Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Каждое государство имеет собственную, уникальную правовую систему, которая является одним из важнейших атрибутов государственного суверенитета. Сколько в мире государств - столько и национальных правовых систем. Поэтому вполне правомерно говорить о конституционном праве Франции, уголовном праве Германии, административном праве Республики Казахстан и т. д.

Особенностью международного права как правовой системы и отрасли права является то, что оно в принципе неделимо, одинаково для всех государств. Особенности процесса нормообразования, субъектного состава и предмета регулирования международного права свидетельствует о его особой правовой природе, отличной от природы национальных правовых систем. Параллельное существование двух правовых систем - международного и внутригосударственного права - рождает проблему их соотношения и взаимодействия друг с другом.

Доктрина международного права знает, как минимум, два подхода к указанной проблеме. Согласно первому - так называемой монистической теории - не существует принципиально отличных друг от друга национальных и международной правовых систем. Монисты утверждают, что международное право можно рассматривать в качестве составной части (отрасли) любой правовой системы.

Дуалистическая же теория исходит из того, что международная и внутригосударственная правовая система самостоятельны и функционируют автономно друг от друга. На наш взгляд, более близка к истине вторая точка зрения, которая более точно отражает роль и значение международного права в современном обществе. При этом, конечно, нельзя говорить о какой-то изоляции и несовместимости двух правовых систем.

Следует отметить, что дуалистическая теория в различных ее интерпретациях в настоящее время более популярна. Одним из аргументов в ее пользу является и то обстоятельство, что международные и национальные судебные органы применяют, соответственно, международное и национальное право. Таким образом, судебная практика исходит из параллельного существования двух правовых систем.

Как уже отмечалось (см. п. 2 настоящей главы), в международно-правовой доктрине существует концепция "согласованного регулирования", в соответствии с которой тесная связь международного и национального права особенно сильно проявляется в отдельных областях общественных отношений, которые в равной степени испытывают воздействие обеих правовых систем. Например, статья 29 Таможенного Кодекса Республики Казахстан прямо указывает, что отдельные аспекты деятельности казахстанских таможенных органов регулируются международными договорами республики.

Кроме того, следует различать понятия "право государства" и "право, применимое в государстве", так как второе поглощает первое, включая в себя международно-правовые нормы и, несколько реже, правовые нормы иностранных государств.


Международное и внутригосударственное право в самом деле тесно связаны между собой. С одной стороны, целый ряд международно-правовых институтов регулируются нормами, составляющими часть национального законодательства: например, правовой режим государственных границ, порядок назначения послов и консулов, порядок предоставления политического убежища, правовой режим континентального шельфа, территориального моря и т.д. Существует целая категория актов национального права, которые принимаются лишь в связи с заключением международного договора (например - законы о ратификации).

Кроме того, целые институты международного права появлялись после своеобразной “обкатки” в национальном законодательстве (принцип самоопределения народов, принцип суверенитета народов над естественными ресурсами, запрет пропаганды войны, примат интересов личности и др.). Наконец, международное право активно использует общие правовые принципы (юридические максимы), которые также первоначально утверждались в национальных правовых системах.

С другой стороны, международное право активно влияет на процесс правотворчества в отдельных государствах. Так, международно-правовые документы закрепляют составы преступлений международного характера, стандарты в области прав человека, универсальные правила морского судоходства и гражданской авиации и т.п. Такие сферы внутригосударственных отношений, как дипломатия, заключение международных соглашений и ряд других преимущественно регулируются международными нормами.

Влияние международного права на национальные правовые системы отражается в формулировке статьи 27 Венской конвенции о праве международных договоров 969 года, согласно которой государства-участники Конвенции не могут ссылаться на положения внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения ими международных договоров.

Это означает, что обязательства, принятые государством по международному праву, определяют содержание и порядок применения им внутренних правовых актов. Этот принцип нашел отражение и в Заключительном акте СБСЕ 975 года, в соответствии с которым каждое государство, при установлении своих законов и административных правил, должно сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву.

Другим направлением воздействия международного права на внутригосударственное является деятельность международных судебных учреждений. Так, решения Европейского суда по правам человека прямо влияют на правотворческий процесс в европейских государствах, вынуждая их реагировать на каждый случай нарушения соответствующей Конвенции.

При этом следует учитывать, что нормы международного права адресованы исключительно субъектам международных публично-властных отношений, то есть государствам как таковым. Отдельные субъекты права (индивиды, юридические лица, государственные органы) непосредственно международно-правовым нормам, как правило, не подчиняются. Поэтому международно-правовое регулирование отношений с участием субъектов национального права носит не непосредственный, а опосредованный характер, а роль опосредующего звена здесь играет внутригосударственное законодательство.

Иными словами, государство, принимая на себя какое-либо международное обязательство, само должно обеспечить его фактическую реализацию своими органами, гражданами и юридическими лицами. Для этого государство принимает определенную систему мер - имплементацию . Фактически, имплементация означает включение международно-правовых норм в национальную правовую систему. Мировая практика знает несколько вариантов имплементации.

