Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Актуальность настоящей работы обусловлена особым правовым статусом военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее - военнослужащие), который предоставляет военнослужащим не только особые права и гарантии (льготы) на обучение и предоставление учебных отпусков, но и налагает в связи с этим определенные ограничения, касающиеся возможности реализации военнослужащими права на обучение и предоставление учебных отпусков.
В настоящей статье мы рассмотрим возникающие на практике вопросы реализации военнослужащими права на обучение и предоставление в связи с этим учебных отпусков.
Конституция Российской Федерации в ч. 2 ст. 26 закрепляет одно из основополагающих прав человека и гражданина - право на обучение.
Развивая указанные положения Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) в ст. 3 закрепляет, что основными принципами государственной политики в сфере образования являются: признание приоритетности образования (п. 1), обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (п. 2), свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 7), обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека (п. 8).
Следуя указанным принципам, ст. 5 Федерального закона N 273-ФЗ закрепляет, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Пункт 2 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ) также закрепляет, что государство гарантирует военнослужащим получение дополнительного профессионального образования с учетом интересов военной службы и их собственного выбора.
Право на образование для военнослужащих и условия его реализации закреплены в п. 2 ст. 19 Федерального закона N 76-ФЗ и зависят от того, имеют или не имеют военнослужащие воинское звание офицера, а также от непрерывной продолжительности военной службы.
Так, в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 19 Федерального закона N 76-ФЗ военнослужащие, имеющие воинское звание офицера, могут реализовать свое право на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения как за счет средств федерального бюджета, так и на договорной (коммерческой) основе, независимо от каких-либо условий (непрерывность военной службы, срок военной службы и др.), руководствуясь лишь личными потребностями и интересами.
Порядок реализации офицерами права на обучение и предоставление учебных отпусков закреплен в Правилах реализации права офицеров, проходящих военную службу по контракту, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 г. N 1156 (далее - Правила N 1156).
Учебные отпуска, согласно п. 3 Правил N 1156, предоставляются офицерам при получении образования соответствующего уровня впервые, а также при направлении их на обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Возможность реализации военнослужащими, имеющими воинское звание офицера, права на обучение и предоставление в связи с этим учебных отпусков на практике вопросов, как правило, не вызывает.
В свою очередь, для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера, реализация права на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения (далее - образовательные программы) в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 19 Федерального закона N 76 поставлена в зависимость от непрерывной продолжительности военной службы по контракту (не менее трех лет).
Порядок реализации военнослужащими, не имеющими воинского звания офицера, права на обучение за счет средств федерального бюджета по образовательным программам и предоставление учебных отпусков закреплен в Правилах реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 г. N 1155 (далее - Правила N 1155, Постановление N 1155 соответственно).
Учебные отпуска согласно п. 6 Правил N 1155 предоставляются военнослужащим при получении образования соответствующего уровня впервые, а также военнослужащим, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
В связи с изданием Постановления N 1155 было признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 78 "О порядке обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования" (далее - Постановление N 78), ранее закреплявшее порядок реализации военнослужащими, не имеющими воинского звания офицера, права на обучение, а также продолжительность учебных отпусков.
В целом Федеральный закон N 76-ФЗ, Правила N 1155 достаточно четко устанавливают порядок реализации военнослужащими, не имеющими воинского звания офицера, непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, права на обучение и предоставление учебных отпусков во время прохождения военной службы.
Вместе с тем на практике все чаще встречаются случаи поступления на военную службу граждан Российской Федерации, не имеющих воинского звания офицера и непрерывной продолжительности военной службы более трех лет, которые на момент поступления на военную службу по контракту уже обучаются по образовательным программам за счет средств федерального бюджета или на договорной (коммерческой) основе, либо случаи, когда военнослужащие, не имеющие воинского звания офицера и непрерывной продолжительности военной службы более трех лет, начинают обучение по образовательным программам не за счет средств федерального бюджета, а на договорной (коммерческой) основе.
Федеральный закон N 273-ФЗ и Федеральный закон N 76-ФЗ не запрещают указанным гражданам Российской Федерации поступать на военную службу по контракту, а указанным военнослужащим - на обучение на договорной (коммерческой) основе, однако порядок предоставления учебных отпусков таким гражданам Российской Федерации также не закрепляют.
