Военно-химическая академия РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии) была создана в соответствии с Постановлением Совета Труда и Обороны, Приказом Реввоенсовета от 13 мая 1932 года № 39 на базе военно-химического отделения Военно-технической академии РККА и Второго химико-технологического института. Формирование академии завершилось к 1 октября 1932 года. В ее состав вошли военно-инженерный, специальный и промышленный факультеты.
Академия была укомплектована профессорско-преподавательскими кадрами, способными не только обеспечить высокий уровень подготовки слушателей, но и успешно решать сложные научные проблемы, которые выдвигали интересы обороноспособности страны.
История дальнейшего развития академии обусловливалась интенсивной подготовкой государств фашистского блока к развязыванию мировой войны с использованием химического оружия. Это определило необходимость обеспечения надежной противохимической защиты Красной Армии и технического перевооружения химических войск. Для решения этих задач требовались специалисты — военные химики высшей квалификации. Подготовка их в академии считалась одним из важнейших мероприятий по укреплению обороноспособности нашей Родины в предвоенные годы.
Имея высококвалифицированный научный потенциал, академия быстро становится крупным учебным и научным центром Вооруженных Сил страны, инициатором научных разработок проблем вооружения химических войск и средств защиты. В стенах академии выросла целая плеяда выдающихся ученых, прославивших отечественную химическую науку не только в своей стране, но и за рубежом.
Академия заслуженно гордится такими выдающимися учеными, как академики Академии наук СССР Брицке Э.В., Вольфкович С.И., Шарыгин П.П., Кондратьев В.Н., Кнунянц И.Л., Дубинин М.М., Фокин А.В., Романков П.Г.
Высокого звания Героя Социалистического труда удостоены выпускники академии Патоличев Н.С., Щербицкий Л.А., Кунцевич А.Д., Лепинь Л.К., Мартынов И.В., Николаев К.М.
Благодаря самоотверженному и героическому труду этих людей наша страна заняла лидирующее положение в теории и практическом создании новых химических технологий в промышленности и производстве минеральных удобрений, искусственных волокон, целлюлозы и бумаги, мономеров и полимеров, лекарственных препаратов, адсорбентов. Их фундаментальные теоретические труды легли в основу подготовки нескольких поколений ученых и специалистов для учебных, научных учреждений и оборонной промышленности страны.
В годы Великой Отечественной войны академия вместе с войсками химической защиты внесла значительный вклад в Победу, помешав фашистам развязать крупномасштабную химическую войну, а огнемётчики покрыли себя неувядаемой славой, совершив немало героических подвигов. Родина высоко оценила заслуги личного состава академии. Звания Героя Советского Союза были удостоены: Жидких А.П., Лев Б.Г., Линев Г.М., Мясников В.В., Чиковани В.В.
Выпускники академии с честью выполняли свой воинский долг в Афганистане, в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе, при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
За организацию работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС начальник химических войск генерал-полковник Пикалов В.К. был удостоен звания Героя Советского Союза.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания Указом Президента Российской Федерации старшим лейтенантам Панфилову И.Б. и Цацорину Г.В. присвоено звание Героя Российской Федерации.
В 1998 г. решением Министерства обороны РФ ряд Военных академий был преобразован в Военные университеты, а многие военные училища — в филиалы этих университетов.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации было изменено действительное наименование университета в «Военный университет радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко (г. Москва)».
В 2004-2005 годах «Военный университет радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко (г. Москва)» преобразован в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко».
В 2006 году руководством Министерства обороны Российской Федерации было принято решение о передислокации государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко» из г. Москвы в г. Кострому. Выполнение мероприятий было спланировано в четыре этапа и охватывает период с июня 2005 года по сентябрь 2006 года:
на первом этапе (к 1 июня 2005 года) проведено преобразование Военного университета РХБ защиты в Военную академию в г. Москве и Костромского филиала университета - в Костромское высшее военное командно-инженерное училище РХБ защиты (военный институт).
на втором этапе (до 1 сентября 2005 года) осуществлен перевод отделения подготовки курсантов инженерного факультета в Костромское училище.
на третьем этапе (к 1 июля 2006 года) проведена передислокация Военной академии из г. Москвы в г. Кострому.
на четвертом этапе (к 1 августа 2006 года) осуществлено присоединение Костромского училища к Военной академии.
Основной состав академии передислоцирован в Кострому к 1 июля 2006 г. Открытие новой Военной академии РХБ защиты в г. Костроме состоялось в день начала учебного года — 1 сентября 2006 года.
12 июня 2007 года академии, одной из первых среди военных вузов, было вручено Боевое Знамя. В этом же году состоялся первый выпуск в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко (г. Кострома)».
В 2008 году «Саратовский военный институт биологической и химической безопасности» присоединён в качестве структурного подразделения к «Военной академии РХБ защиты имени Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко (г. Кострома)», а на базе Тюменского высшего военно-инженерного командного училища (военного института) (г. Тюмень) и Нижегородского высшего военно-инженерного командного училища (военного института) (г. Кстово) были созданы филиалы с последующим именованием академии: федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военная академия войск РХБ защиты и инженерных войск имени Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко».
В целях совершенствования структуры военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации были ликвидированы филиалы академии в городах Кстово (Нижегородская область) и Тюмень.
С 2013 г. распоряжением Правительства Российской Федерации академия вновь стала именоваться «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко».
Сегодня академия является учебно-методическим центром войск РХБ защиты, готовящий специалистов для всех Вооруженных Сил, а также силовых министерств и ведомств не только Российской Федерации, но и ближнего и дальнего зарубежья.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПОТЕНЦИАЛЕ И ДОСТИЖЕНИЯХ АКАДЕМИИ
В настоящее время в академии работает высококвалифицированный научно-педагогический состав.
Подготовка научно-педагогических и научных кадров в академии осуществляется через докторантуру, очную и заочную адъюнктуру, а также путем соискательства ученых степеней доктора и кандидата наук. На постоянной основе работает диссертационный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Академия проводит большой объем научных исследований, являясь не только высшим военно-учебным заведением Вооруженных Сил, но и крупным научным центром по проблемам технологии органических веществ, разработки, производства специальных материалов, средств биологической защиты войск и окружающей среды, и многим другим. Тематика и содержание направлений научных исследований академии соответствуют профилю военно-учебного заведения войск РХБ защиты, его факультетов, кафедр и отражают практические потребности Вооруженных Сил и войск РХБ защиты.
Доля работ по исследованию военно-теоретических проблем ежегодно составляет около 30-40%, а по исследованию военно-технических проблем — около 60-70% от общего количества задаваемых научно-исследовательских работ.
Академия постоянно участвует в конкурсах и получает гранты Российского фонда фундаментальных исследований. Наиболее отличившиеся в учёбе и проявившие свои научные и творческие способности слушатели и курсанты награждаются премиями Правительства Российской Федерации, Министерства обороны, образования и науки Российской Федерации и Губернатора Костромской области.
В рамках национального проекта «Образование» команды академии принимают участие во Всеармейских олимпиадах среди курсантов высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации по математике, информатике, военной истории и иностранному языку. Среди лучших высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации наши команды находятся на лидирующих позициях, занимают призовые места.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЕ АКАДЕМИИ
Академия обладает развитой материально-технической базой, расположенной на территории 2-х военных городков.
Все учебные корпуса оснащены однотипной встроенной мебелью, современным лабораторным оборудованием, приборами, оргтехникой, техническими средствами обучения (интерактивные доски, документ-камеры, плазменные экраны, аудио и видео аппаратура). В основу их оснащения заложены современные подходы использования в учебном процессе компьютерных технологий, придания им полифункциональности и многопрофильности.
Процессу получения практических знаний и навыков в области эксплуатации военной техники и вооружений способствует современный технический парк, в котором представлены все образцы вооружения и техники войск РХБ защиты. Курсанты на занятиях изучают устройство, ремонт и порядок проведения технического обслуживания техники. Кроме этого, приобретают навыки практического вождения боевых и транспортных машин, получают водительские удостоверения категории «В» и «С».
На учебно-тактическом поле, во время практических занятий, курсанты проводят РХБ разведку местности. Отрабатывают нормативы по развертыванию и запуску специальных машин, обработке обмундирования, вооружения, военной техники, дорог, надеванию средств индивидуальной защиты и другие.
Для обеспечения образовательного процесса академия располагает фундаментальной библиотекой. Имеется электронная библиотека, которая позволяет пользователям оперативно найти нужную информацию в электронном виде, сделать запись на электронный носитель или сделать распечатку материала.
