Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Система органов власти и управления, их права и обязанности определены в Конституции Российской Федерации

Президент Российской Федерации Систему органов власти в Рос­сийской Федерации возглавляет Президент.

Институт президентской власти возник в CCCP в 1990 г. B Рос­сии он был введен референдумом 17 марта 1991 г. Первым Прези­дентом России на основе всеобщих выборов 12 июня 1991 г стал Б.Н. Ельцин, переизбранный на второй срок в 1996 г. Второй Пре­зидент - В.В Путин (2000-2008) Третий Президент - Д.А. Мед­ведев (2008-2012)

Согласно ст. 80 Конституции РФ Президент является главой го­сударства. B этом качестве он осуществляет следующие функции

Является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина;

« принимает меры по охрчне суверенитета Российской Федера­ции. ее независимости и государственной целостности:

Определяет основные направления внутренней и внешней по­литики государства;

Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти;

Представляет Россию внутри страны и на международной

Чтобы стать Президентом, необходимо отвечать ряяу цензов (требований): быть гражданином Россни, иметь возраст не моложе 35 лст; постоянно проживать в России нс мснее 10 лст Кроме того, согласно поправкам в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. Ns І9-ФЗ не имеет

права быть избранным Президентом осужденный к лишению сво­боды за совершение тяжкого преступления или преступления экс­тремистской направленности, имеющий на день голосования непо­гашенную судимость, а также подвергнутый административному наказанию п© ст 2D 3 («Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики»)

Для сравнения: Президентом Италии может Выть лицо, достигшее

50 лет, KHP - 45 лет. а Президентом США - человек, родивший­ся на территории США, а не просто гражданин США, в возрасте

B соответствии со ст. 81 Президент России избирается на четы­ре года (с 2012 г - на б лет) на основе всеобщих выборов Одно и то же лицо может занимать пост Президента не более двух сроков подряд, т e не более восьми лет Президент Российской Федерации наделен широкими властными полномочиями, т.е. правами и обя­занностями B сфере законодательной власти он наделен правом законодательной инициативы (предлагать новые законопроекты); издает указы, имеюшие обязательную силу на территории страны; подписывает и обнародует федеральные законы; имеет право от­клонять принятые Государственной Думой законы (право отлага­тельного вето), обрашается к Федеральному Собранию с ежегодны­ми посланиями о положении в стране.

Президент участвует в формировании органов представитель­ной, исполнительной и судебной государственной власти (ст 83):

« назначает выборы Государственной Думы, может распустить ее вслучаях, предусмотренных ст. 41 и 117 Конституции РФ;

Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению последнего - его замести­телей, федеральных министров,

Имеет право председательствовать на заседаниях Правитель­ства РФ;

Представляет каноидатуры судей Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Гене­рального прокурора, которые утверждаются с согласия Совета Федерации,

« формирует и возглавляет Совет Безопасности;

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами назначает и освобождает высшее командование Вооружен-

Утверждает военную доктрину Российской Федерации;

Осушествляет руководство внешней политикой государства;

После коисультаций с комитетами палат Федерального Соб­рания назначает и отзывает послов и т.п.

Для выполнения столь широких полномочий существует значи­тельный аппарат (более 2 тыс. сотрудников) - Администрация Пре­зидента

Президент может быть отрешен от должности Советом Федера­ции только на основании выдвинутого Государственной Думой об­винения в государственной нэмене или совершении иного тяжелого преступления (ст 93). Срок полномочий Президента может прекра­титься в случае его добровольной отставки или стойкой неспособ­ности выполнять свои обязанности по состоянию здоровья. He позднее трех месяцев после прекращения полномочий Президента должны состояться новые выборы, а в течение этого времени обя­занности Президента исполняет Председатель Правительства

Федеральное Собрание Федеральное Собрание - парламент Рос­сии - является представительным и законодательным органом. Оно состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации - палата Федерального Собрания, огражаюшая федеративное устройство российского государства и выражающая интересы субъектов Российской Федерации. B Совет Федерации вхо­дят по два представителя от субъектов Российской Федерации: один - от исполнительной власти, второй - от законодательной. Эти представители избираются населением субъектов на свободных выборах

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые изби­раются населением страны, и представляет интересы избирателей в целом Депутаты Государственной Думы работают на профессио­нальной постоянной основе и не могут заниматься никакой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной

и.пи иной творческой деятельности.

Заседания палат проходят раздельно, ведают они разными во­просами Приоритетной сферой палат яапяется законотворчество: федеральные законы принимает Государственная Дума, а Совет Федераиии лишь одобряет их или отклоняет Среди полномочий обеих палат Федерального Собрания - вопросы формирования высших органов государственной власти Так, Совет Федерации по представлению Президента назначает на должность судей Консти

туционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации Государственная Дума дает согласие Президент>" на назначение Председателя Пра­вительства, Председателя Центрального банка Российской Феде­рации и др.

