Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

а) министерство финансов РФ

б) министерство имущественных отношений РФ

в) министерство по экономическому развитию РФ

г) министерство по налогам и сборам

д) Правительство РФ

15. Основные социальные гарантии государства:

а) минимальная заработная плата

б) пенсии, стипендии, пособия

в) бесплатное образование

г) стандарты на медицинское обслуживание

д) верно все вышеперечисленное

Ответы к тесту для самоконтроля:



4. Глоссарий

Антимонопольная политика государства – деятельность государства, направленная на формирование конкурентной рыночной среды. Реализуется в совокупности антимонопольных законов, которые призваны установить “правила игры” на конкурентном рынке.

Административные методы ГРЭ – это методы, основанные на силе и авторитете государства, включая меры запрета, разрешения, принуждения.

Бюджетная политика государства – политика государственных расходов, налоговых ставок и государственных займов; способ регулирования уровня государственных доходов и расходов в целях воздействия на общий уровень экономической активности.

Бюджетный федерализм – способ организации межбюджетных отношений, предполагающий автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти, основанное на законодательно сформулированных нормах.

Ваучерная приватизация – приватизация значительных объемов государственного имущества при широком участии населения, наделенного ваучерами.

Внешнеэкономическая политика государства – совокупность действий властных органов по определению места страны в системе международного разделения труда, постановки целевых показателей в этой области и принятии соответствующих мер по достижению намеченных целей.

Государство представляет собой совокупность государственных учреждений и организаций, обладающих политическим и юридическим правом воздействовать на ход экономических процессов, регулировать экономику.



Государственное регулирование экономики – в условиях рыночной экономики это система типовых мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Государственное экономическое программирование – высшая форма государственного регулирования экономики, задача которого – комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.

Государственные займы – продажа государственных бумаг, займы у внебюджетных фондов и банков для покрытия дефицита госбюджета.

Государственные закупки – расходы федеральных и местных органов власти на приобретение товаров и услуг, производственных ресурсов.

Государственный долг – сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это время бюджетных излишков.

Государственный сектор в экономике – комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам.

Демонополизация экономики – предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности (т.е. действий хозяйствующих субъектов и органов государственной власти и управления, направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции) и одновременно содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.

Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономики.

Директивное планирование – это план, который имеет силу закона и становится обязательным для всех звеньев народного хозяйства – предприятий, отраслей, регионов.

Задачи государственного регулирования экономики – набор целевых установок, стоящих перед органами власти при регулировании экономических отношений. К их числу относятся: экономический рост; полная и эффективная занятость; ориентация на достижение экономической эффективности; стабильный уровень цен; справедливое распределение доходов и др.

Инвестиционный климат – ситуация в стране с точки зрения иностранных предпринимателей, вкладывающих в ее экономику свои капиталы.

Индикативное планирование – это планирование, которое является рекомендательным, то есть ориентирует и мобилизует отдельных хозяйствующих субъектов на выполнение планов в общенациональных интересах.

Кодекс законов “О государственном регулировании экономики” – свод законодательства в этой области, необходимый для упорядочения законодательства по вопросам регулирования экономических процессов в целях более эффективного вмешательства государства в экономический процесс.

Министерство финансов РФ – орган федеральной исполнительной власти, отвечающий за разработку и реализацию государственного бюджета страна в различных его видах (консолидированный бюджет, федеральный бюджет).

Министерство экономики РФ – орган федеральной исполнительной власти, на который возложена функция по разработке документов, обосновывающих экономическое развитие страны; прогноза; индикативного плана (комплексной народнохозяйственной программы развития), целевых программ.

Модели развития экономики – систематизированное представление взаимосвязей, служащих основой для принятия экономических решений.

Объекты государственного регулирования экономики – сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникать трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Политика протекционизма – одна из конкретных форм проведения внешнеэкономической политики, для которой свойственно активное вмешательство государства в регулирование внешнеэкономических отношений путем установления относительно высоких таможенных пошлин на ввозимые и/или вывозимые товары. Предусматривает проведение избирательной политики в отношении структуры товарного экспорта и импорта в целях защиты внутреннего производителя и потребителя.

Приватизация – преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных этапах государственной или муниципальной собственности частным или коллективным хозяйствующим субъектам.

Прогнозирование - система социально-экономического развития. представляющая собой совокупность научных исследований количественного и качественного характера, направленных на выявление тенденции развития национального хозяйства или его частей, и поиск оптимальных путей достижения целей этого развития.

Разгосударствление – ликвидация механизмов прямого государственного управления экономикой путем передачи соответствующих полномочий на уровень предприятия без изменения характера собственности.

