Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Административное наказание - это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 3.2 КоАП РФ административное приостановление деятельности является видом административного наказания за совершение административных правонарушений.

В ст. 3.12 КоАП РФ указано, что административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении:

Деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков;

Эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений;

Осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Максимальный срок, на который может быть установлено административное приостановление деятельности, составляет 90 суток (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ).

Административное приостановление деятельности применяется при угрозе:

  • жизни или здоровью людей;
  • возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
  • наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
  • причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Одной из распространенных причин административного приостановления деятельности компании является несоблюдение норм и правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Ведь требование соблюдения указанных норм касается всех компаний и не имеет отраслевой принадлежности. В то время как, например, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения относится к организациям общественного питания (ст. 6.6 КоАП РФ).

Примечание. Согласно п. 1 ст. 30.12 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может обжаловать вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении. Принятие положительного решения по жалобе дает юридическому лицу право на возмещение причиненного вреда.

Постановление о временном прекращении деятельности организации выносится судьями районных судов на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных уполномоченным должностным лицом в соответствии с нормами ст. 28.3 КоАП РФ (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). Постановление судьи исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после его принятия (ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ). Судебные приставы действуют в присутствии понятых, а при необходимости - при содействии сотрудников органов внутренних дел (ст. 109 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). По окончании исполнения постановления приставы составляют акт.

В соответствии с ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности могут производиться следующие действия:

  • опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс;
  • наложение пломб;
  • иные действия, обеспечивающие исполнение административного приостановления деятельности.

При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Проведение мероприятий судебным приставом-исполнителем не означает, что организация не может ничего предпринять. Ей следует приложить все усилия для исправления допущенных нарушений. Ведь срок, на который можно приостановить деятельность компании, достаточно велик - 90 суток.

Поэтому ее руководителю необходимо издать соответствующие организационно-распорядительные документы, в которых указываются:

  • дата, с которой деятельность компании административно приостанавливается;
  • мероприятия, направленные на исправление нарушений, и их сроки;
  • лица, ответственные как за исполнение предусмотренных мер, так и за контроль над их выполнением.

При издании приказа о приостановлении деятельности руководитель компании должен предусмотреть, чтобы все работники, которых касается этот приказ, были с ним ознакомлены. Поэтому в данном документе следует прописать обязанность руководителей подразделений довести информацию, содержащуюся в нем, до подчиненных.

Если компания своевременно выполнит работы по устранению обстоятельств, явившихся причиной для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, то у нее есть возможность досрочно возобновить деятельность . Для этого организации нужно подать в суд ходатайство, на основании которого он может прекратить исполнение наказания (ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ).

При этом суд обязан запросить заключение должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, об устранении или неустранении названных обстоятельств. Заключение дается в письменной форме. В нем указываются факты, свидетельствующие об устранении или о неустранении нарушителем обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности. Заключение не является обязательным для судьи и анализируется в порядке, установленном в ст. 26.11 КоАП РФ. Несогласие судьи с заключением должно быть мотивированно.

После исследования представленных документов судья выносит постановление о прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности или об отказе в удовлетворении ходатайства (ч. 4 ст. 32.12 КоАП РФ).

Дата возобновления деятельности компании, ее филиала, представительства, структурного подразделения, производственного участка указывается в постановлении о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. В данном постановлении также указывается дата возобновления эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Приставы контролируют исполнение нарушителем судебного постановления об административном наказании. В случае возобновления компанией деятельности до окончания срока ее приостановления пристав вправе оштрафовать нарушителя.

По истечении срока приостановления деятельности судебный пристав-исполнитель обязан отменить меры по исполнению наказания и вынести постановление об окончании исполнительного производства. Если же срок административного наказания истек, а нарушения не устранены, то пристав не вправе продлевать срок наказания. В этом случае будет иметь место новое нарушение, о совершении которого вновь составляется протокол об административном правонарушении (п. 7 Письма ВС РФ от 06.03.2006 N 1936-5/общ).

Временный запрет деятельности

Судебное производство требует времени. Поэтому до того момента, когда будет вынесено судебное постановление о приостановлении деятельности, применяется особая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. А именно временный запрет деятельности (ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ).

Примечание. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ).

Эта мера заключается в кратковременном прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ).

Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, имеющим на это специальные полномочия в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ. При этом оформляется соответствующий протокол, который направляется в районный суд вместе с протоколом об административном правонарушении. Руководителю предприятия вручается копия протокола, на основании которой им издается соответствующий приказ об остановке деятельности.

Срок временного запрета деятельности не должен превышать пять суток (ч. 1 ст. 27.17 и ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ). Этот срок исчисляется не с момента составления протокола, а с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 2 ст. 27.17 КоАП РФ). При этом срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).

  • 7.Понятие, особенности и виды административно - правовых норм. Структура административно – правовых норм.
  • 1) По предмету:
  • 2) По содержанию:
  • 3) По юридической силе:
  • 8.Понятие и виды административно – правовых отношений. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения административно – правовых отношений.
  • 1) По характеру правоотношений:
  • 2) По виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:
  • 3) По целям:
  • 9.Понятие и виды субъектов административного права. Индивидуальные, коллективные субъекты. Административная правосубъектность (правоспособность и дееспособность).
  • 10.Административно – правовой статус граждан. Основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти.
  • 11.Административно правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 12.Понятие и виды органов исполнительной власти.
  • 1.По территории действия:
  • 2. По характеру компетенции:
  • 4. По порядку разрешения подведомственных вопросов разли­чают:
  • 13. Президент рф, полномочия в сфере исполнительной власти.
  • 14.Правительство рф, общая характеристика, структура, порядок образования, компетенция.
  • 15.Федеральные органы исполнительной власти рф.
  • 16.Органы исполнительной власти субъектов рф.
  • 17.Понятие и принципы государственной службы.
  • 18. Государственная должность: понятие и классификация.
  • 19.Понятие государственного служащего и его правовое положение: права, обязанности, ограничения.
  • 20.Прохождение государственной службы.
  • 21.Поощрение и ответственность государственных служащих.
  • 22.Муниципальная служба: понятие и содержание.
  • 23.Коммерческие и некоммерческие организации как субъекты административного права.
  • 24. Понятие, и виды форм осуществления исполнительной власти.
  • 25. Понятие, виды и значение правовых актов исполнительной власти.
  • 26.Требования, предъявляемые к правовым актам управления.
  • 27.Издание правовых актов управления.
  • 28.Понятие и виды административно – правовых методов.
  • 29.Административное принуждение как один из административно – правовых методов. Понятие и особенности административного принуждения.
  • 31.Понятие административной ответственности. Специфические признаки административной ответственности, её отличие от других видов юридической ответственности.
  • 32.Понятие административного правонарушения, его признаки.
  • 33.Юридический состав административного правонарушения (проступка).
  • 34.Административное наказание: понятие и виды.
  • 35.Предупреждение и административный штраф как меры административного наказания.
  • 36.Административное приостановление деятельности и конфискация как меры административного наказания.
  • 37.Лишение специального права как мера административного наказания.
  • 38.Дисквалификация и административный арест как меры административного наказания.
  • 39.Административное выдворение за пределы рф иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 40.Наложение административных наказаний: общая характеристика.
  • 41.Административная ответственность юридических лиц.
  • 42.Органы, применяющие меры административного принуждения.
  • 43.Понятие и предмет административного процесса. Принципы административного процесса.
  • 44.Субъекты административного процесса, процессуальное положение участников производства.
  • 45.Понятие и система стадий производства по делам об административных правонарушениях. Возбуждение дела об административных правонарушениях.
  • 46.Рассмотрение и решение дела об административных правонарушениях.
  • 47.Обжалование (опротестование) и пересмотр постановления по делу об административных правонарушениях.
  • 48.Исполнение постановления о наложении административного наказания: общая характеристика.
  • 49.Производство по исполнению постановления о наложении административного штрафа.
  • 50.Производство по исполнению постановления о конфискации.
  • 51. Производство по исполнению постановления о лишении специального права и постановления о дисквалификации.
  • 52. Производство по исполнению постановления об административном аресте и постановления об административном выдворении за пределы рф.
  • 53.Законность в системе исполнительной власти: содержание и способы обеспечения.
  • 54.Судебный контроль.
  • 55.Понятие и виды государственного контроля в сфере исполнительной власти. Общественный контроль. Обращение граждан как средства контрольной деятельности.
  • 56.Административный надзор.
  • 57.Общий надзор прокуратуры.
  • 58.Административная юрисдикция: понятие и основные черты.
  • 59.Подведомственность дел об административных правонарушениях.
  • 60.Дисциплинарная ответственность.
  • 36.Административное приостановление деятельности и конфискация как меры административного наказания.

    Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

    Административное приостановление деятельности применяется в случае:

      угрозы жизни или здоровью людей; возникновения эпидемии, эпизоотии;

      заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;

      наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;

      причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;

      совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

      совершения административного правонарушения в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

      совершения административного правонарушения в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности;

      совершения административного правонарушения в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах);

      совершения административного правонарушения в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности;

      совершения административного правонарушения в области градостроительной деятельности.

    Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

    Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.

    Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

    Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.

    В отличие от уголовного законодательства, где конфискация имущества как вид наказания исключена из системы наказаний и рассматривается как иная мера уголовно-правового характера, в законодательстве об административных правонарушениях конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения признается административным наказанием. Кроме того, если УК РФ допускает возможность конфискации широкого круга имущества лица, совершившего преступление, то в КоАП РФ в качестве наказания применяется конфискация строго определенных вещей - орудий совершения или предметов административного правонарушения.

    Необходимо отметить, что КоАП РФ значительно расширил применение данного административного наказания по сравнению с ранее действовавшим КоАП РСФСР. Конфискация орудий совершения и предметов административного правонарушения предусмотрена более чем в 50 статьях Особенной части КоАП РФ в качестве дополнительного вида административного наказания. Значительно расширился круг конфискуемых предметов. Ими могут быть: денежные средства, валютные ценности, этиловый спирт и алкогольная продукция, оружие, боеприпасы, орудия производства, сырье, изготовленная продукция, несертифицированные средства связи, контрафактная печатная продукция, транспортные средства, суда, летательные аппараты и др.

    Однако точно так же, как и при возмездном изъятии, у граждан, для которых охота или рыболовство - основной законный источник средств к существованию, нельзя конфисковать охотничье оружие, боевые припасы и другие дозволенные орудия охоты или рыболовства. Соответствующее положение сформулировано в ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ. регламентирующей применение конфискации как меры административного наказания.

    Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, как и возмездное изъятие, назначается только судьей.

    Самым неблагоприятным исходом разрешения дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе так называемых , является назначение наказания, налагаемого на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в виде административного приостановления деятельности.
    Согласно ч. 1 ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Причем для производственных предприятий запрет использования своего имущества означает полное прекращение деятельности на период исполнения наказания.
    Данный вид административного наказания устанавливается на срок до 90 суток (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ).
    Известны случаи, когда установление ограничительных мер в виде запрета на оборот производимой организацией продукции отождествляется с фактическим приостановлением деятельности. Объектом запрета выступает не только деятельность по реализации конкретных товаров. Из оборота исключаются также товары как имущество организации.

    Пример. По смыслу Постановления ФАС Уральского округа от 03.05.2007 N Ф09-3183/07-С1 любые ограничительные меры, в том числе применяемые контрольно-надзорными органами, включающие признаки административного приостановления деятельности как одного из видов наказания за совершение административного правонарушения, являются обстоятельством, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела, и его установление вменяется в обязанность суда. Если нормальная работа организации или ее структурного подразделения становится затруднительной или невозможной вследствие применения санкций, подпадающих под определение ст. 3.12 КоАП РФ, такие действия должны квалифицироваться как административное приостановление деятельности. Правовыми последствиями несоблюдения порядка его назначения в силу ст. ст. 4.1 и 30.7 КоАП РФ должны быть признание соответствующего акта должностного лица незаконным и отмена введенных им ограничений.

