Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Отличия связаны с их содержанием и составом субъектов, они характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием. Но все они возникают в основном в процессе осуществления государственной власти и реализации прав и свобод человека. Носят общий или конкретный характер. Нормы-принципы, нормы-декларации порождают правоотношения общего характера, которыми, как правило, не определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности (ст. 10 Конституции РФ). Эти отношения представляют собой индивидуальные связи м/у субъектами КП, созданием которых являются права и обязанности субъектов КП, реализующиеся в поведении этих субъектов.

1.конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

2.правоотношения общего характера, в которых четко не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности.

3.правовые состояния. Их специфическая черта – четкая определенность субъектов правоотношения.

4.постоянные и временные правоотношения. Срок действия постоянных не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Временные возникают в результате реализации конкретных норм – правил поведения. С выполнением оно прекращается.

5.материальные и процессуальные. В первых – реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения, во вторых – реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в КПН, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

Возникновению конкретного КПО на базе правовой нормы предшествует юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Регулируемые конституцией общественные отношения являются объектом (предметом) конституционного регулирования. Кроме юридических фактов необходимы еще субъекты, которые наделяются определенными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения.

10.Источники конституционного права

Источниками конституционного права России являются законодательные и иные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права. К ним относятся:

1. Конституция Российской Федерации- главный источник государственного права. Ее нормы регулируют наиболее важные, общественные отношения. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой. Это означает, что никакой другой законодательный акт не может противоречить положениям Конституции, а в случае коллизии действуют нормы конституционные.

Конституция составляет правовую основу, фундамент всего действующего законодательства. Она является актом прямого действия и применения на всей территории Российской Федерации.

2. Законы Российской Федерации. Конституция 1993 года устанавливает существование двух видов законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Они различаются по юридической силе, предметам ведения, порядку принятия и особенностям применения в их отношении отлагательного вето Президента.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, в особом более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции. В Конституции установлено также верховенство этих законов над всеми иными актами государственных органов, а также над законами субъектов федерации. Регулированию конституционным федеральным законом подлежат вопросы порядка введения и режима чрезвычайного положения (ст. 56); принятия в федерацию и образования в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъектов (ст. 65, 66); утверждение описания и порядка использования государственных символов России (ст. 70); назначение и проведение референдумов (ст. 84); определение режима военного положения (ст. 87); введение чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях (ст. 88) и т.д.

В качестве примера приведем Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации от 16 октября 1995 г., N 42, ст. 3921).

3. Конституции республик, находящихся в составе России. Они принимаются высшими органами законодательной власти республики или референдумом. Конституция республики не может противоречить Конституции России. Республиканские конституции учитывают особенности субъектов федерации, так как вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, республики обладают всей полнотой государственной власти.

4. Статус других субъектов Российской Федерации - краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов регламентируется также Уставами. Эти акты относятся к числу источников конституционного права и принимаются законодательными органами соответствующих субъектов.

Например: Устав Еврейской автономной области (принят Законодательным Собранием Еврейской автономной области 8 октября 1997 г.); Устав Тульской области (принят Тульской областной Думой 28 сентября 1995 г.).

5. Важным источником конституционного права являются Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, главы государства. В ст. 90 Конституции подчеркивается, что указы и распоряжения не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

6. Источниками конституционного права являются также акты палат Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, представительного и законодательного органа.

Постановления принимает и Государственная Дума по вопросам, отнесенным к ее ведению; постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией России.

7. Источником конституционного права являются также Декларации. Именно в этой форме были приняты “Декларация о государственном суверенитете РСФСР” от 12 июня 1990 года, “Декларация о языках народов России” от 25 октября 1991 года и др.

8. К числу источников конституционного права относятся постановления и распоряжения Правительства. Они издаются на основании и во исполнение Конституции России, федеральных законов, нормативных указов Президента.

9. Регламенты палат Федерального Собрания содержат конституционно-правовые нормы, регулирующие вопросы организации и деятельности Совета Федерации и Государственной Думы.

10. Федеративный характер устройства России обусловливает существование таких видов источников государственного (конституционного) права как законы, принимаемые высшими представительными органами республик, указы, принимаемые главами этих государств в составе Российской Федерации, постановления законодательных и исполнительных органов в субъектах федерации.

11. К числу источников конституционного права относятся Договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с ее субъектами, а также между самими субъектами федерации.

12. Статья 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

13. К числу специфических источников конституционного права относятся решения Конституционного Суда. Специфика этого вида определяется тем, что Конституционный Суд не может принимать нормативных актов, хотя его постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после его провозглашения Они действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами.

11. Международные правовые акты-источники конституционного права РФ

Международные правовые акты - источники конституционного права России

В последнее время идея о верховенстве международного права по отношению к национальному законотворчеству все больше проникает в конституционное нормотворчество демократических правовых государств. Именно международные правовые нормы определяют основные права и свободы человека.

Ч. 4 ст.15 Конституции Российской Федерации гласит, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В Конституции Российской Федерации закреплены правила о том, что первое - общепризнанные нормы и второе - принципы международного права являются частью национальной правовой системы Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12.12.1993г. // Официальное издание Администрации Президента Российской Федерации. М., 2007. Ч.4. Ст.15., тем самым становятся еще одним источником конституционного права.

1.Под общепризнанными нормами в международной практике понимаются нормы, которые «признаны достаточно представительным большинством государств» Белкин А.А. Источники права// Право и жизнь.2001. №39. С.65.. Форма их существования - международный обычай и международный договор.

2.Принципы носят универсальный характер, поскольку составляют фундамент мирового правопорядка. Они охватывают как традиционные, так и новые области международных отношений, определяя направленность и характер международно-правового регулирования в целом. Отсылка к международным договорам и общепризнанным нормам международного права содержится и в ряде других конституционных статей. Так, гл.2 "Права и свободы человека и гражданина" открывается положением о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией Российской Федерации (ч.1 ст.17). В этой же главе отсылка к международным содержится также в ст.62 и ст.63, регламентирующих вопросы гражданства и предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

В Российской Федерации вопросы договорной деятельности наряду с нормами международного права регламентируются специальным законом «О международных договорах Российской Федерации». Под международным договором, являющимся источником конституционного права, понимается соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), либо с международной организацией в письменной форме, регулируемое международным правом. Ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона.

Приоритет международных норм действует только в отношении обычных законов, а не конституционных норм. Органы государства и должностные лица не вправе заключать договоры, противоречащие Конституции Российской Федерации. Если же такой договор заключен, то действуют конституционные нормы, иначе это было бы равнозначно отказу от государственного суверенитета.

Среди межгосударственных договоров, имеющих важное значение для российской конституционной практики в силу признания их Конституцией Российской Федерации частью российской правовой системы, можно назвать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод Конвенция «О защите прав человека и основных свобод» и Протоколы к ней (Конвенция и Протоколы №1 и №4 для РФ вступили в силу 5 мая 1998г., протокол №7 от 1 августа 1998г.) // СЗ РФ. 2001. №2., соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства, договор о создании Союзного государства (России и Беларуси) Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании союзного государства».СЗ РФ, 14.02.2000, N 7, ст. 786. и др.