Таким образом, перед командиром воинской части, в которой указанные военнослужащие проходят военную службу, встает вопрос, могут ли таким военнослужащим предоставляться учебные отпуска и если да, то в каком порядке и на основании каких законодательных и (или) подзаконных актов Российской Федерации, а также какой продолжительности учебные отпуска должны быть предоставлены.
Предоставлять гражданам Российской Федерации, не имеющим воинского звания офицера и непрерывной продолжительности военной службы более трех лет, которые на момент поступления на военную службу по контракту уже обучаются по образовательным программам за счет средств федерального бюджета или на договорной (коммерческой) основе, учебные отпуска, например, в соответствии со ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ст. 1, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) граждане Российской Федерации вправе поступить на военную службу при условии их соответствия предъявляемым требованиям.
Гражданин Российской Федерации согласно п. 4 ст. 32 Федерального закона N 53-ФЗ и п. 8 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, считается поступившим на военную службу по контракту и соответственно военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, со дня вступления в силу контракта.
Согласно ст. 11 Трудового кодекса действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Таким образом, на граждан Российской Федерации, заключивших контракт о прохождении военной службы, действие ст. 173 Трудового кодекса не распространяется.
По указанной причине ст. 173 Трудового кодекса не может применяться и к военнослужащим, не имеющим воинского звания офицера и непрерывной продолжительности военной службы более трех лет, обучающимся по образовательным программам на договорной (коммерческой) основе либо за счет средств федерального бюджета.
Предоставлять вышеназванным военнослужащим учебные отпуска в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 19 Федерального закона N 76-ФЗ и изданными в рамках реализации его положений Правилами N 1155, по нашему мнению, также невозможно, так как абз. 2 п. 2 ст. 19 Федерального закона N 76-ФЗ такого права не закрепляет, а значит, и указанные подзаконные акты такого права закреплять (предоставлять) не могут.
Вместе с тем, поскольку военнослужащие одной категории должны иметь одинаковый уровень прав и социальных гарантий, то право на предоставление учебных отпусков рассматриваемой нами категории военнослужащих, а также порядок реализации этого права, по мнению автора, должны быть закреплены в п. 2 ст. 19 Федерального закона N 76-ФЗ. Пока соответствующие изменения не будут внесены в п. 2 ст. 19 Федерального закона N 76-ФЗ, военнослужащие, которые начали обучение по образовательным программам (за счет средств федерального бюджета или на договорной (коммерческой) основе) до поступления на военную службу по контракту, независимо от того, получают ли они образование соответствующего уровня впервые или нет, вправе реализовывать свое право на образование только во время предоставляемых им основных и дополнительных отпусков.
Следующий вопрос, который возникает на практике у командира воинской части: должен ли военнослужащий уведомлять командира о своем поступлении в образовательную организацию на обучение по образовательным программам и, если указанный военнослужащий не уведомил командира о поступлении на военную службу, вправе ли командир отказать военнослужащему в предоставлении учебных отпусков?
В соответствии со ст. 26 Федерального закона N 76-ФЗ военнослужащий обязан быть дисциплинированным и строго соблюдать требования общевоинских уставов.
Согласно п. 19 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 (далее - Устав), военнослужащий обязан докладывать своему непосредственному начальнику обо всех случаях, которые могут повлиять на исполнение военнослужащим его обязанностей.
Поступление военнослужащего в образовательную организацию на обучение по образовательным программам непосредственно влияет на исполнение военнослужащим своих должностных обязанностей, дает ему право на освобождение от их исполнения на длительный период, что, в свою очередь, может повлечь снижение боеготовности воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу по контракту, а значит требует от командира воинской части принятия соответствующих и, главное, своевременных мер по недопущению снижения боеготовности воинской части.
Таким образом, несообщение военнослужащим о поступлении в образовательную организацию на обучение по образовательным программам, независимо от причин такого несообщения, является нарушением военнослужащим требований ст. 26 Федерального закона N 76-ФЗ и Устава и образует дисциплинарный проступок, за который военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
В то же время несообщение военнослужащим о поступлении на обучение в образовательную организацию по образовательным программам не является основанием для отказа в предоставлении ему учебных отпусков (при условии, что образование соответствующего уровня военнослужащим получается впервые), поскольку в их предоставлении согласно п. 10 Правил N 1155 может быть отказано только в связи с участием военнослужащего в учениях, походах кораблей и других мероприятиях, перечень которых определяется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, а также в случае направления военнослужащего, обучающегося в образовательной организации, в служебную командировку продолжительностью свыше трех месяцев, в том числе для участия в миротворческих и контртеррористических операциях (п. 11 Правил N 1155). При этом военнослужащему, участвующему в указанных мероприятиях, командиром воинской части выдается справка, которая вместе с личным заявлением является основанием для переноса времени прохождения промежуточной (итоговой) аттестации либо предоставления в установленном порядке академического отпуска.

