Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Все мы часто слышим о неких должностных лицах, занимающих высокие посты и осуществляющих важные функции. Кто это такие и чем они отличаются от обычных граждан? Ответ на этот вопрос предоставляет российский Административный кодекс - КоАП. Должностные лица, их статус и обязанности будут рассмотрены в этой статье.

Понятие должностного лица

Российский гражданин, осуществляющий функции представителя власти, именуется должностным лицом. Причем власть необязательно должна быть государственной. Человек может приобрести рассматриваемый статус, занимая начальствующую должность в общественном учреждении, партии, на предприятии или даже в производственной организации. В большинстве случае функции, которые реализует должностное лицо, тесно связано с административно-хозяйственной и организационно-распорядительной деятельностью.

Существует несколько определений понятия "должностное лицо". КоАП РФ гласит о физическом лице, что совершило административной правонарушение. УК РФ указывает на уголовное преступление, а ГК РФ - на гражданские правоотношения. Если же смотреть на понятие сквозь призму российских верхов, то речь идет о представителе органа государственной власти РФ. Далее следует рассмотреть определение, предоставленное российским Административным кодексом.

Должностное лицо: ст. 2.4 КоАП РФ

В Административном кодексе России дается исчерпывающее определение представленному понятию. Согласно закону, под должностным лицом понимается гражданин, который наделен определенными властными полномочиями в установленном законом порядке. Лицо распространяет свои функции на граждан, не находящихся в служебной зависимости от него.

Должностные лица, по определению КоАП, реализуют функции административно-хозяйственного и распорядительно-организационного характера. Такие лица могут осуществлять свои полномочия в следующих общественных сферах:

  • российские Вооруженные Силы;
  • инстанции местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные организации.

Лица, нарушившие возложенные на них обязанности и полномочия, будут наказаны в соответствии со статьями КоАП "О должностных лицах". Некоторые такие статьи будут подробно разобраны далее.

О статусе должностного лица

Кто является должностным лицом по КоАП РФ? Ответить на этот вопрос можно, но только предварительно определив статус лица. Для этого необходимо обратить внимание на правовую регламентацию присвоенных полномочий. При этом статус не зависит от объективной реализации осуществляемых функций.

Должностное лицо имеет право реализовывать вверенные ему права, либо воздерживаться от них. Однако от обязанностей гражданин отказаться не может. Таким образом, в данной сфере преобладает равное соотношение императивных и диспозитивных начал. В административном праве есть возможность отождествлять частноправовую и публичную деятельность, которая относится к ведению должностного лица. Нужно заметить, что подобное отождествление возможно лишь в сфере административного права. Так, в уголовной сфере лицо имеет возможность реализовывать лишь публичные полномочия.

Особенности должностного лица в административном праве

КоАП закрепляет виды ответственности как для юридических, так и для должностных лиц. В большинстве случае санкции на гражданина возлагаются за неправильное исполнение обязанностей, либо за полное их неисполнение.

Должностные лица могут нести ответственность как в административной сфере, так и в любой другой. В частности, нередким явлением будет назначение гражданину наказания согласно уголовному праву. В законодательстве уголовного типа под должностными лицами понимаются граждане, временно или постоянно реализующие функции представителя власти. Глава 30 Уголовного кодекса РФ целиком посвящена должностным лицам.

КоАП РФ предоставляет куда более широкое и объемное определение. В административном праве субъектом ответственности является лицо, совершившее правонарушение в сфере своих полномочий. Это не только руководители и представители начальствующего состава, но и обычные государственные работники, реализующие административные, хозяйственные и распорядительные функции.

Должностные лица и обычные граждане

В административно-правовой сфере должностными лицами считаются как представители государственной власти, так и некоторые обычные работники. Так в чем же отличие между простыми людьми и должностными лицами? Согласно КоАП РФ, в категорию должностных лиц входят граждане, работающие в государственных органах и осуществляющие там ряд функций административно-хозяйственного характера. Сюда же следует отнести физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, - так называемых ИП. Именно здесь возникает немало нареканий и споров.

Можно подумать, что индивидуальные предприниматели далеки от определения КоАП "должностное лицо". Если брать деятельность ИП, а также нарушения в сфере реализации полномочий, то юридическая природа будет напоминать деятельность обычных юр. лиц. Мотивы, характер деяний, состав нарушений - все это указывает на отдаленность ИП от должностных лиц. И это не случайно. В последнее время законодатель действительно стал отходить от отождествления ИП и должностных граждан. Ряд частных случаев показал, что ответственность предпринимателей все чаще стала формироваться с опорой на дела юридических лиц. Простой пример - недавнее примечание к статье 16.1 КоАП РФ. Ответственность ИП отныне относится к категории юр. лиц, но не во всех случаях. Пока что подобное правило действует для статьи 7.34 КоАП о нарушении пользования земельными участками.

