Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Признаки прокуратуры

1. Система государственных органов – подчиненная единым целям упорядоченная совокупность государственных органов.

2. Система государственных органов – часть государственного аппарата.

3. Легитимная система государственных органов – организация, направление и порядок деятельности, компетенция, полномочия прокуратуры РФ определяется законом.

4. Федеральная система государственных органов – создание, упразднение, финансирование органов прокуратуры осуществляется на федеральном уровне. Также прокуратура осуществляет свою деятельность от имени РФ.

5. Прокуратура – это централизованная система государственных органов – прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим органам.

6. Прокуратура осуществляет особые специфичные виды деятельности путем использования специальных прокурорских правовых средств. Наиболее типичный вид деятельности – прокурорский надзор, а средства – это принесение протеста, вынесения предостережения, представления.

Значение прокуратуры заключается в целях и задачах, которые стоят перед прокуратурой.

Данный вопрос, конечно же, дискуссионный. Лектор - сторонник того, что цели и задачи тождественные понятие. У него даже есть статья на эту тему, можно почитать в Вестнике ТГУ. Общие цели (как и задачи) закреплены в п.2 ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»:

· 1. Обеспечение верховенства закона – верховенство понимается как приоритет нормативных актов, определяемых законами.

· 2. Обеспечение единства укрепления законности – обеспечения режима строгого исполнения и соблюдения закона всеми субъектами права. Единство закона – это единообразное понимание и применение закона на всей территории РФ.

· 3. Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина.

· 4. Обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

При осуществлении некоторых направлений прокурорской деятельности цели конкретизируются, например, направление – прокурорский надзор, целью будет выявление и устранение правонарушения.

Есть еще уровень конкретных задач и непосредственных целей прокурорских деятельности (лектор снова подчеркивает, что это одно и тоже). Данные цели стоят уже перед непосредственными мероприятиями.

Место органов прокуратуры в системе ОГВ

Вопрос о том, какое место прокуратура занимает в системе органов государственной власти, остаётся открытым, так как нет однозначного мнения на этот счёт. Например, Смоленский М. Б., Жильцов И. А. и Винокуров Ю. Е. считают, что специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности какой-то одной ветви власти, но имеет признаки каждой из них , тем самым, способствуя совершенствованию их функционирования, путём выявления в деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов нарушений и принятия мер к их устранению По мнению Амирбекова К. И., прокуратура, находясь вне рамок трёх ветвей власти, объективна и справедлива в оценке юридических решений, чего можно добиться только имея независимость от других органов. В соответствии со статьёй 10 Конституции, государственная власть в Российской Федерации, осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, что является одним из признаков правового государства. С 5 февраля 2014 года, Глава 7 Конституции имеет наименование «Судебная власть и прокуратура», исходя из раннего наименования «Судебная власть», в которой содержится статья 129 о прокуратуре, можно было сделать вывод о том, что прокуратура входит в судебную ветвь власти. Но, данное предположение является ошибочным, так как в соответствии со статьёй 118 Конституции, «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами» и в соответствии со статьёй 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе» «…Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия». Прокуратура непосредственно взаимодействует с судебной властью путём участия прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестования ими противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов. Прокуратура не входит и в законодательную ветвь власти, так как в соответствии со статьёй 94 Конституции, законодательную деятельность осуществляет парламент российской Федерации - Федеральное собрание, обладающее исключительным правом издавать законы. Прокуратура взаимодействует с законодательной ветвью власти путём права прокурора вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. Прокуратура не входит и в исполнительную ветвь власти, так как основной деятельностью органов прокуратуры является осуществление надзора за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти , что не позволило бы Прокуратуре объективно оценивать действия Правительства, если бы она входила в Исполнительную ветвь. В Конституции и законе «О прокуратуре» сказано, что Прокуратура действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору, а если бы Прокуратура входила в Правительство РФ, то была подконтрольна бы не Генеральному прокурору, а Председателю Правительства, который, согласно статье 113 определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу. Также, если бы прокуратура входила в Правительство, то в соответствие со статьёй 116, слагала бы свои полномочия перед вновь избранным президентом. По мнению Ерёминой Н. В., современная прокуратура не входит ни в одну из ветвей власти, и ее роль заключается в том, что она представляет собой необходимый механизм в рамках формирующейся системы разделения властей, и является важным элементом системы сдержек и противовесов. Независимость прокуратуры - это необходимое условие для успешного ее функционирования в сфере надзора за исполнением законов. Достижение законности и правообеспеченности возможна при наличии независимого и централизованного внешнего органа власти, наделённого полномочиями для выявления нарушений и их устранений. Автор согласен с Амирбековым К. И., что такую роль может играть только прокуратура. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Таким образом, Прокуратура не входит ни в одну из ветвей власти и является самостоятельным и независимым государственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории РФ. Литература:

