Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В современной экономической литературе наряду с такими понятиями, как товары, услуги, широко используется и термин «блага». Это значительно более ёмкое понятие. В философском смысле под благом понимается то, что заключает в себе определённый положительный смысл, удовлетворяет потребность человека, отвечает его целям и стремлениям. Блага подразделяются на три важнейших вида. Материальные блага – это продукты питания, жильё, одежда, предметы быта и культуры, средства транспорта, связи, охраны здоровья и т.п.

Социальные блага – это обеспеченность работой, условия труда, экологические условия, социальное обеспечение и т.п.

Духовные блага – услуги, оказываемые учреждениями нематериального производства, сферой культуры.

Уровень обеспечения населения, отдельной его группы, семьи или отдельного человека всеми видами благ характеризует их благосостояние. Распространённой ошибкой экономических теорий является утверждение о прямой зависимости благосостояния от уровня развития производительных сил. Ввиду ограниченности земной биосферы в настоящее время производительные силы перешли уровень биосферного допустимого развития, что приводит к необратимым последствиям в среде обитания человека. Земной шар по своей сути является космическим кораблём для всего человечества, а потому сохранение систем жизнеобеспечения членов экипажа такого корабля следует отнести к первоочередному благу. В отсутствие такого понимания техногенная цивилизация способна благими намерениями, заботой о сиюминутных капризах вымостить дорогу в ад. И потому не случайно «Толковый словарь» В.И. Даля указывает, что слово «благо» выражает два противоположных качества: хорошо, полезно либо не хорошо, дурно. Любое благо должно иметь определённые пределы и сопровождаться наличием чувства меры у субъекта, потребляющего это благо. Любое благо, продолженное чуть дальше допустимого предела, с неизбежностью обращается в свою противоположность. Это касается как глобальных проблем техногенного развития, так и элементарного чувства меры в питании человека, ибо переедание наносит организму значительно больший ущерб, чем недоедание. В этом и состоит схема обращения блага в обыденном смысле этого слова в свою противоположность.


Есть потребности, удовлетворение которых таких последствий не вызывает, а способствует укреплению родовой генетики, более полному освоению человеком генетически обусловленного потенциала развития. Это демографически обусловленные потребности , порождающие соответствующий спектр производства. При этом демографически обусловленные потребности предсказуемы по номенклатуре и объёмам на многие десятилетия вперёд. Это позволяет спланировать и подготовить производительные силы общества к их полному удовлетворению.

Ресурсы (от французского ressource – вспомогательное средство) – это факторы производства, затрачиваемые на изготовление товаров и оказание услуг. Ресурсы подразделяют на природные, человеческие и капитал. Совокупность всех видов ресурсов, материальных благ и невещественных богатств (научный и культурный потенциал, потенциал здоровья) образуют общественное богатство.

Можно иметь мощнейший экономический потенциал, грозное вооружение, многочисленную армию и спецслужбы, но при отсутствии собственной концепции использования этих возможностей во благо собственного народа, при сохранении шквала пивного, сигаретного и духовного растления школьников в сочетании с унизительной подачей истории и перспектив собственного государства, деградация кадрового потенциала произойдет за 20‑30 лет. Вслед за этим неизбежен крах промышленно‑экономического потенциала и государственности в целом.

Укажем и ещё на одну методологическую ошибку в решении вопросов укрепления невещественных богатств. Всегда в перспективе выигрывает то государство, которое при формировании кадровой базы управленцев опирается на возможности всего общества, а не на узкие кланы, деградирующие уже хотя бы в силу своей замкнутости. Расширение кадровой базы управленцев до границ всего общества ведёт к повышению качества управления. Именно поэтому общественно выгодными являются схемы бесплатного обучения кадров вплоть до любого уровня квалификации. Все перестроечные изыскания в вопросах реформирования системы образования противоречат этому фундаментальному принципу, а потому подрывают общественное богатство России.

Ранее упомянутая нами «хрематистика» (от греческого «хрема» – владение) является теорией накопления богатства любыми способами, с проведением в жизнь законов, оправдывающих эти способы. При этом Аристотель подчёркивал, что хрематистика – это противоестественное учение, работающее фактически против эффективного развития и удовлетворения нормальных потребностей людей. В частности он указывал:

«В искусстве наживать состояние никогда не бывает предела в достижении цели, т.к. цель‑то здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами. Все занимающиеся денежными оборотами стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности.» [Аристотель. Политика. СПб, 1911, стр. 25].

4. Кредитно‑финансовая система как иструмент разорения страны

Дайте мне управлять деньгами страны и мне нет дела, кто создает ее законы.

