Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение.

В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе.

Правовой статус личности - это совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством.

Правовой статус личности , закрепленный в Конституции РФ 1993 г., основан на новой концепции прав человека по сравнению с предшествующими конституциями, базируется на международных правовых документах.

Конституция РФ содержит новое для конституционного законодательства положение об отношениях государства к человеку и гражданину.Согласно ст.2 Конституции «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью . Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства ».

Права и свободы человека и гражданина объединяют в три группы: личные, политические и социально-экономические (Рис 3.1)

Рис. 3.1. Права и свободы человека и гражданина в РФ

Основное содержание основных прав и свобод личности в РФ

Личные права и свободы

Право на жизнь (ст. 20) Каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь - впредь до ее отмены - может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. В настоящее время введенмараторий на смертную казнь.

Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 ) Свобода человека может быть интеллектуальной и физической. Интеллектуальная свобода означает право на свое личное мировоззрение, внутренний духовный мир. Частично она проявляется в личной жизни, частично в публичной сфере. Физическая свобода и неприкосновенность заключаются в том, что никто не вправе ограничивать передвижение человека, его действия иначе, как на основании закона. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 ) Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лиц без их согласия не допускаются.

Право на достоинство личности (ст. 21) Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Право на неприкосновенность жилища (ст. 25 ) Право личности на государственную охрану арендуемого или принадлежащего ему на праве собственности жилого или подсобного помещения от незаконного вторжения как должностных лиц, так и отдельных граждан. Закон РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (ст. 2 ) под жилищем понимает и место жительства (жилой дом, квартира, общежитие и т.п.), и место пребывания (гостиница, санаторий, дом отдыха и др.).

Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 ) Оно означает невозможность для кого-либо без разрешения знакомиться с чьей либо корреспонденцией, содержанием телефонных переговоров. В свою очередь для работников соответствующих служб (например, почтово-телеграфной) это означает обязанность не разглашать сведений, проходящих через них в силу характера работы. Ознакомление с материалами, изъятие данных, касающихся граждан, а тем более установление устройств прослушивания телефонных переговоров возможны лишь в исключительных случаях по решению компетентных органов(суда, прокурора).

Свобода мысли и слова (ч. 1, 2 ст. 29 ) Свобода слова -это свобода публично излагать свои взгляды. Также свобода слова может иметь место в пропаганде и агитации, т. е. в средствах, которые дают возможность человеку целенаправленно и публично проповедовать свои взгляды, в том числе политические, религиозные и др. Но Конституция РФ содержит ограничения: не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Кроме того, Конституция РФ не позволяет насилия в связи со свободой слова: никто не может быть принужден к выражению своих мыслей и убеждений или отказу от них.

Свобода совести (ст. 28 ) Каждому в Российской Федерации гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Свобода передвижения (ст. 27 ) Прежде всего, данное право реализуется внутри страны и распространяется на всю ее территорию. Места, в которые может быть ограничен въезд, устанавливаются компетентными государственными органами по соображениям государственной безопасности, сохранения государственной тайны, распространенности инфекционных заболеваний, введения чрезвычайного или военного положения. Второй аспект: каждый (гражданин РФ, иностранец, лицо без гражданства) вправе свободно выезжать за пределы РФ, а гражданин РФ - беспрепятственно возвращаться на Родину.

Право на судебную защиту (ст. 46) Предусмотренная Конституцией РФ, другими законами, международными договорами Российской Федерации возможность каждого обратиться в суд за защитой прав и свобод от действий (бездействия) и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, равно как и от действий (бездействия) негосударственных организаций и частных лиц

Понятие личности и ее правового статуса

Личность - это человек, наделенный социаль­ными свойствами и качествами. Социальные свойства личности развиваются в связи с раз­витием общества, и взаимосвязь личности и государства меняется на разных этапах исторического развития че­ловечества.

Сложные связи государства и личности проявляются во взаим­ных правах и обязанностях. Государство, естественно, имеет больше возможности влиять на личность, что проявляется в нале іении лич­ности правами, свободами, в возложении на нее юридических обя­занностей, что и составляет правовой статус личности.

Являясь средством выражения юридического бытия индивида, правовой статус закрепляет правовое положение личности в обще-
ствс. Понятие «правовой статус» и «правовое положение» личности в содержательном плане тождественны 1 , хотя в литературе сущест­вует несколько подходов к определению понятия «правовой статус» и включению в его состав различных компонентов.

