В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов.
2. Министерству юстиции Российской Федерации разработать в месячный срок совместно с Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству и утвердить типовые формы бюллетеня для голосования и журнала регистрации участников собрания кредиторов.
Председатель
Правительства Российской Федерации
М. Касьянов
Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов
1. Арбитражный управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов материалы о финансовом состоянии, ходе процедур банкротства должника и иные материалы, рассмотрение которых позволит обеспечить принятие собранием решений по вопросам повестки дня.
2. Если собрание кредиторов не было проведено арбитражным управляющим в установленный срок, оно может быть проведено лицом, требующим его созыва.
3. При подготовке к проведению собрания кредиторов арбитражный управляющий:
а) готовит материалы для представления на рассмотрение собрания кредиторов;
б) составляет список участников собрания кредиторов;
в) предоставляет лицам, требующим проведения собрания кредиторов, реестр требований кредиторов в случае и сроки, установленные законом;
г) составляет повестку дня собрания кредиторов, созываемого по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, в соответствии с представленной ими повесткой дня, а в случае созыва собрания кредиторов по собственной инициативе составляет повестку дня собрания кредиторов самостоятельно;
д) заполняет журнал регистрации участников собрания кредиторов (по установленной форме) в соответствии с данными реестра требований кредиторов на дату проведения собрания.
4. При организации проведения собрания кредиторов арбитражный управляющий:
а) уведомляет о проведении собрания конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, а также иных лиц, имеющих право на участие в собрании;
б) предоставляет участникам собрания кредиторов подготовленные им материалы;
в) осуществляет регистрацию участников собрания кредиторов.
5. Регистрация участников собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим в месте проведения собрания кредиторов. Арбитражный управляющий должен обеспечить регистрацию всех участников собрания кредиторов, прибывших до окончания регистрации. При регистрации участников собрания кредиторов арбитражный управляющий:
а) проверяет полномочия участников собрания кредиторов;
б) вносит в журнал регистрации участников собрания кредиторов необходимые сведения о каждом конкурсном кредиторе и уполномоченном органе, количестве принадлежащих ему голосов и его представителе, об участниках собрания кредиторов без права голоса;
в) выдает конкурсным кредиторам и уполномоченным органам бюллетени для голосования;
г) принимает от участников собрания кредиторов заявки о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов.
6. По окончании регистрации при наличии необходимого количества голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов арбитражный управляющий проводит собрание кредиторов.
7. При проведении собрания кредиторов арбитражный управляющий:
а) открывает собрание кредиторов и объявляет:
об основаниях созыва собрания кредиторов;
о результатах регистрации, в том числе о количестве зарегистрированных участников, размере установленных требований и количестве голосов участников собрания кредиторов;
о правомочности собрания кредиторов;
о повестке дня собрания кредиторов и заявках о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов;
о лицах, привлеченных арбитражным управляющим в установленном порядке для подготовки, организации и проведения собрания кредиторов;
б) обеспечивает рассмотрение участниками собрания кредиторов материалов, подлежащих согласованию и (или) утверждению собранием в соответствии с повесткой дня;
г) объявляет о закрытии собрания кредиторов.
б) в установленных законом случаях составляет список кредиторов, голосовавших против принятых собранием кредиторов решений или не принимавших участия в голосовании, прилагаемый к протоколу заседания собрания кредиторов.
9. После рассмотрения всех вопросов повестки дня собрания кредиторов арбитражный управляющий проводит голосование о включении в повестку дня дополнительных вопросов и голосование по этим вопросам.
10. Арбитражный управляющий ведет протокол собрания кредиторов, в котором указываются:
а) полное наименование и место нахождения должника - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, паспортные данные и адрес - для физического лица;
б) арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника, и номер дела о банкротстве;
в) основания проведения собрания кредиторов;
г) дата и место проведения собрания кредиторов;
д) сведения об уведомлении участников собрания кредиторов о проведении собрания;
ж) список участников собрания кредиторов с правом голоса и без права голоса;
з) повестка дня собрания;
и) фамилия, имя и отчество участников собрания кредиторов, выступавших на собрании;
к) предложения о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов;
11. По требованию кредитора в протокол собрания кредиторов вносится краткое содержание его выступления либо в случае представления кредитором пояснений в письменной форме или документов указывается факт представления таких пояснений и документов, которые прилагаются к протоколу собрания кредиторов.
Протокол собрания кредиторов составляется в 2 экземплярах и подписывается арбитражным управляющим. Один экземпляр протокола направляется арбитражным управляющим в суд в течение 5 дней с даты проведения собрания кредиторов. В случае проведения собрания кредиторов лицом, требующим его созыва, протокол собрания кредиторов составляется в 3 экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй - арбитражному управляющему не позднее чем через 5 дней с даты проведения собрания кредиторов, а третий экземпляр хранится у лица, проводившего собрание.
