Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

[Об утверждении перечня организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты]


Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2011 года N 604-р (Собрание законодательства Российской Федерации, N 16, 18.04.2011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 385 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 19, 07.05.2012);
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2012 года N 903-р (Собрание законодательства Российской Федерации, N 24, 11.06.2012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2013 года N 655 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.08.2013);
распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2013 года N 2251-р (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.12.2013);
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2014 года N 129 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.02.2014);
распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 года N 981-р (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.05.2015, N 0001201505290035);
постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2015 года N 1082 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.10.2015, N 0001201510120014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2016 года N 1405 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.12.2016, N 0001201612220018);
распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2018 года N 674-р (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.04.2018, N 0001201804170020);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.09.2018, N 0001201809030014);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2018, N 0001201811280008).
____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемый перечень организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты.

2. Признать утратившими силу:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2005 г. N 2186-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 52, ст. 5776);

пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с созданием федерального государственного учреждения "Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И.Бурназяна" , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 594 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3858);

подпункт "б" пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 марта 2009 г. N 391-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 14, ст. 1727).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Перечень организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты

УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 14 сентября 2009 года N 1311-р

(В редакции, введенной в действие
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 14 апреля 2018 года N 674-р . -
См. предыдущую редакцию)

ПЕРЕЧЕНЬ
организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты

1. Акционерное общество "10 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод", г. Полярный, Мурманская область.

2. Акционерное общество "30 судоремонтный завод", г. Фокино, пос. Дунай, Приморский край.

3. Акционерное общество "82 судоремонтный завод", г. Мурманск, жилой район Росляково.

4. Акционерное общество "Ангарский электролизный химический комбинат", г. Ангарск, Иркутская область.

5. Акционерное общество "Атомспецтранс", г. Москва.

6. Акционерное общество "Балтийский завод", г. Санкт-Петербург.

7. Акционерное общество "Ведущий научно-исследовательский институт химической технологии", г. Москва.

8. Акционерное общество "Всерегиональное объединение "Изотоп", г. Москва.

9. Акционерное общество "Высокотехнологический научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика А.А.Бочвара", г. Москва.

10. Акционерное общество "Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов", г. Димитровград, Ульяновская область.

11. Акционерное общество "Государственный научный центр Российской Федерации Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований", г. Москва (г. Троицк).

12. Акционерное общество "Государственный научный центр Российской Федерации - Физико-энергетический институт имени А.И.Лейпунского", г. Обнинск, Калужская область.

13. Акционерное общество "Далур", с. Уксянское, Далматовский район, Курганская область.

14. Акционерное общество "Дальневосточный завод "Звезда", г. Большой Камень, Приморский край.

15. Акционерное общество "Изотоп", г. Екатеринбург.

16. Акционерное общество "Институт реакторных материалов", г. Заречный, Свердловская область.

17. Акционерное общество "Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии - Атомстрой", г. Москва.

18. Акционерное общество "Научно-исследовательский институт приборов", г. Лыткарино, Московская область.

19. Акционерное общество "Научно-исследовательский институт технической физики и автоматизации", г. Москва.

20. Акционерное общество "Опытно-демонстрационный центр вывода из эксплуатации уран-графитовых ядерных реакторов", г. Северск, Томская область.

21. Акционерное общество "Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И.Африкантова", г. Нижний Новгород.

22. Акционерное общество "Ордена Ленина Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н.А.Доллежаля", г. Москва.

23. Акционерное общество "Ордена Трудового Красного Знамени и ордена труда ЧССР опытное конструкторское бюро "ГИДРОПРЕСС", г. Подольск, Московская область.

24. Акционерное общество "Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский физико-химический институт имени Л.Я.Карпова", г. Обнинск, Калужская область.

25. Акционерное общество "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие", г. Северодвинск, Архангельская область.

26. Акционерное общество "Производственное объединение "Электрохимический завод", г. Зеленогорск, Красноярский край.

27. Акционерное общество "Радиевый институт имени В.Г.Хлопина", г. Санкт-Петербург.

28. Акционерное общество "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях", г. Москва.

29. Акционерное общество "Санкт-Петербургский "ИЗОТОП", г. Санкт-Петербург.

30. Акционерное общество "Северо-Восточный ремонтный центр", г. Вилючинск, Камчатский край.

31. Акционерное общество "Сибирский химический комбинат", г. Северск, Томская область.

32. Акционерное общество "ТВЭЛ", г. Москва.

33. Акционерное общество "Уральский электрохимический комбинат", г. Новоуральск, Свердловская область.

