Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Выбрать редакцию Текущая 01.01.2019 25.12.2018 01.10.2018 01.09.2018 04.08.2018 08.07.2018 03.07.2018 01.07.2018 11.01.2018 01.11.2017 11.08.2017 10.08.2017 12.07.2017 01.07.2017 01.01.2017 01.09.2016 04.07.2016 23.05.2016 02.05.2016 01.01.2016 30.12.2015 09.12.2015 19.10.2015 06.10.2015 01.10.2015 24.07.2015 13.07.2015 01.04.2015 09.03.2015 01.03.2015 22.01.2015 09.01.2015 01.01.2015 22.07.2014 01.01.2014 31.12.2013 30.12.2013 06.09.2013 01.09.2013 24.07.2013 19.04.2013 04.03.2013 01.01.2013 31.12.2012 30.07.2012 25.06.2012 06.01.2012 01.01.2012 25.12.2011 14.12.2011 08.12.2011 01.12.2011 25.10.2011 02.08.2011 01.08.2011 22.07.2011 15.07.2011 01.07.2011 17.06.2011 08.04.2011 25.03.2011 31.12.2010 26.07.2010 01.04.2010 01.01.2010 29.12.2009 28.12.2009 23.08.2009 20.07.2009 17.03.2009 01.01.2009 31.12.2008 30.12.2008 24.10.2008 25.07.2008 18.07.2008 01.01.2008 08.12.2007 14.11.2007 30.10.2007 03.07.2007 29.05.2007 11.04.2007 14.03.2007 21.01.2007 01.01.2007 19.12.2006 08.12.2006 29.10.2006 01.09.2006 29.08.2006 14.07.2006 01.07.2006 08.06.2006 10.01.2005 05.01.2005 18.10.2004 01.07.2004 01.07.2003 30.10.2001

Земельный кодекс (ЗК РФ) 2019

  • проверено сегодня
  • редакция от 01.06.2019
  • вступил в силу 28.09.2001
  • Глава I. Общие положения

  • Глава I.1. Образование земельных участков

  • Глава II. Охрана земель

  • Глава III. Собственность на землю

  • Глава V. Возникновение прав на землю

  • Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

  • 10. Понятие, основные признаки и содержание права собственности на землю.
  • 11. Частная собственность на землю и ее особенности.
  • 12. Государственная собственность на землю, ее виды и особенности.
  • 13. Муниципальная собственность на землю и ее особенности.
  • 14. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
  • 15. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком.
  • 17. Аренда земельных участков.
  • 18. Право безвозмездного срочного пользования земельным участком.
  • 19. Основания возникновения прав на землю.
  • 20. Регистрация прав на землю.
  • 21. Особенности купли-продажи земельных участков.
  • 22. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
  • 23. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
  • 24. Особенности предоставления земельного участка для жилищного строительства.
  • 25. Выбор земельных участков для строительства.
  • 26. Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
  • 27. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения, сооружения.
  • 28. Права и обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков.
  • 29. Основания прекращения права собственности на земельный участок.
  • 30. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
  • 31. Основания прекращения аренды земельного участка.
  • 33. Отказ собственника от права собственности на принадлежащий ему земельный участок.
  • 34. Условия и порядок отказа землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок.
  • 35. Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
  • 36. Конфискация земельного участка. Основания и порядок реквизиции земельного участка.
  • 37. Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка.
  • 38. Ограничение прав на землю.
  • 39. Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
  • 40. Возмещение убытков при ограничении прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
  • 41. Государственное управление землей: понятие, органы государственного управления, Росреестр и его функции.
  • 42.Мониторинг земель: цели, задачи, организация.
  • 43.Землеустройство: цели и проведение (исследования, оценка качества земель, инвентаризация, межевание).
  • 44.Государственный кадастр недвижимости: основные понятия, состав сведений и документов, ведение кадастра.
  • 45. Органы государственного контроля за исполнением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль).
  • 46. Охрана земель: цели и содержание.
  • Глава 2 зк рф Статьи 12 - 14:
  • 47. Мелиорация, рекультивация и консервация земель.
  • 48. Платность использования и оценка земли.
  • 49. Понятие, признаки, состав земельного правонарушения.
  • 50. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения
  • 51. Административная ответственность за земельные правонарушения.
  • 52. Уголовная ответственность за земельные правонарушения.
  • 53. Защита прав на землю. Понятие, виды и порядок разрешения земельных споров.
  • 54. Земли сельскохозяйственного назначения: понятие, состав, особенности использования
  • 55. Оборот земель сельскохозяйственного назначения
  • 56. Земли населенных пунктов: понятие, состав и зонирование. Правовой режим земель поселений
  • 57 Земли специального назначения: понятие, состав, правовой режим
  • 58. Земли особо охраняемых территорий и объектов: понятие, состав и правовой режим
  • 59. Земли лесного фонда: понятие, состав и правовой режим
  • 60. Земли водного фонда: понятие, состав и правовой режим
  • 8. Общая характеристика Земельного кодекса рф 2001 г.

    Земельный кодекс Российской Федерации состоит из 18 глав, в которых содержится 103 статьи.

