В настоящее время существует много надзорных органов, которые занимаются проверкой предприятий, индивидуальных предпринимателей (ИП), организаций, юридических лиц (ЮЛ). В связи с этим, когда-нибудь Вам приходится сталкиваться с таким надзорным органом, как Роспотребнадзор . Сегодня мы расскажем, что называется Роспотребнадзором и чем он занимается , что входит в его компетенцию, а также о видах проверок и о документации, требуемой должностными лицами этого органа при проверках.
Функциональные обязанности Роспотребнадзора регламентированы положением № 322 от 30.06.2005 года, утвержденным постановлением Правительства РФ.
Надзорная деятельность Роспотребнадзора разнообразна, и имеет ряд направлений, включающих в себя функции других надзорных органов и ведомств. И так что такое Роспотребнадзор и чем он занимается. Вот список основных направлений его деятельности.
Так как у Роспотребнадзора весьма обширное количество полномочий, он имеет право контролировать и проверять все производственные и обслуживающие, учебные и воспитательные предприятия и компании с формой организации, как юридического лица, так и частных предпринимателей ().
Из общей массы проверок, наибольшую часть занимают проверки предприятий и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере обслуживания населения , в частности тех, кто имеет отношение к продуктам питания, медицинским препаратам или оказывает какие-либо услуги. Так же особенно тщательным проверкам подвергаются детские учреждения, как дошкольные, так и образовательные.
Исходя из того, что такое Роспотребнадзор и чем он занимается, можно сделать вывод, что основная его функция именно в проведении проверок и контроле своевременного устранения недостатков и различных нарушений, выявленных в ходе их проф. деятельности. Проверки этого органа, как и у других подобных надзорных органов, бывают двух видов: плановые и внеплановые, которые в свою очередь могут быть выездными и документарными.
Плановые проверки не могут проводиться хаотично и просто по желанию представителя этого органа. Во всех подразделениях Роспотребнадзора имеется план, утвержденный прокуратурой района, согласно которого проводятся все плановые проверки. Надзорный орган осуществляет проверки в строгом соблюдении с этим планом, и не может провести ее раньше или позже указанного в нем срока. Любой предприниматель может просмотреть этот план, посетив два сайта, где он опубликован, это сайт самого органа и сайт прокуратуры. В плане указана вся информация об объектах проверок, лиц, в отношении которых планируются мероприятия по контролю, датах и сроках, в течение которых будет проводиться мероприятие по контролю.
Перед проверкой, предприниматель или руководитель организации или предприятия в обязательном порядке должны быть уведомлены о приближающемся мероприятии по контролю . Это делается не менее чем за трое суток до дня проверки. Извещение может быть вручено лично представителем надзорного органа или направлено заказным письмом с уведомлением о вручении.
По факту периодичности проведения плановых мероприятий контроля, хочется отметить, что согласно Российскому законодательству, плановые проверки должны быть сделаны надзорными органами не раньше как через 3 года после фактического образования и регистрации юридического лица , или начала непосредственного ведения предпринимательской деятельности или со дня окончания проведения предыдущей проверки.
Выездная проверка это мероприятие, при котором должностное лицо Роспотребнадзора выезжает на объект надзора и осуществляет полную проверку объекта, начиная от необходимой для этого предприятия документации, заканчивая осмотром всего объекта, помещений, оборудования, а так же прилегающей к объекту территории.
При документарной проверке, просматривается только необходимая для контроля документация которую индивидуальный предприниматель или представитель юр. лица или предприятия сам предоставляет в орган надзора. При такой проверке лицу, проводящему проверку, можно проводить различные исследования документации, а так же продукции предприятия. Эта проверка может перерасти в выездную, но только в том случае если будут выявлены серьезные нарушения.
Перед непосредственным проведением проверки должностное лицо, проводящее мероприятие по контролю, обязано предъявить Вам свое служебное удостоверение вместе с распоряжением о проведении мероприятий по контролю (проверке). На распоряжении должна быть подпись руководителя территориального подразделения Роспотребнадзора . В тексте распоряжения в обязательном порядке должны быть указаны сведения о периоде проводимого мероприятия по контролю, адреса объектов, где будет проводиться проверка и данные представителей Роспотребнадзора, которые непосредственно будут проводить проверку. Инспектора не указанные в распоряжении проверку проводить не имеют права.
Максимальный срок проверки 20 дней . Этот срок может быть продлен, но только по письменному распоряжению руководства Роспотребнадзора, и только в определенных случаях. Если подобные мероприятия считаются необходимыми, то предприниматель или руководитель предприятия уведомляется об этом в письменной форме. Проверка малого предприятия осуществляется в течение не более 50 часов, проверка микропредприятия не более 15.
