Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Такое назначение осуществляется в соответствии с общепризнанными международными правилами и национальными законодательствами аккредитующей страны и страны пребывания. Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях аккредитующее правительство предварительно запрашивает у принимающей стороны агреман.

Агреман (от фр. agrement – одобрение, согласие) – предварительное согласие принимающего государства на назначение в качестве главы представительства лица, которого предполагается аккредитовать как главу представительства в этом государстве.

После этого правительство государства, у которого запрашивается агреман, рассматривает этот вопрос и в оптимальные сроки дает свой ответ. Неполучение ответа в течение месяца и более принято считать молчаливым отказом. Как пишет профессор международного права, руководитель Оксфордской университетской программы дипломатической службы Р. Дж. Фельтхэм, "на практике достаточно официального намека (но обычно – неформального) о непринятии, для того, чтобы отозвать предложение по кандидату" .

В мировой дипломатической практике случаи отказа в агремане сравнительно редки. Поводом для отказа могут быть различные причины. Они могут быть связаны с вопросами гражданства, если речь идет о нарушении требований Венской конвенции о дипломатических сношениях, которая предусматривает, что члены дипломатического персонала представительства должны быть гражданами аккредитующего государства, и не могут назначаться из числа лиц, являющихся гражданами государства пребывания. Поводом для отказа могут стать публичные выступления кандидата, в той или иной мере затрагивающие интересы государства или критикующие политику правительство той страны, в которую данное лицо назначается в качестве дипломатического представителя; оповещение в прессе о назначении посла до получения агремана .

Факт запроса агремана, который осуществляется в виде дипломатической ноты, разглашать не принято, так как гласность в случае отказа может повлечь за собой осложнения в отношениях между государствами. Указанная Венская конвенция оставляет за государством пребывания право не сообщать аккредитующему государству мотивы отказа в агремане, и отказ в выдаче агремана сам но себе не должен рассматриваться недружелюбным актом как в отношении государства, обратившегося с просьбой, так и в отношении выдвинутого кандидата па пост посла и не может считаться его личным оскорблением. В дипломатической практике бывает и так: не получив агремана на определенное лицо в одном государстве, государство рекомендует его на аналогичный пост в другое. Поэтому в целях предупреждения возможных конфликтов многие государства прибегают к благоразумной мере. Они никогда не запрашивают агреман на своего представителя, не убедившись заранее, что его кандидатура будет принята.

После получения агремана издается внутригосударственный акт аккредитующего государства, оформляющий назначение главы представительства. Только после этого в официальной прессе производится публикация о назначении главы дипломатического представительства.

Следующим этапом является получение подписанной главой аккредитующего государства и адресованной главе государства пребывания верительной грамоты.

Верительная грамота – документ, удостоверяющий официальный статус главы дипломатического представительства и аккредитующий его в этом качестве в государстве пребывания.

Верительная грамота, в которой содержится просьба "верить" ее обладателю как лицу, представляющему свое государство во всех отношениях с государством пребывания, вручается при отбытии к месту назначения главе представительства в доказательство его уполномоченности вести переговоры от имени своего государства.

По своей форме верительные грамоты дипломатических представителей отдельных государств отличаются друг от друга в зависимости от национальных особенности страны и живучести в них традиций, но во всех случаях этот документ должен содержать просьбу верить всему тому, о чем может заявить дипломатический представитель, который является "alter ego" ("второе я") главы государства.

Глава представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания, в зависимости от практики, существующей в этом государстве, которая должна применяться единообразно: либо с момента вручения своих верительных грамот, либо с момента сообщения о споем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность (такая практика существует, в частности, в Королевстве Великобритании и Северной Ирландии). Очередность вручения верительных грамот или представления их заверенных копий определяется датой и часом прибытия главы представительства.

Класс посланников и интернунциев аккредитуется при главах государств, а класс поверенных в делах аккредитуется при министрах иностранных дел.

Глава дипломатического представительства, аккредитованный в данной стране, остается в этом качестве до прекращения его официальных функций. Основанием для прекращения его функций могут быть:

  • – разрыв дипломатических отношений;
  • – война между аккредитовавшим и принявшим представителя государством;
  • – прекращение существования аккредитующего государства или государства пребывания как субъектов международного права.