Одни авторы полагают, что структуру правового статуса, помимо прав, свобод и обязанностей, следует дополнить законными интере­сами граждан , другие - юридической ответственностью , третьи, помимо названных элементов, включают правовые нормы, устанав­ливающие данный статус, правосубъектность, гражданство, юриди­ческую ответственность, правовые принципы, правоотношения об­щего (статусного) типа .

Представляется убедительной позиция Лукашевой Е.А., которая считает, что вышеперечисленные элементы - это либо предпосыл­ки правового статуса (гражданство, правосубъектность), либо эле­менты вторичного (постстатусного) плана (так юридическая ответ­ственность вторична по отношению к обязанностям), либо катего­рии, выходящие за пределы правового статуса, какими являются законные интересы. Интересы - категория «доправовая», закреп­ляемая не только в конкретных правовых предписаниях, но и в об­щих принципах права .

Таким образом, правовой статус (правовое положение) личности - это совокупность прав, свобод, и юридических обязанностей.

Правовой статус личности отражает уровень развития общества и обусловлен социально-экономическими, политическими и духов­ными условиями его бытия. Государство нс произвольно закрепляет те или иные права и свободы личности, а наполняет их тем или иным содержанием, которое оно способно обеспечить. Поэтому чем выше уровень социально-экономического развития общества, чем более развиты демократические институты политической системы, богаче духовная жизнь общества, тем объемнее и содержательнее правовой статус человека и гражданина данного общества и госу­дарства. Ориентиром для законодателя в данном направлении яв­ляются принципы и нормы естественного права.

Права человека - это субъективные права, выражающиеся в ре­альной (нс потенциальной) возможности пользоваться всеми блага­ми, которые ему предоставляет общество. Они отражают степень
свободы личности в различных сферах общественной жизни, при этом не ущемляя прав и свобод других людей. Реальные права и свободы являются основным показателем (индикатором) комплекс­ной оценки развития общества.

Очевидно, что человек не может одновременно и в полном объеме реализовать свои субъективные права.

Он пользуется этим исходя из потребности, личного интереса и собственных возможностей. Но от этого его правовой статус нс уменьшается в объеме, не становит­ся менее содержательным. Умение пользоваться своими правами и свободами, исполнять возложенные обязанности отражает социаль­ную характеристику самой личности, а также ее активности. Через реализацию своих прав и свобод человек имеет возможность удов­летворить свои интересы в материальной и духовной сферах, воз­действует на государство и общественные институты. Это воздейст­вие может осуществляться как опосредованно, путем участия в дея­тельности партий, движений, так и непосредственно. В последнем случае гражданин участвует в выборе органов государственной вла­сти, в контроле и критике их деятельности в средствах массовой информации, обжаловании действия должностных лиц в судебных органах и т.д.

Правовой статус включает не только основные права и свободы, закрепленные конституцией, но и весь комплекс прав и свобод, вы­текающий из законодательства данного государства, а также из меж­дународных нормативно-правовых актов. Следует обратить внимание на возросшее значение международных актов по правам человека, на расширение правового статуса личности в современном мире. Рати­фикация международного акта парламентом страны вызывает по­требность приведения законодательства данного государства в соот­ветствие с нормами этого акта.

В последнее время заметно возросло влияние международных актов по правам человека в России. Конституция РФ (ст. 17, п. 1) провозглашает:

В Российской Федерации признаются и і арап тируются нрава и сво­боды человека и іраждаїніїїа согласно общепризнанным принципам н нормам международного нрава в соответствии с данной Конституцией.

Классификация правовых статусов

Человек как личность и гражданин оказывает­ся участником широкого круга общественных отношений, включается в различные социаль­ные группы и общество в целом, как гражданин - находится в обя­зательной связи с государством. Такое многообразие сторон прояв­ления личности в своих правах и свободах, несение своеобразных обязанностей дает основание для классификации правовых статусов.

Ученые-юристы различают конституционный статус гражданина-, ро­довой статус определенных категорий граждан; индивидуальный статус; статус физических и юридических лиц, статус иностранцев, лиц без гражданства, с двойным гражданством, беженцев; статус российских граждан. находящихся за рубежом; кроме того, различаются отраслевые статусы (гражданско-правовой, административно-правовой); профессио­нальные и должностные статусы; статусы лиц, работающих в экстре­мальных условиях или особых регионах страны. В единой системе право­вых статусов следует выделить общий правовой статус, родовой статус, индивидуальный статус. В реальной практике можно говорить о не- разделимости этих статусов; лишь в теоретическом смысле, рассматри­вая проблему отдельно, можно определить качественную специфику каждого из названных статусов. Они соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Эти статусы наполнены определенным для каждого из них содержанием (примем во внимание то обстоятель­ство, что в индивидуальном бытии личности проявляется каждый из ниже охарактеризованных правовых статусов).