Наиболее распространенный вид имплементации - трансформация , которая предполагает, что для действия той или иной международной нормы в данном государстве требуется принятие им специального закона (другого нормативного акта), который и будет адресован всем лицам, находящимся под юрисдикцией этого государства. Например, если Казахстан присоединяется к конвенции, предусматривающей уголовную ответственность за финансирование терроризма, то лица, виновные в этом деянии, могут быть осуждены казахстанским судом только после внесения в Уголовный кодекс соответствующих изменений.

Если Казахстан становится участником Конвенции о правах ребёнка, то предусмотренные этой Конвенцией положения начинают действовать только после соответствующих поправок в семейно-брачное законодательство и т.д. Разновидностью трансформации является инкорпорация - дословное воспроизведение текста международного договора (его частей) в национальных законодательных актах.

Различают также прямую трансформацию , которая предполагает приобретение заключенным государством договором силы национального закона, и опосредованную трансформацию , при которой международный договор должен пройти соответствующую внутригосударственную процедуру. Иногда под трансформацией понимается вся совокупность мер, предпринимаемых государством для реализации норм международного договора на своей территории (материальная трансформация). Кроме трансформации, имплементация может осуществляться в форме рецепции и отсылки к международному договору.

Под рецепцией понимается включение положений международных актов в национальные законы. От инкорпорации рецепция отличается тем, что при ней текст договора заимствуется не дословно, а с небольшими текстуальными отклонениями. В то же время в доктрине международного права данный термин используется как близкий по значению термину “трансформация”.

В юридической литературе встречаются упоминания о “теории имплементации”, “теории трансформации”, “теории исполнения” и др. Вместе с тем, все они оперируют одними и теми же понятиями (рецепция, инкорпорация, адаптация, легитимация и т.д.), что позволяет говорить об определенной терминологической путанице в международно-правовой доктрине.

В ряде государств процедура трансформации вообще не требуется, потому что на конституционном уровне там закреплено, что ратифицированные государством международные договоры автоматически являются составной частью национального законодательства . Подобная норма получила в теории международного права название "генеральной отсылки". Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в одних государствах генеральная отсылка сформулирована как принадлежность международных норм праву страны (ФРГ), в других - верховному праву (США), в третьих - внутреннему законодательству (Испания), в четвертых - правовой системе государства (Российская Федерация).

Между этими терминами есть существенные различия, которые характеризуют соотношение международных и национально-правовых норм в той или иной стране. Например, понятие "правовая система" несколько шире понятия "право": с этой точки зрения, международные договоры государства могут и не составлять часть его права, а применяться лишь в процессе правотворчества, правоприменения, влиять на правосознание и т. д.

Что касается Республики Казахстан, то в Конституции (пункт 3 статьи 4) предусмотрены оба способа имплементации. Согласно данной норме, ратифицированные Республикой международные договоры применяются в Казахстане непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание специального закона. Кроме того, пункт статьи 4 называет международные договорные и иные обязательства Казахстана частью его действующего права. Эту формулировку воспроизводят и акты текущего законодательства.

Так, в пункте 2 статьи Уголовно-процессуального Кодекса говорится, что международные обязательства Республики Казахстан, регулирующие порядок уголовного судопроизводства, являются составной частью уголовно-процессуального права. Фактически, в подобных случаях мы имеем дело с комплексным подходом, отражающим концепцию совместного регулирования. Различные законодательные акты Республики Казахстан содержат также отсылку к международным соглашениям с участием республики. Например, статья 45 Гражданского процессуального кодекса содержит норму, согласно которой процессуальная правоспособность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана.

Важнейший вопрос, связанный с соотношением норм международного и внутригосударственного права - это вопрос о примате первого над последним. В теории современного международного права нет единой точки зрения на эту проблему. Одни ученые считают, что под приматом международного права над национальным следует понимать преимущество, которое международно-правовые нормы имеют в случае их коллизии с национальным законодательством. Другие толкуют этот принцип в том смысле, что государство при издании внутренних актов должно в первую очередь руководствоваться уже существующими международными документами, не допускать существенных противоречий между ними.

В данном случае мы имеем дело с пониманием примата международного права в хронологическом смысле. Наконец, третьи ученые ограничивают принцип примата международного права исключительно международной сферой. Согласно этой точке зрения, все государства в отношениях друг с другом должны руководствоваться исключительно международным правом, которое само по себе обладает ценностью, превосходящей соображения политической целесообразности, экономической выгоды и т. п.

Кроме того, некоторые представители умеренной монистической теории вообще отрицают примат международного права над внутригосударственным, делая акцент на приоритете последнего. С этой точки зрения, отношения между субъектами национальных правовых систем регулируются преимущественно национальным правом, в том числе в случаях его противоречия международным нормам.

Наконец, в некоторых случаях примат международных актов над национальными может не иметь места в связи с тем, что национальное право более адекватно регулирует тот или иной институт. Например, Конвенция ООН по морскому праву 982 года не имеет преимущества перед законами прибрежных государств, которые предоставляют внутриконтинентальным странам более благоприятный режим, чем предусмотрен в самой Конвенции.

