражданства и достижение на день голосования возраста 21 года (превышение возрастного предела региональным законодательством невозможно, однако допустимо его снижение в субъектах Федерации).

Закон субъекта Федерации устанавливает наименование главы муниципального образования. Устав муниципального образования определяет срок его полномочий, который не может быть меньше 2 и более 5 лет. Срок полномочий представительных органов равен сроку полномочий главы, избираемому из состава органа. Начало исполнения полномочий - день вступления в должность, а окончание - день вступления в должность вновь избранного главы. Период вступления в должность - период передачи документов, различных атрибутов власти, который представляет собой своеобразный переходный этап, необходимый для приобретения властных функций.

Существует несколько направлений полномочий глав муниципальных образований: контрольные полномочия, нормотворческие, представительские, полномочия по руководству с их разделением на подвиды (организационные, координационные и т. д.). Полномочия же могут быть перераспределены в зависимости от роли главы муниципального образования в системе местной власти.

Общее для глав - представительские полномочия в отношениях с другими органами местного самоуправления, органами государственной власти, гражданами и организациями. Также они могут без доверенностей действовать от имени муниципальных образований и для них будут типичны нормотворческие полномочия, которые связаны с изданием правовых актов (постановлений и распоряжений) по вопросам организации и деятельности представительного органа.

Глава - руководитель местной администрации, который по вопросам местного значения и отдельных государственных полномочий издает постановления, а по вопросам организации работы администрации - распоряжения. Общее - контрольные полномочия за деятельностью подчиненных, соблюдением ими законодательства РФ и ее субъектов. Население и представительный орган контролируют руководителей муниципальных образований.

Полномочия глав прекращаются досрочно в случаях смерти, отставки по собственному желанию, отрешения от должности, признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным, признания судом безвестно отсутствующим или умершим, вступления в законную силу обвинительного приговора суда, выезда за пределы страны на постоянное местожительство, прекращения российского гражданства, отзыва избирателей, установления в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования, досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава был избран из его состава.

В отношении муниципальных лидеров действуют некоторые ограничения. Они не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, депутатами законодательных органов государственной власти российских регионов. Им запрещено быть одновременно выборными государственными должностными лицами, государственными и муниципальными служащими. Законом не одобряется предпринимательская или любая другая оплачиваемая деятельность глав, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности.

Таким образом, особенности организационно-правового статуса главы муниципального образования устанавливаются в рамках устава муниципального образования или в отдельном нормативном акте местного уровня. Глава муниципального образования занимает особое место в системе органов местного самоуправления, так как является высшим должностным лицом местного самоуправления, представляет и защищает интересы жителей муниципального образования.

3 Местная администрация как исполнительно - распорядительный орган власти на муниципальном уровне

Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации может быть глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, который определяется в уставе муниципального образования. Представительный орган муниципального образования устанавливает порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации. Из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, представительный орган муниципального образования назначает соответствующее лицо на должность главы местной администрации.

Представительный орган муниципального образования утверждает структуру местной администрации но представлению ее главы. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Законодатель устанавливает запреты, ограничения и полномочия главы местной администрации, случаи их прекращения, порядок расторжения с ним контракта.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Члены конкурсной комиссии поселения назначаются представительным органом поселения. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе), внутригородском муниципальном образовании города федерального значения две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения, а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

В случае, если исполнение полномочий местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального, возлагается на администрацию муниципального района, при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна треть членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна треть - представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а одна треть законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

К кандидатам на должность главы местной администрации могут устанавливаться дополнительные требования.

Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения - представительным органом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Рф в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, является муниципальным служащим.

Глава местной администрации может от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности. Глава местной администрации в пределах своих полномочий, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Закон 2003 года устанавливает ограничения для главы местной администрации: он не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Глава местной администрации не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Таким образом, местная администрация обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций. Местная администрация помимо решения вопросов местного значения, наделяется полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий.