Социальная политика – политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения.

Структурная перестройка экономики – изменение отраслевой структуры с целью приспособления (адаптации) производства товаров и оказания услуг к платежеспособному спросу, а также устранения гипертрофированной доли отраслей, не имеющих рынков сбыта своей продукции и являющихся поэтому убыточными в течение длительного срока.

Территориальное регулирование экономики – процесс выработки и установления рациональных территориальных пропорций в развитии экономики страны.

Экономические методы ГРЭ – это методы воздействия государства на экономические интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их деятельности, в которых она может быть выгодной или нет.

Финансовая политика государства – политика государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач.

Основная

1. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 480 с.

2. Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономики: теории и практика. – М.: РДЛ, 2006. – 288 с.

3. Самофалова Е.В., Кузьбожев Э.Н. Государственное регулирование национальной экономики. Кнорус, 2008. - 272с.

Дополнительная

1. Артемов А., Брыкин А., Шумаев В. – Модернизация государственного управления экономикой // «Экономист». 2008. №2.

2. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / Под ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина. – М.: Экономика, 2007.

3. Государственное регулирование экономики // Экономика: Учебник. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономист, 2003.

4. Кушлин В. Государственное регулирование экономики: назревшие решения // «Экономист». 2007. №11.

5. Кушлин В. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник; 3-е издание. Изд-во РАГС, 2008.

6. Методы государственного регулирования экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.

7. Степанов А.Г. Государственное регулирование экономики. – М.: Финансы и статистика, 2004.

8. Тамбовцев В.Л. Теория государственного регулирования экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007.

9. Ходов Л. Г. Государственное регулирование национальной экономики: учебник для вузов. М.: Экономистъ, 2006.

10. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия. – М.: Экономика, 2005.

11. Экономика: Учебник для экономических академий, вузов, факультетов /Под ред. А. Булатова. - М.: Бек, 2007.

12. Экономическая теория: Учебник. – Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, 2008.

Официальные материалы

1. Конституция РФ. - М.: Юридическая литература, 2009.

2. Бюджетный кодекс РФ. - М.: Юридическая литература, 2009.

3. Налоговый кодекс РФ. - М.: Юридическая литература, 2009.

4. Гражданский кодекс РФ – М. Юридическая литература, 2009

5. Жилищный кодекс РФ – М. Юридическая литература, 2009

6. Федеральный закон № 147-ФЗ от 17.08.95 «О естественных монополиях» (с изм. и доп. от 8.08.2001).

7. Закон РФ от 22.03.91 «О конкуренции и ограничении мо­нополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. от 02.01.2000).

8. Закон РФ от 21.07.97 «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имуще­ства в РФ» (с изм. от 05.08.2000).

9. Закон РФ от 25.02.99 «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изм. от 02.01.2000).

10. Закон РФ от 06.05.99 «О конкурсах на размещение зака­зов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».

11. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ.

12. Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ.

14. Федеральный Закон РФ от 08 декабря 2003г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

15. Федеральный Закон РФ от 8 декабря 2003 г. №165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»

16. Федеральный Закон РФ от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

17. Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ

18. Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ

19. Федеральный закон "О Российской корпорации нанотехнологий" от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ

20. Федеральный закон "О Государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ

21. Федеральный закон "О Государственной корпорации "Ростехнологии" от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ

22. Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ

23. Федеральный закон №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской федерации» от 14 апреля 1995 года в редакции от 25.12.2008 №281-ФЗ

24. Федеральный закон №147-ФЗ «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года в редакции от 25.12.2008 №281-ФЗ

25. Федеральный закон №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30 декабря 2004 года в редакции от 25.12.2008 №281-ФЗ

Управление федеральной собственностью относится к исключительной компетенции госструктур. Законодательством определяется круг этих уполномоченных институтов, порядок и условия пользования, распоряжения, владения имуществом. Рассмотрим далее, кто занимается управлением федеральной собственностью.

Общие сведения

На федеральном уровне действуют различные органы власти. Между ними устанавливаются тесные взаимосвязи. На этом уровне, в частности, работают президент, правительство, ФС, субъекты РФ, фискальные и прочие ведомства и министерства, фонды и так далее. В существующей системе особая роль принадлежит Главе государства. Именно президент обеспечивает согласованность в действиях всех институтов власти посредством издания указов и распоряжений. Этими актами, в том числе, координируется управление федеральной собственностью. Такие указы и распоряжения обладают многократным или постоянным действием.

