Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Экология - наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающей его природной средой, включая экономическое использование природных ресурсов, их охрану и восстановление.

Причиной необходимости регулирования взаимоотношения человека с окружающей его природной средой явились тревожащие человечество процессы изменений в окружающей среде, связанные с происходящей в мире научно-технической революцией, и соответственно потребность в целенаправленных действиях по сдерживанию этих процессов, как в глобальном масштабе, так и в локальных рамках отдельных экономических объектов. Разработка показателей, характеризующих качество окружающей среды, прогнозирование возможных изменений среды в результате применения тех или иных (главным образом хозяйственных) решений, прогнозирование обратного влияния экологических факторов на производство и экономические процессы в целом, планирование мероприятий по охране окружающей среды (например, строительство очистных сооружений, создание безотходных технологий).

Регулирование экологических процессов это процесс последовательного внедрения систем технологических, управленческих и других решений, позволяющих повышать эффективность использования естественных ресурсов и условий наряду с улучшением или хотя бы сохранением качества природной среды (или вообще среды жизни) на локальном, региональном и глобальном уровнях.

Госрегулирование экологических процессов в развитых странах носит комплексный характер. Оно было значительно усовершенствовано в середине 70-х гг., когда стало очевидным, что Запад оказался в состоянии глубокого экологического кризиса. Этот кризис в основном был преодолен в 80-90-е гг. путем создания разветвленной системы экологического государственного регулирования, которая «состыкована» с различными направлениями регулирования экономики, прежде всего, с государственным воздействием на инвестиции и экономический рост. Экологическое регулирование нацелено на поощрение рационального природопользования, охрану окружающей среды, ограничение и уменьшение нагрузки на нее и предотвращение ее дополнительного загрязнения.

К важнейшим элементам экологического регулирования относится, прежде всего, государственное поощрение (путем субсидий, беспроцентной возвратной финансовой помощи и налоговых льгот) инвестиций в возведение сооружений и производство оборудования, улучшающих состояние окружающей среды.

Они направлены на защиту населения от шума (например, производимого автомобильным транспортом), уменьшение выбросов в атмосферу и водную среду вредных веществ (диоксида углерода, серы и т.д.), а также нейтрализацию и утилизацию твердых отходов (бытового мусора, стекла, отработанных металлов и пластмасс). При распределении бюджетных средств, предназначенных для стимулирования капиталовложений, инвестиционным проектам с экологической направленностью нередко отдается предпочтение.

Другим элементом является установление и реализация правовых норм, предусматривающих для юридических или физических лиц, допустивших загрязнение окружающей среды, правовую ответственность за это и обязанность возместить нанесенный ущерб государству или соответствующим частным собственникам земельных, лесных, водных и иных угодий (по принципу «платит загрязнитель»). При этом пострадавшая сторона в судебном порядке должна доказать виновность субъекта, подозреваемого в нанесении экологического ущерба, и величину последнего.

Важнейшими элементами экологического регулирования во всех странах Запада являются также установление государством в административно-правовом порядке максимально допустимых норм выброса («эмиссии») в окружающую среду вредных веществ действующими предприятиями (за превышение таких норм взимаются штрафы до тех пор, пока не будут приняты эффективные меры против этого), а также разрешения или запреты на новые инвестиционные проекты в зависимости от того, обеспечат ли они соблюдение указанных экологических норм.

Еще одним из основных элементов экологического госрегулирования являются так называемые экологические налоги. К ним относится, сбор на вывоз, хранение и нейтрализацию бытового мусора и прочих отходов бытового или производственного характера. В некоторых странах взимаются сборы за сброс сточных вод в водоемы (Франция, Германия, Нидерланды), «экологические налоги» в аэропортах на посадку «шумных» самолетов (Франция, Япония, Великобритания) и на использование в качестве топлива угля и мазута (Швеция, Норвегия). Получателем «экологических налогов» чаще всего являются не центральные (федеральные), а региональные (земельные) особенно местные (муниципальные) органы. 6.7.

Еще по теме Экологическое регулирование:

  1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА
  2. 4. Методы правового регулирования экологических отношений
  3. Основы правового регулирования экологических отношений
  4. 3. Правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой информации
  5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ КАК ОРГАНИЗАЦИОННОУПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Экологическое право – самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой.

Самостоятельность экологического права обусловлена наличием собственного предмета регулирования – экологически значимого поведения людей – и специфических задач, к которым относятся: сохранение окружающей среды, улучшение ее состояния и качества, восстановление средообразующих элементов, обеспечение экологической безопасности населения и территорий, экологического правопорядка и др. Эти задачи не могут быть решены другими отраслями права. Комплексность экологического права объясняется тем, что оно включает в себя собственно экологические нормы и привлекает для решения поставленных перед ним задач нормы других отраслей права, как фундаментальных, так и производных, вторичных.

Экологическое право характеризуется рядом сущностных проявлений, черт, особенностей, которые помогают раскрыть его содержание и предназначение, уяснить его роль в современной правовой системе России и в мировой правовой системе.

Одна из черт данной отрасли права – ее молодость . В отличие от фундаментальных отраслей экологическое право начало формироваться как отрасль во второй половине XX в. Это произошло в связи с обострившейся социально-экологической обстановкой в мире, в первую очередь в послевоенной Европе, усилением воздействия антропогенных факторов, особенно промышленного производства, сменой технологий, ростом потребления и т. п. Формирование экологического права и на международном, и на национальных уровнях было в основном завершено в 80-е гг. прошедшего века.

С этой чертой экологического права связана и такая его особенность, как чрезвычайная интенсивность развития .

К особенностям экологического права относится и специфичность терминологии , специализированность юридического языка в целом, узкопрофессиональная ориентированность текстов нормативных правовых актов.

Универсальность олицетворяет тенденцию сближения различных правовых систем.

Юстициарность характеризует включенность того или иного права в устоявшуюся систему юстиции.

Глобальность и значимость экологического права в современном мире – важнейшие его характеристики. Эти черты определяют и такую особенность экологического права, как взаимозависимость (и взаимодополняемость) международного и национального регулирования.

Открытость экологического права – важнейшее его свойство.

Исключительные обновляемость и новизна экологического права как его свойства проявляются за счет обособления в нем новых предметов правового регулирования. Эти свойства отражают современную концептуальность и высокий уровень адаптированности экологического права к реальным проблемам.

Российское экологическое право характеризуется значительной ориентированностью на реализуемую государственную экологическую политику.

Можно указать на такую черту экологического права, как конфликтность , которая проявляется в первую очередь между экологическими и экономическими интересами, необходимостью сбережения природных ресурсов и ростом потребления и т. п.

2. Экологическая система как объект правового регулирования

Экологическая система – понятие многоаспектное. Оно применяется как к естественным экосистемам (лес, река), так и к искусственным (закрытый бассейн), где процедуры обмена веществ и энергии под воздействием антропогенной деятельности человека происходят во много раз быстрее, чем в естественных экосистемах.

Анализ экосистемы как понятия многоаспектного и многостороннего, взаимосвязанного со всеми сферами деятельности человека, в большей или меньшей степени позволяет определить ее существенные свойства, имеющие важное значение в плане правового регулирования.

Следует отметить, что отдельного правового акта, регламентирующего общие принципы охраны и использования экосистем, не существует, что обусловлено их разнообразием, различной территориальной сферой существования и природными особенностями каждой из них.

При правовом анализе каждой экосистемы следует помнить о наличии существенных свойств экосистем, их экоциклах.

