Само понятие «госжилинспекция» было введено в правовое поле в 1994 году. Появление подобной организации было ответом на беспорядок, творившийся в вопросах жилищного и коммунального хозяйства страны. С тех пор и обязанности организации претерпели существенные изменения.
Что такое госжилинспекция? Фото № 1
Чтобы понять, что такое госжилинспекция, следует обратиться к закону, на основании которого она была создана.
Согласно данному закону:
Положение о госжилинспекции. Фото № 2
20 статья объясняет термин ОГЖН, как структуру исполнительной власти, которая должна предупреждать, выявлять и пресекать нарушения «органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами» законодательства РФ, связанного с вопросами жилищно-коммунального хозяйства.
В статье также все функции инспекций и зоны их ответственности.
Инспекции организованы в каждом субъекте РФ и имеют полномочия в рамках подведомственной территории.
Что входит в задачи госжилинспекции? Фото № 3
Основное направление работы структуры – контроль над соблюдением и реагирование на нарушения прав физических и юридических лиц в жилищной сфере.
Задачи госжилинспекции, которые позволяют достичь поставленных целей, касаются:
Работа по достижению поставленных задач помогает защитить права потребителей в жилищно-коммунальном сегменте.
Функции госжилинспекции. Фото № 4
В работе органов надзора можно выделить функции, полномочия и обязанности.
При исполнении обязанностей сотрудникам ОГЖН дается право:
Функции госжилинспекции напрямую связаны с Российским Законодательством. Их выполнение основано на правовых нормах, позволяющих принимать самостоятельные решения в рамках своих полномочий. Если их недостаточно, инспектора прибегают к взаимодействию с судебной системой.
Полномочия ОГЖН. Фото № 5
Полномочия госжилинспекции могут быть прямыми, в которых инспектора участвуют лично и косвенными, когда вопросы рассматриваются путем анализа полученной информации.
Прямые полномочия:
Подтверждением полномочий являются служебные удостоверения инспекторов ГОЖН.
Обязанности ОГЖН. Фото № 6
Исполнение обязанностей сотрудников ОГЖН можно разделить на текущие, которые служба планирует исходя из собственных задач, и, отработку тех обязанностей, которые реализовываются в результате обращения граждан.
В рамках своих обязанностей сотрудники ОГЖН:
Исполнение обязанностей имеет установленный порядок, распространяющийся на:
Недопустимым является нарушение инспекторами ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». При ненадлежащем исполнении, сотрудники попадают под ответственность, установленную законодательством РФ.
Какие вопросы рассматривает госжилинспекция? Фото № 7
Обратиться в местный орган государственного надзора может любой гражданин, а также организация, если на это имеются основания. Для этого необходимо обратиться в инспекцию лично, написав заявление, либо направить жалобу почтой.
Если уточняющий, можно воспользоваться телефоном горячей линии.
Основаниями для обращения могут служить:
Еще один вариант обращения в инспекцию – её официальный сайт, который имеет каждый орган государственного жилищного надзора.
Таким образом, основной сферой деятельности органа государственного надзора является охрана прав граждан в сфере , причем круг полномочий и вопросов, за которыми обязаны следить сотрудники инспекций достаточно обширный.
Подробнее о деятельности государственной жилищной инспекции вы можете узнать, посмотрев видео:
Напишите вопрос жилищному юристу в форму ниже Смотрите также Телефоны для консультации
22 мая 2017 62С 01.03.2005 г. на основании Федерального Закона № 188-ФЗ от 29.12.2004 был введен в действие новый Жилищный кодекс РФ. С этого момента в стране началась масштабная жилищная реформа, затронувшая все сферы этой отрасли права. Канули в Лету привычные гражданам ЖЭКи, на смену им пришли управляющие компании, кооперативы и товарищества собственников жилья. Все формы организаций, осуществлявших управление многоквартирными домами, более не являлись государственными учреждения, в связи с чем возникла необходимость формирования государственного органа, осуществляющего контроль за деятельностью «коммунальщиков».
Надзорным органом стала Государственная жилищная инспекция (далее - ГЖИ). Создание контролирующего органа произошло на основании Постановления Правительства от 26.09.94 г. № 1086 «О государственной жилищной инспекции в РФ» еще во время действия старого Жилищного Кодекса РСФСР. В настоящее время документ утратил силу. Деятельность ГЖИ регулируется Постановлением правительства РФ № 493 от 11.06.13 «О государственном жилищном надзоре». Последние поправки в обозначенный нормативный акт были внесены 20.06.2016 года.
