Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Понятие правового статуса и социальной защиты судей. Их нормативное регулирование. Активизация деятельности судей по осуществлению правосудия согласно законодательству Российской Федерации. Эффективность отдельных видов гарантий социальной защиты судей.

Курсовая работа

Социальная защита судей в РФ

План

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Понятие правового статуса и социальной защиты судей

Глава 2. Эффективность отдельных видов гарантий социальной защиты судей

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Проведение судебной реформы в Российской Федерации, реализация принципа разделения властей, становление независимой судебной власти обусловливают высокую актуальность проблем, связанных с обеспечением эффективной и плодотворной деятельности судей как персональных носителей судебной власти. Значительный научный интерес представляет исследование системы гарантий, установленной законодателем в целях создания надлежащих условий для нормального функционирования механизма действия норм права и деятельности судей по осуществлению правосудия, основанного на принципах независимости, несменяемости и неприкосновенности судей.

В системе гарантий правового статуса судей решающее значение имеют гарантии социальной защиты (социальные гарантии), призванные обеспечить реализацию социальных прав судей в конкретных правоотношениях. Защищенность судьи от социальных рисков представляет собой одну из необходимых основ надлежащего осуществления правосудия, независимости судьи и, как следствие, судебной власти. При этом в этой сфере есть и нерешенные вопросы: понятие и система социальных гарантий правового статуса судей, критерии эффективности и действенность названных гарантий. Между тем проблемы социальных гарантий судей пока что мало исследованы, не были предметом специальных научных исследований.

Поэтому исследование проблем эффективности предоставляемых судьям Российской Федерации гарантий социальной защиты, ориентированное в первую очередь на совершенствование механизма их нормативного регулирования, обусловило выбор темы курсовой работы. Только эффективно действующая система гарантий позволяет наполнить субъективные права судей реальным содержанием.

Хотя проблемы гарантий социальной защиты судей в последние годы практически не привлекали внимания исследователей, тем не менее в монографиях Е.Б. Абросимовой, А.Ф. Извариной, М.И. Клеандрова, В.А. Лазаревой, В.М. Лебедева, И.Л. Петрухина, В.М. Савицкого и диссертационных работах С.И. Афанасьевой, В.Н. Буробина, П.В. Гармозы, Н.М. Селезневой, посвященных проблемам судоустройства, организационного построения судебной системы, проблемам функционирования судов, так или иначе затрагивались вопросы статуса судей в аспекте проблем обеспечения независимости и реже несменяемости судей, раскрывались история становления данного статуса и его нормативное регулирование.

Цель курсовой работы - изучение эффективности гарантий социальной защиты судей, способности этих гарантий обеспечить действенную реализацию правового статуса судей и, в конечном итоге, активизировать их деятельность по осуществлению правосудия и снятию в обществе правовых конфликтов;

Глава 1. Понятие правового ст атуса и социальной защиты судей

В системе разделения властей в качестве самостоятельной ветви власти выступает судебная власть, основной формой реализации и главенствующей функцией которой является правосудие. В правосудной деятельности судов нормы закона обретают свою силу, воплощаются в жизнь. Вместе с тем невозможно говорить о деятельности органов судебной власти в отрыве от людей, которые осуществляют работу этих органов. Творческая и высокопрофессиональная деятельность судей является необходимым условием эффективного правосудия. В целях независимого и беспристрастного осуществления данной деятельности судьи наделены развитой системой прав, обязанностей и законных интересов, составляющих специальный правовой статус судьи. Основным законным интересом судьи является возможность реализации данной им при вступлении в должность клятвы беспристрастно и справедливо осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, велениям долга судьи и своей совести.

Права и обязанности судей, реализующиеся в процессуальной деятельности судьи, подробно регламентируются процессуальным законодательством и являются предметом исследования соответствующих отраслевых юридических наук. Судья обладает также группой прав, которые предоставляются ему как должностному лицу органа судебной власти и не связаны непосредственно с судопроизводством: духовно-культурных, политических, экономических и социальных, реализующихся в соответствующих сферах общественного бытия, а также личных прав. Эти права также входят в содержание специального правового статуса судей и имеют общее назначение: обеспечение надлежащей защиты прав граждан независимым и беспристрастным правосудием. В работе приведены примеры названных видов прав и обязанностей судей.

Правовой статус судей в Российской Федерации - это совокупность прав, обязанностей и законных интересов названных должностных лиц, установленная в целях обеспечения независимости судей при отправлении правосудия.

В работе приведен перечень нормативных правовых актов, включая международные, регламентирующих правовой статус судей в Российской Федерации.

В статьях 120-122 Конституции Российской Федерации закреплены основные принципы правового статуса судей: независимость, несменяемость и неприкосновенность. Мерой независимости судья является уровень его беспристрастности при рассмотрении судебных дел. Особенностью института несменяемости судей является особый порядок прекращения или приостановления полномочий судьи специально созданным органом судейского сообщества - квалификационной коллегией судей. Иные составляющие несменяемости (неограниченный срок полномочий, запрет на перевод на другую должность или другой суд без согласия судьи) либо нивелируются исключениями, либо ничем не отличаются от общих правил, установленных трудовым законодательством и законодательством о государственной службе. Неприкосновенность судьи отражает усложненный порядок привлечения судьи к любому виду ответственности (кроме гражданско-правовой). В работе рассматривается целесообразность привлечения судей к административной ответственности, а также дается характеристика дисциплинарной ответственности судей.

При этом подчеркивается, что предоставляемый судье правовой статус «является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечить каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием» Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 № 5-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. № 5 . От того, как честно, добросовестно и беспристрастно будет исполнять свои обязанности каждый судья, насколько он будет эрудирован, воспитан и предан своему делу, прямо зависит состояние правосудия и реализация прав граждан на судебную защиту.

Переходя к определению социальных прав, ученые отмечают, что в юридической литературе имеются определения социально-экономических прав с акцентом на участие личности в процессах материального и нематериального производства, распределения, потребления и обмена общественного продукта (Н.В. Витрук, В.М. Александров). При этом участие лица в процессах распределения безотносительно вклада в общественное производство - сугубо экономический критерий, который не может характеризовать социальные права.

В нормативных правовых актах различного уровня термин «социальные права» используется для определения прав, предоставляемых: 1) лицам, нетрудоспособным в силу возраста, экологических условий места проживания и иных факторов; 2) должностным лицам, исполняющим важные государственные функции, в целях поддержания трудоспособности, повышения престижа государственной службы и предотвращения возможного изменения их социального статуса после увольнения.

С учетом изложенного в работе социальные права судей понимаются как совокупность прав, предоставленных судьям как должностным лицам органов судебной власти и направленных на обеспечение независимости судей, поддержание высокой производительности их труда, повышение престижа должности судьи, а также на предотвращение возможного понижения социального статуса судей после ухода с должности.

Нормативное закрепление является необходимым условием реальности прав и обязанностей, составляющих содержание правового статуса судей. Но этого закрепления недостаточно в связи с наличием факторов внешней социальной среды, которые могут вызвать неблагоприятные последствия и нарушить нормальное функционирование механизма действия нормы права, закрепляющей конкретные субъективные права судей. Анализ названных факторов затруднен тем, что в законодательстве они не называются, а сразу говорится о мерах по реализации субъективного права судьи. В работе приведены примеры факторов, негативно влияющих на реализацию различных субъективных прав судей. Основными выступают фактор недостаточного материального обеспечения и фактор неблагоприятных условий работы судьи. Осуществляя социальное управление, государство устанавливает нормы, защищающие факторы, которые оказывают благотворное влияние на реализацию правового статуса судей (стимул), а также нормы, нивелирующие действие факторов, препятствующих данной реализации (ограничение).

