Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

    Паспорт Программы ……………………………………………………………….……. 2

    Информационная справка об учреждении ………………………………………….…. 5

    1. Общие сведения об учреждении и контингенте семей воспитанников ………….….. 5

      Межведомственное взаимодействие с учреждениями системы профилактики …..…6

    Анализ деятельности ОУ …………………………………………………………….…. 7

    Семейные пары состоят из молодых пар, у которых не было детей, пожилых супружеских пар, у которых все дети ушли из дома, пары, у которых никогда не было детей, и вновь родившихся родителей, чьи дети большую часть своего времени проводят с другими родителями.

    В общей сложности 11% всех семей были неполными семьями с детьми-иждивенцами, а 8% были супружескими семьями с детьми-иждивенцами. Из всех этих «других семей» 75% составляли семьи с одним родителем с детьми-иждивенцами. Переходы в разные семейные формы могут иметь важные финансовые последствия, с вытекающими социальными эффектами. Например, большинство однополых семей с детьми-иждивенцами формируются путем роспуска отношений, и большинство из них возглавляются матерями. Эти семьи, как правило, значительно хуже финансово, чем другие семьи.

    Концептуальные основания Программы ……………………..………………………... 8

    Приоритетные направления реализации Программы ………………………………… 8

    Проектирование деятельности по реализации Программы........................................... 8

    1. Проект «Доброе сердце» …………………………………………………………………8

      Проект «Выявление и определение семейного поля семьи»…………………………...9

      С другой стороны, повторное партнерство, вероятно, улучшит их финансовые обстоятельства. Какими бы ни были изменения финансовых обстоятельств, эти переходы несут другие риски, в том числе связанные с принятием детьми нового шага-родителя и переговорами о родительских ролях.

      Семьи с детьми-иждивенцами

      Семьи сталкиваются с различными проблемами по мере взросления детей. Рождение первого ребенка можно ожидать с большой радостью, но изменения в образе жизни новых родителей огромны и могут быть весьма напряженными. Многие родители с очень маленькими детьми сталкиваются с доходами и, вероятно, будут бороться за балансировку работы и семейной жизни. После родительского разделения многие дети проводят все или большую часть своего времени в семье с одним родителем, а некоторые из них впоследствии переживают период своего детства в семье с постепенным или смешанным состоянием.

      Проект «Сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации»……………………………………………………..……………………….… 10

      Проект «Профилактика социально-опасного положения»…………………………....12

      Проект «Накопление педагогического опыта работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации» …………………………………………………………13

      Принимая во внимание различные меры по уходу за детьми, некоторые дети будут проводить время в двух семьях с одним родителем, и если каждый родитель будет повторно сотрудничать, некоторые будут проводить время в двух семьях с двумя родителями. Все такие переходы вызовут серьезные проблемы для родителей, детей и их семей в целом.

      В этом разделе сначала дается представление о пропорциональном представлении всех семей с детьми-иждивенцами разного возраста - как это было сделано из возраста младшего ребенка. Затем семьи группируются в соответствии с возрастом младшего ребенка и пропорциональным представлением семей с одним родителем среди всех семей в каждой возрастной группе. Затем внимание обращается на характеристики семейств супружеских пар с детьми-иждивенцами. Во-первых, доля родителей, которые являются сожителями, предоставляется в зависимости от возраста младшего ребенка.

      Проект «Социальное партнерство»………………………………………….…..……...13

    Управление Программой …………………………….………………………..……….. 14

    Паспорт Программы

Наименование Программы

Социально-педагогическое сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Солнышко»

Все семьи с детьми-иждивенцами

Во-вторых, показаны пропорции всех семейств пар, которые являются неповрежденными, ступенчатыми или смешанными.

Степные и смешанные семьи с детьми-иждивенцами

Здесь неповрежденная семья - это семейство пары, в которой есть по крайней мере один ребенок, который является естественным или усыновленным ребенком обоих партнеров в паре, и ни один ребенок, который является ребенком с одним из партнеров пары. Шаговое семейство - это семейство пары, в которой есть один или несколько детей, по крайней мере один из которых является одним из родителей одного из партнеров в паре, и ни один из них не является естественным или усыновленным ребенком обоих членов пары, а смешанная семья - это семейство пары, состоящее из двух или более детей, из которых, по крайней мере, один является естественным или усыновленным ребенком обоих членов пары, и по крайней мере один из них является ступенчатым ребенком любого из партнеров в паре.

Разработчик Программы

Семёнова Людмила Витальевна, социальный педагог МДОУ «Солнышко»

Исполнители Программы

Администрация ОУ, педагогический коллектив ОУ, родители, общественность

За последние четыре года переписи произошли незначительные изменения в представлении этих трех типов семей семей с детьми-иждивенцами, как показано на рисунке. Подавляющее большинство из них являются неповрежденными семьями. Степи-семьи в этот период лишь незначительно более распространены, чем смешанные семьи.

Семьи с только незаинтересованными детьми

Службы поддержки и группы теперь доступны, чтобы помочь гомосексуалистам и лесбиянкам признавать свою сексуальную ориентацию в отношении своих семей и других людей и помогать родителям-одиночкам и их детям справляться с вопросами об их обстоятельствах и проявлениях нетерпимости.

Правовая основа Программы

    Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990;

    Конвенция ООН о правах ребёнка, 1989;

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    Федеральный закон от 24.06.1999 г № 120 –ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

    Также может быть, что однополые партнеры теперь более подготовлены к созданию семьи, а не к отдельным домам. Большинство однополых пар живут в семьях только для пары, без каких-либо других родственников, живущих с ними. Женские пары в семь раз чаще, чем мужские пары, жили с детьми. В общей сложности 1% всех детей-иждивенцев в семьях проживали в семьях однополых пар.

    Там, где есть отношения дедушки и внука в отсутствие отношений между родителем и ребенком, семья классифицируется как семья бабушек и дедушек. В каждом случае в семье могли быть другие дети. Например, у лиц с внуками до 15 лет, возможно, были также зависимые ученики-внуки и не зависимые внуки.

    Федеральный закон от 24.07.1998 г № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

    Федеральный закон от 24.06.1999 г № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

    Указ Президента РФ 5.05.1992 г. №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".

    Постановление Государственной Думы ЯНАО от 24.11.2004г № 1501 «О Концепции семейной политики Ямало-Ненецкого автономного округа»

    Однако следует отметить, что нет никакой информации о том, в какой степени эти дети получали финансовую поддержку от дедушек и бабушек. Тем не менее, кажется, часто бывает, что семьи бабушек и дедушек формируются, когда родители не могут заботиться о своих детях из-за сочетания травм, таких как проблемы психического здоровья, алкоголизм или наркомания, насилие в семье, жестокое обращение с детьми, родительские лишения свободы или смерти.

    Несмотря на дискретность, каждая из этих групп могла иметь других детей в семье. В семьях, у которых есть дети-иждивенцы, не имели внуков в возрасте до 15 лет в семье; семьи с не зависимыми внуками не имели зависимых внуков, которым было менее 15 лет или они были учениками. Наиболее распространенными формами семей бабушек и дедушек были супружеские пары с внуками до 15 лет. Двумя следующими наиболее распространенными формами были семьи с одиноким дедушкой и внуками в возрасте до 15 лет или не зависимые внуки.