Общим правовым статусом индивид обладает, являясь граждани­ном государства и чзеном социальной общности. Этот статус опреде­ляется Основным Законом (правами и обязанностями, в нем изложен­ными). Это единый для граждан статус, в нем не приняты во внима­ние специфика, особенности бытия многообразных субъектов права (перемещения по службе, семейное положение, состояние здоровья и др.), как нс учтены в нем и существующие для субъектов права (специфичных категорий субъектов права - студентов, участников ВОВ и т.д.) льготы, права, обязанности (что отражено в законода­тельных актах). Именно это - специфика положения отдельных категорий субъектов права - лежит в основе родового, специально­го правового статуса.

В отличие от общего и специального статусов индивидуальный ста­тус фокусирует в себе персонифицируемые свойства личности; множест­во выполняемых социальных ролей (сын, муж, учитель, прокурор), личностно, индивидуально представленных обязанностей и прав. Пра­вовой статус обладает «статусной» и функциональной спецификой. Это юридическая форма закрепления как пространства свободы, так и формирование критериев правовых запретов, запретов использова­ния всего того, что создает отношения противоречия с обществом, государством, другими лицами.

Негативные факторы в правовом статусе гражданина

Правовой статус человека и гражданина отра­жает в себе не только положительные резуль­таты поступательного развития общества, но и недостатки, деформации, сложности, которые сопутствуют этому процессу. Крайне отрицательным выражением
негативных проявлений в этом процессе является деградация госу­дарственной и общественной жизни, чем характеризовались в XX в. тоталитарные режимы в ряде стран. Это нашло самое непосредст­венное отражение в правовых статусах граждан этих государств.

В условиях поразившего Россию на рубеже XX-XXI вв. соци­ально-экономического и политического кризиса правовой статус граждан также характеризуется рядом особенностей. В литературе, к примеру, выделяются такие тенденции в формирующемся правовом статусе граждан РФ, как крайняя политизированность и неустойчи­вость, подверженность социальной конъюнктуре и компромиссам, что проявляется в спешной корректировке, в зависимости от сло­жившейся ситуации, статуса отдельных групп населения. Можно говорить об отсутствии гарантирующих механизмов зашиты, о не­способности правоохранительной системы защитить интересы, права, достоинство и безопасность граждан. Помимо названного, наглядно проявляет себя утрата правовым статусом интегрирующих начал, что обусловлено распадом единого нормативно-правового про­странства, трансформацией союзной государственности, дезинте­грацией законодательства. И если ранее существовал единый статус гражданина СССР, сегодня возникают статусы іраждан РФ, граж­дан СНГ. Можно наблюдать и деформ ированность правового статуса личности, что вызвано процессами суверенизации, а также межна­циональными и региональными конфликтами. Реальностью стало понятие «нечеткий правовой статус» для таких групп, как беженцы, мигранты. Кроме того, возникшее многообразие форм собственно­сти, мощное имущественное расслоение изменили экономическую динамику правового статуса, экономика перестала играть роль ба­зиса благосостояния и занятости рабочей силы. К дестабилизации правового статуса привели и шоковые методы реформирования, от­сутствие консолидации в структуре власти, криминогенность обще­ства, общая напряженность, утрата личностью социальных ориен­тиров и разрушение системы ценностей.

При всех негативных моментах, сопровождающих общественную и государственную жизнь реформируемой России в переходный пе­риод, псе выразительнее становятся положительные тенденции в процессе формирования правового статуса человека и гражданина. Они проявляются в укреплении законодательной базы правового статуса личности, учитывающей международные правовые акты по правам и свободам человека; в формировании новой концепции взаимоотношений личности и государства, где набирают силу дек­ларируемые идеи социального партнерства и др.

Формирование представлений о ценности человеческой личности, её правах в античном мире. Положение личности в рабовладельческом обществе и государстве. Правовой статус человека в истории политико-правовой мысли Древней Греции, Древнего Рима.

Правовой статус личности в условиях феодального общества. Человек в экономической и социальной структуре феодального общества. Средневековая система подавления личности. Инквизиция. Разжигание религиозной нетерпимости. Борьба за утверждение достоинства личности в условиях феодализма. Великая Хартия вольностей (1215 г.) и её историческое значение.