Имеющийся жилищно-казарменный фонд обеспечивает проживание личного состава согласно новым требованиям и является одним из элементов учебно-материальной базы дающее полное представление выпускнику академии как должны быть оборудованы общежития для проживания военнослужащих проходящих военную службу по контракту.
На сегодняшний день академия является вузом новой формации, как по инфраструктуре, так и по содержанию образовательного процесса, с современной учебно-материальной базой.
16
Общежитие иностранных слушателей
А. Ермолин ― Добрый день всем, кто нас слушает, в эфире программа «Военный совет». Наш гость, наш эксперт сегодня Игорь Анатольевич Кириллов, начальник Военной академии радиационной, химической и биологической защиты им.Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко, генерал-майор. Игорь Анатольевич, здравствуйте.
И. Кириллов ― Здравствуйте.
А. Ермолин ― Не первый раз в этой студии, не первый раз в этом эфире Игорь Анатольевич. Давайте, тем не менее, напомним нашим слушателям про историю создания, вообще как появилась академия. Я сегодня с близкими дома прощался, слово РХБЗ произнес, все с таким удивлением: а что это значит? Давайте расскажем, что такое РХБЗ, и вообще о славном пути вашей академии.
И. Кириллов ― Военная академия была сформирована 13 мая 1932 года, в этом году мы празднуем 85-летие, это для нас большое событие, связанное с такой, будем говорить торжественной… Ну не круглой, но такой, знаменательной датой. 85 лет большая… Военная академия с 2006 года находится в городе Кострома, объединило под свое крыло, можно так сказать раннее существующую военную академию, Саратовское училище, Костромское училище, Тамбовское училище. Сейчас это целый пласт подготовки и слушателей, и курсантов, и курсантов со средним профессиональным образованием, ну и прежде всего научная рота, которая у нас создана 2 года назад.
А. Ермолин ― То есть, все военные училища, которые соответствовали вашему профилю, да? Вот когда шло укрупнение…
И. Кириллов ― Да, мы объединили.
А. Ермолин ― Ну, это вот… Можно сказать, что вот академия и есть тот самый военный учебно-научный центр, или один из них? Или все-таки у академии какой-то свой собственный особый статус?
И. Кириллов ― Я думаю, что да, военная академия является кузницей подготовки высококлассных, высокообразованных специалистов в области радиационной химической (неразборчиво) защиты. Это подтверждается и тем, что у нас иностранцы обучаются, и количество стран увеличивается с каждым годом, и интерес к проблемам подготовки специалистов в этой области, он растет.
А. Ермолин ― А почему это актуально?
И. Кириллов ― У нас… Мы живем в мире, который не является спокойным. У нас есть угроза в области радиационной, химической и биологической безопасности. Специалисты в этой области, они востребованы не только для Минобороны, но и для других федеральных органов исполнительной власти. Поэтому я думаю, вот в связи с тем, что мы являемся единственным ВУЗом, который готовит специалистов в данной области, выпускники востребованы.
А. Ермолин ― А ваши выпускники, они вот получают комплексную подготовку, то есть и радиационная, и химическая, биологическая защита. Или все-таки есть какая-то своя специфика? Ну например, если взять то же самое биологическое оружие, то это особый, огромный пласт вообще людей, которые должны в этом понимать и разбираться. Это по сути дела такие, военные ученые должны быть.
И. Кириллов ― У нас готовятся по двум специальностям. Если не раскрывать специальность, то это командный профиль образования, и инженерный профиль образования. Притом, вот на инженерный профиль образования мы и набираем с другими подходами, это более высокие знания в области химии и биологии, и выпускаем мы специалистов, которые предназначены больше на должности в научно-исследовательские лаборатории. Научные сотрудники, научно-исследовательских институтов и центров.
А. Ермолин ― Вот первый вопрос уже пришел из Санкт-Петербурга от пользователя, который инициалами подписался А.Н.: а разве интересуется молодежь такими специальностями? Ну действительно, редкие в общем-то специальности. Как у вас с конкурсом, и вообще вот много ли молодых людей стремится к вам попасть?
И. Кириллов ― Ну, ответ бы хотел построить по нескольким направлениям. Ну во-первых вот конкурс, который у нас был в прошлом году по ряду специальностей, он у нас был до 5 человек на место. Это сильное такое подспорье, есть из кого выбрать. Я понимаю, что у нас требования к уровню подготовки по химии, он где-то сравним с уровнем подготовки при поступлении в медицинские учреждения. И нам нужны выпускники, которые ну, будем говорить на ты с химией. Ради этого мы организовали даже дополнительную подготовку поступающих в ВУЗы. Бесплатные курсы, они идут с декабря месяца, в течение полугода. Это не натаскивание, но мы присматриваемся к тем, кто к нам обращается, выставляем приоритеты, кого необходимо взять с кем провести работу, чтобы они действительно изъявили делание поступать.
А. Ермолин ― То есть, это система довузовской подготовки?
И. Кириллов ― Да, система довузовской подготовки, мы ее реализуем второй год подряд. Она показала, что это актуально. Вот если в прошлом году у нас было порядка 45 человек молодых людей, которые изъявили желание позаниматься химией дополнительное время, то в этом году у нас их 95.
А. Ермолин ― Это очные курсы?
И. Кириллов ― Это курсы, они бесплатные, любой желающий может выйти на сайт военной академии, и записаться.
А. Ермолин ― А, ну то есть это удаленные курсы, да? Или (неразборчиво).
И. Кириллов ― Нет, это Кострома.
А. Ермолин ― В Костроме, да?
И. Кириллов ― Да, мы прорабатываем вопрос, чтобы это были курсы удаленные, и за этим наверное будущее.
А. Ермолин ― Но пока только те, кто живет в Костроме, имеет преимущество?
И. Кириллов ― Кострома, Костромская область, мы пока работаем (неразборчиво).
А. Ермолин ― А скажите, а как вот академия устроена? Ну, с точки зрения прежде всего структуры, там какие у вас кафедры, какие факультеты, какие… Ну, я не знаю там, какие учебные центры есть?
И. Кириллов ― Академия структурно состоит из управления, из трех факультетов: это командно-инженерный факультет, командный факультет, и специальный факультет, на котором обучаются иностранцы. Из 17 кафедр, притом 2 кафедры мы открыли в прошлом году. Это кафедры, вот которые интерес проявляют (неразборчиво) кафедры биологической защиты, и кафедра автоматизации управления войсками. Мы пришли к тому, что объем материала, который проходит по этим направлениям, они требуют выделения отдельной области изучения, отдельных лабораторий, отдельно профессорско-преподавательского состава, отдельных научных работников.
А. Ермолин ― И та и другая кафедра, да?
И. Кириллов ― И та, и другая кафедра. Поэтому у нас осталось 17 кафедр, у нас кроме этого ряд больше десятка научно-исследовательских лабораторий. По учебно-материальной базе я скажу, что у нас 6 учебных корпусов, порядка 30 лабораторий различных направлений, но они направления понятно, какие-то по радиационной, химической, биологической безопасности.
А. Ермолин ― А с точки зрения содержания образования, вот какую долю занимают скажем предметы, курсы, связанные с получением ну, такого широкого общего образования, да? И какую часть занимает специализация? У вас же специалитет, да? В новой системе.
И. Кириллов ― Да, в новой системе образования специалитет. Хотя он не совсем подходит под (неразборчиво) систему, которая у нас… Вот принято решение министром обороны, что нас должен быть (неразборчиво), и это абсолютно правильно. За 4 года обучить инженера по нашему профилю образования очень тяжеловато. Какая доля? Мы все, как ВУЗы… Минобороны. Министерство образования перешли на федеральный государственный образовательный стандарт. С 1 сентября 16 года (неразборчиво) три плюс, в котором больше дается возможности реализации направления подготовки специалиста. В части, касающейся блоков дисциплин, то они делятся на 3 части, можно так сказать. Это блок военных дисциплин, основной из которых – это тактика, стратегия, радиационная химически-биологическая защита. Войска занимаются обеспечением выполнения задач видами и родами вооруженных сил. Это блок гуманитарных дисциплин, основной из которых – это психология, управление персоналом, и блок точных дисциплин. Это вот один блок, отдельно я думаю нужно отметить – это изучение биологии и химии. Если взять химию, то у нас практически наверное больше 10 дисциплин, которые изучаются только по этой химии. С химией у нас серьезно, мы готовим специалистов… Учиться тяжело.
А. Ермолин ― Это же хорошо.
