Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Теория государства и права представляет собой одну из основополагающих юридических дисциплин, предмет которой составляют общие закономерности различных правовых систем, а также возникновения, становления и развития форм государственного устройства. Не менее важным элементом этой науки является изучение особенностей и методов функционирования государственных и правовых институтов. Такое определение обуславливает структуру теории государства и права как науки.

Структура

Конструкция этой науки базируется на существовании двух крупных блоков. Каждый из них подразделяется на более мелкие элементы, а основные, это: теория государства и теория права.

Эти блоки являются взаимодополняющими, в них обнаруживаются общие закономерности и проблемы (например, происхождение и эволюция государственных и правовых норм, методология их изучения).

При разборе сущностных элементов теории права необходимо учитывать конкретное содержание получаемого знания. С этой точки зрения в нем можно выделить следующие элементы:

  • философия права, которая по мнению некоторых исследователей (С. С. Алексеев, В. С. Нерсесянц) представляет собой изучение и осмысление самой сути права, его соответствие основным философским категориям и понятиям;
  • социология права, то есть его применимость в реальной жизни. Этот элемент включает в себя проблемы эффективности правовых норм, их границы, а также изучение причин возникновения правонарушений в различных обществах;
  • позитивная теория права, занимающаяся вопросами создания и претворения в жизнь правовых норм, их трактования и механизмами действия.

Версии происхождения государства

На разных этапах своего развития человечество пыталось осмыслить, каким образом возникли те или иные руководящие их жизнью правовые нормы. Не меньший интерес для мыслителей представлял вопрос о происхождении государственного строя, в котором они живут. Оперируя современными понятиями и представлениями, философы древности, Средневековья и нового времени сформулировали ряд теорий происхождения государства и права.

Философия томизма

Известный христианский мыслитель Фома Аквинский, давший свое имя философской школе томизма, разработал на базе трудов Аристотеля и Святого Августина теологическую теорию. Суть ее состоит в том, что государство создано людьми по воле Бога. Это не исключает возможность, что власть может быть захвачена злодеями и тиранами, примеры чего можно найти в Священном писании, но в этом случае Бог лишает деспота своей поддержки, и его ожидает неминуемое падение. Такая точка зрения не случайно сформировалась в XIII веке - эпохе централизации в Западной Европе. Теория Фомы Аквинского придавала государству авторитет, соединяя высокие духовные идеалы с практикой отправления власти.

Органические теории

Несколькими веками позже с развитием философии появился корпус происхождения государства и права, базировавшихся на представлении о том, что любой феномен можно уподобить живому организму. Подобно тому, как сердце и мозг выполняют более важные функции в сравнении с другими органами, так и государи со своими советниками имеют более высокий статус в сравнении с крестьянами и купцами. Более совершенный организм имеет право и возможности поработить и даже уничтожить слабые образования, как сильнейшие государства завоевывают слабейшие.

Государство как насилие

Из органических теорий выросла концепция насильственного происхождения государства. Знать, обладающая достаточными ресурсами, подчиняла себе бедных соплеменников, а затем обрушивалась на соседние племена. Из этого следовало, что государство появилось не в результате эволюции внутренних форм организации, а в силу завоевания, подчинения и принуждения. Но эта теория практически сразу была отвергнута, поскольку, учитывая лишь политические факторы, она совершенно игнорировала социально-экономические.

Марксистский подход

Этот недостаток был устранен Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Все виды и формы конфликтов как в древних, так и современных обществах они свели к теории классовой борьбы. Ее базисом является развитие производительных сил и производственных отношений, в то время как политическая сфера жизни общества представляет собой соответствующую надстройку. Факт подчинения слабых соплеменников, а за ними слабых племен или государственных образований с точки зрения марксизма детерминирован борьбой угнетенных и угнетаемых за средства производства.

Современная наука не признает главенства какой-то конкретной теории, используя комплексный подход: из концепций каждой философской школы берутся наиболее значимые достижения. Представляется, что государственные системы древности действительно были построены на угнетении, и существование рабовладельческих обществ в Египте или Греции не подвергается сомнению. Но при этом учитываются и недостатки теорий, вроде характерного для марксизма преувеличения роли социально-экономических отношений при игнорировании нематериальной сферы жизни. Несмотря на обилие мнений и взглядов, вопрос о происхождении государственно-правовых институтов представляет собой одну из проблем теории государства и права.

Методология теории

Каждая научная концепция обладает своей методологией анализа, позволяющей приобретать новые знания и углублять уже имеющиеся. Теория государства и права в этом отношении не исключение. Поскольку эта научная дисциплина занимается изучением общих государственно-правовых закономерностей в динамике и статике, конечным итогом ее анализа является выделение понятийного аппарата юридической науки, как-то: право (а также его источники и отрасли), государственный институт, законность, механизм правового регулирования и так далее. Используемые для этого теорией государства и права методы можно разделить на всеобщие, общенаучные, частнонаучные и частноправовые.

Всеобщие методы

Всеобщие методы разрабатываются философской наукой и выражают единые для всех областей знания категории. Наиболее существенными приемами в этой группе являются метафизика и диалектика. Если для первой характерен подход к государству и праву, как к вечным и неизменным категориям, связанным друг с другом в незначительной степени, то диалектика исходит из их движения и изменения, противоречий как внутренних, так и с другими явлениями социальной сферы жизни общества.

Общенаучные методы

К общенаучным методам, в первую очередь, относятся анализ (то есть выделение составных элементов какого-либо крупного явления или процесса и последующее их изучение) и синтез (объединение составных частей и их рассмотрение в совокупности). На разных этапах исследования могут применяться системный и а для проверки полученных ими сведений - метод социального эксперимента.

Частнонаучные методы

Существование частнонаучных методов обусловлено развитием теории государства и права в связи с другими науками. Особое значение играет социологический метод, суть которого состоит в накоплении посредством анкетирования или наблюдения конкретных сведений о поведении государственно-правовых субъектов, их функционировании и оценки обществом. Социологическая информация обрабатывается при помощи статистических, кибернетических и математических методов. Это позволяет определить дальнейшие направления исследования, выявить противоречия теории и практики, обосновать, в зависимости от ситуации, возможные пути дальнейшего развития или амортизации последствий апробированной теории.

Частноправовые методы

Частноправовые методы представляют собой непосредственно юридические процедуры. К таковым, например, относится формально-юридический метод. Он позволяет уяснить существующую систему правовых норм, определить границы ее интерпретации и способы применения. Суть сравнительно-правового метода состоит в изучении сходств и различий, существующих в разных обществах на различных этапах их развития, правовых систем с целью выявления возможностей применения элементов чуждых законодательных норм в данном обществе.

