Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Законодательная власть представляет собой способность и возможность государства в лице его наделенных специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты – законы.

Согласно Конституции РФ и принципу разделения властей законодательная власть России на федеральном уровне осуществляется Федеральным Собранием – парламентом России, а на уровне субъектов Федерации – местными парламентами (законодательными собраниями).

Правовой статус и основы организации Федерального Собрания регламентируются в Конституции Российской Федерации в разделе «Федеральное Собрание». Федеральное Собрание - парламент представляет собой на федеральном уровне законодательную ветвь власти. Парламент является носителем суверенитета, единственным источником власти в нашей стране и выступает в качестве выразителя воли многонационального российского народа. Федеральное Собрание - самостоятельный орган законодательной власти, юридически не подчиненный никакому государственному органу, в том числе Президенту и Правительству. Парламент России занимает влиятельное положение в системе государственных органов и осуществляет законодательную деятельность в масштабе всей страны. Характеризуя Федеральное Собрание как представительный орган, можно отметить, что оно действительно представляет народ Российской Федерации - в нем представлены влиятельные политические силы общества, разные политические программы. Парламент России единственный орган федеральной законодательной власти. Издаваемые им акты - федеральные законы - не могут быть изменены или отменены никаким другим государственным органом. Законодательный орган - парламент России - вместе с тем, не обладает всеобъемлющей компетенцией он не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы полномочий Российской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъекты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти.

Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют «верхней»), но Конституция Российской Федерации этот термин не использует и Государственной Думы (ее иногда именуют «нижней» палатой). Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает следующими основными чертами:

1. самостоятельность палат - каждая палата имеет свои полномочия, их функции четко разграничены отсутствует подчиненность;

2. неодинаковая компетенция - к их ведению относятся, в

основном, разные вопросы;

3. различный порядок формирования палат.

Согласно Конституции роль палаты Федерального Собрания, которая выражает интересы субъектов Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата - Государственная Дума - призвана представлять интересы населения в целом. Обе палаты Федерального Собрания организуют свою работу самостоятельно и заседают, в основном, отдельно. Состав палат определяется Основным законом страны. Совет Федерации состоит из представителей от каждого субъекта Российской Федерации - по два от каждого из субъектов; один от представительного и один от исполнительного органов государственной власти. С учетом количества субъектов Федерации - 89 состав Совета Федерации должен насчитывать 178 человек. Количество депутатов Государственной Думы установлено в 450 человек.


Депутатом Государственной Думы может быть избран только российский гражданин. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть членами Госдумы. Второе требование - достижение установленного возраста. Возрастной ценз для депутатов Думы составляет 21 год, что объясняется необходимостью наличия жизненного опыта для принятия сложных государственных решений. Конституция Российской Федерации запрещает одновременно нахождение лица в составе обеих палат Федерального Собрания (это вполне понятно, так как обе палаты работают раздельно). В Конституции России определены вопросы исключительного ведения Совета Федерации, то есть те полномочия, которые он осуществляет самостоятельно, его решения не зависят от воли других государственных органов.

К компетенции Совета Федерации отнесено утверждение изменения границ между субъектами Федерации, причем решение по данному вопросу палата вправе принимать только при наличии взаимного согласия самих субъектов об изменении их границ. В исключительном ведении Совета Федерации находится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории. Данный вопрос может возникнуть в связи с отражением агрессии против России, а также при выполнении миротворческих задач. Совет Федерации принимает также постановление о назначении выборов Президента в одном из двух случаев: когда истекает срок полномочий Главы государства (очередные выборы) или когда должность Президента освободилась досрочно (внеочередные выборы). К исключительному ведению Совета Федерации отнесено принятие решений по формированию состава таких федеральных органов, как Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, а также назначение и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации. По вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации, данная палата выносит постановления, которые принимаются абсолютным большинством голосов состава Совета.