В Конституции Республики Казахстан (пункт 3 статьи 4) указано, что ратифицированные международные договоры имеют приоритет перед внутренним законодательством. Кроме того, согласно статьи 8 Конституции, Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права. Таким образом, о примате международного права по отношению к нашему национальному праву можно говорить как в юридическом, так и в политическом смысле. Говоря о примате международного права над внутригосударственным, следует отметить, что этот институт касается только ратифицированных международных договоров Республики Казахстан. Однако даже ратифицированное соглашение не имеет преимущества перед Конституцией нашей страны, так как последняя относит к действующему праву только соответствующие ей международные договоры.

Юридический примат международного права над казахстанским закрепляется во многих нормативных актах. Например, пункт 2 статьи 4 Таможенного Кодекса Республики Казахстан устанавливает, что если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Кодексе, то применяются правила международного договора.

Для решения вопроса о соотношении международного права и национального права Казахстана большое значение имеет Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан № 8/2 от октября 2000 года "Об официальном толковании пункта 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан". Данное Постановление гласит, что преимущественную юридическую силу перед казахстанским законодательством имеют международные договоры, заключенные в соответствии с Конституцией, в установленном законодательством порядке и ратифицированные Парламентом путем принятия соответствующего закона.

Что же касается международных договоров, которые были заключены до принятия Конституции 995 года и не предусматривающие ратификации как условия вступления в силу, то они сохраняют приоритет перед внутренним законодательством только в тех случаях, когда такой приоритет прямо предусмотрен законами Республики Казахстан, регулирующими соответствующие сферы правоотношений.

По мере развития человеческого общества повышается роль международных отношений. Поскольку в мире на первый план выходят общественная безопасность народов, решение глобальных экологических и социальных проблем, общечеловеческие ценности, постольку в международном современном праве классовые или национальные (или сугубо региональные) интересы теряют свое определяющее значение, и общесоциальная природа права выступает наиболее четко. Общечеловеческие ценности нашли свое признание в важнейших международно-правовых актах: Декларации Организации Объединенных Наций, Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, итоговом документе Венской встречи и Парижской хартии для Новой Европы.

Общепризнано, что обеспечение прав и свобод граждан не является только делом каждого отдельного государства. Это цель всего мирового сообщества. Осознание данного вывода получает все большее признание в мировом общественном мнении. Права и свободы человека - это та наивысшая ценность, перед которой уступает и суверенитет отдельного государства. На основе международного права и по решению Совета Безопасности ООН установлена возможность прямого вмешательства мирового сообщества во внутренние дела государств, попирающих права и свободы человека.

В современном мире, для которого характерна смена "кода" культуры, когда перед человечеством стоят глобальные проблемы выживания и существует опасность ядерного уничтожения, проблемы общественной безопасности приобретают особое значение. Среди них на первом плане - защита прав и свобод человека, сложившихся экосистем, культур и цивилизаций, обеспечение стабильного развития всех народов мира. Для этого необходимо создание механизма, который мог бы обеспечить ответственную деятельность всех правительств, то есть создание новых и расширение существующих полномочий международных организаций. Нужна концепция равновесного развития человечества - целостной цивилизации, гармонически сочетающей в себе наследие всех стран и народов.

Тоталитарные, диктаторские режимы не признают общечеловеческие ценности, принципы и нормы международного права, грубо нарушают права и свободы граждан, национальных меньшинств. В этой связи возникает вопрос приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми и национальными. Отсюда также вытекает примат международного права над внутригосударственным правом.

Развитие и эффективное осуществление права достигается только тогда, когда есть внутренняя согласованность его составных элементов, в том числе и прежде всего самих норм права. Противоречивость и несогласованность правовых норм ведет к нарушению системности правового регулирования, и тем самым снижает его эффективность как в масштабе страны, так и в международном правопорядке. Во внутригосударственном праве необходимо, чтобы все нормы права соответствовали конституции. И эта система норм права должна быть стройной, внутренне согласованной и непротиворечивой для их существования и успешного функционирования. Без такой согласованной системы невозможно успешное осуществление функций права, обеспечение регулирующего воздействия его норм на общественные отношения.



Данное положение, будучи общим для всех правовых систем, касается также и международно-правовой системы, часть норм которой осуществляется во внутригосударственной сфере. Успешное правовое регулирование внутригосударственных отношений в настоящее время становится все в большей мере зависимым от согласованности норм национального права с международным правом, что, в свою очередь, также диктуется целым рядом глобальных факторов:

Осознанием приоритетности общечеловеческих ценностей, уважением прав человека и основных свобод, необходимостью поддержания международного мира, безопасности и справедливости, стабильности и демократии;

Интернационализацией производства, науки и обмена техникой;

Задачей сохранения окружающей среды;

Культурным сотрудничеством;

Задачей выживания человеческой цивилизации.