Органы управления государственной (федеральной) собственностью

Ключевая роль в решении вопросов, касающихся госимущества, принадлежит исполнительным институтам власти. Высшим органом в системе является правительство. Оно наделяется соответствующими полномочиями Конституцией и ФЗ. Правительство осуществляет управление федеральной собственностью во взаимодействии с различными институтами власти, госпредприятиями, учреждениями, акционерными обществами. В системе власти созданы также министерства, в полномочия которых включены вопросы, касающиеся госимущества. Особой компетенцией наделяется Минэкономразвития. Необходимо отметить и Федеральное агентство по управлению федеральной собственностью. Этот институт решает огромное количество задач, в том числе, предоставляет услуги населению, обеспечивает реализацию госполитики в имущественной сфере.

Высший исполнительный институт

Как было указано, управление федеральной собственностью осуществляет правительство РФ. В процессе реализации своих полномочий этот институт взаимодействует с другими структурами по двум направлениям: сверху вниз и снизу вверх. В первом случае инициатива исходит от правительства, а во втором - от исполнительной власти на местах.

Компетенция

В процессе работы:


Ключевые задачи

Поскольку в первую очередь управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ, на этот институт возлагается большой объем работы. В своей деятельности эта структура учитывает необходимость стабилизации и расширения производства на госпредприятия, применения антимонопольных и прочих мер. Обеспечивая управление федеральной собственностью, высший исполнительный институт рассматривает проекты планов приватизации, решает вопросы, касающиеся предоставления дотаций, субвенций, оказания иных видов помощи на безвозмездной и возвратной основе.

Минэкономразвития

Оно обладает обширными полномочиями в сфере народного хозяйства. В задачи Министерства входит и управление федеральной собственностью. Среди ключевых его функций следует отметить:

  1. Разработку предложений о развитии госсектора экономики совместно с другими исполнительными структурами, анализ и прогнозирование развития.
  2. Составление планов реформирования госпредприятий, общее методическое руководство и координация деятельности других институтов власти в данной сфере.
  3. Участие в формировании приватизационной политики и управления госимуществом.
  4. Контроль деятельности естественных монополий, разработка прогнозов по объемам производства.

В процессе своей работы Минэкономразвития тесно взаимодействует с другими Министерствами (сельского хозяйства, энергетики, экологии и природных ресурсов, торговли и промышленности, регионального развития и так далее).

Счетная палата

Выше отмечалось, что управление федеральной собственностью осуществляет не только исполнительная ветвь власти. К уполномоченным в данной сфере структурам относят и Счетную палату. Она представляет собой постоянно действующий институт, обеспечивающий финансовый контроль. Счетная палата формируется Федеральным Собранием. В качестве одной из ключевых задач структуры выступает определение целесообразности и эффективности расходования бюджетных средств и использования госимущества.

Федеральное агентство по управлению государственной собственностью (Росимущество)

Эта структура находится в ведении Минэкономразвития. Непосредственное управление федеральной собственностью осуществляет центральный аппарат Росимущества. Эта структура работает в сфере земельных отношений, реализует функции по предоставлению гос. услуг. Росимущество:


Центральный аппарат Росимущества

В его структуру входят:

  1. Руководство (начальник и его заместители).
  2. Советники (помощники).
  3. Структурные подразделения.

В составе последних присутствуют управления:


Территориальные подразделения

Они сформированы Росимуществом в соответствии с действующим законодательством. Территориальные подразделения составляют единую систему институтов управления и приватизации госсобственности. Они создаются по приказу Росимущества в конкретном муниципальном образовании, согласно схеме, утвержденной в установленном порядке. Все, кто занимается управлением федеральной собственностью, наделяются правами и обязанностями, а также полномочиями для их реализации.

Функции

Каждое территориальное подразделение Росимущества, обеспечивая управление федеральной (государственной) собственностью, осуществляет:


Дополнительно

Деятельность территориальных подразделений Росимущества осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Руководитель исполнительной структуры утверждает Положение о структурных отделах в соответствии с типовой его формой, принятой по приказу Минэкономразвития. Назначение на должность и снятие с поста начальника территориального подразделения осуществляется министром по представлению руководства Росимущества с соблюдением требований, установленных в законодательстве. Прочие служащие зачисляются в штат и увольняются по правилам, предусмотренным локальными нормативными актами (приказами).

