Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Если существует преступление, о котором стало известно правоохранительным органам, по нему должна проводиться определенная работа – исследование сообщения о преступлении и предварительное следствие при необходимости.

Если выяснение обстоятельств носит предварительный характер, то есть необходимо выяснить само наличие преступного деяния, то расследование является уже конкретной работой по выявлению доказательств и всех остальных признаков, факторов и критериев, которые относятся к незаконному действию.

Положение

В отношении предварительного расследования существуют свои правила, которые обозначены термином "подследственность".

Таким образом, преступления делятся на категории не только в отношении объекта или субъекта, но и по органу, который будет заниматься уголовным делом.

В статье 151 УПК РФ довольно подробно обозначены незаконные действия, рассматриваемые разными органами. Стоит отметить, что для того, чтобы определить подследственность, необходимо правильно квалифицировать преступление на самом начальном этапе. Это требует от должностного лица наличия у него знаний и опыта.

Кроме того, следует обозначить, что в указанной статье произошли в 2015 году изменения в части полномочий таможенных органов по предварительному следствию и введена в действие статья 215 – преступления, связанные с атомной энергетикой (ст.151 УПК РФ – "Консультант Плюс"), если сравнивать с документом, действующим от 20.03.2011 года.

Поступление информации

Сообщение о преступлении может поступить к разным лицам несколькими способами. В их числе могут быть: заявление в правоохранительные органы, звонок по номеру 02, непосредственное выявление преступных действий прокурором, следователем или дознавателем, а также руководителем следственного отдела или отдела дознания. Уголовное процессуальное законодательство содержит информацию о таких лицах – предварительное расследование осуществляется следователями и дознавателями (часть первая статьи 151 УПК РФ), что означает конкретный круг лиц, которые могут этим заниматься.

Таким образом, как только становится известно о том, что преступление готовится, совершается или уже осуществлено, сотрудник МВД, как только узнал об этом, должен сообщить о событии, в том числе и с подачей рапорта начальству органа, где он проходит службу.

Неотложные действия

Очень часто при выявлении преступления «на месте» необходимо, во избежание утраты доказательств или подозрения на то, что преступник может скрыться, производство неотложных следственных действий.

Так, преступления, которые совершили должностные лица органов Следственного комитета, ФСБ, разведки и лицами подобных учреждений, рассматриваются следователями Следственного комитета, на что указывает, кроме самого положения, данный в юридической литературе по ст.151 УПК РФ комментарий. Дознание в Следственном комитете происходит только в том случае, если преступления, которые подследственны органу дознания на общих основаниях, совершили должностные лица, указанные выше.

Уклонение от внесения специальных платежей на таможне в крупном и особо крупном размере рассматривается органом дознания таможенных органов.

Дознаватели органов по обороту наркотиков и веществ подобного воздействия могут заниматься преступлениями, которые предусмотрены соответствующими статьями, но только в первой части, то есть неквалифицированные деяния.

Полномочия следствия

Для каждого преступления есть соответствующий орган, который будет его рассматривать. Но при поступлении сообщения о совершенном или готовящемся деянии, вне зависимости от уполномоченного органа, как уже было отмечено, рассматриваются органами дознания. Это тот орган, который делает всю «черную работу» перед производством настоящих следственных действий. Остальную часть функций по расследованию преступлений выполняют уже те органы, к ведению которых и относится злонамеренное деяние.

Так, статья 151 УПК РФ с последними изменениями предусматривает, что рабочая группа следственного комитета производит предварительное расследование преступлений, совершенных только по конкретным статьям и связанных только с определенными лицами. Если сообщение о деянии попало в следственный комитет, начальные действия производит орган дознания, а далее материалы передаются по подследственности.

Самое необходимое в этом отношении – не упустить важные моменты. Если дело не требует немедленных следственных действий, рассмотрение можно передать сразу же при поступлении сообщения.

Органы, занимающиеся федеральной безопасностью, рассматривают такие дела, которые связаны с государством (ч.4 ст.151 УПК РФ, действующая реакция). К ним относятся такие, как:

Таможенные органы, соответственно, расследуют дела, которые связаны с пересечением границы.

Однако в этом случае законодательство предписывает таможне проводить только дознание по преступлениям, совершенным по статье 194 и 200.1 УК РФ – уклонение от внесения сумм, предусмотренных на таможне, и контрабанда денег.

Обязанность предварительного следствия (по состоянию УПК на 2011 год) по недействующей статье 188 УК РФ (контрабанда) ст. 151 УПК РФ в новой редакции не содержит.

Определение подследственности по органам

В случае если возникла спорная ситуация, касающаяся подследственности, ее разрешением занимается прокурор. Однако такое положение возникает только по той причине, что уполномоченные лица и органы просто не имеют возможности правильно квалифицировать преступление по различным причинам. Если более подробно рассмотреть статью 151 УПК РФ, то в ней прямо указаны статьи и даже пункты, ориентируясь на которые необходимо отдавать дела по подследственности.

К примеру, предварительное расследование по статье 359 УК РФ (наемничество) относится к ведению и СК, и ФСБ. Однако по пунктам конкретно не указано, какой орган должен этим заниматься. Видимо, конкретная ситуация зависит от тяжести преступления и от силы влияния ее на безопасность страны.

Умышленное нанесение тяжкого вреда здоровью в частях первой-третьей рассматривается органами внутренних дел, а уже в части четвертой – следственным комитетом, как определяет статья 151 УПК РФ.