К ведению Государственной Думы относятся следующие вопросы;

Она дает согласие Президенту на назначение Председателя

Правительства - кандидатуру на эту должность в Думе представляет сам Президент, либо его полномочный представитель;

Решает вопрос о доверии Правительству, которое несет юридическую ответственность перед парламентом. Вопрос о доверии Правительству может решаться Думой по собственной инициативе, либо по просьбе Председателя Правительства;

Назначает на должность и освобождает от должности ключевые фигуры в нашем государстве - Председателя Центрального банка, который назначается Думой сроком на четыре года, инициатива в подборе данной кандидатуры принадлежит Президенту. Таким образом, полномочия Государственной Думы по

назначению Председателя Центробанка состоят в принятии или

нет предложений Президента по этому вопросу;

Назначает Уполномоченного по правам человека (деятельность которого состоит в своевременной защите личности от злоупотреблений государственных органов и должностных лиц);

Объявляет амнистию - это исключительная компетенция Российской Федерации в лице Государственной Думы. Субъекты Федерации данный вопрос решать не могут. Амнистия - это пол­ное или частичное освобождение от наказания лиц, которые совершили преступление, либо замена наказания на более легкое;

Выдвигает обвинение против Президента для отрешения его

от должности. Только Государственная Дума может выступать инициатором процедуры импичмента. По вопросам, отнесенным к

ее ведению Государственная Дума принимает постановления.

Федеральное Собрание Российской Федерации

Органы законодательной власти в нашей стране – это Федеральное Собрание Российской Федерации, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы, власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер, Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 94) Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации. Федеральное Собрание – представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

Конституция РФ характеризует Федеральное Собрание как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон РФ не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства. Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции исполнительной власти. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, путем использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом РФ в отставку.



Согласно ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит двух палат- Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекта РФ. Совет Федерации призван выражать региональные мнения и интересы. Вместе с тем Совет Федерации – государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т.е. всей России.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией; устанавливает в ч. 3 ст. 100, что палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

Более того, Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания;

В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федерации «тирании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

В демократических странах парламент призван быть своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. В эффективном парламенте заинтересованы все политические силы, которые не представлены в правительстве и для которых парламент служит ареной, где они могут отстаивать свои интересы.

Парламент должен выступать и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов-тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.

Конституция РФ (ч.2 ст.95) устанавливает, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В ч. 2 ст. 96 Конституции указывается, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

Первый состав Совета Федерации, сформированный в 1993 г., избирался в соответствии с Положением о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 1993г.

Согласно этому Положению выборы депутатов Совета Федерации осуществлялись гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать депутатов Совета Федерации принадлежало каждому гражданину РФ, достигшему 18-летнего возраста. Депутатом Совета Федерации мог быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 летнего возраста.

В соответствии с «Заключительными и переходными положениями» Конституции РФ Совет Федерации первого созыва, сформированный в 1993 г., был избран сроком на два года.

Таким образом, порядок выборов Совета Федерации первого состава был исключением из общего принципа формирования этой палаты, установленного ст. 95 и 96 Конституции РФ.

5 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» . Согласно этому Закону в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта РФ совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совет Федерации.

5 августа 2000 г. принят новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

В законе сохраняется конституционная норма о том, что каждый субъект федерации вправе иметь по два представителя в Совете Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъект Российской Федерации путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.

Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о назначении представителем в Совете Федерации в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Это решение вступает в силу, если на заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Рассмотрим специальную компетенцию этой палаты парламента. Согласно ст. 102 Конституции к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ (Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ), Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора.

В соответствии со ст. 101 Конституции Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется Федеральным законом от 11 января 1995 г. Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, подотчетным Федеральному Собранию Российской Федерации. Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.

Совет Федерации рассматривает предложения Президента РФ и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных и международных организациях.

Другая палата парламента Российской Федерации – Государственная Дума согласно Конституции РФ (ст. 95, 96 и 97) состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.

В настоящее время выборы депутатов Государственной Думы осуществляются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать в Государственную Думу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста. Депутатом Государственной Думы мог быть избран гражданин РФ, достигший 21-летнего возраста.

