(литосферные явления);
Основные причины природных катастроф:
Природные катаклизмы (1947–1970 год) | Количество погибших, чел. |
Циклоны, штормы и тайфуны | 760 000 |
190 000 | |
180 000 | |
Мощные грозы, вулканические извержения, цунами | 62 000 |
Всего | 1 192 000 |
Статистика стихийных бедствий в мире показывает среднегодовое количество жертв – 50 тыс. человек.
Процентное соотношение природных катаклизмов, происходящих в мире:
Природное явление | % от общей доли катастроф |
Наводнения с затоплениями территорий | 40 |
Разрушительные тропические циклоны | 20 |
Землетрясения разных амплитуд | 15 |
Засухи в пустынных регионах | 15 |
Остальные | 10 |
Результаты последних исследований показали, что статистика стихийных бедствий меняется в сторону стремительного увеличения природных катастроф. В 2010 году стихии погубили 304 тыс. человек. Это самый высокий показатель с 1976 года:
И это без учета более мелких катастроф унесших жизни . В марте 2011 года у побережья острова Хонсю произошло землетрясение 8,9 баллов, породившее волны цунами высотой 10 м. Затопление вызвало и аварии на АЭС, распространение . В результате пострадало более 30 тыс. жителей Японии.
От ураганов, землетрясений, наводнений и эпидемий за последние 10 лет в мире пострадало 2,7 млрд. человек. Из них 622 тыс. человек ушли из жизни. На графике показана динамика роста количества катастроф в мире, с некоторой тенденцией снижения за 5 лет (с 2010 по 2015 год).
В 2016 году статистика стихийных бедствий выглядит следующим образом:
Если правительство принимает адекватные меры для населения, то статистика стихийных бедствий показывает менее негативные последствия для жителей страны (региона). Особенно это касается мест, в которых периодически происходят негативные природные явления. Так периодическим разливам рек подвержены прибрежные поселения, а риск тропического циклона нередко возникает у островных государств.
Прогнозировать циклон возможно, получая снимки со спутников. Можно определить примерное место и время события. Определить время выхода торнадо можно за 36 часов. Есть методы уменьшения силы урагана, используя засев облаков йодистым серебром. В преддверии циклона в США предупреждают население. Люди, живущие в зоне риска, стремятся заранее укрепить прибрежную зону дамбами и посадками деревьев, создают убежища с запасами продовольствия.
Если рассматривать влияние природных катастроф по регионам, то просматривается такая тенденция: более развитые страны несут в процентном соотношении больше материальных потерь, чем человеческих. В экономически бедных странах – обратная тенденция.
Государства, вложившие в свои объекты значительные средства, стремятся защитить их от природных катаклизмов, используя новейшие технологии для вычисления места, времени и тяжести явления.
Особенно показательны в этом смысле наводнения, уносящие в слаборазвитых в экономическом отношении странах тысячи жизней. Плодородные почвы, удобряемые регулярными разливами рек, привлекают людей обосноваться в прибрежной зоне, как например, в густонаселенной Индии, а регулярные разливы поглощают результаты труда и самих людей.
Произошло много природных катаклизмов за последние 3 года: разрушены дома, пострадали люди. Нередко информация о приближающемся природном явлении доносится до населения оперативно, но кто-то надеется на «авось», а некоторые пытаются снять на видеокамеру приближающийся торнадо. В итоге пресловутый «человеческий фактор» играет злую шутку, и увеличивает количество жертв.
Статистические данные о чрезвычайных ситуациях
Классификация и критерии оценки чрезвычайных ситуаций
Все ЧС удобно подразделять по характеру их происхождения и по масштабам последствий, причиняемых ими.