С первым, третьим и пятым из этих факторов связаны защита этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств, создание условий для их стабильного развития. Проблемы национальных меньшинств могут решаться удовлетворительно только в странах с демократическим политическим режимом. При этом права личности являются главным критерием при определении прав любой социальной общности. Каждый человек, независимо от его принадлежности к той или иной социальной группе, классу, этнической общности, должен пользоваться доступом к эффективным средствам правовой защиты, национальным или международным, против любого нарушения его естественных прав и свобод. Второй фактор - интеграционные процессы - особенно значим для стран с рыночной экономикой или двигающихся в этом направлении, а также стремящихся установить демократические политические институты. Демократические институты и экономическая свобода стимулируют экономический, научно-технический и социальный прогресс, который невозможен без тесного общения народов и стран, что влечет за собой его правовое регулирование.



Следует подчеркнуть, что есть заметная взаимосвязь между развитостью института прав человека и научно-техническим прогрессом, уровнем благосостояния народа. Сотрудничество в области науки и техники играет существенную роль в экономическом развитии. На этой основе возникает необходимость более глубокой интеграции государств в международную экономическую и финансовую систему, взаимообогащения в области культуры. Рыночная экономика требует от каждой страны согласования своего национального права с международным, как и сотрудничество в области экономики, науки и техники. Правомочия субъектов права, участвующих в этих процессах, выходят далеко за рамки национального права и государства.

Что касается третьего фактора, защиты окружающей среды в целях восстановления и поддержания устойчивого экологического равновесия, то это обязанность и всего мирового сообщества, и каждого государства, и отдельной личности или организации. С этой точки зрения необходимо обеспечить эффективность согласованной, единой правовой политики в области окружающей среды, подкрепить ее соответствующими законодательными мерами и созданием необходимых административных структур. Национальное законодательство в области окружающей среды должно не только исходить из принципов сохранения природной среды, но оно в большей мере должно быть способно проводить в жизнь те требования, которые предусматривает программа по окружающей среде ООН (ЮНЕП) Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Четвертый фактор, обусловливающий значимость согласования внутригосударственной и международной правовых систем, - требования культурного порядка. Приверженность к свободе творчества, а также защита и развитие культурного и духовного потенциала каждого народа и всех народов во всей их самобытности и разнообразии определяют активное сотрудничество и политику правовой охраны культурного богатства. Взаимное ознакомление с достижениями в области музыки, театра, литературы и искусства способствует повышению общей культуры каждого человека, а сотрудничество народов может позитивно влиять на взаимопонимание в реализации национальной политики. Правовое обеспечение общения народов в сфере культуры - дело не только отдельного государства, но и всего мирового сообщества, ибо все ценное в каждой национальной культуре - достояние всего человечества. С утверждением в национальных правовых системах общечеловеческих культурно-нравственных ценностей связан и пятый фактор, касающийся упрочения мирового правопорядка, - фактор сохранения мира, прекращения гонки вооружений и холодной войны, выживания человечества.

По своей правовой природе согласование внутригосударственного (национального) права с международным правом представляет собой упорядочение национально-правовых систем исходя из сущности права вообще и общепризнанных общечеловеческих ценностей. Согласование внутригосударственной правовой системы с международной правовой системой предполагает согласование не только норм права национальной правовой системы, но и согласование в области правовых отношений и правосознания.

Согласование внутригосударственного права с международным правом можно считать не только правом, но и обязанностью государства. Признание примата международного права предполагает необходимость согласования национального права с международным. Это прямо вытекает и из ряда принципов современного международного права. Юридическая обязанность государственной власти согласовывать свое национальное законодательство с международным правом закреплена в многочисленных как двусторонних, так и многосторонних международно-правовых актах.

Согласно Уставу ООН, государства приняли на себя обязательство "создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права" (Преамбула). Статья 27 Венской конвенции о праве международных договоров указывает, что участник соглашения не может ссылаться на положение своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора. Наличие самих норм национального законодательства, нарушающих международные обязательства, составляет существенную угрозу нарушению мирового правопорядка. Так называемые коллизии норм международного и внутригосударственного права часто возникают не из-за недобросовестного исполнения международных договоров, а подчас из-за "технической" несогласованности предписаний законов и норм международного права. Рассогласованность международных и национальных правовых норм объясняется и тем, что государства - субъекты международных отношений часто находятся на разных этапах социально-экономического, политического и культурного развития. Имеют место и обстоятельства политического характера, обусловленные спецификой исторического развития стран и регионов. Коллизии норм международного и внутригосударственного права, как показывает история, всегда возникают, преодолеваются и возникают вновь. И согласованность, непротиворечивость внутригосударственной и международной правовых систем можно расценивать как тенденцию современной стадии развития человечества, которая постоянно нарушается и должна своевременно восстанавливаться.

