Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Создание Системы защиты персональных данных (СЗПДн) и приведение процессов обработки и обеспечения безопасности персональных данных (ПДн) в соответствие с положениями Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» и требованиями нормативных документов позволяет минимизировать правовые и репутационные риски, связанные с потенциальными утечками ПДн и несоблюдением законодательства РФ. При проведении указанных работ учитываются процессы обработки и защиты ПДн как без использования средств автоматизации (на бумажных носителях), так и в информационных системах персональных данных (ИСПДн).

Для организации эффективной защиты персональных данных в Компании необходимо создать и внедрить комплекс организационных, программно-технических и нормативно-методических мер, которые включают в себя:

  • определение состава обрабатываемых ПДн, угроз безопасности ПДн и требуемого уровня защищенности ПДн (обычно осуществляется );
  • установление правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечение регистрации и учета действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;
  • применение прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
  • применение мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для обеспечения требуемого уровня защищенности ПДн;
  • оценку эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;
  • контроль над принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровнем защищенности информационных систем персональных данных;
  • обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятие соответствующих мер;
  • восстановление персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним.

Создание системы защиты персональных данных

Работы по построению системы защиты персональных данных начинаются с разработки «Технического задания на создание системы защиты ПДн» и внутренних организационно-распорядительных документов, регулирующих процессы обработки и защиты ПДн. Техническое задание на создание системы защиты персональных данных подготавливается с учетом «Модели нарушителя и угроз безопасности ПДн» и требуемого уровня защищенности ПДн, определенного , и содержит следующие сведения:

  • обоснование необходимости разработки СЗПДн;
  • исходные данные об ИСПДн в техническом, программном, информационном и организационном аспектах;
  • сведения об актуальных угрозах безопасности ПДн и требуемом уровне защищенности ПДн при их обработке в ИСПДн;
  • ссылки на нормативные документы, с учетом которых будет разрабатываться СЗПДн и приниматься в эксплуатацию ИСПДн;
  • перечень необходимых для реализации организационных и технических мер по обеспечению безопасности ПДн, определенный в соответствии с требованиями Приказа ФСТЭК России от 18.02.2013 № 21, путем адаптации, дополнения и уточнения базового набора мер;
  • перечень предполагаемых к использованию сертифицированных средств защиты информации;
  • состав, содержание и сроки проведения работ по этапам разработки и внедрения СЗПДн;
  • требования к составу и содержанию организационно-распорядительной документации и к эксплуатационной документации на СЗПДн.

Зафиксированные в Техническом задании меры по обеспечению безопасности должны обеспечивать как требуемый уровень защищенности персональных данных, так и нейтрализацию актуальных угроз безопасности.

До внедрения средств защиты информации по желанию Заказчика могут быть проведены их макетирование и стендовые испытания с учетом исходных данных, полученных на этапе обследования, а также требований, определенных Техническим заданием на СЗПДн. В рамках макетирования проводится анализ применимости, совместимости и внедряемости СЗИ в ИСПДн организации. В результате определяется состав технических средств защиты информации, удовлетворяющий требованиям по защите ПДн, а также позволяющий реализовать мероприятия по созданию СЗПДн. Проводятся стендовые испытания СЗИ. При необходимости производится уточнение Технического задания на создание СЗПДн.

Следующий рекомендуемый шаг – разработка Технического проекта системы защиты персональных данных, который содержит детальное описание конкретных программно-технических решений для создания СЗПДн, осуществляется на основе Технического задания и результатов стендовых испытаний средств защиты информации.

Более подробную информацию о проектировании систем защиты информации можно получить на .

Разработка организационно-распорядительных документов

Как правило, параллельно с разработкой Технического задания на создание СЗПДн осуществляется разработка комплекта внутренних нормативных актов, регулирующих процессы обработки и защиты ПДн. Разрабатываемый комплект документов направлен на реализацию мер по защите, предусмотренных Техническим заданием, а также на выполнение прочих обязанностей Операторов ПДн, предусмотренных законодательством РФ.

Федеральный закон № 152-ФЗ и подзаконные акты (Приказ ФСТЭК № 21 от 18.02.2013, Постановление Правительства РФ №1119 от 01.11.2012), устанавливают ряд обязательных требований, в том числе технического характера, которые должны выполняться организациями, осуществляющими обработку персональных данных (операторами персональных данных) с использованием информационных систем, включая меры защиты персональных данных от случайного или неправомерного доступа к ним, изменения, копирования, блокирования, уничтожения, распространения и других неправомерных действий.

Мероприятия по защите персональных данных

АМТЕЛ-СЕРВИС предоставляет услуги защиты персональных данных для организаций различных отраслей, в т.ч. хранящих и обрабатывающих данные в корпоративном или публичном облаке, осуществляющих трансграничную передачу персональных данных россиян. Наша компания работает с проектами в области защиты ПДн среднего и крупного масштаба, стоимостью от 250 тыс. рублей. Всю документацию мы разрабатываем индивидуально и учитываем всю специфику процессов вашей компании, а не просто адаптируем универсальные шаблоны, как это делают многие ИТ-поставщики в целях экономии.