Система основных направлений (функций) прокуратуры

Правильное установление места и роли прокуратуры в системе государственных органов, разделения и взаимодействия властей предопределяется точным определением состава функций, необходимых для выполнения возложенных на прокуратуру задач.
Ключевой правовой категорией, которая раскрывает и объясняет содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры, как и иного органа, являются ее функции.
Закон о прокуратуре содержит указание на функции в ряде норм. Уже в ст. 1, определяя понятие прокуратуры, Закон раскрывает его через основную функцию - надзор за исполнением законов. При этом подчеркивается, что "прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами".
В другой норме определяется, что "на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами" (ст. 3).
В п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре содержится, по существу, перечень основных функций прокуратуры. Однако в нем не содержится общего определения понятия функции.
Основываясь на общих положениях государственно-правовой теории, понятие функции прокуратуры можно сформулировать как такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения, направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий, правовых средств и процедур. Названные элементы, характеризующие функцию, находятся в строгой взаимозависимости. Их изменение, уточнение, прежде всего в части задач прокуратуры, сфер проявления ее деятельности должно неизбежно влечь необходимую корректировку в остальных частях функциональной характеристики. Наиболее подвижной и очевидной составной частью функции являются полномочия прокуратуры и правовые средства их осуществления, которые придают ей требуемую выраженность и логическую завершенность и которые должны иметь четкую и полную правовую форму.
Важнейшим условием эффективности деятельности прокуратуры является внутренняя взаимосвязанность и взаимообусловленность функций. Такая взаимообусловленность естественно вытекает из единства задач обеспечения законности и правопорядка.
Главной функцией прокуратуры, предопределившей необходимость ее создания, является надзор за исполнением законов. Она закрепляется в ст. 1 действующего Закона о прокуратуре. В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы исполнительно-распорядительной деятельности органов управления, органов предварительного следствия, правосудия, исполнения и др.), надзорная функция подразделяется на подфункции. Каждая из этих подфункций сохраняет все структурные части функции, наполняя вместе с тем их различным содержанием. Наиболее заметны различия в особенностях предмета надзора, в процедурах его осуществления, объеме и характере полномочий прокуроров и правовых последствий применения соответствующих им правовых средств. К числу таких подфункций относятся:
надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
В сфере рассмотрения дел судами прокурор участвует во всех видах судопроизводства и во всех судебных инстанциях. Законом выделена задача опротестовывать противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. В этом проявляется специфичность надзорной деятельности в сфере судопроизводства. Следует в этой связи подчеркнуть, что прокуратуры осуществляют надзор не за судами, которые, естественно, независимы при отправлении правосудия, однако они подчиняются закону, требованиям которого должны соответствовать судебные решения. Это требование характерно и для других сфер деятельности. Прокуроры осуществляют надзор, например, не за должностными лицами органов управления, а за законностью принимаемых ими правовых актов.
Поэтому одна из сущностных характеристик прокурорского надзора состоит в его деятельности по проверке соблюдения законов, установлении правонарушений, их правовой оценке и в требовании (предложении) компетентным органам и должностным лицам в принятии мер к устранению выявленных нарушений. Исключение составляют сферы правовых отношений, в которых, в связи с их соответствующей спецификой, прокурор полномочен непосредственно восстановить нарушенную законность (отменить незаконное решение следователя и т.п.).
Надзорные функции (подфункции) прокуроров тесно между собой связаны, находятся в системной взаимосвязи и обусловленности. В совокупности надзорные функции составляют единый прокурорский надзор, осуществляемый прокурорами от имени Российской Федерации на всей ее территории.
Всеми названными выше признаками самостоятельной функции обладает осуществляемое прокуратурой уголовное преследование за совершение преступлений. Ее основным содержанием является полномочие прокурора возбудить уголовное дело о любом преступлении, поручить производство расследования соответствующему следователю, органу дознания, либо, независимо от подследственности, в установленном порядке принять расследование по делу о любом преступлении к своему производству, поручить расследование любого дела следователю прокуратуры.
Расследование преступлений тесно связано с функциями надзора, нередко возникает по его результатам, либо, наоборот, результаты расследований служат, помимо иных источников сведений, поводом для проведения прокурорских проверок в порядке надзора.
Самостоятельной функцией является координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Она состоит в обеспечении согласованной взаимоувязанной деятельности правоохранительных органов, осуществляемой каждым из них в соответствии с особенностями своих целей и задач, полномочий и средств их реализации.
Другой самостоятельной, но тесно связанной с надзорной, функцией прокуратуры является ее участие в правотворческой деятельности. Эта функция состоит в том, что прокурор при установлении в ходе реализации своих надзорных и иных полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.
В отличие от функций существует понятие: основные направления деятельности органов прокуратуры. Эти понятия тесно между собой связаны, но четко различаются. Дело в том, что прокуратура не должна и не может подменять другие государственно-правовые структуры по обеспечению законности, с одинаковой интенсивностью осуществлять надзор за исполнением всех законов во всех сферах правовых отношений. В этом зачастую и нет необходимости. Здесь должны быть правильно выбраны приоритеты, от обеспечения которых в решающей степени зависит состояние законности и правопорядка в районе, городе, субъекте Федерации, в стране в целом. Такие приоритетные направления деятельности прокуратуры и являются основными. Они реализуются с помощью названных выше надзорных и иных функций прокуратуры в приоритетном, первоочередном порядке, могут составлять основное содержание деятельности органов прокуратуры в определенные периоды.

Понятие и признаки отрасли прок надзора

Отличительные признаки прокурорского надзора

1. Специфический субъект – прокурорский надзор осуществляется должностными лицами (ДЛ) – прокурорами в широком смысле слова – ст.54 ФЗ (руководство, старшие помощники, помощники), при этом органы прокуратуры не включаются в систему органов исполнительной или иной ветви власти. Органы вневедомственного контроля поднадзорны прокурорам и относятся к ветви власти.

2. Прокурорский надзор носит внешний характер. Это его отличает от ведомственного контроля, т.е поднадзорные субъекты по службе прокурорам не подчинены.

3. Прокурорский надзор, в отличие от ведомственного контроля, а в известной мере и от вневедомственного не предполагает вмешательства в оперативно – хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов, а тем более исключает их подмену, в т.ч. не допускает принятия решений за поднадзорных субъектов и личное выполнение поднадзорной деятельности.

4. Прокурорский надзор, в отличие от ведомственного контроля, а в известной мере и от вневедомственного не включает в себя возможностей прокурора непосредственно устранять выявленные нарушения, в т.ч. отменять решения поднадзорных субъектов, прокуроры лишь обращаются к каким – то другим субъектам с требованием, чтобы они устранили соответствующее нарушение (опосредованных характер деятельности). Этот признак действует по общему правилу, как исключение – надзор за деятельностью дознавателя.

5. Предметом прокурорского надзора выступает только законность деятельности поднадзорных субъектов, т.е. соблюдение ими КРФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, предметом же вневедомственного контроля является как исполнение специальных законов подконтрольными субъектами, так и соблюдение ими специальных подзаконных актов (инструкции, нормы, правила). В свою очередь предметом ведомственного контроля выступает и соблюдение, исполнение законов подчиненными субъектами и подзаконных актов, а также целесообразность, качество деятельности подчиненных субъектов.

6. Прокурорский надзор не включает в себя возможности применения к поднадзорным субъектам мер юр ответственности; прокурор лишь может инициировать соответствующую процедуру, в отличие от органов вневедомственного контроля, которые могут применять административную ответственность, и а ведомственные – дисциплинарную ответственность.

Виды отраслей прок надзора 28 стр

Отрасль – относительно самостоятельное направление, часть прокурорского надзора.

Критерием выделением таких частей прокурорского надзора выступает предмет надзора, полномочия прокурора, акты прокурорского надзора, методика и организация прокурорского надзора. Отрасль прокурорского надзора имеет свои регламентирующие нормы.

  • Б) причины и способы возникновения права, правовых норм. Признаки, отличающие право от социальных норм
  • Билет 102. Понятие и признаки социального государства. Актуальные проблемы социальной политики в Российской Федерации.

  • Введение

    Участие в рассмотрении дела судом, внесения представлений на незаконные, необоснованные и несправедливые приговоры, определения и постановления судов является одной из функций прокуратуры, установленных законодательством. Участвуя в судебном рассмотрении уголовных дел, прокурор реализует следующие задачи:

    Обеспечение верховенства закона при осуществлении уголовного судопроизводства;

    Вынесение законного обоснованного и справедливого приговора, постановления, определения по каждому уголовному делу;

    Гарантирование прав и законных интересов участников судебного разбирательства;

    Своевременное исполнение приговоров, определений, постановлений, выносимых судом, в соответствии с требованиями закона.

    Формы участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел:

    Поддержание государственного обвинения и участия в качестве государственного обвинителя в разбирательстве дел частно-публичного и публичного обвинения судом первой и апелляционной инстанции;

    Принесение представлений на приговоры, определения и постановления судов (судей), не вступившие или вступившие в законную силу;

    Участие в рассмотрении уголовных дел в стадиях кассационного, надзорного производства, а также при возобновлении производства по уголовному делу в виду новых или вновь открывшихся обстоятельств;

    Участие при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговора.

    Цель данной работы: раскрывается особенности прокурорского надзора, ответив на поставленные вопросы, на основе действующего законодательства, литературных источников, материалов деятельности прокуратуры и пр.

    1. Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов в местах содержания задержанных, местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом

    В системе государственных органов, функционально связанных с противодействием преступности, значимую роль выполняют учреждения уголовно-исполнительной системы. Однако, условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений не всегда обеспечивают уважение человеческого достоинства; не изжиты случаи произвола и грубости со стороны сотрудников исправительных учреждений, следственных изоляторов, вступления их в запрещенные связи с осужденными и заключенными; не обеспечивается право осужденных на личную безопасность. Поэтому выделение данной отрасли прокурорского надзора в самостоятельное направление обусловлено необходимостью повышенного обеспечения прав и свобод лиц, задержанных и заключенных под стражу, отбывающих наказание.