Существует определенный порядок разрешения коллизий, предусмотренный современным международным правом. Кроме того, в каждой стране на конституционном уровне, а в отдельных случаях и в отраслях права, должны содержаться принципы, позволяющие устанавливать правило: при расхождении норм национального права с международным действуют нормы международного права. Это касается прежде всего прав и основных свобод человека и общественной безопасности. Однако даже конституционное закрепление такого общего правила не решит большинства проблем, так как введение "посторонней" нормы в сложившуюся в стране систему норм и институтов права нередко влечет за собой их рассогласование. Чтобы этого не происходило, нужно последовательно и тщательно обновить целые группы юридических норм, а может быть, и целые отрасли права, поскольку согласование национального права с международным правом определяет демократическую направленность всего нормативного массива внутригосударственного права.

Согласование внутригосударственного права с международным происходит как на нормотворческой стадии, так и на стадии реализации права.

В разных странах по-разному решают вопросы согласования норм национального законодательства с нормами международного права. Так, в Бельгии, Голландии, Франции, США, Швейцарии национальное законодательство объявляет международные договоры частью права страны. По конституции этих стран международные договоры могут действовать внутри страны, в сфере действия национального права. Например, Конституция США предусматривает, что "настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов, изданные в ее исполнение, равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны их исполнять, хотя бы в Конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие постановления".

Само провозглашение международных договоров верховным правом страны - отнюдь не гарантия от нарушения международных договоров. Необходим юридический механизм исполнения международных договоров в национальном законодательстве. При этом суды должны выносить решения на основе международного права в случае несогласованности норм национального права с международным правом. Особенно это касается защиты прав человека и обеспечения международного правопорядка.

В ряде стран конституции провозглашают, что общепризнанные нормы международного права выше права страны. Так, статья 25 Основного Закона ФРГ предусматривает, что "общие нормы международного права являются составной частью права Федерации. Они имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории". Статья 10 Конституции Италии определяет: "Правовой порядок Италии согласуется с общепризнанными нормами международного права". Пункт 1 статьи 28 Конституции Греции гласит, что "общепризнанные нормы международного права, а также международные договоры с момента их санкционирования при помощи закона и вступления в силу, согласно положениям самого договора, являются частью национального права Греции и имеют преимущество перед законами, противоречащими им". Соответствующие изменения внесли в свое законодательство и Ирландия (ст. 29 Конституции), Дания (Закон о присоединении Дании к Европейским сообществам), Норвегия (ст. 29 Конституции), Россия (ст. 15 Конституции).

Когда речь идет о согласовании внутригосударственного права с международным, то необходимо иметь в виду, что это согласование может быть дифференцировано и по видам источников права. А это значит, что во внутригосударственном праве предметом согласования с международным правом могут быть их конституции, законы, административные и судебные акты.

Следовательно, речь идет о согласовании как на уровне нормотворческой, так и на уровне правоприменительной деятельности.

В государстве, принявшем на себя обязательство добросовестно соблюдать международные договоры, все национальные правовые акты должны быть согласованы с международно-правовыми предписаниями. Это требование вытекает также и из положения примата международного права перед национальным. При этом законодатель должен стремиться, чтобы предписания национальных правовых актов не противоречили предписаниям международного права.

Основная роль по осуществлению согласования национального права с международным возложена на специальные органы, т.е. субъекты права, которые могут осуществить процесс согласования на стадии нормотворчества. К таким органам относятся:

Полномочные издавать внутригосударственные правовые акты;

Обладающие правом законодательной инициативы.

Согласование внутригосударственных правовых актов (норм) осуществляется со всеми источниками международного права. В первую очередь - это согласование национального законодательства с принципами международного права. В данном случае внутригосударственное законодательство согласуется с основными началами современного международного права. Основные принципы современного международного права - это нормы высшие и императивные. Их называют нормами, имеющими характер jus cogens. Они содержатся в Уставе Организации Объединенных Наций, в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Эти принципы формулируют коренные начала правовой системы вообще. Таким образом, согласование национальных правовых актов с основными началами современного международного права является обязанностью государства. Во-вторых, это согласование национальных правовых актов с нормами международного права. На стадии нормотворчества внутригосударственные правовые акты согласуются как с нормативными предписаниями системы международного права в целом, так и с конкретно-определенной нормой или группой норм международного права. Национально-правовые акты согласовываются с международными договорами, с международными обычаями, а также с актами международных организаций. В свою очередь внутригосударственные акты (источники права) должны согласовываться с решениями Международного суда и его судебной практикой. Касается это прежде всего прав человека и общественной безопасности. Наша судебная практика уже пыталась воспринять идею согласования внутригосударственного права с международным, о чем свидетельствует деятельность бывшего Комитета Конституционного Надзора (ККН) СССР по защите прав и свобод человека.

Главная задача при согласовании норм внутригосударственного права с международно-правовыми актами - это приведение в соответствие с международно-правовой системой национально-правовых норм.