34. Акционерное общество "Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности", г. Москва.

35. Акционерное общество "Хиагда", с. Багдарин, Баунтовский эвенкийский муниципальный район, Республика Бурятия.

36. Акционерное общество "Центр судоремонта "Звездочка", г. Северодвинск, Архангельская область.

37. Акционерное общество "Чепецкий механический завод", г. Глазов, Удмуртская Республика.

38. Открытое акционерное общество "Гидрометаллургический завод", г. Лермонтов, Ставропольский край.

39. Объединенный институт ядерных исследований, г. Дубна, Московская область.

40. Публичное акционерное общество "Амурский судостроительный завод", г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край.

41. Публичное акционерное общество "Машиностроительный завод", г. Электросталь, Московская область.

42. Публичное акционерное общество "Новосибирский завод химконцентратов", г. Новосибирск.

43. Публичное акционерное общество "Приаргунское производственное горно-химическое объединение", г. Краснокаменск, Забайкальский край.

44. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский политехнический университет", г. Томск.

45. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", г. Москва.

46. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Севастопольский государственный университет", г. Севастополь.

47. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный научный центр Российской Федерации - Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И.Бурназяна", г. Москва.

48. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Институт теоретической и экспериментальной физики имени А.И.Алиханова Национального исследовательского центра "Курчатовский институт", г. Москва.

49. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Институт физики высоких энергий имени А.А.Логунова Национального исследовательского центра "Курчатовский институт", г. Протвино, Московская область.

50. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", г. Москва.

51. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Петербургский институт ядерной физики им. Б.П.Константинова Национального исследовательского центра "Курчатовский институт", г. Гатчина, Ленинградская область.

52. Федеральное государственное унитарное предприятие "АВАРИЙНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР МИНАТОМА РОССИИ" (г. Санкт-Петербург).

53. Федеральное государственное унитарное предприятие атомного флота, г. Мурманск.

54. Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт автоматики им. Н.Л.Духова", г. Москва.

55. Федеральное государственное унитарное предприятие "Горно-химический комбинат", г. Железногорск, Красноярский край.

56. Федеральное государственное унитарное предприятие "Комбинат "Электрохимприбор", г. Лесной, Свердловская область.

57. Федеральное государственное унитарное предприятие "Крыловский государственный научный центр", г. Санкт-Петербург.

58. Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт Научно-производственное объединение "ЛУЧ", г. Подольск, Московская область.

59. Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский технологический институт имени А.П.Александрова", г. Сосновый Бор, Ленинградская область.

60. Федеральное государственное унитарное предприятие "Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами", г. Москва.

61. Федеральное государственное унитарное предприятие "Объединенный эколого-технологический и научно-исследовательский центр по обезвреживанию РАО и охране окружающей среды", г. Москва.

62. Федеральное государственное унитарное предприятие "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО", г. Москва.

63. Федеральное государственное унитарное предприятие "Приборостроительный завод", г. Трехгорный, Челябинская область.

64. Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Маяк", г. Озерск, Челябинская область.

65. Федеральное государственное унитарное предприятие Производственное объединение "Север", г. Новосибирск.

66. Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский научный центр "Прикладная химия", г. Санкт-Петербург.

67. Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский Федеральный Ядерный Центр - Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И.Забабахина", г. Снежинск, Челябинская область.

68. Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики", г. Саров, Нижегородская область.

69. Федеральное государственное унитарное предприятие "Уральский электромеханический завод", г. Екатеринбург.

70. Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт конструкционных материалов "Прометей" имени И.В.Горынина Национального исследовательского центра "Курчатовский институт", г. Санкт-Петербург.

71. Федеральное государственное унитарное предприятие Южно-Уральский институт биофизики Федерального медико-биологического агентства, г. Озерск, Челябинская область.

72. Акционерное общество "Федеральный научно-производственный центр "Производственное объединение "Старт" имени М.В.Проценко", г. Заречный, Пензенская область.
(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1819-р)

73. Акционерное общество "Техснабэкспорт", г. Москва.

(Пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 года N 2591-р)

Примечание. Эксплуатацию особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов осуществляют также воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющие в своем составе ядерные боеприпасы, ядерные энергетические установки и ядерные исследовательские установки.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена


Под экологическим мониторингом ядерно и радиационно опасных объектов (ЯРОО) понимается система регулярных наблюдений за показателями загрязнения окружающей среды для своевременного выявления и прогноза нежелательных для человека и экосистем последствий. Он является важным средством обеспечения безопасности атомной отрасли и требует усиления межведомственного взаимодействия, которое уже демонстрируют Госкорпорация «Росатом» и Росгидромет.