    В соответствии со сложившейся в нашем праве традицией, в нем определяются общие вопросы, касающиеся всех категорий земель (первые 13 глав), и устанавливается правовой режим каждой категории земель по отдельности (последние 5 глав).

    Земельный кодекс Российской Федерации составлен на основе требований Конституции Российской Федерации и в соответствии с основными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

    В Земельном кодексе Российской Федерации содержатся наиболее важные нормы земельного права в согласованном между собой и систематизированном виде. Земельный кодекс Российской Федерации не только заменил недействующий в значительной части Земельный кодекс РСФСР, но и нормы ряда правовых актов последних лет, во многом не увязанных между собой, неполных и недостаточно четких. Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает формирование на единой основе системы федеральных законов (о разграничении государственной собственности на землю, землеустройстве, государственном земельном кадастре, зонировании территорий, переводе земель из одной категорию в другую и так далее).

    Земельный кодекс последовательно реализует постулат о том, что земля является особого рода товаром, недвижимостью. Он регулирует земельные отношения на основе гармоничного взаимодействия норм земельного и гражданского права.

    Земельный кодекс Российской Федерации гарантирует права на землю, но исходит из того, что они не должны носить абсолютный характер. В Земельном кодексе Российской Федерации определяются ограничения прав на землю, в том числе права собственности, а также предусматриваются меры по государственному регулированию рыночных и иных отношений в земельной сфере.

    Целесообразно обратить внимание на ряд конкретных требований Земельного кодекса Российской Федерации, которые имеют принципиальное значение.

    1. В Земельном кодексе Российской Федерации сохранено традиционное для советского земельного права деление земель по целевому назначению на категории. Земельный кодекс Российской Федерации (статья 7) выделил следующие категории земель:

    земли сельскохозяйственного назначения;

    земли поселений;

    земли промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, связи, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

    земли особо охраняемых территорий и объектов;

    земли лесного фонда;

    земли водного фонда;

    земли запаса.

    Земельный кодекс Российской Федерации (статья 8) впервые определил конкретные органы власти, которые вправе относить земли к определенным категориям или переводить их из одной категории в другую. Соответствующие вопросы решаются:

    Правительством Российской Федерации в отношении земель, находящихся в федеральной собственности;

    органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности;

    органами местного самоуправления в отношении земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.

    Вопросы, касающиеся категорий земель, теперь требуется решать в соответствии с федеральными законами о зонировании территорий и переводе земель из одной категории в другую. Данные законы еще предстоит подготовить и принять.

    2. Важное место в Земельном кодексе Российской Федерации занимают нормы, регулирующие вопросы собственности на землю.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации Земельный кодекс Российской Федерации (статьи 15 - 19) предусмотрел три формы собственности на землю:

    частную собственность (собственность граждан и юридических лиц);

    государственную собственность (федеральная собственность и собственность субъектов Российской Федерации);

    муниципальную собственность.

    Собственниками земли могут быть иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица. Однако следует учитывать, что указанные лица не вправе получить в собственность земельные участки, находящиеся на приграничных территориях и на иных, установленных особо, территориях Российской Федерации (пункт 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации).

    Земельный кодекс Российской Федерации (статьи 17 - 19) требует разграничить государственную собственность на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. Он определяет виды земельных участков, передаваемых в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также специально оговаривает, что процесс разграничения названной собственности должен осуществляться в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю". Данный Федеральный закон уже принят и вступает в силу в январе 2002 г.

    Земельный кодекс Российской Федерации не только урегулировал общие вопросы, связанные с определением федеральной собственности на землю.

    В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации к федеральной собственности отнесены земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации (пункт 4 статьи 87), а также земли государственных заповедников и национальных парков (пункт 6 статьи 95).

    3. Большое значение имеют нормы Земельного кодекса Российской Федерации (статьи 20 и 21), которые сужают круг лиц, обладающих земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения.

    Земельный кодекс Российской Федерации существенно ограничивает применение таких неизвестных большинству правовых систем вещных прав, как право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения.

    В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

    В пожизненное наследуемое владение земельные участки предоставлять запрещено.

    Право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками, возникшее у соответствующих лиц до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.

    Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения имеют право однократно бесплатно приобрести в собственность указанные земельные участки, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

    Юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2004 г. (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации).

    Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения, не вправе распоряжаться этими земельными участками. Единственным исключением из этого правила является переход по наследству земельного участка, принадлежащего на праве пожизненного наследуемого владения. Здесь наблюдается один из тех немногих случаев, когда Земельный кодекс Российской Федерации (пункт 4 статьи 20 и пункт 2 статьи 21) урегулировал соответствующие отношения иначе, чем Гражданский кодекс Российской Федерации (статьи 267 и 270).

    ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    (в редакцииФедерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

    Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

    (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

    1. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

    2. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

    3. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

    4. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

    5. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.

    6. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом.

    7. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд может быть обеспечена лицом, в пользу которого изымается земельный участок.

    Примечание.

    С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ в пункт 8 статьи 11.10 вносятся изменения.

    8. В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.

    9. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.

    В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.

    10. Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с использованием иных технологических и программных средств.

