Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Тема № 1. Предмет, задачи, структура и методология ювенального права .

1. Предмет и метод ювенального права

2. Структура и задачи ювенального права

Продолжающееся реформирование российского общества во многом определяет дополнительные трудности в решении такой сложной проблемы, как правовая защита несовершеннолетних. Это объясняется прямой зависимостью эффективности исполнения государством своих функций от интенсивности проводимых в нем изменений: тем сложнее поддерживать работоспособность системы, чем более глубокие перемены она переживает. По этой причине, исходя из названных ранее особенностей влияния внешних условий на развитие несовершеннолетнего, обращение к проблеме формирования единого правового статуса ребенка в современных российских условиях представляется весьма своевременным.

В нашей стране юридические нормы, регламентирующие правовой статус несовершеннолетнего, фактически входят в состав многочисленных обособленных отраслей права. Такая ситуация неизбежно порождает как коллизии, так и пробелы в правовом регулировании общественных отношений с участием несовершеннолетних. Вот почему необходим комплексный правовой подход к проблемам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и создания системы органов для регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних (органов ювенальной юстиции). По этой причине для определения правового статуса несовершеннолетнего в настоящее время возникла необходимость формирования новой для отечественных права и законодательства отрасли - ювенальной, которая, в свою очередь, будет регламентировать деятельность этих специализированных органов.

Этимологически термин "ювенальный" берет свое начало от латинского слова juvenis (junior), что означает - молодой, юный, а также - молодой человек, юноша, девушка.

Появившись впервые, этот термин не вызвал однозначной оценки: если правомерность существования ювенальной политики и ювенального законодательства практически мало кем оспаривается, то в позициях относительно целесообразности ювенального права как самостоятельной отрасли российского права очевиден раскол среди представителей ряда смежных отраслей права. Некоторые ученые не считают ювенальное право самостоятельной отраслью права или межотраслевым институтом. Неоднозначность мнений относительно целесообразности формирования ювенального права основана, прежде всего, на различных трактовках родового понятия отрасли права.

Так, например, профессор С.С. Алексеев придерживается традиционного понимания этого термина как главного и самого крупного подразделения системы права, отличающегося специфическим режимом юридического регулирования и охватывающего целые участки однородных общественных отношений. Из этого определения очевиден вывод - отрасль права являет собой не искусственно скомпонованную совокупность норм, а реально существующее и юридически своеобразное подразделение в самом содержании права. Эта специфика выражается в особом юридическом режиме. Последний представляет собой целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм. Иными словами, любая отрасль права характеризуется единством предмета и основного метода правового регулирования.



В то же время другие авторы прямо подчеркивают, что единство предмета и метода характеризует не все отрасли права. В основном это касается новых, еще только формирующихся отраслей права, в частности: торгового, космического, информационного (компьютерного), морского, воздушного, горного, аграрного, экологического, лесного, жилищного и некоторых других. Все перечисленные относятся к так называемым комплексным отраслям российского права; они охватывают несколько сфер жизнедеятельности общества, не имея, как правило, единого метода правового регулирования. К этой же группе в полной мере можно отнести и ювенальное право. Изначально комплексные отрасли обособились, исходя из единства охраняемого блага или субъекта соответствующих правоотношений. Метод регулирования соответствующих правоотношений может быть смешанным. Он находится еще на стадии научной разработки и апробации. Вполне возможно, что по истечении какого-то времени эти отрасли права обретут свой оригинальный специфический метод правового регулирования.

Своим появлением комплексные отрасли права обязаны профилирующим исторически сложившимся отраслям. Их эволюция неизбежно повлекла за собой общее усложнение правовой регламентации, в результате чего правовое положение одних и тех же благ стало регулироваться большим количеством актов разнообразных отраслей права. Кроме того, в рамках базовых отраслей постепенно появились сравнительно новые объекты правового регулирования. Такая ситуация обусловила существование коллизий и пробелов в правовом регулировании отношений, в том числе с участием лиц несовершеннолетнего возраста. Поэтому основной причиной выделения ювенальной отрасли права явилась специфика системного регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетнего путем объединения норм, традиционно входивших в иные отрасли права. Как нам представляется, понимая это, некоторые последовательные сторонники традиционной трактовки понятия отрасли, тем не менее, признают право на существование комплексных подразделений системы права. Так, например, С.С. Алексеев выделяет их в числе основных звеньев отраслей права.

Единой основой для объединения правовых норм, регулирующих в России статус лица, не достигшего 18-летнего возраста, должны стать соответствующие положения международных правовых актов и Конституции. Ювенальное право нельзя оценивать изолированно от других отраслей российского права, как и невозможно рассматривать, игнорируя или недооценивая ее самостоятельный характер. Отрицание самостоятельности ювенального права может обернуться не только против него самого, но и против смежных отраслей, порождая с неизбежностью проблемы правоприменения.

Как любая отрасль права, ювенальное право отличается предметом и методом правового регулирования. Предмет регулирования ювенального права составляет не ребенок как таковой, а совокупность существующих общественных отношений, как минимум одной из сторон в которых выступает несовершеннолетний. Их круг составляют: условия и порядок обеспечения надлежащего статуса ребенка в отношениях, традиционно урегулированных профилирующими отраслями права (конституционным, финансовым, налоговым, семейным, гражданским, гражданско-процессуальным, трудовым, социального обеспечения, административным, уголовным, уголовно-исполнительным, уголовно-процессуальным и др.); личные неимущественные и имущественные, социально-экономические, политические отношения, в которых ребенку как их участнику противостоят взрослые; формы и порядок юридической ответственности несовершеннолетних в русле отношений, связанных со становлением и функционированием системы ювенальной юстиции. Очевидно, что круг указанных общественных отношений предельно разнороден. Единым началом в них выступает лишь один из субъектов - несовершеннолетний.

Говоря о предмете ювенального права, нельзя не упомянуть о понятии ювенального правоотношения. Последнее можно определить как систему общественных отношений, в рамках которых несовершеннолетний наделяется специфическими субъективными правами и несет особые юридические обязанности, посредством которых он связан с другими субъектами этих отношений. Спецификой ювенальных правоотношений является возможность ребенка участвовать в них как непосредственно (в личном контакте со вторым субъектом правоотношения), так и опосредованно (например, через законных представителей); с одной стороны, при регулировании этих отношений несовершеннолетним устанавливаются определенные льготы (привилегии), с другой - сужаются или расширяются некоторые общие возможности участия в соответствующих правоотношениях его субъектов. Не все ювенальные отношения подлежат правовому регулированию. Многие из них упорядочиваются существующими традициями и общественной моралью (например, отношения дружбы, товарищества, уважения, преданности, любви). Нормы права должны применяться для регулирования существующих отношений при условии признания за последними особой социальной значимости и лишь в случае такой необходимости.

