Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Настоящим Законом устанавливаются принципы и порядок разграничения объектов государственной собственности в Республике Абхазия на республиканскую и местную (муниципальную)? собственность и порядок её формирования.

Статья 1. Виды государственной собственности

К государственной собственности относятся собственность Республики Абхазия и собственность административно-территориальных образований (местная? собственность).

Статья 2. Понятие республиканской собственности

К республиканской собственности относятся объекты государственной собственности, составляющие основу национального богатства республики и необходимые для решения общегосударственных задач экономического, политического, оборонного, социально-культурного развития республики, а также объекты государственной собственности, обеспечивающие деятельность республиканских органов государственной власти и управления.

Статья 3. Понятие собственности? административно-территориальных образований (местной собственности)

К местной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территории административно-территориальных образований и находящиеся в ведении городов и районов и необходимые для их экономического и социально-культурного развития.

Статья 4. Объекты, относящиеся к республиканской собственности

К республиканской собственности относятся:

1. Объекты, составляющие основу национального богатства:

1.1. Земля и её недра, воды, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Республики Абхазия, растительный и животный мир, другие ресурсы, минеральные источники;
1.2.Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение);
1.3. Объекты историко-культурного и природного наследия, художественные ценности, учреждения культуры, имеющие республиканское значение.

2.Объекты, необходимые для обеспечения функционирования республиканских органов власти и управления и решения общегосударственных задач:

2.1. Средства республиканского бюджета Республики Абхазия, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и охраны труда и других государственных внебюджетных фондов Республики Абхазия, Национального банка Республики Абхазия, доля Республики Абхазия от золотого запаса, алмазного и валютного фондов бывшего СССР;
2.2. Имущество вооруженных сил, органов государственной безопасности, органов внутренних дел и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Республики Абхазия;
2.3. Высшие учебные заведения, средние специальные и профессионально-технические учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Академии наук Абхазии, Министерства образования Республики Абхазия, Министерства здравоохранения Республики Абхазия, государственные научные центры;
2.4. Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической и экологической служб, служб контроля за состоянием и охраной окружающей природной среды и природных ресурсов;
2.5.Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической, ветеринарной служб, службы защиты растений;
2.6. Предприятия статистических органов, патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции, полигоны;
2.7. Издательские и полиграфические предприятия и типографии республиканского значения;
2.8. Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.

3. Объекты оборонного производства:

3.1.Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, военное снаряжение, независимо от доли военных заказов;
3.2. Защищённые рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

4.Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства Республики Абхазия в целом и развитие других отраслей народного хозяйства:

4.1.Предприятия добывающей и перерабатывающей промышленности;
4.2.Предприятия топливно-энергетического комплекса;
4.3.Предприятия и объекты электроэнергетики, за исключением вошедших в статью 5 настоящего Закона;
4.4.Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта, морского флота, предприятия газификации (кроме вошедших в статью 5 настоящего Закона);
4.5.Республиканские автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации;
4.6.Предприятия связи, телевещания и радиовещания, телевизионные и радиопередающие центры, информационные и телеграфные агентства;
4.7. Звероводческие хозяйства, государственные племенные и конные заводы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия рыбопромысловой промышленности и хозяйства по производству ценных видов рыб, птицефабрики;
4.8.Предприятия машиностроения и химической промышленности;
4.9.Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов;
4.10.Научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательские организации, а в случае нахождения их в составе научно-производственных объединений? указанные объединения;
4.11.Предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений;
4.12.Предприятия, включенные в перечень организаций, привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
4.13.Государственные санаторно-курортные учреждения, объекты гостиничного хозяйства, подведомственные республиканским органам государственного управления, специальные объекты, предназначенные для приёма высших должностных лиц, находящиеся в ведении высших органов государственной власти и управления Республики Абхазия;
4.14.Учреждения спорта, имеющие республиканское значение;
4.15.Строительные предприятия, организации республиканского значения, а также объекты по производству стройматериалов и конструкций, добыче инертных материалов и строительству эксплуатационных водохозяйственных точек и сооружений;
4.16. Оптово-складские помещения и базы республиканского значения, элеваторные хозяйства, распределительные холодильники, базы комплектации;
4.17.Предприятия бытового обслуживания, объекты торговли и общественного питания, входящие в структуру государственных компаний и организаций,? подведомственных Кабинету Министров Республики Абхазия;
4.18.Предприятия и организации по производству вина, спиртовой, ликероводочной продукции, по переработке табака и производству табачных изделий, а также растительных и эфирных масел;
4.19.Государственные объекты, вновь создаваемые из средств республиканского бюджета и учреждённые Правительством Республики Абхазия и его органами.