Как уже говорилось выше о видах источников конституционного права как отрасли права, существуют также и «внутрифедеральные» Теория государства и права./Под ред. А.Б. Венгерова. - М.: Юристъ, 1999. С.89. договоры. К группе внутригосударственных относятся Федеративный договор1992 г., договоры о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае несоответствия Конституции Российской Федерации Федеративного договора действуют опять же нормы Конституции Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, определяем:

1.Признание - ратификация Российской Федерации международных договоров означает принятие российским законодательством международной правовой нормы в качестве источника конституционного права.

2.Такие юридические факты, как ратификация, выполнение, прекращение и приостановление действия международных договоров, закрепленные в виде нормативных правовых актов также являются источниками конституционного права как отрасли права.

3.К числу источников конституционного права относятся правовые акты, принимаемые Содружеством Независимых Государств, одним из членов которого является Российская Федерация, а также Договор о создании Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь и акты других объединений части государств СНГ и Российской Федерации.

12 Конституционные основы российского государства

Под основами конституционного строя Российской Федерации принято понимать положения (нормы, статьи) Конституции, в которых отражены наиболее важные и принципиальные черты государства. Ни одна норма права не может противоречить основам конституционного строя. Не могут противоречить им и решения должностных лиц, государственных органов и граждан Основы конституционного строя закрепляют форму государственной власти в стране. "Российская Федерация, - отмечается в статье 1 Конституции, - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" Россия - демократическое государство Носителем суверенитета и единственным источником власти в ней является многонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно (путем референдумов и свободных выборов),а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Эти исходные положения выражают суть демократии как "власти народа". Демократизм Российского государства проявляется в признании прав и свобод человека высшей ценностью, в обязанностью государства соблюдать и защищать их, в формировании и функционировании эффективного механизма прямого воздействия населения на деятельность государственной власти; в надежной защищенности личности от произвола и беззакония; в политическом и идеологическом многообразии; в использовании демократических методов государственного управления, в признании и защите равным образом всех форм сфере экономической деятельности и предпринимательской. Демократизм проявляется и в признании России как светского государства. Религиозные объединения отделены от него и равны перед законом ст. 14 Конституции РФ гласит: "Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Россия - правовое государство Это предполагает установление и поддержание взаимоотношений с гражданами и их различными объединениями на основе норм закона, права. Высшей юридической силой обладает Конституция Российской Федерации. Она имеет прямое действие и применяется на всей территории России без ограничения и изъятия каких-либо положений. Законы и иные акты должны исходить из Конституции, верховенство которой обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы страны. Среди основных направлении формирования правового государства можно отметить следующие: развитие экономики рыночного типа; обеспечение стабильности государственной власти; недопущение политических, социальных и межнациональных конфликтов; достижение высокого уровня политическом, правовой и нравственной культуры. Непременным условием формирования правового государства в России является распространение на ее территории норм международного права. С этой целью Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры нашей страны являются составной частью ее правовой системы.

Россия - федеративное государство Важнейшей задачей является обеспечение союза, мира и согласия между ними, сохранение целостности страны. Этому в наибольшей степени соответствует федеративное устройство нашего государства Оно состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов Федерации. Все они обладают определенным государственно-правовым положением (статусом) Разграничение полномочий между ними и федеральными органами власти осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами Регулирование взаимоотношений между самими субъектами Российской Федерации осуществляется путем заключения договоров и соглашений. При этом Федерация позволяет органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой нации и народности. Россия – государство с республиканской формой правления Верховная государственная власть и местное самоуправление в ней осуществляются выборными органами, избираемыми населением на определенный срок Это представляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия Важнейшей гарантией сохранения республиканской формы правления в России является реализация принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебною Таким образом, современное Российское государство провозглашено и строится как демократическое федеративное правовое с республиканской формой правления. Важнейшей его обязанностью является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

13.Конституционные основы организации власти РФ

Конституция РФ относит к уровню основ конституционного строя такие принципы, свойства и качества государственной власти, как суверенитет государства, разделение властей, органы государственной власти. В определенном соотношении с органам государственной власти выступает местное самоуправление.

Суверенитет Российской Федерации

Государство как официальный представитель народа в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным. Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам. Как важнейшее свойство государственной власти суверенитет является качественным признаком самого государства.

Верховенство государственной власти - это прежде всего ее неограниченность ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей права и свободы граждан.

Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах своей конституционной компетенции.

Разделение властей

В ст. 10 говорится, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Президент как бы не входит ни в одну из трех властей.

Органы государственной власти

Согласно Конституции федеральную государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

Президент РФ;

Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

Правительство РФ;

Суды РФ

Местное самоуправление

Конституция РФ рассматривает местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей власти (ст. 3), признает и гарантирует его (ст. 12). Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция устанавливает, что оно в пределах своих полномочий самостоятельно.

14 Права и свободы человека и гражданина по Конституции РФ. Их классификация) По содержанию прав и свобод человека (тех сфер жизнедеятельности, которых они касаются) конституционные права и свободы человека и гражданина делятся на:

1. Личные (гражданские) - составляют основу правового статуса и закреплены в наибольшем количестве статей конституций:

Согласно главе 2 Конституции РФ, к этой группе прав относятся : право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрана частной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, защита частной жизни лица, право определения национальности, право на пользование родным языком, свобода передвижения и места жительства, свобода совести.

Особенности личных прав и свобод человека и гражданина :

являются по своей сущности неотчуждаемыми , естественными правами каждого человека, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства;

включают право на охрану достоинства личности , что возлагает соответствующие обязанности на государство и других граждан;

2. Политические - связаны с обладанием гражданством государства и принадлежат только «гражданам» . Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, а гражданин, как индивид, участвует в осуществлении государственной политической власти. Применительно к политическим правам правосубъектность в полном объеме наступает с 18 лет.

3. Социально-экономические - являются основой всех иных прав. В их число входят культурные права, права собственности, трудовые отношения, здоровье, право на отдых, на образование . Они служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов личности. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие.

В действующей Конституции сначала приведены личные, потом политические, потом социально-экономические права и свободы. Именно такова последовательность во Всеобщей декларации прав человека , принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году .

Конституционно-правовые отношения – это возникающие на основе норм конституционного права общественные отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Особенности конституционных правоотношений:

1. Они возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

2. Им свойственен особый субъектный состав (среди субъектов конституционно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений).

3. Они характеризуются значительным разнообразием, создающим многоаспектные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.

Виды конституционно-правовых отношений:

1. По степени конкретности связей между субъектами:

Конкретные (они возникают на основе конкретнорегулятивных норм, в них четко обозначены субъекты, их права и обязанности);

Общие (они возникают на основе общерегулятивных норм, их субъекты точно не определены, не установлены их конкретные права и обязанности).