Правонарушения должностных лиц

В "особой части" российского Административного кодекса содержится 442 статьи. Из них 330 посвящены ответственности должностных лиц - это почти три четверти. Большинство статей посвящены предпринимательской и организационно-хозяйственной деятельности граждан. Здесь стоит выделить правонарушения в следующих сферах:

  • посягательство на гражданские права (50 статей из главы 5 КоАП РФ);
  • охрана имущества (29 статей из главы 7 КоАП РФ);
  • экология, природопользование и защита окружающей среды (38 статей из главы 8 КоАП РФ);
  • сельское хозяйство, мелиорация и ветеринария (14 статей из главы 10);
  • связь и информация (23 статьи из главы 13 КоАП РФ);
  • промышленность, энергетика и строительство (14 статей из главы 9);
  • финансы и налоги, а также предпринимательская деятельность (59 статей из глав 14 и 15);
  • таможенная сфера (21 статья из главы 16);
  • посягательство на органы государственной власти РФ (10 статей из главы 17);
  • воинский учет (4 статьи из главы 21);
  • порядок управления (19 статей из главы 19).

Таким образом, ответственность должностных лиц в КоАП предусматривается чуть ли не повсеместно.

Санкции за правонарушения

Устанавливаются ли для должностных лиц какие-то особые виды санкций? Российский Административный кодекс гласит, что назначение наказания для организации не освобождает от ответственности и должностных лиц. Самый частый вид наказания для таких граждан - административный штраф и дисквалификация.
В последнем случае речь идет о лишении возможности занимать профессиональную должность в течение определенного судом срока. Простой пример - высшее должностное лицо субъекта РФ. Губернатор, глава республики, округа или любого другого региона может быть уволен за какое-либо правонарушение. Иногда дисквалификация может совпадать с люстрацией - но только в случаях смены власти на территории всей страны.

Примеры должностных лиц

По одному лишь юридическому статусу должностное лицо определить не так уж и просто. КоАП, к сожалению, не предоставляет подробной информации об отдельных видах профессий. Именно поэтому стоит рассмотреть примеры из практики.

Нередко граждане устраиваются на работу, после чего никак не могут понять, являются ли они должностными лицами. Права и обязанности в данном случае есть лучший способ определения статуса. Для примера можно взять кладовщика. Казалось бы, может ли такой работник приобрести рассматриваемый статус? На самом деле может, если подпишет документ о материальной ответственности. В этом же случае у него появятся распорядительные полномочия, он получит право по своему усмотрению принимать или выдавать товар. Такое случается, но не часто: иногда работодатели решают доверить своим подчиненным часть собственных функций. Хорошо это или нет - вопрос спорный. Простые работники, получив статус должностного лица, приобретают и особый вид ответственности. А потому на них могут возлагаться санкции в случае допущения нарушений всей организацией.

Права и обязанности должностных лиц

От проблемы возложения ответственности на должностных лиц стоит перейти к проблеме возложения ответственности от имени таких граждан. Должностные лица из системы государственных органов имеют своей обязанностью защиту государственного строя и борьбу с беззаконием. Основной их задачей является обеспечение целесообразного, добросовестного, справедливого и законного привлечения нарушителей порядка к административной ответственности. Для этого определяется круг государственных деятелей, которые и являются должностными лицами, после чего происходит наделение их полномочиями.

Более шестидесяти надзорных органов рассматривают административные дела, коих в КоАП насчитывается порядка четырехсот. Например, ОВД имеют дело с 50 видами нарушений, среди которых есть сферы дорожного движения, охраны порядка и т. д. В ОВД должностными лицами являются руководители и их заместители. Именно эти лица рассматривают случаи нарушения закона.

Задачи должностных лиц

Стоит рассмотреть работу должностных лиц по выявлению правонарушений на примере ОВД. Именно эта инстанция реализует большую часть функций в области профилактики и пресечения правонарушений. Происходит рассмотрение дел следующего характера:

  • нарушение правил пребывания на государственной границе;
  • появление в общественных местах в пьяном виде;
  • мелкое хулиганство;
  • распитие алкоголя в общественных местах;
  • нарушение правил безопасности на дорогах и др.

Власть ОВД затрагивает многие сферы общественной жизни, однако она не беспредельна. Стоит также отметить, что не соответствующие закону действия и бездействия должностного лица могут быть выявлены и осуждены другим должностным лицом.

Уполномоченные инстанции

Какие должностные лица вправе решать дела об административных правонарушениях? Здесь все зависит от тяжести нарушения закона. Так, стоит обратить внимание на следующие инстанции:

  • таможенные и налоговые органы, военкоматы, службы пограничного характера;
  • органы исполнительной власти;
  • коллегиально-административные комиссии;
  • комиссии по делам несовершеннолетних лиц;
  • мировые судьи, а также судьи из районных и областных судов.

Государственные служащие в России делятся на федеральных и региональных. На федеральном уровне действуют Парламент, Правительство и Президент. На региональном - высшее должностное лицо субъекта РФ, региональные органы власти и суды.