Функции теории государства и права

Существование любой отрасли научного знания предполагает использование ее достижений обществом. Это позволяет говорить о конкретных функциях теории государства и права, в числе которых наиболее значимыми являются:

  • объяснение базовых закономерностей в государственно-правовой жизни общества (объяснительная функция);
  • прогнозирование вариантов развития государственно-правовых норм ;
  • углубление существующих знаний о государстве и праве, а также приобретение новых (эвристическая функция);
  • формирование других наук, в частности, юридических (методологическая функция);
  • вырабатывание новых идей с целью позитивного преобразования существующих форм государственного устройства и правовых систем (идеологическая функция);
  • позитивное воздействие теоретических разработок на политическую практику государства (политическая функция).

Правовое государство

Поиск наиболее оптимальной формы политико-правовой организации общества является одной из наиболее важных задач теории государства и права. Правовое государство на данный момент представляется в этом отношении главным достижением научной мысли, что подтверждается очевидными практическими выгодами от реализации его идей:

  1. Власть должна быть ограничена неотчуждаемыми правами и свободами человека.
  2. Безусловное верховенство закона во всех сферах жизни общества.
  3. Зафиксированное в Конституции разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
  4. Существование взаимной ответственности государства и гражданина.
  5. Соответствие законодательной базы конкретного государства принципам международного права.

Значение теории

Итак, как следует из самого предмета теории государства и права, - эта наука, в отличие от других юридических дисциплин, ориентирована на изучение существующих систем законодательных норм в самом абстрактном виде. Получаемые методами этой дисциплины знания ложатся в основу правовых кодексов, формируют представление о функционировании законов, намечают пути дальнейшего развития общества. Это и многое другое позволяет с уверенностью говорить о центральном положении теории государства и права в общей системе юридического знания и более того, играть в ней объединяющую роль в силу взаимосвязи с другими гуманитарными науками.

Наука (от греч. episteme, лат. scientia - это высшая форма познания и специфический тип духовного производства, в целом это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности (т.е. природе, обществе, человеке и самом знании).

Вообще познание и изменение окружающего мира возможно в следующих формах: миф, религиозные представления, обыденные знания, интуиция, наука. Науку от других форм познания отличают:

  • 1. Объективность научных знаний, их независимостью от субъекта познания и способностью быть верифицированными, т.е. поддающимися проверке при помощи определенных методов познания (верификация от лат. venus - истинный и facio - делаю).
  • 2. Истинность знаний (греч. aletheia, букв. - нескрытость) - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
  • 3. Систематичность знаний - внутренняя связанность различных положений, их обоснованность.
  • 4. Специальный язык, за которым стоит система понятий, законов, обобщающих устойчивые причинно-следственные связи. Эти понятия - абстракции, не исчерпывающие объективную действительность.
  • 5. Особый набор объектов реальности.

Наука отражает мир и подразделяется на множество отраслей знания (наук, научных дисциплин), которые отличаются между собой тем, какую сторону действительности они изучают. Так, в зависимости от объекта изучения (природа, техника, человек и общество) науки подразделяются на естественные, технические и социальные (гуманитарные).

Любая наука включает в себя элементы:

  • 1. Цель.
  • 2. Объект и предмет исследования.
  • 3. Методы исследования.
  • 4. Структура науки.
  • 5. Функции науки.

Последовательно описывая названные элементы можно охарактеризовать науку, показать ее отличия и взаимосвязь с другими отраслями научного знания. Далее попытаемся описать теорию государства и права как науку, дадим ей общую характеристику, а затем последуем заданной схеме.

Но вначале о названии. Термин теория государства и права употребляется в двух значениях: широком и узком. Под теорией государства и права в широком смысле понимают все юридические науки в целом. В этом значении термин теория государства и права употребляется редко, обычно используют понятия юридическая наука, правоведение, юриспруденция. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из юридических наук, которую именуют теорией государства и права. Иногда эту науку обозначают и такими терминами, как теория права и государства, общая теория государства и права, общая теория права и государства.

Заметим, что теория государства и права наука теоретическая, что следует из ее названия. Теория (греч. theoria - рассмотрение, исследование) - наиболее развитая форма научного знания, система обобщенного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, в данном случае государственно-правовой действительности. Ключевым элементом теории считается закон (закономерность), поэтому теорию государства и права можно рассматривать как систему закономерностей, выражающих сущность государственно-правовой организации общества.

Теория государства и права - социальная (гуманитарная) наука, т.к. изучает социальные явления, в центре ее внимания человек с его правами и свободами, группы людей с их потребностями и интересами, удовлетворение которых возможно через опосредование правом и государством.

Теория государства и права - наука политическая, т.к. государство и право политические институты общества, происхождение и функционирование которых связано с осуществлением власти в социально неоднородном обществе (т.е. политикой).

Теория государства и права - наука юридическая, т.к. государство рассматривается как социальный институт, происхождение, развитие и функционирование которого тесно связано с правом, законами, опосредовано ими. Нельзя рассматривать государство вне его юридических аспектов, особенно в теории правового государства, гражданского общества.

Теория государства и права - наука фундаментальная и методологическая. Фундаментальность ее в том, что она: а) изучает базовые социальные явления - государство и право, без которых не может существовать человеческое общество; б) выступает квинтессенцией юридической науки в целом, аккумулирующей в сжатом виде все знания юриспруденции в виде глобальных теоретических моделей, закономерностей, принципов, категорий и понятий.

К методологическим относятся науки, формирующие мировоззрение, прежде всего философия. В системе юридических наук методологической наукой является теория государства и права. Методологический характер теории государства и права выражается в том, что она разрабатывает фундаментальные философские основания, принципы и методы научного познания государства и права для всей юриспруденции в целом.

Универсальный характер теории государства и права в том, что она аккумулирует философские, исторические, политологические, экономические, психологические и другие научные знания в области государства и права. Также обобщает конкретные исследования государствоведения и правоведения, фиксирует постоянно воспроизводящиеся в разных дисциплинах данные, тем самым выводя универсальные, пригодные для характеристики всех или многих государственно-правовых предметов знания.

Теория государства и права - это единая наука о государстве и праве. Хотя государство и право - явления разнопорядковые, тем не менее они тесно связаны друг с другом и находятся в неразрывном единстве. Государство не существует без права, так же как и право не существует без государства. Находясь в единстве, они определяют теорию государства и права как единую науку о государстве и праве.

Теория государства и права - это наиболее общая наука о государстве и праве. Теория государства и права - не единственная наука, изучающая государство и право. Последние изучаются и другими юридическими науками, которых, как уже было отмечено, достаточно много. Но в отличие от других юридических наук теория государства и права занимается изучением не частных, а наиболее общих вопросов, так как она исследует наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Этим и обусловлен её общий характер.