    Условия назначения наказания в виде приостановления деятельности

    Законодатель установил закрытый перечень случаев, допускающих возможность назначения наказания в виде административного приостановления деятельности. Первым условием назначения этого наказания является общественно значимый характер противоправных действий организации, продолжение работы которой несет риск причинения ущерба жизни, здоровью или имуществу иных лиц, нарушения их прав и законных интересов. Но именно это и выступает фактором, позволяющим заморозить работу если не всей организации, то хотя бы отдельных зданий и сооружений под предлогом придания им статуса аварийных.
    В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений самим правонарушителем и другими лицами. Наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
    Таким образом, вторым условием назначения административного приостановления деятельности является отсутствие возможности предупредить совершение очередного правонарушения иными предусмотренными законом способами. Доказательство противоположного (в том числе путем указания на малозначительность последствий правонарушения или совершение его впервые) может служить весомым аргументом в пользу организации, подвергшейся рейдерской атаке.
    Производство по делу об административном правонарушении, совершенном организацией или индивидуальным предпринимателем, начинается после обнаружения должностным лицом, проводящим контрольные мероприятия и уполномоченным составлять протокол об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. О совершении административного правонарушения составляется протокол (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ). По общему правилу, закрепленному в ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.
    Такую роль, предполагающую негласное участие в корпоративных конфликтах, зачастую играют органы государственного противопожарного, потребительского, технического надзора. Предприятия общественного питания, производства продовольственных товаров или торговли ими наиболее подвержены риску назначения внеплановых проверок со стороны санитарно-эпидемиологических служб. Наконец, выявление государственной инспекцией труда фактов нарушения требований охраны труда, а равно иных признаков состава правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ, также может стать основанием для приостановления деятельности организации под предлогом защиты трудовых прав ее работников.

    Рассмотрение дел об административных правонарушениях

    Основная масса дел об административных правонарушениях рассматривается судьями, а также должностными лицами органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов. Исходя из ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ назначение наказания в виде административного приостановления деятельности является исключительной прерогативой судебных органов. Однако по смыслу ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ указанные в ней дела об административных правонарушениях, допускающие возможность административного приостановления деятельности, рассматриваются судьями только в случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передают его на рассмотрение судье.
    Обязанность по направлению протокола в суд возлагается на лицо, составившее данный протокол, а в случае его отсутствия - на лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении (см. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2006). Сам факт такой передачи не означает, что судья должен назначить наказание исключительно в виде приостановления деятельности (см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2007).
    Существенный недостаток сложившейся практики разрешения дел о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности - слепое следование судами выводам надзорных органов, изложенным в протоколе об административном правонарушении и иных прилагаемых к нему материалах. Судьи не обладают специальными знаниями в технических областях, что не позволяет им объективно оценивать фактическую опасность того или иного объекта, характер причинно-следственных связей между допущенными нарушениями нормативных предписаний и вменяемым организации противоправным деянием. Если владельцы бизнеса сами не побеспокоятся о проведении независимой экспертизы рассматриваемых судом вопросов, исход дела с большой долей вероятности будет зависеть от выводов, сделанных проверяющими и ожидаемых "заказчиками процесса".

    Отличие административного приостановления деятельности от временного запрета деятельности

    Административное приостановление деятельности как вид административного наказания следует отличать от временного запрета деятельности, который представляет собой меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В соответствии с ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
    Временный запрет может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Срок временного запрета деятельности согласно ч. 1 ст. 27.17 КоАП РФ не должен превышать пяти суток. Как следует из законодательного определения, объектом временного запрета не может являться деятельность организации в целом. В отношении деятельности индивидуальных предпринимателей он и вовсе неприменим.
    Согласно ч. 2 ст. 27.16 КоАП РФ временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении. Это также отличает его от административного приостановления деятельности. Несмотря на то что временный запрет деятельности применяется исключительно по усмотрению должностного лица, инициирующего привлечение организации к ответственности, протокол о его введении должен быть направлен в суд в любом случае. Данная мера обеспечения производства неразрывно связана с возможностью назначения административного приостановления деятельности (см. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2006). Хозяйствующим субъектам нужно помнить об этом, поскольку сложившаяся практика исходит из принципа целостности и соразмерности мер обеспечения производства и потенциально допускаемых законом видов санкций за вменяемое правонарушение.

    Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности

    Постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после его вынесения (ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ). Приостановление действия такого постановления в случае обжалования его лицом, привлеченным к ответственности, а равно предоставление отсрочки его исполнения действующим законодательством не предусмотрено. Подобная оперативность и относительная бесповоротность выгодны рейдерам: наличие или отсутствие времени в корпоративных конфликтах играет едва ли не главную роль. Таким образом, успех в деле защиты прав организации зависит в первую очередь от неотложных действий самой организации, связанных либо с обжалованием постановления суда первой инстанции, либо с устранением указанных в нем нарушений.
    Порядок исполнения назначенного наказания регламентируется ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ. При административном приостановлении деятельности производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс; применяются другие меры по исполнению названных в постановлении мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания. Производство всех этих действий суды определяют как момент фактического приостановления деятельности организации, от которого начинает исчисляться срок исполнения наказания (см. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2006). Следует учитывать, что срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности, поскольку обе процессуальные категории имеют аналогичные последствия.
    В ряде случаев привлечение лица к данному административному наказанию имеет более пагубные последствия, чем может показаться на первый взгляд. В силу ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" после вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований лицензирующий орган в течение суток со дня вступления решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата. Наличие у организации специальной правоспособности порождает дополнительные рычаги воздействия на ее руководство посредством лишения хозяйствующего субъекта возможности осуществлять профильную деятельность и разрушения системы сбыта произведенной продукции. Примером могут служить захваты предприятий горнодобывающей и горно-обогатительной отраслей.
    Особый характер административного приостановления деятельности организации в целом обусловливает проблемы, связанные с определением способов надлежащего исполнения административного наказания. Этим стоит воспользоваться "обороняющейся" стороне.
    Так, полное приостановление деятельности организации означает запрет на осуществление производственной, торговой, посреднической и любой иной хозяйственной деятельности. Однако на практике реализовать подобные меры зачастую не представляется возможным. Более того, абсурдно требовать от организации приостановить работу бухгалтерии, запретить получать доходы от переданного в аренду имущества или погашать имеющуюся кредиторскую задолженность, тогда как все эти действия происходят в рамках обычной коммерческой деятельности.
    Наконец, неоправданное опечатывание помещений организации создает непреодолимые препятствия для устранения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, и досрочного прекращения административного приостановления деятельности. Следовательно, это никоим образом не отвечает целям административного наказания, одновременно нивелируя положения ч. 3 ст. 3.12 и ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ.
    Впрочем, такие ситуации отнюдь не безнадежны. Все вопросы можно разрешить, уточнив объект, деятельность или эксплуатация которого подлежат приостановлению, путем анализа судебного предписания. Если привлечение к административной ответственности вызвано характером деятельности, создающей опасность для окружающих, необходимо конкретизировать вид деятельности, осуществление которой запрещено. Если организация или ее структурное подразделение расположены в здании или помещении, не отвечающем требованиям охраны труда или правилам противопожарной безопасности, надлежит указать на приостановление любого рода деятельности в пределах данного здания или помещения, а также обеспечение условий, препятствующих проникновению в них работников организации и других лиц.
    Если вышеназванные методы не позволяют найти выход из сложившейся ситуации, судебный пристав-исполнитель или сама организация, привлеченная к административной ответственности, вправе на основании ст. 31.8 КоАП РФ обратиться к судье, вынесшему постановление о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности, с вопросом о разъяснении способа и порядка его исполнения.
    Сложности исполнения данного вида административного наказания со стороны организаций и судебных приставов-исполнителей не ограничиваются определением его содержательной части. Согласно ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения. Подобные ограничения установлены прежде всего в целях обеспечения непрерывной работы социально значимых предприятий и учреждений. В частности, невозможно остановить работу предприятия топливно-энергетического комплекса или организации, отвечающей за городские пассажирские перевозки, без ущерба для населения.
    В вышеуказанных случаях судебные приставы-исполнители вынуждены, руководствуясь ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", выносить постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа органу, назначившему наказание в виде административного приостановления деятельности, за невозможностью его исполнения. Если такие действия не совершаются, организация вправе обратиться в суд или к вышестоящему приставу-исполнителю с жалобой на бездействие должностных лиц, исполняющих наказания, в порядке ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации или ст. 123 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
    В соответствии с ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ судья на основании ходатайства организации или индивидуального предпринимателя досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для его назначения.
    Как показывает практика, возможность быстрее возобновить деятельность стимулирует правомерное поведение только добросовестных хозяйствующих субъектов. Административное приостановление деятельности имеет место в течение ограниченного срока, по окончании которого (независимо от фактического устранения обстоятельств, послуживших основанием привлечения к административной ответственности) исполнение наказания прекращается. Достижение цели административного наказания в таком случае не имеет для законодателя решающего значения.
    И все же, поскольку срок административного приостановления деятельности истек, а правонарушение не устранено, стоит говорить о новом административном правонарушении, при выявлении которого должностное лицо контролирующего органа должно составить новый протокол об административном правонарушении с последующим его направлением в суд (см. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2006).
    В заключение хотелось бы отметить, что наиболее надежным способом, позволяющим максимально обезопасить организацию от претендующих на ее активы третьих лиц, не упускающих возможности воспользоваться административным ресурсом, является осуществление предпринимательской деятельности в строгом соответствии с действующим законодательством. В противном случае административное приостановление деятельности вкупе с запретом использовать имущество за совершенное хозяйствующим субъектом, пусть даже по неосторожности, правонарушение может стать весьма действенным средством в руках рейдеров и привести к недружественному поглощению.