Статья 5. Объекты, относящиеся к собственности административно-территориальных образований (местной собственности)

К местной собственности относятся:

5.1. Средства местного бюджета и внебюджетных фондов, учреждённых местными органами государственной власти;
5.2. Жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении администраций, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счёт отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;
5.3.Жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные организации, обслуживающие объекты, перечисленные в данной статье;
5.4.Объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;
5.5.Объекты культурно-оздоровительного и санаторно-курортного комплекса, гостиничного хозяйства, не вошедшие в статью 4 настоящего Закона;
5.6.Предприятия и организации сельского хозяйства и по переработке и фасовке чая;
5.7.Предприятия розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, рынки и их филиалы, не вошедшие в статью 4 настоящего Закона;
5.8.Оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объема услуг указанных предприятий;
5.9. Учреждения и объекты здравоохранения (кроме республиканских больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями, школ-интернатов), культуры и спорта;
5.10.Предприятия грузового и пассажирского автотранспорта, государственные станции техобслуживания автотранспорта, не вошедшие в статью 4 настоящего Закона;
5.11.Другие учреждения и объекты, находящиеся в оперативном управлении администраций районов и города Сухум, а также имущество предприятий и организаций, финансируемых из местного бюджета;
5.12.Вновь создаваемые предприятия и приобретенное имущество из средств местного бюджета.

Статья 6. Отнесение объектов государственной собственности

Объекты государственной собственности подлежат обязательному отнесению к республиканской собственности либо к собственности административно-территориальных образований (местной собственности), независимо от их ведомственной подчиненности и от того, на чьем балансе они находятся.

Объекты государственной собственности, не указанные в статье 4 и статье 5 настоящего Закона, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в республиканскую собственность до момента определения соответствующего собственника. Отнесение указанных объектов к республиканской или местной собственности осуществляется Народным Собранием Республики Абхазия по представлению Президента Республики Абхазия.

Статья 7. Порядок управления и распоряжения объектами республиканской собственности

Управление и распоряжение объектами республиканской собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Абхазия, осуществляет Правительство Республики Абхазия. Правительство Республики Абхазия может делегировать министерствам и ведомствам полномочия по управлению и распоряжению объектами республиканской собственности, а также подведомственными им предприятиями, в том числе полномочия по:

Заключению договоров с руководителями предприятий, организаций и учреждений;
- утверждению уставов предприятий, организаций и учреждений;
- заключению договоров аренды имущества и учредительных договоров в соответствии с законодательными актами Республики Абхазия.

Статья 8. Гарантии прав собственности на приобретенные государственные объекты

Настоящий Закон не распространяется: на объекты, ранее находившиеся в государственной собственности и отчужденные в законном порядке в собственность граждан и юридических лиц; на собственность иностранных государств и международных организаций, а также на объекты интеллектуальной собственности.

Статья 9. Порядок оформления разграничения государственной собственности

Оформление передачи объектов государственной собственности в республиканскую собственность или в собственность административно-территориальных образований (местную собственность) в соответствии со статьями 4 и 5 настоящего Закона осуществляется Кабинетом Министров Республики Абхазия.

