Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Законы и подзаконные акты обладают ключевым значением в юридическом сопровождении жизни государства. Они обеспечивают регулирование общественных отношений, защиту интересов граждан.

Актуальность вопроса

Порядок, в соответствии с которым принимаются законы и подзаконные акты, обладает своей спецификой. Эти документы тесно взаимосвязаны друг с другом и выполняют множество функций. Юридическое регулирование отношений постоянно изменяется под влиянием преобразований в российском обществе. Закон и подзаконные нормативные акты, его дополняющие, призваны оптимизировать происходящие перемены. Эта работа, в свою очередь, связана с разработкой и решением определенных теоретических и практических вопросов.

Определение

Что собой представляют подзаконные акты? Понятие имеет официальную трактовку. Она выглядит следующим образом.

Подзаконные нормативно-правовые акты - письменные официальные документы, которые принимаются уполномоченными субъектами, имеют властный и обязательный характер. Они регулируют общественные отношения. Подзаконные акты издаются на основании или в соответствии с законом и во исполнение его положений.

В качестве субъектов, которые могут утверждать их, выступают:


Подзаконные нормативные акты: виды

Классификация этих документов имеет особое практическое значение. Разграничение позволяет рационально и четко организовывать деятельность структур власти. Какие бывают подзаконные акты? Видыподзаконные акты виды имеют следующие:

  1. Локальные.
  2. Индивидуальные.
  3. Региональные.
  4. Федеральные.
  5. Местные.

В качестве классификационного критерия выступает юридическая природа. Она подразумевает силу, содержание, сферу действия, порядок оформления и принятия документов. В юридической науке подзаконные нормативно-правовые акты находятся на вторичной позиции. Как правило, они издаются на основании и во исполнение ФЗ. Они направлены на конкретизацию и воплощение законов в жизнь.

В России используются следующие подзаконные акты:

  1. Распоряжения и указы президента.
  2. Постановления правительства.
  3. Акты федеральных ведомств и министерств.
  4. Решения исполнительных органов.
  5. Постановления местных структур власти.
  6. Локальные документы.

Специфика документов

Подзаконные правовые акты принимаются на основе существующего принципа разделения власти. Кроме представительных органов, образующихся при прямом избрании населением своих представителей, в государстве существуют исполнительная и судебная системы. Первые в соответствии со своими полномочиями принимают законы. Исполнительные органы реализуют утвержденные на высшем уровне положения. Судебная власть рассматривает дела, основываясь на законах. Самостоятельность и независимость каждой ветви обуславливаются правом принимать собственные нормы. В юридической доктрине судебные органы могут утверждать документы однократного действия, которые адресованы конкретным лицам (решения, определения, приговоры и прочее). Исполнительные и представительные органы имеют возможность принимать подзаконные нормативные акты. В них присутствует значительная часть существующих юридических предписаний.

Распоряжения и указы главы государства

Эти подзаконные нормативные акты имеют давнюю историю. Указы оказывали влияние на развитие юридической системы страны на протяжении не одной сотни лет. В дореволюционный период в такой форме утверждалось Высочайшее повеление Императора. В советские годы указы издавались Президиумами ВС СССР и республик. Некоторые подзаконные акты передавались на утверждение на очередной сессии представительных органов.

В РФ, согласно Конституции, указы и распоряжения может издавать президент. Между этими документами существует различие. Указ обладает более значимым, широким действием. Распоряжение носит более частный, конкретный характер. Они обычно не считаются нормативными актами. Распоряжения принимаются по различным оперативным вопросам, связанным с государственным управлением. Они могут касаться создания рабочих комиссий, финансирования регионов из резервного фонда и так далее. Вместе с этим указы главы страны также не всегда выступают как подзаконные акты. Они могут приниматься по конкретным вопросам. Например, при назначении на должность либо освобождении от нее, присвоении звания и пр. В таких случаях Указы называют правоприменительными актами.