1. Замкнутость, самостоятельное функционирование экологической системы . Любое, даже косвенное, вмешательство в экосистему оказывает на нее влияние. Наличие экологических проблем, связанных с естественной деятельностью человека, требует разобраться в механизмах, которые поддерживают целостность и функциональную устойчивость экосистем. Разобраться и взять контроль на себя. Здесь неизбежно встает вопрос, который экологи считают важнейшим: искусственно формировать устойчивые, нужные человеку, продуктивные экосистемы. Замкнутость экологических систем обязывает всех граждан и организации учитывать экологические последствия своих действий.

2. Взаимосвязь экологических систем , которая приводит к созданию природных комплексов.

При использовании природных объектов необходим комплексный подход, который в практике экологопользования получил название ландшафтного. Ландшафтный подход в использовании природных объектов предполагает постоянный уход за ландшафтом, включающий систему регулярных мероприятий, направленных на поддержание свойств ландшафта в состоянии, при котором успешно выполняются возложенные на него функции.

3. Биопродуктивность . Способствует самовоспроизводству экосистемы, выполнению той или иной ее функции, что определяет и различный правовой статус земель. Дифференциация земель в зависимости от цели их использования является естественно обусловленной их биопродуктивной функцией, экономическими и экологическими аспектами.

Самовоспроизводство экосистемы – это способность ее к саморегуляции, самовозрождению. В начальный период развития промышленности в России, когда происходили незначительный выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод в водоемы и т. п., процесс саморегуляции осуществлялся до тех пор, пока эти загрязнения и сбросы в огромных количествах не привели к необратимым изменениям в экосистемах.

Данные признаки, характеризующие экосистему, позволяют определить понятие экосистемы, выступающей в качестве объекта правового регулирования. Экологическая система – это естественная сфера окружающей среды, обладающая замкнутой системой взаимосвязей ее составных компонентов, придающей ей устойчивость, взаимосвязанная с другими устойчивыми экологическими экосистемами и имеющая определенную биологическую продуктивность.

История формирования экологического права в России. Источники и принципы экологического права. Право собственности на природные ресурсы. Экономический механизм охраны окружающей среды. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Введение

Глава 1. История формирования экологического права в России

Глава 2. Экологическое право

2.1 Понятие и общая характеристика экологического права

2.2 Принципы экологического права

2.3 Методы правового регулирования

2.4 Система экологического права

2.5 Источники экологического права

2.6 Право собственности на природные ресурсы

2.7 Управление охраной окружающей среды и природопользованием

2.8 Экономический механизм охраны окружающей среды

2.9 Право природопользования и его виды

2.10 Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Экологическое право – совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.

Экологическое право занимает немаловажное место среди остальных отраслей права.

Существование человека теснейшим образом связано с окружающей природной средой и невозможно без нее. С развитием науки, техники, образования, всего того, что принято называть научно-техническим и социальным прогрессом, эта зависимость не стала меньше. Сегодня мировое сообщество начинает осознавать, что вчерашняя гордость «покорителей природы», направлявших многовековые усилия на ее техническое порабощение и снижение естественной зависимости от нее, является весьма сомнительным достижением. Успехи и темпы такого «покорения» поставили экологические проблемы в ряд наиболее острых проблем человечества, требующих скорейшего и кардинального разрешения.

Большой урон природе наносят транспорт и металлургические предприятия. Основным источником загрязнения атмосферы углекислым газом являются тепловые электростанции, металлургические заводы и транспорт. Большая концентрация данного вещества, в конце концов, может привести к возникновению парникового эффекта, одними из следствий которого могут стать опустынивание земель и разрушение озонового слоя.

Актуальность темы: Всестороннее познание и системное изучение экологического права имеет важное практическое значение, так как это позволяет создать базу для дальнейшего эффективного реформирования экологического законодательства.

Таким образом, целью данной работы является, изучение основных моментов экологического права в России.

Указанная цель обусловила решение следующих задач:

1. Проследить историю формирования экологического права

2. Описать общие характеристики и дать определение экологическому праву

Глава 1. История формирования экологического права в России

Б.В. Ерофеев утверждает, что формирование экологического права прошло три основных этапа:

Возникновение, становление и развитие экологического права в рамках земельного права

Развитие экологического права в рамках природоресурсовых отраслей

Современный период развития экологического права, его выход за рамки природоресурсовых отраслей

Первый этап охватывал 1917-1968 гг., до принятия Основ земельного законодательства, статьей второй которых были отпочкованы иные природоресурсовые отрасли (горные, лесные, водные).

Второй – с 1968 по 1987 г., когда создаются многочисленные законодательные акты, вовлекающие в сферу регулирования и экологические связи природных объектов (Закон об охране атмосферного воздуха, Закон об использовании и охране животного мира).

Третий период с 1988, в котом коллективно признано наличие экологического права как правовой общности, когда было издано первое пособие по советскому экологическому праву.

1917-1922 гг. – возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов

1922-1957 гг. – активное развитие союзного законодательства природноресурсового направления

1957-1963 гг. – принятие во всех республиках СССР законов об охране природы – новой формы природоохранительного законодательства, принятие Закона РСФСР об охране природы в РСФСР от 26 октября 1960 г.

1968-1980 гг. – проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе

1985-1990 гг. – попытка перестроить общественные отношения в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, разработать закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления в СССР и республиках

1990 г. – до настоящего времени.

Новым этапом является также время принятия Закона РСФСР 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» и Федерального закона «Об охране окружающей среды» 2002 г.

Из всего блока природоресурсного законодательства, интенсивнее всего развивалось земельное законодательство. От экологического права земельное отличается тем, что если эколого-правовые нормы регулируют отношения, возникающие в связи с охраной экосвязей природных объектов, то земельное право регулирует преимущественно экономические земельные отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком их использования. При этом в предмет земельного права входят и отношения, связанные с экологизацией землепользования, однако эта экологизация имеет вспомогательный характер.

Существует и мнение о том, что земельное право является подотраслью экологического права. Иные природоресурсные отрасли законодательства (лесное, водное, горное и др.) не получили своего самостоятельного развития в рамках отдельно выделяемой учебной дисциплины и вопросы, связанные с предоставлением, порядком использования данных природных ресурсов, рассматриваются в рамках предмета экологического права.

Что же является предметом исторического изучения экологического права? На наш взгляд, историей экологического права должны быть все те юридические, правовые предпосылки в развитии законодательства, которые помогли сформировать действующие институты, нормы, принципы современного экологического права, состоящего как из блока природоресурсных норм, так и из блока природоохранительных норм. Неверным было бы, на наш взгляд, начинать историю экологического права России с первого унифицированного документа об охране природы (1960 г.) или с 1917 г. (Декрета «О земле»), или даже с появления самого термина «экология». И термин, и вышеуказанные акты не появились спонтанно, без причинно-следственной связи с общественным развитием общества, проблемами, с которыми оно сталкивается и пытается разрешить хотя бы в форме обычных правил поведения, выраженных в устной форме. Ведь обычаи тоже являются источниками права в широком смысле.

В комментариях к Лесному кодексу под ред. С.А. Боголюбова отмечается, что усиление государственных функций в области лесных отношений и некоторые ограничения частных форм владения лесами можно наблюдать в России уже в конце XIX в. Лесоохранительный закон 1888 г. и Лесной устав 1913 г. (входившие в Свод законов Российской Империи) предусматривали вмешательство государства в права частного собственника, запрещение бесконтрольного использования леса, право государства на экспроприацию лесов у тех лесовладельцев, которые нарушают законодательство.

В 70-е годы прошел процесс бурной кодификации природоресурсного законодательства, начиная от земельного и кончая горным, а в начале 80-х годов в соответствии с Основами были приняты Земельный, Водный, Лесной кодексы и Кодекс о недрах РСФСР, появились и два важнейших природоохранительных закона – Закон РСФСР об охране и использовании животного мира и Закон об охране атмосферного воздуха. В результате относительно стройной системой законодательства было охвачено правовое регулирование практически всей окружающей природной среды. Эта целостность правового регулирования повлекла за собой и изменения во взгляде на земельное право как учебную дисциплину.