Государственный радиационный мониторинг окружающей среды на территории РФ осуществляется Росгидрометом совместно с другими федеральными органами исполнительной власти. В соответствии с современными требованиями обеспечения безопасности населения и окружающей среды функционирование и развитие мониторинга производится на основе следующих принципов:

  • абсолютный приоритет защиты населения и окружающей среды как важнейших составляющих национальной безопасности РФ;
  • принцип предупреждения воздействия – система приоритетных действий, направленных на недопущение опасного экологического воздействия на человека и окружающую среду;
  • принцип готовности – постоянная готовность к предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • принцип надежности – надежное функционирование как при нормальной радиационной обстановке, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • принцип системности – системное и комплексное решение проблем обеспечения радиационно-экологической безопасности на локальном, региональном и глобальном уровнях на основе современных концепций анализа риска;
  • соблюдение международных обязательств Российский Федерации, гармонизация с принципами и нормами международного атомного права.


Сеть радиационного мониторинга

В состав сети государственного радиационного мониторинга Росгидромета входят пункты наблюдений за содержанием радиоактивных веществ в приземной атмосфере (53 пункта), атмосферных выпадениях (415), атмосферных осадках (33), поверхностных пресных водоемах и морских водах (73), а также 1307 станций и постов наблюдения для измерения мощности экспозиционной дозы (МЭД) γ-излучения.

При проведении маршрутных обследований в зонах наблюдений ЯРОО производится γ-съемка местности, отбор проб почвы, воды, донных отложений и растительности. Анализ проб объектов окружающей природной среды проводится в радиометрических лабораториях территориальных подразделений Росгидромета и в НПО «Тайфун».

Единство и сопоставимость данных мониторинга обеспечивается в рамках системы обеспечения и контроля качества наблюдений Росгидромета.

Научно-методическое руководство сетью осуществляет НПО «Тайфун».

Методы и средства мониторинга позволяют определять уровни радиоактивного загрязнения объектов природной среды на три-семь порядков ниже пределов, установленных действующими нормами радиационной безопасности, и контролировать динамику изменений техногенного радиационного фона, что обеспечивает надежную регистрацию случаев появления повышенного, по сравнению с фоновыми уровнями, загрязнения объектов природной среды . Данные многолетнего радиационного мониторинга убедительно свидетельствуют о том, что содержание радионуклидов в компонентах природной среды в зонах наблюдений ЯРОО при штатных условиях эксплуатации значительно ниже допустимых и на уровне фоновых значений, то есть с большим запасом удовлетворяет как радиационно-гигиеническим, так и экологическим критериям (см. таблицы 1-2 ).

Таблица 1. Среднегодовые объемные активности радионуклидов в приземном слое атмосферы в зонах наблюдений АЭС, 10 - 6 Бк/м 3

Балаковская

Белоярская

Билибинская

Ростовская

Калининская

Кольская

Ленинградская

Нововоронежская

Смоленская

1 «<» – минимально-детектируемая активность (МДА), которая зависит от эффективности регистрации используемого детектора и времени измерения;

2 «–» – сведения отсутствуют.

Таблица 2. Содержание 137 Cs в почве в районах АЭС, кБк/м 2

Зона наблюдений

Региональный фон

Балаковская

Белоярская

Ростовская

Калининская

Кольская

Ленинградская

Нововоронежская

Смоленская

Экологический мониторинг должен быть ориентирован на обеспечение социально приемлемого уровня риска при использовании ядерной энергии. Это предполагает, что риск от применения ядерных технологий не должен являться существенным добавлением к суммарному риску, которому подвергается человек и среда его обитания в процессе жизнедеятельности.

Для оценки интегрального воздействия на компоненты природной среды применяется методология анализа радиационного риска . Например, в качестве показателя интегрального воздействия ЯРОО на атмосферный воздух I а (R) может быть использована сумма отношений среднегодовой объемной активности техногенных радионуклидов Ai к допустимой (контрольному уровню) RA i при заданном риске R. При наличии в атмосферном воздухе нескольких радионуклидов должно выполняться условие I а (R)<1. В соответствии с нормами радиационной безопасности НРБ-99/2009 при выполнении указанного условия при пренебрежимо малом риске R (ниже 10 -6) не требуется никаких специальных мер по снижению выбросов ЯРОО и радиоактивности атмосферного воздуха. При невыполнении этого условия осуществляется управление риском с учетом принципа оптимизации.