М.Ротшильд

Финансы (лат. financia – доход, платеж) – это экономический инструмент, регулирующий производство и распределение товаров через рынок ресурсов и рынок продуктов соответственно. С категорией «финансы» взаимоувязана категория «кредит», как экономические отношения, возникающие при передаче имущества или денег на определённых условиях с обязательством их возврата. История возникновения кредитно‑финансовой системы (КФС) есть история развития товарного производства и обращения. Пока товаров было немного, производственно‑потребительская система (ППС) обходилась без КФС, производя прямые обмены товара на иной товар. По мере наращивания номенклатуры производства нужный продукт можно было получить, только пройдя длинную цепочку обмена.

Стремление упростить эту процедуру объективно привело к выделению такого товара, который чаще других применялся в обменных операциях и стал товаром‑эквивалентом, своеобразным мерилом стоимости других товаров, то есть товарными деньгами, которые впоследствии приобрели и документарную форму. Организация движения денежных потоков выросла в самостоятельную вспомогательную функцию, для осуществления которой и сформировалась эта сфера обслуживания ППС, именуемая ныне КФС. Главное, что следует понять, что в нормально организованной государственности КФС должна быть на бюджетном финансировании, либо получать свои доходы как прямые платежи ППС за оказываемые услуги.

Бумажные деньги (банк‑ноты) были изначально не чем иным, как распиской (нотой) банка, что у него на хранении находится определённое количество товара‑эквивалента, принадлежащего владельцу расписки. На рынке можно было отдать не сам товар, а расписку, по которой он может быть получен. Впоследствии у работников КФС собственные корпоративные интересы возобладали над интересами, породивших из ППС, и они, вместо оптимизации группы товаров‑эквивалентов, начали делать упор на выпуск юридически ничем не обеспеченных расписок. Именно таковыми являются нынешние бумажки всех цветов и оттенков по недоразумению, до поры до времени именуемые деньгами, валютой. Деньги будут темой нашего отдельного разговора. Здесь мы коснулись их сути исключительно для более глубокого и осмысленного выявления существа и пороков КФС.

Итак, изначальное общественно‑полезное предназначение КФС сводится к согласованию объёмов потребления каждого из субъектов ППС с размером его вклада в формирование необходимого обществу массива товаров и услуг. При этом, манипулируя финансовыми потоками, рычагами налогов и дотаций, КФС должна обеспечивать сборку отдельных предприятий и отраслей в единую, увязанную по взаимным поставкам бескризисно функционирующую ППС страны.

Алгоритм достижения такого результата достаточно прост: любому перемещению сырья, полуфабриката либо товара в ППС должен сопутствовать встречный поток адекватной ему денежной массы. При этом, специалисты КФС должны научиться решать школьные задачки по перетоку воды из большого резервуара (КФС) и перераспределению её между двумя десятками бассейнов‑отраслей так, чтобы ни один из них не пересох, и чтобы вода не плескалась через край (на счета западных банков). Задача сводится к расчёту диаметра каждой трубы, однозначно связанного с интенсивностью потока воды (денег) в конкретный бассейн и общего объёма необходимой жидкости в системе. Объём каждого из бассейнов пропорционален объёму выпускаемой продукции в стоимостном выражении. Прототипом такой системы является кровеносная система с сосудами соответствующих диаметров и регулируемыми пульсом и давлением в зависимости от нагрузки.

Кровеносной системой народно‑хозяйственного комплекса как раз и является КФС. И страна так же, как и человеческий организм, с неизбежностью идёт к краху, если хотя бы в одной из систем прекращается кровообращение, как это организовано в сельском хозяйстве. Деньги при эффективном управлении связаны в циклах ППС, являясь по сути технологической средой, не способной породить инфляцию. Из элементарного здравого смысла становится очевидно, что количество эмитированных денежных средств должно строго соответствовать технологическим потребностям ППС и не менять своего значения даже в том случае, если в стране не будет ни грамма золота и ни одного доллара; они никак не влияют на процесс производства. Увязка денежной массы с золото‑валютными резервами Центрального Банка лишена элементарного здравого смысла и применяется исключительно для искусственного создания дефицита собственных средств платежа и удовлетворения нужд ростовщиков.

Сегодня во многих технологических системах есть энергоресурсы, сырьё, оборудование, персонал, рынок потребления, но нет оборотных средств – бумажных денег с нарисованными цифрами, обеспеченных будущим простым продуктом. При наличии вышеупомянутых условий для их выпуска нужны лишь бумага, краска и немного государственного ума. У нас всё есть, кроме последнего. На определённых этапах денежная масса страны была сжата до такой степени, что лишь 15‑20% товарного перемещения сопровождалось денежными потоками, всё остальное – бартер, расписки, векселя, задолженности – как в эпоху средневековья. Все несуразности соотношения денежной и товарной массы сохраняются и по сей день.