Вообще продолжительность проверки одного юридического лица рассчитывается сложением затраченного надзорными органами времени (в часах) на сам процесс проверки, которая проводится только в рабочие дни и строго в рабочие часы, выходные дни в учет не берутся и в эти дни проверки не осуществляются.
Основная масса проверок осуществляется на основании поступивших заявлений от населения о ставших известным им нарушениях в работе предприятий.
При проверке предприятий, на которые поступила жалоба, надзорный орган устанавливает следующее :
Надзорный орган имеет право проводить так называемые «контрольные» закупки , изымать образцы и брать пробы товаров для исследования. В помещениях инспектор Роспотребнадзора проводит визуальный осмотр. Дверные проемы и окна должны соответствовать установленным нормам и стандартам.
Все помещения должны соответствовать проектной документации, которая составлялась исходя из численности работников предприятия. Потому что согласно СанПин на одного работника отводится определенное количество рабочей площади помещения, и она в обязательном порядке должна быть соблюдена. Так же при проверке уделяется внимание вентиляции помещений.
Требования к документам не везде одинаковы и могут различаться, это зависит от региона, где проводится проверка.
По окончании Роспотребнадзором проверочных действий, составляется заключение, в котором указываются все выявленные нарушения, и вручается ИП или представителю предприятия предписание , где так же указываются нарушения и сроки по их устранению.
После истечения сроков указанных в предписании надзорным органом проводятся внеплановые проверки, и если нарушения не устранены виновное лицо привлекается к административной ответственности . В этом случае составляется административный протокол за совершение правонарушения предусмотренного ч.1 ст.19.14 Административного кодекса РФ, который впоследствии отправляется на рассмотрение в мировой суд.
Если нарушение серьезное, и может угрожать жизни и здоровью людей, инспектором может быть принято решение о приостановке деятельности . Срок приостановки по решению суда может достигать 90 суток.
При возникновении угрозы распространения каких-либо инфекционных заболеваний, кроме штрафных санкций к правонарушителю может быть применена такая мера как лишение свободы , но это только по решению судебных органов.
В целом можно сказать, что штрафные санкции, налагаемые Роспотребнадзором, как правило, составляют от 20000 до 200000 рублей.
Роспотребнадзор – государственный орган, название которого слышал практически каждый человек, проживающий в России. Однако чем занимается Роспотребнадзор, какие обязанности ему вменены вышестоящими законодательными органами, и, наоборот, что за полномочия ему предоставлены, знает далеко не каждый. В представленной ниже статье подробно рассмотрены все перечисленные вопросы.
Москва: в июне 2004 года высшим законодательным органом страны – Правительством было вынесено Постановление, которым фактически ратифицировало Положение, регулирующее деятельность Роспотребнадзора. Следует отметить, что это название органа является сокращенным, полное наименование этого учреждения – Федеральная служба по надзору в области защиты интересов потребителей и благополучия человека. Основным предназначением данной службы является контроль за соблюдением всеми субъектами бизнеса, к которым относятся индивидуальные предприниматели, организации и иные учреждения, закона о правах человека, а если быть точнее, о правах потребителя.
Кто такой потребитель, понять довольно несложно. Это любой человек, который решил воспользоваться или уже воспользовался услугами таких бизнесменов. Другими словами, под потребителем подразумевается человек, который приобрел какой-либо товар или заказал какую-нибудь услугу. Покупая в магазине продукты, человек автоматически становится потребителем. Более того, даже люди, не выходящие из дома, тоже считаются таковыми, ведь они пользуются услугами коммунальных служб. Те предоставляют им электроэнергию, воду, тепло, и тем самым являются исполнителями, а граждане, которые пользуются ими – потребителями.
Таким образом, в правоотношениях, возникающих между гражданами и предпринимателями по поводу продажи товаров или оказании услуг, всегда есть две стороны – покупатель и продавец (потребитель и исполнитель). Права и интересы первых при этом защищает закон о правах потребителей, а за соблюдением данного закона отвечает Роспотребнадзор, функции и полномочия которого этим, конечно, не ограничиваются.
Итак, Роспотребнадзор, функции которого определены в вышеуказанном Постановлении Правительства, занимается не только контролем за соблюдением закона о защите интересов потребителей. Среди других его основных функций можно отметить следующие.
Этот контролирующий орган уполномочен заниматься проверкой соблюдения всеми субъектами предпринимательства санитарного законодательства. И это вполне сочетается с функцией защиты потребителей. Ведь от того, насколько предприниматель соблюдает санитарно-эпидемиологические требования, напрямую зависят интересы конечного потребителя. Например, ресторан или иное заведение общественного питания обязано соблюдать всевозможные нормы в сфере санитарии, а если такого не происходит, если грубо нарушаются эти требования, то в результате может пострадать потребитель этих услуг или покупатель. Чтобы такого не произошло, Роспотребнадзор, функции которого в этом и состоят, предупреждает возможный вред гражданам, осуществляя проверки. Если в ходе такой проверки выявляются нарушения, то сотрудники этого контролирующего органа вправе наложить штраф и даже в особо тяжелых случаях прекратить деятельность бизнесменов.