4 Иные органы муниципального управления (контрольный орган, избирательная комиссия)

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Таким образом, контрольный орган может создаваться в двух основных формах:

-самостоятельный орган финансового контроля (если он формируется на муниципальных выборах)

-орган «парламентского» контроля за бюджетно-финансовой сферой, аналогичного Счетной палате на федеральном уровне.

Конституционное право населения муниципального образования самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления дает возможность предусматривать в данной структуре иных (помимо тех, которые формируются в соответствии с требованиями закона) органов и должностных лиц местного самоуправления.

Контрольный орган совмещает в себе функции административного межведомственного контроля и функции общественного контроля. Об этом, в частности, говорит тот факт, что результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию).

Согласно Федеральному закону структура органов местного самоуправления может включать контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.), который образуется в целях контроля за:

а) исполнением местного бюджета;

б) соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении;

в) соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом.

По требованию контрольного органа органы и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.

В соответствии с уставом муниципального образования могут быть сформированы и иные органы местного самоуправления.

Особый статус имеет избирательная комиссия муниципального образования, которая в соответствии с законодательством организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, а также голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом местного самоуправления на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов.

Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее 72 от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений:

а) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

б) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления.

Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

Избирательная комиссия муниципального образования согласно Федеральному закону 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относится к числу органов местного самоуправления: она формируется представительным органом муниципального образования в порядке, устанавливаемым федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации, а также уставом муниципального образования. Однако данная комиссия не наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (что характерно для органов местного самоуправления). Поэтому она не входит в структуру органов местного самоуправления, являясь муниципальным органом.

Заключение

Органы местного самоуправления представляют собой избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Структура органов местного самоуправления состоит из представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления) и контрольного органа муниципального образования.

Основой функционирования и организации деятельности граждан, а также создаваемых ими органов по самостоятельному управлению местными делами являются общие начала или принципы, которые обязательны для всех органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов муниципальных образований. Вопрос местного самоуправления всегда находился в центре политической, гражданской, экономической жизни общества.

Статья 34 Закона о местном самоуправлении 2003 года содержит положения, в соответствии с которыми, в структуру органов местного самоуправления входят представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительным орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, которые предусмотрены уставом муниципального образования и обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Обязательным является наличие в системе органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации.

Представительный орган местного самоуправления - обязательный и весьма важный элемент в системе органов местного самоуправления, который взаимодействуя с другими органами, выполняет широкий круг полномочий, а также реализует принципы, заложенные в законодательстве. В соответствии с положениями федерального законодательства представительный орган наделен полномочиями по решению перечня вопросов, которые не могут быть переданы исполнительным органам власти.

Особенности организационно-правового статуса главы муниципального образования устанавливаются в рамках устава муниципального образования или в отдельном нормативном акте местного уровня. Глава муниципального образования занимает особое место в системе органов местного самоуправления, так как является высшим должностным лицом местного самоуправления, представляет и защищает интересы жителей муниципального образования.

Местная администрация обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций. Местная администрация помимо решения вопросов местного значения, наделяется полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий.

Органы местного самоуправления находятся ближе всего к населению. И от прав и ответственностей, которые они имеют, как взаимодействуют с рядовыми гражданами и гражданским обществом, зависят во многом образ государства, его авторитет.

Похожие работы на - Система органов местного самоуправления

Представительные органы муниципальных образований - это выборные органы, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Они являются основными и обязательными выборными органами в структуре органов местного самоуправления территории. Других представительных органов на ней не может быть. Состоит из депутатов, избираемых прямым тайным голосованием граждан. Именно это обстоятельство и делает его органом местной власти, представляющим интересы населения муниципального образования, что дает право иметь исключительную компетенцию по принятию ряда решений от его имени.

