Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Инструкция о пропускном режиме

Пропускной режим является неотъемлемой частью общей системы охраны объекта. Практическое решение этих вопросов оформляется в виде "Инструкции о пропускном режиме". Указанная инструкция должна определять систему организационно-правовых охранных мер, устанав-ливающих разрешительный порядок (режим) прохода (проезда) на объект (с объекта), и может включать:

1. Общие положения

В этом разделе указываются:

  • нормативные документы, на основании которых составлялась инструкция;
  • определение контрольно-пропускного режима и цель его установления;
  • на кого возлагается руководство пропускным режимом, практическое его осуществление;
  • санкции к нарушителям контрольно-пропускного режима;
  • требования к оборудованию различных помещений.

2. Порядок пропуска сотрудников предприятия, командированных лиц и посетителей через контрольно-пропускные пункты.

  • перечислить все КПП и их назначение, описание, расположение и установить их единую нумерацию;
  • изложить требования к оборудованию КПП;
  • установить порядок прохода сотрудников и посетителей на территорию объекта и в кате-горированные подразделения;
  • определить права и основные обязанности контролеров КПП;
  • установить помещения, где запрещается принимать посетителей и представителей сторонних организаций.

3. Порядок допуска на объект транспортных средств, вывоза продукции, документов и материальных ценностей.

В этом разделе указываются:

  • порядок допуска на территорию объекта (с объекта) автотранспорта, принадлежащего объекту;
  • въезд-выезд и стоянка на территории объекта транспорта, принадлежащего сотрудникам на правах личной собственности;
  • порядок пропуска автомашин сторонних организаций, прибывших с грузом в адрес объекта в рабочее и нерабочее время;
  • порядок вывоза (ввоза) товарно-материальных ценностей;
  • правила оформления документов на вывоз (вынос) материальных ценностей с территории объекта.

4. Обязанности должностных лиц по поддержанию контрольно-пропускного режима.

5. Виды пропусков, порядок их оформления.

В этом разделе определяются:

  • виды пропусков, их количество и статус;
  • описание пропусков;
  • порядок оформления и выдачи пропусков;
  • общая замена и перерегистрация пропусков;
  • мероприятия при утере пропуска сотрудником.

Виды пропусков. Для допуска на предприятие, в отдельные помещения, как правило, устанавливается несколько видов пропусков. Это могут быть постоянные, временные, ра-зовые и материальные пропуска. Образцы бланков пропусков разрабатываются админи-страцией объекта (службой безопасности). По своему внешнему виду и содержанию про-пуска должны отличаться друг от друга и обладать защитными свойствами. Все виды пропусков, за исключением материальных, оформляются и выдаются в бюро пропусков (или в ином подразделении) по письменным заявкам. Виды пропусков определяются в зависимости от специфики предприятия.

Постоянные пропуска выдаются сотрудникам объекта, принятым на постоянную работу, а также работникам других организаций, закрепленных для постоянного обслуживания объекта. Постоянные пропуска могут делиться на группы, их количество и назначение определяются инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Постоянные пропуска могут храниться как на руках у сотрудников объекта, так и в кабинах на КПП. Постоянные пропуска лиц, убывающих с объекта на длительное время (отпуск, болезнь, командировка и т.п.), сдаются на хранение в бюро пропусков (отдел кадров), а при оставлении таких пропусков в кабине на ячейке (где хранится пропуск) делается соответствующая отметка. Пропуска уволенных сотрудников уничтожаются установленным порядком.

Временные пропуска выдаются лицам, работающим по контракту, находящимся на вре-менной работе, прикомандированным к предприятию, и хранятся, как правило, на КПП. Срок действия и порядок оформления временных пропусков определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме.

Временные пропуска могут быть с фотографией и без фотографии. Временные пропуска без фотографии действительны только при предъявлении документа, удостоверяющего личность (требовать их предъявления охранники не вправе).

Разовые пропуска (для посетителей и клиентов) выдаются на одно лицо и только для ра-зового посещения предприятия и его подразделений. Пропуск оформляется и действителен при наличии документа, удостоверяющего личность. Разовые пропуска должны пе-риодически меняться по цвету бланков и другим отличительным признакам.

Разовый пропуск, выданный водителю транспортного средства, может служить одновре-менно и разовым пропуском для транспорта.

Разовый пропуск действителен для входа на территорию объекта или его подразделения в течение определенного времени.

Контроль посетителей предприятия с разовыми пропусками осуществляется с помощью отметки на оборотной стороне пропуска, где указывается время посещения, заверенное подписью лица, принявшего посетителя.

Разовый пропуск изымается на посту контролером при выходе посетителя с объекта и сдается в бюро пропусков. О лицах, не вышедших с объекта по истечении установленного срока действия пропуска, контролер докладывает начальнику караула (дежурному по КПП) для принятия мер по выяснению причин задержки. Фамилии лиц, посетивших объект по разовому пропуску, записывают в специальную книгу учета.

Материальные пропуска для вывоза (выноса) товарно-материальных ценностей выдаются администрацией предприятия. Срок действия пропуска определяется инструкцией о кон-трольно-пропускном режиме. Материальные пропуска должны изыматься на КПП и сда-ваться в бюро пропусков.

Образцы действующих пропусков должны находиться на КПП. Для обучения сотрудников охраны выделяется необходимое количество образцов пропусков.