АМТЕЛ-СЕРВИС реализует весь комплекс организационных и технических мероприятий для обеспечения защиты персональных данных (ИСПДн):

  • Аудит на соответствие требованиям 152-ФЗ, 242-ФЗ, разработку детального отчета
  • Разработку модели угроз, классифицирование информационных систем персональных данных (ИСПДн)
  • Разработку комплекта организационно-распорядительной документации
  • Разработку технического задания на создание системы защиты
  • Проектирование системы защиты ИСПДн
  • Внедрение системы безопасности ИСПДн, включая поставку, монтаж, настройку оборудования и ПО, проведение пуско-наладочных работ, разработку эксплуатационной документации, опытную эксплуатацию системы, проведение приемочных испытаний
  • Аттестационные испытания
  • Консультационную поддержку и сопровождение, включая консультации при проведении проверок Регуляторами (Роскомнадзор, ФСТЭК России, ФСБ России).

Альтернативой построению ИСПДн для небольших компаний может стать облачный сервис «Облако ФЗ-152». Это позволит сэкономить на обслуживании и гарантировать обеспечение защиты персональных данных за разумные деньги.

Преимущества сотрудничества с нами

Защита ПДн, включая аттестацию, аудит защиты персональных данных, а также внедрение системы защиты, — одна из самых востребованных услуг АМТЕЛ-СЕРВИС в сфере ИБ. Заказывая услуги по обеспечению защиты ИСПДн предприятия из Москвы и регионов получают:

  • Полный комплекс мероприятий - от проверки на соответствие требованиям 152-ФЗ до проектирования и внедрения системы ЗПДн и прохождения аттестационные испытаний
  • Доступ к глубокой экспертизе в области информационной безопасности для полной и всесторонней оценки эффективности работы системы ИБ - в АМТЕЛ-СЕРВИС работают квалифицированные специалисты с многолетним опытом работы
  • Решение, реализованное на передовых технологиях и средствах защиты информации, обеспечивающее комплексную и надежную защиту ИТ-систем при оптимальном бюджете.

Качество услуг АМТЕЛ-СЕРВИС подтверждено международными сертификатами, большим опытом работы и многочисленными клиентами. Мы входим в ТОП-30 ведущих компаний в сфере защиты информации. У нас в наличии есть все необходимые для проведения работ лицензии ФСТЭК и ФСБ России. Позаботьтесь о защите ПДн: обращайтесь в нашу компанию.

ПДн – персональные данные

ИС информационная система

ИСПДн – информационная система персональных данных

СКЗИ – средство криптографической защиты информации

УЗ – уровень защищенности

СПО – специальное программное обеспечение

ППО – прикладное программное обеспечение

Введение

После множества переносов 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2006 года №152 «О персональных данных» и начали действовать санкции за неисполнение требований (административная и уголовная ответственность). Основная цель закона – защитить права и свободы граждан при обработке личной информации, в том числе право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Федеральный закон обязал операторов персональных данных «принимать необходимые организационные и технические меры для защиты от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий». Для обеспечения реализации положений Федерального закона выпущены следующие документы:

Определены следующие категории обрабатываемых ПДн:

  • специальные категории ПДн, к которым относится информация о национальной и расовой принадлежности субъекта, о религиозных, философских, либо политических убеждениях, информация о здоровье и интимной жизни субъекта;
  • биометрические ПДн, данные, характеризующие биологические или физиологические особенности субъекта, например фотография или отпечатки пальцев;
  • общедоступные ПДн, сведения о субъекте, полный и неограниченный доступ к которым предоставлен самим субъектом;
  • персональные данные сотрудников оператора;
  • иные категории ПДн, не представленные в предыдущих группах.

Под актуальными угрозами безопасности ПДн понимается совокупность условий и факторов, создающих актуальную опасность несанкционированного, в том числе случайного, доступа к ПДн при их обработке в ИС, результатом которого могут стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение ПДн, а также иные неправомерные действия.

Угрозы подразделяются на 3 типа:

  • 1 тип
    Актуальны для ИС, если для нее, в том числе, актуальны угрозы, связанные с наличием недокументированных (недекларированных) возможностей в СПО, используемом в ИС.
  • 2 тип
    Актуальны для ИС, если для нее, в том числе, актуальны угрозы, связанные с наличием недокументированных (недекларированных) возможностей в ППО, используемом в ИС.
  • 3 тип
    Актуальны для ИС, если для нее актуальны угрозы, не связанные с наличием недокументированных (недекларированных) возможностей в системном и прикладном программном обеспечении, используемом в информационной системе.

Определено 4 уровня защищённости (УЗ) персональных данных (представлены в таблице 1 ), различающихся перечнем необходимых к выполнению требований и устанавливаемых в зависимости от категории обрабатываемых персональных данных, типа актуальных угроз и числа субъектов персональных данных.

Таблица 1. Уровни защищенности (УЗ) персональных данных

Тип ИС Сотрудники оператора Кол-во субъектов Тип актуальных угроз
1 2 3
ИСПДн-С
Специальные
нет >100 000 УЗ-1 УЗ-1 УЗ-2
нет <100 000 УЗ-1 УЗ-2 УЗ-3
да Любое
ИСПДн-Б
Биометрические
да/нет Любое УЗ-1 УЗ-2 УЗ-3
ИСПДн-И
Иные
нет >100 000 УЗ-1 УЗ-2 УЗ-3
нет <100 000 УЗ-2 УЗ-3 УЗ-4
да Любое
ИСПДн-О
Общедоступные
нет >100 000 УЗ-2 УЗ-2 УЗ-4
нет <100 000 УЗ-2 УЗ-3 УЗ-4
да Любое УЗ-2 УЗ-3 УЗ-4

Решение С-Терра по защите ПДн

Продукты компании С-Терра, сертифицированные регуляторами – ФСБ России и ФСТЭК России, могут использоваться для обеспечения любого уровня защищенности персональных данных.