Показатель интегрального радиационного воздействия на атмосферный воздух в зонах наблюдений различных ЯРОО изменяется в пределах от 3,8*10 -6 до 2,4*10 -1 , оставаясь существенно ниже 1 даже при оценках для пренебрежимо малого радиационного риска. Его наименьшие значения характерны для АЭС и исследовательских реакторов, максимальные зафиксированы в зоне наблюдений ПО «Маяк», что связано с прошлой деятельностью (таблица 3).

Таблица 3. Показатели интегрального воздействия на радиоактивность атмосферного воздуха в зоне наблюдений ЯРОО в течение года

Радиационный объект

Наиболее значимые радионуклиды

Интегральное воздействие

Нововоронежская АЭС

90 Sr, 137 Cs, 60 Co

Смоленская АЭС

60 Co, 90 Sr, 137 Cs, 54 Mn

Белоярская АЭС

ФГУП «ПО «Маяк»

239,240 Pu, 90 Sr

ФГУП «ГХК»

239,240 Pu, 90 Sr, 137 Cs

ФГУП «ГНЦ РФ – ФЭИ»

239,240 Pu, 90 Sr, 137 Cs

Сотрудничество по аварийному реагированию

ГК «Росатом» и Росгидромет тесно взаимодействуют в сферах защиты населения при чрезвычайных ситуациях на ЯРОО и разработки Единой государственной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО) .

Для выполнения задач аварийного реагирования в системе Росгидромета действует Федеральный информационно аналитический центр (ФИАЦ) – одно из структурных подразделений НПО «Тайфун». На базе ФИАЦ организован Центр технической поддержки (ЦТП) кризисного центра концерна «Росэнергоатом». В случае чрезвычайной ситуации он обеспечивает кризисный центр концерна и Ситуационно-кризисный центр ГК «Росатом» оперативной информацией о гидрометеорологической обстановке в районе ЯРОО, дает прогноз трансграничного переноса радиоактивного загрязнения, участвует в подготовке рекомендаций по защите населения. Компьютерная система информационной поддержки принятия решений при радиационных авариях RECASS NT, разработанная и развиваемая в ФИАЦ Росгидромета, используется на всех российских АЭС. Для повышения готовности ЦТП НПО «Тайфун» участвует во всех противоаварийных учениях, проводимых ГК «Росатом».


Мобильная лаборатория радиационной разведки, созданная в НПО «Тайфун» для базовой территориальной подсистемы мониторинга Росгидромета в составе ЕГАСКРО, используется для контроля радиационной обстановки на ряде АЭС. Особенностью технической системы этой лаборатории является возможность не только проводить измерение МЭД и активности радионуклидов в элементах окружающей среды с выполнением координатной привязки измерений, но и определять высоту и нуклидный состав газоаэрозольного выброса в атмосферу, а также уточнять направление и скорость ветра на высоте выброса и параметры турбулентного рассеяния. Данные измерений лаборатории в режиме реального времени по протоколу TCP/IP передаются в кризисный центр для использования.

Для выполнения соглашений, принятых в рамках международной Конвенции о раннем предупреждении в случае ядерной аварии, под эгидой МАГАТЭ организована международная система взаимодействия при ядерных авариях. В систему входят региональные специализированные центры Всемирной метеорологической организации (ВМО) и аккредитованные центры заинтересованных государств, которые распространяют в своих странах информацию специализированных центров в соответствии национальным законодательством. Они оснащены информационными системами, позволяющими моделировать трансграничный перенос радиоактивных веществ.

ФИАЦ Росгидромета выполняет функции регионального специализированного метеорологического центра ВМО, зоной ответственности которого является Азия. Система RECASS NT, используемая в ФИАЦ для прогноза трансграничного переноса, предоставляет также информацию о возможных дозах внешнего и внутреннего облучения населения на различных территориях, попавших в зону аварии.

Для дальнейшего укрепления радиационной безопасности на территории России следует выделить несколько приоритетных задач.

Необходимо развитие систем комплексного радиоэкологического мониторинга и информационно-аналитических систем контроля и управления радиоэкологической безопасностью, приведение их в соответствие с требованиями экологического законодательства; поддержание, развитие и повышение технического уровня ЕГАСКРО.

Требуется разработка и актуализация государственных нормативно-правовых документов в области радиационного мониторинга, касающихся обеспечения экологической безопасности населения и объектов окружающей среды на территории РФ; внедрение международных стандартов в области мониторинга и охраны окружающей среды.

