Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Осужденные могут обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказание , в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд , органы прокуратуры , органы государственной власти и органы местного самоуправления , общественные объединения , а также межгосударственные органы по защите прав и свобод человека , если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты осужденных.

Предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной или письменной формах. Они рассматриваются администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание. Предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту , содержанию в дисциплинарной воинской части , лишению свободы , смертной казни , адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности.

Осужденные к лишению свободы вправе подавать предложения, заявления и жалобы только от своего имени, не разрешается подавать их от группы или от имени других лиц, а также запрещается прием и рассмотрение анонимных обращений, поэтому предложения, заявления и жалобы должны быть подписаны осужденными.

Осужденные, понесшие наказание в виде штрафа , лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного званий, классного чина и государственных наград, обязательных работ , исправительных работ , ограничения по военной службе , конфискации имущества и ограничения свободы , направляют предложения, заявления и жалобы самостоятельно в общем для всех граждан порядке.

С согласия осужденного предложения, заявления и жалобы могут адресату не направляться, если вопросы, поставленные в них, могут быть разрешены на месте администрацией.

Предложения, заявления и жалобы могут быть решены на месте администрацией исправительного учреждения по следующим вопросам: получение передач, посылок, предоставление свиданий, расходование денег , начисление зарплаты, трудоиспользование, оказание медицинской помощи, обеспечение вещевым имуществом и др.

Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, рассматривают их в течение 1 месяца; когда не требуется специальной проверки, срок рассмотрения составляет 15 дней. Возможно продление сроков при необходимости дополнительного изучения вопросов.

Запрещается направлять жалобы органам и должностным лицам, чьи действия, решения обжалуются.

Осужденные могут направлять предложения, заявления и жалобы по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов.

Предложения – это обращения осужденных, в которых содержатся сведения о необходимости сохранения либо изменения существующих явлений или процессов. Обычно они выражаются в предложениях об изменении действующего законодательства и нормативных правовых актов, а также практики исправительных учреждений.

Заявления – это обращения осужденных, в которых, как правило, излагаются просьбы о необходимости принятия каких-либо решений или действий в интересах заявителя, например заявления осужденных с просьбой разрешить выезд за пределы исправительного учреждения (ст. 97 УИК).

Жалобы – это обращения осужденных, в которых сообщается о нарушении прав, свобод и законных интересов и содержатся требования или просьбы о восстановлении нарушенных прав, свобод и интересов осужденных.

Обращения осужденных могут быть изложены в устной и письменной формах.

Осужденные могут направлять как индивидуальные, так и совместные предложения, заявления и жалобы. Указанные обращения могут быть поданы как в интересах самого осужденного, так и в интересах третьих лиц.

Осужденные, отбывающие наказание в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе и ограничения свободы, направляют предложения, заявления и жалобы самостоятельно, в общем для всех граждан порядке. Если они адресованы администрации учреждений и органов, исполняющих показания, то они регистрируются и рассматриваются по существу.

Согласно Правилам внутреннего распорядка организуется ежедневный прием предложений, заявлений и жалоб осужденных как в устном, так и в письменном виде.

Предложения, заявления и жалобы, как и другие виды корреспонденции, исходящей от осужденных к реальному отбыванию наказания и лишению свободы, подлежат цензуре.

Однако из данного правила есть исключение. Предложения, заявления и жалобы, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, цензуре не подлежат и не позднее одних суток направляются адресату. Для этого они принимаются от осужденных в запечатанных конвертах, вскрывать которые запрещено.

Аналогичный порядок установлен в отношении жалоб, направляемых Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Согласно ст. 19 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» жалобы, направленные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются адресату.

Таким образом, предложения, заявления и жалобы осужденных, адресованные в органы государственной власти, общественные объединения, не пользующиеся правом контроля и надзора, а также иным юридическим и физическим лицам, например адвокату, подвергаются цензуре и после этого направляются по принадлежности.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Мусалёва Анна Владимировна. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к лишению свободы в механизме реализации их прав и законных интересов: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.08 / Мусалёва Анна Владимировна; [Место защиты: Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина].- Тольятти, 2009.- 252 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-12/599

Введение

Глава 1. Понятие, сущность и значение права осужденных на обращение с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами

1.1. Конституционное право граждан Российской Федерации на обращение с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами и его отражение в уголовно-исполнительном законодательстве 16

1.2. История становления и развития права осужденных к лишению свободы на обращение с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами 53

Глава 2. Характеристика обращений осужденных с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами

2.1. Обращения осужденных в сфере применения основных средств исправления 79

2.2. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных в сфере их материально-бытового, медико-санитарного обеспечения 118

2.3. Обращения осужденных к лишению свободы, связанные с изменением условий содержания и освобождением от отбывания наказания 137

Глава 3. Совершенствование работы администрации исправительных учреждений с обращениями осужденных в уголовно-исполнительной системе 154

Заключение 182

Список использованных нормативно-правовых актов и литературы 192

Приложения 227

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. За последние годы отечественные уголовное и уголовно-исполнительное законодательства претерпели кардинальные преобразования в сторону их гуманизации. Утверждается идея первоочередной защиты прав и свобод человека, что закономерно связано с процессами демократизации страны в эти годы.

Достижением в области развития института прав и свобод человека и гражданина также стало создание новых государственных и общественных учреждений по обеспечению и защите этих прав и свобод. К ним можно отнести, например, Конституционный Суд Российской Федерации, Комиссию по правам человека при Президенте Российской Федерации, Общественную палату России и др. На основании Конституции Российской Федерации учреждена должность и принят закон об Уполномоченном по права человека. В стране возникли и действуют многочисленные правозащитные организации, которые помогают населению страны в решении проблем, связанных с их правами и свободами. В какой-то степени они оказывают влияние на государственную политику в области прав человека и гражданина.