Заключение

Все приведенные выше федеральные органы, а также их территориальные подразделения выполняют важнейшие задачи в сфере управления госсобственностью. Законодательство наделяет их определенным кругом полномочий и прав. Вместе с этим, для обеспечения надлежащего выполнения поставленных задач для этих структур предусматривается ответственность. Руководители территориальных органов Росимущества организуют их работу, контролируют соблюдение установленных требований. При этом они несут персональную ответственность за реализацию функций, возложенных на подразделения. Руководство территориальных структур обязано направлять отчеты в вышестоящую инстанцию (Росимущество) о проделанной работе.

Координация и разграничение сферы деятельности органов государственного контроля за управлением госимуществом осуществляется в соответствии с разграничением функций и полномочий органов законодательной и исполнительной власти.

Государственная Дума Российской Федерации:

а) рассматривает отчет Правительства РФ об управлении государственным имуществом;

б) проводит депутатские слушания по вопросам управления объектами государственной собственности;

в) контролирует поступление в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности (в том числе его приватизации, продажи), а также средств, полученных от управления объектами государственной собственности;

г) осуществляет иные контрольные полномочия в соответствии с федеральными законами .

Правительство Российской Федерации:

а) контролирует работу Министерства государственного имущества по управлению и ведению учета объектов государственной собственности;

б) утверждает отчеты Министерства государственного имущества по управлению объектами государственной собственности;

в) принимает меры по устранению нарушений законодательства об управлении объектами государственной собственности.

Минимущество:

а) проводит проверки использования объектов государственной собственности;

б) запрашивает и получает информацию по вопросам, связанным с использованием объектов государственной собственности;

в) проводит по поручению Правительства РФ ревизию объектов государственной собственности, составляет и представляет в Правительство акты по ее результатам.

Управление государственным имуществом должно строиться на следующих принципах: законности; разграничения полномочий между субъектами управления государственным имуществом; подотчетности и подконтрольности; гласности; самостоятельности пользователей; эффективности; обеспечения условий для развития состязательности (конкуренции); обязательности отчислений в бюджет средств от использования государственного имущества (платности) .

От имени Российской Федерации правомочия собственника в пределах установленной законодательством компетенции осуществляет Правительство РФ. Федеральным органом по управлению государственным имуществом является Министерство имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество). Оно взаимодействует с Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку - по вопросам управления государственными пакетами акций и другими ценными бумагами; с Российским фондом федерального имущества - по вопросам продажи находящихся в государственной собственности пакетов акций; с Федеральной службой по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению - по вопросам предотвращения несостоятельности (банкротства) и восстановлению платежеспособности госпредприятий.

Минимущество проводит единую государственную политику в области реформирования имущественных отношений с целью обеспечения эффективного управления, распоряжения и рационального использования федеральной собственности . Оно решает следующие задачи:

Координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области управления и распоряжения федеральной собственностью, в том числе в области регулирования рынка недвижимости, взаимодействия по этим вопросам с органами исполнительной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;

Создания системы учета и контроля использования федерального имущества и обеспечения ее эффективного функционирования;

Обеспечения деятельности своих территориальных органов и подведомственных организаций;

Защиты имущественных интересов Российской Федерации, методического и правового обеспечения процессов приватизации и управления федеральной собственностью .

Минимущество осуществляет следующие функции:

Управляет и распоряжается в установленном порядке федеральным имуществом, в том числе имуществом, закрепленным за федеральными государственными казенными предприятиями, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, а также управляет и распоряжается находящимися в федеральной собственности акциями, долями (вкладами) хозяйственных обществ и товариществ;

От имени Российской Федерации приобретает имущество и осуществляет имущественные права, выступает полномочным представителем Правительства РФ по вопросам правопреемства;

Передает имущество, находящееся в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов федерации и муниципальную собственность;

Закрепляет государственное имущество, находящееся в федеральной собственности, в хозяйственное ведение государственных унитарных предприятий и в оперативное управление государственных казенных предприятий и государственных учреждений;

Принимает в установленном порядке решения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений;

Выступает учредителем хозяйственных обществ и товариществ с государственным участием;

Разрабатывает и утверждает государственные программы и планы приватизации и национализации, организует и контролирует их реализацию;

Отчитывается о ходе выполнения государственных программ приватизации и национализации перед Правительством РФ;

Разрабатывает проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам управления и распоряжения объектами федеральной собственности, а также организует правовое обеспечение и осуществляет методическое руководство в этой области;

Готовит и представляет в Правительство РФ прогноз, а также контролирует поступления в федеральный бюджет средств от использования имущества, отнесенного к федеральной собственности, принимает необходимые меры для обеспечения этих поступлений;

Обеспечивает защиту имущественных прав и интересов государства;

Осуществляет, в том числе через свои территориальные органы, контроль за управлением и распоряжением объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью;

Приобретает за счет средств федерального бюджета акции, доли (вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также обменивает акции, находящиеся в государственной собственности, на акции инвестиционных фондов и иных акционерных обществ в соответствии с антимонопольным законодательством;

Отчитывается перед Правительством РФ об использовании государственного имущества;

Принимает иные решения в соответствии с федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также в соответствии с Положением о министерстве, утверждаемом Правительством РФ .