Таблица 2. Применение продуктов С-Терра для защиты ПДн разных УЗ

Область применения Продукт УЗ-1 УЗ-2 УЗ-3 УЗ-4
Криптографическая защита удаленного доступа к ресурсам ИС C-Терра Шлюз, С-Терра Виртуальный Шлюз, Модуль С-Терра CSCO-STVM, C-Терра «Пост», С-Терра Клиент, С-Терра Клиент-М + + +
Межсетевое экранирование C-Терра Шлюз, С-Терра Виртуальный Шлюз, Модуль С-Терра CSCO-STVM, C-Терра «Пост», С-Терра Клиент + + + +
Защита от вторжений С-Терра СОВ + + + +

ПРЕИМУЩЕСТВА РЕШЕНИЯ С-ТЕРРА:

  • Проверенный производитель
  • Использование стандартных протоколов
  • Поддержка ГОСТ алгоритмов шифрования
  • Интеграция в существующую инфраструктуру (в том числе в виртуальную)
  • Сертификация ФСБ и ФСТЭК России
  • Высокая экономическая эффективность

Рассмотрим несколько типовых вариантов использования продуктов С-Терра для защиты ИСПДн.

1. Защита взаимодействия нескольких территориально распределённых компонентов ИСПДн

В центральной точке устанавливается шлюз безопасности – С-Терра Шлюз, который обеспечивает межсетевое экранирование и терминирует защищенные туннели с удаленными объектами. Конкретная модель выбирается из линейки шлюзов, исходя из требований по производительности, параметров аппаратной платформы и необходимого класса защиты. Для повышения отказоустойчивости центрального объекта может быть установлено два шлюза в кластере «горячего» резервирования. Рекомендуем использовать систему централизованного управления С-Терра КП. В удаленных объектах также устанавливается С-Терра Шлюз, но, как правило, более младшей модели. Если количество рабочих мест в удаленном объекте менее 5, то целесообразно рассмотреть С-Терра Клиент или С-Терра «Пост» для каждого рабочего места.

ПРИМЕР

Условия: Организация состоит из головного офиса и 20 филиалов. Связь филиалов с головным офисом осуществляется через недоверенную сеть – интернет. В головном офисе развернута база данных, содержащая ПДн, к которой необходим доступ из филиалов. Канал в головном офисе 100 Мбит/c, в филиалах – по 10 Мбит/c. В каждом филиале более 10 сотрудников со стационарными рабочими местами на ОС Windows.

Требуется: защитить ПДн при их передаче через недоверенную сеть в соответствии с законодательством. В головном офисе требуется резервирование оборудования. Класс защищенности СКЗИ – КС2.

  • Кластер из шлюзов безопасности С-Терра Шлюз 1000:
    2x G-2000-4.2-1725-6-ST-KC2 + 2x LIC-2000-500-4.2-ST-KC2
  • Систему управления С-Терра КП на 100 лицензий:
    1x LIC-KP-100-4.2

Ваше предприятие ведет кадровый учет сотрудников и подбор кадров с использованием средств автоматизации (информационных систем)?
Ваше предприятие осуществляет передачу персональных данных сотрудников или клиентов в другие организации с использованием средств автоматизации (информационных систем)?
У вашей фирмы есть клиенты – физические лица?

Каждая организация, которая имеет дело с обработкой и хранением персональной информации о своих сотрудниках, клиентах и т.д. с использованием средств автоматизации является оператором Персональных данных .

ВАЖНО! Статья 22 Федерального закона «О персональных данных» закрепила за операторами обязанность до начала обработки персональных данных сообщать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять такой процесс. Т.е. вы обязаны послать Уведомление в Роскомнадзор о регистрации как оператора ПДн и начале обработки ПДн.

Основания, при которых работодатель вправе обрабатывать персональные данные (сокращенно — ПДн) без уведомления Роскомнадзора перечислены в ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Защита персональный данных в организации.

Персональные данные граждан относятся к особо защищаемой законом РФ информации. Законодательством РФ (Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных») строго определяются требования к защите ПДн, особенностях и правилах их обработки без использования средств автоматизации и в информационных системах персональных данных.

Ответственность за сбор, обработку, хранение и защиту персональных данных работников, клиентов и других лиц лежит целиком на работодателе. Поэтому на любом предприятии должен быть установлен порядок работы с ПДн и разработаны документы и мероприятия по организации защиты ПДн.

Для этого на предприятии должно быть разработано и утверждено в соответствии с законодательством Положение, которое устанавливает порядок обработки и защиты персональных данных.

ВАЖНО! Статья 19. ФЗ N 152-ФЗ. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке.

Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

Административная ответственность за разглашение персональных данных.

С 1 июля 2017 г. увеличатся штрафы за нарушение Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ в области порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных.

Поправки в КоАП РФ внесены Федеральным законом от 07.02.2017 № 13-ФЗ. На основании Федерального закона от 07.02.2017 № 13-ФЗ вводится семь составов правонарушений и размеров штрафов для должностных и юридических лиц, за несоблюдение закона о персональных данных.

Организация защиты персональный данных в организации.

Общий перечень документов, которые должен иметь оператор персональных данных во исполнение требований законодательства в области персональных данных.

1. Уведомление об обработке персональных данных.

Основание:

ч. 1. Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Изменения в уведомление об обработке персональных данных.

Основание:

Статья 22. Уведомление об обработке персональных данных.

