Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

06.11.2008
«Практическая бухгалтерия»

В вопросах трудовых отношений иностранцы, как и российские граждане, пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Однако в отношении иностранных граждан действует ряд ограничений, установленных законодательством. В основном они сводятся к разрешительному порядку осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации, чем и характеризуется их правовой статус в России.

Изменения в кадровом учете

Трудовой договор с иностранцем, как и с российским гражданином, должен заключаться по правилам, установленным главой 11 Трудового кодекса. Иностранец для заключения трудового договора должен предъявить документы, перечисленные в статье 65 Трудового кодекса.

При оформлении иностранных граждан на работу в первую очередь необходимо руководствоваться международными нормами права между Российской Федерацией и государством, гражданин которого принимается на работу. Исходя из данных соглашений определяется, какие документы являются легализованными для подтверждения трудового стажа, приобретенного в связи с трудовой деятельностью на территории других государств.

Например, в отношении граждан Украины, согласно «Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств», документы, выданные на территории одной страны по установленной форме, или их копии, заверенные в установленном порядке, принимаются на территории другой страны без легализации. Такие же нормы действуют в отношении граждан Республики Беларусь.

Если особые условия не оговорены, необходимо придерживаться общего порядка, установленного трудовым законодательством, а именно - на территории России ведутся трудовые книжки установленного образца (ст. 66 ТК РФ). При этом иностранец должен проработать в организации более пяти дней. Содержащиеся в его заграничной трудовой книжке сведения об общем (непрерывном) трудовом стаже в российскую книжку не переносятся. Об этом сказано в письме Федеральной службы по труду и занятости от 15 июня 2005 г. № 908-6-1.

Таким образом, на момент смены гражданства на работника уже будет оформлена трудовая книжка и трудовой договор. Поэтому бухгалтеру не требуется переоформлять документы кадрового учета. Следует лишь получить у работника копию паспорта гражданина Российской Федерации.

внимание

Сведения об общем (непрерывном) трудовом стаже, содержащиеся в заграничной трудовой книжке иностранца, в российскую книжку не переносятся.

Налоги для нового россиянина

При изменении гражданства работника бухгалтеру необходимо проанализировать, повлекло ли это изменение статуса резидентства. Ведь от этого зависит ставка НДФЛ.

Плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся:

  • налоговыми резидентами России;
  • получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 207 НК РФ).

При этом ставки НДФЛ для резидентов и нерезидентов различны. Налогообложение доходов, полученных налоговыми резидентами в виде вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей на территории Российской Федерации, производится по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ). В отношении всех доходов от источников в Российской Федерации, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами, установлена налоговая ставка в размере 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Если на дату выплаты дохода физическое лицо не являлось налоговым резидентом, но в течение налогового периода его налоговый статус изменился, НДФЛ, удержанный ранее по ставке 30 процентов, подлежит пересчету по ставке 13 процентов.

Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату на основании заявления налогоплательщика (п. 1 ст. 231 НК РФ).

Производить зачет или возврат излишне уплаченного НДФЛ можно только до конца текущего налогового периода (ст. 216, п. 3 ст. 226 НК РФ). Если же до конца года задолженность перед иностранным сотрудником по налогу не будет погашена, то ему придется обратиться за возмещением НДФЛ в налоговые органы. Сотруднику нужно будет представить в инспекцию налоговую декларацию по НДФЛ (форма 3-НДФЛ).

Таким образом, при представлении работником документов, из которых можно сделать вывод о том, что он являлся налоговым резидентом Российской Федерации, налоговый агент обязан по заявлению налогоплательщика произвести перерасчет по ставке 13 процентов.

Новый гражданин - новый резидент?

Налоговыми резидентами являются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). При определении налогового статуса физического лица учитывается любой непрерывный 12-месячный период. При этом принимаются во внимание календарные месяцы. Календарные дни, в течение которых иностранные работники выезжают за пределы территории России, при подсчете 183 дней нахождения в РФ не учитываются.

Течение срока фактического нахождения физического лица на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия этого лица на территорию РФ (ст. 6.1 НК РФ). Даты отъезда и прибытия на территорию России устанавливаются по отметкам пограничного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина.

Вместе с тем следует учитывать, что налоговый статус физического лица в течение текущего налогового периода может изменяться с корректировкой подлежащей уплате суммы налога.