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния. Их особенность – четкая определенность субъектов правоотношений. Однако конкретное содержание их прав и обязанностей, как правило, однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числа конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, нахождение субъектов РФ в составе РФ.

2. По продолжительности существования:

Постоянные (срок их действия не определен, но они могут прекратить существование при определенных условиях: например, смерть гражданина прекращает отношения гражданства);

Временные (они существуют до тех пор, пока права и обязанности не будут выполнены: например, избирательное правоотношение).

3. По характеру:

Материальные (они возникают на основе материальных норм права; например, отношения гражданства);

Процессуальные (они возникают на основе процессуальных норм права: например, отношения, возникающие в процессе рассмотрения Конституционным Судом РФ дела о соответствии федерального закона Конституции РФ).

4. По функциям права:

Регулятивные (они возникают вследствие правомерного поведения субъектов на основе регулятивных норм права; в них реализуются субъективные права и юридические обязанности субъектов. Например, избирательное правоотношение);

Охранительные (они возникают вследствие неправомерного поведения субъектов на основе охранительных норм права. В них реализуются меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав).

Состав конституционного правоотношения образуют следующие элементы:

1) субъект,

2) субъективное право,

3) юридическая обязанность,

4) объект.

Субъекты конституционных правоотношений – это участники конституционных правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Субъекты конституционных правоотношений:

Народ как исторически сложившаяся в рамках определенной территории общность людей, которая является источником власти (народ выступает в качестве субъекта в отношениях по осуществлению власти: избирательных и референдумных отношениях), а также население субъекта Российской Федерации и население муниципального образования;

Государство, государственные образования, муниципальные образования;

Государственные органы;

Органы местного самоуправления;

Должностные лица;

Общественные объединения;

Физические лица;

Собрания граждан;

Собрания избирателей и другие.

Определяющий критерий и другие идентификации субъекта конституционно-правовых отношений заключаются в установлении того факта, регулируется ли его статус нормами конституционного права или нет. Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого конституционно-правовые нормы возлагают определенные обязанности и кому представляют права.

Субъективные права и юридические обязанности субъектов конституционного правоотношения образуют его юридическое содержание. Фактическим (материальным) содержанием конституционного правоотношения является поведение его участников. Материальное содержание правоотношения обусловлено его юридическим содержанием.

Субъективное конституционное право – это предусмотренная конституционно-правовыми нормами мера возможного поведения субъекта конституционного правоотношения.

Субъективная конституционная обязанность – это предусмотренная конституционно-правовыми нормами мера должного поведения субъекта конституционного правоотношения.

Объект конституционного правоотношения – это имущественное или неимущественное благо, по поводу которого возникает конституционное правоотношение.

Объектами конституционно-правовых отношений выступают:

Социально-политические ценности (суверенитет, государственная целостность, разделение властей, федерализм, республиканская форма правления и другие);

Социально-экономические блага (собственность, земля и другие природные ресурсы);

Личные блага (жизнь, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность и т. д.) и другие.

Основанием возникновения, изменения или прекращения конституционного правоотношения является юридический факт.

Юридический факт – это предусмотренное конституционно-правовой нормой конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение конституционного правоотношения.

Особенностью юридических фактов в конституционном праве является широкое распространение юридических фактов-состояний, то есть обстоятельств, которые существуют длительное время, непрерывно или периодически (например, состояние гражданства). Такие юридические факты–состояния одновременно сами являются правоотношениями.

Для возникновения, изменения или прекращения конституционного правоотношения часто требуется не один, а несколько юридических фактов, образующих фактический состав. Например, для возникновения у лица права быть избранным Президентом РФ необходим фактический состав, включающий несколько юридических фактов: наличие гражданства РФ, достижение 35-летнего возраста, постоянное проживание в Российской Федерации в течение 10 лет, а также несостояние лица в должности Президента РФ в течение двух предыдущих сроков полномочий

6.Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей . Обращает на себя внимание тот факт, что в Основном законе РФ указан ограниченный круг основных обязанностей, в отличие от прежних советских конституций, где почти каждому праву корреспондировала обязанность. В конституционном праве под юридической (конституционной) обязанностью понимается социально возможная необходимость определенного поведения личности, установленная государством.

Конституция устанавливает следующиеосновные обязанности:

▪ соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);


Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес и споры в науке конституционного права. В юридической науке, под правоотношениями понимаются общественные отношения, которые урегулированы нормами права. При реализации норм конституционного права возникают конституционно-правовые отношения. Юридические связи образуются между соответствующими субъектами, как правило, с корреспондирующими друг другу правами и обязанностями.

Конституционно-правовые отношения – это берущие начало в конституционно-правовых нормах связи социальных субъектов на основе их юридических прав и обязанностей.

Конституционно-правовые отношения накладываются на жизнедеятельность людей, формируя и направляя её. Часто такое регулирование осуществляется через воздействие на отраслевые нормы и правоотношения (гражданские, земельные, административные и т. п.), а не прямо.

Можно дать и другое определение конституционно-правовых отношений - общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.

Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений выражаются в следующем:

Конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

Конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правонарушений;

Конституционные правовые отношения характеризуются значительным разнообразием, создающим многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений;

Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции;

Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство;

Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения;

Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.

Своеобразие конституционных правоотношений прежде всего в том, что они выражают сущность народовластия, его экономическую, политическую и социальную основы; определяют основные черты механизма самоуправления народа, осуществляемого в формах непосредственной и представительной демократии; опосредствуют основные связи личности с обществом и государством, возникающие в связи с реализацией национального суверенитета, установлением национально-государственной и территориальной организации РФ, субъектов РФ; систему государственных органов и основные связи между ними как элементами единого, целостного государственного механизма.

Если кратко сформулировать, в чем сущность конституционных правовых отношений, то можно сказать следующее: ими является та часть общественно–политических отношений, которые возникают, изменяются, прекращаются в результате действия норм конституционного права.

Отличительная черта конституционных правовых отношений - их высокий политический потенциал. Политические отношения выражают интересы всех классов, социальных групп, коренные интересы общества в целом. Политика, как показал В. И. Ленин, - это то, что определяет перспективы и пути общественного развития, участие в делах государства, задачи, формы и содержание государственной деятельности как внутри страны, так и на международной арене. Происходит как бы удвоение политических отношений, где собственно политика как содержание отношений воплощается в определенную конституционно-правовую форму и структуру.

Особенности конституционных правовых отношений выражаются и в своеобразии их элементов, структурной организации. Эти правоотношения охватывают всю систему субъектов права, причем каждый занимает в ней особую конституционную позицию. Статус отдельных субъектов конституционных правовых отношений весьма своеобразен. Некоторые из них могут выступать в качестве носителей прав и обязанностей, предусмотренных исключительно в конституционных и иных государственно-правовых предписаниях, и быть участниками только конституционных, государственно-правовых отношений (социальные общности: классы и основные социальные группы, народ, нации; социально-политические образования: РФ и субъекты РФ). Спецификой обладают и субъекты, деятельность которых не ограничена государственно-правовой регламентацией.