Позиция КФС в части эмиссии – это лишь цветочки на фоне прямого извращения её функций. При справедливом распределении доходов в денежной форме, любой денежный приток в ту или иную точку должен, как мы отмечали, соответствовать адекватному поступлению на потребительский рынок товаров либо услуг. Однако, руководствуясь принципом: «Сидеть у ручья и не напиться?», КФС «научилась» формировать внутри себя, как на поле чудес, самовозрастающую стоимость. Миллион, в течение года прокрученный в банковских вкладах, в ГКО и прочих «финансовых инструментах», трансформируется в два. Полученная из воздуха баснословная прибыль выплескивается на рынок, порождая инфляцию. При этом темпы самообогащения, не связанного с созданием чего‑либо общественно полезного, КФС устанавливает сама, по произволу манипулируя размером ссудного процента и получая собственные баснословные процентные доходы от всех денег, которые она сама же и создаёт. Источником, задающим генератором инфляции выступает ссудный процент, он задаёт уровень доходности всех безумных спекулятивных рынков, он относится на себестоимость при получении кредита и резко увеличивает цены на продукцию. Чем больше ссудный процент, тем богаче становятся субъекты КФС, тем эффективнее действует схема разорения тех, кто в это время сеет хлеб, варит сталь, добывает уголь. Именно по этой причине в народе исстари известно: «Трудом праведным не наживёшь палат каменных». Тем более таких, какие бессовестно позволили себе отгрохать учреждения КФС в Санкт‑Петербурге, Москве и даже в нищем Пскове.

Третья разрушительная функция КФС во главе с Центральным Банком – перекачка принадлежащих народу богатств в международные надгосударственные банковские кланы через выплату процентов по международным займам – описана в предыдущей публикации. Сумма долговых выплат многократно превосходит госбюджет. Истоки безмерного многократного налогообложения продукта при продвижении его по технологической цепочке кроются в необходимости масштабных выплат кредиторам из госбюджета, из выплаченных нами налогов.

Когда есть блага духовные, не бывает никакого вреда от неимения благ телесных. А если нет их, то какая нам останется надежда, какое утешение? Потому о них всегда нужно молить Бога и их просить. О них молиться научил нас и Христос. И если мы вникнем в ту молитву, то не найдем в ней ничего плотского, но все духовное. Даже и то немногое чувственное, о чем мы просим в ней, становится от образа прошения духовным. Уже и одно наставление не просить ничего более, как только хлеба насущного, то есть ежедневного, было бы знаком ума духовного и любомудренного. Но смотри, что предшествует этому: «да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (). Затем, сказав о том чувственном, Он тотчас уклонился и опять пришел к учению духовному, говоря: «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (). Ничего [не сказал] о начальстве, ничего о богатстве, ничего о славе, ничего о власти, но включил в молитву все, что клонится к пользе души, – ничего земного, но все небесное. Итак, если нам заповедано воздерживаться от вещей житейских и настоящих, то как будем мы несчастны и жалки, когда станем просить у Бога того, что Он заповедал нам отвергать, если и имеем, чтобы избавить нас от забот, а чего повелел просить, о том не будем иметь никакого попечения, или даже не будем и желать того? Подлинно это значит пустословить. Потому-то, хотя мы и молимся, но не получаем успеха. Как же, скажешь, богатеют люди злые? Как неправедные, преступные, хищники, лихоимцы? Не дарует им это, нет. Но как же Бог попускает? Как попускал некогда и богачу, соблюдая его для большего наказания. Вот послушай, что сказано ему: «чадо!.. ты получил уже доброе твое... а Лазарь – злое; ныне же он... утешается, а ты страдаешь» (). Итак, чтобы и нам не услышать этого голоса, нам, которые суетно и безрассудно проводят жизнь в роскоши и прилагают грехи ко грехам, станем заботиться о приобретении истинного богатства и совершенного любомудрия (8).

* * *

Какая, в самом деле, польза от наслаждения земного? Сегодня оно есть, а завтра – прах рассеянный; сегодня – огонь пылающий, а завтра – пепел остывший. Но не таковы блага духовные: они всегда сияют и цветут и с каждым днем становятся прекраснее. То богатство никогда не гибнет, никогда не переводится, никогда не истощается, никогда не подвергает беспокойству, зависти или порицанию, не губит тела, не растлевает души, не возбуждает зависти, не навлекает ненависти, между тем как все это соединено с богатством. Та слава не доводит до безумия, не рождает надменности, никогда не перестает и не помрачается. Покой и наслаждение на небесах также непрерывны, всегда неизменны и бессмертны: нельзя найти для них ни предела, ни конца. Возжелаем же, убеждаю вас, этой жизни. Если будем ее желать, то не поставим ни во что блага настоящие, но станем презирать их, смеяться над ними. Все, что имеет конец, не очень вожделенно. Все, что прекращается, что сегодня есть и чего завтра нет, хотя бы то было что-нибудь и очень великое, – все это кажется слишком малым и не стоящим внимания. Итак, будем любить не скоротечные, не преходящие и утекающие блага, но блага постоянные и неизменные (8).