6. Учет и отчетность, порядок хранения пропусков, печатей.

В зависимости от структуры предприятия и характера его деятельности инструкция может содержать и другие разделы.

7. Оборудование контрольно-пропускных пунктов.

Для организации пропускного режима на предприятии оборудуются контрольно-пропускные пункты. Оборудование КПП должно обеспечивать необходимую пропускную способность и возможность тщательной проверки пропусков у проходящих лиц и удовлетворять следующим требованиям:

  • исключать возможность несанкционированного проникновения через КПП на объект (с объекта) людей и транспортных средств;
  • способствовать сокращению времени на проверку документов, досмотр транспорта и мате-риальных ценностей;
  • способствовать исключению (сведению к минимуму) ошибок охранника при пропуске людей и транспорта;
  • обеспечивать меры безопасности охранника в рабочее время.

Все виды КПП должны быть оборудованы необходимыми видами связи и тревожной сиг-нализации для вызова резерва охраны. На КПП рекомендуется располагать внутренний телефон и список телефонов администрации предприятия.

8. КПП для прохода людей.

Для контроля лиц, проходящих на объект и в отдельные здания (помещения), строятся КПП. Такое КПП рекомендуется оборудовать комнатой для охраны, камерой хранения, гардеробом, турникетом с фиксирующими устройствами-запорами.

Размещение помещений определяется проектами и зависит от средств механизации, ав-томатизации КПП и особенностей предприятия.

В контрольно-пропускном зале устраиваются проходы, которые оборудуются техническими средствами охраны и барьерами. В комплект оборудования, как правило, входят:

  • средства механизации, автоматизации, системы контроля доступа;
  • физические барьеры (ограждения, турникеты, калитки);
  • основное и резервное освещение;
  • средства связи и тревожной сигнализации;
  • системы видеоконтроля.

В качестве средств контроля доступа могут использоваться различные турникеты. Турни-кеты предназначены для управления потоками людей и регулирования входа (выхода). В последнее время наиболее широкое распространение получили электромеханические турникеты. Электромеханические турникеты легко управляются с пульта охранника и могут работать в составе автоматизированной системы контроля доступа. При выборе турникета нужно иметь в виду, что они бывают "нормально открытые" и "нормально закрытые". "Нормально открытые" турникеты (например, раздвижные, которые до недавнего времени были установлены в российском метро) в мировой практике используются достаточно редко. Они могут ударить проходящего и не позволяют осуществлять эффективный кон-троль.

Для осуществления надежного контроля чаще используются "нормально закрытые" тур-никеты - роторные турникеты-"вертушки", турникеты-триподы и калитки.

Калитки применяются для управления потоками людей - организации свободного прохода в одну сторону (на вход или выход) и запрета прохода в другую. Калитки широко используются в магазинах, аэропортах, вокзалах. Применение калиток для контроля дос-тупа неэффективно, это связано с тем, что калитки не разделяют поток людей по одному, так как после открытия калитки через нее могут пройти несколько человек. Калитки могут устанавливаться для организации свободного выхода, в то время как контроль входа дове-ряют триподам или "вертушкам".

Турникеты-триподы с тремя преграждающими планками являются одним из наиболее оп-тимальных средств для осуществления контроля санкционированного прохода, так как разделяют поток людей по одному, обеспечивая при этом высокую пропускную способ-ность. Триподы могут применяться в системах электронных проходных, в том числе в ус-ловиях большого потока людей. Для предотвращения возможности подлезть под планки турникета или перепрыгнуть через них на турникете рекомендуется устанавливать спе-циальные датчики, которые срабатывают при попытке несанкционированного прохода.

Роторные турникеты-"вертушки" применяются в тех случаях, когда необходимо полное перекрытие зоны прохода. Они могут быть различными по высоте - от поясных до тур-никетов в полный рост, которые конструктивно подобны вращающимся дверям.

9. Автотранспортные КПП.

В состав автотранспортного КПП входят грузовая площадка и служебные помещения. Площадка предназначается для размещения автомобилей. Пло-щадки могут располагаться как на территории предприятия, так и за ее пределами, на местности, непосредственно примыкающей к основным воротам КПП. Она должна отвечать следующим требованиям:

  • иметь достаточную площадь для размещения транспорта, технические средства для обес-печения нормальных условий работы охранника;
  • исключать возможность несанкционированного проникновения на объект (с объекта) людей и транспортных средств;
  • обеспечивать при установленной интенсивности движения в любое время суток и года фиксирование автомобильного транспорта и перевозимых грузов;
  • быть изолированной от других сооружений, не имеющих отношения к охране объекта и оборудованию КПП;
  • обеспечивать меры безопасности охранника при выполнении своих обязанностей.

Размеры площадки устанавливаются в зависимости от габаритов транспорта и перевозимых грузов и могут составлять 10-12 метров в длину и 5-6 метров в ширину.

На территории, отведенной для строительства площадки, производится планировка мест-ности с таким расчетом, чтобы на ней не задерживались дождевые и талые воды. Попе-речный уклон площадки делается не менее 2% от места выставления охранника в на-правлении ее боковых сторон (перпендикулярно проезжей части). Поверхность площадки покрывается бетоном или асфальтом.