Следующей важной функцией упомянутого надзорного органа является осуществление контроля за правильной реализацией отдельных групп товаров. Если быть точнее, по некоторым товарам законодателем установлены определенные правила их продажи, которых должны придерживаться субъекты бизнеса. При нарушении таких правил виновному лицу грозит штраф, а контроль за их соблюдением как раз и реализует Роспотребнадзор. Функции этого уполномоченного органа предполагают необходимые в определенных случаях проверки для выявления подобных нарушений. К примеру, законодательным органом страны принято постановление о порядке и правилах реализации спиртосодержащей продукции. Как известно, продажа алкогольной продукции этим нормативным актом разрешена только в определенное время суток. Ночью такая продажа запрещена и грозит наказанием. Роспотребнадзор, адрес которого необходимо знать каждому гражданину, наделен полномочиями для проведения необходимых мероприятий по выявлению указанных нарушителей.
Проверка Роспотребнадзора обязательна для ввозимых на территорию России грузов. Сотрудники этого ведомства должны проверять всю продукцию, которая поступает из-за рубежа, на соответствие установленным в государстве санитарно-эпидемиологическим требованиям. Для этого они и проводят карантинный контроль и другие мероприятия. Как известно, зачастую из зарубежья поступает продукция, которая, мягко говоря, не соответствует установленным в России нормам. К примеру, не так давно при проверке груза из Евросоюза служба Роспотребнадзора обнаружила, что ввозимое на территорию РФ мясо курицы не соответствует требованиям. Весь груз был задержан и не допущен на внутренний рынок. Эти требования могут быть различные, в зависимости от того, какой товар ввозится, тем ГОСТом или иным правовым актом руководствуются специалисты рассматриваемого ведомства.
Положением о Роспотребнадзоре последнему вменено в обязанности осуществлять контроль за качеством изделий из муки, макаронной продукции, хлеба и производных товаров, если те являются предметом государственных закупок. Но, кроме этого, управление Роспотребнадзора осуществляет проверку всех перечисленных товаров, если те подлежат ввозу или вывозу из страны. Данная функция государственного органа вполне объяснима. Хлеб и мучные изделия являются товаром первой необходимости, государство обеспечивает специальный резерв этих изделий на случай нестабильности на рынке. Поэтому качество таких изделий играет первостепенную роль, так как от него в определенный момент будет зависеть продовольственная обстановка в государстве. Проще говоря, государство должно быть уверено, что резервы хлебной продукции защищены, и эта продукция не сгниет в ближайшее время. Именно от качества это зависит напрямую. Осуществляет необходимые экспертизы по проверке такого качества Роспотребнадзор. Санкт-Петербург или любой другой город страны обладает соответствующим подразделением этого ведомства.
Функции рассматриваемого государственного органа многочисленны, большинство из них связано с защитой прав рядовых покупателей. Так, среди таких его обязанностей есть разработка соответствующих правил, на основании которых производители обязаны проставлять необходимую маркировку на своем товаре, если тот связан с электроэнергией. Организации, занимающиеся производством этих приборов должны уведомлять будущих покупателей о характеристиках таких изделий, в частности, об их энергетической эффективности. Эти сведения должны вноситься в техническую документацию товара, но помимо этого законодательством предусмотрено, что эта информация должна размещаться на этикетке, чтобы потенциальный покупатель мог свободно с ней ознакомиться.
В последнее время Российская Федерация огромную работу проводит в области защиты детей от неблагоприятных и негативных воздействий, которые могут принести всевозможные информационные источники. Одним из органов государственной власти, которые контролируют соблюдение всех требований к таким источникам информации и к размещаемым ими сведениям, является Роспотребнадзор по защите прав потребителей. Этот государственный исполнительный орган обязан производить все мероприятия, чтобы предотвратить отрицательное влияние информационных источников на подрастающее поколение.
К примеру, как многие заметили, в последние годы при показе всех кинофильмов установлена некая градация, определяющая, какие фильмы можно смотреть детям, какие нельзя. Конечно, это рекомендуемые показатели, однако устанавливаются они совместно со специалистами Роспотребнадзора. Его специалисты проводят различные экспертные изыскания новых кинопроектов, которые планируется выпустить на обозрение всех жителей страны. После таких экспертиз фильму устанавливается категорийность, если специалисты считают, что содержание может нанести вред психике ребенка или подростка, то ограничение проставляется на определенный возраст.