ч. 7. В случае изменения сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, а также в случае прекращения обработки персональных данных оператор обязан уведомить об этом уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение десяти дней с даты возникновения таких изменений или с даты прекращения обработки персональных данных.

Статья 25. Заключительные положения.

ч. 2_1. Операторы, которые осуществляли обработку персональных данных до 1 июля 2011 года, обязаны представить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных сведения, указанные в пунктах 5, 7_1, 10 и 11 части 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, не позднее 1 января 2013 года.

3. Приказ Об организации обработки персональных данных.
4. Приказ (распоряжение) о назначении ответственного за организацию обработки персональных данных у оператора.

Основание:

ч. 1. Оператор, являющийся юридическим лицом, назначает лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных.

5. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Основание:

ч. 1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.

6. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Основание:

Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

ч. 4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

7 Документы, подтверждающие предоставление субъекту персональных данных определенной Федеральным Законом «О персональных данных» информации, в случае если персональные данные получены не от субъекта персональных данных.

Основание:

Статья 18. Обязанности оператора при сборе персональных данных.

ч. 3. Если персональные данные получены не от субъекта персональных данных, оператор, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, до начала обработки таких персональных данных обязан предоставить субъекту персональных данных следующую информацию:

1) наименование либо фамилия, имя, отчество и адрес оператора или его представителя;

2) цель обработки персональных данных и ее правовое основание;

3) предполагаемые пользователи персональных данных;

4) установленные настоящим Федеральным законом права субъекта персональных данных;

5) источник получения персональных данных.

8. Документы, определяющие политику оператора в отношении обработки персональных данных.

Примечание: выполнить требование ч. 2 ст. 18_1 опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу

Основание:

Статья 18_1. Меры, направленные на обеспечение выполнения оператором обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

ч. 1 п. 2) издание оператором, являющимся юридическим лицом, документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений.

9. Документы, содержащие положения о принятии оператором ПД правовых, организационных и технических мер для защиты персональных данных.

Основание:

Статья 19. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке.

ч. 1. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

10. Документы по организации приема и обработке обращений и запросов субъектов персональных данных.

Основание:

Статья 22_1. Лица, ответственные за организацию обработки персональных данных в организациях.

ч. 4. Лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных, в частности, обязано:

п. 3) организовывать прием и обработку обращений и запросов субъектов персональных данных или их представителей и (или) осуществлять контроль за приемом и обработкой таких обращений и запросов.

11. Документы, определяющие категории обрабатываемых персональных данных, особенности и правила их обработки без использования средств автоматизации.

Основание:

п. 6. Лица, осуществляющие обработку персональных данных без использования средств автоматизации (в том числе сотрудники организации-оператора или лица, осуществляющие такую обработку по договору с оператором), должны быть проинформированы о факте обработки ими персональных данных, обработка которых осуществляется оператором без использования средств автоматизации, категориях обрабатываемых персональных данных, а также об особенностях и правилах осуществления такой обработки.

12. Документы, определяющие категории обрабатываемых персональных данных, особенности и правила их обработки с использованием средств автоматизации.

Основание:

Постановление от 1 ноября 2012 г. N 1119 Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.

п. 2. Безопасность персональных данных при их обработке в информационной системе обеспечивается с помощью системы защиты персональных данных, нейтрализующей актуальные угрозы, определенные в соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона «О персональных данных».

Система защиты персональных данных включает в себя организационные и (или) технические меры, определенные с учетом актуальных угроз безопасности персональных данных и информационных технологий, используемых в информационных системах.

13. Состав и содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.

Основание:

1. Утвердить прилагаемые Состав и содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.

14. Документы о классификации информационных систем.

Основание:

Постановление от 1 ноября 2012 г. N 1119 об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.

П. 8 При обработке персональных данных в информационных системах устанавливают 4 уровня защищенности персональных данных.

15. Типовые формы документов.

Основание:

ПОЛОЖЕНИЕ об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 687.

п. 7. При использовании типовых форм документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных (далее — типовая форма), должны соблюдаться определенные условия.

16. Документ, устанавливающий требования к ведению журналов (реестров, книг …), содержащих персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию.

Основание:

ПОЛОЖЕНИЕ об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 687.

п. 8. При ведении журналов (реестров, книг), содержащих персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях, должны соблюдаться определенные условия.

17. Документы, устанавливающие требования к хранению материальных носителей содержащих персональные данные.

Основание:

ПОЛОЖЕНИЕ об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 687.

п. 15. При хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный к ним доступ. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются оператором.

18. Документы, по обеспечению безопасности персональных данных с использованием СКЗИ.

Основание:

Приказ ФСБ России от 10 июля 2014 г. N 378 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности».

П. 1. Настоящий документ определяет состав и содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (далее — информационная система) с использованием средств криптографической защиты информации (далее — СКЗИ), необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности.

19. Список лиц, которым необходим доступ к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе, утвержденный оператором или уполномоченным лицом.
20. Документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников.

Основание:

Статья 86. Общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты:

п. 8) работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.

Статья 87. Хранение и использование персональных данных работников;

Статья 88. Передача персональных данных работников.

21. Фиксация мер, направленных на обеспечение выполнения оператором обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ.

Работники оператора, непосредственно осуществляющие обработку персональных данных, должны быть ознакомлены с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе с требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных и (или) должны быть обучены (п. 6 ч. 1 ст. 18_1).

Порядок выполнения мероприятий по защите персональных данных, содержащихся в информационных системах.