В частности, было принято решение перейти к преподаванию не земельного права в широком смысле, а нового предмета – курса природоресурсового права и правовой охраны окружающей среды, в связи с чем не замедлили появиться на свет специальные учебные пособия и учебники.

Однако учебный курс не является консервативным, он непрерывно развивается, стимулируя углубление научных исследований. Природоресурсовый подход к правовому регулированию не гарантирует безопасности природе, поскольку вне правового регулирования остаются экологические связи природных объектов между собой и экосвязи друг с другом (поресурсовый же подход диктуется экономическими интересами общества, игнорируя интересы обеспечения экологической целостности окружающей среды). Вскоре после этого появились пособия по экологическому праву, а с 1988 г. в учебную программу экологических вузов была включена новая дисциплина «Экологическое право» и был издан первый в России учебник.

В соответствии с общероссийским классификатором специальностей научной квалификации в разделе «Юридические науки» отдельно выделяется: природоресурсное право, аграрное право, экологическое право. А в Классификаторе правовых актов, утвержденном Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 (с изм. от 5 октября 2002 г.) акты как природоресурсного, так и природоохранного порядка объединены в разделе актов «Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды». Конституция РФ в ст. 72 по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ отдельно перечисляет земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Таким образом, отдельного «экологического законодательства» в утвержденных нормативных актах не выделяется. Но экологическое право является самостоятельной юридической наукой, и включать в себя эта наука должна в том числе вышеуказанное законодательство. Выделение на сегодня самостоятельной юридической науки природоресурсного права и экологического права одновременно, на наш взгляд, дискуссионно. Практически природоресурсное право на сегодня отдельно от экологического права преподается только в виде земельного права, аграрного права. Ни лесное право, ни водное право, ни право пользования животным миром не включены в самостоятельные отраслевые юридические дисциплины для изучения в высших учебных заведениях.

В качестве предпосылок становления и функционирования экологического права можно отбирать разные по масштабам, сфере проявления, значению, силе влияния и эффективности воздействия факторы социальной, экономической, политической и правовой жизни. Такой отбор зависит во многом от целей его проведения, частично – от подхода к понятию данной отрасли права, от определения этапов ее развития. Решающими на любом этапе и вне зависимости от широкого или узкого понимания предмета правового регулирования являются: во-первых, социально-экологический кризис и во-вторых, государственная экологическая политика.

Вопросы политики, экономики и экологии тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Развитие науки зависит от тенденций в законодательстве, и наоборот. Только при комплексном изучении всех этих вопросов одновременно можно дождаться положительного эффекта, исключения ошибок, расстановки правильных приоритетов. В рамках Экологической доктрины Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р) отмечена задача создания эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствования правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости, для чего необходимо, в том числе устранить противоречия между природно-ресурсными и природоохранными нормами законодательства Российской Федерации, а также между законодательством в области охраны окружающей среды и нормами иных отраслей права.

Глава 2. экологическое право

2.1 Понятие и общая характеристика экологического права

Экологическое право – это система правовых норм, регулирующих экологические общественные отношения в целях сохранения и восстановления природных ресурсов, обеспечения их рационального использования, улучшения и оздоровления окружающей природной среды, а так же экологической безопасности человека и общества.

Углубление кризисного состояния экономики России, увеличение в формировании доли топливно-сырьевого сектора, падение научно-технического потенциала и отсутствие ресурсосберегающих и безотходных технологий, использование России в качестве места захоронения опасных для окружающей среды вредных веществ, ведут к обострению экологических проблем в нашей стране, и в то же время значительно повышают роль и значение правовых средств борьбы за выживание человечества, улучшение и оздоровление окружающей природной среды.

Решению этих сложных задач призвана служить эколого-правовая наука и самостоятельная отрасль права – экологическое право. Утверждению её как самостоятельной отрасли способствовало активное развитие природоресурсрвого и природоохранительного законодательства (особенно середины 90 -х гг.).

Важнейшими интересами экологического права является сохранение и улучшение окружающей природной среды, охрана и рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности населения. Экологическое право как отрасль права имеет своим предметом волевые общественные экологические отношения, возникающих в различных сферах жизни и деятельности общества. По своему содержанию данные отношения весьма разнообразны, они могут возникать по поводу собственности на природные ресурсы, по поводу управления природными ресурсами, по поводу нормирования качества окружающей природной среды, по поводу обеспечения рационального природопользования, по поводу восстановления и воспроизведения природных ресурсов, по поводу заповедования, создания особых охраняемых природных территорий. Важное место в системе экологических отношений занимают охранительные отношения, которые связаны с применением мер юридической ответственности за совершение экологических правонарушений. Ответственность эта предусмотрена в нормах не только экологического, но и уголовного, административного, гражданского, трудового законодательства. Эти отношения так же составляют предмет экологического права.

Проводимые в условиях социально-экономических перемен пересмотр общечеловеческих ценностей привел к тому, что на первое место в системе экологических отношений поставлены задачи охраны жизни и здоровья граждан, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности граждан и их экологической безопасности. В этой связи отношения в сфере экологической безопасности человека занимают центральное место в системе экологических отношений.

Объекты экологических общественных отношений определены Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991г.

Охране от загрязнения, порчи, истощения, разрушения на территории РФ подлежат: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, её недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Особой охране в соответствии с действующим законодательством подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные парки, природные парки, памятники природы, курорты, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

2.2 Принципы экологического права

Экологическое право при регулировании экологических отношений имеет свои нормативно-руководящие начала, то есть принципы. Эти принципы основываются на международно-правовых актах, положениях Конституции РФ и Закона РФ «Об охране окружающей природной среды».

К числу наиболее важных принципов относятся следующие:

Разнообразие форм собственности на природные ресурсы и равновеликая защита всех форм собственности

Программирование природоохранительной деятельности и природопользования

Приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для жизни и отдыха населения

Научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни среду

Обеспечение рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностях окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов

Нормирование и управление качеством окружающей природной среды

Обеспечение населения полной, достоверной экологической информацией

Неукоснительное соблюдение требований экологического законодательства, неотвратимость ответственности за совершение экологические правонарушения

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

2.3 Методы правового регулирования

Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и методов (способов) воздействия на участников экологических отношений. Наибольшее применение в экологическом праве находит императивный метод. Это особенно характерно для управленческих отношений. Он проявляется в установлении строго обязательных предписаний, повелений, запретов, ограничений, а в случаях их невыполнения – применение мер юридической ответственности к правонарушителям.

Диспозитивный метод, напротив, позволяет использовать установленные нормами права дозволения, в том числе и сделки по поводу отдельных при родных ресурсов, участков природы. Более демократичным стал способ разрешения споров (судебно-арбитражных вместо административного). Широкое применение в регулировании отношений находит способ делегирования правомочий по распоряжению объектами права собственности, а так же способ рекомендаций. Договорные отношения создают основу фактического равенства участников экологических договорных отношений.

2.4 Система экологического права

Структура отрасли экологического права представлена тремя частями: общей, особенной и специальной. Система экологического права подразумевает и последовательность расположения правовых институтов.

