Добрый день, Евгений Анатольевич
п.25 ч.1. ст 93 устанавливает
Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования, или в случаях, предусмотренных mobileonline.garant.ru/#/document/70353464/entry/154 » class=«s_8» params="{type: 65537, documentId: 70353464, element: {type: "entry", id: 154}}" data-tooltip=«Ссылка на Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ » О="" контрактной="" системе="" в="" сфере="" закупок="" товаров,="" работ,="" услуг="" для="" обеспечения="" государственных="" и="" муниципальных="" нужд"="" (с="" изменениями="" дополнениями).="" Часть="" 4"="" id=«ext-gen1413»>частями 4 и
5 статьи 15 настоящего Федерального закона, в срок не более чем двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся, или вслучаях, предусмотренных частями 1 - 3.1 статьи 71 , mobileonline.garant.ru/#/document/70353464/entry/791 » class=«s_8» params="{type: 65537, documentId: 70353464, element: {type: "entry", id: 791}}" data-tooltip=«Ссылка на Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ » О="" контрактной="" системе="" в="" сфере="" закупок="" товаров,="" работ,="" услуг="" для="" обеспечения="" государственных="" и="" муниципальных="" нужд"="" (с="" изменениями="" дополнениями).="" Часть="" 1"="" id=«ext-gen1605»>частями 1 и mobileonline.garant.ru/#/document/70353464/entry/793 » class=«s_8» params="{type: 65537, documentId: 70353464, element: {type: "entry", id: 793}}" data-tooltip=«Ссылка на Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ » О="" контрактной="" системе="" в="" сфере="" закупок="" товаров,="" работ,="" услуг="" для="" обеспечения="" государственных="" и="" муниципальных="" нужд"="" (с="" изменениями="" дополнениями).="" Часть="" 3"="" id=«ext-gen1703»>3 статьи 79 настоящего Федерального закона, в сроки, установленные соответственно статьей 70 и mobileonline.garant.ru/#/document/70353464/entry/7813 » class=«s_8» params="{type: 65537, documentId: 70353464, element: {type: "entry", id: 7813}}" data-tooltip=«Ссылка на Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ » О="" контрактной="" системе="" в="" сфере="" закупок="" товаров,="" работ,="" услуг="" для="" обеспечения="" государственных="" и="" муниципальных="" нужд"="" (с="" изменениями="" дополнениями).="" Часть="" 13"="" id=«ext-gen1509»>частью 13 статьи 78 настоящего Федерального закона.т.о. согласование заключения контракта не требуется по результатам аукциона, котировки или в случаях, предусмотренных ст. 4-5 ст. 15
это не Ваш случай, поэтому согласование требуется. Порядок согласования установлен Приказом Министерства экономического развития РФ от 31 марта 2015 г. N 189«Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
п3 Для получения согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заявитель направляет письменное обращение
1) в целях обеспечения федеральных нужд - в ФАС России;
2) в целях обеспечения нужд субъекта Российской Федерации - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок; (министерство экономики субъекта)
3) в целях обеспечения муниципальных нужд - в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок. - (уполномоченный отдел администрации)
25) признание несостоявшимися 25) признание несостоявшимися
открытого конкурса, конкурса с открытого конкурса, конкурса с
ограниченным участием, ограниченным участием,
двухэтапного конкурса, повторного двухэтапного конкурса, повторного
конкурса, электронного аукциона, конкурса, электронного аукциона,
запроса котировок, запроса запроса котировок, запроса
предложений в соответствии с предложений в соответствии с
частями 1 и 7 статьи 55, частями частями 1 и 7 статьи 55, частями
1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3
статьи 79, частью 18 статьи 83 статьи 79, частью 18 статьи 83
настоящего Федерального закона. настоящего Федерального закона.