Рассматривая правовой статус как совокупность прав, обязанностей и законных интересов судьи, ученые отмечают неразрывную связь между субъективным правом и обусловленной этим правом обязанностью. Так как исполнение права зависит от воли управомоченного, а «целью нормы является создание таких стимулов поведения, при которых обязанность выполнялась бы в соответствии с требованиями управомоченного» Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. - М.: Юридическая литература, 1974. С. 242 , следует говорить о гарантиях субъективных прав, а не обязанностей. Законный интерес не относится к гарантируемым объектам, так как он не обеспечен конкретной юридической обязанностью и, как правило, не закреплен формально в законодательстве.

Поэтому гарантии правового статуса судей рассматриваются в работе в рамках реализации субъективных прав судей в конкретных правоотношениях. Субъектом гарантий правового статуса судей выступает лицо, субъективное право которого составляет объект гарантии, - судья.

Гарантии правового статуса судей включают в себя отдельные преференции, льготы, иммунитеты, иные правовые средства, которые определяют юридическое положение судей как особой категории должностных лиц (применительно к их субъективным правам) и обеспечивают единство статуса судей.

Преодолевая действие негативных факторов, препятствующих реализации субъективных прав судей, гарантии выступают в качестве механизма преобразования формально определенного права (потенциальной возможности) в реализующееся право (реализующуюся возможность, момент развивающейся действительности).

Рассматривая имеющиеся классификации гарантий, ученые отмечает, что наиболее распространена классификация гарантий на общие (экономические, политические, идеологические (духовно-культурные)) и специальные (юридические). Данная классификация является дискуссионной. К гарантиям относятся только те экономические (материальные), политические и духовно-культурные условия жизни общества, от которых непосредственно зависит обеспечение реальности гарантируемого объекта. Они являются полноценными гарантиями правового статуса судей. Поэтому нет необходимости выделять их в отдельную группу и именовать общими, а юридические гарантии относить к специальным.

Учеными обосновывается мнение, согласно которому юридические гарантии правового статуса судей из совокупности всех остальных гарантий выделяются тем, что они являются результатом правотворческой деятельности государства и закреплены в нормативных правовых актах. Неюридические гарантии названными актами не утверждены. Следовательно, основанием деления гарантий на юридические и неюридические (но не на общие и специальные!) является форма объективации гарантий в общественном бытии. Такая классификация отражает характеристику права как социально-классового регулятора и вместе с тем - пределы его активной роли в жизни общества.

Другим основанием для классификации гарантий правового статуса судей является область бытия, в которой объективируются названные гарантии. По данному основанию гарантии делятся на процессуальные, личные, политические, духовно-культурные, экономические и социальные (гарантии социальной защиты).

Термин «социальные гарантии» не имеет однозначного определения в юридической научной литературе. Одни авторы признают существование не социальных, а социально-политических (М.С. Строгович) либо социально-экономических (Е.И. Козлова) гарантий, смешивая тем самым области бытия, в которых реализуются гарантии. Другие авторы (Н.В. Витрук, С.А. Комаров) относят социальные гарантии к разновидности общих гарантий, подразумевая под ними «сближение классов и слоев общества», «интернационализацию общественной жизни», «новую форму общественной жизни», то есть явления, не имеющие непосредственного отношения к реализации субъективных прав.

В работе сформулировано понятие социальных гарантий (в терминологии Федерального закона от 10.01.1996 № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» - гарантий социальной защиты судей), направленных на удовлетворение отдельных социальных прав судей и объективирующихся в социальной сфере бытия, описана их система.

Структурно-функциональный подход к рассмотрению действия факторов, препятствующих реализации правового статуса судей, обусловливает три уровня изучения эффективности гарантий социальной защиты судей:

1) анализ нормативного закрепления социальных прав судей и наличия правового механизма реализации этих прав (юридико-догматический уровень);

2) изучение отношения судей к предоставленным им социальным правам, обеспечивающим эти права гарантий (социально-правовой);

3) установление имеющихся недостатков и пробелов нормативного регулирования гарантий социальной защиты судей, обоснование и формулирование конкретных предложений, в том числе по внесению изменений в действующее законодательство, принятию дополнительных нормативных правовых актов, для устранения этих недостатков и пробелов (теоретический уровень).

Эффективность гарантий социальной защиты судей представляет собой способность этих гарантий обеспечивать реализацию поставленных перед ними целей. Критериями эффективности гарантий социальной защиты выступают: а) фактическое использование судьями этих гарантий; б) степень удовлетворенности ими судей; в) оценка судьями важности предоставляемых им гарантий, в том числе согласие либо несогласие судей на «монетизацию» гарантий.

Глава 2. Эффективность отдельных видов гарантий социальной защиты судей

Гарантии «пенсионных» прав судей действуют в основном эффективно. Российским судьям предоставлен ряд важных социальных гарантий, обеспечивающих достойное материальное обеспечение в старости, а также в случае связанного с их служебной деятельностью посягательства на жизнь и здоровье. Кроме того, законодательное решение данного вопроса позволило сделать пенсионное обеспечение одним из основных стимулов для длительного и добросовестного исполнения судейских обязанностей: на вопрос, является ли возможность в будущем получать ежемесячное пожизненное содержание одним из стимулов для продолжения работы в должности судьи, ответили положительно практически все судьи.

Важнейшей из гарантий «пенсионных» прав судей является выплата ежемесячного пожизненного содержания в размере 80% заработной платы судьи, которую в качестве таковой указали 92% респондентов.

Вместе с тем нормативное регулирование предоставления данной гарантии характеризуется отсутствием единообразия, нестабильностью и противоречивостью. Ученые предлагаются следующие меры по устранению недостатков законодательных актов, регламентирующих данный вопрос.

1) Критерии, положенные в основу включения в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, периодов работы на иных должностях, помимо собственно судейской, не отвечают требованиям понятности, справедливости и целесообразности. Ученые предлагается устранить данный пробел, изложив абзац первый статьи 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» в следующей редакции: «Установить, что в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается не более пяти лет предшествующей работы по юридической специальности (после получения высшего юридического образования), если стаж работы в должности судьи составляет не менее десяти лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

2) Недопустимым ущемлением прав судей на пенсионное обеспечение по системе общего пенсионного страхования является невключение денежного содержания судей в налоговую базу для исчисления единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет и, как следствие, «выпадение» периодов работы в должности судьи из страхового стажа. Предлагаемым решением данной проблемы является отмена «льготы» по налогообложению денежного содержания судей единым социальным налогом, установленной пунктом 3 статьи 245 Налогового кодекса Российской Федерации.

3) Принятие Федерального закона от 21.06.1995 № 91-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» повлекло за собой существенное различие между размером ежемесячного пожизненного содержания, выплачиваемого бывшим судьям, ушедшим с должности до 29.07.1992, и судьям в отставке, что не отвечает требованиям социальной справедливости. Описанное нарушение ученые предлагает устранить путем внесения изменений в статью 2 Федерального закона от 21.06.1995 № 91-ФЗ, исключив из абзаца третьего названной статьи предложение: «Пожизненное содержание этим лицам выплачивается за счет средств федерального бюджета из расчета должностного оклада судьи соответствующего уровня, доплат за квалификационный класс (если он был присвоен) и выслугу лет».