Эпоха Возрождения и её значение для формирования гуманистических идей о достоинстве и правах человека (XIV-XV вв.).

Развитие идеи достоинства личности в период реформаций и ранних буржуазных революций (XVI-XVII вв.). Учения Г. Гроция, Д. Локка, Б. Спинозы, Т. Гоббса о естественных правах человека. Реформация в Германии (XVI в.). М. Лютер и его роль в развитии свободомыслия в делах веры.

Усиление борьбы за утверждение гуманистических идей в эпоху просвещения (XVIII в.) Политико-правовые концепции Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье о человеке как субъекте свободы, о правах человека и гражданина.

Концепции правового статуса личности, их нормативное закрепление в условиях буржуазных революций конца XVII в. Характеристика американской Декларации о независимости (1776 г.) и американского Билля о правах (1791 г.).

Французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.), её содержание и историческое значение. Формирование первого поколения прав человека.

Гражданский Кодекс Наполеона (1804 г.) и его значение для утверждения экономических предпосылок развития личности.

Проблема достоинства и прав человека в философских, политических и этических теориях конца XVIII-начала XIX в.в. (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах).

История правового статуса личности в России. Конституционный проект М.М. Сперанского. Отмена крепостного права и реформы конца XIX в., их роль для правового положения личности в России. Нарушения прав личности. Вклад в разработку проблемы правового статуса личности в России С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, С.А. Котляревского и других учёных и философов.

Роль в отстаивании прав человека в России первых русских марксистов во главе с Г.В. Плехановым.

Манифест 17 октября 1905 г. Февральская буржуазно-демократическая революция. Их роль в развитии прав и свобод личности в России.

Правовой статус личности в советский период. Комитет прав человека в СССР. Правозащитное движение в СССР.

Причины негативного советского опыта в отношении прав человека на российской земле.

Декларация прав и свобод человека СССР 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР 1991 г.

Тема 4. Конституция Российской Федерации, международные акты и российское законодательство о правовом статусе личности

Конституция Российской Федерации 1993 г. о правовом положении личности. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Устав ООН 1945 г. об утверждении веры в права человека.

Всеобщая Декларация прав человека 1948 г., её содержание, история создания.

Первый этап интернационализации прав человека. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., их содержание.

Начало Хельсинского процесса. Заключительный акт СБСЕ 1975 г., его содержание и историческое значение.

Существенные изменения в мире в конце XX в. Окончание «холодной войны» и противостояния двух военно-политических блоков. Социально-политические изменения в СССР, странах Восточной Европы и проблемы прав человека. Развитие Хельсинского процесса. Итоговый документ встречи 1980 г. Документ Венской встречи СБСЕ, его значение. Понятие «человеческое измерение СБСЕ», его содержание.

Документы Копенгагенского (1990 г.) и Московского (1991 г.) совещаний по человеческому измерению СБСЕ, их содержание.

Парижская Хартия для новой Европы 1990 г. и её роль в развитии прав человека.

Российское законодательство о конституционно-правовом статусе личности. Единство и различия в обозначении конституционно-правового статуса личности. Недостатки отечественного законодательства о конституционно-правовом статусе личности. Проблема имплементации в него международно-правовых норм.

1. «Человек», «личность», «гражданин»: соотношение понятий.

Понятие "человек" характеризует его как индивид биологического вида, говоря о человеке, мы подразумеваем его физиологические свойства, в этом смысле он является просто представителем живого мира.

"Личность" - понятие социальное, оно предполагает, что человек, обладающий личностными качествами, осознает себя, свое место в обществе и ответственность перед ним. Возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания.

"Гражданин" - понятие юридическое, оно предполагает, что у конкретного человека существует правовая связь с конкретным государством. Эта связь показывает, что государство за гражданином закрепляет максимальный объем прав и свобод, а граждане, в свою очередь, несут обязанности, например, уплачивать законно установленные налоги и сборы. Помимо граждан, на территории государства могут находиться и иностранные граждане, и лица без гражданства

(апатриды). Их объем прав и обязанностей всегда меньше, чем у граждан. Они лишены, например ряда политических и социально-экономических прав, таких как, право избирать и быть избранным, право на труд, на социальное обеспечение и т.п. Общее правило в отношении прав и свобод иностранных граждан сформулировано в части (ч.) 3 ст. 62 Конституции РФ: "Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ".

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное сосуществование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был личностью, гражданином.

2. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.