    Степень ответственности зависит от серьезности проступка. Рассмотрим далее два наиболее распространенных типа санкций.

    Общие сведения

    В отношении субъектов, совершивших правонарушение, предусмотренное статьями КоАП, наряду с другими санкциями может осуществляться:

    • дисквалификация;

    Практика последних лет показывает, что последнее используется достаточно часто. Обязанность по исполнению соответствующих постановлений возлагается на ФССП.

    Административное приостановление деятельности

    Определение этого типа санкций разъясняется в ст. 3.12 КоАП. Административное приостановление деятельности – вид административного наказания, предполагающий временное прекращение работы коммерческих/некоммерческих субъектов. К ним относят ПБЮЛ, компании, их филиалы, структурные подразделения, производственные участки, представительства. Деятельностью, которая может попасть под запрет, может быть в числе прочего эксплуатация объектов, агрегатов, сооружений/зданий, оказание услуг, производство отдельных работ.

    Типы нарушений

    В ст. 5.27 КоАП определено, что административное приостановление деятельности применяется в случаях, когда функционирование фирмы несет угрозу здоровью/жизни граждан. Другими словами, временный запрет может налагаться при выявлении грубых нарушений требований пожарной безопасности и предписаний по обеспечению охраны труда, когда сотрудники подвергаются действительной опасности. Законодательство допускает административное приостановление деятельности на срок до 90 дней. Предприятие может привлекаться к ответственности при допущении ею нарушений в сферах:


    Важный момент

    Административное приостановление деятельности устанавливается в случаях, предусмотренных нормами Особой части КоАП. Такая ответственность предполагается и тогда, когда менее строгие санкции являются недостаточными для нарушителя. К виновному субъекту для обеспечения производства по делу может применяться временный запрет на осуществление деятельности.

    Общие правила

    Порядок административного приостановления деятельности определяется в ст. 109 ФЗ № 229 В соответствии с общим правилом, постановление судьи реализуется немедленно после вынесения. Следовательно, в качестве срока исполнения выступает дата возбуждения производства. По ч. 14 статьи 30 указанного выше Закона, период для добровольной реализации постановления суда не предусмотрен. Административное приостановление деятельности организации предполагает опечатывание помещений, кассы, мест хранения продукции и прочих материальных ценностей, наложение пломб. Данные мероприятия проводятся с учетом пункта 2 ст. 32.12 КоАП. Законодательство допускает предпринимать и иные меры по реализации предписаний, указанных в постановлении. Так, после разбирательства дела одной из школ, суд вынес решение, предусматривающее административное приостановление деятельности учреждения в связи с низкой температурой в классных помещениях. Директор учебного заведения издал соответствующий указ во исполнение постановления. После этого в школе была начата работа по восстановлению надлежащего температурного режима.

    Ответственность субъектов за неисполнение постановления

    Законодательство предусматривает административное наказание для предприятий, не выполняющих предписания пристава. В случае злостного уклонения от данной обязанности представителей власти, госслужащими, сотрудниками территориальных органов самоуправления, муниципального/государственного учреждения, коммерческого или иного предприятия законодательство допускает привлечение виновных к уголовной ответственности. Данное положение действует и в отношении субъектов, препятствующих исполнению судебного постановления, предусматривающего административное приостановление деятельности.

    Прекращение санкции

    Административное приостановление деятельности юридического лица или иного субъекта, привлеченного к ответственности, завершается после истечения определенного законом периода в 90 дн. До этого момента пристав контролирует соблюдение должником вмененных ограничений. Законодательство предусматривает случаи, когда административное приостановление деятельности может быть снято до истечения указанного периода. Это допускается, когда обстоятельства, ставшие основаниями привлечения к ответственности, устранены. Досрочное прекращение предусматривается 3-м и 4-м пунктами ст. 32.12 КоАП. Принятие соответствующего решения осуществляется судом в течение 5 дней с даты получения ходатайства от должника. При рассмотрении заявления уполномоченная инстанция запрашивает заключение об устранении либо неустранении обстоятельств, которые стали основанием привлечения виновного к ответственности.