Поэтому определение подследственности имеет большое значение и влияет в некоторых случаях на ход расследования. Здесь важен и опыт, который приобрели сотрудники, рассматривая дела, которые уполномочены расследовать в силу закона. Безусловно, все работники правоохранительных органов, давно работающие, имеют огромный багаж знаний, но здесь можно сравнить их с докторами, которые занимаются преимущественно лечением в какой-то определенной области – деятельность в совершено не подходящей сфере будет сопряжена с ошибками в некоторых случаях, а также с отсутствием опыта в лечении заболеваний, нехарактерных для конкретной специальности.

Определение подследственности по предмету или объекту

Таким образом, можно отметить, что при выявлении факта преступления сотрудник правоохранительных или других органов имеет возможность определить, согласно статье 151 УПК РФ, подследственность и сообщить об этом в соответствующее учреждение, если это явно следует из характера совершаемого преступления (или уже совершенного, или готовящегося) или же инициировать в собственном ведомстве проверку сообщения о деянии, носителем которого будет являться данный сотрудник.

К примеру, если обнаружен труп (совершено либо убийство, либо имеет место другое деяние, которые привело к смерти потерпевшего), необходимо установить причины.

Необходимо отметить, что по статье 105 УК РФ (убийство) предварительное расследование могут вести как сотрудники СК, так и ОВД. Этим делом не могут заниматься учреждения по контролю за оборотом наркотиков или служба безопасности государства. Однако сюда не входят случаи, когда убийство тесно связано со сферой деятельности указанных органов.

Нюансы

Кроме того, можно также привести пример по статье 211 УК РФ (угон воздушного или железнодорожного транспорта), по которой, согласно статье 151 УПК РФ, предварительные следственные действия проводятся органами ФСБ. Данная статья подлежит рассмотрению следственным комитетом. Здесь все зависит от тяжести преступления, поскольку, как уже отмечено, комитет занимается тяжкими и особо тяжкими деяниями, следовательно, данный орган будет рассматривать уголовное нарушение в связи со смертью потерпевших или при наступлении тяжких последствий (в части третьей).

Собственно, угон, осуществленный с целью совершения террористического акта (часть четвертая) больше относится к ведению ФСБ. Помимо того что статья 151 УПК РФ с последними изменениями довольно точно разграничивает полномочия, следует учитывать и наличие специальных средств и лиц для раскрытия конкретного преступления.

Частные заявления

Часто граждане сами заявляют в органы (прежде всего, в местные правоохранительные) о преступлении, совершенном в отношении самих физических лиц. Если дело не терпит отлагательств, дознаватель проводит проверку по заявлению и дальше передает по подследственности.

Имеют также место обращения граждан через интернет-приемную Следственного комитета. Заявление в обязательном порядке рассматривается и (если также нет необходимости в неотложных следственных действиях) дело по изучению состава передается в другие органы, комитет оповещает заявителя о передаче материалов в необходимую инстанцию.

Подследственность и ее виды (статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации)

Подследственность - это совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых закон определяет, какой следователь или орган дознания должен вести по делу предварительное расследование.

Действующий уголовно-процессуальный закон разграничивает подследственность по предметному (родовому), альтернативному (смешанному), территориальному (местному) и персональному признакам.

Предметная (родовая) подследственность - это подследственность по составу расследуемого преступления, выраженному в его квалификации. До настоящего времени предварительное следствие остается основной формой предварительного расследования.

Предметная подследственность определена законом для каждого субъекта, ведущего предварительное расследование, - для органов дознания, следователей Следственного комитета РФ, ФСБ России, МВД России, ФСКН России.

Рассмотрим вначале подследственность органам дознания. Закон (ч. 3 ст. 150 УПК) предусматривает проведение дознания по широкому кругу уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести. Таков ряд преступлений о посягательстве на личность, здоровье граждан, общественный порядок, экологическую безопасность, порядок осуществления правосудия, собственность, экономику, порядок управления и др. По письменному указанию прокурора в подследственность органов дознания могут быть переданы иные, помимо перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК, дела о преступлениях небольшой и средней тяжести. Федеральный закон 2007 г. «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» существенно расширил подследственность органов дознания, передав им ведение расследования не только по делам, возбужденным в отношении определенных лиц (так было раньше), но и по делам, возбужденным по факту преступления, т. е. когда лицо, совершившее преступление, неизвестно.

Подследственность преступлений органам дознания дифференцируется в УПК применительно к специфике деятельности каждого из них.

По основной массе преступлений дознание возложено законом на дознавателей органов МВД России (п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК).

Пограничные органы ФСБ России ведут дознание по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253, 256, ч. 1 и 2 ст. 322 и ч. 1 ст. 323 УК (п. 3 ч. 3 ст. 151 УК). Дознавателями органов судебных приставов расследование ведется по делам о преступлениях, названных в п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК. В таможенных органах дознавателям подследственны дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 194, ч. 1 ст. 200 1 УК.

Дознаватели органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы в силу УК ведут расследование по делам о неосторожном уничтожении или повреждении имущества (ст. 168), нарушении правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 219), неосторожном уничтожении или повреждении лесов (ч. 1 и 2 ст. 261).

Дознавателям (следователям) органов ФСКН России подследственны дела о преступлениях, названных в п. 8 ч. 3 ст. 151 УПК.