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Этапы обсуждения и принятия Программы

1 этап – формирование структуры Программы, май, 2014 г.;

Наименее распространенными формами были семьи с парами и одинокими бабушками с зависимыми студенческими внуками. 64% составляли семьи супружеских пар или одиноких бабушек с зависимыми внуками; и 36% составляли семьи бабушек и дедушек с только не зависимыми внуками. Следующие тенденции появляются для семей бабушек и дедушек с зависимыми внуками.

43% таких семей с дедушкой и бабушкой были парами семей с внуками до 15 лет; 30% составляли единственного дедушки и бабушки с внуками до 15 лет; 15% составляли единственного дедушки и бабушки с внуками, которые были зависимыми учениками; и 13% - пары семей с внуками, которые были студентами-зависимыми. Сопоставимые данные о бабушке и дедушке недоступны для более ранних лет переписи.

2 этап – определение проектов Программы, июнь-август, 2014 г.;

3 этап – обсуждение и утверждение Программы, сентябрь,2014 г

4 этап – экспертиза Программы, май, 2014 г.

Кем принята Программа

Педагогическим советом МДОУ «Солнышко»

Разделенные семьи с равным общим уходом за детьми

В общей сложности, 26% видели родителя либо реже, чем раз в год, либо вообще не были. В рамках этой общей цели реформы были также специально разработаны для поощрения совместного ухода, когда такие мероприятия являются разумно осуществимыми и в интересах ребенка.

Эта договоренность испытала только 2% детей в возрасте до 3 лет. Некоторые люди в интимных отношениях могут предпочесть жить в отдельном доме от своего партнера. Эти обстоятельства часто упоминаются как соглашения о совместном проживании, хотя мнения различаются в отношении того, должно ли это соглашение включать или исключать пары, которые женаты друг у друга, но проживают в отдельных домах. Существует также «серая зона» в отношении того момента, когда развивающиеся интимные отношения между людьми, живущими в разных домохозяйствах, следует рассматривать как взаимосвязь между живыми существами.

С кем согласована Программа

Управление образования администраци Муниципального образования Приуральский район

Цели и задачи Программы

    Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от социального статуса.

    Каждый партнер может придерживаться другого понимания характера отношений и условий их жизни. Используя Волну 5 динамики домашних хозяйств, доходов и труда в Австралийском обзоре, Реймондос, Эванс и Грей обнаружили, что около 24% респондентов в возрасте 18 лет и более, которые не были ни женаты, ни сожительству, указали, что они находятся в постоянных отношениях с кем-то с которых они не проживали. Это составляет 9% всех респондентов, которым исполнилось 18 лет. В то время как 40% начали свои отношения менее чем за 12 месяцев до собеседования, еще 28% были в этих отношениях не менее трех лет.

    Формировать социокультурную среду, соответствующуюсоциальному статусу семьи;

    Защищать детей от всех форм физического и психического насилия;

    Создавать условия социальной ситуации развития детей;

    Повысить уровень профессиональной компетентности педагогических работников при организации работы с семьями, находящими в трудной жизненной ситуации;

    Те, кто в возрасте 45 лет и более, более вероятно, чем молодые группы, начали свои отношения по крайней мере за три года до собеседования. Реймондос и его коллеги также обнаружили, что, хотя почти две трети респондентов ожидали, что они будут жить со своим партнером в течение следующих трех лет, об этом сообщили только одна треть пожилых ранее замужних людей с этими живыми договоренностями. Почти в трех четверти всех случаев две резиденции находились в одном городе, и большинство других жило в одном и том же государстве.

    Картина, представленная на этом листе фактов, представляет собой серию снимков австралийских домохозяйств и семейных форм во времени, с особым акцентом на периодические снимки, которые подчеркивают уровень общего чистого изменения, произошедшего за последние 25 лет, и стабилизацию семьи формы за последнее десятилетие, но при этом они маскируют еще больший уровень изменений, который также имел место. Например, отдельные лица, живущие в одиночку в одном из снимков, могли бы быть партнерами в последующем снимке, в то время как некоторые партнерские люди в более раннем периоде, возможно, жили в одиночку в последующем изученном периоде.

    Расширить социальное партнёрство ОУ с учреждениями села;

    Взаимодействовать с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, в том числе посредством проектной деятельности

Проектирование деятельности по реализации Программы

В некоторых случаях переход между моментальными снимками может происходить при переходе к более раннему статусу. Например, партнерские лица, захваченные в первом снимке, возможно, имели жизнь в одиночку, но к тому моменту, когда был сделан второй снимок, они, возможно, примирились или снова присоединились к партнеру.

Хотя существует, как правило, значительное разнообразие в характере потребностей в семейных и семейных формах, есть также данные о том, что некоторые семейные формы чаще испытывают значительные финансовые трудности, чем другие. Например, после отделения одинокие матери и их дети обычно испытывают значительное увеличение финансовых трудностей. Некоторые одинокие матери с небольшой оплатой труда или без них впоследствии увеличивают свое участие в рабочей силе, но при этом возрастает потребность в уходе за детьми.

    выявление и определение проблемного поля семей;

    сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

    накопление опыта работы педагогических работников с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации;

    социальное партнёрство.

Ожидаемые результаты реализации Программы

    создание банка данных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

    разработка плана мероприятий для каждой категории семей с учётом социального статуса;

    Профилактика семейного неблагополучия;

    Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ОУ;

    Создание взаимовыгодного социального партнёрства ОУ с учреждениями села.

Этапы реализации Программы

I этап 2014-2015учебный год

Пробный: апробация Программы в режиме инновации

II этап 2016-2019 годы.

Деятельностный: внедрение проектов в текущую практику;

IIIэтап 2019 год

Итоговый: подведение итогов и соотнесение результатов деятельности ОУ с целью и задачами по реализации запланированных проектов Программы.

Срок действия Программы

Структура Программы

    Паспорт Программы

    Информационная справка об учреждении.

    Анализ деятельности ОУ

    Концептуальные основания Программы

    Приоритетные направления реализации Программы.

    Основные проекты по реализации Программы.

    Управление Программой.

Ресурсное обеспечение реализации Программы

    Психолого-педагогические условия;

    Кадровые условия;

    Образовательная среда;

    Развивающая предметно-пространственная среда;

    Социокультурная среда ОУ

Порядок управления реализацией Программы

Управление и корректировка Программы осуществляется по мере необходимости, согласовывается коллегиальным органом ОУ, утверждается локальными актами.

Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы.

Мониторинг реализации Программы осуществляется по завершению работы каждого этапа.

    Информационная справка об учреждении

    1. Общие сведения об учреждении и контингенте семей воспитанников

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Солнышко» (далее – МДОУ «Солнышко) является частью образовательной системы Управления образования Администрации МО Приуральский район. В своей деятельности ОУ руководствуется Уставом, нормативными документами Управления образования, локальными актами учреждения.

МДОУ «Солнышко» расположено в 2-х корпусах, в учреждении – 9 возрастных групп. В них воспитывается 195 детей дошкольного возраста из 183 семей. Количественный состав и категории семей воспитанников представлены в таблице.

Благополучные 121 (66 %)

Семьи в трудной жизненной ситуации 70 (34 %)

Семьи в социально-опасном положении 8 (9)

Семьи «группы риска» 91 (100)

Многодетные

Опекунские

Учёт КДН и ЗП

Учёт ОПБД и П

Неблагополучные многодетные

Неполные

Безработные

Малоимущие

Беженцы, вынужденные переселенцы

Благополучные семьи – это семьи, исполняющие функции, удовлетворяющие потребности всех членов семьи и общества (материальные, психологические, юридические).