Депутатская деятельность обеспечивается системой гарантий, включающих в себя организационные, социальные и трудовые гарантии. Гарантии действуют на весь срок полномочий депутата, а также последующую служебную деятельность по окончании депутатских обязанностей. На представительный орган в силу его особого местоположения в системе местной власти ложится большая ответственность за выполнение созидательной и развивающей главной миссии местного самоуправления. В этой связи важно обратить внимание на то, что представительный орган, как и глава муниципалитета, местная администрация, обязан выявлять и формировать потребности населения муниципального образования, вовремя видеть возникающие социально-экономические проблемы и все делать для того, чтобы адекватно формулировать стратегические цели и пути развития муниципального образования. А это в свою очередь требует и соответствующих поставленным целям и задачам решений и действий, в том числе по привлечению средств, необходимых для их достижения. Останавливаться на таком очевидном управленческом понятии приходится, так как в некоторых муниципальных образованиях представительные органы дистанцируются от своей миссии быть активными участниками развивающего и созидательного процесса, оставляя за собой нормотворческие и контрольные функции, все остальные возлагая на глав и администрации муниципальных образований. Такая позиция, если она еще и политизируется, может порождать деструктивные конфликтные ситуации в органах местного самоуправления и препятствовать территориальному развитию.

Представительный орган является коллегиальным органом и по вопросам своей компетенции принимает большинством голосов от установленной численности депутатов решения, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, находящимися на территории муниципалитета. Также он может принимать решения по вопросам организации своей деятельности.

Особое местоположение представительного органа в системе власти определяется наличием у него исключительной компетенции. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ к такой исключительной компетенции относятся вопросы, не требующие для своего решения проведения местного референдума, опросов общественного мнения, публичных обсуждений на собраниях и конференциях граждан и которые вправе решать только представительный орган муниципального образования и не вправе решать никакой иной орган. В число таких вопросов входят:

  • принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  • утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  • принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • установление тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  • определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  • определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
  • принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку .

Круг полномочий представительного органа может быть расширен (но не сужен) уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Особое место занимают полномочия представительного органа по контролю за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Основными формами его могут быть: заслушивание на заседаниях представительного органа ежегодных отчетов главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом. Наряду с контрольным органом муниципального образования, сформированным на муниципальных выборах или представительным органом, оно правомочно в соответствии с Бюджетным кодексом РФ создавать и свой контрольно-финансовый орган.

Другая особая функция, присущая лишь только представительному органу, - учредительная. Принимая устав муниципального образования, представительный орган тем самым принимает решение о создании помимо местной администрации и главы муниципального образования иных органов местного самоуправления и наделяет их собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Он же решает, какие из них наделяются правами юридического лица, и определяет их целевую правоспособность.

  • Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российскаягазета. 2003. 8 октября. Ст. 35.

Муниципальные системы местного самоуправления обеспечивают обретение гражданами полной свободы при выборе и использовании различных демократических форм для решения разнообразных вопросов территориального значения. Эти институты способствуют повышению политической грамотности населения. Рассмотрим далее, что собой представляет действующая сегодня система местного самоуправления в Российской Федерации.

Общая информация

В первую очередь необходимо отметить, что система государственного и местного самоуправления - институт, в котором действуют два взаимосвязанных направления реализации волеизъявления народа в стране и в ее административно-территориальных единицах. Эти элементы не могут существовать абсолютно изолированно друг от друга. Система органов государственной власти и местного самоуправления функционирует на основании действующего законодательства. Основополагающие моменты заложены в Конституции страны. Согласно ее положениям, система местного самоуправления в Российской Федерации обеспечивает решение гражданами территориальных вопросов, самостоятельное использование, распоряжение и владение собственностью. В ФЗ № 131 установлены полномочия структур, осуществляющих свою работу от имени и в интересах народа.