Общая часть экологического права состоит из следующих правовых институтов:

1) общие положение экологического права (предмет, объект, принципы, источники)

2) право собственности на природные ресурсы (форма, вид права собственности, субъекты, объекты)

3) управление охраной окружающей природной среды природопользованием (система, вид органов, функции управления)

4) право граждан на здоровую, благоприятную окружающую среду

5) экономико-правовой механизм охраны окружающей природной среды

6) нормирование качества окружающей природной среды

7) правовые основы эколого-информационного обеспечения

8) право природопользования

9) юридическая ответственность за экологические правонарушения

Особенная часть экологического права объединяет следующие правовые институты:

1) правовой режим использования и охраны земель

2) правовой режим использования и охраны недр

3) правовой режим использования и охраны вод

4) правовой режим использования и охраны лесов и иной растительности

5) правовой режим использования и охраны животного мира

6) правовая охрана атмосферного воздуха и озонового слоя

7) правовой режим особо охраняемых природных территорий

8) правовой режим экологически неблагоприятных территорий

9) правовое регулирование обращения с опасными, радиоактивными веществами и твердыми отходами.

Специальная часть экологического права включает в себя источники и принципы международно-правовой охраны окружающее среды, характеристику объектов международно-правовой охраны, систему международной организации в области охраны природы и международную ответственность за экологические правонарушения.

2.5 Источники экологического права

Источники как форма выражения общеобязательных правил поведения в экологическом праве имеют определенную особенность. Наряду с традиционным деление источников на законы и подзаконные акты, источники подразделяются на общие и специальные, в свою очередь, на: поресурсовые (Земельный кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс) и комплексные специальные источники (Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г.)

Выделяют так же межотраслевые источники, включающие в себя законодательные акты иных отраслей права (Уголовный кодекс например).

По уровню принимаемых правовых актов особое место занимают указы Президента РФ, которые определяют основные направления экологической политики России. К таким актам можно отнести Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г. Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента РФ от 10 января 2000 г.

Среди источника экологического права весьма значителен удельный вес нормативных правовых актов, принимаемых на уровне Правительства РФ. Ими конкретизируются законы РФ, утверждаются положения о государственных специальных органах управления (Положение о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды, Положение о Федеральной службе лесного хозяйства России). Кроме того, Правительство РФ принимает ряд актов, имеющих самостоятельное значение для регулирования экологических отношений (Положение о государственных природных заповедниках, Положение о национальных парках).

В связи с тем, что вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены, в соответствии с правилом «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, к совместному ведению РФ и субъектов РФ, нельзя недооценивать значение актов, принимаемых субъектами РФ. Многими из них приняты законы по охране окружающей среды, законы об особо охраняемых территория. Ими принимаются территориальные программы по охране природы, утверждаются тексты для исчисления размера причиненного ущерба рыбному и охотничьему хозяйству республики, края, области.

Органами местного самоуправления принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды, повышения плодородия земель, озеленения и благоустройства населенных пунктов.

Определенное значение для регулирования экологических отношений имеют ведомственные нормативные акты. Наиболее распространенными формами таких актов являются инструкции, положения, правила. К примеру, Федеральной службой лесного хозяйства России 12 января 1999 г. приняты «Санитарные правила в лесах Российской Федерации».

2.6 Право собственности на природные ресурсы

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. На ряду с правом частной собственности на земли действующее водное законодательство (ст.40 Водного кодекса РФ) провозглашает, что в собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоёмы) – небольшие по площади и непроточные искусственные водоёмы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водоёмами. Водным кодексом предусмотрено и право муниципальной собственности на водные объекты. Они могут принадлежать на праве собственности городским, сельским населениям и использоваться для муниципальных нужд.

На леса и земли лесного фонда, согласно ст.19 Лесного кодекса РФ, установлена только федеральная государственная собственность. На объекты животного мира и недра установлена федеральная государственная собственность субъектов РФ. В федеральной государственной собственности находятся: земли предназначенные для нужд обороны и безопасности, места расположения полезных ископаемых общефедерального значения, особо охраняемые природные территории (объекты) и другие природные ресурсы.

2.7 Управление охраной окружающей среды и природопользованием

Управление охраной окружающей среды и природопользованием как институт экологического права представляет собой систему правовых норм, регулирующих деятельность всех видов государственных и муниципальных органов, управленческих структур по осуществлению природоохранительных функций, направленную на сохранение, восстановление, оздоровление природной среды и экологической безопасности населения.

В системе управления охраны окружающей среды важное место занимают органы общей компетенции и специальные органы управления.

В соответствии с природоохранительным законодательством и Федеральным конституционным законом « О Правительстве Российской Федерации» на Правительство РФ возлагаются следующие функции в области природоохранительной деятельности:

Реализация государственной политики в области экологии

Координация природоохранительной деятельности министерств, ведомств, учреждений

Принятие решений об организации особо охраняемых территорий

Руководство внешними связями в этой области и др.

Особая роль в управлении природоохранительной деятельности отведена специальным органам управления охраной окружающей среды.

Заглавное положение в системе специальных органов отводится Государственному комитету РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России), поскольку на него возложено осуществление координаций деятельности всех специальных органов комитет возглавляет государственную службу экологического мониторинга. Он организует и проводит государственную экспертизу, формирует единую систему особо охраняемых природных территорий, и занимается разработкой единой государственной экологической политики. На комитет возложено ведение Красной книги исчезающих животных и растений.

К специальным органам относится Федеральный центр санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ.

Природоохранительная деятельность большинства специальных органов носит поресурсовый характер. Примером этого может служить деятельность Государственного комитета РФ по земельной политике, который осуществляет различные функции по охране земель(ведение учета, земельного кадастра, мониторинга, землеустройства). Министерство природных ресурсов осуществляет аналогичные функции, но применительно к недрам и водным ресурса. Федеральная служба лесного хозяйства России осуществляет государственное регулирование и государственный контроль в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

Среди важнейших направлений природоохранительной деятельности особое значение за последние годы приобрела функция организации и проведения экологической экспертизы. В основе проведения экологической экспертизы лежат принципы презумпции потенциальной экологической опасности любой хозяйственной деятельности, обязательности и ее проведения до принятия решения по реализации объекта экологической экспертизы.

Обязательной экологической экспертизе на федеральном уровне подлежат: проекты правовых актов РФ, реализация которых может привести к отрицательным последствиям, проекты нормативно-технических документов, регламентирующих деятельность хозяйственных организации, которые могут оказать воздействие на окружающую среду. К числу обязательных относятся проекты комплексных целевых программ, проекты генеральных планов развития территорий, проекты схем развития отраслей и другие проекты.

2.8 Экономический механизм охраны окружающей среды

В первые нормы, регулирующие экономический механизм охраны окружающей природной среды, появились в Законе РФ «Об охране, окружающей природной среды». Основы экономики природоохранительной деятельности составляют экологические фонды. В настоящее время создана единая система государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканский, краевые, областные (фонды субъектов РФ) и местные экологические фонды. Фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, организации, граждан, иностранных юридических лиц и граждан. В эти средства входят плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, суммы, получаемые по искам о возмещении вреда, и штрафы за экологические правонарушения, средства от конфискации орудий охоты, рыболовства и другие поступления. Средства экологических фондов зачисляются на специальные щита и расходуются на цели оздоровления и улучшения окружающей среды, на реализацию экологических программ, на мероприятия связанные с восстановлением природных ресурсов, строительство очистных сооружений и другие природоохранительные цели.

В соответствии с законодательством в России осуществляется добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, организаций, граждан на случи экологического, стихийного бедствия, аварий и катастроф. Важную роль играют и меры по стимулированию рационального природопользования и охраны природы. Они осуществляются путем установления налоговых льгот при проведении природоохранительных мероприятий, освобождения от налогообложения, передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, организациям, для реализации природоохранительных мероприятий, а так же применения льготного кредитования предприятий, организаций, эффективно осуществляющих охрану природы.