В экономической теории понятие «материальное благо» проработано слабо. Считается, что оно однозначно. Кроме того, существует примерный перечень благ, поэтому учёные мало размышляют по этому поводу. При этом явление имеет ряд особенностей, на которых стоит остановиться.

Понятие блага

Ещё древнегреческие философы начали задумываться над тем, что такое благо для человека. Оно всегда воспринималось как нечто положительное для индивида, несущее ему удовольствие и комфорт. Но вот о том, что это может быть, единого мнения долго не существовало. Для Сократа им была способность к размышлениям, разум человека. Индивид может рассуждать и составлять правильные мнения – это есть его главная цель, ценность, предназначение.

Платон считал, что благо – это нечто среднее между разумностью и удовольствием. По его мнению, понятие нельзя сводить ни к тому, ни к другому. Благо есть нечто смешанное, трудноуловимое. Аристотель приходит к выводу, что не существует единого блага для всех. Он тесно увязывает понятие с моралью, утверждая, что только соответствие удовольствия с этическими установлениями может быть благом. Поэтому главную роль в создании благ для человека отводил государству. Отсюда пошли две традиции считать их образцом добродетельности или источником наслаждения.

Индийская философия выделяла четыре основные блага для человека: удовольствие, добродетель, выгоду и освобождение от страданий. При этом его составляющей является наличие определённой выгоды от вещи или события. Позже материальное благо начали соотносить и даже отождествлять с понятием Бога. И только появление экономических теорий переводит размышления о благе в практическую область. Под ними в самом широком смысле понимается нечто, удовлетворяющее требования и отвечающее интересам человека.

Свойства благ

Для того чтобы материальное благо стало таковым, оно должно отвечать определённым условиям и иметь следующие свойства:

  • благо должно быть объективным, то есть закреплённым в каком-то материальном носителе;
  • оно универсально, так как имеет значимость для многих или для всех людей;
  • благо должно иметь социальное значение;
  • оно абстрактное и умопостигаемое, так как отражает в сознании человека и общества некую конкретную форму, как результат производственных и социальных отношений.

При этом блага имеют главное свойство – это полезность. То есть, они должны приносить людям реальную пользу. Именно в этом их ценность.

Благо и потребности человека

Для того чтобы благо было признано таковым, должны быть соблюдены несколько условий:

  • оно должно отвечать потребностям человека;
  • благо должно обладать объективными свойствами и характеристиками, которые ему позволяют быть полезным, то есть иметь возможность улучшать жизнь общества;
  • человек должен понимать, что благо может удовлетворить его определённые требования и нужды;
  • благом человек может распоряжаться по своему усмотрению, то есть выбирать время и способ удовлетворения потребности.

Для понимания сущности благ, нужно вспомнить, что такое потребности. Под ними понимаются внутренние побудительные стимулы, которые реализуются в деятельности. Потребность начинается с осознания нужды, которая связана с ощущением дефицита чего-либо. Она создаёт дискомфорт разной степени интенсивности, неприятное ощущение нехватки чего-либо. Заставляет предпринимать какие-либо действия, искать способ удовлетворения потребности.

Человека одновременно атакуют несколько потребностей и он их ранжирует, выбирая для удовлетворения сначала актуальные. Традиционно выделяют биологические или органические нужды: в еде, сне, размножении. Есть и социальные потребности: необходимость принадлежности к какой-либо группе, стремление к уважению, взаимодействию с другими людьми, достижение определённого статуса. Что касается духовных нужд, то эти требования соответствуют высшему порядку. К ним относятся познавательная потребность, необходимость в самоутверждении и самореализации, поиск смысла существования.

Человек постоянно занят удовлетворением своих потребностей. Этот процесс приводит к желаемому состоянию удовольствия, даёт в финальной стадии позитивные чувства, к которым и стремится любой индивид. Процесс возникновения и удовлетворения нужд называют мотивацией, так как она заставляет человека осуществлять деятельность. У него всегда есть выбор, как лучше достичь желаемого результата и он самостоятельно отбирает наилучшие способы снятия дефицитного состояния. Для удовлетворения потребностей индивид использует различные предметы и именно их можно называть благом, так как они приводят человека к приятному ощущению удовлетворения и являются частью большой экономической и социальной деятельности.

Экономическая теория о благах

Наука об экономике не могла обойти вниманием такой вопрос блага. Так как материальные потребности человека удовлетворяются при помощи предметов, производимых на базе ресурсов, то и возникает теория об экономических благах. Под ними понимаются предметы и их свойства, способные соответствовать требованиям и желаниям человека. Особенность процесса удовлетворения материальных потребностей такова, что нужды людей всегда превышают производственные возможности. Поэтому благ всегда меньше, чем потребностей в них. Таким образом, экономические ресурсы всегда обладают особым свойством – редкостью. Их всегда на рынке меньше, чем необходимо. Это и создаёт повышенный спрос на экономические блага и позволяет устанавливать на них цену.