Положение несовершеннолетнего в рамках ювенальных правоотношений определяется, прежде всего, его правовым статусом. Последний подразделяется на общий статус несовершеннолетней категории лиц и статус конкретного несовершеннолетнего субъекта правоотношения.

Общий статус принадлежит всем без исключения субъектам соответствующих отношений, регулируемых при помощи права. Лица, которые обладают существенными с позиции ювенального закона качествами (признаками), изменяющими объем их прав и обязанностей, имеют правовое положение, отличное от статуса других лиц. Несовершеннолетние в данном случае выделены по возрастному признаку. Статус единичного субъекта может быть определен лишь с учетом признаков конкретного правоотношения. По этой причине круг прав любого субъекта, по общему правилу, является более узким в сравнении с правовым положением несовершеннолетнего, который, являясь в правоотношении субъектом со специальным статусом, получает дополнительные специфические права.

Объем принадлежащих ребенку субъективных прав и свобод в правоотношении, по общему правилу, не должен быть меньше, чем в структуре правового статуса взрослого лица. Однако из этого правила имеется ряд исключений. В основном они, конечно, касаются политических прав и свобод, которые во многих случаях в соответствии с законодательством принадлежат только совершеннолетним членам общества и не могут быть переданы другому лицу. В отношении несовершеннолетнего не исключена возможность ограничения и других прав, например личных. Как частный случай такого ограничения можно назвать возможность родителей ограничить право несовершеннолетнего на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, свободное получение информации, если эти действия соответствуют интересам ребенка.

Ювенальное правоотношение может быть как простым (например, в сфере трудовых прав ребенка), так и сложным (скажем, в сфере гражданских прав ребенка, когда в нем участвуют несколько субъектов, причем это могут быть как физические, так и юридические лица).

Под методом правового регулирования любой отрасли права понимается система правовых средств и способов, при помощи которых нормы права воздействуют на общественные отношения, входящие в ее предмет.

Для того чтобы такое воздействие было эффективным и достигало бы того результата, на который рассчитано, должны быть использованы средства, соответствующие природе регулируемых отношений. Иначе говоря, содержание метода правового регулирования в существенной мере предопределяется характером регулируемых отношений. Верно и обратное утверждение.

Воздействуя на соответствующие отношения с целью укрепления благополучия детей, ювенальное право подчиняет их определенным правилам и обеспечивает тем самым реализацию прав и интересов несовершеннолетних, а также исполнение ими своих обязанностей.

Комплексный характер ювенального права не дает возможности указать лишь на один доминирующий метод правового регулирования. Ювенальному праву присуще сочетание действия различных, зачастую противоположных друг другу по характеру воздействия методов, относящихся как к числу императивных, так и диспозитивных. Специфика ювенально-правовых отношений заключается в том, что анализируемая отрасль права наделяет ребенка правовыми средствами удовлетворения его потребностей и интересов в различных общественных отношениях, обязывая другую сторону правоотношений исходить, прежде всего, из интересов несовершеннолетнего.

Таким образом, метод ювенального права должен, с одной стороны, предоставлять детям широкие возможности для реализации их прав, свобод и интересов, а с другой - уменьшать ответственность по сравнению со взрослыми, устанавливать высокую степень защиты ребенка государством, необходимую для его благополучия. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что по содержанию воздействия на общественные отношения метод ювенального права является преимущественно дозволительным, а по форме предписания - преимущественно императивным.

Поскольку ювенальное право образуют нормы как охраняющие и регулирующие отношения частных лиц, так и закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления, его следует относить к так называемым частно-публичным отраслям отечественной системы права.

Руководствуюсь изложенным, можно сделать вывод, что ювенальное право - это комплексная отрасль отечественной системы права, объединяющая юридические нормы, регулирующие общественные правоотношения, одной из сторон которых как минимум выступает ребенок (ювенальные правоотношения); формирующая правовой статус несовершеннолетнего как участника этих правоотношений; устанавливающая механизмы правовой защиты несовершеннолетних, а также определяющая полномочия и принципы деятельности системы органов и учреждений, направленной на реализацию и охрану прав и законных интересов несовершеннолетних (органов ювенальной юстиции).

Ювенальное право как комплексная отрасль российского права граничит с целым рядом отраслей права: международным, конституционным, гражданским, семейным, трудовым, административным, уголовным, уголовно-исполнительным, гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным. И это не случайно, ибо предметом этой отрасли права являются особые правовые отношения, ранее входившие в число общественных отношений с участием несовершеннолетних, регулируемых этими и другими отраслями права и вошедшими в предмет ювенального права после признания ее самостоятельной комплексной отраслью российского права.

Важной характеристикой ювенального права является его структура .

Структура права - это объективно обусловленное комплексом регулируемых общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в объединении и расположении нормативного материала в определенной последовательности. Деление отрасли права на составляющие основано на понятиях правового института и нормы права.

Под институтом ювенального права понимается сложившаяся внутри нее обособленная, выделившаяся группа правовых норм, регулирующая качественно однородные общественные отношения с участием несовершеннолетних (например, гражданско-правовые, семейные, трудовые).

Первичной составляющей любой отрасли права является правовая норма. Норма ювенального права - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властных предписаний, которое призвано самостоятельно осуществлять охрану прав несовершеннолетнего (или усиливать действие иных правовых норм) и регулировать специфические по своему содержанию общественные отношения.

Система ювенального права нашла свое закрепление в многочисленных нормативных правовых актах иных отраслей права. В некоторых из них ювенальные нормы рассредоточены по различным отраслевым документам, и правоприменителю потребуется немало времени на их отыскание. В других они представлены в кодификационных документах и объединены в основном в их специальных разделах или главах.