В частности, нужно создание нормативно-мето­дических документов по регулированию проведения мониторинга и прогнозирования радиационной обстановки:

  • на локальном, региональном и глобальном уровнях наблюдений;
  • на различных стадиях жизненного цикла ЯРОО;
  • при обращении с радиоактивными отходами и облученным ядерным топливом;
  • при реабилитации загрязненных радионуклидами территорий;
  • при контроле трансграничного переноса радионуклидов и радиоэкологическом мониторинге техногенных радионуклидов глобального распространения (3 Н, 14 С, 85 Kr).

Следует предусмотреть создание баз данных и сохранения фактографических знаний в области радиационного мониторинга и радиационной безопасности окружающей среды.

Литература

  1. Булгаков В.Г. Концепция развития и оптимизации системы государственного радиационного мониторинга Росгидромета / В.Г. Булгаков, С.М. Вакуловский, В.М. Ким и др. // Сборник докладов второй Всероссийской научно-практической конференции «Состояние и развитие единой государственной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации». Обнинск, ГУ «НПО «Тайфун», 26-29 октября 2009 г. – С. 55-69.
  2. Крышев И.И. Экологическая безопасность ядерно-энергетического комплекса России / И.И. Крышев, Е.П. Рязанцев – М.: Издат., 2010.
  3. Росгидромет. ГУ «НПО Тайфун». Радиационная обстановка на территории России и сопредельных государств в 2005–2008 годы. Ежегодники. Обнинск, 2006–2009.
  4. Шершаков В.М. Особенности организационного управления в ЕГАСКРО / В.М. Шершаков // Сборник докладов второй Всероссийской научно-практической конференции «Состояние и развитие единой государственной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации». Обнинск, ГУ «НПО «Тайфун», 26–29 октября 2009 г. – С. 35–54.

Авторы

В.М. Шершаков, д.т.н., В.Г. Булгаков, к.ф.-м.н., И.И. Крышев, д.ф.-м.н., В.С. Косых, к.т.н., А.И. Бурков, к.ф.-м.н., М.В. Прописнова
ГУ «НПО «Тайфун»

Сущность и основные понятия радиационной безопасности

радиационная безопасность населения - состояние защищенности от вредного для здоровья воздействия, ионизирующего излучения;

естественный радиационный фон - доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека;

техногенно измененный радиационный фон - естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;

санитарно-защитная зона - территория вокруг источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание лицей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль;

зона наблюдения - территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль;

радиационная авария - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями персонала, стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Основным показателем степени потенциальной опасности таких объектов, при прочих равных условиях, является общее количество радиоактивных веществ, находящихся на каждом из них.

Под ядерно-опасными объектами понимаются объекты, имеющие значительные количества ядерных делящихся материалов (ЯДМ) в различных физических состояниях и формах.

К ядерно-опасным объектам, относятся: объекты ядерного топливного цикла - атомные станции различного назначения, предприятия по регенерации отработанного топлива и временному хранению радиоактивных отходов; научно-исследовательские организации, имеющие исследовательские реакторы или ускорители частиц; морские суда с ядерными энергетическими установками, а также хранилища ядерных боеприпасов и полигоны, где проводятся испытания ядерных зарядов.

Из перечисленных объектов наибольшим количеством радиоактивности обладают работающие ядерные реакторы. Чем больше мощность реактора, тем большее количество продуктов деления накапливается в нем.

К радиационно-опасным объектам , относятся предприятия, использующие радиоактивные вещества в небольших количествах и изделия на их основе, в том числе, не представляющие ядерной опасности.

Атомные станции как объекты повышенной радиационной опасности . Атомная энергетика России дает в целом около 11% электроэнергии от ее общего производства. Она включает 9 атомных станций с 29 реакторами.


В процессе работы атомных станций, по мере «выгорания» тепловыделяющих элементов (твэлов), в реакторах накапливается большое количество радиоактивных продуктов деления с различными периодами полураспада: от короткоживущих - несколько часов или суток (аргон-41, йод-131), до долгоживущих - тысячи и миллионы лет (плутоний-239, уран-235).

Радиоактивные продукты распада, содержащиеся в активной зоне реактора, являются основными источниками ионизирующих излучений. Вне активной зоны реактора источниками излучения на АС являются главным образом трубопроводы и оборудование контура теплоносителя.

Для обеспечения надежной работы АС и радиационной безопасности персонала и населения проектами предусматриваются соответствующие системы безопасности.

Под системами безопасности АС в общем случае понимают системы, предназначенные для предупреждения аварий и ограничения их последствий. Различают защитные, локализующие, управляющие и обеспечивающие системы безопасности.