Государство, принявшее на себя обязательство соблюдать и выполнять добросовестно международно-правовые акты, должно согласовывать свое национальное законодательство с международным правом. Все субъекты внутригосударственного права должны содействовать эффективному использованию государством своих межгосударственных прав и добросовестному выполнению им его межгосударственных обязанностей, все последующие действия этих субъектов должны согласовываться с положениями международного права. Таким образом, законодатель принимает меры, чтобы согласовывать нормы внутригосударственного права с международным правом. Такими методами (способами) согласования, которые сложились в практике разных государств, являются:

Отсылка;

Рецепция;

Унификация;

Преобразование;

Создание специального правового режима;

Отмена внутригосударственных актов, противоречащих международным обязательствам.

Независимо от того, какому из рассмотренных выше методов законодательство страны отдает предпочтение, необходимость согласования национального права с международным при противоречии норм внутригосударственного права с международным правом остается актуальной проблемой.

В юридической практике очень часто встречаются ситуации, когда возникает необходимость согласования внутригосударственного права с международным на стадии реализации права. Необходимость такого согласования обычно бывает, когда возникает коллизия между нормами этих правовых систем и проявляются трудности при их согласовании. Если внутригосударственные правила отличаются от правил международного права и государство приняло обязательство добросовестно соблюдать международные договоры, то необходимо применять последние. Таким образом, есть необходимость издания государственно-правового акта об исполнении нормы международного права. В данном случае государственные органы и физические лица наделяются правом непосредственного применения норм международного права. Эти субъекты внутригосударственного права не согласовывают предписания норм национального права с нормами международного права, а реализуют только нормы международного права. Касается это прежде всего прав и свобод человека и общественной безопасности.

Но на практике встречаются случаи, когда есть коллизия норм права, т.е. норма международного права, "превращенная" во внутригосударственную, и норма, вновь принятая в национальном праве, могут противоречить друг другу. В данном случае возникают трудности для реализации этих норм субъектами права. Обычно в национальном праве при коллизии действует принцип lex posterior derogat priori ("позднее изданный закон отменяет ранее изданный"). В данном случае тоже получится, что позднее изданный закон отменит ранее изданный (та норма, которая была принята во исполнение международного обязательства). Случается так, что законодатель каким-то образом не предусмотрел такие расхождения. Одним из практических способов предупреждения коллизий в правоприменительной практике государств является закрепление конституционного принципа приоритета международного права в отдельных случаях и в отраслях права, а также создание на основе международного права унифицированных материальных норм внутреннего права.

Бывают и другие трудности. Например, вправе ли внутригосударственные органы, судебная власть толковать "превращенный" закон? Вправе ли национальный суд толковать международный договор? Если вправе, то из предписаний какой правовой системы (международной или внутригосударственной) он должен исходить? Так, в некоторых странах (Австрия, США и др.), исходя из теории разделения властей, за судьями признается право толковать международные договоры. Представляется оправданным придерживаться такого подхода, ибо судебная власть наравне с законодательной властью вправе толковать как национальные законы, так и международные договоры, исходя из идеи господства права как в международных, так и во внутригосударственных отношениях.

Национальные суды имеют право не только толковать международный договор, но и объявлять не подлежащими применению и отмене нормы внутригосударственного права, противоречащие международному праву. Такого подхода начал было придерживаться и бывший Комитет Конституционного Надзора (ККН) СССР в своей практике по делам прав, свобод и обязанностей граждан.

Таким образом, конституционный принцип примата международного права, а в отдельных случаях и в отраслях права, снимет противоречия и несогласованности внутригосударственного права с международно-правовой системой.

Из этого положения вытекает, что субъекты национального права должны соблюдать, толковать и руководствоваться принципами и нормами международного права. И этому явный пример деятельность бывшего Комитета Конституционного Надзора СССР по защите прав и свобод граждан, фактически исполнявшего обязанности Конституционного Суда.

Согласовывать международное и внутригосударственное право на стадии реализации права могут помимо законодателя и судебные органы. В практике на стадии реализации физическими и юридическими лицами своих прав и обязанностей могут возникнуть проблемы согласования норм внутригосударственного права с нормами международного права. Так, например, такие случаи возникают, когда указанные лица поступают по-иному или к ним применяют нормы, не совпадающие с теми, которые государства обязывались соблюдать в международном договоре.

Как уже было показано, физические и юридические лица являются субъектами международного права. Таким образом, предписания международного права распространяются не только на государство, но и на его подданных. Раз государство взяло на себя обязанность соблюдать предписания международного права, то и субъекты национального права должны последовать этому. Эффективное функционирование правопорядка как в масштабе страны, так и в международном плане зависит от того, насколько добросовестно субъекты реализуют предписания как внутригосударственного, так и международного права.

В каждом государстве должен быть создан достаточно четкий механизм согласования национального права с международно-правовой системой. Это обеспечит в конечном счете наиболее полное соблюдение и охрану прав и свобод человека, а также общесоциальную безопасность.

Внутригосударственное и международное право -- это две различные системы права, которые действуют в пределах своих областей без специальной соподчиненности. Реально складывающиеся правоотношения требуют взаимодействия этих систем. Можно выделить три типа такого взаимодействия.