К «пенсионным» гарантиям правового статуса судей относится также ежемесячное возмещение в случае причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, либо в случае гибели (смерти) судьи. Возмещение выплачивается без зачета каких-либо пенсий, заработной платы и страховых выплат и выполняет сходную социальную функцию: компенсирует судье заработную плату, получаемую до повреждения здоровья, а нетрудоспособным иждивенцам судьи - доход, которые эти лица утратили в связи со смертью судьи. ВВЕДЕНИЕ ежемесячного возмещения обусловлено повышенной опасностью трудовой деятельности судьи, не исключающей месть преступников и иных граждан, недовольных вынесенным судебным решением.

В работе описана действующая система медицинского обслуживания судей, основанная на сочетании обязательного и добровольного медицинского страхования, отличия данных видов медицинского страхования, охарактеризован договор добровольного медицинского страхования (его юридическая природа, предмет и стороны договора, страховой риск), преимущества централизованной системы добровольного медицинского страхования.

Результаты социально-правового исследования показали, что медицинскую помощь получают менее половины опрошенных судей. Отказ от обращений чаще всего мотивировался судьями тем, что по состоянию здоровья они не нуждаются в медицинской помощи, а также большой занятостью на работе. Наиболее здоровыми себя считают судьи-мужчины, хотя статистика свидетельствует об обратном. Также в работе приведены результаты опроса судей об удовлетворенности полученной медицинской помощью; реализации права на получение компенсации за приобретенные лекарственные средства; отношении к закреплению в законодательстве новых гарантий медицинского обслуживания судей (открытие медицинских пунктов в судах для оказания неотложной и первичной медицинской помощи; функционирование комнат психологической разгрузки в судах).

Ошибочную психологическую установку судей, оправдывающих отказ от обращения за медицинской помощью вышеприведенными причинами, следует признать весьма важным негативным фактором, препятствующим реализации права судей на охрану здоровья. Преодолеть действие данного фактора может, по мнению ученых, включение в Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» норм, устанавливающих не только права, но и обязанности судей по поддержанию своего здоровья (например, обязательное прохождение судьями ежегодной диспансеризации, запрет на непредставление судье отпуска в календарном году). Большое значение здесь могут иметь мероприятия, направленные на организацию спортивного досуга судей (корпоративное приобретение абонементов в бассейны, фитнес-клубы), а также пропаганда здорового образа жизни, которая должна стать неотъемлемой частью идеологического воспитания всего населения Российской Федерации.

Осуществление медицинского обслуживания судей по программам обязательного и добровольного страхования не противоречит действующему законодательству и прошло многолетнюю апробацию на практике, однако не нашло четкого отражения в Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», что ставит под сомнение законность заключаемых Судебным департаментом договоров добровольного медицинского страхования судей. Данный пробел законодательного регулирования учеными предлагается устранить путем дополнения пункта 5 статьи 19 названного Закона положением о праве судей на медицинское обслуживание в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования.

Требуется отражение в Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» механизма и денежных нормативов возмещения судье и членам его семьи расходов на приобретение лекарственных средств, что позволит осуществлять бюджетное финансирование данных выплат в полном объеме. В частности, следует указать, что судье компенсируются за счет средств федерального бюджета расходы на все приобретенные по рецепту врача лекарства, если установлено, что он не имеет права на их бесплатное получение.

Целью предоставления санаторно-курортного лечения является восстановление здоровья судьи после перенесенных заболеваний и оздоровительная профилактика (после успешно проведенного курортного лечения число дней нетрудоспособности снижается в 3-8 раз Ветитнев А.М., Журавлева Л.Б. Курортное дело: учебное пособие. - 2-е изд., стер. - М.: КРОНУС, 2007. С. 51). Осуществление данных мероприятий за счет средств федерального бюджета дает судье существенную экономию денежных средств и времени.

Как свидетельствуют данные опроса, санаторно-курортное лечение предоставляется судьям, как правило, на уровне, не соответствующем их статусу. В связи с этим большинство судей поддержали предложения об установлении в законе норматива стоимости санаторно-курортных путевок, приобретаемых для судей и членов их семей, условий размещения в здравницах. Для решения данной проблемы предлагается закрепить в законодательстве следующие положения: «Стоимость санаторно-курортных путевок судей и членов их семей включает в себя пребывание в санатории не менее 21 дня, оплату диетического питания по назначению врача и полного комплекса рекомендованных медицинских процедур из перечня, предлагаемого санаторно-курортной организацией. Санаторно-курортные организации, в которые приобретаются путевки судьям, должны соответствовать уровню 3-4 «звезды». Судье на одного предоставляется одноместный номер.».

Страхование жизни и здоровья является разновидностью рискового личного страхования, страховым случаем для которого выступает причинение вреда жизни или здоровью застрахованного лица. Страховая выплата может осуществляться как единовременно, так и в виде периодических платежей на протяжении длительного периода времени, превращаясь из страхового возмещения в страховое обеспечение.

Гарантии по страхованию жизни и здоровья судей, отраженные в Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральном законе от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», являются дополнительными к обязательному социальному страхованию и вызваны повышенной опасностью профессиональной деятельности судей. Страховой риск в этом случае относится к категории неизменных профессиональных рисков, сохраняющих свой уровень на протяжении служебной деятельности судьи, а также после ухода (удаления) его в отставку.

Анализируя практику реализации данной гарантии, ученые отмечает, что упомянутый в пункте 7 статьи 20 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» порядок установления факта отсутствия связи между причинением вреда жизни или здоровью судьи и его служебной деятельностью не регулируется каким-либо законом. В связи с этим любые ограничения права судьи или его наследников на получение выплат при наступлении перечисленных в пункте 2 статьи 20 названного Закона страховых случаев могут оспариваться на основании положений статьи 937 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей последствия нарушения правил об обязательном страховании.

В связи с отсутствием единого нормативного правового акта, который бы регламентировал заработную плату судей, и «выпадением» системы оплаты труда судей из общего нормативного регулирования сходных правоотношений нормативное регулирование заработной платы судей нельзя признать удовлетворительным. По мнению ученых, наиболее приемлемым решением данного вопроса является установление для судей, как и для иных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, размера ежемесячного вознаграждения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.04.1997 № 309 «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации». Размер этого вознаграждения должен быть определен для председателей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на уровне ежемесячного вознаграждения, получаемого Председателем Правительства Российской Федерации - главой высшего органа исполнительной власти. Размер ежемесячного вознаграждения остальных судей должен определяться в процентном соотношении к ежемесячному вознаграждению председателей высших судов в соответствии с приложением к Федеральному закону «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации».

Предоставление основного и дополнительного отпуска судьям в рабочих днях не соответствует статье 115 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой продолжительность отпусков определяется в календарных днях. В работе изложены предложения по устранению данного противоречия. Кроме того, приведены результаты анкетирования, отражающие мнение судей об обоснованности предоставления дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска с учетом стажа по юридической профессии и установленной законом продолжительности этого отпуска.

Обязательное государственное страхование имущества судей и членов их семей отнесено к разновидности трудовых прав, поскольку данная гарантия предоставляется только действующим судьям. Анкетирование показало, что наибольшее недовольство судей в нормативном регулировании данного вопроса вызывает обязательность наличия причинной связи между имущественным вредом и служебной деятельностью судьи. Второй причиной неэффективности норм о страховании имущества судей является недостаточное финансирование из федерального бюджета. Анализируя нормы гражданского и бюджетного законодательства, ученые делает вывод, что недостаточное бюджетное финансирование страхования имущества судей и членов их семей без отражения указанного обстоятельства в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год не может послужить основанием для отказа в реализации данных гарантий.