И. Кириллов ― Это хорошо, это подспорье. Но вот в этом месяце мы провели олимпиаду по химии. В связи с тем, что у нас военный ВУЗ с химическим таким уклоном у нас один, мы проводим олимпиаду межрегиональную. То есть, это… Участвуют те ВУЗы, это РГТУ имени Менделеева, это Ивановский химико-технологический университет, еще ряд ВУЗов которые гражданского профиля, на базе военной академии проводятся олимпиады. Вот у нас прошла олимпиада, участвовало порядка 180 человек. Военная академия… Вот нельзя сказать, что заняла первое место потому, что она являлась организатором. Но показала хорошие результаты, ну действительно заняла первое место. Есть, к чему стремиться.
А. Ермолин ― А кто, вот из каких-то таких серьезных химических, химико-технологических университетов, тоже ребята участвовали, да?
И. Кириллов ― Да, участвовали. Вот я сказал, Ивановский, Московский университеты, РГТУ имени Менделеева, это очень серьезный ВУЗ. Мы стараемся чаще общаться с ВУЗами по этим вопросам, гражданскими. Обмениваясь опытом, мы растем не в своей только отдельно взятой структуре.
А. Ермолин ― Вот ну, из личного опыта в том числе, и вообще вот зная систему военного образования, у нее есть свои плюсы, есть свои минусы. В свое время шутили, что не хочешь – заставим, да? Не можешь – научим, и это работало. Потому, что в военном училище невозможно учиться на двойки, да? Потому, что будешь лишен вообще всего сладкого. И считалось, что… Ну, как бы вот военное училище готовит таких, очень хороших ремесленников. Очень хороших, очень высокого уровня, да? Но в то же время, от себя тоже добавлю, вот как-то тем, кто мотивирован к учебе, кто хочет учиться, после отбоя не позанимаешься, время у тебя жестко лимитировано. Самоподготовка закончилась, там вот хочешь – не хочешь, там парад опять-таки на носу, да? То есть, вот для фанатов учебы… Ну, это в том числе и мое личное мнение, да? Ну, скажем так, не очень благоприятное условие в военном ВУЗе, да? Хотя в целом образование крепкое, надежное, и прочно (неразборчиво) в сознании.
И. Кириллов ― Вы знаете, у меня была ситуация такая вот буквально недавно. Мы готовимся к олимпиаде, которая проводится среди ВУЗов Минобороны, по математике. И если у меня например курсанты горят желанием выступать в олимпиадах по химии и по биологии, то вот по математике, как-то вот у них было недопонимание. Я их собрал… У нас большое количество потенциальных отличников, которые выпускаются с красным дипломом. Это (неразборчиво) 4-й – 3-й курс и начал объяснять, говорю вот смотрите, изменилась та обстановка, которая была вот когда вы обучались, и вот та, которая сейчас. У нас свободный доступ в интернет, интернет-классы. Это создание электронной библиотеки, электронных учебников. Сейчас военная академия – это не социально закрытая структура. То есть, если курсант написал план, и у него предполагается его работа в библиотеке на территории военной академии, или за территорией военной академии, он спокойно (неразборчиво). Мы не запираем их в этом, мы больше общаемся, и проводим занятия с ВУЗами, у нас приглашенные преподаватели из других ВУЗов.
А. Ермолин ― Ну, да. Надо сказать нашим слушателям, что в наше время курсанты были все военнослужащими срочной службы вплоть до выпуска, да? А сейчас у вас срочниками они ходят только первый курс наверное, да?
И. Кириллов ― Ну, по закону должны заключить контракт до окончания второго курса. Мы сделали так, что после первого курса военнослужащие курсанты, которые… Учится он отлично. Мы заключаем с ними раньше, которые достигли успехов в спорте, которые в учебе достигли, почему нет?
А. Ермолин ― Ну, то есть как 18 лет, так ты уже…
И. Кириллов ― Да, да.
А. Ермолин ― А вот скажем те льготы, которые полагаются контрактнику, там общежитие, там свободный выход и так далее. Тоже вот как вот, в одной роте мы служим, я уже в свободном выходе, да? А другие нет. Или все-таки вот контракт контрактом, а какие-то определенные льготы все-таки они даются…
И. Кириллов ― Ну, на первый курс приходят военнослужащие, которые уже являются военнослужащими по контракту, это пришедшие с вооруженных сил.
А. Ермолин ― Ну, да.
И. Кириллов ― И те граждане РФ, которые пришли с гражданки, будем так говорить, да? И те, кто имеют контракт, они имеют право свободного выхода. Мы как-то сглаживаем эту ситуацию, есть организация работы по (неразборчиво) психологическому состоянию. Психологи работают, справляемся с этой задачей.
А. Ермолин ― Ну, вот Миша пишет из Саратовской области с обидой, с горечью: как так вышло с нашим саратовским Химдымом? Ведь и желающих всегда было с избытком, и база отличная, и преподавательский состав.
И. Кириллов ― Саратовское училище… Ведь количество выпускников должно ставиться, и оно должно соответствовать задачам, которые потом они будут решать. Такое количество военных училищ, оно уже не соответствовало потребностям. По поводу замечательных преподавателей я соглашусь. Да, в военном университете, он был филиалом потом военной академии. В военном институте саратовском в свое время, в военном училище были замечательные преподаватели. Но и сейчас военная академия, она соответствует всем требованиям. Сейчас в военной академии преподают 28 докторов наук, 210 кандидатов наук, участвуют в многочисленных работах как закрытым, так открытым направлением. Поэтому если молодой человек из Саратова хочет обучаться, пусть приезжает в Кострому, мы с распростертыми объятьями встретим его в этом году.
А. Ермолин ― Ну, скорее всего это выпускник, может быть даже на пенсии, да? Может быть даже учился в Саратове, судя там вот… Ну не знаю, почему-то мне это показалось. А как у вас с иностранными языками? Сейчас ведь по сути дела, чтобы быть в курсе… Ну, скажем последних научных открытий, надо очень свободно владеть ну, как минимум английским.
И. Кириллов ― В части, касающейся английского языка, в прошлом году военная академия была организатором проведения международной олимпиады курсантов по английскому языку. В этой олимпиаде участвовало 46 команд, более 180 участников. Это было 32 команды Минобороны РФ, остальные были команды ВУЗов, участвовал (неразборчиво) центр города Москвы, он участвовали и как приглашенные, и как член жюри. Военная академия заняла первое место. Это при условии, что английский язык (неразборчиво).
А. Ермолин ― Это уже было в Костроме?
И. Кириллов ― Не профильный, да. Но жюри было не местное, то есть я считаю, что мы в состоянии подготовить Мы много внимания уделяем изучению иностранных языков, основное у нас направление – это немецкий и английский. У нас сильная кафедра иностранных языков. Это связано с тем, что у нас интерес со стороны иностранных государств для обучения. Если например когда я пришел в академию, это был 14-й год, у нас было… Обучались из 19 стран, то сейчас у нас обучаются из 25 стран.
А. Ермолин ― Ну, у вас все-таки наверное и олимпиада была, и специализация все-таки ну, не литературная, не разговорная.
И. Кириллов ― Да, у нас…
А. Ермолин ― Вас не филологические изыски интересуют, да?
И. Кириллов ― У нас военная направленность больше.
А. Ермолин ― И военная, и инженерная… Или…
И. Кириллов ― Военная и инженерная. Не химическая точно, но вот военная и инженерная.
А. Ермолин ― То есть военный перевод, да?
И. Кириллов ― Военный перевод, рассказ там, доклад. Несколько степеней было подготовки, несколько конкурсов на участие.
А. Ермолин ― А расскажите чуть подробнее вот про ваших преподавателей. Вот особенно про тех, которые преподают такие сложные в общем-то, и востребованные сейчас дисциплины. Ну, если говорить про инженерную подготовку, или технологическую подготовку. Та же математика, химия. Что это за люди, где вы их берете?
И. Кириллов ― У нас обмен идет с научно-исследовательскими институтами, (неразборчиво) авиационно-химическими воинской защиты, у нас их два, и плюс филиалы. Мы берем оттуда специалистов, у нас хорошо подготовленные, имеющие большой научный опыт работы. Это педагоги приглашенные, ну так по плану.
А. Ермолин ― Вот тут пошли ссылки на Ломоносова. Кого-то серьезно задела тема культуры военного образования. «Науки принуждения и насилия терпеть не могут», - сказал не чуждый химии Михайло Ломоносов.
И. Кириллов ― Ну, кто бы поспорил.