12. Арбитражный управляющий в случае возложения на него проведения заседания комитета кредиторов в соответствии с регламентом комитета кредиторов:
а) уведомляет членов комитета кредиторов о проведении заседания;
б) ведет протокол заседания комитета кредиторов;
в) представляет по решению комитета кредиторов информацию о финансовом состоянии и ходе процедуры банкротства должника.
13. Заседание комитета кредиторов проводится арбитражным управляющим по месту нахождения должника или его органов управления либо в ином месте, определенном арбитражным управляющим по согласованию с комитетом кредиторов.
Банкротство любого должника, представленного частным лицом или компанией, непременно сопровождается необходимостью оповещения о данном процессе кредиторов. Для этого размещается информация в открытых источниках, а также направляются прямые уведомления. Кредиторы имеют право отдельно выдвигать разные требования по имеющимся обязательствам должнику. Чтобы процедура не была затянута, формируется особая коллегиальная структура, называемая собранием кредиторов. Она наделяется специальными полномочиями, позволяющими защищать интересы как кредиторов, так и должников. Именно на собрании принимаются наиболее значимые и важные решения.
В собрании могут принимать участие все кредиторы. При этом все участники делятся на две группы:
В первую группу входят конкурсные кредиторы и разные государственные органы. Их требования обязательно вносятся в реестр требований.
Не принимают участие в голосовании сотрудники закрываемой компании, контрольно-надзорные государственные органы и СРО, из которой выбирается арбитражный управляющий. Данные лица могут участвовать в обсуждениях, но не голосуют за те или иные решения.
На собрании кредиторов принимается большое количество различных решений. Они позволяют восстановить платежеспособность должника или осуществить конкурсное производство. Каждое решение должно быть направлено на возвращение средств кредиторам. Во время проведения первого собрания кредиторов или последующих собраний могут приниматься разные решения:
Если собрание кредиторов считает, что назначенный ранее управляющий не справляется со своими обязанностями, то имеется возможность сместить его с должности, после чего назначается новый специалист.
Именно назначенный арбитражный управляющий занимается подготовкой и проведением собраний. Дополнительно требование о проведении может выдвигаться комитетом кредиторов, голосующими участниками или остальными кредиторами, если их количество превышает треть от всех членов собрания.
При составлении требования обязательно указываются вопросы, которые будут обсуждаться. Если инициатором выступает комитет или сами участники, то арбитражный управляющий не обладает правом изменять вопросы. После получения уведомления от кредиторов, управляющий должен в течение трех недель подготовиться к собранию кредиторов. Сроки могут увеличиваться при наличии веских оснований.
Общее собрание кредиторов требует наличия как можно большего количества участников, включенных в реестр. Поэтому все эти лица получают специальные уведомления. Они отсылаются по почте за две недели до непосредственного заседания. Допускается пользоваться для оповещения другими способами, но информация должна быть получена адресатом за пять рабочих дней до назначенного события.
Если отсутствует возможность уведомить каждого кредитора или число участников превышает 500 человек, то информация о мероприятии публикуется в открытых источниках.
Уведомление обязательно содержит следующую информацию:
Информация о событии вносится в реестр сведений о банкротстве за 2 недели до назначенной даты.
Собрание кредиторов должника считается правомочным исключительно при условии, что на нем присутствует не меньше половины всех кредиторов, находящихся в реестре. Число голосов зависит от количества финансовых претензий. Сюда входят не только непосредственные долги, но и разные неустойки, проценты за просрочку и иные санкции, которые подлежат возмещению наряду с обычной задолженностью.
Нередко в деле о банкротстве должника имеется только один кредитор. Он единолично принимает все решения по этому делу. Принятые решения могут отменяться судом, если они нарушают права других участников или неправильно оформляются итоги мероприятия.
Проведение собрания кредиторов предполагает ведение протокола собрания. К правилам его формирования относится:
Именно арбитражный управляющий заботится о подготовке и проведении собрания.
Первое собрание кредиторов считается наиболее важным во всей процедуре банкротства какого-либо должника. К его особенностям относится:
Не созывается первое собрание кредиторов, если в реестр включаются исключительно требования от сотрудников компании по зарплате или выходным пособиям. При таких условиях только суд решает, будет ли использоваться собрание или нет.
Первое собрание кредиторов считается наиболее важным событием во всей процедуре банкротства. Это обусловлено тем, что на нем решаются многочисленные существенные вопросы. К ним относится:
Многие кредиторы уверены, что на первом собрании дополнительно устанавливается очередность, на основании которой погашаются долги. Но на самом деле данная процедура выполняется по требованиям законодательства, а не по желанию кредиторов.
Необходимость в их проведении возникает, если отсутствуют на первом собрании кредиторы в нужном количестве или же признаются принятые решения неправомочными по разным основаниям. На событии должно присутствовать не меньше 30% кредиторов, требования которых содержатся в реестре.
Все участники должны информироваться должным образом о назначенном собрании. Решения на повторном событии принимаются на основании голосования, для чего заполняются всеми присутствующими ранее полученные бюллетени.