Согласование заключения контракта Согласование заключения контракта
в указанных случаях, за в указанных случаях, за
исключением случаев заключения исключением случаев заключения
контрактов в соответствии с контрактов в соответствии с
частями 1 и 3 статьи 79 частями 4 и 5 статьи 15, частями
настоящего Федерального закона, 1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3
проводится при осуществлении статьи 79 настоящего Федерального
закупок для обеспечения закона, проводится при
федеральных нужд, нужд субъекта осуществлении закупок для
Российской Федерации, обеспечения федеральных нужд,
муниципальных нужд соответственно нужд субъекта Российской
с федеральным органом Федерации, муниципальных нужд
исполнительной власти, соответственно с федеральным
уполномоченным на осуществление органом исполнительной власти,
контроля в сфере закупок, или уполномоченным на осуществление
контрольным органом в сфере контроля в сфере закупок, или
государственного оборонного контрольным органом в сфере
заказа, органом исполнительной государственного оборонного
власти субъекта Российской заказа, органом исполнительной
Федерации, органом местного власти субъекта Российской
самоуправления муниципального Федерации, органом местного
района или органом местного самоуправления муниципального
самоуправления городского округа, района или органом местного
уполномоченными на осуществление самоуправления городского округа,
контроля в сфере закупок. В уполномоченными на осуществление
соответствии с настоящим пунктом контроля в сфере закупок. В
контракт должен быть заключен с соответствии с настоящим пунктом
единственным поставщиком контракт должен быть заключен с
(подрядчиком, исполнителем) на единственным поставщиком
условиях, предусмотренных (подрядчиком, исполнителем) на
документацией о закупке, по цене, условиях, предусмотренных
предложенной участником закупки, документацией о закупке, по цене,
с которым заключается контракт. предложенной участником закупки,
Такая цена не должна превышать с которым заключается контракт.
начальную (максимальную) цену Такая цена не должна превышать
контракта, цену контракта, начальную (максимальную) цену
предложенную в заявке контракта, цену контракта,
соответствующего участника предложенную в заявке
закупки, или цену контракта, соответствующего участника
предложенную соответствующим закупки, или цену контракта,
участником закупки при проведении предложенную соответствующим
электронного аукциона. Обращение участником закупки при проведении
заказчика о согласовании электронного аукциона. Обращение
заключения контракта с заказчика о согласовании
единственным поставщиком заключения контракта с
(подрядчиком, исполнителем) единственным поставщиком
направляется в контрольный орган (подрядчиком, исполнителем)
в сфере закупок в срок не позднее направляется в контрольный орган
чем в течение десяти дней с даты в сфере закупок в срок не позднее
размещения в единой чем в течение десяти дней с даты
информационной системе размещения в единой
соответствующих протоколов, информационной системе
определения поставщика содержащих информацию о признании
(подрядчика, исполнителя) определения поставщика
несостоявшимся. При этом срок (подрядчика, исполнителя)
согласования не должен быть более несостоявшимся. При этом срок
чем десять рабочих дней с даты согласования не должен быть более
поступления указанного обращения. чем десять рабочих дней с даты
Контракт с единственным поступления указанного обращения.
поставщиком (подрядчиком, Контракт с единственным
исполнителем) заключается в срок поставщиком (подрядчиком,
не более чем двадцать дней с даты исполнителем) заключается в срок
получения заказчиком такого не более чем двадцать дней с даты
согласования или в случаях, получения заказчиком такого
предусмотренных частями 1 и 3 согласования, или в случаях,
Статьи 79 настоящего Федерального предусмотренных частями 4 и 5
Закона, в срок, установленный статьи 15 настоящего Федерального
частью 13 статьи 78 настоящего закона, в срок не более чем
Федерального закона. Порядок двадцать дней с даты размещения в
единой информационной системе
с единственным поставщиком соответствующих протоколов,
(подрядчиком, исполнителем) содержащих информацию о признании
устанавливается федеральным определения поставщика
(подрядчика, исполнителя)
несостоявшимся, или в случаях,
в сфере закупок; предусмотренных частями 1 - 3.1
Статьи 71, частями 1 и 3 статьи
Настоящего Федерального
Закона, в сроки, установленные
Соответственно статьей 70 и
частью 13 статьи 78 настоящего
Федерального закона. Порядок
согласования заключения контракта
с единственным поставщиком
(подрядчиком, исполнителем)
устанавливается федеральным
органом исполнительной власти по
регулированию контрактной системы
в сфере закупок;
Дополнение части 1 статьи 93 пунктом 42. См. текст новой редакции
42) заключение федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального
статистического учета, и его территориальными органами контрактов с
физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и c
обработкой первичных статистических данных при проведении на территории
Российской Федерации федерального статистического наблюдения в
соответствии с законодательством Российской Федерации об официальном
статистическом учете. При этом объем работ, выполняемых указанными
лицами, и цена контракта, рассчитанная на основании условий выплаты
вознаграждения лицам, привлекаемым на основе контрактов к выполнению
работ, связанных со сбором и c обработкой первичных статистических
данных при проведении на территории Российской Федерации федерального
статистического наблюдения, устанавливаются федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