На проезжей части площадки выделяется место для остановки транспорта, ограниченное двумя линиями "СТОП", выполненными белой краской. Перед въездом на досмотровую площадку с внешней стороны основных и вспомогательных ворот (шлагбаума), не ближе 3 м от них, также наносится поперечная линия и надпись "СТОП".

Автотранспортные КПП могут оборудоваться весами для взвешивания автомобилей, ямой или эстакадой для осмотра грузов, механизированными устройствами для автоматического открытия и закрытия ворот с фиксаторами.

Площадки по периметру оборудуются физическими барьерами и рубежом сигнализации. Площадки, как правило, выгораживаются просматриваемым забором из металлической сетки или декоративных решеток высотой до 2,5 метров. На площадке оборудуются ос-новные и вспомогательные механизированные ворота. Основные ворота устанавливаются на линии основного ограждения объекта, а вспомогательные - на противоположной стороне досмотровой площадки. Вместо ворот могут применяться механизированные шлагбаумы. На автомобильных КПП используются ворота с ограничением и без ограничения габаритов по высоте. По конструкции они могут быть распашными или раздвижными (выдвижными). Распашные ворота должны оборудоваться фиксаторами.

Организация пропуска на охраняемый объект сотрудников, посетителей, представителей контрольных и правоохранительных органов

Проход сотрудников и посетителей на территорию объекта в категорированные подразделения и обратно осуществляется по установленным на объекте пропускам, через контрольно-пропускные пункты. Пропуск должен являться основным документом, дающим право на проход.

Допуск командированных (посетителей) производится по временным, разовым пропускам в ус-тановленные и указанные в пропуске часы, в исключительных случаях - по утвержденным на-чальником службы безопасности спискам.

Представители средств массовой информации допускаются на объект на общих основаниях в сопровождении представителей администрации.

В нерабочее время, выходные и праздничные дни допуск сотрудников на объект должен быть ограничен и производиться по предварительным заявкам (спискам) руководителей подразделе-ний, завизированными начальником службы безопасности, с предъявлением постоянного про-пуска. На предприятиях со сменным режимом работы к пропуску могут выдаваться специальные вкладыши сменности.

Дежурные специальных служб объекта (электрики, сантехники, работники связи и т.д.), рабо-тающие посменно, допускаются на территорию объекта в нерабочее время, в выходные и праздничные дни по спискам, подписанным начальниками соответствующих служб и утвер-жденными начальником службы безопасности.

На основании действующего законодательства и решения администрации отдельные категории лиц пользуются правом прохода на объект без пропуска, при предъявлении служебного удосто-верения. К ним относятся:

  • работники прокуратуры;
  • работники милиции;
  • инспектора труда, котлонадзора, энергонадзора по территориальности;
  • должностные лица и отдельные категории работников санитарно-эпидемической службы органов здравоохранения, осуществляющие санитарный надзор.

В целях осуществления пропускного режима на территории объекта и в его структурных подразделениях приказом начальника предприятия утверждается перечень категориро-ванных подразделений (помещений), хранилищ. В этих помещениях устанавливаются специальный режим и повышенная ответственность за его соблюдение работниками этих подразделений.

Допуск в эти помещения осуществляется строго по списку, согласованному со службой безопасности. Прием посетителей сторонних организаций и предприятий, как правило, максимально ограничивается.

Во всех помещениях категорированных подразделений должны быть вывешены в застек-ленных рамках списки работников, имеющих допуск в эти помещения. Все помещения по окончании работ осматриваются дежурными по подразделениям и лицами, ответственными за их противопожарное состояние. Электроосветительная и электронагревательная аппаратура обесточивается, окна и форточки закрываются, двери запираются на замок и опечатываются. По окончании рабочего дня оборудованные охранной сигнализацией ка-тегорированные помещения, спецхранилища, склады и др. объекты закрываются и опе-чатываются ответственными лицами этих подразделений. Помещения сдаются под охрану караула. Представитель охраны проверяет сигнализацию в присутствии работников, сдающих помещение. Ключи от этих помещений в опечатанных пеналах сдаются под расписку начальнику караула.

Получение ключей, вскрытие помещений, оборудованных охранной сигнализацией, про-изводят лица, имеющие допуск на право вскрытия этих помещений с предъявлением по-стоянного пропуска. Списки лиц, имеющих право вскрывать (закрывать) указанные по-мещения, с указанием номеров печатей, которыми опечатываются помещения, и номеров служебных телефонов подписываются начальником подразделения и утверждаются на-чальником службы безопасности.

Все лица, пытающиеся пройти через КПП без предъявления пропуска или по чужому, не-правильно оформленному пропуску, пронести на объект (с объекта) запрещенные пред-меты, на объект не допускаются.

Допуск на территорию предприятия транспортных средств, вывоз материальных цен-ностей

Допуск на территорию (с территории) предприятия транспортных средств, принадлежащих предприятию, производится при предъявлении водителем личного пропуска со специальным шифром или транспортного пропуска и путевого листа. Грузчики и сопровождающие лица, сле-дующие с транспортом, пропускаются через КПП на общих основаниях.

Въезд и стоянка на территории предприятия транспорта, принадлежащего сотрудникам на правах личной собственности, разрешается по специальным спискам.

Автомашины сторонних организаций, прибывшие с грузом в адрес предприятия в рабочее время, допускаются на территорию по служебным запискам. Въезд машин на территорию предприятия производится штатным водителем в сопровождении представителя администрации (грузо-получателя).