Понятие и система местного самоуправления

Конституция предусматривает различные формы реализации волеизъявления населения. В качестве одной из основных выступает правовая система местного самоуправления. Этот институт является децентрализованной формой администрирования. Основным ее признаком выступает относительная самостоятельность, автономность местных органов. Эта структура представлена в виде комплекса элементов прямого волеизъявления, избирательных и прочих структур. Через них осуществляется реализация функций и принципов местного самоуправления.

Основной Закон

Ст. 12 Конституции признает и гарантирует в государстве реализацию местного самоуправления. В рамках имеющихся полномочий этот институт самостоятелен. Территориальные органы не включаются в структуру институтов госвласти. В п. 2 и 3 ст. 12 Основного Закона установлены формы выражения воли населением. Народ может реализовывать свою волю как непосредственно, так и через органы госвласти и систему территориального управления. В Конституции рассматриваемому институту посвящена также глава 8.

Ст. 130-133 закрепляют положения, в соответствии с которыми осуществляется организация системы местного самоуправления.

Специфика

Система местного самоуправления в России реализуется в сельских, городских поселениях и на иных территориях в соответствии с историческими и прочими традициями. Структура институтов, через которые осуществляется выражение воли граждан, определяется ими самостоятельно. Изменение границ административно-территориальных единиц производится с учетом мнения людей, населяющих их. Система органов власти местного самоуправления обладает определенными полномочиями. В частности, институты, включенные в нее, владеют, пользуются, распоряжаются собственностью, составляют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают территориальные сборы и налоги, обеспечивают охрану порядка, решают прочие важные вопросы. Местные органы могут наделяться некоторыми государственными полномочиями, для реализации которых им передаются соответствующие финансовые и материальные средства. Их исполнение подконтрольно административному аппарату страны.

Гарантии

Российская система местного самоуправления обладает правом на:

  1. Защиту в суде.
  2. Компенсацию дополнительных затрат, которые возникли в ходе реализации решений, принятых в рамках структуры.

Вместе с этим Конституция запрещает ограничивать пределы полномочий местного самоуправления, закрепленные в ней самой и ФЗ.

Законодательная база

Согласно Европейской Хартии, ратифицированной в РФ в 1998 г., местное самоуправление - юридическая возможность и реальная способность соответствующих органов регламентировать определенный объем публичных дел и управлять ими в рамках существующих нормативных актов, под собственную ответственность и в интересах местных жителей. Более широкая трактовка определения приводится в ФЗ № 131. Этот закон также устанавливает принципы системы местного самоуправления. Указанные документы (вместе с Конституцией страны) формируют юридическую основу существования рассматриваемого института.

Основные положения деятельности

Система местного самоуправления в РФ функционирует в соответствии с обусловленными природой института, научно-обоснованными и закрепленными в законодательстве идеями и началами. Европейская Хартия - международный документ, в котором они зафиксированы. В качестве внутреннего нормативного акта выступает ФЗ № 131. Этот Закон подразделяет принципы территориального самоуправления на:

  1. Экономические.
  2. Организационные.
  3. Юридические.
  4. Территориальные.

В рамках правовых принципов:

  • Установлено ограничение возможностей субъектов страны в регулировании вопросов, касающихся территориального администрирования.
  • Унифицирована для всех регионов модель устройства самоуправления на местах.
  • Закреплен дифференцированный список вопросов территориального значения в соответствии с видом МО.
  • Подробно регулируется система органов местного самоуправления.
  • Дифференцированы источники доходов административно-территориальной единицы и проч.

Классификация положений по сфере распространения

Доктрина муниципального права подразделяет их на общие и специальные. Первые распространяются на все области территориального администрирования. Специальные принципы касаются только отдельных сфер влияния. В Конституции и ФЗ № 131 установлены общие положения. На их основании функционирует вся система местного самоуправления в РФ. В рамках общих положений регулируются важнейшие вопросы, касающиеся территориального администрирования. Эти принципы закрепляются не только в общегосударственных нормативных актах, но и в Уставах МО.