Отличительные черты указов

Нормативные документы, изданные президентом:

  1. Не могут противоречить действующим ФЗ.
  2. Обладают приоритетным значением относительно прочих подзаконных актов.
  3. Регулируют различные сферы жизни общества.
  4. Обладают общеобязательным характером.
  5. Включают в себя правовые нормы.

Исходя из полномочий президента, указы могут быть:

  1. В рамках собственной компетенции.
  2. На основе полномочий, переданных ему правительством.
  3. Подлежащими утверждению в Совете Федерации. К ним, например, относят указы о введении военного, чрезвычайного положений, представления о назначении судей Конституционного, Высшего арбитражного и Верховного Судов, Генерального прокурора.

Правительственные постановления

Эти подзаконные акты издаются на основе и во исполнение конституционных положений, ФЗ, указов президента. Правительство может принимать Постановления и Распоряжения. Первые, как правило, всегда имеют нормативный характер. Реализация Постановлений осуществляется в рамках полномочий и предметов ведения государства и совместного его ведения с регионами РФ. Распоряжения обычно адресованы конкретному кругу исполнителей. Они выступают как правоприменительные акты.

Документы федеральных структур

Эти подзаконные акты подчинены постановлениям правительства и обладают чаще всего отраслевым назначением. В некоторых случаях в зависимости от межотраслевой, функциональной направленности ведомства или министерства эти документы могут адресоваться нескольким структурам и регулировать соответствующие отношения. Они издаются в форме инструкций и приказов. Последние могут быть нормативными или ненормативными. Первые касаются наиболее важных вопросов деятельности федеральных институтов исполнительной власти: их структуры, функций, задач. Ненормативные приказы выступают в качестве правоприменительных актов. Инструкциями регулируются ключевые аспекты служебной деятельности, а также функциональные обязанности определенных категорий работников. Эти документы отличаются нормативным содержанием.

Документы исполнительных органов субъектов РФ

Главы республик, которые входят в состав России, издают распоряжения и указы. Губернаторы, руководители администраций в автономных округах и областях, краях, городах федерального значения, правительства регионов (если такие существуют) утверждают распоряжения и постановления в рамках своих полномочий. Региональные министерства, департаменты, ведомства и прочие исполнительные институты власти обладают правом издавать приказы и инструкции. Эти документы утверждаются на основании полномочий каждой структуры согласно конституционным положениям и ФЗ, уставам и законам субъектов РФ. Они обладают локальным действием. Их положения распространяются только на территории соответствующего субъекта страны. Указанные акты могут являться как правоприменительными, так и нормативными.

Документы местных органов

Согласно Конституции, территориальные структуры самостоятельно осуществляют управление муниципальной собственностью, составляют, утверждают и исполняют статьи местного бюджета, определяют налоги и сборы в пределах МО, обеспечивают охрану общественного правопорядка и решают прочие вопросы, касающиеся самоуправления. В рамках своих полномочий местные органы могут издавать:

  1. Распоряжения и постановления глав территориальных институтов власти.
  2. Акты сельских и поселковых собраний (сходов).
  3. Документы представительных органов.

Эти акты также могут обладать правоприменительным или нормативным характером.

Локальные документы

К ним относят акты, которые издаются в учреждениях и организациях. Локальные документы призваны регулировать учебные, научные, производственные, коммерческие, управленческие и прочие отношения, касающиеся назначения конкретного предприятия. В каждой организации или учреждении существует собственный устав, положение либо другой документ учредительного характера, правила внутренней дисциплины и так далее. Действие этих актов обладает правовым значением. В этой связи все эти документы подлежат регистрации либо утверждению в государственных органах. Локальными нормативно-правовыми актами, например, являются:


Заключение

Подзаконные правовые акты представляют собой внутренне согласованную специфическую структуру, выступающую частью юридической системы государства. Реализация этих документов является элементом общего механизма воплощения конституционных положений в жизнь. Вместе с этим система подзаконных актов обладает своими специфическими признаками, которые отличают ее от остальных правовых инструментов. Реализация документов представлена в виде многоуровневого процесса, в рамках которого обеспечивается надлежащее поведение соответствующих субъектов. Эта процедура проводится с использованием особых юридических методов и средств. Наличие в юридической системе законов и подзаконных актов обеспечивает максимально эффективное регулирование сложных и динамически развивающихся общественных отношений.