Приказ МВД РФ от 6 июля 2012 г. N 678
«Об утверждении Инструкции по организации защиты персональных данных, содержащихся в информационных системах органов внутренних дел Российской Федерации»

П. 2. Настоящая Инструкция определяет порядок выполнения мероприятий по защите персональных данных, содержащихся в информационных системах органов внутренних дел Российской Федерации, устанавливает меры по обеспечению безопасности ПДн при их обработке в информационных системах персональных данных, а также определяет обязанности должностных лиц.

Примерный перечень документов по защите персональных данных.

п / п

Наименование документа № документа, дата
1. .
2. Акт определения уровня защищенности ИСПДн «________».
3. Акт определения уровня защищенности ИСПДн «……».
4. Акт о выделении к уничтожению документов, неподлежащих хранению.
5. Акт проведения работ на ПЭВМ, входящих в состав информационной системы персональных данных.
6. Акты уничтожения персональных данных.
7. Описание информационной системы персональных данных «Сотрудники».
8. Описание информационной системы персональных данных «Клиенты».
9. Описание информационной системы персональных данных «…..».
10. Модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в ИСПДн «Сотрудники».
11. Модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в ИСПДн «Клиенты».
12. Модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в ИСПДн «…..».
13. Инструкция по резервному копированию и восстановлению персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных.
14. Инструкция пользователя информационной системы персональных данных.
15. Инструкция об организации антивирусной защиты.
16. Инструкция администратора безопасности информационной системы персональных данных.
17. Инструкция администратора информационной системы персональных данных.
18. Инструкция пользователя при обработке персональных данных без средств автоматизации.
19. Инструкция по эксплуатации машинных носителей информации.
20. План внутренних проверок режима защиты персональных данных.
21.
22. Положение об осуществлении внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных требованиям к защите персональных данных.
23. Положение о разграничении прав доступа к обрабатываемым персональным данным в ООО «….».
24. Положение об обеспечении безопасности персональных данных.
25. Положение об обработке персональных данных в ООО «….».
26. Положение об ответственном за обработку персональных данных в ООО «….».
27. Положение об оценке вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных, в случае нарушения федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
28. Положение о комиссии ООО «….» по вопросам информационной безопасности, состав комиссии.
29. Приказ о начале обработке персональных данных.
30. Приказ об ответственных и комиссии по информационной безопасности.
31. Приказ о назначении сотрудников, имеющих доступ в персональным данным.

— список сотрудников.

32. Приказ утверждающий перечень мест хранения материальных носителей персональных данных.

— перечень мест хранения ИСПДн.

33. Приказ об перечне персональных данных ИС ПДн, перечень ИС ПДн.
34. Приказ о контролируемой зоне:

— Схема границ.

— Список лиц, имеющих право вскрывать помещение.

— Список лиц, имеющих находиться в помещение.

35. .
36. Перечень информационных систем персональных данных.
37. Согласие сотрудника на обработку его персональных данных.
38. Согласие клиента на обработку его персональных данных.
39. Согласие …. на обработку его персональных данных.
40. Журнал ознакомления работников, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных.
41. Журнал поэкземплярного учета средств защиты информации, эксплуатационной и технической документации к ним, ключевых документов.
42. Журнал поэкземплярного учета средств криптографической защиты информации, эксплуатационной и технической документации к ним, ключевых документов.
43. Журнал учета лицевых счетов пользователей средств криптографической защиты информации.
44. Журнал учета и выдачи машинных носителей персональных данных.
45. Журнал учета проверок, проводимых органами государственного контроля (надзора).
46. Журнал обращений субъектов персональных данных для получения доступа к своим персональным данным.
47. Журнал регистрации входящих конфиденциальных документов.
48. Журнал регистрации исходящих конфиденциальных документов

49. Журнал регистрации и выдачи печатей опечатывающих устройств.
50. Журнал инвентарного учета документов ограниченного распространения.
51. Журнал регистрации выдачи и приема ключей от помещений, хранилищ (сейфов).
52. Журнал учета фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятых мер.
53. Журнал учета хранилищ (сейфов).
54. Журнал учета ключевой информации.
55. Журнал учета движения материальных носителей персональных данных.
56. Журнал учета уничтожения персональных данных и (или) материальных носителей, содержащих персональные данные.
57. Журнал ознакомления лиц о факте обработки ими персональных данных, обработка которых осуществляется Оператором без использования средств автоматизации.

В ближайшее время в таблице будут представлены шаблоны документов по защите персональных данных.

Порядок оформление доступа к персональным данным лица, осуществляющего обработку персональных данных.

Правовые основы: Трудовой кодекс РФ ст. 85-90, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных», Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01 ноября 2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»
1. Оформление приказа о назначении ответственного за организацию обработки персональных данных
Согласно ст. 22.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», работодатель обязан назначить лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных. Данный приказ не имеет унифицированной формы и составляется в произвольном виде.
2. Оформление дополнительного соглашения к трудовому договору, внесение изменений в должностную инструкцию.
В трудовой договор работника, назначенного ответственным за организацию обработки персональных данных, необходимо внести изменения в связи с установлением новых обязанностей. Данные изменения оформляются в виде дополнительного соглашения, составленного в двух экземплярах и подписанного работодателем и работником.
Приказ о назначении ответственного за организацию обработки персональных данных и дополнительное соглашение лучше оформить одной датой
Если в организации ранее был назначен ответственный за организацию обработки персональных данных, необходимо оформить приказ о снятии с работника этих обязанностей.
3. Оформление или внесение изменений в приказ об установлении списка лиц, имеющих доступ к персональным данным работников.
Лица, доступ которых к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе, необходим для выполнения служебных (трудовых) обязанностей, допускаются к соответствующим персональным данным на основании списка, утвержденного работодателем. Для установления перечня таких работников необходимо издать приказ.
4. Оформление письменных обязательств о неразглашении персональных данных.
Сотрудники, которые на период исполнения своих должностных обязанностей получили доступ к персональным данным работников организации, должны быть под роспись ознакомлены с обязательством о неразглашении персональных данных.