Подавляющее большинство конституционных правоотношений возникает в результате правомерных действий - юридических актов и поступков. С изданием юридических актов связано возникновение большинства конституционных правовых отношений, участниками которых являются органы государства. Качествами юридического поступка, наряду с действиями граждан, обладают инициатива, предложения государственных и общественных органов, запрос депутата.

Прямые указания на неправомерные действия содержатся в Конституции сравнительно редко - это задача текущего законодательства. К числу конституционных деликтов относятся не только несоблюдение конституционных запретов, но и действия, противоположные тем, которые признаны Конституцией правомерными.

Конституционные правовые отношения могут быть классифицированы.

1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений конституционные правовые отношения разграничиваются на конкретные и общие правовые отношения.

В виде правовых отношений общего характера реализуются многие нормы-принципы, закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации. Так, принцип разделения властей реализуется через сложную систему конкретных правовых отношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Все эти конкретные правовые отношения производны от общего правового отношения, которое возникает на основе данной нормы-принципа и как бы создает режим действия конкретных связей. С таким общим правовым отношением сообразуют свою деятельность все субъекты, обязанные реализовать данный принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме права и обязанности, компетенцию органов государственной власти.

Особым видом конституционных правовых отношений являются правовые состояния. Их особенность – четкая определенность субъектов правоотношений. Однако конкретное содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числа действующих конституционно-правовых норм. Конституционными правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, вхождение субъектов Федерации в состав России.

2. С точки зрения времени функционирования конституционных правоотношений их можно разделить на постоянные и временные. Период действия постоянных правовых отношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование. К примеру, смерть гражданина прекращает отношения гражданства. Временные правовые отношения возникают, как правило, в результате конкретных норм – правил поведения и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость. В частности, на механизме временных правовых отношений построена избирательная система. Отношения между избирателями и кандидатом в депутаты, между избирательными комиссиями и другими субъектами избирательных правовых отношений действуют на период конкретных выборов.

3. Особенностью конституционного права является то, что оно вбирает в себя материальные и процессуальные нормы и соответственно при их реализации образуется два вида правоотношений: материальные и процессуальные.

4. В зависимости от вида норм выделяются также правоустановительные (содержащие права и обязанности) и правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах).

Право частной собственности охраняется законом – на основе этой нормы возникают правоохранительные конституционные правовые отношения. Норма о том, что «признается и защищается частная собственность» (ч.2 ст. 8 Конституции РФ) порождает правоустановительные отношения.

В конституционном праве встречаются правоотношения всех видов, однако своеобразие этой отрасли права как общей части национального права выражают постоянные правоотношения общерегулятивного типа, не требующие для своего возникновения наступления каких-либо событий, действий. Они складываются непосредственно на основе правовых норм. Именно такое правоотношение вытекает из ст. 2 Конституции РФ. Данные правоотношения именуются ещё длящимися, статутными (позволяющими закреплять принципиальный статус субъектов права); правоотношениями «первого порядка» (определяющими основу правопорядка, содержание иных правовых отношений).

Особенностями конституционно-правовых отношений являются:

1) специфика содержания. Конституционно-правовые отношения возникают в области общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права;

2) специфика субъектного состава. Некоторые субъекты могут быть участниками только конституционно-правовых отношений;

3) специфика объектов конституционно-правовых отношений;

4) многообразие видов конституционно-правовых отношений и значительный удельный вес в нем общих (общерегулятивных) отношений.

Элементами, составными частями конституционно-правового отношения являются субъекты, объект и содержание правоотношения.

Субъекты конституционно-правовых отношений - участники общественных отношений, регулируемых конституционным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые приобрели свойства субъекта в силу норм конституционного права. Способность выступать субъектом конституционно-правовых отношений называется конституционной правосубъектностью.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений отличается определенной спецификой. Субъектами конституционно-правовых отношений могут выступать:

1. Народ как исторически сложившаяся в рамках определенной территории общность людей, которая является носителем суверенитета и единственным источником власти. Народ выступает в качестве субъекта в отношениях по осуществлению своей власти: избирательные отношения, референдумные отношения. Субъектом конституционного права в соответствующих отношениях является также население субъекта Российской Федерации, население муниципального образования.

2. Государство и ею территориальные единицы: Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, муниципальные образования. Эти субъекты выступают в отношениях суверенитета, обладания территорией и т. п. В отличие от, например, гражданских правоотношений в конституционно-правовых отношениях данные субъекты выступают сами по себе, а не через свои государственные органы, органы местного самоуправления.

3. Государственные органы: федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти; законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации; местные органы государственной власти Правосубъектность государственных органов особая и называется компетенцией. Компетенция государственного органа - это совокупность предметов ведения (круга вопросов, по которым данный орган вправе принимать решения) и полномочий (прав и обязанностей) государственного органа.

4. Органы местного самоуправления.

5. Общественные и религиозные объединения - корпоративные субъекты, представляющие собой общности граждан, объединившихся по какому-либо признаку или для достижения определенных совместных целей.

6. Физические лица (индивиды) - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

7. Члены коллегиальных государственных органов и органов местного самоуправления - депутаты, члены избирательных комиссий и др.

Объектами конституционно-правовых отношений выступают высшие социальные ценности (блага) общества и индивида. Это социально-политические ценности: суверенитет, воспроизводство власти посредством выборов, республиканская форма правления, федерализм, разделение властей и т. п.; социально-экономические блага - собственность, земля и другие природные ресурсы и др.; личные блага - жизнь, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность и т. д.

Содержание конституционно-правовых отношений распадается на юридическое и фактическое (материальное). Юридическое содержание правоотношения представляет собой субъективные юридические права и обязанности его участников, определенные нормой конституционного права. Фактическое содержание - это фактическое поведение субъектов конституционно-правового отношения в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

Субъективное право в юридическом содержании конституционно-правового отношения - это мера дозволенного поведения лица, наделенного этим правом. Субъективная обязанность - предписанная лицу мера необходимого поведения. Обязанности субъектов конституционно-правовых отношений различны. Выделяются общие обязанности, которые распространяются на всех субъектов (например, обязанность соблюдать Конституцию и законы), обязанности, которые могут принадлежать только определенным субъектам (например, обязанность общественных объединений ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с таким отчетом), конкретные обязанности, то есть такие, которые могут принадлежать только конкретному субъекту конституционного права (например, обязанность Президента РФ в течение четырнадцати дней подписать и обнародовать принятый федеральный конституционный закон).

В конституционном праве Российской Федерации выделяются следующие объекты конституционных правовых отношений:

1) Государственная территория и её границы.

В Конституции Российской Федерации имеется норма, согласно которой границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67). На основе этой нормы возникают конституционно-правовые отношения, связанные с частью государственной территории России.

2) Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство).

Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объекты:

Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 21);

Достоинство личности охраняется государством (ч. 1 ст. 21) и др.

