Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Социальное назначение норм административного права состоит в том, чтобы регулировать поведение субъектов в сфере государственного управления. Однако эти нормы не могут выполнять регулирующей роли без сложного механизма их реализации.

Как отмечают Н.И. Матузов и А.В. Малько, «под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Вне деятельности людей реализация права немыслима. Отсюда – значение целенаправленной организаторской деятельности субъектов права» .

Реализация норм административного права, так же как и норм других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь государственной воли, выраженной в нормах, субъектами административного права. В указанном процессе участвуют все стороны управленческих правоотношений, но по-разному, т. е. в соответствии с их административно-правовым статусом.

Форма реализации норм административного права зависит от специфики общественных отношений, регулируемых данными нормами, от правила (содержания) правовой нормы, от характера поведения субъектов, реализующих правовую норму, и их взаимоотношений; от формы внешнего проявления правомерного поведения.

В юридической литературе принято различать несколько форм (способов) реализации правовых норм.

По характеру действий субъектов административного права, степени их активности и направленности в отношении административнопра во вых норм выделяют соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение как форма реализации норм административного права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, закрепленных нормами. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере государственного управления, они не вступают в конкретные административно-правовые отношения. В этой форме реализуются запрещающие нормы. Как отмечает В.С. Нерсесянц, «правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагоприятных последствий в случае их нарушения. Это могут быть лишение свободы, штраф, исправительные работы и др.» .

Исполнение норм административного права заключается в активных действиях субъектов правоотношений, направленных на выполнение предписанных правовой нормой обязанностей. Таким образом, путем исполнения реализуются обязывающие административно-правовые нормы. Исполнение правовых норм обеспечивается определенными государственными мерами. Как отмечает В.С. Нерсесянц, «при осуществлении обязывающих норм затрачиваются человеческие силы, за что государство обещает определенную компенсацию. Исполнение обязанностей под угрозой возможно, но оно не будет столь качественным.



Отдельные люди исполняют юридические обязанности по внутреннему убеждению, следуя чувству долга» .

Использование как форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. Заинтересованность участников общественных отношений в реализации принадлежащих им прав проявляется в сфере действия управомочивающих норм, а более широко – за пределами действия запретов, ограничений и обязывающих велений. Государство не обещает наград за сам факт реализации управомочивающих норм, тем более не грозит лишениями в случае отказа от реализации предоставленных прав. Содержание управомочивающих норм удовлетворяет их адресатов, а сам результат осуществления прав приносит желаемые блага 2 .

Эти три формы реализации административно-правовых норм, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права.

По сути, в таких формах осуществляются акты реализации прав и обязанностей субъектов административных правоотношений.

Между тем осуществления актов реализации прав и обязанностей субъектов административного правоотношения недостаточно для его урегулирования. По результатам их осуществления должно быть принято основанное на законе государственно-властное решение органа исполнительной власти либо его должностного лица в виде индивидуального правоприменительного акта. Поэтому важной формой реализации административно-правовых норм является применение.



Применение административно-правовых норм состоит в принятии индивидуального юридического акта по конкретному делу. Данные нормы реализуются в процессе разрешения конкретного дела, связанного с осуществлением исполнительно-распорядительной деятельности. Применение административно-правовых норм не представляет обязанности всех сторон управленческих отношений, оно относится к компетенции специально уполномоченных на то органов управления и должностных лиц.

Применение административно-правовых норм отражает сущность административно-правовых отношений. Именно в процессе применения административно-правовых норм наиболее четко прослеживаются форма и содержание данных правоотношений, их динамика. В процессе применения административно-правовых норм участвует орган государственного управления (исполнительной власти), который уполномочен принимать юридически значимое решение в отношении организационно неподчиненного ему субъекта.

Н.И. Матузов и А.В. Малько обоснованно считают, что «применять нормы права – это значит применять власть, а нередко – принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены» .

Таким образом, правоприменение рассчитано как на урегулирование правоотношений в сфере государственного управления, которые не связаны с противоправным поведением подвластных субъектов (такие правоотношения всегда направлены на реализацию прав и свобод граждан и организаций), так и на охрану данных правоотношений от противоправных посягательств.

В отличие от исполнения как формы реализации административноправовых норм, составляющих обязанность всех, к кому они обращены, применение этих норм составляет обязанность лишь специально на то уполномоченных органов и должностных лиц.