K исключительным предметам ведения Совета Федерации (ст. 102) относятся:

Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

Утверждение указа Президента о введении военного положе­ния, а также о введении чрезвычайного положения;

О возможности использования Вооруженных сил РФ за пре­делами ее территории;

« назначение выборов Президента Российской Федерации и от­решение его от должности;

Назначение на должность судей Конспггуционного Суда. Вер­ховного Суда. Высшего Арбитражного Суда РФ;

Назначение на должность и освобождение от должности Гене­рального прокурора;

Назначение на должность и освобождение от должности за­местителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов и т.п.

K исключительным предметам ведения Государственной Думы относятся (ст I03)*

« дача согласия Президенту на назначение Председателя Пра­вительства;

Решение вопроса о доверии Правительству;

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ,

Назначение на должность и освобождение от должности Пред­седателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

Объявление амнистии;

Выдвижение обвинения против Президента РФ для отреше­ния его OT должности.

Свою деятельность обе палаты парламента осуществляют с по­мошью комитетов и комиссий, которые образуют Государственная Дума и Совет Федерации. Комитеты создают по различным направ­лениям парламентской деятельности Так, в Государственной Думе сушсствуют комитеты;

« по законодательству и судебно-правовой реформе:

Труду и социальной поддержке;

« экологии,

Экономической политике;

Обороне;

« безопасности;

Собственности;

Бюджету, налогам, банкам и финансам;

Образованию, науке и культуре и др

Правительство Российской Федерации Правительство осуществля­ет исполнительную власть. B соответствии с Федеральным консти­туционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. Правительство - есть высший орган исполни­тельной власти.

Правительство представляет собой самостоятельный федераль­ный орган власти, возглавляющий систему органов исполнительной власти.

Оно состоит из Председателя, его заместителей и федераль­ных министров. Председатель Правительства назначается Прези­дентом с согласия Государственной Думы. Ero кандидатура вносит­ся новым Президентом не позднее двухнедельного срока после из­брания Остальные члены Правительства назначаются по пред­ложению его Председателя.

Основными направіениями деятельности Правительства (ст 114)

ЯВЛЯЮТСЯ"

Разработка и представление на утверждение Государственной Думе федерального бюджета, а также его исполнение;

Обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной по­литики;

« осуществление мер по обеспечению законности, прав и сво­бод граждан, охране общественного порядка, борьбе с пре­ступностью,

Управление федеральной собственностью;

Осуществление мер по обеспечению обороны страны, госу­дарственной безопасности, рсализаиии внешней политики Российской Федерации;

« ежегодный отчет перед Государственной Думой. Эго новое полномочие, введенное с 2009 г.

Согласно ст. 117 Правительство слагает с себя полномочия в следующих случаях.

I) сложения полномочий перед вновь избранным Президентом;

2) отставки, которая может быть осуществлена по инициативе самого правительства или по инициативе Президента;

3) выражения недоверия Правительству со стороны Государст­венной Думы.

Органы правосудия Они представляют третью ветвь власти - судеб­ную. Судебная власть осушествляется посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и административных дел в определенной, установленной законом процессуальной фор­ме. Правосудие осуществляется только судами, создание чрезвы­чайных судов не допускается. Судебная система Российской Феде­рации определена Федеральным конституционным законом, при­нятым Государственной Думой 23 октября 1996 г (в ред. от 15 декабря 2001 г)

Поскольку Россия - государство федеральное, то устанавлива­ется двухуровневая судебная система-

1) федеральные суды, к которым относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды ав­тономной области и автономных округов, районные суды, воен­ные и специализированные суды, составляющие систему феде­ральных судов общей юрисдикции. Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ;

2) суды субъектов РФ, включаюшие конституционные суды субъектов РФ, мировые суды

Мировые суды являются низшим звеном судебной системы B городах, районах и т п. Они рассматривают дела о малозначитель­ных преступлениях и проступках, а также мелкие гражданские спо­ры между частными лицами. Мировые суды обычно избираются населением и действуют в составе одного судьи.

Хотя судебная власть в Российской Федерации едина и недели­ма, однако условно правосудие можно разделить на три «ветви»:

Конституционное правосудие,

Обшее правосудие;

Арбитражное правосудие

Разбирательство по гражданским, уголовным, административ­ным и иным делам осуществляют суды общей юрисдикции, состоя­щие из трех звеньев в соответствии с их компетенцией, целями и задачами

Высшее звено (Верховный Суд РФ) осуществляет судебный надзор эа деятельностью судов общей юрисдикции;

Среднее звено (Верховные суды республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и других субъектов РФ) проверяет законность и обоснованность решений, пригово­ров. определений судов первой инстанции до их вступления B законную снлу;

Основное низовое звено (районные, городские суды, мировые суды) рассматривает гражданские, административные, уго­ловные и иные дела по существу, вынося решения - по гра­жданским делам, приговоры - го уголовным, определения - по любому из этих производств.