Алексей Владимирович (27.11.2016 в 02:17:41)

Здравствуйте,

В соответствии с действующим законодательством Вы обладаете полным правом на получение высшего образования. Указанное право предусмотрено в частности в ст. 19 ФЗ "О статусе военнослужащих":

1. Военнослужащие-граждане имеют право на обучение в военных профессиональных образовательных организациях, военных образовательных организациях высшего образования, иных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и реализующих программы дополнительного профессионального образования и (или) программы профессионального обучения, а также на подготовку и защиту в установленном законодательством Российской Федерации порядке диссертаций на соискание ученой степени.

Порядок приема военнослужащих в указанные организации и порядок обучения в них, порядок подготовки военнослужащими диссертаций на соискание ученой степени определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Абзац утратил силу.

Военнослужащие, обучающиеся в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, привлекаются к выполнению задач, не связанных с реализацией профессиональных образовательных программ, только по решению Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации.

Абзац утратил силу.

Перечень военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования утверждается Правительством Российской Федерации.

Тем самым, если Вы четко решили подавать документы для обучения, то имеете полное на это право. Главное успешно пройти вступительные испытания. После этого Ваша учеба будет зависеть только от Вас.

Более того, для сдачи вступительных экзаменов Вы имеете право на . Для реализации этого права необходимо подавать соответствующий рапорт на имя командования с приложением справки-вызова из военнного ВУЗа.

6. Учебные отпуска и другие социальные гарантии, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, предоставляются военнослужащим при получении образования соответствующего уровня впервые, а также военнослужащим, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 31 Положения "О порядке прохождения военной службы", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года также устанавливается следующие льготы:

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются учебные отпуска для подготовки к вступительным экзаменам (экзаменам) и сдачи вступительных экзаменов (экзаменов):

а) в военно-учебные заведения, адъюнктуру, военную докторантуру и в период обучения в них;

б) в профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования с обучением без отрыва от исполнения служебных обязанностей (по заочной и очно-заочной форме обучения) и в период обучения в них.

В соответствии п. б ч. 1 ст. 31 Положения "О порядке прохождения военной службы", утвержденного указом Президента РФ 1999 г. № 1237, учебный отпуск предоставляется военнослужащим без каких-либо ограничений.

Отказы либо препятствия со стороны командования в прохождении Вашего обучения не допустимы и должны быть обжалованы в военную прокуратуру.

Многие считают, что армия и учеба в институте – вещи несовместимые и единственно верный вариант получения образования для призывников – это учеба после армии. Отчасти, это действительно так: до недавнего времени у служащих не было возможности продолжать обучение во время пребывания в армии.

Конечно, это заметно сказывалось на качестве образования: за год полученные в вузе знания без постоянной практики частично забываются, что в конечном итоге приводит к тому, что многие так и не получают высшего образования. Сегодня обучение параллельно со службой в армии хоть и остается уникальным, но становится возможным.

Высшее образование для призывников

В 2009 году Университет «Синергия» совместно с Министерством обороны Российской Федерации создал специальную социальную образовательную программу для военнослужащих, которая получила название «Наша армия». Цель этой программы – дать призывникам возможность получать знания во время службы и после ее окончания. Обучение по программе «Наша армия» производится при поддержке Воздушно-десантных войск, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Военно-морского флота и учебного центра «Витязь». Именно благодаря их сотрудничеству с Университетом «Синергия» служба в армии и учеба одновременно стали действительно возможными.