По своему социальному содержанию применение административноправовых норм представляет собой одну из правовых форм исполнительной, управленческой деятельности.

Основным требованием правильного применения норм административного права является законность правоприменительной деятельности. Этот принцип в процессе применения административно-правовых норм выражается в ряде конкретных требований, обращенных к правоприменяющим органам и должностным лицам:

1) применение нормы административного права в каждом отдельном случае должно строго соответствовать подлинному ее содержанию, тем целям, для достижения которых она установлена;

2) норма административного права должна применяться в установленном государством порядке с соблюдением всех процессуальных требований, обеспечивающих правильность ее применения;

3) акт применения нормы административного права должен быть определенным образом оформлен, в частности иметь соответствующее наименование, дату принятия, должен быть подписан надлежащим должностным лицом;

4) акт применения нормы административного права должен быть в установленный срок объявлен заинтересованным органам и лицам, что составляет одно из необходимых условий его фактической реализации;

5) применяющий норму административного права орган обязан сам или через соответствующие подчиненные ему органы обеспечить фактическое проведение в жизнь акта правоприменения посредством организации его исполнения и проверки исполнения.

Некоторые административно-правовые нормы в соответствии с действующим законодательством могут применяться в судебном порядке (например, при рассмотрении судами жалобы на постановление административной комиссии о наложении штрафа или принятии судьей решения о привлечении к административной ответственности). Это свидетельствует о том, что для применения административно-прав овых норм необходимы полномочия юридически властного характера.

Применение нормы административного права – это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий. Каждая стадия механизма административно-правового регулирования может быть детализирована исходя из особенностей административных правоотношений.

Первая стадия механизма административно-правового регулирования – это стадия общего действия права (действие права в статике). На этой стадии правоприменителем устанавливается взаимосвязь абстрактной правовой нормы с конкретными жизненными обстоятельствами, порожденными юридическим фактом. При реализации данной стадии конкретным правоприменителем в конкретных административных правоотношениях она может быть разбита на несколько этапов:

1. Установление юридической основы дела. На этом этапе правоприменительного процесса дается правовая квалификация (юридическая оценка) установленным фактическим обстоятельствам дела, выбирается правовая норма, подлежащая применению, проверяется ее юридическая сила, подлинность текста, выясняется ее действие во времени, пространстве и по кругу лиц.

2. Установление фактической основы дела. На данном этапе устанавливаются и исследуются только те факты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми (правомерными либо неправомерными), поскольку право не может применяться к обстоятельствам, не имеющим юридического характера.

Вторая стадия механизма правоприменения характеризуется фактической реализацией прав и обязанностей субъектов административных правоотношений (динамика действия права) и принятием уполномоченным органом решения по делу. Указанная стадия также может подразделяться на несколько этапов:

1. Фактическая реализация прав и обязанностей субъектов административного правоотношения. На этом этапе осуществляются сбор и оценка юридических доказательств, фактов (предметов, показаний свидетелей и очевидцев, документов, заключений специалистов и т. д.), добытых в установленных законом формах и порядке, представление документов, необходимых для реализации прав и законных интересов управомоченной стороны правоотношений, их оценка, направление запросов, рассмотрение ходатайств и т. д.

Всестороннее и полное исследование фактических обстоятельств, собранных в соответствии с требованиями закона, способствует достижению объективной истины по делу и правильному принятию решения.

2. Принятие решения по делу. Это завершающая стадия процесса применения норм административного права.

Решение по делу сопровождается одновременно принятием полномочным органом (письменно или в иной форме) индивидуальноправового акта (акта применения права). Ими могут быть постановления, решения, распоряжения, приказы, издаваемые органами государственного управления (должностными лицами), а также акты судебных органов.

Признаками акта применения норм административного права являются:

– его индивидуальный характер;

– обоснованность его нормой (или нормами) административного права.

Доведение актов применения до заинтересованных органов и лиц и непосредственное их исполнение.

Действия по применению норм административного права в зависимости от характера и конкретных целей разделяются на две группы:

1) действия, имеющие своей непосредственной целью юридическое обеспечение удовлетворения тех или иных конкретных потребностей общества или личности;

2) действия по привлечению к ответственности нарушителей норм.

Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе применения административно-правовой нормы выражается механизм адм инистративно-правового регулирования. Реализация административноправовых норм создает необходимые условия для укрепления режима законности в сфере государственного управления, возникновения административно-правовых отношений, их изменения или прекращения.