В случае отозвания главы дипломатического представительства аккредитующим государством, главе государства пребывания направляется отзывная грамота, которая вручается ему отзываемым дипломатическим представителем или его приемником.

Дипломатический корпус – совокупность независимых друг от друга дипломатических представителей, общими для которых является страна пребывания и характер их деятельности.

Во главе дипломатического корпуса стоит дуайен.

Дуайен – посол, который первым из своих коллег в стране пребывания вручил верительную грамоту.

Обязанности дуайена носят исключительно представительный характер. Он поддерживает контакты с министерствами иностранных дел, уточняет детали различных церемоний с участием дипломатических представительств, выступает в защиту привилегий дипломатического корпуса, если у него есть претензии к государству пребывания. Дипломатический корпус через своего дуайена члены дипломатического корпуса могут доводить до сведения правительства страны случаи ущемления иммунитетов и привилегий дипломатического корпуса, нарушения прав аккредитованных в стране дипломатов.

  • Фельтхэм Р.Дж. Настольная книга дипломата. Мн., 2000. С. 15.
  • Известен случай, когда российский император Николай I в 1832 г. отказался принять в качестве английского посла сэра Стрэтфорда-Каннинга на том основании, что о его назначении оповестили несколькими днями ранее получения согласия России на его принятие в качестве посла.

фр. agrement agreer одобрять) - официальное согласие одного государства на назначение определенного лица в качестве дипломатического представителя др. государства. После получения А. кандидат становится персоной грата; отрицательный ответ означает, что данное лицо является персоной нон грата.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АГРЕМАН

согласие правительства на назначение определенного лица в качестве дипломатического представителя. Агреман запрашивается через МИД, обычно дипломатическим представительством страны, назначающей дипломатического представителя. При запросе А. министерству иностранных дел сообщаются некоторые биографические сведения о лице, намеченном к назначению (год рождения, семейное положение, образование, звание или чин, ученая степень, награждение орденами, основные этапы служебной деятельности и т. п.). Эти сведения излагаются на листе бумаги без подписи, даты и печати. Международная практика требует сохранения в тайне факта запроса А. и особенно возможного отказа в А. Ответ на запрос А. принято давать в возможно короткий срок. После получения А. кандидат становится персона грата (желательное лицо) и о его назначении публикуется официальное сообщение. При отрицательном ответе он именуется персона нон грата (нежелательное лицо) и назначение не имеет места. А. запрашивается только на дипломатических представителей (послов, посланников, постоянных поверенных в делах). На назначение других дипломатических работников А. не требуется. Получения въездной визы достаточно, чтобы дипломатический работник мог следовать к месту назначения и работать в стране пребывания. Практика отдельных стран требует, чтобы в связи с назначением военного, военно-морского и военно-воздушного атташе соответствующее дипломатическое представительство направляло в МИД ноту с сообщением о назначении, биографическими сведениями о назначенном лице, просьбой поставить в известность о назначении военное ведомство и просьбой о выдаче въездной визы. О назначении временного поверенного в делах посылается личное письмо дипломатического представителя на имя министра иностранных дел. Запрашивать А. на назначение временного поверенного в делах не требуется.

Термин, употребляемый в дипломатической практике (от французского agreer -- согласие), подразумевает согласие правительства принимающего государства на назначение определенного лица дипломатическим представителем направляющего государства. Агреман запрашивается только на глав дипломатических миссий (в современной практике -- на послов) и, как правило, через ведомство иностранных дел принимающей страны убывающим послом или старшим сотрудником дипломатической миссии. В ходе личного визита ответственному лицу страны пребывания устно излагается суть дела и передается краткая биографическая справка вновь назначаемого представителя. В некоторых странах практикуется направление в ведомство иностранных дел также и официальной ноты с просьбой о выдаче агремана.

Во многих случаях об отказе в агремане не сообщается -- истечение уместного срока (4-8 недель) является сигналом нежелательности предложенного кандидата.