Правовой статус личности – юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Правовой статус личности представляет собой часть общественного статуса и относится к качеству человека и гражданина.

Правовой статус есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса.

Структура

В структуру понятия правового статуса входят также следующие элементы:


· правовые нормы, устанавливающие данный статус;

· правосубъектность;

· основные права и обязанности;

· законные интересы;

· гражданство;

· юридическая ответственность;

· правовые принципы;

· правоотношения общего типа.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным.

· Общий - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в конституции.

· Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

· Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности, совокупность статусов.

Классификация правовых статусов личности прежде всего проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают правовые статусы:

· общий, который включает в себя, помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и зафиксированные в международно-правовых документах;

· конституционный. Данный статус должен обладать устойчивостью, его существование длится до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве;

· отраслевой, который состоит из правомочий и иных компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы (гражданским, трудовым, административным правом и др.);

· родовой. Родовой статус личности выражает специфику правового положения конкретных категорий людей, имеющих какие-нибудь дополнительные субъективные права и обязанности;

· индивидуальный статус показывает особенности положения отдельного человека в зависимости от его возраста, профессии, пола, участия в управлении государственными делами и т. п.

Виды правового статуса. Различают:

· а) общий, или конституционный, статус гражданина;

· б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан;

· в) индивидуальный статус;

· г) статус физических и юридических лиц;

· д) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, беженцев;

· е) статус российских граждан, находящихся за рубежом;

· ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и др.;

· з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);

· и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).

3. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие, классификация.

Права человека - это охраняемая законом мера воможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека.

Права человека - универсальная категория, представляющая собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.

Правам человека присущи следующие признаки:

· они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

· складываются объективно и не зависят от государственного признания;

· принадлежат индивиду от рождения;

· имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);

· являются непосредственно действующими;

· признаются высшей социальной ценностью;

· выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

· представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

· их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был гражданином, личностью.

Права гражданина - это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные. Последние могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Свобода личности - это тоже право гражданина, но выражащее собой лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений в, чем-то.

Классификация

Права человека и гражданина весьма сложные и многообразные явления, которые могут классифицироваться в зависимости от следующих критериев:

1) исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод на три поколения

· первое поколение включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (XVII-XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название «негативных», т.е. выражающих независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (к ним, например, относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);

· второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к середине XX столетия под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурного статуса, под воздействием социалистических идей и стран. Данные права иногда называют «позитивными», ибо их реализация, в отличие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т.е. его «позитивного вмешательства» в их осуществление, создание необходимых обеспечивающих мер (к ним, например, относятся право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества и т.п.);

· третье поколение - права коллективные или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (к ним, например, относятся права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и проч.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм;

2) в зависимости от содержания на:

· гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоинства, тайну переписки, телефонных переговоров и др.);

· политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

· экономические (право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, на труд, отдых и др.);

· социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.);

· культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).

3) в зависимости от соподчиненности на: основные (участвовать в управлении обществом и государством) и дополнительные (избирательное право);

4) в зависимости от принадлежности лица к конкретному госу- дарству на: права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства;

5) в зависимости от степени распространения на: общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от социального, служебного положения, пола, возраста лица, а также других факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолених, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и проч.);

6) в зависимости от характера субъектов на: индивидуальны (право на жизнь, труд и т.п.) и коллективные (право на забастовку митинги и проч.);

7) в зависимости от роли государства в их осуществлении т. негативные (государство должно воздерживаться от конкретны действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);

8) в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности на:

права в сфере личной безопасности и частной жизни;

· права в области государственной и общественно-политической жизни;

· права в области экономической, социальной и культурной деятельности.

Основные обязанности человека и гражданина: понятие, классификация

Юридическая обязанность есть установленная законом мера должного, общественно необходимого поведения, а также вид (линия) поведения.

Это властная форма социальной регуляции, опирающаяся на "силовое" начало, т.е. на возможность государственного принуждения. В обязанностях выражаются как личные, так и общезначимые интересы. Через обязанность удовлетворяется интерес управомоченного в любом правоотношении.

Обязанности придают государству гражданскую устойчивость, равнозначную экологическому равновесию.

Обязанность - способ обеспечения прав, условие их реальности и эффективности. Если субъективное право - это сфера власти и свободы индивида, то юридическая обязанность - область необходимости и подчинения.