Обучение призывников высшему образованию проходит в дистанционной заочной форме, другими словами, это значит, что вы будете получать высшее образование удаленно, через Интернет. В Сети вы будете посещать лекции и семинары, сдавать зачеты и экзамены. После увольнения из части вы сможете продолжить обучение дома, а окончив Университет вы гарантировано будете трудоустроены в одну из ведущих российских компаний-партнеров Университета «Синергия», среди которых «Билайн», МТС, Coca-Cola, «Альфа-банк», «Сбербанк», «Ростелеком», Microsoft и не только.

Образование для призывников в «Синергии» также имеет и ряд других преимуществ: во-первых, Университет предоставляет абитуриентам бюджетные места на особых условиях, а, во-вторых, платное дистанционное обучение стоит в среднем вдвое меньше, чем классическое.

Благодаря своей эффективной образовательной программе Университет «Синергия» из года в год входит в рейтинг лучших московских вузов. На сегодня это единственный российский университет, уже в пятый раз получивший престижную международную аккредитацию AMBA.

Учеба по программе «Наша армия» актуальна как для призывников и военнослужащих и их семей, так и для уволенных в запас по всей России и СНГ.

Служба в армии и учеба

Несомненно, образование и служба в армии – это тяжелый труд, требующий огромной самоотдачи и постоянной самодисциплины. Однако, безо всяких сомнений, ваши труды будут вознаграждены многократно. Вы не только пройдете курс военной подготовки, чтобы научиться защищать себя, свою семью и свою родину, но и получите непрерывное качественное образование, которое поможет вам в дальнейшем построить блистательную карьеру в интересующей вас сфере.

Вчерашние призывники, а сегодня уже солдаты с оконченным высшим образованием = это настоящая национальная гордость нашей страны. Конечно, такое обучение станет большим шагом в области личного и профессионального развития для каждого мужчины.

Нужно понимать, что высшее образование для военнослужащих, как и для гражданских лиц, одинаково необходимо. Поэтому возможность совмещать учебу со службой – это по-настоящему уникальный шанс существенно сэкономить драгоценное время.

Добрый день!

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», офицеры, проходящие военную службу по контракту, имеют право на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных
организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), если непрерывная продолжительность военной службы по контракту составляет не менее трех лет, имеют право на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных
образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.

В соответствии с Правилами реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по
контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную
аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с
освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.11.2014 N 1155), документом, подтверждающим
право военнослужащего на обучение в образовательных организациях, является справка о праве военнослужащего на обучение, выдаваемая командиром воинской части (военным прокурором, руководителем военного следственного органа Следственного комитета Российской
Федерации), в которой военнослужащий проходит военную службу. Основанием для выдачи такой справки будет Ваше письменное обращение.

Учебные отпуска и другие социальные гарантии предоставляются военнослужащим при получении образования соответствующего уровня впервые, а также военнослужащим,
направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти (федеральным
государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военнослужащим предоставляются учебные отпуска для прохождения:

Вступительных испытаний при поступлении в образовательные организации профессионального образования - 10 календарных дней;

Вступительных испытаний при поступлении в образовательные организации высшего образования - 15 календарных дней;

Итоговой аттестации на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования - 15 календарных дней.

Военнослужащим, успешно осваивающим имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего профессионального образования по очно-заочной и заочной формам обучения, предоставляются учебные отпуска для прохождения:

Промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 30 календарных дней, на каждом
последующем курсе - по 40 календарных дней;

Государственной итоговой аттестации - до 2 месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой военнослужащими образовательной программы среднего профессионального
образования.

Военнослужащим, поступившим в образовательные организации высшего образования на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам
магистратуры или программам специалитета по очно-заочной и заочной формам обучения
и успешно осваивающим эти программы, предоставляются учебные отпуска для
прохождения:

Промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 40 календарных дней, на каждом
последующем курсе - по 50 календарных дней (при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней);

Государственной итоговой аттестации - до 4 месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой военнослужащим образовательной программы высшего образования.

Военнослужащим, имеющим право на предоставление социальных гарантий, социальные гарантии предоставляются вне зависимости от того, за счет каких средств они обучаются (собственных или на бюджетных местах).