    В современных условиях прокуратура является единственным по существу органом государства, на который, в соответствии с Конституцией РФ, возложена задача по обеспечению законности в местах лишения свободы, где, в силу изоляции от общества, граждане, заключенные под стражу и осужденные, остаются наименее защищенными.

    Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (Закон о прокуратуре). 1 В соответствии со ст. 32 Закона о прокуратуре, предметом прокурорского надзора являются:

    Законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

    Соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

    Законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

    Специфика данной сферы правовых отношений, в которой осуществляется прокурорский надзор - существенная ограниченность возможности по защите своих прав самими лицами, содержащимися в органах и учреждениях, исполняющих наказание, применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, лиц, задержанных и заключенных под стражу, - предполагает важность надлежащего объема и характера полномочий прокурора. 2

    Полномочия прокурора в данной отрасли надзора, в отличие от иных направлений деятельности, характеризуются императивно-распорядительными элементами и закреплены ст.ст. 33-34 Закона о прокуратуре, и включают следующее. Так, при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе (ст. 33 Закона о прокуратуре):

    Посещать в любое время органы и учреждения, указанные в ст. 32 указанного закона.

    В п. б ст. 24 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) 3 предусмотрено право Генпрокурора РФ, прокуроров субъектов РФ, подчиненных им прокуроров, а также прокуроров, непосредственно осуществляющих надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях, без специального разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания. В Приказе Генпрокурора РФ 4 содержится требование к подчиненным прокурорам не реже одного раза в месяц проверять следственные изоляторы. При таких проверках прокурор выясняет вопросы соблюдения сроков задержаний и иных сроков, законность водворения осужденных к лишению свободы в штрафной изолятор и т.д. При этом проверки могут быть как целевые, так и общие. Результаты поверки отражаются в составляемых справках (актах);

    Опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера.

    Знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами.

    ФЗ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ч. 7 ст. 34) 5 предусматривает проведение ОРМ в местах содержания под стражей в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений. Осуществление ОРД предусмотрено законом и в исправительных учреждениях.

    В этой связи Закон о прокуратуре дает право прокурору знакомится также с оперативными материалами;

    Требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. Сущность этих требований прокурора заключается в следующем: прокурор может требовать от администрации указанных органов и учреждений соблюдения правил режима и условий содержания, привлечения осужденных к труду и т.д.; исходя из конкретной ситуации, прокурор может установить время для исполнения своих требований; эти требования подлежат обязательному исполнению администрацией; обжалование администрацией требований прокурора не приостанавливает их исполнение; хотя законом и не установлена форма требований прокурора, целесообразно облекать их в целях контроля в письменную форму.

    Проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 указанного закона, требовать объяснения от должностных лиц. При этом, прокурор может проверять соответствие закону правовых актов указанных учреждений и органов не только при поступлении заявлений и жалоб о их противозаконном характере, но и по собственной инициативе.

    Вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях.

    Одним из основных средств реагирования прокурора на выявленные нарушения законов является протест. В протесте заключается требование о приведении в соответствии с действующим законодательством приказов, распоряжений и постановлений либо их отмене. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается.

    Важным средством реагирования прокурора на устранение выявленных нарушений законов является представление прокурора, в котором также указываются причины выявленных нарушений законности и условия, им способствующие, и высказывается требование прокурора об их устранении. В представлении прокурор может поставить вопрос о необходимости привлечения к дисциплинарной, материальной ответственности конкретных лиц, чья деятельность привела к нарушениям законов (при отсутствии признаков преступления или административного проступка).

    Отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

    Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы (ст. 34 Закона о прокуратуре).

    Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение (п. 2 ст. 33 Закона о прокуратуре).

    Кроме того, осуществляя данный вид надзора, прокурор должен регулярно проверять законность досрочного освобождения от отбывания наказания, а также установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

    Порядок освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи определен ст. 50 ФЗ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ (ред. от 22.12.2014). Порядок освобождения осужденных к ограничению свободы, аресту и лишению свободы определен в УИК РФ (ст.ст. 172-179).

    Порядок и формы осуществления прокурорского надзора конкретизированы в Приказе Генерального прокурора «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». 6

    Законодательство предусматривает случаи, когда действия администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражей, органов и учреждений, исполняющих наказание, требуют санкции прокурора. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 32 ФЗ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ (ред. от 22.12.2014) размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором. УИК РФ предусматривает необходимость согласования с прокурором введения режима особых условий в исправительных учреждениях, где отмечено, что режим особых условий (например, стихийное бедствие, групповое неповиновение) вводится на срок до 30 суток по решению министра внутренних дел РФ, начальника УВД субъекта РФ, согласованному с Генпрокурором РФ либо соответствующим прокурором. 7

    В прокуратуру поступают жалобы и заявления лиц, содержащихся под стражей, на действия и решения администрации мест лишения свободы, следственных изоляторов нижестоящих прокуратур. Работа с поступающими жалобами рассматривается как важнейшая составная часть деятельности по укреплению законности при исполнении уголовных наказаний, защите прав осужденных.

    Жалобы о наиболее серьезных нарушениях необходимо проверять с выездом на место. Поэтому основной формой выявления и предупреждения нарушений законности является непосредственная проверка соблюдения законов, осуществляемая прокурором путем посещений мест лишения свободы и иных поднадзорных учреждений. В соответствии с п. 2 Приказа от 16.01.2014 № 6, прокуроры субъектов Федерации не реже одного раза в месяц проводят плановые проверки исправительных учреждений. Они также обязаны незамедлительно выезжать на места для проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий, вызвавших происшествия, и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности в случае возникновения в исправительных учреждениях чрезвычайных происшествий. Кроме того, руководители прокуратур субъектов Федерации организуют проведение прокурорской проверки по каждому случаю смерти лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, с принятием по ее результатам процессуального решения. Периодичность проведения проверок прокурорами по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и их подчиненными работниками нормативно не установлена, а осуществляется планово и по мере необходимости. Однако, практика показывает, что оптимальным является проведение проверки исправительного учреждения не реже одного раза в квартал.

    В процессе проверок обращается особое внимание на законность содержания осужденных: 8

    Ознакомление с документами, на основании которых произведены задержание, арест или осуждение граждан;

    Проверка состояния режима и условий содержания таких лиц, их опрос;

    Организация личного приема, проверка жалоб и заявлений;

    Проверка законности приказов и распоряжений, издаваемых должностными лицами названных учреждений;

    Истребование объяснений от должностных лиц учреждений, исполняющих наказание, по поводу допущенных нарушений закона;

    Проверка соблюдения правового положения лиц, содержащихся в поднадзорных учреждениях, в части предоставления им права на свидания, переписку, получение посылок и передач;

    Оказание юридической помощи, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение.

    А также факты: использования недозволенных мер воздействия и незаконного применения персоналом исправительных учреждений, сотрудниками отделов специального назначения физической силы, спецсредств и оружия; водворения осужденных в карцеры, дисциплинарные и штрафные изоляторы, помещения камерного типа; неоказания медицинской помощи; ненадлежащего материально-бытового обеспечения и др.