Функциональное назначение юридических обязанностей - корреспондировать субъективным правам, выполнять свою часть работы в общем механизме правового регулирования, направлять деятельность индивидов в нужное русло; а социальное - формировать должное правосознание и правовую культуру граждан, служить дисциплинирующим фактором, упрочивать законность и правопорядок в обществе.

В Конституции РФ обязанности граждан отражены весьма слабо. В ней зафиксирована лишь необходимость соблюдать Конституцию и законы, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому и культурному наследию, нести военную службу, защищать Отечество (ст. ст. 15, 44, 57 - 59).

4. Гарантии прав и свобод личности: понятие и виды.

Гарантии – это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. Их классификация может быть проведена по различным основаниям.

По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.

Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также организации, действующие под ее эгидой (ЮНЕСКО, МОТ), через различного рода международные программы и проекты.

Гарантии региональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Содружество Независимых Государств) осуществляются также через различные учреждения на основе соответствующих нормативно-правовых актов.

Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими материальными и организационными средствами.

Под автономными понимаются гарантии, получившие отражение в законодательстве составных частей федеративных государств (штатов, республик, областей, земель, провинций). Так, обеспечение прав и свобод берут на себя наряду с федеральными органами и субъекты Российской Федерации.

По содержанию и видам деятельности гарантии подразделяются на экономико-правовые (закрепление свободы экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, социальное партнерство), политико-правовые (механизм народовластия, разделение и равновесие властей, многопартийность, плюрализм мнений), социально-правовые (запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования) и правовые (наличие развитой системы законодательства, независимого правосудия, возможность получения квалифицированной юридической помощи, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом).

Правовые гарантии могут быть материальными (нормативные установления, определяющие условия реализации прав и свобод), идеальными (презумпция невиновности, юридические фикции), процессуальными (институты надзора и кассации, процедура приостановления и прекращения полномочий судей), технико-юридическими (конструкции, отражающие предоставительно-обязывающий характер правовых норм, конструкции гражданско-правовых исков, договоров).

В качестве правовой гарантии рассматривают и юридическую ответственность. Она состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершенное правонарушение, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

5. Теория и практика прав личности.

Задание к семинару.

Что же касается непосредственно эволюции содержания правового статуса в отечественной науке, то идея естественных, личных прав получает в России юридическое отражение только в конце XIX -- начале XX в. Только с отменой крепостного права крепостные получают полные права свободных сельских обывателей. Манифестом от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» на Правительство была возложена обязанность «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». 1 Монархическое устройство государства предопределяло тот факт, что политические права оставались практически недоступными для населения. Значительно ограничивалось («в целях, не противных законам, в пределах, установленных законом») право российских подданных устраивать собрания, образовывать общества и союзы, высказывать устно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами.

Более полный объем политических прав получает население только в результате Октябрьской социалистической революции. Конституция РСФСР 1918 г. предоставляла гражданам достаточно широкий круг важнейших политических прав и свобод. Была провозглашена свобода совести в отличие от закрепленной ранее свободы веры, т. е. было провозглашено право иметь любые религиозные убеждения или быть атеистом. Происходит отделение государства от церкви.

Если до Октябрьской революции в России речь шла о сословности правового статуса, то в период становления Советского государства правоспособность, объем прав, свобод и обязанностей зависели от принадлежности человека к тому или иному классу. Так, всю полноту политических прав, а, следовательно, и власти получили трудящиеся. В политических правах была ограничена буржуазия, что получило прямое закрепление в Основном Законе государства. Закон последовательно проводил в жизнь общий принцип предоставления демократических свобод только трудящимся. Так, классовость правового статуса выражалась в ст. 19 Конституции РСФСР, предоставлявшей трудящимся почетное право защищать революцию с оружием в руках, причем право носить оружие имели только трудящиеся, нетрудовые элементы были его лишены. Более того, Конституция РСФСР провозгласила «полное разоружение имущих классов» (п. «ж» ст. 3).

Конституция РСФСР 1925 г. сохранила тот же классовый подход к правовому положению граждан. Правовой статус граждан по принятии Конституции РСФСР 1937 г. изменился. По сути, сохранив положение, что «власть в РСФСР принадлежит трудящимся города и деревни» (ст. З), 1 она внесла существенные изменения в политические права и впервые в истории Российского государства закрепила социально-экономические права.

По мере упрочения социалистического строя расширялся и дополнялся правовой статус личности. В России впервые был установлен восьмичасовой рабочий день, введено бесплатное образование, признаны равные права за гражданами, независимо от их расовой и национальной принадлежности. Так, Конституция СССР 1936 г., намного опередив буржуазные государства, провозгласила право граждан на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости и в случае болезни или потери трудоспособности, равноправие мужчины и женщины во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.