Как реализовать право военнослужащего на обучение в гражданском вузе

И.П. Машин, полковник юстиции, начальник Приемной Министра обороны Российской Федерации

Не секрет, что, выбирая себе профессию после окончания школы, зачастую ввиду недостаточного жизненного опыта либо из-за авторитетного родительского мнения, юноша не всегда полностью осознает последствия принятого решения о поступлении в военное учебное заведение. Получив после его окончания военно-учетную специальность и прибыв к месту дальнейшего прохождения службы, офицер понимает, что ему нужна иная профессия, иной род деятельности. Возникает закономерный вопрос: как быть дальше?

Исходя из действующих норм военного законодательства, а именно в соответствии с ч.2 ст. 19 Федерального закона “О статусе военнослужащих” “… военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения”.

Положение данной нормы полностью согласуется с Конституцией Российской Федерации, ее ч. 1 ст. 43, провозглашающей право каждого гражданина на образование, а также нормами международного права, в частности ст. 26 “Декларации прав человека”, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Причем данное гарантированное право является абсолютным и не зависит от социального, должностного положений гражданина, пола, расы, национальности, вероисповедания и т.д.

Аналогичный запрет на ограничения прав граждан на профессиональное образование закреплен ст. 5 Закона “Об образовании”, гарантирующей получение образования вне зависимости от личности гражданина, его убеждений, социального положения, принадлежности к общественным организациям (объединениям) и т.д.

В ранее действовавшей Конституции СССР 1978 г. данное право также было провозглашено, однако оно обеспечивалось “…бесплатностью всех видов образования, осуществлением обязательного всеобщего среднего образования молодежи, широким развитием профессионального технического, среднего, специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством”.

Таким образом, государство брало на себя право определения возможности обучения для получения специальности в зависимости от жизненных потребностей и потребностей производства. В соответствии с этим, Советом Министров СССР 24 декабря 1982 г. было принято постановление “Об утверждении Положения о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях” № 1116, которое было объявлено для руководства в Вооруженных Силах приказом Министра обороны СССР “О введении в действие Положения об обучении офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота в вечерних и заочных гражданских высших и средних специальных учебных заведениях” 1983 г. № 55 (далее – Положение) в редакции приказа Министра обороны СССР от 5 июля 1989 г. № 242.

В соответствии с вышеуказанным Положением “обучение офицеров должно быть полностью подчинено интересам подготовки нужных армии специалистов” и ставилось в прямую зависимость от получения разрешения на поступление (не более трех раз!) в высшие гражданские учебные заведения по вечерней и заочной формам обучения от прямых начальников от командира воинской части, ему равного и выше (в редакции приказа Министра обороны СССР 1989 г. № 242).

Более того, даже в ходе обучения командиры (начальники), давшие военнослужащим разрешение обучаться в заочных и вечерних гражданских учебных заведениях, имели право запретить им обучение ввиду недисциплинированности либо если они не справлялись с обязанностями по службе.

До конца 2000 г. одновременно действовали нормы Федерального закона “О статусе военнослужащих”, согласующиеся с Конституцией Российской Федерации, и нормы Положения, явно не соответствующие закону, что давало возможность некоторым командирам (начальникам) исходя из действующих предписаний приказа Министра обороны 1983 г. № 55 решать по своему усмотрению вопрос обращения военнослужащих об обучении в гражданских учебных заведениях.

Данные разногласия были устранены Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в решении от 14 ноября 2000 г. по делу № ВКПИ 00-68 по жалобе Володина С.В., в соответствии с которым Положение об обучении офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота в вечерних и заочных гражданских высших и средних специальных учебных заведениях, введенное в действие приказом Министра обороны СССР от 23 февраля 1983 г. № 55 и измененное приказом Министра обороны СССР от 5 июля 1989 г. № 242, в части перечисленных ограничений реализации военнослужащими, проходящими службу по контракту, своего права на образование было признано незаконным и недействующим со дня вступления в силу Закона “О статусе военнослужащих” 1 .

К данным ограничениям, признанным судом незаконными, поскольку они не предусмотрены действующим законодательством, относятся следующие:

1. Не может быть основанием для отказа военнослужащему в получении профессионального гражданского образования требование, содержащееся в ст. 1 Положения, где указано, что обучение офицеров, прапорщиков и мичманов в вечерних и заочных гражданских высших и средних специальных учебных заведениях должно быть полностью подчинено интересам подготовки нужных для армии и флота специалистов .