Конституционное правосѵдие осуществляют созданный в 1992 г. Конституционный Сул РФ и конституционные суды республик Их основная функция состоит в охране и зашите конституционных норм путем выявления нормативных актов, противоречащих Кон­ституции РФ, разрешении споров о компетенции межлу органами федеральной власти, а также Федерации и субъектов Российской Федерации

Экономические споры и споры в сфере управления разрешают арбитражные суды, также состоящие из трех звеньев: высшего, среднего и основного.

Судьями могут быть только граждане РФ, отвечающие требова­ниям, установленным Федеральным законом «О статусе судей в РФ» от 26 июня 1992 r. № 3l32-l (в ред. от І5декабря 2001 г). Они должны иметь высшее юридическое образование и определенный стаж работы по юридической профессии Судьи независимы и под­чиняются лишь Конституции и закону. B своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны Судьи не­сменяемы и неприкосновенны. Неприкосновенность судьи включа­ет в себя неприкосновенность личности, занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных н служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (теле­фонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообшений) Судья, в том числе по истечении срока его полномочии, не можст быть при­влечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осу­ществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет ус­тановлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта

Слушание дел в Российской Федерации во всех судах открытое, основано на состязательности и равноправии сторон. B случаях, предусмотренных федеральным законом (обычно по уголовным де­лам), судопроизводство осушествляется с участием присяжных засе­дателей - выбранных случайным образом людей, присутствующих на суде и высказывающих свое мнение перед окончательным при­нятием решения

Аппарат суда выбирает присяжных заседателей методом слу­чайной выборки или жеребьевки из морально устойчивых граж­дан не моложе 25 лет, не подвергавшихся уголовному преследо­ванию. Всего должны быть отобраны l2 комплектных, ге. имеющих право выносить вердикт по делу, и двое запасных. Функция заседателей состоит в определении виновности нли не­виновности подсудимого Только после этого суд принимает ре­шение голосованием

Органы прокуратуры Несмотря на то что в гл. 7 Конституции Рос­сийской Федерации «Судебная власть» включена прокурчтуря, она не входит в судебную систему, так как имеет несколько иную no сравнению с судебной властью правовую природу н функции

Прокуратура - составная часть контроіыюй власти Закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г Ns 2202-1 (в ред от 5 октября 2002 г.) определил ее функции и за­дачи. Прокуратура осуществляет надзор:

За исполнением законов местными представительными орга­нами (законодательными собраниями),

« соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами исполнительной власти, управления и контроля; юридиче­скими лицами;

Исполнением законов органами, осуществляющими опера- тивно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

Исполнением законов в местах содержания задержанных, при исполнении наказания.

Другая важнейшая функция прокуратуры - участие прокурора в рассмотрении дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя Он вправе обрашаться в суд с заявлением или вступать в дело на любой стадии процесса, если этого требует зашита прав гражяан и охраняемых законом интересов обшества и государства

Возглавляет органы прокуратуры Генеральный прокурор. Он на­значается на должность Советом Федераипи по представлению Президента на пять лет. Ежегодно он представляет палатам Феде­рального Собрания доклад о состоянии законности в стране и ме­рах по укреплению правопорядка. Генеральный прокурор РФ по согласованию с ее субъектами назначает прокуроров субъектов Российской Федерации на пять тст Генеральный прокурор вместе с заместителями образует коллегию. Кроме нее в составе Гене­ральной прокуратуры РФ находятся главные управления и отделы Структурным подразделением Генеральной прокуратуры РФ явля­ется Главная военная прокуратура во главе с Главным военным прокурором

ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

Факультет государственного

и муниципального управления

Кафедра государственного

и муниципального управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Система государственного управления»

Тема

«Система органов государственного управления

в Российской Федерации»

Введение

Глава 1 Система органов государственного управления в Российской Федерации

1.2 Законодательная власть

1.3 Исполнительная власть

1.4 Судебная власть

Глава 2 Сравнительный анализ законодательной власти Российской Федерации и Республике Башкортостан

Заключение

Библиографический список

Введение

Государство - это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Под воздействием, управлением государства находится широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспектов.

Государственное управление можно определить как целенаправленное организующее воздействие органов государственной власти на развитие различных сфер общественной жизни с учетом экономических, политических и социальных характеристик государства на определенных этапах его исторического развития.

Органы государственного управления – это граждане или коллективы граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями и уполномочены государством для осуществления его задач и функций и действуют в установленном им порядке.