Сроки, в течение которых проводятся дальнейшие встречи, не определяются на законодательном уровне, поэтому могут проводиться собрания при возникновении разных проблем или для решения тех или иных задач.
Участие в собрании кредиторов допускается только для ограниченного количества лиц, определенных законодательством. К ним относятся конкурсные кредиторы, организации, обладающие правом голоса, а также государственные органы и частные лица, которые не могут голосовать, но могут требовать определенные денежные средства у должника.
Присутствие должника не является обязательными. Правомочность собрания зависит от количества участников, наделенных правом голоса.
Права собрания кредиторов являются многочисленными. Но к наиболее важным возможностям относится:
За счет участия кредиторов в процессе банкротства должника удается действительно удовлетворить требования всех заинтересованных лиц.
Допускается по закону проводить собрания заочно, поэтому не требуется личное присутствие кредиторов. Для этого выполняется электронное голосование через особые каналы связи. Операторы гарантируют, что голосование будет конфиденциальным.
Протокол собрания подписывается управляющим или организатором. При составлении уведомлений включается ссылка на сайт, где имеются данные о планируемом событии. Уведомления направляются кредиторам за 30 дней до установленной даты.
Первое собрание проводится за 10 дней до окончания периода наблюдения.
В будущем такие предприятия проводятся обычно раз в три месяца, но при возникновении срочных вопросов разрешается выполнять процесс намного чаще. Если требуется внеочередное собрание, то требование составляется кредиторами, после чего реагирует на него управляющий в течение трех недель.
Собрание допускается откладывать, если принимается соответствующее решение арбитражного суда. Обычно причиной такого решения выступает то, что имеются еще требования, не рассмотренные в суде.
Допускается даже провести собрание при наличии отказа суда, но на это должны иметься веские основания, влияющие на процедуру банкротства должника.
За правильностью и правомерностью банкротства должны следить арбитражные управляющие. Собрание кредиторов может признаваться недействительным в ситуациях:
Обжаловать решения, принятые на собрании, могут не только сами кредиторы, но и должник или его представители. Любое решение может пересматриваться судом, а особенно это касается процедуры конкурсного производства или внешнего управления. При таких условиях обычно экстренно собирается новое собрание, где оцениваются все изменения, внесенные судом или управляющим.
Банкротство любого должника, представленного компанией или частным лицом, считается сложным процессом. За ним следят все кредиторы, желающие получить свои средства. Поэтому ими проводятся специальные собрания, на которых принимаются важные решения относительно признания должника несостоятельным.
Самым важным считается первое собрание, причем именно кредиторы могут определять требования, предъявляемые к арбитражному управляющему. Они могут изменять его решения или влиять на должника. Не всегда решения, принятые кредиторами, удовлетворяются судом. Сроки проведения мероприятия зависят от обстоятельств конкретного дела о банкротстве.
Процедура банкротства набирает популярность и применяется с 2015 года не только к юридическим, но и к физическим лицам. Обязательной частью этого процесса признаются собрания кредиторов. Алгоритм осуществления данных мероприятий регламентируется Федеральным законом “О банкротстве” от 26 октября 2002 года. Внесенные в закон изменения и дополнения действуют с 1 января 2017 г.
Обозначенному мероприятию предшествует процедура временного наблюдения, когда временный управляющий подготавливает список претензий всех заимодателей, знакомится с актуальным положением дел, анализирует финансовое состояние банкрота. Он же назначает дату этого мероприятия.
Задача первого созыва кредиторов - определение следующих ключевых моментов:
При условии предварительного ходатайства возможно рассмотрение дополнительных вопросов по существу дела.
Чтобы стать участником мероприятия, важно заявить о своих претензиях к должнику не позднее календарного месяца с момента опубликования информации об открытии процедуры банкротства. В РФ подобные данные размещаются в газете ”Коммерсантъ”.
Тем, кто пропустил период подачи претензий по уважительной причине, суд может предоставить дополнительное время.
Основные положения относительно процессуальной части проведения собрания кредиторов закреплены в Постановлении Правительства РФ N56 от 6 февраля 2004 года.
Время проведения заключено в строгих пределах с 8.00 до 20.00 в будние дни.
Круг вопросов, очерченный в целях рассмотрения участниками созыва:
Повестка собрания намечается заранее. Решение кредиторами принимается путем голосования, причем число голосов каждого из заимодателей прямо пропорционально отношению его претензий к общему объему требований. Иными словами, большим количеством голосов обладает тот, кому должны большую сумму. При этом важно условие, согласно которому штрафы, пени и т.п. игнорируются при учете голосов.
В ходе мероприятия ведется протокол. Впоследствии один из экземпляров в пятидневный срок отправляется в арбитражный суд. В случае самостоятельного проведения необходим еще один экземпляр для предоставления арбитражному управляющему. Протокол в обязательном порядке отражает:
Кроме того, протокол сопровождается копиями реестра, бюллетеней, правоустанавливающих и иных документов, использованных в ходе заседания.