В случае устного запроса агремана, положительный ответ дается также устно.

После получения агремана назначаемый кандидат на должность главы дипломатического представительства рассматривается в качестве персоны грата, отрицательная реакция или ответ принимающей стороны означает, что данный представитель является персоной нон грата.

Мотивы отказа в агремане государство пребывания сообщать не обязано. В соответствии с международной практикой возможная переписка или обсуждение вопроса об агремане не предаются огласке.

Нунций (от латинского Nuntius -- посланец) -- дипломатический представитель папы римского в странах, с которыми Ватикан имеет дипломатические отношения. Нунций относится к высшему уровню дипломатических представителей. В ряде католических стран нунций по традиции являлся дуайеном дипломатического корпуса вне зависимости от даты вручения верительных грамот другими послами. В настоящее время такая практика отошла в прошлое.

Персона грата (от латинского persona grata -- желательное лицо) -- в дипломатической практике, дипломатический представитель в отношении которого принимающее государство дало согласие на его назначение и приезд. В отношении послов или глав консульских представительств это определяется процедурами получения агремана или экзекватуры. Для других дипломатических работников, получение визы на приезд в страну означает признание их персоной грата.

Персона нон грата (от латинского persona non grata -- нежелательное лицо) -- это дипломат, объявляемый властями страны пребывания нежелательным лицом. В этом случае аккредитующее государство отзывает его на родину и он должен покинуть страну.

Мотивом объявления дипломата персоной нон грата может быть его вмешательство во внутренние дела страны пребывания, нарушение или неуважение к ее законам и обычаям, злоупотребление иммунитетом или привилегиями дипломата. Зачастую за этим кроется формулировка «за недозволенную деятельность, несовместимую со статусом дипломата», за которой может стоять обвинение в шпионаже.

При этом власти страны пребывания согласно международным нормам, зафиксированным в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, не обязаны объяснять причины, по которым дипломат объявляется персоной нон грата.

Салют (от латинского salus -- приветствие) -- торжественная форма приветствия, принятая в практике многих стран, отмечающая особое уважение к лицам, прибывающим с визитом или же символизирующая уважение к национальному празднику, символу, а также по случаю смерти видных деятелей. Салют отдается в виде ружейных или артиллерийских залпов, он может также отдаваться в виде взятия на караул оружия караулом. В морской деле салют может отдаваться флагами.

Салют наций -- особо торжественная форма приветствия или отдания почестей по случаю официального визита главы государства или правительства, посещения иностранным кораблем порта с официальным дружественным визитом и ряде других случаев.

Как правило, это артиллерийский салют, состоящий из 21 залпа.

Правительство, которое решило направить своего посла, предварительно запрашивает у принимающей стороны согласие (агреман), которое должно быть получено конфиденциально. Агреман означает согласие правительства принимающего государства на назначение определенного лица в качестве главы дипломатического представительства. Не принято разглашать факт запроса агремана, потому что гласность в его отказе может повлечь за собой осложнения в отношениях между странами. В большинстве случаев таковое одобрение получают, но если правительство принимающего государства посчитает, что предлагаемое лицо не приемлемо, может быть дан отказ. Как правило, достаточно официального намека о непринятии, чтобы отозвать предложение по кандидатуре. Венская конвенция оставляет за государством право отказать в агремане без мотивировки. Согласие означает, что кандидатура рассматривается как персона грата, в противном случае –персона нонграта. На запрос агремана не принято давать отрицательный ответ, сама задержка с ответом говорит о нежелании. Учитывая деликатный характер запроса агремана, правительство, к которому обратились с запросом, обычно стремится не задерживать ответ. Принимается во внимание принцип взаимности, т.е. в течение какого срока это правительство получило от другой стороны агреман на своего посла.

При запросе агремана биографическая справка печатается на чистом листе бумаги без герба, подписи, даты и печати. Все сведения должны быть абсолютно достоверными, так как в случае обнаружения каких-либо неточностей могут возникнуть нежелательные и необратимые последствия для дипломата, о котором идет речь в справке. Уточняющие сведения о будущем дипломатическом представителе не обязательны, достаточно указать краткие данные, дающие общее представление о его биографии. Некоторые страны запрашивают агреман в письменной форме-личной или вербальной нотой, вручаемой во время личной беседы. Очень редко агреман запрашивают по телефону.