  • 1) дуалистическое: национальное и международное право как две изолированные и взаимонезависимые системы правового порядка;
  • 2) монистическое представление о том, что международное и национальное право -- это составные части единой системы права, при этом приоритет отдается верховенству национального права;
  • 3) приоритет отдается именно международному праву. Глобализационные процессы делают самой актуальной именно последнюю модель взаимодействия, при этом особая роль уделяется проблематике сохранения мира, сотрудничества государств, борьбы с терроризмом и наркоторговлей, защиты и соблюдения прав и свобод человека. Заинтересованные субъекты политической и геоэкономической активности используют международное право как инструмент в достижении своих целей, связанных в том числе с разделом сфер влияния в общемировом масштабе.

Сходства МП и НП:

  • 1)государственно-волевой характер
  • 2)являются регулятором общественных отношений
  • 3)обладают сходной правовой структурой
  • 4)обеспечение МП и НП осуществляется принудительно

Влияние НП на процесс становления и развития МП:

  • 1)углубляет и развивает содержание МП норм, расширяет сферы их действия и повышает эффективность их применения
  • 2)внутренним законодательством ряда государств могут учреждаться специальные институты
  • 3)устранение из МП под воздействием внутригосударственных политических и правовых средств, отживших, не соответствующих современности институтов, принципов и норм (в уставе Международной организации труда в свое время содержалась колониальная оговорка)
  • 4)особыми юридическими принципами, которые пришли в МП из НП:
    • А)последующие законы отменяют предыдущие
    • Б)равный над равным власти не имеет
    • В)договоры должны соблюдаться
    • Г)никто не может быть судьей в собственном деле и др.
  • 5)в Конституциях некоторых стран содержаться фундаментальные принципы внутренней и внешней политики

РБ признает приоритет общепризнанных принципов МП и обеспечивает соответствие им своего законодательства, при этом признается приоритет как обычаев, так и договорных норм. В случае несоответствия национальной нормы международной, международная норма имеет свое прямое применение. Ратификация международных договоров осуществляется в форме закона. Решение о ратификации может внести президент, парламент, правительство. Ратификации подлежат только те договоры, которые не противоречат положениям Конституции РБ.

14 Международно-правовые вопросы гражданства (приобретение и утрата)

Под гражданством понимается устойчивая правовая связь физического лица с определенным государством, которая выражается в наличии установленных законом взаимных прав и обязанностей физического лица и государства по отношению друг к другу. Эти взаимные права и обязанности определяются национальным законодательством государства: конституцией и законами.

Гражданин, находящийся за пределами своей страны, сохраняет юридическую связь со своим государством: продолжает обладать всеми правами, которыми он наделен в своем государстве, и обязан выполнять свои гражданские обязательства перед ним. Государство же, в свою очередь, руководствуясь национальным законодательством и международным правом, защищает гражданина на своей территории, гарантирует ему возможность осуществлять свои права и предоставляет ему государственную (дипломатическую и иную) защиту при нахождении за границей. В особых случаях, оговоренных в международных договорах, человек имеет право обратиться за восстановлением и защитой своих нарушенных прав в международные организации.

Национальное законодательство государств и МП исходят из 2 возможных способов приобретения гражданства:

  • 1)рождение - существуют 2 принципа:
    • А)принцип права почвы
    • Б)принцип права крови
  • 2)натурализация - по желанию лица. Условия в РБ:
    • А)7 лет проживания
    • Б)владеть одним из государственных языков
    • В)иметь легальный источник доходов
    • Г)соблюдение законов

Самым распространенным видом натурализации является предоставление гражданства по просьбе лица. Существует право оптации.

  • 3)пожалование гражданства за какие-либо заслуги перед определенным государством
  • 4)реинтеграция - восстановление в гражданстве лица, утратившего его по каким-либо причинам

Утрата гражданства возможна по инициативе лица путем возбуждения перед соответствующим органом своего государства вопроса о выходе из гражданства.

Лица без гражданства обладают меньшим объемом прав и свобод, чем граждане государства, на территории которого находятся апатриды. Как правило это гражданские и политические права, они лишены возможности обратиться за дипломатической защитой.

В РБ закон «О гражданстве» регулирует вопросы гражданства.

Международное право – система юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного общения.

Международное право занимает наднациональное положение, не принадлежит юридической системе конкретных государств. В современном мире международное право нацелено на регулирование международных отношений. Оно принципиально отличается от внутригосударственного права по способу образования норм, субъектам, особенностям функционирования, методам обеспечения и т.д. По сути, внутригосударственное и международное право две различные системы права, действующие в своих соответствующих сферах.

Расширение в последние десятилетия международного партнерства и сотрудничества в различных областях общественной жизни, возрастающее значение роли международных отношений, усиливают значение международного права в современном мире. Соответственно, наметилась тенденция «внедрения» общепризнанных норм международного права во внутригосударственные правовые системы.

Соотношение международного и национального права России. Названные системы права – взаимосвязанные величины. Международное право, влияет на национальную правовую систему, однако и само призвано ориентироваться на ее особенности, самобытность.