Примеров таких функций Роспотребнадзора, связанных с установлением классификации разной информационной продукции, достаточно много. Однако единственное, что их объединяет, это цель – защита детей, подростков от негативного влияния информационных источников, защита их здоровья, не только физиологического, но и психического. Как считает законодатель, информация, предназначенная для взрослых, не может быть показана и доступна несовершеннолетним. Поэтому Роспотребнадзор осуществляет контроль в этой сфере, требуя от работающих в области информации размещать на своих изделиях (например, DVD-диски, кассеты, журналы, газеты и т. п.) соответствующий идентификатор, указывающий, на какую категорию населения они рассчитаны и кому следует ограничить их реализацию.
Законодательные акты России предусматривают, что определенные виды предпринимательской деятельности подлежат обязательному лицензированию. Без этой процедуры такая деятельность будет считаться незаконной, более того, будет преследоваться по закону. К примеру, лицензирование необходимо для некоторых видов строительной деятельности, для реализации и изготовления алкогольной продукции, для производства противопожарных средств и для многого другого. В зависимости от того, чем организация или частный предприниматель планирует заниматься, будет определяться и орган государства, который будет выдавать лицензию. Такие органы называют лицензиарами.
Роспотребнадзор также является лицензиаром. Он уполномочен выдавать лицензии бизнесменам на осуществление деятельности, которая связана с использованием и применением возбудителей инфекционных болезней как человека, так и животных. Другим направлением работы предпринимателей, которое подлежит лицензированию, а лицензиаром является Роспотребнадзор, считается деятельность, связанная с источниками ионизирующего излучения. Любой предприниматель, который желает заниматься перечисленными проектами и работами, должен собрать необходимый пакет документов и обратиться в Роспотребнадзор.
Как и у любого другого лицензиара, проверка Роспотребнадзора заключается в анализе всего пакета документов, представленного лицензиатом, а если имеются какие-нибудь недостатки, то в отказе в выдаче лицензии. Если же все документы в порядке, то в функции этого государственного органа входит выдача лицензии по установленному законодательством образцу.
Роспотребназор осуществляет и некоторые регистрационные действия. Среди таковых можно назвать:
Это не исчерпывающий список того, что регистрирует Роспотребназор. Существует довольно много и других действий, которые подлежат учету этим органом.
Как было указано выше, орган осуществляет контроль за соблюдением санитарных условий, санитарное заключение Роспотребнадзора является необходимым условием для осуществления многих видов деятельности. Однако есть и схожее с этим направление его деятельности, но в более глобальных условиях. Чем-то эти функции пересекаются с обязанностями органов здравоохранения. Так, Роспотребнадзор обязан проводить соответствующие мероприятия, которые направлены на выявление, установление причин, которые сопровождают возникновение инфекционных заболеваний и отравлений. В необходимых экстренных случаях на руководство этого органа возлагаются задачи по оповещению всех заинтересованных организаций о том, какая складывается в регионе санитарно-эпидемиологическая обстановка. К числу таких организаций относятся органы местного самоуправления, государственные органы, администрации субъектов России. Население региона, в котором расположено территориальное управление Роспотребнадзора, также должно уведомляться об этом. В случае, если в субъекте федерации складывается отрицательная обстановка, то специалисты Роспотребнадзора должны принимать соответствующие действия. Они обязаны подготовить необходимые рекомендации и план действий, а если нужно, установить карантинный контроль или другие ограничительные меры. Для этих целей также проводятся социально-гигиенические процедуры.
Как видно, организация имеет достаточно много полномочий в сфере санитарии, а потому в права Роспотребнадзора входит осуществление надзора за такой известной службой, как СЭС. Надзорный орган принимает соответствующие меры, которые позволят предотвратить кризис в санитарно-эпидемиологической обстановке. Этими мерами являются разработка всяческих нормативов и стандартов в этой области. Однако помимо того, что этот орган разрабатывает нормы, он еще и следит за тем, чтобы все организации и предприниматели их соблюдали. Поэтому, в случае нарушения последними этих правил, на государственную организацию возлагаются обязанности по привлечению к ответственности виновных лиц.
Помимо перечисленных, к функциям государственного ведомства относятся и такие, как прием заявлений от граждан, их рассмотрение и принятие мер. Физические лица, права и интересы которых в области потребления были нарушены, могут обратиться в территориальный Роспотребнадзор. Они вправе потребовать тщательно рассмотреть их жалобу и принять решение в соответствии с законодательством.
С целью надлежащего ведения своей деятельности Роспотребнадзор, телефон которого можно узнать в бесплатной справочной телефонной службе любого города, проводит координирование своих действий не только с организациями внутри страны, но и с компетентными органами иностранных государств. Наиболее ярко данное сотрудничество проявляется при осуществлении экспорта и импорта товаров.
