Целевая программа - это совокупность выполняемых мероприятий (оказываемых услуг), взаимоувязанных по срокам, исполнителям и ресурсам, и направленных на достижение определенной цели (задачи). По сути, целевая программа - это программа действий по достижению поставленных целей, сбалансированная по ресурсам (финансовым, кадровым и др.) Целевые программы по уровню их разработки и утверждения делятся на: * федеральные;
По видам, согласно действующему бюджетному законодательству, целевые программы делятся на:
Предпосылки возникновения:
Институт целевых программ существовал в Российской Федерации и при затратном финансовом планировании. Он был урегулирован в бюджетном законодательстве, однако применение данного инструмента было недостаточно хорошо для требуемого при внедрении методов бюджетирования, ориентированного на результат уровня. В Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 было предусмотрено усиление роли целевых программ. Концепция содержит следующие общие требования к бюджетным целевым программам:
* четкая формулировка цели программы, соответствующей приоритетам государственной политики, полномочиям и сферам ответственности органов исполнительной власти;
* описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы;
Долгосрочная целевая программа
Применение долгосрочных целевых программ в качестве инструмента управления социально-экономическим развитием определено статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой: * полномочия по установлению порядка принятия решений о разработке ДЦП, порядок их формирования, проведения экспертизы, а также их реализации закрепляются за исполнительными органами соответствующего уровня власти;
Хотя статья 179 действующей редакции БК РФ и определяет базовые принципы и требования к организации работы с долгосрочными целевыми программами, однако четкого определения терминов долгосрочные и ведомственные целевые программы не дает, как следствие не дает четкого понимания их различий.
Предлагается, что долгосрочная целевая программа - комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления и показателям результативности мероприятий, направленных на решение проблем системного характера в сфере социально-экономического развития территории. Долгосрочные целевые программы целесообразно применять для решения задач межмуниципального (на уровне субъекта РФ), межведомственного характера, которые не могут быть решены в рамках текущей деятельности субъектов бюджетного планирования, а также для достижения стратегических ориентиров развития территории, определенных в документах социально-экономического планирования. Срок реализации долгосрочной целевой программы должен быть не менее 3 лет. По сути, долгосрочная целевая программа должна быть направлена на реализацию определенной стратегической или тактической цели (направления), в отличие от ведомственной целевой программы - которая направлена на реализацию цели (задачи) определенного ведомства и больше отражает в программном разрезе текущую деятельность определенного ведомства.
Долгосрочная целевая программа может состоять из нескольких подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках данной программы. По долгосрочной целевой программе должен быть определен исполнитель-координатор, по каждой из подпрограмм - соисполнитель. Исполнитель - координатор программы - орган исполнительной власти, ответственный за реализацию программы в целом, соисполнитель подпрограммы - орган исполнительной власти, ответственный за реализацию конкретной задачи. Долгосрочная целевая программа должна содержать показатели конечного и непосредственного результата. Каждая из подпрограмм должна содержать свои показатели непосредственного результата (объемные и качественные). Крохина Ю.А. «Бюджетное право и российский федерализм». М.: Норма. 2002г
Перечень нормативно-правовых актов, необходимых для внедрения долгосрочных целевых программ в регионах РФ/муниципальных образованиях:
бюджетного планирования и прогнозирования
Целевые программы - обязательный компонент федерального, региональных и местных бюджетов, предусмотренный классификацией бюджетных расходов. Из бюджетов всех уровней могут финансироваться целевые инвестиционные программы, программы решения отдельных приоритетных проблем социального, экологического, отраслевого и т.п. характера, а также программы развития отдельных территорий.
Долгосрочные целевые программы должны разрабатываться государственным органом исполнительной власти (органом местного самоуправления) и подлежать утверждению соответствующим законодательным или представительным органом местного самоуправления. Формирование общего перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти (органом местного самоуправления) в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и приоритетами, определяемыми на основе этих прогнозов.
Целевая программа - специально разработанный для решения обоснованно приоритетной (федеральной, региональной или местной) проблемы комплекс мер политического, нормативно-правового, финансового, экономического, социального, экологического, производственного, исследовательского, информационного и иного характера, выстроенных в определенной последовательности и согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения.