Принят Народным Собранием Республики Абхазия

Президент Республики Абхазия

В.Ардзинба

г.Сухум

Экономика республики предполагает многообразные организационно-правовые формы предприятий, которые отличаются многими признаками: формой собственности, количеством и составом собственников, порядком формирования уставного фонда, степенью ответственности, правами и обязанностями собственников и др. Однако важнейшим признаком является форма собственности .

Собственность в Республике Беларусь может существовать в следующих формах:

  • частная собственность;
  • государственная собственность;
  • общая (долевая) собственность.

Характеристика частной собственности

Частной собственностью является имущество, принадлежащее человеку, физическому лицу. Частная собственность создается и приумножается за счет предпринимательской, трудовой деятельности, ведения собственного хозяйства, вкладов в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги, приобретения имущества по наследству.

В частной собственности могут находиться: жилые дома, дачи, транспортные средства, денежные средства, акции, предметы личного потребления, средства производства для ведения хозяйственной деятельности, организации торговли и обслуживания, объекты культуры, произведенная продукция и полученные доходы.

Характеристика государственной собственности

К государственной собственности относятся республиканская собственность и коммунальная собственность. Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы.

В собственности Республики Беларусь находятся земля, ее недра, воздушное пространство, внутренние водоемы, леса и другие природные ресурсы страны. Также — имущество республиканских органов власти и управления, средства республиканского бюджета, предприятия и другие объекты, обеспечивающие суверенитет и хозяйственную самостоятельность республики.

Распоряжение имуществом республиканской собственности осуществляет Совет Министров Республики Беларусь или уполномоченные им органы.

Коммунальная государственная собственность принадлежит административно-территориальным образованиям: области, городу, району.

  • В коммунальной собственности могут находиться имущество местных органов власти и управления, средства местного бюджета, жилищный фонд, предприятия и другие объекты, необходимые для экономического и социального развития соответствующей территории.

Распоряжение имуществом коммунальной собственности осуществляют местные Советы депутатов или уполномоченные ими органы.

Характеристика долевой собственности

Если имущество передается в собственность двух или нескольких лиц, возникает общая (долевая) собственность.

В общей стоимости имущества определена доля каждого из участников. Собственники могут иметь права на управление коллективной собственностью, часть имущества и доходов, накопленных в результате хозяйственной деятельности.

При ликвидации юридического лица, уставный фонд которого сформирован за счет вкладов, имущество, оставшееся после расчетов с бюджетом, кредиторами, наемными работниками, распределяется между собственниками в соответствии с их вкладами в общую собственность.

Итак, кратко, предприятие может быть основано на различных формах собственности.

1. Круг объектов права государственной собственности предопределяется сущностью и назначением этой формы собственности. Государственная собственность обеспечивает реализацию функций Республики Беларусь и административно-территориальных единиц.

Республиканская собственность используется для реализации как экономических, так и политических целей. Она обеспечивает суверенитет, безопасность, хозяйственную самостоятельность республики, ее экономическое и социальное развитие. Этим определяется круг объектов республиканской собственности. В собственности Республики Беларусь может находиться любое имущество. Как то имущество, которое находится в гражданском обороте и которое могут иметь в собственности также физические и юридические лица, так и имущество, изъятое из оборота, нахождение которого в собственности не только физических или юридических лиц, но и в собственности административно-территориальных единиц невозможно.

Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. В собственности государства находятся земли сельскохозяйственного назначения (часть 6 ст. 13 Конституции). Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства (часть 7 ст. 13 Конституции).

Статьей 2 Закона от 5 мая 1998 г. “Об объектах, находящихся только в собственности государства” к числу таких объектов отнесены особо охраняемые природные территории и объекты (заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы) и их имущество; дикие животные, обитающие в состоянии свободы и включенные в Красную книгу Республики Беларусь; редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, включенные в Красную книгу Республики Беларусь; военное и другое имущество, используемое исключительно в интересах государственной и общественной безопасности (боевая военная и специальная техника, оборонные объекты) и т.д.