В своей совокупности государственные органы образуют единую систему. В нее входят органы государственного управления РФ и органы государственного управления ее субъектов . Единство системы государственных органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы этой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует организационно-правовая связь.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов управления РФ состоит из органов нескольких видов. Предусматривается наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти . Каждый из этих органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов России, которая в свою очередь может быть по разным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

Целью данной курсовой работы является:

· дать понятия системе органов государственного управления в Российской Федерации;

· описать функционирование органов государственного управления;

· провести сравнительный анализ законодательной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан.


Глава 1 Система органов государственного управления в Российской Федерации

В Конституции РФ нет термина государственное управление. Вместо него используется понятие государственная власть, однако эти понятия различны. Государственная власть относится к уровню политических решений и выражает суверенную волю народа. Власть есть способность принимать решения и добиваться проведения их в жизнь.

Действенным инструментом государственной власти является государственный аппарат-система органов государства. Государство осуществляет свою активную роль в жизни общества через государственный аппарат. Реализация политических решений через исполнительно-распорядительную деятельность госаппарата и есть государственное управление.

Государственный аппарат как сложная система государственных органов строится в соответствии с потребностями общества, интересами человека, различных социальных групп населения. Согласованные действия всех входящих в систему государственных органов обеспечиваю единство государственной власти, ее могущества, эффективность в решении многочисленных задач в экономической, социальной, политической, культурной сферах общества, а также в отношениях с зарубежными государствами, в обеспечении и защите суверенных интересов государства.

В рассмотрении органов государственного управления в РФ необходимо исходить из положений Конституции 1993 г., закрепившей организацию федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов РФ. Органами государственной власти РФ являются Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Арбитражный суд РФ и другие суды РФ, а также Федеральные Министерства и ведомства. Органами государственной власти являются главы администраций, возглавляющие систему органов исполнительной власти в субъектах РФ. Действуют органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, но в то же время сотрудничают с ними.

Государственное управление – тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Соответственно, все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления.

Можно выделить также систему исполнительной власти, которую составляет совокупность государственных органов обозначаемых в качестве ее субъектов, а также организационный механизм ее реализации. В последнем случае имеется в виду следующее. Постоянно действующим организационным фактором системы исполнительной власти являются находящиеся на различном иерархическом уровне исполнительные органы общей компетенции. Остальные звенья такой системы весьма непостоянны и видоизменяемы. Они могут в ряде случаев вообще не существовать, хотя из механизма государственного управления они «не изымаются». В таком же аспекте можно квалифицировать роль, например, различного рода структурных подразделений исполнительных органов, их территориальных звеньев, а также должностных лиц.

Тем не менее, весь аппарат исполнительной власти нельзя сводить только к исполнительным органам общей компетенции. Этот аппарат многообразен и включает в свой состав также отраслевые, межотраслевые, надзорные, территориальные и иные звенья государственно-управленческого механизма. Но одновременно все эти звенья в совокупности составляют систему субъектов государственного управления.

1.1 Президент Российской Федерации

Президент Российской Федерации - высшая государственная должность Российской Федерации. Президент России является главой государства, не относящимся, по мнению ряда исследователей, ни к одной из ветвей власти, гарантом конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации. Правовой статус президента России закреплён в четвёртой главе Конституции Российской Федерации.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Точный порядок выборов президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Для обеспечения условий реализации Президентом его конституционных полномочий создается Администрация Президента. Полномочные представители Президента в федеральных округах также входят в состав Администрации и подчинены ее Руководителю. Администрация обеспечивает работу президентских полномочных представителей во всех 8 федеральных округах. Администрация обеспечивает деятельность Государственного совета, иных советов и комиссий при Президенте.

1.2 Законодательная власть

Федеральное собрание - парламент Российской Федерации, высший представительный и законодательный орган России. Статус Федерального собрания определен в главе 5 Конституции РФ.

Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами - Государственной Думой и Советом Федерации.

Федеральное собрание является постоянно действующим.

Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок - 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

Конституционный статус Российской Федерации. Организационно-правовые основы деятельности органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации. Экономические основы управления субъектов Российской Федерации. Представительные органы государственной власти субъектов РФ, их полномочия (на примере конкретного субъекта РФ). Органы исполнительной власти субъектов РФ. Главы Администраций субъектов РФ, их роль и полномочия в управлении подведомственной территории.

Конституционный статус РФ - это совокупность прав и обязанностей РФ. Ядром правовой системы РФ является Конституция, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяемая на всей территории РФ.

РФ-демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Федерацию отличают возможность ее субъектов самостоятельно, без какого-либо вмешательства центральной власти образовывать (формировать) собственные органы государственной власти и наличие взаимного разграничения предметов ведения и полномочий.

Конституционный статус РФ определяется Конституцией РФ и включает государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства:

1.Суверенитет РФ. РФ является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении органов власти субъектов РФ.