Провозгласив новые приоритеты и принципы взаимоотношений личности и государства (признание прав и свобод человека высшей ценностью, построение правового государства и проч.) Конституция Российской Федерации гарантировала осужденным к лишению свободы, как и всем гражданам России, права и свободы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами, к числу которых относится право на обращения с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами в государственные органы, общественные организации и к должностным лицам.

В современных условиях наряду с законами формируется система подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих право осужденных к лишению свободы на обращения. В частности, 26 декабря 2006 года приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 383 утвержден

4 Административный регламент исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся-под стражей.

Несмотря на декларируемые и даже нормативно закрепленные официальной властью положения о человеке, его правах и свободах как высшей ценности и гарантированности его прав и свобод, они не всегда находят свое воплощение в действительности, то есть, прежде всего, в деятельности исправительных учреждений. Об этом, в частности, свидетельствуют ежегодный рост количества обращений осужденных по проблемам исполнения наказаний в различные инстанции (в том числе в Европейский Суд по правам человека). Более того практика исполнения наказания в виде лишения свободы показывает, что многие вопросы правового характера либо не урегулированы законом, либо требуют совершенствования. Анализ правового положения осужденных показал, что они чаще всего не в полной мере владеют информацией о своих правах и обязанностях, и, что очень важно, они не знают и не умеют пользоваться ими в собственных интересах. Практика показывает, что при реализации права на обращение возникает множество вопросов, требующих научного исследования и экспериментальной апробации. Международные стандарты, конституционные установления, нормы законодательства дают основание утверждать, что разработка проблем по вопросам подачи осужденными предложений, заявлений, ходатайств и жалоб как форм реализации их прав и законных интересов является актуальной задачей науки и практики уголовно-исполнительного права.

Кроме того, необходимость теоретической разработки совершенствования института обращений осужденных к лишению свободы связана с разработкой процедуры механизмов правового регулирования, а именно права на обращения. Все это свидетельствует об актуальности избранной нами темы.

Актуальность данного диссертационного исследования возрастает и с учетом предпринимаемых Россией мер по интеграции в мировое сообщество.

5 Одним из значимых условий такой интеграции является защита прав человека, в том числе и соблюдение прав осужденных.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы правового положения личности, реализации прав и свобод человека разрабатывались в трудах следующих авторов: С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, М.В. Баглая, Н.В. Витрука, В.Н. Кудрявцева, Е.А. Лукашевой, Н.И. Матузо-ва, О.О. Миронова, К.А. Новикова, Н.Ю. Хаманевой, В.М. Чхиквадзе.

Теоретические и прикладные вопросы правового положения осужденных в местах лишения свободы, реализации и гарантированности их прав, в том числе на обращения изложены в работах: Ю.М. Антоняна, Л.Ф. Бакули-ной, Г.О. Бекузарова, А.А. Беляева, А.Я. Волкова, A.M. Дементьева, А.И. Зубкова, В.И. Зубковой, М.П. Мелентьева, Т.Ф. Минязевой, А.С. Мих-лина, А.Е. Наташева, С.Н. Пономарева, В.И. Селиверстова, Н.А. Стручкова, О.В. Филимонова, И.З. Шмарова и др.

Отдельные аспекты проблем реализации права осужденных к лишению свободы на обращения были отражены в разное время в статьях таких ученых, как В.А. Абакумов, Е.В. Аванесов, О.Б. Борисова, В.Н. Волков, В.И. Голиков, СИ. Зельдов, А.А. Николаев, Н.А. Филиппов, и др. Вопрос об инстанционном порядке рассмотрения обращений граждан разрабатывали С.Г. Березовская, А.И. Васильев, Ю.М. Козлов, В.В. Мальков, Л.И. Ратнер, В.И. Ремнев и др.

Предложения, заявления и жалобы лиц, лишенных свободы, как гарантии обеспечения прав осужденных были рассмотрены в диссертации В.В. Левченко, однако данное исследование было проведено в советский период в соответствии с Исправительно-трудовым кодексом РСФСР.

Правовые и организационные вопросы порядка и условий рассмотрения обращений осужденных к лишению свободы были исследованы в работе Шайхуллина М.С. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. были внесены существенные изменения, направленные на приведение уголовно-исполнительного законодательства в соответствие с требованиями междуна-

родных европейских стандартов, поэтому целый комплекс вопросов, относящихся к реализации права осужденных на обращения, в работе М.С. Шайхуллина не получили освещения.

Труды названных ученых вносят вклад в теоретико-методологическую базу науки уголовно-исполнительного права. Тем не менее в указанных работах авторы подтверждают, что в правовом регулировании и организации работы с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами лиц, осужденных к лишению свободы, имеются существенные недостатки, остаются нерешенными многие вопросы как теоретического, так и практического характера, и их устранение, на наш взгляд, может стать дополнительным резервом укрепления правопорядка и законности в местах лишения свободы. Перечисленные аргументы свидетельствуют о научно-теоретической, практической актуальности и важности исследования проблемы реализации права осужденных на предложения, заявления, ходатайства и жалобы с позиций международно-правовых документов и отечественного законодательства.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционных прав при исполнении лишения свободы, в частности, права осужденных на обращения. Предмет исследования составляет система правовых норм, регулирующих право осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, на обращения в государственные органы, общественные организации и к должностным лицам, которая прямо закреплена в Конституции Российской Федерации и уголовно-исполнительном законодательстве. Предмет нашего исследования также охватывает современную практику реализации права на обращения осужденных в деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы России и тюрьмах зарубежных стран.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке предложений по совершенствованию правового регулирования и системы мероприятий по организации работы с предложениями, заявлениями, ходатайст-

7 вами и жалобами осужденных к лишению свободы, изыскании наиболее целесообразных подходов и необходимого инструментария к разрешению имеющихся проблем в указанной области.