    Многодетные семьи – это семьи, имеющие трех и более детей.

    Опекунские и приёмные семьи имеют опекаемых детей. В такие семьи устраиваются дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

В ОУ присутствует категория детей находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – ТЖС). Данная категория детей воспитывается в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Семья, находящая в ТЖС – семья, находящая в определённом социальном неблагополучии (ситуация, связанная с экономическими, юридическими педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, не повлекшая за собой нарушений прав ребёнка).

Семьи, находящиеся в социально-опасном положении (далее – СОП) – категория семей, стоящих на различных видах учёта:

    Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав МО Приуральский район;

    Отдел профилактики безнадзорности детей и подростков.

    – это семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия, т.к. дети в них зачастую являются средством для получения различного рода пособий. Кроме того, в большинстве случаев в таких семьях само появление детей на свет является следствием беспорядочных половых отношений в состоянии алкогольного опьянения;

    Неполные семьи – означает воспитание ребенка одним из родителей. В ОУ присутствуют виды как материнской, так и отцовской неполной семьи;

    Безработные семьи – семьи в рассматриваемый период не имели работы или другого доходного занятия, самостоятельно или при чьем-либо посредничестве занимались поиском работы и были готовы приступить к ней;

    Малоимущие семьи – это категория семей, имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО. К данной категории относятся семьи: семьи, с одиноким, воспитывающим родителем (неполные), неблагополучные многодетные семьи, просто неблагополучные семьи, семьи безработных родителей. В этом учебном году группу малообеспеченных пополнили категории семья беженцев и вынужденных переселенцев.

    Семьи беженцев, вынужденных переселенцев – семьи, которые не имеют российского гражданства и находятся на территории РФ из-за реальных опасений для жизни и здоровья в своём государстве.

      Межведомственное взаимодействие с учреждениями системы профилактики

Большое внимание в работе ОУ уделяется межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики, таких как:

    Отдел по охране и защите прав детства Управления образования Администрации МО Приуральский район. Информирование о несовершеннолетних и их законных представителях,о фактах психологического или физического насилия.

    ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница».Взаимодействиев случае постановки семьи с алкогольной зависимостью на учет и проведения дальнейшей профилактической работы.

    МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения». Оказание адресной материальной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

    ОМВД ЯНАО по Приуральскому району. Патронат семей, с целью контроляи профилактики неблагополучных семей

    Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Координация работы с семьями СОП.

Сотрудничество с учреждениями помогает найти болееоптимальные и эффективные пути решения выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации в семьях воспитанников ОУ.

    Анализ деятельности ОУ по направлению

Работа в ОУ по социально-педагогическому сопровождению в течение 2012-2014 гг. велась по направлениям:

          Диагностическое. Формы работы: анкетирование родителей «Социальный паспорт семьи», составление списков неблагополучных семей, рассмотрение заявленийна оказание помощи в виде освобождения от родительскойплаты, приём информации из различных источниковобтрудной жизненной ситуации семей. Данное направление позволяетустановить статус семей воспитанников ОУ.

          Профилактическое. Формы работы: патронаж, ходатайство, индивидуальные беседы, рейды, привлечение родителей к образовательной и культурно-досуговой деятельности ОУ.

    Патронаж предусматривает посещение семьи дома с диагностической, контролирующей целью, который позволяет изучить проблемные ситуации и оказывать срочную помощь. В течение года осуществляется периодический патронаж семей.

Специалистами ОУ составляются акты обследования жилищно-бытовых и социально-психологических условий проживания несовершеннолетних.Отслеживаются семьи с низким материальным достатком. В течение учебного года 20 семьям, оказавшимся, в трудной жизненной ситуации, предоставлялась льгота по родительской плате. 7 семьям была оказана вещевая помощь, в течение акции «Помоги ближнему».

    Ходатайство – официальная просьба и представление адресованное государственным органам (общественным организациям), вышестоящим инстанциям. В течение 2013-2014 уч. года Составлено ходатайство за 1 семью об оказании материальной помощи ГБУ «КЦСОН», на 2 семьи в оказании содействия в трудоустройстве через ЦЗН.

    Индивидуальные беседы проводятся с целью профилактики пропусков без уважительной причины детьми ОУ, о необходимости своевременного внесения оплаты за посещения детьми ОУ.

    Рейды – Проведено 40 рейдов на квартиры, с целью выяснения причин отсутствия воспитанников в ОУ.

    работапо повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, конкурсах совместного творчества родителей и детей.

Все профилактические мероприятия фиксируются в «Журнале профилактических мероприятий». На каждую семью, находящуюся в ТЖС заведено личное дело, где отражена вся проведенная профилактическая работа.

          Аналитическое. В конце учебного года проводится анализ эффективности профилактических мероприятий. Ведётся учёт положительной динамики (графики). В случае необходимости планируется дальнейшее сопровождение семей.

Вывод: Социально-педагогическое сопровождение в МДОУ «Солнышко» имеет определенную систему.

Данная система нуждается в дополнениях и изменениях:

    Привлечение педагога-психолога для оказания своевременной психологической помощи семьям и воспитанникам, оказавшимся в ТЖС;

    Распространение положительного опыта семейного воспитания по возрождению семейных ценностей и традиций;

    Использование нетрадиционных форм работы с семьями, находящимися в ТЖС.

          Концептуальные основания Программы

В основу программы заложены следующие принципы:

1. Принцип индивидуального подхода – реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи.

2. Принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ в работе с семьей.

3. Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей.

4. Принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.

5. Принцип ответственности – предполагает конкретных исполнителей поставленных целей

5. Приоритетные направления реализации Программы

1. Регулярное, систематическое сопровождение семей находящихся в сложной жизненной ситуации

2. Привлечение к реализации программы педагогических работников имеющих достаточный опыт работы с семьями, находящимися в ТЖС.

3. Сопровождение семей находящихся в ТЖС, через межведомственное взаимодействие с учреждениями профилактики

    Проектирование деятельности по реализации Программы

      Проект «Доброе сердце»

В благополучных многодетных семьях, родители любят своих детей и сознательно хотят их иметь по различным причинам, в том числе из-за религиозных убеждений. Опекунские семьи занимаются воспитанием не родных детей и стараются прививать им семейные ценности. Мероприятия для многодетных и опекунских семей направлены на распространение положительного опыт семейного воспитания и предупреждение жестокого обращения с детьми.

Мероприятие

Направление

Конкурс совместного творчества «Мои братишки и сестренки»

Досуговое

1 раз в год

Многодетные семьи

Семейная газета

информационное

1 раз в год

Многодетные семьи

Портфолио «Знакомьтесь, это мы!»

Досуговое

1 раз в год

Многодетные семьи

«Родительская беседка» - интернет консультирование

Консультативное

1 раз в год

Многодетные семьи

Патронаж

Профилактическое

2 раза в год

Опекаемые семьи

Контроль посещения детьми ОУ

Профилактическое

Регулярно

Опекаемые семьи

Консультативное

Регулярно,

по обращению

Опекаемые семьи

Многодетные семьи

Заочный конкурс "Пусть свет сердец не угасает»

Досуговое

1 раз в год

Опекаемые семьи

Конкурс фотоматериалов «Улыбнитесь, я снимаю»

Досуговое

1 раз в год

Опекаемые семьи

Предполагаемый результат: распространение положительного опыта семейного воспитания; предупреждение жесткого обращения с детьми.