Препятствует реализации социальных гарантий правового статуса судей в Российской Федерации отсутствие в Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иных нормативных правовых актах норм возмещения командировочных расходов судей, а также расходов по переезду в случае упразднения или реорганизации суда. Решить данную проблему позволит нормативное закрепление фактически предоставляемого судьям уровня гарантий:

оплата судьям командировочных расходов по нормам, определенным Указом Президента Российской Федерации от 18.07.2005 № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих» для гражданских служащих, замещающих высшие должности гражданской службы категории «руководители»;

оплата судьям, переведенным в другую местность, расходов по их переезду и переезду членов их семей, включая стоимость проезда судьи и членов его семьи, а также стоимость провоза багажа.

В работе приведена сводная таблица, отражающая важность для судей гарантий их трудовых прав, частоту использования этих гарантий и удовлетворенность ими судей.

Гарантии прав судей на жилье призваны преодолеть действие следующих негативных факторов: высокая стоимость жилья, недостаточно развитая система ипотечного кредитования, что приводит к невозможности для судьи приобрести жилое помещение за счет собственных средств. Эти факторы приводят к зависимости судьи, не имеющего жилья или нуждающегося в улучшении жилищных условия, от органов исполнительной власти, в чью компетенцию входит предоставление жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Не случайно объем выделенного жилья для обеспечения судей стал одним из целевых показателей реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2006 № 583 , целью которой является повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Судье, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, один раз за время пребывания в судейской должности выдается за счет средств федерального бюджета беспроцентный заем в размере рыночной стоимости жилья в регионе по месту нахождения суда, который погашается после 5-10 лет работы судьей. Обязанность по осуществлению мероприятий, связанных с приобретением квартиры (дома) судье, возлагается на соответствующий суд, а при приобретении жилья для судей судов районного звена - на управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации. При прекращении полномочий до истечения указанного срока За исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судья выплачивает рыночную стоимость предоставленного ему жилья пропорционально отработанному времени либо освобождает это жилое помещение с передачей его следующему очереднику. В случае прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктом 10 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», жилое помещение, переданное в собственность умершего судьи, включается в наследство независимо от продолжительности стажа.

Предлагаемый ученым порядок предоставления жилых помещений судьям, описанный выше, позволит полноценно реализовать право судей на жилье без урона кадровой политике и престижу судебной власти.

Заключение

В заключении мной сделаны следующие выводы:

1) Правовой статус судей в Российской Федерации - это совокупность прав, обязанностей и законных интересов названных должностных лиц, установленная в целях обеспечения независимости судей при отправлении правосудия.

2) Гарантии правового статуса судей в Российской Федерации - это общие или специальные дополнительные меры, призванные обеспечить реализацию в конкретных правоотношениях субъективных прав, входящих в содержание названного статуса. Система гарантий определяется системой прав судей.

Гарантии социальной защиты судей - это закрепленные законом гарантии, направленные на обеспечение реального осуществления социальных прав судей.

3) Объектом гарантии социальной защиты судей выступают только социальные права судей, тогда как их юридические обязанности и законные интересы лежат за пределами этих гарантий. Субъектами гарантий социальной защиты являются действующие судьи, судьи в отставке, правопреемники судьи.

4) Система гарантий социальной защиты формируется в целях: а) обеспечения независимости судей, б) поддержания высокой производительности труда судей, в) повышения престижа должности судьи, г) предотвращения возможного понижения социального статуса судей после ухода с должности.

5) Гарантии социальной защиты судей призваны нейтрализовать негативное действие факторов внешней социальной среды, препятствующих реализации конкретных субъективных прав судей. В случае если «негативные» факторы потенциально контролируются законодателем (условия труда и отдыха, заработная плата судьи), гарантии, преодолевающие действие этих факторов, носят обеспечивающий характер. Если же факторы находятся вне зоны контроля законодателя (болезнь, старость, смерть судьи и др.), действие гарантий имеет восстановительный характер.

6) В число гарантий социальной защиты входят гарантии:

трудовых прав судей: состав заработной платы; дополнительный оплачиваемый отпуск; оплата проезда к месту отдыха и обратно; служебное обмундирование и мантии; выходное пособие; единовременное пособие в случае прекращения полномочий судьи в связи со смертью и др.;

«пенсионных» прав судей: ежемесячное пожизненное содержание; ежемесячная надбавка в заработной плате в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания; ежемесячное возмещение в случае причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью и др.;

жилищных прав судей: обеспечение жильем; компенсация расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений; содействие в индивидуальном жилищном строительстве;

права судей на охрану здоровья: медицинское обслуживание; санаторно-курортное лечение; денежная компенсация в размере стоимости путевки; страхование жизни и здоровья.

7) Эффективность гарантий социальной защиты судей понимается в диссертации как способность этих гарантий обеспечивать реализацию поставленных перед ними целей. Критериями эффективности гарантий социальной защиты выступают: а) фактическое использование судьями этих гарантий; б) степень удовлетворенности ими судей; в) оценка судьями важности предоставляемых им гарантий, в том числе согласие либо несогласие судей на «монетизацию» гарантий.

8) В ходе исследования установлено, что эффективными являются гарантии, которые в основном соответствуют достижению целей, преследуемых законодателем при их установлении.

Эффективным действием обладают: ежемесячное пожизненное содержание; надбавка к заработной плате в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск судьи; выходное пособие; единовременное пособие в случае прекращения полномочий судьи в связи со смертью; ежемесячное возмещение в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью; ежемесячное возмещение в случае гибели (смерти) судьи, связанной с его служебной деятельностью.

Названные гарантии оцениваются судьями как важные, часто используются, их реализация приносит судьям наибольшую степень удовлетворения; они способствуют повышению престижа судебной власти, независимости судей при отправлении правосудия.

Характерно, что на отмену этих гарантий при условии повышения заработной платы согласны не более 3% опрошенных.

9) Наименее эффективными являются так называемые «рудиментарные» гарантии, предоставленные судьям в конце ХХ века и действующие по настоящее время. Это - право бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта при направлении в служебные командировки; компенсация оплаты проезда в транспорте общего пользования; оплата проезда к месту отдыха и обратно; право на внеочередное вступление в жилищно-строительный кооператив.

В ходе анкетирования установлено, что эти гарантии не считаются судьями наиболее важными. Как свидетельствует опрос, ими пользуется незначительное число судей. При этом согласие на «монетизацию» малоэффективных гарантий дали лишь от 15 до 34% судей.

10) В ходе исследования выявлена также группа гарантий социальной защиты, не обладающих совершенным правовым механизмом их реализации. Это - гарантии обеспечения жильем, медицинского обеспечения, санаторно-курортного лечения, получения денежной компенсации в размере стоимости путевки, обязательного государственного страхования жизни, здоровья и имущества судей.

Данные гарантии судьями признаются важными (например, обеспечение жильем указывалось судьями как вторая по важности гарантия их социальной защиты после ежемесячного пожизненного содержания), часто используются, однако в результате недостаточно совершенного механизма реализации названные гарантии вызывают у судей малую степень удовлетворенности (средний показатель удовлетворенности судей медицинским обслуживанием составил 57%, санаторно-курортным лечением - 61%).