Основной функцией Государственных жилищных инспекций является осуществление государственного надзора в соответствии с законодательством в жилищной области права. Понятие надзора включает в себя такие задачи как:
Органы ГЖИ осуществляют надзор в сфере жилищно-коммунального хозяйства несколькими способами:
Для осуществления контроля созданы региональные органы исполнительной власти в каждом субъекте РФ. На местах инспекцией проверяются основные требования законодательства к:
Кроме перечисленного, одной из главных задач при инспектировании является контроль за соблюдением законодательных норм при осуществлении управления многоквартирными домами. Под контроль ГЖИ попадает установление размеров коммунальных платежей, целевое использование денежных средств, исполнение должным образом взятых на себя договорных обязательств управляющими компаниями. Основные принципы деятельности органов ГЖИ заключаются в улучшении показателей в сфере предоставления коммунальных услуг населению, обеспечение сохранности жилищного фонда, рациональному использованию ресурсов в сфере ЖКХ.
Формирование структуры органов государственных жилищных инспекции в субъектах Российской Федерации осуществляется на основании постановления глав регионов в соответствии с законодательством Федерального уровня. ГЖИ представляет собой орган исполнительной власти. Являясь юридическим лицом, региональные подразделения ГЖИ правомочны:
В зависимости от отдельно взятого региона структура ГЖИ в субъекте может иметь несколько подразделений. Так, например, для Москвы и Московской области имеются обособленные структурные единицы данного учреждения, осуществляющие территориальный надзор в самом мегаполисе и в области в автономном друг от друга порядке.
Как правило, региональная государственная жилищная инспекция имеет собственный официальный сайт, на котором размещена информация о структуре организации, общая информация, ссылки на документы, регулирующие деятельность, а также контакты, включая адрес местонахождения и телефоны. Кроме этого на сайте предусматривается форма обратной связи, благодаря которой граждане имеют возможность отправить свое обращение в режиме онлайн (то есть обращение в адрес государственной жилищной инспеции можно произвести через официальный сайт).
ГЖИ осуществляет лицензирование управления многоквартирными домами граждан. Инспекция также осуществляет аттестацию экспертов, которые могут быть привлечены для участия в мероприятиях, связанных с жилищным надзором. Более подробную информацию о получении аттестата или лицензии можно получить на сайте Госуслуг , набрав наименование услуге в форме поиска. Открыв соответствующую форму, пользователи получат информацию об условиях подачи заявки, требуемых документах и стоимости самой услуги.
Качество и характер предоставления жилищно-коммунальных услуг - это один из объектов прав потребителя, которыми являются все жильцы многоквартирных домов. Контроль над предприятиями в сфере ЖКХ - управляющими компаниями (УК), товариществами совладельцев жилья (ТСЖ) и другими исполнителями услуг осуществляет жилищная инспекция (ГЖИ). Она представляет собой субъект исполнительной государственной власти, в ведении которой находится весь жилой фонд. В каждом областном или региональном центре функционирует инспекция государственного жилищного надзора, в чьи полномочия входит контроль и проверка качества предоставляемых ЖКУ, а также других сфер деятельности, с которыми связано жилищно-коммунальное хозяйство.
В подчинении у ГЖИ находятся все предприятия, связанные с ведением ЖКХ. Управляющие компании (УК), которые берут на себя ответственность за функционирование коммунальной собственности многоквартирных домов (МКД), должны координировать свои действия с жилищной инспекцией, а также представлять возможности надзора и контроля над своими действиями по обеспечению собственников МКД жилищно-коммунальными ресурсами и услугами. В случае возникновения споров и разногласий, а также неудовлетворительного качества предоставляемых услуг, вызывающего трения между УК и жильцами. Последние имеют право обратиться в жилищную инспекцию для урегулирования споров и решения проблем в законном порядке. Поскольку полномочия жилищной инспекции включают в себя и проверку качества ЖКУ, вынесение предписаний и назначение санкций в случае грубых нарушений обязательств со стороны УК, то обращение в ГЖИ обычно является быстрым и эффективным способом решить проблемы.