Цель (то ради чего осуществляется познание, какие законы, закономерности стремится открыть наука) теории государства и права - познание и формулирование основных закономерностей возникновения, развития, функционирования государства и права как самостоятельных целостных явлений, выявление их природы и сущности; создание концептуальных (теоретических) моделей государственно-правовой организации общества.

Что такое научная закономерность? Заметим, что законы устанавливаются в естественных науках, в социальных (гуманитарных) науках - закономерности. Первые действуют в ста случаях из ста, вторые устанавливаются как тенденции, действуют не всегда, могут проявляться как склонность, направление. Термин «закон» в юридическом смысле (уголовный закон, гражданский закон) имеет иное значение, чем в естественных науках. Юридический закон - это нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Это внутренняя, объективная, необходимая, существенная, устойчивая связь или отношение между явлениями или процессами, которая порождает качественную определенность государственно-правовых явлений, их политико-юридические свойства. Закономерность выявляет сущность государства и права, их внешние и внутренние связи. Эти связи:

  • а) объективные, независимые от сознания и воли людей;
  • б) необходимые, неизбежные, т.е. не могут не возникать;
  • в) общие, т.е. имеющие распространение у разных народов в разные эпохи;
  • г) устойчивые, т.е. существуют неопределенно длительное время и е разрушаются при взаимодействии с другими явлениями.

Открытие закономерностей (законов) есть основная цель научного познания. Например, в государственно-правовой сфере проявляются закономерности: соответствие типов государства и типов права; обусловленность формы правления государственно-политическим режимом; соответствие типа правовой системы правовой культуре и менталитету общества и т.д.

Следующие элементы науки теории государства и права - это объект и предмет.

Объект науки - то, что противостоит субъекту познавательной и практической деятельности. Как уже упоминалось, в зависимости от объекта изучения (природа, техника, человек и общество) науки подразделяются на естественные, технические и социальные (гуманитарные). Объектом изучения теории государства и права являются:

  • 1-я точка зрения: сами государство и право, взятые вне связи с другими общественными явлениями. (Так, определяя сущность государства и права, приходится прибегать к религии, морали, политике, экономике, которые, однако, неправовые, негосударственные, метаюридические явления).
  • 2-я точка зрения: все человеческое общество, взятое в аспекте его государственно-правовой организации.

Однако государство и право или общество в аспекте государственно-правовой организации изучаются в качестве объекта и другими социальными (гуманитарными) науками: философией, историей, политологией, экономикой, социальной психологией, этнографией и другими. Отличие в том, что для них государство и право не являются основными объектами.

В то же время, государственные и правовые закономерности изучаются и всеми отраслевыми юридическими науками: конституционным, административным, гражданским, уголовным, трудовым, экологическим и т.д., а также международным правом. Значит ли это, что теория государства и права и отраслевые юридические науки направлены на изучение одних и тех же сторон государственно-правовой действительности? Нет. Теория государства и права отличается от других юридических наук предметом изучения.

Предмет науки не сводится в объекту, это часть объекта стороны, свойства, отношения объекта, которые исследуются в данных обстоятельствах с определенной целью, зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности. (Есть другие определения предмета науки: то, с чем наука непосредственно работает, что она созидает и трансформирует. Или: объект науки - это то, что известно до изучения, а предмет науки - это то, что нам известно изучения объекта).

Таким образом, в предмет теории государства и права включаются:

  • 1. Глобальные теоретические модели государственно-правовой организации общества.
  • 2. Наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права как целостных систем.
  • 3. Понятия и категории теории государства и права.
  • 4. Терминология, язык науки теория государства и права.

Глобальные теоретические модели государственно-правовой организации общества отличают теорию государств и права от других социальных наук, которые стремятся построить модель всего общества в целом (философия, история, социология) или отдельных его сфер (психология, этика, этнография). Особенность также в том, что ТГП исследует государство и право во взаимосвязи, взаимодействии, взаимодополнении.

От других юридических наук ТГП отличается тем, что изучает не все, а наиболее общие закономерности, выражающие сущность, социальное назначение государства и права в целом, а не специфические закономерности развития и функционирования отдельных государственно-правовых институтов данной страны, правовую систему данной страны (как конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право и т.д.).

Понятия в науке - форма научного мышления, фиксирующая главные признаки изучаемого явления, выявляющие сущность; остальные признаки выделены и построены в систему; это знания, которыми мы обладаем о предмете.

Категории - предельно общие понятия, образуются как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов и их особенных признаков. Для категорий уже не существует более общего, родового понятия. Оно фиксирует минимум признаков охватываемых предметов, однако это содержание охватывает фундаментальные, наиболее существенные связи и отношения (например, сущность государства, сущность права)

  • а) они общие для всех юридических наук (например, функция государства, норма права, правоотношение, юридическая ответственность);
  • б) абстрактные, т.е. не имеющие эмпирического аналога (государства и права вообще не существует, существуют лишь конкретные государства и правовые системы: государство и право Российской Федерации, ФРГ, США и т.д.);
  • в) универсальные для всех времен и народов, в обобщенном виде содержащие характеристики всех государств и правовых систем, независимо от пространства и времени (например, родовая община, правовой обычай, иск, истец, юридическая ответственность).

Терминология, язык науки - это слова, фиксирующие определенные понятия науки. Язык теории государства и права является специальным и отличает ее от языка других социальных и юридических наук: юридический факт, правоотношение, юридическая сила, механизм государства, государственный орган и т.д.

Теория государства и права - это социальная политико-юридическая наука, целью которой является создание теоретических моделей государственно-правовой организации общества на основе познания наиболее общих закономерностей происхождения, развития, функционирования государства и права.

Основные функции теории государства и права. Функции теории государства и права - это основные направления воздействия данной науки на общество в целом и государство и право, в частности. Эти направления связаны с достижением целей и решением задач, стоящих перед этой наукой. Можно назвать следующие основные функции теории государства и права.

Онтологическая функция (философ. онтология - учение о бытии). позволяет ответить на вопросы что есть государство и право, какова их сущность, социальное назначение, генезис (возникновение), действие в обществе т.д.

Гносеологическая функция (философ. гносеология - учение о познании) теории государства и права состоит в обосновании того, как возможно истинное знание о государстве и праве и выработке научного инструментария такого познания: теоретических подходов, концепций, понятий, категорий, приемов, способов.

Эвристическая функция (эвристика - нахождение нового истинного знания) теории государства и права проявляется открытии новых закономерностей в генезисе, развитии, функционировании государства и права, новые понятия и категории, создает новые модели государственно-правовой организации общества.