1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

3. Уполномоченный представитель налогоплательщика — организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

4. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:

1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;

2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;

4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

5. По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет полномочия, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.

6. Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему настоящим Кодексом полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 29 НК РФ

Статья 29 НК РФ дает определение уполномоченного представителя налогоплательщика. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком (физическим лицом и (или) организацией) представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В силу указанного представительства одно лицо (представитель), обладающее соответствующими полномочиями (доверенностью), совершает действия (в налоговых правоотношениях, то есть для целей налогообложения) от имени другого лица (представляемого), в результате чего у последнего возникают, изменяются и прекращаются права и обязанности.

Представителем может быть любое правоспособное лицо, то есть физическое лицо (не имеющее статуса индивидуального предпринимателя — с момента возникновения им гражданской дееспособности, имеющее статус индивидуального предпринимателя — с момента регистрации в таком качестве) и юридическое лицо — с момента его возникновения в установленном порядке.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика:

должностные лица налоговых органов (руководители (их заместители) налоговых инспекций);

должностные лица таможенных органов;

должностные лица органов государственных внебюджетных фондов;

должностные лица органов внутренних дел;

следователи;

прокуроры.

Положения ст. 29 НК РФ не допускают возможности участия в налоговых правоотношениях в качестве уполномоченных представителей налогоплательщика указанных выше лиц в силу занимаемой ими должности и независимо от того, что свои служебные обязанности они исполняют в другом соответствующем органе или районе.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Доверенность выдается в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Согласно положениям ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу, которое вправе удостовериться в личности представляемого и сделать об этом отметку на документе, подтверждающем полномочия представителя.

Правила Гражданского кодекса РФ о доверенности применяются также в случаях, когда полномочия представителя содержатся в договоре, в том числе в договоре между представителем и представляемым, между представляемым и третьим лицом, либо в решении собрания, если иное не установлено законом или не противоречит существу отношений.

В случае выдачи доверенности нескольким представителям каждый из них обладает полномочиями, указанными в доверенности, если в доверенности не предусмотрено, что представители осуществляют их совместно.

В соответствии с п. п. 1 и 4 ст. 185.1 Гражданского кодекса РФ доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.

Распространение правил Гражданского кодекса РФ, регулирующих деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, на индивидуальных предпринимателей не означает признание индивидуальных предпринимателей юридическими лицами.

В соответствии с п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно, применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Налоговые правоотношения регулируются законодательством о налогах и сборах.

В силу п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Абзацем 2 п. 3 ст. 29 НК РФ установлено, что уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 185 Гражданского кодекса РФ). Указанное положение применяется и в отношении уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя.

Пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации» разъяснено, что положения абз. 2 п. 3 ст. 29 НК РФ распространяются также и на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями.

Вышеуказанные разъяснения были даны в Письме Минфина России от 24 марта 2014 г. N 03-02-08/12763.

Отметим, что в п. 2 ст. 185.1 Гражданского кодекса РФ перечислены виды доверенностей, приравненные к нотариально удостоверенным.

К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, которые удостоверены начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии — старшим или дежурным врачом;

2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности работников, членов их семей и членов семей военнослужащих, которые удостоверены командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;

3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены начальником соответствующего места лишения свободы;

4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, которые удостоверены администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Таким образом, представитель индивидуального предпринимателя вправе действовать либо на основании нотариально удостоверенной доверенности, либо на основании доверенности, выданной в порядке ст. 185.1 Гражданского кодекса РФ (Письмо ФНС России от 22 августа 2014 г. N СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации»).