Управление федеральным имуществом на территории субъектов Российской Федерации осуществляют территориальные органы Минимущества, чья компетенция устанавливается федеральным законодательством.

Управление государственным имуществом субъектов Российской Федерации осуществляют органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов федерации. Компетенция, функции и задачи органов по управлению государственным имуществом субъекта РФ определяются региональным законодательством. Уполномоченным органом, осуществляющим управление имуществом субъекта федерации, является соответствующий орган по управлению государственным имуществом (например, комитет или иной орган), созданный по решению субъекта РФ. Комитет может наделяться полномочиями территориального органа Минимущества. По вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральной собственностью комитет подотчетен Минимуществу, а по вопросам приватизации, управления и распоряжения государственной собственностью субъекта Российской Федерации - главе исполнительной власти субъекта РФ. Председатель комитета назначается и освобождается от должности органами государственной власти субъекта РФ по согласованию с Минимуществом .

Органы местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований могут создавать органы по управлению муниципальным имуществом. Функции по управлению государственным имуществом они могут выполнять в пределах делегированных им органами государственной власти субъекта РФ полномочий.

Контроль за использованием государственного имущества осуществляют Государственная Дума, Правительство РФ и Минимущество в пределах их компетенции, а также Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, специальные органы государственного финансового контроля, в том числе Государственная контрольно-ревизионная служба РФ, иные органы ведомственного контроля за управлением государственным имуществом.

Понятие о том, что такое государственная собственность, указано в Гражданском кодексе РФ. Это имущество, которое принадлежит по праву собственности России, а также имущество, которое принадлежит по праву собственности субъектам РФ. Таким образом, земля и иные природные ресурсы, которые не принадлежат гражданам, юрлицам и муниципалитетам, это и есть государственная собственность. Данное имущество закрепляется за госучреждениями, которые вправе им владеть, пользоваться и распоряжаться. Имущество, которое не закреплено за госучреждениями, относится к казне страны или региона. О том, что относится к полномочиям управления федеральной собственностью и как оно осуществляется, речь пойдет в статье.

Объекты

Управленческая организация госсобственностью - это сложное взаимодействие госструктур. К федеральной собственности относятся следующие объекты:

  • Представляющие собой базу внутреннего богатства России.
  • Обеспечивающие работу госорганов власти и решающие задач масштаба страны.
  • Оборонного производственного сектора.
  • Отраслей, которые обеспечивают жизнедеятельность народного хозяйства и развивают иные отрасли.
  • Организации по производству фармацевтических средств, медицинских и биологических препаратов, спирта, ликероводочной и иной продукции.

В госсобственность регионов страны могут быть переданы такие объекты, как:

  • Предприятия народного хозяйства.
  • Энергетического и атомного машиностроения.
  • Здравоохранения и образования.
  • Телевидения, радиовещания и прочие предприятия.

Система управления федеральной собственностью реализует права России на соответствующие объекты. Она состоит из госорганов и исполнительных структур, управленческих территориальных отделений и так далее. Исполнительные органы вправе управлять исключительно тем имуществом, которое им было передано.

Управленческие принципы

Управление федеральной собственностью основывается на следующих принципах:

  • Оценивается результативность управленческой функцией, которая базируется на факторах экономической и социальной эффективности.

При соц. эффективности принимаются во внимание блага, получаемые обществом посредством соответствующего управления. Эффективность экономического характера зависит от политики управления с учетом таких показателей, как применение производственных мощностей, ресурсов и так далее:

  • Разрабатываются управленческие цели, при которых выделяются главные и приоритетные направления.
  • Отдельное внимание уделяется мотивации.
  • На основе полученных данных, разрабатываются пути материальной заинтересованности сотрудников в реализации управления федеральной собственностью. Это оплата труда, карьера, соц. обеспечение, премирование, и прочее.
  • Действует ответственность работников, которая носит экономический и социальный характер.
  • Управление осуществляется в комплексе и в соответствии с действующей системой.
  • Управленческие задачи взаимодействуют с общими целями, которые обеспечивают направленность системы, единство госорганов, управленческих структур, лиц и так далее. Все это имеет комплексный и системный характер.
  • Процесс эволюционной реорганизации продолжается постоянно. При этом управление федеральной собственностью осуществляется посредством приватизации и деприватизации, национализации и денационализации.
  • Обеспечивается качественное регулирование в соответствии с правовыми нормами. При этом разрабатываются, принимаются и улучшаются системы правовых актов, которые нацелены на решение соответствующих задач. Это имеет важное значение для дальнейшей прозрачной экономики.
  • Профессионализм, при котором к управлению привлекаются субъекты на конкурсной основе, а те, кто уже выполняет управленческие функции, периодически повышают свою квалификацию. Без этого принципа невозможно осуществление управления федеральной собственностью.