Прогностическая функция теории государства и права помогает выдвигать гипотезы о характере развития государства и права в среднесрочной и долгосрочной перспективе, осуществлять предвидение изменений государственно-правовой организации общества в будущем.

Методологическая функция теории государства и права реализуется в выработке фундаментальных, общих для всех юридических наук понятий, категорий, способов и методов познания государства и права.

Идеологическая функция теории государства и права осуществляется в формировании системы государственных и правовых ценностей, идей в сознании людей, в формировании их правовой культуры и правового сознания.

Праксеологическая (практически-организаторская) функция теории государства и права проявляется в разработке научных рекомендаций и предложений для реформирования государственно-правовой практики, для конструктивного решения проблем государственного управления и правового регулирования в обществе.

Все вышеуказанные функции взаимосвязаны и комплексно воздействуют на государственно-правовую действительность.

Теория государства и права - это система специальных знаний об основных закономерностях возникновения, развития, функционирования государства и права, их сущности и назначения в обществе.

Теория государства и права - наука общественная. Объектом изучения теории права (как и всех общественных наук) является общество в целом.

Предмет науки изучает закономерности объекта. Предмет науки - это то, что она изучает. Когда мы говорим о предмете науки, мы ставим вопрос что изучает данная наука. Когда мы говорим о методе, мы ставим вопрос как, при помощи каких приемов и способов постигаются в рамках данной науки знания ее предмета.

Предметом общей теории государства и права являются основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Именно этим отличается теория государства и права от иных юридических наук. Любая юридическая наука изучает право и связанные с ним явления. А теория государства и права, в отличие от всех иных юридических наук, изучает именно основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

Общие закономерности - это такие необходимые, причинно обусловленные связи и отношения, которые определяют развитие государства и права, одинаково свойственные всем типам государства и права.

Теория государства и права изучает:

· объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты и признаки государства и права, их взаимосвязь и взаимодействие между собой и с другими явлениями общественной жизни;

· правовые и государственно-властные отношения, государственные и правовые явления, понятия, категории, с помощью которых познается сущность, содержание и формы государства и права;

· функции государства и права;

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций .

Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология - учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.

Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т.д.

Гносеологическая функция. Гносеология , или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т.д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.


Эвристическая функция. Эвристика - это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.

Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.

Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин «политика» в переводе с греческого - «искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.

Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

Идеологическая функция. Идеология - система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее государственности. Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.

Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении теории государства и права.

1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Любая наука представляет собой систему знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется специфичным для нее объектом и предметом. Многообразие наук приводит к многообразию объектов и предметов человеческого познания.

Виды наук:

1) естественные (изучающие природу во всех ее формах и проявлениях);

2) технические (изучающие закономерности развития и функционирования техники);

3) гуманитарные (изучающие человеческое общество), которые делятся на отдельные отрасли человеческого познания.

Все они отличаются друг от друга спецификой предмета и метода их изучения.

Теория государства и права относится к гуманитарным наукам.

Особенности теории государства и права:

1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;

2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система, развитие и соотношение современных государственных и правовых систем, основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин и др.;

3) выражение познаний закономерностей развития и функционирования государства и права в формулировании понятий (научных абстракций, отражающих систему взаимосвязанных признаков, которые позволяют отграничить явление от иных родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий путем перечисления их наиболее характерных свойств) государственно-правовых явлений, а также в выработке идей, выводов и научных рекомендаций, которые будут способствовать развитию государства и права;

4) исследование государственных и правовых явлений в органическом единстве и системном влиянии на другие явления и процессы;

5) отражение в предмете как состояния и структуры государства и права, так и их динамики, т. е. функционирования и совершенствования. С учетом вышеперечисленных особенностей

можно сказать, что предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления по поводу:

1) возникновения, развития и функционирования государства и права;

2) развития правосознания и правовой культуры;

3) соблюдения принципов демократии, законности и правопорядка;

4) использования, применения, соблюдения и исполнения норм права, а также основных государственно-правовых понятий, общих для всех юридических наук в целом.

2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Метод теории государства и права – система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика);

2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:

а) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

б) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием;

в) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;

г) логический – метод, основанный на использовании:

анализа – разделения объекта на части;

синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей;

индукции – получения знаний по принципу «от частного к общему»;

дедукции – получения знаний по принципу «от общего к частному»;

системности – исследования государственно-правовых явлений как систем;

3) частнонаучные (специальные) методы,

направленные на изучение особенностей предмета познания:

а) формально-юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий;

б) конкретно-социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.;

в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно-правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах;

г) социально-правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:

статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений;

моделирования. Государственно-правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.

3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ

Государство и право – объект изучения многих юридических и гуманитарных наук, в том числе и теории государства и права. Теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических наук, так как основным для нее является исследование государства и права.

Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук.

Среди юридических наук теория государства и права имеет особое методологическое значение, так как в отличие от историко-правовых наук она не изучает государство и право в историческом развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности государственно-правового функционирования, анализирует и обобщает конкретные исторические данные, факты, события и процессы. В отличие от отраслевых юридических наук и независимо от времени и пространства теория государства и права обобщает отраслевые юридические знания, определяет их взаимосвязь, устанавливает юридические явления и процессы, которыми впоследствии все отраслевые юридические науки руководствуются.

Теория государства и права – обобщающая наука, поскольку для отраслевых юридических наук (гражданского, уголовного, трудового, административного права и т. д.) она имеет руководящее и координирующее значение.

Теория государства и права также тесно взаимосвязана с такими гуманитарными науками, как:

1) история, которая изучает государство и право в хронологической последовательности, учитывая при этом конкретные государственно-правовые явления и исторические процессы. Взаимосвязь теории государства и права с историей проявляется в использовании конкретных явлений, процессов и данных истории как науки в целом;

2) философия, которая является методологической основой теории государства и права, так как возникновение, развитие и сущность права познаются на основе законов общественного развития. Философия определяет место и роль государственно-правовых явлений в общем историческом процессе;

3) экономическая теория, которая исследует экономические законы развития общественной жизни и влияние государственно-правовых явлений на экономику;

4) политология, изучающая влияние государства и права на политическую среду, политику и политические системы, тесно соприкасаясь с теорией государства и права, которая исследует место и роль государства и права в политической системе общества.

4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Функции теории государства и права – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике.