Министерство иностранных дел, прежде чем представить правительству доклад о запрашиваемом агремане и свои соображения, собирает информацию о кандидате, обобщает ее и направляет правительству свой доклад с заключением.

Не принято напоминать о запрошенном агремане и торопить министерство иностранных дел с ответом. Ответ о даче агремана дается таким же путем, каким он был запрошен. Министерство иностранных дел приглашает дипломатического представителя, запросившего агреман, и устно сообщает ему положительный ответ своего правительства. Никакого документа при этом не вручается. Если запрос был сделан в письменной форме, то и ответ должен быть дан таким же образом.


История знает немало любопытных эпизодов, связанных с выдачей агремана. Например, из российской дипломатической практики известен факт отказа Николаем I в даче агремана в 1832 г. на назначение английским послом в Петербурге Стрэдфорда-Кангинга. Академик Тарле в своей работе «Крымская война» пишет об этом так: «В демонстративном поступке Николая немалую роль сыграли и обильные сведения о деятельности и умело проводимых антирусских интригах талантливого английского дипломата в Константинополе и Греции. Ведь для этого он и был послан Пальмерстоном в Константинополь в 1831-1832 гг.». Пальмерстон, продолжая настаивать на выдаче агремана предложенной кандидатуре, навел справку о том, не согласится ли царь принять Стрэдфорда-Кангинга с тем, чтобы после приезда в Петербург он мог бы лишь представиться царю и немедленно уехать безвозвратно. Николай на это ответил, что обещает дать Стрэдфорду-Кангингу один из самых высоких русских орденов, лишь бы тот вовсе не появлялся в Петербурге. В связи с этим эпизодом некоторые историки считают, что Стрэдфорд-Кангинг, будучи впоследствии английским послом в Турции, содействовал развязыванию Крымской войны 1853-1856 гг.

Как только агреман получен, назначение предается гласности. Поверенный в делах сообщает министерству иностранных дел время прибытия главы миссии и справляется, когда министр примет его с первым визитом. До момента вручения верительных грамот этот дипломат считается не вступившим в свои обязанности.

При первичном установлении дипломатических отношений до приезда посла в страну его аккредитации направляется группа дипломатических и административно-технических работников, призванных подготовить посольство к нормальному функционированию. Об официальном открытии посольства сообщается циркулярной нотой, посылаемой в МИД и дипломатический корпус. В документе указываются официальный адрес посольства, телефоны его сотрудников, дни и часы работы. По согласованию со страной пребывания могут быть проведены некоторые протокольные мероприятия - торжественный подъем государственного флага над зданием посольства, коктейль и т. п., на которые приглашаются представители МИД, других органов страны, печати. Аналогичные мероприятия могут быть организованы и при переезде посольства в новое здание.

В международной практике принято до назначения главы дипломатического представительства в ту или иную страну, запросить агреман (l"agrement - французское слово, означающее согласие правительства принимающего государства) на его назначение. Эта практика отражена в Венской конвенции о дипломатических сношениях: «Аккредитующее государство должно убедиться в том, что государство пребывания дало агреман на то лицо, которое оно предполагает аккредитовать как главу представительства в этом государстве». Если нет особых соображений о запросе агремана в центре, агреман целесообразнее запрашивать через дипломатического представителя, оставляющего пост, что дает ему возможность до своего отъезда на родину провести дополнительную полезную дипломатическую работу.

В зависимости от местной протокольной практики он наносит прощальные визиты главе государства, главе и членам правительства, своим коллегам по дипломатическому корпусу, политическим и общественным деятелям страны пребывания, посещает устраиваемые в его честь приемы. Это дает возможность подвести итог отношений между двумя странами за период деятельности, высказать пожелание относительно перспектив этих отношений и т. д. Иногда может быть предоставлена возможность выступить по радио и телевидению, чем, разумеется, следует воспользоваться.