К другим принципам, которые можно также присутствуют в этом процессе, относится эффективное пользование ресурсами, направленность на достижение долгосрочных целей, иерархичность, скользящее планирование и другие.

Система

Право реализуется посредством реализации системы управления федеральной собственностью РФ. Под этой системой понимается совокупность госорганов, исполнительных, территориальных соответствующих органов страны (Росимущества), управленческих структур на уровне регионов. Данную систему можно рассмотреть с точки зрения разных уровней. Тогда получится следующая структура:

  • Макроуровень, при котором управление осуществляется законодательными и исполнительными органами государства, включая Президента страны, Фед. Собрание, Правительство, регионы, министерства и ведомства, организации и фонды иностранных государств. На этом уровне осуществляется управление федеральной собственностью, разработка федерального бюджета.
  • Мезоуровень, при котором взаимодействуют подразделения Росимущества с структурами иных министерств и ведомств, а также иными организациями.
  • Микроуровень, при котором отделы Росимущества взаимодействуют друг с другом.

Сложности в субъектном составе

В настоящее время нет четкого разграничения полномочий управления федеральной собственностью между субъектами. Фактически все органы утверждают свои правовые документы, принимают те или иные решения, касающиеся объектов госсобственности.

Чтобы управленческий процесс осуществлялся более эффективно, в нем должны участвовать соответствующие субъекты. Росимущество решает данные задачи, поэтому эта организация должна иметь необходимые полномочия для реализации своих функций в полной мере. Так как эта задача охватывает множество разных объектов, система должна иметь сложную структуру.

Министерства и другие исполнительные структуры

Очень важная роль в этом вопросе отводится таким субъектам управления федеральной собственностью, как министерства и иные исполнительные органы (то есть комитеты, комиссии, службы, агентства, надзоры и управление делами Президента). Рассмотрим эти структуры по отдельности. Министерство РФ является исполнительным органом, осуществляющим политику государства и управление в той или иной области, а также координацию в случаях, предусмотренных правовыми актами разных органов.

Госкомитеты, так же, как и федеральные комиссии, относятся к исполнительным органам государства. Они осуществляют координирующие действия между отраслями по определенным вопросам. Федеральные службы, агентства, надзоры - тоже исполнительные органы государства. Они выполняют специальные задачи в области своего ведения.

Президент и Правительство

Отдельно нужно сказать о Президенте страны. Глава государства согласовывает работу всех ветвей власти, так же, как и взаимодействие соответствующих госорганов, органов регионов посредством издания законодательных актов. В указах Президента содержатся нормативные решения. Что касается управления госсобственностью, то акты главы государства имеют постоянное действие.

Во главе системы исполнительных органов государства находится Правительство РФ. Конституцией этому органу поручено управление федеральной собственностью. Правительство РФ при осуществлении своих полномочий взаимодействует со следующими структурами:

Правительство взаимодействует с исполнительными структурами по следующим схемам:

  • Сверху вниз, когда инициатива исходит от него.
  • Снизу вверх, если инициатива исходи от исполнительных органов.

Правовые моменты принципиально отличаются из-за разницы положения Правительства и других органов. При этом Правительство координирует функционирование данных органов в отношении осуществления управления федеральной собственностью.

Росимущество

Часть функций Правительство передало исполнительным госорганам для более эффективного управления конкретными объектами. Как упоминалось выше, главная роль в этом процессе отведена Росимуществу. При управлении госсобственностью этот орган выполняется следующие функции:

  • Управляет объектами госсобственности, как в России, так и за рубежом (в том числе, и распоряжается ими).
  • Ведет учет госимущества, контролирует эффективность соответствующего применения.
  • Разрабатывает и реализует принципы политики государства в отношении приватизации предприятий (государственных и муниципальных), недвижимости и наделов земли, на которых расположены данные объекты.
  • Координирует приватизацию и управление собственностью между отраслями и регионами.
  • Руководит деятельностью своих ТО.
  • Участвует в образовании инфраструктуры фондов, которые обеспечивают приватизационные процессы с целью привлечения инвестиционных средств.
  • Разрабатывает и создает стратегическое направление политики с целью реформирования имущественных правоотношений в стране.
  • Развивает международные связи.
  • Обеспечивает методикой и правовой базой управленческие и приватизационные процессы.