Административно-правовые отношения являются юридическим результатом регулирующего влияния административно-правовых норм на общественные отношения. Вместе с тем такие нормы регулируют преимущественно управленческие общественные отношения, т. е. отношения, которые возникают в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти.

Реализация административно-правовой нормы представляет собой процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права содержащихся в нормах предписаний, правил поведения. Следовательно, реализация административно-правовых норм - это такое правомерное поведение (деятельность) субъектов административного права, которое согласуется с требованиями, установленными нормами административного права и выражается в приобретении и использовании установленных нормами прав и выполнении предусмотренных ими обязанностей. Естественно, что в указанном процессе участвуют все стороны управленческих отношений, но по-разному, то есть в соответствии с их административно-правовым статусом.

Целью реализации административно - правовых норм является оказание юридического содействия гражданам в реализации их прав и обязанностей, а так же реализация права всегда связана с достижением определенного результата, предусмотренного нормой права, т.е. указывает на то, что фактические и юридические цели права достигнуты.

Существуют черыре основные формы реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение.

Исполнение характеризуется точным следованием субъектов (участников) административно-правовых отношений предписаниям, указаниям, требованиям, определяемым нормами административного права.

Данный вариант реализации правовых норм универсален, так как его субъектами являются любые участники управленческих отношений. От качества, объема и уровня исполнения зависит реальность реализации административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в сфере государственного управления. Поэтому исполнение является важнейшим средством обеспечения должного правопорядка и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.

Исполнение предполагает активные действия субъектов, на которых распространяются соответствующие нормы административного права. Напротив, пассивное поведение, невыполнение предписаний могут рассматриваться как противоправное поведение, влекущее юридическую ответственность. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, допускаемых КоАП РФ. В свою очередь, неуплата административного штрафа в сроки рассматривается как противоправное деяние и влечет юридическую ответственность, в конкретном случае административную: в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение его в двукратном размере неуплаченной суммы либо административный арест на срок до 15 суток.

Таким образом, административное право как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти, присущими ему способами и средствами обеспечивает исполнение требований действующего российского законодательства, а также защиту прав и законных интересов участников регулируемых общественных отношений.

Соблюдение как способ реализации административно-правовых норм по содержанию достаточно близок к исполнению. Соблюдение - форма реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания. Здесь имеет место как бы пассивное исполнение: субъект может не предпринимать активных действий, характерных для исполнения, однако обязан выполнять определенные условия, формулируемые через запреты, которые представляют собой негативную оценку тех или иных действий и явлений со стороны государства. Нарушение запрета влечет привлечение к юридической ответственности, вид которой зависит от характера запрета и серьезности нарушения. Так, статьей 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определен большой перечень запретов, связанных с гражданской службой. В связи с ее прохождением гражданскому служащему, в частности, запрещается: осуществлять предпринимательскую деятельность; получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

Нарушение данных запретов в зависимости от конкретных обстоятельств влечет различные виды ответственности: от дисциплинарной до уголовной.

В качестве других примеров соблюдения норм административного права можно обратиться к многочисленным запретам, установленным правилами дорожного движения, пожарной безопасности и подобными нормативными правовыми документами.

Использование вряд ли можно отнести к числу терминов, имеющих юридическое значение. Фактически его можно трактовать лишь как элемент дополнительной характеристики исполнения дозволительных административно-правовых норм.

Использование представляет собой добровольное совершение субъектами административно-правовых отношений правомерных действий, направленных на осуществление личных (субъективных) прав в сфере, регулируемой административным правом. Использование может характеризоваться как самостоятельное решение субъекта относительно возможностей, предоставляемых этим правом, и носить как активный, так и пассивный характер. Так, для того чтобы реализовать свое субъективное право поступления на военную службу по контракту, заинтересованный субъект должен совершить ряд активных действий, предусмотренных законодательством о военной службе. Однако субъект может воспользоваться правом не поступать на данную службу, поскольку обязанность такого поступления не предусмотрена законом. Тем самым субъект может реализовать свои иные субъективные права, например право на предпринимательскую деятельность.