    В обязанности прокурора входит также проверка: 9

    Обоснованности применения к арестованным и осужденным дисциплинарных мер воздействия, а также мер безопасности и оружия;

    Законности и своевременности освобождения лиц из-под стражи и отбывания наказания, как по отбытию срока, так и по другим основаниям (помилование, амнистия);

    Обоснованности представления осужденных к условно-досрочному освобождению и по болезни;

    Оснований перевода их из одного учреждения в другое.

    Проверка предполагает глубокое знание проверяющим действующего уголовно-исполнительного и иного законодательства, нормативных правовых и ведомственных актов, регулирующих условия, порядок содержания и отбывания наказания. Ей должен предшествовать предметный анализ состояния дел и складывающейся тенденции в поднадзорных учреждениях, основанный на ознакомлении со статистическими и иными данными (материалами инспекторских проверок, осуществленных органами ведомственного контроля; жалобами, заявлениями и обращениями осужденных; другой имеющейся информацией).

    Проверки по своему назначению могут быть общими, имеющими цель ознакомиться с состоянием законности в том или ином учреждении в полном объеме, и целевыми, когда есть необходимость проверить отдельные вопросы (обоснованность жалобы, правомерность применения к осужденному оружия и т.д.).

    Таким образом, надзорная деятельность прокурора в данной сфере предстает в качестве одной из важнейших правовых гарантий соблюдения законности и защиты прав и свобод этих лиц, поскольку существенное ограничение свободы не позволяет им самим использовать в полном объеме правовые средства защиты.

    2. Поддержание прокурором государственного обвинения в суде, структура обвинительной речи

    Участие государственного обвинителя в уголовном судопроизводстве является необходимым условием реализации конституционного принципа состязательности судебного разбирательства (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ). Это создает наилучшие возможности полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, усиливает гарантии прав и законных интересов участников процесса.

    Согласно п. 2 ст. 35 Закона о прокуратуре, основной функцией прокурора, участвующего в рассмотрении судом уголовных дел, является осуществление уголовного преследования, реализующегося в поддержании государственного обвинения. Поддержание государственного обвинения в суде должно быть объективным, предполагающим выявление как уличающих, так и оправдывающих подсудимого обстоятельств. 10

    Поддерживая обвинение, прокурор приобретает статус стороны в процессе уголовного судопроизводства, наделенной равными с другой стороной – защитой – правами. Эти права определены в ст. 246 УПК РФ.

    Участие прокурора в уголовном судопроизводстве обязательно, так как прокурор – государственный обвинитель – является одним из важнейших участков судебного следствия, который в соответствии со ст. 37 УПК РФ является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

    Поддержание государственного обвинения в суде первой инстанции – часть возложенной на прокуратуру функции уголовного преследования как деятельности, связанной с изобличением лица, совершившего преступление, привлечением его к ответственности, направлением дела в суд и обоснованием обвинения перед судом.

    Исключительно важное значение имеет активное участие прокурора в судебном следствии в исследовании доказательств. Исчерпывающее рассмотрение, проверка относимости, допустимости, достоверности доказательств и их значения для обвинения – непременное условие осуществления требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела.

    В начале судебного следствия государственный обвинитель излагает предъявленное подсудимому обвинение. Государственный обвинитель первым представляет доказательства, он же определяет очередность их исследования и участвует в их исследовании (в допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей, в исследовании заключений экспертов и вещественных доказательств). Доказательства стороны защиты исследуются только после исследования доказательств, представленных стороной обвинения. Государственный обвинитель излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания. При этом необходимо соблюдать требование непосредственности судебного разбирательства (ст. 240 УПК РФ), отступление от этого условия допускается в исключительных случаях.

    Прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных и государственных интересов.

    При допросе свидетеля со стороны обвинения первым задает вопросы свидетелю обвинения государственный обвинитель.

    Государственный обвинитель обязан принять все возможные меры к восполнению пробелов предварительного следствия; к устранению противоречий в доказательственном материале. Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовного дела завершается обоснованием отказа от обвинения или выступлением в судебных прениях с обвинительной речью.

    Выполняемая прокурором функция уголовного преследования выражается в его обвинительной речи, в которой он обосновывает правильность определенной на предварительном следствии юридической квалификации совершенных подсудимым деяний, высказывает свое предложение относительно меры наказания. Произнесение судебной речи в прениях для государственного обвинителя является его обязанностью, от которой он не имеет права отказаться.

    – краткое вступление (характеристика фабулы дела), оценку общественной опасности совершенного деяния;

    – изложение фактических обстоятельств совершенного преступления (которые гособвинитель считает доказанными);

    – анализ доказательств, их относимость, допустимость, оценку;

    – предложение о юридической квалификации действий каждого подсудимого с обязательным указанием соответствующего пункта, части и статьи с УК РФ;

    – характеристику личности подсудимого;

    – оценку обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность;

    – анализ причин и условий совершения преступления (мотив и цель преступления могут излагаться при квалификации действий подсудимого либо при характеристике его личности);

    – предложения о применении меры наказания (вид и размер наказания (основного и дополнительного), вид исправительного учреждения);

    – предложения о необходимости удовлетворения или отклонения гражданского иска;

    – определение судьбы вещественных доказательств;

    – оценку выявленных обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и предложения по их устранению;

    – предложения о вынесении в случае необходимости частного определения.

    То есть, при построении обвинительной речи гособвинитель должен ориентироваться на те вопросы, которые разрешает суд при постановлении приговора в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 299 УПК РФ.

    П. 5.1 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 25.12.2012 г. № 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» 11 обязывает прокуроров активно участвовать в исследовании представляемых доказательств, всемерно способствовать принятию судом законного, обоснованного и справедливого решения, соблюдению требований закона о разумном сроке уголовного судопроизводства.

    Оценка доказательств в их совокупности должна быть сделана с точки зрения достаточности для вывода о доказанности обвинения. В этом разделе речи прокурор формулирует обвинение, которое он считает доказанным применительно к каждому преступлению, в совершении которого обвинялся подсудимый. По групповым делам необходимо установить объем обвинения, подтвержденный исследованными в судебном заседании доказательствами, в отношении каждого из подсудимых.

    В тех случаях, когда подсудимый обвиняется в совершении нескольких преступлений, доказательства целесообразно группировать применительно к каждому преступлению. Если различные преступления совершены группой подсудимых с неодинаковым составом участников, то доказательства лучше группировать и анализировать в отношении участников конкретного преступного деяния. При анализе и оценке доказательств не следует оставлять без внимания имеющиеся противоречия, которые могут поставить обоснованность позиции обвинения под сомнение. Оценивая достоверность того или иного доказательства, следует раскрыть причины таких противоречий, в частности показать, как появились в деле те или иные доказательства, как и почему менялось их содержание в ходе предварительного или судебного следствия.

    Свое предложение о мере наказания прокурор формулирует, исходя из характера и степени общественной опасности содеянного, данных о личности виновного, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств (п. 5.2 Приказа).

    В некоторых случаях для обоснования своей позиции о мере наказания прокурору следует проанализировать сведения, характеризующие потерпевшего, а также характер его взаимоотношений с подсудимым. В своей речи прокурор должен указать вид и размер наказания (основного и дополнительного), вид исправительного учреждения, предложение о разрешении гражданского иска (обоснованность, доказанность, размер).

    При наличии оснований прокурор должен предлагать суду назначить дополнительное наказание, применить конфискацию имущества, удовлетворить исковые требования о возмещении материального ущерба и морального вреда.