Для их производства всегда необходимы ресурсы, а они, в свою очередь, ограничены. Кроме того, материальные блага имеет ещё одно свойство – полезность. Они всегда связаны с выгодой. Существует понятие предельной полезности, т. е. возможность блага наиболее полно удовлетворить потребность. При этом по мере потребления наблюдается убывание предельной потребности. Так, голодный человек удовлетворяет нужду в еде первыми 100 граммами пищи, но он продолжает есть, при этом польза снижается. Позитивные характеристики различных благ могут быть сходными. Человек выбирает необходимое из них, ориентируясь не только на этот показатель, но и на другие факторы: цену, психологическое и эстетическое удовлетворение и т. п.

Классификации благ

Разнообразное потребление материальных благ приводит к тому, что в экономической теории существует несколько способов делить их на виды. В первую очередь их классифицируют по степени ограниченности. Есть блага, на производство которых затрачиваются ресурсы и они конечны. Их называют экономическими или материальными. Существуют также блага, которые имеются в неограниченном количестве, например, солнечный свет или воздух. Их называют неэкономическими или даровыми.

В зависимости от способа потребления блага делятся на потребительские и производственные. Первые предназначены для удовлетворения нужд конечного пользователя. Вторые необходимы для производства потребительских благ (например, станки, технологии, земля). Также выделяются материальные и нематериальные, частные и общественные блага.

Материальные и нематериальные блага

Различные потребности человека требуют специфических средств их удовлетворения. В связи с этим существуют материальные и нематериальные блага. К первым относятся предметы, постигаемые органами чувств. Материальным благом является всё, что можно потрогать, понюхать, рассмотреть. Обычно они могут накапливаться, использоваться продолжительное время. Выделяют материальные блага разового, текущего и длительного применения.

Вторая категория – это неосязаемые блага. Обычно их ассоциируют с услугами. Нематериальные блага создаются в непроизводственной сфере и влияют на состояние и способности человека. К ним относятся услуги здравоохранения, образования, торговли, сервиса и т. п.

Общественные и частные

В зависимости от способа потребления материальное благо можно охарактеризовать как частное или общественное. Первый вид потребляется одним человеком, который за него заплатил и владеет им. Это средства индивидуального спроса: автомобили, одежда, пища. Общественное благо неделимо, оно принадлежит большой группе людей, которые совокупно его оплачивают. К этому виду относятся охрана окружающей среды, чистота и порядок на дорогах и в общественных местах, защита правопорядка и обороноспособность страны.

Производство и распределение материальных благ

Создание материальных благ – это сложный, затратный процесс. Для его организации необходимы усилия и ресурсы многих людей. По сути, вся сфера экономики занимается производством материальных благ разного вида. В зависимости от доминирующих потребностей сфера может самостоятельно регулироваться, выпуская необходимые товары. Процесс распределения материальных благ не так прост. Рынок при этом является инструментом, однако, есть ещё и социальная сфера. Именно в ней государство берёт на себя функции распределения, чтобы снизить социальную напряжённость.

Услуга как благо

Несмотря на то что под средством удовлетворения потребности принято понимать материальные блага, услуги также являются средством ликвидации нужды. Экономическая теория сегодня активно использует это понятие. Согласно ей, материальные услуги являются разновидностью экономического блага. Их особенность состоит в том, что услуга неосязаема, её невозможно накопить или оценить до того, как она будет получена. При этом она также обладает полезностью и редкостью, как и прочие экономические блага.

Общество представляет собой сложную структуру, которая выполняет массу разнообразных функций. Однако, чтобы деятельность социума была максимально эффективной, её необходимо направлять и повсеместно контролировать. Эту особенность люди осознали еще в древние времена, что привело к появлению целых государств. Данные социально-политические структуры стали основным организатором больших человеческих масс. Однако государствам не хватало единого регулятора общественных отношений. Ведь именно с его помощью можно влиять на людей и процесс их взаимодействия непосредственно с державой.

Тем не менее регулятор общественных отношений все-таки был найден. Таковым является право. Категория показала себя крайне эффективно в сфере координирования социума. Её главной особенностью являются личностные возможности людей самостоятельно выбирать рамки своего поведения. То есть общество наделено определенными правами. В своей совокупности права являются объектом той или иной отрасли юридического регулирования. Наиболее обширной сферой на сегодняшний день является цивилистика. Гражданское право распространяет свое действие на специфические нематериальные или, если говорить простым языком, нематериальные блага.

Понятие категории

Нематериальные блага - это один из видов объектов гражданской Российской Федерации. Они имеют большое значение в процессе регулирования соответствующих общественных отношений. По своей характеристике нематериальные блага - это спектр прав, возможностей и дозволений, которые не имеют экономической или же финансовой «начинки», то есть их невозможность выразить в ценовом соотношении. Подобного рода категории отыгрывают большое значение в гражданской отрасли права. Они позволяют регулировать специфически объектом которых является жизнь, личная неприкосновенность, достоинство, честь и т. п.