А. Ермолин ― Да, я бы наверное так же абсолютно ответил. А что из себя представляет учебно-материальная база академии, с учетом вот той специфики? Ну, сейчас инженерное образование в общем-то активно развивается в мире, да? И считается вообще, что будущий инженер, он должен уже каждый день, начиная с первого курса уже быть ну как бы инженером. То есть, работать, жить и учиться в таком контексте, в котором он будет работать после окончания университета, или академии. Вот какие есть такие вот инженерные возможности, исследовательские возможности, лабораторные возможности с точки зрения материально-технического обеспечения?
И. Кириллов ― Вот ощущение такое, что например химия – это только пробирки… Нет, мы от этого давно уже отошли. Это не только реактивы, это современные приборы, это (неразборчиво) это приборы на основе (неразборчиво) подвижности, это аппаратура как импортного, так и российского производства. (Неразборчиво) из них самое современное, постоянное обучение на этой аппаратуре. Ну вот есть приборы по нескольку десятков миллионов, на которых работают курсанты начиная с первого курса, получают опыт, получают практику в научно-исследовательских институтах. В этой части касающиеся больше инженерного профиля обучение. Потому, что командники, мы готовим больше командиров взводов, ну потому, что объединять все – это слишком много. И надо еще учитывать специфику каждого военнослужащего, каждого курсанта, к чему он более склонен. Поэтому мы проводим специализацию на пятом курсе, это направление биологии, это направление радиационной химической безопасности, и командным профилем обучения.
А. Ермолин ― А, то есть на пятом курсе у вас такая вот углубленность.
И. Кириллов ― Углубленно больше, да. Хотя инженерный профиль обучения, он начинает обучение по программам усиленной подготовке, по направлению химия-биология, начиная с первого курса, у них объем больше.
А. Ермолин ― А нет такого отношения к командникам скажем, что ну ребята, вам командовать там, вам не нужно быть великими учеными. Вот они сами-то это не чувствуют на себе? И нет ли желания у тех же командников грызть гранит науки так же, как и не командники?
И. Кириллов ― У нас есть несколько фактов перехода с командного на инженерный факультет, и обратно. Потому, что ну, вот некоторые чувствуют, не идет усвоение материалов в том объеме, который преподносится. Там возможность ищем перевода на командный факультет. Он решаемый, разрешено законом
А. Ермолин ― Ну, то есть это есть. Мы здесь прервемся, я хочу напомнит нашим слушателям, что в эфире программа «Военный совет», ведущий в студии Анатолий Ермолин, наш гость сегодня Игорь Анатольевич Кириллов, начальник Военной академии радиационной, химической и биологической защиты им.Маршала Советского Союза Тимошенко, генерал-майор, говорим про военную академию РХБЗ. Встретимся после небольшого перерыва.
А. Ермолин ― Мы продолжаем заседание «Военного совета», ведущий в студии Анатолий Ермолин. Наш эксперт, наш гость сегодня Игорь Анатольевич Кириллов, начальник Военной академии радиационной, химической и биологической защиты им.Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко, генерал-майор. Игорь Анатольевич, а что с девушками? Я не мог не задать этот вопрос потому, что если я его не задам, тут де начинает лента трещать.
И. Кириллов ― В этом году мы набираем взвод девушек, это решение осознанное, оно в связи с востребованностью специалистов будем говорить так женского пола, на определенных должностях научно-исследовательских институтов. К ним требование будет такое же, как для поступления в военное учебное заведение. В части, касающейся психологической подготовки, физической подготовки, ну и особенность для поступления в военную академию – это высокий балл по химии.
А. Ермолин ― В основном девчата будут из прилегающих регионов, или по-всякому?
И. Кириллов ― Нет, у нас… Курсанты у нас учатся со всех регионов.
А. Ермолин ― А есть какая-то вот пропорция, где можно было… По которой можно было бы определить, все-таки большинство какие регионы приезжают. Или вы стараетесь как-то квотировать, чтобы равномерно это было?
И. Кириллов ― У нас (неразборчиво) не большинство.
А. Ермолин ― Не большинство?
И. Кириллов ― Не большинство.
А. Ермолин ― Но есть, да?
И. Кириллов ― Но есть. Притом не такой большой процент, это где-то в пределах 10-15%.
А. Ермолин ― А девушки, для вас это будет новый опыт? То есть, пока у вас…
И. Кириллов ― Нет, у нас был такой опыт с 6 по 13 год мы их набирали. Выпускали, в основном мы выпускали федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического орудия. Мы пришли к тому, что есть необходимость продолжить эту плодотворную работу, есть много плюсов работы. Вот выпускников женщин… Девушки, они по многим вопросам более усидчивы, более настроены на результат, более ответственные. В большей части учатся лучше, поэтому потребность таких специалистов, такого уровня сейчас снова возникла, поэтому принято решение набирать.
А. Ермолин ― Вот вы сейчас упомянули, куда были распределены девушки первого набора. И я себя поймал на мысли, что я вас не спросил, а в общем-то… А вообще ваши выпускники какие траектории у них профессиональные карьеры, кем они работают, какие задачи решают?
И. Кириллов ― Мы выпускаем не только для Министерства обороны, мы выпускаем для других федеральных органов исполнительной власти. Это значит ФСБ, ФСО, это МЧС, это Росгвардия. По направлению выпускников для Минобороны, это два основных направления. Это наиболее талантливые, наиболее подготовленные, это научно-исследовательские организации. И тем, кому больше свойственен командный профиль обучения, это командные должности, первичные в вооруженных силах.
А. Ермолин ― Вот те НИИ, которые вы упомянули… Я конечно понимаю, что это такие НИИ, это одна из самых закрытых тем, много всяких фантастических фильмов показывают про такие закрытые НИИ. В основном криминального жанра какого-то, да? Но тем не менее если можно, вот ту у нас один слушатель, он уже нам написал, да? Вот а вот эти все разговоры о биооружии, о каких-то там насекомых, смертоносных мушках… Есть доля правды? Вот этим НИИ занимаются?
И. Кириллов ― НИИ занимаются вопросами биологической безопасности. И если человек обладает информацией в области биологических угроз, то он понимаем в принципе, чем занимаются (неразборчиво) институты. (Неразборчиво) занимаются все, все развитые государства, поэтому биологическая безопасность – это одна из вопросов безопасности государства, это очень серьезно. Вот посмотрите, то что произошло в Ямало-Ненецком округе связано с падением скота, да? И вот своевременное принятие мер позволило эту проблему локализовать. В этом участвовали военнослужащие, и научный персонал войск (неразборчиво) химической (неразборчиво) защиты.
А. Ермолин ― А вот такие вспышки, они в том числе имеют естественный природных характер, да? То есть, не связанные ни с какими там (неразборчиво).
И. Кириллов ― Да, (неразборчиво) естественный характер, поэтому у нас потепление климата, его похолодание по разным причинам бывает.
А. Ермолин ― Вот у нас недалеко сейчас птичий грипп разыгрался, но мы эту тему не будем обсуждать. А скажите, а сейчас вот очень правильная тема – это научные роты. Вот у вас такая научная рота есть, а вообще что это такое, как это выглядит, чем занимаются военнослужащие, которые там служат?
И. Кириллов ― Давайте начнем с того, вот кто у нас сейчас служит в научной роте? Это вот выпускники. Перечень есть, это МГТУ имени Баумана, Ивановский государственный химико-(неразборчиво) университет, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий механики и оптики. Московский государственный университет тонких химических технологий имени Ломоносова. Ярославский… У меня перечень здесь большой, в данный момент у нас сейчас учатся… Служат и работают 40 человек. Картина каждого из них, да? Вот что из себя представляет там юноша, закончивший будем так сказать Бауманку со средним баллом например 4,9. У нас один есть, который закончил МГТУ имени Баумана с оценкой 5,0. То есть, это уровень очень высокий, мы прежде чем отбирать людей в научную роту, проходит собеседование, проходит тестирование, проходит опрос и направление той деятельности, которой мы занимаемся. У нас направление деятельности в научную роту несколько, в данный момент их 7. Это направление радиационной безопасности, это направление химической безопасности, направление биологической безопасности, вот будем говорить так три таких, это информационные технологии, и ее разветвление по двум направлениям. Это материалы и оборудование, используемое в вооружении военной техники, и направление химического анализа. Вот по этим семи направлениям мы стараемся набрать выпускников ВУЗов. Перед ними ставится конкретная задача, предпочтительно если выпускники уже приходят с той дипломной работой, которая нацелена на наш интерес, что их можно реализовать. У них есть возможность реализовать себя в дальнейшем по некоторым направлениям. Одно их которых, это… В этом году у нас выпустилось… Ну, в прошлом году, в 16-м году выпустилось 20 человек, 5 человек получили после окончания службы в научной роте, воинское звание лейтенант, и продолжили службу… Один в академии радиационной химической биологической защиты наши, и 4 человека в научно-исследовательских организациях войск авиационно-химической (неразборчиво) защиты. Это интересно, мы ждем… У нас следующий набор будет с 1 июня, свои данные можно подать через сайт Минобороны mil.ru, в котором есть научные рты, их набор, Мы ждем одаренных людей, которых мы используем. У них есть возможность воплотиться, это во-первых. Во-вторых надо понимать, что мы их обеспечиваем работой, которая… Она довольно-таки хорошо оплачивается. Научный сотрудник получает от 80 тысяч и выше, это хорошая зарплата.
