Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Вопрос 1

Понятие «свободы совести» и «свободы вероисповедания»

Понятие «свобода совести» обладают самостоятельным смыслом, содержание данной категории имеет собственное мировоззренческое и юридическое значение.

Теоретико-правовая модель свободы совести включает понимание свободы совести в объективном и субъективном смыслах. Свободу совести в объективном смысле можно охарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Свобода совести в субъективном смысле есть конкретные возможности, права, притязания, возникающие на основе и в пределах законодательства о свободе совести.

Многоаспектный характер свободы совести предопределяет тот факт, что она является объектом изучения различных общественных наук.

В социологическом плане свобода совести - духовная ценность, важное социальное благо, созданное обществом в результате исторического развития. В политологическом плане осуществление свободы совести - один из аспектов демократии. В философском смысле свобода совести рассматривалась как философско-этическая категория, как возможность для каждого человека совершать поступки в соответствии со своими представлениями о справедливом и несправедливом, о добре и зле, как право людей мыслить о мире так, как они хотят, в том числе и с религиозных позиций, а также действовать в соответствии со своими представлениями о мире.

При характеристике отношения человека к религии в статье 28 Конституции РФ кроме понятия «свобода совести» употребляется термин «свобода вероисповедания». А в нормах международного права, в частности, в статье 18 Всеобщей декларации прав человека, статье 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других актах - «свобода религии».

Свобода вероисповедания равнозначна свободе религии, религиозной свободе. Свобода вероисповедания предполагает не только свободную деятельность религиозных объединений различных конфессий, действующих в соответствии с законом, но и индивидуальное право каждого свободно выбирать любую религию, принадлежать к любой конфессии, выбирать, иметь, менять, распространять и выражать любые религиозные взгляды, участвовать в религиозных богослужениях и обрядах, а также не исповедовать никакой религии. Как справедливо указывают М.В. Баглай и В.А. Туманов: «В субъективном смысле, то есть как право человека, понятия свободы вероисповедания и свободы религии равнозначны, но последнее означает также право на существование всех религий и возможность каждой из них беспрепятственно проповедовать свое вероучение. Однако очень часто все указанные термины употребляются как идентичные» .

Свобода совести и вероисповедания в различных источниках

Свобода совести и вероисповедания по Конституции РФ

Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации в статье 28 предусматривает, что «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…. Исходя из названной формулировки, получается, что на конституционном уровне теперь свобода совести хотя формально и связывается со свободой вероисповедания, однако не отождествляется с ней, как это было ранее. Следовательно, согласно Конституции, это самостоятельные понятия, каждое из которых должно иметь специфическое юридическое наполнение. Однако дальнейшее содержание названной статьи Конституции опровергает это. И свобода совести, и свобода вероисповедания рассматриваются как единое понятие, включающее в себя: «право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии и ними». То есть, согласно конституционно-правовому содержанию и смыслу статьи 28 свобода совести и вероисповедания составляют единое понятие и единый правовой институт.

Такой вывод подтверждается и специалистами Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. В подготовленных ими Комментариях к Конституции РФ, категория «свобода вероисповедания» и «свобода совести» рассматриваются в неразрывном единстве как одно понятие и единый правовой институт. Л.А.Окуньков.

М.В. Баглай и в.А. Туманов также рассматривают свободу совести и вероисповедания как единое понятие. По их мнению, «свобода совести и вероисповедания - право человека как быть атеистом, то есть не верить в Бога, так и верить в Бога в соответствии с учением той или иной религии».

Текст Ст. 28 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Комментарий к Ст. 28 Конституции Российской Федерации

Свобода совести и вероисповедания относится к личной свободе, но ее особенность заключается в том, что по своей природе она одновременно является одной из разновидностей духовных свобод. Реализация свободы совести и вероисповедания способствует духовному развитию человека, формированию его как личности с определенной системой нравственно-религиозных воззрений.

Положения ст. 28 Конституции РФ, устанавливающие свободу совести и вероисповедания, включают в себя несколько важных понятий.