    11. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, обеспечивает возможность подготовки схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта указанного федерального органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" любым заинтересованным лицом за плату. Размер такой платы и порядок ее взимания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа органами государственной власти или органами местного самоуправления с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется без взимания платы.
    (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

    12. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    13. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
    (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ)

    14. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:

    1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

    2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;

    3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
    (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

    4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;

    15. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.

    Примечание.

    До 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).

    16. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

    1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

    2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

    3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

    4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

    5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

    17. В случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.

    18. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.
    (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

    19. Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.

    20. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
    (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

    21. Подготовка единым институтом развития в жилищной сфере схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется без взимания платы.
    (в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 221-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

    В первый день нового года вступит в силу новая редакция Земельного кодекса. Изменится порядок установления сервитута, а также правила изъятия участков в целях комплексного развития территорий городов и сёл.

    Поправки, которые вступят в силу с 1 января 2017 года, были утверждены Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ и Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ. Некоторые изменения носят исключительно технический характер, а другие - упрощают порядок изъятия земельных участков, на которых планируется строить объекты инфраструктуры.

    Установление публичного сервитута

    В будущей редакции пп.3 п. 3 статьи 23 Земельного кодекса РФ будет прописано, что публичные сервитуты могут устанавливаться для размещения на участках межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним. Сейчас этот пункт предусматривает предоставление публичного сервитута для размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним. Поправки к нему утверждены Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ.

    Одновременно в статье 24 Земельного кодекса РФ уточняется, что работники организаций транспорта, лесной промышленности, лесного и/или охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками, и других сфер деятельности, имеющих право на получение служебных наделов по заявлению могут получить в безвозмездное пользование участки, в том числе из состава земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий.

    Новые основания для аренды земли без проведения торгов

    С нового года Земельный кодекс РФ изменится и в связи со вступлением в силу некоторых норм Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ. По новым правилам, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, будут заключать без проведения торгов в двух дополнительных случаях:

    • при предоставлении земельного участка, изъятого для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории у физического или юридического лица, которому такой земельный участок был предоставлен на праве безвозмездного пользования, аренды, лицу, заключившему договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления по результатам аукциона на право заключения данного договора в соответствии с Градостроительным кодексом РФ;
    • при предоставлении земельного участка для строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур лицу, заключившему договор о комплексном развитии территории в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

    Соответствующие поправки вносятся в . В то же время дополняется , в новой редакции которой сказано, что сроки действия договоров об аренде в новых двух случаях не могут превышать сроки действия соглашений о комплексном развитии территории или периоды, предусмотренные на строительство объектов инфраструктуры. Кроме того, в статье 46 Земельного кодекса РФ с 1 января 2017 года будет указано, что расторгнуть подобные договоры аренды власти могут, в том числе, в случае ненадлежащего исполнения арендатором своих обязательств.

    Одновременно организации, с которыми заключены соглашения о комплексном развитии территорий, получают возможность обращаться с ходатайствами об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных целей. До 1 января 2017 года действует редакция статьи 56.4 Земельного кодекса РФ , по которой такое обращение могут направить недропользователи, субъекты естественных монополий, а также уполномоченные организации.

    Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления изложены в новой статье кодекса - 56.12. В ней уточняются:

    • основания для принятия решения об изъятии;
    • обязанности органов местного самоуправления, принявших такое решение;
    • требования к соглашению, заключаемому в связи с изъятием участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
    • положения, касающиеся перехода прав собственности на участки;
    • иные нормы, регулирующие договоры о комплексном развитии территорий и об аренде.

    Уточнение списка лиц, по инициативе которых проводится кадастровой учет

    Согласно требованиям статьи 39.11 Земельного кодекса РФ , одним из шагов при подготовке к проведению аукциона по продаже или предоставлению в аренду земельного участка по инициативе заинтересованных лиц является осуществление кадастрового учета и регистрация прав собственности. Сейчас действует правило, по которому обратиться с заявлением о регистрации прав и кадастровом учете могут только лица, заинтересованные в предоставлении этого участка. С 1 января 2017 года соответствующие заявления смогут обращаться подавать еще и кадастровые инженеры, выполнившие кадастровые работы в целях образования земельного участка. При этом никаких доверенностей либо иных уполномочивающих документов им не понадобится.

    Новшества в правилах подачи ходатайства о смене вида разрешенного использования

    Федеральный закон 361-ФЗ уточнил также нормы статьи 39.15 Земельного кодекса РФ . С ближайшего воскресенья в ней появится новый пункт следующего содержания:

    10.1. В случае, предусмотренном пунктом 10 настоящей статьи, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для обращения заявителя без доверенности в органы государственной власти или органы местного самоуправления:

    1. с ходатайством об обращении органа государственной власти или органа местного самоуправления в орган регистрации прав с заявлением о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о виде или видах разрешенного использования земельного участка, выбранных в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки;
    2. с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка;
    3. с заявлением о получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;
    4. с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую.

    Технические поправки

    Среди иных поправок - уточнение наименования закона о государственной регистрации участков и реестра, содержащего сведения об объектах недвижимости. Соответствующие корректировки имеются по всему тексту Земельного кодекса РФ.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