Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

1. Введение

Надзор за исполнением законов в местах отбывания лишения свободы это объемный и сложный участок в деятельности прокуроров. Перед выездом для проведения проверки прокурору нужно определить конкретные цели проверки, длительность проверки, участников, привлекаемых для проведения проверки, изучить необходимую информацию (документы по предыдущим проверкам и принятые меры по выявленным нарушениям законности, результаты ведомственных проверок и т.п.) для лучшей ориентации в обстановке и более эффективного проведения проверки.

2. Предмет прокурорского надзора в местах лишения свободы

Предметом надзора ст. 32 Закона «О прокуратуре РФ» являются:

1. Законность нахождения задержанных лиц в местах содержания, предварительного заключения, исправительно-трудовых и других органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначенные судом;

2. соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей заключенных под стражу, задержанных, осужденных лиц подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания,

3. законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Прокурор, прежде всего, должен проверять законность пребывания граждан в местах содержания под стражей и других учреждениях, в которых они находятся вопреки своей воли, в принудительном порядке.

3. Поднадзорные прокурорам органы и учреждения

1) исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, исправительные центры и арестные дома);

2) уголовно-исполнительные инспекции ОВД;

3) дисциплинарные воинские части и гауптвахты воинских гарнизонов.

Законность нахождения лиц в учреждениях и органах предполагает также, что сроки задержания, действия меры пресечения, заключения под стражу, наказания в виде лишения, ограничения свободы, ареста -- не истекли. Истечение срока установленного законом или приговором суда означает, что содержание лица в учреждении или органе, является противоправным. Наряду с законностью водворения и содержания лиц в учреждениях и органах надзор охватывает и законность освобождения из них.

4. Значение прокурорского надзора за исполнением законов администрациями вышеназванных органов и учреждений

Значение прокурорского надзора за исполнением законов администрациями выше указанных органов и учреждений определяется тем, что в них находятся граждане, изолированные от общества, их личная неприкосновенность и другие права подвергнуты ограничениям. Возможности граждан находящихся в местах лишения свободы в отстаивании своих прав и законных интересов намного меньше по сравнению с возможностями находящихся на свободе, а возможности нарушений прав этих граждан со стороны администрации органов и учреждений, напротив, намного больше, чем лиц, находящихся на свободе.

Задачи, которые нужно решать при осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, наделила прокуроров обширными полномочиями, носящими властно-распорядительный характер. Их перечень содержится в ст. 33 Закона о прокуратуре РФ.

5. Полномочия позволяющие прокурорам выявлять нарушения законов и их причины

К таким полномочиям относятся:

Посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона;

Опрашивать задержанных, осужденных, и лиц заключенных под стражу, подвергнутых мерам принудительного характера;

Знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены, либо подвергнуты мерам, принудительного характера, с оперативными материалами;

Требовать от администрации создания условий, которые обеспечивают права задержанных, заключенных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

Отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель имеет право и обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, или в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

6. Полномочия прокурора по устранению выявленных нарушений

К полномочиям прокурора по устранению выявленных нарушений законов и предупреждению возможности их совершения в дальнейшей деятельности администрации поднадзорных органов и учреждений относятся следующие:

1. требование от администрации создания условий, обеспечивающих соблюдение прав задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

2. внесение протестов и представлений;

3. отмена дисциплинарных взысканий, наложенных в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных; немедленное освобождение их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора;

4. возбуждение уголовного дела или производства об административном правонарушении.

В целях выявления фактов необоснованных арестов и осуждения граждан, нарушений порядка, условий и установленных законом сроков из содержания под стражей, Генеральный прокурор РФ приказом № 67 от 15 декабря 1994 г. обязал прокуроров всех уровней обеспечить не реже одного раза в месяц проверки следственных изоляторов и принимать безотлагательные меры, к восстановлению нарушенных прав граждан, немедленному освобождению незаконно содержащихся под стражей и наказанию лиц, виновных в нарушении закона.

Прокурорами по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях являются руководители соответствующих прокуратур, в юрисдикцию которых входит осуществление надзора за исполнением законов администрациями исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации имеются отделы либо группы прокуроров, возглавляемые старшими помощниками прокуроров республик, краев, областей, по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. Основными их функциями являются осуществление надзора за исполнением законов в деятельности органов управления уголовно-исполнительной системой на уровне субъектов Федерации, администраций следственных изоляторов и контроль за работой прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Следует сказать, что несмотря на включение в содержание рассматриваемого направления прокурорской деятельности надзора за законностью нахождения лиц в местах содержания задержанных и соблюдение прав и обязанностей задержанных, в организационном отношении этот вид надзора по-прежнему (во всяком случае, на уровне нормативных актов Генеральной прокуратуры РФ) отнесен к надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

7. Проверка исполнения законов в местах лишения свободы

Проверка исполнения законов - одно из основных средств прокурорского надзора, применяемых в целях выявления правонарушений в местах содержания под стражей. Она включает посещение прокурором жилых и коммунальных объектов названных мест, ознакомление с документами, на основании которых лица подвергнуты задержанию и заключению под стражу, проверку соблюдения режима, порядка и условий их содержания, законности приказов, распоряжений и постановлений администрации, прием и проверку жалоб и заявлений. Знакомясь с документами, на основании которых лица содержатся под стражей, прокурор выясняет, в точном ли соответствии с законом они составлены, оформлены ли надлежащим образом, не истекли ли сроки содержания лиц под стражей. При этом прокурор не ограничивается лишь установлением наличия судебного решения или постановления о заключении под стражу того или иного лица; в его обязанность входит также проверить, насколько законно и обоснованно само лишение свободы.

Прокурор определяет:

Имелись ли основания для привлечения данного лица к уголовной ответственности;

Была ли необходимость в избрании именно этой, а не другой меры пресечения (статьи 89, 91, 96 УПК).

Особое внимание обращается на законность ареста и целесообразность дальнейшего содержания под стражей несовершеннолетних, престарелых, беременных женщин, малолетних детей, а также лиц, привлеченных к уголовной ответственности за менее тяжкие и средней тяжести преступления. прокурорский надзор лишение свобода

При обнаружении фактов, дающих основание сомневаться в обоснованности избрания меры пресечения в виде ареста, прокурор сообщает об этом соответствующему прокурору на предмет отмены или изменения данной меры.

Однако своей властью прокурор, осуществляющий надзор за местами содержания подозреваемых и обвиняемых, вправе и обязан немедленно освободить лицо из-под стражи в том случае, когда факт нарушения законности не вызывает сомнений. Руководствуясь статьей 11 УПК, такое решение прокурор принимает в отношении любого лица, если установлено, что оно содержится под стражей в отсутствии предусмотренных законом процессуальных документов, каковыми являются судебное решение, постановление следователя или лица, производящего дознание, санкционированное прокурором, или постановление прокурора, либо содержится под стражей свыше срока, предусмотренного законом.

Генеральный прокурор РФ потребовал от подчиненных прокуроров при проверках обращать особое внимание на факты унижения человеческого достоинства, жестокого обращения по отношению к осужденным со стороны работников этих учреждений, необоснованного водворения в штрафные изоляторы, обеспечения гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.