2.9 Право природопользования и его виды

Право природопользования в объективном смысле как институт экологического права представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих общий порядок, условия, принципы природопользования, а так же основные права и обязанности природопользователей.

В субъективном смысле это право означает конкретные права и обязанности, которые имеют субъекты права природопользования.

Важнейшими принципами право природопользования являются:

Наиболее рациональные и эффективные природопользования

Устойчивость права природопользования

Платность природопользования

Целевой характер природопользования

Лицензирование права природопользования

Нормирование права природопользования и другие принципы.

Каждому природному ресурсу соответствует самостоятельный вид природопользования. Исходя из этого положения, можно говорить о таких видах, как: землепользование, недропользование, лесопользование.

По способам предоставления природного ресурса в пользование природопользование подразделяется на:

1) общее природопользование, не требующие специального разрешения

2) специальные, осуществляемое только на основание разрешительного документа

По срокам пользования природопользование классифицируются на:

1) постоянное (бессрочное)

2) временное (срочное)

Срочное пользование бывает двух видов: долгосрочное пользование – до 50 лет (лесопользование до 49 лет), краткосрочное пользование до 2-3 лет.

В зависимости от целевого характера использования каждый природный ресурс подразумевает разнообразные виды пользования.

В зависимости от вида и целей природопользования устанавливаются права и обязанности. Естественно, они разнообразны по своему содержанию. И тем не менее, можно дать перечень прав и обязанностей, которые характерны для всех природопользователей. К общим правам, в частности, относится: право самостоятельного хозяйствования на предоставленном природном участке, право получения информации об участке.

К обязанностям общего характера относятся, в частности, наиболее эффективное рациональное использование предоставленного участка, соблюдение условий договора, требований лицензии, своевременное внесение платы за пользование, предоставление информации об использовании предоставленного природного участка.

2.10 Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность за экологические правонарушения представляет собой самостоятельный и в то же время комплексный институт экологического права, который объединяет в себе нормы гражданского, уголовного, административного и иного законодательства. Юридическая ответственность является следствием совершенного экологического правонарушения. Понятие его содержится в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды». Статья 81 определяет его как «виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека». За совершение экологического правонарушения могут наступить различные меры ответственности. Выделенные УК РФ в самостоятельную главу (гл. 26) ответственность за экологические преступления содержит следующие составы преступлений: нарушения ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, загрязнение вод, загрязнение атмосферы, нарушение правил охраны рыбных запасов, порча земли, не законная охота, уничтожение или повреждение лесов.

Административная ответственность предусмотрена законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 84). Она может наступить за такие экологические правонарушения, как несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества природной среды, не выполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы, нарушение требований при проектировании хозяйственных объектов, повреждение или уничтожение природных объектов и многие другие.

Административная ответственность предусмотрена в ст. 46-87 Кодекс об административных правонарушениях.

Особенность имущественной (материальной) ответственности за экологические правонарушения выражается, прежде всего, в таксовом порядке исчисления имущественного (материального) ущерба, причиненного, в частности, лесному хозяйству, охотничьему хозяйству или рыбному хозяйству. Таксы для исчисления ущерба утверждаются, как правило, Правительством РФ или соответствующими органами субъектов РФ. Данные таксы носят преимущественно штрафной характер (хотя по сути своей штрафом не являются), поскольку при их определении учитывается экологический вред, причиненный окружающей среде (климаторегулирующему, лечебно-оздоровительному факторам), затраты, связанные с ликвидацией последствий нанесенного ущерба. При отсутствие такс исчисления размера ущерба он рассчитывается по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды, с учетом понесенных убытков, потерь сельскохозяйственного, лесохозяйственного производства и упущенной выгоды.

Ущерб, причиненный ненадлежащим исполнением договорных обязательств, исчисляется в соответствии с нормами гражданского законодательства, гражданское право в равной мере охраняет право собственности на природные ресурсы (независимо от форм собственности). Нарушенное право собственника подлежит восстановлению в полном объеме. В этих целях широкое применение находит предъявление индикационного иска в тех случаях, когда необходимо изъятие имущества из чужого незаконного владения (ст. 302 – 303 Гражданского кодекса) негаторного иска, когда возникает необходимость устранить препятствие в использовании компонентов или участка природной среды (ст. 304 Гражданского кодекса).

В первые нормами экологического законодательства определен порядок возмещения вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей природной среды. Статья 89 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» предусматривает, что вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного действием предприятия, учреждений, организаций или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме.

При определении влечены вреда, нанесенного здоровью граждан учитываются степень утраты трудоспособности потерпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, иные расходы, в то числе упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии, потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей и риском рождения детей с врожденной патологией.

При это возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественные организации в интересах потерпевшего.

Сумма денежных средств за причиненный вред здоровью граждан взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его установления – за счет средств соответствующего государственного экологического фонда.

Должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, несут материальную ответственность по нормам трудового законодательства.

За не исполнение или ненадлежащие исполнение трудовых обязанностей по организации рационального природопользования и охране природной среды, должностные работники и иные лица несут дисциплинарную ответственность. Субъектами таких дисциплинарных проступков выступают чаще всего специально уполномоченные должностные лица, в обязанности которых входит организация охраны и использования лесных участков, земельных угодий, водных объектов. К числу таких должностных лиц относиться, например, государственный инспектор лесной охраны, государственный инспектор водной охраны.

За экологические правонарушения в настоящее время не редко применяются нетрадиционные виды юридической ответственности (лишение права природопользования, приостановление права природопользования, изъятие нерационально использованного земельного участка, ограничение права природопользования, восстановление своими силами и средствами нарушенного природного участка или экологически полезных функции (свойств) природной среды). Поэтому применения данных санкций в особом процессуальном порядке принято называть специальной (или эколого-правовой) ответственностью.

Заключение

Научно-методологической основой экологического права являются современные теоретические представления о взаимодействии человека, общества и природы.

Взаимодействие общества и природы как естественный и объективный процесс, необходимое условие существования человека

Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. Поэтому такой раздел как экологическое право носит немаловажный характер для улучшения экологической обстановки.

На данный момент в мире существует несколько групп организаций занимающихся охраной окружающей среды. Во-первых, это организации системы ООН, во-вторых это различные межправительственные и неправительственные организации, в-третьих это системы мониторинга и наблюдения за состоянием окружающей среды, а также различные научные и учебные заведения занимающиеся изучением данной проблемы.

Огромную роль в охране окружающей среды играют международные природоохранные организации. Их создание было вызвано катастрофическими изменениями в природе, они были призваны защитить её от человека и, по существу, спасти самого человека от результатов собственной деятельности.

В заключении можно сказать, что экологическое право, на сегодняшний день занимает одно из первых мест, по значимости, и его изучение жизненно необходимо, для всей земли и нашей страны в частности. Это необходимо, для того чтобы избежать различных видов загрязнений природы, которые влияют на здоровье человека, климат, и много другое.

Список использованной литературы

1. Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник для вузов по спец. «Правоведение». М.: Высшая школа, 1992.

2. Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: ООО «Профобразование», 2003.

3. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2000.

4. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов – М.: Изд-во БЕК, 2005.

5. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) – М.: Россия Молодая, 2007.

Экология давно вышла за пределы биологической науки и стала комплексной наукой, в которую входят все стороны жизни и деятельности человека.

Особая роль в системе взаимоотношений «человек - общество - природа» отводится праву, которое не должно замыкаться на внутригосударственном уровне, а должно иметь комплексное, планетарное регулирование. Экологическое право сформулирует принципы и цели дальнейшего развития человечества в области экологопользования и охраны окружающей среды.