"Торговый эксперт", 2008, N 1
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ
Нередко во взаимоотношениях с другими организациями, налоговыми органами, судами, организация выступает через своих представителей - специально уполномоченных лиц. Этими представителями могут быть не только руководитель или иное лицо, уполномоченное учредительными документами, но и другие штатные работники, а в ряде случаев и приглашенные со стороны. Все зависит от задач, для решения которых привлекается представитель.
Статьи 182 - 189 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) дают общие положения о представителях и о том, как должны оформляться подобные полномочия представителей для совершения ими разного рода юридических действий (сделок), направленных на установление, изменение или прекращение имущественных и других гражданских прав и обязанностей.
Официально уполномоченное лицо
Под представителем юридического лица понимается лицо, уполномоченное совершать сделки от имени представляемой организации (юрлица) на основании закона или учредительных документов, а также на основании доверенности (ст. 182 ГК РФ).
Официально уполномоченными лицами юридических лиц на основании закона или учредительных документов выступают их исполнительные органы. Это единоличные органы - директор (генеральный директор), руководитель, президент; коллегиальные органы - правление, дирекция, совет директоров и глава коллегиального исполнительного органа (председатель, управляющий). В учредительных документах организации должно быть указано такое лицо (орган), а также определен круг его полномочий.
Для удостоверения полномочий официального (а по НК РФ - законного) представителя организации следует руководствоваться учредительными документами юридического лица (устав, учредительный договор, положение), а также документом, подтверждающим назначение (избрание) данного лица на соответствующую должность (решение, протокол, приказ и т.п.).
Временное исполнение обязанностей руководителя
Часто при заключении сделок или при совершении иных юридических действий от имени юридического лица выступает не исполнительный орган организации - директор, президент, избранный соответствующим органом управления, а временно исполняющий обязанности руководителя (так называемый ВРИО). Он назначается самим руководителем либо принимает исполнение данных обязанностей в силу наступления определенных юридических фактов (увольнение, болезнь руководителя и т.д.).
Примечание. Понятие "ВРИО" довольно условное, но оно означает оперативное замещение должности руководителя в связи с временной невозможностью осуществления им своих полномочий.
Следует заметить, что нынешнее законодательство не содержит специальных правовых норм, регулирующих отношения по исполнению обязанностей руководителя при его временном отсутствии. В то же время обычаи делового оборота предусматривают определенные правила по приравниванию ВРИО по объему полномочий к единоличному исполнительному органу организации - руководителю.
Для представления и защиты интересов организации в хозяйственных, административных, налоговых и иных правоотношениях ВРИО можно и не назначать. Достаточно выдать соответствующему работнику доверенность, содержание которой будет включать максимальный объем полномочий доверенного лица. Такие полномочия будут составлять лишь часть компетенции руководителя. Но бывают случаи, когда руководитель не смог оформить доверенность, например, внезапно тяжело заболел. Для обеспечения нормальной работы организации необходимо полное исполнение его обязанностей другим лицом. Назначить ВРИО вправе тогда тот орган управления, который назначает (избирает) самого руководителя. Например, в ООО это общее собрание участников. Но чаще всего это довольно сложная процедура, особенно по времени для созыва и проведения собрания. Поэтому в большинстве случаев назначение ВРИО оформляется приказом руководителя организации.
Справка. Вопрос о назначении ВРИО необходимо предусмотреть в учредительных документах организации (уставе).
Бывают ситуации, когда принятие исполнения обязанностей происходит автоматически, но это будет правомерным, если должностные инструкции, локальные акты организации прямо указывают, какое должностное лицо замещает должность руководителя при его временном отсутствии.
На практике нередки случаи, когда в организации требуется ВРИО при увольнении руководителя по собственной инициативе или заболевании, приведшем к невозможности дальнейшего продолжения им функций руководителя. Эти ситуации лучше всего предусмотреть в учредительных документах.
Остальные работники организации могут выступать в качестве ее уполномоченных представителей в конкретных правоотношениях лишь на основании доверенности, выданной им органом управления этой организации: директором, президентом и т.п.
Доверенность от имени организации (юридического лица) выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати организации.
Виды доверенностей
Доверенности бывают разные. Например, генеральная доверенность выдается руководителю филиала или отдельного подразделения организации. Чаще всего выдаются доверенности на совершение разового конкретного действия - заключить договор, получить зарплату и т.п.
Наиболее распространенными являются специальные доверенности, выдаваемые для совершения однородных сделок или каких-либо однородных юридических действий (например, для представления интересов организации в судебных органах, на управление транспортным средством).
Не следует в тексте доверенности использовать общие фразы, например, "и иные полномочия, связанные с доверенностью", так как это может вызвать разногласия по поводу полномочий представителя.
Какие полномочия нельзя передавать
Следует обратить внимание, что некоторые полномочия вообще нельзя передавать по доверенности. Например, в соответствии со ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика может представлять интересы организации налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов) и иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Но такой уполномоченный представитель не вправе сам платить за налогоплательщика налоги и сборы, так как это непосредственная обязанность плательщика.
Для оказания юридической помощи организациям, в отношении которых ведется дело об административных правонарушениях, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также по делам, рассматриваемых в арбитражных судах или судах общей юрисдикции, допустимо участие представителя - адвоката или иного лица.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, подтверждаются доверенностью (ст. 25.5 КоАП РФ и ст. 59 АПК РФ). Но, если представителем организации будет выступать сам руководитель организации, ему понадобятся устав, приказ (протокол) о назначении и паспорт.