официального статистического учета. Информация о контрактах, заключенных
в соответствии с настоящим пунктом, размещается на сайте федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и
реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере официального статистического учета, и его территориальных
органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке,
установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-
правовому регулированию в сфере официального статистического учета, по
согласованию с федеральным органом исполнительной власти по
регулированию контрактной системы в сфере закупок.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Изменение части 3 статьи 93
старая редакция новая редакция
3. В случае осуществления 3. В случае осуществления
закупки у единственного закупки у единственного
поставщика (подрядчика, поставщика (подрядчика,
исполнителя) для заключения исполнителя) для заключения
контракта заказчик обязан контракта заказчик обязан
обосновать в документально обосновать в документально
оформленном отчете невозможность оформленном отчете невозможность
или нецелесообразность или нецелесообразность
использования иных способов использования иных способов
определения поставщика определения поставщика
(подрядчика, исполнителя), а (подрядчика, исполнителя), а
также цену контракта и иные также цену контракта и иные
существенные условия контракта. существенные условия контракта.
Положения настоящей части не Положения настоящей части не
распространяются на случаи распространяются на случаи
осуществления закупки у осуществления закупки у
единственного поставщика единственного поставщика
(подрядчика, исполнителя), (подрядчика, исполнителя),
предусмотренные пунктами 1, 2, 4, предусмотренные пунктами 1, 2, 4,
5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 -
26, 28, 29, 33, 36 части 1 26, 28, 29, 33, 36, 42 части 1
настоящей статьи. настоящей статьи.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
В целях исключения возможных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Главное контрольное управление Московской области обращает внимание заказчиков Московской области на некоторые особенности осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при заключении контрактов по основаниям пункта 6, пункта 9, пункта 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).
1. Частью 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ определен исчерпывающий перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Во всех случаях осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.
По пунктам 6, 9 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ
2. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика может осуществляться, если выполнение работ, оказание услуг может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
При осуществлении закупки по основаниям пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.
3. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика определенных товаров, работ, услуг может осуществляться вследствие аварии , иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы , в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме , в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Заказчик вправе заключить в соответствии с 9 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий , возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
4. Согласно части 2 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных, в том числе пунктами 6 и 9 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.
5. В случаях, предусмотренных пунктами 6 и 9 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчики обязаны уведомить об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта:
При осуществлении закупок для нужд субъекта Российской Федерации (Московской области) - Главное контрольное управление Московской области;
При осуществлении закупок для муниципальных нужд - орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа , уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.
К уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения, кроме того, контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.
Образец оформления уведомления об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) прилагается к данному письму и размещен на официальном сайте Главного контрольного управления Московской области http://сайт/. Уведомление следует оформлять на бланке организации, указывать почтовый адрес отправителя, прилагаемые документы должны быть прошиты и заверены надлежащим образом.
6. Ответственность за совершение административных правонарушений, выразившихся в несоблюдении требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрена статьей 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответственность за совершение административного правонарушения, выразившегося в непредставлении или несвоевременном представлении в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо представление заведомо недостоверной информации и документов предусмотрена статьей 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По пункту 25 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ
7. В случаях, указанных в пункте 25 части 1 статьи 93 № 44-ФЗ, заказчик согласовывает решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):
При осуществлении закупок для нужд субъекта Российской Федерации (Московской области) - с Главным контрольным управлением Московской области ;
При осуществлении закупок для муниципальных нужд - с органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа , уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта.
Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2013 № 537 «Об утверждении порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
Образец оформления обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) прилагается к данному письму и размещен на официальном сайте Главного контрольного управления Московской области http://сайт/. Обращение о согласовании следует оформлять на бланке организации, указывать почтовый адрес отправителя, прилагаемые документы должны быть прошиты и заверены надлежащим образом.
8. В соответствии с частью 5 статьи 104 Федерального закона № 44-ФЗ в случае, если единственный участник закупки с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение пяти рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 статьи 104 Федерального закона № 44-ФЗ, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы.
9. Информация о контрактах, заключенных на основании пунктов 6, 9 и 25 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ подлежит включению в реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 Федерального закона № 44-ФЗ.
10. В соответствии с частью 3 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы, в том числе при осуществлении закупки у единственного поставщика на основании пунктов 9 и 25 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.
11. Главное контрольное управление Московской области принимает документы по адресу.
Согласно п. 9 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразны. Заказчик вправе заключить в соответствии с указанным пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, соответственно, в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Необходимо ли такую закупку вносить в план закупки и план-график? Обязательно ли для осуществления такой закупки авария должна быть природного или техногенного характера, или она может быть бытовой аварией (прорыв силового кабеля, прорыв трубы водоснабжения)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Упомянутая в вопросе норма может быть основанием для закупки товара (работы, услуги) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от того, является ли авария бытовой (прорыв трубопровода и т.п.) и вводится ли в связи с такой аварией режим чрезвычайной ситуации. Однако при оценке обоснованности применения этого основания при осуществлении закупки может иметь значение наличие у аварии характера чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях происшествия.
В связи с осуществлением такой закупки следует внести изменения в план закупок и в план-график. При этом изменения в план-график вносятся не позднее чем за один день до даты заключения контракта.
Обоснование позиции:
В соответствии с Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) возможна закупка определенных товаров, работ, услуг вследствие в том числе аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера), применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также - контрагент), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с этим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, соответственно, в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Понятия аварии, чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, непреодолимой силы в N 44-ФЗ не раскрываются.
Согласно Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) авария представляет собой опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде.
Как следует из Закона N 384-ФЗ, под объектом в контексте п. 2 ч. 2 ст. 2 этого федерального закона может пониматься здание и сооружение любого назначения, в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения. Сетью инженерно-технического обеспечения является совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, а системой инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности ( , Закона N 384-ФЗ).
В соответствии со Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Разъясняя вопросы применения Закона N 44-ФЗ, представители контролирующих органов со ссылкой на правовую позицию, изложенную в ВАС РФ от 30.07.2013 N ВАС-9962/13, указывают, что обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. При этом наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени является основанием признать контракт, заключенный с единственным исполнителем в указанном случае, недействительным (смотрите, например, Минэкономразвития России от 09.12.2016 N Д28и-3224, от 19.09.2016 N , от 16.03.2016 N , от 15.03.2016 N , от 24.12.2014 N ).
В ФАС России от 17.06.2016 N 17/41463/16 со ссылкой на позицию судебной практики по вопросу о квалификации обстоятельств непреодолимой силы отмечается, что юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости. Под чрезвычайностью понимаются исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.
На основании изложенного полагаем, что закупка товаров, работ, услуг у единственного контрагента на основании Закона N 44-ФЗ возможна в связи с любой аварией, в том числе и бытового характера, если такая авария отвечает признакам, указанным в Закона N 384-ФЗ, или имеет характер чрезвычайного и непредотвратимого события, а применение других способов определения контрагента при таких обстоятельствах нецелесообразно, поскольку требует затрат времени. Такой аварией могут быть в том числе обрыв силового кабеля, прорыв трубы водоснабжения. Аналогичное вывод был изложен в письма Минэкономразвития России от 12.08.2009 N Д05-4029 применительно к схожей по содержанию норме Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утратившего силу с 01.01.2014. В этом письме, в частности, было указано, что к непреодолимой силе, наличие которой обуславливает возможность закупки товаров, работ или услуг у единственного контрагента, можно отнести и ликвидацию аварий (например прорыв батареи отопления или канализации).