6.2. Проект «Выявление и определение проблемного поля семьи»

Порядок постановки семьи на индивидуальное социально-педагогическое сопровождение регламентируется локальными актами ОУ.

Основными источниками информации о семье являются:

 воспитатель возрастной группы

 социальные паспорта группы

 непосредственные контакты с семьей (посещение на дому, приглашение на беседу в ОУ);

 наблюдение за ребенком в ОУ (особенности его взаимоотношений со сверстниками и педагогами, социальный статус в группе сверстников, особенности игровой деятельности, поведения).

Диагностический инструмент

Назначение методики

(с кем проводится)

Форма проведения

Итоговый документ

Социальная ситуация развития ребенка

Выявление семей группы риска, нуждающихся в социально-педагогическом сопровождении.
Проводится анализ социальных паспортов групп ОУ

Родители воспитанников ОУ

Заполнение бланка-анкеты

Социальный паспорт группы

Получение информации о ребенке: состояние здоровья, психосоциальное развитие, личностные особенности, проблемы поведения.

Проводится в отношении воспитанников, находящихся в ТЖС

Личное дело

Факторы социального неблагополучия

Изучение условий проживания ребенка в семье с целью выявления степени неблагополучия, оценки возможности проживания ребенка в семье. Проводится в случаях, когда есть информация о явном неблагополучии (социальной опасности) проживания ребенка в семье

Жилищные условия, среда проживания ребенка

Наблюдение, осмотр (в ситуации, когда есть основания предполагать, что ребенок проживает в неблагоприятных для его развития, состояния здоровья и т. д. условиях)

Акт обследования жизненного пространства ребенка

Детско-родительские отношения

Составление социально-психологического портрета семьи, выявление "проблемных сфер" для определения возможных форм социально-педагогической помощи семье

Семья ребенка

Беседа с ребенком, родителями, анализ данных посещения семьи

Паспорт семьи

Предполагаемый результат : создание банка данных семей, находящихся в ТЖС.

      Проект «Сопровождение семей, находящихся в ТЖС»

Мероприятия проекта по реализации программы составлены с учётом их статусасемейи специфических проблем и направлены на профилактику.

Неблагополучные многодетные семьи

Социальные проблемы: острый недостаток материальных ресурсов; нерешенность жилищных проблем; психологическая несовместимость членов семей. Мероприятия для таких семей направлены на снижение психологического напряжения в отношениях между членами семьи и улучшения условий социальной ситуации развития детей в ОУ, путём активного вовлечения членов семей к социокультурному пространству ОУ.

Неполные семьи

Проблемы, возникающие в неполных семьях: неполноценное воспитание ребенка, частые острые и хронические заболевания у детей, наличие вредных привычек (курение, алкоголизм), неустроенность социально-бытового и жилищного характера, отсутствие или несоблюдение гигиенических норм жизни у родителей, частые случаи самолечения детей. В неполных семьях, где воспитателем остается отец, помимо вышеперечисленных проблем можно добавить отсутствие ласки со стороны матери.

Безработные семьи

В семьях безработных возникают следующие проблемы: возрастает количество разводов, отмечаются случаи жестокого обращения с детьми, присутствуют нервные расстройства и высокий уровень заболеваемости детей.

Малоимущие семьи

Основные проблемы малообеспеченных семей: материальные (трудности с обеспечением потребностей в жилье, еде, одежде, медицинской помощи); ухудшение психологической атмосферы (психологическое напряжение в отношениях между членами семьи) и психического здоровья детей. Такие проблемы в семьях порождают отсутствие инициативы, пассивность.

Проблемы: психологический дискомфорт, материальный трудности, затруднение при трудоустройстве.

Мероприятие

Направление

Профилактическое

Регулярно

Неблагополучные многодетные семьи

Безработные семьи

Малоимущие

Консультативное

Регулярно

Неполные семьи

Семьи беженцев и вынужденных переселенцев

Помощь в получении различных пособий и льгот, компенсаций

Консультативное

Регулярно, по обращению

Неблагополучные многодетные семьи

Неполные семьи

Безработные семьи

Семьи беженцев и вынужденных переселенцев

Работа семейного клуба «Мы – вместе!»

По плану работы клуба

Неблагополучные многодетные семьи

Выставка тематической литературы

Просветительское

1 раз в год

Неблагополучные многодетные семьи

Служба дистанционной психологической помощи («Телефон доверия», «Почтовый ящик», «Интернет приёмная»)

Консультативное

По обращению

Неблагополучные многодетные семьи

Неполные семьи

Привлечение к мероприятиям ОУ

Досуговое

Неблагополучные многодетные семьи

Неполные семьи

Семьи беженцев и вынужденных переселенцев

Материальная поддержка

Действенное

По акции, по обращению

Неблагополучные многодетные семьи

Малоимущие семьи

Семьи беженцев и вынужденных переселенцев

Разработка и распространение тематических памяток для родителей

Информационное

Неполные семьи

Безработные семьи

Семьи беженцев и вынужденных переселенцев

Содействие в трудоустройстве

Действенное

По обращению

Безработные семьи

Малоимущие семьи

Семьи беженцев и вынужденных переселенцев

Патронаж

Профилактическое

2 раза в год

Безработные семьи

Создание временных групп взаимопомощи

Действенное

По обращению

Малоимущие семьи

Безработные семьи

Семьи беженцев и вынужденных переселенцев

Предполагаемый результат : улучшение психологической атмосферы в семьях, снижение детской заболеваемости, улучшение материального состояния семей, повышение активности в мероприятиях, объединяющих детей, родителей и педагогов; предупреждение социально-опасного положения.

      Проект «Профилактика социально-опасного положения»

Проблемы семей, находящихся в СОП: алкоголизм одного или обоих родителей, низкий культурно-образовательный уровень, деформация системы ценностных ориентаций.

Мероприятие

Направление

Психолого-педагогическая помощь в образовании родителей

Профилактическое

Регулярно

Социально-психологическая помощь детям

Консультативное

Регулярно

Наблюдение за игровой деятельностью детей и за взаимоотношениями в коллективе со сверстниками

Профилактическое

Организация конкурса рисунка «Я и моя семья»

Досуговое

1 раз в год

Общение с членами семьи

Профилактическое

Регулярно

Мониторинг посещаемости детьми ОУ

Профилактическое

Ежедневно

Организация взаимодействия со всеми субъектами профилактики для оказания своевременной помощи семье

Профилактическое

Регулярно

Вовлечение родителей в деятельность ОУ

Профилактическое

Согласно плану

Привлечение к работе Совета Учреждения

Профилактическое

По мере необходимости

Цикл занятий с детьми «Научитесь обращаться за помощью»

Профилактическое

В течение учебного года

Родительский клуб «Мы вместе»

Профилактическое

По плану работы клуба

Предполагаемый результат : уменьшение количества семейнаходящихся в СОП

      Проект «Накопление педагогического опыта работы с семьями, находящимися в ТЖС»

Для организации работы с социально неблагополучными семьями воспитателям возрастных групп необходимо накапливать определённый опыт, заключающийся в освоение теоретических знаний и приобретение практических навыков

Мероприятие

Обучение профилактической работе

Постоянно

Ознакомление педагогического коллектива с законодательными актами, нормативными документами регламентирующими организацию работы с «особыми» семьями

Создание схемы отработки оперативной информации

Январь, 2015

семьями, находящимися в ТЖС

Педагогический всеобуч

Ежегодно

Планируемый результат :повышение профессионального мастерства педагогов в работе с семьями, находящимися в ТЖС.