ЧС по характеру источника их происхождения подразделяют на:
– ЧС природного характера;
– ЧС техногенного характера;
– ЧС биолого-социального характера;
– ЧС военного характера
По масштабам охвата территории и др. последствий ЧС можно классифицировать как:
– локальная (зона ЧС не выходит за пределы территории объекта экономики (организации);
– муниципальная (зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или одной из частей территории города);
– межмуниципальная (зона ЧС затрагивает территории двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию);
– региональная (зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта РФ);
– межрегиональная (зона ЧС затрагивает территории двух и более субъектов РФ);
– федеральная (зона ЧС не выходит за пределы территории РФ).
– Трансграничная (зона ЧС выходит за пределы РФ или затрагивает территорию РФ от внешней ЧС)
Подобная классификация ЧС установлена Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 ᴦ. №304 (см. табл. 1).
К ликвидации ЧС могут привлекаться силы и средства МЧС России, других министерств и ведомств по обращению за помощью комиссий по ЧС и в соответствии с законодательством РФ
Таблица 1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Наименование ЧС | Критерии оценки ЧС | Силы и средства для ликвидации ЧС | ||
масштаб ЧС, (зона ЧС затрагивает территорию) | либо | |||
количество постра-давших человек, (Ч) | размер материального ущерба составляет млн. рублей, (М) | |||
1. Локаль-ная | объекта | не более 10 | не более 0,1 | организация (объекта) по указанию руководителя работ |
2. Местная | одного поселения или внутри городской территории города | не более 50 | не более 5,0 | Органов местного самоуправления |
3. Межму-ниципаль-ная | двух и более поселений или внутри городских территорий | не более 50 | не более 5,0 | Органов исполнительной власти субъекта РФ |
4. Региональ-ная | одного субъекта РФ | 50<Ч<500, | 5<М<500 | Органов исполнительной власти субъектов РФ, регион. центра и под его руководством |
5.Межреги-ональная | двух и более субъектов РФ | 50<Ч<500 | 5<М<500 | Органов исполнительной власти субъектов РФ региональных центров |
6.Феде-ральная(трансграничная) | (выходит за пределы РФ, либо затрагивает территорию РФ при ЧС за рубежом) | Более 500 | Более 500 | По решению Правительства РФ |
Транспортные происшествия на ж/д транспорте классифицируются как:
Крушения поездов (столкновения и сходы пассажирских и грузовых поездов в результате которых погиб один и более человек или получили телесные повреждения пять и более человек; ЧС, при которой пострадало 10 и более человек либо нарушены условия жизнедеятельности 100 и более человек);
Аварии (столкновения и сходы грузовых поездов или сходы ж/д подвижного состава, при которых погиб человек или получили телесные повреждения пять или более человек; ЧС, при которой пострадали менее 10 человек или нарушены условия жизнедеятельности менее 100 человек);
Происшествия (связанные с движением по ж/д путям и столкновениями поездов с автотракторной техникой, в результате которых погиб человек или получили повреждения пять или более человек; ЧС, при которой пострадало 10 и более человек, либо нарушены условия жизнедеятельности 100 и более человек);
Происшествия на ж/д переездах (различные столкновения, при которых погиб или получил повреждения человек или тяжкие телесные повреждения пять и более человек; возникла ЧС, при которой пострадало 10 и более человек, либо нарушены условия жизнедеятельности 100 и более человек);
Происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов (классифицируются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.96 ᴦ. №1094).
Основание. Приказ Минтранса России от 25.12.2006 ᴦ. №163
Особенности ЧС при ведении военных действий. Их можно свести к следующим:
1. ЧС, возникшие от прямого воздействия современных средств поражения (ССП).
2. ЧС, которые могут возникнуть опосредованно от разрушения зданий и сооружений, и особо от разрушения опасных объектов (ᴛ.ᴇ. от вторичных факторов поражения. Ущерб от них может намного превышать первичные потери).
3. ЧС, связанные с нарушением среды обитания человека, которые могут привести к его гибели или нанести существенный вред здоровью.