Такое же мнение высказывается в правоприменительной практике в отношении действующего правила Закона N 44-ФЗ ( Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 N 13АП-15029/15, постановление Смоленского областного суда от 07.08.2015 по делу N 4А-296/2015, постановление Московского УФАС России N 4-7.29-604/77-16 (опубликовано 09.09.2016), Оренбургского УФАС России N 06-05-27/2015 (опубликовано 01.12.2015)).
Однако очевидно, что квалификация того или иного события как аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, обстоятельства непреодолимой силы является оценочной и зависит от особенностей конкретной ситуации. Если заказчик объективно имел возможность спрогнозировать возникновение аварийной ситуации, антимонопольный орган может прийти к выводу о том, что применение нормы Закона N 44-ФЗ при закупке у единственного контрагента неправомерно ( ФАС России от 03.02.2017 N 17/9995/17). Полагаем, что подобный подход не в полной мере отвечает формулировке Закона N 44-ФЗ, в которой, как нам представляется, авария, чрезвычайная ситуация, непреодолимая сила и т.п. перечисляются в качестве самостоятельных оснований для применения указанной нормы. Из Закона N 44-ФЗ не следует, что принципиальная возможность предвидеть и предотвратить аварию исключает возможность осуществления закупки по основанию, предусмотренному этой нормой. Однако правомерность описанного выше подхода в настоящей консультации не рассматривается, а оценить вероятность его применения не представляется возможным.
Закон не ставит возможность закупки товара, работы или услуги на основании Закона N 44-ФЗ в зависимость от введения режима чрезвычайной ситуации в связи с аварией. Представляется, что признаки аварии или иной чрезвычайной ситуации, требующей незамедлительного осуществления закупки товаров, работ или услуг для устранения ее последствий, могут иметь место независимо от совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления тех или иных действий в рамках ил полномочий, предусмотренных N 68-ФЗ. Поэтому, на наш взгляд, заказчик вправе применить такое основание закупки у единственного контрагента в случае аварии вне зависимости от введения режима чрезвычайной ситуации при возникновении этого происшествия.
По общему правилу изменения в план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд по каждому объекту закупки вносятся не позднее чем за 10 дней до дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении контрагента или до даты заключения контракта (если в соответствии с N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки не размещается или приглашение принять участие в определении контрагента не направляется) (п. 9 Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Правительства РФ от 05.06.2015 N 553). Вместе с тем согласно п. 10 названных Правил в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Закона N 44-ФЗ изменения в план-график закупок вносятся не позднее чем за один день до дня заключения контракта.
Таким образом, в связи с закупкой товаров, работ, услуг на основании Закона N 44-ФЗ заказчик обязан внести изменения в план-график не позднее чем за один день до даты заключения контракта.
Правила формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (утверждены Правительства РФ от 05.06.2015 N 552) не называют закупку товаров, работ, услуг у единственного контрагента в соответствии с Закона N 44-ФЗ в качестве самостоятельного основания для внесения изменений в план закупок. Однако пп. "и" п. 11 этих Правил предусматривает внесение изменений в утвержденный план закупок в случае возникновения иных (помимо прямо упомянутых в этом пункте) существенных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана закупок было невозможно.
Поскольку в план закупок включается информация об объектах закупок, об объеме финансового обеспечения (планируемых платежах) для осуществления закупок (пп. "е" п. 1 Требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Правительства РФ от 05.06.2015 N 552), с нашей точки зрения, в связи с закупкой у единственного контрагента на основании Закона N 44-ФЗ заказчику следует внести изменения в план закупок, дополнив его сведениями о соответствующих объектах закупки и об объеме финансового обеспечения, предназначенном для их приобретения. В течение трех рабочих дней со дня изменения такого плана он должен быть размещен в ЕИС ( Закона N 44-ФЗ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:
При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 настоящей статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта (за исключением осуществления закупки заказчиками, включенными в перечень, предусмотренный пунктом 5 части 2 статьи 84 настоящего Федерального закона). Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 настоящего Федерального закона, а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьёй 96 настоящего Федерального закона). Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при её осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключённого в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.
В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Положения настоящей части не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47 - 48, 50 - 55 части 1 настоящей статьи.
При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчёт и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, не требуется.