Конституция Российской Федерации 1993 г. впервые в истории нашего государства решает вопрос о соотношении норм международного и внутригосударственного права. Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации утверждает: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора».

Это общее положение в дальнейшем конкретизируется в некоторых других статьях Конституции,

В части 3 статьи 46 говорится: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».



Часть 1 статьи 62 гласит: «Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

В части первой статьи 63 сказано: «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права».

В Основном Законе страны особое место отведено положениям международного права, относящимся к правам человека. В ч. 1 ст. 17 утверждается: «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

Основополагающие нормы Конституции РФ, касающиеся соответствия норм международного права и внутригосударственного права отражены в Гражданском, Гражданско-процессуальном, Арбитражно-процессуальном кодексах и др.

В гражданском кодексе РФ (п. 2 ст. 7) содержится отсылка к международным договорам: «международные договоры РФ применяются к гражданским отношениям непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта».

Формулировки, аналогичные тексту ст. 15 ч. 4 Конституции РФ, приводятся в ч. 1 ст. 7 Гражданского кодекса РФ, ст. 10 Трудового кодекса РФ, ч. 2 ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 4. Земельного кодекса РФ, ст. 7 Налогового кодекса РФ, ст. 6 Семейного кодекса РФ и в других правовых актах.

В юридической литературе каналом «вхождения» международного права в национальное признается применяемый законодателем прием отсылки. Имеется в виду юридически предоставляемая возможность использования для урегулирования внутригосударственных отношений правил, установленных международными нормами или международным договором.

Вопрос о соотношении международного и национального российского права – дискуссионный. Одни ученые-юристы исходят из приоритета (примата), верховенства национального права, другие, напротив, настаивают на примате международного права над национальным. Не вдаваясь в дискуссию, отметим следующее: осмысление соотношения международного права и российской правовой системы способствует пониманию их глубокой взаимосвязи, необходимой в условиях современного мира, современной цивилизации. Очевидно и то, что состояние национального правового изоляционизма может негативно влиять на путь развития правовой системы общества, на ее регулятивные возможности.

Международное право как право специфической социальной системы - межгосударственной системы - отличается от внутригосударственного (национального) права по способу образования норм, социальной сущности, субъектам, объекту регулирования, способам функционирования.

Национальное (внутригосударственное) право находится вне межгосударственной системы, действие его норм распространяется на территорию суверенного государства, и лишь в некоторых исключительных случаях может выходить за пределы этой территории. Субъекты национального права (физические и юридические лица) подчинены правопорядку данного государства, над ними существует верховная власть, которая устанавливает правовые веления. Публичному правопорядку подчиняются также и субъекты иностранного права, находящиеся на территории данного государства, они несут ответственность за уголовные, административные, налоговые и т.п. правонарушения. Национальное право опирается на силу и авторитет суверенного государства, его функционирование поддерживается механизмом государственного принуждения, которое применяется в случае невыполнения правовых предписаний.

В отличие от внутригосударственного права в международном праве не существует верховной власти, способной осуществлять принуждение его субъектов (прежде всего государств) в целях выполнения международно-правовых обязательств. Независимые суверенные государства не подчинены какому-либо надгосударственному органу, и поддержание международного правопорядка происходит иначе, чем правопорядка внутригосударственного. В случае необходимости соблюдение норм международного права обеспечивается самим государством путем коллективных (и индивидуальных) мер воздействия на государство-нарушителя, а также через систему ООН и другие международные организации.

Международное право и национальное (внутригосударственное) Право как системы не существуют изолированно друг от друга и оказывают взаимное влияние. Сама по себе норма международного права создает права и обязанности лишь для его субъектов, то есть прежде всего для государств. Официальные органы государства, его юридические и физические лица непосредственно нормам международного права не подчиняются. Чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне (имплементацию международного права), осуществляются меры по трансформации международно-правовых норм в национальные законы и правила. В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. Во многих государствах существует правило, согласно которому в случае расхождения между положениями закона и международными обязательствами преимущественную силу имеют международные обязательства. Так, статья 15 (ч.4) Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом правила международных договоров России становятся источниками национального права.

Еще по теме 32.2. Соотношение международного и национального права:

  1. 1. Соотношение национального и международного права (монистическая и дуалистическая концепция).
  2. 5. Понятие законодательства. Соотношение международного и национального права.
  3. 2. Соотношение международного права и национального права по структуре норм, их иерархии.
  4. Принцип соотношения норм национального права и международно-правовых норм
  5. Красинский В.В.. Соотношение международного и национального аспектов в правовом регулировании избирательного процесса // Современное право.2011. № 4. С. 21-25; www.krasinskiy.ru, 2011
  6. Верховенство Конституции Российской Федерации в ее соотношении с нормами международного права и международных договоров.
  7. § 2. Соотношение права Европейского Союза и национального права государств-членов
  8. ГЛАВА 3. Влияние международного права на национальное в области международного коммерческого арбитража.
  9. 53. СООТНОШЕНИЕ ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