В приказе Генерального прокурора РФ № 8 от 26 февраля 1997 г. «О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах» отмечены наиболее существенные нарушения закона, допускаемые работниками исправительных учреждений, на выявление и устранение которых должны быть направлены первоочередные усилия прокуроров при осуществлении ими надзора. Однако круг вопросов, служащих предметом проверок, значительно шире. Проверки могут быть плановыми, носящими комплексный характер, при которых охватываются все стороны деятельности исправительного учреждения по исполнению наказания в виде лишения свободы, и целевыми, т.е. включающими только отдельные вопросы.

Соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых в местах лишения свободы является главным предметом прокурорской проверки. Правовое положение указанных лиц с процессуальной точки зрения определено уголовным судопроизводством. Вместе с тем оно определяется и общим правовым статусом их как граждан, права которых в части личной неприкосновенности гарантированы Конституцией. Исходя из этого, содержание и правовая регламентация режима в местах содержания под стражей имеют свои особенности по сравнению с режимом, установленным в исправительных учреждениях, что обусловлено существенными различиями в правовом положении категорий лиц, содержащихся под стражей. В отношении лиц, заключенных под стражу в порядке меры пресечения, режим предусматривает такую изоляцию и вытекающие из нее ограничения, которые необходимы в интересах расследования преступления и судебного рассмотрения дела. Поэтому прокурор, осуществляющий надзор, проверяет, как соблюдаются права подозреваемых и обвиняемых, детально регламентированные в Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Предоставление администрацией каких-либо льгот и поощрений, как и любое ужесточение порядка и условий содержания, не предусмотренных Законом, должно рассматриваться как серьезное нарушение законности, требующее реагирования прокурора вплоть до привлечения виновных к уголовной ответственности.

В процессе обхода жилых и коммунально-бытовых помещений прокурор опрашивает лиц о причинах, по которым они подвергнуты задержанию или аресту, и о возможном наличии у них жалоб и заявлений. Опрос позволяет выявить нарушения законности. Он проводится прокурором как в присутствии представителей администрации учреждения, так и без них. В необходимых случаях прокурор может предложить опрашиваемым написать заявление или объяснение.

Осуществляя надзор, прокурор:

1. проверяет исполнение законов сотрудниками, а также должностными лицами в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о правонарушениях;

2. требует для проверки соответствия закону приказы, распоряжения, инструкции и иные акты, информацию о принимаемых мерах по обеспечению законности.

3. проверяет законность применения администрацией мер дисциплинарного воздействия за нарушения установленного порядка содержания;

4. требует от должностных лиц и граждан устные и письменные объяснения по поводу нарушения закона.

5. Прокурор, установив нарушение закона, принимает исчерпывающие меры к его устранению, используя в указанных целях:

8. Постановления

Постановления и предложения (требования) прокурора относительно соблюдения законов по результатам проверок; протесты на противоречащие закону приказы, распоряжения, инструкции и иные акты администрации учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; представления об устранении нарушений закона и причин, им способствующих, в орган или должностному лицу, полномочному устранить нарушения закона. Постановление применяется при освобождении лиц, незаконно содержащихся под стражей, необоснованно водворенных в одиночную камеру или карцер, в зависимости от характера правонарушения прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении против виновных должностных лиц уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Право формулировать требования относительно задержанных и заключенных под стражу позволяет прокурору реагировать на нарушения законности немедленно по их выявлении и, что не менее важно, оперативно их устранять. Требования могут излагаться устно или письменно, причем устно, как правило, в тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть устранены непосредственно в ходе проверки. Когда устранение нарушений требует проведения определенных мероприятий, прокурор формулирует свои предложения в письменном виде. Сроки исполнения своих требований о соблюдении порядка и условий содержания, задержанных, и заключенных под стражу прокурор определяет в зависимости от конкретных обстоятельств.

9. Протест

В протесте прокурора могут содержаться требования об отмене акта либо приведении его в соответствии с законом, о восстановлении нарушенных прав. До рассмотрения протеста администрация места лишения свободы обязана приостанавливать действие опротестованного акта. Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

10. Представление

Представление - письменный акт прокурора, адресуемый в орган или должностному лицу, полномочному устранить нарушения закона. Оно, как правило, основывается на обобщенных данных о состоянии законности и направлено не только на устранение выявленных конкретных нарушений, но и на предупреждение их в будущем. По представлению прокурора не позднее чем в срок один месяц должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и о результатах сообщено прокурору в письменном виде.

11. Предотвращения или пресечения общественно-опасных действий со стороны лиц, лишенных свободы

В целях предотвращения или пресечения общественно-опасных действий со стороны лиц, лишенных свободы, к ним могут быть применены физическая сила, специальные средства, газовое и огнестрельное оружие. О каждом случае применения оружия администрация следственного изолятора обязана уведомить прокурора немедленно. Она же сообщает прокурору о всех фактах, когда в результате применения физической силы, специальных средств или оружия были причинены ранения либо наступила смерть содержащихся в изоляторах и иных лиц. Законность и обоснованность применения оружия проверяется прокурором при ознакомлении с материалами и заключениями служебных расследований либо устанавливается в ходе расследования уголовного дела, возбужденного по факту применения оружия.

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания, лишенных свободы лиц, подлежат обязательному исполнению администрацией учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Законодатель наделяет прокуроров особыми властно-распорядительными полномочиями: их требования подлежат исполнению независимо от того, обжалованы они или нет.

Прокурор, получивший жалобу или заявление о нарушении закона, обязан рассмотреть их в установленный законом срок и о принятом решении сообщить заявителю. Прокурор рассматривает жалобы и заявления, поступившие к нему через администрацию, на личном приеме, а также при опросе лиц, содержащихся в местах лишения свободы. При желании лицо, может изложить прокурору жалобу в отсутствие представителя администрации, места лишения свободы.

Учитывая, что лишенные свободы лица находятся в условиях строгой изоляции, поступающие от них жалобы и заявления о нарушении их прав, унижении человеческого достоинства, фактах произвола подлежат особо тщательной проверке, а наиболее серьезные из них с выездом на место.

12. Заключение

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, является нарушением законности и влечет за собой установленную законом ответственность. Характер ответственности (уголовная или дисциплинарная) определяется в каждом конкретном случае с учетом мотивов неисполнения требований прокурора, причин и последствий, наступивших в результате такого неисполнения. При отсутствии действий (бездействий) должностного лица прокурор может возбудить против него дисциплинарное производство.

13. Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Приказ Генерального прокурора РФ от 22 мая 1996 № 30.

2. Об усилении прокурорского надзора за законностью правовых актов субъектов Российской федерации: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 18 июля 1997 № 42.

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ

Литература

1. Александров Ю. К. Если вам дали срок …: справочник осужденного / Александров Юрий Константинович. -- М., Права человека, 1999. -- 200 с. -- 2 000 экз. ISBN 507712-01111-1.

2. Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов, с приложением нормативных актов. - М.: Издательство «Зерцало», 2000. С. 172.

3. Мыцыков А.Я. Прокурорский надзор за исполнением законов (возможности и пределы) // Прокурорская и следственная практика. 1998. № 3. С. 29.

4. Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.П. Химичевой. М.: ЮНИТИДАНА, Закон и право, 2001. 517 с.

5. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под ред. А. А. Чувилева. М.: "Юристъ" 2000. С. 118.

6. Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. заслуж. юриста РФ, д.ю.н., пооф. А.Я. Сухарева. М.: Издательство "Норма", 2003. С. 204.

Сущность задачи и правовая основа прокурорского надзора в местах лишения свободы стр. Предмет и объекты прокурорского надзора за исполнением законов в местах лишения свободы стр. Акты прокурорского реагирования на установленные нарушения законов в местах лишения свободы стр.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE \* MERGEFORMAT 3

Частное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

«Балтийский Гуманитарный Институт»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра «Уголовного и уголовно-процессуального права»

Дисциплина «Прокурорский надзор»

Реферат на тему: «Прокурорский надзор за исполнением законов

В местах лишения свободы»

Выполнила: студентка 4 курса

Заочного отделения группа № ________

Невицкая Виктория Юрьевна

Направление: юриспруденция

Проверил:

К.ю.н. доц., В.С. Харламов

Отметка о зачете_______________

Подпись:__________________

«____»________2015г.

Санкт-Петербург

2015

Введение

стр. 3

Сущность, задачи и правовая основа прокурорского надзора в местах лишения свободы

стр. 4

Предмет и объекты прокурорского надзора за исполнением законов в местах лишения свободы

стр. 8

Акты прокурорского реагирования на установленные нарушения законов в местах лишения свободы

стр.16.

Заключение

стр. 19

Список использованной литературы

стр. 21

Приложение.

Примеры актов прокурорского реагирования и принятые по ним решения

1). Представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства

стр. 1-6

2). Протест на постановление начальника исправительного учреждения о наложении дисциплинарного взыскания

стр. 7-10

3) Представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства

стр. 11-16

  1. Введение

В системе государственных органов, функционально связанных с противодействием преступности, значимую роль выполняют учреждения уголовно-исполнительной системы.

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу выделен в ст. 1 «Закона о прокуратуре» в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры.

Проводимыми надзорными мероприятиями специализированной прокуратурой ежегодно выявляются нарушения закона, при этом наибольшее их число касается вопросов бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных, организаций и проведения воспитательной работы с осужденными, а также обеспечения требований режима исправительных учреждений. Выявляются случаи вступления сотрудников исправительных учреждений, следственных изоляторов в запрещенные связи с осужденными.

Одной из сторон, негативно влияющих на состояние законности в местах лишения свободы, являются серьезные недостатки в деятельности администрации этих учреждений, не соблюдающей должным образом требования законов при исполнении наказаний.

2. Сущность, задачи и правовая основа прокурорского надзора в местах лишения свободы.

Выделение этого надзора в самостоятельное направление обусловлено важностью обеспечения прав и свобод лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Лица, лишённые свободы имеют меньше возможности предпринимать доступные всем гражданам меры для защиты своих прав и интересов, поэтому надзорная деятельность прокурора выступает в качестве гарантии их охраны.

Гарантией предупреждения и своевременного устранения нарушений прав и интересов осужденных к лишению свободы является проведение прокурором проверок в учреждениях и органах, где они содержатся, систематически, независимо от наличия данных о нарушениях законности.

Задачи рассматриваемого направления прокурорского надзора определены в приказе Генерального прокурора РФ от 16 января 2014 года
№ 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Прокурорам предписывается при проверках состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с осужденными.

Требуется организовать жесткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законности, не оставлять без реагирования факты неисполнения администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов предписаний прокуратуры.

Прокурорский надзор должен быть направлен на то, чтобы содержание лиц в исправительных и иных учреждениях и органах, исполняющих наказание, осуществлялось в соответствии с предусмотренными основаниями и с соблюдением установленного порядка, условий содержания, обеспечения прав и обязанностей этих лиц.

В ст. 3 «Закона о прокуратуре Российской Федерации» содержится положение, в соответствии с которым правовую основу организации и деятельности органов прокуратуры составляют Конституция Российской Федерации (далее по текст - Конституция), данный Федеральный Закон, другие Федеральные законы и международные договоры Российской Федерации.

Международные договоры РФ содержат достаточно большое количество норм, регламентирующих организацию и деятельность органов прокуратуры. К подобного рода нормативным актам необходимо, например, отнести Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, заключенную в Риме в 1950 году, Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, и другие международные договоры регламентирующие отношения по гражданским, семейным и уголовным делам.

Конституция определяет принципы организационного построения и непосредственной деятельности самой прокуратуры. В Конституции определены принципиальные вопросы организационного построения системы органов прокуратуры.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются ФЗ от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», (далее по тексту – Закон о прокуратуре). В этом Законе о прокуратуре определены цели и задачи деятельности органов прокуратуры, ее основные функции, принципы организации и работы, система и структура органов прокуратуры, полномочия Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров, порядок назначения и освобождения их от должности. Закон о прокуратуре определяет предмет прокурорского надзора относительно каждого из его основных направлений (отраслей), полномочия прокурора и средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. В нем также содержатся нормы, устанавливающие порядок прохождения службы в органах прокуратуры, ее кадровый состав, меры правовой и социальной защиты сотрудников.

Деятельность прокурора по отдельным направлениям регламентируется нормами, содержащимися в иных федеральных законах.

Среди них Закон Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Полномочия прокурора по осуществлению надзорной деятельности за учреждениями и органами, исполняющими наказание в виде лишения свободы, закреплены в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.

Важную роль в организации и деятельности прокуратуры играют нормативные правовые акты, исходящие от Генерального прокурора РФ. Закон о прокуратуре предоставляет Генеральному прокурору РФ право издавать обязательные для исполнения всеми сотрудниками прокуратуры приказы, распоряжения, указания и инструкции, определяющие и разъясняющие вопросы организации деятельности органов прокуратуры, а также реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников. Надзорная деятельность прокуратуры за исполнением законов в местах лишения свободы закреплена в Приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2014 №6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

3.Предмет и объекты прокурорского надзора

за исполнением законов в местах лишения свободы

Предметом надзора ст. 32 Закона «О прокуратуре РФ» являются:

1.Законность нахождения лиц в местах содержания, органах и учреждениях, исполняющих наказание.

2.Соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания.

Прокурор, прежде всего, должен проверять законность пребывания осужденных в учреждениях, в которых они находятся вопреки своей воли, в принудительном порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Под законностью нахождения лиц в исправительных, иных органах и учреждениях, исполняющих наказание, в более широком смысле следует понимать: законность помещения в учреждения и органы; законность содержания в них; законность освобождения.

Отнесение к предмету прокурорского надзора соблюдения прав и обязанностей осужденных свидетельствует об усилении в современных условиях правозащитной функции прокуратуры. Эти лица остаются гражданами РФ и наделены правами и обязанностями, предусмотренными Конституцией, с ограничениями, строго регламентированными законодательством.

Составной частью предмета прокурорского надзора является соблюдение обязанностей осужденными к лишению свободы.

Основные обязанности осужденных определены в ст. 11 УИК РФ. На них возлагается исполнять установленные законодательством России обязанности граждан РФ, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Осужденные обязаны также неуклонно соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

Порядок исполнения обязанностей осужденных, содержащихся в соответствующих учреждениях, вытекают из требований законов, регламентированных ведомственными нормативными актами, основными из которых являются Правила внутреннего распорядка соответствующих учреждений. В них, например, предусмотрено, что лица, в них содержащиеся, обязаны соблюдать распорядок дня, установленный в учреждении, бережно относиться к имуществу и т.д. Следует иметь в виду и такой нормативный акт, как Положение «Об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний», утвержденное Приказом Министерства юстиции РФ от 30.12.2005 № 259.