Долгосрочные выгоды, которые могут быть получены от природы, зависят от сохранения экологических процессов и систем. Человек должен приобретать знания, необходимые для сохранения и расширения его возможностей по использованию природных ресурсов, сберегая при этом виды и экосистемы. Жизнь человека зависит от непрерывного функционирования природных экосистем, являющихся постоянным источником энергии и питательных веществ. Использование человеком природных экосистем, а также ресурсов суши, моря и атмосферы должно регулироваться таким образом, чтобы не нарушалось равновесие в биосфере и в отдельных экосистемах, не было ущерба для целостности экосистем или видов, с которыми они сосуществуют. Планируемой деятельности, представляющей опасность для природы, должен предшествовать глубокий анализ (экспертиза), и лица, осуществляющие такую деятельность, должны доказать, что предполагаемая польза от нее значительно больше, чем ущерб, который может быть нанесен природе, а в тех случаях, когда возможное пагубное воздействие такой деятельности четко не установлено, она не должна предприниматься 1 .

Переходя к непосредственному анализу экосистем, к правовым вопросам, связанным с их функционированием, необходимо определить их место.

В ст. 1 Закона об охране окружающей среды впервые дано определение естественной экологической системы - «объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией».

Учеными выделяются различные виды экосистемы: мелкие объединения организмов (синузии) с соответствующим биотопом (например, в лесу сообщество гниющего пня), мезоэкосистемы (луг, болото и т.н.) и макроэкосистемы (океан, континент и т.н.). Глобальной экосистемой является биосфера . Специфика ее определяется двойственным характером: с одной стороны, она является средой жизни, а с другой - результатом жизнедеятельности, в которой поддерживается круговорот веществ.

Экологическая система - понятие многоаспектное. Оно применяется как к естественным экосистемам (лес, река), так и к искусственным (закрытый бассейн). Наряду с понятием «экосистема» широко употребляются и другие термины. Так, группы особей называют популяциями (от лат. populus - народ, население), а совокупно обитающие популяции различных живых организмов, которые образуют исторически сложившиеся определенные сообщества, - биоценозом (от греч. bios - жизнь и koinos - общее).

Биоценоз является составным элементом природного ландшафта - определенной территории с присущими ей специфическими признаками, где расположено множество различных биоценозов.

Наряду с естественными экосистемами существуют экологические системы, которые возникают в результате антропогенного воздействия человека (трансформированные, а также модифицированные, измененные в процессе преобразовательной деятельности общества).

Как известно, экологические системы неразрывно связаны с факторами неживой природы (почва, влажность, свет, температура). Фундаментом связей между популяциями в экосистеме является характер питания особей и способы получения ими энергии. Все организмы в зависимости от способов питания делятся на две группы. К первой относятся те, которые для синтеза органических веществ используют неорганические соединения окружающей среды. Это главным образом растения. Ко второй группе относятся организмы (животные, человек, бактерии и др.), которые питаются готовыми органическими веществами, синтезируемыми растениями.

В каждой экосистеме в результате жизнедеятельности организмов осуществляются процессы преобразования неживой природы в живую и обратно, замыкаясь в круговорот веществ, который является необходимым условием существования жизни на Земле.

Для характеристики экосистем и происходящих в них процессов необходимо знать о видовом разнообразии, плотности популяции и биомассе - общем количестве органических веществ, всей совокупности особей и заключенной в них энергии.

Любая экосистема развивается и эволюционирует. Исследовав вну- триорганизационные процессы в экосистемах, определив экосистему как динамическую, развивающуюся и эволюционирующую структуру, выяснив основные характеристики экосистемы, мы закономерно приходим к выводу об экологической системности в организации любой жизни, о ее связи с неживой природой и космосом.

Земля - это огромнейшая и сложнейшая экосистема. Процессы, происходящие в ней, связаны с космосом. Космические факторы оказывают влияние на физиологические и нейрофизические процессы, происходящие в человеке. В 1915 г. русскому ученому А. Л. Чижевскому удалось сделать вполне определенные выводы о тесной взаимосвязи организма человека с окружающей средой, и прежде всего с процессами, происходящими на Солнце.

Интенсивно изучаются закономерности энергоинформационного обмена, связанные с триадой «человек - природа - общество», связь биоритмов человека с природными энергетическими георитмами. Большой интерес представляет изучение взаимосвязи «Солнце - климат - биосфера». Климатический режим больших регионов Земли изменяется не только вследствие процессов «чисто земных»: поднятие и опускание земной коры, изменения направлений морских течений, извержения вулканов и т.д., но и в результате процессов, происходящих на Солнце. Данные ученых четко указывают на существование 11-летнего цикла солнечной активности (что соответствует изменениям климатического режима), а также большего (векового) периода в 80-90 лет.

Общеизвестно также, что от фаз Луны, движения планет, солнечной радиации зависят все метеорологические явления и процессы на земной поверхности, а также в гидросфере и атмосфере и психофизиологические в человеке.

Анализ экосистемы как понятия многоаспектного и многостороннего, взаимосвязанного со всеми сферами деятельности человека, в большей или меньшей степени позволяет нам определить ее существенные свойства, имеющие важное значение в плане правового регулирования. Существует также много законодательных актов, которые прямо или косвенно касаются вопросов функционирования экосистем. Например, Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» определяет животный мир как являющийся составной частью природной среды, неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей среды в целом.

Подводя итог вопросу о правовом регулировании экосистем, безусловно, следует отметить, что отдельного правового акта, регламентирующего общие принципы охраны и использования экосистем, не существует, что обусловлено их разнообразием, различной территориальной сферой существования и природными особенностями каждой из них.

Замкнутость, самостоятельное функционирование экологической системы. Можно сказать, что, например, капля воды, море, лес или пень в лесу являются экосистемами. Поскольку в каждом из этих объектов функционирует собственная устойчивая система организмов (инфузорий в капле, рыб в море и т.д.), они связаны с другими экосистемами, существуют многочисленные связи внутри каждой из этих экосистем.

Любое, даже косвенное, вмешательство в экосистему оказывает на нее влияние. Этот тезис определяет не одну, а целый слой экологических проблем опосредованного влияния, т.е. таких форм влияния, которые воздействуют на среду уже независимо от нашей воли и желания. Например, международные транспортные связи расширяются, и с ростом их объемов увеличивается, в частности, завоз видов растений и животных туда, где они никогда прежде не существовали. Другой пример. Мы меняем ландшафт. Была степь, ее распахали и засеяли пшеницей. Резко изменилась структура: вместо многих культур, росших в степи, стала расти одна. Это сразу же повлияло на жизнь коренных обитателей степи. Те, кто не связан со злаковыми, вынуждены отступать и даже попадают в Красную книгу, т.е. этих животных человек уничтожил не напрямую, а через изменение среды их существования. Наличие такого слоя экологических проблем, связанных с естественной деятельностью человека, как раз и требует того, чтобы разобраться в механизмах, которые поддерживают целостность и функциональную устойчивость экосистем. Разобраться и взять контроль на себя. И тут неизбежно встает вопрос, который все экологи считают важнейшим: искусственно формировать устойчивые, нужные человеку, продуктивные экосистемы, т.е. самим заботиться о создании окружающей среды, улучшать ее. Замкнутость экологических систем обязывает всех граждан и организации учитывать экологические последствия своих действий даже в том случае, если они, казалось бы, не связаны с воздействием на природу.

Взаимосвязь экологических систем, которая приводит к созданию природных комплексов. Так, земли, леса, воды и другие природные объекты связывает атмосферный воздух, который способствует осуществлению функций природных объектов и сам изменяется в процессе такого функционирования. Представители фауны насыщают его углекислым газом, из лесов он выходит обогащенный кислородом.