    П. 5.3 Приказа требует от прокуроров в соответствии с ч. 2 ст. 73 УПК РФ в ходе судебного разбирательства уголовного дела выяснять обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений.

    Прения сторон начинаются обвинительной речью прокурора. Государственный обвинитель не вправе отказываться от прений сторон. В связи с выступлением в прениях стороны защиты в необходимых случаях (в частности, если искажена позиция обвинения) прокурор может воспользоваться правом реплики (ст. 292 УПК РФ). Реплика - не обязательный элемент судебных прений.

    Выступая в прениях, прокурор должен высказать и обосновать свою позицию по вопросам, которые, согласно ст. 299 УПК РФ, подлежат разрешению судом при постановлении приговора. Это прежде всего вопрос о виновности подсудимого. В соответствии с ч. 5 ст. 246 УПК РФ прокурор высказывает суду предложения с применением уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

    Важно отметить, что прокурор, участвуя в рассмотрении судом уголовного дела, в частности, выступая в судебных прениях с речью, руководствуется не только требованиями закона, но и внутренним убеждением.

    Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то в соответствии с п. 7 ст. 246 УПК РФ, он обязан отказаться (полностью или частично) от обвинения.

    Прокурор, в зависимости от конкретных материалов дела и результатов судебного следствия, подробно изложив основания и мотивы отказа от обвинения, может заявить ходатайство о возвращении дела на дополнительное расследование либо о прекращении дела.

    Отказ (полностью или частично) государственного обвинителя от обвинения влечет прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей части за отсутствием в деянии события преступления или состава преступления, за непричастностью к совершению преступления.

    Государственный обвинитель в течение трех суток со дня окончания судебного заседания вправе заявить ходатайство об ознакомлении с протоколом судебного заседания и изготовлении его копии. Замечания на протокол судебного заседания прокурор может принести председательствующему в течение трех суток со дня ознакомления.

    Требования к заключению прокурора следующие:

    1) объективность и доказательность. Содержащиеся в нем выводы должны отражать истину по делу, произвольные толкования закона и фактических обстоятельств недопустимы. В заключении следует приводить убедительные мотивы, логически безупречные доводы, определяющие те выводы, к которым пришел прокурор;

    2) всесторонность и полнота. Прокурор в своем заключении не должен ограничиваться однозначным выражением своего мнения – «согласен, не согласен»; оно во всех случаях должно в полном объеме раскрывать обстоятельства уголовного дела и позицию прокурора по обсуждаемым вопросам;

    3) юридическая обоснованность, т.е. содержание ссылок на нормы материального и процессуального права. Если возникает необходимость дать юридическую оценку преступления или решить иные сложные правовые вопросы, целесообразно использовать судебную практику;

    4) определенность. Прокурор должен занять четкую позицию по обсуждаемому вопросу, высказаться положительно или отрицательно, а не альтернативно.

    УПК РФ предусмотрен особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением.

    Обвиняемый вправе при наличии согласия государственного или частного обвинителя и потерпевшего заявить о согласии с предъявленным ему обвинением и ходатайствовать о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства по уголовным делам о преступлениях, наказание за которые, предусмотренное УК РФ, не превышает 10 лет лишения свободы.

    В этом случае суд вправе вынести приговор без проведения судебного разбирательства в общем порядке, если удостоверится, что:

    1) обвиняемый осознает характер и последствия заявленного им ходатайства;

    2) ходатайство было заявлено добровольно и после проведения консультаций с защитником.

    Если государственный обвинитель возражает против постановления приговора без проведения судебного разбирательства, то уголовное дело рассматривается в общем порядке.

    После вынесения судом приговора по рассмотренному делу прокурор может реализовать свою вторую основную функцию - надзор за законностью приговоров, определений или постановлений суда. Функция надзора в данном случае реализуется путем внесения представления на незаконный необоснованный приговор, постановление или определение суда.

    3. Принесение прокурором кассационных представлений на незаконные и необоснованные решения судов по уголовным делам

    Согласно п. 1 ст. 36 Закона «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест (представление) на незаконный или необоснованный приговор, определение или постановление суда.

    Производство в суде кассационной инстанции определено в гл. 47.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ). 12 Согласно ст. 401.1 УПК РФ суд кассационной инстанции проверяет по кассационным жалобе, представлению законность приговора, определения или постановления суда, вступивших в законную силу. Статья 401.2 УПК РФ устанавливает, что вступившее в законную силу судебное решение может быть обжаловано. С представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения, вправе обратиться:

    1) Генеральный прокурор РФ и его заместители - в любой суд кассационной инстанции;

    2) прокурор субъекта РФ, приравненный к нему военный прокурор и их заместители - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

    Прокурор или его заместитель могут внести представление на любой незаконный или необоснованный приговор, определение или постановление суда независимо от участия или неучастия в рассмотрении судом уголовного дела. Помощник прокурора, прокурор управления или отдела могут принести представление только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.

    Прокурор, принесший представление, может отозвать его до начала рассмотрения его в вышестоящем суде. В этом случае, если нет других оснований к рассмотрению дела, производство по делу прекращается, представление передается прокурору, а дело возвращается в суд первой инстанции для исполнения решения. Либо подается представление, дополняющее основное, содержащее доводы, аргументы, дополнительно подтверждающие требования прокурора. Однако оно не может подменять основное либо приноситься по иным основаниям, либо ухудшать положение осужденного (оправданного).

    В кассационном порядке вносятся представления на приговоры любого суда, включая приговоры судебных коллегий по уголовным делам и военным делам Верховного Суда РФ. На последние приговоры представления могут быть поданы в кассационную коллегию Верховного Суда РФ.

    Представление на незаконный или необоснованный приговор может быть принесено в течение 10 суток со дня провозглашения приговора. Если указанный срок прокурором пропущен без уважительной причины, то представление рассмотрению не подлежит и возвращается прокурору. Срок, пропущенный по уважительной причине (несвоевременное изготовление протокола судебного заседания, задержка с рассмотрением замечаний на протокол и т.п.), может быть восстановлен по ходатайству прокурора судом, рассматривавшим дело, если суд согласится с доводами прокурора. В противном случае постановление судьи может быть обжаловано в вышестоящий суд.

    Представление на незаконный или необоснованный приговор приносится прокурором в суд, рассматривавший уголовное дело. Однако принесение представления непосредственно в кассационную инстанцию не препятствует его рассмотрению.

    В представлении прокурора должно быть указано наименование и состав суда, рассматривавшего дело, место и время его рассмотрения, номер дела и фамилии подсудимых, в чем обвинялись подсудимые и квалификация их деяний, резолютивная часть приговора суда, основания признанной прокурором незаконности или необоснованности приговора. Эта часть протеста должна быть изложена особенно тщательно. По существу, в ней излагаются основания принесения представления и полной или частичной отмены приговора. Такими основаниями могут быть:

    а) несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела;

    б) существенное нарушение уголовно-процессуального закона;

    в) неправильное применение уголовного закона;

    г) несправедливость назначенного судом наказания.

    В заключение представления прокурор излагает свои предложения об отмене или изменении приговора.

    Пункт 21 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 25.12.2012 г. № 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» (Приказ) предписывает прокурорам в случае пропуска указанного срока по уважительной причине ходатайствовать о его восстановлении. Одновременно с таким ходатайством в суд направляется соответствующее кассационное или надзорное представление.