Эти и другие ЧС в отличие от техногенных и природных:
Планируются, подготавливаются и реализуются человеком, его разумом и в связи с этим имеют изощренный характер (к примеру, тер. акты);
Они могут появиться в самый неподходящий момент, т.к. реализуются по плану человека;
Развитие средств и способов поражения всегда опережает средства и способы защиты. Возникает "дуэльная" ситуация и нужен ум, опыт, чтобы выйти победителем с этой ситуации.
Критерии оценки ЧС . Последствия ЧС можно оценивать в общем случае следующими критериями: масштабом (размерами площади или радиуса); числом погибших и раненных людей; индивидуальным или общественным потрясением; отдаленными физическими, психическими, генетическими и иными последствиями; экологическими последствиями; материальным ущербом; степенью разрушений и повреждений зданий и сооружений или загрязнения (заражения, обводнения и т.д.); продолжительностью воздействия отрицательных факторов и др. критериями.
Причины возникновения ЧС . Причинами возникновения ЧС могут стать: а) СБ (объективный фактор); б) ТАК; в) военные конфликты. Техногенные аварии (катастрофы) и военные конфликты являются субъективными факторами, ᴛ.ᴇ. производными от человеческой деятельности. Οʜᴎ могут объединять большую группу причин их возникновения. Это:
– просчеты при проектировании (в политике);
– недостаточный уровень современных знаний (пример, не учет геопатогенных зон при строительстве объектов);
– отступления от проектов и некачественное строительство;
– непродуманное размещение производства (пример, размещение АЭС в сейсмоопасной зоне);
– нарушение технологических процессов при производстве (ремонтных работах и т.п.). Примеры: авария на ж.д. станции Ховрино (спуск с горки цистерны с АХОВ с чрезмерной скоростью). И взрыв в Арзамасе(перевозка тротила совместно с капсюлями-детонаторами в одном поезде без прикрытия).
– Недисциплинированность.
Характеристики крупных ЧС в России в 1993-2002 гᴦ. представлены в табл.3.2, 3.3 и 3.4 .
Таблица 3.2. ЧС в России в 1993-2002 гᴦ.
Год | Количество ЧС | Всего | Кол-во пострадавших, тыс. чел | Кол-во погибших, чел | ||
техногенных | природных | биолого-социальных и др. | ||||
нет данных | более 25 | |||||
нет данных | около 7 | |||||
более 18 | ||||||
более 51 | ||||||
более 57 | ||||||
более 18 | ||||||
около 83 | ||||||
более 112 | ||||||
более 218 | ||||||
более 311 | ||||||
За 10 лет | более 900 | |||||
% | 70,6 | 21,6 | 7,8 | более 98,1 | менее 1,9 |
Таблица 3.3. Распределение техногенных ЧС в России в 1993-2002 гᴦ.
Таблица 3.4. Распределение природных ЧС в России в 1993-2002 гᴦ.
Анализ данных ЧС за десятилетие позволяет сделать некоторые выводы. Ежегодное число ЧС в среднем составило порядка 1200, при этом большая часть приходилась на техногенные ЧС (70,6%). Соотношение техногенных ЧС к природным составляло 3,3: 1, а количество пострадавших к погибшим составляло 51:1. Среди техногенных ЧС до 49 % составляли пожары и взрывы, а аварии и катастрофы на автодорогах составляли 17,4 %. В ЧС природного характера наибольшее число было наводнений и затоплений (34% от всех ЧС), а второе место занимали ураганы, бури, смерчи (19%).
Сравнительная характеристика ЧС за 2008-2009 гᴦ. приведена в табл. 3.5.
Таблица 3.5. Характеристики ЧС в России в 2008-2009 гᴦ.
Количество техногенных ЧС в 2009 ᴦ. по сравнению с 2008ᴦ. уменьшилось на 86,52 % (с 1966 в 2008 ᴦ. до 265 в 2009ᴦ.), число погибших от них людей снизилось на 83,66%, а пострадавших – на 19,6%. Количество природных ЧС в 2009ᴦ. По сравнению с 2008 ᴦ. Уменьшилось на 8,55 % (с 152 в 2008ᴦ. до 139 в 2009ᴦ.),а биолого-социальных ЧС снизилось с 36 в 2008ᴦ. до 21 в 2009ᴦ.