Стандартной формой обращения в жилищную инспекцию по месту жительства является обращение или жалоба, в которой подробно излагается проблема в соответствии с действующим законодательством. Но, прежде чем обращаться в инспекцию, жильцы дома должны иметь точное представление, чем занимаются жилищные инспекции, какие вопросы они могут решать, а какие не входят в их компетенцию.
Основные вопросы, которые решает Госжилинспекция, можно перечислить в следующих пунктах:
Чаще всего причиной обращения в инспекцию жилищного надзора является первый пункт - нарушение правил содержания многоквартирного дома и придомовой территории. Когда управляющая компания плохо выполняет свои обязательства, или выполняет их некачественно или с задержками, это является основанием для подачи жалобы в ГЖИ. Формально жильцы дома имеют право пожаловаться на любые нарушения правил ремонта и содержания: неисправности лифта, отсутствие освещения на лестничных клетках, протекающие трубы в подъезде, неприятный запах из подвала, разбитые окна в подъездах и т.д. То есть поводом для жалобы может стать любой вопрос, относящийся к обязанностям и полномочиям управляющей компании.
Положение о государственной жилищной инспекции предписывает действия последней при обращениях граждан с жалобой на неправомерные действия/бездействие управляющих компаний. Госжилинспекция направляет сотрудника для проверки на соответствие действительности указанных в жалобе проблем. Если подтверждается факт ненадлежащего исполнения УК своих прямых обязанностей, то инспектор составляет протокол и акт, а также выносит предписание по устранению проблемы. Управляющая компания обязуется принять соответствующие меры и предоставить отчет о проделанной работе в течение 30 дней с момента вынесения предписания.
Но иногда жильцы дома не принимают вынесенное решение жилищной инспекции. Например, если предписанные меры по устранению существующей проблемы не соответствуют ее реальным масштабам, то жильцы имеют право на оспаривание этого решения для обжалования предписания жилищной инспекции, обратившись в органы местного самоуправления, главного государственного жилищного инспектора или в суд. Согласно ст. 30.3. КоАП РФ, срок обжалования предписания ГЖИ составляет 10 суток с момента вынесения.
Несмотря на достаточно широкие функции и полномочия государственной жилищной инспекции, они ограничены существующей юрисдикцией. Так, дела о расходах денежных средств управляющими компаниями, а также другие финансовые вопросы и действия уполномоченных сотрудников УК, связанные с управлением экономической деятельностью, не входят в компетенцию государственной жилищной инспекции. Если у жильцов дома есть подозрения о нецелевой трате финансовых и материальных активов, а также получении незаконной выгоды директором или другими сотрудниками УК с использованием общедомовой собственности/помещений, то заниматься этим вопросом нужно в прокуратуре.
А вот лицензирование деятельности управляющей компаний находится в компетенции Госжилинспекции. На базе ГЖИ создается лицензионная комиссия, которая уполномочена проверять управляющие компании на предмет возможности вести свою деятельность в соответствии с установленными лицензионными требованиями. ГЖИ выдает лицензии управляющим компаниям, на основании которых они имеют право управлять многоквартирными домами, а также лишает УК действующей лицензии при выявлении нарушений их работы.
Также ГЖИ проводит лицензионные экзамены директорам УК на предмет знаний о ведении ЖКХ, на основании которых выдают лицензионный аттестат, позволяющий занимать руководящую должность в управляющей компании.
Постановления Правительства Москвы от 18 декабря 2001 г. N 1144-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 06.05.97 N 321 "Об уточнении нормативных документов и полномочий Мосжилинспекции".
По региональному государственному жилищному надзору в пределах своей компетенции;
По лицензионному контролю за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;
По предоставлению государственных услуг по согласованию переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
По предоставлению государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;
По управлению системой мониторинга многоквартирных домов и особых объектов нежилого фонда города Москвы;
По муниципальному жилищному контролю в пределах своей компетенции;
По осуществлению контроля за соблюдением требований к содержанию особых объектов нежилого фонда города Москвы;
(дефис введен постановлением
По осуществлению контроля за соблюдением требований к проведению переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных домах в городе Москве.
(дефис введен постановлением Правительства Москвы от 10.10.2017 N 751-ПП)
4.1. Разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Инспекции, в том числе о порядке получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в соответствии с условиями и требованиями к проведению переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
4.2. На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы принимает решения:
4.2.1. О согласовании (или отказе в согласовании) переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
4.2.2. О согласовании (или отказе в согласовании) ранее выполненных самовольно переустройств и (или) перепланировок помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
4.2.3. Об оформлении (или отказе в оформлении) акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
4.2.3(1). Об оформлении (или отказе в оформлении) акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в рамках перевода в жилое (нежилое).
