Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В соответствии с законодательством РФ, инспекторы Федеральной вправе инициировать в отношении предприятий выездные проверки. Данные мероприятия предполагают довольно детальное изучение деятельности фирмы на предмет соответствия требованиям РФ. Какие источники права регулируют проведение выездной проверки? Каков порядок проведения данной процедуры?

Что представляет собой выездная проверка ФНС?

Проведение выездных налоговых проверок — в числе главных направлений деятельности ФНС РФ. Данная процедура регулируется положениями ст. 89 НК РФ, иных федеральных законов, а также подзаконных нормативных актов, писем и разъяснений ведомств, имеющих отношение к деятельности ФНС.

Выездная налоговая проверка — процедура, дополняющая камеральную. В общем случае она представляет собой визит инспекторов ФНС на территорию организации-налогоплательщика. Организуется с целью проверки документов и иных значимых обстоятельств выполнения фирмой требований, установленных законодательством РФ.

Изучим основные правила соответствующих мероприятий, установленные ст. 89 НК РФ и иными нормативными источниками, подробнее.

Основные правила выездных проверок ФНС

Выездная проверка ФНС проводится на основании подписанного руководителем территориальной структуры налоговой службы решения. Инспекторы, принимающие в ней участие, также назначаются отдельным локальным правовым актом — таковы требования п. 1 и п. 2 ст. 89 НК РФ. Как мы отметили выше, мероприятие, о котором идет речь, проводится, как правило, на территории налогоплательщика. Но если его предоставление невозможно, проверка осуществляется в здании территориального подразделения ФНС, к которому приписана компания.

Инспекторы ФНС в ходе рассматриваемого мероприятия могут истребовать все документы, что имеют отношение к налогам, у налогоплательщика или его его контрагентов. При необходимости налоговики вправе провести инвентаризацию активов фирмы, осмотреть ее помещения. В соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ инспекторы ФНС могут проверить документы только за 3 года, предшествующие тому, в котором инициирована проверка.

Рассматриваемые мероприятия не могут проводиться по одним и тем же типам налогов в один и тот же год более чем 2 раза. Кроме того, ФНС может инициировать только 2 выездные проверки в течение года. Если фирма реорганизована или ликвидируется, то выездная проверка может быть инициирована в отношении нее в любой момент, вне зависимости от предыдущих мероприятий данного типа. Предмет изучения деятельности компании также не имеет значения. Однако в этом случае инспекторы вправе исследовать период, который не превышает 3 лет до того года, в котором ФНС решило провести проверку. Длительность мероприятия, о котором идет речь, как правило, не превышает 2 месяцев — таковы положения п. 6 ст. 89 НК РФ. Но при необходимости срок проверки может быть увеличен до 4 месяцев. В виде исключения — до 6.

По завершении проверки составляется документ, который передается налогоплательщику — в нем фиксируется информация о проведенном мероприятии.

Цель проведения выездной проверки

Рассмотрим подробнее то, в чем, собственно, заключается цель проведения рассматриваемого мероприятия. В соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ выездная проверка в общем случае организуется в целях установления корректности исчисления и уплаты фирмой тех или иных налогов. В положениях НК РФ могут быть прописаны иные основания для проведения соответствующего мероприятия.

Чаще всего ФНС инициирует выездную проверку, если в процессе камеральной не удалось однозначно установить, что фирма корректно исполняет предписания налогового законодательства РФ, в то время как есть подозрения на то, что кое-какие просчеты в ее работе есть. Выездная проверка может быть назначена в целях детального изучения источников налогового и бухучета, иных документов, которые в общем случае не исследуются при

Какие решения могут приниматься по итогам проверки?

Как только налоговая проверка, регулируемая ст. 89 НК РФ, завершена — инспекторы ФНС составляют специальный акт, в котором отражаются итоги проведенного мероприятия. В документе может фиксироваться решение о привлечении фирмы к РФ или же об отказе налагать на компанию какие-либо санкции.


В первом случае инспекторы должны отразить в акте все обстоятельства правонарушения со ссылкой на реальные документы. В источнике, закрепляющем итоги проверки, также отражаются меры ответственности налогоплательщика. Это могут быть штрафы и пени.