Соотношение материальных и нематериальных благ

Чтобы более детально разобраться в особенностях неимущественной категории, следует выяснить ключевые аспекты её противоположности. Таковой в теории гражданского права являются материальные блага. Данным термином характеризуются категории экономического, имущественного характера. Они могут быть выражены в ценовом эквиваленте. К подобным благам относится недвижимость, транспорт, предметы обихода и т. п. Интересен тот факт, что в число имущественных благ также входят долговые обязательства, не имеющие материального выражения. Как мы видим, материальные и нематериальные блага хоть и не имеют большого количества схожих моментов, они все равно регулируются в рамках гражданской отрасли права. Данный факт говорит об общей правовой природе данных категорий.

Признаки нематериальных благ

Нематериальные блага, как и другие категории, институты гражданского права, можно охарактеризовать на основе ряда специфических особенностей. Они, в свою очередь, представляют собой общие признаки, которые позволяют выяснить юридический режим того или иного объекты упомянутой отрасли регулирования. Таким образом, нематериальным благам присущи следующие признаки, а именно:

  • подобные правовые элементы не наделены содержанием экономического характера;
  • нематериальные блага невозможно отделить от субъекта, то есть фактического носителя;
  • нематериальные блага являются индивидуализирующим элементом их обладателя;
  • их невозможно оценить;
  • с юридической точки зрения подобные блага являются абсолютными, бессрочными.

Таким образом, нематериальные блага - это специфическая подотрасль гражданского права. Их применение возможно лишь в некоторых правоотношениях. Но стоит отметить, что в последнее время человеческое взаимодействие все больше приобретает нематериальный характер. Этот факт существенно увеличивает популярность представленной в статье категории.

Нормативное закрепление

  1. Конституции Российской Федерации.
  2. Гражданском кодексе.

Таким образом, защита, реализация и охрана нематериальных благ и связанных с ними правомочий осуществляются в рамках, которые устанавливаются представленными законодательными актами.

Виды нематериальных благ

Представленная в статье категория не является однородной по своей сути. Иными словами, она имеет целый спектр различных ответвлений, которые называются видами гражданских нематериальных благ или же прав. В процессе изучения теоретиками был произведен раздел этих элементов между соответствующими группами. Такой подход обеспечивает, прежде всего, удобство исследования. Существует на сегодняшний день три группы юридических возможностей нематериального характера.

  1. Права, задачей которых является обеспечение личностного благополучия человека на физическом и психологическом уровнях. К числу таковых можно отнести большое количество возможностей. Примером является право на здоровье, неприкосновенность, жизнь и т. д.
  2. Индивидуализация личности происходит также на основе права на имя, отчество, деловую репутацию, достоинство и честь.
  3. Деятельность человека показывает уровень его автономности в процессе социального взаимодействия. В данной сфере также существуют определенные нематериальные блага, например: право на неприкосновенность телефонных разговоров, жилища, переписки, частной жизни.

Понятие нематериальных благ говорит о том, что это, прежде всего, юридическая категория. То есть она входит в правовой режим каждого в отдельности человека. Юридическое «пространство» людей, как мы знаем, может нарушаться иными лицами. Поэтому в гражданской отрасли разработан целый механизм защиты, призванный ограждать личные нематериальные блага индивидов от различного рода посягательств. Существует множество различных охранных институтов, каждый из которых имеет свою специфику.

Нематериальные блага и их защита

Существует целый юридический механизм в гражданской отрасли права, который можно использовать для охраны своих личностных правомочий. Защита нематериальных благ происходит в рамках и других законов, которые непосредственно касаются данной отрасли деятельности.

Следует отметить тот факт, что на сегодняшний день существует целая система способов защиты нематериальных прав, которая представлена в статье 12 ГК РФ. В соответствии с положениями этой нормы, можно выделить следующие способы защиты гражданских прав: признание возможности, восстановление права, самозащита права, возмещение убытков, неустойки, компенсация вреда морального характера, изменение правоотношения и т. п. Следует отметить, что в главе 8 ГК РФ некоторые нематериальные блага и их защита рассматриваются более детально.

Компенсация морального вреда и защита достоинства, чести

Согласно статьям 151 и 152 ГК РФ, граждане нашей державы могут выдвигать определённые требования в случаях, когда их юридический статус нарушается действиями иного лица. Например, суд имеет право возложить обязанность компенсации на лицо, которое фактически принесло вред другой стороне. Однако степень возмещения будет зависеть от обстоятельств конкретной ситуации. В данном случае будут учитываться нравственные, физические страдания.

Если честь и нарушены порочащими сведениями, то он может требовать опровержения такого рода фактов. При этом гражданским законодательством допускается защита представленных нематериальных благ даже после непосредственной смерти лица.