Получив указание своего министерства иностранных дел, дипломатический представитель посещает министра иностранных дел страны пребывания или другое лицо (в зависимости от местной практики), которому в устной форме сообщает об оставлении своего поста в этой стране и о поручении запросить агреман на назначение дипломатическим представителем его страны другого лица. В дополнение к устному заявлению он вручает справку о лице, на которого запрашивается агреман (печатается на чистом листе бумаги без герба, без подписи, без даты и печати). В справке указываются фамилия, имя и отчество этого лица, его год рождения, образование, семейное положение и краткие сведения о предыдущей служебной деятельности.

В некоторых случаях запрос агремана производится путем направления министерством или посольством вербальной ноты, к которой прилагается краткая биографическая справка с послужным списком посла. Ответ на запрос агремана дается в адекватной форме (устно или письменно в виде ноты). При запросе на посла, впервые выезжающего в страну после установления с ней дипломатических отношений, запрос может быть сделан через посольства в третьих странах. В очень редких случаях, когда речь идет о широко известном государственном деятеле, назначаемом на должность посла, агреман может быть запрошен по телефону. На практике это должен сделать министр иностранных дел через посла страны предполагаемой аккредитации. Как правило, положительный в таких случаях ответ дается также по телефону (или во время личного визита) в максимально короткие сроки.

Факт запроса агремана разглашать не принято с тем, чтобы избежать возможных осложнений между государствами в случае отказа в предоставлении агремана и возможных комментариев третьих сторон. Венская конвенция 1961 года не обязывает государства мотивировать свои решения об отказе в агремане, и практике известно немало случаев применения этого правила на практике. На возможные вопросы дипломатов и журналистов относительно запроса агремана принято давать ответ в том духе, что дипломатическая традиция не разрешает сообщать что-либо по этому поводу; можно сослаться и на свою неосведомленность. Разглашение сведений о факте запроса агремана, отказе в его даче может повредить дипломатической карьере лица, которому не был предоставлен агреман при его назначении в другую страну.

Хотя запрос агремана и формальная сторона дела, тем не менее она имеет определенный смысл. Без запроса и получения агремана назначить дипломатического представителя нельзя, и в настоящее время необходимость этого никем не оспаривается. Кроме того, суверенным правом любого государства является предотвратить назначение дипломатическим представителем лица, нежелательного для правительства страны пребывания. Ясно, что ни одно правительство не примет в свою страну дипломатическим представителем лицо, которое выступало с враждебными заявлениями против даннойстраны или участвовало вакциях против нее, то есть если известно, что это лицо недружелюбно относится к стране и выражало это отношение в публичной форме. Любое правительство естественно, вправе рассчитывать на то, чтобы к нему прислали человека лояльного и объективного. Каждому дипломатическому работнику, понятно, крайне важно проявлять осторожность в суждениях о той или иной стране в приватных беседах, а тем более в выступлениях в печати, в публичных докладах и лекциях.

Ответ на запрос агремана принято давать в короткий срок, если не имеется соображений о затяжке ответа по политическим мотивам: срок ответа в этом плане является своего рода показателем состояния отношений между странами. Чем более дружественный характер имеют эти отношения, тем быстрее дается положительный ответ на запрос об агремане. Затягивание ответа всегда производит отрицательное впечатление. Не принято напоминать о запрошенном агремане и просить об ускорении ответа.

Дипломатический представитель, получивший агреман, равно как и любой другой дипломат, имеющий разрешение на въезд в страну (в виде въездной визы), считаются персоной грата, то есть желательным лицом.