Защитные системы безопасности предназначены для предотвращения (ограничения) повреждений ядерного топлива, оболочек тепловыделяющих элементов, контура теплоносителя и аварий, вызванных нарушением контроля и управления цепной ядерной реакцией деления, а также нарушений теплоотвода из реактора.

Локализующие системы безопасности предназначены для предотвращения или ограничения распространения выделяющихся при авариях радиоактивных веществ внутри станций и выхода их в окружающую среду.

Управляющие системы безопасности предназначены для автоматического включения защитных и локализующих систем безопасности, контроля и управления ими в процессе выполнения.

Обеспечивающие системы служат для снабжения всех систем безопасности энергией и создания необходимых условий для их функционирования. Важнейшими представителями систем безопасности являются дизель-генераторы, которые автоматически запускаются при обесточивании АС в аварийной ситуации.

По техническим причинам возникновения, аварии подразделяются на проектные и запроектные. Авария, исходная причина которой устанавливается действующей нормативно-технической документацией, а обеспечение безопасности при этом предусмотрено проектом АС, называется проектной.

Запроектной называют аварию, развитие которой отклоняется от протекания возможных проектных аварий и обеспечение безопасности при которой не предусмотрено проектом. Их локализация осуществляется проведением различных организационных и инженерно-технических мероприятий, не связанных с системами безопасности на АС.

Таблица I

Международная шкала оценки событий на атомных станциях

Результаты этой работы по всем направлениям обеспечения безопасности впечатляют: за последние 20 лет на российских АЭС не зафиксировано ни одного нарушения безопасности, классифицируемого выше первого уровня («аномалия») по Международной шкале оценки ядерных событий INES (International Nuclear Events Scale).

Обеспечение ядерной и радиационной безопасности включает в себя несколько направлений. Первая - это обеспечение текущей безаварийной эксплуатации действующих объектов атомной промышленности и других ядерно и радиационно опасных объектов (ЯРОО). Достижению этой цели способствует не только правильное проектирование и лицензирование всех этапов жизненного цикла объектов, от проектирования до эксплуатации подобных объектов (а также задействованных в этом предприятий Госкорпорации «Росатом» и сторонних организаций), но и соблюдение всех регламентов и правил при эксплуатации. Лицензированием деятельности в области использования атомной энергетики, равно как и надзором за текущей деятельностью проектных, строительных и эксплуатирующих организаций занимается независимый государственный орган – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) . Кроме того, организации ядерного топливного цикла получают заключения по ядерной безопасности и разрешения на ввод в эксплуатацию ЯРОО от Госкорпорации «Росатом»

Накопленный многолетний опыт, а также комплекс реализуемых на системной основе мероприятий позволяет предприятиям и организациям российской атомной отрасли добиваться высокой культуры безопасности при работе с ядерными материалами и радиоактивными отходами (РАО). К примеру, по критерию надежности работы АЭС Россия прочно занимает место в первой тройке стран с развитой ядерной энергетикой. Более того, в развитии технологий обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) мы продвинулись существенно дальше многих из них.

Второе важное направление – это проблема ликвидации наследия советского «атомного проекта». Реабилитация загрязненных территорий (отвалов, хвостохранилищ, береговых баз Военно-морского флота), долговременное хранение реакторных отсеков и топлива списанных атомных подводных лодок – все это требует не только существенных финансовых затрат, но и применения новых, зачастую нестандартных подходов к решению накопившихся проблем. Для решения этих непростых проблем Правительство Российской Федерации в 2007 году утвердило Федеральную целевую программу «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» с бюджетом 145,3 млрд рублей.

В ее рамках были профинансированы первоочередные меры по таким направлениям, как реконструкция «мокрого» и строительство нового «сухого» хранилища ОЯТ на ГХК, консервация озера Карачай и создание первой очереди системы канализации с отводом очищенных вод на ПО «Маяк» (г. Озерск, Челябинская область) и многие другие. Кроме того, финансовые ресурсы были направлены на создание Опытно-демонстрационного центра по переработке ОЯТ на основе инновационных технологий на ГХК; изучение возможности создания объекта по захоронению высокоактивных отходов в Нижнеканском массиве (Красноярский край); строительство комплекса цементирования низко- и среднеактивных отходов на ПО «Маяк» , а также создание на этом же предприятии установок по переработке низкоактивных отходов с высокой степенью очистки.