11) В целях эффективности гарантий социальной защиты судей необходимо:

включать в стаж работы в качестве судьи при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, не более 5 лет предшествующей работы по юридической специальности после получения высшего юридического образования, если стаж работы судьей составляет не менее 10 лет;

обеспечить участие судей в системе общего пенсионного страхования, для чего отменить норму о невключении денежного содержания судей в налоговую базу при исчислении единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет;

уравнять составляющие ежемесячного пожизненного содержания, выплачиваемого бывшим судьям, ушедшим с должности до 29.07.1992, и судьям в отставке;

законодательно закрепить право судей на медицинское обслуживание в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования;

определить в законе механизм и нормативы возмещения судье расходов на приобретение лекарственных средств;

закрепить в законе норматив стоимости санаторно-курортных путевок, приобретаемых для судей и членов их семей, и условия размещения судей и членов их семей в здравницах;

установить для судей размер ежемесячного вознаграждения на уровне лиц, замещающих иные государственные должности Российской Федерации;

закрепить нормативы возмещения командировочных расходов судей, а также расходов по переезду в случае упразднения или реорганизации суда;

закрепить механизм обеспечения судей жильем.

Литература

1. Закон «О статусе судей», М: НОРМА, 2009.

2. Ветитнев А.М., Журавлева Л.Б. Курортное дело: учебное пособие. - 2-е изд., стер. - М.: КРОНУС, 2007

3. Навалихина Ю.А. Деятельность территориальных органов Судебного департамента по осуществлению социальных гарантий правового статуса судей // Вестник Международного «Института управления». 2006. № 1-2.

4. Навалихина Ю.А. Нужны ли судьям социальные гарантии? // Российская юстиция. 2006. № 8.

5. Навалихина Ю.А. Социальные гарантии правового статуса судей в Российской Федерации: вопросы теории. - М.: Издательство «Спорт и культура-2000», 2006.

6. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 № 5-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. № 5

7. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. - М.: Юридическая литература, 1974



Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте . Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.


Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Бесплатная оценка
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.

Архангельский суд провел анализ судебной практики по делам об установлении факта трудовых отношений за 2017 и первое полугодие 2018 года. В частности, было рассмотрено большое количество вопросов, связанных с порядком обращения в суд. Так, например, судьи со ссылкой на напомнили, что предусмотренное правило, согласно которому что споры, не урегулированные самостоятельно работником и работодателем – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, рассматриваются в суде, не означает установление обязательного досудебного порядка урегулирования такого спора ().

Отмечено также, что в суд с заявлением в защиту нарушенных законных интересов работника вправе обратиться прокурор () и профсоюз (ст. 23 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ " "). При этом судьи обратили внимание, что при обращении в суд прокурора или профсоюза с заявлением в защиту трудовых прав работников начало течения срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора определяется исходя из того, когда о нарушении своего права узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление, если иное не установлено законом.

А вот Государственная инспекция труда, как справедливо указывает Архангельский областной суд, правом на обращение в суд в интересах работника не наделена. Отметим, что недавно Госдума отклонила предложение по предоставлению ГИТ таких полномочий.

Также суд обратил внимание на вопросы подсудности трудовых споров. В силу и иски работников по спорам, связанным с восстановлением нарушенных трудовых прав, могут быть поданы в суд по выбору работника – по месту его жительства, по месту нахождения работодателя либо по месту исполнения работником обязанностей по трудовому договору. Однако в случаях, когда договор в письменной форме не оформлен и сведений о месте его исполнения не имеется, подача иска по месту исполнения договора невозможна, поскольку это допускается только при четком указании в договоре сведений о месте его исполнения.

Введение 3 Глава I. Понятие, структура и задачи социальной защиты судей 5 1.1. Общеправовое понятие социальной защиты 5 1.2. Социальная защита судей как особый вид социальной защиты населения 15 Глава II. Социальная защита судей в сфере труда и социального обеспечения в Ханты-мансийском автономном округе-Югре 28 2.1. Оплата труда, гарантии и компенсации судьям в Ханты-мансийском автономном округе-Югре 28 2.2. Медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение судей в Ханты-мансийском автономном округе-Югре 45 Заключение 51 Список использованной литературы 54

Введение

Правосудие является важнейшей функцией правового государства. Как верно отметила М.С. Шакарян, "эффективность правосудия - достижение цели судебной защиты, задач правосудия... но само по себе решение не всегда означает, что цель правосудия достигнута, право защищено. Для этого надо исполнить решение, если оно добровольно не исполняется". Современное российское исполнительное законодательство периодически модернизируется, несмотря на это, вопросы в области принудительного исполнения судебных и иных актов существуют и являются постоянным предметом исследования в юридической науке. Правоведы отмечают в первую очередь неэффективность принудительных действий: соотношение необходимых к исполнению и реально исполненных в разумный срок требований исполнительных документов, указывая, что недовольство граждан системой принудительного исполнения оказывается причиной не менее постоянного реформирования исполнительного производства. Представляется, что реформирование исполнительного производства достигнет цели только тогда, когда будут четко определены руководящие начала построения системы исполнительного производства - его принципы. Цель работы – анализ социальной защиты судей РФ в сфере труда и социального обеспечения с учетом регионального аспекта. Задачи работы: - рассмотрение общеправового понятия социальной защиты; - изучение социальной защиты судей как особый вид социальной защиты населения; - анализ оплаты труда, гарантии и компенсации судьям в Ханты-мансийском автономном округе-Югре; - рассмотрение медицинского обслуживания и пенсионного обеспечения судей в Ханты-мансийском автономном округе-Югре.

Заключение

Можно выделить следующие структурные компоненты в структуре конституционно-правовых средств обеспечения юридического принципа независимости судей: 1) система отбора и назначения на должности судей; 2) конституционно-правовые институты несменяемости, неприкосновенности судей и невмешательства в их деятельность; 3) процессуальные гарантии независимости судей; 4) социальная защита судей как средство обеспечения их независимости. В связи с этим считаем возможным подвергнуть критическому осмыслению отдельные нормы Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Во-первых, в ч. 1 ст. 9 данного Закона вообще не упоминается такая гарантия независимости судей, как система отбора и назначения на должности судей; во-вторых, общепринятый принцип несменяемости судей в ч. 1 ст. 9 формулируется как установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи, что неоправданно смещает акценты в пользу возможности лишения судей полномочий в ущерб юридическим гарантиям их несменяемости (приостановление и прекращение полномочий судьи есть исключение из общего правила о несменяемости судей); в-третьих, право судьи на отставку не следует выделять в качестве самостоятельной гарантии независимости судьи, поскольку это - часть конституционного института несменяемости судей; в-четвертых, система органов судейского сообщества сама по себе не может считаться гарантией независимости судьи. В лучшем случае это гарантия независимости судей, т.е. всего судейского корпуса. Однако в наименовании ст. 9 речь идет о гарантиях независимости судьи, а не судей. Следует также отметить чрезмерно многословные формулировки гарантий независимости судей, характерные для нормативного содержания ч. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Вместо несменяемости законодатель употребляет "установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи" и "право судьи на отставку"; вместо невмешательства - "запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия"; вместо социальных гарантий - "предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу". Это, на наш взгляд, не соответствует общепринятым правилам юридической техники. Слова "вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия" можно было бы заменить более лаконичными конструкциями: "вмешательство в правосудие", "вмешательство в отправление правосудия" или "вмешательство в деятельность судьи". Если судья имеет низкую заработную плату, вынужден на общих основаниях прибегать к медицинской помощи, нуждается в жилье и т.п., от такого должностного лица сложно ожидать беспристрастной и позитивной деятельности на благо общества. Вероятнее всего, при подобных обстоятельствах судья будет прежде всего озабочен решением личных социальных проблем, вследствие чего неизбежно возрастают коррупционные и сопряженные с ними риски противоправной судейской деятельности. Разумеется, многие сограждане имеют достаточно высокие нравственные качества, для того чтобы избежать этого даже в условиях недостаточного социального обеспечения. Однако, с тем чтобы исключить саму возможность недобросовестного использования судебных полномочий в противоправных целях, обеспечить надлежащий престиж статуса судьи, способствовать высокому конкурсу на замещение судебных должностей и тем самым гарантировать тщательный отбор претендентов, необходим весьма высокий уровень социального обеспечения судей, во всяком случае отличный от среднестатистического уровня заработных плат в регионе и стране в целом. При этом особые социальные гарантии судей не должны перерастать в личную привилегию и чрезмерно выходить за рамки общего социально-экономического развития государства. На основании изложенного можно сформулировать вывод о том, что конституционные средства правового регулирования и реализации принципа независимости судей включают институциональные, процессуальные и социальные гарантии. Институциональные гарантии предполагают демократическую систему отбора и назначения на должности судей; конституционно-правовые институты несменяемости, неприкосновенности судей и невмешательства в их деятельность. Процессуальные гарантии включают преимущественно коллегиальную форму рассмотрения судебных дел, институт отводов, правила подведомственности и подсудности, предусмотренные процессуальным законом принципы и процедуры. Наконец, социальные гарантии независимости судей предполагают предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.  