Прежде всего речь идет о совести и ее свободе. Понятие «совесть» нередко отождествляется с вероисповеданием, атеизмом либо с выбором воззрений, стоящих между ними. Однако совесть и ее свобода, хотя и составляют ядро религиозной нравственности, по своему содержанию значительно шире вопроса об отношении к Богу. Совесть есть особое душевное свойство каждого человека, присущее ему вне зависимости от того, признает человек Бога или отрицает его, и состоит оно во врожденном познании и различении нравственных категорий добра и зла. Вместе с тем, так как Россия провозглашена светским государством, ее гражданам предоставляется право самостоятельно определять нравственные основы добра и зла либо в соответствии со своими религиозными убеждениями, либо с тем, что именуют «общечеловеческой моралью или нравственностью». Поэтому в широком понимании свободы совести государство признает наличие в обществе многообразных мировоззренческих позиций и убеждений, охватывающих отношение человека к идеологии, религии, нравственности, политике, науке, культуре и т.д. В этом смысле свобода совести равнозначна свободе убеждений и мировоззрений (). В Конституции РФ прямо не сформулировано «право на убеждения», но запрещается принуждение к выражению убеждений или отказу от них ().

Конституция РФ в ст. 28 определяет свободу совести в узком смысле, подразумевая под этой категорией отношение человека к вере и религии. Отсюда свобода совести в данном контексте — это право исповедовать или не исповедовать какую-либо религию.

Свобода совести тесно связана со свободой вероисповедания. Свобода вероисповедания — более узкое понятие и касается тех, кто придерживается в своих убеждениях той или иной веры. Необходимость выделения этого элемента свободы совести связано с религиозным многообразием, исторически сложившимся на территории России, где люди исповедуют православие, католицизм, протестантизм, иудаизм, ислам, буддизм, а также входят в различные религиозные секты.

Свобода вероисповедания включает право человека в признаваемом им вероучении исповедовать свою веру индивидуально или совместно с другими, входить либо не входить в какие-либо религиозные организации. Индивидуальное или совместное с другими вероисповедание представляет собой совершение религиозных обрядов по правилам, изложенным в конкретном вероучении.

Конституция РФ в ст. 28 предусматривает возможность совершения действий в соответствии с избранными убеждениями. К таким действиям, помимо выполнения религиозных обрядов и церемоний, могут быть отнесены распространение религиозных и иных убеждений непосредственно или через средства массовой информации, миссионерская деятельность, дела милосердия и благотворительности, религиозное обучение и воспитание, подвижничество (монастыри, скиты и пр.), паломничество и иная деятельность, определяемая вероучениями.

Содержание положений ст. 28 Конституции РФ соответствует ст. 18 Международного пакта ООН о гражданских и политических правах. Это право закрепляется в ст. 9 (ч. 1) Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, учении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».

Наряду с Конституцией РФ право на свободу совести и вероисповедания регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О свободе совести и о религиозных объединениях»*(118). Отдельные вопросы пределов реализации и охраны данного права определяются в Гражданском и уголовном кодексах РФ , Кодексе РФ об административных правонарушениях и других законах, нормативных правовых актах РФ, а также законах и нормативных правовых актах субъектов РФ*(119).

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», конкретизируя положения Конституции РФ, определяет содержание права на свободу совести и свободу вероисповедания. Свобода выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения принадлежит людям не только в пределах вероисповедания, но охватывает все убеждения вообще.

Свобода вероисповедания означает, что никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих (ч. 5 ст. 2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Свобода совести и вероисповедания не является абсолютной. Существуют определенные ограничения данной свободы, обозначенные непосредственно Конституцией РФ. Поскольку вероисповедание в подавляющем большинстве случаев связано с деятельностью того или иного религиозного объединения, запрещает создание общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание религиозной розни. В соответствии с запрещается дискриминация по признаку религиозной принадлежности. Согласно ч. 2 ст. 29 Конституции РФ, запрещается пропаганда или агитация, возбуждающие религиозную ненависть и вражду. Нельзя пропагандировать и религиозное превосходство.