Железнодорожный транспорт и обслуживающие его бригады пропускаются на предприятие по пропускам установленного образца, по спискам или иным порядком, установленным инструкцией о пропускном режиме. Для пропуска железнодорожного транспорта от подразделения охраны выделяется специальная группа.

Опломбированные вагоны и контейнеры пропускаются через КПП после их внешнего осмотра, если оттиски пломб соответствуют оттискам в сопроводительных документах или накладных. В случаях несоответствия оттисков, обнаружения проломов вагона (контейнера) или обрыва пломбы вагон (контейнер) подлежит вскрытию и осмотру в присутствии представителей администрации и железной дороги.

Вывоз и вынос готовой продукции и других материальных ценностей с территории объекта осу-ществляется по материальным пропускам установленного образца.

Убедившись в правильности оформления документов и их полном соответствии с вывозимыми ценностями, охранник оставляет на КПП пропуск, ставит на пропуске дату и время вывоза груза, расписывается и дает разрешение на вывоз материальных ценностей.

Все документы, вывозимые (выносимые) с предприятия материальные ценности регистрируются в бюро пропусков по книге учета и в течение следующего дня передаются в бухгалтерию. Бланки всех видов материальных пропусков изготавливаются типографским способом и хранятся в бухгалтерии, выдаются в подразделения предприятия по служебным запискам. Документы на вывоз (вынос) материальных ценностей должны быть выписаны только на то количество груза (мест, веса и т.п.), которое может быть вывезено (вынесено) одновременно, и действительны только на дату, указанную в разрешительном документе.

Строительные и древесные отходы, макулатуру, металлолом, металлическую стружку рекомен-дуется вывозить с территории предприятия по приказ-счету как материальные ценности. Вывоз с территории объекта различного мусора, земли и снега может производиться без оформления до-кументов, но с обязательной регистрацией на автотранспортном КПП.

Контроль за транспортными средствами, въезжающими (въезжающими) на предприятие, реко-мендуется проводить в следующей последовательности.

Работник охраны, убедившись в правильности оформления сопроводительных документов, должен удостовериться в соответствии наименования и количества ввозимого (вывозимого) груза данным в сопроводительных документах, а также проверить скрытые места транспортного средства (которые могут использоваться для хищения). С этой целью он осматривает транспортное средство и груз, используя специальную смотровую площадку, эстакаду. Материальные ценности на транспортном средстве должны быть уложены в определенном порядке, удобном для контроля. При пропуске опломбированных (опечатанных) грузов охранник сверяет пломбы (печати) с указанными в накладных и, убедившись в полном соответствии количества и наименования груза сопроводительным документам, разрешает въезд или выезд автотранспорта. Материальные про-пуска, товаротранспортные накладные регистрируются охранником в книге учета (отдельно на ввозимые и вывозимые грузы) в строгом соответствии с порядком их поступления.

Сегодня автотранспортные перевозки грузов являются наиболее выгодными и обошли в этом естественного монополиста – железную дорогу. Большинство предприятий используют автотранспорт, как основной вид перевозки грузов, в том числе сырья и готовой продукции. Именно из-за этого функционирование КПП должно осуществляться по четко прописанным процедурам и предотвращать хищения со стороны персонала объекта охраны , а также третьих лиц.

Помимо этого КПП является частью системы пропускного и внутриобъектового режима и осуществляет контрольную функцию над пропуском не только транспорта, а и зачастую людей. В этом случае функции КПП совмещены с проходной. Также охранник на КПП обязан в своей зоне ответственности уделять внимание соблюдению правил внутреннего распорядка и техники безопасности, в т.ч. Пожарной.

Все эти задачи требуют для их выполнения применения технических средств , которые подразделяются на следующие группы:

  1. Контрольное оборудование. Обычно включает в себя видеонаблюдение и систему контроля и учета доступа (СКУД).
  2. Инженерные укрепления.
  3. Досмотровое оборудование.
  4. Спецсредства обороны.
  5. Средства связи.

Рассмотрим эти группы подробнее.

Контрольное оборудование


Тема организации видеонаблюдения на КПП достойна написания отдельной статьи, но по техническим и организационным вопросам всегда можно получить квалифицированную консультацию у специалистов, а проектирование системы требует привязки к местности.

По функционированию видеонаблюдения стоит отметить, что видеонаблюдение может быть локальным, т.е. непривязанным к другим постам охраны, однако в большинстве случаев является частью общей системы видеонаблюдения .

В последнее время получило распространение внедрение интеллектуальных систем видеонаблюдения, которые значительно улучшают уровень безопасности КПП.

Интеллектуальные системы видеонаблюдения позволяют осуществлять следующие операции:

  1. визуальный контроль и архивирование изображения происходящих событий;
  2. выделение контрольных событий для привлечения внимания оператора, в т.ч. опасных или неадекватных действий;
  3. автоматическое распознавание автомобильных номеров;
  4. распознавание лиц;
  5. автоматическое распознавание противоправных действий, в т.ч. несанкционированного проникновения на объект охраны.

Все это снижает уровень влияния человеческого фактора и, одновременно с этим позволяет сосредоточить внимание сотрудника службы охраны на выполнении основных операций – досмотра автотранспорта и проверку документации.

