ст. 6 ВК: граждане могут пользоваться водными объектами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, без всяких разрешений, а также береговой полосой (20 метров).
Статья 6. Водные объекты общего пользования
1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
3. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
4. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
5. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.
6. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
7. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.
8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Общедоступность водного объекта не означает вседозволенность: ведь водопользователь должен руководствоваться правилами охраны жизни людей на воде и правилами использования водного объекта для личных и бытовых нужд. По сообщениям средств массовой информации, в купальный сезон и при зимней рыбалке растет число несчастных случаев из-за пренебрежения со стороны отдыхающих элементарными требованиями безопасности на воде.
Власти могут запретить забор воды для питьевого водоснабжения, купание, использование технических средств рекреационного назначения (маломерные суда и водные мотоциклы), водопой скота. При наложении подобных запретов нередко руководствуются большой антропогенной нагрузкой на водотоки и водоемы (пусть даже рекреационной), вследствие чего вода может стать непригодной для питания из-за заражения болезнетворными бактериями или загрязнения химическими веществами. Причем указанный запрет нацелен на предотвращение вреда здоровью населения или домашних животных, а в ряде случаев (запрет на использование технических средств) - на сокращение антропогенной нагрузки на водоем или водоток.
В свою очередь, органы местного самоуправления через средства массовой информации и специальные информационные знаки на берегу водоемов и водотоков предоставляют населению необходимую информацию об ограничении водопользования. У рекреационных водоемов мы не раз встречаем надписи в духе: "купаться воспрещено" или "свалка мусора запрещена". К сожалению, пока у многих граждан не хватает чувства ответственности, чтобы хотя бы не засорять берега и акватории битым стеклом и другим мусором.
8. Положения о водных объектах общего пользования для личных и бытовых нужд конкретизируются в следующих нормах. Любой гражданин вправе пользоваться также и береговой полосой общедоступных водных объектов для передвижения и пребывания около них. Допускаются любительское и спортивное рыболовство, причаливание лодок, запрещено лишь использование механических транспортных средств. При этом любительское и спортивное рыболовство при всей своей рекреационной нагрузке регулируются законодательством о водных биоресурсах.
Права на водные объекты
Возникают либо по решению ОГВ, ОМСУ, либо по договору водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование принимается без торгов.
Договор водопользования по правовой сущности является договором аренды. По общему правилу данные договоры заключаются посредством аукциона. Без торгов также договоры заключаются, например, для забора воды для производства электроэнергии.
В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации признаются государственная, муниципальная и частная формы собственности на природные ресурсы.
Все водные объекты на территории страны являются государственной собственностью (ст. 34, 35 ВК РФ).
Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Обособленный водный объект (замкнутый водоем) - это небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры этих объектов определяются земельным законодательством.
Обособленные водные объекты принадлежат на праве собственности муниципальным образованиям (городским и сельским поселениям), гражданам и юридическим лицам. Отношения по их использованию и охране регулируются гражданским и земельным законодательством и лишь в части, не урегулированной ими, - водным законодательством.
Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты РФ. Водный объект не может находиться одновременно в собственности нескольких субъектов права государственной собственности и не подлежит передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам (ст. 33, 35 ВК РФ).
От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы общей и специальной компетенции - органы исполнительной власти субъектов РФ и органы управления использованием и охраной водного фонда - Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы.
В федеральной собственности находятся:
Поверхностные и подземные водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов РФ;
Водные объекты, необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федерального транспорта, федеральных энергетических систем и иных федеральных государственных нужд;
Водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения;
Трансграничные (пограничные) водные объекты;
Территориальное море РФ;
иные водные объекты по согласованию с субъектами РФ.
Право распоряжения водными объектами существенно ограничено. Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются. От одного лица к другому могут переходить только права пользования водными объектами в случаях и в порядке, установленных законом. В гражданском обороте могут участвовать лишь обособленные водные объекты как принадлежность земельных участков, на которых они находятся.
Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие виды прав на водные объекты (ст. 41 ВК РФ):
Право долгосрочного пользования;
Право краткосрочного пользования;
Право ограниченного пользования (водный сервитут).
В краткосрочное и долгосрочное пользование предоставляются водные объекты, находящиеся в государственной собственности.
Водный сервитут - это право ограниченного пользования водным объектом для определенной цели: забора воды без применения технических сооружений, водопоя и прогона скота, использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств и др. (ст. 43, 44 ВК РФ).
Водные сервитуты могут быть публичными и частными.
Публичный сервитут означает, что любое лицо может пользоваться общедоступными водными объектами. Если же права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, ограничены в пользу иных заинтересованных лиц, то имеет место частный водный сервитут.
Публичный водный сервитут возникает непосредственно из закона (Водного кодекса РФ) и по существу является правом общего природопользования, реализуемым по отношению к водным объектам..
Разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами в области, водных отношений и охраны окружающей среды определяется водным законодательством, а при необходимости – заключенными в соответствии с ним договорами (см. тему II учебника). В Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты, которая может быть федеральной или субъекта Федерации.
Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект. В муниципальной собственности – городских и сельских поселений, других муниципальных образований – находятся воды, предназначенные для местных, муниципальных нужд; ими управляют органы местного самоуправления.
Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд свободно без причинения вреда окружающей среде. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин, а также водопользователь юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии. Право на получение лицензии возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении им 18 лет, а у юридического лица – с момента его государственной регистрации.
Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут). В силу договора или судебного решения права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Водные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств, обеспечения экологических нужд.
Лицензия на водопользование является актом специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, признающимся основанием возникновения права водопользования. В зависимости от способов и целей водопользования в лицензии указываются сведения о водных объектах, о водопользователях и водопотребителях, указание пространственных границ и мест забора или сброса воды, сведения о лимитах водопользования и обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям, требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей среды.
Отказалось от лицензирования и переход договорным. Ст.11 возникает Водный кодекс, договор водопользования (договор аренды). Водные объекты в федеральном, региональном, муниципальном предоставляются в пользование за плату в срок до 20 лет, только в трех случаях: - забор, изъятие водных ресурсов из поверхностных водных объектов; - использование акватории водных объектов; - использование водных объектов без изъятия для целей производства электрической энергии. Ставки платы устанавливаются на соответствующих уровнях. Предоставление объектов осуществляется через торги, аукционы. Договор водопользования начинает действовать с момента внесения в государственный водный реестр. Ведется этот реестр Федеральным агентством водных ресурсов и из территориальными органами. П.2 ст.11 – виды водопользования, которые возникают на основании акта: правительства РФ, субъектов РФ или местной администрации. 1. обеспечение обороны страны и федеральной безопасности; 2. сброс сточных вод; 3. охота; 4. рыболовство; Охота, прибрежное рыболовство, промысловое рыболовство и другие действия должны руководствоваться специальными актами, прим.: ФЗ «О рыболовстве» и т.д. Лесопользование: Правовое возникновение: 1. Договор аренды лесного участка, порядок заключения, форма – Приказ №319 Россельхоза. Договор аренды заключается в основном на аукционах, торгах. Исключения: строительство линейных объектов, гидротехнических сооружений, добыча полезных ископаемых, геологические изучения, изучение недр, заготовка древесины, когда ст.43-46 – ЛК. На праве постоянного бессрочного пользования может предоставляться государственный бюджетным учреждениям. 2. договор купли-продажи для лесных насаждений. 3. предоставление лесного участка для нужд граждан (для охоты).
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности являются общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено водным кодексом и иными ФЗ. Использование водных объектов общего пользования осуществляется с правилами охраны жизни людей на водных объектах, определяемых правительством РФ.
Ограничения:
На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор, изъятие водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, использования маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств в случаях предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Информация об ограничении водопользования предоставляется жителям органами местного самоуправления через СМИ, посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 километров – для них это составит 5 метров.
Каждый гражданин вправе пользоваться без использования механических транспортных средств береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Не требуется заключения договора водопользования или принятия решения по предоставлению водного объекта пользования в случае, если водный объект используется для:
1. Судоходство, в том числе морского судоходства и плавания маломерных судов
2. Осуществление разового взлета, разовой посадки воздушных судов.
3. Забора, изъятия из подземного водного объекта, водных ресурсов, в том числе содержащих полезные ископаемые или являющихся природными лечебными ресурсами.
4. Воспроизводство водных биологических ресурсов
5. Рыболовство, рыбоводство и охоты, научных и учебных целей
6. Купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд.
Перечень закрытый, всего видов 17.
Специальное водопользование
Предоставление водных объектов в пользование может осуществляться на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
На основании договора водопользования (срок которого не может быть более 20ти лет и к нему применяются условия об аренде) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляется в пользование для:
1. Забора, изъятия водных ресурсов из поверхностных водных объектов
2. Использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей
3. Использование водных объектов без забора, изъятия водных ресурсов для целей производства электрической энергии
На основании решения о предоставлении водных объектов в пользование находящиеся в федеральной собственности, в собственности субъектов РФ, в собственности муниципальных образований предоставляется в пользование для следующих целей:
1. Обеспечение обороны страны и безопасности государства
2. Сброс сточных вод и дренажных вод
3. Размещение причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений
4. Размещение стационарных или плавучих платформ и искусственных островов
5. Размещение и строительство гидротехнических сооружений, мостов, трубопроводов, иных линейных объектов и подводных коммуникаций.
6. Разведка и добыча полезных ископаемых
7. Проведение взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов
8. Подъем затонувших судов
9. Сплав древесины на плотах
10. Забор водных ресурсов для орошения земель сельхоз назначения
11. Организация отдыха детей, инвалидов и граждан пожилого возраста
Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты
Отношения, регулируемые водным законодательством
1. Водное законодательство регулирует водные отношения.
2. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Кодексом.
1. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:
1) поверхностные водные объекты;
2) подземные водные объекты.
2. К поверхностным водным объектам относятся - моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.
3. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
4. К подземным водным объектам относятся - бассейны подземных вод; водоносные горизонты.
5. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.
1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.
3. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Ст. 6 Водного кодекса РФ установлено обязательное правило обеспечения свободного доступа всех без исключения лиц к водным объектам общего пользования. В рамках данного требования ВК РФ устанавливается береговая полоса водных объектов общего пользования, которая для большинства водоемов и водотоков составит 20 метров.
Ст.27 Земельного кодекса в развитие указанных положений ВК РФ устанавливается запрет на приватизацию земель в границах береговой полосы.
В то же время многие наши граждане, желающие получить укромное местечко на берегу какого-нибудь озера с собственным пляжем, зачастую пренебрегают требованиями законодательства и ограждают земельные участки вплоть до самой воды. В связи с этим требование водного и земельного законодательства предоставить обеспечение доступа к береговой полосе не соблюдается.
Конечно же, такое ограждение будет являться незаконным и по идее при любой проверке прокураторы или природоохранных органов такие ограждения заставят убрать.
Берег Финского залива
Однако, зачастую гражданам самостоятельно приходится бороться с самозахватами прибрежной береговой полосы и обращение в суд лица или группы лиц может оказаться более результативным чем работа с надзорными или правоохранительными органами.
Если Вы решили бороться с самозхватчиками, то, во-первых, советуем это делать только в правовых рамках, чтобы потом не оказаться самому по ту сторону закона, а во-вторых, перед тем, как действовать следует детально разобраться в ситуации.
Для начала нужно выяснить имеются ли вообще какие-нибудь права у самозахватчика на береговую полосу общего пользования.
А такие права могут возникнуть, во-первых, в случае, если земельный участок с границами вплотную до уреза воды был предоставлен во времена СССР, а в дальнейшем приватизирован в начале 90-х годов под общую неразбериху в законодательстве. Разберем подробно, как это могло произойти.
В СССР вся земля находилась в государственной собственности, поэтому выделять у водных объектов береговые полосы общего пользования не было необходимости. Соответственно земельные участки могли предоставляться в пользование прямо до уреза воды водного объекта После 1991 года, когда земли начали вводится в гражданский оборот и началась приватизация, понятие береговых полос общего пользования (бечевника) было введено лишь водным кодексом 1995 года. Соответственно в момент с 1991 года до 1995 года можно было приватизировать выделенные в советское время земельные участки, подходившие вплотную к воде.
Такие участки остались наследством в Российской действительности вплоть до настоящего момента. Поэтому сейчас до сих пор есть землеотводы принадлежащие на праве собственности гражданам в пределах береговой полосы, хотя по действующему законодательству приватизация таких участков и была бы запрещена.
Однако право собственности на земельный участок в береговой полосе не означает право его ограждать. В данном случае береговая полоса общего пользования является обременением для собственника земельного участка и обязывает его предоставить проход по его территории каждому желающему.
Во-вторых, у лица ограждающего береговую полосу общего пользования может быть оформлено право аренды. Законодательство не содержит императивных запретов на аренду береговой полосы. Однако, такое ее использование на праве аренды возможно только при условии соблюдении свободного прохода по береговой полосе общего пользования.
Так что и в таком случае ограждение земельного участка до уреза воды будет незаконным.
Чтобы разобраться кому и на каком праве принадлежит береговая полоса общего пользования для начала можно зайти а публичную кадастровую карту и найти огражденное место. Далее нужно посмотреть подходит вплотную участок к воде или нет. Если участок подходит вплотную к воде, то можно по кадастровому номеру заказать выписку из ЕГРП в Росреестре (через МФЦ), в которой будет указан правообладатель земельного участка, а также сведения о его правах на данную землю.
Побережье Финского залива
Теперь у вас будут сведения, кто захватил береговую полосу общего пользования и какие у него имеются на нее права. Данная информация будет хорошим подспорьем при обращении в надзорные органы и потом в суд.
Однако может быть такое, что на публичной кадастровой карте будет видно, что вплотную к урезу воды земельный участок не подходит, однако имеются сформированные вблизи от береговой полосы участки. Их собственники-то, скорее всего, и будут являться лицами, осуществившими самозахват. Причем такой самозахват в отличие от первых двух случаев вообще не обусловлен правами на землю.
поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если иное не предусмотрено названным Кодексом; каждый гражданин вправе иметь доступ к В.о. и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами; использование В.о. осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством РФ, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд; на В.о. могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ; информация об ограничении водопользования на В.о. предоставляется жителям соответствующих поселений органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов; могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации (см. также Береговая полоса водного объекта общего пользования).