Российской Федерации (если расположить их по убывающей "величине" юридической силы) являются:

Указы (и распоряжения) Президента Российской Федерации, изданные в пределах его компетенции;

акты (постановления и распоряжения) Правительства Российской Федерации (большинство ненормативных правительственных актов именуется распоряжениями);

акты управленческих региональных и местных муниципальных органов (представительных органов и органов администрации);

ведомственные акты, изданные в пределах компетенции того или иного ведомства.

Эти и некоторые другие нормативные акты (например, локальные акты, т.е. действующие только в пределах данного предприятия, организации) находятся в довольно сложных взаимосвязях. В этих сложных взаимосвязях необходимо обратить внимание на такие моменты.

Первые две из указанных групп нормативных актов (президентские указы, правительственные постановления) являются общими актами, т.е. такими, которые распространяются на всю территорию Российской Федерации и в соответствии с законом могут распространяться на всех лиц.

Указанные две группы подзаконных актов обладают значительной (преобладающей) юридической силой. С тем, однако, чтобы отграничить их от законов, в ГК РФ они названы "иные правовые акты" (статья 3).

Правительству подчиняются такие органы (например, Министерство финансов), акты которых в силу их статуса тоже приобретают межведомственное, общее значение, внешнее действие.

Наряду с нормативными актами, которые принимает Правительство как коллегиальный орган, правовые документы в соответствии со своей компетенцией могут принимать Председатель Правительства и его заместители.

Нормативные акты региональных и местных муниципальных органов являются ограниченно (по территории) - общими, т.е. такими, которые в соответствии с компетенцией данных органов обязательны для всех лиц, но в пространственно-ограниченных рамках, в пределах данной территории - региона, области, города, района.

Нижнюю ступеньку в иерархии подзаконных актов занимают ведомственные акты, т.е. акты конкретных министерств, комитетов, департаментов (среди этих актов много индивидуальных; нормативными являются акты, называемые, как правило, инструкциями, циркулярами, примерными положениями, уставами). Эти нормативные акты, в принципе, имеют внутреннее, внутриведомственное юридическое значение, т.е. распространяются на лиц, находящихся в системе управленческого, служебного и дисциплинарного подчинения только данного ведомства.

Вместе с тем акты некоторых ведомств в силу статуса этих ведомств и делегированных им прав могут иметь межведомственное, общее значение и отсюда внешнее юридическое действие. Уже отмечалось, что таково значение нормативных актов Министерства финансов. В известных пределах внешним действием обладают по ряду вопросов нормативные акты ведомств, занимающихся транспортом, охраной общественного порядка.

Наиболее узкое, ограниченное юридическое значение имеет особая разновидность ведомственных актов - локальные нормативные акты; это уставы, положения, правила внутреннего распорядка и другие, действующие только в пределах данного предприятия, учреждения, организации. Такое же локальное юридическое значение имеют санкционированные государством акты сходов, гражданских институтов общественной самодеятельности.

1. Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.

К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламентской республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.

Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.

Постановления правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т. д.

  • 2. Местные подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.
  • 3. Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные и другие).
  • 4. Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.

Система нормативно-правовых актов современных государств неоднородна. Это объясняется особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, национальными и другими факторами. Тем не менее, подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юридической силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности общественной жизни и ее оптимальной организованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.

Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.

В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.

Это документы, которые издаются в пределах компетенции исполнительных органов госвласти. Они не должны противоречить Конституции, ФЗ, действующим на территории страны. Рассмотрим далее существующие виды подзаконных актов.