Следователями Следственного комитета РФ дознание производится по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 159 УПК, совершенных лицами, указанными в подп, «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК.

Закон также определяет предметную подследственность органам предварительного следствия, дифференцируя ее для каждого следователя соответствующего ведомства. Статья 151 УПК определяет, какие преступления расследуют следователи Следственного комитета РФ, а какие - следователи органов внутренних дел, следователи органов ФСБ России и следователи ФСКН России.

Анализ подследственности преступлений, указанной в ст. 151 УПК, позволяет сделать вывод о том, что одни и те же преступления входят в подследственность разных следователей. Например, дела о терроризме могут расследовать следователи Следственного комитета РФ, следователи органов ФСБ России и следователи МВД России. Такое явление образует альтернативную (смешанную) подследственность. Она связана с предметной подследственностью и состоит в том, что в рамках последней выделяются дела об отдельных преступлениях, предварительное следствие по которым могут с учетом определенных дополнительных факторов вести следователи, принадлежащие к разным ведомствам. Такими дополнительными факторами выступают данные о том, каким следователем выявлено преступление альтернативной подследственности, кем возбуждено уголовное дело, связанное с основной подследственностью.

Так, закон устанавливает, что преступления о нарушении авторских прав, квалифицированных кражах, мошенничестве, присвоении, растрате, грабеже, разбое, некоторые относящиеся к сфере экономической деятельности, а также к сфере общественной безопасности (захват заложников, бандитизм и др.), связанные с наркотиками и психотропными веществами, экстремизмом, некоторые преступления против правосудия и проч, могут расследоваться следователями органа, выявившего эти преступления (ч. 5 ст. 151 УПК).

По уголовным делам о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений, а также по так называемым должностным преступлениям (в том числе о взяточничестве), некоторым преступлениям против правосудия и др. предварительное следствие производится независимо от предметной подследственности следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело (ч. 6 ст. 151 УПК).

При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственным разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор (ч. 7 и 8 ст. 151 УПК).

Территориальная (местная) подследственность состоит в том, что дознаватель, следователь ведут предварительное расследование в пределах обслуживаемого им территориального образования (район, область) или выделенного следственного участка.

Законом в ряде случаев установлена и персональная подследственность. Она состоит в том, что компетенция того или иного органа расследования определяется в ряде случаев социальными либо профессиональными особенностями лица, о котором ведется производство. Так, согласно п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК все дела о преступлениях против военной службы, совершенных военнослужащими, а также гражданами во время прохождения ими военных сборов и военными строителями (ст. 331 УК), расследуются следователями Следственного комитета РФ. Данное положение закона относит к их подследственности и преступления, совершенные лицами отдельных категорий, в отношении которых применяется особый порядок производства (ст. 447 УПК), а также должностными лицами органов ФСБ России, СВР России и других правоохранительных органов. Исключением является случай, когда лица, перечисленные в ст. 447 УПК, совершили государственную измену, шпионаж, разглашение государственной тайны, утрату документов, содержащих государственную тайну. Дела об этих преступлениях согласно ч. 4 ст. 151 УПК подследственны следователям органов ФСБ России. Как уже отмечалось, если указанные лица совершили преступления, входящие в компетенцию органов дознания (ч. 3 ст. 150 УК), дознание также проводится следователями Следственного комитета РФ.

Персональную подследственность имеют и дела лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости или заболевших психическим расстройством после совершения преступления (ч. 1 ст. 433 УПК). Дознание по таким делам, независимо от характера деяния, не производится: обязательно предварительное следствие (ч. 1 ст. 434 УПК), производимое одним из следователей в рамках предметной подследственности. Не вполне ясно, каким именно следователем оно должно проводиться, если в обычной ситуации, т. е. в отношении психически здоровых лиц, дело подследственно органу дознания. Представляется, что в этом случае предварительное следствие должен вести следователь органов внутренних дел.

Проявления преступности многообразны. Таковой деятельностью занимаются люди всех слоев общества, территориальной дислокации, должностного положения. Этот фактор законодатель учел путем введения в УК понятия подследственности. Описано оно в ст. 151 УПК Российской Федерации (РФ). Это положение закона фактически распределяет обязанности между разными правоохранительными органами.

Статья 151 имеет важное практическое значение. УПК РФ в целом регулирует поведение процессуальных лиц. Они обязаны взаимодействовать, выполнять вмененные обязанности исключительно по установленным правилам. А нормы статьи помогают избегать конфликтов в вопросах передачи дел из одного учреждения/подразделения в другой. Имеются у ст. 151 УПК и иные функции.

Понятие

Ст. 151 УПК РФ напрямую не растолковывает слово «подследственность». Суть такового следует из логики кодекса. А именно определяет набор правил, по которым криминальные материалы распределяются между участниками правоохранительной системы для организации первичного следствия.

Подследственность бывает нескольких видов. Это связано с рациональностью организации разбора уголовных деяний. Виды подследственности таковы:

  1. Предметная. Связана с общественной опасностью совершенного деяния.
  2. Территориальная. Имеется в виду место совершения проступка, нахождения подозреваемого.
  3. Личная.
  4. Альтернативная.
  5. Взаимосвязанная.
  6. Вертикальная.

Разрабатывая нормы ст. 151 УПК законодатель учитывал необходимость предоставления сторонам процесса возможности избежать казусных, не правовых ситуаций. Поэтому в статью введено правило разрешения спорных вопросов. Такая функция передана прокуратуре (п. 8 ст. 151 УПК).