Сегодня, когда процесс формирования ювенального законодательства еще не завершен, ввиду отсутствия в отечественном законодательстве специализированных нормативных актов, которые могли бы стать российским аналогом Конвенции о правах ребенка (например, Ювенальный кодекс, Закон "Об основах государственной ювенальной политики в Российской Федерации", Закон "Об Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации" и ряд других, учеными и практиками, правозащитниками предлагается разработать и принять единый нормативный правовой документ (как это сделано в ряде зарубежных государств), касающийся правовой защиты несовершеннолетних в России.

Все нормативные документы, защищающие права несовершеннолетних, и соответствующие правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям: по назначению, по территории действия, по юридической силе, по отраслевой принадлежности и др. Эта классификация, хотя и имеет условный характер, помогает точному и грамотному осуществлению правового регулирования.

По назначению нормы ювенального права подразделяются на:

а) общие нормы, провозглашающие основные права и свободы человека, распространяющие свое действие и на несовершеннолетних, являющихся полноправными членами общества, и содержащиеся в Конституции и ряде отраслевых федеральных законов;

б) нормы, специально созданные для охраны прав несовершеннолетнего. Например, нормы гл. 14 УК РФ "Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних", гл. 42 ТК РФ "Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет", гл. 50 УПК РФ "Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних".

По отраслевой принадлежности выделяются нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус несовершеннолетних в сфере конституционного, семейного, гражданского, трудового, административного, уголовного, уголовно-исполнительного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и иного регулирования общественных отношений.

По методу правового регулирования в сфере действия ювенального права следует выделить два основных вида правовых норм:

а) императивные нормы - категорические и строго обязательные предписания, не допускающие отступления от их формулировки (присущи в наибольшей степени нормам уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального законодательства);

б) диспозитивные правовые нормы, предписывающие вариант поведения или предоставляющие субъектам возможность регулировать отношения по своему усмотрению (примером таковых могут служить нормы гражданского, гражданско-процессуального, семейного права).

Ювенальное право в правовой доктрине и юридической литературе принято рассматривать и как самостоятельную отрасль права, и как межотраслевой институт, и как отрасль законодательства, и как область научного познания, и, наконец, как учебную дисциплину.

Ювенальное право как наука составляет часть юридической науки. Она представляет собой систему идей, взглядов, представлений, знаний, положений, предложений о правах и законных интересах несовершеннолетних в российском обществе и государстве, истории развития и становления правового статуса ребенка в России, особенностях правового положения несовершеннолетних за рубежом и специфике международных стандартов в области правового регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних. Эта наука находится в стадии своего развития, привлекая к себе внимание все новых и новых исследователей.

Наука ювенального права занимается исследованием содержания общественных отношений с участием несовершеннолетних, выявлением их эффективности и разработкой обоснованных рекомендаций по совершенствованию ювенального законодательства. Необходимым условием для развития этой науки является ее неразрывная связь с практической деятельностью различных органов и учреждений системы ювенальной юстиции. Такая связь может и должна выражаться в изучении и обобщении практики применения ювенально-правовых норм, а также в обсуждении практическими работниками органов ювенальной юстиции законодательных предложений, подготовленных учеными юристами-ювеналистами.

Предметом науки ювенального права необходимо признать теоретические положения, касающиеся правового положения несовершеннолетних как участников правоотношений; взаимоотношения ювенального права с другими отраслями отечественной системы права; изучение особенностей деятельности специализированных органов и учреждений (органов ювенальной юстиции); основные направления ювенальной политики на современном этапе развития общества и государства.

Предмет науки ювенального права шире предмета ювенального права как отрасли права, ибо в содержание первой входит исследование не только действующего ювенального законодательства и практики его применения, но и история развития ювенально-правовой науки, изучение ювенального права зарубежных государств.

Науке ювенального права присущи известные и другим наукам методы исследования: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-догматический, конкретно-социологический, диалектический, статистический.

Среди основных задач науки ювенального права необходимо обозначить следующие:

теоретическое комментирование отечественного законодательства в сфере обеспечения прав и законных интересов ребенка;

изучение отечественного и зарубежного опыта в сфере деятельности органов ювенальной юстиции;

исследование особенностей правовой защиты несовершеннолетних в российском обществе и государстве;

анализ деятельности органов ювенальной юстиции по обеспечению прав и законных интересов ребенка в РФ;

формирование предложений, направленных на совершенствование ювенального законодательства и создание специализированных правовых актов, регулирующих права и законные интересы несовершеннолетних;

изучение законодательного опыта других государств, особенно тех, в которых приняты правовые акты, соответствующие международным стандартам.

Отечественная наука ювенального права тесно связана с деятельностью законодательных и правоприменительных органов. Это, в частности, выражается в форме участия ученых и практиков в разработках, консультировании и экспертной оценке законопроектов по вопросам ювенального права и законодательства, проходящих в Федеральном Собрании РФ на парламентских чтениях по тем или иным вопросам правовой защиты несовершеннолетних.

Ювенальное право представляет собой также специальную учебную дисциплину. Основное содержание этой дисциплины - изучение действующего международного и отечественного законодательства и практики его применения в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетнего.

Практика преподавания дисциплины "Ювенальное право" направлена на решение ряда задач. Среди них: обобщение и предложение в комплексе знаний о правовом статусе несовершеннолетних в РФ; оценка степени защищенности прав и законных интересов ребенка в РФ; выработка оптимальных путей совершенствования российского законодательства о правах и законных интересах детей; формирование целостного представления о современном состоянии государственной ювенальной политики в РФ.

Тема № 2. Генезис и источники ювенального права. Международно-правовые стандарты в области ювенального права .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования РФ

Ставропольский государственный университет

РЕФЕРАТ

«Ювенальное право в России»

Выполнила:

Чаплина Галина

Ставрополь, 2003

    • 3
    • 5
    • 9
    • Литература 14

1. Проблемы становления ювенального права как самостоятельной отрасли

ювенальное право несовершеннолетний юстиция

В настоящее время в юридической науке все чаще и чаще звучат предложения о выделении новой отрасли права, которая регулировала бы особый предмет - правоотношения с участием несовершеннолетних. В связи с усложнением жизни появляются все новые и новые ранее не урегулированные правовые проблемы.

Действительно, в течение становления отечественного законодательства вопросом защиты интересов детей практически не отводилось места. История отечественного семейного права свидетельствует скорее об их жестоком ущемлении.