Общие положения: характеристика

Система местного самоуправления реализует основополагающие идеи и начала, выражающиеся в:

  1. Верховенстве Конституции и ФЗ.
  2. Самостоятельности решения гражданами вопросов территориального значения.
  3. Организационной обособленности института, его структур в системе госвласти (при взаимодействии с последней в реализации общих задач).
  4. Соответствии финансовых и материальных ресурсов полномочиям.
  5. Ответственности институтов и служащих перед населением.
  6. Многообразии организационных форм реализации власти на местах.
  7. Соблюдении интересов и свобод граждан.
  8. Законности в организации и функционировании системы местной власти.
  9. Гласности деятельности института.
  10. Коллегиальности и единстве в функционировании.
  11. Государственной гарантии и поддержке государства.

Специальные положения

К этим принципам относят:

  1. Гарантию компенсации увеличения затрат либо уменьшения доходов территориальных структур, появившихся вследствие тех или иных решений.
  2. Получение уполномоченными местными органами платы за использование природных ресурсов, находящихся в границах МО.

Функции

Система местного самоуправления осуществляет свою деятельность в определенных направлениях. Они обуславливаются природой непосредственно самого института, основными положениями, задачами и целями, поставленными перед ним. Территориальная администрация призвана обеспечивать:

  • Потребности граждан в различных услугах.
  • Сочетание территориальных и общегосударственных интересов.
  • Реализацию социального и экономического потенциалов и так далее.

Основываясь на анализе законодательной базы, можно выделить следующие функции, которые исполняет система местного самоуправления:

  1. Охрана порядка в пределах МО, обеспечение соблюдения законности.
  2. Управление финансовыми средствами и муниципальной собственностью.
  3. Обеспечение участия граждан в решении территориальных вопросов.
  4. Удовлетворение нужд населения в коммунально-бытовых, социально-культурных и прочих необходимых услугах.
  5. Обеспечение развития территории.
  6. Защита прав и интересов института, гарантированных Конституцией и ФЗ.

Особенности деятельности

Как выше было сказано, система органов местного самоуправления - относительно самостоятельный институт. Он функционирует в пределах имеющихся полномочий. Вместе с этим государственная власть формирует определенные ограничения для деятельности территориальных структур. Такое регулирование обеспечивает не только контроль над деятельностью института, но и обеспечивает защиту юридических возможностей и интересов граждан и организаций. Система местного самоуправления осуществляет свою деятельность в рамках общей структуры административного аппарата страны, обладая определенной степенью независимости. Функционирование института характеризуется следующими чертами:

  1. Наличием соответствующих полномочий.
  2. Обязательностью принимаемых решений для организаций и граждан, которые находятся в пределах данной территории.

Структура

В систему местного самоуправления входит выборный институт, посредством которого осуществляется реализация волеизъявления населения. Также к ней относят и иные невыборные структуры. Эти органы формируются на основании Уставов административно-территориальных единиц. В составе местной власти присутствует администрация с главой. Последний назначается на должность путем избрания. В рамках системы действуют также различные управления, обеспечивающие реализацию общих и специальных принципов местного самоуправления.

Социально-экономическая сфера

В настоящее время жизнеобеспечение в административно-территориальных единицах посредством указаний из центра стало не только нерациональным, но и невозможным. Как показала практика, максимальное удовлетворение первостепенных нужд населения в большей степени зависит от эффективности власти на местах. В ходе реализации административной реформы наиболее актуальным считается формирование финансово-экономической основы территориальных образований. Ее устойчивость обеспечивает действенность механизма местной власти. Конституция и ФЗ № 131 наделили институт широкими возможностями для контроля над социально-экономическим развитием территорий. Структуры, обладая соответствующими полномочиями, призваны координировать и регулировать работу организаций, учреждений, предприятий, расположенных в пределах МО, вне зависимости от их форм собственности в сферах:

  1. Землепользования.
  2. Строительства.
  3. Охраны природы.
  4. Использования рабочей силы.
  5. Выпуска продукции народного потребления.
  6. Бытового, социально-культурного и другого обслуживания граждан.