Республиканская собственность состоит из имущества, находящегося в непосредственном управлении государства в лице его органов (казна Республики Беларусь), и имущества, закрепленного за республиканскими юридическими лицами.

В состав казны Республики Беларусь включаются средства республиканского бюджета, золотовалютный запас и алмазный фонд, объекты исключительной собственности Республики Беларусь и иное государственное имущество, не закрепленное за республиканскими юридическими лицами.

Здания, сооружения, изолированные помещения (за исключением жилых домов и жилых помещений), не завершенные строительством капитальные строения (кроме не завершенных строительством жилых домов и жилых помещений), передаточные устройства и иное недвижимое имущество; нематериальные активы; земельные участки, выделенные в пользование республиканским юридическим лицам; акции (доли в уставных фондах) хозяйственных обществ (товариществ), принадлежащие республиканским юридическим лицам, отражаются в о реестре имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, положение о котором утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2006 г. № 1687.

Реестр создан в целях систематизации данных о республиканских унитарных предприятиях (в том числе дочерних), учреждениях, государственных объединениях и иных организациях, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, структуре и балансовой стоимости имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, а также о выделенных им в пользование земельных участках; рассмотрения предложений о распоряжении имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь.

Субъектами реестра являются республиканские органы государственного управления (их департаменты с правами юридического лица) и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь (далее – государственные органы); республиканские юридические лица.

Ведение реестра осуществляется Фондом государственного имущества Госкомимущества (далее – Фонд государственного имущества), областными и Минским городским территориальными фондами государственного имущества (далее – территориальные фонды).

2. Коммунальная собственность является источником получения доходов местных бюджетов и обеспечения социальных и экономических требований населения соответствующей территории (ст. 33 Закона “О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь”). Особенность коммунальной собственности города Минска заключается в том, что данная собственность должна также обеспечивать выполнение им функций столицы Республики Беларусь. В собственности административно-территориальной единицы может находиться любое имущество, за исключением того, которое может находиться только в собственности Республики Беларусь. К объектам права коммунальной собственности относится имущество органов власти и управления административно-территориальных единиц, средства местного бюджета, жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство, предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, учреждения образования, культуры, здравоохранения и иное имущество.

Законодательство Республики Беларусь не определяет порядка распределения иных, кроме средств местного бюджета и имущества государственных органов соответствующей административно-территориальной единицы, объектов права коммунальной собственности между административно-территориальными единицами различных уровней (область, район, город и т.д.). Формирование коммунальной собственности нижестоящих административно-территориальных единиц осуществляется согласно решениям органов местного управления вышестоящих единиц.

Средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами, составляют казну соответствующей административно-территориальной единицы (п. 3 ст. 215 ГК).

В Конституции Республики Беларусь закреплены две формы собственности – частная собственность и государственная собственность.

Государственная собственность существует в двух видах:

Первый вид - собственность Республики Беларусь (республиканская собственность), которая выступает как исключительное право государства на объекты собственности. Особенностью государственной формы собственности является неделимость ее на доли, то есть унитарность.

В собственности Республики Беларусь находятся земля, ее недра, воздушное пространство, внутренние водоемы, леса и другие природные ресурсы, имущество органов власти и управления, культурные и исторические ценности народов, средства бюджета, банки, страховые и резервные фонды.

А также предприятия и хозяйственные комплексы, учебные заведения, объекты социально-культурной сферы, научно-исследовательские и проектные институты и иное имущество, обеспечивающее суверенитет и хозяйственную самостоятельность республики, ее экономическое и социальное развитие.

Второй вид – собственность административно-территориальных образований (коммунальная, или муниципальная, собственность).

В собственности административно-территориальных образований могут находиться имущество органов власти и управления, средства местного бюджета, жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство местных органов власти.

А также сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорт, промышленные предприятия, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения и иное имущество, необходимое для экономического и социального развития соответствующей территории.