Под программно-целевым методом («подходом») понимают теоретические и научно-методические основы разработки и реализации целевых программ в вышеприведенном смысле, иначе говоря, научно-методические основы управления решением сложных проблем с использованием целевых программ.
Главное назначение каждой программы состоит в том, чтобы сконцентрировать ресурсы на целевом решении наиболее приоритетных проблем. Важнейшим условием результативности программ является отбор доказанно приоритетных проблем (задач), на которых стратегически необходимо сосредоточить силы и средства бюджета. Уместно отметить, что все неудачи с реализацией большей части российских программ имели первопричиной именно неконкретное, недоказанно приоритетное целеполагание.
Одно из основных условий результативности программ связано с информационной обеспеченностью и на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. При обосновании программно-целевых действий не только используется официальная статистика, но и осуществляется проведение специальных исследований (социологических, экологических и др.).
Сущностными характеристиками целевых программ являются следующие компоненты:
обособленность расходов, включенных в целевые программы, от прочих расходов СБП;
установление показателей финансирования в форме целевых индикаторов выполнения программы (количественная и качественная характеристики результатов деятельности СБП);
использование оценки эффективности реализации целевых программ (соотношение результатов и затрат);
ограничения на период реализации целевых программ (план-график реализации);
наличие у целевой программы собственной целевой статьи расходов в бюджетной классификации;
соответствие целевой программы целям и задачам деятельности СБП.
Принципиальное значение в рамках федерального бюджета имеют федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры нано-индустрии в Российской Федерации на 2008-2010 гг.» и федеральные целевые программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.» и «Чистая вода».
Федеральные целевые программы (ФЦП) предназначены для решения важных отраслевых или межрегиональных проблем. Решение о разработке каждой целевой программы принимается постановлением Правительства Российской Федерации, и после того как программа подготовлена, она утверждается новым постановлением Правительства Российской Федерации. Обычно ФЦП включает описание проблемы, основные цели и задачи, этапы, перечень мер в рамках программы, гарантии в отношении качества, механизм реализации,
управления программой и контроля за ней, анализ эффективности, экологическую и иную экспертизы и источники финансирования. Помимо финансирования за счет средств федерального бюджета, программы предусматривают финансирование из других источников (органы управления регионального или местного уровня и (или) частные инвесторы), так что финансирование за счет средств федерального бюджета в среднем составляет всего 10% от общей суммы затрат, в то время как доля участия регионального бюджета в среднем еще ниже - 5%. Программы регионального развития представляют собой разновидность федеральных целевых программ, реализуемых в конкретных регионах.
Реализация этих программ, как свидетельствуют их целевые ориентиры, должна обеспечить высокий потенциал новых перспективных исследований и разработок, который станет основой для технологического прорыва на рынках в 2014-2020 гг.
Ведомственные целевые программы (ВЦП). В 2004 г. Концепцией реформирования бюджетного процесса введены понятия «ведомственная целевая программа» и «ведомственная стратегия», которые рассматриваются как новый институт реализации программно-целевого подхода к управлению государственными и муниципальными финансами. В Положении о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239, урегулированы вопросы типологии и содержания ВЦП, базовые процедуры их разработки, утверждения и реализации, контроля за ходом реализации, прекращения действия программы, методы формирования индикаторов, обусловленных реализацией ВЦП, а также закреплено положение о представлении отчетов по реализации программ. При этом ВЦП некоторым образом отличаются от ФЦП (табл. 3).
Таблица 3 - Сравнительная характеристика ФЦП и ВЦП
Общие черты, свойственные ФЦП и ВЦП |
Различия между ФЦП и ВЦП |
Формулировка цели и задач программ, соответствующих приоритетам государственной политики, полномочиям ответственности органов исполнительной власти |
Уровень утверждения (ФЦП - Правительство Российской Федерации, ВЦП - субъект бюджетного планирования). |
Описание (количественное) ожидаемых результатов реализации программ (непосредственные и конечные) |
Характер программы (ФЦП - межотраслевой; ВЦП - внутриотраслевой |
Обоснование потребностей в ресурсах для реализации программ, оценка внешних условий и рисков реализации программ |
Принцип планирования расходов (ФЦП - в соответствии с планами Правительства Российской Федерации; ВЦП - в соответствии с планами СБП) |
Определение схемы управления программой |
Размеры программ и сроки действия (ФЦП более крупные по объемам и более долгосрочные, чем ВЦП) |
Кроме этих типов программ существуют и региональные целевые программы (РЦП). РЦП и ВЦП представляют собой два типа единых по принципу формирования и реализации, но различающихся по статусу бюджетных целевых программ. Они имеют также ряд различий, которые воспроизводятся по аналогии с предшествующим сравнительным анализом.