При использовании природных объектов необходим комплексный подход, который в практике экологопользования получил название ландшафтного. Например, при отводе земель под пахотные угодья или проведении мелиорации необходимо учитывать миграционные пути представителей дикой фауны, пытаться сохранить ареалы обитания редких видов животных, оставить нетронутыми отдельные кустарники, болота, перелески, т.е. не нарушать сложившийся в данной местности ландшафт.

Ландшафтный подход в использовании природных объектов позволяет обеспечить общий экологический приоритет в природопользовании, в соответствии с которым все виды использования природных объектов должны быть подчинены требованиям экологического благополучия окружающей природной среды.

Понятие ландшафта определил Л. С. Берг еще в 1940-х гг. как своего рода природный организм, в котором части обусловливают целое, а целое влияет на части, и если мы изменим какую-нибудь часть ландшафта, то изменится весь ландшафт 1 . Официально ландшафт определяется как территориальная система, состоящая из взаимодействующих природных или антропогенных компонентов и комплексов более низкого таксономического ранга .

Ландшафтный подход в использовании природных объектов предполагает постоянный уход за ландшафтом, включающий систему регулярных мероприятий, направленных на поддержание его свойств (рекультивация земель, восстановление лесов и т.д.) в состоянии, при котором успешно выполняются возложенные на него функции. Например, доказано, что экономически более выгодно строить систему земледелия, основываясь на ландшафтно-географическом принципе, а не по принципам экономической целесообразности, транспортной доступности, наличия рынков сбыта. Разумно сочетать эти принципы, создавать инфраструктуры, соответствующие научным требованиям (конкретные рекомендации возможных нагрузок по регионам, определение параметров, до которых можно вмешиваться в тщательно настроенную эволюцией природную систему).

Такой целостный подход в природопользовании не сообразуется с при- родоресурсовым правовым регулированием, поскольку природоресурсовые отрасли права имеют узкоцелевую, продиктованную особенностями регулируемых объектов направленность регламентации (например, Водный кодекс Российской Федерации регулирует общественные отношения, касающиеся водных объектов, находящихся в пределах территории России, т.е. государственный водный фонд в отрыве от других природных объектов, не учитывая их взаимосвязи и взаимообусловленности, существующей в реальной природе). При таком положении в правовом регулировании использование одних объектов, как правило, причиняет непомерный вред другим объектам.

Разумеется, полной сохранности природных ресурсов в процессе хозяйственной деятельности не может быть. Речь идет о недопустимости обеднения природы в данной местности, нарушения ее многообразия, поскольку чем экологическая система многообразнее, тем она устойчивее, и наоборот. Например, пахотная земля становится экологически неустойчивой, так как естественное разнотравье заменяется монокультурой (системы, как правило, изнежены, генетически значительно выровнены, имеют меньшую амплитуду экологической приспособляемости, а потому и нуждаются в постоянной помощи человека), конкретные виды растений (сорняки) уничтожаются, как и пищевые цепи (вредители растений). Поэтому агроценоз (биогеоценозы, сильно измененные человеком), безусловно, должен сочетаться с биоценозом (естественным, непреобразованным), т.е. не должны допускаться нарушения взаимосвязей экологических систем.

Биопродуктивность способствует самовоспроизводсгву экосистемы, выполнению той или иной ее функции, что определяет и различный правовой статус земель. Так, земли повышенного плодородия должны в первую очередь отводиться для нужд сельского хозяйства, а малопродуктивные земли - для других целей. Подобного рода дифференциация земель в зависимости от цели их использования является вполне естественно обусловленной их биопродуктивной функцией, экономическими и экологическими аспектами.

Самовоспроизводство экосистемы - это способность ее к саморегуляции (сохранению и приумножению), самовозрождению, каждый организм - воплощение этого. Достаточно сказать, что в начальный период развития промышленности России, когда происходили незначительный выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод в водоемы и т.п., процесс саморегуляции осуществлялся до тех пор, пока эти загрязнения и сбросы в огромных количествах не привели к необратимым изменениям в экосистемах.

В контексте анализа данных свойств экосистем представляется логичным рассмотреть смежный с ними вопрос о безотходное™ экологических систем. В экосистемах от элементарного биогеоценоза до глобальной биосферы существуют биогеохимические обмены - круговороты веществ - относительно замкнутые, но только относительно. Наиболее независимы огромные экосистемы суши и океана. Но и между ними обмен все же идет и за счет сноса твердых веществ, и за счет взаимообмена газами, влагой, биогенными веществами, а в зоне контактов суши и океана развиваются пограничные экосистемы типа мангров. Например, многие виды рыб идут метать икру из морей в реки, а другие, подобно угрю, для этого перемещаются из рек в море. Где же тут замкнутость круговоротов? А ведь именно с «круговоротом веществ в природе» связывают безотходность экологических систем. Говорят, в природе все утилизируется. Нет, не все. При полной утилизации не формировались бы почвы, не отлагался бы торф. В тропических лесах, где круговорот веществ наиболее совершенен, почв практически нет. А в черноземных степях - почти двухметровый слой, да и под ним не просто минеральный слой, но продукт былых экосистем. Если бы биосфера была «безотходной», так откуда бы взялись все биогенные осадочные породы - мел, известняк, мрамор и др.? Уголь, нефть, сланцы - все это ведь тоже «отходы» прошлых биосфер. Секрет природы не в том, что она безотходна, а в том, что неизбежные отходы так захоронены и в таком виде, что они не оказывают вредного воздействия на природу на будущих этапах ее развития. Если, конечно, не вмешивается человек.

Таким образом, любую экосистему характеризуют как минимум три признака: замкнутость , взаимосвязь с другими экосистемами и с планетарной экосистемой и биопродуктивность , т.е. самовоспроизводство.

Данные признаки позволяют определить понятие экологической системы (выступающей в качестве объекта правового регулирования) как естественной сферы окружающей среды, обладающей замкнутой системой взаимосвязей ее составных компонентов, придающей ей устойчивость, взаимосвязанной с другими устойчивыми экосистемами и имеющей определенную биологическую продуктивность.

В сфере производства, в которой происходит потребление обществом природных объектов, действуют экологические законы. Их концентрированным выражением является интерес. Однако общественный интерес избирателен, правовому регулированию подвергаются не экологические системы в целом, а лишь отдельные элементы этих систем:

  • а) природные объекты (земля, недра, леса, воды, атмосферный воздух, дикая фауна и др.);
  • б) природные комплексы, курортные местности, ландшафты особого назначения (заповедники, национальные природные парки, заказники, памятники природы и т.п.);
  • в) природные свойства природных объектов (гидрологический режим вод, режим почвенной влаги, полезные свойства жизнедеятельности дикой фауны и т.и.);
  • г) природные процессы (период нереста рыб, период миграции животных и др.).
  • См.: Всемирная хартия природы, принятая 28.10.1982 на 37-й сессии ГенеральнойАссамблеи ООН // Международное публичное право: сб. документов: в 2 т. Т. 2. М., 1996.С. 132-135.
  • См.: Экологический словарь. М., 1993. С. 98.
  • См.: Берг Л. С. Географические зоны Советского Союза. М., 1947. С. 6.
  • См.: ГОСТ 17.8.1.01-86 «Охрана природы. Ландшафты. Термины и определения»:утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 19.12.1986 № 4182.

Н1|МЫ0 |ШЛ1|

Б.В. Ерофеев

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1. Жизнь на нашей планете существует в многообразии форм и на разных уровнях. Все формы и проявления жизни не существуют сами по себе, они связаны сложными взаимоотношениями с биосферой. Эти связи и взаимоотношения в живой природе осуществляют круговорот веществ, продлевая жизнь и не давая ей прерваться. Взаимосвязи в биосфере, состоящей из множества экосистем, очень сложны и многообразны и поэтому затрагивают все сферы общественной жизни, что дает нам основание утверждать, что экология вышла за пределы биологической науки и стала комплексной наукой, в которую входят все стороны жизни и деятельности человека.