      Проект «Социальное партнёрство»

Социальное партнерство – сотрудничество профессиональных, общественных организаций и структур с семьей при посредничестве ОУ. Последовательное осуществление системы программных мероприятий обеспечивает создание комплексногосопровождениясемей в ТЖС.

Мероприятия

Взаимодействующие стороны

Выявление неорганизованных детей

Отдел ПДН ОМВД ЯНАО по Приуральскому району

Посещение на дому семей состоящих на различных видах учета

Отдел профилактики несовершеннолетних, Комиссия по делам несовершеннолетних

Посещение детей из опекаемых семей

Отделпо охране и защите прав детстваУправления образования МО Приуральский район

Обеспечение социальной поддержки и социальной защиты семей

Учреждения по труду и социальной защите населения МО Приуральский район

Встречи с различными специалистами.
Организация мероприятий направленных на популяризацию здорового образа жизни, профилактику вредных привычек

ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница», МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения»

Предполагаемый результат: сопровождение семей, находящихся в ТЖС в межведомственном взаимодействии учреждений системы профилактики.

    Управление программой

Управление и корректировка Программы осуществляется по мере необходимости, согласовывается коллегиальным органом ОУ, утверждается локальными актами. Мониторинг реализации Программы осуществляется по завершению работы каждого этапа. Форма отчётности – аналитическая информация ответственных лиц.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Солнышко»

Согласовано Утверждено

на педагогическом совете ______________________________

Протокол № 1 Заведующая МДОУ «Солнышко»

Приказ № 60

Программа

« Социально-педагогическое сопровождение семей находящихся в трудной жизненной ситуации Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Солнышко»

2014-2019годы»

Много сейчас настаивают ознакомиться на сайтах. Обозреватели необычно смотрят на ситуацию, поэтому их подход приводят. Недавно новостные газеты обмолвились о том что Семьи попавшие в трудную жизненную ситуацию получат дополнительные социальные гарантии. Какое это означает значение для обывателей. Попытаемся искать простые обобщения. Возможно, что аналитики воспроизвели информацию без искажений.

Мосгордума вынесла положительное решение в отношении законопроекта, целью которого является введение государственной помощи на базе социального контракта семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

По официальным сообщениям пресс-службы Мосгордумы, данный законопроект предусматривает оказание государственной помощи в натуральном виде каждой семье, попавшей в тяжелую жизненную ситуацию. То есть, будут предоставляться возможности для профобучения и трудоустройства родителей, оказываться помощь в устройстве детей в дошкольные и образовательные учреждения, медицинская помощь, а также осуществляться помощь в закупке домашних животных для ведения имеющегося подсобного хозяйства.

Особенности реализации социальных прав детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в т.ч. лишенных родительского попечения.

Читайте также:

Особенности регулирования социальных прав семей с детьми на уровне субъектов РФ (на примере Санкт-Петербурга).

Закон СПб 24.11.04. №587-70 «О социальной поддержке семей, имеющих детей в СПб» + Постановление Правительства СПб о мерах по реализации этого Закона 2007 г. Закон СПб дает определение понятий:

Малообеспеченная семья;

Неполная семья;

Многодетная семья (семья, имеющая от 3 и более несовершеннолетних детей).

Закон предусматривает ежемесячные пособия на ребенка – 3 вида:

1- от рождения ребенка до 1 года;

2- от года до 7 лет;

3- с 7 лет до 16 лет (до окончания образовательного учреждения, но не старше 18 лет).

Право на пособие имеет 1 из родителей (адресная соц поддержка).

Пособие назначается на каждого ребенка. Размер: от рождения до 1 года – 1550р (1-й ребенок), 2000 (2-й и следующие дети). Ребенок – инвалид – 2325 (первый) и 3235 (второй ребенок инвалид – если в семье уже есть ребенок, кот м и не быть инвалидом). От 1 года до 7 лет – 485р. 700р (для неполных семей), 970р (ребенок инвалид, или родители инвалиды). Это ежемесячное пособие.

Кроме ежемесячных пособий есть и специальные дополнительные меры – единовременная компенсационная выплата при рождении ребенка (это все в СПб). Эта выплата дается всем (но женщина должна встать на учет до 20 недель включительно). То же самое и для усыновления детей до 6 месяцев рождения: 15000 р (1 ребенок), 20000р (2 ребенок), 25000 (3 и последующие).

Существует компенсационная выплата на детей из многодетных семей – 1 из родителей имеет право без учета социального пособия семьи 1 раз в учебный год на каждого обучающегося ребенка – 2000р.

ФЗ «об образовании» 1992 г. устанавливает размер родительской платы за содержание ребенка в образовательном учреждении, в дошкольных учреждениях образования (плата за дет сад), это гос и муницип образовательные учреждения. Размер не должен превышать 20% затрат на содержание ребенка в соответствующем учреждении (учреждение само определяет такие затраты). Если семья многодетная – до 10% указанных затрат. Статья 52.2. – правила компенсации фактически вносимой родителями платы: на 1 ребенка – 20%от вносимой родителями плат, на 2 – 50%. на 3 и последующего – 70%. Это расходные обязательства субъекта СПб Закон СПб от 01.06.2007. № 247-38 «О плате за сод-е ребенка в образовательных учреждениях…» повторяет положения Федерального законодательства. Размер родительской платы ежегодно устанавливается Правительством СПб. Устан-ся перечень категорий детей, родительская плата за содержание кот-х в яслях и садах не взимается вообще (в том числе работники садов м там бесплатно содержать своих детей). Устанавливается размер компенсации за счет бюджета СПб. Отдельные категории граждан имеют определенные льготы (например, дети в/сх освобождается от платы за дет сады, в системе органов ФСБ выплачивается выплаты на содержание детей в размере вносимой на содержание детей платы, но не ≥1500р).

Права детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в т.ч. лишенных родительского попечения предусм-ны ФЗ №124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Устанавливаются только основные гарантии для всех детей:

Защита прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания;

Обеспечение прав детей на охрану здоровья;

Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости;

Защита прав детей на отдых и оздоровление;

Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей;

Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию;

Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

ФЗ вводит понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» - дети – инвалиды, дети без попечения родителей, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети из малоимущих семей и т.д. т.е. дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи

Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, а те, кто содержаться и обучаются в федеральных государственных образовательных учреждениях, - федеральными органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичную деятельность могут осуществлять и общественные объединения, некоммерческие организации, российские отделения международных организация. При этом государство гарантирует судебную защиту прав таких детей.Указом Президента РФ от 26 марта 2008 г. N 404 создается Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

ФЗ от 21.12.96г «О доп гарантиях по социальном поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (это часть детей, попавших в трудную ситуацию). Дети-сироты – один или оба родителя умерли; дети, оставшиеся без попечения родителей – род-ли живы. Лица из числа детей-сирот или ДОБПР – это лица уже после 18 лет (до 23 лет). Основные гарантии:

1) дополнительные гарантии право на образование (право на обучение на подготовительных курсах без взимания платы, лица из числа детей сирот и без попечения имеют право на получение 1 и 2 среднего или начального проф образования).

2) Дополнительные гарантии права на мед обсл-ие (бесплатные осмотры, предоставление путевок).