Роспотребнадзор (Москва) возглавляет начальник, которого назначает на должность высший исполнительный орган страны (Правительство). У этого руководителя имеется и другое наименование – Главный государственный санитарный врач России. Именно на него возложена обязанность следить за тем, чтобы все территориальные подразделения качественно выполняли возложенные на них функции. Как и во всех организациях, у руководителя имеются заместители, так же, как и он, назначаемые Правительством, но уже на основании его ходатайства.
Таким образом, Роспотребнадзор (адрес головного офиса в Москве - Вадковский переулок, дом 18, строение 5 и 7) является весьма важным государственным органом, который имеет определенные обязанности, объективно и субъективно связанные с правами людей в области потребления. Без этой организации существование государства было бы немыслимым, а права простых граждан уже не защищались бы с тем качеством. Значение того, чем занимается Роспотребнадзор, и функции, перечисленные в настоящей статье, не являются полным перечнем. Помимо них, имеется множество других актуальных и второстепенных вопросов, решить которые может только эта организация.
В настоящее время в сфере потребительского рынка и услуг функционирует новый контролирующий орган - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека (Роспотребнадзор) . К нему перешли полномочия ранее существовавшей Госторгинспекции и частично - органов Госсанэпидемнадзора. Таким образом, его полномочия распространяются на сферы торговли, общественного питания, здравоохранения, гигиены и пр.
Причем в территориальных органах Роспотребнадзора созданы управления (отделы) по защите прав потребителей, территориальные отделы эпидемиологического надзора, отделы надзора на транспорте и санитарной охраны территорий, отделы надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания.
Следует отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления создают общественные организации и общества по защите прав потребителей в рамках требований статьи 44 закона «О защите прав потребителей». Например, в Москве существует департамент потребительского рынка и услуг, который может проводить по жалобам потребителей плановые и внеплановые проверки совместно с другими контролирующими органами. Однако, имея законное право на существование, подобные общества выполняют добровольно-вспомогательную функцию и не подменяют контролирующие органы, не имеют права налагать и взимать штрафы за нарушения. При проведении поверок они наделены лишь правами обычного потребителя, поэтому правомочны составить коллегиальный акт о нарушениях в ходе проверки, а впоследствии направить его в государственный контролирующий орган (территориальные органы Роспотребнадзора, Госстандарта, милицию, налоговые органы и др.).
В отличие от многочисленных общественных организаций, Роспотребнадзор, являясь государственным контролирующим органом, наделен довольно широким спектром полномочий, вытекающих из раздела 2 постановления Правительства от 30.06.2004 г. №322. Так, он имеет право осуществлять:
надзор и контроль над исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;
защиту прав потребителей в области потребительского рынка;
контроль над соблюдением правил продажи отдельных, предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
организацию проведения необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности и др.
Наиболее часто в указанную службу поступают жалобы граждан на сферу торговли, антисанитарное содержание территорий, нарушения в области общественного питания и т.п. Поэтому, если говорить более конкретно о полномочиях представителей территориальных органов Роспотребнадзора, они имеют право:
Ряд перечисленных выше прав органов Роспотребнадзора не вызывает сомнений и опирается на прочную нормативно-правовую базу. Однако наличие множества противоречий в законодательных актах, которыми руководствуются проверяющие, приводит к тому, что последние не только превышают свои полномочия, но и действия их могут быть отнесены к незаконным. Подобный вывод подтверждается письмом от 07.03.2006 г. «О разъяснении отдельных положений действующего законодательства» , полученным всеми территориальными подразделениями Роспотребнадзора.
Самый распространенный случай - сотрудники Роспотребнадзора осуществляют контрольные закупки. Действительно, контрольная закупка очень эффективна при выявлении фактов нарушений при продаже товаров или оказании услуг. К Роспотребнадзору перешли полномочия Госторгинспекции, которая имела право проводить контрольную закупку, однако в действующих нормативных актах, касающихся полномочий Роспотребнадзора, весьма неконкретно закрепляются его права на проведение рассматриваемого мероприятия.
Судебно-арбитражная практика
Противоречивые толкования по данному вопросу были полностью исключены письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 07.03.2006 г. № 0100/2473-06-32. В нем указано, что факт проведения контрольной (проверочной) закупки должностными лицами Роспотребнадзора должен рассматриваться как противоправный акт, свидетельствующий о превышении ими своих полномочий.
Кроме того, действующим административным законодательством «контрольная закупка» также не предусмотрена в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ). Однако не следует забывать, что Роспотребнадзор уполномочен решать вопрос о возбуждении и рассмотрении административного правонарушения по статье 14.7 Кодекса об административных правонарушениях «Обман потребителей».
Чтобы доказать нарушение, организации необходимо зафиксировать факт купли-продажи товара (оказания услуг) конкретному гражданину. Иначе доказать факт купли-продажи и, как следствие, - правонарушение контролеров - не представляется возможным.