Под предметной подследственностью понимают передачу дел органам, указанным в кодексе. Определяющим фактором является опасность деяния для общества. Нормы подробно отражены в ч. 2-6 ст. 151 УПК РФ. Например, Следственному комитету (СК) передаются дела об убийстве, бандитизме, о некоторых посягательствах на половую неприкосновенность.

Территориальная подследственность выражается в том, что дело передается в подразделение, обслуживающее определенную местность. Расшифровывается понятие в 152-й статье УПК. Информация о противоправном деянии уголовного характера должна передаваться в орган, работающий в месте совершения проступка. Причем, в данном случае учитывается и родовая подследственность. То есть выбирается та часть правоохранительной системы, которой поручена работа с соответствующими материалами.

Существуют преступления многоплановой территориальности.

Начинает свою деятельность подозреваемый в одном городе, а последний эпизод происходит в другом. Иногда за тысячи километров от первого. В этой ситуации дело принято передавать по конечному адресу. Но решение . Вполне возможен вариант расследования по месту пребывания/жительства обвиняемого.

Личная подследственность предполагает учет должностных полномочий подозреваемого в определении правоохранительного органа для проведения предварительного следствия. Так, СК проводит мероприятия в отношении провинившихся судей, адвокатов, прокуроров и следователей.

Об альтернативной подследственности говорится в п. 5 ст. 151 УПК. Согласно ее нормам, по некоторым делам предварительные материалы должен собирать тот орган, который выявил преступную деятельность. Перечень статей УК приведен тут же. То есть альтернативный вид касается не всех преступлений.

Подследственность по связи дел предполагает передачу материалов из одного органа в другой. Всеми эпизодами в отношении подозреваемого должен заниматься один следователь. Кроме того, они разбираются комплексно в судебной инстанции.

Определение: подследственность – это свод норм уголовного законодательства, регулирующий распределение полномочий между частями правоохранительной системы. Приведены таковые в ст. 151 УПК.

Связь с подсудностью

Цель следствия – это доведение материалов расследования до судебного разбирательства. Данная работа предполагает соответствие деятельности правоохранителей конституционным основам государства. Дело в том, что судебная власть в РФ независима. Это одна из трех ветвей, призванных совокупно внедрять в жизнь принципы демократии. Поэтому подсудность и подследственность конкретных уголовных дел связаны лишь отчасти.

Госорган, принимающий решение в отношении преступника, функционирует по отдельному закону. В определенном смысле суд стоит над процессом. Он должен обеспечить достижение справедливости. Судья ведет конкретное производство, одновременно, выполняя контрольную функцию. То есть он должен выявлять и исправлять ошибки других процессуальных лиц, в том числе правоохранителей.

Судопроизводство организовано на принципах территориальности. Россия – это федерация. В каждом субъекте действует система судов. Ее полномочия распространяются на территорию региона. Исключение является Верховный Суд РФ. Он принимает решения, обязательные для исполнения в пределах страны в целом.

Подследственность и подсудность пересекаются в последнем из указанных выше видов – вертикальном. Предварительное следствие передается в часть правоохранительной системы, соответствующую суду, где должен идти процесс. Речь идет о конечном перечне статей УК. Например, если провинился высший чиновник региона, то материалы отработают следователи соответственного управления СК.

В остальном соблюдаются принципы судебной власти. К производству учреждение принимает дела, относящиеся к территориальной компетенции. При выявлении дополнительных, в том числе экстерриториальных факторов, не передает его в иной орган. Разбирает до вынесения вердикта самостоятельно.

Решение по уголовному процессу инстанции, в чьи полномочия дело не относится, признается незаконным. Подать соответствующую апелляцию может одно из процессуальных лиц. Чаще всего имя является сторона защиты. Кроме того, законом дано право адвокату предъявлять обоснованный отвод суду. Последний принимает по нему решение.

Система органов дознания

Ст. 151 УПК распределяет полномочия в соответствии с тяжестью уголовных проступков, личностью правонарушителя, общественной опасностью деяний. В ее тексте указаны конкретные правоохранительные учреждения. А именно:

  • Следственный комитет (п. 2 пп. 1, п. 3 пп. 7);
  • Федеральная служба безопасности (п. 2 пп. 2, п. 4);
  • Органы внутренних дел (п. 2 пп. 3, п. 3 пп. 1);
  • пограничная служба (п. 3, пп. 3);
  • Федеральная служба судебных приставов (п. 3 пп. 4);
  • Госпожарнадзор (п. 3 пп. 6);
  • таможенный орган (п. 3 пп. 9).

Кроме того, законодательство дает право проводить предварительное следствие иным лицам в определенных условиях. К ним относятся капитаны судов, руководители исследовательских партий, главы посольств. Полномочия они приобретают в том случае, если по объективным причинам невозможно привлечь к расследованию правоохранителей.

Само понятие подследственности предполагает определенный набор полномочий. Причем таковой не связан с ее видом. Следователи обязаны , собрать доказательную базу. Они предварительно классифицируют деяние. То есть определяют статью УК, которой соответствует проступок. Это необходимо для предъявления обвинения. Окончательное решение принимается только в судебном процессе.