А. Ермолин ― Это через год
И. Кириллов ― Это через год, да, через год. То есть, я считаю, что для человека, который хочет связать свою жизнь с научной деятельностью, и иметь даже на первом этапе финансовое подкрепление этого вопроса, это значительно…
А. Ермолин ― А в течение года ни как военнослужащие срочной службы, да? Считаются. То есть…
И. Кириллов ― Они считаются военнослужащими срочной службы, но живут они у нас отдельно, они живут у нас не в казарме, живут они у нас в гостинице гостиничного типа, у них цель кроме… На первом этапе они проходят в течение месяца общевойсковую подготовку, на которых мы делаем их них военнослужащего (неразборчиво). У них есть предметы обучения общевойсковой тематики, но основная их… Цель от них – это научная деятельность.
А. Ермолин ― То есть, они ведут исследования?
И. Кириллов ― Да, они ведут исследования.
А. Ермолин ― А научных руководителей прикрепляют…
И. Кириллов ― Научных руководителей прикрепляем мы. Мы прикрепляем не только из военной академии, но прикрепляем еще с научно-исследовательских институтов наших. Результаты есть, мы показывали их на форуме 2016, это направление интересное, раскрывать не буду. Но есть особенности, у нас те, кто у нас обучаются, они подписывают контракт на неразглашение тайны, поэтому мы сразу ставим в известность, что часть вашей деятельности впоследствии будет ограничена. Ну есть плюсы, есть минусы, везде работа требует…
А. Ермолин ― А вот то, что они получают воинское звание лейтенанта это по закону так полагается? Или только где кто очень хочет, и кто остается служить…
И. Кириллов ― Нет, это те, кто по окончании службы в научной роте подписывают контракт с Минобороны. Но инициатором в лице Минобороны является руководитель научно-исследовательских отделов или подразделений, из которых эти выпускники востребованы, то есть не для всех это. Вот пять мы отобрали.
А. Ермолин ― А как у вас учатся, и много ли слушателей из-за рубежа? На каком языке учатся?
И. Кириллов ― У нас, вот я уже говорил, у нас из 25 стран учатся, да? Это вот страны Армения, Абхазия, (неразборчиво), там Алжир, Камбоджи, (неразборчиво), Мали, Таджикистан, даже из Саудовской Аравии. Обучение происходит на русском языке. Значит в связи с тем, что программа построена таким образом, что военнослужащие, прибывшие к нам, не обладающие знанием русского языка, в течение года они по специальной программе… Я почему говорил, что у нас кафедра иностранного языка очень продвинута в том плане, и такой степени за год предлагают (неразборчиво), что военнослужащий через год по обычной программе… Начинает обучать через год.
А. Ермолин ― То есть, русский язык для иностранцев как иностранный.
И. Кириллов ― Ну вот пример: для уровня подготовки военнослужащий Вьетнама в прошлом году у нас защитился как кандидат химических наук. Придя на начальной стадии, абсолютно (неразборчиво) по русскому языку. То есть, вот…
А. Ермолин ― И сколько у него это времени заняло?
И. Кириллов ― Год
А. Ермолин ― Один год?
И. Кириллов ― Один год. Это позволило ему обучаться по программе на русском языке, 5 лет он обучался, выпуск, и защита.
А. Ермолин ― А, ясно. Ну, в общем 6 лет по сути дела получается?
И. Кириллов ― Да, 6 лет.
А. Ермолин ― А скажите, вот как выстроено взаимодействие академии с войсками? Какая может система стажировок, может быть участие курсантов или слушателей в учениях?
И. Кириллов ― На третьем курсе курсанты проходят первую стажировку.
А. Ермолин ― А у вас и курсанты и слушатели есть, да?
И. Кириллов ― Да. На первом курсе курсанты проходят стажировку в должности командира отделения, заместителя командира взвода, на пятом курсе курсанты проходят стажировку на должности командиров взводов. Это в части подготовки курсантов. Кроме этого, они участвуют на показных занятиях, и на учениях во время прохождения стажировки. Участвуют… Ну, например вот сейчас проводили соревнования в рамках «Безопасная среда». Это конкурс военнослужащих войск радиационной химической и биологической защиты разведчики. Курсанты участвовали, заняли третье место, больше подвела их подготовка как водителей. Ну потому, что из ВУЗов приходят уже профессионалы, а это все-таки будущие лейтенанты, это не самая главная задача. То есть, по скорости они передвигаются по маршрутам помедленнее, чем курсанты. Слушатели проходят стажировку на должностях, на которых они будут после выпуска предназначены, это в органах управления, в бригадах, в полках. И кроме этого, мы проводим постоянное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, которые проходит на различных должностях тоже стажировку и практику (неразборчиво). То есть, у нас взаимосвязь с войсками постоянное.
А. Ермолин ― А вот те лейтенанты, ну и особенно я так понимаю, выпускники командного профиля. Вот когда они попадают на свои первые офицерские должности в войска, ну может быть даже и не в первые, да? Вот чем они на практике занимаются? Вот зачем в полку, да? Нужен офицер РХБЗ? В условиях того, чтобы пока слава богу, да? Таких серьезных испытаний для вооруженных сил, как практические действия в условиях радиационной химической, бактериологической атаки, да? Или нападения, еще действовать не приходилось, насколько мне известно. Ну не будем вспоминать те учения после войны, когда наши первые атомные бомбы испытывались.
И. Кириллов ― Войска радиационной химической и биологической защиты, они войска двойного назначения. Это выполнение задач как бы в военное время, эти задачи, да? Там выявление оценки радиационной химической и биологической обстановки, защита личного состава, применения, и последствия применяемой химически-биологического оружия. Это снижение заметности войск и объектов. То и в военное время это ряд выполнения задач, да? В мирное время… Ну, например обеспечение радиационной химической биологической безопасности проведения олимпийских игр в Сочи, выполняли войска радиационной химически-биологической защиты притом, выполняли их в полном объеме. Как выявления, так и готовность к ликвидации последствий. Мониторинг обстановки – это ликвидация последствий возникновения чрезвычайных ситуаций (неразборчиво) говорим да, например. Комплекс задач, он большой. Поэтому выпускники востребованы по различным направлениям. Направлениям, которые выполняют войска и в мирное, и в военное время.
А. Ермолин ― Вот сейчас мы много говорим про супер современную форму одежды, боевую экипировку «Ратник», и так далее. А что происходит с небезызвестными общевойсковыми защитными комплектами? Они как-то вот вписываются в эти инновации, или все остается по-прежнему?
И. Кириллов ― Хороший вопрос. Значит главное он своевременный. В части, касающейся радиационной химически-биологической безопасности – да, на вооружение войск вооруженных сил, сухопутных войск идут противогазы нового образца, идут принципиально новые средства защиты. Но я думаю это не та платформа, и не тот разговор, (неразборчиво) котором мы можем его обсуждать.
А. Ермолин ― Хорошо. Но в принципе, вот понятно, что у вас есть четкий государственный заказ, ваши специалисты востребованы, но вдруг такое происходит, и собственно еще совсем недавно это было не редкостью, да? Когда офицер вынужден искать себе месть для трудоустройства на гражданке. Скажем, вот тот опыт, те знания, та квалификация, те дипломы, которые… Помогают вот в этом выборе офицера?
И. Кириллов ― Военная академия осуществляет подготовку военнослужащих перед их увольнением. У нас две направленности, две специальности, по которым мы их готовим. Это направленность гражданской обороны, это выполнение практически тех же задач, только в условиях подготовки там специалистов на гражданских предприятиях. Или направление готовности сил и средств к ликвидации (неразборчиво). Это востребовано. Мы с удовольствием принимаем бывших военнослужащих, которые закончили службу для выполнения обучения, подготовки на должностях научных сотрудников… НУ, в зависимости от области их применения, да? Младших научных сотрудников, и ряд других специальностей в военной академии.
А. Ермолин ― То есть на гражданские должности, да? Военнослужащих.