Единственное исключение из этого запрета, когда органы Роспотребнадзора могут проводить контрольную закупку, - выявление факта обмана потребителей, которое должно осуществляться при наличии потерпевшего (ст. 25.2 КоАП РФ) и свидетелей по делу (ст. 25.6 КоАП РФ). Возможно, контролеры и будут в дальнейшем использовать при проведении подобного мероприятия «добровольных помощников», «внештатных инспекторов» и т.п. Однако можно с уверенностью утверждать, что выявить и доказать факт обмана потребителей им будет затруднительно, а у предпринимателей и руководителей коммерческих структур появятся дополнительные возможности обжаловать действия проверяющих в суде.
Более того, права проведения контрольной закупки лишены и органы милиции, с которыми должностные лица Роспотребнадзора могут осуществлять совместные мероприятия. Оперативно-розыскные органы (к которым в том числе относятся ОВД) могут провести проверочную закупку при наличии признаков преступления, предусмотренного УК РФ (п. 4 ст. 6 закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»). Следует отметить, что к указанным органам Роспотребнадзор не относится.
Анализ контрольных мероприятий, проводимых сотрудниками Роспотребнадзора, показывает, что при осуществлении проверки или после нее предпринимателю или руководителю фирмы они выдают предписание об устранении правонарушений. Таким образом, проверяющие единолично признают сотрудников и фирму виновными в правонарушении. Однако возложить обязанности по устранению нарушений (и их причин), а также признать виновным лицо может исключительно суд. Подобные действия нарушают ключевой принцип демократического государства - принцип презумпции невиновности. Соответственно, выдача предписаний проверяющими Роспотребнадзора на основании положений пункта 3 статьи 9 закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ противоречит Кодексу об административных правонарушениях, который был введен в действие позднее указанного закона и имеет большую юридическую силу.
Довольно часто сотрудники Роспотребнадзора при проведении проверки приостанавливают работу магазинов, кафе. Законодательство не предоставляет им подобного права. Проверка не должна препятствовать производственной деятельности или дезорганизовывать работу торговых точек, работающих круглосуточно.
При проверке качества товара, установления срока годности и соответствия его стандартам контролеры Роспотребнадзора продолжительное время осуществляли процедуру отбора образцов и проб. В соответствии со статьями 8 и 9 закона № 134-ФЗ данное действие оформляется актом. Однако налицо - правовая коллизия, заключающаяся в том, что Кодексом об административных правонарушениях упоминается о составлении протокола при взятии проб и образцов товаров (ст. 26.5 КоАП РФ). Если сотрудники Роспотребнадзора будут оформлять указанные действия по отбору проб актами, то результаты последующих исследований и экспертиз, проведенных на их основании, будут исключены из числа доказательств о делу об административном правонарушении (ст. 26.2 КоАП РФ), а действия проверяющих могут быть признаны незаконными.
Имейте в виду, что при проведении проверки сотрудники территориальных органов Роспотребнадзора обязаны иметь служебное удостоверение с фотографией, распоряжение о проведении мероприятия по контролю (см. Приложение 1) проверки предприятия с подписью руководителя, печатью, а также с указанием даты, цели и задачи проверки. Указанные документы должны быть предъявлены предпринимателю, руководителю фирмы (или его заместителю). При отсутствии данных документов вы имеете право отказать контролерам в доступе на территорию предприятия.
Кроме того, проверьте, кто именно указан в распоряжении в качестве проверяющего? Тот же сотрудник, который пришел? Дело в том, что проверку может проводить только то должностное лицо (лица), которое указано в документе. Продолжительность мероприятия не должна превышать одного месяца. Срок может быть продлен еще на один месяц, но только в исключительных случаях и на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего проверку (ч. 2.3 ст. 7 закона № 134-ФЗ).
Проверочные мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми. При этом они могут осуществляться комплексно с другими контролирующими органами (Госстандарта, налоговыми службами, органами Госпожнадзора, органами санитарно-эпидемиологического надзора) с целью выявления нарушений, входящих в компетенцию других контролирующих органов.
Если проверка внеплановая (внезапная), то в распоряжении указываются ее причины, к которым можно отнести: обращение граждан, организаций, частных предпринимателей с жалобами о нарушении их прав и законных интересов; сообщения в средствах массовой информации о нарушении прав потребителей или санитарно-эпидемиологических правил; получение информации об аварийных ситуациях, об изменении или о нарушении технологических процессов, выхода из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей и окружающей среде; возникновение угрозы загрязнения окружающей среды и др.