Кроме того, существует распределение обязанностей внутри правоохранительных органов. Дознавателям поручают работу с материалами небольшой тяжести. Если же совершен тяжкий проступок, то заявление идет в работе следователя. Таковое правило в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса напрямую не отражено. Оно описано во внутриведомственных актах.

Для понимания: законодательство дает право прокурору изменить подследственность (п. 8 ст. 151).

В тексте не указана причина и участники спора о том, кто будет разбирать заявление пострадавшего. Следовательно, прокуратура имеет формальное право изъять дело и поручить его предварительное расследование иному органу.

Распределение обязанностей между правоохранителями

Перечень преступлений, которые должен разбирать тот или иной орган, детально указан в пунктах рассматриваемой статьи. Как правило, порядок не нарушается. Так, подследственности СК подлежат такие виды уголовных проступков:

  1. Убийства. Дело может сразу поступить в комитет или быть передано ввиду открывшихся обстоятельств. Не всегда дознание однозначно квалифицирует убийство с первого момента.
  2. Доведение до самоубийства. Здесь сходная ситуация. Данного вида преступления трудно . В СК материалы попадают, если появляется подозрение об участии в акте третьих лиц.
  3. Изнасилование. Таковое деяние сразу передается в СК. Основание – заявление пострадавшего лица. Некоторые иные посягательства на половую неприкосновенность.
  4. Тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними в отношении лиц, не достигших 18 лет. Это также сфера следователей СК.
  5. Любой проступок, совершенный должностным лицом правоохранительной системы. Имеются в виду работники самого СК, ФСБ, МВД и других компетентных органов.
  6. Причинение смерти по неосторожности. То есть любой вид смерти с наличием криминальных признаков приводит материалы в СК.
  7. Уголовное ущемление прав и свобод личности. Например, нарушение норм проведения плебисцитов. С таковыми заявлениями работают сотрудники СК.
  8. Некоторые случаи подрыва государственных устоев (делят обязанности с ФСБ).
  9. Преступления против нравственности, общественного здоровья.
  10. Некоторые криминальные посягательства в экономической сфере.
  11. Бандитизм. Дело может находиться в МВД. После определенной работы переквалифицироваться и быть переданным в СК.
  12. Преступные посягательства в экологической сфере.
  13. Криминальные нарушения в области эксплуатации транспорта.
  14. Уголовные деяния, совершенные органов местного самоуправления и госслужащими, подтачивающими устои власти. Самый распространенный случай – взяточничество.
  15. Покушения на правосудие и воинскую службу.
  16. Преступные посягательства на мир и безопасность человечества.

Кроме того, СК в рамках персональной подследственности работает с материалами, касающимися должностных лиц. К ним относятся все избранные люди от местного депутата до члена Совфеда, военные, прокуроры, разведчики и другие. Определяет подразделение руководитель комитета. А генпрокурор РФ в рамках госконтроля проверяет материалы, вносит коррективы, выдает задания.

Следователи ФСБ работают с информацией о таких преступлениях:

  • в экономической сфере;
  • террористический акт;
  • шпионаж;
  • измена;
  • посягательства на конституционный строй и безопасность государства;
  • против мира (ст. 353 -355, 359 УК).

Таможенные органы проводят предварительный сбор материалов в отношении посягательств в соответствующей сфере. К таковым относятся подведомственны дела о контрабанде, уклонении от внесения таможенной пошлины и другие. В компетенцию ССП отнесено расследование уголовных правонарушений, касающихся воспрепятствования работе судебных инстанций.

С остальными правонарушениями работают сотрудники МВД.

Следует отметить, что на их долю выпадает самый большой по численности объем расследований. По статистике, тяжких уголовных нарушений в стране происходит намного меньше, чем небольшой или средней тяжести.

Часть полномочий участников правоохранительной системы пересекается. Это определяется признаками, составляющими альтернативную подследственность. Орган, выявивший нарушение авторского права, обязан довести дело до суда. Иному участнику системы таковое не передается.

Иная ситуация, если в ходе расследования выявлены признаки вовлечения в криминальную деятельность несовершеннолетнего. Таковое деяние отнесено к компетенции СК. Значит, материалы передаются следователям Следственного комитета (п. 7). Такое же правило действует в отношении следующих нарушений УК:

  • несообщение об уголовном деянии (ст. 205.6 УК);
  • нецелевое расходование средств бюджета (285.1);
  • ложное сообщение о преступлении (донос);
  • отказ от дачи показаний (308);
  • ложная информация, предоставленная суду экспертом, переводчиком или специалистом (307);
  • принуждение к обману суда (309);
  • обнародование данных расследования (310);
  • раскрытие информации о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи (311), правоохранителя (320);
  • укрытие преступника (316).

Система подследственности создана так, чтобы распределить обязанности между участниками правоохранительных органов и, одновременно, организовать деятельное взаимодействие. Первоначально заявление передается следователю учреждения, указанного в нормах закона. Однако, по выявленным обстоятельствам материалы могут быть отправлены в иное место. Решение принимается прокурором, осуществляющим надзор по признаку территориальности.

Правовой комментарий

Уголовное законодательство не статично. В стране постоянно происходят перемены. Корректируется система правоохранительных органов, развиваются технологии, в новые сферы проникает преступность. Поэтому текст УПК также совершенствуется.

Это необходимо для «закрытия дыр» в системе защиты общества.