    Невозможность исполнения

    Несомненно, субъект, привлеченный к ответственности, будет стремиться к снятию с него санкций. Однако устранить выявленные нарушения не во всех случаях представляется возможным. Как выше было сказано, административное приостановление деятельности предполагает опечатывание помещений и наложение пломб. Это обстоятельство создает препятствия для исполнения судебных предписаний. Согласно п. 2 ст. 32.12 КоАП, не допускается применять меры, способные вызвать необратимые последствия для процесса производства, функционирования и сохранности жизнеобеспечивающих объектов. При получении постановления пристав может признать невозможность исполнения. По п. 4 ст. 73 ФЗ №229 в таком случае служащий возвращает ИЛ в суд либо иной орган, его выдавший. Так, например, если в постановлении предусматривается временная остановка эксплуатации здания районной больницы, являющейся единственным медучреждением на несколько десятков километров, такой документ не подлежит исполнению. Необходимо отметить, что санкция будет действовать по закону в течение 90 дн. По истечение этого периода, независимо от того, ликвидированы нарушения или нет, она прекращается. То есть, предприятие может возобновить работу до следующей проверки.

    Дисквалификация

    Эта санкция считается достаточно серьезной. Наказание вменяется также по решению суда. Эту санкцию законодательство допускает использовать в случаях, когда руководитель предприятия ранее уже был привлечен к ответственности за нарушение трудовых норм, и при проведении повторной проверки было выявлено, что обстоятельства не устранены либо совершен аналогичный проступок. Дисквалификация предполагает запрет на осуществление деятельности субъектом в течение 1-3 лет. По ст. 5.27 КоАП, гражданин на протяжении этого периода не может выполнять руководящие функции в некоммерческих и коммерческих структурах. Проще говоря, он не вправе быть директором, начальником филиала/представительства или их заместителем. При вынесении судебного постановления о дисквалификации, сотрудника необходимо освободить от руководящей должности и перевести на работу, которая не связана с исполнением управленческой функции.

    Последствия

    При приеме руководителя на работу, наниматель обязан убедиться в том, что кандидат не лишен права исполнять управленческие функции. В ФНС РФ создана информационная база, в которой в публичном доступе предоставлены соответствующие сведения. Запрос можно направить в любое территориальное подразделение службы. Выписка будет подготавливаться в течение 5 дн. Если при проверке будет обнаружено, что предприятием руководит дисквалифицированный директор, на фирму будет наложен штраф. Его размер может быть до 100 тыс. р. Что касается индивидуальных предпринимателей, то к ним также может применяться это наказание. При этом санкция не лишает гражданина статуса ИП. В данном случае дисквалификация предполагает только запрет на осуществление руководящей работы, медицинской или фармацевтической деятельности, а также связанной с проведением экспертиз промышленной безопасности. Основной санкцией для индивидуальных предпринимателей выступают штрафы.

    Заключение

    Предпринимательская и иная публичная деятельность регламентируется законодательными нормами. В правовых актах определены предписания, исполнение которых обязательно для всех субъектов. В КоАП предусматриваются разные виды наказаний. При нарушениях, не угрожающих жизнедеятельности людей, виновным вменяются, как правило, денежные взыскания. Однако если проступки будут признаны серьезными, то может последовать и более жесткое наказание. Задача субъектов хозяйствования, в первую очередь, состоит в недопущении нарушений. Если же возникли обстоятельства, выступающие в качестве основания для привлечения к ответственности, то их необходимо устранить по возможности в короткий срок. Тот факт, что приостановление деятельности по КоАП прекращается по истечении 90 дней, независимо от того, исправлены ли нарушения или нет, не говорит о том, что впоследствии не будут применены санкции. При очередной проверке неустраненные обстоятельства вновь будут выявлены. В этом случае субъект может быть дисквалифицирован или привлечен к уголовной ответственности. Безусловно, существуют случаи, когда устранить обстоятельства не представляется возможным. Для исключения таких ситуаций во время судебного разбирательства целесообразно оговорить вероятные препятствия и порядок исправления нарушений. Не следует забывать о том, что исполнение постановления осуществляется сразу же после его вынесения. Если в нем определено опечатывание помещений, то это будет произведено незамедлительно.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