Основные признаки

Подзаконные акты РФ обладают спецификой. По их основным признакам можно отличить их от других принимаемых документов. Среди специфических черт следует отметить:

  1. Соответствие закону.
  2. Регулирование отдельных конкретных аспектов общественных отношений.

Основная функция, которую выполняют подзаконные акты, это исполнение и развитие норм, конкретизация их положений.

Классификация

К подзаконным актам относятся:

Это исчерпывающий список существующих документов из рассматриваемой категории.

Указы и распоряжения главы страны

Такие виды подзаконных актов во все времена обладали особым воздействием на развитие права в России. В дореволюционную эпоху, в частности, Указами утверждалась Высшая воля монарха. Фактически такие акты имели действие закона. В годы Советского Союза указы принимались Президиумами ВС страны и республик. Часть таких документов, касающихся вопросов законодательного характера, направлялась на рассмотрение на очередной сессии представительных структур. В настоящее время в Конституции установлено право президента издавать распоряжения и указы. Считается, что последние обладают более широким и существенным действием. Распоряжения, как правило, не содержат правовых норм. Обычно они утверждаются по определенным оперативным вопросам, касающимся госуправления. Также не все указы выступают как подзаконные акты. Это обусловлено тем, что они также часто принимаются по оперативным вопросам. Например, указы о присвоении званий, назначении на пост и так далее.

Специфика нормативных указов

Такие документы:

  1. Не могут противоречить положениям федерального законодательства, однако обладают приоритетным действием относительно прочих подзаконных нормативных документов.
  2. Включают в себя правовые положения.
  3. Обладают общим обязательным характером.
  4. Регламентируют разные сферы жизни общества.

По характеру полномочий указы президента разделяются на принятые:

  • В пределах своей компетенции.
  • В рамках полномочий, переданных парламентом.

Существуют также указы, которые должны утверждаться в Совете Федераций. Они касаются введения военного положения, назначения на должности Генпрокурора, должностных лиц высших судов.

Правительственные постановления

Основная цель, которую реализуют такие подзаконные акты, - это исполнение Конституции, ФЗ, нормативных президентских указов. Как правило, правительственные постановления содержат правовые нормы. Исполнение этих подзаконных актов производится в пределах предметов полномочий и ведения России и совместного ее ведения с субъектами.

Документы ведомств и министерств

Акты такого рода подчиняются правительственным нормативным положениям и, как правило, обладают отраслевым назначением. Последнее означает, что их действие распространяется исключительно на субъектов, занятых в конкретной отрасли. В ряде случаев, однако, они могут охватывать более широкий круг отношений. Это может быть обусловлено, например, функциональной, межотраслевой направленностью ведомства/министерства. В таких случаях подзаконные акты адресуются нескольким структурам и регулируют межотраслевые взаимодействия.

Приказы и инструкции

Это две основные категории документов, издаваемых на министерском/ведомственном уровне. Приказы могут иметь нормативный характер или не содержать правовых положений. Первые посвящены наиболее актуальным вопросам деятельности исполнительных органов госвласти. В частности, они регламентируют их структуру, функции, задачи. Ненормативные приказы выступают как правоприменительные документы. Инструкциями регламентируются основные формы/виды служебной деятельности. Они устанавливают функциональные обязанности для конкретных категорий трудящихся. Инструкции обладают нормативным содержанием.

Региональные нормы

Подзаконным актом является указ или распоряжение президента республики, входящей в состав России. Такие документы принимаются в соответствии с Конституцией страны и конкретного региона. Право издавать распоряжения и постановления имеют также губернаторы, главы в администрациях автономных областей и округов, городов фед. значения, краев, правительства регионов (при наличии). Принятие и утверждение соответствующих документов осуществляется в пределах полномочий этих субъектов. Право на издание инструкций и приказов есть и у региональных департаментов, министерств, ведомств и прочих исполнительных институтов региональной власти. Такие акты принимаются в соответствии с полномочиями каждого конкретного органа, в рамках конституций, нормативных положений, уставов, ФЗ. Они действуют локально - их положения обязательны для исполнения в пределах конкретной территории (в границах субъекта).