Ранее законодательство отменило мажоритарную систему при выборах депутатов Государственной Думы. С 2007 по 2011 г. депутаты Госдумы избирались на основе системы пропорционального представительства, они избирались только по партийным спискам, партии должны были получить не менее 7 процентов голосов избирателей. Предвыборные блоки и самовыдвижение депутатов были запрещены. Депутат не вправе был покинуть свою фракцию в Государственной Думе. Новое законодательство устанавливает, что с 2016 г. барьер вновь будет составлять 5 процентов.

В состав и структуру Государственной Думы входят депутаты, Председатель Государственной Думы, Совет Государственной Думы, первые заместители Председателя, заместители, партийные фракции, комитеты и комиссии, аппарат Госдумы.

Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Они имеют определенные полномочия. Формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов по представлению депутатских объединений.

Внесение предложения по формированию примерной программы законопроектной работы Государственной думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов Государственной думой на очередной месяц;
Осуществление предварительного рассмотрения законопроектов и их подготовка к рассмотрению Государственной думой;
Подготовка проектов постановлений Государственной думы;
Подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной думы;
Подготовка в соответствии с решением палаты запросов в Конституционный суд Российской Федерации;
В соответствии с решением Совета Государственной думы, поручением Председателя Государственной думы подготовка проектов постановлений Государственной думы о направлении представителей Государственной думы в Конституционный суд Российской Федерации;
Организация проводимых Государственной думой парламентских слушаний;
Заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
Анализ практики применения законодательства.

Рис.12. Полномочия комитетов Государственной Думы

Согласно ст. 103 Конституции к специальной компетенции Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка России; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

В соответствии со ст. 105 Конституции Государственной Думой принимаются федеральные законы, основная законотворческая деятельность сосредоточена в этой палате парламента.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в особых случаях. Они предусмотрены ст. 111 и 117 Конституции РФ.

При роспуске Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов. Заседания Государственной Думы проводятся открыто, хотя палата вправе проводить и закрытые заседания.

Как уже отмечалось ранее, Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в соответствии с Конституцией. Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в России, его компетенция, организационные формы и условия его деятельности определяются Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997г.

В стране действует особый административный аппарат. Его функционирование осуществляется в соответствии с положениями Конституции.

Общее понятие административной системы

Согласно ст. 11 Конституции, реализация государственной власти в регионах страны осуществляется формируемыми в субъектах уполномоченными органами. Данный институт имеет четко сформулированные направления. В стране действует принцип разделения власти. В соответствии с ним в рамках каждого направления действует соответствующий институт. Так, исполнительно-распорядительные функции возложены на исполнительные органы, судебные – на суды, законотворческие – на законодательные структуры. При этом указанные ветви относительно независимы и самостоятельны. Далее рассмотрим, что собой представляют законодательные органы государственной власти РФ.

Компетенция

Органы законодательной власти субъектов РФ управляют своим регионом в первую очередь посредством принятия соответствующих нормативных актов. Вместе с этим в их компетенцию входит формирование и других структур в пределах подведомственной территории и контроль над их функционированием. Однако законодательная власть различных регионов по-разному взаимодействует с исполнительной структурой. Отличия обнаруживаются также и в формах организации нормотворческого процесса, а также процедур рассмотрения тех или иных вопросов.

Современные реалии

В ряде регионов время от времени имеют место конфронтационные отношения между исполнительной и нормотворческой ветвями. При этом законодательная власть, различными способами препятствуя деятельности административного института, определенным образом выходит на передний план и подчеркивает, таким образом, свою самостоятельность. В стабильных условиях развития общественных отношений данное обстоятельство кажется не таким заметным. Это связано главным образом с тем, что основные вопросы, касающиеся государственной жизни, отрегулированы федеральным законодательством. В решении же насущных вопросов, стоящих в регионе, занята исполнительная система. Вместе с этим приведенные аргументы не ослабляют фундаментального значения, которое имеют органы законодательной власти РФ в условиях демократизации.

Характеристика

Представительная (законодательная) власть формируется в процессе реализации равного, прямого и всеобщего избирательного права в ходе тайного голосования. В результате создается целостный и постоянно действующий институт. Органы законодательной власти субъектов РФ занимают определенное положение во всей системе административного аппарата. Их статус закреплен соответствующими нормативными актами. Высший орган законодательной власти РФ регулирует вопросы, связанные с жизнью в стране в целом, а также в ее регионах. Основным направлением выступает нормотворческая деятельность.