Как составить доверенность
ГК РФ содержит ряд общих установок о том, как должны быть оформлены полномочия представителя:
- доверенность не может быть устной - только письменная (п. 1 ст. 185 ГК РФ);
- нотариальное удостоверение доверенности требуется, если на то есть специальное указание в законе. Например, если речь идет о передоверии (п. 3 ст. 187 ГК РФ) или согласно ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности;
- доверенность можно оформить на бланке организации, но это не обязательно. Главное, чтобы в доверенности было четко указано, что именно уполномочен сделать доверенное лицо (поверенный);
- на доверенности от имени организации должны быть печать и подпись руководителя (п. 5 ст. 185 ГК РФ).
При составлении доверенности руководствуются также следующим:
- даты и сроки в ней следует указывать не только цифрами, но и прописью. Согласно ст. 186 ГК РФ, если срок действия доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее оформления, т.е. даты выдачи указанной доверенности. Срок действия доверенности лучше указывать, так же как и указывать в обязательном порядке дату ее выдачи;
- наименование организации, фамилии, имена и отчества доверителей (т.е. тех, кто выдает доверенность) и представителей, а также иных лиц следует писать полностью.
И еще одна важная деталь оформления доверенности - указание паспортных данных представителя (поверенного). Это избавит представителя доказывать, что документ выдан именно ему.
Доверенность на получение материальных ценностей и денег
Согласно ст. 9 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", при оформлении документов на получение материальных ценностей организация обязана использовать утвержденные в установленном порядке унифицированные документы.
Документом, подтверждающим право представителя на получение товарно-материальных ценностей, является доверенность, оформляемая по типовым формам N М-2 или N М-2а, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.
Справка. Доверенности на получение товарно-материальных ценностей оформляются в соответствии с Указаниями, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а, а также действующей ныне Инструкции о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности (утв. Письмом Минфина СССР от 14.01.1967 N 17).
Доверенность по форме N М-2а используют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер. Выдача таких доверенностей регистрируется в специально заводимом, пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей.
Доверенности по форме N М-2 применяют в тех случаях, когда получение ценностей производится нерегулярно, порой в разовом порядке. Для их учета не требуется ведение специального журнала, хотя они должны регистрироваться бухгалтерией или иным подразделением, уполномоченным приказом (распоряжением) дирекции, в книге доверенностей (номер доверенности определяется в книге доверенностей по корешку предыдущей доверенности).
Обе формы указанных доверенностей подписываются руководителем или иными уполномоченными на это лицами и главным (старшим) бухгалтером. При этом следует иметь в виду, что согласно п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами с приложением печати этой организации. Поэтому подпись главного бухгалтера согласно ГК РФ необязательна. (Однако все-таки подписывать такие доверенности желательно и главбуху.) Право подписи доверенности лицами, уполномоченными на то руководителем и главным (старшим) бухгалтером, следует оформить приказом (распоряжением) руководителя организации.
А вот доверенности от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей согласно ст. 185 ГК РФ должны быть подписаны также главным (старшим) бухгалтером этой организации. Причем все подписи скрепляются печатью организации.
Срок действия таких доверенностей устанавливается в зависимости от возможности получения, вывоза соответствующих ценностей по наряду, счету, накладной или другому заменяющему их документу, на основании которого выдана доверенность, но, как правило, не более чем на 15 дней.
Доверенность на получение товарно-материальных ценностей, расчеты за которые производятся в порядке плановых платежей, допускается выдавать на календарный месяц. При лишении доверенного лица права на получение ценностей по доверенности, срок которой не истек, необходимо истребовать у этого лица доверенность, одновременно известив поставщиков (продавцов) об аннулировании такой доверенности.
В тех случаях, когда товары должны быть получены в одном месте (с одного склада), но по нескольким нарядам, счетам, заказам и другим заменяющим их документам, доверенному лицу может быть выдана одна доверенность с указанием в ней номеров и дат выдачи всех нарядов, счетов и других аналогичных документов. Если товарные ценности необходимо получать на нескольких складах, то может быть выдано несколько доверенностей.
В доверенности (соответствующих графах) приводится наименование товаров, подлежащих получению. Если же в документах на отпуск товаров (соглашении и т.п.) приведены наименование и количество товаров, то в таблице доверенности о материальных ценностях (на оборотной стороне формы) можно поставить прочерк.
В форме доверенности предусмотрен корешок, который остается в книжке доверенностей. В этом корешке доверенности заполняются все реквизиты, идентично данным, приведенным в основной части доверенности, выдаваемой доверенному лицу. Ответственность за правильность заполненных данных в корешке доверенности возлагается на должностное лицо, ответственное за выдачу доверенностей. Это следует предусмотреть в приказе организации о порядке выдачи доверенностей и их оформлении и подписании.
Примечание. После получения материальных ценностей в корешке указывается подтверждение этого по представленным уполномоченным лицом соответствующим документам (накладной, счету-фактуре и т.п.).
Лицо, которому выдана доверенность, обязано не позднее следующего дня после каждого получения товаров (независимо от того, получены они полностью или частично) представить в бухгалтерию организации документы о выполнении поручений и сдаче полученного товара соответствующему материально ответственному работнику. Неиспользованные доверенности также возвращаются на следующий день после истечения срока их действия. Об этом делается отметка в корешке книги доверенностей.
Лицам, которые не отчитались в использовании доверенностей, срок которых истек, новые доверенности не выдаются. И конечно, не допускается выдача доверенностей, полностью или частично не заполненных, и доверенностей без образцов подписи лиц, на имя которых они выданы.