Юридическая охрана частной жизни и изображения

Следует отметить тот факт, что личность каждого человека сама по себе является нематериальным благом. Изображение в данном случае - это способ фиксации личности. Поэтому законом предусмотрен механизм защиты от несогласованного использования изображения определенного человека.

Законодательство также устанавливает табу на любое вмешательство в частную жизнь лица. В соответствии со статьей 152.2 Гражданского кодекса РФ, никому не разрешается сбор, распространение и хранение информации частного характера о том или ином человеке. Однако представленный запрет не распространяется на те случаи, когда определенного рода ведомости уже были общедоступными.

Заключение

Итак, мы попытались рассмотреть нематериальные блага и неимущественные права, которые, в принципе, являются смежными категориями. Стоит отметить, что механизм защиты личных юридических возможностей в Российской Федерации все еще находится на этапе становления, если сравнивать со странами Запада. Поэтому в представленной области юриспруденции необходимо проведение определенных теоретических и практических реформаций. Это позволит расширить спектр возможностей для многих людей.

Анализ материалов обеспеченности работников жилой площадью и степени удовлетворения их социально-культурных и бытовых потребностей дает возможность принять обоснованные решения с целью устранения диспропорций в распределении материальных и духовных благ, что, в конечном счете, будет способствовать сокращению текучести кадров.  


В связи с быстрым развитием науки и техники непрерывно возрастает роль техники и технологии в повышении производительности общественного труда . Однако основная производительная сила общества - люди, создающие своим трудом материальные и духовные блага общества. Поэтому главным в управлении производством является управление производственными коллективами.  

Движение коллективов и ударников коммунистического труда базируется на сознательной социалистической дисциплине трудящихся, на их повседневной заботе о повышении производительности труда и эффективности производства . В отличие от капиталистической дисциплины насилия над непосредственным производителем материальных и духовных благ, социалистическая дисциплина труда - это новая дисциплина свободного от эксплуатации общества, дисциплина сознательно объединенных работников, строящих коммунистическое будущее. Огромное значение в воспитании сознательной дисциплины труда , повышении творческой инициативы и ответственности трудящихся имеет дальнейшее совершенствование социалистического соревнования в соответствии с постановлением ЦК КПСС О дальнейшем улучшении организации социалистического соревнования (1971 г).  

Теперь можно утверждать, что сложность механизма функционирования элементарной производственно-экономической системы состоит во взаимодействии социальной и экономической функций преобразования. Так, если абстрагироваться от экономической функции экономическая система будет представлена только элементарной системой, выходы которой -конкретный производительный труд , а входы - жизненные материальные и духовные блага. Если абстрагироваться от социальной функции , то элементарная производственно-экономическая система будет представлена только элементарной экономической системой , выходы которой - производимые продукты потребления, а входы - средства производства , одним из которых и является труд определенного качества , т.е. конкретный труд.  

Из главы 3 следует, что экономика любого государства состоит из миллионов потребителей, сотен тысяч производителей, выступающих от лица предприятий , и каждый из них владеет определенной способностью к труду либо одновременно и такими факторами производства , как земля, оборудование и т.д. Все они в условиях рыночных отношений принимают решения по использованию этих факторов изолированно, независимо друг от друга, по своему усмотрению и в своих собственных интересах. Естественно, возникают следующие вопросы что или кто координирует решения всех этих людей в бизнесе каким образом члены общества побуждают друг друга выполнять именно ту совокупность взаимосвязанных действий, в результате которых производятся необходимые для потребления материальные и духовные блага в нужном количестве и качестве  

ПРОИЗВОДСТВО - ЭТО ПРОЦЕСС, В КОТОРОМ ЛЮДИ, ВОЗДЕЙСТВУЯ НА ВЕЩЕСТВО ПРИРОДЫ, ПРОИЗВОДЯТ МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ БЛАГА  

ТРУД - ЭТО ЦЕЛЕСООБРАЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ ПО СОЗДАНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ БЛАГ И УСЛУГ.  

Людьми ценятся самые различные материальные и духовные блага и услуги не в результате того, что на их производство затрачен общественно-необходимый труд , а потому, что эти блага имеют полезность. Да и сами затраты труда на производство тех или иных товаров осуществляются лишь потому, что люди испытывают потребность в определенных полезностях. Да и кем или чем определяется сама общественная необходимость в тех или иных затратах труда Сказать просто - рынком - это, безусловно, верно, но неполно, слишком обще. По мнению сторонников теории предельной полезности (подробнее о ней-далее), только полезность товара может придать затратам труда общественно-необходимый характер.  

Интересно отметить, что более высокая ценность носит отпечаток свободы, и это выражено тем сильнее, чем выше ее ценностный ранг. Таких благ, как дружба, доброта, самоотверженность, справедливость, храбрость, любовь, вера и т.д., нельзя добиться силой или вызвать с помощью правил или через механизм рыночной координации. Это относится и к таким высшим духовным благам и ценностям, как искусство, наука, религия. Они суть продукты свободных и увлеченных людей.  