Список литературы

1. Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ от 31.12.1996 (ред. от 25.12.2016) "О судебной системе Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1. 2. Федеральный закон N 7-ФЗ от 08.01.1998 (в ред. от 25.12.2016) "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 223. 3. Закон РСФСР от 08.07.1981 (ред. от 07.02.2011) "О судоустройстве РСФСР" // Ведомости ВС РСФСР. 1981. N 28. Ст. 976 (утратил силу с 01.01.2013). 4. Анисимова Л.В. Неисполнение судебного решения как нарушение права на судебную защиту // Омбудсмен. 2012. N 1. С. 60. 5. Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2014. N 2(64). С. 41. 6. Грось Л.А. Исполнительное производство в контексте Концепции Единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации // Исполнительное право. 2015. N 1. С. 3. 7. Голубев В.М., Исаенкова О.В. История развития исполнительного производства в России до Соборного уложения 1649 года // Уголовное судопроизводство. 2009 N 3. С. 33. 8. Грицай О.В. Принципы современного исполнительного производства // Арбитражный и гражданский процесс. 2002. N 6. С. 35. 9. Гилазов И.И. "Право на уважение собственности" в практике Европейского суда по правам человека и необходимость применения требований ст. 1 Протокола N 1 судами общей юрисдикции при рассмотрении имущественных споров // Правосудие в Татарстане. 2006. N 3(28). С. 15 - 16. 10. . Ермошин, Г. Т. О судебной карьере в рамках квалификационной аттестации судей: проблемы теории и практики /Г. Т. Ермошин.//Российский судья. -2010. - № 5. - С. 4 – 9. 11. Ермошин, Г. Т. Современная концепция статуса судьи в Российской Федерации /Г.Т. Ермошин. //Российское право -2013. - № 8. - С. 90–100 12. Зеленцов А.Б. Теоретические основы правового спора: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 362. 13. Захаров В.В. Основные этапы реформирования российского суда и института исполнения судебных решений в сфере частного права в 1832 - 1917 гг. (историко-правовое исследование): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 5. 14. Исаенкова О.В. Исполнительное производство. Краткий курс и практикум. Саратов: Ай Пи Эр Медиа; М.: СПС ГАРАНТ, 2009. С. 21. 15. Конин Н.М. Административное право России. М., 2011. С. 46. 16. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 8-е изд. СПб.: Издательство Юридического института, 2012. 333 с. 17. Калиновский К.Б. Распределение бремени доказывания в уголовном процессе: всегда ли в пользу обвиняемого? // Уголовная юстиция: связь времен: Избранные материалы международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 6 - 8 октября 2010 года) / Сост. А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский. М.: ЗАО "Актион-Медиа", 2012. С. 40 - 43. 18. Калинкина Л.Д. Заявление и разрешение повторных отводов суду (судье) на стадии судебного разбирательства // Адвокат. 2009. N 10. С. 19 - 23. 19. Капустянский В.Д. Заслушивание и исследование показаний несовершеннолетнего подсудимого в ходе судебного следствия // Российская юстиция. 2015. N 11. С. 36 - 39. 20. Минимурзина О.Н. Судья как особый властный субъект судебного следствия // Российский судья. 2016. N 7. С. 36 - 40. 21. Мишенина А.А., Кирянина И.А. Тактические особенности допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса // Российский следователь. 2015. N 2. С. 12. 22. Маслова М.В. Судебное следствие и деятельность защитника по доказыванию // Российский судья. 2016. N 2. С. 26 - 31. 23. Макаренко И.А. Понятие и условия установления психологического контакта с несовершеннолетним обвиняемым // Уголовное право. 2003. N 1. 54 с. 24. Морщакова Т.С. Судебное следствие // Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. М.: ЮристЪ, 2011. 94 с. 25. Леоненко В.В. Судебное производство по делам о преступлениях несовершеннолетних. Киев: Наукова думка, 1987. 264 с. 26. Луговцева С.А. Особенности судебного разбирательства уголовных дел в отношении несовершеннолетних: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. 27. Малюшин А.А., Малюшин К.А. Медиация и исполнительное производство: основные трудности и пути их решения // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. N 1. С. 32. 28. Максуров А.А. Гражданское исполнительное право как отрасль права. Принципы, предмет и метод гражданского исполнительного права // Практика исполнительного производства. 2008. N 4. С. 11. 29. Малюшин К.А. Влияние концепции защиты прав человека и основных свобод на исполнительное производство // Исполнительное право. 2012. N 4. С. 23 - 28. 30. Малюшин К.А. Принципы гражданского исполнительного права: проблемы понятия и системы. М.: Инфотропик Медиа, 2011. С. 104. 31. Маслова М.В. Судебное следствие и деятельность защитника по доказыванию // Российский судья. 2016. N 2. С. 26 - 31. 32. Леоненко В.В. Судебное производство по делам о преступлениях несовершеннолетних. Киев: Наукова думка, 1987. 33. Луговцева С.А. Особенности судебного разбирательства уголовных дел в отношении несовершеннолетних: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. 34. Макаренко И.А. Понятие и условия установления психологического контакта с несовершеннолетним обвиняемым // Уголовное право. 2003. N 1. С. 19-23. 35. Морщакова Т.С. Судебное следствие // Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. М.: ЮристЪ, 2011. 36. Приходько И.А. Доступность правосудия в арбитражном и гражданском процессе: основные проблемы. СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та; Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. С. 28. 37. Печников, Н.П. Некоторые аспекты соблюдения гарантий личности в деятельности правоохранительных органов: конспект лекций / Н.П. Печников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. - 68 с. 38. Печников, Н.П. Профилактика правонарушений и предупреждение преступлений: учебное пособие / Н.П. Печников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - 72 с. 39. Печников, Н. П. Деятельность правоохранительных органов по расследованию, раскрытию и предупреждению преступлений: монография / Н.П. Печников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - 64 с. 40. Печников, Н.П. Уголовно-процессуальные гарантии прав подозреваемого и обвиняемого: монография / Н.П. Печников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 96 с. 41. Печников, Н. П. Некоторые аспекты деятельности милиции общественной безопасности: лекции к курсу / Н.П. Печников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 84 с. 42. Печников, Н. П. Уголовно-процессуальные гарантии прав подозреваемого и обвиняемого: монография / Н.П. Печников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 96 с. 43. Печников, Н.П. Должностные и служебные преступления: метод. указания / Н.П. Печников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 32 с. 44. Печников, Н. П. Обеспечение законности и правопорядка в деятельности правоохранительных органов: лекции к курсу / Н.П. Печников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. - 76 с. 45. Сычева О.А. Тактика судебного следствия: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань: Казанский государственный университет, 2009. 164 с. 46. Татьянина Л.Г. Психопатия и уголовный процесс: Монография. Ижевск: Детектив-ИНФОРМ, 2002. 174 с. 47. Третьяков Ю.С. Процессуальные и тактические основы рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних мировыми судьями: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: РАП, 2008. 44 с. 48. Третьякова Е.И. Оборот фальсифицированных лекарственных средств: уголовно-правовые и криминологические проблемы противодействия: Дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2016. 264 с. 49. Усманова Д.Р., Фаткуллин Б.Х. Особенности исполнительного производства в зарубежных странах // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2014. N 2(64). С. 39 - 44. 50. Улетова Г.Д., Малиновский О.Н. Проблема исполнения судебных актов и перспективы альтернативной модели исполнительного производства в России // Государство и право. 2007. N 3. С. 39. 51. Файзрахманов Н.Ф. Обзор Федерального закона от 31.12.2014 N 532-ФЗ, его значение в организации расследования отдельных преступлений, посягающих на здоровье населения // Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы борьбы с преступностью: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Орел: Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, 2015. С. 329 - 335. 52. Филиппов А.Г. Проверка показаний на месте и ее значение в расследовании преступлений // Теоретические проблемы криминалистической тактики. Свердловск: УрГУ, 1981. 264 с. 53. Центров Е. О сути следственного действия "проверка показаний на месте" // Законность. 2013. N 10. С. 7. 54. Центров Е.Е. Недостатки изложения тактических особенностей проверки показаний на месте // Законность. 2016. N 7. С. 47 - 53. 55. Шадрин В.С. Уголовное досудебное производство: ответы на вопросы прокуроров и следователей. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2009. 144 с. 56. Шершень Т.В. Проблемные вопросы исполнения решений судов о взыскании алиментов в пользу несовершеннолетних детей: теоретические и практические аспекты // Российский судья. 2013. N 3. С. 20. 57. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2002. С. 249. 58. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2012г. № 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов» // Федеральный выпуск №5965 от 19 декабря 2012 г. 59. Постановления Верховного Суда РФ от 22 августа 2013 года № 51-АД13-6; от 14 августа 2013 года № 31-АД13-1 // СПС «КонсультантПлюс». 60. Архив Железнодорожного районного суда г. Хабаровска за 2008 г. Уголовное дело N 1-76/2008. // СПС «КонсультантПлюс».