В свою очередь, если в акте отражено решение инспекторов ФНС не налагать санкции на проверенное предприятие, оно также должно быть мотивировано определенными обстоятельствами. В акте, содержащем санкции, должен быть зафиксирован срок, в течение которого налогоплательщик может обжаловать принятое инспекторами решение посредством обращения в вышестоящую налоговую структуру.

Рассмотрим подробнее то, что представляет собой, собственно, процедура проверки — в соответствии со ст. 89 НК РФ, в чем ее содержание. Прежде всего, как мы отметили выше, руководитель территориальной структуры ФНС принимает решение о проведении в отношении конкретной фирмы выездной проверки. В данном документе должны отражаться:

Название территориальной структуры ФНС;

Номер и дата документа;

Название проверяемой фирмы;

Отчетный период, по которому осуществляется проверка;

Виды налогов, корректность исчисления и уплаты которых будет изучаться инспекторами;

Ф.И.О. специалистов налоговой службы, участвующих в проверке.

Решение должно быть подписано руководителем ФНС. Инспекторы ФНС, прибыв на территорию проверяемой организации, предъявляют соответствующий документ директору фирмы. Если у сотрудников ФНС не будет разрешения с собой, или же они не смогут подтвердить свои личности, то руководитель предприятия будет иметь право не допустить их на территорию фирмы. Если с документом, отражающим решение ФНС провести проверку, все в порядке, директор фирмы удостоверяет подписью факт ознакомления с ним.


Если руководитель проверяемой организации отказывается допустить инспекторов ФНС на территорию объекта даже несмотря на то, что у налоговиков все документы в порядке, то представители ФНС составляют об этом отдельный акт. На основании данного документа руководитель ФНС может впоследствии обратиться в силовые структуры для решения вопроса с получением доступа на территорию налогоплательщика. Более того, если фирма не разрешила инспекторам провести выездную проверку — ФНС вправе принять решения по исходя из имеющихся данных.

Сроки проверки: нюансы

Статья 89 Налогового кодекса РФ включает нормы, по которым срок проведения мероприятия, о котором идет речь, включает период фактического присутствия инспекторов на территории фирмы. Однако при этом не учитываются периоды между передачей налогоплательщику требований о необходимости предоставления в ФНС документов. То есть дата начала выездной проверки определяется моментом получения сотрудниками ФНС соответствующих источников от налогоплательщика.

Задачи инспекторов

Рассмотрим более подробно то, какие задачи решают инспекторы ФНС при выездной проверке. В ходе рассматриваемого мероприятия налоговики, используя имеющиеся данные о налогоплательщике, сведения из предоставленных им документов и материалов:

Проводят анализ полученной информации о деятельности фирмы;

Выявляют возможные несоответствия в изученных документах, нарушения в ведении бухгалтерского и налогового учета;

Определяют степень влияния данных недоработок на платежную дисциплину организации;

При необходимости инициируют встречные проверки — иных фирм, которые имеют отношение к деятельности проверяемой компании;

Осматривают помещения, прилегающие территории;

Общаются с людьми, работающими в компании, привлекают компетентных экспертов — в целях объективной оценки деятельности проверяемой фирмы;

Определяют доказательную базу по обнаруженным нарушениям налогового законодательства РФ;

Доначисляют налоги, определяют основания для штрафов и пеней;

Корректно фиксируют результаты проверки.

Обязанности налогоплательщика при проверке

Некоторые обязанности НК РФ устанавливает и для проверяемого налогоплательщика. К таковым относится: предоставление инспекторам ФНС необходимых документов, выполнение требований ФНС об устранении нарушений налогового законодательства. Если фирма не будет исполнять соответствующие обязанности — это может сопровождаться неприятными для нее правовыми последствиями.

Налоговые проверки и мониторинг

Статья 89 НК РФ устанавливает норму, по которой ФНС не имеет права инициировать рассматриваемые мероприятия в те периоды, в которые в отношении фирмы осуществляется налоговый мониторинг. Исключение — сценарии, при которых:

Выездная проверка проводится вышестоящей структурой ФНС как метод контроля работы территориального представительства ФНС, которое проводит мониторинг;

Процедура в отношении налогоплательщика прекращается досрочно;

Фирма отказывается выполнять мотивированное мнение ФНС;

Налогоплательщик подает в ФНС с суммой налога, которая уменьшена в сравнении с той, что зафиксирована в предыдущем отчетном документе.