Частная собственность в Республике Беларусь делится на частную собственность физических лиц и негосударственных юридических лиц.

Частная собственность означает, что объект собственности находится в распоряжении физического лица или группы юридических лиц и подразделяется на индивидуальную собственность и общую (коллективную) собственность, представленную партнерскими и корпоративными (акционерными) формами собственности.



Индивидуальная собственность – это форма собственности, когда право собственника на имущество принадлежит одному лицу. Субъектом индивидуальной собственности может быть физическое и юридическое лицо.

Частная собственность на потребительские блага, которые не могут выступать как факторы производства и используются домашними хозяйствами, называются личной собственностью граждан.

Общая (коллективная) собственность означает, что имущество, находящееся в собственности двух или более лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность разделяется на общую долевую и совместную собственность.

Общая совместная собственность означает, что имущество двух или более лиц находится в общей собственности без определения доли каждого собственника.

Общая долевая собственность предполагает, что имущество находится в общей собственности определением доли каждого собственника. Распоряжение имуществом осуществляется по согласованию его участников. Доход распределяется между участниками пропорционально долям в собственности. Каждый участник имеет право передать, подарить, отдать в залог, завещать свою долю по своему усмотрению.

Партнерская, или групповая, собственность возникает, когда право собственности принадлежит двум или более лицам, ведущим совместную деятельность на основе полной или частичной материальной ответственности. Она образуется на основе добровольных взносов (денег, факторов производства) участников партнерства.

Корпоративная (акционерная) форма собственности образуется в результате объединения собственности двух видов – производственной, обособленной в собственный капитал предприятия, и акционерной, созданной за счет привлечения средств инвесторов путем выпуска и реализации акций.

При рассмотрении форм собственности в Республике Беларусь необходимо подчеркнуть, что происходит возникновение смешанных форм, образующихся на основе взаимодействия:

частной и государственной форм собственности;

национальной и иностранной собственности в виде совместных предприятий.

Иностранная собственность в Республике Беларусь представлена в виде объектов собственности иностранных граждан, организаций и предприятий. Образование иностранной собственности на территории нашей страны происходит в результате активного включения Беларуси в систему международных экономических отношений.

Вопрос 4. Способы координации хозяйственной жизни. Классификация

Экономических систем

Основными проблемами экономической координации общества являются проблемы: что производить, как производить, для кого производить. Их решение зависит от способа координации экономической жизни.

Существуют два способа координации экономической жизни общества – рынок и иерархия.

Рыночная координация осуществляется в процессе взаимодействия производителей и потребителей при установлении цен товаров. При этом между экономическими субъектами происходит обмен товарами, факторами производства, ценными бумагами.

Иерархия – это способ координации, основанный на управлении менеджерами экономическими процессами путем разработки инструкций и директив.

По критерию координации выделяют четыре модели современных экономических систем:

– чистый капитализм эпохи свободной конкуренции;

– командная экономика, или административно-командная экономика;

– смешанная экономика;

– традиционная экономика.

Чистый капитализм эпохи свободной конкуренции характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен.

В условиях рыночного механизма каждый производитель и потребитель товара руководствуется эгоистическими интересами личной выгоды. Регулирование экономики осуществляется путем установления цен на товары на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения. Роль государства ограничивается защитой частной собственности.

Командная экономика, или административно-командная экономика. Эту систему характеризует общественная собственность на все ресурсы и коллективное принятие решений путем центрального экономического планирования.

Предприятия являются собственностью государства и производят продукцию на основе государственных директив. Ресурсы распределяются по регионам по плану. Соотношение между средствами производства и предметами потребления в национальном доходе устанавливается централизованно.

Смешанная экономика характеризуется сочетанием частного предпринимательства и государственного регулирования производства. Смешанные системы характеризуются наличием в экономике различных форм собственности на средства производства и продукты труда.

Экономика США ближе к чистому капитализму, но сочетает элементы свободы предпринимательства и государственного регулирования экономики, причем экономическая роль государства неуклонно возрастает.