Цель исследования предопределила постановку и решение следующих задач:

изучить историю становления и развития права осужденных к лишению свободы на обращения с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами;

осуществить исследование правовой природы права-осужденных на обращения в государственные органы, общественные организации и к должностным лицам;

раскрыть стадии механизма реализации права на обращения осужденных к лишению свободы с предложениями; заявлениями, ходатайствами и жалобами;

провести анализ норм международного, конституционного, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, регулирующих порядок и условия рассмотрения и разрешения обращений осужденных к лишению свободы, правовые и организационные формы и методы деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

обобщить эмпирические данные по обращениям осужденных к лишению свободы, определить основные причины и условия, порождающие их, наметить меры по устранению недостатков в организации процесса исполнения и отбывания наказаний;

разработать предложения по устранению пробелов и коллизий в нормативных актах, регулирующих право лиц, лишенных свободы, на обращения, а также по совершенствованию организации работы органов и учреждений уголовно-исполнительнойсистемы с обращениями осужденных.

Методология и методика исследования. Основу исследования составил комплексный подход к изучаемым явлениям и процессам. Ключевое значение для раскрытия темы имел общенаучный метод анализа и синтеза, который в со-

8 четании со сравнительно-правовым методом исследования стал ведущим в представленной работе.

Использовался метод формально-юридического анализа правовых и иных источников. Кроме того, в процессе исследования применялись социологические приемы сбора и анализа информации: опрос, анкетирование, интервьюирование, экспертная оценка, анализ документов.

Применение названных методов позволило раскрыть тему диссертационного исследования и достичь поставленной цели.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены не только его методикой, но и эмпирической базой, включающей статистические данные, отчеты, обзоры, справки, информационные сводки и пояснительные записки по работе с обращениями граждан и осужденных к лишению свободы.

Проанализированы и обобщены эмпирические данные по рассматриваемой проблеме, полученные при анкетировании и опросе респондентов, которые были проведены автором в период с 2003 по 2008 год в исправительных колониях для осужденных к лишению свободы в следующих регионах страны: Республике Мордовия, Костромской, Пензенской, Рязанской, Самарской, Ульяновской областях. Проведено анкетирование 357 сотрудников исправительных учреждений, 1874 осужденных к лишению свободы, интервьюирование 32 помощников начальников территориальных органов по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе Ивановской, Московской, Рязанской, Самарской, Тюменской, Ульяновской и других областей.

Нормативной базой исследования являются международные правовые акты по правам человека, Конституция Российской Федерации, исправительно-трудовое и уголовное законодательство РСФСР, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное и иное законодательство России-

9 ской Федерации, а также ведомственные нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Минздрава и соцразвития Российской Федерации.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют труды ведущих ученых по общей теории права, международному, конституционному, уголовному, уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному праву и криминологии, посвященные конституционному праву граждан Российской Федерации на обращения, а также осужденных к лишению свободы.

Научная новизна диссертационного исследования. Данная проблема и ранее подвергалась исследованию, однако представленная работа выполнена на базе современных положений российского уголовно-исполнительного законодательства и внесенных дополнений и изменений в него, а также нормативных актов, регламентирующих реализацию права осужденных на обращения, с учетом современного опыта рассмотрения жалоб заключенных в зарубежных странах.

В ходе диссертационного исследования проведен комплексный теоретический анализ норм международного, конституционного, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, регулирующих организационные и правовые формы и методы деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы по разрешению обращений осужденных к лишению свободы.

Автором поставлены вопросы, которые ранее не являлись предметом комплексного исследования, разработаны предложения по совершенствованию ряда норм уголовно-исполнительного права, регулирующих порядок и условия рассмотрения и разрешения обращений осужденных к лишению свободы и практике их применения, намечены меры по устранению недостатков в организации процесса исполнения и отбывания наказаний. Новизна работы определяется и полученными результатами, сформулированными как положения, выносимые на защиту:

10 1. В течение длительного времени в теории и практике уголовно-исполнительного права широко использовался оборот «обращения (с жалобами, с заявлениями и др.) осужденных к лишению свободы». Между тем, его содержание в науке и в практике не раскрывалось. Поэтому диссертантом, в первую очередь, сформулировано понятие «обращения осужденных к лишению свободы», под которым понимается предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством и другими нормативными актами индивидуальные или коллективные предложения, заявления, ходатайства и жалобы, изложенные в письменной или устной форме по поводу предполагаемого или действительного нарушения их субъективных прав и законных интересов либо ущемлением свобод, либо не связанные с таковым нарушением, а направленные на проблемы реализации предоставленных прав и законных интересов осужденным и на признание за ними определенного статуса, предусмотренного уголовно-исполнительным законом.

    Петиция как коллективная форма обращений является самостоятельным видом обращений граждан, в том числе и осужденных к лишению свободы. В соответствии с Административным регламентом исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, данная категория обладает правом на подачу коллективных обращений. Полагаем необходимым закрепление данной формы обращений в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации и Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений и, тем самым, их приведение в соответствие со статьей 33 Конституции Российской Федерации.