СКУД на КПП призвана упорядочить перемещение автотранспорта, а также акцентировать внимание работников службы охраны в случае нарушений положения о пропускном и внутриобъектовом режиме. Такая система никогда не устанавливается локально и зачастую программируется с участием материально ответственных лиц за использование автотранспортных средств.

СКУД в использовании на КПП имеет особое значение на предприятиях с большим автотранспортным хозяйством, например, таксопарках или логистических комплексах.

Инженерные укрепления


Обозначают зону КПП, как пост охраны, имеющиеся инженерные укрепления. Основой для формирования инженерных укреплений служит специальная комната, которая находится в отдельно стоящем здании КПП или прилегающем корпусе и обязана иметь трехсторонний обзор в обе стороны периметра, а также на зону пропуска.

Для организации зоны пропуска на КПП используется следующее оборудование:

  1. шлагбаумы (ручные или автоматические);
  2. турникеты (в случае совмещения функций контроля с проходной);
  3. заградительные устройства (автоматические или стационарные дорожные блокираторы);
  4. ворота (механические или автоматические).

Помимо зоны пропуска в этот раздел еще стоит отнести зону досмотра автотранспорта, которая, в зависимости от возможностей, оборудуется досмотровой рампой.

Досмотровое оборудование


Обычный набор досмотрового оборудования состоит из следующих технических средств:

  1. фонарь;
  2. досмотровое зеркало;

В зависимости от производственной необходимости при досмотре автотранспорта может применяться, вместе с вышеперечисленным, следующее оборудование:

  1. рентгенотелевизионные сканеры;
  2. газоанализаторы взрывчатых веществ;
  3. эндоскопы;
  4. металлодетекторы;
  5. дозиметры радиометры;
  6. радиолокационные сканеры;
  7. комплекты досмотрового оборудования;
  8. приборы для экспертизы водительских удостоверений и паспортов;
  9. целостные инспекционно-досмотровые комплексы.

Комплектация досмотрового оборудования производится в процессе анализа угроз на основе вероятности их наступления с уклоном на защиту товарно-материальных ценностей, расположенных на объекте охраны, и соблюдения правил поставки сырья.

Спецсредства обороны


Охранник на КПП непосредственно участвует в защите периметра объекта охраны и зачастую становится непосредственным участником силовых действий. Такие действия могут иметь направленную агрессию в сторону объекта охраны или ненаправленные действия, например, со стороны третьих лиц в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В связи с этим охранник должен иметь соответствующую физическую подготовку, а также необходимые средства самообороны.

Охранники ЧОП на КПП могут оснащаться огнестрельным, травматическим или пневматическим оружием.

Средства связи


Связь охранника на КПП обычно осуществляется двумя каналами. КПП должно быть оборудовано стационарным телефоном с городской связью для осуществления возможности экстренного вызова спасательных служб и прибором внутренней радиосвязи – радиостанцией.

Дополнительно КПП может оборудоваться прибором внутренней связи для координации работы при осуществлении хозяйственной деятельности.

Закажите обратный звонок и получите бесплатную консультацию

Современная система безопасности на предприятиях немыслима без контрольно-пропускных пунктов, на которых производится идентификация посетителей, сотрудников и транспортных средств. Обычно на таких пунктах обязательном порядке находятся сотрудники службы охраны, которые вынуждены работать там круглые стуки. Чтобы упростить их работу, а также повысить её эффективность, было разработано специальное оборудование для автоматизации работы КПП.

Автоматизация КПП для прохода людей

Автоматизация проходной , суть которой мы уже рассматривали на нашем сайте, представляет собой частный случай автоматизации контрольно-пропускного пункта. В этом случае на КПП организуются специальные точки прохода, которые оснащаются средствами для идентификации и пропуска людей.

Персонал организации получает индивидуальные метки (идентификаторы), с помощью которых осуществляется их доступ через КПП. Это могут быть контактные и бесконтактные карты, а также их личные биометрические данные (отпечаток пальца, сетчатка и т.п.). Кроме того, идентификационная информация может сопоставляться по базе данных с паспортными данными каждого сотрудника.

При автоматизации контрольно-пропускных пунктов их подключают к системе контроля и управления доступом (СКУД) , оснащают охранным видеонаблюдением и подводят к ним тревожную сигнализацию.

В качестве механических средств для пропуска людей на КПП обычно используются электромеханические турникеты, соединенные с контроллером управления и считывателем персональных идентификаторов. У заказчика есть возможность выбрать тип турникета для установки на контрольно-пропускном пункте - это может быть турникет-трипод или роторный турникет-вертушка.

Автоматизация контрольных пунктов для пропуска людей не только снижает нагрузку на службу охраны, но и позволяет сократить её штат. Кроме того, производительность работы автоматизированных КПП существенно возрастает, что особенно актуально для предприятий с высокой численностью персонала.

Еще одним полезным дополнением в автоматизации контрольно-пропускного пункта является возможность контроля рабочего времени сотрудников. При входе и выходе с территории предприятия считыватель на КПП зафиксирует время прохода. Как показывает практика, после автоматизации резко сокращается число опозданий на работу и преждевременных уходов с рабочего места. Кроме того, можно и вовсе ограничить доступ на территорию по времени, например, запретить доступ в ночные часы и в выходные дни.

Система автоматизации проезда транспорта

Системы автоматизации проезда автомобильного транспорта используются на самых различных объектах: автостоянки, промышленные предприятия, базы, склады, офисные центры и пр.