По общепринятой схеме заседания назначаются по месту фактического проживания должника, однако по инициативе арбитражного управляющего место может быть изменено.
Законодательством определен круг лиц, допущенных на подобные собрания:
Конкурсные кредиторы и иные организации с правом голоса, упомянутые в перечне требований на момент проведения собрания. К конкурсным относят кредиторов по денежным обязательствам.
Заинтересованные представители со стороны должника - это могут быть работники, учредители, руководители и т.д. Участвовать в голосовании не могут. Присутствие самого банкрота не обязательно.
Основным правом, реализуемым на мероприятиях такого рода, выступает право голоса. Как упоминалось выше, им обладают конкурсные кредиторы, фигурирующие в реестре требований, в соответствии с размером своих претензий.
Остальные участники уполномочены вносить предложения и обсуждать актуальные вопросы, но на принятие решения повлиять не могут.
Всех участников закон наделяет правом обжалования вынесенных решений в суде.
Каждому, имеющему право на участие в мероприятии, в обязательном порядке предварительно направляется официальное уведомление о его назначении с указанием времени и места, а также ключевых моментов и регламента.
Со всеми актуальными материалами дела участники вправе ознакомиться заранее не более чем за пять дней до начала заседания.
Уведомление может быть отправлено почтой за две недели до мероприятия либо иным способом в пятидневный срок.
В случаях, когда кредиторов насчитывается более пятисот, и при невыполнимости предыдущего условия, сведения о собрании публикуются в официальном печатном издании.
Кредитор, не получивший уведомление своевременно и доказавший, что в этом отсутствует его собственная вина, имеет право требовать отмены решений, принятых без его участия. Конечно, при этом учитывается процент его претензий и последствия, вызванные данным фактом.
Ответственный за рассылку уведомлений - инициатор мероприятия, в большинстве случаев это арбитражный управляющий. Информация о собрании заносится в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве за две недели до начала мероприятия.
Законодательство предусматривает проведение собрания без личного участия кредиторов, путем электронного голосования. Используются специальные каналы связи, операторы которой гарантируют конфиденциальность сведений и своевременность поступления новой информации. Протокол собрания скрепляется подписью управляющего либо иного лица, организовавшего мероприятие.
Уведомления и иные документы, предоставляемые участникам, должны включать ссылку на сайт, где содержится информация о собрании. Срок рассылки уведомлений увеличивается и составляет 30 дней до собрания.
На практике такая форма проведения собраний почти не применяется. Чаще используется способ рассылки бюллетеней участникам, которые они заполняют и далее в установленные сроки передают управляющему.
Первое собрание проводится в период, не превышающий 10 дней до завершения процедуры наблюдения.
Дальнейшие подобные мероприятия назначаются арбитражным управляющим, как правило, раз в три месяца. При необходимости внеочередного собрания кредиторы направляют требование о его проведении, на которое арбитражный управляющий должен отреагировать в течение трех недель. Если этого не происходит, кредиторы вправе самостоятельно провести собрание.
Собрание может быть отложено по решению арбитражного суда, в ведении которого находится дело. Причиной такой меры обычно является наличие в суде требований кредиторов, еще не рассмотренных.
Однако существует условие, при котором возможна данная мера: требования по таким ходатайствам должны быть достаточно значительными, чтобы повлиять на ход собрания.
Решения, принятые на собрании кредиторов, могут быть обжалованы, а само собрание признано недействительным, если:
К лицам, уполномоченным обжаловать решения собрания, относятся представители должника, а также те, чьи требования еще не фигурируют в реестре, но приняты к рассмотрению судом.
Важно помнить, что судом может быть пересмотрено любое решение, принятое кредиторами, в особенности касающееся вопросов конкурсного производства или внешнего управления.
Банкротство - дело достаточно многогранное и неоднозначное, и в целях увеличения шансов на успех целесообразно обратиться за квалифицированной юридической помощью.
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок проведения собрания кредиторов (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Бесплатная юридическая консультация:
(ред. от 25.11.2017)
«О несостоятельности (банкротстве)» Статья 14. Порядок созыва собрания кредиторов
(ред. от 28.07.2004)
«Об Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов» Утверждены
Документ доступен: с 20 до 24 ч. (выходные, праздники — 24 часа)
Бесплатная юридическая консультация:
(«Статут», 2015) Нормативные правовые акты и федеральные стандарты,
(Горб Е.Е., Степенко В.Е.)