Впервые на общечеловеческом, а не классовом подходе основываются конституции СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г. Связано это с тем, что к концу 1980-х годов строительство социализма считалось завершенным. Так, согласно ст. 2 этой Конституции «вся власть в РСФСР принадлежит народу». Помимо широких политических прав, развернутое закрепление получили и социально-экономические права: право на охрану здоровья, право на жилище, гарантированная свобода научного, технического и художественного творчества. Огромное влияние на развитие правового статуса граждан оказало закрепление наряду с обязанностью на труд права на труд.

Разрывы между формальным и фактическим положением личности возникают не только из-за имеющихся неправовых факторов, но и из-за несовершенства правовых систем, например, когда положения законов искажаются подзаконными актами, в частности инструкциями. Формы нарушения прав и свобод, которые определяют фактическое положение личности, бывают самыми разнообразными: внесудебные репрессии, запреты заниматься профессией, незаконные привилегии, «телефонное право», вторжение в частную жизнь, нарушение тайны личности, семейной жизни, в том числе прослушивание без санкции на это телефонных разговоров, и т. п. Так, советское государство, опираясь в основном на собственный аппарат, его понимание правовых проблем и способов их решения, нередко принимало законы, грубо нарушающие права личности, ставящие население в полную зависимость от произвола государства.

Гражданину долгое время отказывалось даже в праве судебного обжалования решений государственных органов и должностных лиц. Правовое регулирование механизма реализации права граждан на свободу собраний как нельзя лучше иллюстрирует нелегкий путь юридической науки и практики от формально-догматического подхода к объективно-реалистическому.

Качественно новый взгляд на природу прав и свобод человека начал утверждаться в российской конституционной практике еще до принятия Конституции 1993 г. Решающим этапом на этом пути стало принятие Верховным Советом РСФСР в ноябре 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина, положения которой вошли в качестве поправок в текст действовавшей тогда Конституции 1978 г. в качестве поправок 21 апреля 1992 г. Нынешняя Конституция РФ подвела итог процессу перехода от одной государственно-правовой идеологии к другой, привела все изменения в логически стройную, упорядоченную систему норм и принципов.

Провозглашенные в Конституции РФ права и свободы разительно отличаются от набора прав и свобод старых, советских конституций. Эти отличия касаются буквально всего: перечня прав, их формулирования и даже порядка их расположения в тексте Конституции. Одно из основных отличий социалистического подхода к конституционному оформлению прав личности от западно-демократического (термины условны) заключалось в том, что в социалистических конституциях во главу угла ставились социально-экономические права и свободы, а в конституциях западно-демократического толка -- права личные. Как знак восприятия западных традиций и ценностей конституционализма авторы Конституции РФ 1993 г. поставили в главе о правах и свободах на первое место личные права, на второе -- политические и только на третье -- социально-экономические права, назвав первым из них право частной собственности (ч. 1 ст. 35).

В последние годы в мировой конституционной практике помимо вышеуказанных основных категорий прав и свобод стали признаваться на конституционном уровне и иные новые виды прав и свобод, которые отражают тенденции расширения сферы конституционного регулирования, а также постоянного расширения числа жизненно важных ценностей человека, нуждающихся в конституционной защите.

Конституцией РФ заложены новые принципы правового положения человека и гражданина. Среди них прежде всего следует назвать принцип приоритета (высшей ценности) прав и свобод человека, непосредственного действия общепризнанных принципов и норм международного права на территории Российской Федерации, неотчуждаемости прав и свобод человека, прямого и непосредственного действия прав и свобод человека, равноправия (равенства перед законом и судом). Большинство из этих принципов не признавалось советской наукой государственного права как основанные на «буржуазных» теориях естественного права. Советская государственно-правовая доктрина исходила из того, что правами и свободами личность наделяет государство. Из этого логически вытекало, что государство могло и лишить человека «дарованных» ему прав, если это потребуют интересы того же государства.

В ныне действующей Конституции РФ обязанности граждан отражены весьма слабо. В ней зафиксирована лишь необходимость соблюдать Конституцию РФ и законы, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому и культурному наследию, нести военную службу, защищать Отечество (ст. 15,44,57--59). Между тем в международных пактах указываются и другие обязанности, почему-то не вошедшие в Конституцию РФ.