Совместные проверки в сфере потребительского рынка могут осуществляться во взаимодействии со специализированными подразделениями органов милиции (БЭП, УНП). Для проведения совместных мероприятий межведомственным приказом утвержден Регламент взаимодействия . Отметим, что при проведении совместной проверки права органов милиции значительно шире прав органов Роспотребнадзора. Это объясняется тем, что милиция руководствуется не только указанным совместным приказом, но и Законом «О милиции» (п. 25 ст. 11).
При проведении контрольных мероприятий сотрудники Роспотребнадзора не вправе:
проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц, или работников проверяемых юридических лиц, или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, не относящихся к предмету проверки;
требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю (ст. 8 закона № 134-ФЗ).
Все проверочные мероприятия контролирующих органов юридические лица и частные предприниматели обязаны фиксировать в журнале учета мероприятий по контролю, который должен быть прошит, пронумерован и скреплен печатью. В указанном журнале следует произвести запись о проведенном мероприятии, которая должна содержать сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях. Должны быть также указаны фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и проставлена его (их) подпись.
Подчеркнем еще раз: в фиксации проверки в первую очередь заинтересован руководитель организации, например, в случае, когда надо доказать, что проверка на предприятии уже была осуществлена.
По окончании проверки представители Роспотребнадзора составляют акт по результатам мероприятия по контролю (см. Приложение 2) в 2-х экземплярах. Один экземпляр остается у контролирующих лиц, а другой передается проверяемому лицу.
Приложение 1
Приложение 2
В процессе проведения органами Роспотребнадзора контрольного мероприятия возможны две ситуации.
В первой ситуации документы проверяющими представлены в полном объеме для проведения контрольного мероприятия. Несмотря на это руководитель фирмы не допустил контролеров на свою территорию. По факту невыполнения законных требований инспекторов Роспотребнадзора может быть составлен административный протокол по статье 19.4 Кодекса об административных правонарушениях и направлен в суд. Максимальным наказанием, которое может применить судья в подобной ситуации, является штраф. Для руководителя фирмы и предпринимателя он составит сумму от 1 000 до 2 000 рублей, для других сотрудников - от 500 до 1 000 рублей.
Во второй ситуации проверка была проведена в полном объеме. По ее итогам в зависимости от выявленных проверяющими лицами фактов могут приниматься следующие меры:
составление протокола о привлечении лица к административной ответственности (ст. 14.2, 14.4-14.8, 14.15, 14.16, 19.14 КоАП РФ);
рассмотрение материалов проверки. Например, в настоящее время в компетенцию Роспотребнадзора входит рассмотрение материалов по статье 14.7 Кодекса об административных правонарушениях «Обман потребителей»;
передача материалов проверки в другие контролирующие органы (Федеральный антимонопольный комитет), а также арбитражный, районный суд или мировому судье (ст. 14.1, ч. 2 ст. 14.16, ч.1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5-19.7, ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ);
передача материалов в органы внутренних дел для решения в соответствии со статьей 140 Уголовно-процессуального кодекса вопроса о возбуждении уголовного дела;
информирование санитарно-эпидемиологических служб о фактах нарушения санитарно-гигиенических правил на предприятиях розничной торговли;
передача материалов в средства массовой информации.
Размер административного штрафа во многом будет зависеть от того, кто признан виновным: фирма, ее должностные лица или сотрудники фирмы. При этом штраф в отношении юридического лица (учреждения, организации, предприятия) по административному законодательству превышает размер штрафа, налагаемого на физическое лицо (продавца, товароведа, частного предпринимателя и др.).
1 Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (с изм. от 02.05.2006 г., 14.12.2006 г.).
2 Организации и предприниматели должны фиксировать факт проверки в журнале учета контрольных мероприятий, где проверяющие лица производят соответствующую запись (ст. 9 закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»).
3 Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 07.03.2006 г. № 0100/2473-06-32.
4 В советском уголовном судопроизводстве Украины были исторические периоды, когда проведение контрольной закупки с участием внештатных инспекторов расценивалось как провокация, а действия правоохранительных и контролирующих органов соответственно признавались незаконными.
5 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 22.04.20005 г. №198-О.
6 Регламент взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации. Приложение к приказу МВД РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.11.2006 г. №879/746.
Роспотребнадзор РФ - государственный орган, который контролирует соблюдение санитарных правил и нормативов на территории России и защищает права каждого человека, который покупает или собирается приобрести товары, работы, услуги в нашей стране. Сейчас Роспотребнадзор РФ называется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Любой гражданин РФ, иного государства, лицо без гражданства имеет право обратиться в эту службу с заявлением о проведении проверки продавца и/или производителя благ, если считает, что ему продали некачественный товар, предоставили несоответствующие услуги или выполнили работы с нарушениями утвержденных стандартов и правил. Функцией Роспотребнадзора является проверка не только российских поставщиков и производителей отечественных товаров, но и зарубежных производителей. Потому как все товары должны соответствовать санитарным нормам и правилам, действующим на территории России. В противном случае они не попадут в нашу страну.