Нормативные положения местных институтов власти

По Конституции, территориальные органы самоуправления осуществляют самостоятельную деятельность в пределах административно-территориальной единицы. В частности, они осуществляют управление муниципальным имуществом, составляют, утверждают и исполняют впоследствии местный бюджет, формируют сборы и налоги в конкретном МО. В их функции также входит обеспечение охраны, поддержания порядка в обществе, решение прочих вопросов местного характера. В рамках переданных полномочий, территориальные властные структуры издают:


Локальные документы

К ним относятся подзаконные акты, издаваемые в пределах учреждений и организаций. Такими документами регламентируются научные, коммерческие, учебные, производственные, управленческие и прочие взаимодействия, касающиеся назначения предприятия. В каждом учреждении или организации, таким образом, действует собственный устав, нормативное положение либо другой учредительный акт, правила внутренней дисциплины, распорядка и прочие нормы. Все они обладают правовым значением. Подзаконные локальные акты подлежат утверждению либо регистрации в государственных уполномоченных структурах. В качестве такого рода документов могут, например, выступать:

  1. Распоряжения, приказы как индивидуального, так и нормативного значения, которые принимаются руководителями организаций, учреждений, предприятий. Такими документами регламентируются вопросы, связанные с установлением внутреннего распорядка, назначением материального поощрения (вознаграждения) и пр.
  2. Решения, утвержденные коллегиальными органами управления. К таким структурам, в частности, относят советы директоров, общее собрание учредителей (акционеров). Решения в этом случае касаются управления, организации деятельности предприятия.

Признаками подзаконных нормативных актов , которые отличают их от , является то, что они:

  • издаются в соответствии с законом;
  • регулируют отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Таким образом, подзаконный акт — это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Подзаконные акты в Российской Федерации подразделяются:

  • на указы и распоряжения Президента РФ;
  • акты Правительства РФ;
  • акты федеральных министерств и ведомств;
  • акты исполнительной власти субъектов РФ;
  • акты органов местного самоуправления;
  • локальные акты.

Рассмотрим их подробнее.

Указы и распоряжения Президента России

В российской истории указ как правовой акт оказывал влияние на развитие правовой системы в течение многих сотен лет. Так, в дореволюционной России в форме указов утверждались Высочайшие повеления монарха, которые фактически имели силу закона. Поэтому не случайно толковый словарь В.И. Даля толкует слово «указ» как «письменное приказание, повеление государя».

В советское время указы издавали Президиумы Верховных Советов СССР и союзных республик. Часть этих указов (по вопросам законодательного характера) передавалась на утверждение очередной сессии законодательных органов.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 90) Президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения. Между ними существует различие. Считается, что указ — акт более широкого, значимого действия, а распоряжение — документ более частного, конкретного назначения. В целом распоряжения Президента, как правило, не являются нормативными правовыми актами (т.е. не содержат норм права). Обычно они принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т. д.).

Указы Президента также не все являются нормативными правовыми актами. Зачастую они принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т. д.). В этом случае они являются правоприменительными актами. Их отличие от распоряжений Президента несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.

Нормативные указы Президента имеют отличительные признаки:

  • не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам;
  • содержат ;
  • регулируют разнообразные сферы общественной жизни;
  • имеют общеобязательный характер.

Таким образом, указ президента нормативного характера — это подзаконный акт, содержащий нормы права, регулирующий разнообразные сферы общественной жизни и имеющий приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

В зависимости от характера полномочии Президента все его указы можно классифицировать:

Акты Правительства РФ

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство Российской Федерации может издавать постановления и распоряжения. Исходя из этого можно отмстить, что акты Правительства РФ имеют подзаконный и даже «подуказный» характер.