3) Дополнительные гарантии прав на имущество и жил помещений – за такими детьми сохраняются права на жилое помещение. Если его нет, после окончания пребывания в образовательном учреждении за гос счет – лица д обесп-ся жилой площадью без очереди. Это расход обязательства субъектов РФ.

4) Дополнительные гарантии права на труд.

Формы устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

СК предусматривает понятие приемной семьи. Постановление Правительства РФ от 17.07.96г. «о приемной семье». Приемная семья – это форма устройства детей, остается без попечения родителей. Ее образуют граждане, кот желают взять в семью ребенка. Права и обязанности прав родителей аналогичны: П и О опекуна/попечителя. Огр-ся общее кол-во прав детей в семье (8 человек). Приемная семья строится на договорных началах. Договор о передаче ребенка на воспитание в семью (м/у органами опеки и родителями, приемным родителям выдается удостоверение). Не возникает алиментных и наследственных отношений. Приемные родители д б совершеннолетними, дееспособными, не д б лишены родительских прав. Мнение ребенка учитывается при передачи его в приемную семью (с 10 лет – только по согласию ребенка). Дети из приёмных семей сохраняют все права как дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Материальное обеспечение права семьи – ежемесячно выплачивается сумма на питание, одежду. Ребенок м находится в семье до 18 лет, по общему правилу. Труд приемных родителей оплачивается – это устанавливается Закон субъектов РФ (Закон СПб № 424-56 2001г «о размере оплаты труда приемных родителей»).

Др форма устройства детей – детский дом семейного типа. Постановление Правительства от 19.03.01. «О детском доме семейного типа» (ДДСТ). ДДСТ это организационно правовая форма. ДДСТ орг-ся на базе отдельного помещения. Все права за детьми сохраняются. Обучение в образовательных учреждениях на общих основаниях. Супруги именуются здесь воспитателями. Их труд в соответствии с ТЗ, все льготы и особенности – как для работников образовательных учреждений. Дети находящиеся в спец учреждениях должны обеспечиваться государством. Постановление Правительства РФ № 659 от 07.11.2005г. – нормы материального обеспечения соответствующих детей.

Есть еще дети с отклонениями в поведении: ФЗ от 24.06.1999г №120-ФЗ «об основах системы проверки безнадзорности и преступлений несовершеннолетних». Вводится понятие безнадзорных, беспризорных детей. Устанавливается система органов и учреждений профилактики, указываются лица, с которыми должна проводиться соответствующая работа. При этом за ними закрепляются определенные права, например, обеспечение бесплатной юр помощью. Постановление правительства РФ от 14.02.2000 – дети-сироты и без попечения родителей в возрасте от 14 до 16 лет (д.б. гражданами РФ) могут помещаться и в воинские части в качестве воспитанников (по поручению гор/рай комиссии – но только лица мужского пола).

Постановление Правительства РФ от 05.03.08. №148 «об обеспечении отдыха и оздоровления детей и их…» в 2008-2010гг. Здесь предусматриваются социальные меры– ФСС для детей застрахованных граждан должны полностью или частично оплачивать путевки. Постановление Главного Санитарного врача 01.04. 2008. №23 – об обеспечении отдыха и оздоровлении детей.

Есть и по ведомствам линия по обеспечению отдыхом детей сотрудников, например, в прокуратуре РФ.

Постановление правительства РФ от 21.03.07. – утверждено ФЦП «дети России» на 2007-2010гг.

Помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию

Комментариев: 0

Введение нового для Крыма вида социальной помощи - социального контракта предусматривает принятый сегодня парламентом республики в окончательном чтении закон "О государственной социальной помощи".

Семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, будет предлагаться заключить социальный контракт. Условия контракта предусматривают выплату государством ежемесячных пособий семье в размере 7,5 тысяч рублей (90 тысяч рублей в год). Однако члены семьи, в свою очередь, обязаны приложить все усилия, чтобы выбраться из бедственного положения.

Таким образом, орган социальной защиты установит для каждой семьи свою программу адаптации, в рамках которой членов семьи будут либо трудоустраивать, либо дадут возможность переквалифицироваться, либо приобретут домашний скот для ведения хозяйства и др. Основная цель такой социальной помощи заключается в том, чтобы семья в течение года вышла из сложной жизненной ситуации.

Социальные контракты начнут заключать с 1 января 2015 года, первоначально примерно с 200 семьями.

Новый закон также установил одним из видов государственной социальной помощи в Крыму выплату пособий. Право на его получение имеют малоимущие семьи, одинокие граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума. Размер пособия составит порядка трех тысяч рублей в месяц.

Этот вид социальной помощи был в Крыму и раньше, однако размеры выплат с присоединением Крыма к России увеличиваются примерно в два раза.

На сегодняшний день в Крыму более 46 тысяч человек пользуются государственной социальной помощью в виде ежемесячных пособий.

Семья в трудной жизненной ситуации

Финаева Анастасия Геннадьевна 2012

УДК 316.472:343.81 СЕМЬЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Финаева А.Г.

Цель: провести анализ особенностей семьи заключенного как семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации; выявить стратегии семьи в отношении заключенных и основания выявленных стратегий.

Метод проведения исследования: качественное исследование методом полуструктурированного интервью.

Результаты: выделены семейные стратегии в отношении заключенных: стратегия стабильной связи и стратегия дистанцирования; выделены основания данных стратегий; представлена интерпретация трудностей, с которыми сталкивается семья заключенного в осуществлении стратегии стабильной связи: социальные, психологические и экономические; показана роль данных стратегий в структуре ресоциализации заключенных.

Область применения результатов: разработка социально-

коррекционных программ с семьей заключенного, практическая деятельность социальных работников, работников пенитенциарной системы и органов внутренних дел.

Ключевые слова: семья, трудная жизненная ситуация, семейные стратегии, заключенный.

FAMILY APPEREAD IN A COMPLICATED REALITY SITUATION

Purpose research is to analyze the characteristics of a prisoner’s family like a family caught up in complicated reality situation, to identify families’ strategies concerning to prisoners and to determine reasons of identified strategies.

Methodology of research is semi-structured interview within qualitative study.

Results of research. Family strategies concerning to prisoners such as a strategy for a stable connection and a strategy of distancing are identified. The bases of these strategies are detected. Interpretation of social difficulties, psychological difficulties and economic difficulties faced by the family of a prisoner in a stable implementation of the strategy for a stable connection is presented. The role of these strategies within the structure of prisoners’ resocialization is shown.

Practical implications are suggested the development of the social and rehabilitative programs for the prisoner’s family, the practical activities of social workers and workers of prison system and law enforcement agencies.

Keywords: family, complicated reality situation, family strategies, prisoner.

Социологическое исследование семьи заключенного становится актуальным как в научно-теоретическом плане, так и в социальнопрактическом, так как ее можно рассматривать как семью, попавшую в трудную жизненную ситуацию. Согласно статистике , в России в последние годы наблюдается рост числа заключенных, а как следствие и семей, которых эта проблема касается, поэтому возникает необходимость в государственной социальной поддержке таких семей, усовершенствовании механизма взаимодействия государственных структур с семьями заключенных.

Согласно Федеральному закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «трудная жизненная ситуация -ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно» . Трудные жизненные ситуации - это ситуации, преодоление которых требует значительных усилий, трудовых затрат и чрезмерного напряжения . Следовательно, семья, находящаяся в

трудной жизненной ситуации - это семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов ее семьи, превышающую ее обычный адаптивный потенциал и требующую для ее преодоления значительных психологических и материальных ресурсов.