В целом конституционный статус личности реализуется далеко не полно и непоследовательно. Например, появились значительные группы людей (беженцы, мигранты, перемещенные лица) вообще без четкого правового статуса. Правовой статус личности существенно дестабилизируется в результате неурядиц, которые происходят сегодня в обществе, а именно: социальная напряженность, политическое противостояние, сложная криминогенная обстановка, рост преступности, экологические и технологические катастрофы, шоковые методы проведения реформ и т. д.

Вместе с тем было бы неправильно вести речь только о негативных моментах, имеющих место с правами личности в современной России, -- есть, и позитивные тенденции. Во-первых, под правовой статус личности подводится современная законодательная база, создаваемая с учетом международных критериев в данной области. Во-вторых, закладывается новая концепция взаимоотношений личности и государства с приоритетом личности как высшей социальной и моральной ценности. В-третьих, правовой статус очищается от идеологического и классового догматизма, тоталитарного сознания и мышления индивида как носителя этого статуса; он стал более адекватно отражать современные реалии. Осуществляется переход от командно-запретительных методов регламентации правового положения личности к дозволительно-разрешительным, от сковывающего централизма -- к разумной автономии и самостоятельности. Меняется соотношение и роль структурных элементов правового статуса: на первый план в нем выходят такие приоритеты, как права человека, достоинство личности, гуманизм, свобода, демократизм, справедливость. Сняты многие ограничения личной свободы индивида, провозглашен принцип «не запрещенное законом дозволено», усилена судебная защита прав граждан, действует презумпция невиновности. Наиболее ярко демократические изменения правового статуса личности выражаются в закреплении политических прав и свобод, позволяющих гражданину беспрепятственно выражать свои политические взгляды и интересы; усилении правовых гарантий прав личности на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; установлении права на судебную защиту прав и свобод, закрепленных законодательством РФ; установлении экологических прав как самостоятельного вида конституционных прав граждан России.

Существенной особенностью правового статуса личности в России явились конституционные новеллы, которые закрепили гарантии правового статуса личности, в том числе дополнительные гарантии личности на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Особого внимания в рамках вопроса эволюции правового статуса заслуживает принцип равноправия. Причем необходимо четко отличать принцип равноправия людей вообще от принципа равноправия граждан конкретного государства, поскольку объем прав и свобод у двух вышеуказанных категорий неодинаков. Конституция РФ 1993 г. сначала говорит о равноправии людей вообще (ч. 1 ст. 19), потом (ч. 2 ст. 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от природных и общественных свойств личности (расы, национальности, языка, местожительства, отношения к религии и т. д.). В ч. 2 говорится о запрете любых ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности. Третье значение равноправия раскрывается в ч. 3 ст. 19, где говорится о равноправии мужчины и женщины, а также о том, что мужчины и женщины имеют равные возможности для реализации своих прав.

Несмотря на классовый подход, уже Конституция РСФСР 1918 г. признавала равные права за гражданами, независимо от их расовой и национальной принадлежности. Однако в соответствии со ст. 23 Конституции РСФСР допускалось лишение отдельных лиц и групп лиц прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции.

В настоящее время лишение прав и свобод человека недопустимо. В то же время конституционная доктрина современных государств все же признает возможность существования некоторых различий в правах и обязанностях граждан, имеющих естественный характер: например, обязанность проходить военную службу в большинстве государств мира возлагается только на граждан мужского пола; особые конституционные права в последние десятилетия стали закрепляться за инвалидами, детьми, представителями малочисленных коренных народов и т. п.

Следует заострить внимание на развитии в России принципа равноправия мужчины и женщины. В течение многих веков на Руси отсутствовало законодательство, специально посвященное правовому положению женщин. Однако памятники древнерусского права, прежде всего Русская Правда, а также уставы, договоры, грамоты князей, церковные уставы, летописи свидетельствуют о том, что правовой статус женщин был очень ограничен. Но это не означает, что женщины были отстранены от участия в общественных и государственных делах. Только с утверждением в России абсолютной монархии в законодательстве стали появляться правовые нормы, характеризующие особенности правового статуса женщин. Особенно значительные перемены в этом отношении происходят со времен Екатерины II. Правовой статус личности в его эволюционном развитии в России характеризует сословность -- в дореволюционной России, классовость -- в период образования и становления советского государства, демократичность -- на современном этапе. Демократизация российского общества характеризуется расширением содержания прав и свобод, обеспечением реального равноправия всех лиц, проживающих на территории Российской Федерации.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