Экономика Советского Союза была ближе к модели командной экономики, но с сохранением товарно-денежных отношений и элементов частной собственности на средства производства.

Однако следует подчеркнуть, что здесь могут быть и другие случаи.

Фашизм гитлеровской нацистской Германии был назван авторитарным капитализмом, так как вся экономика в условиях подготовки к войне была поставлена под жесткий контроль государства.

В югославской экономике рыночного социализма существовала общественная собственность на ресурсы и одновременно возросла роль свободных рынков.

В экономике Швеции 90% хозяйственной деятельности сосредоточено в частных фирмах, но правительство активно участвует в регулировании производства и распределения доходов.

В японской экономике весьма активно развито планирование и координация экономической деятельности правительства и частного сектора.

Традиционная экономика. Во многих слаборазвитых странах существуют традиционные, или основанные на обычаях, экономические системы.

Здесь экономическую деятельность определяют наследственность и касты. Внедрение достижений технического прогресса резко ограничено, так как применение достижений науки и техники приводит к развитию крупной промышленности, возрастанию роли крупного капитала. Это противоречит традициям и угрожает стабильности и существованию общественного строя в странах, где значительное место занимают докапиталистические экономические отношения. Поэтому главную роль в этих обществах играют религия и культурные традиции, ярко выражен социально-экономический застой.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ ТЕМЫ

Вопросы к теоретическому материалу

1. Что понимается под экономической системой общества?

2. В чем состоит сущность собственности как экономической категории?

3. Что выражает экономическое отношение присвоения?

4. В чем проявляется сущность собственности как юридической категории?

5. Что означает спецификация прав собственности?

6. Каковы типы и формы собственности в рыночной экономике Республике Беларусь?

7. Какие экономические системы характерны для современного этапа развития общества?

Задания к теоретическому материалу

1. Раскройте сущность экономической системы общества как экономической категории.

2. Проанализируйте теоретическое положение: «Определяющим фактором экономической системы является совокупность отношений собственности по поводу экономических ресурсов и созданного продукта в обществе».

3. Как Вы понимаете сущность экономических отношений присвоения? Выскажите Ваше мнение.

4. Дайте ответ на вопрос: «Почему экономическое отношение собственности выражается в юридической форме права собственности?»

5. Охарактеризуйте теорию прав собственности как «пучок частичных правомочий» собственника.

6. Раскройте типы и формы собственности в Республике Беларусь.

7. Дайте характеристику современных экономических систем.

МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Проблемы, выносимые на семинарское занятие

1. Понятие экономической системы общества. Критерии экономических систем.

2. Понятие собственности.

3. Типы и формы собственности в Республике Беларусь.

4.Современные экономические системы: чистый капитализм, командная экономика, смешанная экономика, традиционная экономика.

Республика Беларусь отличается высокими темпами развития фермерского хозяйства, машиностроения, активным строительством транспортной инфраструктуры. Значительная часть продуктов местного производства идет на экспорт.

Главным партнером Беларуси по внешней торговле является Россия. Несмотря на высокий уровень развития промышленности, республика очень сильно зависит от поступления энергоносителей (большая часть энергии поступает из России) и по европейским меркам страдает от инфляции.

Сегодня, как и во времена Советского Союза, преобладающим в экономике РБ остался государственный сектор. Но формы и виды собственности в Республике Беларусь достаточно разнообразны.

Понятие собственности

Собственность - это отношения между физическими или юридическими лицами, группами людей касательно вещи, предмета, имущества, объекта. В таком случае один субъект (или несколько, если собственность кооперативная) имеет отношение к вещи и является владельцем.

Право собственности - это система правовых норм, которая фиксирует отношение собственности на средства производства и предмет потребления.