Последовательность разработки и реализации ВЦП:
решение о разработке ВЦП;
замысел ВЦП;
разработка проекта ВЦП;
разработка паспорта ВЦП;
характеристика основных мероприятий ВЦП;
план мониторинга результативности ВЦП;
анализ результативности ВЦП.
Под результативностью ВЦП понимается степень достижения планируемых результатов: конечного (при оценке реализации всей ВЦП) и непосредственного (при реализации одного или нескольких этапов программы). Под эффективностью ВЦП понимается соотношение результата мероприятий всей программы и затрат, обусловивших данный результат.
В области программно-целевого планирования началась разработка нового для России метода Форсайта (или «предвидения»), используемого для определения перспективных направлений научно-технического развития, увязанных с социально-экономическими условиями и последствиями использования новых технологий. Указанный выше метод используется в более чем 30 странах мира и представляет собой процесс отбора стратегических направлений научного и технологического развития на национальном уровне, который происходит с учетом мнений основных субъектов национальной инновационной системы. Наибольшее развитие он получил в странах с развитыми горизонтальными связями и налаженными сетями взаимодействий, поддерживаемыми на государственном уровне. В России разработка метода Форсайта, как и многих других инициатив, пошла по ведомственному принципу. Минобранауки России, Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации (мининформсвязи России), Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго России) стали формировать собственные процедуры Форсайта. Одновременно Минобранауки России завершило начатый в 2005 г. пересмотр перечня приоритетных направлений и критических технологий. В итоге на смену девяти приоритетным направлениям и 52 критическим технологиям появился перечень из восьми приоритетных направлений и 35 критических технологий. Как следует из сравнения нового и предшествующего списков приоритетов (табл. 5.4), они в значительной степени пересекаются.
Таблица 4 - Перечни приоритетных направлений развития
науки, технологий и техники в Российской Федерации
Перечень 2002 г.* |
Перечень 2006 г. |
Информационно-телекоммуникационные технологии и электроника |
Информационно-телекоммуникационные системы |
Новые материалы и химические технологии |
Индустрия наносистем и материалов |
Технологии живых систем |
Живые системы |
Экология и рациональное природопользование |
Рациональное природопользование |
Энергосберегающие технологии |
Энергетика и энергосбережение |
Перспективы вооружения, военная и специальная техника |
Перспективные вооружения и военная техника |
Новые транспортные технологии |
Транспортные, авиационные и космические системы |
Космические и авиационные технологии | |
Производственные технологии | |
Безопасность и противодействие терроризму |
* Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, утвержденный Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. № Пр-577.
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 11
Целевая программа - это совокупность взаимосвязанных по срокам, исполнителям, ресурсам мероприятий (действий) производственно-технологического, научно-технического, социального, организационного характера, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы. Целевые программы делятся по уровням на федеральные, региональные, муниципальные программы, по видам - на научно-технические, социально-экономические, внешнеэкономические, производственно-технологические, экологические целевые, комплексные. В частности, Бюджетным кодексом предусмотрены следующие виды целевых программ: долгосрочные (ст. 179), ведомственные (ст. 179.3). Рассмотрим каждый из указанных в БК РФ видов программ подробнее.
Согласно п. 1 ст. 179 БК РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы) реализуются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета. Утверждаются они Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.
Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формировании и реализации, а также сроки реализации устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Например , Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, которая включает в себя четыре подпрограммы. В частности, подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" содержит мероприятия по обеспечению жильем прокуроров и следователей, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований МЧС и т.д.
В соответствии с п. 2 ст. 179 БК РФ объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.
Например , Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" утверждено распределение бюджетных ассигнований в 2011 г. на реализацию Федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)" в сумме 3 796 949,2 тыс. руб.
Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган.
На основании п. 3 ст. 179 БК РФ по каждой долгосрочной целевой программе ежегодно должна проводиться оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. В частности, Правительство РФ Постановлением от 02.08.2010 N 588 утвердило Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации (далее - Порядок N 588). Приведем его основные положения.