При осуществлении надзора прокурор определяет не только законность действий осужденных относительно соблюдения правил, определяющих порядок и условия их содержания, но и законность действий администрации, обеспечивающей соблюдение законодательства о порядке и условиях содержания.

Поднадзорные прокурорам органы и учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы, определены пп. 9, 10 ст. 16 УИК РФ, это исправительные колонии общего, строгого и особого режима, воспитательные колонии, колонии-поселения, тюрьмы, а в отношении лиц, указанных в ст. 77 УИК РФ, следственные изоляторы.

Законность нахождения лиц в учреждениях и органах предполагает также, что сроки наказания в виде лишения — не истекли. Истечение срока установленного законом или приговором суда означает, что содержание лица в учреждении или органе, является противоправным. Наряду с законностью водворения и содержания лиц в учреждениях и органах надзор охватывает и законность освобождения из них.

4. Полномочия прокурора и организация работы по осуществлению надзора за исполнением законов в местах лишения свободы.

Значение прокурорского надзора за исполнением законов администрациями выше указанных органов и учреждений определяется тем, что в них находятся граждане, изолированные от общества, их личная неприкосновенность и другие права подвергнуты ограничениям. Возможности граждан находящихся в местах лишения свободы в отстаивании своих прав и законных интересов намного меньше по сравнению с возможностями находящихся на свободе, а возможности нарушений прав этих граждан со стороны администрации органов и учреждений, напротив, намного больше, чем лиц, находящихся на свободе.

Задачи, которые нужно решать при осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, наделила прокуроров обширными полномочиями, носящими властно-распорядительный характер. Их перечень содержится в ст. 33 Закона о прокуратуре.

К полномочиям прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов в местах лишения свободы относятся:

  1. Посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 Закона о прокуратуре. Данное право предусмотрено и в ст. 24 УИК РФ. Закон о прокуратуре не ограничивает прокурора временем посещения указанных учреждений, следовательно, он сам определяет время посещения.
  2. Опрашивать осужденных к лишению свободы. Опрос указанных лиц является так же средством предупреждения нарушений законности в деятельности учреждений и органов, где эти лица содержаться. Путем опроса могут быть выявлены таки существенные нарушения закона, как применение к осужденным недозволенных методов применения в нарушении закона специальных средств и физической силы.
  3. Знакомиться с документами, на основании которых эти лица осуждены, либо подвергнуты мерам, принудительного характера, с оперативными материалами. Это полномочие важно, поскольку позволяет выявить неправильное применение мер взыскания и другие существенные нарушения норм закона.
  4. Требовать от администрации создания условий, которые обеспечивают права осужденных, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 настоящего Закона о прокуратуре, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается.
  5. Отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа.

К полномочиям прокурора по устранению выявленных нарушений законов и предупреждению возможности их совершения в дальнейшей деятельности администрации поднадзорных органов и учреждений относятся следующие:

  1. требование от администрации создания условий, обеспечивающих соблюдение прав осужденных;
  2. внесение протестов и представлений;
  3. отмена дисциплинарных взысканий, наложенных в нарушение закона на осужденных, немедленное освобождение их своим постановлением из штрафного изолятора;
  4. возбуждение уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Прокурорами по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях являются руководители соответствующих прокуратур, в юрисдикцию которых входит осуществление надзора за исполнением законов администрациями исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации имеются отделы либо группы прокуроров, возглавляемые старшими помощниками прокуроров республик, краев, областей, по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. Основными их функциями являются осуществление надзора за исполнением законов в деятельности органов управления уголовно-исполнительной системой на уровне субъектов Федерации, администраций следственных изоляторов и контроль за работой прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Проверка исполнения законов – одно из основных средств прокурорского надзора, применяемых в целях выявления правонарушений в местах лишения свободы. Она включает посещение прокурором жилых и коммунальных объектов названных мест, ознакомление с документами, проверку соблюдения режима, порядка и условий их содержания, законности приказов, распоряжений и постановлений администрации, прием и проверку жалоб и заявлений.

Генеральный прокурор РФ потребовал от подчиненных прокуроров при проверках обращать особое внимание на факты унижения человеческого достоинства, жестокого обращения по отношению к осужденным со стороны работников этих учреждений, необоснованного водворения в штрафные изоляторы, обеспечения гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.

В приказе Генерального прокурора РФ № 6 от 16 января 2014 отмечены наиболее существенные нарушения закона, допускаемые работниками исправительных учреждений, на выявление и устранение которых должны быть направлены первоочередные усилия прокуроров при осуществлении ими надзора. Однако круг вопросов, служащих предметом проверок, значительно шире. Проверки могут быть плановыми, носящими комплексный характер, при которых охватываются все стороны деятельности исправительного учреждения по исполнению наказания в виде лишения свободы, и целевыми, т.е. включающими только отдельные вопросы.

Соблюдение прав лиц, находящихся в местах лишения свободы, является главным предметом прокурорской проверки. Предоставление администрацией каких-либо льгот и поощрений, как и любое ужесточение порядка и условий содержания, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, должно рассматриваться как серьезное нарушение законности, требующее реагирования прокурора вплоть до привлечения виновных к уголовной ответственности.

В процессе обхода жилых и коммунально-бытовых помещений прокурор опрашивает лиц, осужденных к лишению свободы, о возможном наличии у них жалоб и заявлений. Опрос позволяет выявить нарушения законности. Он проводится прокурором как в присутствии представителей администрации учреждения, так и без них. В необходимых случаях прокурор может предложить опрашиваемым написать заявление или объяснение.

Осуществляя надзор, прокурор:

1.проверяет исполнение законов сотрудниками, а также должностными лицами в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о правонарушениях;

2.требует для проверки соответствия закону приказы, распоряжения, инструкции и иные акты, информацию о принимаемых мерах по обеспечению законности.

3.проверяет законность применения администрацией мер дисциплинарного воздействия за нарушения установленного порядка содержания;

4. требует от должностных лиц и граждан устные и письменные объяснения по поводу нарушения закона.

5.Прокурор, установив нарушение закона, принимает исчерпывающие меры к его устранению.

При проведении комплексных проверок прокурору необходимо выяснить:

  • законность нахождения осужденных в местах отбывания лишения свободы;
  • соблюдение требований закона о раздельном содержании осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях;
  • законность и обоснованность перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую;
  • соответствие режима содержания осужденных видам исправительных учреждений;
  • соблюдение требований закона об условиях отбывания наказания (материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение и др.);
  • соблюдение требований закона при привлечении к труду осужденных к лишению свободы, правил охраны труда, а также при обеспечении профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы;
  • соблюдение требований закона, регулирующих воспитательное воздействие на осужденных;
  • законность оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях;
  • обеспечение прав осужденных при использовании технических средств надзора и контроля;
  • законность и обоснованность применения администрацией в отношении осужденных при оказании ими сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения и в других случаях физической силы, специальных средств и оружия;
  • состояние борьбы с преступлениями и иными нарушениями в исправительных учреждениях; соблюдение требований уголовно-процессуального законодательства о производстве неотложных следственных действий;
  • соблюдение администрацией исправительных учреждений требований закона о порядке представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания осужденных или о замене им не отбытой части наказания более мягким видом наказания, о порядке применения амнистии;
  • соблюдение администрацией исправительных учреждений требований закона о порядке разрешения жалоб и заявлений осужденных;
  • законность приказов, распоряжений, постановлений администрации исправительных учреждений;
  • выполнение администрацией исправительных учреждений обязанностей по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных.