Формы права собственности

Владелец имеет три права по отношению к своей собственности: владение, пользование и распоряжение. Законодательство также принуждает владельца к выполнению отдельных обязанностей, касающихся собственности. К таковым относятся: своевременная уплата налогов, ремонт некоторых видов собственности. Кроме того, владелец несет риск повреждения его имущества.

Формы и виды собственности

Различают три вида собственности:

  1. Частная собственность , когда один субъект является полноправным владельцем предмета, капитала, наследия или имущества. По характеру приобретения частная собственность делится на трудовую собственность - это капитал, приобретенный за счет заработной платы, дохода от бизнеса и других видов заработка; нетрудовую - это такой вид достояния, как наследство, депозит, ценные бумаги.
  2. Общественная собственность - это такая собственность, где средства производства, результаты производства и имущественные ценности являются совместным достоянием общественности (кооператив, товарищество, акционерное общество, совместное производство).
  3. Государственная собственность - этот вид собственности предполагает, что управление или распоряжение объектами собственности выполняется представителями государственной власти.

Конфигурация формы собственности может видоизменяться и осуществляться разными методами:

  • приватизация - это достояние, приобретенное у государственного объекта физическим или юридическим лицом;
  • национализация - объект частной в результате такого действия собственности переходит в государственную собственность;
  • денационализация - возврат государственного объекта к прежним владельцам;
  • реприватизация - возврат объекта частного достояния в госсобственность (скупка учреждений, земель, акций).

История предпринимательства в РБ

Движение мировой экономики строится на экономических ресурсах (факторах производства): природных факторах, трудовых и научно-технических. Вместе факторы производства образуют потенциал национальной или мировой экономики.

Предпринимательство Республики Беларусь прошло несколько этапов становления. В 1990 году РБ получила статус независимого государства. В том же году был принят закон «О предприятиях» и закон «Об основах внешнеэкономической деятельности». Период с 1990 по 1995 год можно назвать созреванием нового государства и новой модели экономики. В 1991 году закон «О предпринимательстве» предоставил большие возможности для осуществления хозяйственной деятельности физическими лицам (частным предпринимателям).

В 1993 году в Беларуси был принят закон «Приватизация и разгосударствление государственной собственности», «Об АО, ОДО, ООО». А в 1994 году был разработан новый Уголовный кодекс, где четко прописана информация о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности

Развитие предприятий Республики Беларусь

К началу 2003 года в Республике Беларусь насчитывалось около 230 тыс. субъектов хозяйственной собственности. 74 % предприятий составляли частные, 13 % - совместные, 6 % - сельское хозяйство, 2 % - страховые организации и банковские учреждения.

Развитие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь происходит тяжело. Большинство бизнесменов уходят за границу (большая часть перемещается в Россию) или в неофициальный сектор. Ряд причин, согласно которым предпринимательская деятельность развивается в республике очень сложно, включает в себя:

  • отсутствие стартового капитала у большинства предпринимателей;
  • сложная регистрация деятельности, бюрократия;
  • высокие налоги лишают бизнесменов дохода (налог на прибыль составляет 18 %, страховые взносы для сотрудников - 34 %, страхование от нечастных случаев - 0,6 % и т. д.);
  • административные барьеры - разные виды нормативных и распорядительных документов, которые противоречат основным законам РБ.

Типы и формы собственности в Республике Беларусь

В Республике Беларусь существуют разные организационно-правовые формы предприятий. Предприятия разделяются по признакам:

  • формы собственности;
  • количества и состава учредителей;
  • правила создания уставного фонда;
  • степени ответственности;
  • права и обязанностей собственника.

Численность предприятий по формам собственности в Белоруссии предполагает имущество трех видов:

  1. Частные предприятия - это такой вид имущества, который принадлежит физическому или юридическому лицу. Частные формы собственности в Республике Беларусь могут включать в себя дома, квартиры, дачи, транспортные средства, личные предметы.
  2. Государственная собственность может быть коммунальной или республиканской.
  3. Долевая (общая) - это такой вид достояния, когда имуществом владеют два субъекта так, что стоимость объекта делится на две равные части.
    Законодательная база.