Особая роль в системе взаимоотношений «человек - общество - природа» отводится праву, которое не должно замыкаться на внутригосударственном уровне, а должно иметь комплексное, планетарное регулирование. Экологическое право должно сформулировать принципы и цели дальнейшего развития человечества в области экологопользова-ния и охраны окружающей среды.

Как хорошо известно, человек является частью природы, и жизнь его зависит от непрерывного функционирования природных систем.

Долгосрочные выгоды, которые могут быть получены от природы, зависят от сохранения экологических процессов и систем, существенно важных для поддержания жизни, а также от разнообразия органических форм, которые человек подвергает опасности в результате чрезмерной эксплуатации и разрушения среды его обитания.

Человек должен приобретать знания, необходимые для сохранения и расширения

его возможностей по использованию природных ресурсов, сохраняя при этом виды и экосистемы на благо нынешнего и будущих поколений.

Жизнь человека зависит от непрерывного функционирования природных экосистем, являющихся постоянным источником энергии и питательных веществ. Используемые человеком природные экосистемы, а также ресурсы суши, моря и атмосферы должны регулироваться таким образом, чтобы не нарушалось равновесие и в отдельных экосистемах.

Используемые человеком экосистемы и организмы, а также ресурсы суши, моря и атмосферы должны так управляться, чтобы можно было обеспечить и сохранить их оптимальную и постоянную производительность без ущерба для целостности тех экосистем или видов, с которыми они сосуществуют. Деятельности, таящей в себе повышенную опасность для природы, должен предшествовать глубокий анализ, и лица, осуществляющие такую деятельность, должны доказать, что предполагаемая польза от нее значительно больше, чем ущерб, который может быть нанесен природе, а в случаях, когда возможное пагубное воздействие такой деятельности четко не установлено, она не должна предприниматься1.

Итак, переходя к непосредственному анализу экосистем, к правовым вопросам, связанным с их функционированием, необходимо определить их место. Биосфера - цельная система, которая состоит из подсистем.

1 Всемирная хартия природы, принятая 28 октября 1982 г. на 37-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Сб. документов. М., 1996. Т. 2. С. 134.

Экосистемы состоят из биогеценозов («биос» - жизнь, «ге» - Земля, «коинос» -вместе). Однако каждая система самостоятельна, в ней подсистемы - популяции, которые состоят из отдельных организмов. Но каждый организм - тоже отдельная биологическая система.

2. Понятие «экологическая система» («экосистема») отсутствовало в действующем законодательстве РФ, да и в правовой науке, литературе. Такое положение вещей является доминирующим в мировой практике. В новом Федеральном законе РФ «Об охране окружающей среды» в ст. 1 впервые сделана попытка дать определение естественной экологической системы - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы, и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией.

Все ученые выделяют микроорганизмы: мелкие объединения организмов с соответствующим биотопом и макроэкосистемы. Глобальной экосистемой является биосфера1. Специфика ее определяется двойственным характером, т.е., с одной стороны, она является средой жизни, а с другой - результатом жизнедеятельности, в которой поддерживается связанный с деятельностью этих существ круговорот веществ. Вот этого-то как раз и нет на других планетах.

Экологическая система - это понятие многоаспектное. Оно применяется как к естественным экосистемам, так и к искусственным, где процессы обмена веществ и энергии под воздействием антропогенной деятельности человека происходят во много раз быстрей, чем в естественных экосистемах. Наряду с понятием экосистема широко употребляются и другие термины. Так, группы особей называют популяциями (от латинского слова «популус» - народ, население), а совокупно обитающие популяции различных живых организмов, которые образуют истори-

1 Экологический словарь. М., 1993. С. 98.

чески сложившиеся определенные сообщества - биоценозом (от греческого слова «биос» - жизнь и «ценоз» - общее).

Как известно, экологические системы неразрывно связаны с факторами неживой природы (почва, влажность, свет, температура и др.), между компонентами экосистемы происходит обмен веществ. Фундаментом связей между популяциями в экосистеме является характер питания особей и способы получения ими энергии.

Все организмы в зависимости от способов питания делятся на две группы. К первой относятся те, которые для синтеза органических веществ используют неорганические соединения окружающей среды. Это, главным образом, растения. Ко второй группе относятся организмы (животные, человек, бактерии и др.), которые питаются готовыми органическими веществами, синтезируемыми растениями.

В каждой экосистеме в результате жизнедеятельности организмов осуществляются процессы преобразования неживой природы в живую и обратно, замыкаясь в круговорот веществ, который является необходимым условием существования жизни на Земле.

Любая система развивается и эволюционирует. Исследовав внутриорганизацион-ные процессы в экосистемах, определив экосистему как динамическую, развивающуюся и эволюционирующую структуру, выяснив основные характеристики экосистемы, мы закономерно приходим к выводу об экологической системности в организации любой жизни, о ее связи с неживой природой и Космосом.

Земля - это огромнейшая и сложнейшая экосистема. Процессы, происходящие в ней, связаны с Космосом. Сегодня не у кого не вызывает сомнения утверждение, что космические факторы оказывают влияние на физиологические и нейрофизические процессы, происходящие в человеке. Хорошим примером научной проработанности и длительности изучения подобных явлений является тот факт, что еще в 1915 г. влиянием солнечной активности на человека заинтересовался русский ученый А.Л. Чижевский. Именно

ему и удалось сделать вполне определенные выводы о тесной взаимосвязи организма человека с окружающей средой и, прежде всего, с процессами, происходящими на Солнце. Исследования в этой области свидетельствуют о том, что человек не утратил полностью связей с природой и Вселенной. Интенсивно изучаются закономерности энергоинформационного обмена, связанные с триадой «человек - природа - общество», связь биоритмов человека с природными энергетическими георитмами. Большой интерес представляет изучение взаимосвязи «Солнце - климат - биосфера». Климатический режим больших регионов Земли изменяется вследствие не только процессов «чисто земных», но и процессов, происходящих на Солнце.

Общеизвестно, что от фаз Луны, движения планет, солнечной радиации зависят все метеорологические явления и процессы на земной поверхности, а также в гидросфере и атмосфере. Происходят цикличные изменения напряженности различных физических, электромагнитных, радиационных, гравитационных и иных полей, что сказывается на геологических, гидрологических, атмосферных процессах, происходящих на Земле, и психофизиологических в человеке.

Анализ экосистемы как понятия многоаспектного и многостороннего, взаимосвязанного со всеми сферами деятельности человека позволяет нам определить ее существенные свойства, имеющие важное значение в плане правового регулирования. Для совершенствования этого регулирования большое значение должен был бы иметь Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2144 «О Федеральных природных ресурсах». Однако он не создает определенной системности и взаимосвязанности для последующего правового регулирования этого вопроса, не предусматривает каких-либо гарантий, которые бы повысили эффективность использования природных ресурсов, отнесенных к этой категории. А такие гарантии необходимы, так как если государственный или экономический интерес к природному объекту не явен, а гарантии отсутствуют, то следует го-

ворить о формальности и декларативности любого правового регулирования. В связи со сказанным этот Указ не является системообразующим фундаментальным нормативным правовым актом в правовом регулировании жизнедеятельности экосистем. Однако существует много законодательных актов, которые прямо или косвенно касаются вопросов функционирования экосистем. Например, Федеральный закон «О животном мире», принятый Государственной Думой РФ 24 апреля 1995 г., который определяет животный мир как являющийся составной частью природной среды, как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, биологические свойства воды и качество окружающей среды в целом.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