Функции теории государства и права:

1) онтологическая – функция, которая изучает государственно-правовые явления, исследует их и анализирует;

2) гносеологическая – функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций);

3) прогностическая – функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы;

4) методологическая – функция, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно-правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно-правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов;

5) прикладная – функция, состоящая в разработке практических рекомендаций для различных сфер государственно-правовой действительности;

6) политическая (политико-управленческая или организационно-управленческая) – функция, направленная на разработку средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права, укрепления законности, образования органов государства, обеспечения научности государственного управления, а также формирования научных основ внутренней и внешней политики;

7) эвристическая – функция, посредством которой теория государства и права с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права;

8) идеологическая – функция, которая характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно-правовых явлений;

9) практически-организаторская – функция, которая выражается в том, что теория государства и права вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно-правового строительства, законодательства и юридической практики;

10) воспитательная – функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания;

11) теоретико-познавательная – функция, заключающаяся в объяснении, научной интерпретации государственно-правовых явлений;

12) учебная – функция, обеспечивающая общетеоретическую подготовку.

5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ

Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания. Экономика в первобытно-общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов.

Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен.

Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин.

Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание. На ранних стадиях первобытно-общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов

в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.

Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:

1) миф (эпос, сказание, предание) – художественно-образная или предметно-фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости;

2) обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами;

3) ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;

4) религиозный обряд – совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.

6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Причины возникновения государства:

1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;

3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально-классовое расслоение общества.

Формы возникновения государства:

1) афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:

а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким-либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);

б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;

в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин-округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);

2) римская – форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

3) древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

4) азиатская – форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

Отличия государства от общественной власти родового строя:

1) в первобытном обществе объединение людей осуществлялось на основании кровнородственных связей, а в государстве – по территориальному признаку;

2) обеспечение организации общественной власти при родовом строе осуществлялось в виде самоуправления, а в государстве – в виде особой организации публичной и политической власти, представленной специальным государственным аппаратом, для содержания которого с населения собираются налоги и займы;

3) для управления обществом и государством использовались права.

7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.

Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:

1) возникновение права произошло по каким-либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;

2) право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство.

Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.

Основная норма поведения в период первобытно-общинного строя – обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени.

Признаки обычаев:

1) создание их обществом;

2) выражение в них воли и интересов общества, а не отдельных лиц, личные интересы которых не принимались во внимание;

3) передача их из поколения в поколение с закреплением в сознании людей;

4) закрепление в их наиболее рациональных вариантов поведения;

5) добровольное исполнение их в силу привычки, так как обычаи поддерживались не только мнением членов общества, авторитетом вождя и старейшин, но и угрозой наказания свыше;

6) обычай – форма выражения моральных, религиозных и иных требований;

7) отсутствие специального органа, охраняющего исполнение обычаев, так как они охранялись всем обществом и соблюдались добровольно;

8) отсутствие различия между правами и обязанностями.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор.

В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством.

Признаки права:

1) создание и обеспечение государством, что выражало волю как общества, так и отдельной личности;

2) выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются и реализуются в ходе осуществления специальных процедур;

3) предоставление прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между членами общества;

4) охрана и поддержание мерами государственного воздействия.

8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теории происхождения государства:

1) теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил-мер, Н. К. Михайловский;

3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально-экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;

7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер;

8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;

9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.

Анализ учебной и научной литературы по теории государства и права показывает, что предмет теории государства и права – одна из непростых и довольно слабо изученных проблем. А в некоторых учебниках ученые просто уходят от четкого определения предмета этой науки и поступают так: перечисляют перечень тем и проблем, которые изучает теория государства и права, и утверждают, что они-то и составляют ее предмет .

Выяснить суть предмета теории государства и права было всегда не просто, а, тем более, сейчас, когда после распада социалистической системы и СССР низвергаются многие идеи и концепции государства и права, считавшиеся незыблемо прочными, а новые еще слабы и не оформились. И это вполне естественно. Ведь еще Г. В. Ф. Гегель в предисловии к своей "Философии права" писал: "Понятие предмета не является природным нашим достоянием... Мысль о праве не есть нечто такое, чем каждый обладает непосредственно: лишь правильное мышление есть знание и познание предмета, и наше познание должно быть, поэтому научным" .

Однако, если придерживаться этой мысли Г. В. Ф. Гегеля, то встает вопрос: что есть предмет теории государства и права, если до сего времени у юристов не выработалось четкого и "правильного мышления... знания и познания" предмета этой науки? И, в частности, ярким свидетельством того являются самые разные, самые противоположные определения предмета теории государства и права. Вот некоторые из них:

  • – в рамках предмета теории государства и нрава выявляется, определяется и разрабатывается вся научная (общетеоретическая) проблематика юриспруденции в целом, проблематика ее научной концепции и понятийного аппарата, ее системы и структуры, ее онтологических, гносеологических и аксиологических характеристик, ее места и роли в системе других наук;
  • – предметом теории государства и права являются правовые и государственные явления, закономерности их возникновения и развития, а также объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты, признаки права и государства, их взаимосвязь и взаимодействие, их назначение и отношение к другим явлениям;
  • – теория государства и права имеет дело с такими сторонами и процессами государственно-правовой жизни, как процессы возникновения, становления и развития государства и права;
  • – предметом теории государства и права являются политические процессы в государстве и обществе, их юридическое оформление;
  • – предметом теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования .

Очевидно, что эти определения, несмотря на то, что в них концентрируется внимание на государстве, праве вообще, научной концепции юриспруденции в целом, все же разноплановые – и по характеру, и по набору проблем и вопросов, и по объему, и по направленности. Поэтому остается открытым вопрос, что является предметом теории государства и права применительно к современным условиям общественной жизни.

Чтобы выяснить предмет любой науки на современном этапе, необходимо установить, что является объектом ее исследования, каков круг вопросов, которые в ней рассматриваются, каковы место, значение и роль данной науки в общей системе наук.

При классификации наук необходимо руководствоваться следующим критерием: выяснить, какие именно явления реального мира, какие предметы и какие стороны явлений и предметов изучает данная наука. Этим определяются ее характер и предмет, ее место и назначение. От этого зависит и ее взаимоотношение с другими науками. Такой критерий является не произвольным, а строго научным, так как он исходит из объективного мира явлений, из особенностей самих объектов исследования каждой науки. Многообразию мира явлений соответствует многообразие наук. И чем более разносторонним и глубоким становится познание человеком объективного мира, тем больше дифференцируется и специализируется накопленный наукой материал. В связи с этим появляются новые самостоятельные отрасли науки.

Так как наука отражает деятельность людей и призвана помогать решению практических вопросов, то система наук находится в тесной связи с практикой, которая вызывает к жизни новые явления и устраняет старые, в тесной связи с развитием природы, общественных отношений, культуры, духовной среды, учреждений, информационной техники. Из этого следует, что нет и не может быть вечной, неизменной и пригодной для всех времен и народов системы наук. Система научных дисциплин меняется и развивается вместе с развитием общества. Изменения, происходящие в системе наук, в характере, в предмете каждой науки, имеют под собою объективные основания, а не являются следствием какой-либо произвольной группировки знаний и проблем отдельными учеными и преподавателями.