Например, расследованием криминальных проявлений в области оборота наркотических средств и психотропных веществ до 2016 года занималось специальное подразделение. Теперь таковое реорганизовано. Законодатель исключил п. 5 из рассматриваемой статьи. То же касается вовлечения несовершеннолетних в криминальную деятельность. Расследование по таким эпизодам всегда производилось органом, который выявил нарушение. Теперь оно отнесено к компетенции СК.

Не рассмотрен выше еще один вид подследственности. Его принято называть универсальным. Он проистекает из текста ст. 37 УПК. В соответствии с ним прокурор может передавать материалы, в связи с которыми возбуждено производство, в любой орган. Естественно, делается это на основании действующего законодательства и наличия серьезной аргументации.

Однако правовая наука не выделяет универсальный вид подследственности в отдельный. И основание тому – это указание в статье 37 УПК на необходимость учитывать иные нормы кодекса, в том числе ст. 151. Прокуратуре необходимы действительно веские основания, чтобы забрать материалы у одного следователя и передать их иному участнику правоохранительной системы.

Несмотря на широкие полномочия, прокуратура не стоит над следствием. За ее деятельностью надзирает суд. Последний имеет право опротестовать неправомерное решение. Теоретически спор может дойти до Генпрокурора или ВС РФ. На практике таковое случается крайне редко.

Отдельно законодатель разобрал ситуацию, когда объединяются различные по подследственности дела. Следователю какой структуры их передать для дальнейшей работы должен определить прокурор. Здесь учитывается вертикальный вид подследственности. То есть решение принимается на том уровне, на каком будет проводиться судебное разбирательство.

Пока законодатель не внес изменения в разбираемую статью, касающуюся полномочий Росгвардии. Значит, не за горами новая корректировка кодекса. Вероятно, этому органу будет поручена работа с криминальными проявлениями в области оборота психотропных веществ. Но точно это станет известно, когда будут приняты изменения в УПК. Закон не может оставаться статичным. Общество стремительно развивается, преступность идет на шаг впереди. Следовательно, необходима постоянная напряженная работа экспертов-криминалистов, ученых и законодателей.

Статья 151. Подследственность
[Уголовно-процессуальный кодекс РФ] [Глава 21] [Статья 151]

1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

2. Предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам:

а) о преступлениях, предусмотренных статьями 105 — 110, 111 частью четвертой, 120, 126, 127 частями второй и третьей, 127.1 частями второй и третьей, 127.2 частями второй и третьей, 128, 131 — 149, 170.1, 171.2, 172.1, 185 — 185.6, 194 частями третьей и четвертой, 198 — 199.2, 201, 204, 205 — 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208 — 212.1, 215, 215.1, 216 — 217.2, 227, 237 — 239, 240.1, 242.2, 246 — 249, 250 частями второй и третьей, 251 частями второй и третьей, 252 частями второй и третьей, 254 частями второй и третьей, 255, 258.1 частями второй и третьей, 263, 263.1, 269, 270, 271, 271.1, 279, 282 — 282.3, 285 — 293, 294 частями второй и третьей, 295, 296, 298.1 — 305, 317, 318, 320, 321, 328, 330.1, 330.2, 332 — 354.1 и 356 — 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;

в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;

2) следователями органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 189, 200.1 частью второй, 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208, 211, 217.1, 226.1, 229.1, 275 — 281, 283, 283.1, 284, 322 частью третьей, 322.1 частью второй, 323 частью второй, 355 и 359 Уголовного кодекса Российской Федерации;

3) следователями органов внутренних дел Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 111 частями первой — третьей, 113, 114, 117 частями второй и третьей, 122 частями третьей и четвертой, 123 частью третьей, 124, 127.1, 127.2, 150 частями второй и третьей, 151 частями второй и третьей, 158 частями второй — четвертой, 159 частями второй — четвертой, 159.1 частями второй — четвертой, 159.2 частями второй — четвертой, 159.3 частями второй — четвертой, 159.4 частями второй и третьей, 159.5 частями второй — четвертой, 159.6 частями второй — четвертой, 160 частями второй — четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 163 частями второй и третьей, 164, 165 частью второй, 166 частями второй — четвертой, 167 частью второй, 169, 171 частью второй, 171.1 частями второй и четвертой, 172, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 175 частью третьей, 176, 178, 179, 180 частью третьей, 181 частью второй, 183, 184, 186, 187, 191, 191.1 частью третьей, 192, 193, 193.1, 195 — 197, 200.1 частью второй, 201, 202, 205, 206, 207 частью второй, 208 — 210, 212.1, 213 частью второй, 215.2, 215.3, 217.1, 219 частями второй и третьей, 220 частями второй и третьей, 221 частями второй и третьей, 222 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 225 — 227, 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229.1, 234 частями второй и третьей, 235, 236, 240 частями второй и третьей, 241 частями второй и третьей, 242.1, 243 частью второй, 243.2 частью третьей, 243.3 частью второй, 259, 260 частями второй и третьей, 261 частями третьей и четвертой, 264, 266 частями второй и третьей, 267, 268 частями второй и третьей, 272 — 274, 304, 313 частями второй и третьей, 322.1 частью второй, 325.1 частью второй, 327 частью второй, 327.1 частями второй и четвертой и 330 частью второй Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) утратил силу;

5) следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 226.1 (в части, касающейся контрабанды сильнодействующих или ядовитых веществ), 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229, 229.1, 230 частями второй и третьей, 231 частью второй, 232 частями второй и третьей, 234 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации.