2. Не применимо предписание ст. 2 Положения, в котором было предусмотрено, что в вечерних и заочных гражданских высших учебных заведениях разрешено обучаться только положительно аттестуемым по службе офицерам, прапорщикам и мичманам по профилям, родственным их военной специальности или способствующим повышению военных и специальных знаний по характеру выполняемой ими работы.

3. Не является обязательным предусмотренное ст. 4 Положения согласие прямого начальника для поступления военнослужащего в гражданское учебное заведение, а также возможность его поступления не более трех раз.

4. Отменено требование ст. 5 Положения, устанавливающее срок подачи рапорта военнослужащим не позднее 1 декабря года, предшествующего году поступления.

5. Командир (начальник) лишен права, запретить обучение военнослужащему, обучающемуся в гражданском учебном заведении, ранее предусмотренного ст. 8 Положения.

Таким образом, несмотря на то, что приказ Министра обороны СССР от 23 февраля 1989 г. № 55 (с изменениями, внесенными приказом Министра обороны СССР от 5 июля 1983 г. № 242) до настоящего времени не отменен и продолжает действовать, он не может применяться в части ограничений прав военнослужащего на обучение, перечисленных выше.

Следовательно, реализовать право военнослужащего, проходящего службу по контракту, на обучение в гражданском вузе, любой желающий может путем самостоятельной подачи документов для поступления, не испрашивая на это согласия своего командира (начальника), причем количество попыток поступить в выбранный гражданский вуз в настоящее время не ограничивается.

Командир (начальник) не имеет права отказать в предоставлении обучающемуся в вузе военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, учебного отпуска для сдачи экзаменов, предусмотренного п. 6 ст. 11 Федерального закона “О статусе военнослужащих”. При этом основанием будет являться предъявление справки-вызова из учебного заведения. Не могут являться мотивами для отказа недисциплинированность военнослужащего, отрицательная аттестация его по службе, противоречия избранной для обучения профессии интересам службы и т.д.

Отказ командира (начальника) может быть обжалован как вышестоящему командованию, так и в военный суд в порядке обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан 2 .

Права запрета на обучение военнослужащему, обучающемуся в гражданском учебном заведении, командир (начальник) теперь лишен.

Таким образом, порядок реализации права военнослужащего на обучение в гражданском вузе полностью зависит от самого военнослужащего, и, по мнению автора, вмешательство в реализацию этого права со стороны должностных лиц недопустимо.

1 При работе над данной темой и изучении решения Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2000 г. по делу № ВКПИ 00-68 у автора постоянно возникал вопрос, о каком именно законе идет речь в судебном решении: Законе “О статусе военнослужащих” или о Федеральном законе “О статусе военнослужащих”. Так, в описательной и резолютивной части решения имеются ссылки на Закон Россий- ской Федерации “О статусе военнослужащих”, в то время как данный Закон был принят в 1993 г. и к моменту рассмотрения дела в суде был уже признан утратившим силу Федеральным законом “О статусе военнослужащих” 1998 г.

Рассматривая буквально решение Верховного Суда Российской Федерации по данному делу, можно сделать вывод, что вышеперечисленные приказы Министра обороны СССР признаны незаконными и недействующими со дня вступления в силу Закона Российской Федерации “О статусе военнослужащих” 1993 г.

Однако, сопоставляя приведенные в судебном решении извлечения из п. 2 ст. 19 Закона “О статусе военнослужащих”, автор пришел к выводу, что в судебном решении речь идет о Федеральном законе “О статусе военнослужащих” 1998 г., а в тексте решения имеются ошибки в наименовании нормативного акта.

2 Закон Российской Федерации “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1993г. № 4866-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ).Документ

Кадров, реализующих новые... обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; к 2016 году как минимум один российский вуз ... военнослужащих . ... на преобразование социально-экономических институтов, обеспечивающих реализацию гражданских и политических прав ...

  • Формирование антикоррупционной позиции курсантов вузов мвд россии средствами социально-культурной деятельности

    Реферат

    Специальным) понимается обучение в гражданском вузе (после обучения в полицейской... методов реализуется на практике... этих возможностей. Как правило , воспитательный потенциал... -эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой...

  • Учебник

    К обучению , но и целым рядом других личностных качеств, которые в учебном процессе, как правило , не реализуются ...



  • Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