Труд - это процесс, характеризующийся затратами времени и энергии человека, направленными на преобразование ресурсов природы в материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению , либо по тому и другому.  

Воздействие у-труда на рост благосостояния и другие экономические показатели весьма существенно, хотя и не столь явно и однонаправленно, как влияние Р-труда. Деятельность, ориентированная на развитие светлых сторон человеческой натуры (4-у-труд), помимо производства духовных благ, обеспечивает этические и правовые условия для эффективной экономики. Это убедительно доказано М. Вебером в его классических работах о хозяйственном значении мировых религий, особенно о протестантской этике (см. разд. 4.2.2.). При усилении темных сторон человеческой натуры (-у-труд) социально-экономические показатели ухудшаются вследствие потерь от обмана, мошенничества, воровства и т. п.  

Лемма 1. Рост потребления материальных, социальных, интеллектуальных, эстетических и духовных благ можно обеспечить за счет  

Говоря о предмете регулирования инвестиционного права, следует согласиться с тем, что это действительно специфические, общественно необходимые экономические отношения по воспроизводству материальных и духовных благ. По своей природе они являются отношениями собственности, имеют непрерывно-циклический характер и объединяют особый круг участников-инвесторов в лице государства, физических или юридических лиц, а также субъектов со смешанным статусом (например, паевых инвестиционных фондов , индивидуальных предпринимателей и т. п).  удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом.  

ПОТРЕБНОСТИ - нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человека, соц. группы, общества в целом внутренний побудитель активности. Различают биол. П. человека, обусловленные обменом веществ - необходимой предпосылкой существования любого организма, и П. соц. субъектов (личности, соц. групп) и общества в целом, которые формируются в зависимости от уровня развития данного общества и специфических соц. условий их деятельности. Источник развития последних - взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ. Удовлетворение относительно элементарных, витальных П. ведет к порождению новых П. и это отличает человека как субъекта своего исторического процесса, преобразующего природную и соц. среду, от животного, приспосабливающегося к среде. П. личности образуют как бы иерархию, в основании которой - витальные П., а последующие ее уровни - соц. П., высшее проявление которых - П. в самореализации, самоутверждении, т.е. в творческой деятельности. При изучении человеческих П. различают следующие их виды по сферам деятельности - П. труда, познания, общения, отдыха по объекту - П. материальные и духовные, этические, эстетические и т.д. по их функциональной роли - П. доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные по субъекту - П. групповые, индивидуальные, коллективные, общественные.  

С учетом всего вышерассмотренного, СЭС можно представить как большую систему, на вход которой поступают ресурсы, преобразующиеся в СЭС, в результате чего на выходе получаются материальные, социальные и духовные блага, необходимые для полнокровного жизнеобеспечения как всего общества, так и отдельных слоев, групп населения и каждого человека в отдельности.  

Мотивация, продуцирование, накопление и реализация идей проявляется в виде стремления предпринимателя удовлетворить свои потребности в процессе бизнеса и его результатами. Потребность как нужда или нехватка материальных и духовных благ для существования личности, лежит в основе поведения человека и возникновения у него различных идей. Сначала потребности переходят во влечение (поиск недостающих благ), затем - в стимул (образ неиб-  

В 1517 году священник Мартин Лютер объявил католическую церковь неправильной, а в 1520 году сжёг папскую буллу, отлучавшую его от церкви. Лютер среди прочего призвал перестать заниматься поиском духовных благ, а искать счастья в материальной жизни. Заметим, что это тоже не было связано с каким-либо развитием науки. До первых открытий естествознания, до Галилея и Ньютона оставалось более ста лет. Европейцы ещё не знали даже десятичных дробей . Подробнее о Реформации мы будем говорить ниже в этой главе.  

Очевидно, что социалистическая экономика в СССР и странах Восточной Европы оказалась сравнительно малоэффективной не потому, что в них имелся государственный сектор , а потому, что она была практически полностью огосударствлена. Отсутствовало естественное противоречие между общими ичастными интересами, разрешение которых является главной функцией государства . Вместо различных форм и методов государственного влияния, целью которого должно было быть развитие частного сектора экономики , происходила абсолютизация общих, государственных экономических интересов . Это привело в конечном счете к умалению, даже игнорированию личного интереса граждан, превращая их постепенно из активных созидателей в пассивных потребителей созданных государством материальных и духовных благ.  

Во-первых, рост количества полуобщественных благ изменяет соотношение ресурсоемких и ресурсосберегающих благ в экономике. Духовные блага, производимые частным образом и присваиваемые общественным образом, являются благами, для производства и потребления которых необходимы меньшие количества естественных невозобновляемых ресурсов . Поэтому в мире ограниченных ресурсов их производство может быть гарантировано на более длительный срок, чем производство материальных благ.  



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