На основе ст. 98 Конституции РФ и федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», устанавливающих депутатскую неприкосновенность, могут возникать соответствующие конституционно-правовые отношения, связанные с охраной чести депутата. Поведение и результаты поведения субъектов конституционных правоотношений. Например, действия депутата Государственной Думы, внесшего законопроект в данную палату парламента, являются объектом (поведения) конституционно-правовых отношений по поводу законопроекта. Подписание Президентом РФ указа, несоответствующего Конституции РФ, составляет объект (результат поведения) конституционно-правового отношения по поводу отмены этого указа Конституционным Судом Российской Федерации.

3) Материальные блага (природные ресурсы, средства государственной казны).

Нормы конституционного права устанавливают круг объектов различных форм собственности (ст. 8, 9, 34, 35 Конституции РФ) и право соответствующих субъектов пользоваться такими объектами. На основе этих норм могут возникать конституционно-правовые отношения.

4) Поведение людей (вступление в гражданство, отзыв депутатов избирателями, митинги и т.д.)

Такая категория, как поведение людей, также находит свою регламентацию в Конституции РФ (ст. 30, 31, 32 и др.) и других нормативных актах (например, ФЗ «О гражданстве РФ»). Эти нормы регулируют определенные конституционно-правовые отношения.

5) Деятельность органов и должностных лиц государства, негосударственных организаций также является явлением с которым приходится сталкиваться субъектам конституционно-правовых отношений при реализации своих прав и обязанностей.

6) Правовые акты, например, ставшие объектом рассмотрения в Конституционном Суде, иных судах.

Конституционный Суд РФ являясь непосредственным субъектом конституционных правовых отношений, разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Речь может идти лишь о различных видах правоотношений (правовой связи) в зависимости от степени индивидуализации субъектов. Общие правовые связи не имеют поименной индивидуализации субъектов («здесь каждый находится в отношении с каждым»). При конкретных правовых связях хотя бы один из субъектов индивидуализирован.

Таким образом, конституционные отношения характеризуются разнообразием видов (их можно классифицировать по различным основаниям: в зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений, с точки зрения времени функционирования и т.д.) и сложной структурой. В конституционных правовых отношениях принимает участие широкий круг субъектов. Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, имеющихся во сферах жизни общества: политической, экономической, социальной и духовной. Этим и объясняется большое количество объектов конституционных правоотношений и их многоплановость.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем.

Они отличаются своим содержанием; возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

Им свойственен особый субъектный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений, многослойным характером юридических связей между субъектами, устанавливаемых зачастую через многозвенную цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.

Для возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений необходимы юридические факты - жизненные обстоятельства, с которыми правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами могут быть либо события, либо действия.

События - это обстоятельства, не зависящие от воли людей. Например, рождение человека становится основанием возникновения у него личных прав - права на жизнь, на личную неприкосновенность, достоинство личности и др.

Действия как волевое поведение людей, внешнее выражение их воли и сознания разделяются на правомерные и неправомерные. Правомерное действие - это волевое поведение, которое соответствует правовым предписаниям, согласуется с содержанием прав и обязанностей субъектов. Неправомерное действие - это волевое поведение, которое не соответствует правовым предписаниям, ущемляет субъективные права, не согласуется с возложенными на лиц юридическими обязанностями.

Особенностью юридических фактов в конституционном праве является широкое распространение юридических фактов-состояний, то есть обстоятельств, которые существуют длительное время, непрерывно или периодически. К таким юридическим состояниям относится, например, состояние гражданства. Следует отметить, что правовые состояния одновременно сами являются правоотношениями.

Конституционно-правовые отношения, как правило, возникают, изменяются или прекращаются под действием не одного, а нескольких юридических фактов, образующих фактический состав. Фактический состав - система юридических фактов, необходимых для наступления юридических последствий (возникновения, изменения, прекращения правоотношения). Например, для возникновения у лица права быть избранным Президентом РФ необходим фактический состав, включающий несколько юридических фактов: гражданство Российской Федерации, достижение 35-летнего возраста, постоянное проживание в Российской Федерации в течение 10 лет, а также несостояние лица в должности Президента РФ в течение двух предыдущих сроков полномочий.

Таким образом, конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих прав или обязанностей.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др.

5. Источники КП РФ: понятие, виды и особенности.

Источники конституционного права – это внешние формы выражения конституционно-правовых норм.

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

К источникам конституционного права, как и других отраслей права, относятся только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты.

К числу источников конституционного права, входящих в сферу позитивного пра­ва, относятся:

1. Конституции. Конституция Российской Федерации - главный источник конституционного права России. Она регулирует широкий круг наиболее важных, коренных конституционно-правовых отношений и обладает среди всех других правовых актов выс­шей юридической силой.

В России федеральная Конституция имеет верхо­венство на всей территории России (ст. 4 Конституции Российской Федерации), поэтому конституции республик не должны противоречить ей. Аналогичной юридической силой на соответствующей тер­ритории обладают уставы краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Это вытекает из принципа равноправия субъектов Россий­ской Федерации, установленного ч.1. ст.5 Конституции Российской Федерации.

2. Законы. Закон - наиболее распространенная форма, через которую устанавли­вается наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов. Конституция Российской Феде­рации устанавливает два вида законов: федеральные конституционные законы и феде­ральные законы. Они различаются по юридической силе, по затрагиваемым в них вопро­сам, по порядку принятия, а также по возможности их отклонения Президентом Россий­ской Федерации.

Федеральные конституционные законы. Данный вид законов появился в России только с принятием Конституции РФ 1993 г. По своей сути российские федеральные конституционные законы – это органические законы, они принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, в развитие ее положений. Конституция РФ не всегда однозначно определяет, один или несколько федеральных конституционных законов должны (или могут) быть приняты в соответствующей сфере общественных отношений; Основной Закон предусматривает порядка двух десятков вопросов, по которым должны приниматься федеральные конституционные законы. Они должны регулировать важные сферы общественных отношений: судебную систему страны, статус Конституционного Суда РФ, арбитражных судов и судов общей юрисдикции, Правительства РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, режимы военного и чрезвычайного положений, порядок проведения референдума и др. Федеральные конституционные законы отличаются от иных законов не только большей юридической силой (федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам – ч. 3 ст. 76 Конституции РФ), но и более сложным порядком их принятия: для принятия этих законов требуется одобрение квалифицированным большинством палат Федерального Собрания РФ (не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы); в отношении принятых парламентом федеральных конституционных законов Президент РФ не обладает правом вето.