ФЗ «О статусе судей в РФ»

Статья 19. Материальное обеспечение судей

1. Заработная плата судьи состоит из должностного оклада, доплат за квалификационный класс, выслугу лет и 50-процентной доплаты к должностному окладу за особые условия труда, которые не могут быть уменьшены. Судье производятся также иные выплаты, предусмотренные законами и другими нормативными правовыми актами. Размеры доплат за квалификационные классы и выслугу лет судей устанавливаются федеральным законом. Размеры должностных окладов судей устанавливаются в соответствии с их должностью в процентном отношении к определяемому Федеральным законом должностному окладу Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и не могут быть менее пятидесяти процентов их оклада. Должностной оклад судьи не может быть менее восьмидесяти процентов должностного оклада председателя соответствующего суда.

Судья, достигший возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. В стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы как на должности судьи, так и на должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 настоящего Закона.

Судьям, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и ушедшим (удаленным) в отставку, ежемесячное пожизненное содержание назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от их места жительства и времени обращения за указанным содержанием.

Судьи, имеющие ученую степень кандидата юридических наук или ученое звание доцента, получают доплату в размере пяти процентов от должностного оклада, а судьи, имеющие ученую степень доктора юридических наук или ученое звание профессора, - 10 процентов от должностного оклада. Судьи, имеющие почетное звание "Заслуженный юрист РФ", получают доплату в размере 10 процентов от должностного оклада. На указанные доплаты имеют право и судьи, пребывающие в отставке, а также работники судов, имеющие классные чины. При этом размер ежемесячного пожизненного содержания с учетом указанных доплат, а также доплаты, предусмотренной абзацем вторым пункта 5 статьи 15 настоящего Закона, не может превышать 85 процентов заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.

2. Судьям предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью 30 рабочих дней.

Судьям, работающим в районах Крайнего Севера, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются продолжительностью 51 рабочий день, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, где установлены коэффициенты к заработной плате, - 45 рабочих дней.



Судье предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск с учетом стажа его работы по юридической профессии:

от 5 до 10 лет - 5 рабочих дней;

от 10 до 15 лет - 10 рабочих дней;

свыше 15 лет - 15 рабочих дней.

Время следования судьи к месту отдыха и обратно в срок отпуска не засчитывается. Стоимость проезда к месту отдыха и обратно подлежит оплате.

Порядок определения стажа работы для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска устанавливается Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Министерством юстиции РФ.

3. Судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством РФ, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам РФ, в порядке, установленном Правительством РФ.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом положений настоящей статьи признаются судьи, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством РФ и жилищным законодательством субъектов РФ.

Судьи имеют право на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений, до предоставления им в установленном порядке жилого помещения для постоянного проживания.

В жилых помещениях, занимаемых судьями, во внеочередном порядке устанавливается телефон с оплатой по установленным тарифам.

В таком же порядке предоставляются места в детских дошкольных учреждениях, школах-интернатах, летних оздоровительных учреждениях детям судей.

4. Судья, ушедший или удаленный в отставку со стажем работы в должности судьи не менее 20 лет либо ставший инвалидом в период работы и пожелавший переехать на постоянное место жительства в другую местность, обеспечивается в порядке, установленном Правительством РФ, благоустроенным жильем в виде отдельной квартиры либо дома за счет средств федерального бюджета. Ему предоставляется возможность внеочередного вступления в жилищно-строительный кооператив, оказывается содействие в индивидуальном жилищном строительстве.

5. Судья и члены его семьи имеют право на медицинское обслуживание, включая обеспечение лекарственными средствами, которое оплачивается за счет средств федерального бюджета. Они также имеют право на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается за счет средств федерального бюджета. Эти права сохраняются за судьей и после ухода (удаления) его в отставку или на пенсию. При этом медицинское обслуживание находящегося в отставке или на пенсии судьи и членов его семьи производится за счет средств федерального бюджета в тех же лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете.

6. В случае прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктом 10 пункта 1 статьи 14 настоящего Закона, (смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим) его семье выплачивается единовременное пособие из расчета его месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее его годовой заработной платы.