Рассмотрим основные критерии, которые позволяют нам характеризовать ситуацию, в которой оказалась семья заключенного как трудную. Семья заключенного сталкивается с трудностями в экономическом, социальном и психологическом плане. Почти на каждого заключенного всегда приходится еще несколько человек (супруги, родители, дети), которые сталкиваются с трудностями различного характера: разлука; поездки на свидания; восприятие семьи со стороны ближайшего окружения; неясные перспективы сохранения семейных отношений; трудности, связанные с новым распределением ролей в семье (забота о детях, добыча материальных ресурсов для выживания самой семьи и обеспечения жизни заключенного в ИУ).

Семья заключенного в силу выпадения из ее состава одного из членов семьи может относиться к неполным семьям. Снижается эффективность реализации семьей ее важнейшей функции - социализации, воспитания детей, так как встает проблема экономического выживания семьи, в связи с чем проблема воспитания отодвигается на второй план. Все проблемы в семье родитель решает в одиночку.

Многие семьи заключенных являются неблагополучными либо изначально, так как неблагополучие семьи может являться фактором социализационной деформации и криминализации личности , либо сам факт попадания члена семьи в исправительное учреждение способствует попаданию семьи в разряд неблагополучных (в общественном сознании или в силу недостатка денежных средств и попадания этой семьи в группу неполных семей). Также могут иметь место такие негативные явления как алкоголизм и наркомания. Очень часто алкоголизм одного из членов семьи становится

причиной делинквентного поведения, что может повлечь за собой заключение в исправительное учреждение.

Также трудной ситуацией для семьи заключенного является период посттюремной адаптации, так как именно членам семьи приходится справляться с длящимися последствиями заключения. Бывшие заключенные очень часто имеют пристрастие к алкоголю, могут иметь склонность к причинению физического или психологического вреда кому-либо из членов семьи. Семья заключенного оказывается в тяжелом материальном положении, так как из состава семьи выпадает человек, который мог бы содержать семью, семья поддерживает заключенного, приезжая на свидания и собирая передачи, что также сказывается на материальном положении семьи, а после освобождения бывшему заключенному часто очень трудно найти работу.

Для исследования семейных стратегий в структуре ресоциализации заключенных нами было предпринято качественное исследование методом полуструктурированного интервью. В качестве респондентов (N=29) выступили сотрудники исправительных колоний, уголовно-исполнительных инспекций, районных отделов внутренних дел города Саратова и области, члены семей заключенных и сами заключенные. Интервью имели различную длительность (20-60 минут) и содержание (для разных типов респондентов были составлены 4 гида интервью).

В ходе исследования нами выделены стратегии семьи в отношении заключенных - стратегия стабильной связи и стратегия дистанцирования. Рассмотрим свойства этих стратегий и основания, на основе которых семья выбирает ту или иную стратегию. Независимо от того, какую стратегию семья выбирает в отношении своего родственника, попавшего в ИУ (поддержка или отказ), семья оказывается в трудной ситуации выбора, а затем выполнения выбранной стратегии.

Остановимся на стратегии стабильной связи. Можно выделить следующие индикаторы, характеризующие взаимодействие семей с

заключенными: формы взаимодействия (свидания, переписка, отправление денежных переводов, телефонные разговоры, посылки, передачи и бандероли, выезды осужденных за пределы исправительных учреждений) и их частота. Количество свиданий, предоставляемых заключенным, а также количество посылок и передач (от неограниченного количества при условии отбывания наказания в колонии-поселении и до строго лимитированного количества в колониях строго режима и тюрьмах) зависит от режима исполнения наказания и предусмотрено уголовно-исполнительным кодексом РФ .

Семьи, которые поддерживают непрерывные связи с заключенным, оказывают ему моральную и материальную поддержку. Уровень фактического общения осужденных с внешним миром обусловлен не только лимитом предоставляемых свиданий, но и социально-экономическим положением заключенных и их семей. Есть семьи, которые хотят помочь своим членам семьи, оказавшимся в ИУ, но не могут это сделать в силу отсутствия достаточного материального обеспечения, а также удаленности мест лишения свободы от места жительства их родственников.

«Из-за отдаленного места отбывания наказания моим мужем, я не могу реализовать права (это и моё право) посещения его хотя бы столько раз, сколько установлено законом. Я вынуждена выбирать, куда потратить свои деньги: на билет или на посылку с едой» (жена заключенного, январь, 2010). На сбор передачи необходимо затратить немало денежных средств. Кроме того, здесь возникает не только проблема стоимости билета до места отбывания наказания, но и транспортировки передачи.

Положительное отношение членов семей к заключенным зависит от отношений в семье до попадания в исправительное учреждение, от степени тяжести преступления, от веры семьи в то, что человек может исправиться, если семья изначально оправдывает преступление и верит в то, что человек его не совершал или совершил по неосторожности. Помощь заключенным их родственниками основывается на морально-нравственных регуляторах

поведения, моральном долге, которые восходят к христианской морали, основанной на Заповедях Христа. Так из толкования пятой Заповеди Закона Божьего «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» следует, что недопустимо оставление родителей без помощи в несчастье, болезни и старости. Этот закон распространяется не только на родителей, но и других родственников, а также друзей: недопустимо оставление своих ближних без помощи, когда последние в ней нуждаются .

«Сначала мы были в недоумении. А потом узнали, что его довели до этого преступления. Это наш отец, мы были с ним до конца» (дочь бывшего заключенного, январь, 2010).

В частности эксперты выделяют группу преступников, которым семьи помогают и в процессе отбывания наказания и затем после освобождения. Это экономические преступления, которые рассматриваются как преступления, совершенные ради семьи, с целью улучшения благосостояния.

«Экономические преступления - ну, ты сумел наворовать и молодец. Здесь конечно ни разу ни от кого не отказались. Могу так сказать. И помощь на зону, то есть постоянные передачки, денежные переводы и свидания» (инспектор районного отдела внутренних дел, июнь, 2010).

Опыт поддержания связи с заключенным родственником сказывается на жизни семьи, так как структурирует жизнь членов семьи вокруг свиданий, писем, сбора передач и посылок. В период посттюремной адаптации членам семьи бывшего заключенного приходится справляться с последствиями заключения, так как вышедший из мест заключения человек сталкивается с массой трудностей: отсутствие средств к существованию, документов, имеют место трудности с устройством на работу, подорванное физическое здоровье, различные психологические проблемы.

Существуют семьи, которые смиряются с отрицательным поведением бывшего заключенного в силу невозможности проживания отдельно или из-за

того, что считают, что должны помочь своему родственнику. Такая помощь и невозможность отказа может основываться на механизме созависимости. В психологии термин «созависимость» означает вид деструктивных взаимоотношений между двумя и более созависимыми взрослыми людьми, которые пытаются установить контроль друг над другом. Изучение созависимости своими корнями уходит в исследование алкоголизма. Так как наряду с конфликтным поведением бывшего заключенного очень часто присоединяется проблема алкоголизма и наркомании, поведение родственников бывшего заключенного может оцениваться как созависимое. Семья не может отказаться от заботы о члене семьи, так как оптика жизни этих людей смещена на этого человека, имеет место смысловая встроенность установок в отношении этого человека в повседневные практики семьи. Этот человек, его асоциальный образ жизни определяет жизненные стратегии его родственников. Забота о нем становится смыслообразующим элементом в жизни этих людей.