5. Ознакомление работника, осуществляющего обработку персональных данных, с законодательством РФ о персональных данных, ЛНА, инструкциями или провести его обучение.

Работник оператора, непосредственно осуществляющие обработку персональных данных, должн быть ознакомлен. с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе с требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных и (или) должны быть обучены (п. 6 ч. 1 ст. 18_1).

Комплекс мероприятий разного характера, проводимый для активного противодействия возможному несанкционированному доступу к персональным данным, состоящий из управленческих мер, эффективно действующих аппаратных средств защиты, составляет основу эффективно работающей Система защиты персональных данных (СЗПДн).

Целью внедрения надежно работающего комплекса мероприятий является:

Точное соответствие требованиям регулятора о соблюдении положений Федерального закона «О защите персональных данных», положениям утвержденных подзаконных актов, обеспечивающих должный уровень безопасности для используемых персональных данных;

Разработка инструкций, предписывающих выполнение определенных правил при преобразовании используемых ПДн, обеспечивающих их защиту.

  • Решаемые задачи
  • Используемое оборудование
  • Сферы применения

Разработка и внедрение системы защиты персональных данных (СЗПДн) — это ряд мероприятий технического и управленческого характера, ставящих перед собой цель обеспечить комплексную защиту сведений, которые признаются Федеральным Законом от 27.07. 2006 г. N 152-ФЗ персональными данными.

Оператор, которым являются госструктуры и коммерческие предприятия, выполняющие действия по работе с ПДн, заинтересованы в безопасной их обработке, тем самым, признавая необходимость внедрения системы защиты.

Учитывая накопленный при реализации проектов по созданию СЗПДн опыт, представляется возможным определить ряд важных преимуществ от внедрения системы:

На первом месте находится кардинальное снижение как правовых, так и репутационных рисков, возникающих при несоблюдении действующего законодательства относительно сохранности персональных данных.

Вторым важным моментом является тот факт, что научно-обоснованное построение системы защиты позволяет обрабатывать персональные данные сотрудников и клиентов, не опасаясь за их сохранность. Это может стать мощным конкурентным преимуществом при работе с конфиденциальными сведениями частных лиц и информацией, предназначенной лишь для служебного (внутреннего) использования. Грамотно выстроенная СЗПДн легко справляется с наиболее распространенными угрозами - блокирует воздействие вредоносных ПО, предотвращает воровство клиентских баз данных, что часто практикуют уволенные сотрудники.

Третьим фактором, мотивирующим внедрение эффективной СЗПДн, является создание у компании имиджа надежного партнера, которому можно доверять обеспечение конфиденциальности персональных данных.

Как указывают аналитики, частые скандалы, связанные с утечкой конфиденциальной информации, заставляют обращать внимание на систему безопасности при выборе партнера-контрагента. Уже привычными становятся договора о партнерстве либо условия тендера, в которых требуется предоставить задокументированное соответствие СЗПДн действующим нормативным актам.

Не следует забывать, что эффективная СЗПДн обеспечивает непрерывность всех бизнес-процессов в самой компании, устраняет вероятность появления клиентских претензий, обоснованных жалоб со стороны работников, грозных предписания от надзорных органов регулятора.

Этапы выполнения работ по приведению в соответствие 152-ФЗ

1. Инвентаризация, полноценный анализ состояния информационных структур, задействованных в обработке ПДн.

Подобный предпроектный аудит предоставляет объективные сведения о процессах, задействованных при обработке ПДн в компании и мерах по их защите. Специалистами Open Vision в обязательном порядке проводится проверка всей служебной документации, регулярности осуществляемых мероприятий, разработанных для исполнения требований правовой базы относительно безопасности используемых в работе данных ограниченного доступа.

2. Создание концепции системы безопасности, используемой для сохранности персональных данных, предоставление заказчику обоснованных рекомендаций по оптимизации самой обработки ПДн, обеспечению сохранности конфиденциальной информации.

На этом этапе работы квалифицированные специалисты оценивают возможные варианты осуществления проекта, определяют отправные точки для его реализации, устанавливают определенные ограничения по масштабам внедряемого в практику проекта. Определяются основные проблемы, создается обоснование предлагаемых решений. Клиенты получают перечень программно-аппаратных элементов разрабатываемого комплекса защиты информации, с обязательным указанием стоимости по каждому пункту.

3. Уточнение реального уровня защищенности ПДн

В процессе работы определяется возможный тип угроз для защищаемых ПДн, с привязкой к конкретной информационной системе, уточняется предполагаемый состав персональных данных, возможное количество субъектов. Учитывая весь объем полученных сведений, определяется реальное состояние системы безопасности персональных данных.