4. Акты прокурорского реагирования на установленные нарушения закона в местах лишения свободы.

Акты прокурорского реагирования - это предусмотренные «Законом о прокуратуре РФ» формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений. Закон в качестве таковых предусматривает протест прокурора (ст. 23), представление прокурора (ст. 24), постановление прокурора (ст. 25), предостережение о недопустимости нарушения закона, информацию о несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции РФ. Путем их применения прокурор реализует такие полномочия, как опротестовывание противоречащих закону правовых актов, устранение нарушений закона, принятие мер к привлечению виновных к уголовной или административной ответственности путем возбуждения уголовных дел или производства об административном правонарушении, предупреждение нарушений закона.

Будучи предусмотренными в Законе, акты прокурорского реагирования имеют процессуальный характер. Они составляются по определенной форме, вносятся в определенные адресаты. Закон определяет порядок внесения и рассмотрения актов прокурорского реагирования, права и обязанности прокурора и лиц, рассматривающих эти акты. Ряд общих требований, предъявляемых к актам прокурорского реагирования, определяется приказом Генерального прокурора РФ № 195 от 07.12.2007. Так, в соответствии с п.16. вышеуказанного приказа в документах прокурорского реагирования излагается правовая сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц. Прокурор обязан принимать участие в рассмотрении внесенных актов прокурорского реагирования, контролировать фактическое устранение нарушений законов, принципиально реагировать на неисполнение требований.

Постановления прокурора относительно соблюдения законов по результатам проверок; протесты на противоречащие закону приказы, распоряжения, инструкции и иные акты администрации учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; представления об устранении нарушений закона и причин, им способствующих, в орган или должностному лицу, полномочному устранить нарушения закона. Постановление применяется при освобождении лиц, незаконно содержащихся под стражей, в зависимости от характера правонарушения прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении против виновных должностных лиц уголовного дела или производства об административном правонарушении.

В протесте прокурора могут содержаться требования об отмене акта либо приведении его в соответствии с законом, о восстановлении нарушенных прав. До рассмотрения протеста администрация места лишения свободы обязана приостанавливать действие опротестованного акта. Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Представление – письменный акт прокурора, адресуемый в орган или должностному лицу, полномочному устранить нарушения закона. Оно, как правило, основывается на обобщенных данных о состоянии законности и направлено не только на устранение выявленных конкретных нарушений, но и на предупреждение их в будущем. По представлению прокурора не позднее чем в срок один месяц должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и о результатах сообщено прокурору в письменном виде.

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания, лишенных свободы лиц, подлежат обязательному исполнению администрацией учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Законодатель наделяет прокуроров особыми властно-распорядительными полномочиями: их требования подлежат исполнению независимо от того, обжалованы они или нет.

Прокурор, получивший жалобу или заявление о нарушении закона, обязан рассмотреть их в установленный законом срок и о принятом решении сообщить заявителю. Прокурор рассматривает жалобы и заявления, поступившие к нему через администрацию, на личном приеме, а также при опросе лиц, содержащихся в местах лишения свободы. При желании лицо, может изложить прокурору жалобу в отсутствие представителя администрации, места лишения свободы.

Учитывая, что лишенные свободы лица находятся в условиях строгой изоляции, поступающие от них жалобы и заявления о нарушении их прав, унижении человеческого достоинства, фактах произвола подлежат особо тщательной проверке, а наиболее серьезные из них с выездом на место.

5. Заключение

В работе рассмотрены особенности надзора за законностью исполнения наказаний в виде лишения свободы. Надзор за исполнением законов в местах отбывания лишения свободы представляет наиболее объемный и сложный участок в деятельности прокуроров.

Статья 22 Уголовно-исполнительного кодекса закрепляет, что прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами. Глава 4 «Закона о прокуратуре РФ» закрепляет порядок осуществления надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, определяет предмет надзора, полномочия прокурора и говорит об обязательности исполнения постановлений и требований прокурора.

В учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, до сих пор остаётся кризисная ситуация, характеризующаяся нарастанием социально-психологической напряженности, ухудшением материально-бытового и санитарно-медицинского обеспечения осужденных. Условия содержания осужденных к лишению свободы не всегда обеспечивают уважение человеческого достоинства, имеют место случаи произвола и грубости со стороны сотрудников исправительных учреждений, вступления их в запрещенные связи с осужденными. Не обеспечивается право осужденных на личную безопасность.

В связи с вышесказанным, следует отметить, что осуществление прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания с целью соблюдения законности, прав и обязанностей осужденных, соответствия издаваемых администрациями актов Конституции и федеральным законам имеет очень важное значение именно сегодня, когда криминогенная обстановка в нашей стране ухудшилась, увеличилось количество преступлений, выросло число лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых вынесен обвинительный приговор или назначены меры принудительного характера.

Поэтому, основным направлением деятельности прокуратуры по надзору за исполнением законов в местах лишения свободы будет продолжение работы, направленной на повышение эффективности прокурорского надзора в сфере обеспечения правопорядка и законности в деятельности исправительных учреждений, соблюдения законных прав осужденных отбывающих наказание в учреждениях, а также сотрудников уголовно-исполнительной системы.

6. Список литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1 (в ред. от 05.10.2015) «О прокуратуре Российской Федерации», www.consultant.ru
  3. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 (в ред. от 20.04.2015) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», www.consultant.ru
  4. Приказ Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 (в ред. от 01.07.2015) «Об организации надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», www.consultant.ru
  5. Приказ Генерального прокурора РФ от 16.01.2014 № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», www.consultant.ru
  6. Приказ Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 (в ред. от 01.07.2015) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», www.consultant.ru
  7. Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ, с изменениями и дополнениями на 20.11.2014.