Согласно п. 2 Порядка N 588 государственной программой является система мероприятий (взаимосвязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности. Она включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти (далее - подпрограммы).
Подпрограммы направлены на решение конкретных задач в рамках государственной программы. Деление государственной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках государственной программы задач.
Разработка и реализация государственной программы осуществляются федеральным органом исполнительной власти, определенным Правительством РФ в качестве ответственного исполнителя государственной программы (далее - ответственный исполнитель), совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти - соисполнителями государственной программы (далее - соисполнители) (п. 5 Порядка N 588).
Государственные программы утверждаются актом Правительства РФ (п. 6 Порядка N 588). Внесение изменений в подпрограммы осуществляется путем внесения изменений в государственную программу.
В соответствии с п. 8 Порядка N 588 государственная программа содержит:
Кроме перечисленной информации, государственная программа может содержать и другие сведения в зависимости от конкретного случая (п. 9 Порядка N 588), например в случае участия в разработке и реализации государственной программы субъектов РФ в программе указывается информация о прогнозных расходах субъектов РФ, а также перечень реализуемых ими мероприятий.
Оценка планируемой эффективности государственной программы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки и осуществляется в целях оценки планируемого вклада результатов государственной программы в социально-экономическое развитие и обеспечение национальной безопасности РФ (п. 15 Порядка N 588). Обязательным условием оценки планируемой эффективности государственной программы является успешное (полное) выполнение запланированных на период ее реализации целевых индикаторов и показателей государственной программы, а также мероприятий в установленные сроки. В качестве основных критериев планируемой эффективности реализации государственной программы применяются:
Разработка государственных программ осуществляется на основании перечня государственных программ, утверждаемого Правительством РФ. В частности, данный Перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 N 1950-р (п. 17 Порядка N 588). Например , в указанный Перечень входит государственная программа "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности". Она включает в себя в том числе мероприятия по повышению качества социального обеспечения сотрудников ОВД и членов их семей, а также лиц, уволенных из ОВД.
Проект перечня государственных программ формируется Минэкономразвития совместно с Минфином на основании положений федеральных законов, предусматривающих реализацию государственных программ, во исполнение отдельных решений Президента РФ и Правительства РФ, а также с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти.
Внесение изменений в перечень государственных программ производится по решению Правительства РФ до 30 декабря года, предшествующего текущему финансовому году, на основании предложений Минэкономразвития.
Согласно п. 20 Порядка N 588 проект государственной программы подлежит обязательному согласованию с Минэкономразвития и Минфином.
Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств РФ осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - бюджетные ассигнования). Распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ (подпрограмм) утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (п. 23 Порядка N 588).
Ответственный исполнитель государственной программы ежегодно не позднее 15 декабря текущего финансового года утверждает согласованный с соисполнителями план реализации с указанием исполнителей, обеспечивающих реализацию соответствующих мероприятий, и направляет его в Минэкономразвития и Минфин (п. 29 Порядка N 588).
В процессе реализации государственной программы ответственный исполнитель вправе по согласованию с соисполнителями принимать решения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в соответствии с законодательством РФ - в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы в целом.
Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы (далее - годовой отчет) подготавливается ответственным исполнителем совместно с соисполнителями до 1 марта года, следующего за отчетным, и направляется в Правительство РФ, Минэкономразвития и Минфин.
Годовой отчет содержит (п. 32 Порядка N 588):
Форма годового отчета утверждается Минэкономразвития.
В п. 47 Порядка N 588 перечислены полномочия федеральных органов исполнительной власти при разработке и реализации государственных программ.
Ответственный исполнитель:
Соисполнители:
Например , согласно Распоряжению Правительства РФ N 1950-р в реализации Федеральных целевых программ "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)" и "Развитие судебной системы России на 2007 - 2012 годы" ответственным исполнителем является Минюст, соисполнителями - Минэкономразвития, ФСИН, ФССП, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ.
По результатам оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации. В этом случае при наличии заключенных во исполнение соответствующих программ государственных (муниципальных) контрактов в бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.
К сведению. Долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта РФ), может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта РФ (местному бюджету) на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта РФ (местных бюджетов). Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой (п. 4 ст. 179 БК РФ).
Согласно ст. 179.3 БК РФ в федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ, местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, местной администрацией.
Порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, направленных на осуществление субъектами бюджетного планирования государственной политики в установленных сферах деятельности, обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития, повышение результативности расходов федерального бюджета, определен в Положении о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ (далее - Положение N 239), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19.04.2005 N 239.
Рассмотрим основные положения данного документа.
Согласно п. 4 Положения N 239 ведомственные целевые программы могут формироваться в двух видах:
Целевая программа ведомства должна содержать (п. 5 Положения N 239):
Обратите внимание! Мероприятия целевых программ ведомств не могут дублировать мероприятия федеральных целевых программ. Расходы федеральных целевых программ не могут быть включены в проекты целевых программ ведомств (п. 6 Положения N 239).
Данная программа должна содержать:
К сведению. Ведомственная целевая программа (обоих видов) не подлежит разделению на подпрограммы (п. 8 Положения N 239).
Расходы на финансирование государственных капитальных вложений, предусматриваемых на реализацию ведомственных целевых программ, включаются в установленном порядке в федеральную адресную инвестиционную программу (п. 9 Положения N 239).
Методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации ведомственных целевых программ в установленных сферах деятельности осуществляют Минэкономразвития и Минфин.
Решение о разработке целевой программы ведомства принимается руководителем субъекта бюджетного планирования.
Главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с порядком, утверждаемым субъектом бюджетного планирования:
Разработанный проект ведомственной целевой программы направляется субъектом бюджетного планирования одновременно в Минэкономразвития и Минфин.
Ведомственная целевая программа реализуется соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета (п. 31 Положения N 239). Контроль за ходом ее реализации осуществляется соответствующим субъектом бюджетного планирования, а также может осуществляться в процессе комплексных проверок с участием представителей Минэкономразвития, Минфина и Минкомсвязи (в части мероприятий по разработке, внедрению и использованию информационно-коммуникационных технологий).
Отчеты о выполнении ведомственных целевых программ, включая меры по повышению эффективности их реализации, представляются субъектами бюджетного планирования в Минэкономразвития и Минфин ежегодно не позднее 1 апреля в составе первой части докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. Финансирование расходов на их реализацию осуществляется в порядке, установленном для исполнения федерального бюджета (п. 36 Положения N 239).
В качестве примера приведем ведомственные документы, регулирующие утверждение и реализацию ведомственных целевых программ:
О.Заболонкова
Эксперт журнала
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет
и налогообложение"
Введение
Глава I. Разработка федеральных целевых программ по развитию проблемных регионов России
§ 1.1. Порядок принятия решения о разработке программы
§ 1.2. Финансирование
§ 1.3. Разработка
§ 1.4. Отбор проблем для программной разработки
§ 1.5. Формирование целевой программы
§ 1.6. Экспертиза и оценка программы
§ 1.7. Утверждение целевой программы
Глава II. Реализация федеральных целевых программ по развитию проблемных регионов России
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Федеральная целевая программа по развитию проблемных регионов - увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Целью реферата является изучение федеральных целевых программ по развитию проблемных регионов России, их финансирование, изучение основ планирования федеральных целевых программ. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.Описать актуальность федеральных целевых программ.
2. Раскрыть общее понятие федеральные целевые программы.
3. Рассмотреть порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации.
4. Изучить финансирование федеральных целевых программ.
5. Изучить разработку федеральной целевой программы.
6. Рассмотреть отбор проблем для программной разработки.
7. Рассмотреть формирование целевой программы.
8. Рассмотреть утверждение целевой программы и ее финансирование.
Для достижения поставленной цели реферата использовалась следующая нормативно-правовая база:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
2. Законы Российской Федерации.
3. Постановления правительства Российской Федерации.
4. Официальный сайт Федерального казначейства.
5. Периодические издания (газеты, журналы).
Глава I . Разработка федеральных целевых программ по развитию проблемных регионов России
§ 1.1 Порядок принятия решений о разработке программ
Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации.
Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации.
Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации .
Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению соответственно Правительством Российской Федерации не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган.
По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации.
По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, не позднее, чем за один месяц до дня внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган может быть принято решение, о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации .
В случае принятия данного решения и при наличии заключенных во исполнение соответствующих программ государственных (муниципальных) контрактов в бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.
Долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов) .
Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
§ 1.2 Финансирование
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета осуществляются в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, порядок формирования и реализации которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами соответственно Правительства Российской Федерации, либо в установленном указанным органам порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.
Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных государственных учреждений сметной стоимостью более 600 миллионов рублей и в объекты капитального строительства федеральных государственных унитарных предприятий независимо от их сметной стоимости, не включенные в долгосрочные целевые программы, принимаются Правительством Российской Федерации .
Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации сметной стоимостью менее 600 миллионов рублей, не включенные в долгосрочные целевые программы, принимаются главным распорядителем средств федерального бюджета (субъектом бюджетного планирования) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности принимаются соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в соответствии с инвестиционными проектами сметной стоимостью более 8 миллиардов рублей, включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, отражаются в федеральном законе о федеральном бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в соответствии с инвестиционными проектами сметной стоимостью более 100 миллионов рублей, включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, отражаются в составе сводной бюджетной росписи федерального бюджета раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов .
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в соответствии с инвестиционными проектами сметной стоимостью менее 100 миллионов рублей, включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, отражаются в составе сводной бюджетной росписи федерального бюджета суммарно по соответствующему виду расходов.
Главные распорядители средств федерального бюджета в части указанных бюджетных ассигнований вправе вносить предложения о выделении соответствующих видов расходов по отдельным объектам капитального строительства для последующего их отражения в сводной бюджетной росписи.
Порядок отражения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации и объекты муниципальной собственности в законе (решении) о бюджете и (или) в сводной бюджетной росписи устанавливается соответственно законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом муниципального образования .
Бюджетирование, ориентированное на результаты, его содержание и внедрение в практику бюджетного планирования.
Планирование в бюджетных организациях. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения.
Бюджетная организация - учреждение, созданное органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления в целях осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, если деятельность этой организации финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Смета доходов и расходов бюджетной организации - это ее финансовый план, предусматривающий строгое исполнение ее статей и разрабатывается на определенный период. В смете доходов и расходов отражаются все предстоящие расходы бюджетного учреждения, а также все доходы, если такие имеются. В смете отражаются помимо поступлений из бюджета доходы от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности. На основе прогнозируемого объема предоставления нас-ю услуг и установленных нормативов фин затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы дох и расх отчетного периода бюджет учреждение составляет и представляет бюд заявку на очеред фин год, кот подается на утверждение глав распорядителю или распорядителю бюд ср-в. После утверждения соотв сметы бюд учреждению в назнач период (обыч 1 янв)открыв-ся бюд фин-ие и бюд учреждения использ-т бюд ср-ва в соотв с уивержден сметой дох и расх-ов. При составлении сметы расходов, бюджетная организация исходит из определённых установленных нормативов. Исходя из них, составляются сметы расходов бюджетных учреждений, которые могут быть индивидуальными – для отдельных учреждений, общие – для групп однородных учреждений. На основании составленных индивидуальных и общих смет, составляются сводные сметы. Составителями сводных смет в основном являются распорядители бюджетов. В настоящее время в связи с переходом к системе результативного планирования расходов предполагается от системы сметного финансирования перейти к системе финансирования на основе государственного (муниципального) задания, в котором будут определены потребители бюджетных услуг, показатели характеризующие качество и объем предоставленных услуг, предельные цены, порядок отчетности и контроля исполнения бюджетных средств. Финансирование будет осуществляться не по смете затрат, а в зависимости от объемов и качества предоставляемых услуг.
Бюджетирование, ориентированное на результаты (БОР) - методология подготовки и исполнения бюджета, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами. Бюджетная реформа, ориентированная на внедрение БОР осуществляется с 2004 года. Координатором реформы является Министерство финансов Российской Федерации. В широком смысле переход к принципам БОР включает:
Переход в федеральных органах исполнительной власти к управлению по результатам и среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результат (СБОР);
Проведение реформы межбюджетных отношений;
Проведение оптимизации сети бюджетных организаций;
Повышение эффективности и результативности бюджетных расходов.
Концепция реформирования бюджетного процесса, ориентированного на внедрение БОР, включает следующие основные задачи :
1. Приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов, введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета.
2. Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета, через аналитическое разделение действующих и вновь принимаемых расходных обязательств.
3. Включение в перспективный финансовый план ежегодно смещаемого на год вперед распределения ассигнований между субъектами бюджетного планирования на трехлетний период.