Проверка филиалов и представительств

Процедура, о которой идет речь, может быть инициирована также и в отношении филиалов и представительств фирмы, если таковые у нее имеются. В отношении данной активности ст. 89 Налогового кодекса РФ устанавливает для ФНС ограничение — инспекторы не вправе проверять филиалы и представительства фирмы 2 и более раза по одним и тем же платежам в рамках одного и того же периода. Кроме того, ФНС не может наносить визит в соответствующие структуры чаще, чем 2 раза в год. Срок проверки филиалов и представительств фирмы не должен превышать 1 месяца.

Приостановка проверки

В положениях п. 9 ст. 89 НК РФ зафиксированы нормы, которые регламентируют порядок приостановления проведения рассматриваемого мероприятия. Так, руководитель территориального подразделения ФНС вправе инициировать паузу в проверке в случае, если:

Требуется запросить у налогоплательщика дополнительные документы;

Необходимо получить сведения из государственных структур зарубежных государств — в соответствии с международными соглашениями РФ;

Нужно провести экспертизу;

Есть необходимость перевести документы, которые предоставлены проверяемой фирмой инспекторам, на русский язык.

Проверка приостанавливается в соответствии с отдельным приказом руководителя территориального подразделения ФНС. Если процедура, о которой идет речь, инициирована, то на период отмены действий ФНС налогоплательщику возвращаются подлинники тех источников, что запрошены инспекторами изначально.

Повторная проверка

В некоторых случаях ФНС может провести повторную проверку. Решение о ее проведении должна принимать вышестоящая структура ФНС в процессе контроля над работой территориального подразделения ФНС, которое провело первую проверку. Под повторной проверкой ФНС понимается мероприятие, которое предполагает проверку инспекторами ведомства тех же налогов, что были исследованы во время предыдущего визита инспекторов ФНС в фирму. При этом, если новый визит инспекторов ФНС выявляет правонарушения, не обнаруженные при предшествующей проверке, то какие-либо санкции на налогоплательщика, как правило, не накладываются. Повторная проверка регламентируется положениями п. 10 ст. 89 НК РФ.

Что будет делать ФНС при выявлении нарушения?

Если инспекторы ФНС РФ выявят нарушения в деятельности фирмы, то они должны будут принять все необходимые законные меры в целях документальной фиксации обнаруженных фактов. Это нужно для того, чтобы последующие решения налоговиков имели доказательную базу.


При необходимости ФНС может изъять у фирмы документы, которые могут подтверждать нарушение — чтобы налогоплательщик не осуществил впоследствии их сокрытие. Инспекторы ФНС вправе требовать от проверяемой фирмы объяснений по поводу обнаруженных фактов, характеризующих деятельность предприятия. При этом запрос на предоставление необходимых сведений может формироваться как в устной, так и письменной форме.

Если налогоплательщик откажется конструктивно взаимодействовать с ФНС, то это может привести к тому, что инспекция интерпретирует тот или иной сложный вопрос не в пользу проверяемой организации. При необходимости инспекторы ФНС могут осуществлять видеосъемку процесса проверки, фотографировать изучаемые объекты, что принадлежат фирме.

Факты о проверке должны фиксироваться в отдельном протоколе. В соответствующем документе инспектор обязан зафиксировать дату и место осуществления тех или иных действий, Ф.И.О. участников осмотра объектов проверяемой фирмы, содержание проводимых инспекторами действий, выявленные факты в процессе осмотра объектов. Фото- и видеоматериалы, если они есть, прилагаются к протоколу.

Встречная проверка

Выше мы отметили, что наряду с выездной — или как ее часть, - может быть инициирована встречная проверка. Ее сущность в том, что ФНС запрашивает данные о деятельности фирмы у сторонних лиц, имеющих отношение к проверяемой компании. Стоит отметить, что она регулируется другими нормами НК РФ — отличными от тех, которые содержит статья 89 НК РФ. Налоговая проверка, классифицируемая как встречная, в частности, регламентируется положениями ст. 87 Налогового кодекса РФ.