Применение административно-правовых норм предполагает издание основанных на конкретной норме индивидуальных юридических актов по вопросу или по конкретному делу, возникающему в процессе государственно-управленческой деятельности. Применение административно-правовых норм осуществляется соответствующими субъектами исполнительной власти. Оно практически выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т.п.). Административно-правовая норма реализуется не в результате исполнения той или иной стороной управленческого отношения какого-либо, например, запрета (переход улицы в неположенном месте и т. п.), а путем официального юридически-властного решения конкретного административного дела, что относится исключительно к компетенции органов государственного управления (должностных лиц). Очевидно, что применение административно-правовых норм является прерогативой органов исполнительной власти (должностных лиц). Граждане подобных полномочий не имеют.

Таким образом, исполнение и применение есть два основных способа реализации административно-правовых норм. Что касается соблюдения этих норм как самостоятельного способа их реализации, связанного с реакцией участников управленческих отношений на запреты, то следует иметь в виду, что по существу оно является конкретным выражением их исполнения. Соблюдение - наиболее общая категория, характеризующая правопорядок и дисциплину в сфере государственного управления, а не их частное проявление. То касается такой формы реализации административно- правовых норм как использование, то, как говорилось ранее: исполнение вряд ли можно отнести к числу юридических. Фактически его можно трактовать лишь как элемент дополнительной характеристики исполнения дозволительных административно-правовых норм.

Для воплощения норм административного права в жизнь необходимо обеспечить безусловное соответствие поведения субъектов административного права (то есть будущих участников государственно-управленческих отношений) требованиям правовой нормы. Поэтому правомерные действия субъектов, которые отвечают предписаниям норм административного права и состоят в использовании права, выполнении или соблюдении юридических обязанностей в сфере государственного управления, определяют реализацию этих норм.

Реализация таких норм осуществляется в четырех формах: использование, выполнение, соблюдение, применение.

Использование - это такая форма реализации, которая состоит в активном поведении участников сферы государственного управления по реализации своих субъективных прав, предусмотренных правовой нормой, что осуществляется ими по их собственному желанию. Выполнение - состоит в активных действиях, отношениях субъектов по выполнению предписаний, которые предусмотрены административно-правовой нормой, осуществляемой независимо (а иногда и вопреки) их собственному желанию. Реализация в форме соблюдения состоит в пассивном поведении субъектов (также независимо от желания этих субъектов).

Применение - это организационно-правовая деятельность компетентных государственных органов, уполномоченных на это общественных объединений или их должностных лиц. Она состоит в установлении поднормативних формально-обязательных индивидуальных правил поведения персонифицированных субъектов с целью создания условий, необходимых для реализации ими определенных норм. Применение, в отличие от использования, выполнения, соблюдения является государственно-властной деятельностью, которая не может быть связана с желанием (или с его отсутствием) уполномоченного субъекта, на ее осуществление, а должна быть реализована им в обязательном порядке с появлением определенных условий, обстоятельств.

Главная задача применения административно-правовой нормы состоит как раз в воплощении ее предписаний относительно субъектов управленческих отношений в зависимости от характера жизненной ситуации, в которую попадают участники этих отношений.

Государство поручает уполномоченному органу право оценки ситуаций и сравнения ее с условиями, предусмотренными в гипотезе нормами и при их совпадении - предъявить субъекту, который находится в сфере государственного управления, предписание относительно его оптимально-обязательного поведения в конкретной жизненной ситуации с помощью установления (изменения, отмены) его прав или обязанностей. Этим предписанием является акт применения.

Акт применения нормы административного права - устанавливает правило поведения индивидуального характера, поэтому он относится к индивидуальным актам, но не все индивидуальные акты являются правоприменительными. Среди индивидуальных актов правоприменительные занимают особое место: они устанавливают, изменяют, отменяют права и обязанности конкретных субъектов в конкретной жизненной ситуации. Поэтому служебным назначением актов применения административно-правовых норм является организация управленческих отношений. Это влечет за собой целый ряд специфических черт этой деятельности.

Во-первых, применение административно-правовых норм осуществляют все без исключения государственные органы, органы регионального и местного самоуправления, общественные объединения, имеющие государственно-властные полномочия (или их должностные лица). Но если для органов исполнительной власти применения норм административного права - основная часть их правовой деятельности, то для иных субъектов - это дополнительная деятельность, связанная с применением норм иных областей права (уголовного, гражданского и т. п.). Они применяют нормы административного права преимущественно для регулирования внутриорганизацонных отношений.