Установить сегодня предмет теории государства и права – значит выяснить, какие явления действительности, какие стороны этих явлений изучаются в данной отрасли знания. Уже из самого названия этой дисциплины, да и из приведенных выше определений, ясно, что она относится к группе общественных наук. Ее предмет – государство и право как общественные явления.

Государство – это особая универсальная политическая организация общества, не только обладающая публичной государственной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия на общественные отношения, выражающие, прежде всего интересы доминирующего социального слоя людей (класса, элиты), но и выполняющая также "общие управленческие дела" для всех граждан и осуществляющая специфический арбитраж в обществе. Право – это совокупность или система правил поведения (норм), выражающих государственную волю общества, направленных на регулирование общественных отношений и охраняемых в случае нарушения силой государственного аппарата.

Из этих определений, сущность которых требует детального, более глубоко рассмотрения, видно, что теория государства и права имеет дело с определенной частью общественных явлений, государствоведческих и правовых, т.е. она имеет дело с государством и правом в их взаимосвязи и взаимодействии.

Встает вопрос: нс пересекается ли теория государства и права с другими общественными науками?

Сопоставим эту науку с такими общественными науками, как экономическая теория (ее предмет – экономика, экономические отношения в обществе), политология (ее предмет – политические системы и политическое сознание общества), психология (ее предмет – механизмы регулирования психологического поведения личности), этика (ее предмет – этические правила и отношения членов общества). Нетрудно понять, чем она отличается от других наук. У нее свой особый предмет – государство и право. Это общественные явления, отличающиеся от экономики, политических систем, политического сознания, этических отношений.

Сопоставим теорию государства и права с такой всеохватывающей наукой, как философия. Последняя изучает наиболее общие закономерности развития природы общества и мышления. Теория государства и права в отличие от философии изучает только закономерности развития общества, и притом в части его государственно-правовой формы существования. Решая свои собственные вопросы, теория государства и права опирается на выводы философской науки, в значительной мере черпает из нее свои идеи и воззрения. Философские представления (например, о том, каким должно быть гражданское общество) во многом определяют суждения и выводы правоведов о конкретных государственно-правовых явлениях, о государстве и праве в целом. Вместе с тем, поскольку государство и право имеют свои специфические закономерности, то на их исследовании и акцентирует свое внимание теория государства и права.

Выясняя вопрос о возникновении государства и права, мы видим, что они появляются одновременно, вследствие появления классов, неравенства, эксплуатации людей в обществе, необходимости регулирования усложняющихся социальных отношений, конфликтов. Существование государства и права неотделимо от существования последних факторов. А поскольку люди, неравенство между ними, регулирование отношений между людьми, социальные конфликты, социальные противоречия, правонарушения вечны, то и государство и право в том или ином виде, как мы считаем, никогда не отомрут. Они могут исчезнуть лишь с исчезновением людей, с исчезновением человечества.

В связи с этим является спорным долгое время признававшееся абсолютной истиной определение предмета теории государства и права как теории о возникновении, развитии и отмирании (именно отмирании!) государства и права и как теории, выражающей интересы только господствующего класса, которым не противоречат интересы науки о государстве и праве . Однако, и сегодня есть еще немало теоретиков государства и права, для которых по- прежнему государство и право – не вечны, появляются с классами, неравенством людей, их эксплуатацией и с исчезновением классов, неравенства, эксплуатации отомрут, исчезнут. А некоторые авторы утверждают, будто они скоро начнут "засыпать", превращаться в элементы общественного самоуправления. Думается, что эти и им подобные выводы не подтверждаются всей сегодняшней жизнью.

Государство и право неразрывно связаны и переплетаются в своем построении и в своем непрекращающемся действии. Устройство государства, организация его механизма, его органов, учреждений находят свое выражение и закрепление в правовых нормах. Повседневная деятельность государства, осуществление его функций непременно включают в себя разработку и принятие правовых норм, их непосредственное применение, обеспечение их действия. Право сегодня немыслимо и невозможно без государства, которое силой своей власти придает правовым нормам общеобязательный и регулятивный характер. Оно тесно связано, прежде всего, с аппаратом, способным принуждать к соблюдению соответствующих норм. А таким аппаратом может быть и является государство, сто органы.

Каждому известно, какую большую роль играют в жизни нашего общества государство и право. Понятно отсюда, почему вопросы государства и права привлекали к себе огромное внимание людей, начиная еще со времен глубокой древности. Особенно большое значение приобретают эти вопросы в наш век в связи с демократизацией российского общества, развитием рыночных отношений, бизнеса, внедрением в нашу жизнь технологий Интернет, глобальным изменением климата, борьбой с неизлечимыми болезнями.

Теория государства и права, дающая подлинно научное знание этих важных общественных явлений, есть одна из основных общественных наук. Но как теория государства и права связана с другими юридическими науками?

Как известно, государство и право изучаются не только данной наукой – теорией государства и права. Помимо нее существует ряд других юридических дисциплин: государственное, административное, уголовное, гражданское, предпринимательское, семейное, международное право, уголовный процесс, гражданский процесс, финансовое, информационное право. Эти дисциплины называют отраслевыми, или специальными, дисциплинами. Само их наименование указывает на то, что каждая из них изучает отдельную отрасль права, отдельную часть правового материала, отдельную группу правовых отношений, а не всю систему права как определенную совокупность и единство всех отдельных отраслей права.

Каждая из таких дисциплин изучает определенную, более или менее ограниченную систему норм и, понятно, область деятельности государства, например его деятельность но борьбе с преступностью (уголовное право), его деятельность в области собирания и распределения денежных средств (финансовое право), его деятельность по организации и регулированию информационных систем и отношений (информационное право). Дисциплина может иметь своим предметом устройство и задачи отдельных органов государства, деятельность органов государства, например судоустройство, устройство и задачи судебных и прокурорских органов, устройство, задачи и деятельность органов управления (административное право).

В отличие от отраслевых дисциплин теория государства и права имеет своим предметом государство и право, взятые в целом. В связи с этим она по отношению к отдельным отраслевым дисциплинам выступает как наука общего характера, как общая фундаментальная теория. Она изучает вопросы, которые имеют общее методологическое значение для всех наук о государстве и праве. Это вопросы, которые связаны с тем общим, что имеется в самых различных отраслях данного государства и права. Или, как писал В. С. Нерсесянц, в этом случае речь идет о теории права и государства, предметом которой является "общая теория всей юриспруденции как единой самостоятельной, системно целостной науки". Или предметом этой общей науки "являются общенаучные основы всей юриспруденции, ее предмет и методология, ее система и структура, ее онтология, гносеология и аксиология" .