    Обосновано осуществление устного обращения осужденных к лишению свободы в компетентные органы посредством телефонных переговоров за счет собственных средств (а также родственников или иных лиц), которые могут контролироваться персоналом исправительных учреждений, кроме тех, которые осуществляются с целью обращения с предложением, заявлением,

11 ходатайством и жалобой в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

    Анализ статей 19 и 33 Конституции Российской Федерации показывает, что законодатель в качестве адресатов обращений осужденных к лишению свободы устанавливает государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, а также коммерческие и некоммерческие организации, учреждения, предприятия различных форм собственности. Полагаем необходимым закрепление в федеральных законах и иных нормативно-правовых актах, регламентирующих право граждан на обращения, в том числе осужденных, общих правил их рассмотрения не только органами государственной власти и местного самоуправления, но и другими организациями, предприятиями и учреждениями.

    Внесено предложение по установлению дифференциации сроков рассмотрения обращений осужденных к лишению свободы органами, исполняющими наказания, и должностными лицами исправительных учреждений, а именно часть 6 статьи 15 УИК РФ изложить в следующей редакции:

«Органы и должностные лица, которым направлены предлоэюения, заявления, ходатайства и жалобы осуэюденных, должны рассмотреть их в следующие сроки:

а) обращения, являющиеся предметом рассмотрения администрации
учреждений и органов, исполняющих наказания, разрешаются в течение
трех дней с момента их приема и регистрации уполномоченными лицами;

б) обращения осуоісденного, рассмотрение которых входят в компе
тенцию начальника учреждения и органа, исполняющего наказания, разре
шаются в срок до семи дней с момента их приема и регистрации;

в) иные обращения направляются в соответствующие инстанции не
позднее семи дней с момента их приема и регистрации».

6. Предложения о внесении изменений и дополнений: - в часть 4 статьи 12, часть 1 статьи 15 УИК РФ, пункт 11 главы III Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, касающиеся права

12 осужденных к лишению свободы на индивидуальные и коллективные обращения, а именно:

    часть 4 статьи 12 УИК РФ целесообразно изложить в следующей редакции: «Осужденные имеют право обращаться с индивидуальными и коллективными предложениями, заявлениями, ходатайствами и э/салобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреэ/сдениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека»;

    часть 1 статьи 15 УИК РФ изложить в следующей редакции: «Осужденные могут направлять индивидуальные и коллективные предлоэ/сения, заявления, ходатайства и жалобы»;

    пункт 11 главы III Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, регламентирующий право осужденных на обращения с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами, после слова «обращаться» дополнить словами: «с индивидуальными и коллективными предложениями, заявлениями, ходатайствами и э/салобами» далее - по тексту;

    главу XIII Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений дополнить пунктом следующего содержания: «Осужденные имеют право обращаться с коллективными предложениями, заявлениями, ходатайствами и э/салобами в письменной форме»;

В часть 2 статьи 15, части 3, 5 статьи 92 УИК РФ, раздел XIII, пункты 86, 89 XV Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений для осуществления обращения осужденным в компетентные органы посредством телефонных переговоров, а именно:

а) часть 2 статьи 15 УИК РФ после первого предложения дополнить предложением следующего содержания: «Устные обращения могут осуществляться посредством телефонных переговоров»;

б) часть 3 статьи 92 УИК РФ и пункт 89 раздела XV Правил внутренне
го распорядка исправительных учреждений дополнить словами: «... за исклю
чением телефонных переговоров с целью осуществления права на устное об
ращение в компетентные органы».

в) часть 5 статьи 92 УИК РФ изменить и изложить в следующей редак
ции: «Посредством телефонных переговоров осужденные могут осуществ
лять право на устные обращения»;

г) дополнить статью 92 УИК РФ частью 6 следующего содержания:
«Телефонные переговоры осужденных могут контролироваться персоналом
исправительных учреэ/сдений, кроме тех, которые осуществляются с целью
обращения с предложением, заявлением, ходатайством и жалобой в органы,
осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и орга
нов, исполняющих наказания»;

д) раздел XIII Правил внутреннего распорядка исправительных учреж
дений дополнить пунктом 67: «Устные обращения осужденные могут осу
ществлять посредством телефонных переговоров»;

е) пункт 86 раздела XV Правил внутреннего распорядка исправитель
ных учреждений дополнить словами: «... кроме тех, которые осуществляют
ся с целью обращения с предлоэюением, заявлением, ходатайством и жало
бой в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреж
дений и органов, исполняющих наказания»;

в часть 3 статьи 399 УПК РФ, регламентирующей единоличное рассмотрение судьей ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении, а именно изложить ее в следующей редакции: «Осужденный имеет право принимать личное участие в судебном заседании, знакомиться с представленными в суд материалами, участвовать в их рассмотрении, заявлять ходатайства и отводы, давать объяснения и представлять документы»;

в часть 3 статьи 396 УПК РФ, касающейся компетенции судов, разрешающих вопросы, связанные с исполнением приговора, а именно изложить ее в следующей редакции:

14 «3. Вопросы, указанные в пунктах 3, 4, 5, 6, 12, 13 и 19 статьи 397 настоящего Кодекса, разрешаются пенитенциарным судьей по месту отбывания наказания осужденным либо по месту применения принудительных мер медицинского характера».

7. Предлагаются методические рекомендации «О порядке подачи жалоб в Европейский Суд по правам человека осужденными к лишению свободы», включающие следующие разделы: 1) общие положения; 2) основание и условие направления жалоб в Европейский Суд; 3) жалобы, не подлежащие рассмотрению Европейским Судом; 4) обстоятельства признания жалобы неприемлемой к рассмотрению; 5) дружественное решение спора; 6) права заявителя, направляющего жалобу в Европейский Суд; 7) оформление жалобы.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что выводы, предложения и рекомендации, полученные в результате исследования, могут быть использованы при совершенствовании правового регулирования предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к лишению свободы. Выявленные пробелы и издержки правового регулирования права лиц, лишенных свободы, на обращения могут послужить основанием для нормотворческой деятельности по их устранению.