И. Кириллов ― Да. Так же не оставляем без внимания тех, кто закончил службу. В позапрошлом году создалась ветеранская организация войск авиационной химической биологической защиты. Она действует. Ее возглавляет бывший начальник войск, генерал (неразборчиво) Евгений Геннадьевич. Им проделана большая работа, мы не забываем тех, кто закончил службу в войсках радиационной химической воинской защиты. Поэтому…
А. Ермолин ― А вот если говорить даже не столько про уважение к ветеранам, а про те знания, которыми они владеют. Ну, собственно даже вот в теории управления знаниями есть такая фраза, что знания, как и люди стареют, уходят на пенсию, и умирают. И очень часто… Проходит 30-40 лет, да? И вдруг какие-то очень важные актуальные вопросы, вдруг никто не знает, где взять эту информацию, как решалась эта проблема там в то время. Вот какая-то такая система существует?
И. Кириллов ― Да, (неразборчиво) начальника войск вместе с военной академии готовится ряд… В 18-м году 100 лет войскам радиационной химической и биологической защиты. Готовится ряд изданий, посвященный этой дате. Они исторические, по годам. Эта работа очень кропотливая, и к ней привлечены ветераны. Потому, что (неразборчиво), действительно правильно. Что многое забывается, но чаще всего то, что забывается, оно повторяется вновь. И если какие-то вопросы упущены, и лучше спросить у ветеранов, чем заново ходить по граблям. То есть, велосипед изобретать не надо, это большой опыт…
А. Ермолин ― Это должна быть система.
И. Кириллов ― Это должна быть система.
А. Ермолин ― (Неразборчиво) такая настоящая большая система.
И. Кириллов ― Да, вот работа организована, и планируется выход этих изданий. Часть из них была закрыта, часть открыта (неразборчиво) в конце этого года.
А. Ермолин ― Ну, у нас остается буквально там полторы минуты. Расскажите, как от ваших основных задач вас отвлекает парадная подготовка.
И. Кириллов ― Нет, парадная подготовка она отвлекает, но я скажу, что люди, прошедшие через парад, это другие люди
А. Ермолин ― Это точно, я подписываюсь.
И. Кириллов ― Да, это другие люди. Они взрослеют. Тех людей, которых я первый раз (неразборчиво) на парад, а парад у меня получается военной академии (неразборчиво) третий. Ну, как начальник академии буду возглавлять. Люди за 2 месяца подготовки – это не те люди, которые я их там привозил. Это уже более взрослые, это ответственные У них сложенный коллектив. Он сплоченный, каждый сам за себя. У него одна мысль, главное чтобы его увидели близкие, родственники, показать себя. Это честь для него. В этом плане это будущий офицер, мы их воспитываем таким образом.
А. Ермолин ― Ну, на этом мы вынуждены поставить многоточие. Я хочу напомнить, что в эфире была программа «Военный совет», наш эксперт, наш гость сегодня Игорь Анатольевич Кириллов, начальник Военной академии радиационной, химической и биологической защиты им.Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко, приходите к нам еще Игорь Анатольевич.
И. Кириллов ― Спасибо большое, вы к нам приезжайте в гости.
А. Ермолин ― С
ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко - основана в 1932 в Москве. Готовит специалистов по противохимической защите.
Москва (энциклопедия)
Санкт-Петербург (энциклопедия)
Санкт-Петербург (энциклопедия)
Санкт-Петербург (энциклопедия)
Словарь военных терминов
Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
Словарь терминов черезвычайных ситуаций
Словарь терминов черезвычайных ситуаций
Морской словарь
Большой энциклопедический словарь
Большой энциклопедический словарь
Большой энциклопедический словарь
Русский орфографический словарь
25. Решающий поворот (Военная академия им. Фрунзе) 8 декабря 1945 года я буду помнить до конца дней моих. Когда я, сдав в отдел кадров академии свое предписание, направился на кафедру, мною овладело удивительное, торжественное чувство.С этим чувством я и вошел в кабинет
Из книги Уго Чавес. Одинокий революционер автораГлава 5 Военная академия: на подступах к судьбе Существует легенда, что Чавес ступил на порог академии с томиком «Партизанских дневников» Че Гевары. Поддерживают её в оппозиционных кругах для того, чтобы доказать: Чавес с самого начала военной карьеры вынашивал тайные
Глава 5 ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ: НА ПОДСТУПАХ К СУДЬБЕ Существует легенда, что Чавес ступил на порог академии с томиком «Партизанских дневников» Че Гевары. Поддерживают её в оппозиционных кругах для того, чтобы доказать: Чавес с самого начала военной карьеры вынашивал
Глава 5 ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ: НА ПОДСТУПАХ К СУДЬБЕ Существует легенда, что Чавес ступил на порог академии с томиком «Партизанских дневников» Че Гевары. Поддерживают её в оппозиционных кругах для того, чтобы доказать: Чавес с самого начала военной карьеры вынашивал тайные
12. КРАСНОЗНАМЕННАЯ ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ По заключении мирного перемирия с Польшей военный совет 6-й армии направил меня на учебу в Москву в Академию Генерального штаба. Теперь уже вместо маленькой лейтенантской шпалы, которую я носил в начале армейской службы, у меня на
Военная академия РККА Одним из крупнейших недостатков нашей военной работы я считаю отсутствие у нас подготовленных, вполне владеющих своим предметом военных работников. Подготовку таких работников должна осуществить Военная академия РККА. Из статьи М. В. Фрунзе
Военная Академия Главная кузница по подготовке офицерских кадров – Военная Академия. В ней осуществляется многоуровневое обучение офицеров. Созданы военные направления в 6 (шести) гражданских ВУЗах. Осуществляется военная подготовка офицеров в Минском государственном
Л. Троцкий. ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ (Речь на торжественном заседании 8 ноября 1918 г. в Военной Академии в день ее открытия)Товарищи преподаватели, слушатели Академии и гости! Позвольте поздравить слушателей, преподавателей и, в лице гостей, всех граждан Советской Республики с
автора Кочнев Евгений ДмитриевичМашины войск химической защиты С 1959 года на автомобилях 157-й серии торжокский завод «Пожтехника» серийно выпускал первую и наиболее распространенную обмывочно-нейтрализационную машину 8Т311, которая впоследствии монтировалась на шасси ЗИЛ-131 и ЗИЛ-4334. Авторазливочная
Машины войск химической защиты С началом производства грузовика ГАЗ-66 на его шасси устанавливалось несущественно модернизированное химическое оборудование, разработанное еще для ГАЗ-51, ГАЗ-63 и ЗИЛ-164. К нему относилась доработанная компактная пароэлеваторная
Машины войск химической защиты ДДА-66П – армейская дезинфекционно-душевая установка на шасси ЗИЛ-130 со специальным сварным цельнометаллическим кузовом. Идентична одноименной установке, которая обычно монтировалась на шасси ГАЗ-66, а затем – на ГАЗ-3307 и ГАЗ-3308.
Машины войск химической защиты 8Т311М (1967 – 1990 гг.) – серийная обмывочно-нейтрализационная машина многоцелевого назначения на шасси ЗИЛ-131 или ЗИЛ-131Н с лебедками или без них. Являлась модернизированным вариантом первой модели 8Т311 на базе ЗИЛ-157 и выпускалась заводом
Машины войск химической защиты С 1983 года выпускалась мощная авторазливочная станция АРС-15 с цистерной вместимостью 3200 л и новым насосом с титановыми деталями. По общей конструкции она была аналогична станции АРС-14 на шасси ЗИЛ-131, но могла работать при пониженных
Машины войск химической защиты На автомобиле КамАЗ-4310 выпускалась модернизированная многоцелевая авторазливочная станция АРС-14К с двумя цистернами емкостью 2700 и 1040 л, предназначенная для проведения широкого комплекса очистных операций – дегазации, дезинфекции и
Машины аэродромных служб и химической защиты На шасси 43203 базировались как прежние аэродромные пусковые агрегаты АПА-5, так и модернизированные машины для одиночного или группового электростартерного запуска авиационных двигателей и питания бортовой
Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко - государственное многоуровневое высшее военное образовательное учреждение, расположенное в Костроме .
По своей организационно-правовой форме академия является федеральным государственным военным казённым образовательным учреждением высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России) и в соответствии с лицензией реализует программы высшего и среднего профессионального образования, послевузовского и дополнительного профессионального образования.
Академия - это единственное в своем роде высшее военно-учебное заведением Вооруженных Сил Российской Федерации, крупный научный центр по проблемам технологии органических веществ , разработки и производства специальных материалов и средств биологической защиты войск и окружающей среды.
Подготовка специалистов высшей квалификации осуществляется для всех видов Вооруженных Сил, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и других государств. С 2010 года организована подготовка специалистов по федеральной целевой программе «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации на - гг.».