Как видим, в вышеназванных нормах прямо не прописана зависимость статуса резидента от статуса гражданина. Однако для получения гражданства иностранцу чаще всего необходимо возвращаться на родину для оформления сопутствующих документов. А значит, изменится время его пребывания в России и соответственно статус резидента. Согласно пункту 2 статьи 207 Налогового кодекса, период нахождения иностранца в России не прерывается на период его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. При подсчете 183 календарных дней другие периоды нахождения за пределами России независимо от цели выезда (выполнение трудовых обязанностей или семейные обстоятельства) не учитываются (письмо Минфина России от 15 июня 2007 г. № 03-04-06-01/189).

Если в течение налогового периода количество дней пребывания физического лица в Российской Федерации достигло 183, статус налогового резидента такого физического лица по итогам данного налогового периода измениться не может.

это важно

Начислить взносы на ОПС организация вправе только на выплаты в пользу иностранцев, имеющих статус временно или постоянно проживающих на территории России.

ЕСН и пенсионные взносы

По общему правилу ЕСН начисляют на выплаты в пользу физических лиц. Поэтому зарплата иностранного работника облагается ЕСН так же, как и выплаты в пользу граждан России. Однако ЕСН уплачивается с разбивкой по бюджетам: в Федеральный фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Часть налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, может быть уменьшена на налоговый вычет, которым являются взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в Пенсионный фонд.

Застрахованными лицами признаются иностранные граждане, проживающие в России как временно, так и постоянно, при условии, что они работают (оказывают услуги) по трудовому договору, договору гражданско-правового характера или по авторскому договору в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Если иностранный работник имеет статус временно пребывающего, он не является застрахованным лицом. Поэтому на такого сотрудника обязательное пенсионное страхование не распространяется и выплаты в его пользу ОПС не облагаются. Соответственно и вычет по ЕСН в отношении него не применяется.

Поэтому если до получения гражданства иностранный работник имел статус временно или постоянно проживающего в Российской Федерации, то с точки зрения исчисления ЕСН бухгалтеру не нужно производить никаких изменений. А вот если работник имел статус временно пребывающего, то облагать выплаты в его пользу ОПС бухгалтер должен с момента получения им гражданства.