И еще одна деталь. Доверенности, независимо от срока их действия, отбираются представителями поставщика-продавца при первом же отпуске товаров. В случае отпуска товаров частями на каждый частичный отпуск составляется накладная (приемно-сдаточный акт или другой аналогичный документ) с указанием на ней номера доверенности и даты ее выдачи. Один экземпляр накладной передается получателю товара, а другой подкладывается к оставшейся у поставщика (продавца) доверенности. Это используется для контроля за отпуском товаров по доверенности, а также предъявления счета покупателю. По окончании отпуска товаров доверенность сдается в бухгалтерию организации продавца вместе с документами на отпуск последней партии товаров по этой доверенности.
О печати, скрепляющей документы организации
Как уже отмечалось, доверенность на те или иные полномочия работника подписывается руководителем и скрепляется печатью организации. Особенно этот порядок касается при оформлении доверенностей на получение товарно-материальных ценностей.
В основополагающих правовых актах - Федеральных законах от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах " (п. 7 ст. 2); от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (п. 5 ст. 2); от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (п. 3 ст. 2) предусматривается, что названные юридические лица - организации не только должны иметь обязательно круглую печать, с указанием на ней обязательных реквизитов: полного фирменного наименования организации на русском языке и места ее нахождения. Кроме этого, печать может содержать дополнительные реквизиты, например, фирменное наименование не только на русском языке, но и на любом языке народов РФ или иностранном языке.
Обратите внимание! Помимо обязательных реквизитов организации по своему усмотрению могут указывать на своих печатях ИНН, КПП, ОГРН, товарный знак, логотип и т.д.
Региональные власти также могут устанавливать свои требования к наличию на печати тех или иных реквизитов. Так, органы исполнительной власти в Хабаровске, Екатеринбурге в их региональных положениях о разрешении изготовителя печатей предусмотрели обязательное наличие в реквизитах печати идентификационного номера (ИНН).
Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 2-ФКЗ "О государственном гербе Российской Федерации" размещать на печати герб Российской Федерации могут только:
- федеральные органы государственной власти;
- иные государственные органы;
- организации и учреждения;
- организации и учреждения независимо от форм собственности, наделенные отдельными государственно-властными полномочиями;
- органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния.
В соответствии с ГОСТ Р 51511-2001 "Печати с воспроизведениями государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования" наряду с гербом указанные организации включают в текст гербовой печати:
- полное наименование юридического лица в именительном падеже, в скобках его краткое наименование (если оно имеется);
- основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
Следует заметить, что любая организация может иметь несколько печатей, так как ограничения по их количеству не установлены.
Если имеется несколько печатей, то рекомендуется внутренними локальными документами установить порядок их использования.
Иногда организации заказывают себе печати с надписью "Для документов". Такой печатью не рекомендуется заверять официальные документы, договоры. Более правильным будет заверка таких документов основной печатью.
Право подписи доверенностей и финансовых документов
Как правило, во всех случаях доверенности на получение материальных ценностей и финансовые документы подписывает руководитель (первая подпись) и главный бухгалтер (вторая подпись). Право подписи доверенностей должностными лицами должно быть предоставлено приказом руководителя организации.
На финансовых документах, предоставляемых в банк, право первой подписи принадлежит руководителю, а право второй подписи - главному бухгалтеру. Иным лицам юридического лица право первой и второй подписи на таких документах должно быть предоставлено соответствующим приказом руководителя. Вместо приказа удостоверить передачу полномочий на право первой и второй подписи можно доверенностью, должностной инструкцией. В них должно быть прямо прописано, что работник наделяется правом первой или второй подписи.
Подобные документы дают право работнику только заключать различного рода договоры. Они не могут свидетельствовать о полномочиях работника на право подписи (первой и второй) на финансовых документах, т.е. распоряжаться денежными средствами организации. А значит, банк не примет карточку с образцами подписей ввиду неуполномоченности этих лиц (см. Письмо Банка России от 14.06.2007 N 31-1-6/1244 "О подтверждении полномочий лиц, наделенных правом подписи").
Что может сказать подпись
Говоря о праве подписи на документах организации, хотелось бы остановиться на их графологическом анализе. К такому анализу нередко прибегают в бизнесе с целью наблюдения за поведением и изменением характера сотрудников и выявления претендентов на повышение или увольнение, но, конечно, без афиширования этого наблюдения.
Что же могут сказать подписи тех или иных лиц с графологической точки зрения?
В первой букве подписи зашифрована самооценка личности. Чем буква выше остальных, тем более искривлена самооценка. Очень высокая первая буква трактуется как признак завышенного самомнения. Если же высота первой и последующих букв гармонически сочетаются, это говорит о самокритичности. Заглавная буква, написанная фигурно, показывает, что мысли и человека так же витиеваты и имеется склонность к романтике. Те, кто ставят точку после первой буквы подписи, явно педантичны и пунктуальны. Две заглавные буквы в подписи демонстрируют неординарную и амбициозную личность.
Высокая вторая буква (по отношению к первой) означает нереализованные амбиции. Подчиненным следует опасаться такого руководителя, а последнему - своих замов.
Подпись, "сходящая" в конце на нет, принадлежит человеку коварному, в планы которого никто никогда не посвящается. Такие личности обычно занимают высокие должности.
Черточки после подписи могут означать у мужчин наличие женских признаков в характере, у женщин - тягу к драгоценностям либо излишнюю чистоплотность.
С точки зрения графологов, если заглавная буква в подписи руководителя или его работника намного выше остальных, значит, оба они излишне горды, амбициозны и склонны к преувеличениям. Так что закорючки на подписях того или иного работника могут сказать многое о том, о чем они сами хотели бы умолчать.
Ю.Н.Болдырев
Юрист-консультант
Лиги предпринимателей торговли
г. Москвы
Подписано в печать
17.03.2008