Очевидно, недостаточная защищенность несовершеннолетних действительно существует. Предложение о создании новой отрасли порождено отчасти отставанием таких отраслевых наук, таких как гражданское, уголовное, семейное право и процессуальных отраслей, которые не успевают меняться за динамичной действительностью. В то время как проблемы молодежи требуют скорейшего вмешательства, нежели пройдут ожидаемые перемены действующего законодательства, уже устоявшихся традиционных отраслей права.

Сложность формулирования новой отраслевой науки, по мнению Л.Д. Вещагиной, кроется в том, отнести ли ювенальное право к публичному или частному праву.

Исходя из интересов несовершеннолетних, метод регулирования указанных отношений должен быть императивный для пресечения возможных злоупотреблений правом несовершеннолетних. Это находит серьезные возражения со стороны ученых, которые склонны отнести ювенальное к частному праву.

Если взять за основу новый подход регулирования семейного права, можно воспользоваться таким примером: включать в ювенальную отрасль только те отношения, касающиеся несовершеннолетних, которые непосредственно урегулированы конкретным нормативным актом.

Одним из механизмов, направленных на создание действенных механизмов защиты прав детей, является ювенальная юстиция, т.е. специальная система правосудия для несовершеннолетних. Главная задача ювенальной юстиции - защищать права детей, а не просто рассматривать дела о правонарушениях несовершеннолетних. Когда специальный судья рассматривает все дела, связанные с проблемами детей, он начинает лучше понимать причины, которые порождают подростковую преступность и начинает учитывать особенности личности юного правонарушителя, обстоятельства, которые привели его к совершению правонарушителя. И вряд ли такой судья отправит за решетку подростка, который совершил мелкую кражу, потому что был голоден.

В настоящее время, когда значительно возросли темпы социальных изменений, Уголовный кодекс должен не только карать за реально совершаемые преступления, но и предупреждать возможные общественно опасные деяния. Поэтому рядом авторов предпринята попытка изучения системы уголовно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в случае совершения общественно опасного деяния лицом, не достигшим совершеннолетия, либо в случае совершения преступления против него, и охраняющих процесс формирования и развития несовершеннолетнего в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства. Рассматриваемые нормы образуют относительно самостоятельную группу, что позволяет утверждать, что в уголовном праве России оформляется ювенальное уголовное право.

Е.Г.Слуцкий, Президент Национальной академии ювенологии, отмечает, что ювенальная политика общества не может претендовать на некий всеобъемлющий «закон о молодежи», универсальный и единый на все времена. Она формируется и реализуется с учетом времени, а также специфики субъектов Федерации, Федеральных округов - регионов, представляя собой систему законов, правовых и нормативных актов.

В зависимости от характеристик объекта ювенальной политики (например, в его структуре доминируют подростки) можно акцентировать внимание на социальной защите или (наоборот) создавать благоприятные условия для полноценной эффективной трудовой деятельности, если в группе больше молодых людей в возрасте 20-25 лет. Отсюда также возникают реальныепредпосылки для формирования многовариантности, создания различных моделей ювенальной политики, учитывающих все многообразие ситуаций в конкретной территории на данный период времени.

Эффективность проводимой ювенальной политики определяет качество нынешнего подрастающего поколения, его соответствие (несоответствие) существующим и необходимым стандартам реализации стратегии развития общества. Поэтому генеральная цель ювенальной политики связана с обеспечением государственной безопасности России на основе активизации и перспективного параметрирования будущего человеческого потенциала.

Формирование и реализация ювенальной политики не возможны без разработки эффективного ювенального права , становления ювенальной юстиции, отвечающих требованиям нынешней ситуации в стране.

Ювенальная политика должна базироваться на ювенальном законодательстве.

2. Пути продвижения ювенальной юстиции в России

Ювенальная юстиция для России является, хоть и не известной в достаточной мере, формой социально-правового обращения с несовершеннолетними, но и не новой. Ювенальные суды существовали в короткий промежуток времени с 1910 по 1918 годы, и, надо отметить, зарекомендовали себя не только с лучшей стороны, но и признавались в то время в мире одной из наиболее прогрессивных и развитых подобных систем.

Следует также отметить, что в сегодняшней России множество государственных органов занимается проблемами детей в той или иной сфере их жизни и деятельности: суды, прокуратура, отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ОППН), комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), отделы опеки и попечительства, органы здравоохранения, образования и многие другие. Однако, несмотря на это самое множество органов и организаций, преступность среди несовершеннолетних неуклонно и угрожающе растет. Следовательно, исходя из сегодняшней ситуации, можно с полной уверенностью сказать, что «у семи нянек дитя без глазу». Об этом свидетельствуют самые разнообразные отчеты и данные.

Статистика сегодня, впрочем, как и всегда, кроме как «эффекта пожара», ничего произвести не может. Многочисленные статистические исследования свидетельствуют о росте молодежной, подростковой и даже детской преступности.

Как отмечают Н.Хананашвили и О.Зыков, представители Московского фонда «Нет алкоголизму и наркомании», одно из центральных мест в работе по заметному улучшению криминогенной ситуации в стране должна занимать реформа системы правосудия по делам несовершеннолетних. Другими словами, необходимо воссоздание российской ювенальной юстиции. Наряду с этим, следует понимать, что такая реформа должна будет продвигаться в следующих направлениях:

а) реформирование российской системы судопроизводства по делам несовершеннолетних - создание институтов ювенального судьи и ювенального суда;

б) создание элементов системы социальной сферы (внедрение новых социальных технологий), связанных с необходимостью взаимодействия несовершеннолетних и общества;

в) системное объединение ювенального судопроизводства и его социально-правового окружения в концептуально целостную систему правосудия для несовершеннолетних - ювенальную юстицию .

Следует, таким образом, отличать ювенальную юстицию и ювенальное судопроизводство, поскольку судопроизводство представляет собой совокупность государственных институтов и правовых норм, в то время как юстиция, в нашем понимании, предусматривает участие и негосударственных структур (адвокатура, социальные работники из негосударственных структур, другие государственные и негосударственные институты) и обязательность осуществления определенных социально-правовых процедур.

Необходимо отметить, что употребляемые понятия означают не только потребность в возрастании специализации судьи, занимающегося проблемами правонарушений в среде детей и подростков. Очевидна важность формирования целой совокупности правовых и социально-психологических конструкций, гармонично сочетающихся в поисках оптимального для ребенка и, в конечном итоге, - для общества, способа решения весьма серьезных проблем. И это не только проблемы самого ребенка, его окружения, не только проблемы дня сегодняшнего - это проблемы будущего нашего общества.