(«Арбитражный и гражданский процесс», 2016, N 12) Как правило, основанием для освобождения арбитражных управляющих от ответственности ввиду малозначительности является совершение правонарушений, которые не повлекли вредных последствий для должника и кредиторов. На практике суды объявляли устные замечания арбитражным управляющим, если совершались следующие нарушения законодательства о банкротстве: несоблюдение периодичности представления собранию кредиторов отчетов о ходе проведения процедуры банкротства; нарушение порядка и сроков уведомления о проведении собрания кредиторов; нарушение порядка проведения собрания кредиторов; несвоевременное опубликование в установленном порядке сведений при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, которые подлежат опубликованию в обязательном порядке; нарушение срока представления в суд отчета о деятельности арбитражного управляющего и протокола первого собрания кредиторов, а также состава прилагаемых к нему документов; нарушение по составу сведений, которые должны содержаться в отчете арбитражного управляющего, представляемом собранию кредиторов; нарушение по составу сведений, подлежащих опубликованию.
Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс
Бесплатная юридическая консультация:
Наибольшее влияние на процесс проведения процедур банкротства кредиторы могут оказывать через собрание кредиторов. В целях обеспечения прав кредиторов имеется механизм, гарантирующих кредиторам участие в таком собрании. Основные положения о составе участников, об организации и проведении собрания, составлении документов регулируются статьими 12,13,14,15,17,18-1 закона о банкротстве ФЗ-127, в которых содержится детально проработанный правовой механизм, предоставляющий конкурсным кредиторам доступ к реализации права голоса на собрании кредиторов. Нормативое регулирование организации и проведения собраний кредиторов производится в соответсвии с Постановленим Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 56"Об Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов". Собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника или органов управления должника, если иное не установлено собранием кредиторов. При невозможности проведения собрания кредиторов по месту нахождения должника или органов управления должника место проведения собрания кредиторов определяется арбитражным управляющим. Важным условием проведения собраний аредиторов является механизм уведомления сторон о месте, времени и повестке в ст. 13 Закона «О несостоятельности (банкротстве)». Уведомление участников собрания кредиторов должно быть направлено по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или не позднее пяти дней иным способом — факсимильной связью, E-mail отправление, телеграмма с обязательной обратным подтверждением получения уведомления. Если количество кредиторов превышает девятьсот, то уведомление печатается в СМИ в уполномоченном правительством РФ печатном издании (в настоящее время газета «КоммерсантЪ»).Арбитражный управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов материалы о финансовом состоянии в ходе процедур банкротства должника и иные материалы, рассмотрение которых позволит обеспечить принятие собранием решений по вопросам повестки дня. Протокол собрания кредиторов составляется в 2 экземплярах и подписывается арбитражным управляющим. Один экземпляр протокола направляется арбитражным управляющим в суд в течение 5 дней с даты проведения собрания кредиторов. В случае проведения собрания кредиторов лицом, требующим его созыва, протокол собрания кредиторов составляется в 3 экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй — арбитражному управляющему не позднее чем через 5 дней с даты проведения собрания кредиторов, а третий экземпляр хранится у лица, проводившего собрание. В случае, если количество конкурсных кредиторов, уполномоченных органов составляет более пятидесяти, собрание кредиторов может принять решение об образовании комитета кредиторов с голосами членов-представителей, пропорциональными требованиям соответствующих кредиторов. Представители кредиторов выбирают председателя комитета, который подписывает протоколы собраний комитета кредиторов.
Порядок проведения собраний кредиторов сосотит из нескольких пунктов. Регистрация участников собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим в месте проведения собрания кредиторов. Арбитражный управляющий должен обеспечить регистрацию всех участников собрания кредиторов, прибывших до окончания регистрации. При регистрации участников собрания кредиторов арбитражный управляющий: проверяет полномочия участников собрания кредиторов, вносит в журнал регистрации участников собрания кредиторов необходимые сведения о каждом конкурсном кредиторе и уполномоченном органе, количестве принадлежащих ему голосов и его представителе, об участниках собрания кредиторов без права голоса, выдает конкурсным кредиторам и уполномоченным органам бюллетени для голосования, принимает от участников собрания кредиторов заявки о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов. По окончании регистрации при наличии необходимого количества голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов арбитражный управляющий проводит собрание кредиторов. Он открывает собрание кредиторов и объявляет: об основаниях созыва собрания кредиторов; о результатах регистрации, в том числе о количестве зарегистрированных участников, размере установленных требований и количестве голосов участников собрания кредиторов; о правомочности собрания кредиторов, о повестке дня собрания кредиторов и заявках о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов, о лицах, привлеченных арбитражным управляющим в установленном порядке для подготовки, организации и проведения собрания кредиторов, обеспечивает рассмотрение участниками собрания кредиторов материалов, подлежащих согласованию и (или) утверждению собранием в соответствии с повесткой дня, проводит в установленном порядке голосование, объявляет о закрытии собрания кредиторов. По окончании голосования арбитражный управляющий осуществляет подсчет голосов и объявляет результаты голосования по каждому вопросу повестки дня, закрывает собрание кредиторв.
Цели управления деятельностью должника в различных процедурах банкротства. Обязанности арбитражного управляющего по организации управления деятельностью должника в различных процедурах банкротства.