В заключении данного раздела крайне важного уяснить, что характер последствий СБ (ТАК) будет зависеть от их интенсивности, вида аварий, масштаба, особенностей объекта͵ города, района или региона, обстоятельств (день, ночь, зима, лето и т.д.), обстановки, в которых они произошли. В ряде случаев СБ влекут за собой аварии, которые могут сопровождаться взрывами, пожарами, утечкой (выбросом) АХОВ и РВ, ᴛ.ᴇ. появлением вторичных и третичных поражающих факторов (эффектом «домино»).
Ликвидация последствий ЧС потребует высокого профессионализма, привлечения огромных сил и средств (людей и техники), больших материальных, физических и нервных затрат. Всей своей деятельностью мы должны стремиться уменьшить возможный ущерб и потери от последствий ЧС. Для этого крайне важно научиться предупреждать возникновение ЧС, прогнозировать их последствия и заблаговременно проводить подготовительные мероприятия. Короче для защиты населения и природной среды от всех видов поражающего воздействия в мирное и военное время должна быть создана надёжная система гражданской защиты и система гражданской обороны. ГО является важным элементом системы обеспечения национальной безопасности страны, составной частью оборонной функции государства. Она выполняет оборонную, социальную и экономическую функции. Как решать защитные мероприятия и другие проблемные вопросы будут рассмотрены в последующих разделах учебника.
Чрезвычайная ситуация – результат влияния природного или техногенного бедствия, повлекшего людей и ущерб для окружающей среды. Статистика ЧС позволяет отслеживать последствия , разрабатывать меры по противодействию подобным событиям и оценивать эффективность принятых мер. Основные причины ЧС – воздействие на природу и конфликты политического, военного, социального характера.
Постановлением Правительства от 21.05.2007 №304 введена классификация ЧС. Параметры распространения природных и техногенных происшествий:
Виды техногенных катастроф:
Техногенные катастрофы чреваты выбросами биологических, химических и радиоактивных веществ и возникновением пожаров на предприятиях электроэнергетики или на транспорте. Статистика ЧС техногенного характера по годам:
Количество чрезвычайных происшествий | Погибло | Пострадало | ||||
2016 | 2017 | 2016 | 2017 | 2016 | 2017 | |
32 | 15 | 119 | 22 | 132 | 29 | |
7 | 8 | 0 | 3 | 1 | 36 | |
Аварии грузовых и пассажирских судов | 1 | 2 | 14 | 10 | 51 | 23 |
Аварии на тепловых сетях в зимнее время | 2 | 1 | 0 | 0 | 2432 | 0 |
с тяжелыми последствиями | 62 | 78 | 255 | 308 | 638 | 1067 |
Внезапное обрушение производственных зданий, пород | 2 | 1 | 38 | 0 | 52 | 11 |
в жилых зданиях и сооружениях социально культурного назначения | 6 | 7 | 7 | 9 | 54 | 608 |
Всего | 129 | 117 | 443 | 357 | 3398 | 1790 |
Статистика ЧС за 10 лет содержит немало примеров масштабных происшествий. Сюда относится:
Согласно оперативному прогнозу МЧС РФ в октябре 2018 года существовал риск ЧС на морском транспорте в акватории Охотского и Японского моря.
Статистика ЧС за 2017 год насчитывает 177 происшествий. Распределение событий по субъектам РФ:
2015 | 2016 | 2017 | |
Республика Дагестан | 3 | 15 | 12 |
Краснодарский край | 19 | 14 | 10 |
Ставропольский край | 4 | 3 | 9 |
Саратовская область | 7 | 12 | 8 |
Иркутская область | 5 | 5 | 6 |
Забайкальский край | 6 | 7 | 6 |
Ростовская область | 8 | 12 | 6 |
Всего | 257 | 299 | 177 |
Всего от чрезвычайных ситуаций пострадало 36483 человек. Большая часть приходится на жителей Приморского (16912) и Алтайского (4154) края, а также Республики Адыгея (6715).