Есть такое юридическое понятие, как ювенальное уголовное право - «восстановительное правосудие». В основе его - идея не наказания, а примирения преступника и жертвы преступления, возмещения ущерба, причиненного преступлением. Ювенальное право возникло как результат поисков способов реагирования на правонарушения и преступления несовершеннолетних. Примирение представляется вполне допустимым и по делам о причинении легкого и средней тяжести вреда здоровью.

Цель «восстановительного правосудия» - повышение эффективности наказания в направлении дальнейшего снижения доли лишения свободы, сокращения числа лиц, осуждаемых к этому наказанию.

Восстановительное правосудие, в отличие от ныне принятой карательной модели, ориентировано на другие вопросы и, как результат, на другие последствия от решения этих самых других вопросов. Главными в восстановительной модели правосудия являются вопросы:

1) Что произошло?

2) Как помочь жертве (в первую очередь!), преступнику и обществу восстановиться?

3) Как не допустить повторения случившегося?

Существует много подходов к разрешению этих новых вопросов. По существу, ювенальная юстиция, в силу своей специфичности, является удобная подотраслью права для внедрения новых форм восстановительного правосудия.

Институт ювенальной юстиции, возникший в США более 100 лет назад, в значительном числе стран Запада введен и успешно существует достаточно давно и за многие годы своего действия доказал не только свою жизнеспособность, но и безусловную необходимость и востребованность.

На сегодняшний день наиболее развитыми и отвечающими современным международным стандартам и нормам считаются системы ювенальной юстиции во Франции и в Канаде. Кстати, во Франции закон о ювенальной юстиции был принят в феврале 1945 года, еще во время II Мировой войны. Французские власти осознали, что нормальное развитие подрастающего поколения не менее важно, чем восстановление страны, и, уж, безусловно, является его неотъемлемым элементом.

Дореволюционная Россия была одним из первых государств, внедривших ювенальную юстицию (1910 год). В свое время она считалась одной из наиболее передовых.

Необходимость реформирования российской судебной системы в отношении несовершеннолетних следует также и из международных норм, прежде всего, Конвенции о правах ребенка (часть 3 ст.40) и замечаний Комитета ООН по правам ребенка от 08.10.1999 года, где четко сказано:

«Комитет рекомендует Государству-участнику предпринять все необходимые меры, для того чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно в деле отправления правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия...».

Российская система правосудия, при том, что в ней присутствует лишь зачаточное понятие о необходимости восстановления (элементы работы с правонарушителем в исправительно-трудовых учреждениях) ориентирована, как правило, именно на наказание правонарушителя (преступника).

Сама по себе значимость восстановления для общества столь же велика, как и для отдельного гражданина (жертвы или преступника). Однако критерии такого восстановления определить непросто. Наряду с этим, количество критериев достаточно велико и сами они могут быть маловесны, вследствие чего формирование простой модели такого восстановления крайне затруднено.

3. Проект федерального закона

15 февраля 2002 г. принят в первом чтении проект федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации «О судебной системе в Российской Федерации» (в части создания ювенальных судов), в котором, в частности, говорится:

«Статья 1. Дополнить Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе в Российской Федерации (Собрание Законодательства Российской федерации, 1997, N 1, ст.1) статьей 22-1 следующего содержания:

Статья 22-1. Ювенальные суды.

1. В целях защиты прав несовершеннолетних по территориальному принципу создаются ювенальные суды.

2. Ювенальные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела, одной из сторон в которых являются несовершеннолетние, в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности ювенальных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.»

Проект закона был внесен депутатами Виктором Зоркальцевым (КПРФ), Екатериной Лаховой (ОВР), Гаджи Махачевым («Народный депутат»), Еленой Мизулиной (СПС), Анатолием Чекисом (АПР), Александром Чуевым («Единство»), Татьяной Ярыгиной («Яблоко»). Подготовлен рабочей группой, возглавляемой президентом фонда «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН) Олегом Зыковым.

Этот проект - первый шаг на пути к восстановительному правосудию. Одновременно это хороший пример эффективности общественного лоббирования: проект продвигался усилиями фонда НАН и общественного центра «Судебно-правовая реформа» Михаила Флямера и Рустема Максудова, ювенальные модели отрабатывались в региональных судебных экспериментах в Москве и Петербурге.

В пояснительной записке к проекту федерального конституционного закона Российской Федерации «О внесении дополнений в Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации «О судебной системе в Российской Федерации» говорится:

«Несовершеннолетние являются одной из наиболее криминально пораженных и наименее социально защищенных категорий населения. Преступность несовершеннолетних в России в последнее десятилетие росла примерно в 6 раз быстрее, чем изменялось общее число этой возрастной группы.

В настоящее время чрезвычайную остроту приобретают проблемы, связанные с ростом подростковой преступности. 80% правонарушений, совершенных подростками, составляют тяжкие и особо тяжкие преступления.

Действующая судебная система оказалась не готовой гарантировать право ребенка на своевременное, качественное и беспристрастное рассмотрение уголовного дела в отношении его компетентным судебным органом, которое закреплено в ст.40 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Россией.

В связи с увеличением количества дел, рассматриваемых судами, нехватки судей, уголовные дела в отношении несовершеннолетних, а они составляют примерно 12% от общего количества дел, не рассматриваются в течение нескольких лет, ждут своей очереди, а подростки ожидают справедливого решения в следственных изоляторах.

Об этом свидетельствуют и цифры:

По состоянию на 1.01.98 г. в следственных изоляторах УИС МВД России несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых содержалось 5% от общего количества лиц, находящихся в СИЗО.

Удельный вес несовершеннолетних в общем числе осужденных составил - в 1996 г. - 10,9%., 1998 г. - 12,3 %.

Без радикального совершенствования судопроизводства в отношении несовершеннолетних не возможно говорить о справедливости правосудия в нашей стране.

Изменить такое положение возможно только путем создания в системе судов общей юрисдикции самостоятельных судов по делам несовершеннолетних, ювенальных судов (термин международный).

Современная судебная система должна рассматривать ребенка, совершившего правонарушение или преступление, прежде всего, не как объект репрессий, а как субъект реабилитации».