Парламент

Он представляет собой Высший орган законодательной власти РФ. Совет Федераций и Госдума формируют Федеральное собрание. В соответствии с действующими положениями Конституции, в стране только один государственный орган обладает законодательной функцией. Госдума вправе принять проект нормативного акта большинством голосов. Совет Федераций может отклонить (наложить вето) на закон, уже принятый в нижней палате Парламента. Таким образом, СФ координирует и контролирует нормотворческую работу. Целью данной деятельности является снижение уровня политических разногласий и утверждение оптимальной редакции того либо другого нормативного акта.

Образование

Органы законодательной власти РФ формируются различными способами. Создание Госдумы осуществляется посредством тайного голосования на парламентских (всеобщих) выборах. В настоящее время используется пропорциональная система. Она предусматривает голосование по партийным спискам. Распределение депутатских мест осуществляется по официальным итогам голосования.

Структура института

Органы законодательной власти в регионах именуются по-разному. В частности, существуют Думы (городская, областная и так далее), Советы, хуралы, курултаи и пр. В соответствующих научных изданиях органы законодательной власти РФ называются обобщенно местными парламентами или собраниями. В большинстве случаев они состоят из одной палаты. Законодательная власть в государстве может быть представлена и двухпалатными структурами. Например, это характерно для Свердловской области, Республики Саха, Кабардино-Балкарии.

Она состоит из 450 депутатов. Они выбираются на 4 года. Избрание депутатов осуществляется по мажоритарно-пропорциональной (смешанной) системе. В Совете Федераций присутствует 178 членов. Они делегируются от субъектов РФ (по два от каждого региона). В данном случае действует должностной принцип. Делегатами являются главы субъектов и председатели их законодательных органов. К функциям Госдумы и СФ относят:

  • Формирование прочих госструктур (назначение тех или других должностных лиц).
  • Принятие законов на федеральном уровне.

К важнейшим должностным лицам, которые назначаются Госдумой, относят:


Сове Федераций назначает:

  • Генпрокурора.
  • Судей Высшего арбитражного, Верховного и Конституционного судов.
  • Заместителя главы Счетной палаты и вторую половину аудиторов.

Особенности

Органы законодательной власти РФ в регионах самостоятельно решают все вопросы, касающиеся финансового, материально-технического, информационного, правового и организационного обеспечения собственной деятельности. Расходы на реализацию этих задач также утверждаются внутри структур. Эти затраты предусматриваются в отдельной строке бюджета региона.

Полномочия органов законодательной власти РФ

Сфера деятельности данного института достаточно обширна. К основным полномочиям законодательных органов в регионах России, в частности, следует отнести:


Право нормотворческой инициативы

Оно принадлежит депутатам и высшим должностным лицам, представительным органам территориальной власти. Данное право может быть предоставлено в соответствии с положениями Конституции и Уставов регионов иным структурам и институтам, в том числе общественным объединениям, организациям, а также гражданам, которые проживают на территории страны.

Рассмотрение проектов

Законопроекты, которые представлены высшими должностными лицами субъектов, разбираются в первоочередном порядке. Рассмотрение нормативных актов, предусматривающих расходы, которые будут покрываться из регионального бюджета, осуществляется в течение не менее 14-ти дней (календарных).

Порядок принятия актов

Он определен в соответствии с действующим законодательством. Следует отметить такие важные моменты процесса, как:


Понятие и сущность законодательной власти

В системе разделения властей законодательная власть занимает особую нишу, поскольку именно эта ветвь власти устанавливает правила поведения, по которым и во исполнение которых работают другие ветви государственной власти, обеспечивается конституционная законность и устанавливается правопорядок. Считается, что законодательная власть – это первичная власть и одной из ее целей деятельности является формирование идеализированного правопорядка. Органы законодательной власти своей целью имеют реализацию правотворческой функции, путем принятия общеобязательныз правил поведения, ориентироваться на которые в своей деятельности должны все граждане, общественные объединения, а также все органы государтвенной власти. На первый взгляд, законодательная власть представляет собой реальное выражение воли социума. Однако далеко не всегда законодательные решения могут отвечать одновременно всем потребностям социума, который состоит из разных слоев и социальных групп, которые в свою очередь преследуют различные цели и ориентиры. В связи с этим можно говорить о том, что одной из основных целей законодательной власти при принятии решений является консолидация интересов различных представителей социума для того, чтобы найти компромиссное решение, правильно определяя приоритеты при его принятии.