В результате чрезвычайных происшествий погибло 556 человек. Большая часть приходится на Краснодарский край (51), Саратовскую область (31), республику Дагестан (30) и Татарстан (25). А также на Ставропольский (23) и Забайкальский край (20).
Статистика ЧС в России за 2017 год позволяет назвать год сравнительно «спокойным». Количество чрезвычайных ситуаций сократилось на 41%. Численность пострадавших уменьшилась на 73%, погибших на 30%.
По данным МЧС статистика ЧС отображает положительную динамику.
Постановлением Правительства от 18.04.1992 №261 была создана российская система предупреждения ЧС (РСЧС). Ее деятельность регламентируется этим и другими нормативными документами. Ключевая задача структуры – своевременное реагирование на всевозможные происшествия и ликвидация ЧС в России. Ведущая роль отводится подразделениям МЧС РФ. Координацию действий по защите от ЧС осуществляют:
Каждая организация должна разработать план мероприятий по ЧС. Документ должен содержать перечень обязательных действий при наступлении чрезвычайной ситуации. Вновь принятые сотрудники должны пройти вводный инструктаж по ГО и ЧС.
Статистика ЧС показывает, что ежегодно от разного рода природных катаклизмов в мире погибает около 50 тыс. человек. Виды природных ЧС:
За период с 1960 по 2015 год количество катастроф увеличилось втрое. Основная причина – атмосферно-гидросферные явления. Статистика техногенных ЧС фиксирует не менее разрушительные последствия – гибель людей, ущерб для окружающей среды.
Среди природных катастроф 2018 года наиболее масштабным оказалось землетрясение в Индонезии последующее за ним и наводнение. Статистика ЧС насчитывает около 1550 погибших. Еще порядка 152 тыс. граждан находятся под завалами разрушенных домов.
В мире случались и менее масштабные происшествия. Статистика природных ЧС и техногенных аварий по странам:
Количество чрезвычайных ситуаций | Количество погибших | ||
Природных | Техногенных | ||
Индонезия | 2 | 1 | 620 |
Индия | 9 | 596 | |
РФ | 3 | 2 | 272 |
Алжир | 1 | 257 | |
Япония | 5 | 208 | |
США | 6 | 104 | |
Куба | 1 | 100 | |
Катманду | 1 | 49 | |
Турция | 1 | 24 | |
Филиппины | 2 | 1 | 21 |
Мексика | 1 | 1 | 15 |
Всего | 65 | 13 | 3012 |
Мы живем во время катастроф. ЧС по масштабам последствий сравнимы с войнами. В 21 веке они унесли сотни тысяч человеческих жизней, оставили после себя миллионы пострадавших, разрушения и ущерб, который часто оказывается невосполнимым. Только грамотные действия при ЧС способны сохранить человеческие жизни. Ежегодно тратятся миллиарды долларов на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Только в России убытки ежегодно достигают 60 млрд. руб.
Статистические данные свидетельствуют о том, что люди погибают, становятся инвалидами и больными от опасностей природного и техногенного происхождения. На территории России за год в среднем происходит до 230-250 событий чрезвычайного характера, связанных с опасными природными процессами, и до 900-950 ЧС, связанных с производственной деятельностью человека. Доля ЧС природного и техногенного характера на рисунке 4.