2.Государственная территория РФ, состоящая из территорий всех субъектов РФ, внутренних вод и территориального моря, воздушного пространства над ними, её целостность и неприкосновенность.

3.Конституция РФ и федеральные законы, их верховенство на всей территории РФ. Единство правовой системы, которая включает в себя федеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты государственных органов субъектов федерации, а также нормативные правовые акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

4.Федеральные органы гос. власти (глава государства, законодательные, исполнительные, судебные и иные органы), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ.

5.Единое экономическое пространство, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств (установление внутренних таможенных границ не допускается).

6.Единое гражданство РФ.

7.Государственный язык - русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком.

8.Единые Вооруженные Силы РФ во главе с Верховным Главнокомандующим - Президентом РФ.

9.Единая денежная единица - рубль (денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком РФ, введение и эмиссия других денег не допускается).

10.Государственные символы - государственный флаг, государственный герб, государственный гимн, установленные федеральными конституционными законами.

11.Столица РФ - город Москва.

Организационно-правовые основы деятельности органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации

Принципы – это важнейшие политико-правовые и организационно-правовые основы организации и деятельности органов гос-ной власти.

1. Федерализм является ведущим принципом такого рода, определяющим не только построение системы исполнительных органов, но и характер их взаимоотношений.

Согласно Конституции, РФ состоит из 85 субъектов - 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 городов федерального значения, 1 автономной области, 4 автономных округов.

Каждый субъект федерации, помимо федеральных органов, имеет свою исполнительную (как правило, губернатора или главу), законодательную (региональные парламенты) и судебную (конституционный (уставный) суд субъекта) ветви власти. Субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами. Субъекты федерации имеют по два представителя в верхней палате российского парламента - Совете Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты имеют полномочия решать вопросы, отнесённые Конституцией к ведению субъектов.

Соответственно определены предметы ведения РФ: установление системы, порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти и их формирование; управление объектами федеральной государственной собственности; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; федеральные экономические службы; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе; внешняя политика; оборона и безопасность, оборонное производство; защита государственной границы; метеослужба, стандарты, геодезия и картография; федеральная государственная служба.

Определены также предметы совместного ведения РФ и ее субъектов. Это обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; разграничение государственной собственности; природопользование, охрана окружающей среды; общие вопросы образования, науки и культуры; осуществление мер по борьбе с чрезвычайными ситуациями; административное и административно-процессуальное законодательство и др. Вне названных пределов субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Принцип федерализма предполагает также возможность взаимной передачи части полномочий, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

2. Законность как принцип деятельности органов исполнительной власти вытекает непосредственно из подзаконности осуществляемой ими государственно-управленческой деятельности. Его непосредственным выражением является верховенство Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Федерации, а также законодательства РФ и ее субъектов по отношению к любым правовым актам, издаваемым органами исполнительной власти; обязанность строгого соблюдения требований законодательства на всех уровнях государственно-управленческой деятельности и каждым должностным лицом; обеспечение неуклонного исполнения норм законодательства в сферах деятельности, отнесенных к ведению соответствующих органов исполнительной власти; соблюдение, обеспечение реализации и защита государственно-управленческими средствами прав и законных интересов всех участников управленческих отношений, установленных действующим законодательством.

3. Принцип учета особенностей объектов государственно-управленческой деятельности. Принцип управления, учитывающий современные особенности сферы государственного управления, в которой наряду с государственными объектами функционирует множество негосударственных, в основном коммерческих, структур, включая частные. На этой основе в механизме реализации исполнительной власти происходит отбор различных методов управляющего воздействия (ограничение средств прямого управления, развитие начал государственного регулирования и т.п.). Вместе с тем данный принцип лежит в основе организации систем отраслевого и межотраслевого управления, использования в процессе государственно-управленческой деятельности методов централизованного и децентрализованного руководства, сочетания общефедеральных и территориальных (региональных) интересов.

4. Для организации и деятельности органов исполнительной власти существенное значение имеет также принцип экономичности. Его значимость определяется тем, что механизм реализации исполнительной власти многоструктурен и оснащен значительным количеством служащих (чиновников), выполняющих его функции. При этом необходимо учитывать, что расходы на содержание такого механизма, будучи по своей природе непроизводительными, отягощают федеральный и региональные бюджеты. В силу этого постоянно осуществляются организационно-правовые меры, направленные на обеспечение экономии в расходовании государственных средств в сфере управления.

5. Принцип гласности работы органов исполнительной власти предполагает широкое обнародование, доведение до всеобщего сведения через средства массовой информации наиболее значимых результатов своей работы, в том числе нормативных правовых актов. Единственное ограничение связано с содержанием в актах сведений, составляющих государственную тайну.

Также в числе действующих принципов есть: народовластие; обеспечение прав и свобод человека и гражданина; ответственность.