Деятельность Роспотребнадзора регламентируется многими нормативными актами, законами, которые имеют прямое или косвенное отношение к защите прав потребителей, нормам качества товаров и услуг, обеспечения благополучия жителей государства, защите граждан от инфекционных заболеваний.
Структура Роспотребнадзора представляет собой совокупность учреждений, территориальных управлений, санитарно-эпидемиологических станций, организаций дезинфекционного профиля, исследовательских институтов, расположенных в разных субъектах РФ. Главой службы является главный санитарный врач. Санитарные пункты расположены на железных, автомобильных дорогах, в аэропортах, на вокзалах и других пропускных пунктах на территории России. В организациях и учреждениях трудятся врачи-инфекционисты, ветеринары, дерматологи, ученые-вирусологи, эпидемиологи, эксперты, санитары и другие сотрудники.
Это орган исполнительной власти, соответственно, он уполномочен следить за тем, как соблюдаются утвержденные законы в России.
Федеральная служба обязана проверять все физические и юридические лица, которые производят, продают или перепродают различные экономические блага для населения нашей страны, и все товары, попадающие на внутренние рынки государства из других стран.
Учреждение осуществляет плановые документарные и выездные проверки организаций и индивидуальных предпринимателей. Это текущий контроль над соблюдением необходимых санитарных правил на потребительском рынке. Плановые проводятся раз в 3 года (для медицинских организаций - раз в 2 года), их график ежегодно публикуется на сайте прокуратуры каждого субъекта России, то есть каждый проверяемый может узнать, в какое время ждать представителей Роспотребнадзора. К тому же проверяющие должны уведомить организацию или ИП о проверке за 3 дня до ее наступления.
При документарных проверках сверке подвергаются только документы, которые можно запросить у юридических и физических лиц без выхода на их территорию. При выездных контролю подвергаются рабочие места, документы, работники и т.д.
Но существуют и внеплановые проверки. Они проводятся на основании заявлений потребителей или государственных органов о том, что производитель и/или поставщик благ нарушает утвержденные санитарные нормативы. О такой проверке тоже необходимо уведомлять, но уже не за 3 дня до ее проведения, а за сутки. Если в результате нарушений норм и правил организациями и ИП был причинен вред здоровью людей, то уведомлять проверяемых не нужно. Основные задачи такой проверки - застать нарушителей врасплох и не дать им "замести следы".
Подать заявление в учреждение с просьбой проверить какую-либо организацию или ИП можно любым доступным способом: лично, по обычной и электронной почте, по интернету, по факсу. Каждое заявление подлежит регистрации. Документ составляется только в письменном виде, в нем указывается информация о заявителе и нарушителе, какое нарушение и когда было совершено. На основании этого обращения сотрудники федеральной службы обязаны провести проверку лица, на которого поступила жалоба, в случае обнаружения нарушений принять меры по их устранению, наказать нарушителя, дать письменный ответ заявителю, через некоторое время проверить, исправило ли виновное лицо все свои ошибки.
В первую очередь надзору подлежат все организации и индивидуальные предприниматели, которые оказывают услуги в сфере общественного питания, то есть кафе, закусочные, буфеты, рестораны и т.д. Предприятия, занимающиеся реализацией продуктов питания и напитков. Это супермаркеты, маленькие магазины, киоски и ларьки, булочные и т.п. все организации, оказывающие медицинские услуги (больницы, лаборатории, поликлиники, родильные дома, частные клиники, санатории). Федеральная служба также проверяет управляющие организации сферы ЖКХ, хостелы, гостиницы, прачечные, химчистки, аптеки, бани, бассейны, сауны и т.д.
Основные функции:
Все функции направлены на защиту здоровья населения России.
Для реализации своих функций федеральная служба имеет определенные полномочия, Роспотребнадзор во время проведения проверок физических и юридических лиц может запрашивать у них документы, относящиеся к их деятельности. Например, сертификаты качества на продукцию, лицензии, внутренние контрольные журналы, трудовые договоры, документы, подтверждающие уровень образования сотрудников, санитарные книжки и т.д.
Проверяющие составляют заключение о проведенной проверке в письменном виде. В процессе ее проведения составляются различные протоколы и акты. При выявлении нарушений федеральная служба выдает предписания об их устранении, выполнение которых подлежит обязательному контролю со стороны учреждения. Для этого федеральная служба проводит внеплановую проверку лица.
Роспотребнадзор РФ имеет право облагать штрафом организации и индивидуальных предпринимателей. При этом орган выносит постановление о наложении штрафа. Документ можно оспорить в мировом и арбитражном суде, если у оштрафованного имеются веские доказательства.