"Практическая бухгалтерия", 2008, N 8
ИНОСТРАННЫЙ РАБОТНИК ПОЛУЧИЛ ГРАЖДАНСТВО РФ
Сегодня многие иностранные граждане, работающие в России, стремятся получить гражданство Российской Федерации. В статье мы расскажем, к чему должен быть готов работодатель, если такой работник получит новый "статус", а также какими нормативными актами нужно руководствоваться в данной ситуации.
В вопросах трудовых отношений иностранцы, как и российские граждане, пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Однако в отношении иностранных граждан действует ряд ограничений, установленных законодательством. В основном они сводятся к разрешительному порядку осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации, чем и характеризуется их правовой статус в России.
Изменения в кадровом учете
Трудовой договор с иностранцем, как и с российским гражданином, должен заключаться по правилам, установленным гл. 11 Трудового кодекса. Иностранец для заключения трудового договора должен предъявить документы, перечисленные в ст. 65 Трудового кодекса.
Внимание! Сведения об общем (непрерывном) трудовом стаже, содержащиеся в заграничной трудовой книжке иностранца, в российскую книжку не переносятся.
При оформлении иностранных граждан на работу в первую очередь необходимо руководствоваться международными нормами права между Российской Федерацией и государством, гражданин которого принимается на работу. Исходя из данных соглашений, определяется, какие документы являются легализованными для подтверждения трудового стажа, приобретенного в связи с трудовой деятельностью на территории других государств.
Например, в отношении граждан Украины согласно Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств документы, выданные на территории одной страны по установленной форме, или их копии, заверенные в установленном порядке, принимаются на территории другой страны без легализации. Такие же нормы действуют в отношении граждан Республики Беларусь.
Если особые условия не оговорены, необходимо придерживаться общего порядка, установленного трудовым законодательством, а именно - на территории России ведутся трудовые книжки установленного образца (ст. 66 ТК РФ). При этом иностранец должен проработать в организации более пяти дней. Содержащиеся в его заграничной трудовой книжке сведения об общем (непрерывном) трудовом стаже в российскую книжку не переносятся. Об этом сказано в Письме Федеральной службы по труду и занятости от 15 июня 2005 г. N 908-6-1.
Таким образом, на момент смены гражданства на работника уже будет оформлена трудовая книжка и трудовой договор. Поэтому бухгалтеру не требуется переоформлять документы кадрового учета. Следует лишь получить у работника копию паспорта гражданина Российской Федерации.
Налоги для нового россиянина
При изменении гражданства работника бухгалтеру необходимо проанализировать, повлекло ли это изменение статуса резидентства. Ведь от этого зависит ставка НДФЛ.
Плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся:
- налоговыми резидентами России;
- получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 207 НК РФ).
При этом ставки НДФЛ для резидентов и нерезидентов различны. Налогообложение доходов, полученных налоговыми резидентами в виде вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей на территории Российской Федерации, производится по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ). В отношении всех доходов от источников в Российской Федерации, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами, установлена налоговая ставка в размере 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ).
Если на дату выплаты дохода физическое лицо не являлось налоговым резидентом, но в течение налогового периода его налоговый статус изменился, НДФЛ, удержанный ранее по ставке 30 процентов, подлежит пересчету по ставке 13 процентов.
Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату на основании заявления налогоплательщика (п. 1 ст. 231 НК РФ).
Производить зачет или возврат излишне уплаченного НДФЛ можно только до конца текущего налогового периода (ст. 216, п. 3 ст. 226 НК РФ). Если же до конца года задолженность перед иностранным сотрудником по налогу не будет погашена, то ему придется обратиться за возмещением НДФЛ в налоговые органы. Сотруднику нужно будет представить в инспекцию налоговую декларацию по НДФЛ (форма 3-НДФЛ).
Таким образом, при представлении работником документов, из которых можно сделать вывод о том, что он являлся налоговым резидентом Российской Федерации, налоговый агент обязан по заявлению налогоплательщика произвести перерасчет по ставке 13 процентов.
Новый гражданин - новый резидент?
Налоговыми резидентами являются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). При определении налогового статуса физического лица учитывается любой непрерывный 12-месячный период. При этом принимаются во внимание календарные месяцы. Календарные дни, в течение которых иностранные работники выезжают за пределы территории России, при подсчете 183 дней нахождения в РФ не учитываются.
Течение срока фактического нахождения физического лица на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия этого лица на территорию РФ (ст. 6.1 НК РФ). Даты отъезда и прибытия на территорию России устанавливаются по отметкам пограничного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина.
Вместе с тем следует учитывать, что налоговый статус физического лица в течение текущего налогового периода может изменяться с корректировкой подлежащей уплате суммы налога.
Как видим, в вышеназванных нормах прямо не прописана зависимость статуса резидента от статуса гражданина. Однако для получения гражданства иностранцу чаще всего необходимо возвращаться на родину для оформления сопутствующих документов. А значит, изменится время его пребывания в России и, соответственно, статус резидента. Согласно п. 2 ст. 207 Налогового кодекса период нахождения иностранца в России не прерывается на период его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. При подсчете 183 календарных дней другие периоды нахождения за пределами России независимо от цели выезда (выполнение трудовых обязанностей или семейные обстоятельства) не учитываются (Письмо Минфина России от 15 июня 2007 г. N 03-04-06-01/189).
Если в течение налогового периода количество дней пребывания физического лица в Российской Федерации достигло 183, статус налогового резидента такого физического лица по итогам данного налогового периода измениться не может.
ЕСН и пенсионные взносы
По общему правилу ЕСН начисляют на выплаты в пользу физических лиц. Поэтому зарплата иностранного работника облагается ЕСН так же, как и выплаты в пользу граждан России. Однако ЕСН уплачивается с разбивкой по бюджетам: в Федеральный фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Часть налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, может быть уменьшена на налоговый вычет, которым являются взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в Пенсионный фонд.
Это важно. Начислить взносы на ОПС организация вправе только на выплаты в пользу иностранцев, имеющих статус временно или постоянно проживающих на территории России.
Застрахованными лицами признаются иностранные граждане, проживающие в России как временно, так и постоянно, при условии, что они работают (оказывают услуги) по трудовому договору, договору гражданско-правового характера или по авторскому договору в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Если иностранный работник имеет статус временно пребывающего, он не является застрахованным лицом. Поэтому на такого сотрудника обязательное пенсионное страхование не распространяется и выплаты в его пользу ОПС не облагаются. Соответственно, и вычет по ЕСН в отношении него не применяется.
Поэтому если до получения гражданства иностранный работник имел статус временно или постоянно проживающего в Российской Федерации, то с точки зрения исчисления ЕСН бухгалтеру не нужно производить никаких изменений. А вот если работник имел статус временно пребывающего, то облагать выплаты в его пользу ОПС бухгалтер должен с момента получения им гражданства.
О.Попова
Налоговый консультант
Подписано в печать
25.07.2008