Экономические основы управления субъектов Российской Федерации

Экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта РФ составляют находящиеся в собственности субъекта имущество, средства бюджета субъекта и территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта, а также имущественные права субъекта. Собственность субъекта РФ признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

Представительные органы государственной власти субъектов РФ, их полномочия (на примере конкретного субъекта РФ).

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов Российской Федерации. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

Так, Законодательную власть Самарской области осуществляет Самарская Губернская Дума, она обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. В Самарской Губернской Думе правом законодательной инициативы обладают депутаты Самарской Губернской Думы, комитеты и комиссии Самарской Губернской Думы, депутатские группы и фракции, Совет Самарской Губернской Думы, Губернатор Самарской области, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представители от Самарской области, главы муниципальных образований, представительные органы муниципальных образований в Самарской области, региональные общественные объединения, зарегистрированные в установленном законом порядке на территории Самарской области. Право законодательной инициативы принадлежит также областному суду, арбитражному суду области, прокурору области, избирательной комиссии Самарской области, Уставному суду Самарской области, Уполномоченному по правам человека в Самарской области по вопросам их ведения.

Самарская Губернская Дума состоит из 50 депутатов. 25 депутатов Самарской Губернской Думы избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства. 25 депутатов Самарской Губернской Думы избираются по общеобластному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

Полномочия:

1) принимает Устав и законы Сам.обл;2) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения С.обл и предметам совместного ведения РФ и С.обл;2.1) наделяет гражданина РФ по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Губернатора С.обл;2.2) заслушивает ежегодные отчеты Губернатора С.области о результатах деятельности Правительства С.области;2.3) заслушивает ежегодные отчеты должностных лиц о деятельности полиции на территории С.области;3) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, Уставом С.области и законами С.области. 4) утверждаются бюджет С.области и отчет о его исполнении;5) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в Самарскую Губернскую Думу и органы местного самоуправления в С.области;6) утверждаются программы социально-экономического развития С.области, представленные Губернатором С.области;7) устанавливаются налоги и сборы, а также порядок их взимания, льготы по ним;8) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов С.области и отчеты об их исполнении;9) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью С.области, в том числе долями (паями, акциями) С.области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;10) утверждаются заключение и расторжение договоров С. области;11) устанавливается порядок назначения и проведения референдума С.области;12) устанавливается система органов исполнительной власти.области;13) решаются вопросы внутреннего распорядка деятельности Самарской Губернской Думы;14) оформляется согласие на назначение на должности вице-губернаторов С. области;15) назначается половина членов Избирательной комиссии Самарской области;16)назначается дата выборов в Самарскую Губернскую Думу;17) утверждается соглашение об изменении границ Самарской области и иных субъектов Российской Федерации;18) одобряется проект договора о разграничении полномочий;25) назначаются на должность председатель Уставного суда Самарской области, заместитель председателя Уставного суда Самарской области, судья - секретарь Уставного суда Самарской области, судья Уставного суда Самарской области, мировые судьи Самарской области;19) оформляется согласование кандидатуры на должность прокурора Самарской области

Органы исполнительной власти субъектов РФ

Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления. В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта.

Под системой исполнительной власти субъекта Федерации понимается совокупность органов субъекта Федерации, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соподчиненность, средства их взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления. В единую систему исполнительной власти субъекта Российской Федерации включаются:

а) глава исполнительной власти субъекта Федерации – президент республики, глава администрации, губернатор, и т. д.;

б) исполнительный орган государственной власти общей компетенции (правительство или администрация);

в) исполнительные органы государственной власти специальной компетенции (отраслевые и межотраслевые);

г) территориальные органы государственной исполнительной власти общей компетенции, действующие в границах административно-территориальных образований (городов и районов республиканского или областного подчинения, и т. д.) или на территории административных (управленческих) округов;

д) территориальные органы государственной исполнительной власти специальной компетенции, являющиеся структурными подразделениями органов общей компетенции или отраслевых (межотраслевых) органов субъекта Федерации.

Приведенный перечень является собирательным, обобщающим все возможные варианты. Система исполнительной власти конкретного субъекта Федерации устанавливается им самостоятельно в конституции, уставе и законах о системе органов государственной власти, а также в актах главы исполнительной власти, закрепляющих структуру исполнительных органов.

Главы Администраций субъектов РФ, их роль и полномочия в управлении подведомственной территории

Глава администрации высшее должностное лицо, руководящее органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Он подчиняется Президенту и Правительству РФ по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

Глава областной администрации, руководит ее деятельностью, обладает разнообразными полномочиями в области формирования органов исполнительной власти и структуры администрации, бюджета, финансов и учета, управления собственностью, взаимодействия с предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, а также в конкретных отраслях и сферах экономического, социально-культурного развития.