По структуре академия состоит из управления академии (командования, различных отделов и служб), основных подразделений (факультетов, кафедр, научно-исследовательских лабораторий, подразделений обеспечения учебного процесса). В академии работают 28 докторов наук и 196 кандидатов наук (2014).
Военно-химическая академия РККА была создана в соответствии с постановлением Совета Труда и Обороны , приказом Реввоенсовета СССР № 039 от 13 мая 1932 г., на базе военно-химического отделения Военно-технической академии РККА и 2-го Московского химико-технологического института. Формирование академии завершилось к 1 октября 1932 года. В её состав вошли военно-инженерный, специальный и промышленный факультеты . Приказом Реввоенсовета СССР № 31 от 15 мая 1934 г. ей было присвоено имя К. Е. Ворошилова . Приказом НКО № 125 от 19 июля 1937 г. академия была переименована в Военную академию химической защиты имени К. Е. Ворошилова .
Академия была укомплектована профессорско-преподавательскими кадрами, способными не только обеспечить высокий уровень подготовки слушателей, но и успешно решать сложные научные проблемы, которые выдвигали интересы обороноспособности страны.
История дальнейшего развития академии обусловливалась интенсивной подготовкой государств фашистского блока к развязыванию мировой войны с использованием химического оружия . Это определило необходимость обеспечения надежной противохимической защиты Красной Армии и технического перевооружения химических войск . Для решения этих задач требовались специалисты - военные химики высшей квалификации. Подготовка их в академии считалась одним из важнейших мероприятий по укреплению обороноспособности нашей Родины в предвоенные годы.
Имея высококвалифицированный научный потенциал, академия быстро становится крупным учебным и научным центром Вооруженных Сил страны, инициатором научных разработок проблем вооружения химических войск и средств защиты. В стенах академии выросла целая плеяда выдающихся ученых, прославивших отечественную химическую науку не только в своей стране, но и за рубежом.
За годы существования академии и войск радиационной, химической и биологической защиты для вооруженных сил подготовлено около 10 000 офицеров и свыше 5 000 специалистов химической промышленности. Свыше 30 выпускников академии удостоены звания Героя Советского Союза , 8 - Героя Социалистического Труда и 5 - Героя Российской Федерации .
Академия заслуженно гордится такими выдающимися учеными, как академики Академии наук СССР Брицке Э. В., Вольфкович С. И. , Шарыгин П. П., Кондратьев В. Н., Кнунянц И. Л. , Дубинин М. М., Фокин А. В., Романков П. Г. . Высокого звания Героя Социалистического Труда удостоены выпускники академии Патоличев Н. С. , Щербицкий Л. А., Кунцевич А. Д. , Лепинь Л. К., Мартынов И. В., Николаев К. М.
Благодаря самоотверженному и героическому труду этих людей наша страна заняла лидирующее положение в теории и практическом создании новых химических технологий в промышленности и производстве минеральных удобрений , искусственных волокон, целлюлозы и бумаги, мономеров и полимеров , лекарственных препаратов, адсорбентов . Их фундаментальные теоретические труды легли в основу подготовки нескольких поколений ученых и специалистов для учебных, научных учреждений и оборонной промышленности страны.
Выпускники академии защищали интересы страны в вооруженных конфликтах у реки Халхин-Гол и на Карельском перешейке , героически сражались в годы Великой Отечественной войны , с честью выполняли свой воинский долг в Афганистане , в ходе антитеррористической операции на Северном Кавказе, при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС .
Большой вклад в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС внесли: Малахов А.Н., Жолтиков С.А, Золотухин И.М.
16 июня 2007 года в Военной академии РХБЗ был торжественно открыт Мемориал Славы войск РХБ защиты - дань исторической памяти и глубокого уважения к тем, кто своим самоотверженным трудом и ратной доблестью вписал в историю Отечества, Вооруженных Сил немало славных страниц.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1951-р академия была реорганизована: в её состав включены Нижегородское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт), Саратовский военный институт биологической и химической безопасности и Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) с последующим образованием на их основе обособленных структурных подразделений. Академия получила действующее наименование «Военная академия войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко ».
В целях совершенствования структуры военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации были ликвидированы филиалы академии в городах Кстово (Нижегородская область) и Тюмень.
С 2013 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 895-р Академия вновь стала именоваться «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко».
Высшая военная подготовка (офицерский состав) : управление боевым обеспечением войск (сил) (радиационная, химическая и биологическая защита); управление эксплуатацией вооружения, военной техники и техническим обеспечением войск (сил) (радиационная, химическая и биологическая защита).
Полная высшая военно-специальная подготовка (курсанты) : радиационная, химическая и биологическая защита; технологии веществ и материалов в вооружении и военной технике.
Полная средняя военно-профессиональная подготовка (сержанты) : рациональное использование природохозяйственных комплексов.
Послевузовское профессиональное образование (адъюнктура и докторантура)
Дополнительное профессиональное образование : профессиональная переподготовка по профилю основных профессиональных образовательных программ вуза; повышение квалификации по профилю основных профессиональных образовательных программ вуза.
Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию. Русское войско и население отступают, избегая столкновения, до Смоленска и от Смоленска до Бородина. Французское войско с постоянно увеличивающеюся силой стремительности несется к Москве, к цели своего движения. Сила стремительности его, приближаясь к цели, увеличивается подобно увеличению быстроты падающего тела по мере приближения его к земле. Назади тысяча верст голодной, враждебной страны; впереди десятки верст, отделяющие от цели. Это чувствует всякий солдат наполеоновской армии, и нашествие надвигается само собой, по одной силе стремительности.
В русском войске по мере отступления все более и более разгорается дух озлобления против врага: отступая назад, оно сосредоточивается и нарастает. Под Бородиным происходит столкновение. Ни то, ни другое войско не распадаются, но русское войско непосредственно после столкновения отступает так же необходимо, как необходимо откатывается шар, столкнувшись с другим, с большей стремительностью несущимся на него шаром; и так же необходимо (хотя и потерявший всю свою силу в столкновении) стремительно разбежавшийся шар нашествия прокатывается еще некоторое пространство.
Русские отступают за сто двадцать верст – за Москву, французы доходят до Москвы и там останавливаются. В продолжение пяти недель после этого нет ни одного сражения. Французы не двигаются. Подобно смертельно раненному зверю, который, истекая кровью, зализывает свои раны, они пять недель остаются в Москве, ничего не предпринимая, и вдруг, без всякой новой причины, бегут назад: бросаются на Калужскую дорогу (и после победы, так как опять поле сражения осталось за ними под Малоярославцем), не вступая ни в одно серьезное сражение, бегут еще быстрее назад в Смоленск, за Смоленск, за Вильну, за Березину и далее.
В вечер 26 го августа и Кутузов, и вся русская армия были уверены, что Бородинское сражение выиграно. Кутузов так и писал государю. Кутузов приказал готовиться на новый бой, чтобы добить неприятеля не потому, чтобы он хотел кого нибудь обманывать, но потому, что он знал, что враг побежден, так же как знал это каждый из участников сражения.
Но в тот же вечер и на другой день стали, одно за другим, приходить известия о потерях неслыханных, о потере половины армии, и новое сражение оказалось физически невозможным.
Нельзя было давать сражения, когда еще не собраны были сведения, не убраны раненые, не пополнены снаряды, не сочтены убитые, не назначены новые начальники на места убитых, не наелись и не выспались люди.
А вместе с тем сейчас же после сражения, на другое утро, французское войско (по той стремительной силе движения, увеличенного теперь как бы в обратном отношении квадратов расстояний) уже надвигалось само собой на русское войско. Кутузов хотел атаковать на другой день, и вся армия хотела этого. Но для того чтобы атаковать, недостаточно желания сделать это; нужно, чтоб была возможность это сделать, а возможности этой не было. Нельзя было не отступить на один переход, потом точно так же нельзя было не отступить на другой и на третий переход, и наконец 1 го сентября, – когда армия подошла к Москве, – несмотря на всю силу поднявшегося чувства в рядах войск, сила вещей требовала того, чтобы войска эти шли за Москву. И войска отступили ещо на один, на последний переход и отдали Москву неприятелю.