Мероприятие, о котором идет речь, может быть реализовано 2 способами. Во-первых, территориальное подразделение ФНС может самостоятельно запросить у сторонних фирм документы, которые связаны с деятельностью проверяемой фирмы. Во-вторых, инспекторы вправе взаимодействовать с коллегами по вопросам получения необходимой информации — направляя им запросы о необходимости истребования у фирм, прописанных на соответствующей территории, тех или иных документов.

Особенности толкования законодательства в части налоговых проверок

Важнейший нюанс налогового права — толкование положений НК РФ и дополняющих его нормативных актов. Многие бухгалтеры предпочитают ст. 89 НК РФ с комментариями, так как формулировки, приведенные в Кодексе в чистом виде, иногда не вполне однозначно позволяют интерпретировать ту или иную норму. Положения НК РФ в соответствующем формате можно найти на страницах многих тематических порталов в сети.

Статья 89 НК РФ с комментариями может содержать разъяснения экспертов касательно: порядка действий инспекторов ФНС и налогоплательщиков при проверках, последствий осуществления тех или иных активностей сотрудниками ФНС и проверяемыми фирмами, судебной практики по спорам между ФНС и организациями. Во всех случаях сведения, отражающиеся в соответствующих источниках, могут быть полезны для бизнесов.


Касательно положений, что содержит в себе статья 89 НК РФ: судебная практика может, как и в случае с экспертными комментариями, способствовать их разъяснению. Бывает, что мнение специалистов по тем или иным нормам НК РФ основано преимущественно на судебных прецедентах.

В тех случаях, когда ст. 89 НК РФ с комментариями содержит ссылки на судебную практику — речь может идти о рассмотрении дел в разных инстанциях. Но многие эксперты предпочитать ссылаться все же на решения, принятые ВС РФ или ВАС РФ. То есть не подлежащие обжалованию. В этом случае статья 89 НК РФ с комментариями может рассматриваться как источник, способствующий более корректному толкованию норм НК РФ в части проверок представителями бизнеса.

Для компетентных специалистов коммерческих предприятий важно, безусловно, иметь доступ к самой свежей редакции ст. 89 НК РФ. «Консультант» и иные справочно-правовые системы — самый, вероятно, оптимальный способ быть в курсе относительно обновлений соответствующего источника права.

Резюме

Итак, ФНС, не получившая необходимого результата по факту проведения камеральной проверки деятельности фирмы, может инициировать выездную. Регулирует данную процедуру главным образом статья 89 НК РФ. Выездная налоговая проверка, вместе с тем, может находиться и в юрисдикции других норм НК РФ, федеральных законов и подзаконных правовых актов.

В ходе рассматриваемого мероприятия задача инспекторов ФНС — определить то, насколько корректно фирма исчисляет и уплачивает налоги. Для этого ФНС вправе задействовать широкий спектр разрешенных законом методов — истребование документов, осмотр помещений, взаимодействие со сторонними организациями, имеющими отношение к деятельности проверяемой фирмы.

В некоторых случаях предусмотрено приостановление выездной проверки.Решения об инициировании рассматриваемой процедуры, а также об установлении паузы в ее проведении принимает руководитель территориального подразделения ФНС. Он же назначает инспекторов, ответственных за проведение мероприятия.

По итогам проверки налоговики выносят обоснованное решение — штрафовать компанию или, наоборот, обойтись без каких-либо санкций к ней. Наряду с изучением деятельности конкретной фирмы, ФНС может инициировать встречную проверку тех лиц, которые связаны с активностями проверяемой организации.

Большое значение для бухгалтеров и иных компетентных специалистов российских фирм имеет толкование норм НК РФ — в части проверок и не только. Приобрести необходимые знания в данной области финансисты могут, изучая комментарии экспертов и публичные сведения о судебных слушаниях в рамках споров между ФНС и проверяемыми предприятиями.

1. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.


В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа, а в случае проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков - иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, - по месту нахождения обособленного подразделения такой организации.


2. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.


Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 настоящего Кодекса, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.


Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в налоговом органе.


Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.


Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:


полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;


предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;


периоды, за которые проводится проверка;


должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.


Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.


Решение о проведении выездной налоговой проверки не может быть вынесено на основе специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и (или) прилагаемых к ней документов и (или) сведений, а также сведений, содержащихся в указанной специальной декларации и (или) документах.


3. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.


4. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей главой.


В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.


В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.


5. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.


Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.


При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.