Практическая значимость работы заключается и в том, что полученные результаты могут использоваться для проведения правового обучения и информирования осужденных к лишению свободы.

Отдельные положения и выводы исследования, разработанный проект методических рекомендаций «О порядке подачи жалоб в Европейский Суд по правам человека осужденными к лишению свободы» могут быть учтены при совершенствовании уголовно-исполнительного законодательства и нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность исправительных учреждений.

Положения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при преподавании уголовно-исполнительного права в образовательных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний и других правоохранитель-

15 ных органов, а также в системе переподготовки и повышения квалификации практических работников уголовно-исполнительной системы.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертации отражены в статьях в научных журналах, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК России для публикаций основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) наук, и сборниках научных трудов.

Результаты исследования в виде докладов и сообщений соискатель представлял на международных, российских, межвузовских научно-практических конференциях и семинарах: «Уголовно-исполнительная система в правоохранительном пространстве Российской Федерации: актуальные вопросы, инновационные процессы, подготовка кадров» (г. Самара, февраль 2006 г.), «Проблемы преступления и наказания в праве, философии и культуре» (г. Самара, апрель 2007 г.), «10 лет Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации» (г. Рязань, ноябрь 2007 г.), «Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права и исполнения наказаний» (г. Рязань, март 2008 г.), «Проблемы и перспективы развития УИС как элемента правоохранительной системы России и зарубежных стран» (Самара, апрель, 2008 г.).

Структура и объем диссертации определены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих пять параграфов, заключения, списка использованных нормативно-правовых актов и литературы и приложений.

В приложениях диссертантом предлагаются: а) сведения о проведенных исследованиях, которые представлены 14 диаграммами; б) методические рекомендации «О порядке подачи жалоб в Европейский Суд по правам человека осужденными к лишению свободы», включающие 7 разделов.

Объем работы соответствует требованиям, установленным ВАК России.

Конституционное право граждан Российской Федерации на обращение с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами и его отражение в уголовно-исполнительном законодательстве

Одной из главных задач движения России по пути к созданию жизнеспособного, демократического государства, живущего в гармонии с обществом и уважаемого им, является строительство демократических институтов, утверждение высоких стандартов нравственности и морали, развитие гражданско-го общества, в центре которого в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации будет находиться соблюдение прав и уважение интересов каждой личности1.

Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве, а это важное средство защиты прав и свобод граждан, одна из организационно-правовых гарантий их охраны.

Философской основой данного института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности. Основные философские постулаты учения о свободе легли в основу Российской Конституции, а некоторые из них прямо ею закрепляются. Так, ч. 2 ст. 17 устанавливает, что основные права и свободы человека не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а ч. 1 ст. 20 - право на жизнь, ч. 1 ст. 22 - право на свободу и личную неприкосновенность, ч. 1 ст. 23 - право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, ст. 33 - право на обращения.

Статья 33 Конституции РФ определяет: «Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Функционирование этого института, реализация составляющих его правовых норм представляют собой одну из форм выражения общественного мнения, служат своеобразным каналом связи между гражданами и органами государственной власти и управления.

Право обращений свидетельствует о том, что воздействие граждан на государственные решения не исчерпывается правом избирать органы государственной власти. Через предложения, заявления, ходатайства и жалобы граждане оказывают давление на власти, как бы держат их под контролем. Обращения в государственные органы и обязанность давать на них ответ помогают разрешению многих социальных конфликтов, предупреждению массового недовольства и охране прав отдельных лиц, если, конечно, не сопровождаются бюрократической волокитой и формальными отписками2.

Таким образом, разработка проблем реализации права граждан на обращение с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами - актуальная задача юридической науки. Это в полной мере относится и к реализации указанного права лицами, осужденными за совершенные преступления к наказанию в виде лишения свободы.

Прежде чем приступить к рассмотрению процесса реализации права граждан, в том числе и осужденных к лишению свободы, на обращения, необходимо уяснить понятие данного права, которое может быть охарактеризовано с точки зрения социального назначения, сущности и содержания.

Социально значимое значит общественно важное, играющее важную роль, относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе4.

При определении социальной значимости права осужденных к лишению свободы на обращения с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами и нужно отталкиваться от института обращений граждан в целом, которое относится к категории политических прав граждан Российской Федерации.

Социальное назначение обращений заключается в информировании населения и государственных органов, должностных лиц о складывающейся обстановке в той или иной сфере общественных отношений, что, в свою очередь, требует принятия решений о выполнении проблемы в затронутой жалобой сфере общественных отношений2.

С точки зрения философии, сущность - это главное, основное, определяющее в предмете или процессе, это существенные свойства, связи, противоречия и тенденции развития объекта. Язык образовал слово «сущность» из сущего, а реальный смысл сущности проще выражается понятием «существенное», что значит важное, главное, определяющее, необходимое, законо-мерное. Или сущность - внутреннее содержание предмета, обнаруживающееся во внешних формах его существования4.

Сущность конституционного права на обращения за защитой нарушенных прав и свобод заключается в том, что граждане могут подать обращения о нарушении их прав и свобод в соответствующий орган, а последний обязан их принять, рассмотреть по существу и вынести законное и обоснованное решение.

Таким образом, сущность данного права сводится к тому, что оно является одной из гарантий обеспечения других нарушенных прав или ущемленных законных интересов. Поэтому право на обращения - это не только личное или конституционное право, но и гарантия обеспечения других нарушенных действиями или бездействиями прав и законных интересов. В этом заключается важность права на обращения как правового института.

Право на обращения в теории конституционного и уголовно-исполнительного права большинством ученых относится к политическим правам и свободам конституционного статуса гражданина.