Какие формы собственности признаются законодательством Республики Беларусь? Государство обеспечивает и признает одинаковые права для всех видов собственности и охраняет их законом.

Нарушение прав на собственность

Когда права на формы собственности в Республике Беларусь нарушены, возникает потребность защиты. Нарушение может быть двух видов:

  • лишение владельца имущества;
  • помеха в пользовании, распоряжении имуществом собственнику.

В первой ситуации владелец может предъявить иск об изъятие имущества у чужого владельца по праву незаконного владения. Во второй же собственник имеет право предъявить иск об устранении препятствий в пользовании своим имуществом. При иске на изъятие имущества у чужого, незаконного владельца устанавливаются два факта:

  1. Добросовестный приобретатель. Иногда случается, что при покупке имущества приобретатель не знал, что приобретает имущество у лица, которое не имело право распоряжаться собственностью.
  2. Недобросовестный приобретатель. В таком случае приобретатель знал, что незаконно покупает имущество, но приобрел. От такого владельца имущество всегда возвращается законному владельцу.

От добросовестного приобретателя имущество возвращают в таких случаях:

  • если это имущество было получено безвозмездно (например, в качестве подарка);
  • если имущество было утеряно, ушло из владения против воли законного собственника или было похищено.

В других ситуациях имущество остается у добросовестного приобретателя. Правда, особые правила касаются денежных средств и ценных бумаг. От добросовестного приобретателя они не могут быть забраны.

Формирование разнообразия форм собственности в РБ

Разнообразие классов собственности развивается в ходе процессов разгосударствления (изменения государственной формы собственности на другие виды) и приватизации. Формирование государственной собственности включает в себя республиканскую и коммунальную (муниципальную):

  1. Республиканская собственность - это отношение к имуществу, которое принадлежит гражданам РБ. Объектами такого владения являются земля, воздушное пространство, леса, водоемы и все природные ресурсы страны. В имущество республиканской власти и управления входят: учреждения, республиканский бюджет и другие объекты, которые обеспечивают хозяйственную самостоятельность РБ.
  2. Коммунальная (муниципальная) собственность - это отношение к имуществу, которое принадлежит ассоциациям граждан, живущих в районе, областях, и совместно ими используется. Пользователями могут быть жители соответствующих территорий, а объектами являются сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, учреждения.

Формы собственности предприятий в Республике Беларусь

Главная разница организационно-правовых форм республики заключается в количестве участников и размере уставного фонда юридических лиц. Коммерческие формы собственности в Республике Беларусь по закону могут создаваться в форме обществ с ограниченной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществ, обществ с дополнительной ответственностью, производственных кооперативов, частных унитарных учреждений.

Занятость населения по формам собственности

Формы собственности в Беларуси определяют занятость населения. На сегодняшний день 40 % населения Республики Беларусь занято на предприятиях, которые находятся в государственной собственности. С момента обретения независимости показатель стабильно уменьшался.

Численность предприятий по формам собственности в Беларуси определяется занятостью населения на различного вида производствах и в частном предпринимательстве (учитываются сотрудники, которые работают на ИП). Если в 1995 году процентный коэффициент людей, работающих на государственных учреждениях, составлял 59,8 %, то в 2011 году этот коэффициент снизился до 43,8 %, а уже в 2016 году стал равен 40,1 %.

В тот момент, когда процент занятости людей на государственных предприятиях уменьшался, возрастал процентный коэффициент занятости населения в частной собственности. Еще в 1995 году количество частных предприятий равнялось 40,1 %, а уже к 2011 году увеличилось до 54,1 %. По данным на 2016 год, процентный коэффициент населения по занятости в частной собственности составлял 56,4 %.

Смешанная собственность (с иностранным участием) со времен независимости страны медленными темпами растет вверх. Если в 1995 году коэффициент составлял 0,5 %, то уже в 2016 году достиг отметки 6,4 %.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