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», по просьбам религиозных организаций решением Президента РФ священнослужителям в соответствии с законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе в мирное время может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов. В отношении предоставления священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу Президент РФ принял специальный Указ от 14 января 2002 г.

Еще одна гарантия связана с трудовой деятельностью верующего человека. В пункте 7 ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» для органов государственной власти предусмотрена возможность объявлять дни религиозных праздников дополнительными нерабочими (праздничными) днями.

Статья 28 Конституции РФ провозглашает:

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.».

Свобода совести и свобода вероисповедания основаны на светском характере российского государства, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Под совестью понимается душевное свойство человека, проявление нравственного самосознания, самоконтроля, признания необходимости соблюдения тех или иных правил жизни. Для религиозных людей совесть, прежде всего, связана с догмами веры. Для атеистов совесть основывается на моральных критериях разграничения добра и зла. Таким образом, содержание свободы совести предполагает свободу на самоопределение личности, свободу мировоззренческого выбора человека. Одним из элементов свободы совести является свобода вероисповедания.

Содержание свободы вероисповедания включает в себя, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии в Российской Федерации не допускается. Свобода вероисповедания означает право человека на, выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением

Статья 28 Конституции РФ в завуалированном виде закрепляется право не только на атеистические убеждения, но и на атеистическую пропаганду («распространять религиозные и иные убеждения»). С содержательной точки зрения следует признать бесполезным упоминание о праве «не исповедовать никакой» религии, поскольку это заложено в содержании свободы совести. Следует помнить, что данная статья Конституции посвящена только правам человека в области религии, что же касается правового положения самих религиозных объединений, их равенства перед законом, то основанием этого служит ст. 14 Конституции РФ.

Свобода совести и вероисповедания подробно регламентируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»:

Верующий человек имеет право заменить военную службу на альтернативную, если это противоречит его убеждения;.

Никто не обязан сообщать о своей вере никому, и никто не вправе требовать этого от других людей;

– никому не может быть запрещено принимать участие в богослужениях, но и никто не может быть принуждён к этому;

– священнослужитель не может быть привлечен за отказ от дачи показаний по фактам, ставшим ему известным из исповеди;

Верующие могут объединяться в различные группы и организации. Объединение граждан может, как иметь регистрацию, так и не иметь;

– закон позволяет проводить религиозные встречи, как в специальных местах, так и в жилых помещениях;

– религиозные организации вправе проводить богослужения в больницах, детских домах, тюрьмах, домах престарелых;

– религиозные организации вправе производить, распространять, продавать и покупать религиозную литературу, аудио и видео материалы и иные предметы религиозного назначения.

Важным элементом свободы вероисповедания является право гражданина на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Право на свободу совести признано за ребенком, в то время как родители осуществляют воспитание и образование детей. По просьбе родителей или лиц их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений, по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления, предоставляет религиозным организациям возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. За религиозными объединениями закреплены права в области совершения религиозных обрядов и церемоний, производства и распространения религиозной литературы и предметов религиозного назначения.

В Российской Федерации запрещены религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий.

Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях предусмотрена ст. 5.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст. 148).