Федеральные законы. Это самый многочисленный вид источников конституционного права. Однако здесь необходимо иметь в виду следующие обстоятельства. Во-первых, в отличие от федеральных конституционных законов источниками конституционного права являются не все принимаемые в России федеральные законы, а лишь те из них, содержание которых подпадает под предмет конституционно-правового регулирования (в частности, регулирующие вопросы гражданства, статус главы государства, депутата представительного органа власти, порядок формирования палат парламента и т. п.). Во-вторых, приниматься такие законы могут только по предметам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 71, 72 Конституции РФ). В-третьих, федеральные законы (равно как и законы субъектов РФ) как правило, являются нормативными актами, но возможно принятие закона и особого, индивидуального, по сути, распорядительного характера (например, о роспуске представительного органа муниципального образования, о передаче иностранному государству конкретного имущества, представляющего культурную ценность, в соответствии с положениями Федерального закона от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»). Такие федеральные законы по своему содержанию также являются конституционно-правовыми, но рассматривать их в качестве источника права нельзя, поскольку они не содержат правовых норм как таковых (исходя из того, что правовая норма есть общеобязательное правило поведения, распространяющее свое действие на неопределенный круг лиц).

В-четвертых, все федеральные законы обладают одинаковой юридической силой, однако, федеральный законодатель вправе установить приоритет отдельных федеральных законов (прежде всего речь идет о кодифицированных актах) перед другими федеральными законами в определенной сфере общественных отношений (соответствующую правовую позицию изложил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.06.2004 № 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 УПК РФ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы). Применительно к сфере конституционно-правового регулирования такая ситуация имеет место, в частности, в избирательном законодательстве – п.6 ст.1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и устанавливает приоритет указанного Федерального закона перед иными федеральными законами (важно иметь в виду, что устанавливаемый законодателем приоритет одного федерального закона перед другими не является безусловным, а ограничен рамками специального предмета регулирования). Принимаются федеральные законы по более простой (обычной) по сравнению с федеральными конституционными законами процедуре;

Законы о поправках к Конституции РФ. Эти законы необходимо выделять в самостоятельную группу не только на основании специфики их содержания, но и в силу особой процедуры принятия. Общие положения о принятии законов о поправках содержатся в ст. 136 Конституции РФ, а детализация – в Федеральном законе от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Путем принятия рассматриваемых законов могут быть внесены изменения не во все главы Основного Закона, а только в гл. 3–8, изменение других глав возможно только в порядке пересмотра, т. е. принятия новой Конституции. Процедура принятия законов о поправках значительно усложнена, по сравнению с принятием обычных федеральных законов.

Законы субъектов РФ. Данный вид источников конституционного права также относительно нов. Конституция РФ 1993 г. предоставила субъектам РФ достаточно широкие полномочия, включая право принятия собственных законов. Российские регионы весьма активно пользуются этим правом, и количество данных нормативных правовых актов чрезвычайно велико. Место этих законов в иерархической системе нормативных правовых актов РФ однозначно определить невозможно, здесь необходимо учитывать сферу правового (законодательного) регулирования. Дело в том, что приниматься они могут как по предметам собственного ведения субъектов РФ, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, 73, ч. 4 ст. 76 Конституции РФ), причем в последнем случае региональные законы должны соответствовать федеральным (в том числе и принятым позднее), а в первом случае приоритет имеет региональный закон. Источниками конституционного права являются не все региональные законы, а только регулирующие общественные отношения, подпадающие под предмет конституционно-правового регулирования.

Многочисленную группу нормативных правовых актов – источников конституционного права составляют подзаконные акты. При этом источниками конституционного права являются не все они, а лишь те, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет ведущей отрасли права. К ним относятся:

1. Указы Президента РФ. Следует уточнить, что указы главы государства, входящие в сферу конституционно-правовых отношений, но носящие индивидуальный, а не нормативный характер (например, о предоставлении гражданства, о награждении государственными наградами, о помиловании, об отрешении от должности главы региона и т. п.), равно как и распоряжения Президента РФ, которые нормативный характер носят крайне редко, в качестве источников права рассматривать нельзя, поскольку они не содержат общеобязательных правил поведения.

2. Постановления Правительства РФ. Данные акты не должны противоречить не только Конституции РФ и федеральным законам, но и указам Президента РФ, который вправе отменять правительственные постановления в случае их противоречия правовым актам большей юридической силы;

3. Ведомственные акты (приказы, положения, инструкции, правила), изданные органами исполнительной власти в пределах своей компетенции. Данные акты не должны противоречить в том числе и постановлениям Правительства РФ. Правительственными и ведомственными актами (Министерства внутренних дел РФ, Министерства юстиции РФ и др.) могут быть, в частности, утверждены правила рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, регистрационного учета граждан, регистрации политических партий и иных общественных объединений, особенности реализации отдельных конституционных прав (избирательных, на свободу передвижения, на труд и на отдых, на свободу переписки и др.) гражданами, отбывающими уголовные наказания, и т. п.;

4. Акты палат Федерального Собрания (кроме законов), имеющие нормативный характер. Здесь прежде всего имеются в виду регламенты Государственной Думы и Совета Федерации, имеющие важное значение в регулировании порядка реализации полномочий палат парламента (иногда эти акты выделяются в качестве самостоятельной группы источников конституционного права).

5. Иные (кроме законов) нормативные правовые акты субъектов РФ (прежде всего акты органов исполнительной власти регионов: президентов республик, губернаторов и глав администраций иных субъектов РФ, региональных правительств, администраций, их департаментов, управлений, отделов и т. п.), а также акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции (в частности, по вопросам организации публичной власти на местах).

6. Акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляя публичную власть, издают в пределах своих полномочий правовые акты. Источниками конституционного права являются те из них, которые регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии).

7. Правовые акты СССР и РСФСР. Некоторые из них являются источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности или пока не бу­дет принято заменяющее их законодательство. «Заключительные и переходные положе­ния» Конституции Российской Федерации устанавливают, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоя­щей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Отнесение к источникам конституционного права России иных форм права является небесспорным и дискуссионным.

Судебный прецедент является основным источником права в странах англо-саксонской правовой системы. В странах же континентальной правовой системы, к которым относится и Россия, судебный прецедент в качестве источника права не рассматривается. Однако здесь необходимо иметь в виду следующее. Решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов в нашей стране источником права, по общему правилу, не являются. Но относительно недавно в судебной системе Российской Федерации появились такие судебные органы, как Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Правовая природа решений этих судебных органов принципиально иная: они носят по существу нормативный и прецедентный характер, обязательны не только для лиц, участвующих в деле (т. е. распространяются на неопределенный круг лиц), решения органов конституционной юстиции являются окончательными, их нельзя отменить в порядке апелляции, кассации, надзора, преодолеть путем повторного принятия акта, признанного неконституционным. Следовательно, решения судебных органов конституционной юстиции в Российской Федерации следует рассматривать в качестве источников конституционного права.

О правовом обычае как источнике конституционного права Российской Федерации можно говорить со значительной долей условности. Дело в том, что обычаи, прежде чем стать нормой, должны закрепиться в правилах поведения в течение достаточно продолжительного времени и быть санкционированными государством (хотя бы в форме молчаливого одобрения), период же подлинно конституционного развития в России пока невелик. В то же время осторожно можно говорить о появлении в российской доктрине и практике отдельных конституционных обычаев (прежде всего в сфере функционирования публичной власти), например: внесение Президентом РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ в Государственную Думу только после предварительных консультаций с лидерами парламентских фракций и депутатских групп, распределение руководящих постов в Государственной Думе и парламентских комитетах между фракциями пропорционально полученным мандатам, закрепление групп законопроектов в зависимости от предмета регулирования за определенными парламентскими комитетами и комиссиями, осуществление части конституционных полномочий главы государства (помилование, награждение государственными наградами, формирование судейского корпуса и др.) только по согласованию с регионами и т. п.