Рисунок 1.

Признаки законодательной власти

  1. Системность
  2. Набор фукнций и полномочий, которые зависят от реализации принципов демократизма и разделения властей
  3. Коллегиальность
  4. Представительство интересов, выборность

Особенности законодательной власти

Принцип разделения властей наделил каждую ветвь власти своей ролью, и, соответственно, своими целями, задачами и функциями. Можно выделить несколько особенностей , присущих законодательной ветви власти:

  • законодательная власть призвана формулировать и претворять в жизнь правила поведения;
  • по отношению к исполнительной и судебной ветвям власти, законодательная власть выполняет роль ориентира для них, предоставляя возможность продуктивно и качественно функционировать и взаимодействовать друг с другом;
  • кроме ориентирующей функции, законодательная власть реализует еще и контрольную, которая нацелена на то, чтобы, используя парламентский контроль, оценивать и проверять качество и своевременность реализации законов.

Функции законодательной власти

1) законодательная функция. Сущность данной функции состоит в том, что законодательный орган имеет право издавать нормативные акты, которые наделены высшей юридической силой после конституций. Данное право имеет исключительный и вместе с тем универсальный характер. Законодательная функция рождает нормативный акт, который содержит в себе правило поведения, регулирующее ту или иную сферу общественных отношений в пределах полномочий государства или его субъекта.

2) представительская функция. Связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства;

3) учредительная функция. Состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т.п.;

4) функция контроля и ответственности. Парламентский контроль призван не дать исполнительной власти занять главенствующую позицию и не дать институтам демократии стать более авторитарными. Контрольная функция может рассматриваться в широком и узком смыслах.Чаще всего данный вид контроля предполагает проверку деятельности государственных органов и возможность применения санкций. В более широком понимании в парламентский контроль входит право законодательного органа участвовать в формировании различных высших органов власти, что перекликается с учредительной функцией законодательной власти.

Замечание 1

Контрольная функция проявляется в разных формах, например контроль парламентских органов, и контроль должностных лиц, не входящих в структуру парламента.

Структура федеральных органов законодательной власти в Российской Федерации

    Федеральное собрание.

    Государственная Дума. Вторая (нижняя) палата Федерального Собрания Российской Федерации. Она состоит из 450 депутатов. Полномочия Государственной Думы определяются Конституцией Российской Федерации Государственная Дума также может назначать и освобождать от должности ряд других высших чиновников в государстве (Центральный банк России, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека). Дума вправе выдвигать обвинения против Президента (импичмент) и объявлять амнистию. Основная задача Государственной Думы – принятие федеральных законов большинством голосов от общего числа депутатов. Так, Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства. Председатель Правительства ежегодно отчитывается перед Госдумой о своей деятельности и отвечает на ее запросы, при этом, в случае неудовлетворительной работы, она может выдвинуть ему вотум недоверия.

    Совет Федерации. Верхняя палата Федерального Собрания. Каждый субъект федерации отправляет туда двух своих представителей. Один – от исполнительного органа власти (правительства области или республики), а другой от местного представительного органа власти (например, от областной Думы). СФ утверждает указы Президента о военном и чрезвычайном положении, назначает выборы Президента Российской Федерации, участвует в изменении основного закона страны – Конституции, процедуре импичмента Президента, утверждает Председателя Счетной палаты. По представлению Президента Совет Федерации назначает судей высших судебных органов власти, утверждает изменение границ между субъектами Российской Федерации.

Ответственный гражданин должен иметь представление о политическом устройстве своей страны. Общество, обладающее достаточным уровнем правового сознания, сможет устанавливать качественный контакт с государственной властью. Такая связь здорово поспособствует подъему страны по всем векторам развития. В нашей статье будет рассказано про систему органов законодательной власти в РФ. Это важнейшая ветвь государственного аппарата, устройство которой обязан знать каждый россиянин.