К полномочиям относится: - право законодательной инициативы; подписания и опубликования законов; - отлагательное вето на законы; - исключительное право внесения законопроектов по бюджету, планам социально-экономического развития региона, структуре администрации и др.

Уставы краев и областей, закрепляя единоначалие в осуществлении исполнительной власти губернатора, его ведущую роль, наделяют губернатора правом представлять интересы региона за его пределами, подписывать от имени субъекта договоры и соглашения.

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государственной власти - законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей повседневной деятельности.

Органы законодательной власти - это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов. Главная их задача - правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие функции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Органы исполнительной власти - это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей охрану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных заседателей.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Принцип разделения властей относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.

Президент Российской Федерации - глава государства, то есть должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.

Федеральное Собрание РФ - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом, оно соединяет в себе функции общенационального представительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации . Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" существует следующая система судов.

  • - Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды составляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
  • - Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верховный Суд РФ . Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
  • - Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды , которые рассматривают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сторонами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Арбитражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбитражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

Как и в любой стране, в Российской Федерации руководство осуществляется через органы государственной власти и управления. Сегодня под органами госвласти понимается канал, с помощью которого народные массы реализуют свою власть, что предусматривается третьей статьей российской Конституции. Наряду с этим имеется местное самоуправление, которое не входит в систему госвласти.

Специфические черты, присущие органам госвласти

Каждому органу госвласти присущи некоторые властные и государственные полномочия, которые выражаются в их компетенции.

Под термином "компетенция" понимают совокупность предметов ведений и полномочий.

Любую компетенцию органа госвласти определяют Конституция России, устав субъекта Федерации, законы России и ее субъектов, указы главы государства, постановления кабинета министров и постановления исполнительного органа субъекта федерации, положение об этом органе и прочие нормативно-правовые акты.

Государство устанавливает порядок образования каждого государственного органа. К примеру, Конституция России и соответствующие федеральные законы регламентируют порядок проведения выборов в Государственную Думу.

Государство уполномочивает каждый госорган на выполнение определенных задач и функций. К примеру, как говорится в 80-й статье Конституции РФ, российский президент обязан гарантировать права и свободы граждан, а также государственный суверенитет, тогда как Правительству Российской Федерации предписывается, согласно сто десятой статьи Конституции, осуществлять исполнительную власть.

Государство устанавливает порядок функционирования каждого государственного органа. К примеру, российское правительство действует согласно федерального конституционного закона.

Для каждого госоргана характерно, что он структурно входит в единую систему органов госвласти, составляя ее часть.

Единство системы госуправления

Российская Конституция определяет, что из органов госвласти и управления страны, а также всех, входящих в нее субъектов, состоит единая система органов государственного управления. Проявление подобного единства системы госвласти находит свою реализацию в системе по разграничению полномочий и предметов ведения между центрально-федеральными властными структурами и властными органами федеративных субъектов.

Все органы госвласти имеют между собой тесную организационно-правовую связь.

Понятие органа госуправления

Одной из разновидностей органов госвласти являются органы государственного управления, обладающие всеми основными чертами, присущими органам госвласти.

Госорган имеет свои отличительные признаки.

К госоргану относят организованный коллектив, являющийся самостоятельной частью госаппарата, имеющий собственную компетенцию и обладающий публичными функциями.

Главным отличительным признаком для госоргана будет то, что это понятие относится к организации, коллективу, управляемой группе людей.

К следующему признаку государственного органа будет относиться то обстоятельство, что госорган является политической структурой, то есть наделен госвластью, которая дает право выступать от государственного имени для выполнения его функций.

Соответственно это подразумевает наделение госоргана специфическими полномочиями, имеющими властно-государственную природу.

Обладание госвластными полномочиями является главным юридическим признаком всякого госоргана.

В чем заключаются подобные полномочия?

Госвластные полномочия заключаются в праве госоргана осуществлять издание от лица государства соответствующих юридических актов, которые являются обязательными для исполнения.

Адресатами изданных актов госорганов могут являться иные госорганы, должностные, юридические и физические лица, а в некоторых ситуациях и общественные структуры.

Особенности полномочий

Одной из специфических особенностей властных государственных полномочий стало то, что у них существует возможность выхода из рамок конкретного госоргана, и распространение их будет касаться той области или отрасли социально-культурной, хозяйственной либо административно-политической деятельности, с которой связана работа конкретного органа.

Нередко акт госоргана может распространяться не только на категорию подчиненных должностных лиц, трудящихся в сфере, которая подведомственна конкретному госоргану, но и на иных граждан.

Этому внешнему фактору нельзя присвоить статус универсальности, однако по нему сразу становится понятна сущность властных полномочий госоргана.

В каких сферах действительны полномочия госоргана

Сферу действия полномочий госорганов определяет конкретное место, которое занимают органы государственной власти и управления в системе госаппарата, плюс характер задач, решаемых конкретным властным органом.