Управление должником в процедурах банкротства регулируется статьями Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В ходе проведения каждой из процедур банкротства, исходя из интересов кредиторов должника, вводится ряд ограничений на полномочия и деятельность органов управления юридического лица-должника: генерального директора (правление), совета директоров (наблюдательного совета), общего собрания участников (акционеров) должника.
Бесплатная юридическая консультация:
Введение наблюдения и назначение временного управляющего не влекут за собой отстранения руководителя должника. В целях предотвращения злоупотреблений, ухудшающих положение кредиторов и финансовое состояние должника, полномочия руководителя и иных органов управления должника ограничиваются путем введения контроля временного управляющего. Контроль осуществляется в отношении сделок, совершаемых должником. Временный управляющий также следит, не принимают ли органы управления решения, запрещенные Законом о банкротстве.
Контроль над сделками, предусмотренными п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве, обеспечивается путем дачи согласия временного управляющего на их совершение. Сделки, совершенные без его согласия, — недействительны. В период наблюдения временный управляющий может запретить дополнительное обременение имущества либо передачу имущества другим юридическим лицам, если это не диктуется экономической целесообразностью, направленной на восстановление платежеспособности должника. Может быть запрещено также распоряжение имуществом должника в размерах, превышающих 5% балансовой стоимости его активов на дату введения наблюдения. Контроль со стороны временного управляющего над распоряжением имуществом не означает, что это препятствует нормальной хозяйственной деятельности должника.
Временный управляющий должен решить вопрос о целесообразности крупных и иных сделок и их последствий для имущества должника, а также учитывать, что последствием заключения таких сделок может стать невозможность восстановления платежеспособности должника. В связи с этим его согласие требуется также на получение и выдачу займов, выдачу поручительств и гарантий, уступку прав требований и перевода долга, учреждение доверительного управления. Требование о получении согласия на совершение таких сделок, так же, как и на совершение сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом, не зависит от суммы сделок. На период наблюдения органы управления юридического лица-должника не вправе принимать решения, предусмотренные п. 3 ст. 64 Закона о банкротстве, которые в обычных условиях находятся в их компетенции: о реорганизации и ликвидации должника, о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах,о создании филиалов и представительств, о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками), о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций, о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций, об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц, о заключении договоров простого товарищества.
Введение финансового оздоровления и назначение административного управляющего также не влечет за собой отстранения руководителя должника. Однако в ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями. С введением финансового оздоровления продолжают действовать запреты, установленные при введении наблюдения, в отношении: удовлетворения требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников); выкупа должником размещенных акций или выплаты им действительной стоимости доли (пая); выплаты дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам. Последствия нарушения запрета, касающегося выдела доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), установлены п. 5 ст. 103 Закона о банкротстве и влекут ничтожность соответствующих сделок. Нарушение должником запрета, установленного для выкупа им размещенных акций или выплаты действительной стоимости доли (пая), а также запрета на выплату дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам также влекут ничтожность соответствующих сделок на основании п. 1 ст. 103 Закона о банкротстве и ст. 168 ГК РФ. Осуществляя свою деятельность в период финансового оздоровления, должник ограничивается в правах на совершение определенного круга сделок без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов), а также на принятие некоторых корпоративных решений. Так, должник не вправе: — без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, в совершении которых у него имеется заинтересованность; — совершать сделки, которые связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки; — совершать сделки, которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника; -совершать сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств должника в случае, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более 20% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Основаниями для отстранения руководителя должника от должности являются: -ненадлежащее исполнение им плана финансового оздоровления; — совершение действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов и (или) предоставивших обеспечение лиц.
Во внешнем управлении полномочия руководителя должника прекращаются с даты введения судом внешнего управления, а управление делами возлагается на внешнего управляющего. Данная норма корреспондирует со ст. 278 ТК РФ, предусматривающей возможность отстранения от должности руководителя должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве). Для создания условий исполнения внешним управляющим своих обязанностей по управлению и распоряжению имуществом должника органы управления должника, временный или административный управляющий в течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу последнему бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей (п. 2 ст. 96 Закона о банкротстве). Органы управления должника не имеют права, за некоторыми исключениями, принимать какие-либо решения и совершать действия в отношении должника и его имущества. Большинство их полномочий переходит к внешнему управляющему. Однако законодатель в п. 2 ст. 94 Закона о банкротстве в виде закрытого перечня сохранил за органами управления должника полномочия принимать отдельные решения, касающиеся главным образом серьезных изменений в имущественном положении должника, о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала, об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций, об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций, об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций, об определении порядка ведения общего собрания акционеров, об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника, о замещении активов должника, об избрании представителя учредителей (участников) должника, о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника, За органами управления должника сохраняется право в соответствии со ст. 110 Закона о банкротстве принять решение о продаже предприятия должника и об определении минимальной продажной цены, ниже которой предприятие не может быть продано. Это положение распространяется на все виды юридических лиц, в собственности которых находится предприятие как имущественный комплекс. Включить в план внешнего управления замещение активов должника — это процедура создания в ходе внешнего управления или конкурсного производства (ст. 141 Закона) на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ.