Постановления Правительства РФ, как правило, нормативны, т. с в большинстве своем они являются нормативно-правовыми актами. Исполнение постановлений Правительства РФ осуществляется в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации с ее субъектами.

Распоряжения , как правило, адресуются узкому кругу исполнителей и являются правоприменительными актами.

Акты федеральных министерств и ведомств

Они подчинены актам правительства и чаще всего имеют отраслевое назначение (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли). Иногда в связи с межотраслевой, функциональной направленностью министерства (ведомства) эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел.

Акты федеральных министерств и ведомств издаются в виде приказов и инструкций.

Приказы могут быть нормативными и ненормативными.

Нормативные приказы посвящены наиболее важным вопросам работы федеральных органов исполнительной власти: их структуре, задачам, функциям. Ненормативные приказы являются правоприменительными актами.

Инструкции регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников. Они имеют нормативное содержание.

Подзаконные акты на уровне субъекта РФ

Акты исполнительной власти субъектов РФ

Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, издают указы и распоряжения.

Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения, правительство регионов (если таковое имеется) при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения.

Соответствующие региональные министерства, ведомства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов РФ наделены правом издания приказов и инструкции . Эти акты издаются на основе полномочий каждого из органов, в соответствии с конституциями, уставами и законами субъектов Федерации, а также в соответствии с Конституцией и законами РФ. Они имеют локальную сферу действия, распространяются лишь на территорию соответствующих субъектов Федерации. Все отмеченные акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.

Акты органов местного самоуправления

В соответствии с Конституцией РФ самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В пределах своих полномочий органы местного самоуправления издают соответствующие правовые акты:

  • постановления и распоряжения глав органов местного самоуправления;
  • акты поселковых и сельских сходов (собраний);
  • акты представительных органов.

Все отмеченные выше акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.

Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)

Они регулируют управленческие, производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с назначением предприятия или учреждения. Так, каждое предприятие или учреждение имеет свой устав, положение или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка и т. п. Их действие имеет правовое значение. А посему все эти акты подлежат регистрации или утверждению государственными органами.

В качестве примеров локальных нормативно-правовых актов можно привести:

  • приказы, распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями предприятий, учреждений и организаций. Сих помощью регулируются вопросы внутреннего распорядка, материального поощрения;
  • решения коллегиальных органов управления (общего собрания акционеров, совета директоров и т. п.).

Подзаконный нормативный правовой акт - это разновидность нормативного правового акта, издаваемого полномочным органом на основе и во исполнение закона, в соответствии с законом для его дальнейшей конкретизации и развития.

Основными признаками этого понятия являются: во-первых, закрепление в конституции, законе или ином нормативном правовом акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовые акты, основанные на законе, а также рамки правотворческой компетенции и виды нормативных правовых актов, соответствующие этой компетенции. Во-вторых, в определении юридической силы и основы издания подзаконного нормативного правового акта используются специальные юридические формулы. Такие как "на основании и во исполнение закона", "не должны противоречить закону", "в соответствии с законом" и др, одно из главных свойств актов данной группы, состоит в том, что система подзаконных нормативных правовых актов имеет иерархическую структуру

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В системе нормативных правовых актов, помимо законов, выделяют множество других видов нормативных актов, условно объединяемых понятием "подзаконные нормативные правовые акты". Подзаконные нормативные правовые акты призваны развивать и конкретизировать положения законов, а также соответствовать им. В подзаконных нормативных правовых актах содержится значительная часть всех правовых предписаний.

Существование этой группы нормативных актов связано с реализацией принципа разделения властей. Помимо законодательной власти, формирующейся на основе прямого избрания народом своих представителей и наделенной правом принимать законы, в государстве должна функционировать исполнительная власть, которая исполняет эти законы, а также судебная власть, которая вершит правосудие, основываясь на законах. Независимость и самостоятельность каждой ветви власти обусловлены правом принимать "свои" правовые акты.