    Пункт 22 Приказа уточняет, что основаниями для отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке и в порядке надзора являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела (ст. 401.15 ГПК РФ), обязывая при этом учитывать правовые позиции Конституционного Суда РФ и практику Европейского Суда по правам человека.

    При решении вопроса о принесении кассационных и надзорных представлений в целях отмены судебных решений по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного, лица, в отношении которого дело прекращено, прокуроры должны руководствоваться тем, что основанием для этого являются допущенные в ходе судебного разбирательства и повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.

    Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции, правомочный в соответствии с ч. 2 ст. 401.3 УПК РФ пересматривать обжалуемое судебное решение (а именно: в президиумы соответствующих судов, в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ, в Военную коллегию Верховного Суда РФ).

    Пункт 24 Приказа предписывает прокурорам при наличии оснований для обжалования судебных решений прокурорам в пределах их компетенции приносить кассационное представление в соответствующий суд, либо направлять ходатайство вышестоящему прокурору о принесении кассационного представления с приложением проекта представления.

    К представлению, ходатайству прилагаются заверенные судами копии оспариваемых судебных постановлений, при необходимости - иные документы, в том числе копии материалов уголовного дела, подтверждающих изложенную позицию. К представлению могут быть приложены дополнительные материалы – справки, характеристики, документы о состоянии здоровья осужденного и т.д.

    При решении вопроса о принесении кассационного представления прокурор должен выяснять, пересматривались ли соответствующие судебные решения в кассационном порядке по жалобам иных участников уголовного процесса. Кроме того, при подготовке к участию в рассмотрении кассационного представления необходимо выяснять наличие по этому же делу кассационных жалоб других участников процесса и готовым выразить свое отношение к ним.

    Статья 401.13 УПК РФ устанавливает, что в судебном заседании при рассмотрении уголовного дела по кассационным жалобе, представлению участие прокурора обязательно.

    При поступлении уголовного дела с кассационным представлением судья назначает дату, время и место судебного заседания, о чем прокурор должен быть извещен не позднее 14 суток до дня судебного заседания. Однако неявка лиц, своевременно извещенных о дате, времени и месте заседания суда кассационной инстанции, не препятствует рассмотрению дела.

    Рассмотрение уголовного дела судом кассационной инстанции начинается с того, что председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое уголовное дело рассматривается и по чьим кассационным жалобе и (или) представлению. Председательствующий выясняет у участников судебного разбирательства, в том числе прокурора, имеются ли у них отводы и ходатайства.

    После разрешения отводов и ходатайств один из судей кратко излагает содержание приговора или иного обжалуемого судебного решения, а также кассационных жалобы и (или) представления.

    Затем суд заслушивает выступления стороны, подавшей жалобу или представление, в обоснование своих доводов и возражения другой стороне. Прокурор обосновывает принесенное представление и излагает свое мнение относительно приговора. Если дело в кассационной инстанции рассматривается в связи с подачей кассационной жалобы, то прокурор после выступления участвующих в рассмотрении дела лиц дает заключение по делу.

    В случае обжалования судебного решения другой стороной и отсутствия оснований для принесения представления прокурор в обязательном порядке должен выражать свое отношение к существу жалобы посредством соответствующих возражений.

    При рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке суд вправе по ходатайству прокурора непосредственно исследовать доказательства. В подтверждение или опровержение доводов, приведенных в кассационном представлении, прокурор вправе представить в суд кассационной инстанции дополнительные материалы.

    Определение кассационной инстанции по рассмотренному делу окончательно. В случае несогласия прокурора с вынесенным судом кассационной инстанции определением оно может быть обжаловано в вышестоящий суд в надзорном порядке путем подачи прокурором ходатайства, которое именуется надзорным представлением.

    Заключение

    Подводя итог работы, сделаем основные выводы.

    Прокурорский надзор - это осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц (прокуроров) по обеспечению точного исполнения и единообразного применения Конституции РФ и законов, путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.

    Надзорная деятельность прокурора за исполнением законов в местах содержания задержанных, местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, является одной из важнейших правовых гарантий соблюдения законности и защиты прав и свобод этих лиц, поскольку существенное ограничение свободы не позволяет им самим использовать в полном объеме правовые средства защиты.

    Важной функцией прокурора, участвующего в рассмотрении судом уголовных дел, является осуществление уголовного преследования, реализующегося в поддержании государственного обвинения, связанной с изобличением лица, совершившего преступление, привлечением его к ответственности, направлением дела в суд и обоснованием обвинения перед судом.

    Согласно п. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре, ст. 401.2 УПК РФ прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест (представление) на незаконный или необоснованный приговор, определение или постановление суда. При этом, в кассационном порядке вносятся представления на приговоры любого суда, включая приговоры судебных коллегий по уголовным делам и военным делам Верховного Суда РФ. Основаниям: несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела; существенное нарушение уголовно-процессуального закона; неправильное применение уголовного закона; несправедливость назначенного судом наказания.

    Список используемых источников

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок) // Собрании законодательства РФ от 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
    2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 20.04.2015) // Собрание законодательства РФ от 13.01.1997. - № 2. - Ст. 198.
    3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.03.2015) // Собрание законодательства РФ от 24.12.2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
    4. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 22.12.2014, с изм. от 17.02.2015) // Собрание законодательства РФ от 20.11.1995. - № 47. - Ст. 4472.
    5. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Собрание законодательства РФ от 17.07.1995. - № 29. - Ст. 2759.
    6. Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия: Приказ Генеральной прокуратуры России от 02.06.2011 № 162 // Законность. – 2011. -№ 11.
    7. Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства: Приказ Генеральной прокуратуры России от 25.12.2012 г. № 465 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142974 (Дата обращения: 15.05.2015).
    8. Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Приказ Генеральной прокуратуры России от 16.01.2014 № 6 // Законность. – 2014. -№ 4.
    1. Бобров В.К. Прокурорский надзор: учебник / В.К. Бобров. М.: Юрайт, 2013. - 207 с.
    2. Брагин А.П. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебное пособие / А.П. Брагин, А.Д. Пронякин. – М.: ЕАОИ, 2007. – 204 с.

    По своей сути ПН является одной из функций ПРФ. Как специфический вид государственной деятельности он един. Однако в самом процессе прокурорского надзора имеются существенные различия. Данные различие обусловлены особенностями законодательства, за которым надзирают органы прокуратуры, различием поднадзорных субъектов и рядом других факторов. Поэтому в теории ПН принято выделять отрасли ПН.

    ______________________________________________________________

    В юридической литературе существует несколько подходов к определению понятия «отрасль ПН». Так, С.Г. Березовская под отраслью ПН понимает специализированное организационно-правовое направление деятельности органов прокуратуры, характеризующееся родовым объектом и предметом надзора, а также специфическими задачами и полномочиями прокурора. Б.М. Спиридонов считает, что отрасль ПН – это регулируемая нормами права специализированная деятельность органов прокуратуры, имеющая родовой объект надзора, а также специфические задачи и полномочия».

    С учетом изложенных подходов под отраслью прокурорского надзора необходимо понимать относительно самостоятельно направление деятельности органов прокуратуры, характеризующееся родовым объектом и предметом надзора, определенным объемом полномочий прокурора, необходимым ему для решения специфичных задач, характерных для данной части ПН.

    Таким образом, основными критериями деления ПН на отрасли выступают: объект, предмет надзора, задачи и полномочия прокурора.