Отделения Росимущества

На основании Закона «О приватизации гос. и мун. имущества» №178-ФЗ, Росимущество образовало ТО в регионах, которые в совокупности составляют единую систему по приватизации и управлению федеральной собственностью. Осуществляет эту функцию комитет, агентство на местах, согласно распоряжениями Росимущества.

Чем занимаются агентства?

К функциям территориальных агентств по управлению федеральной собственности относятся следующее:

  • Ведение реестра госсобственности, расположенного на соответствующей территории.
  • Ведение реестра АО, образованных во время приватизации ГУП (государственных унитарных предприятий), находящихся в том или ином регионе.
  • Согласование действий в внесению данными предприятиями имущества в уставной капитал, залога, ведение реестра о заложенном имуществе.
  • Ведение учета аренды.
  • Передача акций приватизированных предприятий фонду госимущества.
  • Изъятие имущества, которое не используется или используется ненадлежащим способом по праву оперативного управления.
  • Участие в разработке и исполнении программ для привлечения инвестиций, предотвращению банкротства ГУП.
  • Организация и контроль за исполнением госпрограммы по приватизации, в том числе, продажа наделов земли и исполнение графиков продаж.
  • Контроль за переводом дивидендов и платы за аренду от пользования госсобственности в бюджет.

  • Отчет перед Росимуществом об исполнении заданий по поступлениям денег в бюджет от приватизации и пользования госсобственностью.
  • Принятие и регистрация заявок на приватизацию госпредприятий, образование комиссий, занимающихся вопросами приватизации, утверждение соответствующего плана, который не включен в госпрограмму приватизации, учреждение открытых АО.
  • Оформление и передача сертификатов на пакеты акций, которые закреплены в госсобственности.
  • Выступление арендодателем госимущества, которое закреплено за ГУП и госучреждениями на праве оперативного управления, так же, как и того имущества, которое не закреплено соответствующим образом.
  • Дача согласия на передачу в аренду госимущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения.
  • Контроль целевого использования и охраны госимущества, принятие мер при нарушении правил пользования соответствующим имуществом.
  • Назначение и проверка (включая, аудиторскую), контроль за использованием и сохранностью госимущества надлежащим образом, требование от ГУП и государственных учреждений предоставление необходимой информации и документов для выполнения проверочных мероприятий.
  • Организация экспертизы по оценке имущества, которое находится в государственной собственности.
  • Подготовка проектов заключений по ходатайствам регионов о передачи ее в собственность.
  • Принятие решения о проведении приватизации федеральных ГУП, которые включены в соответствующую госпрограмму.
  • Осуществление действий, имеющих отношение к образованию, реорганизации или ликвидации ГУП.
  • Утверждение устава ГУП, если нет государственного исполнительного органа, который координирует и регулирует деятельность данной области.
  • Управление долями и акциями, относящимися к госсобственности, заключение договоров об их управлении.
  • Дача согласия на реализацию госимущества, которое находится на праве хозяйственного ведения, на образование дочерних организаций.
  • Организация конкурсов для передачи госимущества в залог или доверительное управление.
  • Выступление в качестве балансодержателя в отношении имущества, которое находится в России, и не закреплено за федеральными ГУП.
  • Закрепление госимущества за ГУП в оперативное управление или хозяйственное ведение.
  • Выступление в качестве учредителя хозяйственных организаций, которые образованы не в результате приватизации.
  • Участие в разработке и осуществлении процессов по реструктуризации ГУП, образовании холдингов, промышленных групп и иных организаций, которые отличаются корпоративным управлением.
  • Участие в поддержке приватизированных ГУП.

Управление федеральной собственностью осуществляет территориальное агентство при взаимодействии с региональными подразделениями государственного фонда соответствующего имущества, Министерства по антимонополной политике, Госкомитета по земельным ресурсам и устройству, Госкомитета по статистике и прочими органами.

Заключение

Как видно, управление федеральной собственностью представляет собой сложную структуру взаимодействия разных государственных инстанций. Каждая из них должна выполнять свои задачи. Если Президент и Правительство осуществляют управление федеральной собственностью путем координирования функционирования нижестоящих органов, то эти структуры решают конкретные задачи в рамках возложенных на них полномочий.