Экспертное заключение на проект закона, подготовленное в мае 2002 г. кандидатом юридических наук О.А. Шварц, координатором проекта «Судебная реформа» Российского фонда правовых реформ, гласит:

«Рассматриваемый законопроект, как следует из пояснительной записки к нему, направлен на воссоздание российской ювенальной юстиции, первым шагом к которой является введение в судебную систему России такого понятия, как "ювенальный суд".

По мнению авторов законопроекта, системная разобщенность ныне действующих государственных институтов, занимающихся проблемами несовершеннолетних, не позволяет достичь положительных результатов как в области снижения количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними, так и в сфере защиты ребенка от криминальной среды. Только соединение усилий различных государственных органов и структур, а также негосударственных организаций в единое социально-правовое пространство в виде целостной системы ювенальной юстиции позволит решить названные вопросы.

Институт ювенальной юстиции представляет собой весьма сложный комплекс концепций и "схем" влияния на подростка, его семью и непосредственное окружение, а также социальные структуры. Он включает, в том числе, ориентирование суда на решение задач социализации молодых людей и обеспечения их будущего в качестве законопослушных членов общества».

Однако данный проект закона вызвал у членов экспертной комиссии и ряд возражений. В частности, «вызывает возражения и определение, данное в самом общем виде, специализации ювенальных судов, так как в соответствии со статьей 55 Семейного кодекса Российской Федерации ребенком (несовершеннолетним) признается лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. И лишь несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту. Согласно части первой статьи 32 Гражданского процессуального кодекса РСФСР способность осуществлять свои права в суде и поручать ведение дела представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит гражданам, достигшим совершеннолетия. Таким образом, нельзя говорить о делах, стороной в которых выступает несовершеннолетний, поскольку по закону он не вправе самостоятельно осуществлять защиту своих прав».

Тем не менее, принятый проект закона является важным шагом на пути становления ювенального права в России.

Известный политолог Борис Золотухин свое заключение на проект принятого в первом чтении закона завершил следующими словами: «Принятие рассматриваемого законопроекта не означает немедленного введения ювенальных судов, но создает необходимые правовые предпосылки к незамедлительному началу этой крайне необходимой для страны работы».

Литература

1. Албегова И.Ф., Мялкин В.А., Синяк Е.А. Ребенок и его права в современной России. - Ярославль, 1997. - 32 с.

2. Борисова Н. К вопросу о концепции российского ювенального права // Право и жизнь. - 1999. - № 19.

3. Борисова Н. К вопросу о предмете отрасли ювенального права Российской Федерации // Право и жизнь. -1999. - № 20.

4. Борисова Н. Правосудие по делам несовершеннолетних: международная практика (ювенальная юстиция по-американски) // Право и жизнь. - 1999. - № 19.

5. Борисова Н. Ювенальное право: некоторые проблемы формирования в условиях Российской Федерации // Право и жизнь. - 1998. - № 17.

6. Борисова Н., Жук Е. Право ребенка на жизнь // Право и жизнь. - 1998. - № 13.

7. Вестник восстановительной юстиции. Перспективы для уголовной и ювенальной юстиции. - Вып. 1. - М., 2000. - 56 с.

8. Вещагина Л.Д. Проблемы становления ювенального права как самостоятельной отрасли // Научно-техническая конференция МГТУ, 2000.

9. Конвенция о правах ребенка и ее реализация в современной России. //Материалы научно-практической конференции посвященной 10-летию принятия ООН Конвенции о правах ребенка. - М., 2001. - 100 с.

10. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. - М.: Дело, 2000. - 272 с.

11. Пудовочкин Ю.Е. Ювенальное уголовное право: понятие, структура, источники // Журнал российского права. - 2002. - N 3.

12. Фильченков Г.И. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Ювенальное право»: Рабочая программа. - М.: Маркетинг, 2002. - 22 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблемы становления ювенального права как самостоятельной отрасли, пути продвижения ювенальной юстиции в России, проект федерального закона. Ювенальная политика должна базироваться на ювенальном законодательстве.

    реферат , добавлен 12.10.2003

    Этапы становления ювенальной юстиции в странах Запада и США – родины ювенального правосудия, анализ развития правосудия по делам несовершеннолетних. Ювенальная юстиция дореволюционной России. Профилактика преступности среди несовершеннолетних в России.

    дипломная работа , добавлен 06.01.2010

    Ювенальная юстиция: понятие и происхождение. Сегодняшний день ювенальной юстиции в РФ. Основные проблемы становления и развития. Ростовская региональная модель ювенальной юстиции. Перспективы ювенальной юстиции в России.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2005

    Перспективы развития ювенальной юстиции в России. Восстановление социальных отношений, нарушенных в результате преступления. Ресоциализация несовершеннолетних, ограничение поля действия карательных технологий за счет участия граждан в социальном контроле.

    реферат , добавлен 20.10.2009

    Уголовное право как отрасль права, предмет и методы его исследования, субъекты и объекты. Охранительные, регулятивные правоотношения, их сущность и сфера деятельности. История и основные этапы развития данной отрасли права в России, первые документы.

    реферат , добавлен 22.02.2011

    Права несовершеннолетних, правоспособность, дееспособность. Конституционные права. Социальные, экономические и культурные права и свободы ребенка. Право частной собственности, право на охрану здоровья, право на труд. Семейные права несовершеннолетних.

    доклад , добавлен 01.10.2008

    Становление и развитие экологического права как самостоятельной отрасли права. Особенности его понимания в качестве самостоятельной отрасли. Исторические предпосылки и формирование отрасли экологического права. Проблемы в области охраны природы.

    контрольная работа , добавлен 07.07.2014

    "Несовершеннолетний" как термин и юридическое понятие. Основные направления и проблемы защиты прав и интересов несовершеннолетних в современной России. История становления и развития ювенальной системы правосудия в отношении несовершеннолетних в России.

    реферат , добавлен 23.01.2012

    Совокупность системы норм права современного государства, ее составные части: нормы, институты, подотрасли и отрасли права. Семейное, конституционное (государственное), административное, финансовое, гражданское, земельное, трудовое, уголовное право.

    доклад , добавлен 09.02.2010

    Становление уголовного права в России до советского периода, в период СССР и в настоящее время. Понятие, предмет и метод уголовного права, его соотношение с другими отраслями. Проблемы соотношения права и законодательства (правоприменительной практики).