Существует тесная связь между теорией государства и права и историей государства и права. Предметом последней является фактическое, длившееся в течение известного периода времени развитие государства и права в отдельно взятой стране или в группе стран. Задача истории – точное, научное, систематическое изложение и объяснение процессов, фактов, событий, имевших место в определенный период времени. Ее материал располагается в хронологическом порядке, по периодам. Подлинно научная история государства и права – ее периодизация, характеристика каждого периода, оценка того или иного юридического памятника, выяснение причин, вызвавших изменения в данном государстве, в законодательстве, в правовой системе, предполагает правильное понимание самой сущности государства и права, значение общих закономерностей их развития. В то же время теория государства и права приходит к своим утверждениям путем изучения и теоретического обобщения исторического материала, путем анализа конкретных исторических событий, процессов, фактов.

Близкой по содержанию к теории государства и права является предмет истории политических и правовых учений. По существу, история политических и правовых учений – это история самой теории государства и права в ее развитии. В этой истории теория предстает в виде различных концепций анализа государственно-правовой действительности. Взгляды мыслителей древности, Средневековья и позднейших исторических эпох на те или иные явления государства и права позволяют выявить историческую значимость соответствующих проблем, показать преемственность в возникновении и развитии государственно-правовых идей, раскрыть истоки зарождения государственноправовых ценностей, показать механизмы их закрепления в общественном сознании.

Однако здесь сразу встает вопрос: каково же место общей теории права и государства во всей системе научного правового знания и какие острые научные проблемы ставятся сегодня перед этой теорией?

Теоретиками права и государства давно установлено, что необходимость исследования государства и права общенаучными средствами имеет теоретическое и практическое значение нс только для общей теории права и государства, но и для всего комплекса юридических наук. Оно важно в целях обогащения иных научных дисциплин знаниями о функционировании государства и общества в их непосредственной данности, в том числе повседневной жизни людей, складывающихся между ними отношений, т.е. всего того, что получает выражение в правовой сфере. Организуя управление, регулируя отношения между людьми, государство и право учитывают социальные, психологические, интеллектуальные, моральные и иные особенности людей, их разнообразные возможности, интересы, устремления, тем самым ориентируя комплекс наук на изучение этих особенностей в их взаимосвязи и единстве. Государственная деятельность, правовое регулирование соответствующих отношений выступают в качестве инструмента познания всего комплекса естественных, технических и общественных наук.

Человек не только часть природы, но и социальное существо, участник правоотношений. Он является сознательным производителем материальных и духовных ценностей, а мотивы этой созидательной деятельности обусловлены и его сущностью, и образованием, и моральным обликом, и ценностными ориентациями, и характером общения с другими людьми, и поведением. А все это – область общественных наук, призванных на основе биосоциальных данных исследовать человека как субъекта познания, деятельности и общения. Действительно, невозможно плодотворное решение проблем общей теории государства и права без профессиональных знаний философии, социологии и этики; государственного и административного права – без взаимодействия с политологией и наукой управления; гражданского, трудового и предпринимательского права – вне органической связи с общей и отраслевой экономикой; уголовного и исправительного права – без психологии, педагогики, этики; международного права – без теории международных отношений, вне глобальных проблем мирового сообщества.

Из сказанного не следует, что общая теория государства и права сливается, растворяется во всех науках. Ее отличие от них состоит в том, что право и государство имеют дело с человеком и обществом, с теми или иными особенностями, возможностями и правовым поведением человека. С другой стороны, право отражает и тот интерес, который проявляет человек к государственным структурам, нуждаясь в их поддержке в обеспечении охраны. Игнорирование этих отличий общей теории государства и права от иных наук, отказ от се гуманного аспекта опасно в переживаемый нами исторический период, когда стоит задача обновления общества на демократических принципах, когда главной целью государства и права должна быть забота о своих гражданах, борьба за выживание человечества, с раком, СПИДом, природными катаклизмами. Чрезмерная нормативизация общей теории государства и права отрицательно сказалась на раскрытии государства и права в их гуманитарном измерении, на познании особенностей человеческого фактора в правовом регулировании отношений между людьми. В этой связи представляется важным восстановить в российской теории права и государства традиции и все ценное, чем богаты не только естественно-правовая школа, историческая и психологическая концепции права, этико-правовые исследования, но и экспериментальная юриспруденция и другие новейшие направления юридической мысли и практики .

Общая теория права и государства как фундаментальное направление юридической науки занимает весьма важное место в системе научного правового знания, а также она всемерно способствует развитию предмета самой теории государства и права и методологии всех других наук о государстве и праве. Она, как высшая ступень познания проблем государства и права, объединяет в себе весь набор отраслей российского права и устраняет ту неразбериху в нашей юриспруденции, которая возникает, когда та или иная отрасль либо подотрасль правового знания безосновательно объявляется то отдельной теорией, то самостоятельной наукой.

Теория государства и права выясняет общесоциальный, демократический характер, свойственный российскому праву, взятому в целом, и, тем самым, разрабатывает проблемы и вопросы, имеющие всеобщее значение для всех отраслевых юридических наук. Эти черты обычно проявляются в отдельных отраслях права и государства по-особому, находят свое конкретное, специфическое выражение, сохраняя, однако, при этом одну и ту же общую им социальную сущность, одни и те же общие принципы. Вопрос об особых чертах российского права, о его отличиях от других регуляторов общественных отношений изучается всеми правовыми дисциплинами, но изучение это не во всех случаях одинаково. Теорией государства и права этот вопрос исследуется для характеристики государства и права в целом; в отраслевых дисциплинах – для выяснения того, как в данной отдельной области права конкретно проявляет себя характер, сущность, назначение государства и права, какова их роль в жизни общества.

Нет и не может быть права вообще как чего-то вечного, неизменного, застывшего. Есть право определенного общества, определенной страны, определенной эпохи. Право – явление динамичное, саморегулирующееся, самоуправляемое. Вот почему теория государства и права не трактует государства и права "вообще", "вечные" и "неизменные" категории и принципы права, а проводит четкое различие между известными истории и современности историческими типами государства и права, концентрируя свое внимание на выявлении всех признаков и особенностей российского государства и права как определенного типа государства и права (постсоветского цивилизационного типа).

Без общих теоретических понятий, таких как, например, понятия государства, права, механизма государства, его функций, правовой нормы, правоотношений, правового регулирования, юридической ответственности, правовой информации, невозможно правильно установить различия между государством и правом разных эпох и стран, выявить признаки и особенности российского государства и права, государства и права других стран. Без этих общих понятий нельзя обойтись при изучении любой отрасли права. Такими отправными для любой отраслевой дисциплины в системе юридических наук и являются те общие, фундаментальные понятия, теоретические положения, которые выработаны современной теорией государства и права.