Дата публикации: 21.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

В настоящее время депутатами Государственной думы обсуждается законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний». В этой связи обращаем Ваше внимание на необходимость учета норм Конституции Российской Федерации при принятии подобных законов. В соответствии со ст. 14 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Согласно статьи 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. Статья 19 Конституции Российской Федерации предусматривает, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Из указанных положений Конституции Российской Федерации, устанавливающих и раскрывающих светский характер государства во взаимосвязи с положениями о равенстве прав и свобод человека независимо от отношения к религии и убеждений, вытекает обязанность государства в равной мере защищать интересы как верующих, так и атеистов без какой-либо дискриминации. Принятие закона, предусматривающего уголовную ответственность за действия, которые могут быть квалифицированы как оскорбление чувств верующих, потребует принятия закона, который бы в равной мере защищал бы чувства, права и свободы атеистов. Иное означает дискриминацию и ущемление прав граждан по признаку отношения к религии и противоречие обсуждаемого законопроекта указанным статьям Конституции Российской Федерации. Кроме того, оскорбление чувств верующих - понятие весьма неопределенное. С учетом сложившейся правоприменительной практики произвольного толкования уголовного законодательства в пользу стороны обвинения принятие данного закона неизбежно приведет к привлечению к уголовной ответственности за любую критику религии, церкви и ее представителей. В разное время чувства верующих оскорблялись такими фактами, как научные открытия, электрификация, проектирование метрополитена, творчеством великих русских писателей и т.д. С учетом изложенного и поскольку государственная власть неуклонно идет по пути сплошных запретов, в том числе, связанных с "ограничениями" (а фактически - с лишением) свободы мысли и слова, в случае принятия данного закона заявляем о необходимости принять закон, в той же мере защищающий права, свободы, чувства и законные интересы атеистов, в какой мере защищаются права верующих, а также направленный на реализацию конституционно-правовых норм о светском характере государства, в частности, предусматривающий: 1. Уголовную ответственность за оскорбление чувств атеистов. 2. Недопустимость провозглашения религий в качестве составляющих основу государственности или нравственности. 3. Недопустимость освобождения религиозных организаций от уплаты налогов. 4. Недопустимость освобождения религиозных организаций от арендной платы за землю или иных платежей по сделкам с землей, а также предоставления каких-либо иных льгот преимуществ религиозных организаций по сравнению с иными коммерческими или некоммерческими организациями. 5. Недопустимость финансирования религиозных организаций из федерального бюджета, а также из региональных и местных бюджетов, в том числе, строительства культовых зданий, сооружений и иных объектов за счет указанных средств. 6. Запрет на участие в религиозных обрядах и церемониях должностных лиц всех, в том числе, высших органов государственной власти и управления, органов законодательной и исполнительной власти в установленное для указанных лиц рабочее время и при исполнении ими должностных обязанностей. 7. Запрет на размещение предметов культа в государственных учреждениях, в том числе, в кабинетах должностных лиц органов государственной власти и управления. 8. Запрет на преподавание религиозных предметов в общеобразовательных школах, а также на участие в преподавательской деятельности священников. 9. Запрет публичного обоснования необходимости принятия законов и иных нормативных правовых актов религиозными нормами, а равно призывов к ограничению или лишению прав и свобод человека и гражданина по религиозным соображениям. 10. Запрет строительства культовых зданий и сооружений на детских площадках и на иных используемых в общественных интересах территориях, а также запрет строительства культовых зданий и сооружений без проведения общественных слушаний и без получения согласия большинства лиц, проживающих на территории данного населенного пункта, или района в городе, а также в случае массовых возражений или выступлений против такого строительства. 11. Запрет священнослужителям проводить политическую агитацию, а также занимать должности в органах государственной власти и управления. 12. Распространение норм об административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан на действия, совершаемые при отправлении религиозных культов. Указанные действия не должны превышать допустимых норм уровня шума. 13. Запрет предоставления в пользование священнослужителей государственной охраны, автомобилей с проблесковыми маячками синего или красного цвета. 14. Запрет на территории Кремля г. Москвы размещения религиозных организаций и проведения богослужений. 15. Конкретизацию статьи об оскорблении чувств верующих путем дополнения примечания, согласно которому критика религий и служителей культа, высказывание атеистических, агностических и иных противоречащих религиозным убеждениям взглядов, а равно внешний вид, одежда и образ жизни, не соответствующие религиозным убеждениям, не являются оскорблением религиозных убеждений и чувств верующих. 16. Запрет религиозным организациям проведения судебных экспертиз, а также запрет использования экспертных заключений религиозных организаций во всех судах в качестве доказательств по гражданским, уголовным и иным делам. 17. Запрет присвоения священнослужителям ученых степеней и (или) званий по основаниям, не предусмотренным законодательством либо с нарушением установленного законодательством порядка. Установление нормы, согласно которой документы, подтверждающие присвоение таких ученых степеней (званий) признаются недействительными в судебном порядке по иску любого лица. 18. Дополнение Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в качестве обстоятельства, отягчающего уголовную и административную ответственность, совершение преступлений и административных правонарушений по мотивам,связанным с религиозными убеждениями лица, совершившего преступление (административное правонарушение). 19. Установление уголовной ответственности за публичное проведение религиозных обрядов, связанных с умерщвлением животных или за проведение таких обрядов в присутствии несовершеннолетних. 20. Установление уголовной ответственности за воспрепятствование проведению выставок, концертов и иных публичных мероприятий, не соответствующих религиозным убеждениям, а равно за совершение насильственных действий или причинение имущественного ущерба или иного вреда гражданам в связи с высказываниями ими взглядов, не соответствующих религиозным убеждениям, в связи с внешним видом или в связи с ношением одежды, не соответствующей религиозным убеждениям. Прошу рассмотреть вышеуказанные предложения.