Состав оборудования обычно включает в себя:

  • систему видеонаблюдения и распознавания автомобильных номеров ;
  • механические преграждающие элементы (шлагбаумы или автоматические ворота);
  • фотоэлемент (предотвращает преждевременное закрытие шлагбаума или ворот);
  • контроллер управления.

Все уже знакомы с системой видеонаблюдения, но в данном случае она работает в паре с модулем по распознаванию автомобильных номеров. Номер каждого подъезжающего автомобиля проверяется по внутренней базе данных и на основании этого автомобилю либо разрешается, либо не разрешается въезд на территорию объекта. По всем автомобилям ведется подробная статистика въезда и выезда, можно в любой момент получить доступ к ней через компьютерную сеть и узнать - находится ли автомобиль конкретного сотрудника на территории. Сотрудник службы безопасности может вручную занести новый номер в базу данных для последующих проездов автомобиля на территорию уже в автоматическом режиме. Самые продвинутые системы распознают не только номер автомобиля, но и тип кузова, а также его цвет.

Более простой способ автоматизации проезда автотранспорта - это использование средств идентификации при помощи персональных карт или брелоков. Подобные идентификаторы выдаются каждому сотруднику. При проезде через КПП их необходимо приложить к считывателю, чтобы открыть ворота или шлагбаум. Персональный идентификатор каждого сотрудника регистрируется в системе вместе с его паспортными и кадровыми данными, туда же вносятся и сведения об автомобиле.

Автоматизация контрольно-пропускных пунктов в Москве и Подмосковье

Необходимость предупреждения от проникновения случайных лиц требуется всем предприятиям и организациям, вне зависимости от рода деятельности. Это может быть крупный завод или небольшая госструктура, где введен пропускной режим на предприятии, который подразумевает проход на территорию охраняемого объекта по специальным пропускам через КПП (контрольно-пропускной пункт). Подразделение охраны занимается контролем допуска посетителей, персонала и контроля вывоза материальных ценностей.

Что такое пропускной режим на предприятии

С юридической точки зрения, пропускной и внутриобъектовый режим на предприятии – это система административно-ограничительных мероприятий, инженерных решений и работы службы безопасности по допуску лиц на конкретный объект (плюс – обеспечения охраны товаров или оборудования). При этом администрация устанавливает правила прохода через КПП для посторонних лиц или допуска сотрудников к отдельным структурным подразделениям, в соответствии с их должностными инструкциями.

Назначение

Хотя существует различие между объектами, где используются подобные меры контроля и доступа, цели и задачи применения будут схожими. Введение пропускного режима на предприятии (ПРП) предназначено для:

  • обеспечения прохода сотрудников, сторонних посетителей, ввоза и вывоза грузов по пропускам установленной формы;
  • создания условий, препятствующих бесконтрольному проникновению посторонних лиц и транспорта на охраняемую территорию;
  • оперативного выявления обстоятельств, которые могут нанести ущерб интересам предприятия (например, хищений или пожара), создания системы противодействия этим опасностям.

Цели

Базовые цели организации контрольно-пропускного режима для большинства организаций будут схожими. К числу основных относятся такие целевые направления:

  • поддержание внутреннего порядка с учетом специфики предприятия;
  • рост прибыли за счет борьбы с расхищением имущества и другими уголовными и административными нарушениями;
  • регистрация и учет посетителей, времени прихода и ухода сотрудников;
  • охрана интеллектуальной собственности и коммерческих секретов.

Требования

Не следует упускать из виду, что пропускная система на предприятии подразумевает ряд ограничений, поэтому должна быть безупречной с точки зрения нормативно-правовых актов и другой документации законодательного характера. Самыми главными тут будут требования к персоналу и посетителям, в том числе работникам сторонних организаций и прикомандированным лицам для разовых посещений.

Администрация, через службу безопасности, ведет контроль соблюдения пропускного режима, правильного оформления временных и постоянных пропусков, предусматривает случаи, когда возможен досмотр транспортных средств. В соответствии с законодательством, разрешается вход на территорию предприятия по служебным удостоверениям работникам полиции, прокуратуры, трудовой инспекции, другим контролирующим органам.

Система пропусков

Организация пропускного режима на предприятии, подразумевает выдачу и проверку пропускных документов, о сохранности которых должен заботиться владелец. Пропуск является личным документом, предусматривает наличие фотографии или необходимость удостоверения личности. В последнее время широкое распространение получили обезличенные электронные пропуска, которые носят временный характер (например, его могут выдавать остановившемуся в гостинице для доступа в номер или командированным на предприятие).

Пропускная система в офис

Создание ПРП для контроля доступа на рабочее место (офис или производственное помещение) подразумевает организацию пропускного пункта. Иногда его дополняют внутренними системами контроля доступа (СКД) к определенным секторам. Электронные СКД могут быть:

  • аудиовизуальными, передающими изображение с помощью специальных камер;
  • работающими с пластиковыми картами (в том числе – бесконтактными);
  • основанными на вводе идентификационных кодов с клавиатуры;
  • биометрическими (сканирующими радужную оболочку глаза или отпечатки пальцев).

Комбинация контроллера с исполняющим устройством, может проверять информацию в электронном пропуске, предоставляя возможность прохода, если данное лицо имеет право доступа. Это могут быть:

  • турникеты;
  • шлюзы;
  • электромеханические замки;
  • ростовые кабинки.