Рисунок 4 - Доля ЧС природного и техногенного характера
Рост производственных аварий и катастроф, стихийных бедствий последних лет создает чрезвычайные ситуации (ЧС) с тяжелыми последствиями для жизни людей и усугубляет экологическую обстановку. Так за десять месяцев 2009г. на территории РФ произошло 932 ЧС различного характера. Более чем в 3 раза увеличилось число террористических актов, в результате которых пострадало 382 человека, 42 погибло. Наибольшее число ЧС возникло в Дальневосточном, Северо-Западном, Центральном и Южном регионах. В бедствиях и катастрофах пострадало свыше 50 тыс. человек, спасено более 11 тыс. граждан России. Самое тревожное - динамика роста ЧС, особенно техногенного характера.
Значительная часть чрезвычайных ситуаций техногенного характера составляют пожары. В мире ежегодно регистрируется 6-7 млн. пожаров. В результате воздействия опасных факторов пожара погибает 65-75 тыс. человек, получают ожоги и травмы свыше 6 млн. человек. В нашей стране ежегодно происходит около 250 тыс. пожаров, в огне погибают свыше 15 тыс. человек, примерно столько же получают травмы и ожоги различной степени тяжести. Увеличение количества ЧС техногенного характера возможно в настоящее время также от разрушения потенциально опасных объектов в ходе международных конфликтов и локальных войн. Таким образом, среднегодовой рост социально-политических и экономических потерь от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций составляет по числу погибших - 43%, по числу пострадавших 9% и материальному ущербу свыше 10%.
Это количество могло быть меньше, если бы все население было подготовлено качественно по действиям в условиях различных чрезвычайных ситуаций. В связи с этим важное социальное значение имеют профилактика, прогнозирование, заблаговременная подготовка к ликвидации последствий ЧС. Для успешного решения этих задач необходимо знание характеристик стихийных бедствий, аварий и катастроф, современных средств поражения, особенностей зон ЧС, и очагов поражения. Для обеспечения безопасности, в частности на производстве, во многих странах разрабатываются специальные законодательные акты, директивы, стандарты, регламентирующие правила и мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций. Во всех высокоразвитых странах в последние годы уделяется все большее внимание совершенствованию системы подготовки кадров, особенно руководителей высоко рискованных производств, разнообразных служб безопасности, экспертизы и страхования.
На основе приведенных в пп. 1.2 классификаций в Российской Федерации ведется статистика чрезвычайных ситуаций. По статистическим характеристикам проводится оценка общей обстановки на территории Российской Федерации по природным и техногенным угрозам и выявляются тенденции ее возможного развития. Диаграммы, отражающие тренды количества чрезвычайных ситуаций, численности погибшего и пострадавшего населения с 1996 по 2002 г. представлены на рис. 2.1-2.3. Научный анализ статистических данных по чрезвычайным ситуациям с выявлением положительных и отрицательных тенденций в их динамике ежегодно публикуется начиная с 1996 г., в государственном докладе о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Динамический анализ статистических данных о чрезвычайных ситуациях имеет большое значение в оценке общей эффективности деятельности по повышению безопасности жизнедеятельности и выявлению негативных тенденций, которые могут проявляться в ближайшем будущем. Покажем это на примере техногенных чрезвычайных ситуаций.
Анализ динамики количества техногенных аварий и катастроф в Российской Федерации в последнем десятилетии XXвека, начале XXIвека свидетельствуют о скачкообразном ее характере.
Первый скачок (почти в 4 раза) произошел после социально-политических потрясений в августе 1991 г. за счет резкого роста аварийности в промышленности, на железнодорожном транспорте, в ряде других отраслей (1991 г. - 209 ЧС, 1994 г. - 905 ЧС, 1996 - 1031 ЧС, далее см. рис. 2.1).
Происходящие в стране 90-х годов процессы, обусловившие снижение внимания и капиталовложений на обеспечение безопасности производств, обновление их основных производственных фондов и самой культуры труда, вызвали устойчивый рост количества техногенных чрезвычайных ситуаций вплоть до 1997 г.(1997 г. - 1174 ЧС). В этот период наблюдался рост аварий на магистральных трубопроводах (в 1,5 раза), на морских и речных судах (в 1,5 раза), аварий с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ и радиоактивных веществ, аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения (в 2 раза).