«Мы не можем его бросить, отец есть отец. Мы готовим, стираем, убираемся, носим ему воду» (дочь бывшего заключенного, январь, 2010).

«Вот как жить с таким человеком?» (племянница бывшего заключенного, июнь, 2010).

И. Ваша мама не хочет уже с ним жить?

Р. Она не то, что не хочет, она избавиться не может от него (родственница бывшего заключенного, июнь, 2010).

Рассматривая отрицательную форму взаимодействия семей с заключенными родственниками - стратегию дистанцирования, на наш взгляд очень важно выявить причины, по которым родственники не поддерживают связи с заключенными. Среди причин, обусловливающих неприятие семьей своих членов, отбывших наказание в исправительном учреждении, можно выделить следующие.

Степень тяжести преступления и отношение к нему членов семьи.

«Экономические преступления и вот уголовные (кража, грабежи, убийства, изнасилования) - это небо и земля. Экономические преступления -ну, ты сумел наворовать и молодец. Здесь конечно ни разу ни от кого не отказались» (инспектор районного отдела внутренних дел, июнь, 2010).

Классификация преступлений по степени тяжести предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации, согласно которому все преступления делятся на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие в зависимости от степени общественной опасности, формы вины (умышленная и неосторожная) и от размера наказания, предусмотренного за совершение преступления. (Ст. 15 УК РФ) .

Отношение членов семьи преступлению как таковому естественно не может быть положительным. При оценке преступления родственниками осужденного большое значение играет форма вины (умышленно ли совершено или по неосторожности), обстоятельства, при которых совершено преступление. Экономические преступления, как было указано выше, принимаются членами семьи не столь отрицательно, как преступления против жизни и здоровья человека и половой неприкосновенности. Оценка такого преступления как кража может зависеть от того, у кого было украдено имущество, что именно было украдено, какая мотивация была при этом у осужденного.

Длительность срока заключения, неоднократность попадания в ИУ.

«Полно случаев, когда муж находится в местах лишения свободы, а жена подает на развод, выходит замуж» (инспектор Федеральной службы исполнения наказаний, март 2011).

Такие случаи происходят, когда жена не видит перспективы в том, чтобы дожидаться своего мужа из мест лишения свободы и у нее есть возможность создать новую семью. Еще более подталкивает к этому негативное поведение осужденного до совершения преступления, конфликтные взаимоотношения в семье.

Конфликты в семье из-за неприемлемого поведения до и после отбывания наказания.

Конфликтные взаимоотношения в таких семьях возникают в основном из-за того, что освободившийся не желает менять своей отрицательной направленности, злоупотребляет спиртными напитками или употребляет наркотики, не желает утраиваться на работу, демонстрирует агрессивное поведение в отношении своих близких.

«Он всю жизнь издевался на моих глазах над моим ребенком, надо мной (родственница заключенного, июнь 2010).

«Семьи, которые не принимают, их достали подсудимые. Многие из них неоднократно сидели уже, на игле сидят, то есть наркоманы, не хотят работать. Конфликт в семье» (инспектор районного отдела внутренних дел, июнь 2010).

«Он всю жизнь из тюрьмы в тюрьму. Он устанавливает здесь свои тюремные порядки» (родственница заключенного, июнь 2010).

Действительно, долгое пребывание в местах лишения свободы накладывает отпечаток на психику человека. В исправительном учреждении человек сталкивается со стрессовой ситуацией, так как оказывается вырванным из привычной социальной среды и попадает под влияние тюремной субкультуры с четкой иерархической организацией, со своими ценностями, нормами, языком, традициями . Образ жизни в исправительном учреждении резко отличается от образа жизни на свободе: замкнутое пространство, строгая дисциплина и распорядок дня, организация жизненного пространства исключает существование сферы частной жизни . Процесс адаптации к условиям жизни в местах лишения свободы очень сложен и негативно влияет на личность заключенного. Освободившись из ИУ, бывший заключенный приносит элементы тюремной субкультуры в семью, с которой они не совместимы.

Таким образом, результаты эмпирического исследования позволили выделить основания семейных стратегий в отношении заключенных -стратегии стабильной связи и стратегии дистанцирования. Представлена интерпретация трудностей, с которыми сталкивается семья заключенного в осуществлении стратегии стабильной связи. В качестве таковых мы выделяем: социальные (новое распределение ролей в семье, последствия отбывания наказания: отсутствие документов, трудности с устройством на работу); психологические (разлука, восприятие семьи со стороны ближайшего окружения); экономические (добыча материальных ресурсов для выживания самой семьи и обеспечения жизни заключенного в исправительном учреждении).

Полученные выводы могут иметь значимость в социальнопрактическом плане, так как доказывают необходимость социальной помощи семье заключенного как попавшей в трудную жизненную ситуацию, поэтому могут быть использованы в работе социальных работников, социальных педагогов, при разработке социально-коррекционных программ работы с семьей заключенного. Результаты исследования также могут быть интересны для сотрудников пенитенциарной системы и органов внутренних дел с целью повышения ресоциализирующей роли семей заключенных.

Список литературы

1. Канкин В.Г. Неблагополучная семья в социальном контексте современной России: Дис. канд. социол. наук. Краснодар. 2005. 137 с.

2. Лысак И.В. Черкасова Ю.Ю. Тюремная субкультура в России. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. 112 с.

Www.jourssa.ru/1998/2/8musdyb.html (дата обращения:

4. Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной

жизни до государственной власти. М. ИНФРА-М, 2001. 418 с.

5. Российский статистический ежегодник. М. Росстат, 2009. 795 с.

6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Официальное издание. М. Юрид. лит. 2010. 320 с.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальное издание. М. Юрид. лит. 2009. 168 с.

8. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 № 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) // Российская газета. № 158. 25.07.2008.

10zapovedei.ru/index.php (дата обращения:

1. Kankin V.G. Neblagopoluchnaja semja v social"nom kontekste sovremennoj Rossii . Krasnodar, 2005. 137 p.

2. Lysak I.V. Cherkasova Ju.Ju. Tjuremnaja subkul"tura v Rossii . Taganrog: Izd-vo TRTU, 2006. 112 p.

Www.jourssa.ru/1998/2/8musdyb.html (accessed August 23, 2011).

4. Olejnik A.N. Tjuremnaja subkul"tura v Rossii: ot povsednevnoj zhizni do gosudarstvennoj vlasti . Moscow: INFRA-M, 2001. 418 p.

5. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik . Moscow: Rosstat, 2009. 795 p.

6. Ugolovno-ispolnitel"nyj kodeks Rossijskoj Federacii. Oficial"noe izdanie . Moscow: Jurid. lit. 2010. 320 p.

7. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii. Oficial"noe izdanie . Moscow: Jurid. lit. 2009. 168 p.

8. Rossijskaja gazeta, no. 158 (2008).

10zapovedei.ru/index.php (accessed September 11, 2011).

Финаева Анастасия Г еннадьевна, аспирантка кафедры «Социология, социальная антропология и социальная работа»

Саратовский государственный технический университет имени Ю.А.Гагарина ул. Политехническая, д.77, г. Саратов, Саратовская область, 410054, Россия e-mail: ag_finaeva@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Finaeva Anastasiya Gennadievna, post-graduate student, «Sociology, social anthropology and social work» specialty



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