Государственная власть в России

Политическое устройство в нашей стране соответствует принципам, которые были предложены французским философом Шарлем Монтескье. Это мыслитель эпохи Просвещения, который переработал знаменитую идею Джона Локка о "государственном правлении". Локк сформировал теорию о делении власти на исполнительную, законодательную и федеративную (внешнеполитическую). Монтескье предложил свой вариант, в котором федеративная власть была заменена судебной.

Идея французского философа о разделении властей применяется сегодня в большинстве стран мира. В России политическое устройство также делится на три части. Законодательные и исполнительные органы власти РФ занимаются формированием законов и контролем за их исполнением. Судебная власть разрешает правовые тяжбы.

Законодательную власть в России представляет двухпалатный парламент - Федеральное собрание РФ. Верхняя палата именуется Советом Федерации. Из-за особого типа формирования ее также называют «Палатой регионов». От каждого субъекта федерации в верхнюю палату Парламента поступают по два представителя - из исполнительного и законодательного органа, соответственно. Таким образом, в Совете Федерации насчитывается 170 членов.

Председатель Совета Федерации - Валентина Матвиенко.

Свою работу Совфед осуществляет независимо от Государственной думы - нижней парламентской палаты. Президент не имеет возможности распустить или значительно изменить состав верхней палаты, а потому можно говорить об особом типе неприкосновенности каждого сенатора.

Верхняя палата Федерального собрания является законодательным органом власти в РФ. Ее полномочия прописаны в Конституции. В статье 102 зафиксированы основные функции сенаторов. В отношении главы государства Совфед обладает тремя видами полномочий:

  • назначение даты выборов президента РФ;
  • снятие президента РФ с должности в порядке импичмента;
  • утверждение президентского указа о введении военного или чрезвычайного положения.

Следующие три функции связаны с высшими должностными лицами страны. Совет Федерации может наделять полномочиями и снимать с поста следующих лиц:

  • руководителя российской Счетной палаты, а также некоторых ее аудиторов;
  • судей Конституционного и Верховного судов;
  • российского генерального прокурора и его заместителей.

Наконец, последние две функции верхней парламентской палаты связаны с внешней политикой страны. Это изменение границ, а также использование Вооруженных Сил за пределами России.

Структура верхней палаты

Устройство Совфеда закрепил Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ" от 2012 года. Сохранился старый порядок образования верхней парламентской палаты: по два представителя от каждого региона. Однако были уточнены требования к самим сенаторам. Минимальный возраст кандидата в члены Совфеда - 30 лет. Срок его постоянного проживания в России - 5 лет минимум. Отдельное внимание уделяется репутации сенатора, которая всего-навсего должна быть идеальной.

В самой верхней палате трудятся 170 человек. Однако работа этого органа была бы невозможной без специального аппарата Совета Федерации - вспомогательного органа, осуществляющего правовое, организационное, финансовое и прочее содействие парламенту. В аппарате числится порядка 600 служащих. Все работники объединяются в отраслевые штаты, каждый из которых занимается тем или иным вопросом. Существуют, например, аппараты по международным, бюджетным, аграрным, научным и прочим делам.

Государственная дума: общая характеристика

История российской Госдумы берет свое начало в 1905 году. Тогда это был единственный законодательный орган во всей Империи. В Советском Союзе функции такого органа исполнял Верховный Совет РСФСР. Наконец, в 1993 году был принят закон о конституционной реформе, согласно которому был учрежден двухпалатный Парламент. Нижняя его палата, Государственная дума, состоит из 450 депутатов, каждый из которых представляет определенную политическую партию.

В отличие от Совфеда, Государственная дума постоянно меняет свой состав. Происходит это каждые 5 лет выборным путем. С 1993 по 2016 год сменилось 7 составов Госдумы. Формирование каждого нового состава происходит сложным и интересным способом, а потому на этой теме стоит заострить внимание.