Во-вторых, применение норм административного права - это, прежде всего, применение ее диспозиции. Диспозиция может применяться всеми субъектами правоприменения, тогда как санкция административно-правовой нормы - только уполномоченными органами государственного управления (в отдельных случаях - судом или иными уполномоченными на это субъектами).

В-третьих, правоприменение представляет юридически значимую государственно-управленческую деятельность только тогда, когда оно происходит на основании правовых норм и в порядке, предусмотренном юридическими нормами.

Этими нормами являются административно-процессуальные нормы. С ними связано существование административного процесса. Этим понятием охватывается порядок деятельности государственных органов (уполномоченных общественных объединений) относительно применения норм права с целью организации и регулирования управленческих отношений. Поэтому структуру административного процесса составляют:

а) осуществление применения норм административного права органами государства (кроме исполнительной власти) и местного самоуправления с целью регулирования индивидуального поведения работников во внутренне-управленческих отношениях;

б) осуществление применения норм права различных отраслей права органами исполнительной власти с целью реализации и регулирования управленческих отношений индивидуального характера путем установления, изменения или отмены прав и обязанностей участников этих отношений в конкретной жизненной ситуации: как во внутренне-, так и внешнеорганизационной деятельности.

Применение административно-правовой нормы, независимо от инициатора этого применения, всегда является организационно-правовой деятельностью государственных структур, которая довольно часто связана с вмешательством в сферу прав и интересов граждан и иных участников управленческих отношений. Это требует осуществления такой деятельности на законном основании и в порядке, регламентированном административно-процессуальными нормами.

Этим нормам присущи два основных признака: во-первых, они регулируют отношения, возникающие в сфере государственного управления (независимо от того, кто является обязательной стороной этих отношений); во-вторых, они регулируют не все государственно-управленческие отношения, а лишь те, которые возникают в связи с необходимостью решения конкретной жизненной ситуации, то есть решение конкретного дела.

Таким образом, административно-процессуальная норма - это установленное государством правило поведения, закрепляющее порядок использования прав или выполнения обязанностей, предусмотренных в материальных нормах отдельных отраслей права в конкретной жизненной ситуации в сфере государственного управления.

Однако лишь факт существования процессуальных норм автоматически не влечет за собой обеспечения оптимального правоприменения. Существуют определенные требования правильного применения правовых норм. Это, прежде всего, требования законности, что означает принятие правоприменительного решения только:

а) в границах полномочий правоприменяющего органа;

б) на основаниях, предусмотренных в гипотезе норм, которые применяются;

в) по процедуре, установленной законом;

г) в полнейшем соответствии с содержанием закона;

д) в форме, предусмотренной законом.

Этот процесс состоит из отдельных стадий, каждая из которых содержит несколько связанных действий, направленных на решение частичной задачи правоприменения. Деятельность уполномоченного органа относительно применения нормы административного права начинается с установления фактических обстоятельств ситуации, что требует своего решения с помощью правоприменительного акта.

Установление фактических обстоятельств административного дела осуществляется с помощью доказательств. Доказательства - это фактические данные, на основании которых в установленном законом порядке уполномоченное лицо (орган) устанавливает объективную истину в ситуации, требующей применения административно-правовой нормы. Эти данные находятся в разнообразных источниках: письменных документах, пояснениях свидетелей, актах экспертиз и т. п. Служебная цель доказывания - обеспечение принятия его на основе всестороннего и объективного изучения обстоятельств дела.

К основным стадиям применения административно-правовых норм относятся стадии принятия решения по делу и оформление его в акте применения. Во-первых, это функция реализации конкретных задач государственного управления. Акт применения обеспечивает прогнозирование, планирование, контроль, координацию и прочие назначения государственного управления. Во-вторых, это функция реализации норм административного права; при помощи акта применения осуществляется переход государственной управленческой воли от абстрактного к конкретному волеизъявлению относительно интересов участников общественных отношений. В-третьих, это функция реализации не только правовых норм. При правоприменении реализуются обычаи и иные социальные нормы.

Реализация административно-правовых норм означает практиче­ское использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений, т.е. проведение в жизнь содержащихся в них различным образом выраженных волеизъяв­лений, Естественно, что в указанном процессе участвуют все стороны управленческих отношений, но по-разному, т.е. в соответствии с их административно-правовым статусом.

Исполнение административно-правовых норм - точное следо­вание участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся.