Понятие уполномоченного представителя налогоплательщика

Процедура уплаты налогов является достаточно длительной и состоит из нескольких этапов. Прежде всего, необходимо собрать отчетность, заполнить декларацию и посетить налоговую.

Не всегда руководители крупных компаний могут позволить себе тратить время на посещение налоговых органов. Сегодня оплатить сборы за любое юридическое лицо может уполномоченный представитель налогоплательщика.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается такое лицо (физическое или юридическое), которое может представлять интересы плательщика налогов в сделках с налоговыми органами, а также с другими участниками отношений по налогам и сборам.

Уполномоченный осуществляет свои действия на основании доверенности, которая выдается в соответствии с порядком, установленным Гражданским кодексом РФ.

Кто не может быть уполномоченным представителем налогоплательщика

Законодательство запрещает быть уполномоченными представителями следующим категориям:

  • работникам налоговых и таможенных органов;
  • специалистам органов внутренних дел правопорядка;
  • судьям следователям и прокурорам;
  • специалистам государственных внебюджетных фондов.

Данное правило закреплено в статье 29 Налогового кодекса РФ. Эта норма законодательства установлена по той причине, что указанные лица представляют интересы государства и не могут одновременно быть представителями налогоплательщика и стороны, осуществляющей контроль за уплатой налогов и сборов.

Ответственность уполномоченного представителя налогоплательщика

Уполномоченные представители налогоплательщика несут ответственность перед участниками налоговых правоотношений. Они ответственны за представление интересов в следующих случаях:

  • связанных с регистрацией компании в налоговых органах;
  • связанных с подачей декларации;
  • связанных с взысканием налогоплательщиков недоимки по налогам;
  • связанных с привлечением компании к ответственности за нарушения в области уплаты налогов и сборов, а также в других случаях если действие или бездействие налоговых органов затрагивает права организации.

Уполномоченное лицо несет ответственность за соблюдение сроков, подачу налоговой отчётности, правильность заполнения декларации по налогам, а также за правильность исчисления конечных сумм.

По этой причине уполномоченный налогоплательщика должен очень хорошо разбираться в современном налоговом законодательстве.

Доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика

Уполномоченный представитель налогоплательщика осуществляет свою деятельность на основании доверенности. Доверенность - это письменный договор между налогоплательщиком и третьим лицом о передаче и разделении прав. Согласно статье 185.1 ГК РФ срок действия доверенности составляет не более 3 лет.

Если договор не содержит сведений о сроках, то считается, что доверенность действует ровно год. При этом, если не указана дата открытия доверенности, то она считается недействительной.

Все действия, которые указаны в доверенности, уполномоченный представитель вправе совершать лично.

Он может передать свои полномочия третьим лицам, но только если это действительно необходимо.

При этом уполномоченный обязан уведомить своего доверителя и выдать доверенность третьему лицу. Такая доверенность должна быть обязательно нотариально заверенной.

Порядок выдачи доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика

Доверенность имеет определенный порядок выдачи, который установлен статьей 185.1 ГК РФ. При этом, на основании данного документа уполномоченный в праве совершать все юридические действия в том же объеме, что и доверитель.

По законодательству договор должен иметь унифицированную форму. Полномочия доверенного нотариально подтверждаются.

Доверенность обязательно выдается с подписью руководителя или лица, его заменяющего. Печать организации не обязательна. Данное правило закреплено пунктом 4 статьи 185.1 ГК РФ. Также, если уполномоченный сдает налоговые декларации, то он может предоставить письменное нотариальное заверение.

Основания прекращения действия доверенности

Статья 187 ГК РФ содержит основания для прекращения действия доверенности:

  • если кончился срок доверенности;
  • если доверенность отменена доверителем;
  • если доверенный сам отказался от полномочий;
  • если юридическое лицо прекратило свою деятельность в результате ликвидации или реорганизации;
  • если доверитель и доверенный признаны недееспособными или безвестно отсутствующими;
  • при смерти доверителя или доверенного;
  • если произведено введение в отношении организации процедуры банкротство, при которой доверитель теряет право выписывать доверенности.