Основными признаками этого понятия являются: во-первых, закрепление в конституции, законе или ином нормативном правовом акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовые акты, основанные на законе, а также рамки правотворческой компетенции и виды нормативных правовых актов, соответствующие этой компетенции. В Российской Федерации этот вопрос четко и исчерпывающим образом не решен ни в Конституции, ни в законах, ни в иных нормативных правовых актах. Это служит причиной частых нарушений законности в правотворческой сфере различными правотворческими органами при издании подзаконных нормативных актов.

Во-вторых, в определении юридической силы и основы издания подзаконного нормативного правового акта используются специальные юридические формулы. Такие как "на основании и во исполнение закона", "не должны противоречить закону", "в соответствии с законом" и др. Все эти законодательные формулы имеют различные значения, закрепляют различные степени зависимости подзаконных нормативных правовых актов от законов.

В-третьих, в данной группе актов осуществляется опосредование норм законов при помощи воспроизведения, дополнения, конкретизации, развития, детализации и других форм*(109). К четвертому признаку подзаконных нормативных правовых актов можно отнести то, что им присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом, поэтому они быстрее и оперативнее реагируют на изменение жизненной обстановки, с большей эффективностью приспосабливаются к меняющейся действительности.

Нормы подзаконных нормативных правовых актов в большинстве своем являются нормами видового значения по отношению к нормам законов, которые являются нормами родового значения. Из этого пятого признака вытекает, что орган, издающий подзаконный нормативный правовой акт, как правило, принимает норму видового значения при наличии нормы родового значения, благодаря чему происходит дальнейшее развитие норм законов с помощью норм подзаконных нормативных правовых актов.

В-шестых, подзаконным нормативным правовым актам присуща высокая степень неоднородности, условно объединяемых в одну общую группу. Все эти акты имеют различную юридическую силу, имеют различные наименования и форму издания.

Другое, одно из главных свойств актов данной группы, состоит в том, что система подзаконных нормативных правовых актов имеет иерархическую структуру, основанную не столько на иерархии органов, сколько на нормативно закрепленном положении нормативных правовых актов того или иного органа в системе всех нормативных правовых актов Российской Федерации.

Таким образом, различные виды подзаконных нормативных правовых актов имеют различную юридическую силу, различную форму, но все они, в массе своей, находятся в иерархической зависимости от закона. Это акты особого юридического качества, все они находятся "под" законом. Приставка "под" в данном термине указывает на подчиненное положение одного предмета от другого. В специально-юридическом значении приставка "под" в термине подзаконный акт означает их системную зависимость, иерархическое свойство быть хотя бы на одну ступень, на один уровень, но ниже закона, располагаться под законом.

Однако подзаконность данной группы нормативных правовых актов вовсе не означает их юридическую "необязательность". Все эти акты обладают необходимой юридической силой, они также как и законы обязательны для исполнения. Разница только в том, что их юридическая сила не имеет того верховенства, как это характерно, к примеру, для федеральных законов.

Помимо иерархической зависимости выделяется и материальная (содержательная) зависимость всех подзаконных нормативных правовых актов от закона, выражающаяся в том, что закон регулирует все наиболее важные, принципиальные отношения (первичное регулирование), а все остальные отношения регулируются всеми остальными нормативными правовыми актами меньшей юридической силы (вторичное регулирование). Существование сферы вторичного регулирования обусловлено тем, что после принятия, к примеру, федерального закона органы, наделенные различной компетенцией издают нормы более подробной регламентации, без которых невозможно реализовать предписания федеральных законов. Помимо этого, принимаются также нормы, распределяющие обязанности между различными подразделениями, службами по своевременному исполнению федерального закона, порядок взаимодействия с гражданами, приоритетные формы этого взаимодействия, процедурные вопросы принятия правовых и управленческих решений.


Похожая информация.




Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