В отличие от реализации применение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих субъектов исполни­тельной власти. Оно практически выражается в издании полномоч­ным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуаль­ных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на долж­ность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т.п.). Правоприменение - обобщенная характеристика функционирования механизма исполнительной власти. Правоприменение в административном порядке и случаях, специально предусмотренных действующим российским законодательством, возлагается также на народные суды (народных судей).

Таким образом, исполнение и применение есть два основных спо­соба реализации административно-правовых норм. Что касается соблюдения этих норм как самостоятельного способа их реализации, свя­занного с реакцией участников управленческих отношений на запре­ты, то следует иметь в виду, что по существу оно является конкрет­ным выражением их исполнения. Соблюдение - наиболее общая категория, характеризующая правопоря­док и дисциплину в сфере государственного управления, а не их част­ное проявление.

Использование . Фактически его можно трактовать лишь как элемент дополнительной характеристики исполнения до­зволительных административно-правовых норм.

Самостоятельное значение имеет вопрос о действии административно-правовых норм, т.е. об их юридической силе.

Административно-правовые нормы имеют определенные прост­ранственные и временные границы, а также могут иметь силу в отно­шении различного круга лиц. Так, действие их в пространстве предполагает территорию, на которую распространяетсяих юридическая сила. Правда, в некоторых случаях административно-правовые нормы мо­гут действовать в межтерриториальном масштабе (например, отрасле­вые нормы транспортных министерств и ведомств).

В пределах Российской Федерации административно-правовые нормы распространяются также и на иностранных граждан.

Во времени административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия (например, может быть введен мораторий на выборы глав краевой, об­ластной администрации, на определенный срок устанавливается ре­жим чрезвычайного положения).

Понятие и виды адм. –правовых форм гос. управления.

Адм. – правовая форма – это внешнепрактическое выражение к.-л. действий, совершаемых органами гос. управления в процессе исполнительной и распорядительной деятельности.

Виды адм.-прав.

форм:

1) правовые формы – формы, которые порождают юрид. последствия, т.е. устанавливают права и обязанности для субъектов юридических правоотношений.

2) неправовые формы – предусмотрены законодательством, но при непосредственном своем применении юрид. последствий не создают (отчет, донесение, информация в СМИ о развитии и состоянии экономики и т.д.)
Под формой реализации исполнительной власти (формой управления) понимается внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществляемое в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.

Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
Правовые акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функций исполнительной власти. Наиболее значимые качества, определяющие юридическую природу правового акта управления, следующие:

а) представляет собой юридический вариант управленческого решения;

б) издается только полномочным субъектом исполнительной власти или государственно-управленческой деятельности в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством либо административно-правовыми нормами;

в) это юридически властное волеизъявление соответствующего субъекта исполнительной власти, в котором находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности;

г) представляет одностороннее волеизъявление указанного субъекта, предопределенное началами, характеризующими исполнительную власть в целом;

д) содержит в себе юридически властное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата; он императивен;

е) определяет правила должного поведения в сфере государственного управления;

ж) может либо создавать юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений (административно-правовые нормы), либо служит юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекращающим конкретные правовые отношения подобного типа;

з) он подзаконен, т.е. может быть издан полномочным субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ, другими законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения;

и) занимает определенное место в иерархической системе такого рода актов, что означает соответствие акта данного органа исполнительной власти (должностного лица) актам вышестоящих звеньев системы исполнительной власти;

к) представляет собой юридическую разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности исполнительных органов (должностных лиц);

л) как правило, издается в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен и устно (например, в системе военного управления, в рамках служебных отношений между руководителем и непосредственно подчиненными ему работниками аппарата управления.

Таким образом, правовой акт управления есть основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций исполнительной власти.

В правовых актах управления решаются многие вопросы детализации и конкретизации общих правовых норм, содержащихся в правовых актах законодательных (представительных) органов государственной власти.

Правовые акты управления по масштабности их действия не ограничиваются сферой государственного управления. В ряде случаев с их помощью регламентируются отдельные стороны общественных отношений, составляющих предмет не административного, а иных отраслей российского права. В наибольшей степени это касается финансовых отношений, частично трудовых, земельных и др. В частности, именно на их основе возникают налоговые, природоохранительные правоотношения.