В то же время, начиная с 1995 г., наблюдался спад аварийности на потенциально опасных промышленных объектах, на железнодорожном транспорте, крупных автомобильных аварий, в жилищной сфере, гидродинамических аварий. Эти положительные тенденции были напрямую связаны с принятием в стране мер по вопросам техногенной безопасности, предупреждения катастроф, снижения их последствий. Спаду уровня аварийности способствовало принятие федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994) и «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997), постановлений Правительства Российской Федерации, определивших порядок декларирования безопасности, лицензирования опасной промышленной деятельности и объектов, страховой защиты, других законодательных и нормативных актов, а также повышение требовательности к вопросам безопасности со стороны органов, осуществляющих надзор и контроль в области безопасности.
Вместе с тем, несмотря на снижение общего количества чрезвычайных ситуаций техногенного характера, экономика стране продолжает нести от аварий, катастроф, а также от стихийных бедствий большой материальный ущерб, исчисляемый десяткаммиллиардов рублей. Более того, в начале XXI века в связи с оживлением экономики возможен новый определенный всплеск аварий и катастроф различного масштаба.
Анализ состояния промышленной безопасности в стране позволяет в общих чертах назвать некоторые общие принципы неблагополучия в этой области, характерные для отечественной экономики.
Прежде всего, необходимо указать на нерациональное, с точки зрения техногенной безопасности, размещение по территории страны некоторых потенциально опасных объектов производственного назначения, хозяйственной и социальной инфраструктуры. Имеют место просчеты в технической политике проектирования, строительства, модернизации и эксплуатации потенциально опасных объектов, упадок проектно-конструкторского дела и культуры труда, низкое качество прикладных исследований, проектирования, производства и произведенной продукции. Распространены технологическая отсталость производства, низкие темпы внедрения ресурсо-, энергосберегающих и других технически совершенных и безопасных технологий. Повсеместно наблюдается значительный износ средств производства, достигающий в некоторых случаях предаварийного уровня.
Начало XXIвека охарактеризовалось ростом числа природных бедствий. Бичом последних лет стали катастрофические наводнения и опасные метеорологические явления, связанные с сильным ветром и метелями, сильными дождями и снегопадами, дождевыми паводками. Так, 2002 г. был по природным чрезвычайным ситуациям одним из самых неблагополучных. Число пострадавши» составило свыше 300 тысяч человек, 332 человека погибли. Это в десятки раз превосходит показатели прошлых лет. Наблюдаемое увеличение частоты и тяжести последствий стихийных бедствий связывают с общими тенденциями изменения климата на нашей планете, обусловленных глобальным потеплением.
Тенденция к увеличению риска стихийных бедствий вызвана кроме причин природного характера, также и социально-экономическими причинами:
медленным решением вопросов предупреждения и ликвидации источников чрезвычайных ситуаций;
освоением территорий, считавшихся ранее малопригодными для проживания;
снижением расходов на предупреждение чрезвычайных ситуаций на местном уровне;
развитием специфического комплекса опасных техноприродных процессов, продуцируемых человеческой деятельностью (подтопление территорий, переработка берегов водохранилищ, оползни и др.);
стратегическими просчетами на региональных уровнях в политике обеспечения безопасности населения и объектов экономики, направленной на ликвидацию последствий стихийных бедствий, а не на их профилактику;
нарушением системы метеонаблюдения и всестороннего гидрометеорологического контроля.
Анализируя подобным образом статистические данные о чрезвычайных ситуациях и сопоставляя их с выявленными причинами, соответствующими органами государственной власти вырабатываются и осуществляются меры правового, организационного, технического, экономического и научного характера, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, повышение возможностей по их ликвидации, сокращение потерь, совершенствование жизнеобеспечения населения. Эти меры осуществляются на основе вырабатываемой государственной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности путем координации деятельности функциональной и территориальной подсистем РСЧС на всех уровнях.