    Необходимо отметить, что современная юридическая литература вместо термина отрасль ПН чаще использует такие понятия как: вид прокурорского надзора, надзорная подфункция, направления прокурорского надзора. Действующий ФЗОП не содержит подобных понятий, а использует лишь общий термин «функция» для определения обязанностей, возложенных на прокуратуру.

    Под объектом ПН понимается деятельность органов государства и негосударственных органов по исполнению требований законов. Иногда под понятием «объект ПН» понимается совокупность государственных и негосударственных органов, в отношении которых прокуратура осуществляет надзорные функции. Для определения границ объекта ПН используется понятие пределы ПН, под которыми понимаются правовые требования по исполнения определенного по характеру законодательства тем или иным кругом государственных и негосударственных органов. Пределы ПН позволяют определить предмет ПН, под которым понимается часть объекта ПН. Предметы каждой отрасли находят свое непосредственное закрепление в нормах ФЗОП (ст.ст. 21, 26, 29, 32).

    Например, одной из отраслей ПН является осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Объектом надзора в данном случае будет выступать деятельность указанных органов по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий, дознания и предварительного следствия. Пределы надзора определяются нормами уголовно-процессуального законодательства, а также ФЗ «Об ОРД» и ФЗОП. Предмет надзора закреплен в ст.29 ФЗОП и включает в себя: соблюдение прав и свобод человека и гражданина; установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность принимаемых данными органами решений.


    Другим важным критерием деления ПН на отрасли выступает характер полномочий прокурора. Иногда для дифференциации отраслей ПН вводят такие дополнительные критерии как вид выносимых актов и методы осуществления надзора.

    Таким образом, основными критериями деление прокурорского надзора на отрасли выступают:

    1. объект надзора (предмет);

    2. совокупность полномочий прокурора;

    3. совокупность выносимых актов прокурорского реагирования;

    4. методы надзорной деятельности.

    1. Виды отраслей прокурорского надзора.

    С учетом выше названных критериев (объект, предмет, полномочия, задачи, выносимые акты и методы надзора) на сегодняшний день можно выделить следующие отрасли ПН:

    1. надзор за исполнением законов действующих на территории РФ, всеми федеральными министерствами, государственными комитетами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Ранее данная отрасль надзора именовалась «общим надзором». Сейчас законодательство не использует данного термина, однако на практике его еще применяют.

    2. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина указанными выше органами;

    3. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;

    4. надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

    5. надзор за исполнением законов судебными приставами

    Выделение надзора за исполнением законов судебными приставами в самостоятельную отрасль ПН на сегодняшний день довольно проблематично. Основные трудности заключаются в том, что действующий ФЗОП не определил ни предмет надзора, ни полномочия, ни совокупность актов прокурорского реагирования. Поэтому некоторые авторы не рассматривают надзор за исполнением законов судебными приставами в качестве самостоятельной отрасли ПН. Другая группа ученых считает надзор за исполнением законов судебными приставами отдельной отраслью ПН – надзор за исполнительным производством. Пробел в урегулировании полномочий прокурора и определении предмета надзора предлагается устранить путем применения аналогии закона, а именно ст.ст. 21-25 ФЗОП, регулирующих «общий надзор».

    На наш взгляд рассматривать надзор за исполнением законов судебными приставами в качестве самостоятельной отрасли ПН не следует. На сегодняшний день служба судебных приставов является структурным подразделением МЮ РФ, которое в свою очередь является ФОИВ. ФОИВ являются объектом «общего надзора». Поэтому надзор за исполнением законов судебными приставами является одним из направлений деятельности ПН в рамках «общего надзора».

    1. Соотношение понятий отрасль и направление деятельности.

    Как было отмечено выше, одной из функций (основным направлением деятельности) прокуратуры РФ является осуществление ПН. Прокурорский надзор, являясь комплексным понятием, включает в себя отрасли ПН. Каждая отрасль ПН включает в себя несколько направлений деятельности (подотраслей), под которыми понимается осуществление надзора за исполнением конкретного закона или нескольких законов, регулирующих общественные отношения в определенной сфере.

    Так, например, в рамках «общего надзора» на сегодняшний день можно выделить такие направления деятельности (подотрасли) как: осуществление надзора за исполнением закона в социальной сфере; осуществление надзора за исполнением за исполнением законов в экономической сфере; осуществление надзора за исполнением закона в оборонной сфере; осуществление надзора за исполнением закона в административно- юрисдикционной сфере и т.п..

    В свою очередь каждое направление деятельности состоит из поднаправлений. Например, надзор за исполнением законов в социальной сфере предполагает осуществление надзора за исполнением законодательства о здравоохранении, за исполнением законодательства о безопасности труда, за исполнением пенсионного законодательства и т.п..

    Особое место среди направлений деятельности прокуратуры занимают так называемые приоритетные направления деятельности . Эти направления деятельности включают в себя осуществление прокурорского надзора за наиболее важными на данный момент времени общественными отношениями, а также законами, которые наиболее часто нарушаются. Указанную категорию надзорных отношений в науке ПН принято выделять в отдельное понятие.

    На сегодняшний день можно выделить следующие приоритетные направления деятельности ПРФ:

    1. надзор за законодательством о приватизации государственной и муниципальной собственности;

    2. надзор за исполнением земельного законодательства;

    3. надзор за исполнением законодательства по борьбе с наркоманией;

    4. надзор за исполнением законодательства по борьбе с коррупцией и организованной преступностью;

    5. надзор за исполнением законодательства по борьбе с терроризмом;

    6. надзор за законностью правовых актов, издаваемых органами представительной и исполнительной власти субъектов федерации, с целью обеспечения централизации федеральной власти и борьбе с сепаратизмом;

    7. надзор за исполнением экологического законодательства.

    От отраслей и направлений деятельности необходимо отличать участки деятельности (работы) органов прокуратуры, которые выделяются с учетом специфических задач, решаемых ими. Под участком деятельности необходимо понимать самостоятельный вид прокурорского надзора, характеризующуюся определенным предметом и спецификой методов ее осуществления независимо от его отраслевой принадлежности. Участок характеризуется:

    1) наличием особого предмета надзора;

    2) специфичными методами надзорной деятельности;

    3) наличием аналогичных вопросов во всех отраслях ПН и основных направлениях деятельности ПРФ;

    4) особой значимости указанных вопросов для общества и государства, которые устанавливают дополнительные гарантии соблюдение законности при их решении.

    Основное отличие понятия «участок работы прокуратуры» и «приоритетное направление деятельности» прокуратуры заключается в том, что участки работы существуют всегда или в течение продолжительного периода времени, а приоритетные направления надзора определяют на данный момент времени.

    Основными участками работы прокуратуры (видами ПН) являются: прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних; а также рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений.

    Например, надзор за исполнением законов о несовершеннолетних проводится во всех отраслях ПН: в сфере «общего надзора», надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, при осуществлении уголовного преследования, при отбывании наказания несовершеннолетними правонарушителями и в иных отраслях ПН.

    Для реализации задач, стоящих перед определенными участками надзорной работы в органах прокуратуры создаются специализированные отделы и группы

    Особенности прокурорского надзора

    По сути, прокурорский надзор является одним из специфических видов деятельности органов прокуратуры.

    Особенности прокуратуры исходят из принципов ее организации, а так же принципов осуществления ее деятельности.

    Определение 1

    Под принципами организации и деятельности прокуратуры принято понимать основные положения, которые определяют главные черты и признаки деятельности прокуратуры, а так же главные требования, которые к ней предъявляются.