Въезд на территорию

Специальные транспортные КПП предназначены для наблюдения за въездом / выездом с территории предприятия. Помимо служебного помещения для диспетчера, тут обязательно должна быть досмотровая стоянка, обеспечивающая контроль ввоза или вывоза грузов с территории предприятия (например, с помощью досмотра транспортных средств). Если по территории предприятия проходит железнодорожная линия, то инструкция о ПРП должна отражать порядок проезда поездов, допуска к нему машинистов или другого персонала, а также правила осмотра опломбированных вагонов.

Пропускной режим на охраняемом объекте

Введение ПРП обязательно подразумевает наличие инструкция по пропускному и внутриобъектному режиму. Примерная структура этого документа может быть такой:

  1. Общие положения.
  2. Порядок пропуска через КПП.
  3. Допуск на предприятие транспортных средств, порядок вывоза материальных ценностей или документов.
  4. Виды пропуском принятых на предприятии, порядок их учета и использования.
  5. Обязанности должностных лиц по подержанию ПРП.

Организация пропускного режима

Четкое функционирование ПРП требует разделения объектов на несколько категорий, позволяя варьировать права доступа. В связи с этим, объекты могут быть:

  • общедоступные;
  • закрытые;
  • ограниченного доступа.

Определение категории доступа конкретному объекту (зданию, помещению) предоставляет возможность регламентировать в служебной документации права разных категорий сотрудников или посетителей. Кроме того, становится проще обосновать:

  • оптимальный вариант пропуска на объект лиц, транспорта или вывоза материальных ценностей;
  • конкретные виды технических средств для обеспечения безопасности;
  • необходимое количество физической охраны.

Материальные разрешительные документы

Разработанная инструкция о ПРП должна определять разные виды пропусков. Как правило, на крупных предприятиях их может быть несколько типов. За исключением материальных, все пропускные удостоверения выдаются в бюро пропусков на основании служебной записки или заявки. Различают следующие виды пропускных документов:

  • постоянный;
  • временный;
  • разовый;
  • материальный пропуск.

Приказ о пропускном режиме

Переход на пропускной режим, в соответствии с действующим законодательством (статьей 20 Трудового Кодекса РФ), должен сопровождаться выходом соответствующего приказа, подписанного директором (либо уполномоченным лицом по доверенности). С этим приказом, где указана точная дата введения ПРП, каждый сотрудник знакомится под роспись. Дополнительно рекомендуется провести собрание коллектива, где руководитель может в доходчивой форме разъяснить необходимость ПРП, ответив на имеющиеся вопросы.

Положение о пропускном режиме на предприятии

Положение о ПРП дополняет приказ, подробно рассматривая некоторые важные аспекты. Там должны быть указаны:

  • способ получения пропусков персоналом, пользования ими, ответственность за утерю;
  • порядок вноса-выноса материальных ценностей;
  • правила прохода для сторонних посетителей (командировочных, гостей, сотрудников контролирующих органов и др.).

Оснащение КПП

Техническая оснащенность контрольно-пропускного пункта зависит от многих факторов, например от предназначения. Различают два основных типа – для пропуска людей или транспорта, оснащение этих пропускных пунктов будет включать:

  • Контрольное оборудование – видеонаблюдение плюс система контроля и учета доступа (СКУД).
  • Инженерные укрепления – в зависимости от ситуации это могут быть турникеты, шлагбаумы или ворота.
  • Средства обороны – в зависимости от объекта это может быть газовое, травматическое или огнестрельное оружие.
  • Досмотровое оборудование (только для транспортных КПП) – фонари, щупы, досмотровые зеркала.
  • Средства связи – стационарный телефон и/или рация.

Инструкция по пропускному режиму

Для того чтобы регламентировать условия прохода на территорию предприятия сотрудников или других лиц, составляется Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму. Этот документ должен готовиться с учетом действующего законодательства и устава организации, утверждаться подписью директора и быть обязательным для всех членов коллектива (согласно статье 21 ТК РФ). Инструкция рассматривает права и обязанности сотрудников в разрезе ПРП, например, устанавливая допустимый лимит опоздания в 15 минут, превышение которого приведет к наказанию.

Виды пропусков на предприятии

Пропуска разрабатываются и выпускаются в соответствии с внутренними документами предприятия по ПРП. Самая востребованная категория – постоянные пропуска, в зависимости от необходимости может дополняться временными, разовыми и другими документами для входа на предприятие. В последние годы наблюдается тенденция к переходу на электронную форму данной документации.

Постоянный

Пропускной документ этого типа выдается сотрудникам предприятия (его подразделений), либо представителям других структур, постоянно обслуживающих организацию. Эти пропуска могут подразделяться на разные категории (в зависимости от допуска к различным объектам, помещениям или зданиям, при наличии такого разграничения, либо сменного режима на предприятии). Пропускной документ может постоянно находиться у владельца, либо храниться на КПП, пока человек работает. При увольнении работника его пропускной документ уничтожается, что оформляется актом.

Временный

Этот тип пропускных документов предназначен для тех, кто находится на временной работе или трудится по контракту. Еще одна категория пользователей временных пропусков – прикомандированные сотрудники. Эти пропуска могут иметь фотографию или быть без нее, в зависимости от норм внутренней инструкции по пропускному режиму (при отсутствии фото, необходимо предъявить документ удостоверяющий личность) и должны храниться на КПП. Выдаются они на непродолжительный срок – от нескольких дней до нескольких месяцев.