В теоретико-правовом аспекте эта концепция построена на разработанном юридической наукой учении о субъективных правах. Понятие субъек-тивного права получило полную разработку в общей теории права, целью которого является получение определенного социального блага. Возможность пользоваться социальным благом - содержательная сторона субъективного права.

История становления и развития права осужденных к лишению свободы на обращение с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами

Соблюдение законности, интересов общества, государства и личности, обеспечивается различными способами, среди которых значительная роль принадлежит правовому институту обращений граждан. Правовая регламентация порядка приема, рассмотрения и разрешения обращений, наличие возможности обжалования действий (или бездействий) органов управления и должностных лиц, свидетельствует о том значении, которое придается этому важному праву в нашем государстве.

Данный институт имеет прочную правовую основу, поскольку гарантирован основным законом государства - Конституцией Российской Федерации.

По своей истории право граждан на обращения прошло длительный путь развития и сформировалось в развитых странах мира как один из основополагающих элементов демократического государства и правового статуса человека.

Для того, чтобы иметь полное представление об институте обращений осужденных, полагаем, необходимо исследование ранее действовавших нормативных актов в этой сфере, регламентировавших данное право, которое позволит изучить историю его возникновения и становления, проследить весь путь развития и совершенствования соответствовавших правовых норм и, таким образом, лучше понять значение и смысл ныне действующих нормативных актов в этой области.

Краткий исторический экскурс подтверждает, что институт обращений уходит своими, корнями в глубокое прошлое, во времена подачи чел обитных, о чем свидетельствуют источники XI-XIV веков, Двинская судная грамота 1397 года3, Указы Ивана Грозного4, Соборное Уложение 1649 г.5, Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей ссыльных, утвержденный императором Александром I в 1832 г. .

Обратимся к Соборному Уложению 1649 г. Это первый печатный памятник русского права, систематизированный закон, вобравший в себя все отрасли права того времени. Так, здесь отражены процессуальные, уголовно-правовые и уголовно-исполнительные нормы.

Со статей 100-104 данного свода законов начинается последовательное изложение процессуальных норм. В них говорится о состязательном, процессе (суде).

Дело возбуждается после подачи заявления (челобитной), в- котором должна быть изложена его суть и обязательно указана цена иска. Дьяк, принимающий это заявление, делает на нем надпись с указанием приставу обеспечить явку ответчика в суд.

Дело может быть решено в самом же начале судебного рассмотрения признанием иска ответчиком. В процессе рассмотрения дела разрешается изменять цену иска, а также предъявлять дополнительные претензии к ответчику. В предшествующем законодательстве не уделяется столько внимания, и не придается такого значения цене иска.

В Уставе о ссыльных осужденные классифицируются на каторжных и ссыльно-поселенцев. И если первая категория не обладает практически никакими правами, то ссыльно-поселенцы имеют ряд прав, в том числе право на жалобы. Так, статья 140 гласит: «Жалобы на действия и распоряжения Волостных Старшин или заменяющих их должностных лиц по выдаче ссыльно-поселнцам видов на жительство приносятся Уездным Исправникам либо Начальникам или заменяющим их должностным лицам»1.

Период отсчета современного этапа развития права на обращения начался с 1917 года. Это один из самых молодых институтов отечественного конституционного права.

Право осужденных к лишению свободы на обращения является производным от аналогичного права граждан, поэтому его регулирование имеет также сравнительно небольшую историю.

В общей структуре деятельности уголовно-исполнительной системы институт обращений осужденных к лишению свободы выступает как одна из важнейших гарантий реального обеспечения и защиты их прав, свобод и законных интересов, а также соблюдения законности в процессе исполнения наказания3.

Зарождение советской исправительно-трудовой науки относится к 1917 - 1920 годам.

Это сложный исторический этап, когда в стране происходит известный всем Октябрьский переворот, приведший к смене власти, одной из главных задач которой является развенчание предшествующего царского режима и радикальные реформы тюремной системы на демократических началах4.

Обращения осужденных в сфере применения основных средств исправления

Уголовно-исполнительное законодательство РФ дает определение исправления осужденных, которое является ключевым для применения многих норм Уголовно-исполнительного кодекса РФ. В нем акцентируется внимание на формирование у осужденных реально достижимых при исполнении наказания качеств личности - привитие элементарных навыков и привычек поведения в обществе, уважения к человеку, труду, нормам и правилам человеческого общежития.

Исправление - это цель применения всех видов наказаний (ч. 2 ст. 43 УК РФ). Однако достигаться она может по-разному. В одном случае может оказаться достаточным самого факта осуждения и применения правоограниче-ний, входящих в содержание наказания, в другом - требуется более или менее длительное воздействие при помощи специальных средств. В соответствии с п. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации основными средствами исправления осужденных являются: 1) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим); 2) воспитательная работа; 3) общественно полезный труд; 4) общее образование; 5) профессиональная подготовка; 6) общественное воздействие.

В связи с этим, полагаем, что обращения осужденных возможно классифицировать по характеру их содержания, то есть по отражению вопросов, связанных с реализацией того или иного средства исправления.

Данная классификация, конечно же, является условной, поскольку содержание обращения осужденного не всегда касается только одного средства исправления.

Обращения, связанные с применением основных средств исправления, от общего числа обращений составляют более половины - 50,26 % (Диаграмма 1).

Самый большой процент (82,7 %) составляют обращения, связанные с установленным порядком исполнения и отбывания наказания, то есть с ре-оісимом (Диаграмма 2).

Режим отбывания наказания охватывает всю совокупность материальных и процедурных норм, регламентирующих деятельность администрации учреждений и органов, на которые законом возложено исполнение наказания, обеспечивающих его реализацию, а также совокупность условий и правил отбывания уголовного наказания осужденными.