В случае упразднения или реорганизации суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда, судья может быть с его согласия переведен в другой суд. За время, в течение которого оформляется перевод, за судьей сохраняется заработная плата. В случае отказа судьи от перевода он имеет право на выход в отставку на общих основаниях. В этом случае ему также выплачивается компенсация в размере годовой заработной платы по последней должности.

При направлении в служебные командировки судьи пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.

Судьи и имеющие классные чины работники судов обеспечиваются служебным обмундированием в порядке и по нормам, которые устанавливаются Правительством РФ

Статья 20. Меры социальной защиты судьи и членов его семьи

1. Жизнь, здоровье и имущество судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. При этом жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию на сумму его пятнадцатилетней заработной платы.

2. Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:

гибели (смерти) судьи в период работы либо после увольнения с должности, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, - его наследникам в размере пятнадцатилетней заработной платы судьи;

причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере трехлетней заработной платы судьи;

причинения судье телесных повреждений или иного повреждения здоровья, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, которые бы исключали дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере годовой заработной платы судьи.

3. В случае причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается возмещение в виде заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.

При этом пенсия по инвалидности, назначенная судье в связи с увечьем, а равно другие виды пенсий, назначенные как до, так и после увечья, в счет возмещения вреда не засчитываются. Также не засчитываются в счет возмещения вреда заработок, получаемый потерпевшим судьей после увечья, а также выплаты, полученные им по обязательному государственному страхованию.

4. В случае гибели (смерти) судьи нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение в размере заработной платы занимающего соответствующую должность судьи за вычетом доли, приходившейся на самого судью, без зачета выплат по обязательному государственному страхованию, пенсии по случаю потери кормильца, а равно иных пенсий, заработков, стипендий и других доходов.

Указанный порядок выплаты применяется и в случае гибели (смерти) пребывавшего в отставке судьи, членам семьи которого, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение исходя из размера назначенного судье пожизненного содержания.

5. Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего судье или членам его семьи, подлежит возмещению ему или членам его семьи в полном объеме.

6. Выплаты по возмещению вреда, предусмотренные пунктами 3, 4 и 5 настоящей статьи, производятся за счет федерального бюджета.

7. Правила, содержащиеся в пунктах 2, 3, 4 и 5 настоящей статьи, не применяются, если в предусмотренном законом порядке будет установлено, что причинение вреда судье и членам его семьи не связано со служебной деятельностью судьи.

ФКЗ «О военных судах РФ»

Статья 29. Особенности материального обеспечения судей военных судов и Военной коллегии

1. Заработная плата судьям военных судов и Военной коллегии выплачивается по основаниям и в размерах, которые установлены для судей федеральным законом. Судьям военных судов и Военной коллегии производятся также иные выплаты, предусмотренные для судей федеральным законом.

4. Премирование судей военных судов и Военной коллегии, а также оказание им материальной помощи производятся по основаниям и в размерах, которые установлены для судей федеральным законом.

5. В случае почетного ухода (почетного удаления) в отставку судьи военного суда или судьи Военной коллегии с одновременным увольнением с военной службы указанному судье по его выбору выплачивается либо единовременное пособие при увольнении с военной службы, предусмотренное для военнослужащих федеральным законом, либо выходное пособие, предусмотренное для судейЗаконом РФ "О статусе судей в РФ". В случае продолжения военной службы после ухода (удаления) в отставку с должности судьи военнослужащий при увольнении с военной службы имеет право на получение единовременного пособия, предусмотренного для военнослужащих. При этом при исчислении указанного пособия не учитывается период, за который было выплачено выходное пособие, предусмотренное для судей.

ФЗ «О мировых судьях»

Статья 10. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей

1. Обеспечение заработной платы мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, является расходным обязательством РФ и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ

2. Должностной оклад мирового судьи устанавливается в размере 60 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда РФ. Должностной оклад мирового судьи, осуществляющего деятельность в городах федерального значения, устанавливается в размере 64 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда РФ.

3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ

4. Возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

1. Жизнь, здоровье и имущество судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. При этом жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию в размере его 180 ежемесячных денежных вознаграждений.

2. Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:

гибели (смерти) судьи в период работы либо после увольнения с должности, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, - его наследникам в размере 180 ежемесячных денежных вознаграждений судьи;

(см. текст в предыдущей редакции)

причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере 36 ежемесячных денежных вознаграждений судьи;

(см. текст в предыдущей редакции)

причинения судье телесных повреждений или иного повреждения здоровья, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, которые бы исключали дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере 12 ежемесячных денежных вознаграждений судьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается возмещение в размере ежемесячного денежного вознаграждения судьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

При этом пенсия по инвалидности, назначенная судье в связи с увечьем, а равно другие виды пенсий, назначенные как до, так и после увечья, в счет возмещения вреда не засчитываются. Также не засчитываются в счет возмещения вреда заработок, получаемый потерпевшим судьей после увечья, а также выплаты, полученные им по обязательному государственному страхованию.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае гибели (смерти) судьи в связи с исполнением служебных обязанностей нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение в размере ежемесячного денежного вознаграждения судьи за вычетом доли, приходившейся на самого судью, без зачета выплат по обязательному государственному страхованию, пенсии по случаю потери кормильца, а равно иных пенсий, заработков, стипендий и других доходов.

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанный порядок выплаты применяется и в случае гибели (смерти) пребывавшего в отставке судьи в связи с исполнением служебных обязанностей, членам семьи которого, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение исходя из размера назначенного судье пожизненного содержания.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. В случае гибели (смерти) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью, нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение без зачета выплат по обязательному государственному страхованию, заработков, стипендий и других доходов:

при наличии одного иждивенца - в размере 40 процентов ежемесячного пожизненного содержания пребывавшего в отставке судьи либо 40 процентов ежемесячного пожизненного содержания судьи, которое в связи с гибелью (смертью) работавшего судьи исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных им в качестве судьи, независимо от его возраста на день гибели (смерти);

при наличии двух и более иждивенцев - в размере ежемесячного пожизненного содержания пребывавшего в отставке судьи либо в размере ежемесячного пожизненного содержания судьи, которое в связи с гибелью (смертью) работавшего судьи исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных им в качестве судьи, независимо от его возраста на день гибели (смерти), за вычетом доли, приходившейся на самого судью. Указанный размер возмещения распределяется между иждивенцами в равных долях.

4.2. Находившимися на иждивении судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособными членами семьи признаются:

дети, в том числе усыновленные, не достигшие возраста 18 лет либо обучающиеся по очной форме в образовательных организациях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, за исключением образовательных организаций дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет;

(см. текст в предыдущей редакции)

братья, сестры и внуки, не достигшие возраста 18 лет, а также братья, сестры и внуки, обучающиеся по очной форме в образовательных организациях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, за исключением образовательных организаций дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет;

(см. текст в предыдущей редакции)

супруг (супруга), если он (она) на момент гибели (смерти) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, достиг (достигла) возраста 60 (для женщин - 55) лет или является инвалидом;

родители, если они на момент гибели (смерти) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, достигли возраста 60 (для женщин - 55) лет или являются инвалидами;

дедушка и бабушка, если они на момент гибели (смерти) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, достигли возраста 60 (для женщин - 55) лет или являются инвалидами;

члены семьи судьи, в том числе пребывавшего в отставке, признанные в судебном порядке находившимися на его иждивении на момент гибели (смерти) судьи, в том числе пребывавшего в отставке;



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