5.1. Налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика, за исключением следующих случаев:


1) проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;


2) досрочное прекращение налогового мониторинга;


3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа.


В случае проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в настоящем подпункте, предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением;


4) представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).


6. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.


Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.


7. В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.


Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.


Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.


Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.


При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.


7.1. В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность налогоплательщика, связанную с его участием в договоре инвестиционного товарищества, а также запрашивать у участников договора инвестиционного товарищества информацию, необходимую для проведения выездной налоговой проверки, в порядке, установленном статьей 93.1 настоящего Кодекса.


В случае, если выездная налоговая проверка проводится в отношении налогоплательщика, не являющегося управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ), требование о представлении документов и (или) информации, связанных с его участием в договоре инвестиционного товарищества, направляется управляющему товарищу. Если управляющий товарищ не представил документы и (или) информацию в установленный срок, требование о представлении документов и (или) информации, связанных с участием проверяемого налогоплательщика в инвестиционном товариществе, может быть направлено другим участникам договора инвестиционного товарищества.


8. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.


9. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:


1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса;


2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;


3) проведения экспертиз;


4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.


Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подпункте 1 настоящего пункта, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.


Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.


Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена по основанию, указанному в подпункте 2 настоящего пункта, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.


На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.


10. Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.


При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 настоящей статьи, не действуют.


При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.


Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:


1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;


2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.


Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.


11. Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.


12. Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.


При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 настоящего Кодекса.


Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 настоящего Кодекса.


13. При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 настоящего Кодекса.


14. При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.


15. В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.


В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.


16. Особенности проведения выездных налоговых проверок при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.


16.1. Особенности проведения выездных налоговых проверок резидентов, исключенных из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, определяются статьями 288.1 и 385.1 настоящего Кодекса.


17. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при проведении выездных налоговых проверок плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.


18. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются при проведении выездных налоговых проверок консолидированной группы налогоплательщиков с учетом особенностей, установленных статьей 89.1 настоящего Кодекса.


19. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются при проведении выездных налоговых проверок налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта с учетом особенностей, установленных статьей 89.2 настоящего Кодекса.

КонсультантПлюс: примечание.

При проведении выездной налоговой проверки могут быть обнаружены нарушения, которые не были выявлены при камеральной, даже если по результатам камеральной проверки суд признал доначисления незаконными (Определение КС Суда РФ от 10.03.2016 N 571-О).

1. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа, а в случае проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков - иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, - по месту нахождения обособленного подразделения такой организации.

2. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 настоящего Кодекса, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика .

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в налоговом органе.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

периоды, за которые проводится проверка;

должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

5. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения .

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

5.1. Налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика, за исключением следующих случаев:

1) проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;

2) досрочное прекращение налогового мониторинга;

3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа.

В случае проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в настоящем подпункте, предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением;

4) представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).

6. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Статья 89 НК РФ в пункте 2 перечисляет налоговые органы, которые могут принимать решения о проведении выездных проверок. В этом списке нет налогового органа, осуществляющего учёт по месту нахождения недвижимого имущества налогоплательщика.

Прямого указания о возможности проведения такой выездной проверки в законе нет.

Судьи придерживаются мнения, что органы налоговой службы не могут назначать проверку по месту нахождения имущества налогоплательщика. Перечень, содержащийся в статье 89 НК РФ является закрытым. Поэтому проверки по месту расположения недвижимости проверяемого не являются правомерными и обоснованными.

Можно отменить решение о выездной проверке, если в нём нет имени руководителя проверяющей группы?

По п 2 ст 89 НК РФ в самом документе, содержащем решение о проведении проверки, указываются имена, фамилии и должности проверяющих. Это сотрудники налоговой службы, которые непосредственно отвечают за проведение этой проверки.

Приказ ФНС утверждает форму требования. В этой форме предусмотрено указание имени руководителя проверяющей группы. Однако в Налоговом кодексе про руководителя никаких упоминаний нет - упоминаются лишь сотрудники налоговой службы, которым поручена проверка.

Судебные инстанции считают, что отсутствие имени руководителя проверяющих, никак не ущемляют прав проверяемого плательщика, а значит по этой причине отменить проверку нельзя.

Содержание главы

Публикации в прессе:

13 октября

13:22 Когда налоговики могут придти к вам домой. Разъяснения Минфина

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