(п. 4.2.3(1) введен постановлением Правительства Москвы от 27.10.2015 N 692-ПП)
4.2.4. О приостановлении предоставления государственной услуги по согласованию переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
4.2.5. Об отзыве решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирных домах и жилых домах.
4.2.6. О проведении мониторинга эксплуатируемых зданий:
Многоквартирных домов;
Особых объектов нежилого фонда города Москвы.
4.2.7. О внесении заключения о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на рассмотрение межведомственной комиссии, созданной в указанных целях.
4.2.8. По вопросам, связанным с производством по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.
4.2.9. О выдаче предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям, а также о продлении срока исполнения выданного предписания об устранении выявленных нарушений.
4.2.10. О проведении диагностики конструкций и инженерного оборудования многоквартирных домов (в том числе газового) с применением инструментальных методов контроля их технического состояния.
4.2.11. О согласии на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения в многоквартирном доме от имени собственника в лице города Москвы.
4.2.12. Об установлении порядка и срока приведения самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в прежнее состояние.
4.2.13. Об определении класса энергетической эффективности введенных в эксплуатацию многоквартирных домов, которым при вводе в эксплуатацию присвоен класс энергетической эффективности, исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме.
4.2.14. О подготовке для лицензионной комиссии мотивированного предложения о выдаче лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами или об отказе в ее выдаче.
4.2.15. О направлении в лицензионную комиссию уведомлений о прекращении лицензиатом деятельности по управлению многоквартирными домами.
4.2.16. По иным вопросам, связанным с реализацией полномочий города Москвы в установленной сфере деятельности и организацией деятельности Инспекции в случаях, установленных Уставом города Москвы, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.
4.3. Осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением:
4.3.1. Органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве - муниципальных округов, городских округов, поселений (далее - органы местного самоуправления), юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к:
4.3.1.1. Жилым помещениям, их использованию и содержанию.
4.3.1.3. Порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.
4.3.1.4. Порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
4.3.1.5. Учету жилищного фонда.
4.3.1.6. Порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.
4.3.1.7. Определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
4.3.1.8. Утратил силу с 1 мая 2015 года. - Постановление
4.3.1.8(1) Выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, в случаях, указанных в части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
(п. 4.3.1.8(1) введен постановлением Правительства Москвы от 16.12.2014 N 764-ПП)
4.3.1.9. Установлению размера платы за содержание жилого помещения.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 10.11.2015 N 734-ПП)
4.3.1.10. Раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
4.3.1.11. Созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов.
4.3.1.12. Предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
4.3.1.13. Созданию и деятельности советов многоквартирных домов.
4.3.1.14. Определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
4.3.1.15. Обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов.
4.3.1.16. Порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
4.3.1.17. Формированию фондов капитального ремонта.
(п. 4.3.1.17 введен постановлением Правительства Москвы от 27.10.2015 N 694-ПП)
4.3.1.18. Деятельности специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
(п. 4.3.1.18 введен постановлением Правительства Москвы от 09.06.2016 N 321-ПП)
4.3.1.19. Предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
(п. 4.3.1.19 введен постановлением
4.3.1.20. Составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).
(п. 4.3.1.20 введен постановлением Правительства Москвы от 21.04.2017 N 212-ПП)
4.3.2. Других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе:
4.3.2.1. Нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
4.3.2.2. Порядка содержания и ремонта внутридомового инженерного оборудования, включая газовое оборудование, а также к параметрам и режимам его функционирования.
4.3.2.3. Порядка принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерности избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерности избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерности избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом, правомерности утверждения условий этого договора и его заключения, правомерности заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерности заключения договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерности утверждения условий данных договоров, соответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации.
4.3.2.4. Предоставления юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах коммунальных услуг.
4.3.2.5. Порядка и сроков приведения самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в прежнее состояние.
4.3.2.6. Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению.
(п. 4.3.2.6 введен постановлением Правительства Москвы от 21.04.2017 N 212-ПП)
4.3.3. Должностными лицами местного самоуправления в жилищной сфере законодательства Российской Федерации и законодательства города Москвы, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения в жилищной сфере и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий в жилищной сфере, закрепленных за ними в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, уставами муниципальных образований.