В качестве источника конституционного права можно рассматривать договор. При этом если международные договоры существовали в отечественной правовой системе давно, то договоры внутрифедеративные (внутригосударственные) – явление для российской действительности относительно новое. Договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов предусмотрены федеральной Конституцией (ч. 3 ст. 11, ч. 2, 3 ст. 78).

В России не принята концепция «самоисполняющегося договора»: и международные договоры, и договоры, заключенные между федеральными и региональными органами государственной власти не вступают в силу автоматически после подписания. В соответствии с Федеральными законами от 15.07.95 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» и от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» они подлежат ратификации (утверждению) путем принятия федерального закона, что приближает данные договоры, по сути, к нормативным правовым актам.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что общепризнанные принци­пы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то приме­няются правила международного договора. Из этих положений следует, что ратифициро­ванный международный договор по юридической силе стоит выше, чем закон, так как его нормы не могут отменять нормы или противоречить нормам международного права.

Современный подход к проблеме источников права, помимо юридических форм выражения, относит к ним естественное право. В частности Марат Викторович Баглай подчеркивает, что право вообще нельзя сводить только к писаной его части, к устанавливаемому и охраняемому государством праву. Кроме позитивного правового регулирова­ния, всегда подверженного опасности авторитарных решений, существуют общечеловече­ские представления о свободе и справедливости, составляющие суть права. Эти представ­ления относятся к вечным ценностям и служат главным критерием демократизма любой системы права.

В нынешней Конституции Российской Федерации общечеловеческие идеалы полу­чили совершенно определенное правовое выражение. В ней, например, четко закреплены все основные, естественные права (на жизнь, на неприкосновенность личности, на частную собственность, свободу слова и др.). Это означает, что позитивное право все больше воспринимает естественное право как высший императив для парламента, президентской, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления.

  • Конституционные суды рф и рт: организация и компетенция. Конституционное судопроизводство.
  • Развитие конституционного законодательства Республики Татарстан. Характеристика действующей Конституции рт.
  • Политическая система российского общества как механизм народовластия: понятие, и структура.
  • Порядок принятия и изменения действующей Конституции рф. Приостановление действия конституционных норм.
  • Конституционный строй Российской Федерации: понятие и структура.
  • Правовые основы конституционного строя рф.
  • Российское государство в политической системе общества. Государство и гражданское общество.
  • Экономическая система российского общества: понятие, структура и принципы.
  • Общественные объединения в политической системе общества: понятие, виды, статус. Особенности политических общественных объединений.
  • Профсоюзы в Российской Федерации.
  • Политические партии: понятие, задачи, классификация.
  • Российская Федерация – социальное государство. Развитие и современные особенности социальной структуры общества.
  • Правовой статус политических партий.
  • Конституционные основы рыночных отношений: свобода конкуренции и ограничение деятельности монополий.
  • Международно-правовая защита прав и свобод граждан Российской Федерации.
  • Гражданство по рождению и натурализация. Апатриды. Утрата гражданства.
  • Гражданство Российской Федерации: понятие, развитие в советский период и современные принципы.
  • Личные права и свободы.
  • Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев. Право политического убежища.
  • Основные права, свободы и обязанности личности: понятие и правовая природа.
  • Социально-экономические и культурные права, свободы и обязанности.
  • Политические права, свободы и обязанности.
  • Суверенитет и компетенция государства.
  • Республика в составе Российской Федерации.
  • Национальный суверенитет и формы его реализации.
  • Форма правления и политический режим в Российской Федерации.
  • Понятия федерации, конфедерации и унитарного государства.
  • Край, область, города Москва, и Санкт-Петербург – субъекты Российской Федерации.
  • Автономия в Российской Федерации: понятие и классификация автономий.
  • Федеративный договор от 31 марта 1992 г. И его значение для Российской Федерации.
  • Национально-культурная автономия, ее виды. Статус малочисленных народов.
  • Декларации союзных и автономных республик о государственном суверенитете.
  • Распад ссср (политико-правовые аспекты).
  • Принятие и образование нового субъекта Российской Федерации.
  • 42. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.
  • Понятия «орган государства» и «государственный аппарат».
  • Понятие конституционной ответственности и ее виды.
  • Политико-правовое значение выборов. Принципы избирательного права рф в современный период.
  • Организация выборов. Избирательные округа, участки, избирательные комиссии. Признание выборов недействительными или несостоявшимися.
  • Мажоритарная избирательная система.
  • Пропорциональная избирательная система.
    1. Конституционные правоотношения, их субъекты, объекты, содержание и классификация.

    Конституционно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, которые возникают в процессе осуществления прямого волеизъявления народа, государственной и муниципальной власти, а также прав и свобод человека и гражданина.

    Особенностями конституционно-правовых отношений являются:

    Специфика содержания. Конституционно-правовые отношения возникают в области общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права;

    Специфика субъектного состава. Некоторые субъекты могут быть участниками только конституционно-правовых отношений;

    Специфика объектов конституционно-правовых отношений;

    Многообразие видов конституционно-правовых отношений и значительный удельный вес в нем общих (общерегулятивных) отношений.

    Структура конституционно-правового отношения включает три элемента:

      субъекты (число которых не может быть менее двух);

    Непосредственно содержание рассматриваемых отношений состоит из юридического и фактического содержания.

    Юридическое содержание – это субъективные юридические права и обязанности его участников, которые определены нормой конституционного права. Непосредственно содержание рассматриваемых отношений состоит из юридического и фактического содержания.

    Фактическое содержание – это фактическое поведение субъектов конституционно-правового отношения в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

    В юридическом содержании субъективное право конституционно-правовых отношений является мерой дозволенного поведения лица, которое наделено этим правом.

    Субъекты конституционно-правовых отношений - участники общественных отношений, обладающие конституционной правосубъектностью, в силу которой при наступлении определенного юридического факта они могут быть участниками конституционно-правовых отношений.

    Объект конституционно-правового отношения - предмет, по поводу которого возникает отношение.

    Объекты конституционно-правовых отношений делятся на:

    Материальные (Имущественные) блага (собственность, земля, и т.д.), Нематериальные блага (достоинство личности, свобода, жизнь, и т.д.)

    Ф-ии конституционного органа: Независимость, Коллегиальность, Гласность, Состязательность, Равноправие сторон.

    Классификация конституционно-правовых отношений проводится по нескольким основаниям.