Перед территориальными органами, таким образом, поставлены практические базовые задачи по финансово-экономическому развитию.

Бюджетный вопрос

В качестве основной проблемы деятельности территориальной власти в сфере экономического развития выступает достижение финансовой самостоятельности, которая провозглашается в положениях Конституции. Актуальность вопроса обусловлена тем, что в свое время все бюджеты были дефицитны. В связи с этим местные органы не могли в полной мере реализовать свои полномочия. Кроме этого, в 1990-2000-х гг. в условиях сужения облагаемой налогом базы федеральный центр и регионы увеличивали концентрацию средств в собственных бюджетах. Вследствие этого обеспеченность местных фондов уменьшилась с 66% до 40% (на 1999 г.). Дотации в половине административно-территориальных единиц составили 75-80%. Некоторые представители местной власти отмечали определенную парадоксальность ситуации. Регионы обладали широкими налоговыми полномочиями, а у МО они были крайне ограничены. Более половины средств концентрировалось у субъектов. При этом 90% социальных проектов федерального уровня финансировалось местными бюджетами. За счет этих средств почти полностью реализовывались программы рынка, городского транспорта, ЖКХ.

Непосредственная демократия

После того как была принята в 1993 г. Конституция, началось реформирование местной власти в соответствии с принципами самоуправления. В качестве основы для этого выступали ФЗ от 1995 г. и 2003 г. Законодательно закреплены различные формы выражения волеизъявления населения. К ним относят:

  1. Муниципальные выборы.
  2. Местные референдумы.
  3. Голосования по территориальным вопросам.
  4. Сход граждан, выполняющий функции представительного органа.
  5. Собрания. Они проводятся для обсуждения территориальных вопросов. Результаты собраний должны официально публиковаться, а обращения - рассматриваться должностными лицами и уполномоченными структурами.
  6. Правотворческая инициатива населения. Она связана с реализацией возможности вносить на рассмотрение в соответствующие территориальные инстанции проекты нормативных актов, которые подлежат обязательному рассмотрению.
  7. Общественное самоуправление.
  8. Конференции граждан. Посредством них реализуются полномочия в определенных случаях.
  9. Опросы населения. Они проводятся в пределах МО для выявления мнения граждан и последующего его учета в ходе принятия решений местными органами.
  10. Коллективные и индивидуальные обращения жителей.
  11. Прочие формы, не противоречащие законодательству страны.

Опосредованное волеизъявление

Оно состоит в осуществлении самоуправления через должностных лиц и уполномоченные структуры. Формирование институтов осуществляется населением. Однако, согласно законодательству, в структуре должны присутствовать:

  1. Представительный орган.
  2. Глава МО.
  3. Местная администрация, выступающая в качестве исполнительно-распорядительного органа.

Кроме этого, может формироваться контрольный институт для координации процесса исполнения территориального бюджета, соблюдения порядка по его подготовке и рассмотрению, составлению отчета по его использованию. Таким органом может быть ревизионная комиссия или счетная палата. При подготовке и проведении территориальных выборов референдума может образовываться избирательная структура МО.

Особенности элементов

Представительный орган МО - муниципальное собрание, дума или совет депутатов - может создаваться посредством проведения территориальных выборов в поселениях или формироваться из глав населенных пунктов и членов их законодательных структур, относящихся к данной территории. Глава административной единицы является должностным лицом высшего уровня в ее пределах. В соответствии с уставом МО, он наделяется собственными полномочиями на решение территориальных вопросов. Федеральные законы предусматривают разные способы избрания главы административной единицы. В соответствии с ними устанавливается специфика правового статуса этого должностного лица, а также его юридические возможности и обязанности. Их реализация осуществляется посредством участия главы МО в соответствующих отношениях, которые возникают при формировании и исполнении административных задач на территории.