Понятие административно-правовых методов
Административно-правовой метод управления - средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, достижения ее целей.
Следует различать: методы управляющего воздействия , они всегда имеют внешнее юридически-властное значение и выражение и являются собственно методами управления; методы организации работы аппарата управления , они имеют чисто внутриаппаратное значение; методы совершения отдельных управленческих действий , это методы процедурного характера.

Виды административно-правовых методов
Метод убеждения - административно-правовой метод, применяемый субъектами исполнительной власти в виде поощрения, стимулирования, морального воздействия, воспитания. Принуждение традиционно рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезультативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной или административной ответственности.
Из множества классификационных вариантов, как правило, наиболее распространенным является выделение двух групп методов, а именно - административных и экономических. Акцент именно на этих вариантах порождает до сегодняшнего дня немало противоречивых суждений, разночтении, а потому проблема методов управления нуждается в детальном освещении.

Административное принуждение: сущность, виды
Административное принуждение - административно-правовой метод, применяемый субъектами исполнительной власти в рамках внеслужебного (функционального) подчинения в целях осуществления правоохранительной функции, обеспечения правопорядка и общественной безопасности во внесудебном порядке.
Меры административного принуждения разнообразны. По целевому назначению выделяют следующие виды мер административного принуждения: административно-предупредительные меры; административно-пресекательные меры; меры административной ответственности.
Наиболее типичными являются следующие административно-предупредительные меры: контроль и надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, милицейский); проверка документов, удостоверяющих личность; административное задержание; введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях);
прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности; реквизиция имущества; закрытие участков государственной границы.

Административно-пресекательные меры своим назначением имеют прекращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий. Они также разнообразны и применяются различными исполнительными органами (должностными лицами).
К их числу, например, относятся: требования прекратить противоправные действия; непосредственное физическое воздействие; применение специальных средств для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждении; применение оружия; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное отстранение от работы инфекционных больных; запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям и т.п.
Под методами государственного управления понимаются способы (приемы) воздействия субъекта управления на объект управления, которые используются для достижения поставленных целей и задач управления, для реализации функций управления. Субъекты государственного управления применяют методы воздействия в целях осуществления задач и функций государства, общества для решения экономических, социальных, оборонных, правоохранительных и иных задач.

Выделяются административные, экономические, социально-психологические, а также комплексные методы управления. Указываются общие методы управления, относящиеся ко всей системе управления, и локальные, свойственные отдельным ее частям. Существуют и иные виды классификации. Наиболее четким критерием классификации методов управления является характер воздействия на объект управления - прямой или косвенный. Методы прямого управляющего воздействия характеризуются односторонним непосредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых. Субъект управления принимает решение (приказ), исполнение которого носит обязательный характер. Невыполнение решения влечет для объекта управления отрицательные последствия (ответственность). Методы прямого воздействия принято называть административными методами управления. Методы косвенного управляющего воздействия на объект управления состоят в том, что с их помощью субъект управления достигает желаемого поведения объекта управления посредством воздействия на его интересы. Убеждение представляет собой способы воздействия на сознание и поведение людей, с помощью средств убеждения стимулируется должное поведение участников административно-правовых отношений. Средствами убеждения являются обучение, пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом. Метод убеждения должен быть основным. Поощрение – это способ воздействия через интерес, сознание, которые направляют волю людей на совершение полезных с точки зрения поощрения дел. Поощрение может быть моральным (грамота, благодарность), материальным (премия, ценный подарок), статусным изменяющим правовой статус гражданина (присвоение звания). Принуждение заключается в применении субъектами исполнительной власти установленных административно-правовыми нормами принудительных мер в связи с неправомерными действиями (штраф). По характеру воздействия на волю и сознание людей различаются экономические и административные меры. К методам административного прямого воздействия со стороны органов исполнительной власти на соответствующие объекты управления относятся общие и непосредственные руководства, регулирования, контроль и т. д. Административное принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.

Понятие и виды административных взысканий
Административное взыскание - индивидуальная мера ответственности за административное правонарушение.