Итак, мы установили, что данная наука включает в себя теоретические положения, общие, обязательные для всех отраслевых дисциплин. Но было бы неверно полагать, что теория государства и права является наукой подсобной, вспомогательной по отношению к отраслевым дисциплинам, что она лишь "выводит за скобки" те общие, фундаментальные вопросы, которые содержатся в различных юридических дисциплинах, и, отвечая на эти вопросы, лишь "дополняет" собой эти дисциплины в учебных, методических целях только для того, чтобы нс возвращаться к этим общим проблемам в каждой отраслевой дисциплине.

Теория государства и права разрабатывает и освещает такие коренные вопросы, как вопрос о понятии, сущности и формах государства и права, о причинах и условиях их возникновения, о закономерностях их развития в связи с развитием общества, о различных исторических типах и формах государства и права, о характере и задачах российского государства и права, о судьбах государства и права в свете мировой глобализации. Теория государства и нрава выясняет природу государства и права как общественных явлений, их связь с другими общественными явлениями: экономикой, политикой, правосознанием, духовностью, нравственностью, этикой, информатикой, управлением. Она выясняет формы, в которых создается и выражается право, способы, которыми обеспечивается соблюдение его норм, его роль и значение в регулировании различных общественных отношений. Благодаря этому теория государства и права дает самые значимые исходные положения для всех отраслевых юридических дисциплин. Последние при исследовании и изложении своих основных проблем исходят из тех положений, принципов, понятий, которые она формулирует.

В силу сказанного ясно, что теория государства и права не может основываться лишь на том материале, который содержится в отдельных юридических дисциплинах и ею обобщается. Это обусловлено широтой предмета этой юридической науки, который охватывает такие явления общественной жизни, как государство и право, их закономерности возникновения, функционирования и развития, а также особенности правового регулирования в обществе на основе разнообразной информации. Установив обозначенные закономерности, люди, затем строят в соответствии с ними свои отношения.

Закономерности возникновения государства и права раскрывают, почему и на какой стадии развития человеческого общества появляются государство и право. Закономерности функционирования показывают, как и каким образом действуют составные элементы государственно-правового механизма, как они воздействуют на иные социальные явления. Наконец, закономерности развития государства и права должны выявить, почему и в каком направлении изменяются эти явления. Соответственно, важно различать общие и специфические закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Общие закономерности присущи государству и праву как общественным явлениям и изучаются философией, социологией, экономической теорией, теорией управления, информатикой и другими науками. Это означает, что теория государства и права опирается в своих выводах на данные этих и других наук, конкретизирует выработанные ими понятия применительно к исследованию государственно-правовой сферы. Вместе с тем, поскольку государство и право – это специфические общественные явления, для них характерны закономерности, свойственные только им. Теория государства и права изучает специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Предмет теории государства и права не ограничивается только закономерностями. Он включает также разнообразные специфические вопросы, характеризующие государство и право с точки зрения целеполагания, формы, функций, механизмов регулирования, информирования, эффективности, а также основные понятия, общие для всех юридических наук и отдельных дисциплин. Соответственно, предмет теории государства и права – это динамичная категория, которая постоянно уточняется. В течение последних лет в юридической науке идет дискуссия о возможности выделения из состава теории государства и права сначала теории государства и теории права либо философии государства и права и социологии государства и права. Иногда можно слышать и более радикальное предложение изучать вопросы теории государства и права исключительно в рамках теории права. В этом случае вопросы теории государства были бы фактически отданы конституционному праву и другим отраслевым наукам. Ближе к истине здесь, на наш взгляд, стоит Б. Н. Мальков, который справедливо ставит вопрос о выделении из теории государства и права только философии права . Однако и это утверждение нуждается в серьезном обосновании.

Необходимо подчеркнуть, что хотя теория государства и теория права действительно имеют свои собственные проблемы (например, касающиеся механизма государственного управления – в теории государства и касающиеся структуры правовой системы – в теории права), тем не менее, они не могут успешно развиваться вне рамок единой науки и вне связанных с ней наук. Это обусловлено тем, что государство и право не только возникают одновременно и существуют в силу одних и тех же социальных причин, но и функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом, с иными явлениями и процессами. Недаром долгое время в юридической науке обсуждалась идея о том, что государство создает право. В структуре любого учебного курса обычно выделяются теория государства и теория права. Но эта дифференциация проводится исключительно в учебных целях. Она вовсе не говорит о том, что в рамках теории государства и права мы имеем дело с двумя науками. Ключевые проблемы (например, проблема сущности государства и права) раскрываются посредством анализа одних и тех же социально-экономических, исторических, нормативных и иных факторов, которые обусловливают происхождение, функционирование и развитие одновременно и государства, и права.

Исходя из сказанного выше, можно говорить о единой науке и учебной дисциплине теории государства и права, а также о самостоятельном существовании и преподавании общей теории государства и права, социологии права, философии права. И при этом не будет ничего предосудительного, если в рамках отраслевых юридических наук также будут разрабатываться и преподаваться частные отраслевые теории – государственного права, административного права, гражданского нрава, предпринимательского права, уголовного права, гражданско-процессуального права. Таким образом, найдут свое место в науке и своих сторонников разрабатываемые ныне либертарная теория права и государства, теория государственной власти, теория правотворчества и систематизации законодательства, теория правоотношений, теория юридической процедуры, теория правового государства, теория прав и свобод человека и гражданина и многие другие.

Кратко резюмируя изложенное, мы можем сказать: несмотря на многие нерешенные проблемы, предметом теории государства и права являются государство и право, рассматриваемые с точки зрения самых разнообразных приемов, методов и средств; в рамках этого предмета государство и право исследуется с позиции их социальной сущности, их назначения и роли в жизни общества, их взаимоотношения, основных принципов и закономерностей развития.

Теория государства и права является всеобщей, единой и цельной наукой. Она дает ответ на основные, коренные вопросы всей системы наук о государстве и праве, применяя положения всех общественных (а, где необходимо, и естественных) наук к изучению, объяснению государства и права. Объединяя в концептуальном отношении все области наших знаний о государстве и праве, теория государства и права способствует повышению теоретического уровня практической, научной и педагогической работы юристов.

  • Керимов, Д. А. Проблемы общей теории права и государства / Д. А. Керимов. – М., 2001. – С. 25-29.
  • Мальков, Б. Н. Философия права: Курс лекций / Б. Н. Мальков. – М., 2006. – С. 18-37.


  • Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