Дополнительно

Устав в МО наделяет местную администрацию соответствующими полномочиями, позволяющими решать территориальные вопросы. Кроме этого, институт может обладать дополнительными возможностями. Они необходимы в определенных случаях для реализации отдельных полномочий, переданных местным органам ФЗ и региональными законами. В качестве неотъемлемого элемента территориальной структуры выступают общественные объединения, сформированные непосредственно самими гражданами. Эти органы образуются на основании их добровольного волеизъявления. Они отличаются территориальными признаками формирования и функционирования, представительным характером, самоуправленческой природой и общественной формой.

Заключение

Система местного самоуправления представляет собой важнейший элемент конституционного строя страны. Она является формой реализации волеизъявления населения. Этот институт предназначен для обеспечения самостоятельного и под собственную ответственность решения жителями различных территориальных вопросов в соответствии с интересами самого народа и с учетом существующих исторических и прочих традиций. В качестве юридической основы выступают общепризнанные нормы и принципы международной доктрины, Конституции страны, ФЗ, указы президента, правительственные постановления и прочие правовые акты. Этот институт отличается относительной независимостью от центрального административного аппарата. Однако при этом два данных элемента тесно взаимодействуют друг с другом, особенно при решении общих вопросов. Реализация местного самоуправления осуществляется по всей территории России в соответствующих муниципальных образованиях. К ним относят сельские и городские поселения, районы, округа, а также внутренние территории городов федерального значения. Эффективность местного самоуправления отражает уровень демократизации в стране, свободы населения в изъявлении своей воли. Этот институт обеспечивает равное участие граждан в решении административных вопросов федерального и территориального значения.

Под системой органов местного самоуправления понимается совокупность самоуправляющихся структурных единиц, действующих в муниципальном образовании, объединенных едиными целями и задачами по обеспечению и решению вопросов местного значения.

В систему органов местного самоуправления входят:

1. избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

2. глава муниципального образования;

3. местная администрация;

4. органы контроля муниципального образования;

5. избирательная комиссия муниципального образования;

6. органы общественного территориального самоуправления;

7. органы управления, наделенные отдельными полномочиями органов местного самоуправления.

Закрепляются две основные формы народовластия: непосредственно (прямая демократия); через системы органов государственной и муниципальной власти (опосредованная демократия).

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление в Российской федерации осуществляется гражданами как путем различных форм прямого волеизъявления, так и через органы местного самоуправления.

Федеральный закон № 131-ФЗ дает возможность выбрать одну из следующих моделей взаимоотношений элементов системы органов местного самоуправления муниципального образования:

1) глава муниципального образования избирается населением на муниципальных выборах и осуществляет полномочия главы местной администрации; представительный орган возглавляет председатель, избранный из его состава;

2) глава муниципального образования избирается населением на муниципальных выборах, входит в состав представительного органа и осуществляет полномочия его председателя; глава местной администрации назначается представительным органом по контракту по результатам конкурса;

3) глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и осуществляет полномочия председателя представительного органа; глава местной администрации назначается представительным органом по контракту по результатам конкурса.

В муниципальном районе возможно также формирование представительного органа из числа глав поселений, входящих в муниципальный район, и депутатов представительных органов поселений. В этом случае глава муниципального района, независимо от способа своего избрания, входит в состав представительного органа и осуществляет функции его председателя, глава местной администрации назначается представительным органом по контракту по результатам конкурса.

В сельских поселениях и во внутригородских муниципальных образованиях городов федерального значения возможно совмещение главой муниципального образования, независимо от способа его избрания, полномочий главы местной администрации и председателя представительного органа. Конкретную модель взаимоотношений элементов системы органов местного самоуправления избирает само муниципальное образование и фиксирует ее в уставе муниципального образования.

В поселениях с числом проживающих в нем жителей, обладающих активным избирательным правом, менее 100 человек представительный орган не избирается, его функции выполняет сход граждан.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