Бесплатная юридическая консультация:
В конкурсном производствеполномочия органов управления в ходе его проведения наиболее ограниченны по сравнению с иными процедурами банкротства. Это объясняется невозможностью восстановления платежеспособности должника, вследствие чего на данном этапе происходит распродажа его активов. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства руководитель должника отстраняется от должности в том же порядке, что и при ликвидации организации. Также прекращаются полномочия иных органов управления должника, за исключением полномочий, связанных с принятием решений о заключении крупных сделок и о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом (третьими лицами) для исполнения обязательств должника. В течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего органы управления должника обеспечивают передачу бухгалтерской и иной документации конкурсному управляющему. Иногда указанные органы не совершают таких действий. В этом случае конкурсный управляющий вправе обратиться в порядке, установленном ст. 60 Закона о банкротстве, с заявлением по поводу их бездействия в арбитражный суд. И тот вправе выдать исполнительный лист в том случае, если данные органы в установленный арбитражным судом срок не совершили указанные действия. В случае непередачи органами управления должника бухгалтерской и иной документации, печатей и штампов, материальных и иных ценностей должника конкурсному управляющему органы управления и руководитель должника несут ответственность в соответствии с действующим законодательством, в том числе уголовную (ст. 195 УК РФ).
Дата размещения статьи: 22.05.2015
Для эффективного управления имуществом должника в процессе банкротства необходимо юридически грамотно проводить предусмотренные законодательством процедуры. Одной из таких процедур является подготовка и проведение собрания кредиторов. Организацию и проведение собрания кредиторов осуществляет арбитражный управляющий. Сложно переоценить важность данного мероприятия, так как именно собрание кредиторов влияет на судьбу должника, определяя последующую процедуру банкротства, выбирает кандидатуру арбитражного управляющего или СРО, определяет порядок реализации имущества, утверждает или изменяет планы внешнего управления, формирует комитет кредиторов, решает многие другие не менее значимые вопросы в банкротстве. Собрание кредиторов одновременно является и центром власти, и площадкой для урегулирования споров между кредиторами, уполномоченным органом, должником, трудовым коллективом.
Бесплатная юридическая консультация:
Нормативное регулирование, устанавливающее регламент проведения и компетенцию собраний кредиторов, определяется ст. ст. 12, 18 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), применительно к первому собранию кредиторов добавляются ст. ст.Закона о банкротстве. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 N 56 утверждены Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов. Во исполнение данного Постановления Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 01.09.2004 N 235 разработаны и утверждены Типовые формы бюллетеней для голосования и журнала регистрации участников собрания кредиторов. Вместе с тем при достаточном нормативном регулировании процедуры арбитражными управляющими нередко допускаются нарушения и недостатки при проведении собраний кредиторов.
Согласно п. 1 ст. 67 Закона о банкротстве временный управляющий обязан созывать и проводить первое собрание кредиторов.
В силу п. 1 ст. 12 Закона о банкротстве участником собрания кредиторов без права голоса является в том числе представитель органа по контролю (надзору), который вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов. Нередки случаи неуведомления о проведении собраний кредиторов органа по контролю (надзору). Непринятие арбитражными управляющими мер по извещению контролирующего органа о времени и месте проведения собрания кредиторов лишает контролирующий орган возможности выполнения полномочий, возложенных на него Законом, препятствует реализации одной из мер государственного контроля в указанной сфере.
Кроме того, распространены случаи несвоевременного уведомления контролирующего органа о проведении собраний, что также является нарушением Закона о банкротстве, а именно п. 1 ст. 13, которым установлено, что надлежащим уведомлением признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов.
Часто временными управляющими допускаются нарушения п. 1 ст. 72 Закона о банкротстве, согласно которой первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения. Состав данного правонарушения является формальным, то есть существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к формальным требованиям публичного права.
Случаи воспрепятствования арбитражными управляющими ознакомлению с материалами собрания конкурсным кредиторам, уполномоченным органам. Данный факт нарушения прав кредиторов выражается в непредставлении материалов согласно порядку ознакомления, а также неуказании в уведомлении о проведении собрания кредиторов самого порядка ознакомления с материалами: места, времени, контактных телефонов. Как правило, участниками собрания кредиторов являются юридические лица, государственные органы, процесс формирования позиций которых носит трудоемкий характер и требует значительных временных затрат. Поэтому, действуя добросовестно и разумно в интересах кредиторов, арбитражному управляющему следует заблаговременно раскрывать и документально обосновывать всю информацию, которая может иметь существенное значение для принятия решений по повестке дня собранием кредиторов.