Литература

1. Н.В. Ласкина, Прокурорский надзор. Учебник, Издательство "Юстицинформ"-М, 2012 г.: ISBN: 978-5-7205-1093-0, www.litres.ru

2. Прокурорский надзор. Учебник для бакалавров. 11-е издание переработанное и дополненное. Под общей редакцией профессора Ю.Е. Винокурова. © ООО «Издательство Юрайт», 2014 - М.: ISBN 978-5-9916-3477-9, static . ozone . ru

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

4120. Прокурорский надзор и судебный контроль за исполнением законов органами предварительного расследования 72.09 KB
Предмет исследования в совокупности составили теоретические понятия и принципы, характеризующие прокурорский надзор и судебный контроль за исполнением законов органами предварительного расследования; особенности осуществления данной деятельности.
14171. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних 23.18 KB
Сущность и задачи надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних. Надзор прокурора за исполнением законодательства об образовании и труде несовершеннолетних. Надзор за исполнением законодательства по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних.
19573. Профилактика виктимности и перспективы совершенствования системы мер предупреждения виктимного поведения в местах лишения свободы 68.6 KB
Прямым следствием криминализации общественных отношений при отбывании лишения свободы выступает виктимизация осужденных. Стоит исключить из процесса криминализации осужденных жертв преступлений, и она станет утрачивать свое содержание - общественную опасность и вредоносность.
17514. Особенности социальной работы с несовершеннолетними, отбывшими наказание в виде лишения свободы и осужденными без лишения свободы 37.08 KB
Несовершеннолетние отбывшие наказание в виде лишения свободы и осужденные без лишения свободы как объект социальной работы. Нормативно-правовые основы социальной работы с несовершеннолетними отбывшими наказание в местах лишения свободы и осужденными без лишения свободы.
14063. Прокурорский надзор 14.06 KB
Основная сущность прокурорского надзора.Основные цели и задачи прокурорского надзора.Основные отрасли прокурорского надзора. Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности его отличие от других видов деятельности как прокуратуры так и иных государственных органов определяется содержанием этой деятельности которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения требований законов соответствия иных правовых актов закону и устранении...
18591. Прокурорский надзор за законностью в уголовном судопроизводстве 113.87 KB
Исследования в области соблюдения учетно-регистрационной дисциплины в органах уголовного преследования показали что граждан по-прежнему лишают доступа к правосудию отказывая в принятии заявлений и возбуждении уголовных дел. Анализ работы следственных подразделений органов КНБ показал что по-прежнему нарушаются сроки следствия. опрос 200 прокуроров из разных регионов страны показал что примерно у трети из них отсутствует чёткое представление о выполняемых ими функциях Приложение А. Например недооценка прокурорами необходимости...
5871. Прокурорский надзор. Сущность и задачи прокурорского надзора 41.05 KB
Основные исторические закономерности возникновения прокуратуры как института государства. Принципы организации и деятельности прокуратуры. Система и структура органов прокуратуры. История создания и возникновения прокурорского надзора Основные исторические закономерности возникновения прокуратуры как института государства Возникновение прокурорского надзора в России Основные исторические закономерности возникновения прокуратуры как института государства Прокуратура возникла...
12404. Аспекты исполнения пожизненного лишения свободы 49.17 KB
Пожизненное лишение свободы как вид уголовного наказания. Эволюция института пожизненного лишения свободы в Российском законодательстве. Пожизненное лишение свободы – понятие сущность признаки. Пожизненное лишение свободы как альтернатива смертной казни.
14030. Проблемы применения пожизненного лишения свободы 47.74 KB
Пожизненное лишение свободы как вид уголовного наказания. История развития законодательства по применению пожизненного лишения свободы.Уголовно правовая характеристика преступлений за которые предусмотрено пожизненное лишение свободы. Проблемы применения пожизненного лишения свободы.
14185. Надзор за исполнением законодательства 41.63 KB
Сложные взаимосвязи природы и человека в конечном счете опосредуются рациональным природопользованием выполнением специальных мероприятий исключающих или минимизирующих вред окружающей природной среде сопровождающий производственную активность людей; д надзор за исполнением законов о предпринимательской и иной экономической деятельности. Избирательность общенадзорной деятельности прокуратуры проявляется в выделении приоритетных направлений надзора в сосредоточении внимания прокуроров на актуальных проблемах соблюдения тех или иных...

Целью уголовно-исполнительной политики государства является исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Исправление осужденных - это основная функция федерального законодательства об исполнении уголовных наказаний . Она определена также требованиями международных стандартов обращения с осужденными и ее осуществление является непосредственной задачей учреждений и органов, исполняющих наказания .

Задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ заключаются в регулировании порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определении средств исправления осужденных, охране их прав , свобод и законных интересов, оказании осужденным помощи в социальной адаптации.

В последние годы в системе органов, осуществляющих исполнение наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом , произошли существенные изменения. Согласно принятым законодательным документам учреждения уголовно-исполнительной системы были переданы в ведение Министерства юстиции РФ.

В целом уголовно-исполнительное законодательство РФ приведено в соответствие с международными требованиями, ориентированными на уважение и соблюдение прав и свобод личности , исключение обращений, унижающих человеческое достоинство, соответствующее медико-санитарное обслуживание.

Несмотря на произошедшие в уголовно-исполнительной системе преобразования, и по сей день существует множество негативных проявлений в учреждениях пенитенциарной системы РФ. В связи с этим на органы прокуратуры ложится важная задача, нацеленная на своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности и режима содержания, прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы . Прокурорский надзор является в данном случае одной из важнейших правовых гарантий.

Среди общих задач прокурорского надзора в рассматриваемой отрасли следует выделить борьбу с преступностью и охрану общества от преступных посягательств. К специальным задачам следует отнести не только надзор за исполнением срока наказания, но и наблюдение за тем, чтобы приговор был реализован в точном соответствии с назначенным наказанием, требованиями законов . Не следует допускать незаконного разрешения вопросов, возникающих в процессе исправительной практики, в ущерб закону и основным принципам и нормам международного законодательства. Необходимо бороться с преступными проявлениями в исправительных учреждениях, предупреждать преступления и иные правонарушения , выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, обеспечивать охрану прав и законных интересов осужденных.

Предметом надзора за законностью исполнения наказания и иных мер принуждения, назначаемых судом, являются:

  1. законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
  2. соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
  3. законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы;
  4. законность приказов, распоряжений администрации, а также их действий и решений.

Осуществляя надзорную деятельность, прокуроры не должны вмешиваться в организационно-распорядительную и хозяйственную деятельность администрации поднадзорных объектов, к которым относятся исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы, следственные изоляторы, изоляторы временного содержания, арестные дома, воспитательные колонии, колонии-поселения, лечебные исправительные учреждения, дисциплинарные воинские части, гауптвахты для осужденных военнослужащих ; уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры (ст. 16 УИК).

При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и иные назначенные судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений прокурор вправе:

  • посещать в любое время эти органы и учреждения;
  • опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
  • знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, и оперативными материалами;
  • требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях . До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрации учреждения приостанавливается;
  • отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освобождать своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо подвергнутого в нарушение закона задержанию , предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих назначенное судом наказание, связанное с лишением свободы

Прокурор знакомится также с материалами медицинской службы, касающимися физического состояния осужденных, наличия заболеваний, смертности, проверяет санитарно-гигиенический комплекс (бани, прачечные, столовые и т. д.).

Проверка личных дел осужденных должна быть направлена на выяснение вопросов законности и обоснованности их содержания; назначения его режима; применения мер взыскания. Все назначенные администрацией исправительного учреждения взыскания должны быть мотивированы.

После этого прокурор приступает к проверке штрафных и следственных изоляторов. Здесь он проверяет законность и обоснованность водворения осужденных в изолятор, а также правильность оформления документов, послуживших основанием для данного действия. В личных делах лиц, помещенных в штрафные изоляторы, должны содержаться постановление администрации о водворении, акт совершенного проступка, объяснение осужденного, заключение врача о возможности содержания осужденного в штрафном изоляторе.

Осуществляя обход жилых зон и помещений, прокурор опрашивает осужденных об имеющихся жалобах, условиях содержания, труда. Осужденным заранее должно быть объявлено о личном приеме прокурором. Последний проверяет законность и обоснованность приказов и распоряжений администрации исправительного учреждения.