4. Введение в практику бюджетного процесса формирования ведомственных целевых программ, в рамки которых должна быть включена значительная часть бюджетных расходов, осуществляемых по сметному принципу.
5. Переход к распределению бюджетных ресурсов между распорядителями бюджетных средств и бюджетными программами в зависимости от планируемого уровня достижения поставленных перед ними целей, в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.
Сложности внедрения БОР:
1)Неподготовленность персонала, непонимание принципов БОР
2)Увеличение объемов работы
3)Сжатые сроки
4)Недостаток информации и сложности ее сбора
5)Сложности в построении системы показателей и увязке непосредственных и конечных показателей результативности
44. Бюджетный процесс. Уч-ки бюд-го процесса. Бюджетные полномочия уч-ов бюджетного процесса.
Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством РФ деятельность органов гос власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Стадии: 1)сост-ие 2)рассмотрение проектов бюд-в, 3)утверждение, 4)исполнение 5)контроль за их исп-ем.6) рассмотрение и утверждение бюдж отчетности.
Участниками Б.п. явл. Представительные(законодательные) и исполнительные органы власти.В рамках этих ветвей участниками являются: Президент РФ,представит орг власти, исполн орг власти, ЦБ РФ,органы гос фин контроля,орг управл гос внебюдж фондами, гл распорядит и распорядит бюдж средств,главные администр и администр доходов бюджетов, гл админы и админы источников фин дефецитов бюджетов, получатели бюдж ср-в. Законодат (представит) орг рассматр и утвержд бюд-ты и отчеты об их исполнении, осущ послед кон-ль за исполнением бюд-та. Исполнит орг вл (муниц) обеспечивают составление проета бюд-та и связан-х с его разработкой док-ов, непосредственно исполняют бюд-т после его утверждения соответств представит-ым органом власти, составляют отчет об исполнении бюд-та, осущ кон-ль исполнен бюд-та.
Бюдж полномочия ЦБ РФ : 1)ЦБ совместно с Правительством РФ разрабат осн направл ден кред политики; 2) обслуживает счета бюджетов через РКЦ; 3)осущ функции ген. Агента по гос цен бум.; 4) отдельные функции ЦБ могут исполнять кред. Организ в случ отсутств его учреждений на данной территории. Бюдж полномочия орг гос и муниц и фин контроля можно разделить на 2 направления:1. полномоч Контр орг, действующ от имени представительств власти(счетная палата, контрольно счетные палаты регион и местн орг власти.)2. полномоч контр органов, действующ от имени исполнит власти. Кронтр орг исполнит власти осущ предварит, текущ и последующ контроль исполнения бюджетов(РОСФИННАДЗОР).Бюдж полномоч гл распорядителей и распорядителей бюдж средств заключ в рукаводстве фин расходов в соответствии с их адресным и целевым назначением, т.е. доведением средств до получателя. Получатель бюдж ср-в осущ планирование затрат, формирование смет расходов и непосредственно осущ расходы в соответствии со сметой.
Состовлению и ведению кассового плана осущ администрирование доходов по отношению к юр и физ лицам, являющимися платильщиками налогов и сборов.
Статья 169. Проект бюджета составляется на основе прогноза соц.-эконом. развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.. Статья 171. Органы, осуществляющие составление проектов бюджетов - прерогатива Правительства РФ, высших исполнит. органов гос. власти субъектов РФ и местных администраций муницип. образований.2. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Мин. фин. РФ, фин. органы субъектов РФ и муницип. образований. Статья 172. Сведения, необходимые для составления проектов бюджетов; Составление проекта бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента Рф; прогнозе соц.-эконом. развития соответств. территории; основных направлениях бюджетной и налоговой политики. Статья 179. Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнит. органом гос. власти субъекта РФ, местной администрацией муницип. образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются теми же органами. Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению соответственно Правительством РФ, высшим исполнит. органом гос. власти субъекта РФ, местной администрацией муницип. образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган. По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Статья 179.1.Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета осуществляются в соответствии с федер. адресной инвестиционной программой, порядок формирования и реализации которой устанавливается Правительством РФ. Статья 179.2. Инвестиционный фонд РФ - часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиц. проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. Статья 179.3.В федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ, местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, местной администрацией.