Сотрудник -иностранец принят на работу как нерезидент (на основании Вида на жительство). 11 января работник получил паспорт гражданина РФ, т.е поменялся статус работника. Как нужно поступить: либо уволить работника как нерезидента и уведомить при этом ФМС, а потом заключить новый трудовой договор как с резидентом РФ. Есть ли еще варианты действий чтобы не нарушить миграционное законодательство?

Сотрудника можно не увольнять.

При получении иностранцем гражданства РФ не обязательно расторгать с ним трудовой договор и заключать новый. Ни миграционное, ни трудовое законодательство не обязывают работодателя делать это.

То, что иностранец получил гражданство, само по себе не влияет на срок трудового договора и не может служить основанием для его расторжения. Даже дополнительное соглашение к трудовому договору заключать не требуется. Стороны просто продолжают исполнять обязанности, предусмотренные действующим трудовым договором.

В том случае, если договор был срочным, после истечения его срока стороны могут не настаивать на его расторжении, и он будет считаться бессрочным (ст. 58 ТК РФ).

При этом уведомлять ФМС о расторжении трудового договора с бывшем иностранцем не требуется, в отношении граждан РФ такая обязанность работодателя не предусмотрена.

Обоснование

ИЗ ЗАКОНА ОТ 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

«Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации

8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции*.После получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

Как удержать НДФЛ с зарплаты сотрудника-иностранца

Изменение налогового статуса

Со 183-го календарного дня пребывания иностранца в России (в течение 12 следующих подряд месяцев) он становится резидентом. С зарплаты, начисленной после того, как сотрудник приобрел статус резидента, НДФЛ удерживайте по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ). При этом статус иностранца (постоянно проживающий или временно проживающий) и срок заключения договора значения не имеют. Кроме того, такие сотрудники приобретают право на получение стандартных налоговых вычетов (п. 3 ст. 210 НК РФ).

В течение налогового периода 12-месячный период определяйте на соответствующую дату . То есть в течение года налоговый статус сотрудника может измениться. Выезд за пределы России имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России и не прерывает течение 12-месячного периода.

Подробнее о том, как определить продолжительность пребывания человека на территории России, см. Как определить ставку для расчета НДФЛ .

Если в течение налогового периода (например, за семь месяцев) количество дней пребывания сотрудника в России достигло 183 дней, статус налогового резидента такого сотрудника по итогам данного налогового периода измениться не может. Об этом говорится в письмах Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и № 03-04-06-01/95 .

Если иностранец-резидент увольняется в течение года, НДФЛ, удержанный по ставке 13 процентов, пересчитывать не нужно. Увольнение не влечет за собой изменение налоговой ставки, даже если с начала года такой сотрудник не отработал 183 дня. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-04-06/6-122 .

Пересчет НДФЛ

Пересчет НДФЛ делайте на основании документов, подтверждающих изменение налогового статуса иностранного сотрудника.

Если иностранный сотрудник обрел статус налогового резидента и этот статус в текущем году больше не изменится, то сумма оплаты труда такому сотруднику должна облагаться НДФЛ по ставке 13 процентов.

Организация обязана рассчитывать налог по данной ставке нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 3 ст. 226 НК РФ). Следовательно, она должна пересчитать НДФЛ, ранее рассчитанный по ставке 30 процентов, и при определении налоговой базы нарастающим итогом зачесть излишне удержанную сумму. Если до конца года НДФЛ, удержанный по ставке 30 процентов, окажется зачтенным не полностью, вернуть переплату сотрудник сможет самостоятельно в налоговой инспекции по месту своего учета (п. 1.1 ст. 231 НК РФ).