4.4. Осуществляет контроль за соблюдением:
4.4.1. Нормативов Москвы по эксплуатации жилищного фонда города, регламентирующих требования к использованию, содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений, подвалов, чердаков, иных помещений, конструкций инженерных систем и оборудования многоквартирных домов, параметров и режимов функционирования инженерных систем и оборудования многоквартирных домов и связанных с ними объектов коммунального назначения (инженерно-технического обеспечения), а также санитарным содержанием многоквартирных домов и прилегающих к ним территорий.
4.4.2. Организации и проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, проводимому без отселения граждан за счет средств бюджета города Москвы, и их внешнему благоустройству, а также соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе путем участия в приемке многоквартирного дома после завершения в нем капитального ремонта.
4.4.3. Требований к содержанию и эксплуатации технических средств безопасности на объектах жилищного фонда, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
4.4.4. Требований к содержанию особых объектов нежилого фонда города Москвы.
4.4.5. Требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
4.4.6. Требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах.
4.4.7. Полноты и актуальности информации, внесенной в Государственную информационную систему "Реестр домовладений" (далее - Реестр) управляющими организациями, товариществами собственников жилья и жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами:
4.4.7.1. Полноты представленной управляющими организациями, товариществами собственников жилья и жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами информации в части заполнения всех необходимых полей электронных форм Реестра.
4.4.7.2. Соответствия внесенной в Реестр управляющими организациями, товариществами собственников жилья и жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами информации сведениям, имеющимся в распоряжении Инспекции.
4.4.8. Требований к проведению переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных домах.
(п. 4.4.8 введен постановлением Правительства Москвы от 28.08.2015 N 553-ПП)
4.4.9. Требований к обеспечению доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
(п. 4.4.9 введен постановлением Правительства Москвы от 10.10.2017 N 751-ПП)
4.5. В рамках осуществления контроля за полнотой и актуальностью информации, внесенной в Реестр управляющими организациями, товариществами собственников жилья и жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, проводит мониторинг данной информации с точки зрения необходимости ее дополнения новыми сведениями, имеющимися в распоряжении Инспекции, в том числе сведениями, внесенными управляющими организациями, товариществами и жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами на официальном сайте федерального органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
4.6. Осуществляет лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, за соблюдением следующих лицензионных требований:
4.6.1. Соблюдение требований части 2.3 статьи 161
4.6.2. Исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
4.6.3. Соблюдение требований, установленных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
4.7. Осуществляет муниципальный жилищный контроль на территориях городских округов и поселений в отношении муниципального жилищного фонда, а также проведение внеплановой проверки деятельности управляющих организаций в соответствии с частью 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
4.8. Осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности лицензионной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе проводит организационные мероприятия для формирования лицензионной комиссии.
4.8(1). Организует и проводит работы по технической защите информации ограниченного доступа и иной информации, содержащейся в информационных системах Инспекции.
(п. 4.8(1) введен постановлением Правительства Москвы от 10.10.2017 N 751-ПП)
4.9. Инспекция выполняет иные предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы полномочия в установленной сфере деятельности.
III. Права, организация деятельности и руководство Инспекции
5.1. Запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, юридических лиц и физических лиц информацию, необходимую для реализации полномочий в установленной сфере деятельности.
5.2. Вносить в установленном порядке на рассмотрение уполномоченных органов государственной власти города Москвы и должностных лиц органов исполнительной власти города Москвы предложения по вопросам в установленной сфере деятельности.
5.3. Создавать совещательные, экспертные и иные рабочие органы в установленной сфере деятельности.
5.4. Привлекать научные и иные организации, ученых и специалистов в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности.
5.5. Заключать в пределах своей компетенции договоры с физическими и юридическими лицами в целях выполнения возложенных на Инспекцию полномочий.
5.6. Проводить мониторинг и анализ его результатов в установленной сфере деятельности.
5.7. Обращаться в суд с заявлениями:
5.7.1. О признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации.
5.7.2. О ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации либо в случае выявления нарушения порядка создания такого товарищества или кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер.
5.7.3. О признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований Жилищного кодекса Российской Федерации о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров.