4. Разработка модели возможных угроз для системы безопасности ПДн, создание модели злоумышленника

Предоставляемый заказчику документ представляет собой систематизированный список возможных угроз для безопасности ПДн при работе с ними в информационных системах персональных данных (ИСПДн). Угрозы безопасности персональных данных (УБПДн) могут возникнуть в результате злонамеренных либо случайных действий физических лиц, деятельности иностранных спецслужб либо специализирующихся на шпионаже организаций, специализированных криминальных группировок, подготавливающих взлом безопасности ПДн, которое затронет права и свободы, как общества, так и государства либо граждан.

5. Разработка Техзадания на строительство СЗПДн

Частное техзадание на построение для определенной информационной структуры СЗПДн определяет ее назначение, преследуемые цели, требования к техническому и организационному обеспечению, план разработки и непосредственного создания СЗПДн.

6. Создание проекта СЗПДн

Создаваемая на этом этапе внедрения СЗПДн проектная документация предусматривает работу, учитывающую предписанные нормативными актами стандарты защищенности данных с ограниченным доступом.

7. Разработка организационно-распорядительной документации

Комплект документов, предписывающих правила обработки, защиты ПДн, состоит из десятков организационно-распорядительных предписаний, которые необходимы для приведения всех процессов по работе и сохранности персональных данных в соответствие с нормативами действующего законодательства.

8. Поставка программно-аппаратных средств информационной защиты

Клиенту поставляются программно-аппаратные элементы для внедрения СЗПДн, прошедшие проверку и соответствующие требованиям законов РФ относительно мер информационной безопасности.

9. Монтаж, настройка СЗИ

На данном этапе внедрения СЗПДн осуществляется монтаж оборудования, инсталлирование программного обеспечения, с соответствующей настройкой. В результате проведенных работ заказчик получает комплект СЗИ, совместимый с применяемой информационной структурой для работы с ПДн.

10. Оценка действенности предпринимаемых мер для создания эффективной защиты персональных данных

Определение эффективности разработанных мер безопасности для данных ограниченного доступа осуществляется до момента запуска СЗПДн в эксплуатацию. Контрольное тестирование системы, работающей в коммерческих структурах, требуется проводить каждые 3 года.

11. Аттестация используемых ИСПДн на соответствие современным требованиям информационной безопасности

Аттестация ИСПДн включает в себя комплекс организационно-технических проверок (аттестационных испытаний), направленных на подтверждение соответствия требованиям информационной безопасности. Предусмотрена для госорганизаций.

Одним из бурно развивающихся сегментов отечественного IT-рынка является интернет торговля, что обусловлено технической простотой внедрения данного проекта, прозрачностью бизнес-процессов. Электронная торговля признана эффективным и перспективным видом предпринимательства.


Вопросы информационной безопасности бизнеса в интернете не утрачивают своей актуальности, напротив, возрастание числа хакерских атак на крупнейшие финансовые учреждения, инвестирующие огромные средства в системы защиты, требует принятия своевременных мер. Вот только как этого добиться, а еще бы и с приемлемым уровнем затрат.


Многие, особенно на начальном этапе, не имеют возможности вырвать с оборота значительные суммы, вложив их в системы информационной безопасности. Бизнес новый, возможные «подводные камни» не известны, да и специфика бизнеса в интернете предполагает постоянные изменения.


В итоге, система безопасности создается, но разрабатывается она «по знакомству» либо делается заказ фрилансеру, в лучшем случае официально оформленной web-студии. Приобретение уже готового решения также нельзя расценивать как обеспечение серьезного уровня безопасности, поскольку возникают вопросы интеграции его в уже существующую IT-инфраструктуру.


А может, следует задуматься, действительно ли подобные системы обеспечивают должный уровень безопасности? Имеет ли сам предприниматель необходимую квалификацию, чтобы определить уровень подготовки «интернет-шабашников»? Может ли такая работа минимизировать возможные риски? К сожалению, в большинстве случаев, ответ отрицательный.


Хоть со стороны потребителя и нет особо жестких требований относительно сохранности тех персональных данных, которые он передает интернет-магазину, совершая покупку, это не может служить основным показателем для выбора способов организации обработки и хранения такой конфиденциальной информации. Покупатель вообще не имеет возможность оценить, насколько эффективно действует защита его персональных данных. Да это, до поры, особенно и не беспокоит, поскольку привлекательные цены, красиво сделанное описание товара, льготная доставка, достигают поставленной цели.


Большая часть покупательской аудитории даже не задается вопросом - куда она отправляет свои персональные данные. То ли это ИП либо частный предприниматель, развивающий свой интернет бизнес. Или это web-подразделение крупного ритейлера бытовой электроники. Естественно, что отношение к информбезопасности в крупной торговой сети более строгое, нежели у предпринимателя, которому иногда приходится самостоятельно заниматься доставкой товара клиентам.


Примечательно, что, несмотря на все возрастающую угрозу хищения конфиденциальной информации, доверие к интернет торговле постоянно растет. Покупатель вводит информацию о себе, заполняя бланк заказа, порой, даже не беспокоясь о том, как с ней будут обращаться сотрудники магазина. А может, она и не настолько востребована для существующих бизнес-процессов?


Возникающая избыточность запрашиваемых данных как раз и подпадает под действие ФЗ-152, поскольку отмечается несоответствие характера и объема получаемой информации существующим задачам ее обработки для предусмотренных в интернет магазине бизнес-процессов.


Технический уровень развития современной интернет торговли дает возможность предположить использование CRM-систем, благодаря чему и можно сохранять данные о клиенте для последующего с ним взаимодействия и предложения нового товара. Вот только необходимо ли это для уровня послепродажного взаимодействия с покупателем?