Обращение в средства массовой информации. Мною было направлено в Государственную думу Российской Федерации, в Общественную палату Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека при Президенте Российской Федерации обращение "О необходимости защиты прав и чувств атеистов". В связи с большим количеством подписей лиц, поддержавших данное обращение, прошу Вас осветить в средствах массовой информации предложения, содержащиеся в обращении.

Адвокат «Славянского правового центра», кандидат юридических наук, член экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Константин Андреев проанализировал для Центра «Сова» недавно принятые в рамках Ирины Яровой – Виктора Озерова , регулирующие миссионерскую деятельность.

24 июня 2016 года в третьем чтении Государственная Дума все же приняла закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Сказать, что принятый в завершении работы Думы закон вызвал недоумение специалистов, значит не сказать ничего. По сути, в утвержденной редакции указанный нормативно-правовой акт противоречит интересам Российской Федерации, так как нарушает фундаментальные права ее граждан (как минимум нескольких миллионов законопослушных россиян, исповедующих различные формы протестантизма) и не соответствует действующей Конституции Российской Федерации.

Так, принятый закон вносит дополнения в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» в виде Главы III 1 , которая содержит определение миссионерской деятельности: « Миссионерской деятельностью признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо другими законными способами».

Таким образом, миссионерская деятельность , по сути, является известным российскому праву «распространением религиозных убеждений» , право на которое гарантировано ст. 28 Конституции РФ и ст. 3 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

При этом конституционная норма подразумевает формулу именно «каждому» , что включает как граждан, так и религиозные объединения. Принятый Государственной Думой закон, приводя «распространение религиозных убеждений» и «миссионерскую деятельность» как синонимичные понятия, наделяет этим правом только религиозные объединения, но не граждан.

В этой связи возникают закономерные вопросы:

1)Если гражданин будет распространять свои «религиозные убеждения» , будет ли это являться осуществлением им «миссионерской деятельности» ?

2)Если гражданин «распространяет религиозные убеждения» и призывает разделить их, включая его религиозную практику, состоящую в том числе в посещении богослужений определенного религиозного объединения, является ли он при этом миссионером этого религиозного объединения, если сам не является его членом, но ассоциирует себя с ним?

3)Почему индивидуальная свобода вероисповедания гражданина связывается законодателем с его членством в религиозном объединении? А если гражданин хочет воспользоваться своей свободой вероисповедания, распространяя свои убеждения, но членом объединения себя не считает, или не хочет связывать себя формальным членством, но богослужения религиозного объединения посещать хочет?