Важным средством предотвращения нарушений закона является своевременное рассмотрение и разрешение жалоб осужденных администрацией исправительного учреждения. В этом отношении прокурор должен также выяснить, имеют ли осужденные возможность подавать жалобы, надлежащим ли образом администрация реагирует на них и т. д.

Среди правовых средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения правил содержания осужденных необходимо выделить следующие: а) постановления прокурора, отменяющие незаконные распоряжения администрации исправительного учреждения; б) представления об устранении нарушений законности, а также причин и условий, способствующих нарушению закона; в) приостановление и опротестование незаконных приказов и распоряжений администрации; г) привлечение к уголовной и дисциплинарной ответственности виновных лиц.

Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

В соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений » надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры согласно Закону о прокуратуре .

Администрация мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых обязана выполнять постановления соответствующего прокурора, касающиеся установленного законом порядка содержания указанных лиц.

Федеральным законодательством определены следующие места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, следственные изоляторы органов Федеральной службы безопасности РФ , изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых соответственно органов Министерства внутренних дел РФ и Пограничных войск РФ.

Основаниями для помещения подозреваемого или обвиняемого в следственный изолятор или изолятор временного содержания являются:

  • судебное решение (приговор , определение, постановление суда) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, вынесенное в порядке, установленном УПК, либо надлежаще оформленная из него выписка. В тех случаях, когда в следственный изолятор представляется выписка из приговора (определения, постановления) суда об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу, в ней должны быть указаны полные установочные данные лица, в отношении которого применяется эта мера пресечения. Выписка заверяется подписью должностного лица и скрепляется гербовой печатью;
  • протокол о задержании подозреваемого в совершении преступления, составленный по основаниям, указанным в ст. 91 УПК, и по правилам ст. 92 УПК.

Осуществляя проверку, прокурор должен контролировать надлежащую организацию администрацией приема, регистрации и размещения лиц, поступающих в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания.

При поступлении подозреваемого и обвиняемого дежурный должен проверить наличие документов, являющихся основанием для помещения подозреваемых и обвиняемых в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания.

Если в следственный изолятор поступает женщина с ребенком в возрасте до трех лет, прокурор должен проверить наличие свидетельства о рождении ребенка или другие документы, подтверждающие его принадлежность. При отсутствии таких документов должно иметься письменное указание лица, производящего дознание, следователя , прокурора или суда, в производстве которых находится уголовное дело, о помещении женщины с ребенком в следственный изолятор.

Все документы, являющиеся основанием для приема в следственный изолятор, должны быть заверены подписями соответствующих должностных лиц и скреплены гербовыми печатями.

Прокурор проверяет, насколько правильно и полно организовано первичное медицинское освидетельствование поступающих лиц. Задержанные и арестованные в день их поступления должны пройти первичное медицинское освидетельствование дежурным врачом (фельдшером) и санитарную обработку. Результаты медицинского освидетельствования обязательно вносятся в медицинскую амбулаторную карту.

При наличии телесных повреждений врачом составляется соответствующий акт, который подписывается дежурным помощником, медицинским работником и начальником караула, доставившим арестованных.

В случае обнаружения прокурором этого акта или соответствующей записи в амбулаторной карте необходимо выяснить, была ли проведена оперативным отделом проверка обстоятельств получения телесных повреждений. При обнаружении признаков состава преступления материалы этой проверки должны быть направлены территориальному прокурору для принятия решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

Прокурор должен проверить, насколько правильно и в соответствии с законом администрацией следственного изолятора и изолятора временного содержания обеспечивается изоляция обвиняемых и подозреваемых и ведется соответствующая работа по предотвращению совершения правонарушений в местах содержания под стражей.

В приказе от 05.08.2003 № 27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах» Генеральный прокурор РФ обязывает надзирающих прокуроров при проверках состояния законности в следственных изоляторах особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.

Надзирающие прокуроры должны реагировать на факты неисполнения администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов предписаний прокуратуры, организовать жесткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законности.

Уполномоченные прокуроры обязаны усилить надзор за соблюдением законов о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан администрацией исправительных учреждений, следственных изоляторов, а также органами внутренних дел, в подчинении у которых находятся эти учреждения. Работу с поступающими жалобами надзирающие прокуроры должны рассматривать как важнейшую составляющую деятельности по укреплению законности при исполнении уголовных наказаний, защите прав осужденных и заключенных. Добиваться по каждому обоснованному обращению принятия исчерпывающих мер. Жалобы о наиболее серьезных нарушениях проверять с выездом на место.

Важным условием соблюдения режима законности, а также получения прокурором информации о ее нарушении со стороны администрации мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений является правильная организация работы с письмами и заявлениями, жалобами граждан.

Представители администрации должны ежедневно обходить камеры и принимать от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде. Предложения, заявления и жалобы, принятые в устной форме, записываются в журнал и докладываются лицу, ответственному за их разрешение. Предложения, заявления и жалобы, изложенные письменно и адресованные администрации следственного изолятора, регистрируются в журнале, а затем о них докладывается начальнику, который принимает меры по их разрешению. При отсутствии такой возможности подозреваемому или обвиняемому даются соответствующие разъяснения.

Предложения, заявления и жалобы, адресованные в прокуратуру, суды или иные органы государственной власти , которые имеют право контроля за СИЗО, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем их подачи рабочего дня направляются адресату в запечатанном виде. Жалобы, адресованные Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, просмотру не подлежат и направляются ему в течение 24 часов.

Предложения, заявления и жалобы, адресованные в другие органы государственной власти , общественные организации (объединения), а также защитнику, должны быть рассмотрены администрацией следственного изолятора и направлены по принадлежности не позднее трех дней с момента их подачи.

Кроме того, администрацией мест содержания подозреваемых и обвиняемых организуется ежедневный их личный прием начальником следственного изолятора или уполномоченными им лицами в течение рабочего времени . График личного приема подозреваемых и обвиняемых должен быть доведен до их сведения.

Запись подозреваемых и обвиняемых на личный прием осуществляется ежедневно во время обхода камер сотрудниками следственного изолятора. Заявления о приеме подаются письменно на имя начальника или делаются устно и регистрируются в порядке очередности их подачи в журнале личного приема с указанием должностного лица, к которому подозреваемый или обвиняемый хотел бы попасть на прием. Последний ведется в порядке очередности подачи заявлений и их порядкового номера в журнале личного приема. После окончания приема в журнале фиксируются его результаты, а на заявлении о личном приеме делается об этом отметка. Оно подшивается в личное дело подозреваемого или обвиняемого.

В ходе осуществления прокурорской проверки надзирающий прокурор также должен обращать внимание на правильность и законность организации администрацией труда подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Труд подозреваемых и обвиняемых организуется только на территории следственного изолятора: в камерах, на производственных площадях, в мастерских и на ремонтно-строительных участках. При этом обеспечивается выполнение установленных требований изоляции и правил раздельного размещения подозреваемых и обвиняемых, а также норм гражданского и трудового законодательства, правил техники безопасности при производстве работ, норм санитарии и гигиены.