3. Дознание производится:

1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3 — 6, 9 настоящей части;

2) утратил силу;

3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), частями первой и второй статьи 322 и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации;

5) утратил силу;

6) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частями первой и второй статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации;

7) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 150 настоящего Кодекса, совершенных лицами, указанными в подпунктах «б» и «в» пункта 1 части второй настоящей статьи;

8) дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 228 частью первой, 228.2, 228.3, 230 частью первой, 231 частью первой, 232 частью первой, 233, 234 частями первой и четвертой и 327 частями первой и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации;

9) дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 194 частями первой и второй, 200.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 275, 276, 283, 283.1 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подпункте «в» пункта 1 части второй настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности.

5. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 146, 158 частями третьей и четвертой, 159 частями второй — четвертой, 159.1 частями второй — четвертой, 159.2 частями второй — четвертой, 159.3 частями второй — четвертой, 159.4 частями второй и третьей, 159.5 частями второй — четвертой, 159.6 частями второй — четвертой, 160 частями второй — четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 171 частью второй, 171.1 частями второй и четвертой, 172, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 176, 183, 187, 190, 191, 192, 193, 193.1, 194 частями первой и второй, 195 — 197, 200.1 частью первой, 201, 202, 205.4, 205.5, 206, 207 частью второй (за исключением случая, когда данное преступление выявлено органами по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ), 208 — 210, 222 частями второй и третьей, 226 частями второй — четвертой, 226.1, 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229.1, 239, 243 частью второй, 243.2 частью третьей, 243.3 частью второй, 263.1, 272 — 274, 282.1 — 282.3, 308, 310, 327 частью второй и 327.1 частями второй и четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления.

6. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 285, 285.1, 285.2, 286, 306 — 310, 311 частью второй, 316 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

7. При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей.

8. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.


1 комментарий к записи “Статья 151 УПК РФ. Подследственность”

    Статья 151. Подследственность

    Комментарий к статье 151

    1. Подследственность — это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать.
    Значение правил подследственности состоит в обеспечении такого распределения уголовных дел между органами расследования, чтобы каждое уголовное дело было максимально качественно и быстро подготовлено к судебному разбирательству. Правила подследственности связаны и с соблюдением прав потерпевшего и обвиняемого, так, они позволяют им правильно адресовать свои ходатайства и жалобы. Но главное, что в подобных случаях обеспечивается право обвиняемого, которое можно назвать правом на естественного (законного) следователя, подобное его праву на естественный (законный) суд. Как и при отказе в праве на естественный суд, произвольное нарушение правил подследственности порождает сомнения в беспристрастности органа расследования, который, возможно, назначен ad hoc (специально для данного случая — лат.), но пристрастность публичного обвинителя несовместима в состязательном процессе с принципом равенства сторон. Поэтому несоблюдение правил подследственности признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона (ст. ст. 381, 389.17) и влечет признание полученных доказательств недопустимыми (ч. 3 ст. 7) .
    ———————————
    См.: абзац 4 указания Генпрокуратуры РФ от 29.01.2008 N 14/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел» // СПС «КонсультантПлюс».