Органы госвласти и управления вправе реализовывать издаваемые правовые акты путем осуществления от лица государства соответствующих мероприятий по убеждению, воспитанию и поощрению.

Для государственно-властных полномочий характерно наличие права на организацию от лица государства соответствующего наблюдения (надзора) за правильностью выполнения требований изданного правового акта.

Это вполне объяснимо, так как властные полномочия проявляются не только в установлении определенной обязанности, но и в необходимости обеспечения ее конкретного исполнения и неукоснительного соблюдения представителями государственных и общественных структур, юридическими и физическими лицами.

В определенных случаях для неукоснительного выполнения изданных правовых регламентов органы государственного управления могут использовать разрешенные им меры по принуждению.

Все перечисленные действия госорганов подлежат обязательному исполнению, так как они подкреплены силой и авторитетом государства.

Специфика органа госуправления

Федеральные органы государственного управления, как и любые иные органы власти, должны действовать в рамках своей компетенции. Орган должен обладать соответствующей организационной структурой, территориальным масштабом деятельности. Органам госуправления присущи свои специфические признаки, вытекающие из своеобразия задач, решаемых исполнительными властными органами, и особенностей их госдеятельности.

Прежде всего вышеуказанными органами проводится специфическая по методике и содержанию государственная деятельность - госуправление.

Вся деятельность органов государственного управления, осуществляемая в рамках предоставляемых властно-государственных полномочий, решает задачи, касающиеся общего, ежедневного, оперативного руководства на объектах, связанных с хозяйственным, социально-культурным, административным и политическим строительством.

В своей работе органы госуправления в первую очередь руководствуются законом, используя юридические средства нормотворческого и юрисдикционного характера.

В общем, организация органа государственного управления предусматривает собой создание структуры, являющейся частью госаппарата, которая предназначена в режиме распорядительно-исполнительной деятельности от лица государства и в объемах предоставленных властных государственных полномочий осуществлять непосредственное ежедневное руководство деятельностью административных, политических, хозяйственных и социально-культурных объектов.

Исполнительная власть

Чтобы понять, для чего нужны исполнительные органы государственного управления, стоит разобраться, как соотносятся госуправление и исполнительная власть.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную провозглашено как важнейший принцип функционирования Российской Федерации в качестве правового государства в Декларации о госсуверенитете нашей страны еще в 1990 году.

Понятие исполнительной власти законодателем закреплено в российской Конституции.

Исполнительную власть можно отнести к политико-правовой категории, тогда как государственное управление - к организационно-правовой.

Что подразумевается под термином "исполнительная власть"

Под исполнительной властью понимается государственное управление, которое осуществляют органы исполнительной власти.

Реализация ее происходит во внесудебном порядке. В ее компетенции находятся наиболее важные атрибуты государственной власти, это касается финансов, важнейших коммуникаций, полиции, армии, структур безопасности, исправительных учреждений и тому подобного.

О местном самоуправлении

На сегодняшний день в Российской Федерации местные органы государственного управления еще не могут с полной отдачей решать поставленные перед ними задачи, так как их деятельность подлежит совершенствованию.

Формирование местных представительных органов происходит путем выборов, тем не менее они относятся к государственным органам управления.

Местные органы исполнительной власти не имеют организационной связи с местными представительными органами, хотя обе эти ветви являются органами госуправления.

При решении задач местного характера орган местного самоуправления обладает организационной и функциональной самостоятельностью.

Органы государственного и муниципального управления

Существуют различные формы управления. Всем известны государственное и муниципальное.

Отмечаются следующие типы взаимоотношений между этими органами власти.
Первый тип взаимоотношений, связанный с возложением на орган госвласти субъекта Российской Федерации обязанностей, касается вопросов, находящихся исключительно в федеративном ведении. При этом федеральные органы государственной власти осуществляют административное руководство региональными исполнительными структурами.

Второй тип взаимоотношений подразумевает совместное ведение управления. В данном случае федеральные органы государственной власти принимают управленческие решения после обязательного выяснения мнения регионального органа госвласти, хотя право на окончательное решение всегда за федеральной структурой. Таким образом, решающим голосом обладает федерация, совещательным - регион.

Третий тип взаимоотношений предусматривает равноправие в вопросах совместного управления, когда федерация и субъекты обладают одинаковыми правами. Кроме договорного порядка, отношения могут устанавливаться равноправными при возникновении так называемого режима двойного ключа. К примеру, Конституция РФ предусматривает подобное взаимодействие. В тексте это звучит таким образом: "Изменение статуса субъекта РФ допускается в случае взаимного согласия Федерации и субъекта".

Четвертый тип взаимоотношений касается вопросов, закрепленных в ведении субъекта федерации, когда орган госвласти субъекта федерации имеет решающий голос, а у федерации - только совещательный.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