5.7.4. В защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
5.8. Посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома (жилые дома с согласия собственника), наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах с согласия собственников помещений в многоквартирном доме, посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в соответствии с полномочиями, указанными в настоящем Положении.
5.9. Обращаться в суд с заявлениями об обеспечении доступа в помещения, расположенные в многоквартирных домах и жилых домах, о соблюдении требований по использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к проведению переустройства и (или) перепланировки помещений, о приведении самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в прежнее состояние.
5.10. Направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
5.11. Осуществлять иные права в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы.
6.1. Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в городе Москве.
6.2. Реестр квалификационных аттестатов.
6.3. Реестр многоквартирных домов, находящихся в управлении лицензиатов.
6.4. Региональный сегмент федерального реестра лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации.
6.5. Реестр уведомлений об осуществлении деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
(п. 6.5 введен постановлением Правительства Москвы от 21.04.2017 N 212-ПП)
7.1. Осуществляет прием и учет представленных товариществами собственников жилья в установленных федеральным законом случаях копий реестров членов товариществ собственников жилья, их уставов, выписок из протоколов общих собраний членов товариществ о принятии решения о внесении изменений в устав с текстами соответствующих изменений.
7.2. Утратил силу с 1 мая 2015 года. - Постановление Правительства Москвы от 16.12.2014 N 764-ПП.
7.3. Осуществляет прием уведомления от указанного в части 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации владельца специального счета, предназначенного для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытого в кредитной организации, о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта по форме, утвержденной приказом Мосжилинспекции.
(п. 7.3 введен постановлением
7.4. Осуществляет информирование Департамента капитального ремонта города Москвы и некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональный оператор), о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его.
(п. 7.4 введен постановлением Правительства Москвы от 29.04.2015 N 253-ПП)
16.1. Выдает квалификационный аттестат.
16.2. Выдает лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
16.3. Обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
20.1. Руководит деятельностью Инспекции, несет персональную ответственность перед Правительством Москвы за реализацию Инспекцией установленных полномочий.
20.2. Распределяет обязанности между заместителями начальника Инспекции.
20.3. Утверждает структуру и штатное расписание Инспекции в соответствии с утвержденными предельной численностью и фондом оплаты труда, а также положения о структурных подразделениях Инспекции.
20.4. Организует проведение мероприятий по совершенствованию системы управления в установленной сфере деятельности Инспекции, в том числе по оптимизации подведомственной бюджетной сети.
20.5. Осуществляет в установленном порядке расходование денежных средств в пределах выделенных ассигнований, обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины и повышение эффективности использования средств бюджета города Москвы, предусмотренных на содержание Инспекции и реализацию возложенных на нее полномочий, несет персональную ответственность за достижение показателей эффективности в установленной сфере деятельности.
20.6. Подписывает в пределах своей компетенции правовые акты (приказы, распоряжения) Инспекции, осуществляет контроль за их исполнением.
20.7. Обеспечивает эффективное использование и сохранность имущества города Москвы, закрепленного за Инспекцией.
20.8. Организует прохождение государственной гражданской службы в Инспекции.
20.9. Действует без доверенности от имени Инспекции, заключает от имени Инспекции договоры и соглашения, совершает иные юридические действия.
20.10. Представляет Инспекцию в федеральных органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, в организациях, общественных объединениях граждан.
20.11. Обеспечивает соблюдение государственными гражданскими служащими законодательства о государственной гражданской службе, служебной дисциплины, коллективных договоров, правил служебного распорядка, должностных регламентов.
20.12. Несет ответственность за соблюдение установленного федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы режима защиты конфиденциальной информации, а также информации, отнесенной к государственной, коммерческой, служебной, иной тайне.
20.13. В пределах своей компетенции организует и обеспечивает мобилизационную подготовку в Инспекции и подведомственных ей организациях.
20.14. Подписывает бухгалтерскую и статистическую отчетность Инспекции, несет ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете, порядке представления статистической отчетности.
20.15. Утверждает в установленном порядке образцы форменной одежды сотрудников Инспекции, знаков различия и отличия, а также порядок изготовления и правила ношения форменной одежды, нормы обеспечения и порядок ее списания по истечении сроков носки.
20.16. Исполняет полномочия представителя нанимателя для государственных гражданских служащих Инспекции и работодателя для работников Инспекции, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе и трудовым законодательством.