    Поскольку принципы определяют самые общие признаки и требования, то они являются обязательными для осуществления деятельности любого работника прокуратуры в не зависимости от занимаемой должности или направления деятельности.

    Организация и осуществление прокурорского надзора тесно связаны между собой, поэтому, как считают современные исследователи, их нельзя разделять и следует рассматривать в единстве.

    Главные из этих принципов закреплены в основном законе государства и в ФЗ «О прокуратуре». Это определяет их правовую основу и обязательность соблюдения каждым работником прокуратуры.

    Принципы прокурорского надзора

    В научной литературе принято выделять несколько основных принципов, которые лежат в основе осуществления прокурорского надзора, а именно:

    • Принцип централизации;
    • Принцип единства прокурорского надзора;
    • Принцип законности;
    • Принцип гласности.

    Рассмотрим первый из принципов более подробно.

    Принцип централизации прокурорского надзора как одна из его особенностей

    Замечание 1

    Данный принцип является основой организации системы прокуратуры, при этом имеет принципиальное значение организации для надзорной деятельности прокурора как части единой системы.

    Централизация прокурорского надзора предполагает, что нижестоящие органы прокуроры подчиняются вышестоящим. Помимо этого, следует учитывать, что все прокуроры подчиняются Генпрокурору, который возглавляет данную систему.

    Централизация органов прокуратуры обусловлена необходимостью обеспечения единой понимания законности на всей территории государства. Это невозможно обеспечить без руководства прокуратурой из единого центра.

    Исходя из данного принципа, вышестоящий прокурор несет ответственность за организацию работы всех подчиненных ему работников прокуратуры.

    Посредством данного принципа обеспечивается единство прокурорской практики, которая направляется и координируется Генпрокуратурой страны. Согласно данному принципу происходит и назначение прокуроров. Их подчиненность идет строиться строго по вертикали.

    Вышестоящий прокурор может, как взять на себя выполнение ряда полномочий нижестоящего прокурора, так и поручить ему выполнение некоторых своих обязанностей, за исключением случаев, которые определенны законом. Однако, любой прокурор сохраняет самостоятельность в своих действиях и несет ответственность за принятые решения.

    Любой прокурор, занимающий вышестоящее положение, несет обязательства по осуществлению руководства, контроля за работой подчиненных ему сотрудников.

    Выше обозначенный принцип находит выражение в единообразных формах организации и деятельности всех органов прокуратуры, а так же в единстве целей, задач осуществления надзора в рамках современного государства.

    Замечание 2

    Прокурорский надзор един по содержанию основных направлений деятельности. Его сутью является проверка исполнения требований законов, а так же устранение выявленных правонарушений.

    Все приказы/указания прокурора подписываются им лично. Они являются обязательными для исполнения нижестоящими прокурорами. Вышестоящий прокурор может отменить акты, изданные нижестоящим прокурором, в случаях, установленных законодательным путем.

    Прокуратура в механизме государства выполняет особую, свойственную только ей функцию и не по своему генезису, ни по характеру полномочий не входит в структуру власти, управления или правосудия. Правосудие и прокурорский надзор - самостоятельные виды государственной деятельности, осуществляемые в специфической форме разными, не подчиненными друг другу органами.

    Существенным отличием прокурорского надзора является и то, что он осуществляется от имени федерального государства, поэтому имеет самые широкие границы, распространяется на все федеральные министерства и ведомства, представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. При этом предметом и объектом надзора может быть и деятельность контролирующих органов.

    Прокурорский надзор это деятельность органов и учреждений прокуратуры. Для того чтобы лучше понять сущность прокурорского надзора, необходимо выделить такие его признаки, которые позволяли бы отличать этот специфический вид деятельности от иных форм реализации государством своих контрольных функций.

    1. Прокурорский надзор является специфическим видом государственной деятельности, который осуществляется от имени Российской Федерации специально созданными для этого органами прокуратуры.

    Это отличает прокурорский надзор от иных контролирующих функций государственных органов, имеющих более узкий, ведомственный характер. Прокурорский надзор характеризуется всеобъемлемостью. Права и обязанности, предоставленные прокурору для осуществления своих полномочий, принадлежат исключительно ему и ни на какой другой орган государственной власти возложены быть не могут.

    2. Прокурорский надзор имеет всеобъемлющий характер и распространяется на все сферы общественных отношений, которые урегулированы нормами права.

    Прокурорский надзор распространяется на деятельность как правоохранительных и контролирующих органов и их должностных лиц, так и подконтрольных структур и их должностных лиц.

    3. Прокурорский надзор осуществляется исключительно в рамках, установленных нормами права.

    В связи с этим необходимо отметить, что полномочия прокуроров по осуществлению надзора закреплены не только в Законе о прокуратуре, но и в нормах других федеральных законов, а также приказах, указаниях и распоряжениях Генерального прокурора РФ.

    Например, в приказе Генерального прокурора от 30.05.1996№30 Об организации надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурорам, осуществляющим надзор по данному направлению, предписывается в обязательном порядке оценивать правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций; в случаях обнаружения нарушений прав и свобод человека и гражданина, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, предъявлять и поддерживать в суде иски в интересах пострадавших; обеспечивать профилактическую направленность прокурорского надзора и т.д.

    4. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением федеральных конституционных и федеральных законов.

    На прокуратуру также возлагается обязанность осуществлять надзор за исполнением вступивших в законную силу международных договоров РФ и правил применения на территории России норм международного прав в случаях, указанных в законе.

    Эта обязанность прокуратуры вытекает непосредственно из ст. 15 Конституции, согласно которой общепризнанные нормы и принципы международного права являются составной частью правовой системы РФ.

    5. Цель деятельности органов прокуратуры в Российской Федерации заключается в установлении, поддержании и укреплении режима законности в стране, а также создании правового механизма обеспечения и соблюдения прав, свобод и интересов личности, общества и государства.

    Т.о. прокурорский надзор - это урегулированный нормами права специфический вид государственной деятельности, осуществляемый от имени Российской Федерации специально созданными для этого органами и учреждениями прокуратуры, направленный на установление режима законности в государстве, обеспечение верховенства Конституции, соблюдения и исполнения законов, охрану прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов личности, общества и государства. В связи с тем что прокурорский надзор охватывает достаточно широкую сферу общественных отношений, урегулированных нормами права, он неоднороден по своему характеру и подразделяется на отдельные отрасли, которые нормативно закреплены в Законе о прокуратуре. Выделяются следующие отрасли прокурорского надзора:

    • - соблюдение Конституции и исполнение законов;
    • - соответствие законам издаваемых нормативных правовых актов;
    • - соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
    • - исполнение законов органами, осуществляющими ОРД,

    дознание и предварительное следствие;

    • - исполнение законов судебными приставами;
    • - исполнение законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

    Законодательное закрепление отраслей прокурорского надзора для практической деятельности органов прокуратуры очень важно. Выделение отраслей прокурорского надзора, во-первых, позволяет конкретизировать деятельность прокуратуры по наиболее значимым направлениям; во-вторых, обеспечивает четкую организацию деятельности, что исключает дублирование при выполнении прокурорами своих функций; в-третьих, способствует оптимальной организации управления в системе органов прокуратуры.

    Закон о прокуратуре определяет применительно к каждой из отраслей прокурорского надзора его объекты, предмет и полномочия прокурора.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