    1. По способу индивидуализации субъектов конституционно-правовые отношения разделяются на общие и конкретные . Общими правоотношениями являются правоотношения, основанные на таких общих правах и обязанностях. субъекты которых не имеют поименной индивидуализации. Субъектами таких правоотношений выступают все субъекты в рамках правовой системы, каждый находится в отношении с каждым. Конкретные правоотношения - это отношения, субъекты (хотя бы одна из сторон правоотношения) которых определены путем поименной индивидуализации. Конкретные правоотношения разделяются на относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях поименно определены все субъекты (например, правоотношение между Государственной Думой и Президентом РФ по даче согласия на назначение Председателя Правительства РФ). В абсолютных правоотношениях поименно определена одна сторона - носитель субъективного права. Все другие лица являются носителями юридической обязанности не препятствовать осуществлению управомоченным лицом своего права. Абсолютным, например, является правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 105 Конституции РФ, которая устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой. Таким образом, только Государственная Дума выступает носителем права принимать федеральные законы. Все остальные государственные органы и должностные лица не вправе нарушать это право каким-либо образом и обязаны соблюдать его.

    2. В зависимости от функций норм , на основе которых возникают конституционно-правовые отношения, последние разделяются на регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивные отношения возникают вследствие правомерного поведения их субъектов на основе действия регулятивных норм, через них реализуются их права и обязанности. Охранительные отношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов на основе охранительных юридических норм, через них реализуются меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав.

    3. Регулятивные отношения в зависимости от характера прав и обязанностей субъектов и разновидностей регулятивных конституционно-правовых норм разделяются на правоотношения активного и пассивного типа . Правоотношения активного типа складываются на основании обязывающих норм, возлагают на лицо обязанность совершить определенные действия (например, правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 112 Конституции РФ, содержанием которого является обязанность Председателя Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представить Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти). Конституционно-правовые отношения пассивного типа складываются на основании управомочивающих и запрещающих норм и характеризуются пассивной обязанностью обязанного субъекта соблюдать права другого лица (в случае действия управомочивающих норм примером может быть уже упоминавшаяся ч. 1 ст. 105 Конституции РФ) или соблюдать установленный запрет (в отношении, основанном на запрещающей норме, например, норме ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, запрещающей принудительный труд).

    Конституционно-правовые отношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, например, на материальные и процессуальные, на временные и постоянные (правовые состояния), по конституционно-правовым институтам, на основе которых они воаникают.

    Конституционные правоотношения многообразны. Конституционно-правовым отношениям присущи как общие черты, т.е. характерные и для других видов правоотношений (трудовых, административно-правовых и т.д.), так специфические.

    Общие черты конституционно- правовых отношений:

    • - возникают, изменяются либо прекращают свое действие только на основе права;
    • - носят волевой характер;
    • - предполагают наличие у их участников субъективных прав и юридических обязанностей;
    • - гарантируются государством путем создания с его стороны соответствующих условий, позволяющих субъектам реализовывать свои права и нести обязанности.

    Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений выражаются в следующем:

    • - Конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;
    • - Конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правонарушений;
    • - Конституционно-правовые отношения характеризуются значительным разнообразием, создающим многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.
    • - Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции.
    • - Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство и т.д.
    • - Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.
    • - Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.

    Именно через правоотношения проявляют своё регулирующее действие нормы конституционного права, хотя эта точка зрения разделяется не всеми. По мнению М.В. Баглая, конституционное право содержит много деклараций, устанавливающих порядок в той или иной области не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, влияющих на создание конкретных норм. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов..- М., 2006 Замечу, что, во-первых, любые правовые нормы психологически воздействуют на людей; во-вторых, конституционные провозглашения (декларации) все-таки осуществляются через правоотношения. Своеобразие провозглашений заключается в том, что они часто порождают правоотношений не путем прямого определения прав, обязанностей их участников, а посредством закрепления каких-либо ценностей, целей, установок в качестве объектов юридических прав, обязанностей. Провозглашения продуцируют правоотношения, определяя в первую очередь их объекты, а не содержание. Конституционное право: Учебник / отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. - М., 2003.

    Своеобразие конституционных правоотношений прежде всего в том, что они выражают сущность народовластия, его экономическую, политическую и социальную основы; определяют основные черты механизма самоуправления народа, осуществляемого в формах непосредственной и представительной демократии; опосредствуют основные связи личности с обществом и государством, возникающие в связи с реализацией национального суверенитета, установлением национально-государственной и территориальной организации РФ, субъектов РФ; систему государственных органов и основные связи между ними как элементами единого, целостного государственного механизма.

    Конституционным регулированием охватываются важнейшие взаимосвязи общества, государства, коллектива, личности на базе сочетания их коренных интересов. Чиркин В. Е. О системном анализе социалистических государственно-правовых отношений // Правоведение. 1982. № 3.

    Данные социальные отношения как наиболее значимые не просто предмет конституционного регулирования, но объективно предопределяют особенности их правовой формы.

    Отличительная черта конституционно-правовых отношений -- их высокий политический потенциал. Смоленский М. В. Конституционное право России: Учебник - Ростов-на-Дону, 2002. Политические отношения выражают интересы всех классов, социальных групп, коренные интересы общества в целом. Политика, как показал В. И. Ленин, -- это то, что определяет перспективы и пути общественного развития, участие в делах государства, задачи, формы и содержание государственной деятельности как внутри страны, так и на международной арене. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 6.; Т. 33 ; Т. 42. «Конституция, -- отмечает В. О. Тененбаум, -- не только закрепляет установленное соотношение политических сил, но и определенным образом организует его, группирует, фокусирует в соответствии с волей творцов конституции и проецирует во второй ряд, т. е. в ряд политико-правовых конституционных отношений. Происходит как бы удвоение политических отношений, где собственно политика как содержание отношений воплощается в определенную конституционно-правовую форму и структуру».

    Особенности конституционно-правовых отношений выражаются и в своеобразии их элементов, структурной организации. Эти правоотношения охватывают всю систему субъектов права, причем каждый занимает в ней особую конституционную позицию. Статус отдельных субъектов конституционных правоотношений весьма своеобразен. Некоторые из них могут выступать в качестве носителей прав и обязанностей, предусмотренных исключительно в конституционных и иных государственно-правовых предписаниях, и быть участниками только конституционных, государственно-правовых отношений (социальные общности: классы и основные социальные группы, народ, нации; социально-политические образования: РФ и субъекты РФ). Спецификой обладают и субъекты, деятельность которых не ограничена государственно-правовой регламентацией.

    Подавляющее большинство конституционных правоотношений возникает в результате правомерных действий -- юридических актов и поступков. С изданием юридических актов связано возникновение большинства конституционных правоотношений, участниками которых являются органы государства. Аналогичные свойства приобретают должным образом оформленные результаты выборов, референдума. Качествами юридического поступка, наряду с действиями граждан, обладают инициатива, предложения государственных и общественных органов, запрос депутата и т. д.

    Прямые указания на неправомерные действия содержатся в Конституции сравнительно редко -- это задача текущего законодательства. К числу конституционных деликтов относятся не только несоблюдение конституционных запретов, но и действия, противоположные тем, которые признаны Конституцией правомерными.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