Управление государственным имуществом («государственной собственностью») относится к компетенции органов исполнительной власти. На федеральном уровне эти полномочия закреплены за Правительством РФ в статье 114 (пункт "г" части 1) Конституции РФ и в статье 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Органы законодательной власти вправе лишь устанавливать порядок и условия управления государственным имуществом, т.е. принимать нормативные акты в отношении всех или индивидуально не определенной части объектов государственного имущества, и осуществлять контроль за их соблюдением. Однако органам законодательной власти не предоставляется права принятия распорядительных решений в отношении отдельных объектов государственного имущества. Такие решения вправе принимать только органы исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией.

Разграничение полномочий органов законодательной и исполнительной власти было предметом спора, который рассматривался в 1999 году Конституционным Судом РФ. Конституционный Суд в Постановлении от 20.07.1999 N 12-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998 года "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 30. ст. 3989) пришел к следующим выводам. Из положений Конституции РФ следует, что законодатель вправе определять порядок управления федеральной собственностью, а также объем и пределы осуществления права собственности - владения, пользования и распоряжения федеральным имуществом, в том числе возможность его отчуждения, основания и порядок отчуждения. При этом законодатель вправе предусмотреть критерии и порядок отнесения отдельных объектов к особо важным, отчуждение которых возможно на основе принятия специального федерального закона.

Аналогичным образом строится и распределение полномочий между органами законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ. Согласно положениям Федерального закона от 6.10.1999 №184-ФЗ порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта. Законодательный орган вправе осуществлять контроль за распоряжением собственностью (ст.5), а непосредственное управление и распоряжение собственностью осуществляется органами исполнительной власти субъекта РФ (ст.21).

На Правительство РФ возлагается общее полномочие по управлению федеральной собственностью. В целях реализации своих полномочий Правительство РФ как высший орган исполнительной власти вправе передавать иным федеральным органам исполнительной власти свои полномочия, кроме прямо закрепленных за ним в федеральном законодательстве. В частности, ст.12 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 №2-ФКЗ предусматривает полномочия Правительства по распределению функций между федеральными органами исполнительной власти.



В результате Правительство РФ определяет общие правила и порядок реализации прав собственника в отношении федерального имущества, распределяет полномочия по осуществлению этих прав между федеральными органами исполнительной власти. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 3.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" (СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 5074) и Постановление Правительства РФ от 10.02.2004 N 71 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений" (СЗ РФ. 2004, N 7, ст. 537).

Существующая в настоящее время система федеральных органов исполнительной власти предполагает распределение функций по управлению федеральным государственным имуществом между федеральными агентствами и государственными комитетами, осуществляющими функции по управлению государственным имуществом в различных отраслях, и специализированным органом – Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.

В отдельных сферах осуществления исполнительной власти функции федеральных агентств сводятся к реализации полномочий собственника в отношении находящихся в их ведении государственных учреждений и государственных унитарных предприятий.

Специализированный орган – Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом – действует на основании Постановления Правительства РФ от 27.11.2004 N 691 (СЗ РФ.2004. N 49. Ст. 4897).

К его функциям относится:

  • координация деятельности других федеральных органов власти, осуществление общего учета федерального имущества, ведение реестра федерального имущества (на основании Постановления Правительства РФ от 3.07.1998 №696 // СЗ РФ. 1998. N 28. Ст. 3354), принятие решение о реорганизации ГУПов;
  • осуществление прав собственника в отношении имущества, не закрепленного за организациями, находящимися в ведении других федеральных агентств, и образующего государственную казну Российской Федерации (земельные участки);
  • реализация прав Российской федерации на участие в управлении хозяйственными обществами на основании владения акциями и долями в их уставном капитале, в том числе с использованием права «золотой акции» и выступая их учредителями от имени РФ;
  • контроль за осуществлением прав собственника иными федеральными агентствами, сохранностью и целевым использованием федерального имущества, организация проверок (ревизий) их деятельности, согласование сделок с недвижимым имуществом ГУПов;
  • выполнение функций по приобретению в федеральную собственность и оформлению прав Российской Федерации на полученное имущество;
  • распоряжение федеральным имуществом (подготовка проекта прогнозного плана приватизации, организация продажи государственного имущества), в том числе и наделение государственных учреждений и унитарных предприятий имуществом на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Кроме того, деятельность по организации продаж государственного имущества федеральное агентство осуществляет с помощью специально созданного для этих целей государственного учрежденияРоссийского фонда федерального имущества, действующего на основании Постановления Правительства РФ от 25.12.2002 N 925 (СЗ РФ.2002, N 52 (2 ч.), ст. 5229).



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