    2. Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида (признака) подследственности: предметную (родовую) — ст. 151 и территориальную (местную) — ст. 152. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или дополнениями) для предметного признака. Исключения применяются в силу: а) особенностей статуса подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего (персональная или личная подследственность); б) связи с другим уголовным делом (альтернативная подследственность); в) исключительной компетенции органа уголовного преследования (универсальная подследственность).
    3. Комментируемая статья регламентирует предметную подследственность и исключения из нее. Предметный признак подследственности выражен в квалификации преступления по статьям Особенной части УК. О территориальной подследственности см. ком. к ст. 152.
    4. Если с точки зрения предметного признака по уголовному делу обязательно производство предварительного следствия (состав преступления не попадает в перечень ч. 3 ст. 150 УПК), то в силу персонального признака следователи прокуратуры производят предварительное следствие по преступлениям, совершенным: а) лицами, обладающими служебным иммунитетом (см. ст. 447 УПК и ком. к ней); б) должностными лицами, указанными в п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК правоохранительных органов; в) лицами гражданского персонала воинских формирований или правоохранительных органов в связи с исполнением ими служебных обязанностей или совершенных в расположении соответствующего учреждения. Следователи Следственного комитета РФ вне зависимости от квалификации преступления (даже если оно по квалификации относится к дознанию или к органам ФСБ) проводят предварительное следствие по преступлениям, совершенным в отношении лиц, указанных: 1) в подп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 151 в связи с их профессиональной деятельностью; 2) в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 в связи с их служебной дея-тельностью; г) ФЗ от 28.12.2010 N 404-ФЗ: с 01.01.2012 следователями СК РФ будут также расследоваться уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних (подп. «г» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК).
    Об исключениях из персональной подследственности следователей Следственного комитета РФ см. ком. к ч. 4 ст. 151.
    5. Часть 3 ком. статьи допускает неоднозначное толкование подследственности органов госнаркоконтроля. Все преступления, отнесенные к их компетенции (п. 8 ч. 3 ст. 151), по буквальному смыслу п. 1 ч. 3 ст. 151 одновременно относятся к подследственности дознания ОВД. Причина такой неопределенности состоит в том, что Законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ в часть 3 ком. статьи был введен п. 8, а в п. 1 соответствующие изменения не внесли. Данная неопределенность на практике может разрешаться двумя способами: либо с помощью коррекционного толкования п. 1 ч. 3 ст. 151, когда вместо слов «в пунктах 3 — 6» следует читать «в пунктах 3 — 8», либо с помощью аналогии с альтернативной подследственностью (которая сформулирована лишь для предварительного следствия. О ней см. ком. к ч. ч. 5 и 6 ст. 151): указанные в п. 8 ч. 3 ст. 151 преступления расследует тот орган, который их выявил и возбудил, а споры о подследственности разрешает прокурор.
    6. Правом проводить дознание по соответствующему поручению прокурора наделены следователи органов Госнаркоконтроля по делам, отнесенным к «дознавательской» подследственности этих органов. Следователи ОВД в соответствии с изменениями, внесенными ФЗ от 06.06.2007 N 90-ФЗ в п. 1 ч. 3 ком. статьи, утратили право проводить дознание.
    7. Следователи Следственного комитета РФ производят дознание при соблюдении следующих условий: а) преступление совершено лицами, указанными в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151; б) по предметному признаку это преступление относится к дознанию (указано в перечне ч. 3 ст. 150). Если преступление совершено в отношении этих лиц (обладающих служебным иммунитетом или являющихся военнослужащими или должностными лицами правоохранительных органов), то по данному преступлению обязательно производство предварительного следствия.
    8. Часть 4 ком. статьи устанавливает для четырех составов преступлений изъятие из персональной подследственности следователей Следственного комитета РФ в пользу предметной подследственности следователей ФСБ. Персональная подследственность как исключение из предметной отсутствует по указанным в ч. 4 ст. 151 делам, отнесенным к предметной подследственности следователей ФСБ. Это правило распространяется только в отношении лиц, указанных в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151. При этом возникает коллизия норм, когда одно и то же лицо обладает иммунитетом по ст. 447 УПК и одновременно указано в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК. Например, следователь ФСБ совершает преступление в виде шпионажа (ст. 276 УК). В этом случае Кодекс не позволяет однозначно решить вопрос о подследственности. Представляется, что нормы, закрепленные в подп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 151, по смыслу закона являются специальными, поскольку обеспечивают процессуальный иммунитет лиц, указанных в ст. 447. Поэтому при указанной коллизии приоритетом пользуется подследственность следователя Следственного комитета РФ.
    9. Части 5 и 6 ком. статьи устанавливают признаки подследственности, которые принято называть альтернативными и по связи дел. Указанные в ч. 5 ст. 151 УПК преступления могут расследоваться следователями того органа, который выявил данные преступления (альтернативная подследственность). Указанные в ч. 6 ст. 151 УПК преступления могут расследоваться тем органом, который их возбудил (подследственность по связи дел). Учитывая редакцию данных статей, следует сделать вывод, что преступление в виде неквалифицированного вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления (ч. 1 ст. 150 УК) может расследоваться и в форме дознания дознавателями любых органов дознания (ч. 3 ст. 150 УПК). Дознание по делам, указанным в ч. 6 ст. 151, может проводиться и по другим преступлениям средней тяжести по письменному указанию прокурора (ч. 3 ст. 150 УПК).
    10. Настоящий Кодекс предусматривает еще один вид подследственности, которую можно назвать универсальной — таким исключением из предметной подследственности, когда родовой признак (квалификация преступления) вообще не имеет значения. Универсальная подследственность возникает, когда прокурор передает любое уголовное дело следователю Следственного комитета (п. п. 11 и 12 ч. 2 ст. 37 УПК).
    11. Части 7 и 8 ком. статьи устанавливают правило, согласно которому в спорных случаях подследственность определяет прокурор. При этом прокурор вправе без учета предметной подследственности передать любое уголовное дело от органа дознания следователю и от любого следователя — следователю Следственного комитета (п. п. 11 и 12 ч. 2 ст. 37). Передача дела от одного органа расследования другому не должна нарушать предметную и персональную подследственность (п. 12 ч. 2 ст. 37). До принятия ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ передача дела по подследственности от одного органа расследования другому всегда производилась по постановлению прокурора. Указанный Закон предусмотрел, что в целом ряде случаев дело передается через руководителя СО (ч. ч. 3, 5, 6 ст. 152, п. 3 ст. 149, ст. 155, ч. 3 ст. 157, ч. 1.1 ст. 319). Отдельные статьи УПК сохранили полномочия прокурора по передаче дел и по определению подследственности (ч. 3 ст. 146; ч. ч. 7 и 8 ст. 151). С учетом толкования данных правил в совокупности с полномочиями органов расследования (ст. ст. 37 — 41) следует признать, что уголовное дело передается по подследственности следователем через руководителя СО (который затем вправе направить его прокурору), а дознавателем или органом дознания — через прокурора. Споры о подследственности разрешает прокурор (ч. 8 ст. 151).
    Обеспечить соблюдение подследственности при конкуренции ее признаков помогут следующие рекомендации: а) при соединении дел приоритет имеет тот орган, к чьей предметной подследственности относится более тяжкое преступление. Поэтому орган следствия всегда имеет преимущество перед дознавателем; б) при конкуренции предметной и персональной подследственности приоритетом пользуется персональная (как исключение из правила), кроме случаев, прямо предусмотренных ч. 4 ст. 151 УПК; в) при конкуренции признаков альтернативной подследственности и персональной последняя имеет большую силу.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