Как следует из ст. 14 Закона о банкротстве, дата, время и место проведения собрания кредиторов не должны препятствовать участию в таком собрании кредиторов или их представителей, а также иных лиц, имеющих право принимать участие в собрании кредиторов. Эта же законодательная норма предоставляет арбитражному управляющему право самостоятельно определять место проведения собрания кредиторов в случае невозможности проведения собрания кредиторов по месту нахождения должника или его органов управления. В указанных случаях необходимо обоснование такой невозможности с указанием конкретных доказательств. Тем не менее злоупотребления арбитражными управляющими предоставленным правом, когда собрания кредиторов назначаются на удаленном расстоянии от местонахождения должника и его кредиторов, имеют место.
В процедуре конкурсного производства арбитражный управляющий обязан с установленной Законом или собранием кредиторов периодичностью отчитываться перед собранием кредиторов о своей деятельности, о ходе процедуры конкурсного производства должника и об использовании денежных средств должника. Зачастую арбитражными управляющими не соблюдаются установленные сроки. Более того, конкурсными управляющими непосредственно на собраниях кредиторов не предоставляются документы, подтверждающие информацию, указанную в отчетах, что является нарушением п. п. 11, 13 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299.
Согласно п. 5 ст. 20.3 Закона о банкротстве полномочия, возложенные в соответствии с Законом о банкротстве на арбитражного управляющего в деле о банкротстве, не могут быть переданы иным лицам. В соответствии со ст. 12 Закона о банкротстве организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим. Тем не менее распространенным нарушением является неявка арбитражных управляющих на созываемое ими собрание кредиторов либо передача полномочий по проведению собрания представителю по доверенности.
В заключение хотелось бы заметить, что арбитражным управляющим следует с должным вниманием отнестись к подготовке и проведению собрания кредиторов. Ведь при грамотном подходе к делу можно предопределить то или иное решение собрания кредиторов, используя различные организационные аспекты проведения собрания.
Следует учесть, что арбитражные суды предпочитают принимать решения, утвержденные собранием кредиторов. Поэтому протокол собрания кредиторов, имеющийся в деле, — это уже большая вероятность принятия арбитражным судом соответствующего решения (определения).
При инициализации процесса финансовой несостоятельности компании, у ее кредиторов отсутствует возможность самостоятельно либо через своих представителей выдвигать требования. Для этого создается специальный коллегиальный состав, обладающий правом защищать их интересы. Без участия этой структуры кредиторы не вправе требовать возмещения, а должник не вправе удовлетворять эти требования. Правила проведения собрания кредиторов арбитражным управляющим устанавливаются в соответствии с положениями ФЗ №127. Управленец в равной степени обязан обеспечивать интересы обеих сторон, а также находить решение финансовых проблем с наименьшими затратами.
Заседание кредиторов предполагает участие двух групп. В первую группу включаются лица, обладающие правом голоса и вторая группа – это те лица, которые вошли в реестр и имеющие претензии к организации-банкроту, они, соответственно, не вправе голосовать на собрании.
Первую группу составляют уполномоченные органы власти, выступающие представителями требований РФ, ее регионов и муниципальных образований.
Вышеперечисленная группа вправе принимать участие в обсуждениях, выносимых на повестку дня заседания. Правила проведения собрания кредиторов обязует группу голосующих учитывать их мнение при составлении протокола заседания.
Собрание может проводиться:
Если инициатива исходит от кредиторов, то управляющий по делу не вправе отказать в организации собрания. Заседание должно быть проведено не позже 14 дней с момента поступления управляющему обращения, в ином случае арбитражный управленец привлекается к ответственности.
В большей степени созыв всех членов собрания лежит в обязанностях арбитражного управляющего, некоторую часть обязательств разрешено передать реестродержателю. В уведомление включается повестка дня собрания кредиторов. Но, если ходатайство о сборе участников исходит от кредиторов, то управленец не вправе менять формулировку выдвигаемых вопросов.
Всем без исключения участникам, включенным в реестр, направляется уведомление посредством почтового отправления либо иным способом за 14 дней до установленной даты заседания. Если участников собрания насчитывается более 500 человек, то порядок созыва собрания кредиторов проводится путем оповещения через издательство «Коммерсантъ».
В уведомлении отображается следующая информация о предстоящем заседании:
При определении места и даты собрания арбитражный управляющий не должен чинить препятствий ни одному из участников делопроизводства. Хотя в законодательстве нет определения ответственности за возможное причинение неудобств, подать запрос на признание вынесенного решения на заседании участники все-таки могут, но при этом будет учитываться объем требований кредитора, который не смог принять участие в обсуждении.
Предметом обсуждения на заседании служат следующие вопросы и проблемы:
Заседание считается правомочным при участии более 50% голосующих лиц, включенных в реестр. Если в делопроизводстве о финансовой несостоятельности участвует только один голосующий, то при составлении протокола будет учитываться только его один голос. Арбитраж вправе отменить решение собрания кредиторов, в случае, если при его принятии нарушается компетенция собрания или затрагиваются интересы третьих лиц.