Согласно ФЗ-152 персональная информация может храниться лишь только тот период времени, который необходим для ее обработки. После того, как совершена покупка либо сделан отказ, все персональные данные должны уничтожаться, так как их хранение не соответствует специфике осуществляемых бизнес-процессов. Стоит ли сомневаться, что этим практически никто и не занимается.


В ФЗ-152 имеются положения, которые ставят под угрозу само существование интернет торговли. Любой проверяющий орган может потребовать от владельца интернет магазина предоставить именно письменное разрешение гражданина на применение его персональных данных в работе. Никто подобного разрешения в письменной форме не предоставляет, максимум ограничиваются отметкой об ознакомлении с правилами магазина.


Поскольку непосредственного контакта в условиях торговли через интернет не предполагается, исключая встречу покупателя с курьером по доставке товара, обеспечить соблюдение норм ФЗ-152 можно лишь путем обезличивания покупательских персональных данных, а это требует корректировки существующих бизнес-процессов.

Несомненно, что удобным инструментом, упрощающим доступ к различным информационным сервисам компании, обоснованно признаются корпоративные порталы. При развитой сети филиалов и отделений, находящихся от головного офиса на большом расстоянии, значительном количестве бизнес-партнеров, оптимальным средством коммуникации является соединение по VPN каналам, имеющим должный уровень защищенности. Выбор подобного высокотехнологичного решения, однако, обходится довольно дорого, доступен не каждой компании. При отсутствии свободных средств для защищенного соединения, более простым способом работы является точка доступа из сети Интернет.


Особенностью корпоративного портала, даже учитывая разный уровень инфраструктуры, является хранение как конфиденциальной информации сотрудников, клиентов фирмы и бизнес-партнеров юридического лица, так и размещение финансовой информации самой компании, разглашение которой может нанести ущерб. Эффективная организация всех процессов работы с персональными данными должна учитывать, что цели и способы обработки данных у каждой подгруппы субъектов отличаются. Именно дифференцированный подход к преобразованию данных ограниченного доступа должен быть заложен в концепцию корпоративной безопасности.


Несомненно, что финансовое положение компании, создающей корпоративный портал, дает возможность привлечь для работы опытных программистов либо приобрести уже готовое и неоднократно обкатанное решение. Следует, однако, не забывать, что безопасность кода является не единственным параметром, на который необходимо обращать внимание, разрабатывая эффективную систему информбезопасности. По большому счету, информационная безопасность должна признаваться руководством компании как неотъемлемая часть общей системы безопасности.

За последние несколько лет количество пользователей популярных соцсетей в Рунете возрастало невиданными темпами, перевалив 50 миллионный рубеж. Колоссальный объем накопленных в соцсетях персональных данных требует соответствующего контроля, что и предполагают нормы ФЗ-152.


Несмотря на первое впечатление, что имеющаяся в соцсетях информация может рассматриваться как «общедоступная», с каждым годом нарастающий объем данных классифицируется законом уже как «конфиденциальные персональные данные».


Факты хищения из соцсетей аккаунтов не редкость за рубежом и в России. Сотни тысяч аккаунтов становятся доступными злоумышленникам. Число хакерских атак на социальные сети не снижается, эксперты отмечают постоянное внимание киберпреступности к этой части Интернета.


Социально-ориентированные мошеннические схемы имеют большой потенциал, используя в своих целях фарминг-атаки, рассылку спама, фишинг. Весь этот набор инструментов современной киберпреступности может привести к хищению данных конфиденциального характера, чему способствует доверчивость и неопытность людей. Администраторам соцсетей требуется осуществлять постоянный мониторинг, выявляя инциденты, устраняя их последствия.

Услуга интернет-банкинга становится все более популярной в российской банковской сфере, несколько десятков финансовых учреждений полноценно предоставляет подобную услугу. Обусловлено это как отсутствием единой интеграционной платформы, так и недостаточным уровнем автоматизации многих учреждений.


Как и распространенные web-приложения, сервис интернет-банкинга, электронные платежные системы, основываются на общей клиент-серверной архитектуре. Признается, что «слабым звеном» такого взаимодействия является именно пользователь и те устройства, используя которые он распоряжается собственным счетом.


К сожалению, потребитель не имеет возможности объективно оценить все риски, неизбежно возникающие при управлении банковским счетом на расстоянии. Не говоря уж о том, чтобы принять соответствующие меры безопасности. Следовательно, восполнить знания клиентов по этим вопросам должны банки.


Примечательно, что злоумышленники уделяют свое внимание интернет-банкингу чаще всего не с целью хищения средств, поскольку финансовые учреждения обеспечивают максимальную безопасность транзакциям, а для того, чтобы получить доступ к персональным данным клиента. Именно благодаря этому и становятся возможны мошеннические схемы с банковскими картами, иные способы хищения финансов. Многие эксперты уверены, что на «черном» рынке простая запись о клиентских счетах имеет свою собственную стоимость.


Статистика наглядно свидетельствует, что создание и работа сервиса интернет-банкинга во многих структурах не соответствует отраслевым нормам и правилам. Чаще всего каждое финансовое учреждение занималось разработкой самостоятельно, а существовавшие стандарты имели лишь рекомендательный характер.


Начало действия ФЗ-152 создало многим банкам существенные проблемы, поскольку ужесточается контроль регулятора за сохранностью персональных данных, что требует усовершенствования существующих систем безопасности. Как ни пыталась ассоциация банков отсрочить начало действия ФЗ-152, выполнять его положения все же стало необходимо.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