Применяется в целях: воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку; предупреждения совершения им новых правонарушений; предупреждение совершения правонарушений другими лицами (ст. 23 КоАП РСФСР).
Основные виды административных взысканий: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, представленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты); исправительные работы; административный арест; выдворение из пределов РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.
Дисциплинарная ответственность - вид юридической ответственности, применяемой, как правило, субъектами линейной власти за нарушения требований дисциплины по отношению к государственным служащим, милитаризованным служащим, военнослужащим, учащимся учебных заведений.
Дисциплинарная ответственность характеризуется тем, что: ее основанием является дисциплинарный проступок - противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности; за такой проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания; они применяются в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами); пределы дисциплинарной власти этих органов (должностных лиц) определяются правом.
Материальная ответственность - вид юридической ответственности, которая применяется за причиненный неправомерными действиями правонарушителя материальный ущерб по отношению к государственным служащим, милитаризованным служащим, учащимся учебных заведений.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
Сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в гос. управлении.
К гарантиям обеспечения законности относятся: экономические, политические, правовые (юридические), организационно-правовые. Экономические гарантии вытекают из многообразия форм собственности; политические определяются фундаментальными положениями о том, что власть в Российской федерации принадлежит народу; правовые (юридические) гарантии законности заключаются в создании не только эффективного механизма восстановления нарушенных правовых норм, но и такого порядка применения норм, который максимально предупреждал бы возможность нарушений.
Контроль в государственном управлении
Государственный контроль подразделяется на два вида: общий и специальный.
Виды государственного контроля в управлении: общий и специальный, внешний и внутренний, контроль представительной и исполнительной власти, межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный).
Административный надзор - наблюдение уполномоченными на то субъектами исполнительной власти за исполнением действующих в сфере управления специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законе и подзаконных актах.
Среди способов обеспечения законности в государственном управлении важная роль принадлежит судебному контролю. Судебный контроль в сфере исполнительной власти - правовая оценка судами действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц, выявление нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, принятие мер по их восстановлению и устранению причин, и привлечение виновных лиц к ответственности.
Субъектами судебного контроля являются: Конституционный Суд Российской Федерации; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.
Общий прокурорский надзор - надзор органов прокуратуры за исполнением законов органами государственной власти и местного самоуправления, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов органами и учреждениями, исполняющими наказание. Предметом прокурорского надзора является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов. К формам реагирования прокурора на выявленные нарушения законности относятся: протест, представление, постановление.

4. Трудовые отношения работников и производные от них отношения как предмет трудового права. Трудовой договор: понятие и виды.

Виды норм:

1. По предмету правового регулирования:

· материальные – закрепляющие юридический статус управленческих отношений, их непосредственно регулирующие;

· процессуальные – определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм.

2. По функциям права:

· регулятивные – регулирующие позитивные управленческие отношения;

· охранительные – регулирующие управленческие отношения, связанные с их защитой и вытеснением отношений, чуждых данному обществу.

3. По методу правового регулирования:

· императивные – содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления;

· диспозитивные – дающие возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической альтернативы;

· поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги.

· управомочивающие – нормы, в которых закрепляются субъективные права участников управленческих отношений, выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению;

· обязывающие – нормы, закрепляющие юридические обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения;

· запрещающие – нормы, содержащие юридические запреты на совершение определенных действий в сфере государственного управления.

5. По адресату:

· регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти;

· административно-правовой статус государственных служащих;

· организацию и деятельность государственных предприятий и учреждений; отдельные вопросы функционирования негосударственных (коммерческих) структур;

· административно-правовой статус общественных объединений и их служащих; административно-правовой статус граждан.

6. По действию в пространстве:

· федеральные – действующие в пределах Российской Федерации; региональные (окружные) – действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа);

· субъектов РФ – действующие в пределах субъекта РФ;

· муниципальные – действующие в пределах муниципального образования;

· локальные – действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.

7. По действию во времени:

· срочные – нормы, для которых определен срок действия;

· бессрочные – нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены;

· чрезвычайные – нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств.

8. По кругу лиц

· общего действия – регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений;

· специальные – распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.).

9. По юридической силе:

· законодательные – содержащиеся в нормативных правовых актах высшей юридической силы;

· подзаконные – содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах.

10. По характеру юридической защиты:

· охраняемые в судебном порядке;

· охраняемые во внесудебном (административном) порядке.

Реализация административно-правовых норм – это практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений.

Способы реализации:

· Исполнение – форма реализации предписывающих административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.

· Соблюдение – форма реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания.

· Использование – форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права.

· Применение – особая форма реализации административно-правовых норм, состоящая в разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.

Еще по теме Виды и способы реализации административно-правовых норм.:

  1. Административно-правовой и гражданско-правовой метода правового регулирования


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