Эффективность выполнения ФЦП составила рекордные 108,5%. Было проведено более 300 мероприятий на 400 предприятиях, реабилитировано 279 га земель, выведено из эксплуатации 53 ядерных объекта. Достигнуть высоких показателей удалось в первую очередь за счет взвешенных управленческих решений, позволивших объединить усилия институтов Госкорпорации «Росатом», Академии наук РФ, Ростехнадзора и других участников ФЦП, а также создания центров компетенций. За восемь лет было разработано более 50 технологий в сфере завершающей стадии ядерного топливного цикла (ЯТЦ), в том числе 10 - по переработке ОЯТ. Разработаны типовые решения для всех категорий РАО, они апробированы и планомерно внедряются на объектах Росатома.

Перспективные планы Росатома в сфере обеспечения безопасности включают в себя дальнейшее совершенствование культуры безопасной эксплуатации ядерный объектов, продолжение работ по ликвидации наследия советского «атомного проекта», внедрение современных систем управления безопасностью.

Доклады об осуществлении лицензионного контроля деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях и об эффективности такого контроля

На радиационно опасных объектах (РОО) добываются, перерабатываются, хранятся, используются и транспортируются радиоактивные вещества. Радиоактивные вещества содержат изотопы, которые способны к самопроизвольному распаду. Радиоактивность - это самопроизвольный распад ядер атомов одних элементов с образованием ядер атомов других элементов и выделением атомной энергии в виде корпускулярного, фотонного и электромагнитного излучений. Распад ядер атомов в природных условиях называется естественной радиоактивностью, а у изотопов, полученных в результате ядерных реакций, - искусственной.

Атомная энергия используется в экономике, энергетике, медицине, военной сфере, научных исследованиях. Она опасна для человека и окружающей природной среды, потому что воздействие корпускулярного и квантового излучений способствует образованию ионов (положительно и отрицательно заряженных частиц) внутри организмов людей и животных, а также в растениях. Все это приводит к нарушению окислительно-восстановительного процесса, который обеспечивает развитие живой природы. Поэтому атомную энергию применительно к воздействию на окружающую среду называют ионизирующим излучением.

В состав радиационно опасных объектов входят и ядерно опасные объекты (ЯОО) - атомные станции, ядерные энергетические установки (реакторы) различного назначения, научно-исследовательские реакторы, объекты ядерно-оружейного комплекса и другие объекты, в составе которых находятся энергетические реакторы, загруженные радиоактивными веществами, и в них протекает цепная реакция.

Нарушение штатного режима работы объекта приводит к аварии. На атомных станциях аварии сопровождаются выбросом радиоактивных веществ (рис. 4.1, 4.2), что приводит к облучению в первую очередь персонала станции, а затем населения, проживающего вблизи атомной станции, и радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Рис. 4.1. Взрыв атомного реактора

По характеру протекания аварийного процесса аварии могут быть радиационными и ядерными. Радиационная авария - это потеря управления источником ионизирующего излученияв результате нарушение правил безопасной эксплуатации ядерно-энергетической установки, оборудования или устройства, при котором произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующего излучения за предусмотренные проектом пределы их безопасной эксплуатации, приводящей к облучению населения и загрязнению окружающей среды. Ядерная авария связана с нарушением правил эксплуатации или с повреждением ядерного реактора, ядерного взрывного устройства или других объектов, содержащих радиоактивные материалы.



Радиационные и ядерные аварии имеют следующие поражающие факторы: радиоактивное излучение (на самой станции и в окружающей среде); ударную волну (при наличии взрыва при аварии); тепловое излучение (при наличии пожаров при аварии). Наибольшую опасность для персонала станции и населения представляет радиоактивное излучение как ионизирующее излучение и проникающая радиация.

Рис. 4.2. Последствия взрыва ядерного реактора

Для оценки опасности аварий на АЭС используется Международная шкала ядерных и радиологических событий INES (англ. INES , International Nuclear Events Scale ). Она принята 1 июля 2008 года и оценивает все нештатные события по 8-бальной шкале (табл. 4.1, рис. 4.3).

За нулевой уровень («отклонение») приняты события, несущественные для безопасности. Шкала построена таким образом, что степень серьезности события возрастает с каждым уровнем шкалы примерно в 10 раз.

В рамках INES ядерные и радиационные аварии и инциденты классифицируются с учетом трех областей воздействия:

Население и окружающая среда (учитываются дозы облучения населения, находящегося близко от места события, а также обширный незапланированный выброс радиоактивного материала из установки);

Радиологические барьеры и контроль (учитывают события, которые не оказывают прямого воздействия на людей и окружающую среду, а именно высокие уровни излучения и распространение радиоактивных материалов в пределах установки);

Глубокоэшелонированная защита (охватывает события, которые не оказывают воздействия на людей и окружающую среду, однако комплекс мер, предусмотренный для предотвращения аварий, не был реализован так, как это задумывалось).