4)Если распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) конкретного религиозного объединения, проводится не в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) этого религиозного объединения, как это определить? Так, проповедь Евангелия, которая является фундаментальной частью практики большинства протестантских конфессий, в какой именно момент перестает быть распространением религиозных убеждений и становится миссионерской деятельностью? Тот, на кого направлена проповедь, должен сразу изъявить желание стать членом религиозного объединения, или может принять такое решение спустя годы? А если у религиозного объединения нет цели сделать человека членом своей организации, только последователем своей религии в целом?

5)Если распространение информации о своем вероучении заключается в распространении общедоступных религиозных текстов (например, Библии) это уже «миссионерская деятельность» или еще нет? Для протестантов важно в первую очередь распространять именно «Слово Божие» .

6)А если религиозное объединение распространяет информацию (например о христианской вере), а лица, которые эту информацию получают, принимают решение стать членами другого (похожего) религиозного объединения, – «миссионерская деятельность» будет иметь место или нет?

7)Кто будет контролировать и определять, была ли «миссионерская деятельность» и кем в конкретном случае (гражданином или членом объединения) были совершены миссионерские действия и какие? Как подобный контроль будет соответствовать праву граждан на охраняемую законом «религиозную тайну» и праву на частную жизнь, гарантированную Конституцией РФ?

8)В чем разница между распространением «публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ? Распространение через СМИ и Интернет – это всегда публично или нет? Так, по аналогии ст. 280.1 УК РФ подразумевает наказание за «публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации», а отдельный состав за те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»). Означает ли эта норма, что религиозное объединение, которое имеет «официальную страницу» в сети «Интернет», занимается миссионерской деятельностью? Но российское законодательство не имеет понятия «официальный ресурс организации в сети Интернет» . Все зависит от того, кто является арендатором конкретного доменного имени. А если доменное имя приобрело физическое лицо, которое не является членом религиозного объединения, но симпатизирует ему и распространяет информацию о нем на добровольных началах и по своему внутреннему убеждению?

9)Что такое распространять «другими законными способами»? Если верующий крестится в подъезде, заходя в лифт, или демонстрирует религиозную атрибутику в одежде или поверх ее (хиджаб, платок, ряса священника, ношение креста) – это будет «миссионерской деятельностью »? И в какой момент это будет определено как совершенное им как членом религиозного объединения? Произошла ли «миссионерская деятельность» в момент демонстрации или после того, как сосед, увидевший священника в рясе, станет членом религиозного объединения? А если сосед станет членом другого религиозного объединения, но с похожим учением?

Принятый закон излагает ч. 3 ст. 17 Жилищного кодекса РФ в следующей редакции: «Не допускается осуществление в жилых помещениях «миссионерской деятельности» , за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Ч. 2 ст. 16 настоящего Федерального закона, которая подразумевает, что богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются: в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности; в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности.

А кто будет определять, что является «религиозным обрядом и церемонией» а что «миссионерской деятельностью» ? Так, для протестантов и обрядом и религиозной церемонией является публичная проповедь Евангелия и призыв к покаянию и принятию веры. Это особенности вероучения большинства протестантских конфессий.

Для осуществления религиозным объединением «миссионерской деятельности» в жилом помещении, в соответствии с текстом закона, достаточно иметь договор аренды с собственником помещения. Если же собственник помещения распространяет свои религиозные убеждения, которые аналогичны убеждениям религиозного объединения, установить, когда он делает это индивидуально, а когда от лица объединения, очевидно, не представляется возможным. Кроме того, собственник-арендодатель может симпатизировать религиозному объединению, но отнюдь не быть его членом.

Абсурдно в этой связи положение ст. 22 принятого закона, которая дополняет ч. 3 2 ст. 17 Жилищного кодекса РФ: «Перевод жилого помещения в нежилое помещение в целях осуществления религиозной деятельности не допускается». Предположим, гражданин передал в собственность религиозной организации свой дом, имеющий статус жилого помещения. Осуществлять религиозную (включая миссионерскую) деятельность в таком доме возможно в соответствии со ст. 16 «О свободе совести и о религиозных объединениях», а перевести его в нежилое нельзя.