Подозреваемые и обвиняемые не допускаются к работе в специальных отделах следственных изоляторов, фотолабораториях, радиотрансляционных узлах, а также к работе, связанной с ремонтом и эксплуатацией инженерно-технических средств охраны, сигнализации и связи, всех видов транспортных средств и множительной технике.

Генеральный прокурор РФ обязывает всех нижестоящих прокуроров ежедневно проверять законность содержания подозреваемых, обвиняемых в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах. Остро реагировать на нарушения порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, фактическим обстоятельствам происшедшего. Безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно задержанных лиц, в том числе содержащихся свыше 48 часов без избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, а также содержащихся под стражей без продления

Сущность данного направления прокурорского надзора состоит в слежении за законностью деятельности администраций пенитенциарных и других учреждений и органов, связанной с исполнением наказаний или назначенных судом мер принудительного характера, а также администраций мест содержания задержанных и заключенных под стражу по исполнению соответств. решений органов уголовного судопроизводства.
Основой организации данного направления прокур. надзора являются ФЗ "О прокуратуре РФ" № 168-ФЗ от 17 ноября 1995 г., ФЗ "О содержании под стражей подозрев. и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ, приказы и указания ГП РФ.

Предметом надзора согласно статьи 32 Закона "О прокуратуре РФ" являются:

1) законность нахождения лиц в местах содерж-я задержанных, предвар. заключения, исправит.-трудовых и иных органах и учреждениях, исполн.наказание и меры принудит. характера, назнач. судом;

2) соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудит. характера, порядка и условий их содержания;
3) законность исполн. наказания, не связ. с лиш. свободы.

Прокуроры, прежде всего, должны проверять законность пребывания граждан в местах содержания под стражей и других учреждениях, в которых они находятся вопреки их воле, в принудительном порядке. К таким поднадзорным прокурорам органам и учреждениям, осуществ. указанные функции, относятся:
1) исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы Мин. юстиции РФ (исправительные и воспит-е колонии, тюрьмы, лечебные исправ-е учреждения, исправ-е центры и арестные дома);

2) уголовно-исполнительные инспекции органов внутренних дел; 3) дисциплинарные воинские части и гауптвахты воинских гарнизонов.

Значение прокурорского надзора за исполнением законов администрациями вышеназванных органов и учреждений определяется, прежде всего, тем, что в них находятся граждане, изолированные от общества, чья личная неприкосновенность и другие права подвергнуты определенным ограничениям. Возможности этих граждан в отстаивании своих прав и законных интересов намного меньше по сравнению с возможностями находящихся на свободе. А возможности нарушений прав этих граждан со стороны администрации органов и учреждений, напротив намного больше, чем лиц, находящ. на свободе.
Проверка исполнения законов - одно из основных средств прокур. надзора применяемых в целях выявления правонарушений в местах содерж. под стражей.

Проверки могут быть плановыми, носящими комплексный характер, при которых охватываются все стороны деятельности исправительного учреждения по исполнению наказания в виде лишения свободы, и целевыми, т.е. включающими только отдельные вопросы.
Осуществляя надзор, прокурор :


Проверяет исполнение законов сотрудниками, а также должностными лицами в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о правонарушениях;
- требует для проверки соответствия закону приказы, распоряжения, инструкции и иные акты, информацию о принимаемых мерах по обеспечению законности;
- проверяет законность применения администрацией мер дисциплинарного воздействия за нарушения установленного порядка содержания; - истребует от должностных лиц и граждан устные и письменные объяснения по поводу нарушения закона.
Прокурор, установив нарушение закона, принимает исчерпывающие меры к его устранению, используя в указанных целях:

Постановления и предложения (требования) прокурора относ. соблюдения законов по результатам проверок;
- протесты на противоречащие закону приказы, распоряжения, инструкции и иные акты администрации учреждений и органов уголовно-исполнител. системы;
- представления об устранении нарушений закона и причин, им способствующих, в орган или должностному лицу, полномочному устранить нарушения закона.
Прокурор, получивший жалобу или заявление о нарушении закона, обязан рассмотреть их в установленный законом срок и о принятом решении сообщить заявителю. Прокурор рассматривает жалобы и заявления, поступившие к нему через администрацию, на личном приеме, а также при опросе лиц, содержащихся в местах лишения свободы. При желании лицо может изложить прокурору жалобу в отсутствие представителя администрации места лишения свободы.

3. Прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях

Сотни, тысячи, десятки и сотни тысяч людей, отбывавших наказание и находящихся в местах лишения свободы, ежемесячно сталкиваются с деятельностью должностных лиц прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 года №2202-1:

Часть 2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет (абзац 6):

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

Кроме того, прокурор прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях не является должностным лицом, наделенным законом полномочиями по осуществлению функции уголовного преследования, поскольку прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях надлежит осуществлять надзор за исполнением требований Федерального Закона №2202-1 от 17.01.1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" как важной составной частью общей функции защиты конституционных прав и законных интересов граждан, находящихся в местах лишения свободы и содержания под стражей, а также содержащихся в дисциплинарных воинских частях. В силу абзаца 6 пункта 2 статьи 1 Федерального Закона №2202-1 от 17.01.1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" на прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях возложен надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях может принимать участие в судебном заседании по вопросу условно-досрочного освобождения только на вашей стороне или как сторонний наблюдатель, надзирающий за соблюдением законов администрацией колонии. При этом не может решать вопроса о вашем освобождении - такое право дано только прокурору района.

Возбуждение уголовного дела в условиях исправительного учреждения как первоначальная стадия уголовного процесса

2.1 Особенности возбуждения уголовного дела в исправительных учреждениях Расследование ведется в закрытом учреждении, имеющем скрытые традиции и процессы, непосредственно влияющие на сбор доказательств...

Наказание в тюрьмах

Согласно статьи 85 УИК РФ в случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного, особого или военного положения, при массовых беспорядках...

Основы деятельности системы органов контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде

Важную роль в защите трудовых прав работников играют органы прокуратуры. Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют общий надзор за исполнением законов, декретов...

Понятие режима исполнения и отбывания наказания и способы его обеспечения

Средства обеспечения режима не входят в его содержание, их назначение -- обеспечение порядка и условий исполнения и отбывания наказания всеми субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений...

Правоотношения в сфере трудового права

Для обеспечения всех основных трудовых прав граждан и, в частности права на здоровье и безопасные условия труда, создана целая система органов...

Прокурорский надзор деятельности по приему заявлений о преступлениях

Прокурорский надзор за исполнением законов. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

При осуществлении возложенных на него функций прокурор: - рассматривает и проверяет заявления...

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

1. При осуществлении возложенных на прокурора функций он: - рассматривает и проверяет заявления...

Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения

уголовный пожизненный арест наказание Материальные нормы, определяющие содержание и признаки режима, а также его основные требования, предполагают наличие комплекса процедурных норм, регулирующих правовой механизм реализации режима...

Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения

Согласно ст. 85 УИК РФ предусмотрены основания для введения в исправительном учреждении режима особых условий. Это: массовые беспорядки, групповые неповиновения осужденных, стихийные бедствия...

Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения

Понятие режима в исправительных учреждениях сформулировано в уголовно-исполнительном законодательстве. Согласно ч.1 ст...

Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения

Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения

Средства обеспечения режима предназначены для обеспечения соблюдения порядка и условий исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы всеми субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений...



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