Сроки отказа от доверенности не установлены ни для доверителя, ни для уполномоченного. Если доверитель изменяет или отменяет доверенность, он обязан оповестить об этом уполномоченного и налоговые органы.

Правопреемники налогоплательщика сохраняют свои права и обязанности, которые возникли в результате их действий после того, как стало известно о прекращении срока доверенности. Однако, правило не имеет силы, если налоговые органы были в курсе прекращения действия документа.

После того, как доверенность потеряла силу, уполномоченный либо правопреемник обязан вернуть документ налогоплательщику немедленно.

Данная обязанность носит двухсторонний характер.

Если этого не произошло, и организация не в силах вернуть бланк документа, то она должна в установленные сроки подать объявление о том, что доверенность считается недействительной. Это необходимо для предотвращения мошеннических действий, а именно для того, чтобы доверенностью компании больше никто не мог воспользоваться.

После публикации объявления, все действия по доверенности, произведенные в сроки, следующие за публикацией, считаются недействительными.

Доверенности, приравниваемые к нотариально удостоверенным

Доверенность для уполномоченного должна быть заверена, но существуют определенные обстоятельства, когда нотариальное заверение невозможно. Статья 185.1 ГК РФ устанавливает список доверенностей, которые приравниваются к нотариально заверенным:

  • документы, выдаваемые военнослужащим, которые проходят лечение в госпиталях. Должны быть удостоверены начальником медицинского учреждения или старшим врачом;
  • документы, выдаваемые военнослужащим, которые расположены в местах дислокации воинских штабов, где нет нотариальных контор;
  • доверенности осужденных, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены руководством исправительного учреждения;
  • доверенности совершеннолетних, находящихся в организациях социальной защиты, удостоверенные руководством таких организаций.

Правоотношения, в которых уполномоченный представитель консолидированной группы налогоплательщик представляет интересы других участников

Уполномоченный представитель консолидированной группы налогоплательщиков может представлять ее интересы в следующих правоотношениях:

  • связанных с регистрацией в налоговых органах документов о создании консолидированной группы, а также с внесением изменений в договор между участниками;
  • связанных с взысканием с консолидированной группы задолженности по налогу на прибыль;
  • связанных с ответом организации по налоговым нарушениям налогового законодательства;
  • в иных случаях, когда действия налоговых органов организации оказывают влияние на участников созданной группы.

Если договор между участниками консолидированной группы прекращается досрочно, то лицо, которое является ответственным участником, сохраняет свои полномочия.

Уполномоченный вправе передать свои обязательства третьим лицам, но только на основании доверенности по требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, уполномоченный налогоплательщика значительно упрощает для организации процедуру уплаты налогов. При оформлении доверенности необходимо опираться на действующие нормы законодательства и следить за сроками выданных лицензий.

Дата публикации: 06.09.2013 07:49 (архив)

Согласно п. 1 ст. 26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя.

В силу п. 3 ст. 26 НК РФ полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.

В ст. ст. 27 - 29 НК РФ определены законные и уполномоченные представители налогоплательщика:

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов; законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, а уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица - на основании доверенности, заверенной нотариусом, или доверенности, которая приравнена к таковой Гражданским кодексом Российской Федерации.

Федеральным законом от 07.05.2013№ 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" в гражданское законодательство внесен ряд существенных поправок, связанных с выдачей доверенности. Изменения вступили в силу с 1 сентября 2013 года.

Так, с первого осеннего дня текущего года доверенность можно выдавать на любой срок, то есть период действия данного документа уже не ограничен тремя годами. Если же срок в доверенности не указан, то она по-прежнему сохраняет силу в течение одного года со дня ее совершения. При этом дата выписки доверенности обязательно должна быть указана.

Еще одно новшество - выдавая доверенность, печать на ней ставить не обязательно, достаточно будет заверить документ лишь подписью руководителя. Есть еще одно изменение, которое касается организаций. Так, по общему правилу доверенности, выданные в порядке передоверия, положено удостоверять у нотариуса. Теперь же это правило отменено в отношении подобных доверенностей, выдаваемых юридическими лицами.

Кроме того, доверенность может быть многосторонней, то есть выдаваться несколькими лицами или нескольким лицам.

Впервые в Российском гражданском законодательстве установлены правовые основы безотзывной доверенности. Выдать такую доверенность может только лицо, которое осуществляет предпринимательскую деятельность. Безотзывную доверенность нельзя отменить до окончания срока ее действия, а аннулировать можно только в предусмотренных ею случаях. Однако в силу закона отменить такую доверенность можно после прекращения того обязательства, для исполнения или обеспечения исполнения которого она выдана, а также в случае злоупотребления представителем своими полномочиями. Безотзывная доверенность должна быть нотариально удостоверена.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