Согласно ч. 2 ст. 82 УИК РФ режим создает условия и порядок применения к осужденным таких средств исправления, как привлечение их к труду, воспитательным мероприятиям, общему образованию и профессиональной подготовке. В правилах режима содержатся также нормы, определяющие порядок материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных.

Обращения осужденных по вопросам режима в процентном отношении к их общему числу в сфере применения средств исправления составляют 82,70 % и 41,57 % по отношению к общему числу всех обращений осужденных к лишению свободы - эта категория оказалась наиболее распространенной.

1. Как показали исследования, одной из самых многочисленных категорий обращений, связанных с режимом отбывания наказания, являются жалобы и заявления по вопросам перевода осужденных в другие исправительные учреждения (Диаграмма 3).

Данная категория обращений в ряде регионов составляют более 35 % процентов от всего количества жалоб и заявлений, направляемых осужденными и их родственниками в различные инстанции (то есть более одной трети), а также около 15 % всех обращений в аппарат Уполномоченного по права человека в российской Федерации1.

Следует отметить, что большинство обращений такого рода направляются не осужденными, а их родственниками. Зачастую обращения о переводе из одного учреждения в другое не согласуются с теми обстоятельствами, при которых закон допускает данный перевод.

Правила 17 и 70 Европейских пенитенциарных правил говорят о том, что заключенные напрямую заинтересованы в решении о назначении им места отбывания наказания, поэтому перед его принятием необходимо провести максимально возможные консультации, с самими заключенными с выполнением их разумных требований по направлению их в исправительное учреждение или переводу из одного учреждения в другое2.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Инструк-ция к обстоятельствам перевода осужденных из одного исправительного учреждения в другое относит «иные исключительные обстоятельства, препятствующие дальнейшему нахождению осужденного в исправительном учреждении», не раскрывая данного понятия.

Д.А. Панарин считает целесообразным к иным обстоятельствам относить: 1) установление факта наличия условий для отбывания осужденным наказания по месту осуждения или проживания в соответствии с требованиями статьи 73 УИК РФ.

Совершенствование работы администрации исправительных учреждений с обращениями осужденных в уголовно-исполнительной системе

Организация работы администрации исправительных учреждений с обращениями осужденных к лишению свободы осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уго-ловные наказания в виде лишения свободы», Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, приказа Минюста России от 26 декабря 2006 г. № 383 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей», Приказа Минюста России от 16 августа 2007 г. № 166 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе исполнения наказаний».

Основные задачи делопроизводства заключаются в необходимости обеспечить: - точную регистрацию всех поступающих обращений, а также контроль за рассмотрением этой, корреспонденции и выполнением принятых по ней решений; - рассмотрение обращений непосредственно теми сотрудниками учреждений и органов, в чью компетенцию входит данная процедура; - анализ поступающих обращений, изучение их характера и информи рование об этом соответствующих руководителей; - рассмотрение корреспонденции в установленный законом срок, включая ее направление по принадлежности или органу или должностному лицу, курирующему эти вопросы; - обязательное уведомление заявителя при направлении обращения другому государственному органу, или должностному лицу; - своевременное сообщение автору, если по обращению требуется дополнительное расследование; - окончательное принятие решений по всем принятым учреждением к исполнению обращений в течение установленного законом срока, если не требуется проверки, связанной с запросом необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц.

Для сравнения, полагаем, было бы не лишним обратиться к зарубежному опыту. Так, в Великобритании система рассмотрения жалоб заключенных строится и функционирует на основании следующих принципов: - легкость понимания процесса движения жалобы; - убеждение в том, что персонал тюрем и центрального управления всегда готов помочь в подаче жалобы; - конфиденциальность; - право на апелляцию; - наказуемость нереагирования; - оценка эффективности1.

Легкость понимания прохождения жалобы обеспечивается наличием и доступностью информации о праве на жалобу и порядке ее подачи, для чего используются различные памятки для зрячих заключенных. Ознакомившись с яркой, броской информацией, даже малограмотный заключенный легко поймет правила и порядок обжалования действий администрации. Для незрячих заключенных такая информация доводится с помощью аудиотехники. Убеждение в том, что персонал всегда готов разрешить проблему, а в случаях неразрешения помочь подать жалобу, формируя у осужденных всем укладом организации исполнения наказания. Более того, администрация некоторых тюрем Великобритании подбирает добровольцев среди осужденных, которые, находясь в контакте с другими, выясняют проблемы и поводы для недовольства и сообщают об этом администрации.

Конфиденциальность обеспечивается тем, что осужденный может вложить жалобу в специальный конверт «Prisoners confidential access», вскрыть который может только уполномоченное для рассмотрения жалобы лицо.

Право на апелляцию реализуется ступенчатой системой рассмотрения, суть которой заключается в том, что пока вопрос не рассмотрен на низовом уровне, он не будет рассматриваться на более высоком (схожа с инстанцион-ным порядком обжалования в России).

Оценка эффективности производится ежегодной проверкой книги учета жалоб, наличия бланков (форм), жалоб, соблюдения сроков, выполнения рекомендаций тюремного управления или омбудсмана с составлением подробного отчета по рассмотрению жалоб на уровне тюрьмы.

Таким образом, процедуры рассмотрения обращений осужденных к лишению свободы в России и жалоб заключенных в Великобритании имеют много общего.

Вопрос, затронутый в обращении, считается разрешенным, если восстановлены нарушенные права, удовлетворена просьба заявителя, устранены вскрытые недостатки или законно отказано в удовлетворении претензий.

Делопроизводство по обращению считается законченным лишь после фактического выполнения принятого по ним решения. В случае поступления повторных обращений, вызванных несвоевременным или неправильным разрешением вопроса, проводится дополнительная проверка.