Ст. 24 2 принятого закона определяется порядок осуществления «миссионерской деятельности» : «Граждане, осуществляющие «миссионерскую деятельность» от имени религиозной группы, обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации».

«Миссионерскую деятельность» от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации.

Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять «миссионерскую деятельность» от имени религиозной организации при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление «миссионерской деятельности» от имени религиозной организации. В данном документе должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.

Вышеуказанные правила не распространяются на «миссионерскую деятельность» , предусмотренную п. 2 ст. 24 1 настоящего закона.

Непонятно, как в данном случае быть с правами граждан, которые не принадлежат ни к религиозной группе, ни религиозной организации, но религиозные убеждения распространяют и призывают стать членом той или иной конфессии, подразумевая, очевидно, местную церковь. Однако они не действуют от лица конкретной религиозной организации и никто их не уполномочивал, но они имеют, например, убеждение, что человеку «для спасения» необходимо начать посещать богослужения конкретной церкви. Данное убеждение является внутренним религиозным убеждением гражданина, беспрепятственное распространение которого гарантирует ему Конституция РФ.

Между тем, право граждан рассматриваемым законом связывается с деятельностью религиозной организации. И, по сути, происходит попытка введения некоего религиозного «крепостного права». Может ли при этом религиозная организация отвечать за все действия граждан, которые в той или иной мере связывают свою веру с верой, исповедуемой религиозной организацией? Очевидно, что нет. В уставе каждой религиозной организации говорится, что организация не отвечает по обязательствам своих членов, а члены – по обязательствам организации. Иначе пришлось бы декларировать, что члены религиозной организации суть одно, но этого не может быть. Даже Семейный кодекс РФ, предусматривающий особый статус супругов, тем не менее, проводит различие между гражданами, вступившими в брак, чего не делает принятый закон.

Аналогичную проблему принятый закон создает и для иностранных граждан и лиц без гражданства, законно находящихся на территории Российской Федерации, которые теперь вправе законно осуществлять «миссионерскую деятельность» только: от имени религиозной группы – только на территории субъекта РФ, в котором расположен территориальный орган федерального органа государственной регистрации, выдавший письменное подтверждение получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы; при наличии документа, указанного в п. 1 настоящей статьи; от имени религиозной организации – только на территории субъекта или территориях субъектов РФ, в соответствии с территориальной сферой деятельности указанной религиозной организации при наличии документа.

Иностранные граждане, въехавшие на территорию Российской Федерации по приглашению религиозной организации, в соответствии со ст. 20 настоящего закона вправе осуществлять миссионерскую деятельность только от имени указанной религиозной организации на территории субъекта или территориях субъектов РФ в соответствии с территориальной сферой ее деятельности при наличии документа.

Почему право иностранных граждан и лиц без гражданства распространять свои религиозные убеждения, гарантированные Конституцией РФ, связано с принадлежностью к религиозному объединению? Для любого протестанта важно ежедневное свидетельствование о своей вере, распространение убеждений. Получается, что конституционное право иностранного гражданина или лица без гражданства распространять свою веру, оказавшегося на территории России, во время путешествия в другой регион (например, в поезде или самолете) больше не действует, а по приезде связано с «крепостным» религиозным объединением, к которому он приписан?

Вызывает серьезную озабоченность и ст. 11 принятого закона, которая дополняет Кодекс РФ об административных правонарушениях частью 3, подразумевающей ответственность за осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой.

Если по поводу маркировки продукции все более или менее понятно, то как быть с «осуществлением религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования» ? Каким образом и где именно религиозная организация обязана указывать свое официальное полное наименование? Например, при проведении богослужения в арендованном помещении должен ли это быть баннер на двери, или священники должны прикреплять соответствующие бейджи (наклейки) к облачениям во время совершения обряда, с указанием полного наименования своей местной религиозной организации (или, может быть, централизованной религиозной организации, или и той и другой)?



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