Электронные пропуска для сотрудников

Использование электронных пропусков на предприятии, упрощает работу охранника, но есть и более существенное преимущество – применение СКУД. В этом случае устройство не только пропускает на территорию работников, но и фиксирует опоздания и время ухода, то есть предоставляет необходимую информацию бухгалтерии или кадровой службе. При использовании электронного пропуска на предприятии, можно запрограммировать его в индивидуальном порядке, разрешая или запрещая доступ на определенные объекты (здания, производственные цеха, лаборатории).

Разовый пропуск-бланк

Пропуска этого типа предназначены для однократного посещения организации (например, для собеседования при приему на работу), не имеют фотографии, поэтому действительны только при предъявлении документа, удостоверяющего личность. При этом одноразовый документ выданный водителю, может служить пропуском для его транспорта – автомобиля или грузовика, для заезда на территорию предприятия.

Охранникам, проверяющим документы, необходимо знать, что этот разовый документ действителен только в течение определенного времени. Для безопасности оформление разовых пропусков (цвет бумаги, шрифт и др.) должно периодически меняться. После проверки документов у проходящего лица пропуск остается на КПП, вместе с отметкой о времени входа и подписи сопровождающего лица. После выхода посетителя делается еще одна отметка, затем пропускной документ сдается обратно в бюро пропусков.

Видео

Оборудование пропускных пунктов

Для организации пропускного режима на предприятии оборудуются контрольно-пропускные пункты. Оборудование КПП должно обеспечивать необходимую пропускную способность и возможность тщательной проверки пропусков и документов у проходящих лиц, досмотра всех видов транспорта, провозимых грузов и удовлетворять следующим требованиям:

· исключать возможность несанкционированного проникновения через КПП на объект (с объекта) людей и транспортных средств;

· способствовать сокращению времени на проверку документов, досмотр транспорта и материальных ценностей;

· способствовать исключению (сведению к минимуму) ошибок охранника при пропуске людей и транспорта;

· обеспечивать меры безопасности охранника при досмотре транспортных средств.

Все виды КПП должны быть оборудованы необходимыми видами связи и тревожной сигнализации для вызова резерва охраны. На КПП рекомендуется располагать внутренний телефон и список телефонов администрации предприятия.

Для контроля за людьми, проходящими на объект и в отдельные здания (помещения), строятся КПП. Каждое КПП рекомендуется оборудовать комнатой для охраны, комнатой для досмотра граждан, камерой хранения, гардеробом, турникетом с фиксирующими устройствами-запорами.

Размещение помещений определяется проектами и зависит от средств механизации, автоматизации КПП и особенностей предприятия.

В контрольно-пропускном зале устраиваются проходы, которые оборудуются техническими средствами охраны и физическими барьерами. В комплект оборудования, как правило, входят:

· средства механизации, автоматизации системы контроля доступа;

· физические барьеры (ограждения, турникеты, калитки);

· основное и резервное освещение;

· средства связи и тревожной сигнализации;

· системы видеоконтроля.

В качестве средств контроля доступа могут использоваться различные турникеты. Турникеты предназначены для управления потоками людей и регулирования входа (выхода). В последнее время наиболее широкое распространение получили электромеханические турникеты. Электромеханические турникеты, в отличие от громоздких и неудобных в управлении механических, легко управляются с пульта охранника и могут работать в составе автоматизированной системы контроля доступа.

При выборе турникета нужно иметь в виду, что они бывают "нормально открытые" и "нормально закрытые". "Нормально открытые" турникеты (например, раздвижные, которые до недавнего времени были установлены в российском метро) в мировой практике используются достаточно редко. Они могут ударить проходящего и не позволяют осуществлять эффективный контроль.



Для осуществления надежного контроля чаще используются "нормально закрытые" турникеты: роторные турникеты-вертушки, турникеты-триподы и калитки.

Калитки применяются для управления потоками людей, организации свободного прохода в одну сторону (на вход или выход) и запрета прохода в другую. Калитки широко используются в магазинах, аэропортах, вокзалах. Применение калиток для контроля доступа неэффективно, это связано с тем, что калитки не разделяют поток людей по одному, так как после открытия калитки через нее могут пройти несколько человек. Калитки могут устанавливаться для организации свободного выхода, в то время как контроль входа доверяют триподам или вертушкам.

Турникеты-триподы с тремя преграждающими планками являются одним из наиболее оптимальных средств для осуществления контроля санкционированного прохода. Триподы имеют современный элегантный вид и легко монтируются. Триподы позволяют осуществлять эффективный контроль доступа, так как разделяют поток людей по одному, обеспечивая при этом высокую пропускную способность. Триподы могут применяться в системах электронных проходных, в том числе в условиях большого потока людей. Для предотвращения возможности подлезть под планки турникета или перепрыгнуть через них на турнике рекомендуется устанавливать специальные датчики, которые срабатывают при попытке несанкционированного прохода.

Роторные турникеты-вертушки применяются в тех случаях, когда необходимо полное перекрытие зоны прохода. Они могут быть различными по высоте - от поясных до турникетов в полный рост, которые конструктивно подобны вращающимся дверям.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