Ювенальное право – это отрасль российского права, включающая в себя ряд правовых норм, которые обеспечивают контроль общественных отношений в юридической сфере, касающихся установления, реализации и регулирования имущественных интересов детей, являющихся гражданами РФ. Иными словами, ювенальное право считается способом защиты свобод и интересов несовершеннолетних граждан.

Данная отрасль считается достаточно спорной и вызывает множество положительных и отрицательных откликов со стороны граждан, поэтому, чтобы сформировать собственное понимание данного понятия, стоит подробно изучить данный вопрос.

Ювенальным правом называется отдельная отрасль, в рамках которой регулируются вопросы, связанные с осуществлением определенных действий по делам о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними гражданами или в отношении малолетних детей. В основе установленной системы лежат следующие принципы:

  • охранительный – заключается в защите интересов детей и подростков, а также касается преследований несовершеннолетних преступников;
  • воспитательное воздействие на ребенка;
  • социальная насыщенность. В данном случае речь идет о всестороннем изучении материалов дела, касающегося проблем, связанных с нарушением свобод и интересов малолетних детей;
  • индивидуализация судебного процесса – заключается в том, что в центре судебного разбирательства стоит ребенок, не достигший совершеннолетия, и этому моменту подчинена вся судебная процедура.

В состав ювенальной системы вошли многочисленные органы, занимающиеся вопросами защиты интересов ребенка, не достигшего совершеннолетнего возраста. В частности, можно выделить такие, как различные органы опеки, телефоны доверия, комиссия по делам несовершеннолетних и другие учреждения.

Предмет и метод ювенального права

Общей основой для данного направления являются правовые отношения, возникающие с участием лиц, не достигших 18-летнего возраста. Основой ювенальной системы выступают международные законодательные акты и Конституция РФ.

Ювенальное право рассматривается совместно с остальными отраслями российской законодательной системы, однако система остается самостоятельной и, как и любая другая, имеет свой предмет и метод. В качестве предмета выступает не ребенок как таковой, а совокупность общественных отношений, одной стороной которых выступает несовершеннолетний.

В круг интересов входят условия и порядок обеспечения надлежащего статуса ребенка в семье, а также в других социально-бытовых сферах. Рассуждая о данном понятии, следует говорить о системе отношений между членами общества, в рамках которых лицо, не достигшее совершеннолетия, наделяется определенными специфическими полномочиями и принимает на себя юридические обязательства.

Ювенальные отношения между гражданами могут быть простыми, а могут включать в себя сложные разноплановые отношения.

Под методом регулирования таких отношений рекомендуется понимать комплекс различных средств и инструментов, которые применяются и тем самым влияют на параметры общественных отношений.

Структура и институт ювенального права

Значительной характеристикой данного понятия является его структура. Под структурой ювенального права следует понимать комплекс регулируемых общественных отношений, которые выражаются в объединении и расположении нормативного материала.

В дальнейшем этот материал делится на разделы и положения с учетом группы правовых норм, осуществляющих регулирование общественных отношений с участием граждан, не достигших совершеннолетнего возраста.

Институт ювенальной системы считается группой правовых норм, которые регулируют различного рода отношения между несовершеннолетними и гражданским населением.

Система ювенального права официально закреплена в многочисленных нормативно-правовых актах, а также в отдельных кодексах, регулирующих вопросы российского законодательства. Отдельные нормы рассредоточены по разным отраслевым документам.

Нормы и задачи ювенального права

Все нормы могут быть разделены по назначению. Основная классификация выглядит следующим образом:

  • общие нормы прав и свод человека, распространяющиеся на человека;
  • нормы, специально разработанные для защиты интересов малолетних детей.

Также их можно разделить по методу правового регулирования:

  • императивные нормы – категорические, строго обязательные предписания, не допускающие никаких отступлений от формулировки;
  • диспозитивные нормы – предписывающие поведения, которые позволяют регулировать все необходимые вопросы.

Помимо указанных норм, следует отметить задачи ювенального права. К таковым относятся:

  • теоретическое комментирование российского законодательства;
  • анализ опыта российского права и зарубежного;
  • рассмотрение вопросов юридической защиты несовершеннолетних граждан в РФ;
  • анализ деятельности органов ювенального права;
  • разработки рекомендаций и формирование предложений по улучшению сложившихся ситуаций.

Заключение

Ювенальное право является самостоятельной правовой отраслью, которая направлена на регулирование отношений с участием несовершеннолетних граждан. Как и любая другая отрасль, ювенальное право имеет свои цели, задачи, структуру и нормы.

Условия отбывания наказания несовершеннолетними (виды) - в действующем УИК РФ предусмотрены обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания. В обычных условиях в воспитательной колонии отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, поступившие в воспитательную колонию, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также несовершеннолетние осужденные, переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания. Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения его под стражу. По отбытии 3-6 месяцев срока наказания в обычных условиях при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе осужденные переводятся в облегченные условия. Осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, отбывают наказание в строгих условиях. В строгих условиях также отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. По истечении 6 месяцев при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия отбывания наказания. При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе осужденные могут быть переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные. Для подготовки к освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания. При злостном нарушении режима осужденные переводятся с обычных условий в строгие условия отбывания наказания, с облегченных условий - в обычные или строгие условия, с льготных условий - в обычные условия отбывания наказания. Со строгих условий отбывания наказания осужденный может быть переведен по истечении 6 месяцев пребывания в этих условиях при отсутствии нарушений режима и добросовестном отношении к труду и учебе. Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие производится начальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательного совета данной колонии, кроме перевода из обычных условий отбывания наказания в облегченные, который производится по представлению совета воспитателей отряда. В решении этих вопросов могут принимать участие члены попечительского совета данной воспитательной колонии, родительских комитетов, а также представители органов власти и местного самоуправления по месту расположения данной воспитательной колонии (УИК, ст. 132 ).