Таблица 4.1

Общее описание уровней INES

Наименование события Уровень события Содержание события, необходимость защиты населения
Крупная авария Крупный выброс радиоактивного материала с обширными последствиями для населения и окружающей среды. Необходимо проводить запланированные и длительные контрмеры.
Серьезная авария Значительный выброс радиоактивного материала, который потребует, вероятно, осуществления запланированных контрмер.
Авария с широкими последствиями Ограниченный выброс радиоактивного материала, который потребует, вероятно, проведения некоторых запланированных контрмер. Несколько смертельных случаев от облучения населения.
Авария с локальными последствиями Небольшой выброс радиоактивного материала. Мала вероятность применения запланированных контрмер, кроме мер контроля над пищевыми продуктами на местном уровне. По меньшей мере, один смертельный случай от облучения населения.
Серьезный инцидент Облучение персонала АЭС в 10 раз превышает годовой предел и не смертельно для человека.
Инцидент Облучение населения превышает в 10 раз установленные пределы. Облучение персонала АЭС превышает установленные годовые нормы.
Аномалия Отклонение Облучение населения превышает установленные годовые нормы. Несущественно для безопасности

Рис. 4.3. Основные положения международной шкалы
ядерных и радиологических событий

Аварийный взрыв атомного реактора любой конструкции по возможностям загрязнения окружающей среды превосходит наземный взрыв атомной бомбы. При этом прогнозирование масштабов радиоактивного загрязнения местности и атмосферы очень сложно ввиду отсутствия исходных параметров: характера аварии, метеоусловий в районе аварии и др.

Основными отличительными особенностями аварии на АЭС от наземного взрыва атомной бомбы в ходе боевых действий являются:

Радиоактивное загрязнение местности в этом случае будет иметь форму неправильного (рваного) сектора или круга, охватывающего значительную площадь (при аварии на ЧАЭС сектор загрязнения за 10 суток ветровых перемещений составил 270 градусов);

Мелкодисперсные аэрозоли, из которых образуется радиоактивное облако, обладают высокой проникающей способностью через фильтры защитных средств людей, а при оседании на поверхности проникают через микротрещины в краску и вглубь всех материалов, что затрудняет проведение мероприятий по защите населения и дезактивации территории, зданий, сооружений и техники;

Местность радиоактивными веществами загрязняется неравномерно, а пятнами с различными уровнями радиации, а на поверхности самих пятен, уровни радиации располагаются мозаично, что требует проведения регулярного радиационного контроля;

Естественный спад радиоактивности на местности после аварии на АЭС происходит более медленно и плавно, чем после взрыва атомной бомбы, поэтому территория после аварии атомного реактора будет загрязнена длительное время: несколько десятков, сотен лет.

Взрыв атомного реактора не сопровождается мощным световым излучением и ударной волной, как взрыв атомной бомбы.

Ядерная авария с разрушением реактора может быть представлена тремя фазами развития: ранней, средней, поздней.

Ранняя фаза начинается с момента начала аварии и продолжается до момента времени прекращения выброса из реактора продуктов распада в окружающую среду и полного оседания радиоактивного облака на поверхность земли (формирования радиационных полей). Продолжительность ранней фазы аварии может составлять несколько часов или несколько суток и зависит от уровня аварии, метеоусловий в районе аварии и эффективности мер локализации аварии. В Чернобыле ранняя фаза аварии продолжалась более 10 суток. В этот период обслуживающий персонал станции и население подвергаются внешнему облучению от радиоактивного облака и радиоактивного загрязнения местности, а также внутреннему облучению за счет ингаляционного поступления радионуклидов в организм человека, которое является наиболее опасным видом облучения

При некоторых авариях возможно наличие начальной стадии ранней фазы аварии , которое характеризуется возникновением аварийной ситуации в активной зоне реактора и продолжается до момента выброса радиоактивных веществ. В зависимости от типа реактора продолжительность начальной стадии составляет от нескольких часов до суток.

Средняя фаза развития аварии продолжается около года и начинается с завершением ранней фазы и оканчивается проведением основных экстренных мер по защите населения. Этот период характеризуется, в основном, внешним облучением людей от загрязненной радионуклидами территории, а при употреблении местных продуктов питания и воды - внутренним облучением.

Поздняя фаза продолжается до тех пор, пока полностью не исчезнет необходимость в проведении плановых мер защиты населения. Этот период характеризуется в основном внешним облучением людей, а внутреннее облучение возможно при недосмотре контролирующих органов за продуктами питания местного производства и питьевой водой.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