Случаи отказа вполучении агремана редки, но тем не менее они бывают. Один такой пример из российской истории описан академиком Е.В.Тарле и касалсяотказа в даче агремана Николаем I в 1832 году на назначение английским послом в Петербург Стрэтфорда-Каннинга. В демонстративном поступке Николая I, по мнению ученою, немалую роль сыграли обильные сведения о деятельности и умело проводимых антирусских интригах талантливого английского дипломата в Константинополе и Греции. Британский Форин офис, продолжая настаивать на агремане, навел справку в Петербурге, не согласится ли царь принять Стрэтфорда-Каннинга с тем, что после приезда в Петербург он представится царю и затем немедленно уедет из Петербурга безвозвратно. Николай I на это ответил, что он обещает дать Стрэтфорду-Каннингу один из самых высоких русских орденов, лишь бы он только вовсе не приезжал в Петербург. По некоторым сведениям, Стрэтфорд-Каннинг, будучи впоследствии английским послом в Турции, во многом содействовал развязыванию Крымской войны 1854–1856 годов.

Советской практике также были известны случаи отказов в даче агремана.

Дипломат, не получивший агремана, считается персоной нон грата, то есть нежелательным лицом. Персоной нон грата считается также любой другой дипломатический работник, которому правительством страны пребывания не дано разрешение на въезд или предъявлено требование о выезде. Хотя причин объявления дипломатическогопредставителя или другого дипломатического работ-ника персоной нон грата не сообщается, ими могут быть: публичное отрицательное отношение к правительству страны пребывания, вмешательство в ее внутренние дела, неуважение к законам иобычаям, злоупотребление дипломатическими привилегиями, нарушение общепринятых норм поведения дипломата ит.п.

Делается это в полном соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях, которая гласит: «Государство пребывания может влюбое время, не будучи обязано мотивировать свое решение, уведомить аккредитующее государство, что глава представительства или какой-либо из членов дипломатического персонала представительства является персоной нон грата или что любой другой член персонала представительства является неприемлемым. В таком случае аккредитующее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции впредставительстве. То или иное лицо может быть объявлено персоной нон грата или неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания» (ст. 9, п. 1).

Дипломатической истории известно немало случаев объявления персоной нон грата глав дипломатических представительств и дипломатических работников представительств за выступления против страны своего пребывания, деятельность, несовместимую со статусом дипломата, вмешательство во внутренние дела страны, злоупотребление дипломатическими привилегиями и за другие нарушения.

Что же касается самого ответа на запрос об агремане, то здесь тоже немало своеобразия. В частности, не принято давать ответ в виде официального отказа. Сама длительность задержки с ответом расценивается как свидетельство нежелания принимать то или иное лицо в качестве посла, и его кандидатура, как правило, снимается. В этом случае правительство, делавшее запрос на получение агремана, может в порядке реторсии (меры воздействия, предпринимаемые одним государством против другого в ответ на «неосновательные меры, нарушающие интересы государства») оставить пост посла вакантным на длительный срок, и посольство будет соответственно возглавляться временным поверенным в делах, что, естественно, воспринимается как снижение уровня отношений между государствами. В свою очередь «пострадавшее» государство может в порядке взаимности потянуть со сроком дачи агремана новому послу страны-«обидчицы».

Как видим, запрос агремана - институт весьма деликатный и оружие, как и многое в дипломатии, обоюдоострое. Поэтому правительство, к которому обратились с запросом об агремане, обычно не затягивает с ответом, идя на отказ в крайне редких случаях, действительно вызываемых политической или иной необходимостью.

В Российской Федерации после получения агремана издается указ Президента о назначении дипломатического представителя. Одновременно издается указ об освобождении от обязанностей его предшественника.

На назначение временного поверенного в делах запрашивать агреман не требуется. При любом выезде из страны - временном или постоянном - глава дипломатического представительства направляет Министерству иностранных дел личную ноту, в которой сообщает о своем отъезде из страны и указывает, кто на время его отсутствия будет являться временным поверенным в делах. В современной дипломатической практике все большее распространение приобретает практика направления вербальных нот об отъезде главы дипломатического представительства и о назначении временного поверенного в делах. Министерство иностранных дел подтверждает получение такой ноты, и формальности с назначением временного поверенного в делах на этом заканчиваются.

В зависимости от местной протокольной практики ноты (личные или вербальные) об отъезде посла и о назначении временного поверенного в делах, а также о возвращении посла посылаются также дипломатическому корпусу (каждому посольству или миссии страны, с которой Российская Федерация имеет дипломатические отношения, а также дуайену дипкорпуса).



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