Обособление ювенального права как самостоятельной юридической отрасли находится в стадии становления. Не все ученые-правоведы видят смысл в выделении ювенального права из других отраслей отечественного права.
Отграничение ювенального права от других отраслей права на современном этапе представляет определенную сложность, связанную с недостаточно четкими границами предмета правового регулирования ювенального права, и внесение ясности в этот вопрос приобретает особую актуальность.
Предметом ювенального права является правовое регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением потребностей общества и государства в рождаемости новых поколений и их благополучном социальном развитии.
Процесс реализации данных потребностей, подкрепляемый юридическими нормами, связан с такими отраслями права, как:
- международное, государственное право (конституционное, муниципальное право);
- материальное право (уголовное, уголовно-исполнительное, административное, гражданское, семейное, трудовое и др.);
- процессуальное право (уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административное процессуальное право).
Учитывая обширность предмета ювенального права, представляется более целесообразным отграничивать от него нормы ювенального процессуального права, объединив их в понятии «ювенальный процесс», и рассматривать в учебной дисциплине «ювенальная юстиция», однако в настоящее время в рамках учебной дисциплины «ювенальное право» такое разграничение не позволяет сделать государственный образовательный стандарт.
Методы правового регулирования ювенального права - это правовые средства и способы, регулирующие ювенальные правоотношения, входящие в его предмет.
Комплексный характер ювенального права подразумевает и различные методы правового регулирования, присущие различным отраслям права - регулятивные, поощрительные и охранительные (в научной литературе выделяют также императивные и диспозитивные методы правового регулирования).
Применение различных методов обусловлено разнообразием отраслей права, регулирующих ювенальные правоотношения. Например, для уголовного права характерны запрещающие нормы и, соответственно, императивные методы правового регулирования.
Для ряда норм гражданского права присущи охранительные и поощрительные нормы, в которых существует выбор возможных вариантов поведения и позитивное стимулирование законодательно одобряемого поведения.
В отечественной юриспруденции ювенальное право принято относить к частно-публичному, что объясняется использованием в нем различных юридических норм: регулятивных (обязывающих, уполномочивающих, запрещающих), поощрительных и охранительных.
Особенностью предмета регулирования ювенального права является то, что регулируемые общественные отношения не подразумевают непосредственного участия в них несовершеннолетних.
Например, руководство детского сада может быть привлечено к административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности (ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Участниками правоотношений в данном случае являются органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, и должностные лица детского сада, но, поскольку речь идет о безопасности детей и обеспечении государственных интересов по их защите, то данные правоотношения вполне можно отнести к ювенальным (не дожидаясь пока произойдет пожар и пострадают дети).
Существенной проблемой обособления ювенального права являются не только трудности выделения ювенальных норм из различных отраслей права, но иногда и невозможность такого выделения. Предоставляемые несовершеннолетним юридические права, как правило, не отличаются от прав совершеннолетних граждан, являясь, порой более широкими, чем у взрослых. Основные отличия содержатся в юридических обязанностях, объем которых у несовершеннолетних значительно меньше по вполне понятным причинам.
Подобная диспропорция в правовом статусе на практике весьма затрудняет разграничение ювенальных норм от общих норм права, учитывая, что определение правового статуса несовершеннолетнего невозможно без определения общего правового статуса гражданина в той или иной отрасли права. Различия в правовых статусах несовершеннолетнего и взрослого можно установить только при сравнительном анализе существующих норм права.
Общий правовой статус включает в себя статус несовершеннолетнего (с определенными отличиями) и статус конкретного несовершеннолетнего.
Правовым статусом несовершеннолетнего пользуется лицо до достижения им возраста 18 лет (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации).
Правовой статус конкретного несовершеннолетнего зависит от достигнутого им определенного возраста. Например, в уголовном праве при привлечении к уголовной ответственности и назначении наказания правовой статус несовершеннолетнего дифференцируется по возрасту: 14, 15, 16, 18 и даже 20 лет (ст. 20, ч. 1 ст. 87, ст. ст. 88 и 96 УК РФ).
Решение проблемы обособления ювенального права из других юридических отраслей может быть достигнуто законодательным выделением ювенальных разделов в каждой из отраслей права, исходя из предмета правового регулирования ювенального права. Это отчасти сделано:
- в Уголовном кодексе РФ (раздел 5 «Уголовная ответственность несовершеннолетних»);
- в Трудовом кодексе РФ (глава 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет»);
- в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (глава 50 «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних);
- в Уголовно-исполнительном кодексе РФ (глава 17 «Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях).
Законодательное выделение ювенальных разделов в различных отраслях права позволило бы обособлять «ювенальное уголовное право», «ювенальное трудовое право», «ювенальное гражданское право» и т.д., что, в свою очередь, создало бы необходимую базу для кодификации норм ювенального права, например, в Ювенальный кодекс РФ. Подготовка квалифицированных специалистов по ювенальному праву в этом случае была бы значительно упрощена.
В свете изложенного можно дать следующее определение ювенальному праву - это комплексная отрасль отечественного права, состоящая из юридических норм, регулирующих общественные отношения, обеспечивающие рождаемость новых поколений и их благополучное социальное развитие.
Задачами ювенального права являются:
- установление правового статуса несовершеннолетнего (прав, обязанностей, ответственности);
- установление правового статуса субъектов, обеспечивающих права, обязанности и ответственность несовершеннолетнего;
- установление правил поведения между несовершеннолетними и субъектами, обеспечивающими их права, обязанности и ответственность;
- установление правил поведения между субъектами, обеспечивающими права, обязанности и ответственность несовершеннолетних.
Такими субъектами могут быть как физические лица (родители, педагоги и т.д.), так и юридические лица (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, органы МВД, прокуратуры, юстиции и т.д.).
В упоминавшемся учебнике «Ювенальное право» дано следующее определение: «ювенальное право - это комплексная отрасль отечественной системы права, объединяющая юридические нормы, регулирующие общественные правоотношения, одной из сторон которых как минимум выступает ребенок (ювенальные правоотношения).».
Критический анализ подобной формулировки уже приводился выше.
Система ювенального права - это совокупность юридических норм, объединенных предметом правового регулирования и составляющих структурное соединение в определенной взаимосвязи и последовательности.
В систему ювенального права входят нормативные акты различных отраслей права: международного, конституционного, уголовного, гражданского, семейного, трудового, административного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального и др. Их соотношение и взаимосвязь обусловлены общей целью - правовым регулированием защиты прав, свобод, законных интересов и ответственности несовершеннолетних.
Под институтом ювенального права понимается группа правовых норм, входящих в систему ювенального права, регулирующих однородные правоотношения. Это могут быть трудовые, семейные, уголовно-исполнительные и иные правоотношения.
Группы правовых норм, входящих в институт ювенального права, могут подразделяться по методу правового регулирования и другим критериям.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