Порядок формирования Госдумы

Государственная дума является законодательным органом власти в РФ - так же, как и Совет Федерации. Однако способы образования этих двух органов радикальным образом отличаются.

Формирование нижней парламентской палаты происходит путем всеобщего и равного голосования. Сам способ голосования можно назвать смешанным: половина депутатов избирается по одномандатным округам, а другая половина - по федеральному округу пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов.

В статье 97 Конституции устанавливаются требования к депутатам. Это должны быть граждане старше 21 года. Обязательные условия - наличие дееспособности и отсутствие судимости.

Полномочия Госдумы - нижней палаты представительного органа государственной власти в РФ

Законодательная инстанция, Государственная дума, имеет широкий спектр обязанностей. Первые две функции связаны с главой государства:

  • выдвижение обвинения против российского президента для снятия его с должности;
  • дача согласия главе государства на назначение председателя правительства (премьер-министра).

Следующие два полномочия касаются исполнительного органа власти - российского Правительства:

  • решение вопроса о вынесении доверия правительству;
  • ежегодное заслушивание отчетов правительства.

Три важных функции связаны с должностными лицами РФ. Госдума является законодательным органом власти в РФ, которая может назначать на должность, а также увольнять следующих граждан:

  • председателя российского Центробанка;
  • руководителя Счетной Палатой РФ;
  • уполномоченного по правам человека.

Последняя важная функция российской Госдумы касается объявления амнистии.

Структура Государственной думы

Председатель Госдумы возглавляет нижнюю палату парламента. В 7 созыве это Вячеслав Викторович Володин - представитель фракции "Единая Россия". Сама Дума состоит из четырех инстанций: Аппарата, совокупности комитетов и комиссий, а также Совета.

Аппарат Госдумы занимается правовым и организационным обеспечением всей нижней палаты Парламента. Руководителем этой инстанции с 2016 года является Татьяна Воронова.

Председатель Государственной думы - Вячеслав Володин.

Важное место в Госдуме занимают комитеты. Это основные органы палаты, непосредственно задействованные в законотворческой процедуре. Каждый комитет осуществляет полномочия в собственной сфере. Это может быть наука, медицина, транспортная система и т.д.

Комиссии в составе Госдумы занимаются организационными вопросами нижней палаты. Направленность таких инстанций может быть различной. Существует, например, счетная, антикоррупционная, правоохранительная, финансовая и даже этическая комиссия.

В состав Совета нижней парламентской палаты входит Председатель Госдумы и его заместители. Основными функциями представителей законодательного органа власти в РФ является модернизация работы палаты и разработка законопроектов.

Законотворческая деятельность

Разобравшись с тем, какие органы власти в РФ законодательные, следует перейти к основной функции этих органов - законотворчеству. Как Госдума, так и Совфед обладают большим количеством полномочий, однако объединяет их одна задача: разработка и принятие законов.

Законодательная инициатива является собственностью депутатов - членов Госдумы. Одобрение инициативы служит началом для формирования законопроекта. Он проходит два чтения, на каждом из которых в проект могут быть внесены поправки и изменения. На третьем чтении происходит голосование за одобрение закона. Если проект одобряется, он переходит в Совет Федерации, где также проходит проверку. Сенаторы принимают закон, после чего он отправляется в Конституционный суд. Там он подвергается анализу на соответствие основному закону страны. В самом конце законотворческой процедуры судьбу закона решает Президент: он может одобрить проект, либо наложит на него вето.

Органы законодательной власти субъектов РФ

В российских регионах представительные инстанции могут иметь разные наименования. Например, в областях это Областные советы депутатов, в республиках - свои небольшие парламенты, а в краях - краевые органы законодательной власти.

Субъекты РФ вольны в формировании структуры и установлении названия представительных инстанций. Все это определяется уставом или конституцией региона. Однако принципы организации законодательных органов власти в субъектах РФ должны соответствовать нормам федеральных законов. Так, во всех регионах проводятся выборы. Функции же субъектных парламентов мало чем отличаются от инстанций федерального характера. Они связаны с наделением полномочиями отдельных должностных лиц, а также с законотворческой деятельностью в пределах одного региона.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