Пункт 20 раздела III Административного регламента устанавливает следующие административные действия по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных: - прием письменного обращения; - регистрация письменного обращения; - рассмотрение письменного обращения; - порядок рассмотрения отдельных обращений; - личный прием; - порядок обжалования, действий (бездействий) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения государственной функции; - порядок и формьь контроля за исполнением государственной функции; - ответственность за нарушение- выполнения административных процедур.

Основанием для начала исполнения государственной функции является письменное или устное обращение осужденного к лишению свободы.

В качестве адресатов обращений осужденных ч. 1 ст. 2 Федерального закона-от 2 мая 2006 г. и пункт 22 раздела.ИГ Административного регламента называют государственные органы, органы местного самоуправления, и доллшостные лица что соответствует статье 33 Конституции.РФ. Вместе с тем; законы отдельных субъектов Российской-Федерации к числу адресатов обращений относят также коммерческие и некоммерческие организации, учреждения, предприятия различных форм собственности. Такое решение во- проса представляется обоснованным, отвечающим смыслу статьи 19 Конституции РФ. Осужденные, как и все граждане, должны иметь право на обращение во все организации, учреждениям предприятия различных форм собственности на»территории России, а не тольковгосударственные органы и органы местного самоуправления.

Обращения осужденных и порядок их рассмотрения

Комментарий к статье 15 УИК РФ:

1. Комментируемая статья детализирует одно из основных прав осужденных, перечисленных в ст. 12 УИК РФ. Регулирование данного права самостоятельной статьей подчеркивает роль, которую отводит ему законодатель как одной из важнейших гарантий правовой защищенности осужденных (см. комментарий к ст. 12).

Конституционное право граждан России на обращения конкретизировано в Федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в котором регулируются правоотношения, связанные с реализацией этого права, а также устанавливается порядок рассмотрения таких обращений.

На региональном уровне приняты законы субъектов РФ. Например, Закон г. Москвы 1997 г. "Об обращениях граждан", одноименный областной Закон 1997 г. Свердловской области и др.

2. Осужденные обладают правом на обращения в той же мере, что и остальные граждане России, однако порядок его реализации различается в зависимости от вида отбываемого ими наказания. Осужденные к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, направляют обращения в обычном порядке. Статья 6 Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (2005 г.) устанавливает, что уголовно-исполнительные инспекции рассматривают обращения осужденных по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Осужденные, содержащиеся в учреждениях, исполняющих наказания, связанные с изоляцией от общества, направляют всю корреспонденцию через администрацию данных учреждений.

В соответствии с УИК РФ обращения данной категории осужденных подвергаются цензуре, осуществление которой определяется необходимостью профилактики преступлений и правонарушений. Осужденные опускают письменные обращения в конвертах в незапечатанном виде в почтовые ящики, расположенные на территории учреждения в доступном для осужденных месте, либо передают их представителям администрации (лицами, содержащимися в камерах). Исходящая корреспонденция в течение трех суток должна быть направлена адресату.

3. Обращения, направляемые органам и должностным лицам, обладающим правом контроля и надзора за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, проверке не подлежат, принимаются в запечатанном виде и должны быть направлены адресату в течение суток. К ним относятся: 1) Федеральное Собрание РФ; 2) Президент РФ; 3) Правительство РФ; 4) законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ; 5) суд; 6) прокуратура; 7) вышестоящие органы управления УИС; 8) Уполномоченный по правам человека в РФ; 9) уполномоченный по правам человека в субъекте РФ; 10) Международные организации, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением прав человека; 11) общественные наблюдательные комиссии, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Обращения в адрес администрации могут иметь как письменный, так и устный характер. И те и другие регистрируются и разрешаются уполномоченными на то лицами.

5. Письменные обращения, поступившие государственному органу или должностному лицу, подлежат обязательной регистрации в течение трех дней. Если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа или должностного лица, оно направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением лица, направившего обращение, о переадресации обращения. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу, решение или действие которых обжалуется.

Решения по обращениям граждан, в том числе осужденных, принимаются в срок до 30 дней со дня их регистрации, за исключением тех, которые требуют дополнительного изучения. В этих исключительных случаях, включая направление запроса в другой государственный орган о предоставлении документов и материалов, необходимых для рассмотрения обращения, срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней с уведомлением об этом лица, направившего обращение.

Обращения, в которых не содержатся конкретные и обоснованные просьбы, жалобы и предложения или затрагиваются уже решенные вопросы, а также обращения с общими рассуждениями по тем или иным вопросам направляются в дело с обязательным извещением авторов.

6. В Федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлены требования к письменному обращению.

Они должны содержать следующую информацию: наименование и адрес органа или должностного лица, которому направляется обращение, либо его фамилию, имя, отчество и должность; почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ; изложение существа дела; фамилию, имя, отчество заявителя, личную подпись и дату. При отсутствии указанных атрибутов они признаются анонимными, а потому регистрации и рассмотрению не подлежат.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

7. Ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после поступления под роспись объявляются осужденным и выдаются им на руки. При отказе заявителя хранить ответ у себя он приобщается к личному делу осужденного.

8. Важной формой обеспечения права осужденных на обращения является их личный прием. Так, в соответствии со ст. 30 ПВР ИУ личный прием осужденных осуществляется руководством ИУ, а также начальниками отделов и служб по графику. Учет принятых на приеме осужденных с указанием вопросов, с которыми они обращались, и результатов их рассмотрения производится в Журнале приемов осужденных по личным вопросам. Проверка решений, принятых во время приемов, проводится ежемесячно. Должностные лица вышестоящих органов управления обязаны при посещении учреждений и органов, исполняющих наказания, проводить личный прием осужденных.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