Для тех людей, которые привыкли думать, что планы войн и сражений составляются полководцами таким же образом, как каждый из нас, сидя в своем кабинете над картой, делает соображения о том, как и как бы он распорядился в таком то и таком то сражении, представляются вопросы, почему Кутузов при отступлении не поступил так то и так то, почему он не занял позиции прежде Филей, почему он не отступил сразу на Калужскую дорогу, оставил Москву, и т. д. Люди, привыкшие так думать, забывают или не знают тех неизбежных условий, в которых всегда происходит деятельность всякого главнокомандующего. Деятельность полководца не имеет ни малейшего подобия с тою деятельностью, которую мы воображаем себе, сидя свободно в кабинете, разбирая какую нибудь кампанию на карте с известным количеством войска, с той и с другой стороны, и в известной местности, и начиная наши соображения с какого нибудь известного момента. Главнокомандующий никогда не бывает в тех условиях начала какого нибудь события, в которых мы всегда рассматриваем событие. Главнокомандующий всегда находится в средине движущегося ряда событий, и так, что никогда, ни в какую минуту, он не бывает в состоянии обдумать все значение совершающегося события. Событие незаметно, мгновение за мгновением, вырезается в свое значение, и в каждый момент этого последовательного, непрерывного вырезывания события главнокомандующий находится в центре сложнейшей игры, интриг, забот, зависимости, власти, проектов, советов, угроз, обманов, находится постоянно в необходимости отвечать на бесчисленное количество предлагаемых ему, всегда противоречащих один другому, вопросов.
Нам пресерьезно говорят ученые военные, что Кутузов еще гораздо прежде Филей должен был двинуть войска на Калужскую дорогу, что даже кто то предлагал таковой проект. Но перед главнокомандующим, особенно в трудную минуту, бывает не один проект, а всегда десятки одновременно. И каждый из этих проектов, основанных на стратегии и тактике, противоречит один другому. Дело главнокомандующего, казалось бы, состоит только в том, чтобы выбрать один из этих проектов. Но и этого он не может сделать. События и время не ждут. Ему предлагают, положим, 28 го числа перейти на Калужскую дорогу, но в это время прискакивает адъютант от Милорадовича и спрашивает, завязывать ли сейчас дело с французами или отступить. Ему надо сейчас, сию минуту, отдать приказанье. А приказанье отступить сбивает нас с поворота на Калужскую дорогу. И вслед за адъютантом интендант спрашивает, куда везти провиант, а начальник госпиталей – куда везти раненых; а курьер из Петербурга привозит письмо государя, не допускающее возможности оставить Москву, а соперник главнокомандующего, тот, кто подкапывается под него (такие всегда есть, и не один, а несколько), предлагает новый проект, диаметрально противоположный плану выхода на Калужскую дорогу; а силы самого главнокомандующего требуют сна и подкрепления; а обойденный наградой почтенный генерал приходит жаловаться, а жители умоляют о защите; посланный офицер для осмотра местности приезжает и доносит совершенно противоположное тому, что говорил перед ним посланный офицер; а лазутчик, пленный и делавший рекогносцировку генерал – все описывают различно положение неприятельской армии. Люди, привыкшие не понимать или забывать эти необходимые условия деятельности всякого главнокомандующего, представляют нам, например, положение войск в Филях и при этом предполагают, что главнокомандующий мог 1 го сентября совершенно свободно разрешать вопрос об оставлении или защите Москвы, тогда как при положении русской армии в пяти верстах от Москвы вопроса этого не могло быть. Когда же решился этот вопрос? И под Дриссой, и под Смоленском, и ощутительнее всего 24 го под Шевардиным, и 26 го под Бородиным, и в каждый день, и час, и минуту отступления от Бородина до Филей.
Русские войска, отступив от Бородина, стояли у Филей. Ермолов, ездивший для осмотра позиции, подъехал к фельдмаршалу.
– Драться на этой позиции нет возможности, – сказал он. Кутузов удивленно посмотрел на него и заставил его повторить сказанные слова. Когда он проговорил, Кутузов протянул ему руку.
– Дай ка руку, – сказал он, и, повернув ее так, чтобы ощупать его пульс, он сказал: – Ты нездоров, голубчик. Подумай, что ты говоришь.
Кутузов на Поклонной горе, в шести верстах от Дорогомиловской заставы, вышел из экипажа и сел на лавку на краю дороги. Огромная толпа генералов собралась вокруг него. Граф Растопчин, приехав из Москвы, присоединился к ним. Все это блестящее общество, разбившись на несколько кружков, говорило между собой о выгодах и невыгодах позиции, о положении войск, о предполагаемых планах, о состоянии Москвы, вообще о вопросах военных. Все чувствовали, что хотя и не были призваны на то, что хотя это не было так названо, но что это был военный совет. Разговоры все держались в области общих вопросов. Ежели кто и сообщал или узнавал личные новости, то про это говорилось шепотом, и тотчас переходили опять к общим вопросам: ни шуток, ни смеха, ни улыбок даже не было заметно между всеми этими людьми. Все, очевидно, с усилием, старались держаться на высота положения. И все группы, разговаривая между собой, старались держаться в близости главнокомандующего (лавка которого составляла центр в этих кружках) и говорили так, чтобы он мог их слышать. Главнокомандующий слушал и иногда переспрашивал то, что говорили вокруг него, но сам не вступал в разговор и не выражал никакого мнения. Большей частью, послушав разговор какого нибудь кружка, он с видом разочарования, – как будто совсем не о том они говорили, что он желал знать, – отворачивался. Одни говорили о выбранной позиции, критикуя не столько самую позицию, сколько умственные способности тех, которые ее выбрали; другие доказывали, что ошибка была сделана прежде, что надо было принять сраженье еще третьего дня; третьи говорили о битве при Саламанке, про которую рассказывал только что приехавший француз Кросар в испанском мундире. (Француз этот вместе с одним из немецких принцев, служивших в русской армии, разбирал осаду Сарагоссы, предвидя возможность так же защищать Москву.) В четвертом кружке граф Растопчин говорил о том, что он с московской дружиной готов погибнуть под стенами столицы, но что все таки он не может не сожалеть о той неизвестности, в которой он был оставлен, и что, ежели бы он это знал прежде, было бы другое… Пятые, выказывая глубину своих стратегических соображений, говорили о том направлении, которое должны будут принять войска. Шестые говорили совершенную бессмыслицу. Лицо Кутузова становилось все озабоченнее и печальнее. Из всех разговоров этих Кутузов видел одно: защищать Москву не было никакой физической возможности в полном значении этих слов, то есть до такой степени не было возможности, что ежели бы какой нибудь безумный главнокомандующий отдал приказ о даче сражения, то произошла бы путаница и сражения все таки бы не было; не было бы потому, что все высшие начальники не только признавали эту позицию невозможной, но в разговорах своих обсуждали только то, что произойдет после несомненного оставления этой позиции. Как же могли начальники вести свои войска на поле сражения, которое они считали невозможным? Низшие начальники, даже солдаты (которые тоже рассуждают), также признавали позицию невозможной и потому не могли идти драться с уверенностью поражения. Ежели Бенигсен настаивал на защите этой позиции и другие еще обсуждали ее, то вопрос этот уже не имел значения сам по себе, а имел значение только как предлог для спора и интриги. Это понимал Кутузов.
Бенигсен, выбрав позицию, горячо выставляя свой русский патриотизм (которого не мог, не морщась, выслушивать Кутузов), настаивал на защите Москвы. Кутузов ясно как день видел цель Бенигсена: в случае неудачи защиты – свалить вину на Кутузова, доведшего войска без сражения до Воробьевых гор, а в случае успеха – себе приписать его; в случае же отказа – очистить себя в преступлении оставления Москвы. Но этот вопрос интриги не занимал теперь старого человека. Один страшный вопрос занимал его. И на вопрос этот он ни от кого не слышал ответа. Вопрос состоял для него теперь только в том: «Неужели это я допустил до Москвы Наполеона, и когда же я это сделал? Когда это решилось? Неужели вчера, когда я послал к Платову приказ отступить, или третьего дня вечером, когда я задремал и приказал Бенигсену распорядиться? Или еще прежде?.. но когда, когда же решилось это страшное дело? Москва должна быть оставлена. Войска должны отступить, и надо отдать это приказание». Отдать это страшное приказание казалось ему одно и то же, что отказаться от командования армией. А мало того, что он любил власть, привык к ней (почет, отдаваемый князю Прозоровскому, при котором он состоял в Турции, дразнил его), он был убежден, что ему было предназначено спасение России и что потому только, против воли государя и по воле народа, он был избрал главнокомандующим. Он был убежден, что он один и этих трудных условиях мог держаться во главе армии, что он один во всем мире был в состоянии без ужаса знать своим противником непобедимого Наполеона; и он ужасался мысли о том приказании, которое он должен был отдать. Но надо было решить что нибудь, надо было прекратить эти разговоры вокруг него, которые начинали принимать слишком свободный характер.