Такие выводы следуют из писем Минфина России от 3 октября 2013 г. № 03-04-05/41061 , от 22 сентября 2011 г. № 03-04-06/6-233 , от 21 сентября 2011 г. № 03-04-06/6-226 , от 19 сентября 2011 г. № 03-04-06/6-224 и ФНС России от 21 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15413 .

В течение года сотрудник-иностранец может утратить статус налогового резидента. Например, если в начале года он выехал в длительную зарубежную командировку и вернулся в Россию позже, чем через 183 дня. Если такой сотрудник не имеет права на обложение его доходов 13-процентным НДФЛ и если статус резидента до конца года у него не восстановится, НДФЛ, ранее удержанный по ставке 13 процентов, пересчитайте по ставке 30 процентов. Это следует из положений пунктов , статьи 226 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 5 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-444 .

Аналогичный порядок действует в отношении иностранцев, которые утратили статус беженцев. Если к моменту утраты статуса они не стали статьи 226 Налогового кодекса РФ.

Роструд: при получении иностранцем гражданства РФ договор с ним продолжается

«У нас работал иностранец, временно проживающий в РФ. Трудовые договоры с ним мы заключали на срок действия его разрешения на работу. Недавно он получил гражданство России. Срок действия очередного срочного трудового договора еще не истек. Надо ли расторгать срочный договор и заключать бессрочный? Если да, какие записи сделать в трудовой книжке?..»

Из письма главного бухгалтера Натальи Шмелевой, г. Москва

Наталья, в вашем случае расторгать срочный договор и заключать новый, бессрочный не требуется. То, что иностранец получил гражданство, само по себе не влияет на срок трудового договора. После его окончания работника можно уволить в связи с истечением срока контракта.

Однако в трудовом договоре с иностранцем обязательно закрепляют обстоятельства и причины заключения именно срочного контракта. Если отпадают основания для срочного трудового договора, как в вашем случае, работник и работодатель могут внести изменения в действующий контракт, записав, что с определенного числа он считается бессрочным. Вносить какие-либо записи в трудовую книжку в этом случае не надо.

Многие работодатели привлекают к работе в своей компании иностранных граждан. И, в принципе, те кто это делает, как правило знают, по крайней мере основные свои обязанности и требования законодательства, которые необходимо выполнять для того, что обезопасить себя и свою компанию от высоких штрафов со стороны государства. Однако у многих работодателей возникает вопрос, что делать в случае, когда работник — бывший иностранный гражданин получил гражданство РФ? Ведь юридический статус его как гражданина изменен, но в то же время он продолжает быть работником.

Здесь нужно отметить, что каких-либо особых действий, при получении гражданства РФ работником, производить не требуется (именно с точки зрения трудового законодательства). После получения гражданства рекомендуется внести соответствующие изменения в кадровые документы, в том числе в трудовой договор с работником, поскольку условия трудового договора с иностранным гражданином с некотором виде отличаются от условий трудового договора с гражданином РФ. Внести изменения в трудовой договор возможно путем заключения дополнительного соглашения или приложения к трудовому договору.

Теперь что касается вопроса относительно необходимости уведомлять об этом какие – либо государственные органы. Данный вопрос является спорным, поскольку прямо он не регламентирован законодательством. Фактически, если работник уже получил гражданство РФ, он является гражданином РФ, соответственно более требования закона, регламентирующие трудовую деятельность иностранного гражданина, на него не распространяться. Однако в целях минимизации возможных рисков, все же не лишним будет направить отдельное уведомление об этом в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации. Это связано с рядом требований нормативных правовых актов РФ (выписка приведена ниже):

Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Статья 9. Перечень сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета

1. При осуществлении миграционного учета осуществляются сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование следующих сведений об иностранном гражданине:

1) вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (наименование, серия, номер, дата и место выдачи, срок действия, а при наличии — биометрические данные, содержащиеся в указанном документе);

2) вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

42. При изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных пунктами 1 — 9 и 12 части 1 статьи 9 Федерального закона, принимающая сторона или иностранный гражданин в случаях, предусмотренных частями 3, 3(1) и 4 статьи 22 Федерального закона, обязаны в течение 3 рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, представив письменное заявление произвольной формы с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов.

Территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия заявления, фиксирует изменение сведений об иностранном гражданине в своих учетных документах и вносит необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